Родительские гостиные в детском саду темы. Родительский клуб "Семейная гостиная". проект на тему. Принятие групповых правил



это помочь их родителям»

Актуальность

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.

Учёные (В.М. Дружинин, С.В. Ковалёв, В.В. Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.

Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.

Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания Родительского Клуба «Семейная гостиная» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительский клуб «Семейная гостиная»

«Наилучший способ помочь детям –
это помочь их родителям»

Актуальность

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.

Учёные (В.М. Дружинин, С.В. Ковалёв, В.В. Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.

Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.

Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания Родительского Клуба «Семейная гостиная» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.

Положение о клубе «Семейная гостиная»

1. Общие положения.

1.1. Клуб «Семейная гостиная» образован в 3-в классе ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Самарская область.

1.2. Клуб «Семейная гостиная» является одной из форм деятельности совместной работы педагога и родителей, объединённых общими интересами, общением друг с другом, сотрудничеством с педагогами школы, специалистами города Отрадный по работе с семьей.

2. Основные цели и задачи Клуба «Семейная гостиная».

2.1. Цель создания и функционирования родительского Клуба:

– повышение психолого-педагогической культуры родителей путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений;

– предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем;

– создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

2.2. Задачи:

  • оказание психолого-педагогической помощи родителям;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
  • развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
  • обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.

3. Условия реализации Клуба

Место проведения – каб. 104 ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Самарская область.

Сроки реализации – Заседание Клуба «Семейная гостиная» проводится 1 раз в месяц в течение 2014 – 2015 уч.г. Запланировано 6 тематических встреч (по запросу родителей могут быть дополнительные заседания), 6 развлекательных мероприятия совместно с детьми: поход в лес, осенний, новогодний и весенний балы, посещение дельфинария, игровая программа в городском музее «Аты-баты шли солдаты».

Время – длительность занятий 40 – 60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.

Материалы и инструменты – ИКТ, магнитофон, диски и аудиокассеты с релаксационной музыкой, авторучки, карандаши, краски, белая бумага А-4, цв.бумага, ножницы, клей ПВА и мн.др.

Основные принципы работы Клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.

Участниками Клуба могут быть: родители учащихся, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.

Формы организации работы Клуба: «круглый стол», психологический практикум, тренинги, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы и др.

Структура заседаний Клуба:

1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.

2. Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы «репети-цию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.

3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).

Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания:

  • позитивный настрой;
  • отсутствие назидательности и нравоучений;
  • «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.
  1. Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.
  2. Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2006.
  3. Даринская В.М. Радость семейного общения. – Воронеж, 2000.
  4. Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб, 2001.
  6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2000.
  7. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010.
  8. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011.
  9. Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березниковская средняя школа»

Детский сад №2 «Катюша»

Программа

родительского клуба

«Семейная гостиная»

Разработчики: Шестакова Светлана Викторовна,

Социальный педагог

Березник, 2016 г.

«Единственная ценность жизни – это семья

Как только погибнет семья, погибнет и мир.

Покажи свою любовь прежде всего в своей семье».

(Старец Паисий Афонский)

Пояснительная записка

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.

В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать детский сад. В детском саду ребёнок – равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создать условия для полноценного развития личности ребёнка. Нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т.д. В связи с этим деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне, она должна быть направлена на формирование социальной грамотности семьи. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.

Актуальность проблемы очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.

Именно это послужило толчком создания клуба «Семейная гостиная» на базе детского сада, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.

Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психолого-педагогической культуры родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов в работе с родителями.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психолого-педагогической грамотности, чтобы решать свои проблемы.

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются ребёнком либо «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социального окружения.

Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.

Все мы только выиграем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребёнка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением. Педагоги, дети и родители могут научиться лучше понимать друг друга.

Цель:

Создать систему психолого-медико-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства;

Помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнёрский диалог со своим ребёнком на основе знаний психологических, педагогических закономерностей и особенностей возраста с учётом интересов, и потребностей малыша;

Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

Популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

Оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;

Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

Выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания; способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом;

Содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций.

