Психология воспитания детей до года. Доктор комаровский о воспитании детей


Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретения опыта. Всего двенадцать месяцев понадобится крохе, чтобы научиться улыбаться, агукать, узнавать голоса родителей, различать интонации и реагировать на их настроение. В период младенчества родители уделяют основное внимание соблюдению режима питания и полноценному уходу, но о воспитании ребенка тоже нельзя забывать. Именно до года на подсознательном уровне закладываются основные привычки малыша, формируются его склонности и личностные особенности. Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от воспитания его до года. Условно в этом периоде обычно выделяют 4 этапа, каждый из которых охватывает три месяца.

  1. От рождения до трех месяцев.
  2. От трех до шести месяцев.
  3. От шести до девяти месяцев.
  4. От девяти месяцев до года.

Первый период

Первый этап длится с момента рождения ребенка и до исполнения трех месяцев. В этот период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие. Также, в этот период родителям необходимо правильно организовать режим питания, это важно для нормального прибавления в весе и формирования привычки к режиму. В первые три месяца у малыша должны выработаться следующие привычки:

  • засыпать на улице без пустышки;
  • держать головку;
  • некоторое время проводить в кроватке, развлекая себя самостоятельно;
  • подавать признаки недовольства при необходимости замены подгузника;
  • засыпать без укачивания;
  • ориентироваться в пространстве, реагируя на звуки и свет.

Особое внимание необходимо обратить на гигиену малыша. Каждое утро должно начинаться с приветливой улыбки мамы и проведения гигиенических процедур. Они заключаются в умывании личика и ручек, смены подгузника и подмывания. Ежедневные процедуры будут формировать у малыша полезную привычку к чистоте. Недопустимо, чтобы остатки мочи или фекалий раздражали кожу ребенка, поэтому замена подгузников должна проводится каждые три часа. Поскольку детская кожа очень нежная, ее поверхность обрабатывается кремом или присыпкой.

Для формирования привычки держать головку малыша необходимо выкладывать на животик, даже если он выражает недовольство. Постепенно эта процедура войдет у него в привычку, мышцы шеи и спинки натренируются. С каждым днем он будет все больше времени проводить на животе и созерцать окружающий мир из другого положения.

Как выработать привычку разговаривать? Для того, чтобы ребенок начал агукать, с ним необходимо играть. Хорошо, что когда малыш будет слышать песенки и потешки. Каждое действие, которое связано непосредственно с ребенком, следует комментировать, рассказывать, как надеваются штанишки, кофточка, как меняется памперс. Беседуя со своим ребенком, следует улыбаться, таким образом будет закладываться культура общения.

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Для малышей до 3-х месяцев педагоги-психологи рекомендуют игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

  • Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука;
  • Яркие игрушки из разнообразных материалов , которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать;
  • Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в 15-20 см). ;
  • Браслет с колокольчиком , который можно надевать поочередно на разные ручки;
  • Воздушный шарик , который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки;
  • Схематическое изображение человеческого лица . Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

Второй период

Он длится с третьего по шестой месяц, в это время происходит активное сенсорное, слуховое и зрительное восприятие и развитие. Второй этап включает в себя подготовку малышка к будущей речи. Для этого ему можно включать музыку разных жанров, главное, чтобы она была легкой и мелодичной. Классика, детские песенки, современная эстрада, народные мотивы – подойдет все. Для того, чтобы малыш гулил, лепетал, пищал, его внимание нужно обращать и на другие звуки. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, привлекая его внимание к шелесту листьев, чириканью воробьев, шуму струящейся воды – в этом и заключается познание (к примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д. ).

Умственное развитие малыша этого возраста начинается с общения. Родители должны играть с ребенком, развивая его зрительное, тактильное и слуховое восприятие. Начинать занятия с ребенком следует в период активного бодрствования, когда ребенок весел и его ничего не беспокоит. В противном случае занятия не дадут ожидаемого результата. Ребенок должен получать удовольствие от занятий/игры, поэтому от нее следует отказаться, если малыш голоден, болен либо капризничает. В этот период закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, которые малыш получает благодаря общению со взрослыми.

Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания.

