Сценарий проведения игры саамский футбол. Саамские национальные игры. Саамская игра «Утушка»


Каждый год в начале лета на Кольском полуострове, в селе Ловозеро проводятся национальные саамские игры.
Они уже давно стали традиционными. В этом году были 24-ми по счету.

Место проведения игр - северные предгорья Хибин, берег Поповского озера. Посмотреть на представления народных коллективом и состязания спортсменов собирается все население саамского села, а так же сотни гостей, которые приезжают в Ловозеро со всей Мурманской области, а так же иностранные гости.

В этом году приехали саамы из Норвегии, Финляндии и Швеции. Открывал игры духовой оркестр из норвежского Карашьйока - саамской столицы.


Саами - коренной Кольского полуострова, живут так же в финской Лапландии, на севере Норвегии и в Швеции. Разделенные границами, говорят на одном языке, но на разных диалектах, порой уже и не понимают друг друга. Кольские саамы пишут кириллицей.

Основной вид деятельности - оленеводство. Хотя оленей в тундре ставиться все меньше.

Так вот ты какой - северный олень!

Или такой?

Вот они - саамские кормильцы. Какой же без них фестиваль.
Все желающие могут сфотографироваться. Олени людей не боятся, их вырастили не в тундре, а в хлеву.
Таких оленей называют "хлебными".

Саамские костюмы удивляют своим многоцветьем.
Красный цвет - солнце, зеленый - трава, синий - вода. Все просто.

Мужской головной убор - четыре хохолка - четыре стороны света.
Если вывернуть этот колпак наизнанку - получится неплохая подушка.

Описания Якутских, Долганских, Нганасанских, Эвенкийских, Хантыйских, Нанайских, Ненецких, Корякских и других игр

Ястреб и утки (Кырбый уонна кустар)

На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Расстояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (один, два и более - в зависимости от количества играющих) выбираются или назначаются детьми. Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свободное для перелета.

Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество. На одном озере располагается одна группа (скажем, шилохвосты), на другом - две группы (чирки и нырки). По сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое, причем перелет начинается с озера, где находятся две группы, например сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам, а потом перелетают нырки, так чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп.

Во время перелета ястребы пятнают уток. Игра сопровождается куплетами стихов (дразнилками) для ястребов и уток, например:

Нет, бедняжка ястребок, -

Не поймать меня, дружок!

Ястреб Нет, поймаю я тебя, Не надейся на себя

Шилохвосты. Я - известный шилохвост,

Сила есть и большой рост.

А бедняжки ястребка

Не страшусь я никогда.

Ястреб. Поймаю, проглочу,

Проглочу, поймаю!

Нырки. Быстро летающую

Нырку-утку

Тебе не поймать,

Тебе не поймать.

Ястреб. Поймаю, поймаю,

Проглочу, проглочу!

Правила игры . Определившиеся в одну из групп утки не могут менять свое название. Пойманные ястребами утки временно выбывают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.

Стрельба в цель с кружением (Салгыдый)

Берется картонный диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 - 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель).

Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

Соколиный бой (Мохсоцол охсупуута)

Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры.

Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

Игра в мяч

Играющие делятся на две равные группы и становятся шеренгами друг против друга. Крайний (любой) бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему стоящему напротив, и т. д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке.

Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мячи следует в строго определенном порядке.

Игра с перетягиванием (Быа тардыпыыта)

Играющие садятся на пол гуськом, держа друг друга за талию. Переднего выбирают самого крепкого и сильного (торут - корень). Торут берется за что-нибудь неподвижно укрепленное. На площадке это может быть столб. Остальные стараются общими силами оторвать его. Эта игра похожа на русскую «Репку».

Правила игры. Победителем считается крепыш, который не поддался, или группа, которая оторвала его. Количество участников определяется заранее. Игру надо начинать по сигналу.

Ловкий оленевод

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3 - 4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Пятнашки (Атак тэпсиитэ)

Двое играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца.

Правила игры. Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно.

Каюр и собаки

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

Летящий диск (Тэлэрик)

Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом.

Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука.

Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники

Все играющие -куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Перетягивание на палках (Мас тардыпыыта)

Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.

Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

Сокол и лиса (Мохоцол уонна сапыл)

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

Рыбаки и рыбки

На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Один лишний (Биир ордук)

Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей.

Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

Полярная сова и евражки

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Бег в снегоступах

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Здравствуй, догони!

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Оленьи упряжки

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

Солнце (Хейро)

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры . Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

На новое стойбище

Играющие становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

Олени и пастухи

Все игроки - олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасываня маута.

