Психологические проблемы в русско-татарских семьях - мтсс. Татарская семья и воспитание детей (свадебные обряды, воспитание детей, форма брака, структура семьи, родильные обряды, социализация детей, терминология родства)


Особенности функционирования татарской молодой семьи

Томский государственный университет систем управления и

радиоэлектроники

Features of Tatar young family

OrlovaV. V., BuharovaA. M.

Tomsk State University of control systems and Radioelectronics

1. Историясемьи

Татары (само­название - татарлар, tatarlar) -тюркский народ, живущий в цен­тральных областях европейской части России, Поволжье, Приуралье, Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, на Дальнем Вос­токе, в Финляндии. Численность татар в России - 5554,6 тыс. чело­век (перепись населения 2002 г.), что составляет 3,83% населения России. Татары являются вто­рой по численности народностью в Российской Федерации после русских и делятся на три основные этно-территориальные группы: волго-уральские, сибирские и аст­раханские. Татары составляют бо­лее половины населения (53%, по Переписи 2002 г.) Республики Та­тарстан. Татарский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Верующие татары (за исключени­ем небольшой группы - кряшен, исповедующих православие) - мусульмане-сунниты.

Татарская семья может быть как мусульманской, так и христианской, а также не принадлежать ни к одной религии. Среди татарских семей му­сульманские встречаются чаще, чем немусульманские.

Семья относится к числу самых древних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой органи­зации общества. Татарская семья оказалась естественным носителем мусульманской религии. С этой точки зрения татарскую семью можно рассматривать как сакраль­ное образование, где совершались многие религиозные ритуалы.

Форма семьи у татар была пат­риархальная, она считалась основ­ной социальной единицей почти во всех регионах страны. Родовая единица - йорт, ей (дом) - предполагала близость людей по кро­ви, а также наличие материальной основы в сочетании с традициями и устоями, завещанными предками. Труд разделялся главным образом по половому признаку. Мужчины выполняли наиболее тяжелые работы: обработку земли, уход за ско­том, заготовку дров, ремонт строе­ний и орудий труда.

В браке главой семьи всегда считались мужчины - отец, муж, старший сын, которым принадле­жали совокупность рода и полнота власти. Их действиям и указа­ниям следовали остальные члены семьи. Основой семейных отношений были не узы супружества, отношения между родителями, детьми.

Татарская семья - это малая социальная группа общества, важ­нейшая форма организации лич­ного быта, союз мужчины и жен­щины одной национальности, ос­нованный на кровно-родственных отношениях между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родствен­никами, которые живут вместе и ведут общее хозяйство, сохраня­ют национальные, народные тра­диции, общение ведется преиму­щественно на татарском языке.

Семья в иерархии ценностей татар стоит на одном из первых мест. Семья всегда высоко ценилась татарами, а вступление в брак считалось естественной необходи­мостью. По переписи 1897 г. среди населения Казанской губернии в возрасте 50 лет и старше никогда не вступали в брак лишь 3,6% жен­щин и 1,7% мужчин. Брачность женщин в возрасте старше 16 лет составляла 61,2%. На протяжении последующих периодов истори­ческого развития общества в си­лу действия различных факторов, в том числе последствий двух ми­ровых войн, показатели брачности менялись.

Татарские семьи в прошлом были довольно многочисленные. В 1897 г. 62,8% населения Казанской губернии проживало в семьях, состоящих из пяти человек и более. Величина семьи в губернии дости­гала 5,4 человека.

На выбор брачного партнера у татар в прошлом влиял и обычай жениться на невестах за предела­ми своего аула. Брачный выбор та­тар ограничивался лицами своего социального круга и своей нацио­нальности. Коран не запрещал бра­ки мужчин-мусульман с женщина­ми немусульманского вероиспове­дания, но только при условии, если женщина принимала ислам.

Современные брачные союзы заключаются по любви, на основе свободы выбора будущего супруга. В основном в современном браке татар национальная предпочти­тельность сохраняется.

Традиционным для татарской семьи было патрилокальное посе­ление: примачество (отступление от нормы) считалось позором для татар. В народе говорили: «Лучше войти в огонь, чем зятем - в дом». Поселение молодых у мужа или у его родителей характерно в ос­новном и для современных татар, особенно в сельской местности. Трудовая деятельность в семье так­же регламентировалась возрастом и полом. Старики и больные вы­полняли наиболее легкие работы. В сельской местности уход за до­машней птицей поручался детям.

Для современной татарской семьи, как и для семей других на­родов, характерен процесс нуклеаризации. У татар преобладает простая двухпоколенная семья, состоящая из родителей с детьми: до 70% в городе и до 60% на селе.

У татар в отношении между родителями и детьми до сих - пор прослеживается влияние народной традиции сдерживать свои чувства. Считалось, что детей нельзя слиш­ком баловать своим вниманием, особенно со стороны отца. Во мно­гих татарских семьях сохранилась своеобразная иерархия взаимоот­ношений: со своими предложения­ми или просьбами дети предпочи­тают обращаться к матери, которая передает их отцу. В современной семье сохраняется и традиция поддержки взрослыми авторитета отца перед детьми. Тем не менее абсолютный диктат со стороны ро­дителей, особенно отца, и безого­ворочное послушание, подчинение детей, характерные для их взаимо­отношений в традиционной татар­ской семье, сменяются отношения­ми взаимного уважения, интереса с обеих сторон.

Татарская семья на микроуров­не представляет собой малую груп­пу, посредством которой индивид реализует свою репродуктивную потребность, а общество - потребность в биологическом вос­производстве своих членов и их социализации. В качестве малой первичной группы татарская се­мья и семейные отношения отли­чаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональ­ной привязанностью членов друг к другу и верой в Аллаха.

По данным исследования, для татарской семьи свойствен­ны особые социальные функции, определенная структура. Ее отличают специфические поведенческие нор­мы, социальные установки и цен­ностные ориентации ее членов.

Структура татарской семьи (обязательно муж, жена и их дети) предопределяет специфику ее функций. Например, экономическая функция традиционно исполняет­ся мужчиной как главным «орга­низатором» мусульманской семьи. Женщина также может быть заня­та в общественном производстве, однако ислам закрепляет за ней другую функцию - исполнитель­скую. Исполнительский характер носит и репродуктивная функция, которая исполняется в семье жен­щиной и в соответствии с тради­циями ислама определяется как главенствующая. Таким образом, сторонники ислама убеждены в том, что именно женщина явля­ется неформальным лидером в се­мье, поскольку она занята тем, что рождает детей, а затем и воспитывает их. Более важной миссии в семье быть не может.

