Социальный проект для дошкольного учреждения. Социальный проект «Вот какой Я! Специфика социализации ребёнка


В селе Лебедёвка Искитимского района проживает 2620 человек, более 60% приходится на возраст моложе 40 ка лет. При этом в таком большом населённом пункте нет социального объекта, где молодые семьи с малолетними детьми смогли бы провести свой досуг, получить психологическую поддержку, прочувствовать уникальность своей семьи.

В то время как, в современном мире, достаточно большой процент дошкольников раздражительны, зачастую агрессивны, с заниженным авторитетом взрослого.

Мероприятия, проводимые в доме культуры, нацелены на старший — подростковый возраст.

МКДОУ детский сад « Родничок» при поддержке, которого будет реализован проект «Досуг молодой семьи» со своими педагогическими и материально – техническими возможностями, идеальное место для создания на его базе досугового центра.

Исходя из существующей проблемы, сложилась цель

предлагаемого мною проекта

Привлечение максимального количества молодых семей в культурно – досуговый центр (музыкальный зал МКДОУ) для сотрудничества педагогического коллектива и родителей по направлению « Мать и дитя» с приоритетом обучения живому общению в семье, умению организовать её досуг.

Для достижения цели, запланирован ряд мероприятий в отреставрированном музыкальном зале по циклам: индивидуальное психолого – педагогическое сопровождение семьи; кружковая работа; праздники, конкурсы, развлечения; мастер – классы; семинары.

Предполагаемый результат:

Реализуемый мною проект поможет молодым родителям научиться организовывать досуг своей семьи, создавая тем самым благоприятный климат для благополучного воспитания ребёнка.

Предполагаемый охват семей –135, предполагаемых суммарных посещений семьями запланированных мероприятий досугового центра — 2161

Запрашиваемой суммой 147216 рублей (166354 рублей с учётом 13%) будут решены поставленные задачи для достижения цели проекта.

Условный экономический эффект от реализации проекта ощутим и составит 712800 рублей.

Проблема

В современном мире достаточно большой процент дошкольников раздражительны, зачастую агрессивны, с заниженным авторитетом взрослого.

Всё это обусловлено, не умением, молодых семей организовать свой досуг (социальных служб, которые практиковались бы, в поддержке молодых семей в селе нет).

Папам и мамам проще дать ребёнку в руки пульт от телевизора, либо мышку от компьютера. При этом молодое поколение не всегда отслеживает информацию, содержащуюся в зарубежных мультфильмах и компьютерных играх. Не всегда отслеживается и время, проведённое перед экраном. Ребёнок, как губка впитывает не только положительные эмоции, но и весь негатив современного общества. У дошкольников появляется телевизионно — компьютерная зависимость и когда взрослые хотят исправить ситуацию, ребёнок добивается своего криком, истериками, ещё больше усугубляя проблему дефицита авторитета взрослого.

МКДОУ детский сад «Родничок» на базе, которого будет реализован проект, работает по общеобразовательной программе и по программе развития.

Стратегия развития МКДОУ предусматривает реализацию тематических блоков: «Полноценное детство», «Богатырское здоровье», «Управление», «Кадровый потенциал», «Партнёрство с родителями», «Безопасность и качество».

Одна из тактических целей МКДОУ: -Модернизация системы управления образовательной, инновационной, и финансово – экономической деятельности.

Некоторые из основных задач программы развития: — Повысить конкурентоспособность МКДОУ путём предоставления широкого спектра качественных образовательных и информационно – просветительских услуг (блок «Полноценное детство»). — Совершенствовать систему здоровьесбережения («Богатырское здоровье») Содействовать повышению роли родителей в образовании ребёнка («Партнёрство с родителями»).

Привести в соответствие с требованиями федерального государственного стандарта предметно – развивающую среду и материально – техническую базу учреждения («Безопасность и качество»)

Система мониторинга, разработанная в детском саду, обеспечивает постоянное изучение консолидированного образовательного заказа социума. Важным условием работы системы является максимальный охват молодых семей, как соучастников образовательного процесса, выстроена система общественных связей.

Педагогический коллектив детского сада « Родничок» имеет богатый опыт работы с родителями, Воспитатели привлекают пап и мам в создании проектов, готовят «семейные шпаргалки». В группах проходят интереснейшие утренники, когда папа Дед Мороз, а мама или бабушка – забавная Баба Яга. Педагоги, используя современные технологии, готовят слайд – шоу для родителей по определённым тематикам, а также большое количество информативных консультаций в разных формах.

Педагогический коллектив детского сада неоднократно был награждён почётными грамотами районного уровня в разных номинациях.

Целеполагание:

Привлечение максимального количества молодых семей в культурно – досуговый центр (музыкальный зал) для сотрудничества педагогического коллектива и родителей по направлению «мать и дитя», с приоритетом обучения живому общению в семье, умению организовать её досуг.