Важенка и оленята

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины -

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика

Ручейки и озера

РыбакиИгроки стоят в пяти - семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры . Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Перетягивание каната

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Солнце

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:

Нянь-нянь (хлеб),

Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Смелые ребята

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

Вы смелые ребята?

Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30 - 40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Ледяные палочки (Сюлы)

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры. Сюлы должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

Тройной прыжок

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на куропаток

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки - тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Отбивка оленей

Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считаете пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Охота на волка

Охотник встает в 4 - 5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

Волк и олени

Из числа играющих выбирается волк, остальные - олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Нанайская борьба

Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто достиг цели, уложил противника на лопатки.

Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

Успей поймать!

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

Волк и жеребята (Боро у очна кулуннар)

Из группы играющих выбираются волк, две-три лошади, а остальные дети изображают жеребят.

Лошадки огораживают чертою поле - пастбище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк. Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся лошадки распростертыми руками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать из пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определенном месте, куда их приведет волк.

Правила игры. Волк ловит жеребят только за пределами пастбища.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад №29 «Сказка»

Физкультурный досуг для детей средней группы
«В гости в саамскую деревню»

Разработала:
инструктор по ФК:
Щепелина В.А.

Ковдор

2017 г.

Пояснительная записка :
1.Не секрет, что интерес к истории, культуре, природе родного края угасает год от года. Не все взрослые могут ответить на вопрос: Кто такие саамы? Где живут, чем занимаются? А ведь это народ с многовековой историей.
В нашем детском саду ведется большая работа в рамках регионального компонента. Проведение спортивного досуга для детей средней группы является частью работы по ознакомлению с историей саамской культуры, природой северного края, бытом коренного населения Кольского Заполярья, знакомством с национальными саамскими играми.

2. Возраст участников спортивного досуга : дети 4-5 лет

3. Цель : Воспитание патриотизма, любви к родному краю через использование традиций и культуры саамского народа.

4. Задачи:
1.Закреплять знания детей обитателей водоемов, животных Севера, знания детей о северных ягодах.
2.Закреплять знания детей об особенностях саамской культуры, их обычаях и традициях.
3.Повышать двигательную активность через использование подвижных игр народов Севера.
4. Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми, пропагандировать здоровый образ жизни.

5. Планируемые результаты:

В ходе спортивного досуга дети покажут знания:
- водоемы Севера, обитатели водоемов (рыбы озерные, речные, морские)
- флора и фауна Кольского Севера
- животные Севера
- название частей одежды и обуви кольских саамов
- подвижные игры народов Севера: «ловля оленей», «гонки на оленьих упряжках», «сугроб», «рыбак и рыбки», «хейро»

6. Предварительная работа :
1. Рассматривание иллюстраций «Одежда кольских саамов» Р.С. Чебатурина
2. Разучивание саамских подвижных игр
3.Чтение отрывков из книги «Семилетний стрелок из лука», эскимоской сказки «Почему куропатки смеются»
4. Чтение стихов о Кольском Севере О. Вороновой, сборник «Чахкли»
5.Беседы о северных ягодах, рассказ по В.Ференцу «Осень в тундре» (книга для чтения А.Ф. Бойцовой)
6. Рассматривание картины «Оленья упряжка», чтение стихотворения «Северный олень» М. Шульгина
7.Знакомство с водоемами Севера, их обитателями.
8. Подборка музыки для игр, составление слайд –шоу.
9.Чтение отрывка из книги В. Суслова «В краю поющих сугробов»

7. Оформление зала к проведению досуга:
1.Оформление центральной стены детскими работами: саамские варежки – койбицы.
2.Использование мультимедиа – слайды с фотографиями природы Севера, национальными саамскими костюмами, саамов, оленей и др.

8. Инвентарь для проведения игр и эстафет:
1. 2 кольцеброса, малые обручи по количеству детей.
2. Стойки для метания
3. Дорожки со следами, 2 мягких модуля
4. Обручи, мягкие мячи для метания в цель
5. Картинки северных рыб по количеству детей
6. Картинки животных Севера.
7. Веревка для игры «рыбак и рыбки»
8.Национальные саамские костюмы для детей
9.Костюм «Солнце» для взрослого
10.Мячи мелкие желтого и красного цвета (ягоды)
11. Ткань белая для игры «сугроб»
12. Снежки из ткани

