Психологические online-тесты. Реабилитация после мозгового инсульта Аутотренинг после инсульта


Инсульт всегда становиться трагическим событием в жизни не только самого больного, но и его семьи. Этот беспощадный недуг способен резко изменить к худшему состояние не только физическое, но и моральное. Синдром эмоциональной лабильности таких пациентов, который присутствует у них уже в первые недели после удара, проявляется в плаксивости, безразличии ко всему происходящему, капризности и вспыльчивости по пустякам. Некоторые инсультники с безразличием относятся к необходимости даже физической реабилитации и выполняют необходимые процедуры только после длительных уговоров или, даже, по принуждению. Существует категория пациентов, которым приносит множество душевных страданий их стыд за свою немощность и спутанность речи. Они могут часами смотреть в стену или просматривать не интересные телепередачи, с негативом воспринимать прогулки на свежем воздухе и неадекватно реагировать на проявления заботы со стороны близких, друзей или медицинского персонала.

Программа психологического восстановления

Состояние после инсульта требует обязательной психологической реабилитации и понимания со стороны окружающих, которые невозможны без постоянного общения и контактирования с внешним миром. Психологическое восстановление после инсульта направлено на выработку адекватного отношения к здоровью и болезни, нацеленность и твердую мотивацию для скорейшего восстановления, возвращение в общественную и трудовую жизнь. Для каждого пациента должна составляться индивидуальная программа по психологической реабилитации, которая учитывала бы:

  • состояние психологического статуса, который может быть неотягощенным или же отягощенным (неврозы, депрессии, психопатические черты характера, психозы и т. п.);
  • наличие осложнений со стороны психики, вызванных кровоизлиянием в мозг или особенностью реагирования личности больного на заболевание.

Важное значение при общении с больным принадлежит разъяснительным, убеждающим и информационным беседам. Крайне важно научить немощного человека переоценивать ценности пытаться переключить его внимание на другие аспекты жизни: интересы друзей, родных, коллектива, увлечения и общественную жизнь. В таких ситуациях врач-реабилитолог ведет работу не только со своим пациентом, но и с его окружением.

Более быстрому восстановлению способствует домашняя среда. Терпение и мягкость родных и близких способствуют приспособлению больного к своему состоянию и позволяют избегать тяжелых депрессий. Способность учиться заново радоваться жизни, получать удовольствие от общения, строить планы на будущую жизнь помогают настраиваться на необходимость терпеливо и регулярно выполнять все рекомендации врачей и понимать то, что недуг ухудшает качество жизни, но не является угрозой для нее, а требует борьбы с последствиями заболевания.

Близким больного после инсульта необходимо научится предугадывать те задачи, которые даются с трудом еще не до конца реабилитированному больному.

  1. Как правило, таким людям бывает тяжело, особенно утром, встать или приподняться с кровати, брать крупные куски хлеба и подносить их ко рту, пить из чашки. В таких случаях, можно предложить им мелко нарезанные кусочки хлеба и соломинку для питья.
  2. Важно уметь помочь больному сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации и всегда воздерживаться от критики его состояния.
  3. Режим дня должен обязательно включать в себя привычные занятия, которые вселяют в больного чувство защищенности и уверенности в себе. Например, если он привык работать в саду, то его приобщение по мерам его сил будет способствовать нормализации его эмоционального состояния и приносить удовольствие от любимого занятия.
  4. Следует всячески избегать конфликтов с больным, т. к. это может приводить к ухудшению его самочувствия и вызывать у него обиду и замкнутость. Обязательно нужно сохранять спокойствие, пытаться чаще по-доброму шутить, не спорить и не критиковать в негативной окраске.
  5. Не следует отказываться от помощи друзей, родственников, сотрудников и соседей. Такое общение пойдет на пользу и больному и его близким
  6. Необходимо оставлять время для себя. Такие минуты и часы отдыха помогут преодолеть тяжелую психоэмоциональную и физическую нагрузку и продолжить уход за больным в хорошем расположении духа.
  7. Для профилактики переутомления, вызванного переоценкой своих возможностей, нужно заранее подумать о том, кто сможет помочь и заменить вас. Очень многие родственники, которые ухаживают за такими больными, переоценивают свои возможности и терпение – это может приводить к неврозам, нервным срывам и депрессиям.