1.Заинтересовать молодые семьи в «проживании» с ребёнком его детства и тем самым сплотить семью, осознать её само ценность

3.Научить молодых людей организовывать досуг своей семьи.

  1. Социально активизировать молодое поколение.

5.Привести техническое состояние культурно – досугового центра в соответствии с требованиями социума.

План реализации проекта (поэтапный)

1.Подготовительный: организационно-просветительный этап – длительность 2 недели

Укомплектование инициативной группы педагогов по реализации дополнительного плана (помимо программных задач МКДОУ) мероприятий досугового центра молодых семей. Информационно – разъяснительная работа с молодыми родителями села.

— Создание бригады молодых пап для безвозмездной помощи в реставрации музыкального зала

2.Основной – 7 месяцев 2 недели

Индивидуальная психологическая поддержка семьи (каждый второй вторник с 1700 до 1900) ; 15 консультаций, в среднем по 10 семей; — 150 посещений

Кружковая работа по интересам – шашки (два раза в месяц с 1800 до 1900)

Итог – шашечный турнир (апрель)

15 обучений, по 15 семей в 3х группах; 675 посещений

Спортивные развлечения :

— Зимняя олимпиада (хоккей на снегу, лыжи февраль) 12 турниров по 8 семей; — 96 посещений

— Мама, папа, я спортивная семья (май); по 15 семей в 3х группах дважды; 90 посещений

Конкурсы между семьями:

— Новогодняя игрушка (декабрь) 90 семей в 3х группах 270 посещений

— На лучшее исполнение песни

« Стою на полу станочке….»(апрель) 15 семей в 3х группах; 45 посещений Праздники :

— Осеннее кафе (ноябрь) 25 семей в 3х группах; 75 посещений

— Святки (январь) ; 25 семей в 3х группах; 75 посещений

— Солдатская каша (февраль) 25 семей в 3х группах; 75 посещений

Семинары:

— Творчество в повседневной жизни (декабрь) 30 родителей в 3х группах; 90 посещений

— Мой ребенок — личность (март) 30 семейных пар в 3х группах; 90 посещений

— Психолог — актуальность проблемы и необходимость живого общения; по 35семейных пар в 3х группах; 105 посещений (октябрь)

Мастер — классы:

— Семейный театр (январь) 25 семей в 3х группах; 75 посещений

— Чья ватрушка вкуснее (март) 25 семей в 3х группах; 75 посещений

— Модульное оригами (май) 25 семей в 3х группах; 75 посещений

Деловая игра (логопед)

Что думают дети, что думают родители; по 15 семей в 3х группах; 45 посещений

Мой папа мастер

Работа бригады добровольцев по эстетическому возрождению музыкального зала (по мере поступления средств) 10 пап 5 дней: 50 посещений

3.Заключительный: — май 2014

анализ работы по проекту, отчет о реализации проекта.

Предполагаемый охват семей 135; посещений в досуговый центр — 2161

Описание изменений, которые произойдут в результате реализации проекта

Согласно проекту в увеличенном по площади зале (спортивный инвентарь будет убран в настенные, закрытые стеллажи), каждое запланированное мероприятие, охватит, в среднем 60 родителей с детьми от 3 х до 4 х лет (30 семей) и дважды по 60 родителей с детьми от 5 ти до7 ми лет (по 30 семей), которые не всегда будут одни и те же.

Таким образом, независимо от реализуемых детским садом программ, дополнительно, более ста молодых семей получат психологическую поддержку в воспитании подрастающего поколения, научаться организовывать свой досуг исходя из интересов семьи, предпочтут живое общение со своими близкими.

Укрепятся детско-родительские отношения, повысится авторитет взрослого.

Укрепится связь поколений, будет подчёркнута значимость здорового образа жизни и русских традиций. Родители будут нацелены на свой «рост» в плане живого общения, совместно с ростом ребёнка.

Оценка эффективности в условном измерении:

За 8 месяцев реализации проекта предполагается, что 16 мероприятий охватят 2161 посещение семей досугового центра.

Если предположить условный билет -110 рублей по такой цене на каждого ребёнка продают билеты все театры г. Новосибирска и г. Бердска, которые сотрудничают с детским садом и учесть среднее посещение семей досугового центра (2161:16) — 135, количество мероприятий -16, то рентабельность досугового центра с ноября по май составит:

330* 135* 16 = 712800 рублей (330 – билеты семьи из 3 х человек)

В дальнейшем, исходя из интересов родителей и детей, на базе МКДОУ детский сад «Родничок» будет создан семейный клуб для дальнейшей работы по возврату приоритета живого общения в семье и в социуме

Название: Социально – значимый проект в ДОУ «Досуг молодой семьи»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность,

Должность: старший воспитатель, высшая квалификационная категория
Место работы: МКДОУ Искитимского района Новосибирской области детского сада « Родничок» с. Лебедёвка
Месторасположение: Новосибирская область, Искитимский район, село Лебедёвка

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Региональный институт педагогического образования

и дистанционного обучения

Курсовая работа

« Социальное проектирование в дошкольных

образовательных учреждениях».