В ежедневном распорядке ребенка обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к . Рекомендуем посмотреть рубрику

Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев

Для игр с малышом подойдут все игрушки, которые использовались в возрасте до 3 месяцев. К ним стоит добавить:

  • Прорезыватели и другие игрушки для жевания и сосания, ведь в это время у детишек начинают резаться первые зубки ();
  • Удобный для захватывания мячик. Уже в возрасте полгода карапуз может играть с ним, сидя в коляске или на руках у мамы;
  • Мягкие крупные кубики с различными картинками на гранях. Малыши с удовольствием хватают их, подбрасывают, рассматривают картинки;
  • Резиновые и матерчатые фигурки различных зверей . В этом возрасте полезно играть с малышом в игру «Кто как делает?». Показываем собачку и озвучиваем ее: «гав-гав» и т.п. Скоро малыш сам соответствующими звуками будет «называть» игрушку;
  • Полугодовалые детки обожают рвать бумагу , отдайте малышу старые журналы, пусть удовлетворит свое любопытство;

  • Занимательным будет для крохи пальчиковый спектакль . Наденьте пальчиковые игрушки на руки (их можно купить в отделе игрушек или изготовить дома) и устройте представление для малыша;
  • Кроха начинает познавать свое тело. Для этого нужно показывать маленькому и называть части тела : глазки, ушки, носик, ножки, ручки…

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.. У детишек этого возраста активность возрастает в разы. Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке.

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков описаны в . Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не закончатся никогда.

На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время ребенку станет понятно, для чего это делается. Читаем очень полезную статью о том как правильно приучать к горшку —

Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности.

Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое.

Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем перерастет в хорошую привычку.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение. С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки: мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки, ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день.

На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя» . Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово «нельзя» с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он просто не будет его замечать.

На счет слова «нельзя» , посмотрите в видео:

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

  • Музыкальные центры , развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;
  • Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления;
  • Игровые центры для развития мелкой моторики . Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их;
  • Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес;
  • Игрушки для купания . Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки ();
  • Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой . Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Четвертый период

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте вашего карапуза, когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. (). Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет предпринимать попытки.

Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Театральное представление с напальчиковыми игрушками хорошо развивают воображение, память и речь ребенка, пусть они и являются простейшими.

Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками, искать только деревянные или пластмассовые предметы. Выбирать по соотношению проще, когда складывается пирамидка либо собирается матрешка. Как ребенок удивляется, когда внутри одной куколки оказывается еще одна, поменьше!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда. Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он должен слышать только чистую речь.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия, используя слово «нельзя» . Запрет должен звучать строго и категорично, чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно. Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей, которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет, следует пересмотреть свое поведение.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

  • Пирамидки . К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать;
  • Кубики . Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем развалить ее;
  • Заводные игрушки;
  • Матрешки;
  • Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками;
  • Конь-качалка и машинка-каталка , в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию;
  • Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы;
  • Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

Определяющие принципы в воспитании ребенка до года

Зачастую молодые родители считают, что ребенок до года ничего не смыслит и не понимает. Это убеждение глубоко ошибочно, поскольку именно в это время закладываются основы воспитания, закрепляются плохие и хорошие привычки. Исходя из этого, в своем общении с малышом нужно руководствоваться следующими принципами:

  • воспитание ребенка должно ложиться на обоих родителей, поскольку именно в этот период формируется представление о семье. Безусловно, главным человеком в первые месяцы жизни ребенка является мама, папиной основной задачей становится посильная помощь – ведь мама должна набраться сил и передохнуть. Спокойная и счастливая мама – здоровый малыш!
  • очень важен тесный контакт ребенка с матерью. Раздражение, нежелание общаться, недостаточное внимание со стороны самого близкого человека может привести к недомоганию малыша, однако и приучать к рукам тоже не стоит;
  • с первых дней нужно, чтобы малыш слышал правильную и спокойную речь родителей, это развивает память и слух крохи;
  • предпосылки крепкого и здорового сна – это проветренное помещение, вечерняя прогулка и ванна с настоями лекарственных трав;
  • до года мама может спать вместе с ребенком, его сон от этого будет только крепче. Если же мама сама спит беспокойно, можно подождать, пока малыш крепко уснет, а потом отнести его в кроватку;
  • для правильного и полноценного питания подходит грудное молоко, после полугода требуется прикорм в виде овощных пюре и кашек;
  • физическое воспитание должно соответствовать возможностям детского организма. К примеру, присаживание не рекомендуются до трех месяцев, не следует помогать малышу садиться, поворачивать головку и вставать на ноги раньше времени – эти действия могут привести к патологии, поскольку кости и мышцы еще не окрепли;
  • после девяти месяцев у ребенка закладываются навыки поведения с посторонними людьми и неизвестными предметами, устанавливается крепкая связь с людьми, проводящими с ним большее количество времени. Приблизительно к 9-11 месяцам малыш начинает бояться чужих людей, он больше привязывается к тому, кого видит постоянно. К примеру, если за ребенком присматривает няня, она вполне может стать ему более близким человеком, чем родители.