Данные цели и задачи сформированы исходя из разработанного положения о работе клуба.

Положение о родительском клубе

«Семейная гостиная»

1 Общие положения:

1.1 Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребёнка в период дошкольного детства.

1.2 Основными принципами работы клуба «Семейная гостиная» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.

1.3 Участниками Клуба являются: родители детей, педагоги, старшая медсестра ДОУ, узкие специалисты ДОУ, социальный педагог.

1.4 Непосредственным руководителем Клуба является социальный педагог ДОУ.

1.5 Клуб «Семейная гостиная» осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением.

1.6 Положение о Клубе утверждается заместителем директора школы по дошкольному воспитанию.

2 Основные направления деятельности клуба «Семейная гостиная»:

2.1 Оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.

2.2 Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.

2.3 Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

2.4 Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.

3 Права и обязанности участников клуба «Семейная гостиная»:

3.1 Родители – члены Клуба имеют право:

На получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребёнком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребёнка в ДОУ;

Получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

Высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;

Давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;

Участвовать в планировании работы Клуба.

3.2 ДОУ имеет право:

На выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

Внесение корректировке в план работы клуба «Семейная гостиная» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.

3.3 ДОУ обязано:

Планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;

Предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;

Предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;

Соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

3.4 Родители – члены Клуба обязаны:

Уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;

Соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;

Принимать активное участие в заседаниях Клуба.

4 Организация деятельности клуба «Семейная гостиная»:

4.1 Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.

4.2 Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям социального педагога ДОУ.

4.3 Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.

4.4 На итоговом заседании клуба «Семейная гостиная» обсуждаются результаты работы, её эффективность.

4.5 Формы организации работы клуба «Семейная гостиная»:

Круглый стол;

Практикумы;

Решение педагогических ситуаций;

Обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

5 Административная поддержка деятельности клуба «Семейная гостиная»:

5.1 Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.

5.2 Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.

5.3 Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.

5.4 Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.

Работа Клуба – это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:

    Коммуникативную – функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;

    Личностно ориентированную – направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;

    Инструментальную – позволяющую выбрать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;

    Умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

Формы работы с родителями:

    Информационные стенды, папки-передвижки, памятки;

    Анкетирование, тестирование;

    Индивидуальное консультирование;

    Встречи со специалистами ДОУ и других объектов психолого-педагогической помощи.

Элементы подготовки занятия в Клубе:

    Выбор темы;

    Определение целей занятия;

    Изучение научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;

    Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;

    Определение вида, формы и этапов занятия, способов и приёмов совместной работы его участников;

    Подготовка сценария проведения мероприятия;

    Приглашение родителей и других участников Клуба;

    Оборудование и оформление места проведения заседания Клуба.

Этапы проведения занятий в Клубе:

Разминка

Это этап занятия, на котором участники группы подготавливаются к психологической работе. Здесь используются упражнения на сокращение эмоциональной дистанции, тренировку понимания невербального поведения, на снятие напряжения и т.п. (игры в знакомства, игры в пожелания).

Основная часть

Она состоит из нескольких этапов.

Теоретический этап , как правило, проводится в виде мини-лекции или консультации по данной проблеме. Лекция – это знакомая форма трансляции, она позволяет предоставлять большой объём информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории; её цель – сосредоточить внимание на вопросе, познакомить с новой информацией по проблеме и научными подходами к ней.

Практический этап – отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми в виде решения педагогических ситуаций, обмена мнениями, игр и т.д. игры и игровые ситуации помогают избежать монотонности занятия, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей. Игры помогают родителям более непринуждённо выполнять сложные задания.

Диагностический этап – способствует собственному осознанию родителями своих проблем и включает разработку и проведение тестирования, опросников.

Заключительная часть

Завершая занятие с родителями, подводятся итоги, в которых даётся оценка того, оправдались ли ожидания его участников, что было значимым для каждого из них, какие выводы для себя сделали. На завершающем этапе заседания Клуба важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый родитель должен решать для себя, что на занятии подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе.