Выполнила студентка

Регионального института

педагогического образования

и дистанционного обучения

направление « Педагогика»

4 курса группы 44

Гаврикова Ольга Геннадьевна

научный руководитель:

доктор педагогических наук

Волчегорская Евгения Юрьевна

Челябинск 2010

Введение________________________________________________2-3

4 - 26

      Что такое социальное проектирование.____________________4 - 8

      Понятие «Социальный проект» в теории педагогического исследования.

8 – 11

1.3 Этапы проектирования_________________________________12 - 17

1.4 Методики социального проектирования___________________17 - 21

1.5 Особенности социального проектирования в дошкольном образовании.

21 - 25

Выводы по первой главе.___________________________________25 - 26

2.1 Социальный проект «Работа детского сада с неблагополучными семь

ями» _______________________________________________________27 – 29

Заключение.______________________________________________30 - 31

Список литературы________________________________________32 - 34

Приложение №1___________________________________________34 - 35

Приложение №2___________________________________________35 - 36

Приложение №3______________________________________________37

Введение.

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства

Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями;

отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;

падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда - жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

Проблема семейного неблагополучия как источника социальной нестабильности, детской безнадзорности, беспризорности, социального сиротства и, вследствие этого, правонарушений несовершеннолетних становится сегодня проблемой национальной безопасности.

В связи с актуальностью проблемы, возникает необходимость новых подходов к работе с семьей и с неблагополучной семьей в частности.

Цель исследования: разработать социальный проект «Работа детского сада с неблагополучными семьям».

Объект исследования: процесс воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: социальное проектирование в ДОУ.

Цель, объект и предмет изыскания предусматривают решение следующих задач:

    Рассмотреть теоретико-методологические аспекты социального проектирования.

    Изучить особенности социального проектирования в дошкольном образовании.

    Разработать социальный проект: «Работа дошкольного учреждения с неблагополучными семьями»

Методы исследования:

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Глава I. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования.

      Что такое социальное проектирование.

Социальное проектирование - термин, который стал употребляться относительно недавно - с 70-80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве.

После революции 1917 года Россия становится огромным полем глобальных социальных экспериментов. Предметом проектирования становится общество в целом, включая человека - каждого гражданина этого общества.

Задача формирования нового человека входила в программные документы КПСС. Эта установка настолько глубоко проникла в сознание многих руководителей, что в 1991 году, уже после августовского путча, на одном из региональных совещаний крупный чиновник системы образования вполне серьезно утверждал, что «задача системы образования -проектирование ребенка нового типа».

Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

Что касается социального проектирования, то его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фра-ем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими исследователями.

Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

    противоречивость социального объекта;

    многовекторность развития социального объекта;

    невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

    многофакторность бытия социального объекта;

    наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

    субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

    факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием ».

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной

Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого человек получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика - это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект - наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным - практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным - проект. С другой - освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения человеком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности. гарантий в сфере образования. 2. Характеристика дошкольного образовательного учреждения №29 ... определяется качеством проектирования объекта. В данном случае Генеральный план дошкольного образовательного учреждения №29: ...

  • Социально -культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология

    Медицинский социальный работник Социальный психолог Службы образования Дошкольные образовательные учреждения Социальный педагог, психолог Образовательные учреждения Социальный педагог Учреждения дополнительного образования Социальный ...

  • Проектирование воспитательно-образовательного процесса в летний период с детьми в соответствии с ФГТ

    Курсовая работа >> Педагогика

    И технологий. Каждое дошкольное образовательное учреждение стремиться быть не... образовательных областей, педагогическое проектирование как метод повышения качества дошкольного ... личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально -нравственных, ...

  • Социальная среда закрытого интернатного учреждения – приюта для детей

    Дипломная работа >> Социология

    Воспроизводством социальной среды включает такие стадии, как социальное прогнозирование, социальное проектирование , социальное ... Воспитанники дошкольного возраста обучаются в соответствии с программой дошкольных образовательных учреждений на базе...

  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

    Проект – разработанная идея для претворения в жизнь.

    – проект, участниками которого являются не только педагоги, но и другие социальные группы и структуры: дети, родители, школа, Управление образования, Управа, СМИ.