«Важные мелочи» для воспитания

Чаще всего происходит так – до исполнения ребенку полутора лет родители больше всего озабочены его купанием, кормлением и пеленанием. Задумываться о воспитании им не приходит в голову, а меняется все лишь тогда, когда ребенок не хочет кушать или одеваться, хнычет и не выпускает ее из квартиры, хватаясь за подол. Ничего удивительного в этом нет – все черты характера в 3-4 года формируются уже с рождения, а значит, именно воспитание до года играет решающую роль. Кроме общей линии поведения родителей значительны и важные нюансы.

  • Уверенность
  • Грудное вскармливание

С грудным вскармливанием у молодых мам очень часто возникает много проблем.

«С моим первым ребенком я была уверена, что мне повезло, и никаких проблем у меня нет – ведь молока хватало, и все было замечательно. И только со вторым ребенком я поняла, что просто кормить ребенка недостаточно.»

Мамой формируется отношение ребенка к груди, его поведение, и в будущем отношение малыша к самой маме. При возникновении проблем с грудным вскармливанием, мама должна сразу же обратиться к консультанту. А еще лучше не ждать проблем, а просто сразу после рождения малыша пригласить консультанта домой.

  • Откладывание

У ребенка существует потребность быть с мамой постоянно, чаще он хочет находиться на ручках поблизости от груди. Необходимо приучать малыша к тому, что он может побыть какой-то период времени один, когда мама будет совсем рядом. Ближе к трем месяцам откладывание во время бодрствования становятся обязательным для будущего физического развития малыша. Таким способом развиваются моторные навыки, ребенок тренируется в переворачивании и ползанье. Лучше всего укладывать ребенка на спинку и класть рядом яркую игрушку. Если родители подвешивают сверху карусельку, то у ребенка не возникает потребности перевернуться и поползти – он будет просто лежать и смотреть вверх.

Бывают случаи, когда ребенок выражает бурный протест против откладывания. Конечно, вряд ли можно «разбаловать» ношением, но у мамы могут возникнуть такие дела, выполнение которых невозможно с ребенком на руках — вряд ли будет удобно переворачивать горячие котлеты или доставать запеченную курицу из духовки. Даже если мама использует , принять душ вместе с ребенком у нее вряд ли получится. Приучать кроху к откладыванию просто необходимо, иначе, повзрослев, он будет настолько активно возражать против удаления мамы, что это станет настоящей проблемой. Если прививать привычку малыша к самостоятельности постепенно, мама спокойно сможет оставить его на коврике и заняться неотложными делами, собственной гигиеной или приготовлением пищи.

Решает мама

Именно она решает, как лучше кормить малыша (лежа или сидя) и как держать его на руках. Конечно, ребенку больше нравится кушать, когда мама сидит, однако ночью это удобнее делать лежа. Малыш предпочитает, чтобы его носили столбиком, но если в данный момент маме удобнее держать его в позе колыбельки, то главной будет линия поведения мамы. Важнейшая потребность у ребенка – находится рядом с родным человеком, мамой, а какую позу она для этого выберет, решать именно ей.

Однако не всегда нужно проявлять строгость. Во время кормления можно разговаривать с малышом, пусть при занятии едой он услышит мамин ласковый голос. В этот момент недопустимо проявления грубости, даже если она направлена в сторону другого человека. Слишком громкий голос страшит кроху, он может стать нервным и капризным. Проявление любви и ласки в эти моменты формируют дальнейшее отношение к матери, а у мальчиков – в целом ко всем женщинам.

