Семинар классных руководителей "воспитание здорового человека". Семинар - тренинг для классных руководителей "Школа лидера" методическая разработка (класс) на тему Семинар классных руководителей по теме


Семинар-практикум для классных руководителей.

Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями.

Цель: Напомнить педагогам о правилах взаимодействия с родителями.

Ход выступления

Добрый день уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на семинаре – практикуме, который я назвала – Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями. Почему возникла необходимость поговорить на данную тему?

Одни родители охотно и регулярно ходят в школу, посещают родительски собрания, уроки в классе, где учатся их дети, школьные праздники и мероприятия, т.е. знают об успехах, достижениях, а также возникающих проблемах и трудностях. А других приходится уговаривать, неоднократно делать записи в дневниках и. т.д.

Почем так происходит? От чего это зависит?

Возможно от того, насколько мы педагоги сумеем найти контакт с родителями, увлечем их школьной жизнью, а если будет необходимость – дадим совет, рекомендации, как поступить в той или иной ситуации.

Обращение ведущего к аудитории.

У каждого есть карточка – облачко. На одной стороне карточки напишите, пожалуйста, причину, по которой вы пришли на семинар.

Притча

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю», скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой родители и дети будут чувствовать себя «как дома».

Беседа по теме

Беседуя с классными руководителями о роли родительских собраний. Понимаешь что, для многих родительское собрание ассоциируется с работой, которую необходимо выполнять. Некоторые видят родительское собрание как ожидание помощи, совместное решение проблем.

Взаимодействие с родителями затрудняют следующие качества: стрессогенное состояние (психическое напряжение, которое возникает в ответ на неблагоприятное воздействие), гиперответственность, эмоциональность.

Учитывая, что семья – относительно замкнутый институт воспитания, а воспитательный потенциал родителей весьма различен.важно при взаимодействии с родителями уметь обеспечить высокое качество контакта. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Оценивая ребёнка, учитель тем самым даёт оценку и родителям. Особый дискомфорт на собраниях испытывают родители отстающих и трудных учащихся. Не следует на публичных собраниях допускать разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы. В индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики ученика, раскрыть волнующую проблему и вместе с родителями наметить пути её решения.

К сожалению, считают нормой «негативные высказывания». Нам легче критиковать всё и вся, жаловаться, чем хвалить, поощрять и говорить о позитивном. Попробуйте хоть один день прожить в добре и оптимизме. Включите в свою речь как можно больше приятных слов, сопровождая их улыбкой, и вы увидите множество светящихся глаз, людей желающих выполнить любое ваше поручение.

Необходимо поощрять детей и отмечать даже незначительные успехи.

Родители, в свою очередь, должны быть уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно должны храниться тайны, доверенные учителю учеником.

Необходимо ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы, этику и такт.

Практическая часть

Сейчас предлагаю перейти к практической части и выполнить упражнения из родительского собрания «Тепло семьи». (сопровождается презентацией и музыкальным сопровождением).

Игра «Похвали себя ». Перед вами небольшой опросник «Какой (ая) я?» в нем перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности. Похвалите себя. Часто мы смущаемся когда слышим хорошие слова в свой адрес. А ведь похвала очень важна. Если человек не получает положительной оценки со стороны – это может быть одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня 3-5 раз. Может кто – то хочет прочитать. Давайте поопладируем за смелость.

Игра «Дорисуй фигуру». Все мы детьми любили фантазировать, рисовать, выдумывать, приукрашивать….. поэтому сейчас я предлагаю Вам вернуться в детство.

Вам предлагается шесть фигур (треугольник, квадрат, круг, овал, пятиугольник), которые необходимо дорисовать и превратить в законченные изображения на тему: «Семья».

Важно постараться, чтобы изображения выглядели как можно более неожиданно, фантастически.

Диагностическое упражнение «Домик».

Упражнение позволяет проанализировать семейные взаимоотношения.

Каждый рисует на листе формата А4 (или А5) домик с шестью окошками. После этого расселить в этом домике свою семью.

Рисунки не обсуждаются. Происходит самоанализ.

Упражнение «Мишень настроения» (рефлексия).

Сейчас я предлагаю вам написать свои пожелания ведущему и выразить свое настроение следующим образом. Вам будут передавать стикеры и мишень настроения. Ваша задача написать на листочке пожелание и приклеить его на мишень выбрав круг, где надпись будет соответствовать вашему настроению здесь и сейчас.

Заключительное слово ведущего.