    – это открытое образовательное пространство, организованное таким образом, чтобы в процессе активного участия в преобразовании окружающего мира социального успеха добивались участники, проявившие определенные личностные качества.

    Социально-педагогические проекты, как правило, характеризуются протяженностью во времени. Они рассчитаны на работу с детьми и родителями во время всего учебного года. Не говоря уже о сотрудничестве со специальными отделами Управ, со СМИ и др. Социально-педагогический проект, начавшись в одном учебном году, может продолжаться из года в год, переродившись в организацию музея или в собственное, авторское направление в работе (так произошло с нашим проектом «Мы – потомки победителей»).

    Мою статью о социально-педагогических проектах дошкольного учреждения можно прочесть в журнале «Обруч» №42007г.

    Больших результатов в установлении партнерских отношений между педагогами и родителями, родителями и детьми, и, наконец, между дошкольным учреждением и другими социальными структурами района добился детский сад под моим руководством, осуществляя совместную работу с семьями воспитанников над социально-педагогическими проектами.

    Практически каждый учебный год, начиная с 2005-2006, детские сады под моим руководством: №1405 (Зеленоград), а затем и детский сад №1734(ЮВАО), осуществляли работу над авторскими социально-педагогическими проектами.

    2005-2006 уч.г. - «Мой детсадовский дворик»

    2006-2007 уч.г. - «Красивая площадка для дошколят»

    2007-2008 уч.г. - «Город моей мечты»

    2009-2010 уч.г. - «Мы – наследники победителей»

    2010-2011 уч.г. - «Мечтаем о космосе»

    2011-2012 уч.г. - «Сказка на всю жизнь» (посвящен творчеству

    Астрид Линдрен)

    2012-2013 уч.г. - «Я-горожанин»

    Вот примеры некоторых проектов, осуществляемых в ДОУ.

    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «МОЙ ДЕТСАДОВСКИЙ ДВОРИК»

    В начале 2005-2006 уч.года педагогический коллектив детского сада поставил перед собой задачу: в рамках экспериментальной работы по сотрудничеству с родителями привлечь к благоустройству территории учреждения семьи воспитанников. Разработали Положение конкурса «Мой детсадовский дворик», в котором были перечислены следующие методические рекомендации родителям, изъявившим участвовать в проекте.

    Главное условие участия в проекте – наличие желания, прежде всего, у ребенка внести свою лепту в благоустройство территории детского сада.

  • Ребенок вместе с взрослым совершает экскурсию по территории детского сада.
  • На плане территории выбирается место, которое ребенок хотел бы изменить, обводится кружочком. Далее ребенок предлагает свои варианты оформления данного участка. Допускаются любые фантазии, взрослому не следует критиковать ребенка. Инициатива принадлежит ребенку, взрослый при необходимости лишь помогает, предлагая свою точку зрения, не навязывая ее.
  • Если ребенок и взрослый затрудняются в наглядном воплощении своей идеи, то на помощь могут прийти различные журналы, просмотр телепередач, посвященных ландшафтному дизайну, поездки с ребенком в парки и т.д.
  • Желательно, чтобы семья имела возможность осуществления идеи своими силами. Одним из критериев оценки предложенного проекта является реальность выполнения.
  • Желаем удачи и вдохновения!

    В проекте приняли участие 33 семьи. Представленные работы были оценены в различных номинациях: рисунки, коллажи, макеты, компьютерные технологии. Оценивали работы сами дети и их родители, а также компетентное жюри, состоящее из специалистов дошкольного образования.

    На заключительном этапе – во время проведения финала конкурса, который проводился в помещении Управы Панфиловского района г.Зеленограда, была организована «презентация» - дети и их родители представляли свои работы. Лучшие работы были награждены грамотами и призами. Вручали призы Глава Управы и начальник окружного управления образования.

    В 2007г., во время «Дней Московского образования», социально-педагогический проект «Мой детсадовский дворик» был представлен на ВВЦ и коллектив детского сада был награжден Грамотой Департамента образования города Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.

    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «КРАСИВАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ »

    В 2006-2007уч.году коллектив детского сада осуществил работу над проектом «Красивая площадка для дошколят».

    Одна из основных задач проекта обозначалась так: «Укрепление связей детского сада № 1405 со школой № 718 в целях укрепления преемственности образовательных учреждений».

    На этот раз создателями конкурсных работ стали школьники – бывшие выпускники нашего детского сада. В преддверии предстоящих работ по благоустройству территории детского сада, педагоги дошкольного учреждения предложили школьникам создать эскизы для росписи прогулочных веранд.

    Участие в конкурсе приняли 56 учеников, начиная с 5-ого и заканчивая 11-ым классом.

    Во время проведения финала конкурса дошкольники сами выбирали лучшие эскизы и голосовали за них. Все участники проекта были награждены грамотами, дипломами и ценными подарками от Управы района.