Воспитательская функция ис­полняется как матерью, так и от­цом, они в равной мере ответс­твенны за формирование личнос­ти будущего гражданина. В вос­питании детей также участвуют и родственники.

Существует такая функция, как генеративная. Она обусловле­на необходимостью продолжения человеческого рода. Общество за­интересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней мере, не меньше по чис­ленности, чем предыдущее. В то же время мусульманская семья за­интересована в детях, причем это не только гарантия обеспеченной старости, но и нравственно-эмоци­ональная потребность - продолжение рода.

Функция первичной социали­зации детей обусловлена тем, что родившийся ребенок несет в себе только задатки разумного человека. Ребенок должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развива­лись по «человеческой программе». В противном случае его человечес­кие задатки не развернутся, пред­посылки его способностей угаснут навсегда. Мусульманская семья воздействует на социализацию детей не просто фактом своего сущес­твования, а морально - психологи­ческим климатом, религиозными взглядами, прививающимися детям с самого детства.

Под организаторскими функциями понимаются распределение ролей, доходов, организация досу­га, обеспечение психологического микроклимата, организация быта и воспитание детей; под исполни­тельными - материальное обеспе­чение и общественная активность. Так, в татарских семьях мужчина чаще выполняет не только испол­нительные функции, но и часть ор­ганизаторских.

Если функции семьи определяют прежде всего содержание семейных ролей в целом, то ро­левая структура характеризуется в первую очередь распределением ролей, т. е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения.

Статусно-ролевые позиции в татарской семье характеризуются тем, что наиболее уважаемыми являются пожилые люди, с мне­нием которых все считаются. Пов­семестно закрепился обычай вста­вать при входе в дом более стар­шего, не курить в присутствии отца и оказывать знаки внимания старшим.

В повседневной жизни к обязанностям мужчины относится в пер­вую очередь материальное обеспе­чение семьи, организация досуга, отдыха семьи. Из этого факта не следует, что татарская семья тя­готеет более всего к духовной де­ятельности, а материальная, бы­товая стороны жизни для нее не­актуальны. Наоборот, в настоящее время при существовании рыноч­ных отношений деньги и другие материальные ценности стоят на первом месте, в том числе и для татар. Надо сказать, что работы по дому женщины выполняют без принуждения, поскольку для них такая работа естественна.

Состав семьи мусульманина от­личается от семей других конфес­сий тем, что мужчина может иметь четыре жены, при строгом условии справедливого отношения к ним и равноправия между ними.

Для традиционных татарских семей характерны расширенные, многодетные семьи, в которых, как правило, совместно прожива­ют несколько поколений. Детность семьи является чрезвычайно важ­ным показателем, интегрирующим многие качественные характерис­тики и выражающим суть семей­ного образа жизни.

2. Современная сельская семья

Сельская семья отличается отгородской тем, что она представляет собой не только супругов и их детей. Она расширяется за счет родных братьев, сестер, близких родственников, которые стараются соответс­твовать общим интересам, потреб­ностям, решать общие задачи, быть единой социальной общностью. На селе более охотно следуют тра­диционным обычаям, обрядам, вы­полняют неписаные законы, следят за общественным мнением.

И вместе с тем сельское население в целом и семья в частности беднее, чем городское. Но сами се­мьи не готовы с этим мириться. Они находят выход из ситуации двумя способами: мигрируют в города либо находятся в поиске дополни­тельных источников дохода. Тако­вым является личное подсобное хо­зяйство. Первый вариант выбирает молодежь как наиболее мобильная социальная группа. Второй пред­почитают люди среднего возраста, которые не хотят покидать род­ную землю, дающую возможность производить продукты питания.

В среднем по стране в бюджетах сельских семей 20-25% составляют продукты питания «с огорода».

Труднее идет развитие личных подсобных хозяйств как сельских семейных предприятий . С 1 янва­ря 2004 г. на личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, пре­дусмотренные законодательством РФ для сельскохозяйственных то­варопроизводителей и осущест­вляемые за счет средств федераль­ного бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов . Однако, как показывает практика, принятое законодательство практически не используется сельским населением, темпы производственной де­ятельности остаются невысокими.

Несмотря на широкий спектр социальных проблем в современных сельских семьях, на вопрос «Удовлетворены ли Вы жизнью на селе» преобладающая масса сельчан (78%) отвечает утвердительно. Больше половины респондентов (54%) в основном удовлетворены жизнью на селе и четверть (24%) полностью удовлетворены. Недовольство условиями проявляется в ответах 18% респондентов, причем 4% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

В немалой степени удовлетворенность связана с продолжи­тельностью проживания в сель­ской местности, патриотическими чувствами, преданностью родной земле, отчему дому, родственным и культурным традициям. Дан­ная цифра, как и доля ответов на вопрос о подсобном хозяйстве, не удивляет: 90% опрошенных живут в родном доме с самого рождения, 8% - более 10 лет.

Существует мнение, что мо­рально-психологическая атмосфе­ра в семье зависит от уровня дохо­дов. Исследование показало, что, несмотря на относительно невысо­кие доходы сельских жителей, ат­мосфера в семьях полностью бла­гополучная более чем в половине семей (58%). Около 1/3 опрошенных (32%) оценивают ее как более или менее благополучную. Лишь 4% респондентов сложившуюся ситуацию в семье охарактеризова­ли как критическую, еще 6% - как неблагополучную.

Дети для селян не только на­ивысшая ценность, опора в старости, но и помощь на сегодняшний день. Так, 79% респондентов на вопрос «Помогают ли дети в вашем подсобном хозяйстве?» ответили утвердительно. Выбравшие ответ «нет» приписывали, что либо дети еще маленькие, либо уже взрослые и не живут с родителями в одном доме, редко приезжают.

Следующий вопрос: «Может ли сельская семья выжить без участия детей в развитии подсоб­ного хозяйства?» - показал, что это невозможно. Оптимистично ответили лишь 6% респондентов.

Многие опрошенные (43%) затруднились ответить на этот вопрос Более половины респондентов таким образом, подчеркнули зна­чимость детей в сельской семье Несмотря на продолжающийся процесс сокращения рождаемости средний коэффициент детности на селе все-таки выше, чем в городской среде, - 1,62 на человека. При этом учитывались только несовер­шеннолетние дети.