Мероприятия для психологического восстановления

  1. индивидуальная и групповая психотерапия;
  2. аутогенная тренировка;
  3. психотерапия с применением иглорефлексотерапии;
  4. книготерапия;
  5. психогимнастика с применением пантомимы, ритмики, танцев, пения и т. п.;
  6. культуротерапевтические мероприятия;
  7. работа в клубах «бывших пациентов».

Как настроить больного на борьбу с недугом?

  1. Стараться конкретизировать каждое действие.
  2. Отвлекать от моральных самоистязаний сравнениями с теми, кому еще хуже.
  3. Учить осознавать необходимость смирения со случившимся.
  4. Приобщать к помощи другим.
  5. Ободрять надеждой и улучшением положения дел в будущем.
  6. Учить больного жить сегодняшним днем.
  7. Учить приспосабливаться к создавшимся условиям жизни.
  8. Давать возможность чувствовать себя востребованным и нужным членом семьи и общества.
  9. Не допускать неряшливости и отрешенности от социума.
  10. Учить держаться с достоинством в любой ситуации.

Все методики и способы психологической реабилитации после инсульта помогут только в том случае, если больной и его окружение будут настроены на победу. Конечно же, чувства раздражения от собственной немощности, неприязнь к сложившейся ситуации будут омрачать эту веру, но умение не оставаться в таких состояниях надолго и упрямое возвращение к доброжелательности и позитивному настрою поможет пересилить все невзгоды.

Следствия пережитого инсульта у пациента определяются присутствием спазма в руках и ногах. Поведенческие характеристики поддаются большим изменениям. С таким человеком становится трудно общаться, появляется депрессия.

После болезни пациент может целыми днями отказываться от принятия пищи и физических занятий, проявлять активность ко всему происходящему вокруг него. Настроение меняется: от сильного чувства гнева, до совсем неожиданного веселья и радости.

Нарушение поведенческих характеристик


За психику и поведение отвечает правое полушарие, там расположена зона мыслительных функций. Ее поражение возникает при обширном ударе правостороннего инсульта, что определяется при мгновенных патологических процессах в коре головного мозга при ОНМК.

Депрессия у людей после инсульта возникает по причине собственной недееспособности, невозможности жить нормально и полноценно. Кажется, что они никому не нужны, даже мир становится не таким, как его ощущали до инсульта. Следите за тем, чтобы пациент не впадал в депрессию или не возникали суицидальные мысли.


Чаще меняющееся внутреннее состояние связывается с психическими отклонениями, когда больной путается в событиях недавнего времени. Это возможно, если у пациента начальная реабилитация проходила после сильного мозгового кровоизлияния.

У большинства на фоне инсульта появляются проблемы со сном, пострадавшие просыпаются по несколько раз за ночь. Из-за недостаточного сна происходит резкий скачок эмоционального состояния, они в эти минуты становятся более агрессивными, не поддающимися контролю со стороны.

Cоциальная и психологическая адаптация


Особенно остро период после инсульта переживается у тех, кто до момента болезни занимался активными видами деятельности или был на высоком посту. Этот возраст составляет от 25 до 60 лет:

  • Такой человек оказывается в патологическом состоянии, когда даже элементарные действия и навыки становятся сложностью:
  • Они не в силах отвечать на простые вопросы, из-за слабости мимических, артикуляционных мышц, отвечающих за контроль и правильность речи.
  • Не нужно обижаться и кричать на такого человека, если он по каким-то причинам не желает отвечать на обращения и выполнять не сложные упражнения. Чтобы пациент после инсульта смог почувствовать любовь со стороны своих близких людей, уделяйте ему больше внимания, давая небольшие поручения по дому.