Поведение родителей

В первые месяцы своей жизни ребенок не может доступно выражать свои желания и потребности, однако, подобно губке, он впитывает в себя окружающую информацию. Огромная ответственность ложится на родителей, поскольку их поведение является определяющим в построении характера малыша. Все увиденное и услышанное в младенчестве откладывается в подсознании на всю жизнь, изменить и скорректировать эти воспоминания в будущем будет невозможно. Родители должны взять за правило самоконтроль и фильтрацию событий, происходящих вокруг собственного ребенка.


Постоянно нервничающая мама, разговаривающая на повышенных тонах, не должна удивляться, если через некоторое время точно такой же метод применит ребенок в разговоре с ней. Выпивающий и курящий отец, доносящий свои мысли с помощью мата, воспитает у ребенка в более сознательном возрасте ассоциативное поведение, а в дальнейшем – получит собутыльника.

Возраст ребенка до года считается своеобразным фундаментом, поэтому родителям стоит заранее задуматься о том, какое поведение выбрать. Совместное слушание музыки, веселые песенки, танцы с малышом на руках – эти моменты помогут в дальнейшем развитии малыша. Учеными доказано, что ребенок, которому рассказывали сказки и постоянно разговаривали, начинает говорить существенно раньше, чем детки, которым не уделяли должного внимания. А более раннее развитие речи положительным образом влияет на интеллектуальный уровень малыша.

Проблема бабушек и дедушек

К воспитанию ребенка до года часто привлекается старшее поколение, что в некоторых случаях разумно. Не всегда молодая мамочка в силах справится со свалившимися на нее проблемами в одиночку. Первое купание, первое пеленание после роддома, первое кормление в родных стенах – это маленькое испытание не только для ребенка, но и для его молодых родителей. Вот тут будет идеально, что на помощь могут прийти бабушки и дедушки.

Проблема возникает позже, и она заключается в расхождении взглядов на методы воспитания. Разговоры и ссоры по этому поводу могут разрушить любые хорошие отношения. Чтобы избежать этого, не стоит перекладывать слишком много на плечи бабушек, а если необходимо оставить их с ребенком – мягко, но уверенно изложить свои требования к питанию и режиму малыша. Не нужно забывать, что ответственность за дальнейшее поведение будет всецело лежать на родителях.

Главный принцип полноценного воспитания ребенка до года — участие в этом процессе обоих родителей. Именно в это время у малыша вырабатываются семейные привязанности, формируются представления об окружающей среде и близких ему людях. Несмотря на свою занятость, мама и папа ребенка должны постоянно находиться в режиме поиска новой информации, читать печатные издания, изучать психологические статьи, общаться на форумах и в жизни. Совершенствуясь, они смогут стать первыми и самым авторитетными людьми в жизни своего малыша.

  1. телеграм-канал

Инструкция

Помогите ребенку избежать простуды. По мнению доктора Комаровского, именно сухой воздух является причиной многих заболеваний. Дело в том, что ежедневно в организм ребенка попадают миллионы бактерий и микробов. Проникают они преимущественно через нос. Попадая на слизистую,большинство из них погибает. Чрезмерное отопление и недостаточная влажность высушивают жидкие и вредоносные элементы проникают в организм, провоцируя возникновение инфекции. Поэтому следите, чтобы комнатная температура не поднималась выше 22оС, а влажность была не менее 50%. Если у вас дома очень сухо, задумайтесь о покупке увлажнителя воздуха.

Не пугайтесь запоров. Младенец, которому подходит молоко матери, усваивает более 80% своего питания. Остальные 20 медленно двигаются по кишечнику и только затем образуются в калловые массы. При этом, для очищения кишечника должно накопиться определенное количество переваренной пищи, поэтому стул столь нерегулярный. Дайте ребенку время. Если малыш питается взрослой едой, для предотвращения запора нужно временно перейти на блюда грубой обработке. Вместо пюре давайте картофель в мундире, вместо котлеты мясо и не забывайте о свежих овощах.

Кормите ребенка только тогда, когда он захочет. Доктор Комаровский убежден, что еда по расписанию и с требованием съесть все без остатка, только вредит ребенку. Все дети тратят энергию по разному, поэтому и количество пищи определяется самим организмом. Если вы переживаете, что ваш ребенок останется голодным, не давайте ему перекусывать сладостями. Когда наступит чувство голода, малыш сам сообщит об этом.