Предполагаемый результат работы Клуба

В итоге работы Клуба у родителей формируются определённые модели поведения с ребёнком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка.

Тематический план-программа

заседаний клуба «Семейная гостиная»

Тематика заседаний

Форма проведения

Сроки

Ответственные

«Детские страхи»

практикум

Социальный педагог

«Скоро в школу!»

практикум

Социальный педагог, воспитатель группы

Круглый стол

(дискуссия)

Социальный педагог, специалисты Вельского центра социальной помощи семье и детям «Скворушка»

«Что наша жизнь?.. Игра!»

Практикум (деловая игра)

Социальный педагог, воспитатель группы, педагог по физическому воспитанию

Тематика заседаний

Формы взаимодействия

Сроки

«Детские страхи»

Детские рисунки на тему «Чего я больше боюсь?»,

Заполнение таблицы «положительные и отрицательные стороны страха» (вместе с родителями),

Оформление таблицы подверженности страхам в дошкольном возрасте,

Оформление таблицы «Норма страхов у мальчиков и девочек дошкольного возраста»,

Решение кроссворда «Детские страхи» (вместе с родителями),

Памятка для педагогов, родителей и детей «Правила обращения со страхами»,

Памятки для родителей: «Детские страхи», «Как помочь ребёнку преодолевать страхи», «Развод родителей»,

Статьи для стендов и папок-передвижек: «Воспитание без крика», «10 дельных советов родителям, которые хотят воспитать невротика», «Один дома», «Детская тревожность».

Индивидуальная консультация (по запросу) «Использование сказки для борьбы со страхом»,

Подбор сказок для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов (использование книги «Нам не страшен серый волк» А.В.Микляева, П.В.Румянцева).

Октябрь - декабрь

«Скоро в школу!»

Решение кроссворда на школьную тематику (для родителей),

Педагогические ситуации для обсуждения с родителями,

Тесты для родителей «Какие вы родители?», «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»

Буклеты-памятки для родителей: «Как преодолеть страх перед школой», «Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?», «Как помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий»,

Оформление в подготовительной группе стенда «Всё о школе»,

Оформление картотеки тестов для родителей будущих первоклассников,

Статьи для стендов и папок-передвижек: «Как помочь ребёнку подготовительной группы преодолеть страх перед школой и неуверенность в себе», «Волевая готовность к школе», «Полезные советы родителям будущих первоклассников», «Готов ли ваш ребёнок к школе», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Как мотивировать ребёнка к учёбе?», «Адаптация к школе», «Учимся грамотно мотивировать ребёнка к учёбе», «Читайте книжки своим детишкам», «

Декабрь -февраль

Профилактика семейного неблагополучия

Анкетирование родителей по выбору темы и вопросов для обсуждения,

«Что наша жизнь?.. Игра!»

Программное содержание занятий

Занятие 1. «Детские страхи»

Цель : повысить уровень осведомлённости родителей по проблеме «детские страхи»; актуализировать проблему детских страхов и тревожности для профилактики их возникновения.

Задачи: познакомить родителей с определением «детский страх», причинами их появления, особенностями возникновения страхов у детей; познакомить родителей с методиками преодоления детских страхов; обсудить приемлемые для них приёмы работы по данной проблеме.

Подготовка:

    Оформление выставки детских рисунков на тему «Чего я больше боюсь?» (рисунки подписываются с обратной стороны).

    Подготовить презентацию «Детские страхи».

    Вопросы к игре «Быстрые ответы» (для снятия торможения, возникающее при внезапных вопросах).

    Оформление таблицы подверженности страхам в дошкольном возрасте.

    Кроссворд «Детские страхи».

    Памятки для родителей «Детские страхи», «Как помочь ребёнку преодолевать страхи», «Развод родителей».

Занятие 2. «Скоро в школу!»

Цель: педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс школы; формирование представления о психологической и педагогической готовности к школьному обучению.

Задачи: наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребёнка к школе; вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребёнка к школе через опыт активного обучения.

Подготовка:

1. 1. Приготовить приглашения на собрание.

