Развивающие игры для детей с рождения. Развитие зрительных ориентировочных реакций. Во что играть с новорожденным


Первый месяц жизни малыша – самый волнительный как для него, так и для родителей, ведь он наконец-то сделал свой первый вдох и увидел маму и папу. Теперь ему и родителям предстоит еще много интересного! До того как крохе исполнится один месяц, он считается новорожденным, а все его таланты сводятся к безусловным рефлексам и продолжительному сну. Но многих мам волнует вопрос, как в этот недолгий период можно поспособствовать развитию крохи и убедиться в том, что у него все хорошо со здоровьем? В этой статье вы найдете ответ и много полезной информации.

Особенности развития в первый месяц

Чтобы развивать ребенка с рождения, родителям важно знать, какие существуют показатели физического и психоэмоционального развития их новорожденного малыша. Отталкиваясь от них, можно правильно подобрать развивающие упражнения, на которых нужно будет сделать акцент.

Физические показатели


Развитие нервной системы

  • Рефлексы: хватательный, сосательный, поисковый (если приложить ладонь к щеке, поворачивает голову), защитный (когда ребенка кладут на живот, он кладет голову набок), рефлекс опоры и ходьбы (отталкивается ножками и как бы пританцовывает), ладонно-ротовой (если надавить большими пальцами на обе ладошки, то ребенок открывает рот и наклоняет голову.
  • Присутствует неосознанная улыбка.
  • Малыш реагирует на громкий звук: вздрагивает или моргает, растопыривает руки и ноги в стороны.
  • Пытается фокусировать взгляд на лице взрослого или яркой игрушке, если ее поднести на расстояние 40-50 см. Движения глаз к концу первого месяца становятся более плавными.
  • После трех недель может пытаться издавать звуки помимо плача – агукать.
  • Появляется эмоционально значимое лицо – мама.

Чем занять новорожденного?

Так как грудничок много спит и быстро утомляется, занятия стоит проводить не слишком долго и следить, чтобы кроха не капризничал. Также не стоит заниматься, если у малыша болит живот из-за колик или он плохо спал. Упражнения, которые вы можете использовать для занятий с ребенком в 1 месяц, совсем не сложные, поэтому их можно проводить во время купания, вместо зарядки или на прогулке.

Малыш еще не держит голову и спинку, и при определенных упражнениях ему требуется ваша помощь, иначе это может привести к травме. К тому же, он тратит много сил и энергии, поэтому занятие не должно длиться дольше 2 минут.


Рассмотрите примеры развивающих игр с новорожденным.

  1. Потешки. Это небольшие стишки, с помощью которых вы можете общаться с крохой. Благодаря им происходит развитие речи и эмоциональное развитие ребенка. Если вы будете сопровождать потешки улыбкой, то ребенок совсем скоро начнет улыбаться вам в ответ. Например:

    Где наш маленький малыш?

    Ты еще не спишь, крепыш?

    Мы тебя сейчас умоем,

    Вкусным молочком напоим!

  2. Откуда звучит голос? Для этого можете петь или разговаривать с малышом, но так, чтобы он вас не видел. Главное, будьте в пределах 30-50 см. Он будет пытаться повернуть голову в вашу сторону, выгибать спинку, пытаясь найти источник звука.
  3. Игрушка или фонарик. Чтобы малыш учился следить глазами за предметом, показывайте ему погремушку или неяркий фонарик. Сначала просто добейтесь того, чтобы кроха удерживал на ней взгляд хотя бы секунд 5-6. Затем усложните упражнение: медленно переводите игрушку в другую сторону и следите за реакцией ребенка. Он попытается повернуть голову за предметом и проследить за ним глазами.
  4. Зарядка. Поочередно поднимайте руки ребенка вверх, затем вместе, а ножки выпрямляйте и сгибайте в коленях. Можно сопровождать зарядку стишком:
    Раз, два, три, четыре!

    Руки шире! Ноги шире!

    Вот какие мы большие!

    Бравые и удалые!