Закаляйте ребенка. Это одно из самых главных наставлений Комаровского. Однако он рекомендует не прибегать к искусственным процедурам укрепления иммунитета. Просо необходимо сделать закаливание и движение стилем жизни. Не старайтесь избегать пониженных температур, позвольте ребенку быть дома голышом и гуляйте с ним в любую погоду. Кроме того, помните, что ребенок ориентируется в первую очередь на вас. Поэтому постарайтесь перейти к активному образу жизни. Если с самого раннего возраста малыш будет видеть, что родители занимаются спортом и любят двигаться, это станет для него нормой и он с удовольствием последует вашему примеру.

Воспитывайте ребенка по намеченному курсу. Не поддавайтесь на провокации и плачь. Научитесь держать свое слово. Если вы сказали ребенку нет, стойте на своем во что бы то ни стало. Если вы боитесь не сдержаться и пойти у него на поводу, просто выйдите из комнаты, показав свою непреклонность. Если вы однажды что-то запретили, не делайте из этого сиюминутную меры. Будьте постоянны. Поговорите с ближайшими родственниками. Нельзя допускать разных методов воспитания. Если вы за что-то ругаете ребенка, другие члены семьи не должны одобрять его поступки.

Евгений Олегович Комаровский - самый известный и авторитетный педиатр в России и СНГ, кандидат медицинских наук, телеведущий и автор 15 книг об уходе за детьми. Он очень доступно излагает нужную и полезную информацию о здоровье детей и их воспитании. Вот почему Евгений Олегович пользуется уважением многих родителей.

Предлагаю вашему вниманию 15 лучших высказываний доктора Комаровского, чьи советы уже помогли сотням тысяч людей.

100% взрослого населения знают, как делать детей, но 99,9% не знают при этом, что потом делать с детьми.

Обеспечение психического благополучия матери, ухаживающей за ребенком, - главная задача отца. Именно папа обязан расставить точки над i в отношениях с родственниками и соседями.

Счастливый ребенок - это, прежде всего, ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке.

Счастливый ребенок - это ребенок, у которого есть и мама, и папа, находящие время не только для того, чтобы этого ребенка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.

Ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров, вместе взятых.

Ребенок никому и ничего не должен.

Лично я, когда ко мне обращаются родители часто болеющих детей, часто советую завести собаку. Ибо собака - реальный повод заставить взрослых 2 раза в день с ребенком гулять.

Если ваше дитя целый год болело, не гуляло и страдало, поездка на дачу (деревня в 30 км от города, лес, река) может оказаться значительно более полезной, чем отдых на побережье Средиземного моря, пусть даже и в пятизвездочном отеле.

Именно таким должен быть нормальный ребенок - худым и активным.

Уверен: большинство детей рождаются на свет здоровыми, но их лишают здоровья... родители и медицинские работники.

Появившийся на свет младенец (человеческий детеныш) - такой же биологический объект, как волчонок, поросенок или медвежонок. Поэтому самая главная задача на этапе начала жизни - не растерять биологическое, дабы иметь потом возможность развивать социальное.

Суть и идеология одноразовых подгузников состоят в следующем: памперс нужен не ребенку! Памперс нужен матери ребенка!

Главное - это счастье и здоровье семьи. Семья должна жить не интересами ребенка, а интересами семьи. Я не могу представить, чтобы моему ребенку подарили шоколадку, а он не разделил ее на три части.

Самое главное: ты не центр вселенной. Мы, семья, - вот центр вселенной.

Хорошие люди всегда и со всеми ведут себя хорошо. Делись хорошим: настроением, едой, вещами. Не скули.

Доктор Комаровский - кандидат медицинских наук, популярный детский врач. Ведет собственную телепередачу «Школа доктора Комаровского». К его советам прислушиваются большинство родителей.

Если исходить из утверждений доктора Комаровского, почти во всех болезнях детей виноваты родители. Чтобы этого избежать он дает множество советов по здоровому воспитанию детей. Я собрала контекстно некоторые из его рекомендаций.

Воздух в детской комнате

Качество воздуха в детской комнате - одно из условий здорового развития ребенка. Температура в комнате должна быть не больше 18 градусов, влажность - максимум 70%. Недопустимо использование в детской комнате бытовой химии. Влажную уборку нужно делать ежедневно. Следить за тем, чтобы пыль в комнате не накапливалась. Проветривать комнату нужно интенсивно и хотя бы 2 раза в день.