2. Подготовить кроссворд на школьную тематику.

3. подготовить презентацию «Готовность к школе».

4. Подготовить для каждого родителя буклет-памятку «Как преодолеть страх перед школой», «Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?», «Как помогать ребёнку в приготовлении домашнего задания».

5. Подготовить бланки с вопросами к тесту «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»

6. Игрушки: Мальвина, Буратино, Карлсон (сформирована ли у данных сказочных персонажей готовность к школьному обучению?).

Занятие 3. «Что наша жизнь?.. Игра!»

Цель: показать родителям значимость игр, игрушек для полноценного развития ребёнка.

Задачи: рассказать родителям о предназначении игр и игрушек; научить управлять ребёнком с помощью игры; обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребёнка.

Подготовка:

1. Подготовить выставку дидактических и настольно – печатных игр для детей дошкольного возраста.

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи.

Мастер-класс для педагогов «Родительская гостиная»

Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание: В статье представлен опыт работы с родителями в форме родительской гостиной, где педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится совместная детско-родительская творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ по теме гостиной. Данный материал будет полезен всем, кто работает с детьми и кому необходимо взаимодействовать с родителями воспитанников.
Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи:
1. Показать необходимость творческого взаимодействия педагогов с родителями.
2. Познакомить с формой взаимодействия с родителями в виде гостиной, показать ее отличительные особенности.
3. Познакомить педагогов с проведением родительской гостиной по теме «Развитие мелкой моторики».
4. Показать эффективность внедрения данной формы взаимодействия с родителями.
Оборудование:
1.Мультимедийная система.
2.Презентация 17 слайдов.
3. Цветы красной и желтой окраски по количеству педагогов.
4. Магнитофон с записью латышской польки, музыки Е.Макшанцевой «Разминка»
5. Кисточки по количеству детей.
6. Мягкая игрушка - медведь средней величины.
7. Круги из картона, пластилин, природный материал для украшения, влажные салфетки.
Ход мастер-класса.
Слайд 1. Обозначение темы.
Взаимодействие с родителями – важное направление профессиональной деятельности педагогов.
Слайд 2. Необходимость взаимодействия с семьей.
Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин:
1. Тесная эмоциональная связь ребенка с семьей и ее влияние на поведение ребенка.
2. Неизбежность совместных усилий родителей и педагогов при оказании помощи ребенку в его нормальном развитии или при возникновении проблем.
3. Признание родителями полезности пребывания ребенка в образовательной организации для его общего развития и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в образовательной организации будут напрасными.
Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Для этого педагоги должны расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Слайд 3. Родительская гостиная.

Педагоги нашего детского сада используют разнообразные формы взаимодействия с родителями. Наиболее эффективной, на наш взгляд, выбрана “Родительская гостиная”.
«Родительские гостиные» - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.
На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ.
Слайд 4. Отличительная особенность родительских гостиных.
Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Подготовка каждой семьи к встрече.
Родители делятся своим опытом решения проблем воспитания.
Согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями.

Слайд 5. Цель данной формы работы: добиться высокого уровня взаимодействия детского сада и семьи путем активного участия родителей в педагогическом процессе.
Слайд 6. Задачи.
- Организовать консультации специалистов, просвещение родителей в области педагогики и психологии;
- Изучить и распространить семейный опыт в воспитании детей;
- Информировать родителей о жизни детей в группе;
- Формировать позицию “любящего взрослого”;
- Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.
Слайд 7. Темы творческих гостиных.
Исходной предпосылкой подбора тематики встреч в наших “Родительских гостиных”, является многолетний мониторинг родителей детского сада по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Темы творческих гостиных на учебный год:
- Давайте познакомимся!
- В здоровом теле – здоровый дух!
- Развивающие игрушки
- Учимся красиво говорить
- Развитие мелкой моторики
- Фейерверк добродетелей (конференция с награждением)
Слайд 8. Участники гостиных.
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- инструктор по физкультуре;
- музыкальный руководитель;
- дети группы
- родители воспитанников;
- воспитатели группы.
Сейчас предлагаем разделиться на родителей и детей и поучаствовать в одной из гостиных «Развитие мелкой моторики». Для этого предлагаю каждому взять по одному цветку. Те, у кого окажутся желтые цветы будут детьми, а те, у кого красные – родителями.