Ход спортивного досуга:
Дети сидят на стульчиках.
Звучит музыка, цветоэффект «северное сияние», слайды с картинками природы Севера и саамской тематикой.
Входят ведущая и 2 ребенка в национальных саамских костюмах.
Вед: Здравствуйте уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Хотим пригласить вас вместе с нами отправиться в путешествие к истокам Севера.
«Да, только здесь, на Севере моем.
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
игра сполохов на небе ночном.
Нехоженными кажутся леса,
Бездонными – озерные затоны,
Неслыханными – птичьи голоса,
Невиданными – каменные склоны».
1 реб.
Неспроста говорят, что наш Север богат
Наши горы и озера хоть кого покорят.
2 реб.
Заполярье – край северной сказки,
Заполярье- край белых ночей,
Заполярье – брусника, морошка,
Заполярье – круг добрых людей.

Вед.
Да, действительно. На Крайнем Севере живут люди, влюбленные в свой край, самые замечательные, добрые, отзывчивые.
Ребята, а вы знаете, как называют коренных жителей Севера (Саамы).
Правильно. Это - саамы.
Живут саамы в саамских поселениях, занимаются оленеводством, охотой, рыбной ловлей. Женщины занимаются хозяйством, шьют одежду из оленьих шкур, изготавливают сувениры.
Входят 2 девочки в саамских костюмах.
1 реб. Всем ребятам – северянам,
шлют саамы свой привет.
2 реб. И, конечно, приглащают
в гости поскорей.
Вед. Ну, что, ребята, принимаем приглашение? (Да).
Тогда давайте собираться в путь. Дорога туда дальняя, как вы думаете, на каком транспорте можно быстрее всего добраться? (ответы детей). Правильно, на самолете можно быстрее всего добраться до саамского поселения.
Звучит музыка «самолеты», дети встают в колонну по 1, заводят моторы и изображают полет самолета. Выполняют бег змейкой по залу.
Приземляются около саамской деревни.
Вед. Вот мы и добрались. Посмотрите, вот саамское поселение,
кто здесь живет? – Саамы. Давайте рассмотрим, как одеты они:
Дети отвечают на вопросы:
- как называется верхняя одежда саамов? – малица
- как называются рукавички саамские – койбицы
- как называется обувь – пимы
жилище саамов? – чум
Из чего все это изготавливается? – из оленьих шкур.
Как называют людей, которые разводят оленей? – оленеводы
Вед.
Ребята, ни один праздник не обходится без оленя, ведь он кормилец саамов….Каждый оленевод умеет ловко заарканить оленя, давайте – ка попробуем его поймать.
1 эстафета: «ловля оленей» (дети встают в 2 команды, бегут до стойки, бросают на рога оленя обруч)
затем предлагается выполнить задание родителям.
Вед. Молодцы, показали свою ловкость и сноровку, поймали оленя (Фигурка оленя в руках).
Вот он северный олень, белый словно снег,
Пусть сугробы до колен, легок его бег.
Я сожму в руке хорей, только брошу взгляд,
Только лихо крикну «Эй»…все скорее и скорей нарты полетят.
(спросить – что такое «хорей»., «нарты»).
Вед. «Гонки на оленьих упряжках» - любимое занятие у саамских ребятишек.
Давайте и мы посоревнуемся.
2 эстафета: Гонки на оленьих упряжках (в парах, один изображает оленя, стоя в обруче, второй – каюра с хореем в руке).
Вед. Молодцы! Замечательные состязания у нас получились. Олени были быстрые, каюры- самые ловкие и смелые.
Вед. А теперь отгадайте –ка загадку:
Много рыбы у нее, много зверя у нее,
Не скупа- наоборот, все нам щедро отдает (тундра)