  • Важно, чтобы человек, на реабилитации после пережитого инсульта, находился в кругу людей. Это достигается, если пациент поступит на лечение в санаторный центр для восстановления инсулярных пациентов.
  • Чаще общаться и подбадривать больного. Наделить его верой в скорое восстановление. Вместе вспоминайте веселые моменты из совместной жизни. При особо сложных обстоятельствах воспользуйтесь помощью психотерапевта.

В пенсионном возрасте, можно заниматься различными видами домашних увлечений: научиться вязать или шить из цветных лоскутков игрушки для собственных внуков. Такие люди должны чаще выходить на улицу, на различные городские мероприятия или выставки.

Роль психологической помощи


Помощь психолога после инсульта в основном заключается в том, чтобы человек научился контролировать свои действия и поведение в обществе. Снизить депрессию и переживания, повысить волевую сторону поведенческих факторов, преодолевать трудности самостоятельно.

Совместно с психологической консультацией идет улучшение процессов восприятия пациента. Лечащий врач назначает препараты с седативными свойствами, что оказывает влияние на улучшение кровотока головного мозга и повышение умственных способностей перенесшего инсульт.


Благодаря такому подходу при лечении инсульта врач, на основании полученных итогов психологической беседы, определяет конкретный алгоритм дальнейшей реабилитации. Выбирает соответствующие препараты и наиболее подходящие советы при уходе за больным в домашних условиях.


Заключается в коррекции нестабильности поведения, что проявляется по следующим причинам:

  • Поражение участков головного мозга, ответственных за когнитивную сторону мышления после инсульта. Пациент не в состоянии усвоить новую информацию, не может вспомнить сюжеты из своей жизни до болезни. Больной не определяет конкретное положение, ему становится трудно, воспроизводить простые слова, ход его мыслей становится менее адекватным.
  • Решает вопросы, касающиеся волевого характера, который необходим для пациентов в период реабилитации двигательных нарушений после инсульта.


  • Акалькулия, в момент такого признака инсульта, пациент не определяет, где меньше или больше.
  • Помогает выявить имеющиеся расстройства гнозиса. Когда пациент не узнает знакомые лица. В том числе понятия, формы предметов оказываются затруднительными. Имеет дезориентацию в собственных ощущениях, где находится парализованная рука или нога. Люди в таком состоянии не в силах вспомнить, по каким причинам они оказались в больнице. Из-за речевых нарушений больной человек путается в названии предмета.

Психологическое консультирование в домашних условиях


Работа с психологом на дому проводится согласно ходу лечения пациента в стационаре.

Если в стационаре психологический курс проходит по схеме от 1 до 1.5 часа за занятие, проводимое один или пару раз в течение одной недели, то после выписки больной может общаться с психологом дома, не менее 10 раз за 6 месяцев.

Это позволит понаблюдать за тем, как человек после инсульта ведет себя до и после психологического консультирования.

В начале реабилитации


Пациент не представляет реальную картину происходящего с ним. Поэтому даже после частичного возвращения утраченных функций, больной не всегда осознает случившееся в полной мере. Родным во время ухода за таким человеком нужно не только следить за его гигиеной и выполнением физических упражнений, но и уделять внимание изменениям в его поведении:

  • Пациент плачет или находится в подавленном состоянии.
  • Больной ведет себя не слишком активно, отрицает присутствия недомоганий. Отказывается выполнять физические упражнения, часто нервничает.
  • Такие люди, которые вследствие значительных последствий инсульта слишком сильно начинают переживать по поводу самочувствия, чувствуют ненужность.


Полезными могут быть только позитивные эмоции, ни в коем случае не укор и обида.

Для увеличения волевой активности в процессе лечебной гимнастики используется психотерапевтическое стимулирование в виде аутогенной тренировки, которая проводится методистом параллельно с занятиями лечебной гимнастикой.