Слайд 9. Родительская гостиная «Развитие мелкой моторики».
Цель: взаимодействие детского сада и семьи.
Задачи: расширить психолого-педагогические знания родителей об играх, упражнениях, развивающих мелкую моторику детей раннего возраста, создать благоприятные условия для развития позитивных эмоциональных отношений между родителями и детьми раннего возраста.
Слайд 10. Цитата В.А.Сухомлинского.
Сообщение «Что такое мелкая моторика».
Психолог: Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, зрительно-пространственное восприятие, зрительная и двигательная память, речь.
На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук, идет развитие речевой функции. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться хорошего уровня развития речи не удастся. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Слайд 11.Игры и пособия для развития мелкой моторики.
Обзор пособий и игр, развивающих мелкую моторику.
«Родители» - те, кто взял красный цветок, - передают друг другу какой-либо предмет для массажа рук и рассказывают, как дома со своим ребенком они развивают мелкую моторику. Затем воспитатель описывает наиболее интересные игры, которые есть в детском саду.


Слайд 12.Сюрпризный момент.

Приветственная песенка «Здравствуйте».
«Дети» - те, кто взял желтый цветок, выходят из музыкального зала, а затем заходят и подходят к «родителям». «Родители» вместе с «детьми» садятся на стулья, стоящие полукругом.
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом. Я буду петь приветственную песенку "Здравствуйте" под музыку латышской польки, а вы повторяйте слова и движения за мной. Первый раз строчку я пою одна, а потом мы повторяем ее вместе.

Здравствуйте, глазки, глазки!
Здравствуйте, ушки, ушки!
Здравствуй, носик, носик!
Здравствуй, ротик, ротик!
Здравствуйте, ручки, ручки!
Здравствуйте, ножки, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Все мы вместе потянулись
И друг другу улыбнулись!


Слайд 13. Подвижная игра «Птички».
Подвижная игра «Птички»
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем – превратимся в птичек. Покажите, как птички летают, клюют зернышки. Вдруг налетел злой ветер, закапал дождик «Тук-тук-тук». Прячьтесь, птички, в домик! (дети садятся на корточки, соединяют руки над головой). Дождик закончился, опять птички летают, зернышки клюют.
Когда я скажу: «Бегите к маме, папе!», «дети» побегут к «взрослым» (игра повторяется 2-3 раза).


Слайд 14. Значение и виды массажа.

Сообщение о значении массажа.
Психолог: Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что массаж рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Регулярный массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга и тонизирует весь организм. Указательного - активизирует деятельность желудка. Среднего - активизирует деятельность кишечника. Безымянного - нормализует функцию печени. Мизинца - стимулирует работу сердца.


Игровой массаж.
Воспитатель. Давайте выполним игровой массаж. Большим и указательным пальцами одной руки растирайте каждый палец руки ребенка. Растирайте и разминайте пальцы рук от кончиков пальцев и обратно.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
А теперь повторим массаж на другой руке.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Теперь под музыкальное сопровождение Е. Макшанцевой «Разминка» давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Родители, помогайте детям сделать пальчиковую гимнастику.
Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко. Легкие хлопки
Похлопаем в ладошки – очень хорошо! перед грудью. (2 раза)
Вращая кистями
И пальчики попляшут у маленьких ребят! медленно поднимают
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, обе руки вверх и
А девочки и мальчики все ровненько сидят. опускают их.
Тук-тук молотком - Стучат кулачками
Мы построим птичкам дом. друг о друга.
Тук-тук молотком -
Поселяйтесь птички в нем. (2 раза)
Бум-бум барабан! Стучат по коленкам
Что за шум и тарарам? указательными пальчиками.
Бум-бум барабан –
Просыпайтесь по утрам! (2 раза)
Ду-ду-ду, ду-ду-ду перебирают пальчиками
Вот какая дудка! обеих рук, имитируя игру
Ду-ду-ду, ду-ду-ду на дудочке
Вот какая дудка! (2 раза)
Поехали потихонечку, Медленно попеременно хлопают
Поехали потихонечку! ладошками по коленкам.
И быстренько, Быстро, весело хлопают по коленкам
И быстренько! (5-6 раз)
Игра с кисточкой.
Воспитатель: Возьмите по одной кисточке и делайте в соответствии со словами (дети сидят на коленях у родителей).
Вышла кисточка гулять, водим по ладошке ребенка, кисточкой
Стала пальчики считать затем по каждому пальчику
Раз, два, три, четыре, пять от основания к кончикам
Раз, два, три, четыре, пять загибаем пальчики, проводя кисточкой
по их тыльной поверхности
Вышли пальчики гулять разжимаем пальчики
В домик спрятались опять сжимаем кулачки.
И решили рисовать. свободные движения кисточкой по телу ребенка.