Спасибо что вы были сегодня здесь с нами. Делились своими мыслями, чувствами. Цените и берегите свою семью, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе. И пусть взаимодействие с родителями ваших учеников всегда будет только эффективным. Желаю вам успехов.

Всем спасибо за работу!

Литература:

    Семейное воспитание/ сост. Т.Е.Заводова, Ю.А.Лежнева. – Мн.: Красико – Принт,2006.

    Родительские университеты/ сост. О.А.Запотылок. - Мн.: Красико – Принт,2006.

    Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.

Утверждаю

___________

директор СШ№1

Ж.И. Муханова

План проведения

семинара-тренинга для классных руководителей

План:

1. Целевая установка

Сообщение темы, цели, плана

2. Введение в тему

- деловая игра «Газета»

Из опыта организации шефской работы

Субханкулова С.П.

3. Работа в группах

- разработка алгоритма работы классного

Руководителя по формированию коллектива;

Разработка алгоритма коллективного дела

4. Рефлексия

Анкета «Обратная связь»

Сценарий проведения семинара-тренинга

I. Целевая установка

Как вы понимаете значение понятия «климат в коллективе»?

Если люди безразличны друг к другу, если они равнодушны к работе, то как это отражается на коллективе? Какой будет в нем климат?

Значит, от хорошего климат зависит успех любого дела. Что нужно для создания хорошего климата в коллективе?

Правила сотрудничества

1. Терпение, выдержка, доброжелательность.

2. Распределение обязанностей.

3. Умение подчиняться.

4. Правильная самооценка.

II. Введение в тему

1) Деловая игра «Газета»

А теперь у нас есть возможность применить правила сотрудничества на практике и проверить, можем ли мы создать теплый, хороший климат в нашем коллективе. А успешность вашей работы будем оценивать по результату.

Перед вами лежат фломастеры и лист ватмана. Внимание, начинаем игру «Газета».

Представьте себе, что ваша команда - это редакция газеты или журнала.

Задача каждой редакции - выпустить номер газеты о шефской работе в нашей школе.

Когда работа будет закончена, вы повесите газеты на доску. На работу вам дается 5 минут. Засекаю время - начали! Можно включить тихую музыку.

2) Выступление кл.рук.7В класса Субханкуловой С.П «Из опыта организации шефской работы »

III. Работа в группах

ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ – ОСНОВА ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Коллектив – это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Стадии развития коллектива.

1. Становление коллектива (стадии первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования.

Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

2. Стабилизация структуры коллектива.

Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.

Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых коллектив создается.

На этой стадии в развитии коллектива возможны скачки, остановки движения из-за преодоления противоречий между коллективом и отдельными учениками; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами уч-ся.

3. Расцвет коллектива.

На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.

Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

4. Развитие коллектива.

На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей.

Если понадобилось сплотить учащихся в новый коллектив для выполнения своей цели работы с ними, то предлагается следующий алгоритм формирования коллектива.

Алгоритм формирования коллектива.

Я создаю коллектив.

1. Я должен понравиться детям.

2. Я должен их изучить.

3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.

4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.

5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).

6. Я должен поставить перед ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.

7. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.

8.Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.

9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.

10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива.

11. Я должен заложить определенные традиции.

12. Я должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.

13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.

14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.

15. Я должен не стоять на месте. Остановка – смерть коллектива.

Главные черты, которые любят дети: быть тактичным, добрым, уметь хранить детские тайны, учитывать индивидуальные особенности детей, иметь чувство юмора, доверять детям, спокойно реагировать на все, не отходить от поставленных целей и задач.

Принцип воспитательной работы с детьми:

  • не запрещать, а направлять;
  • не управлять, а соуправлять;
  • не принуждать, а убеждать;
  • не командовать, а организовывать;
  • не ограничивать, а предоставлять свободу выбора…

Как организовать коллективное дело?

У любого дела есть свои ступени роста – этапы:

1- определение цели и задач дела;

2- планирование работы и распределение обязанностей;

3- коллективная подготовка дела;

4- проведение;

5- подведение итогов, анализ результатов дела.

Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться правил организаторской работы:

Правило 1. «Получив задание, разберитесь в нем».

Определите цель, задачи дела, выделите главное, установите сроки, место проведения, используемые средства для подготовки и проведения мероприятия, участников работы.

Правило 2. «Используйте опыт других в подобных делах».

Узнайте, как проводили подобные дела другие. Помните: вы можете не только выбрать способ, форму деятельности, но и придумать что-то совершенно особое, новое.