  5. Змейка. Положите ребенка на живот и проведите ласково несколько раз пальцами вниз по позвоночнику. Малыш будет выгибать спинку и попытается приподнять голову. Положите перед ним игрушку: он будет пытаться посмотреть на нее – таким образом мышцы спины и шеи будут развиваться. Не выполняйте это упражнение более 1 минуты.
  6. Пловец. Для этого вам понадобится круг для купания новорожденных. В воде малыш будет имитировать движения пловца, что поспособствует развитию крупной моторики. Также вы можете снимать круг и просто придерживать ребенка руками.
  7. Мама и малыш. Лягте на спину, а малыша положите животом к себе на живот. Смотрите на него и зовите по имени. Он будет стремиться увидеть вас, реагируя на голос.
  8. Велосипед. Аккуратно вращайте ножки малыша, имитируя езду на велосипеде. Совмещайте упражнение с потешками и песенками.
  9. Поглаживания. Груднички очень чувствительны к различным прикосновениям, поэтому вам следует чаще гладить их, массировать ладошки и стопы. Если вы будете водить подушечками пальцев по переносице и линии скул, вы заметите, что ребенок успокаивается и даже может задремать.
  10. Музыкальная игрушка. Музыка – важный элемент эмоционального развития. Вы можете петь самостоятельно или включать запись красивой спокойной мелодии. Хорошо, если у вас будет возможность приобрести музыкальную мягкую игрушку.
  11. Прятки. Малыш еще не умеет следить глазами за быстрыми перемещениями, поэтому вы можете играть в прятки с помощью ладоней, пеленки или полотенца. Закрывайте лицо и говорите: «Где Илюша?», затем выглядывайте и улыбайтесь: «Вот же он!».

Помните, что это первые в жизни ребенка упражнения и перегружать ими малыша ради того, чтобы похвастаться его достижениями, нельзя! Лучше больше говорите с малышом, обнимайте и ласкайте его – тогда он будет развиваться гармонично.

Заключение

Развивать ребенка в 1 месяц с помощью различных упражнений можно и нужно, но главное – это ваше эмоциональное участие в жизни крохи. Общение и любовь мамы и папы создает благоприятную почву для дальнейшего развития ребенка. Не стоит забывать, что каждый малыш имеет индивидуальные особенности, обусловленные генетическими факторами, поэтому не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Счастливое детство – залог счастливого будущего!

Младенец рождается с развитыми органами чувств. Большинство рецепторов уже сформированы к моменту рождения ребёнка, даже если были преждевременные роды. К примеру, слуховой и зрительный аппарат формируются начиная со второго месяца внутриутробной жизни. Вестибулярный аппарат функционирует с третьего месяца после зачатия. Тогда же формируются рецепторы вкусовой чувствительности. Тактильные рецепторы наиболее интенсивно развиваются между вторым и четвёртым месяцами внутриутробной жизни. Болевая и температурная чувствительность формируются несколько позже, но новорождённый уже обладает ими. К концу внутриутробного развития завершается формирование рецепторов обонятельной чувствительности.

Новорождённый малыш различает не только вкус, но и запах: от неприятного он энергично отворачивается. Ребёнок проявляет дифференцированную реакцию на мокрые пелёнки и тёплую ванну, женские голоса предпочитает мужским. Ритмичные звуки, напоминающие звуки биения человеческого сердца, его успокаивают, резкие звуки — беспокоят. По новейшим исследованиям, новорождённый различает звуки, резко отличающиеся по характеру друг от друга, например, шум и стук от музыкальных тонов, различает тоны в пределах смежных октав, определяет направление звука. Он способен имитировать некоторые доступные ему жесты и мимику взрослого. По словам О. Фридриха, «дети всего лишь двенадцати дней от роду имитируют взрослых, когда те показывают им язык».

Новорождённому прежде всего необходимы своевременный уход и забота, но без комплексной стимуляции его развитие не может быть нормальным и разносторонним. Для полноценного эмоционального развития ребёнка необходимо как можно чаще с ним общаться. Наиболее эффективно общение с малышом происходит, когда он находится на руках у взрослого. Поэтому берите малыша на руки не только, если он плачет, но и специально для общения с ним. Младенца до года практически невозможно избаловать. Руки матери являются для него комплексным стимулятором. Держа ребёнка на руках и перемещаясь с ним в пространстве, вы обогащаете зрительный мир малыша, — ведь его пространство ограничено кроваткой, а оптимальная зона видения составляет 30—60 см. Нежность, забота, ласковые слова, эмоциональное тепло, исходящие от вас, вызывают у маленького человечка первые эмоциональные отклики — робкие улыбки, двигательное возбуждение, — которые в дальнейшем разовьются в позитивные эмоциональные возгласы.

Как развивать рефлексы, зрение новорожденного?