Итак, можно смело утверждать, что в сельском социуме семья более всего занята тем, что производит ту или иную продукцию. Все остальное: чувства и привязан­ности супругов, их образование, личностное развитие, дружеское, родственное и семейное общение, а также отдых, досуг, внимание к детям в их обучении и воспита­нии - остаются за рамками обще­семейной деятельности. Становясь сугубо производственной единицей, сельская семья создает условия для выживания каждого своего члена.

Список использованной литературы.

1. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов нД: изд-во «Феникс», 2000.

2. , Василькова педагогика. - М.: Высшая школа, 1999.

3. , Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999.

4. , Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 1983.

5. , Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Высшая школа, 1998.

6. , Традиции народной педагогики в действии // Ученые записки. – Казань, Изд-во ТГГИ, 2002. №10.

7. , Семья и общество. Социальные и этнодуховные аспекты взрождения семьи. – Казань, 2002.

8. , Этнопедагогика. – Казань, 2002.

9. , Татары. – М.: Наука, 2001.

10. Этнография татарского народа. – Казань., 2004.

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

Д. Д. Миннуллин

Р. Х. Исхаков

Особенности национального воспитания в татарской семье

Многие традиции воспитания детей в татарской народной педагогике перекликаются с традициями семейного воспитания других тюрко-язычных народов, в частности, башкир. Это объясняется историческим родством и общими корнями духовной культуры. Конечно, есть и специфические требования к воспитанию детей, связанные, прежде всего с укладом жизни, видами хозяйствования татар и башкир, природными, климатическими, экономическими условиями.

У татар основными видами хозяйствования всегда были земледелие и торговля. Если первый вид развивал такие качества, как трудолюбие, усердие, старательность, терпеливость, бережливость, аккуратность, то второй способствовал развитию решительности, настойчивости, расторопности, умению убеждать и отстаивать свою позицию. Но наряду с положительными качествами у детей развиваются и отрицательные: неумение прислушиваться к чужому мнению, агрессивность в суждениях и т.д., что требует организации специальной воспитательной работы с ними.

Представления татарского народа о семье, воспитании детей находят отражение в комплексе правил, нормах поведения, советах, рекомендациях, в устном народном творчестве. Воспитание детей всегда являлось наиглавнейшей задачей татарской семьи. Дети нужны для продолжения рода. Поэтому каждый отец мечтал иметь сына. Сын – продолжатель фамилии. Именно на сына возлагались надежды, как на главу хозяйства, опору в старости. В татарских семьях престарелых родителей должны опекать и содержать взрослые дети. Об этом говорит такая поговорка: «Киявең түреннән – улыңның ишек төбе артык » (зять лучше сына не бывает).

Отмечается, что дочки эмоционально ближе к родителям: «Уллы кеше – урта бай, кызы кеше – кызыл бай». В современных семьях любовь к детям является важной педагогической проблемой, так как родители допускают много непоправимых ошибок. В татарской семье ребёнка всегда окружали теплом, любовью, называли источником радости: «Бу д өньяда бал татлы , балдан да бала татлы » (в жизни мёд сладкий, а с ребёнком ещё слаще), но тем не менее культа ребёнка в татарских семьях никогда не было. Народом осуждалась слепая любовь матерей к детям, вседозволенность, неразумные требования, потакание детским капризам. Это отражается в поговорке: «Бала җаена торсаң , бала булырсың » (ребёнка слушаться, сам ребёнком станешь). Народ всегда был за разумное проявление любви к детям, чтобы родители были ответственны за воспитание своих детей, помнили, что иметь ребёнка – не только радость, но и большая ответственность, а его правильное воспитание – это долг родителя перед обществом: «Баланы үстерсәң , буен гына түгел , акылын да үстер » (нужно не просто ребёнка вырастить, нужно ещё и умным вырастить).

Воспитание эффективно, когда оно начинается с ранних лет и ведётся постоянно: «Баланы караватта аркылы ятканда тыңлата алмасаң , буй яткач тыңлатырмын димә » (Пока ребёнок лежит поперёк кровати, надо его уму разуму учить, когда он лежит вдоль кровати, учить уму разуму поздно).

Как и у других народов, в татарской народной педагогике признаётся особая роль матери. Мать всегда мягче и эмоционально ближе к детям. «Ана камчысы – мамыктан , ата с үзе – тимердән » (материнское наказание мягкое, как вата, а отцовские слова твёрдые, как железо). Но авторитет отца беспрекословен. Слово отца всегда было законом, оно не оспаривалось. Мать старалась поддержать авторитет отца, никогда не отменяла его требований, одна не принимала серьёзных решений. Таким образом, реализовывался принцип единства требований. Если есть авторитет отца в семье, то конфликтные ситуации легче решаются при приглашении в школу отцов.

Этикет в отношениях между родителями и детьми воспитывался в татарских семьях с ранних лет и сохранялся на всю жизнь. Не только родители, но и дети ответственны перед ними за своё поведение, за свою судьбу. Об этом хорошо сказано в одной из татарских песен: «Сандугач булалмадым , талларга куналмадым . Әти , әни бәхилләгез , бәхетле булармын » (соловьём не стал, вором не уснул. Папа с мамой, благословите, счастья пожелайте!). Автора песни беспокоит прежде всего не то, что он не смог стать счастливым, а то, что тем самым он огорчил своих родителей. Слова бәхилләшү (благословление) – при прощании очень ответственные слова, имеющие глубокое содержание, они являются признаком высокой духовной культуры народа.

Таким образом, основными нормами, правилами воспитания детей в татарских семьях являлись прежде всего: уважительное, заботливое отношение к родителям, к старшим, детям, ответственность родителей за правильное воспитание детей перед обществом, взаимоответственность родителей и детей друг перед другом, осуждение неразумной, нетребовательной любви к детям, высокий авторитет отца в воспитании детей, его твёрдая рука, решающее слово в семье, человечность, взаимоуважение между родственниками в семье. Мы, молодое поколение, стараемся соблюдать эти нормы и правила в своих семьях.

Российская школа – школа многонациональная. Дети из татарских семей составляют в ней немалую часть учащихся. Всегда ли при работе с ними учитываются национальные особенности их семейного воспитания? Не нуждается ли сама татарская семья в поддержке со стороны школы для сохранения своих традиций, может ли она в одиночку полноценно использовать прогрессивные идеи народной татарской педагогики в условиях сегодняшнего дня? Это далеко не праздные вопросы, на которые социальный педагог вместе с другими школьными специалистами должен находить свои ответы. Неоспоримо то, что в опыте наших предков есть зёрна такой мудрости, которые всегда будут служить основой воспитания подрастающего поколения.