Правило 3. «Учитывайте возможности каждого члена вашего коллектива».

Нельзя планировать невыполнимые и слишком легкие дела. Всегда помните о талантах вашего коллектива: танцорах, певцах, музыкантах, актерах, юмористах и др.

Правило 4. «Работа должна быть понятна каждому».

Разберите все вместе поручения каждого (микрогруппы). Определите, какими способами можно выполнить поручение, а ответственный пусть сам выберет подходящий ему вариант.

Правило 5. «Каждый отвечает за свой участок работы».

Безответственное отношение к одному из поручений может погубить все дело. Командиры из совета дела должны контролировать выполнение поручений каждым членом их микрогруппы.

Правило 6. «Действуйте дружно, действуйте вместе».

Поручение должно найтись для каждого, но можно и одно задание выполнять целой командой.

Правило 7. «Итоговый анализ – залог успешных дел в будущем».

Собравшись после проведенного дела все вместе, обязательно ответьте на вопросы:

Добились ли вы цели, которую ставили?

Что получилось хорошо (плохо) при подготовке и проведении дела? Почему? Какой вывод на будущее можно сделать?

Что нового узнали, чему научились при проведении дела?

Попробуйте организовать свое дело по предложенным этапам.

Алгоритм коллективного дела.

1. Поставьте цель, определите, что требуется сделать (копилка идей, разведка дел и др.).

2. Определите, кто будет организовывать и контролировать все дело, отдельные поручения (штаб, совет дела или др.).

3. Разбейте всю планируемую работу на части, составьте план выполнения дела (этапы подготовки, проведения дела).

4. Посоветуйтесь с опытными людьми о выполнении этапов дела.

5. Разбейтесь на микрогруппы (экипажи, команды, патрули, звездочки и др.).

6. Распределите обязанности (задания) между микрогруппами, а в них - между отдельными ребятами.

7. Решите, как будете выполнять поручение: на общем сборе, собрании микрогруппы.

8. Вносите по ходу работы изменения, если условия требуют этого.

9. Учитывайте, кто и как работает (награждение самых активных знаками отличия, переходящие знаки отличия).

10. Подведите итоги дела, проанализируйте все его этапы, сделайте выводы на будущее (собрания микрогрупп, общий сбор).

Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят - участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива классный руководитель использует различные стили руководства им. Рассмотрим некоторые стили руководства детским коллективом с учетом специфики и характера деятельности.

Приказание:

Четко ставьте цели и инструктируйте ребят;

Чаще проводите инструктаж;

Уточняйте, как поняты ребятами конкретные задания;

Кратко с каждым исполнителем уточните его действия;

Проверяйте выполнение заданий;

Отмечайте ошибки и хорошо выполняемые поручения;

Будьте требовательны, но тактичны.

Распределение и стимулирование:

Оценивайте и учитывайте в работе индивидуальность характеров ребят;

Выявляйте общие интересы;

Если необходимо – давайте задания;

Следите за тем, чтобы задания выполнялись точно;

Хвалите в присутствии других;

Недостатки разбирайте наедине;

Поощряйте за позитивную самостоятельную деятельность.

Участие в принятии решений:

Ставьте цель, не уточняя способов достижения;

Ограничивайте прямые указания и контроль;

Создавайте системы самоконтроля;

Проводите консультации по отдельным проблемам;

Поощряйте высказанные замечания;

Предоставляйте больше самостоятельности;

Не самоустраняйтесь от контроля.

Передача полномочий:

Оказывайте поддержку и помощь, если ребята просят о ней;

Избегайте вмешательства в дела без особой необходимости;

Не ослабляйте контроль;

Соизмеряйте возможности ребенка и сложность задания;

Не забывайте хвалить ребят как можно чаще.

Результаты работы классного самоуправления убеждают, что жизнь коллектива становится более интересной, активность каждого, сопричастность к классной жизни улучшает общий эмоциональный настрой. Ученики отмечают, что чувствуют себя в школе комфортно, повышение морального уровня в коллективе, выявление организаторских навыков подростков, учащиеся проявляют самостоятельность в реализации многих программ.

Быть классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику, это радость небольших достижений и больших побед. Успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.

Памятки

Акции для учащихся

Акция № 1. “Дружба для меня…”

Акция является составляющей частью Дня толерантности.

Цель: актуализировать представления участников о толерантности.

Предлагаемые пословицы для размышлений, а также их трактовка.

Высоко сижу, далеко гляжу (трудно сблизиться, так безопаснее).