Развитие зрительных ориентировочных реакций

Как показывают различные исследования, у новорождённого уже с первых дней жизни можно обнаружить ориентировочные рефлексы на свет, оборонительные рефлексы на яркий свет, безусловный рефлекс на движущийся предмет — движение глаз в направлении перемещающегося раздражителя.

У ребёнка уже через несколько дней после рождения можно наблюдать так называемое зрительное сосредоточение — фиксацию глаз на предмете с одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы. На первой неделе жизни у новорождённого обнаруживается реакция на контакт «глаза в глаза», то есть способность смотреть в глаза человека, который взял его на руки.

Установлено, что новорождённый предпочитает лицо или его схематическое изображение любому другому зрительному образу, а более естественное изображение лица фиксируется ребёнком в течение более длительного времени.

. Чёрно-белое изображение человеческого лица (размером с тетрадный лист) повесьте над кроваткой на расстоянии примерно 25 см от глаз ребёнка (большее удаление даёт рассеянное изображение). В момент, когда малыш смотрит на «лицо», начинайте передвигать изображение: сначала вправо, затем влево. Достаточно проделывать это 1—2 раза в день по 1— 2 минуты.

В месяц упражнение усложняется: передвигайте «лицо» сначала вправо, затем влево; возвратив «лицо» к центру, перемещайте его вверх от глаз малыша, а затем снова к центру, потом вниз. Приближайте к лицу ребёнка, затем отодвигайте. Делайте это 1—2 раза в день по 2—3 минуты.

Возьмите кольцо диаметром 5—7 см. Повесьте его над кроваткой на стержень длиной 60—70 см. Кольцо может быть любого цвета, но следует учитывать, что в яркий солнечный день малыш в возрасте до года лучше следит за движением зелёных, синих и фиолетовых игрушек, а в пасмурный — красных, оранжевых и жёлтых.

Попытайтесь определить, отличает ли ваш малыш предметы разных цветов, например красный и зелёный. Для этого на высоте 60—70 см над грудью ребёнка поместите красную погремушку (примерно с 20-го дня жизни). Погремушку держите над ним во время каждого периода его бодрствования и до тех пор, пока он не перестанет замечать её. Тогда замените её на такую же по форме, но другого цвета. Обратите внимание, начнёт ли он так же увлечённо рассматривать новую погремушку, или не заметит разницы. Очень хорошо, если он будет с прежней увлечённостью рассматривать новую погремушку — это значит, что он увидел разницу между ними. В следующий раз подберите по такому же принципу другую пару погремушек.

Подвесьте на высоте 40 см над грудью малыша оранжевую или жёлтую игрушку размером 5x7 см. Перемещайте её на 180 ° в ту или иную сторону.

В 2 месяца подвесьте над лицом малыша, надёжно и безопасно укрепив, металлическое небьющееся зеркальце на расстоянии 18—20 см от глаз. Зеркальце должно располагаться так, чтобы ребёнок мог видеть своё отражение. Игра с зеркальцем может проводиться 1—2 раза в день по 2—3 минуты.

Подносите малыша к большому зеркалу, чтобы он рассматривал своё отражение, пробуждайте его интерес к деталям (сосредоточение и рассматривание). Приближайте и удаляйте малыша от зеркала.

Прикрепите зеркальце к гибкой конструкции (например, к пластиковой ленте), чтобы малыш смог доставать его, когда будет на это способен, и рассматривать себя.

Дайте возможность малышу рассматривать графические фигуры: линии, треугольники, четырёхугольники (сначала чёрно-белые), которые можно нарисовать на обычном листе бумаги. Прикрепите их в поле зрения вашего малыша на расстоянии примерно 25 см от его глаз.

Если малыш с видимым удовольствием рассматривает предъявляемые ему изображения, то, показав какой-нибудь один рисунок, передвигайте его сначала влево, затем вправо; потом вверх, вниз; потом по кругу — сначала в одну сторону, затем в другую; наконец, приближая к глазам — отодвигая от глаз.

Уменьшенные изображения графических фигур расположены на странице в определённой последовательности, от простого к сложному. В таком порядке и надо их показывать. Каждый из рисунков может быть представлен в нескольких видах: в виде множества точек, в виде контура или чёрно-белой фигуры. Можно использовать и другие изображения. В натуральную величину каждое изображение должно быть размером с тетрадный лист.