Много снега выпало в тундре, сугробы огромные, но ребятишкам все нипочем.
Игра «сугроб». «Хорошо упасть в сугроб, шишку не набьешь,у сугроба все бока мягкие, как облака».
Звучит музыка, дети бегают, прыгают через сугробы, по остановке музыки 2 ведущих накрывают белой тканью 1 или 2 играющих. Необходимо угадать, кто оказался в сугробе.
Вед. Ребята, знаете пословицу: Делу- время, потехе – час!
Предлагаю вам сейчас быстро все сугробы смести и убрать, чтоб мы могли продолжить наши игры.
Пришло время нам позаботиться о пропитании, предлагаю вам отправимся на охоту.
Дети встают в 2 команды, выполняют следующее задание:
- пройти по узкой дорожке со следами, перепрыгнуть через бревно,
встать в обруч и, взяв мягкий мяч, попасть в цель (в обруче висит мишень),
Ведущий читает загадку, нужно зрителям угадать, кого охотник подстрелил.
Затем показывает картинку.
Вед. Молодцы! Славно поохотились, будет еды на целый год, и шкурки для одежды есть.
А вот как без рыбы обойтись? Может мы с вами на рыбалку отправимся?
Игра « рыбак и рыбки» (по типу игры «удочка»; Дети встают в круг, в руках картинки рыб, тот, кого поймали, называет какая у него рыба, кладет в корзинку и садится на стульчик)
Вед. Сколько рыбы наловили, вот удачная рыбалка была сегодня.
Зима на Севере холодная, как приятно было б попить чай с вареньем.
Ребята, а какие же ягоды растут на севере? (ответы детей, взрослые могут дополнить)
А теперь отгадайте загадки:
Растет на болоте Аленка
в оранжевой рубашонке.
Кто не пройдет,
всяк поклон отдает (морошка).
Бусы красные висят,
из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Звери, птицы и дети (брусника).
Вед. Отправляемся за ягодами.
Дети встают в 2 команды: у направляющих в руках корзинки, по сигналу бегут, берут 1 ягоду (мяч), возвращаются, перекладывают в большую корзину, передают эстафету следующему, (одни собирают морошку, другие собирают бруснику - мячи желтого и красного цвета).
Молодцы, теперь у нас будет вкусное варенье к чаю.
Вед.
После трудового дня любят саамы силой померяться.
Игра «перетягивание на палках» (пары). Дети садятся на пол парами, ноги упираются стопами, руками держаться за палку. По сигналу ведущего начинают перетягивать палку на себя. Кто перетянул на себя соперника, тот сильнее.
Вед. Молодцы! Настоящие силачи…
Вот только темнеет на севере рано, полярная ночь….солнышка совсем почти не видно.
1 реб. читает стих про полярную ночь:
Ночь полярная настала,
В небе солнышка не стало.
Сколько ламп не ставь в окно,
А на улице темно.
Ребята, давайте позовем солнышко, вдруг оно нас услышит и придет…сразу веселее нам станет.
Дети произносят закличку:

Солнышко покажись,
Обогрей и улыбнись.
К нам на праздник приди,
Да тепло принеси.
Входит Солнце (взрослый в костюме солнца):
Привет вам солнечный, друзья,
Вас очень радо видеть я,
Как только вы меня позвали,
Я сразу появилось в зале.
Саамская игра «Хейро»: Дети встают в круг, держась за руки, взрослый в костюме Солнца сидит в центре круга. Дети, двигаясь по кругу приставным шагом, произносят «хейро». Солнце, постепенно поднимаясь, разводит руки- лучики в стороны, старается коснуться играющих, дети приседают.
Вед. Спасибо тебе, солнышко, с тобой сразу стало веселее и теплее, полярная ночь закончилась.
А нам ребята, пора возвращаться в детский сад.
Входят девочки – саамки, вносят угощение - северные ягоды в корзинке.
Ребята благодарят…звучит музыка, дети проходят по кругу и идут в группу.
Вывод:
Проведенное мероприятие показало, что интерес к истории и культуре родного края возрастает. Дети в увлекательной форме показали знания саамской культуры, обычаев, подвижных игр. Родители дали высокую оценку данному мероприятию.

Используемая литература:
- «Праздники и развлечения с детьми на Севере» сборник сценариев, Мурманск 2002, составитель Н.А. Ковалева
- Физкультурные занятия в ДОУ с учетом особенностей Заполярья, практическое пособие, Мурманск 2001, составитель В.М. кузнецова
- «Саамская этнопедагогика» Л.С. Белеева Мурманск 1991 г. Учебное пособие
- « Милее сердцу края нет» З.Д. Максимова, национально – региональный компонент Государственного образовательного стандарта, методическое пособие для воспитателей ДОУ, Мурманск 2004

У каждого коренного малочисленного народа есть свой собственный национальный праздник и даже не один. У саамов Кольского полуострова таких праздников несколько. Один из них - саамские игры. Он проходит летом (чаще всего в июне) и чем-то напоминает день рождения любимого дедушки: пропустить нельзя - не поймут, но все знают, что там будет и чем дело закончится.

По сложившейся традиции, саамские игры проходят в селе Ловозеро (Ловозерский район), центре саамской культуры Мурманской области, и станице Лопарская (Кольский район). Эти два населенных пункта можно смело назвать колыбелью современных национальных саамских праздников.