    (Подробно о проекте «Красивая площадка для дошколят» можно прочитать в моей статье «Социально-педагогический проект: новые возможности». «Обруч» №4, 2007).

    «Любовь к Родине начинается с семьи»

    Ф.Бэкон

    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «МЫ – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»

    Организатор проекта:

    ГОУ детский сад № 1734

    Участники проекта : дети-дошкольники, родители и члены семей воспитанников, педагоги и администрация детского сада, дошкольный отдел ЮВОУО.

    Цели и задачи проекта:

  • Формирование у детей чувства гордости за свою Родину, за свою семью, зарождение чувства своей сопричастности к истории России.
  • Укрепление детско-родительских отношений.
  • Укрепление связей между педагогами дошкольного учреждения и семьями воспитанников.
  • Укрепление социального партнерства между дошкольным учреждением и окружным Управление образования.
  • Сроки реализации проекта: 2009-2010 уч.год

    2010-2011уч.год (продолжение)

    2011-2012уч.год (продолжение)

    2012-2013 уч.год (продолжение)

    АКТУАЛЬНОСТЬ:

    Необходимость качественного изменения в подходах к патриотическому и гражданственному воспитанию подрастающего поколения.

    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

    1.Осведомленность детей-воспитанников детского сада о своих родственниках - участников ВОВ и возникновение желания узнавать как можно больше о членах своей семьи, о генеалогическом древе семьи.

    2. Зарождение у детей чувства гордости за свою семью, за свою Родину.

    3.Формирование у родителей ответственного отношения к интересам детей;

    понимания важности положительных примеров на формирование личности ребенка.

    4. Установление партнерских отношений между всеми участниками проекта: родителями воспитанников, педагогами детского сада, окружным Управлением образования.

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    1-ый этап подготовительный (сентябрь - декабрь 2009г.)

    Работа педагогического коллектива:

  • Создание творческой группы, ответственной за работу над проектом; разработка плана работы.
  • Работа с родителями воспитанников:

  • Заседание «Клуба современных родителей» на тему: «О чем рассказывает военная фотография?».
  • Консультация для родителей: «Как организовать беседы с ребенком о войне, о родственниках – участников Великой Отечественной войны».
  • Консультирование родителей участвующим в проекте, по выполнению «домашнего задания».
  • Непосредственное участие родителей в работе над проектом («домашнее задание»):

  • Родители (или другие члены семьи) находят фотографии (военного времени) родственника - участника ВОВ.
  • Родители (или другие члены семьи) рассказывают о родственнике ребенку-дошкольнику, либо просят ныне здравствующего родственника рассказать о событиях ВОВ ребенку.
  • Фотографию родственника «отцифровывают» и печатают необходимого размера. Такого же размера печатают фотографию ребенка – воспитанника детского сада. Если участник ВОВ жив, то делают совместную фотографию его и ребенка. Приносят в детский сад фотографии и сообщение о родственнике (дата рождения, где воевал или работал, какие награды имеет и т.д.)
  • Родители составляют и готовят для совместного выступления со своим ребенком небольшой рассказ-сообщение о родственнике – участнике ВОВ (презентация).
  • 2-ой этап (январь-февраль 2010г.)

    Совместная работа творческой группы педагогов детского сада, родителей воспитанников и воспитанников детского сада:

  • Оформление в одном стиле фотографий и сообщений, подготовленных родителями.
  • Оформление фотогалереи на одной из центральных стен детского сада.
  • Приглашение на утренник, посвященный Дню Российской армии (23 февраля) ныне здравствующих участников ВОВ – родственников воспитанников детского сада.
  • Подготовка и организация совместного праздничного выступления родителей и ребенка (членов семьи участника ВОВ) на утреннике.
  • 3-ий этап – заключительный (март-май 2010г.)

    Совместная работа дошкольного отдела ЮВОУО и администрации ГОУ.

    Составление совместного плана работы дошкольного отдела ЮВОУО и ГОУ детского сада №1734 на 2010 год; включение в него:

  • Организация выставки-фотогалереи «Мы-потомки победителей» в здании детского сада №1734, затем - перенос выставки в помещение дошкольного отдела ЮВАО для родителей и педагогов округа.
  • Организация и проведение праздничного концерта, посвященного Дню Победы силами педагогов и воспитанников детского сада с приглашением ветеранов ВОВ – родственников воспитанника детского сада.
  • Поздравление и вручение памятных подарков ветеранам ВОВ администрацией детского сада и специалистами дошкольного отдела ЮВОУО.
  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «МЫ – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ »

    Во время утренника, посвященного Дню защитника Отечества, 23 февраля, ребята уже сами рассказывали своим друзьям о своих родственниках. А во время празднования Дня Победы в мае, на детский праздник были приглашены ветераны - родственники детей, ныне живущие в наши дни. (Подробнее о работе над проектом можно прочесть в журнале «Обруч» №3, 2010г. в моей статье «Мы – потомки победителей»). За осуществление социально-педагогического проекта «Мы - наследники победителей» педагогический коллектив детского сада №1734 (и я, как автор проекта) был награждена памятной медалью, утвержденной префектурой Юго-Восточного административного округа «За вклад в подготовку празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне».