Малыш в доме – безмерная радость для родителей, ночи без сна и груз ответственности за безопасность и развитие крохи. Насколько быстро и активно будет развиваться ребенок зависит, в первую очередь, от усилий родителей, уделяющих ему много внимания и заботы. Развивающие игры, веселые затеи в возрасте до года (с 1 до 12 месяцев) – это выражение любви к маленькому солнышку, поселившемуся в доме.

Развитие ребенка до года целиком и полностью находится на плечах родителей, которые должны посвящать малышу много времени, подбирать для него подходящие по возрасту и интересам занятия

До 3 месяцев

1 месяц

  • Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0 до 3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким.
  • Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1-месячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама.
  • Мамин голос. Часто называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями.

Пользу массажа для детей 1-месячного возраста трудно переоценить. Используйте его так же часто, как и развивающиеся игры - частые прикосновения в течение дня (во время одевания на улицу, купания в ванне) способствуют развитию уверенности и спокойствия у малыша.

2 месяца

  • Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука.
  • Мягкие варежки. Тактильные ощущения также очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязаным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком).
  • Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-месячного ребенка это отличный способ научиться пространственному ориентированию. Водные процедуры – прекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.


Большинство модулей для кроватки снабжены колокольчиками и другими звуковыми элементами - когда малыш слышит звук, он поворачивает голову в его сторону, пытается дотянуться до игрушки

3 месяца

  • Занятия на фитболе. В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается пространственная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат.
  • Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек-погремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать одну из игрушек, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя надежную поддержку, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав такую игру в 3 месяца, карапуз раньше научится ползать.
  • Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете, - тоже отличный способ научить ребенка ориентации в пространстве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звонить при движениях малыша - так он будет замечать зависимость звуков от его движений.


Упражнения на фитболе помогут грудничку развить координацию движений и положительно скажутся на мышечном тонусе

От 4 месяцев до полугода

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

4 месяца

  • Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
  • Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.

Первые перевороты. В 4 месяца малыш уже может освоить свои первые перевороты на животик и обратно. Стимулируйте такую двигательную активность яркими книжками с разнообразными интересными картинками.

5 месяцев

  • Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
  • «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
  • Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.

6 месяцев

Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:

  • Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.


Ладушки - игра, знакомая многим поколениям детишек. Она помогает малышу развить логику, чувство ритма и крупную моторику, развлекает ребенка
  • Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
  • Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: ).

От 7 до 9 месяцев

7 месяцев

  • Мешочки с крупой. Сшейте небольшие мешочки и наполните их разными крупами. Такие тактильные средства помогут развитию мелкой моторики, а также их так интересно исследовать (щупать, жевать, кидать).
  • Барабаны. Снабдите ребенка деревянной ложкой, а также дайте несколько кастрюлек, мисок и тарелок. Разный стук поможет улавливать звуковые различия, что полезно для формирования слуха и логики.
  • Тканевые и шуршащие книжки. Такие необычные книжки или кубики полезны для развития мелкой моторики. Сначала вы показываете малышу книжку, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.

Книги из ткани можно сделать самостоятельно или купить готовые в магазине. Они послужат в качестве тренажера для мелкой моторики и помогут изучить цвета, формы, фактуры

8 месяцев

  • Бутылки с крупой и водой. В одну пластиковую бутылку налейте воды, в другую насыпьте гороха или гречки. Можно начинать звуковые эксперименты, которые помогут развивать внимание и зрение.
  • Пластиковая посуда, пищалки, кубики. Все это можно ронять на пол - так развивается мелкая моторика и потребность к познанию. С 9-месячного возраста можно немного усложнять задания: кидать предметы в корзинку или в ведерко.
  • Третий лишний. Малыша снабдите двумя игрушками (по одной в каждой руке). Положите на пол перед ребенком еще одну игрушку. Малыш захочет взять ее и для этого ему придется сообразить, что одну руку нужно освободить.
  • Музыкальные игрушки. Такие игрушки – отличное средство для развития слуха и мышления. Ребенок сопоставляет свои действия с результатом: после нажатия кнопки начинается музыка или выпрыгивает игрушка.

9 месяцев

  • Игры в ванной. Ребенок уверенно сидит и может играть с игрушками в ванной. Предложите ему попускать кораблик или выкупать утят.
  • Кубики и пирамиды. Играть начинайте с небольшими пирамидками, где колец не очень много. Такие занятия развивают моторику, помогают научить координировать работу рук. Кубики складывайте в башню, а ее падение озвучиваем «Бабах!».
  • Коробка с отверстиями. Небольшие отверстия будут служить «пропуском» внутрь. Игрушки можно проталкивать пальчиками, а потом можно посмотреть куда все они спрятались.
  • Копилки. Бутылочки, баночки с прорезями будут «впускать» в себя мелкие предметы через проталкивание (фасоль, пуговицы, шарики).