Как аукнется, так и откликнется (понимаю свою ответственность, вклад в отношения).

Дедка за репку, бабка за дедку…(признание ценности дружбы в коллективе).

По щучьему велению, по моему хотению (в отношения не вкладываюсь).

Акция № 2. “Такие ли мы разные?..”

Акция создавалась по материалам проектной деятельности учащихся многонационального класса.

Цель: создать атмосферу общности у представителей разных этносов класса.

Предлагаемый фольклорный материал для исследовательской работы и рефлексии участников акции: большое количество пословиц и поговорок народов мира на разные темы, написанных на бумаге в форме листьев дерева.

Инструкция: выбери пословицу или поговорку о дружбе и укрась ею “Дерево дружбы”.

Акция № 3. “В здоровом теле – здоровый дух”.

Акция создавалась для проведения в школе Дня Здоровья.

Цель: закрепить у участников ценность здорового образа жизни.

Предлагаемые пословицы и поговорки, направленные на осознание личной ответственности участников акции за свое здоровье.

Здоровье дороже золота (понимаю ценность собственного здоровья).

Не каждый больной, кто стонет (понимаю, что в болезни может быть выгода).

Болит бок девятый год, не знаю которо место (безответственное отношение к своему здоровью).

Больной лечится, здоровый бесится (не ценю собственное здоровья).

Акции для педагогического коллектива .

Акция № 1. “Классный классный”.

Акция является составляющей тренинга для классных руководителей.

Цель: помощь классному руководителю в осознании своей социальной роли.

Предлагаемые роли дают возможность понять, какую позицию выбирает классный руководитель во взаимоотношении с учениками.

Контроль за успеваемостью и дисциплиной.

Вторая мама.

Организатор досуга.

Помощник в трудных обстоятельствах.

Старший товарищ.

Защитник.

Акция № 2. “Сгорая сам …”

Акция создавалась для тренингов с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.

Цель: дать обратную связь педагогам, развить рефлексию.

Инструкция: выберите ту поговорку на тему отношения к работе, которая вам сейчас наиболее близка.

Предлагаемые пословицы и поговорки для диагностики эмоционального состояния педагогов.

Сгорай, а товарища выручай (педагог хочет работать, но есть риск выгорания).

Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит (педагог находится в критическом состоянии).

Кто работает, на том, и везут (педагог находится в начальной стадии выгорания).

Один в поле не воин (педагог занимает разумную позицию).

Акция № 3. “Я и труд”

Акция разработана для педагогического совета школы.

Цель: повысить сплоченность коллектива для решения учебных задач.

Инструкция: выберите то выражение, которое вам сейчас наиболее близко, организуйте группу и объясните что вам в нем важно.

Аффирмации для размышлений.

Труд продлевает нашу молодость.

Можно познать все, кроме самого себя.

Кадры решают все.

Берись за дело, не спеша, начатое доводи до конца.

Безделье ускоряет наступление старости.

Анкета «Обратная связь»

Анкета «Обратная связь»

Ф.И.О.___________________________________________________________________________

Дата_____________________________________________________________________________1. Степень моей включенности в работу: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешало мне быть включенным в работу___________________________________________

Что помогало____________________________________________________________________

  1. Мои основные ошибки в ходе занятия:

А) по отношению к себе____________________________________________________________

Б) по отношению к группе__________________________________________________________

В) по отношению к ведущему_______________________________________________________

3. Самыми значимыми для меня стали следующие эпизоды и упражнения (помогли что – то понять, осознать, в чем – то разобраться), что – то изменить в себе и т. п._____________________

___________________________________________________________________________________

4. Что раздражало, вызывало агрессию, напряжение, неприятие_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Я реализовал(а) себя на занятиях:

На эмоциональном уровне 1 2 3 4 5 6 7

На интеллектуальном уровне 1 2 3 4 5 6 7

На поведенческом уровне 1 2 3 4 5 6 7

6. Мои замечания, пожелания ведущему_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 426 Методическая тема «Организация здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь, уметь претворять на практике модели поведения, усвоенные в процессе воспитания и самовоспитания» «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем она кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания». К.Д.Ушинский. 1. Оказание помощи в повышении компетентности и профессионального мастерства каждого классного руководителя, совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы. 2. Повышение педагогической грамотности родителей. 3. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся. . 4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов. 5. Изучение и обобщение интересного опыта работы классного руководителя. 6. Формирование у учащихся высоких духовнонравственных качеств. 7. . Повышение уровня воспитанности учащихся МО классных руководителей ГБОУ СОШ № 426 – это объединение классных руководителей начального, среднего, старшего звена, которое координирует их научнометодическую и организационную работу. Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов. Координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует взаимодействие в педагогическом процессе. Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся. Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм, методов воспитательной работы. Обсуждает социально- педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей. Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей. 1. План работы МО утверждается сроком на один учебный год на заседании объединения (в случае необходимости в него могут быть внесены коррективы). 2. План МО классных руководителей является частью годового плана работы школы. 3. Заседание МО проводится 4-5 раз в учебном году. 4. Заседания МО протоколируются (указываются вопросы, обсуждаемые МО, решения и рекомендации). 5. Доклады, сообщения, сделанные на заседаниях МО, конспекты разработок воспитательных мероприятий сдаются в его методическую "копилку". 6. В конце учебного года анализ деятельности МО представляется администрации школы.  Вступительное слово председателя МО о проблеме и цели заседания.  Выступление по теме заседания.  Обмен опытом работы классного руководителя.  Обзор методической литературы.  Рекомендации.  Текущие вопросы. Анализ работы Задачи Изучение и обобщение опыта Календарный план Работа по Подготовка аттестации творческих Повышение педагогов работ, профессионального График выступление мастерства проведения открытых мероприятий  Методические сессии  Дидактические трибуны  Тренинги  Обзор идей личностного развития ребенка  Деловые игры  Практикумы, семинары  Мастер-класс  «Мозговой штурм»  Экспресс - анкета многообразие и многоёмкость деятельности. широкий круг обязанностей. радость общения, круг своих детей. стремление быть нужным своим воспитанникам, радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека. Мой классный проект Портфель классного руководителя Диагностические материалы Протоколы родительских собраний Методические материалы Копилка воспитательных мероприятий Системный подход является основополагающим в деятельности классных руководителей. Основные направления системного подхода 1. Ученик и нравственность 2. Ученик – патриот и гражданин 3. Ученик и его здоровье 4. Общение и досуг ученика 5. Эстетическое воспитание 6. Ученик и его семья 7. Профориентация 8. Правила этикета сентябрь – «Дом, в котором я учусь» октябрь – «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле» ноябрь – «Гражданином быть обязан» декабрь – «Мастерская Деда Мороза» январь – «Будьте здоровы» февраль – «Защитникам Отечества посвящается» март – «В мире прекрасного» апрель – «Земли родной прекрасный уголок» май – «Никто не забыт, ничто не забыто» Циклограмма работы МО Семинары для классных руководителей – 1 раз в год Совещание классных руководителей по параллелям –1 раз в месяц Консультации для классных руководителей – 1 раз в неделю: оценочная практика, направленная на изучение индивидуальнопсихологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно воспитательного процесса. Основными условиями общения педагогов со всеми учащимися, и с лидерами особенно, являются следующие: 1. Правила конфиденциальности. Оно означает следующее: запрещается рассекречивать то, что доверяет участник занятия остальным участникам 2. Правило равноправия участников. Оно означает, что все имеют равные права: право высказаться, право быть услышанным, право попросить помощи. 3. Правило искренности. «Либо я говорю то, что думаю, либо я молчу» 4. Правило толерантности. Оно означает, что мнения, вкусы, пристрастия каждого участника должны уважаться всеми. Если ты не можешь быть сосной на вершине холма, Будь маленьким деревцем в долине. Но только самым лучшим деревцем. Будь кустиком, если не можешь быть деревом. Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику, Если не можешь быть кустиком. Если ты не можешь быть китом, Будь самым красивым окунем в озере! Если не можешь быть капитаном. Кто-то должен быть и матросом. Для всех найдется работа на корабле жизни, Только найди свое дело. Если ты не сможешь быть солнцем, Будь звездой на небе, Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.

Тема семинара - практикума: Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних

Время проведения : 1 час 30 минут.

Место проведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семигорская средняя общеобразовательная школа»

Цель семинара - практикума: повышение компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ обучающимися.

Задачи:

1.Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению

ситуаций, позитивность и рациональность мышления.

2.Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.

3.Совместно с коллегами решать проблему профилактики употребления

ПАВ несовершеннолетними.

Оформление: плакат с высказыванием Альберта Эйнштейна « Наше время отмечено поразительными успехами научного познания. Как не радоваться этому? Но, нельзя забывать, что знание и мастерство сами по себе не смогут привести людей к счастливой и достойной жизни. У человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин».