Питание по требованию

Доктор Комаровский категорически против того, чтобы ребенка заставляли есть. Недопустимо кормить ребенка, когда он просто слегка проголодался. Нужно давать ребенку еду когда он действительно хочет кушать. Ограничить потребление сладостей заморских продуктов. Заменить конфеты и другие сладкие продукты сухофруктами и медом. Нельзя давать ребенку газировку. Необходимые напитки: минеральная вода, морс, компот, фруктовый чай.

Комфортное тепло

Правильно одевать ребенка тоже надо уметь. Не стоит одевать его слишком тепло. Потный ребенок заболеет гораздо быстрей, чем замерзший. Одевать ребенка надо также, как себя.

Безопасные игрушки

Дети часто грызут игрушки. Поэтому необходимо следить за их качеством. Игрушки не должны пахнуть и пачкаться. Мягкие игрушки замечательно и активно собирают пыль. Это может вызвать аллергию у ребенка. Нужно отдавать предпочтение тем игрушкам, которые легко моются.

Активные прогулки и отдых

Прогулка - залог здоровья. Гулять надо регулярно. Лучше всего перед сном. Хорошо играть на улице в активные игры. Спорт на свежем воздухе - еще одно условие для здорового развития ребенка.

Свежий деревенский воздух также пойдет на пользу. Если есть возможность, лучше провести лето в деревне. Причем гулять там лучше босиком и в одних трусиках. Всего за три недели такого отдыха малыш полностью восстановит иммунитет после городской жизни.

Здоровый сон

Также необходимо правильно организовать детский сон. Не стоит пренебрегать одноразовыми детскими подгузниками для совсем маленьких детей. Необходимо с самого раннего возраста приучать ребенка к режиму, удобному всей семье. Если ребенок слишком долго спит днем, его нужно разбудить. Иначе всех членов семьи ждет бессонная ночь. А ребенку нужны выспавшиеся родители. День нужно проводить активно и на свежем воздухе. Перед сном - купание в большой ванне. Это способствует здоровому сну.

Быть мамой и папой – не тяжкий труд, а удовольствие, считает известный педиатр. При условии, что родители обладают нужными знаниями

Большинство украинцев впервые услышали о докторе Комаровском во время прошлогодней эпидемии свиного гриппа, когда он раскритиковал руководство страны, да и общество в целом, за панику вокруг этой проблемы. Между тем многочисленная «мамская тусовка» уже давно нарекла Евгения Олеговича «гуру ребенковедения».

Сегодня заслуженный педиатр ведет свою программу «Школа доктора Комаровского» на телеканале «Интер», где обучает всему, что необходимо знать родителям для воспитания здорового ребенка. Сейчас свою главную задачу он видит не столько в лечении детей, сколько в просвещении взрослых.

Евгений Олегович, ваши родители по профессии тоже врачи?
Мои родители инженеры и большую часть жизни проработали на турбинном заводе. Никто из моих предков не имел ничего общего с медициной.
И я не перестаю этому удивляться, ибо мне часто кажется, что стремление лечить заложено во мне генетически.
Моя мама, прежде чем стать инженером, окончила Институт культуры
и несколько лет проработала библиотекарем. Последствия библиотечного образования мамы – огромная домашняя библиотека, культ книг и моя страсть к чтению. На выбор моей будущей профессии повлияла прежде всего моя младшая сестра. Она родилась, когда мне было 10 лет, и чувство необъятной любви к ней, страха за нее до настоящего времени воспринимается мной как самое сильное эмоциональное потрясение детства. К моменту окончания школы вопрос о выборе ВУЗа уже не стоял: Харьковский медицинский институт, педиатрический факультет.

Там же вы познакомились со своей будущей супругой…
Мы учились на одном потоке, поженились после четвертого курса. До сих пор поражаюсь, как это мне с первого раза так повезло! Моя жена тоже детский врач (окулист). Екатерина Александровна в течение многих лет работала в государственной поликлинике. Год назад эта ситуация начала действовать на нервы и ей, и мне. Работа не приносила никакого заработка. Мы как-то подсчитали, что за прием одного больного она получала от государства около 20 копеек. При этом ремонт кабинета приходилось делать за собственный счет. По моему мнению, зарплата в 120 долларов в месяц унижает человеческое достоинство. А поскольку стаж у супруги достаточный, мы приняли решение о необходимости выхода на пенсию. Очень жаль, что государство не может создать высококлассному специалисту достойные условия для работы.