В ванной можно не только купаться, но еще и играть - набор игрушек или резиновые утята развеселят малыша, позволят совместить приятное с полезным

От 10 месяцев до года

10 месяцев

  • Машинки. С 10-месячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинки – отличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и девочкам.
  • Музыкальные инструменты. Барабан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
  • Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
  • Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.

11 месяцев

  • Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
  • Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
  • Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.


Игрушка-каталка поможет малышу до года освоить один из самых важных навыков - самостоятельную ходьбу без помощи мамы и папы

12 месяцев

  • Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
  • Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
  • Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.

Заключение

Развивающие игры, представленные в статье, не обязательно использовать строго по месяцам. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Почаще включайте ребенку музыку, а также не забывайте про массаж – это полезная нагрузка для всего организма.

Чтобы ваши занятия с детками до года были еще более разнообразными и интересными, посмотрите ряд видеоуроков, где подобраны отличные упражнения для грудничков. Чаще играйте с детьми, и вы научитесь получать от этого процесса большое удовольствие.

У родителей новорожденных малышей очень часто появляется вопрос: чем развлекать такую кроху в периоды бодрствования, какие игры придумать и предложить малышу в периоды бодрствования, чтобы он не скучал.

Эту подборку простых развивающих игр для новорожденных малышей я собрала для себя и предлагаю ее вам.

Во что играть с новорожденным

Развивающие игры для новорожденного первого месяца жизни

Игры для ребенка первого месяца жизни достаточно простые и даже примитивные с точки зрения взрослого, но при этом полезные и интересные для новорожденного малыша.

«Я вижу…»

Уже к концу 2-3 недели своей жизни малыш начинает фокусировать свой взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 60-70 см от его лица и это повод ввести в вашу жизнь первые игры.

Возьмите яркую, большую игрушку — шарик, погремушку или кольцо и покажите ее малышу. Через некоторое время взгляд ребенка сфокусируется на игрушке. Теперь можно медленно покачивать игрушку влево и вправо с небольшой амплитудой. Малыш будет пытаться следить за игрушкой и тренировать глазки.

Постепенно игру можно усложнять, начав перемещать игрушку в разных направлениях, в том числе и вверх-вниз, приближая игрушку к малышу на расстояние 20-30 см от лица.

«Я слышу…»

В возрасте 2-3 недель малыша начинают интересовать окружающие звуки. Услышав какой-то звук малыш пробует понять откуда этот звук раздается. И в это время вы можете предложить ему еще одну веселую игру, направленную на развитие слуха.

Возьмите погремушку или колокольчик и позвоните им сначала с одной, а затем с другой стороны от малыша. Ребенок инстинктивно начинает искать источник звука и пробует поворачивать голову к источнику звука.

«Мое…»

У малыша еще сильны рефлексы, поэтому если поднести к раскрытой ладошке свой палец или простую погремушку, то малыш тут же будет пытаться обхватить предмет ручкой. Таким образом еще на уровне рефлексов малыш тренирует ладошку на захват крупных предметов.

Развивающие игры для новорожденного второго месяца жизни

К концу первого месяца жизни и в начале второго малыш уже лучше видит и слышит и ему может стать интересным наблюдение за мобилем и игрушками, подвешенными к нему, развивающий коврик с дугами и различные простые погремушки. Время бодрствования постепенно увеличивается и малыш уже готов к более продолжительным играм и взаимодействию со взрослыми.

Не стоит оставлять игры, освоенные на первом месяце жизни, но уже можно постепенно добавлять и новые, более «сложные» игры.

«Пальчиковые игры»

Пальчиковые игры очень полезны для будущего развития речевых навыков. Ничего сложного в этих играх нет — достаточно просто перебирать пальчики малыша, сжимать и разжимать кулачок, чертить своим пальцем круги на ладошке малыша причитывая всем известные потешки про «сороку-сороку» и другие.

«Разговоры по душам»

Малыш уже понимает, когда речь взрослого обращена именно к нему. Малыш прислушивается к вашей речи, наблюдает за шевелящимися губами и пытается отвечать забавным кряхтением.