Аутогенная тренировка строится в соответствии с этапами лечебной физкультуры в системе реабилитации больных.

  • I период - основной, его задачей является обучение больных активному расслаблению мышц.
  • II период - использование идеомоторных движений в аутогенной тренировке с целью локализованного воздействия на изолированные мышечные группы на фоне общего расслабления мышц.
  • III период - использование идеомоторных движений с целью активизации больных и способствование овладению ими навыками правильной ходьбы и самообслуживания.

В первом периоде занятия проводятся групповым методом 2 раза в день. В первую половину дня методистом лечебной физкультуры, во вторую - при помощи записи, которая передается по ретранслятору.

Аутогенная тренировка применяется в качестве подготовительного мероприятия для обучения больных активному расслаблению мышц.

I этап

Задачи: вызвать ощущение тяжести в здоровой руке (I и II сеансы).

Текст формулы самовнушения - вводная часть:

  1. Сделайте глубокий вдох.
  2. Дышите ровно, спокойно.
  3. Глаза закрыты.
  4. Расслабить все мышцы.

Основная часть:

  1. Я спокоен.
  2. Я совершенно спокоен.
  3. Меня ничто не тревожит.
  4. Все мышцы моего тела расслаблены, руки и ноги приятно расслабляются.
  5. Все мое тело, руки и ноги приятно отдыхают.
  6. Я спокоен.
  7. Я совершенно спокоен.
  8. Здоровая рука стала тяжелой.
  9. Я совершенно спокоен.

Заключительная часть:

  1. Сделайте глубокий вдох.
  2. Дышать спокойно.
  3. Тяжесть руки и ног проходит.
  4. Сохраняется ощущение тепла и расслабленности мышц.
  5. Сохраняется ощущение полного покоя.
  6. Вы чувствуете себя хорошо.
  7. Открыть глаза.

II этап

Задачи: вызвать ощущение тяжести и тепла в здоровой руке (III -VI сеансы).

Вводная часть та же, что на первом этапе.

Основная часть:

  1. Я спокоен.
  2. Я совершенно спокоен.
  3. Меня ничто не тревожит.
  4. Все мышцы моего тела, рук и ног приятно расслабляются.
  5. Я спокоен.
  6. Я совершенно спокоен.
  7. Я чувствую приятную тяжесть в здоровой руке.
  8. Здоровая рука стала тяжелой.
  9. Я совершенно спокоен.
  10. Я расширяю сосуды в здоровой руке.
  11. Я чувствую приятное тепло в здоровой руке.
  12. Горячая кровь согрела руку.
  13. Здоровая рука стала горячей.

III этап

Задачи: вызвать ощущение тяжести и тепла в здоровой ноге на фоне расслабления здоровой руки (VII -X сеансы).

Основная часть:

  1. Я спокоен.
  2. Я совершенно спокоен.
  3. Меня ничто не тревожит.
  4. Все мои мышцы тела, рук и ног приятно расслабляются.
  5. Все мои мышцы приятно отдыхают.
  6. Я совершенно спокоен.
  7. Моя здоровая рука стала тяжелой.
  8. Кровеносные сосуды расширились.
  9. Горячая кровь согрела мою здоровую руку.
  10. Я спокоен.
  11. Я совершенно спокоен.
  12. Я чувствую приятную тяжесть в здоровой ноге.
  13. Здоровая нога стала тяжелой;
  14. Я совершенно спокоен.
  15. Я расширяю сосуды в здоровой ноге.
  16. Кровеносные сосуды расширились.
  17. Горячая кровь согрела здоровую ногу.
  18. Здоровая нога стала теплой.
  19. Я спокоен.
  20. Моя здоровая рука и здоровая нога - тяжелые и теплые.
  21. Я совершенно спокоен. Заключительная часть та же, что на I этапе.

IV этап

Задачи: вызвать ощущения тяжести и тепла в больной руке на фоне расслабленных здоровых конечностей (XI-XIV сеансы).