Одной из главных задач социального педагога в современной школе должна стать задача по поддержке воспитательного потенциала татарской семьи, равно как и семьи любой другой национальности, по оказанию ей педагогической помощи на хорошей профессиональной основе. А это значит, что подготовка по данной специальности должна предполагать хорошие знания по этнопедагогике .

В Татарстане немало мусульманских семей, где для замужней женщины многое находится под запретом. Чаще всего жена осознанно ограничивает свою свободу теми или иными правилами, но в ортодоксальных семьях у нее может и не быть выбора. SmartNews пообщался с представительницами светских и религиозных семей Казани и узнал, что им запрещается после замужества.

Татарские семьи в наши дни условно можно поделить на несколько типов. Свобода женщины во многом зависит от того, к какому течению ислама склоняется семья. Первый тип татарских семей — это светский.

В светских татарских семьях живут практически так же, как в русских семьях. Для женщин здесь нет особых запретов, даже наоборот, жены в таких семьях испокон веков задают тон. Они властвуют в доме, ведут хозяйство и управляют всеми делами, в том числе мужа. Особенно этим гордятся татарки-мишарки (мишари — этнографическая группа татар. В отличие от казанских татар, формирование мишарей происходило на правобережье Волги. — Ред. ).

Второй тип — светско-мусульманская семья, где справляются как религиозные, так и светские праздники. Эти семьи практически не отличаются от светских семей по правилам внутренней жизни. Разве что мужья склонны более ревностно опекать жен от мужского внимания, что, в общем-то, им разрешает ислам. Женщина же склонна больше сосредоточиваться на семье.

А третий тип — мусульманские семьи, которые придерживаются строгих правил ислама. Его еще называют закрытым типом семьи, который диктует конкретные и строгие правила жизни замужней женщины. И этот тип исламоведы делят на еще два подтипа: те семьи, которые придерживаются ислама турецкого типа, и те, что склонны следовать исламу Саудовской Аравии.

Экспертное мнение

— Тюркский, или турецкий, вариант — более либеральный. Здесь женщина — соратница, сотоварищ, наша вторая половина. Саудовский вариант считает, что женщина ниже в правах, чем мужчина. Такой подтип семьи создают в Татарстане те, кто отучился в Саудовской Аравии, в Катаре, в жестко патриархальной части Египта, Пакистана, в Кувейте. Таких семей немного на фоне остальных. По моим наблюдениям, это 2,5-3 тыс. человек. Такие семьи стали появляться у нас с середины 1990-х годов, сейчас это явление уже укрепилось в нашей культуре.

Последний вариант семьи — ортодоксальный. В таких семьях царит агрессивное отношение к женщинам.

В радикальных семьях муж запрещает любую косметику, он начинает ограничивать возможности просто смотреть телевизор, часто выходить из дома. Здесь часто простая мужская ревность накладывается на религиозное запретительство. То есть религия становится прикрытием элементарной ревности. Поэтому когда женщины уходят из таких семей, то бывают случаи, что они становятся светскими, я знаю несколько таких примеров: побывав женами радикалов, они снимают платок.

РАБОТА В ЖЕНСКОМ КРУГУ

Если не впадать в крайности, то во всех татарских мусульманских семьях есть свои запреты, чаще всего добровольно и даже с радостью принимаемые женщинами. Первый и самый известный из них — внешний вид. В религиозной татарской семье женщина должна носить одежду, скрывающую ее тело от посторонних глаз, то есть длинное платье или тунику, а также — чаще всего — платок. Даже в светских семьях, к каким, например, относятся Лукмановы, дома татарки предпочитают носить длинные платья.

Есть запреты и относительно социальной деятельности замужней женщины. Запрет на работу стоит только в ортодоксальных семьях. В более лояльных женщина сама решает, хочет ли она иметь дело с социумом. Однако в своей работе она не должна соприкасаться с мужчинами — как в прямом, так и в переносном смысле.

Экспертное мнение

— Женщинам не запрещается работать, никто не говорит: «Сиди дома». Однако женщина не может быть врачом, потому что к ней могут прийти мужчины, не может быть парикмахером. В наиболее строгих семьях женщины уходят работать в детские сады, школы, в торговую сферу. Не думаю, что это очень хорошо. Ограничивается сфера соприкосновения религиозных семей со светским началом. Создается закрытая среда. Женщин из ортодоксальных татарских семей в обществе почти не видно. Они занимаются домашним хозяйством.

Зачастую даже в светских татарских семьях, не говоря уже о религиозных, женщина не должна ставить работу на первое место. Она не может задерживаться на рабочем месте, доделывая план, большой проблемой является и посещение корпоративных вечеринок.

В нашей семье все очень толерантно: если есть возможность не работать, то пожалуйста. А если работаю, то только в определенное время, то есть с 8 до 17 часов. Оставаться после работы — это неприемлемо. И одеваться на работе надо скромно и невызывающе. Что касается корпоративов, это очень проблематично для нас. Если идешь, то должен быть всегда на связи и не задерживаться. Еще лучше вообще не ходить.

Зарабатывает женщина в татарской религиозной семье в основном для себя, тогда как обеспечивает семью мужчина.

Женщинам-мусульманкам не запрещено работать и зарабатывать для своих личных трат. Единственное, мы не должны лишний раз находиться в обществе мужчин, чтобы у мужа было меньше ревности. Общение с мужчинами для женщин — это потеря энергии, у нее меньше сил остается для семьи, мужа, она всё оставляет на работе. А ведь дома у нее много обязанностей. И если она дома будет больше времени проводить, то это хорошо для всех.

Однако в семьях ортодоксальных верующих женщина не только не зарабатывает, но и не может распоряжаться деньгами мужа. Ей не разрешается даже самой делать покупки.

Экспертное мнение

— В традиционной татарской мусульманской семье женщина сама распоряжается своим заработком. Более того, перед свадьбой супруга получает дар — калым, выкуп. Это та финансовая подушка безопасности, которая является достоянием жены. В ортодоксальных татарских семьях женщина не зарабатывает и не распоряжается деньгами. Им категорически это запрещено. Стоит вспомнить о неутихающем скандале с дочерьми саудовского монарха, которые десятилетиями заточены во дворцах Аравии. Такую практику пытаются насаждать и в Татарстане. Но это чуждое и инородное для нас явление. Такая женщина растет в замкнутом пространстве и ведет себя заторможенно, когда оказывается среди обычных мусульманок. Круг ее близких людей ограничивается супругом, который не разрешает ей даже пройтись по магазинам.