«Точно в цель»

Ближе к концу второго месяца жизни малыш начинает все активнее размахивать руками и ногами, учится управлять ими и координировать свои движения. В это время пришла пора познакомить малыша с подвесными игрушками.

Это могут быть игрушки, подвешенные на дуги развивающего коврика, а может быть растяжка над кроваткой или коляской. Самое главное, чтобы малыш мог достать ручками до игрушек, а игрушки после удара издавали бы какие-то звуки или начинали качаться.

Продемонстрируйте ребенку, что погремушки звенят, если попасть по ним ручкой или ножкой и малыш с радостью будет пытаться повторить результат. Кроме развития координации — это первые причинно-следственные связи, которые изучает малыш.

«Привет-пока»

Уже в возрасте двух месяцев вы можете начать играть с малышом очень полезную игру «Привет-пока». Входя в комнату или подходя к малышу говорите «Привет», а пропадая из поля зрения ребенка «Пока» или «Я скоро вернусь». Малыш учится узнавать ваш голос, ждет когда вы появитесь, формируется надежная связь мама уходит, но мама всегда возвращается. Это все делает малыша менее тревожным.

«Я чувствую…»

Вкладывайте в ручки малышу предметы, различные по размеру и материалам из которых они выполнены. Затем забирайте и предлагайте снова. Таким образом малыш будет тренировать захват рукой, получать новые тактильные ощущения и микро-массаж ладошек.

Развивающие игры для новорожденного третьего месяца жизни

«Прятки»

Игра, которая очень нравится детям, знакома и доступна взрослым. Возьмите платок или пеленку и спрячьтесь. Затем откройте платочек и найдитесь. Таким же образом накройте платочком личико малыша и «потеряйте» его, а затем снимайте платочек и находите. По мере того, как малыш будет расти в игру можно вводить различные вариации и усложнения.

Вполне вероятно, что в процессе именно этой игры вы услышите первый заливистый смех малыша.

«Я могу…»

В возрасте трех месяцев малыш уже хорошо различает предметы вокруг и у него появляется интерес и желание взять те предметы, которые ему особенно интересны. Положите рядом с малышом яркую игрушку или погремушку, обратите на нее внимание и помогите малышу дотянуться до игрушки.

В это же время малыш продолжает совершенствовать захват игрушек. Давайте малышу в руки разные игрушки и погремушки — малыш будет пробовать удержать их в ручках и будет изучать их.

«Все вижу»

На третьем месяце малыш активно учится поднимать и удерживать голову лежа на животе. Помочь в тренировке этого навыка может нехитрая игра. Покажите малышу игрушку, а затем потихоньку поднимайте ее вверх, стимулируя этим малыша поднимать взгляд и голову вслед за игрушкой.

«Веселый шарик»

Привяжите к ручке или ножке ребенка шарик с гелием. Можно к нему еще и привязать колокольчик. Малыш будет двигать ручками или ножками, шарик будет двигаться, а колокольчик звенеть. Эта игра может развлекать малыша достаточно длительное время. НИКОГДА не оставляйте малыша одного в процессе игры, ведь движения его еще неловкие и он может запутаться в веревочке…

Основные правила игр с новорожденным

предлагайте новорожденному не больше 1 новой игры в несколько дней;

если какая то игра не вызывает интереса у малыша, отложите ее и предложите еще раз через несколько дней или недель;

не ставьте себе целью поиграть во все игры в течение дня;

Общение младенца с мамой происходит не только во время кормления и подготовки ко сну, но и во время игр. Как и во что поиграть с грудничком?

Ошибочно полагать, что с новорождённым не нужно играть. Дескать, он ничего не умеет и мало что понимает — что с ним, в принципе, можно делать? Но младенцы развиваются очень быстро, и чем больше времени мама будет уделять правильным играм с малышом, тем быстрее кроха освоит необходимые навыки. Мы составили список полезных развлечений для самых маленьких.

До месяца. Игра «Где звук?»

Что развивает: слух, восприятие, внимание.

Как играть: возьмите негромкую пищалку, музыкальную игрушку или свистульку и издавайте с её помощью звуки то с одной стороны от головки малютки, то с другой. Поначалу малыш будет в недоумении, но со временем станет поворачивать голову в ту сторону, откуда идёт звук.

1 месяц. Игра «Проследи-ка»

Что развивает: зрение, восприятие, внимание.