Оборудование: Три персональных компьютера, цветной принтер, сканер, выход в ИНТЕРНЕТ, мульти проектор.

Подготовка:

Демонстрационный материал:

Презентация «Система профилактической работы с несовершеннолетними»

Раздаточный материал: методические материалы и наглядные пособия в электронном и печатном виде. Три листа ватмана, три маркера, карточки («кирпичи») с полезными и вредными занятиями, конверты с заданием, карточки; карточки - задания; чистые листы А - 4.

Ход семинара - практикума :

I. Теоретическая часть

Ведущий: ни для кого не секрет, что курение, алкоголизм и наркомания - болезни достаточно «заразные», принявшие форму эпидемии. Так не пора ли подумать о выработке иммунитета?

Тема семинара - практикума «Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних» (Слайд 1, 2,3)

Вопрос: Как вызвать у школьников отрицательное отношение к употреблению ПАВ?

Притча: Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы и вдвоём справляетесь. А я лучше добегу до поворота узнаю, почему дети падают в реку и постараюсь это предотвратить.

Докладчик : школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики вредных привычек. Она может: (Слайд 4)

  • Прививать обучающимся навыки здорового образа жизни;
  • Влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
  • Осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;
  • Привлекать специалистов - медиков, психологов, педагогов и др.

Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике употребления ПАВ: (Слайд 5)

1. работа с детьми:

1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов.

Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя должны находить убедительные факты, показывающие обучающимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека.

Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность - это дополнительное образование. Анализируя занятость школьников в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата обучающихся досуговой деятельностью. Так, в 2011 - 2012 учебном году охват обучающихся школы занятых в кружках и спортивных секциях составлял 93 %, в 2012 — 2013 - 95 %. Сейчас - 98%. Занятость обучающихся, состоящих на учете, составляет 100 %.

2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек.

Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным, является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой, спортом и туризмом.

3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.

В рамках Дней профилактики в проведение мероприятий с обучающимися участвуют:

Медицинский персонал

Сотрудники ОВД

Специалисты УСЗН и ЦЗН.

Реализуя работу в данном направлении, можно использовать разнообразные традиционные и не традиционные формы работы: (Слайд 6)

  • Физкультминутки на каждом уроке
  • Ежедневная утренняя гимнастика
  • Динамические паузы, проводимые старшеклассниками и педагогами
  • День здоровья (1 раз в четверть)
  • День профилактики (2 раза в год)
  • Тематические классные часы
  • Круглые столы
  • Мастер - классы
  • Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет
  • Ролевые игры
  • Деловые игры
  • Групповые тренинги
  • Психологический театр
  • Мозговой штурм
  • Дискуссии
  • Проектно-исследовательскую технологию
  • Акции
  • Агитбригады
  • Лабораторию подростковых вопросов
  • Интерактивные игры
  • Создание роликов, фильмов, презентаций
  • Профилактические фильмы
  • Виртуальные экскурсии

2. работа с педагогическим составом

Понимая важность данной проблемы, в школе проводятся:

Педсоветы, педагогические чтения, педагогические практикумы, круглые столы, обучающие семинары, школьные ме6тодические объединения классных руководителей.

3. работа с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Для обучения родителей этому можно использовать такие формы роботы как:

  • Родительские чтения.
  • Родительские вечера.
  • Тематические, групповые и индивидуальные консультации.
  • Родительские тренинги.
  • Родительские ринги.

Таким образом: (Слайд 7) Профилактика употребления психоактивных веществ будет эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ и повышения качества здорового образа жизни, если:

Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе

Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека и последствиях применения.

Кофе - пауза

II. Практическая часть

Ведущий : сегодня на семинаре - практикуме разбираться в проблеме профилактике вредных привычек мы будем вместе. Для этого предлагаю всем участникам семинара разделиться на три группы, и сесть за столы отдельно стоящие друг от друга по понравившемуся высказыванию. (Приложение 1).

(Подобранные афоризмы отражают различные характеры и стили поведения людей). В конце семинара - практикума дам краткую характеристику выбора.

Задание 1.«Мозговой штурм»

Каждая группа получает творческое задание на карточке (Приложение 2), лист ватмана и маркер.

Правила:

  • Высказывать как можно больше идей;
  • Не повторяться, называть только новые идеи;
  • Не оценивать идеи.