ЖЕНЩИНЫ ЕДЯТ ОТДЕЛЬНО

Правила поведения татарской женщины-мусульманки в обществе и семье диктуются мусульманским этикетом. Адаб — это правила, предписанные нормами шариата, включающие в себя хорошие манеры, нормы приличия, порядочность, человечность и охватывающие все аспекты жизни мусульманина. Согласно этим правилам, во всех татарских мусульманских семьях, когда в дом приходят гости, женщины и мужчины не сидят вместе. Им накрывают ужин за разными столами. А если в дом приходит гость-мужчина, то муж просит женщину уйти в другую комнату.

В семье родителей, когда приходил мужчина в гости, женщинам запрещалось выходить, влезать в разговор. Дети не должны были выходить и присутствовать во время какого-либо торжества взрослых, есть с одного стола. Дети сидели в отдельной комнате. И сейчас в моей семье, когда к нам приходят муж с женой, само собой происходит разделение: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами, ну а за столом сидим вместе. Но на религиозных праздниках у нас и столы разные.

Когда приходят гости, женщины садятся отдельно, чтобы не было смущения, соблазнов, ведь кому-то может понравиться чужая жена, чужой муж. Поэтому у каждого свой круг общения.

ДРУЗЬЯ-ОДНОКЛАССНИКИ

Женщина в татарской религиозной семье не может дружить с мужчинами и тем более подолгу общаться с ними наедине.

Такая женщина, например, не может продолжать общаться с другом-одноклассником. Очень часто запрещается общаться и с неверующими подругами.

Правда, в более лояльных семьях женщина может общаться с друзьями, которых знает ее муж, если они вошли в круг общения семьи и не являются «чужими», — это родственники, общие с мужем приятели.

Не одобряется в татарских семьях и активное общение женщины в социальных сетях. В ортодоксальных семьях мужья и вовсе запрещают своим женам выставлять фотографии в интернет, даже в хиджабе. Однако очень часто женщины-мусульманки в Татарстане и сами не хотят выкладывать в Сеть свои личные фотографии.

Как правило, сводится всё не к полному запрету, а к вычищению своих персональных страниц в социальных сетях. Убираются любые фотографии, не должно быть фото даже в хиджабе. Пусть будет рисунок — цветы, на религиозную тематику. Здесь жесткое ограничение.

УВАЖЕНИЕ МУЖЧИНЫ

Ряд ограничений для женщин существует и в непосредственных отношениях с мужем. Основаны они на том, что уважение мужчины для жены в татарских религиозных семьях на первом месте. Конечно, в более лояльных семьях женщины имеют право мягко осадить мужа. Но лучше всего обсуждать проблемы без свидетелей, дома, чтобы не порочить репутацию мужа, а значит, и всей семьи.

У меня отношения с мужем сложились так, как учили в семье: горячий ужин, провожать на работу, встречать. И у детей воспитывать уважение, и самой показывать веру в него. Например, когда идем в гости, никогда не показываю свое недовольство чем-либо. Все разговоры и претензии дома, без свидетелей.

{jathumbnail off} Ожидание, нетерпение, и, … наконец, темы дипломов размещены. Удивление интуиции преподавателей, будто прочитавших мысли, и определивших, что данная тема для меня. Надо признать, что на протяжении сознательной жизни я часто задумывалась о «татарском менталитете» сталкиваясь с его особенностями, ведь ментальность формируется в процессе воспитания и обретения жизненного опыта.

Культура татарского народа (являясь частью восточной и мусульманской), сильна воспитательным влиянием, ощущаемым с раннего детства и татарский менталитет - естественный и неосознанный взгляд на жизнь. Для лучшего понимания необычных особенностей семейной жизни татарского народа, (учитывая, что татары – второй по численности этнос в России), предлагаю обратиться к исторической справке, и проанализировать, какие тенденции и сегодня ярко выражены.

Семейная жизнь татар с давних пор строилась на основе священной книги мусульман Корана в сочетании со сводом мусульманского права Шариата, и именно религия послужила формированию татарской культуры, обычаев и традиций. Семья всегда являлась ценностью для татар: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Аллахом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком».

В воспитании детей и внутреннем распорядке жизни семьи, решающей являлась власть отца. В семьях девочку учили быть покорной мужу: «повиновение ему равно повиновению Аллаху», а мальчика – «господствовать над женой», при этом у мужчин поощрялось внимательное, доброе отношение к женам, что говорится в высказываниях Пророка Мухаммеда.

Учитывая, что традиционная татарская семья основана на патриархальных принципах, в современных семьях и сегодня прослеживается выраженный авторитет отца и патриархальный уклад с небольшим присутствием женского затворничества. «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай», - говорят татары. Мать во многих случаях играет роль некоего связующего звена между отцом и детьми.

Рассуждая о татарских женах, нельзя не отметить, что они любят готовить блюда своей национальности и семья чтит татарскую кухню, которая в том числе, славится сладостями и выпечкой. Сохранились не только замечательные рецепты национальной кулинарии, но и радушное гостеприимство, т.к. оно означает не столько кормление гостя, сколько признак уважения к человеку.

Обычно в Татарстане не начинают сразу деловую часть беседы, она проходит за столом, за чаем, т.к. беседовать стоя считается неприличным. «Негостеприимный человек - неполноценный», - считалось у мусульман.

Ранее молодые после свадьбы в обязательном порядке расселялись у мужа либо его родителей, и существовала поговорка: «Йортка кергенче – утка кер» («лучше войти в огонь, чем зятем в дом»). По сей день, в татарских семьях негласно существует правило, что молодые отправляются в дом супруга.

Основной формой заключения брака являлся брак по сватовству. В прошлом, выбор брачной партнерши просчитывался экономически: невеста должна быть работящей и детородной, т.к. для свекрови, считалось недостойно иметь невестку и продолжать хлопотать по хозяйству. Внимание также обращалось на происхождение, родословную, девственность девушки и исполнение обрядов мусульманской веры.

Согласно традициям, данные требования рассматриваются и сегодня: будущая жена должна обладать трудолюбием, и с почтением относиться к мужу и его родителям, т.к. значимым качеством традиций татарского народа – является глубочайшее уважение к предкам и старшим.