Как играть: возьмите яркий привлекательный предмет или светящуюся игрушку и то подносите её к личику малыша (на расстоянии около 20-30 см), то отводите подальше. Водите предметом из стороны в сторону достаточно медленно, чтобы кроха успел сфокусировать на нём свой взгляд.

2 месяца. Игра «Потрогай»

Что развивает: тактильное восприятие, моторику.

Как играть: соберите коллекцию различных по фактуре предметов. Пусть это будут кусочки меха и разных тканей, бархатная бумага, губка, кусочек оргстекла и прочие материалы. Водите ладошкой малыша по этим предметам. Можно также сшить или купить игровой коврик, состоящий из разнообразных лоскутков, и выкладывать младенца на него. Ещё полезно вкладывать в ручки крохи удобные игрушки, например, погремушки, и потрясывать ими.

3 месяца. Игра «Ку-ку»

Что развивает: зрение, внимание, восприятие, память.

Как играть: закрывайте лицо ладонями, листом бумаги или платком, а потом волшебным образом появляйтесь перед малюткой. Ещё можно выглядывать с разных сторон листа или платка и смотреть, угадает ли малыш, где возникнет ваше лицо.

4 месяца. Игра «Танцы»

Что развивает: моторику.

Как играть: включите зажигательную мелодию или детскую песенку и «потанцуйте» с крохой. Пока он лежит на коврике или пеленальном столике, сделайте с ним зарядку: поднимайте и опускайте ручки и ножки, поворачивайте малютку с бока на бок, приподнимайте, когда он крепко держится за ваши руки. Потом возьмите малыша и покружитесь с ним по комнате.

5 месяцев. Игра «Мешочки»

Что развивает: тактильное восприятие, слух, моторику.

Как играть: возьмите несколько плотных тканевых мешочков и наполните их разными крупами, бусинами, кусочками пенопласта или шуршащими элементами (например, полиэтиленовыми пакетиками). Надёжно зашейте мешочки и дайте малютке. Такая игра надолго займёт любопытного кроху!

6 месяцев. Игра «Малышовые прятки»

Что развивает: память, внимание, восприятие, речь.

Как играть: возьмите любимую игрушку малыша или яркий предмет и накройте его платком. Потом откиньте платок, чтобы найти пропажу. Озвучивайте всё, что происходит: «Где мишка? Он потерялся? Мишка, ты где? Вот он!».

7 месяцев. Игра «Окошки»

Что развивает: память, внимание, восприятие, моторику.

Как играть: смастерите из плотного цветного картона домик с открывающимися окошками. Пусть в каждом окошке малыша ждёт какой-то предмет или герой. Сделайте ставни достаточно крепкими и надёжными, чтобы кроха мог открывать и закрывать их многократно.

8 месяцев. Игра «Батут»

Что развивает: моторику.

Как играть: возьмите малыша подмышки и поднимайте его так, будто он прыгает на батуте. Поднимайте и опускайте его на диван, пол или ваши колени, чтобы он отталкивался и как бы подпрыгивал. Эта игра отлично тренирует мышцы ног.

9 месяцев. Игра «Стаканчики»

Что развивает: внимание, мышление, восприятие, память, моторику.

Как играть: купите или соберите из подручных средств набор стаканчиков, коробочек или баночек разных размеров. Главное, чтобы они могли вкладываться один в другой наподобие матрешки. Хорошо, если стаканчики будут разноцветные. Покажите малышу, как маленький предмет можно класть в большой. А потом пусть кроха попытается сам проделать это с вашей помощью.

10 месяцев. Игра «Похожи-не похожи»

Что развивает: внимание, мышление, восприятие, память.

Как играть: вырежьте из картона геометрические фигуры разных размеров и разных цветов. Показывайте крохе парами: разные фигуры одного цвета, одинаковые фигуры разных размеров и пр. Называйте фигуры и цвета, указывайте, что - большое, а что - маленькое.

11 месяцев. Игра «Кукольный театр»

Что развивает: внимание, мышление, восприятие, память, речь.

Как играть: с помощью игрушек – обычных или надевающихся на пальцы — поставьте небольшой спектакль по мотивам стихотворения или сказки, которые знакомы крохе. Пусть у каждого героя будет свой тембр голоса и манера речи. А если в спектакле задействованы животные, им стоит продемонстрировать маленькому зрителю, как они мяукают, лают или мычат.









2024 © rukaraoke.ru.