В течение 15 минут группы работают над заданием. Затем каждая группа выдвигает своего представителя, который рассказывает к какому выводу пришла их группа, работая методом «мозгового штурма», освещает проблему, демонстрирует оформленный ватман, остальные участники дополняют.

  • Педагог должен сделать первый шаг на встречу к подростку и в общении быть на уровне с ним. Как сказал русский писатель: « Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину».

Задание 2.Упражнение “Стена здоровья”

А сейчас мы соберем с вами “Стену здоровья”. У нас на столе лежат разноцветные кирпичики, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, читать книги, есть много сладкого, есть много жареного и копченого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, курить, умываться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, чистить зубы, не чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, грызть ногти, помогать маме). Каждый из вас выберет понравившийся кирпичик и, прочитав, решит, прикреплять ли его к “Стене здоровья” или же выбросить в корзину.

Педагоги под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют кирпичики на изображение стены. (Приложение 3).

Вывод: Первичную профилактику употребления ПАВ необходимо проводить - комплексно и дифференцировано.

Задание 3. Ролевая игра

Каждая группа выбирает конверт с заданием, в котором обозначена категория семьи (Приложение 4).

Задача каждой группы провести с «родителем» индивидуальную беседу по профилактике ПАВ, при этом из каждой группы выбирают два человека на роль педагога и родителя, они же разыгрывают ситуацию.Остальные члены группы помогают.

ПРОБЛЕМА: Сын замечен на дискотеке внетрезвом состоянии.

Обыгрывание ситуации каждой группой

  1. Как отреагировала на проблему благополучная семья? Каковы пути решения?
  2. Как отреагировала на проблему неблагополучная семья? Каковы пути решения?
  3. Как отреагировала на проблему неполная семья? Каковы пути решения?
  4. « ребенок - человек, который что-то несет миру;

ребенок - человек, не достигший самостоятельности

и ответственности, и поэтому мы за него отвечаем;

ребенок - это тайна, которую невозможно и ненужно отгадывать.

По всем этим причинам ребенок - повышенной ценности. Ребенок нам дан для того, чтобы мы его любили» С. Соловейчик.

Употребление психоактивных веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется не сознательно, но разве от этого легче? Если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитаниирасплачиваются наши собственные дети.

Задание 4. Творческая мастерская

Каждой группе дается задание в течение 30 минут необходимо подготовить и защитить:

1 группа - Профилактический бюллетень. (Приложение 5)

3 группа - Буклет « Советы подросткам» (Приложение 7)

Для работы коллегам предлагаются компьютеры,цветной принтер, сканер, выход в ИНТЕРНЕТ, методический и наглядный материал в электронном и печатном виде.

Результат: После семинара - практикума готовая печатная продукция будет размножена и распространена среди обучающихся школы и родителей.

В конце семинара - практикума даю краткую характеристику выбора афоризмов и обращаю внимание педагогов по какому признаку собрались единомышленники за каждым столом. (Приложение 8).

Таким образом: следует ясно осознать, что для продуктивной работы в области профилактики ПАВ важная роль должна отводиться специалистам, которые должны оперировать современной методологией. В образовательных учреждениях необходима опережающая, целенаправленная, систематическая работа в этом направлении.

Работа по формированию психологического иммунитета к ПАВ у детей будет более эффективной и результативной, если учитель пользуется достаточным авторитетом средиобучающихся. Если к нему тянутся сердца и души, то и желание подражать ему, его стилю поведения в определенных жизненных ситуациях будет ограниченным. Принципиальность взглядов такого учителя, открытость в общении,умение вести откровенные разговоры на темы, которые волнуют молодое поколение, делают влияние педагога максимальным.

Ведущий. Притча (заключение ).

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца - поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках - живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…”

Анализ семинара - практикума

Семинар - практикум проведен 26 апреля 2013 года для классных руководителей МОУ «Семигорская СОШ». На семинаре - практикуме присутствовало 11 классных руководителей. Данное мероприятие проводилось в школьной библиотеке. Помещение было заранее приготовлено к семинару: закреплен плакат, установлена аппаратура: персональные компьютеры, цветной принтер, сканер, подготовлена связь с Интернетом, разложены карточки, методические пособия, альбомы. Расставлены столы, сделана влажная уборка и проветрен класс. Предварительная работа включала в себя проведение социологического опроса среди обучающихся школы по употреблению психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить три основные задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.

Цель семинара - практикума: повышение компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ обучающимися.

Во время проведения семинара - практикума использовались такие методы и формы работы как: доклад сопровождающийся просмотром презентации, работа в группах, мозговой штурм, ролевая игра, творческая мастерская.