    Наше будущее – это прежде всего наши дети. Какими они вырастают, во многом определяется участием каждого гражданина России в их воспитании. Не случайно в нашей стране долгие (лучшие!) годы образование называлось «народным». Отход от этого принципа привел нашу страну к упадку и разладу между поколениями. Сегодня мы с вами можем стать проводниками возрождения российскому образованию почетного титула «народного». А возможно это сделать с помощью социально-педагогических проектов.


    Давыдова Ирина Вадимовна

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

    И. Тургенев

    Автоматизируем звук Л.

    Распечатай и играй!

    Игра

    «Подскажи словечко»

    Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

    Ход игры. Читаем стихотворение, дети внимательно слушают идоговаривают последнее слово.

    Раз в глубоком тёмном иле

    Рыбку рыбаки ловили,

    А к нимв сети угодил

    Злой зелёный...(крокодил).

    Панцирь крепкий, как гранит,

    Отврагов он защитит,

    И под ним незнает страха

    Медлительная... (черепаха).

    Слышите могучий топот?

    Видите длиннющий хобот?

    Этоне волшебный сон!

    Этоафриканский... (слон).

    Игра «Чья, чей, чьи?»

    Цели: формировать грамматическийстрой речи (образование притяжательных прилагательных от

    существительных).

    Ход игры . Предложите детям рассмотреть картинкис изображением животных севера и жарких стран и просит

    назвать признаки животных.

    Например:

    У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?)медвежий.

    У тюленя голова (чья? какая?) ... Упесца лапы (чьи? какие?) ... У моржабивни (чьи? какие?) ... У оленя рога

    (чьи? какие?) ... У пингвина клюв(чей? какой?) ...

    «Мерсибо»

    Это целый сайт, посвящённый развивающим играм для детей от 2 до 10 лет. Каждая игра продумана до мелочей и позволит в непосредственной форме развить все психические процессы ребёнка, речь, навыки чтения, моторику, творческие способности.

    У сайта удобная навигация и действует гибкая система скидок на подписку, а так же все игры можно приобрести на дисках и пользоваться в любое удобное время, даже в условиях отсутствия интернета.

    Игры детям

    Мерсибо специалистам

    Групповой, социальный проект "В детский сад с улыбкой"

    «Детство - это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
    В.А. Сухомлинский

    Информационная карта проекта.
    Место проведения проекта: МБДОУ «Детский сад комбинированного «Ягодка» с.Александровское (1 младшая группа).
    Название проекта: « В детский сад с улыбкой».
    Авторы проекта: Горелкина Анна Филипповна (воспитатель), Ускова Раиса Андреевна (мед. сестра), Андреева Маргарита Сергеевна (логопед).
    Срок реализации: сентябрь – декабрь.
    Участники проекта: воспитатель (1), мед. сестра (1), логопед (1), младший воспитатель (2), дети (19), родители (19).
    Возраст детей: 1,5- 2 года.
    Вид, тип проекта : групповой, социальный, краткосрочный.
    Цель проекта:
    1. Адаптация и ранняя социализация детей 1,5- 2 лет.
    2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению (создание условий для физического и психического развития детей в соответствии с их возрастом в благоприятном психологическом климате).

    Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и на занятиях).
    Ожидаемые результаты:
    - создание оригинальной активизирующей предметной среды,
    - позитивное развитие отношений в детском коллективе,
    - раннее коммуникативное развитие воспитанников,
    - снижение уровня заболеваемости детей,
    - оптимальный уровень адаптации детей,
    - вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление
    - заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
    Задачи проекта:
    1. Создать условия, обеспечивающие каждому ребёнку физический и психологический комфорт.
    2. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу в период адаптации.
    3. Педагогическая просвещённость родителей.
    Этапы реализации проекта: 4 месяца.

    Актуальность проекта состоит в том, чтобы успешно адаптировать детей и родителей к условиям детского сада. Наш проект рассчитан на проведение адаптационных мероприятий ещё и тогда, когда ребёнок не посещает детский сад, но только готовится к поступлению. Мы выделяем два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
    - к отсутствию близких, родных людей;
    - к соблюдению режим дня;
    - к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
    в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
    Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
    Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад- это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают наши воспитатели, и поэтому, они много внимания уделяют самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в детском саду. С поступлением ребенка 1,5- 2х -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
    В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «В детский сад с улыбкой».