Вводная часть та же, что на I этапе.

Основная часть:

  1. Я спокоен.
  2. Я совершенно спокоен.
  3. Меня ничто не тревожит.
  4. Все мое тело, руки, ноги приятно отдыхают.
  5. Я совершенно спокоен.
  6. Я чувствую приятную тяжесть в здоровой руке и здоровой ноге.
  7. Здоровая рука и здоровая нога стали тяжелыми.
  8. Я совершенно спокоен.
  9. Кровеносные сосуды расширились.
  10. Я чувствую приятное тепло в здоровой руке и здоровой ноге.
  11. Горячая кровь согрела здоровые руку и ногу.
  12. Я совершенно спокоен.
  13. Больная рука стала тяжелой.
  14. Я совершенно спокоен.
  15. Кровеносные сосуды расширились.
  16. Горячая здоровая кровь согрела больную руку.
  17. Больная рука стала горячей.
  18. Я совершенно спокоен. Заключительная часть та же, что на I этапе.

V этап

Задачи: вызвать ощущения тяжести и тепла в больной ноге на фоне расслабленных здоровых конечностей и паретичной руки (XV -XX сеансы).

Основная часть:

  1. Я спокоен.
  2. Я совершенно спокоен.
  3. Меня ничто не тревожит.
  4. Все мои мышцы приятно расслаблены.
  5. Мое тело, руки и ноги приятно отдыхают.
  6. Я совершенно спокоен.
  7. Я чувствую приятную тяжесть в больной руке.
  8. Больная рука стала тяжелой.
  9. Я совершенно спокоен.
  10. Я расширяю сосуды в больной руке.
  11. Кровеносные сосуды расширились.
  12. Я чувствую приятное тепло в больной руке.
  13. Горячая кровь согрела больную руку.
  14. Я совершенно спокоен.
  15. Я чувствую приятную тяжесть в больной ноге.
  16. Больная нога стала тяжелой.
  17. Я совершенно спокоен.
  18. Я расширяю сосуды в больной ноге.
  19. Кровеносные сосуды расширились.
  20. Я чувствую приятное тепло в ноге.
  21. Горячая кровь согрела больную ногу.
  22. Я совершенно спокоен.
  23. Все мышцы тела, рук и ног расслаблены.
  24. Мои руки и ноги - тяжелые и теплые.
  25. Я совершенно спокоен. Заключительная часть та же, что на I этапе.

Во II и III периодах тренировка проводится индивидуальным методом. Формулы самовнушения разрабатываются индивидуально для каждого больного в зависимости от функционального состояния мышц паретичных конечностей. Во II периоде последовательность воображаемых движений соответствует последовательности движений, применявшихся в лечебной физкультуре. Начинается и кончается тренировка активным расслаблением всех мышц. Во время тренировки предусматривается чередование напряжения и расслабления определенных групп мышц. Расслабление дается перед движением, требующим расслабления группы мышц, только что выполнивших движение.

Например:

  1. Я мысленно могу сжать пальцы в кулак.
  2. Теперь я расслабляю мышцы руки.
  3. Все мои мышцы расслаблены.
  4. Ощущение стягивания пальцев исчезло и я могу свободно выпрямить пальцы, развести, соединить их, даже противопоставить I палец второму, третьему, четвертому, пятому.

В III периоде, так же как и во II, занятие начинается и заканчивается полным расслаблением мышц.

Воображаемые задания и указания по выполнению того или иного движения должны соответствовать заданиям и указаниям, включавшимся в урок лечебной физкультуры.

При наличии у больного всех активных движений целесообразно применять аутогенную тренировку на тему "рука, нога сильная", где формулы самовнушения силы мышц должны чередоваться с формулами расслабления.

Демиденко Т. Д., Гольдблат Ю. В.