А чем занимаются ваши дети?
У меня двое взрослых сыновей. Старшему 28, он женат и работает в IT-сфере, младшему 22, он еще учится. Мы часто собираемся в кругу семьи: старший приезжает с невесткой, младший приводит подружку. Внуков пока нет и мы этот вопрос не форсируем. Хотелось бы иметь наследников, с другой, есть определенный страх. Я женился молодым и стал отцом в 21 год. После этого мне довелось общаться с по меньшей мере с 150-200 тысячами детей. Но откровенно говоря, я не могу спрогнозировать, какие чувства у меня возникнут, когда я возьму на руки собственного внука или внучку.

Интересно, где живет доктор Комаровский и как проводит свободное время?
Я живу в собственном доме в Харькове. Во дворе нет огорода, зато есть большой сад, елки, березки, два огромных столетних дуба. Наш двор – излюбленное место встреч с друзьями. Кроме того, у меня с детства страсть к рыбалке. Это больше, чем просто хобби – это патология какая-то! И зимой, и летом на рассвете в воскресенье вместе с друзьями и детьми я уезжаю на целый день рыбачить. Для меня это самый простой и эффективный способ привести в порядок мысли, отвлечься от «страстей» печальной отечественной педиатрии. Еще я очень люблю путешествовать. Правда, поездки по Украине в последнее время стали несколько проблематичными. Если в Киеве я собираюсь перекусить в ресторане, то пока не сфотографируюсь со всеми официантками, еды мне не дадут.

Но все-таки на 99 % моя жизнь занята работой. Раньше большую часть времени занимал прием маленьких пациентов. Сейчас ситуация изменилась, потому что я сосредоточил свои силы не столько на лечении детей, сколько на обучении родителей искусству правильного воспитания. Фактически мы являемся учебно-консультационным центром для мам и пап. Кроме того,
я занимаюсь своим сайтом, написанием книг и их переводом на разные языки. Мы (мне помогает целая команда) ведем огромную переписку, отвечаем на вопросы. Много времени занимают телевизионные программы.

В этом году вы поддержали «Манифест против курения». Насколько остро стоит эта проблема в Украине?
По статистике, 25 миллионов украинцев страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Все ранние инфаркты, инсульты, сосудистая патология, онкология однозначно связаны с курением. Для того чтобы хорошо работало сердце, нужна адекватная двигательная активность. А курящий человек не способен заниматься физическими упражнениями: при малейшей нагрузке у него начинается одышка. Курящие люди в возрасте 50-60 лет имеют реальный шанс «заработать» инсульт, слечь лет на 15 и стать обузой для своих близких.
И все это только потому, что они курят! К сожалению, в нашей стране нет условий ни для лечения лежачих больных, ни даже для того, чтобы уйти без боли.

Некоторые родители курят даже в присутствии детей…
В моей практике были случаи, когда приходилось лечить ребенка с астмой. Невооруженным, как говорится, взглядом было заметно, что родители курят. В этом случае есть два варианта лечения: принимать очень сильные гормональные препараты или постараться избегать контакта с табачным дымом. Поэтому в таких ситуациях я всегда говорю родителям: «Либо вы бросаете курить, по крайней мере, при ребенке, либо обращаетесь к другому врачу». Если у вас не хватает силы воли «завязать», то нужно хотя бы минимизировать вред от вашего курения для детей.

Признайтесь, вы тоже долгое время курили…
Я начал курить в 19 лет, когда пошел работать в отделение реанимации харьковского Института неотложной хирургии. Работа казалась настоящим адом: стоны, крики, каждый день кто-то умирал. Нужно было найти повод выбраться из всего этого хотя бы на несколько минут. Поначалу мне все говорили: «Женя, ты ведь не куришь, постой, посмотри!» И все медсестры убегали на десятиминутный перекур. Я посмотрел на них и тоже закурил. Благодаря этому у меня появилась возможность раз десять за дежурство передохнуть.
Я курил двадцать лет, по две пачки в день. А пять лет назад окончательно распрощался с этой пагубной привычкой.