    Работа с родителями в период адаптации детей направлена на:
    - оказание консультативной помощи по вопросам адаптации, воспитания детей раннего возраста
    - решение проблем адаптационного характера
    - создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.
    Она включает в себя следующие задачи:
    - ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса;
    - подготовить ребенка к посещению детского сада.
    Мероприятия:
    -родительские собрания;
    -анкетирования;
    -консультации;
    -индивидуальные беседы с родителями по итогам дня;
    -демонстрация промежуточных результатов на слайдах, видео фильмах.
    И предполагает результат: безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.

    I. Этап. Подготовительный.
    Работа с родителями до поступления детей в детский сад.

    I. До поступления в детский сад. (1-2 недели)

    1. Консультации: «Как надо готовить родителям ребёнка к поступлению в детский сад», «Готовность родителей», «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период».
    2. Анкетирование: «Что нужно знать о ребёнке», «Готов ли ваш ребёнок к детскому саду».
    3. Беседа с родителями: «Завтра в детский сад».
    II. При поступлении в детский сад. (1 месяц)

    1. Консультации: «Игры с крупой», «Типы семей», «Закаливающие мероприятия», «Сенсорное развитие ребёнка».
    2. Предложить родителям нарисовать свою семью.
    3. Изготовление игр по сенсорному развитию.
    4. Беседа с родителями: «Ваш ребёнок пришёл в детский сад».

    III. Этап. Исследовательский. (2-3 месяц)

    Работа с воспитанниками в группе.

    Адаптационные листы.
    Также, заполняются индивидуальные листы наблюдения в период адаптации ведутся воспитателем группы.

    Перспективный план работы по адаптации детей 1 младшей группы «Лебёдушка»

    Мероприятие

    Весёлые игры на воздухе: п/и «Кто попадёт?»

    Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч.

    Весёлые игры на воздухе: п/и «Мыльные пузыри!»

    Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками.

    Весёлые игры на воздухе: п/и «Подпрыгни до ладошки»

    Развитие ловкости, быстроты реакции и движений

    Игры-занятия: д/и «Что изменилось?»

    Развитие внимания, правильное произнесение название предметов.

    Игры-занятия: д/и «Что ещё такой же формы?»

    Учить детей находить предметы одинаковой формы.

    Игра-занятие: «Коза рогатая»

    Игра-занятие: «Черепашка»

    Адаптировать ребёнка к дошкольному учреждению.

    Игры с конструктором.

    Адаптировать ребёнка к дошкольному учреждению.

    Игра-занятие: «Мы ногами топ!»

    Адаптировать ребёнка к дошкольному учреждению.

    Игра-занятие: «Зайка серенький сидит».

    Адаптировать ребёнка к дошкольному учреждению.

    Игры с крупной мозаикой.

    Адаптировать ребёнка к дошкольному учреждению.

    Чтение стихотворения А.Барто «Мячик»

    Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать малышей помогать читать стихотворение, и вызвать сочувствие к девочке Тане.

    Упражнение на дыхание

    «Лёгкое пёрышко»

    Учит подражать взрослому, создать радостное настроение, развивать дыхание.

    Настольный театр

    «Теремок»

    Учить малышей слушать сказку, создать радостное настроение.

    Чтение стихотворения Б.Заходера «Ёжик»

    Познакомить с новым стихотворением помочь понять содержание

    «Слепим курочке яички»

    Побудить доступному приёму скатыванию.

    Игра-инсценировка

    «Про девочку Машу и Зайку - Длинное Ушко»

    С помощью инсценировки подсказать малышам, как надо утром прощаться с мамой – не плакать при расставании, чтобы её не огорчать.

    Пальчиковая игра

    «Ладушки, ладушки».

    Адаптировать ребёнка к дошкольному учреждению, развивать моторику рук.

    Рисование

    «Зёрнышки цыпляткам»

    Учить малышей рисовать круглые зёрнышки пальчиками; способствовать проявлению заботы, чуткого отношения к цыплятам.

    «Киска, киска брысь!»

    Повторение ранее изученной потешки.

    Адаптационные игры:

    д/и «Пришёл Петрушка».

    Адаптационные игры:

    д/и «Покружимся».

    Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

    Адаптационные игры:

    д/и «Игра с собачкой».

    Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

    Словесные игры:

    «У кого какая мама?»

    (домашние животные).

    Учить детей различать и называть домашних животных и их детёнышей.

    Д/и «Складывание матрёшки»

    Учить детей сопоставлять предметы по величине.

    Д/и «Нанизывание колец, убывающих по величине».

    Учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца.

    Пальчиковая игра по потешки

    «Две зелёные лягушки».

    Игры-занятия:

    «Прячем мишку».