Семинар практикум состоял из двух частей - теоретической и практической.

На I этапе мероприятия были проведены все организационные моменты и поставлена цель.

II этап состоял из теоретической части семинара - практикума, где были систематизированы знания по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних и работе с родителями по данной проблеме. Этот этап семинара носил традиционную форму.

Инновацией данного мероприятия была творческая деятельность, которая заключалась в изготовлении профилактических бюллетеней, рекомендаций для родителей и буклетов с советами для подростков. Результатом данной творческой деятельности было распространение данной печатной продукции классными руководителями среди учащихся школы и населения поселка. Данный проект был востребован и актуален. Жители с уважением отнеслись к работам педагогов - благодарили их и с интересом изучали данный материал. Обучающиеся школы так же проявили интерес к предложенной информации. Старшеклассники высказывали свои предложения и пожелания, а также темы новых бюллетеней.

На III этапе педагоги защитили свои проекты, сделали выводы по мероприятию и провести рефлексию.

На семинаре - практикуме классные руководители с интересом и вниманием слушали предложенный материал, эмоционально разыграли ролевую игру, приводили собственные примеры, подыгрывали героям сюжета. Энергично провели мозговой штурм. Смогли выделить проблему и найти пути решения.

Так как проблема профилактики употребления ПАВ не только школы, но и семьи нужно решать ее совместно. Поэтому было решено в следующем учебном году, составить школьный проект родительского всеобуча, так как данная проблема может быть достигнута только благодаря целенаправленному взаимодействию семьи и школы.

Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой

2. Галичкина О.В., Система работы администрации школы по

профилактике наркомании

3. Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения, Москва,

технологии, Москва, Педагогическое общество

России, 2000 г.

5. Ляпина Е.Ю., Профилактика социально опасного поведения

школьников - Волгоград: Учитель, 2007.

6. Суховольская Т.С. "Педагогические условия профилактики вредных

привычек у подростков"

7. Тростанецкая Г.Н., В помощь образовательному учреждении:

профилактика злоупотребления

8. Хижнякова О. Н., Современные образовательные технологии

в начальной школе. - С. 2006

Семинар классных руководителей "Воспитание здорового человека"
Форма проведения: групповая
“Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто”. Сократ
Цели:
1. Рассмотреть понятие здоровый ученик.
2. Увидеть реальную картину состояния физического здоровья учащихся и выяснить причины заболеваний.
3. Определить формы обучения и воспитания учащихся при условии сохранения здоровья.
4. Мотивация учащихся на здоровый образ жизни.
Структура семинара
Этап
Методы и формы
Время
Ожидаемые результаты
1. Введение

Постановка проблемы
2 минуты Кл. руководители должны понимать цели семинара
2. Определение понятий

Индивидуальная работа
5 минут Определение понятия “здоровый ученик”
3. Изучение проблемы
10 минут
Кл руководители получают информацию о состоянии здоровья учащихся школы;

Выяснить причины заболеваний
4. Решение проблемы

Работа в малых группах 10 минут
Кл. руководители предлагают пути снижения заболеваний учащихся
5. Итоговая дискуссия

Дебаты 15 минут Здоровье учащихся - забота и родителей, и педагогов, и медиков, и самих учащихся.
6. Заключение

Обобщение 3 минуты
От здорового ученика к здоровой личности.
Ход семинара

I. Введение
Одной из важнейших социальных проблем современности является задача сохранения и укрепления здоровья детей. Это не случайно, потому что дети составляют большую часть молодого поколения, являются нашим будущим, будущим всей страны.
Сегодня мы собрались на семинар, посвященный теме: “Воспитание здорового ученика”. Что вы ожидаете от этого семинара?
(Учителя высказывают свои мнения, я записываю их на плакате “Наши ожидания”).
II. Определение понятий
Состояние здоровья - это состояние полного телесного, духовного и социального благополучия. Здоровье детей зависит от таких факторов как, состояние окружающей среды, условий жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении.

Значительным фактором, формирующим здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организацию медицинской помощи.
На продолжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем человека должен заниматься врач. Однако оказалось, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не хочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитание у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности, являющейся важной частью базиса достижений личности.
Вот какие определения понятия здоровье дает Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ).
“Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия”.
А вот, что говорится в книге Шаталова Г.С. “Философия здоровья”:
“Здоровье - это такое состояние духа, эмоционально-психологической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способ









2024 © rukaraoke.ru.