Игровое упражнение «Поиграем с мишкой».
Психолог вносит в зал игрушечного медведя.
Психолог: Ребята посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости! Поздоровайтесь с ним, погладьте медведя ладошкой. Покажите, как мишка ходит (дети изображают) , подойдите к маме и покажите как мишка сердится (дети и взрослые показывают мимикой).
Слайд 15. Угощение для мишки.
Лепка «Угощение для мишки».
Психолог: Мишка хочет пригласить друзей в гости и просит помочь ему приготовить угощение. Поможем ему?


Для угощения надо растереть пластилин на картоне и украсить бусинами, косточками, пуговицами (во время работы родители обмениваются впечатлениями о встрече, о том, что понравилось, что хотели бы еще узнать).

После изготовления угощения, психолог подходит к каждому ребенку, благодарит от имени медведя за угощение, берет малыша за ручки и поет на прощание:
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания, будем вместе мы играть.
Психолог: Наша встреча в родительской гостиной подошла к концу, и мы все становимся опять педагогами.
Слайд 16. Результат.
Психолог: «Родительские гостиные» способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.
При проведении регулярных родительских гостиных родители становятся более заинтересованными в воспитании детей, сплоченными с педагогами детского сада, создаются единые установки на формирование у детей ценностных ориентиров.

Заседание семейного клуба в детском саду

Нетрадиционные форы работы с родителями ПознавательныеИнформационно- -аналитические Досуговые Наглядно- информационные. Семинары- практикумы Родительский клуб Педагогическая гостиная Родительские собрания Анкетирование Социологи- ческие опросы «Почтовый ящик» Совместные досуги Праздники Участие в выставках, конкурсах, экскурсиях Дни открытых Дверей Родительские уголки Фотовыставки Копилка Добрых дел




Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.






Направлен на освоение родителями определенных приемов и методов. На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители и специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.




Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог.








« Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.


« Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику.




« Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».


« Запись на листах» При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко.


« Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему.








Мини-выступление воспитателя по проблеме. Одна из задач воспитания детей раннего возраста - воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения. Что бы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей – стремление к самостоятельности.


Анкета для родителей Навыки самообслуживания у детей младшего возраста Критерии самообслуживания Самостоят ельно С помощью взрослого Следит за собой(опрятность) Аккуратен в быту Прием пищи Пользуется носовым платком Может раздеваться Может одеваться Складывает свои вещи Убирает за собой игрушки Моет и вытирает руки Ходит в туалет


Игра для активизации родителей « Список прилагательных» Каждому родителю предлагается назвать прилагательные или определения культурно- гигиенических навыков. Родителям задается вопрос: « Каким вы видите ребенка владеющего навыками самообслуживания?» Родители предлагают качества и характеристики соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным и т.д.). Далее рассматривается каждое прилагательное или определение в отдельности и совместно выносится решения каким путем можно этого достичь.






Памятка для родителей Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка. Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения. Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно. Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит. Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка. В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример. Старайтесь использовать игровую ситуацию. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.









2024 © rukaraoke.ru.