Роль родителей, в момент выбора жениха и невесты, являлась определяющей. В наши дни, сохраняется авторитет родителей, проявляющийся и в том, что молодежь прислушивается и учитывает их мнение при решении о заключении брака.

С истоков Ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения – это источник любви, сострадания и понимания; а свадебные обряды привлекательны и по сей день: выкуп невесты (калым); получение приданого невесты (бирнэ); религиозный обряд заключения брака (никах), на котором присутствует мулла и скрепляет союз перед Богом.

Среди остальных, принимаемых татарскими семьями религиозных ценностей, связанных, с обрядовой стороной ислама, – имянаречение, чтение молитв, пост в месяц Рамадан, принятие гостей, хадж, раздача подаяния (садака).

Для наглядности, обратимся к обряду имянаречения (описываемого историком Каюмом Насыри): «Когда приглашенные оказываются в сборе, ребенка на подушке подносят к мулле. Мулла кладет ребенка ногами в сторону Каабы (мусульманская святыня в виде кубической постройки в Мечети в Мекке) и читает молитву, затем… три раза произносит: «Пусть твое драгоценное имя будет такое-то». Гостям подносят мед с маслом, угощаясь, приглашенный кладет на поднос деньги, сколько может «. Данная церемония неизменна и сегодня.

Семейно-родственные отношения татар прошли сложный путь развития, большие семьи сейчас исчезают, наметилась тенденция к образованию малых семей. Но воспитание детей, по-прежнему одна из важных функций современной татарской семьи: «Балалы ей – базар, баласыз ей – мазар» («Дом с детьми – базар, дом без детей – кладбище»).

Учитывая, что под семейными традициями понимают обычаи, взгляды, нормы и манеры, передающиеся из поколения в поколение, то соответственно дети, переносят образцы поведения, принятые в родительской семье, в свою семью.

То, что при выборе супруга дети из татарских семей учитывают качества, присущие их родителям, наглядно, и в моем случае. Вероятно, бессознательно, авторитет отца для меня и младшей сестры был столь, велик, что многие, увидев его с моим первым мужем, в полной уверенности считали, что он его сын, в дальнейшем, тоже говорили и о муже сестры.

Видимо, помимо внутреннего отождествления, мы искали в своих избранниках и внешнее сходство. Не менее важным для нас было, и получение родительского одобрения при выборе супругов.

Попытаюсь в контексте данной темы затронуть и личную историю профессионального становления, в том числе и семейным терапевтом. По окончанию школы, мечтала стать психологом, и часами выслушивая подруг, окрылялась, когда мой расклад их проблемной ситуации приносил положительные плоды. Но на тот период психологического факультета в Казанском Университете не было, а поступать в Ленинграде, не решилась; осознание необходимости проживания в общежитии, не вносило в мечты ничего романтичного. Желая походить на маму, являющуюся положительным образцом и занимающую высокие посты в системе советской торговле, в дальнейшем Администрации города, я отправилась бороздить просторы ритейла, достигнув желаемых высот по карьерной лестнице, и встав у руля в региональных структурах московских розничных сетей.

В работе, я окончательно утвердилась в мысли о наличие ментальности и разности восприятия ряда ситуаций, воспринимаемых мною, как норма и данность, а московскими коллегами, как специфичность нашего региона. Для иллюстрации приведу цитату специалиста по этнологии, кандидата экономических наук Андрея Атаева: «Татарский менталитет характеризуется вербально-логическим способом постижения окружающего мира, иными словами, татарский этнос отличает доминантная апелляция к разуму, а не к чувствам. Именно эта особенность лежит в основе их законопослушности, чувстве уважения к власти, любви к порядку и стабильности. Попав в неблагоприятную ситуацию, татарин может проявить гибкость и принять невыгодные правила игры, так как не видит смысла идти против течения. Подобное умение (приспособляться, избирая нужную стратегию сообразно ситуации), очень помогает им в работе».

Вероятно, что-то из данной цитаты способствовало тому, что на переговоры с «первыми лицами» отправляли меня. Плюсом рассматривалось, что татарская женщина, разбирается в «национальном характере» мужчин, о которых Рудольф Нуриев писал: «Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда…Мы – странная смесь нежности и грубости, сочетание, которое редко встречается у русских…».

А теперь о главном. Закрыв предыдущие главы жизни, но с благодарностью к прошлому, позволившему встать на материальный фундамент, удалось воплотить мечту и выучиться на психологическом факультете Казанского Университета. По стечению обстоятельств, судьба подарила встречу с замечательными людьми в «психологической» среде, которые способствовали дороге в Институт Интегративной Семейной Терапии.

Это был «Счастливый билет», подаривший мне знания и радость обучения в кругу новых друзей и удивительных педагогов, которые навсегда заняли место в душе и сердце; и главный «образец для подражания» - великолепная Марина Александровна Бебчук. Благодаря этому «билету» - я стала практиковать в рамках «семейной психотерапии», которая для меня - экологична, в отношении эко­системы «психолог-клиент».

Семейному терапевту приходится интересоваться, изучать и осмысливать национальную специфику, иначе невозможно добиться эффективного взаимодействия супругов, так как многие замкнуты в силу строгости или необычности национальных традиций.

На встречах с клиентами, удивительно, но при анализе структуры семьи: границ, распределении ролей, иерархии, доминировании принятия решений - национальный уклад семьи определяется, даже без анкетных данных.

К тому же опираясь на ментальные особенности, проще ориентироваться в дисфункциональной жизни семьи и искать выход из кризиса.

Например, обращает внимание следующее: в силу большей устойчивости семейных традиций и сильных родственных связей, некоторые татары сознательно живут трехпоколенными семьями, имея возможность, но, не желая разъезжаться. И учитывая, что одной из характерных черт в Татарстане является культ родителей и старшего человека вообще, особым уважением пользуются бабай и эби (дедушка, бабушка).

В двухпоколенных семьях, где дети воспитываются отдельно от прародителей, характерно нейтральное отношение к религиозным ценностям, однако соблюдается приверженность обычаям, этническим ценностям, родственным связям и этноязыку. Усвоение татарского языка, служит не только желание приобщения к родной культуре, но и дает возможность общения со старшими родственниками (особенно, в случае проживания их в сельской местности, где общение происходит только на родном языке).

Наблюдается и сохранение традиции соблюдения возрастного ранга между детьми: младшие дети должны слушаться старших братьев и сестер, которые, оберегают и заботятся о младших, при этом обращение к родственникам, происходит с использованием терминов родства: апа – старшая сестра, абый старший брат. Однако такие же формы обращения употребляются и по отношению к братьям и сестрам родителей. Зная это, на встрече с клиентами данные о родственных связях - уточняются.