Исторически повелось так, что именно в Ловозеро приезжает наиболее представительная делегация зарубежных саамов из Скандинавии (в основном из Норвергии и Финлянции). Вот почему ехать в Ловозеро фотографу в несколько раз интереснее, чем в Лопарскую, тем более, что первыми проходят игры именно в Ловозере (июнь), тогда как в Лопарской они приходятся на осень (сентябрь).

Что же собой представляют игры? Помимо вездесущих речей и официальных поздравлений со свершениями и достижениями, игры - это прежде всего фольклорное и спортивное мероприятие. Оно включает соревнования по традиционным для коренных жителей Кольского полуострова видам развлечений. К ним относятся прыжки через деревянные нарты, стрельба из арбалета, метание аркана на хорей, бег с палкой по пересеченной местности, гребля на весельной лодке и саамский футбол.

В этом месте стоит сделать небольшую паузу для создания интриги. Разумеется, саамы не изобретали футбол, им было просто не до этого. Однако коренные народы севера тоже любят азарт. В саамский футбол играют только женщины. С поистине заполярным минимализмом, они гоняют по кочковатому полю впятером в длинных сарафанах (такая вот спортивная форма). Кстати, без сарафанов никуда - неудобно, при беге приходится задирать подол юбки, но что поделаешь - национальный спорт!

Голкипер стоит на воротах, которые представляют собой две воткнутые в землю жерди. Да, и тут минимализм по-северному. Мяч в саамском футболе шьется из оленьих шкур и набивается либо оленьей шерстью, либо кусочками оленьей кожи. Он довольно тяжелый по сравнению с обычным футбольным мячом, но его точно также нельзя трогать руками. Голкиперу, разумеется, можно. Причем если в большом футболе вратарь может накрыть мяч своим телом, то в саамском футболе вратарь защищает мяч, накрывая его подолом юбки.

Матч обычно длится два тайма по 10 минут, и засчитываются лишь те мячи, которые закатились в ворота. Все, что в ворота влетает, - это футбол большой, а в саамском правила иные. Количество забитых мячей ведет счет от нуля до бесконечности, ведь эта игра прежде всего для удовольствия, а уже потом для призов и мест. В Мурманской области саамский футбол пользуется невиданной популярностью, и на игры съезжаются со всей округи, чтобы посмотреть забавные матчи.

По сравнению с футболом, стрельба из арбалета выглядит обычной забавой, хотя год от года организаторы стараются разнообразить эти состязания. Например, кроме стрельбы по мишеням, участникам могут дать задание поразить мячом нарисованного волка. В полном соответствии с охотничьими традициями, важно, куда именно волк получит мячиком - от этого зависит количество набранных очков: одно дело - хвост, и совсем иное - голова.

Много лет тому назад состязания по прыжкам через нарты существовали только для взрослых, но сейчас в эпоху зрелищ и развлечений к соревнованиям подключились дети. Специально для них создают длинную полосу препятствий из миниатюрных деревянных саней-кереж. Кережа представляет собой узкое заостренное к носу корытце с единственным полозом на дне. В нее исстари запрягали оленей или собак и использовали для передвижения по тундре людей или небольших грузов.

Еще один вид северного спорта - метание аркана. По-саамски аркан называется «няртола». Участники должны накинуть его на рога чучела оленя, показав таким образом свою меткость и ловкость. Это чучело называется «хорей». В быту хореем нередко называют длинную палку, при помощи которой погонщик управляет ездой оленей. Ее же время от времени используют в соревнованиях вместо оленьего муляжа. Каждому участнику дается три попытки: считается, что этого достаточно для полного триумфа либо для безапелляционного позора.

Саамские игры хороши для фотографа тем, что практически не требуют аккредитации, ведь это в первую очередь праздник, достаточно теплый и почти семейный. На нем, разумеется, есть меры безопасности, но они настолько условны, что любой, кто захочет снять игры, сможет сделать это без особого труда. Кроме того, согласно правилам, стать участником также может каждый желающий, независимо от его национального статуса и принадлежности.

Из техники пригодятся как широкоугольные, так и телеобъективы. При подготовке нужно исходить из банального здравого смысла: соревнованипя любительские, проводятся днем на достаточно ограниченной территории, поэтому тяжелые светосильные сверхтелевики остаются дома. Гораздо эффективнее будут зум 70-200 со стабилизацией изображения и светолсильный широкоугольник или широкоугольный зум.

Андрей Безлепкин









2024 © rukaraoke.ru.