"Лечебная физкультура и аутогенная тренировка в резидуальном периоде мозгового инсульта" и другие



Н
екоторые изменения в поведении больного обусловлены самими

поражениями мозга

— это

синдромы эмоциональной лабильности и снижения психической активности

.

Эмоциональное состояниепациента в первые недели или даже месяцы после перенесенного удара крайне неустойчиво: он может быть капризным, плаксивым, вспыльчивым. Не обижайтесь на него — этот синдром эмоциональной лабильности типичен для большинства больных.

Некоторым перенесшим инсульт свойственно безразличное отношение к своему состоянию. Лечебной гимнастикой они занимаются только по принуждению, могут часами лежать в постели или бездумно смотреть одну телепередачу за другой. У таких больных плохо восстанавливаются даже легкие нарушения двигательных функций. Они зачастую беспомощны во всем. И это объясняется не ленью, как иногда считают их близкие, а

поражением определенных областей мозга

. При обширных поражениях правого полушария наряду с нарушением движений в левой руке и ноге возникает

снижение психической активности

. Подобного больного следует терпеливо побуждать к действию, всеми силами стараться выработать потребность движения, ходьбы, самообслуживания. Ему надо уделять как можно больше внимания, но если больной плохо себя чувствует, не в настроении, не заставляйте его заниматься во что бы то ни стало. Наберитесь терпения, будьте к нему добры и ласковы.

омимо физических недомоганий и других непосредственных проявлений инсульта, больной испытывает и нравственные страдания : тяжело переживает разрыв с привычным образом жизни; ощущает стыд за свое беспомощное состояние; страх оказаться обузой для родных; тревогу, что останется инвалидом навсегда; тоску от неподвижности и изоляции...

Многие больные болезненно переживают свою зависимость от окружающих. Особенно это относится к людям, которые до удара отличались самостоятельностью и свободолюбием, твердым характером, обостренным чувством собственного достоинства. Человек, привыкший всегда сам принимать решения и отвечать за свою жизнь, крайне тяжело приспосабливается к тому, что теперь он находится на попечении родных.

Все перечисленные причины могут привести к возникновению

депрессии

у больного. Это может выражаться в том, что человек не верит в свое выздоровление,

теряет интерес к жизни

, и, в частности, к восстановительным упражениям, огорчает своих близких раздражительностью и подчас грубым, сварливым поведением.

Теперь уже

депрессия, вызванная болезнью

, сама является препятствием для выздоровления — ведь больной не предпринимает усилий к восстановлению нарущенных функций, отталкивает помощь врачей и родственников. Получается замкнутый круг, из которого необходимо вырваться. Каким образом?

С больным надо обязательно общаться. Обездвиженному человеку требуется моральная поддержка, контакт с внешним миром. Даже если больной не разговаривает и у него поражен центр моторной речи, он обычно по-прежнему способен воспринимать устную речь — ведь центр восприятия устной речи лежит в другой зоне

головного мозга

.

Поверьте, общение и разговор с больным не менее важны, чем

лекарства

. Рассказывайте ему о своей работе и о друзьях, обсуждайте детей,.погоду и политику. Не забывайте говорить с больным о его состоянии, отмечать малейшие успехи. Выражайте свою любовь, свою уверенность в том, что ситуация изменится и он обязательно вернется к активной жизни.

Как общаться с больным, который не может ответить? В известном романе А.Дюма “Граф Монте-Кристо” паралитик Нуартье выражал свое согласие — закрывая глаза, отказ — миганием, а когда ему нужно было выразить какое-либо желание, он поднимал глаза к небу. Приложите усилия к тому, чтобы больной регулярно испытывал положительные эмоции: от вкусной еды, цветка на тумбочке у кровати, приятной музыки. При этом не забывайте, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же события. Для кого-то, например, будет радостью визит внуков, встреча со старыми друзьями. А возможно, это только зря потревожит или смутит больного.

Если больной почти постоянно угрюм и раздражен, особенно важно постараться угадать и исполнить его маленькие желания.