В татарских семьях считается неприличным вмешиваться детям в разговор старших, а перебивать друг друга – невежливым. Догмы в мусульманстве построены на уважении, т.е. уважении младших к старшим, жены к мужу, что является признанием значимости другого по отношению к себе.

Соответственно подчинение и самооценка слиты в единую структуру, и власть входит в жизнь более гармонично, присутствует навык подчинения социальным требованиям по «вертикальному» принципу (что соответствует практически всем социальным институтам). Возможно в этом ответ на некоторые национальные особенности татарского характера. Происходит адаптация традиционных ценностей татарской семьи к тенденциям современного общества.

Мой субъективный опыт, сформированный проживанием в Татарстане, и информацией из различных источников по исследованиям с выборками респондентов разных национальностей, помогает мне ориентироваться при консультировании, целью, которой является достижение гармонии семейных взаимоотношений вне зависимости от вероисповедания ее членов.

Позволю себе лишь заключить, что этнопсихологический и этнокультурный аспект супружеских отношений является важным фактором успешности брака, и невозможно не отметить некоторое присутствие межэтнической напряженности между этносами в супружеских отношениях, но и нельзя не признать во взаимоотношениях наличие толерантности и взаимного принятия.

Народные традиции - это завещанное нашими предками национальное богатство. Но независимо от того, какие традиции и религии мы рассматриваем, Любовь и есть та добродетель, которую все мессии и пророки завещали своим последователям и человечеству в целом.

«В деревнях бабушки и дедушки татарскому языку внуков уже не учат»

Эскиз Стратегии развития татарского народа оказался сырым и неподготовленным.

Первое публичное обсуждение Стратегии развития татарского народа прошло в Арске. Для удобства Всемирный конгресс опубликовал на сайте у себя эскизы документа. Вице-премьер Татарстана и глава Милли Шура Василь Шайхразиев в зале сразу же поторопился сделать оговорку, что речь именно идет об эскизе, а не о готовом проекте. Так он решил сбавить накал критики, которая обрушилась бы на авторов документа и разработчиков в лице Академии наук РТ.

Сейчас на сайте ВКТ вывешены слайды презентации на русском и татарском языках. К сожалению, при внимательном знакомстве с текстами можно отметить, что они очень сырые. Так, стилистически слайды презентации никак не проработаны - неудобочитаемый шрифт, сливающийся с фоном страницы, невыверенные поля и отступы вокруг текста, которые меняются от одной страницы к другой, какие-то рамки налезают на слова, из-за чего информацию сложно прочесть. Приходится удивляться тому, что деятели Академии наук плохо знают программу PowerPoint, и сожалеть, что их коллеги из Всемирного конгресса татар не исправили явные визуальные недочеты презентации.


С точки зрения текста у эскиза Стратегии так же есть явные проблемы. Во-первых, текст не вычитан корректором, попадаются такие опечатки, как «...по истории и культуре тюрко-татарл», «популяризация татарский образа жизни», «преимущественная помощь...», «продвижение достижений... в ммировое пространство». Во-вторых, у документа есть и концептуальная сырость - нет определения, что такое «татарская нация», путаются такие понятия, как «национальный», «национальность» и «нация», непонятная конструкция «организация жизнедеятельности татар».

В тексте также обозначаются пункты по «источникам генерации» и «адаптации». К сожалению, на встрече с жителями Арска ни Василь Шайхразиев, ни вице-президент Академии наук РТ и заместитель главы Милли Шура Дания Загидуллина так и не объяснили, когда и зачем татарам надо что-то «генерировать», а затем «адаптироваться».


Само обсуждение в стенах Арского педагогического колледжа лидеров ВКТ с татарским активом прошло в формате, который сложно назвать диалогом или обменом мнениями. С трибуны вещали только руководители Конгресса, каких-либо вопросов, замечаний и критики от переполненного зала на 300 человек не последовало. Хотя Василь Шайхразиев и член рабочей группы АН РТ и директор Института татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ Искандер Гилязов просили собравшихся быть поактивнее. Возможно, это связано с тем, что эскиз Стратегии был опубликован параллельно с проходившим заседанием и люди просто не успели ознакомиться с текстом презентации.

Из сильных сторон эскиза можно отметить определение базовых направлений роста - это акцент на образовательные программы. Здесь упоминается важность привлечения благотворителей к открытию и строительству татарских детских садов, школ и организация Татарского университета. Отмечается необходимость в консолидированном едином информационном пространстве для всех татар, проживающих не только в Татарстане, но и в других регионах России и за рубежом.


Перед жителями Арска Василь Шайхразиев говорил о важности сохранения татарского языка в семье.

Если родители не разговаривают с детьми на родном языке, то сколько ни строй и ни открывай татарских детсадов, школ, гимназий и колледжей, делу сохранения и развития татарского языка это не поможет, - озвучил мнение председатель Милли Шура.

Он также ответил на распространенную у общественности критическую оценку «увлеченности татарскими организациями проводить Сабантуи».

Татары же ранее ещё никогда свой национальный праздник не проводили. А тут есть Сабантуй. На самом деле Сабантуй - это прекрасная возможность встретиться, пообщаться со своими друзьями и родственниками, приехать из города в родную деревню. Есть регионы, где татары, к сожалению, уже утрачивают традицию проведения Сабантуя. Поэтому для нас этот праздник важен, - сказал Василь Шайхразиев.

Вице-премьер также посетовал, что сегодня татарская деревня утрачивает свою роль в сохранении и развитии родного языка.

Когда я был ребенком, к нам в гости приезжали дети, которые не знали татарского и успевали выучить его за каникулы. Сейчас дети, которые приезжают в татарские деревни на каникулы, учат бабушек русскому, - с сожалением отмечал глава Милли Шура.


Эту мысль в своем выступлении продолжил Искандер Гилязов.

Сегодня воспитать татар и сохранить их этническую идентичность в городе становится труднее. Но и город больше не помогает. Бывает, я посещаю татарские деревни и вижу, что уже там дети не говорят на татарском, они между собой общаются на русском, - заявил спикер.

Василь Шайхразиев рассказывал перед собравшимся татарским активом Арска вещи, которые пока не нашли отражение в эскизе Стратегии. В частности он упомянул значение президента Татарстана.

