Развлечение для малышей на 9 мая. Сценарий развлечения в детском саду в средней группе «9 Мая – День Победы! Соревнование «Помоги раненому»


Занятие по «Основам безопасности жизнедеятельности», 2 класс

Разработала и провела Малиновская Н. В.

Тема: «Огонь – полезный и опасный»

Цель: показать положительную и отрицательную роль огня в жизни человека.

Задачи:

    Убедить детей в недопустимости шалостей с огнём;

    Формировать умение выполнять правила пожарной безопасности при пользовании огнём;

    Воспитывать мужество, находчивость, решительность;

    Учить работать в группах.

Оборудование:

    Иллюстрации на тему пожарной безопасности, рисунки детей.

    Детская художественная литература, фрагменты из произведений детских писателей на тему занятия.

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Постановка темы и целей занятия.

Дети. Пламя – таинственное и загадочное, смотреть на него можно бесконечно. Становится спокойно, хорошо думается и мечтается.

- Григорий Остер тоже считает огонь другом. Послушайте, к че му он призывает. (Подготовленный ученик читает стихотворение)

Спички – лучшая игрушка для скучающих детей.

Папин галстук, мамин паспорт.

Вот и маленький костёр.

Если тапочки подкинуть или веник подложить,

Можно целый стул поджарить, в тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички для пожара вам нужны.

- Прав ли поэт? А как считаете вы: огонь – друг или враг? Сегодня мы попробуем ответить на этот и некоторые другие вопросы (открывается план на доске).


    Огонь – друг или враг?

    Отчего возникает пожар?

    Как не допустить его возникновения?

    Если случился пожар, как себя вести?

    Огонь в жизни человека.

Знают все: человек без огня

Не может ни единого дня!

При огне, как при солнце, - светло!

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята вокруг:

Нам огонь – повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнём,

Он становится нашим врагом.

Знайте, в гневе он сердит!

Никогда не пощадит!

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, новый дом

И у дома всё кругом!

А, взметнувшись до небес,

Перекинется на лес.

Е. Ильин

    Соберите пословицу

огонь

слуга,

хозяин

наш

но

не

(Огонь наш слуга, но не хозяин.)

- Объясните смысл этой пословицы.

- Да, горе нам,когда огоньиз верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда. (Стихотворение читает подготовленный ученик.)

Он всегда бывает разным, удивительный огонь.

То буяном безобразным, то тихоней из тихонь,

То он змейкой торопливой по сухой скользит траве,

То косматой рыжей гривой полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный – бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой, очень добрый, очень злой.

А без доброго огня обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами, гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя поднимает, словно флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почёт, что ребятам греет ужин

Режет сталь и хлеб печёт.

    Добрый огонь.

Добрый огонь издавна был другом человека. Какую помощь он оказывает?

Дети. Огонь согревает нас, помогает готовить пищу; плавит сталь, соединяет сваркой металл.

    Злой огонь.

Злой огонь – враг. Он уничтожает всё живое и неживое.

Стихотворение Е. Ильина читает подготовленный ученик

Злой огонь – огонь пожара, злой огонь – огонь войны!

От безжалостного жара дни темны, поля черны.

Жители земного шара, граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!


1 2 3 4 5

- Определите, на какой картинке изображён «добрый» огонь, а на какой – «злой».

    Причины возникновения пожара.

- С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему : согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. И сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Пожар – не случайность, а результат легкомыслия и беспечности. Где же та грань, когда огонь перестаёт быть другом и становится врагом человека? Что такое пожар? (Выслушиваются мнения детей)

Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Почему возникают пожары? (Ответы детей).

Да, люди перестают быть осторожными с огнём. Какие примеры, известные вам, подтверждают это?

    Игра «Я – не я». Исходное положение: стоя у парты. Если на мой вопрос вы можете ответить «Я!» - то остаётесь стоять. А если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: «Не я!» - то, присев, как бы прячетесь.

    Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил утюг?

    Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

    Красный отблеск побежал, кто со спичками играл?

    Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар! Горим!»?

    Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил бельё над газом?

    Столб огня чердак объял, кто там спички зажигал?

    Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

    Побежал пожар во двор, это кто там жёг костёр?

    Кто, почуяв дым в квартире, позвонит по «101»?

    Пламя прыгнуло в листву, кто у дома жёг траву?

    Кто бросал в огонь при этом незнакомые предметы?

Как не надо поступать, чтоб не случилось беды?

    Литературная викторина.

- Прослушайте отрывок, вспомните название произведения, его автора. Назовите причину возникновения пожара.

    Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит.

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите!»

К. И. Чуковский «Путаница»; игра лисичек со спичками привела к пожару.

С тресканьем, щёлканьем и громом

Встал огонь над новым домом,

Озирается кругом, машет красным рукавом.

С. Я. Маршак «Кошкин дом»: без присмотра была оставлена печь.

    Что за дым над головой?

Что за гром на мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

С. В. Михалков «Дядя Стёпа»; дети играли на чердаке с огнём.

    Знакомство с правилами предупреждения пожара. Решение ситуативных задач.

Прослушайте задачи и решите, как правильно следует поступить. Объясните свой выбор.

    Ты вернулся из школы домой и увидел, что из-под соседней двери струится дымок. Как ты поступишь?

    Войдёшь в свою квартиру и забудешь про увиденный дымок.

    Сообщишь об увиденном родителям или другим взрослым (старшему брату или сестре, соседям).

    Позвонишь в службу спасения по телефону 101 и сообщишь о своих сомнениях.

    Слава Киселёв купил петарды и просит тебя помочь их зажечь на пустыре за домом. Как ты поступишь?

    Поможешь их зажечь.

    Уйдёшь и откажешься.

    Убедишь Славу не делать этого и отдать петарды взрослым.

    Иван Семёнов нашёл коробок со спичками и предлагает тебе покидать «ракетки» в стену соседской бани, которая стоит рядом с твоим домом. Как ты поступишь?

    С радостью согласишься, ведь это так весело!

    Попробуешь уговорить Ивана отдать спички взрослым, ведь баня может загореться, и вы не сможете потушить пламя.

    Попросишь Ваню подождать, пока ты сбегаешь за другими ребятами вашего двора, ведь можно же устроить соревнование по метанию горящих спичек.

Вывод : пожар легче предупредить, чем потушить!

    Рефлексия.

Как сейчас вы ответите на вопрос, поставленный в начале занятия: огонь – друг или враг?

- Что вы расскажете друзьям и младшим товарищам о правилах пожарной безопасности?

Литература:

    Пожарная безопасность. Методическое пособие по обучению школьников. Минск. Редакция журнала «Парус», 1993.

    Тесты обучения и контроля знаний по ОБЖ, 2-4 классы. Витебск. 2004

    Газета «Начальная школа», № 25 – 26/2003

    Хрестоматия по литературе для младших школьников.

    Материалы газеты «Юный спасатель».




Учебно-воспитательные задачи урока:

I. Образовательные:

  1. Содействовать формированию у детей понятия “пожарная безопасность”;
  2. Расширить представления об огне;
  3. Обсудить причины, по которым происходят пожары.

II. Развивающие:

1. Развивать речь учащихся, наблюдательность, познавательные интересы.

III. Воспитательные:

1. Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, чувство гордости за людей профессии пожарного.

Оборудование:

  • иллюстрации различных пожароопасных ситуаций;
  • иллюстрации пожарного оборудования.

Ход урока

I. Организационный момент:

1. Сообщение темы и цели урока.

Спички- лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт-
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть,
Или веник подложить,
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны.
Г. Остер

Конечно, это стихотворение шуточное, но можно ли шутить с огнем?

К чему могут привести игры с огнем?

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.

III. Актуализация заданий.

1. Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами об очень интересной профессии. Посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, о ком беседа? (о пожарном.)

А как вы догадались? (Он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды.)

2. Беседа о пожарных.

Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска? (каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.)

Правильно, когда случается пожар- это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелым, отважным, храбрым, умным.)

А каких людей не возьмут в пожарные? (ленивых, трусливых, слабых.)

IV. Знакомство с новым материалом.

1. Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. С его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит в повседневном быту и на производстве. И мы готовы защищать огонь как нашего друга.

Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами.
Гонит холод.
Гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.

Ученик 2.Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики, люди других профессий.

Ты видел, как он управляет огнем?
Железная маска надета на нем.
Вот строится дом - посмотри поутру,
Он в стеганой куртке сидит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов…
Железо с железом он может сравнить!
Он добрый волшебник, что тут говорить.

Знают все: человек без огня,
Не живет ни единого дня.
При огне как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.

При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает не возможно.

2. Расширение представлений об огне.

  • почему возникают пожары? (если не соблюдают правила пожарной безопасности.)
  • где могут возникнуть пожары? (на земле, в воздухе, на воде.)
  • если возник пожар, то по какому номеру телефона нужно звонить?(01)
  • а что еще нужно сообщить по телефону? (Адрес, фамилию и что горит)
  • а сейчас я загадаю вам загадку.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь (огонь)

  • как вы думаете, огонь - ваш друг или враг? (Огонь-враг, потому что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.) (Могут погибнуть люди, животные)
  • вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем. А детям нужно учиться. Неужели огонь всегда злой?(Наверное, нет)
  • подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным? (в лесу можно погреться у костра, приготовить еду)

Ведь без доброго огня
Обойтись никак нельзя.
Он надежно дружит снами,
Гонит холод, гасит мрак.
Он приветливое племя
Поднимает будто флаг.

  • что нужно делать, что бы огонь приносил нам пользу и радость? (правильно с ним обращаться)

V. Физкультминутка. Игра «Не ошибись»

Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши. (Пожарный, торт, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огнь, спички, 01, бинт.)

(дети выполняют задание.)

Молодцы, с заданием справились.

VI. Закрепление пройденного материала. (работа в группах.)

1) скороговорки и пословицы.

1. Кто лучше проговорит скороговорку.

  • уголек из печки скок и поджег половичок.
  • шалун со спичками шалил, шалун в больницу угодил.
  • уголек в уголок принесли, в уголке уголек погаси.

2. Собери пословицу и объясни ее значение.

  1. Велик, искра, родит, мала, да, пламень. (Искра мала, да велик пламень родит.)
  2. Огонь, хороший, слуга, но, плохой, хозяин. (Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.)
  3. Пока, искра, в, пепле, тогда, и, туши. (Пока искра в пепле, тогда и туши.)
  4. Москва, от, копеечной, свечи, сгорела. (Москва от копеечной свечи сгорела.)

2) вопросы на смекалку.

  1. Что останется в коробке, если убрать все спички? (дно)
  2. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)
  3. У кого язык самый длинный? (у огня)
  4. Без чего нельзя испечь хлеб? (без корки)
  5. По чему утка плавает? (по воде)
  6. Что выше крыши, ловчее мыши? (дым)
  7. Что портится быстрее всего? (настроение)
  8. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
  9. Что выше дерева и растет? (дым)
  10. Рта нет, а пожирает? (огонь)
  11. Что стоит между огнем и водой? (буква «и»)
  12. Что в руке не схватишь? (дым)
  13. Какой огонь не жжет? (нарисованный)
  14. Что на свете дороже всего? (здоровье)
  15. Что сильнее всех на свете? (вода)
  16. Без чего не может жить человек? (без имени)

3) конкурс частушек

Мы частушки вам поем,
Слушайте внимательно.
Когда пожар приходит в дом-
Беда тут обязательно.

Затопила мама печь,
Захотелось ей прилечь.
В это время Ваня встал
Уголечек в руки взял.

Уголек наш аленький,
А наш Ваня маленький.
Бросил Ваня уголек-
Дым квартиру заволок.

Загорелся наш домина,
Прибыла туда машина,
Поливает дом водой,
А наш Ваня чуть живой.

Что ж ты, Ваня, натворил?
Про огонь ты позабыл.
Мог бы дом сгореть дотла,
Коль машина б не пришла.

VII. Итог урока.

Огонь - наш друг,
Но не всегда.
Бывает от него беда.
Спички тоже брать опасно,
Это всем должно быть ясно.









2024 © rukaraoke.ru.