Если ваши усилия остаются напрасными в течение длительного времени, то стоит обратитьтся к

психологу или психотерапевту

, который, возможно, сочтет нужным применить для

коррекции настроения пациента антидепрессанты

. Отнеситесь к полученным рекомендациям серьезно — ведь психологическое сосотяние не менее важно для выздоровления, чем лекарства и процедуры.

Немного усилий, немного фантазии, много терпения и любви — и

депрессия

должна будет отступить.

Родственникам больного тоже нужна

психологическая помощь

.

Мы уже упоминали о том, что

инсульт

резко меняет жизнь не только больного, но и его домочадцев. Они переживают случившееся не меньше, а часто и больше самого пациента. На плечи родственников внезапно обрушивается огромная дополнительная нагрузка: в первый месяц они разрываются между домом, службой и посещениями больницы, затем, после выписки, начинается освоение нелегкой работы ухода за лежачим больным.

Если восстановление нарушенных функций у пациента затягивается, долго не возвращаются свобода движений, память, речь, навыки самообслуживания, то у родственников больного накапливается хроническая усталость и эмоциональная, и физическая, и так называемая «усталость от ответственности». Как и сам пациент, ухаживающий за ним член семьи переживает гнетущее

чувство тревоги

, а порой его тоже покидает надежда на возвращение к прежней жизни, которая теперь, издалека, кажется благополучной и беззаботной...

Существует множество правил и приемов, которые помогут вам бороться со стрессом и усталостью. Вот некоторые из них:

“Загнанных лошадей пристреливают”. Если вы почти на пределе, остановитесь и отдохните

Этим простым правилом многие, как ни странно, пренебрегают, не давая себе передышки до тех пор, пока усталось буквально не сваливает с ног. Между тем перерывы, перекуры, переменки и выходные значительно повышают эффективность любой деятельности.
Обращайтесь за помощью к другим людям

В том, чтобы попросить помощи в тяжелой ситуации, нет ничего позорного. Помощь бывает самой разной — соседка или подруга может посидеть с больным пока вы отдыхаете, сходить в магазин или аптеку. Кто-то из знакомых или благотворительная организация, возможно, поможет с медикаментами или средствами по уходу за больным. Наконец, вам тоже может быть нужна

. Причем, сейчас ее можно получить даже виртуально, например, на сайте psychology.ru . Попытайтесь найти или организовать «группу поддержки» для людей с похожими проблемами. Иногда бывает очень хорошо просто выговориться. Однако, в этом нужно знать меру и не привыкать беспрестанно жаловаться на жизнь всем вокруг.
Находите способы отвлечься от тягостных мыслей и повысить себе настроение

Когда травмирующая ситауция продолжается месяцами, особенно важно умение радоваться мелочам жизни. Учитесь “выключать” поток негативных размышлений. Осознавайте то хорошее, что всегда есть вокруг вас — вкус пищи, вид из окна, звуки любимой музыки и радость оттого, что очередной трудный день, наконец, завершен... Дарите себе маленькие подарки, выбирайтесь в гости — это поможет вам продержаться.
Используйте традиционные способы снятия напряжения

Среди них — пешие прогулки, разнообразные водные процедуры, занятия спортом, йогой и медитацией, точечный массаж, ароматерапия, прием успокаивающих травяных сборов и прослушивание кассет с записями для релаксации. Многих успокаивает вязание или перебирание четок. А еще полезно бывает описать на бумаге или нарисовать свой страх, обиду или усталость, при этом не важно, профессионально вы это делаете или нет.
Применяйте методики самовнушения и аутотренинга

Сейчас выходит в свет множество изданий, посвященных таким методикам. Например, уже много лет пользуется неизменной популярностью книга известного психолога Владимира Леви (www.levi.ru), посвященная аутотренингу: “Искусство быть собой”. Занятия могут отнимать всего несколько минут в день (перед сном и сразу после пробуждения), но эффект вы почувствуете обязательно.
Подберите для себя комплекс витаминов, адаптогенов, общеукрепляющих и иммуностимулирующих пищевых добавок