Что заставило вас бросить?
Прежде всего состояние здоровья. Я почувствовал ишемические боли. Они возникают, когда нарушается кровоток сердечной мышцы. Это характерная боль в области сердца, которая отдает под лопатку или в левую руку. Я неоднократно говорил на телевидении: «Если вы курите и почувствовали вышеуказанные симптомы, то это колокольчик, который может превратиться в колокол на ваших похоронах. Тут либо вы, либо вас. Стоит задуматься над тем, что будет с вашими близкими, когда вас не станет. Если вы их любите, то обязаны бросить курить». Кстати, через два месяца после того, как я бросил курить, боли в сердце у меня прошли.
Хотя я и не легко поддающийся внушению человек, мне помогла известная книга Алана Карра «Легкий способ бросить курить». Сначала я хихикал над бредовостью и наивностью этой книги, но потом изменил свое мнение. На самом деле ее гениальность состоит в главном посыле: когда вы бросаете курить, вы не становитесь несчастным – наоборот, вы становитесь счастливее.

Пример: я ловлю рыбу, долго не могу вытянуть из воды щуку, борюсь с ней и наконец побеждаю. Раньше я что делал? Отмечал победу сигаретой! Именно так появляется цепочка действий, к которой ты привыкаешь. Потом ты бросаешь курить, говоришь себе «точка», на следующий день видишь человека с сигаретой и завидуешь ему. А на самом деле ты не завидовать ему должен, а пожалеть его. У тебя-то этой зависимости уже нет, а у него осталась.

Осенью традиционно начинается сезон простуд. Что бы бы вы посоветовали родителям?
Я бы сказал, что здоровье вашего ребенка прежде всего зависит от вас. Не надейтесь ни на бабушку, ни на педагогов, ни на педиатров – рассчитывайте только на свои силы. Читайте, думайте, анализируйте. Если неприятность все же произошла, в помещении с больным ребенком должно быть проветрено, а температура воздуха низкой… Почему-то в нашей стране температуру в 19 градусов считают низкой, а если я произнесу цифры «16-17 градусов», то меня вообще будут считать экстремистом. А вот, скажем, в Германии это считается нормальной температурой воздуха в спальне. Унас же все с ног на голову, поэтому главные проблемы связаны
с перегревом детей в быту. Например, у ребенка насморк.

Ночью он поспал в теплой сухой комнате и подышал ртом. Наутро его легкие пересыхают. В таких случаях родители часто сетуют, что вирус опустился ниже. Это абсолютно неправильный подход. Когда у ребенка сопли, его нужно тепло одеть, но дышать он должен прохладным влажным воздухом. Вот еще важный «просветительский» момент: 80 % вирусных заболеваний в нашей стране «лечат» антибиотиками, в то время как на вирусы никакие антибиотики не действуют. При любой вирусной инфекции в легких вырабатывается большое количество слизи, которую нужно откашливать. Если вы не откашляли слизь, то, накопившись в организме, она впоследствии может вызвать осложнения.

Вы занимаетесь просвещением людей: выпускаете книги, ведете программу на телевидении. Вы видите результаты своей работы?
Я вижу, что мамы перестают воспринимать бабушек как носителей единственно верной информации. Участковым педиатрам становится все труднее «морочить голову» людям. Все больше родителей анализируют действия врачей: для чего то или это делается, как поступать правильно и чего нельзя. Люди начинают задумываться над тем, что высококвалифицированный специалист в возрасте 30-40 лет, на котором лежит ответственность за жизнь и здоровье подрастающего поколения, не должен получать зарплату в 1200 грн.

И какой вы видите выход?
У меня в голове вызревает большая программа реформирования в этой отрасли. Но она практически нереализуема в этой стране. Я озвучу эту программу тогда, когда у меня будет институт телохранителей, потому что для ее реализации нужно разогнать половину номенклатурных работников. Даже в рамках тех денег, которые выделяются на медицину, можно самым принципиальным образом изменить качество оказания медпомощи. Необходимо прекратить подпитывать корыстные интересы огромного количества структур, которые зарабатывают на системе здравоохранения.

Было бы неплохо, если бы в Украине ввели закон, который бы обязывал всех госчиновников лечить своих детей
и лечиться самим в Украине, а не за границей, и только в обычных поликлиниках по месту прописки. Может быть, тогда ситуация кардинальным образом изменилась бы.









2024 © rukaraoke.ru.