Наш президент не только президент для Татарстана. Он также президент для всех татар во всем мире. Куда бы мы ни ездили, мы в первую очередь встречаемся с татарами этих мест и земель. Они у нас просят помощи, и президент им её оказывает, - напомнил Василь Шайхразиев.

По его словам, главный побуждающий лозунг эскиза Стратегии - «Кем син, татар булмагач?», то есть «Кто ты, если не татарин?».


Я сам у себя спрашиваю, а не кого-то со стороны, кто я? Если я обращусь к родителям, бабушке с дедушкой: «Вы же татары! Были татарами! Вы родили меня татарином. Ну и кто я?». И вот мой ответ: «Я татарин! Я родился татарином, буду жить татарином и татарином умру». На самом деле и такого ответа мало будет. Мы родились, пришли на этот свет и ушли из него, но у нас остаются дети и внуки. Их мы тоже должны воспитывать татарами. Ведь в укор нам они могут сказать: «Эх, вы мои родители, вы родились татарами, а меня татарином так и не воспитали», - рассуждал вице-премьер.

В завершение он обратился к татарам с просьбой внимательнее отнестись к воспитанию молодого поколения, сохраняя не только татарскую идентичность, но и прививая её им.


Василь Шайхразиев заявил и о сроках подготовки документа. Стратегия татарского народа должна быть разработана к 30 августа 2019 года. В июле же планируется начать обсуждение уже полноценного проекта документа.

В ЭТОМ СЮЖЕТЕ

Скромный человек

Так эскиз на то и есть эскиз, он не должен быть максимально точным

ОТВЕТИТЬ

Булат Хамидуллин

Интересный материал. Увидел одну грубую ошибку авторов - "...директор Института татарской академии Искандер Гилязов..." Если здесь речь про институт, то Институт татарской энциклопедии и регионоведения, если речь про республиканскую академию, то она не татарская, а татарстанская.

ОТВЕТИТЬ

Ильнур Ярхамов

Спасибо за внимательность, правки будут внесены.

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ


Депутаты и Общественная палата поставили барьер проекту «зеленый щит»

Реализации идеи ОНФ в Татарстане мешает бюрократия.

Во время визита в Казань президенту России Владимиру Путину задали вопрос о реализации проекта «зеленый щит». У жителей есть опасения, что бизнес не станет соблюдать условия, по которым нужно вести строительство в рекреационных зонах. Глава государства высказал мнение, что компаниями, которые работают в сфере строительства, руководят уважаемые и небедные люди, они не должны забывать, что потеря уважения со стороны жителей в конечном итоге может привести к утрате капитала.


Редакция KazanFirst вспоминает, как обстоят дела с принятием закона о «зеленом щите» в Татарстане. Впервые материал был опубликован в ноябре прошлого года.

Инициатива создать «зеленый щит» вокруг крупных городов страны принадлежит Общероссийскому народному фронту (ОНФ). Ещё в 2016 году президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет ограничивать вырубку деревьев. С энтузиазмом появление, в том числе и вокруг Казани, «зеленого щита» восприняли экологи республики. В апреле Общественная палата Татарстана провела публичные слушания, где все участники (ЛЗП).

Казалось, что после этого наконец решится вечный спор чиновников и активистов-экологов, где и какие деревья вырубать можно, а где нет. Однако прошло уже полгода, но о проекте ни слуху ни духу.

ЛЗП - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, на территории которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и площадь зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему.

Урбанист Юлия Файзрахманова поддерживает этот проект. Она считает, что в «зеленый щит» нужно включить все участки, которые представлены лесными массивами. Например, рощи на Гаврилова и лес на Дубравной.


Проблема в том, что в Татарстане нет закона, по которому лесопарки в городах должны быть поставлены на муниципальный учет. В Казани все леса, кроме официальных парков, статуса леса не имеют. А раз так, они рубятся и застраиваются по любому поводу. За границей города большинство лесов - это гослесфонд. Менять их статус, включая в «зеленый щит», смысла нет. В «зеленый щит» нужно включить леса Казани, не имеющие на сегодня никакого статуса. Это значит охранять их, заниматься лесовосстановлением, ухаживать. В Татарстане 17% лесов, а это на 7% ниже уровня, необходимого для комфорта жителей, - рассказывает Юлия Файзрахманова.

Активистка выступала с предложениями на слушаниях, но учтены ли они, она не знает. К слову, как и вся общественность не знает, что же происходит с проектом, который все яро поддержали. Редакция KazanFirst решила выяснить, на какой стадии реализации он находится сейчас.


Итак, для начала разберемся в процедуре создания «щита». По закону инициатор - в нашем случае ОНФ - подает мотивированное ходатайство в Общественную палату (ОП). Она в свою очередь проводит слушания. Поскольку их участники одобрили проект единогласно, ОП направила протокол в законодательный орган - Комитет по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Госсовета Татарстана. Республиканский парламент в течение 40 дней с момента получения документов должен решить вопрос о создании или несоздании ЛЗП. При принятии закона уполномоченные органы субъекта в течение 180 дней устанавливают границы щита, которые впоследствии включают в Единый государственный реестр недвижимости. Все эти сроки вышли, а «зеленый щит» по-прежнему не вырос в некий официальный документ, который необходимо исполнять.

В беседе с журналистом KazanFirst эксперт от Общественной палаты республики Александр Никитин , который является одним из разработчиков проекта, рассказал, что не знает, на какой стадии находится претворение в жизнь «зеленого щита», но исследовательскую работу он и его коллеги продолжают.


Меня пригласили для того, чтобы я предложил концепцию. Ее обсудили. О дальнейших действиях не в курсе, - говорит эколог. - Мы со студентами проводили исследования. В 25 городах утвердили проект. Мы проанализировали, на каких стадиях они находятся, какие площади у них и многое другое. Работу в этом плане мы ведем.

В свою очередь инициатор появления «щита» - Общероссийский народный фронт - так же уверяет, что с их стороны все необходимые работы были проведены. По словам эксперта по экологии Зуфара Юнусова , необходимые материалы давно направлены в Госсовет. Протокол ОП зарегистрирован в Совете ещё 3 мая, а обращение о поддержании инициативы ОНФ - 30 мая. Также Зуфаров подчеркнул, что в настоящее время Татарстан - это один из немногих регионов России, в котором отсутствует законодательно созданный лесопарковый зеленый пояс столицы субъекта федерации. Собеседник говорит, что проект затянулся из-за ответа парламента.









2024 © rukaraoke.ru.