К вашему организму и, в частности, к нервной системе жизнь сейчас предъявляет повышенные требования. Поэтому, вам необходима дополнительная поддержка. В любой аптеке вы найдете достаточный ассортимент витаминных и общеукрепляющих средств. Выберите из них наиболее подходящие для себя.
Не теряйте оптимизма

Все методы, перечисленные выше, помогут вам только в том случае, если вы сознательно будете настраивать себя на победу. Конечно, периодически чувства безнадежности, раздражения и даже неприязни к больному могут охватывать и самого терпеливого человека, и не стоит осуждать себя за них. Важно только не оставаться в этих состояниях надолго, а упрямо возвращать себя к доброжелательности, терпению, выдержке и оптимизму.

На что можно надеяться, и можно ли вообще на что-то надеяться?

Распространено мнение, что «лечение» и «после инсульта» - эти понятия несовместимые.

Дескать, поскольку инсульт уничтожил часть мозга, то как ни старайся - эту часть не оживить, врачи сделали всё зависящее, а дальше человек может только приспосабливаться к своему частичному параличу и жить с ним, но большего ждать не следует.

Отчасти это так. Инсульт действительно уничтожил в мозгу часть нервных волокон.

Но восстановление движений и самочувствия всё-таки возможно.

Но как, за счёт чего? За счёт того, что у мозга есть большие резервы.

Всем известно, что человек использует мозг только на 5-7 процентов. Надо заставить мозг перераспределить нагрузку на оставшиеся неповреждённые волокна, в том числе и на "резервные", ранее не использовавшиеся.

А это можно сделать только постоянной тренировкой, занимаясь по много часов в день.

У Вас должна быть расписана каждая минута - занятия для восстановления подвижности рук, ног, мышц лица, упражнения для языка, пальцевая гимнастика, психологическое самовосстановление (медитация или аутотренинг), и так далее.

При этом нужно взрастить в себе несгибаемую веру в то, что однажды Вы станете полностью здоровым и нормальным человеком.

Когда Вам говорят, что это невозможно, то знайте - это всего лишь чьё-то частное мнение. То, во что Вы верите, становится Вашим миром, Вашей реальностью.

Не позволяйте чьему-то мнению разрушить свою Веру. Доверяйте только своему сердцу - оно не обманет!

Что касается перспектив восстановления, то в каждом конкретном случае всё по-разному.

Очень многое зависит от возраста больного, тяжести перенесённого инсульта и приложенных усилий, поэтому можно сказать только следующее: во многих случаях человек может полностью преодолеть последствия инсульта и вернуться к нормальной жинзи, а в других случаях можно рассчитывать только на заметное улучшение.

МЕТОДИКИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСТИНСУЛЬТНЫХ БОЛЬНЫХ

С помощью специальных трав можно избавиться от последствий инсульта и вернуться к полноценной жизни.

Все вопросы решаются по почте (приезжать не надо).

Вам надо написать мне письмо по электронной почте.

В письме НЕ НАДО описывать всю биографию. Письмо пишите кратко, но обстоятельно.

Образец письма:

"Я узнал(а) о Вас из сайта. Я (или мой муж, или моя жена) в таком-то году, будучи в таком-то возрасте, перенес(ла) такой-то (ишемический, геморрагический) инсульт. С тех пор удалось восстановиться на столько-то. Сейчас состояние здоровья такое-то. Давление такое-то. Что можете предложить?"

Письмо отправьте на мой электронный адрес [email protected]

Я получу письмо, и по электронной почте отправлю Вам ответ о том, какие именно травы и в какой последовательности я бы порекомендовал принимать в данном конкретном случае.

А Вы сами будете принимать решение о том, будете или не будете Вы заказывать у меня предлагаемые травы и рецепты.









2024 © rukaraoke.ru.