    Адаптировать ребёнка к дошкольному учреждению.

    Игры-занятия:

    «Солнечные зайчики».

    Адаптировать ребёнка к дошкольному учреждению.

    Игры-занятия:

    «Подуй на шарик, подуй на вертушку».

    Адаптировать ребёнка к дошкольному учреждению.

    Просмотр презентации

    «Анимашки для малышей»

    Формирование эмоционального контакта.

    Подвижная игра

    «Солнышко и дождик»

    Адаптировать ребёнка к дошкольному учреждению, развивать двигательную активность.

    Игра «Чудесный мешочек».

    Формирование эмоционального контакта, тактильных ощущений.

    Телесная терапия «Обними меня».

    Просмотр презентации

    «Милашки-анимашки»

    Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

    Пальчиковая игра

    Развивать мелкую моторику рук.

    Упражнение на дыхание

    «Греем ручки».

    Учим подражать взрослому, создать радостное настроение, развивать дыхание.

    Музыкальная терапия

    «Вот как мы танцуем».

    Учим подражать взрослому, создать радостное настроение, развивать двигательную активность.

    Игры с мягкими

    книжками-развивашками.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Театрализованная игра

    «Весёлый петрушка».

    Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

    Упражнение на дыхание

    «Рубим дрова».

    Учим подражать взрослому, создать радостное настроение, развивать дыхание

    Развлечение

    «В гости к деткам приходи».

    Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, помощнику воспитателя, логопеду. Развитие двигательной активности. Развитие речи.

    4 Этап.

    Заключительный.

    1. Оформление отчётной презентации по проекту «В детский сад с улыбкой».
    2. Создание видеоролика «В детский сад с улыбкой», «Наши первые деньки в детском саду».
    3. Подбор анкет для выявления уровня знаний родителей по адаптации детей к условиям детского сада.
    4. Разработка игровых упражнений для успешной адаптации воспитателями группы «Лебёдушка».
    5. Разработка игровых занятий для развития речи и дыхания логопеда с детьми.
    6. Разработка игровых занятий воспитателей с детьми.
    7. Подбор консультаций для родителей (воспитатели, логопед).
    8. Разработка памяток для родителей.
    9. Разработка тематических бесед с родителями по адаптации детей.

    Результаты работы по проекту:

    Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается, повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей 80-87% родителей принимают активное участие в родительских собраниях.

    Собраны материалы родительских собраний: анкеты; консультации, памятки, буклеты для родителей.

    Анализируя листы адаптации детей к условиям ДОУ мы пришли к выводу:

    у 7 детей наблюдалась легкая степень адаптации;

    у 10 детей средняя степень адаптации;

    у 1 ребёнка тяжёлая степень адаптации.

    1 ребёнок отсутствовал по заявлению родителей.

    В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игры- упражнения помогли детям успокоиться, развить коммуникативные способности. Дети стали внимательнее друг к другу. Проектная деятельность помогла развить детско-родительские отношения. Ребёнок оказался интересен родителям, жизнь ребёнка и родителей наполнилась богатым содержанием.

    А для того чтобы успешно прошла адаптация, использовались стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевались колыбельные песенки. Иногда во время укладывания звучала спокойная музыка. Это помогало быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же, лучше засыпали дети с любимой игрушкой, принесенной из дома его родителями.

    Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю и другим педагогам детского сада само по себе не приходит: воспитатель и прочие педагоги, завоевывают его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание – и картина «психологии доверия» будет только в этом случае достаточно полной.

    • . (0 kB)

    В работе раскрыта актуальность проекта по установлению социального партнерства с родителями, определены цель и задачи, выдвинута гипотеза, обоснована необходимость проведения исследования, описаны этапы реализации проекта, их содержание, показаны результаты взаимодействия с родителями как социальными партнерами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Практико-значимый проект

    «Социальное партнерство с родителями как условие социализации

    детей дошкольного возраста»

    Введение…………………………………………………………………………с.3-4

    1. Практико-значимый проект «Социальное партнерство с родителями как фактор повышения эффективности функционирования ДОУ» ………… с 4-6

    1.1 Актуальность

    1.2 Существующая проблема.

    1.3 Цели и задачи.

    1.4 Объект и предмет исследования

    1.5 Гипотеза

    1. Необходимость проведения исследования.
    1. Этапы реализации проекта социального партнёрства участников образовательного процесса ДОУ……………………………………………...с 6-7

    2.1. Цели и задачи реализации первого этапа проекта

    1. . Цели и задачи реализации второго этапа проекта

    2.3. Цели и задачи реализации третьего этапа проекта

    1. Содержание этапов реализации проекта………………………….……с 8-11

    3.1 Первый этап – подготовительный. Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

    3.2 Второй этап - практический. Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесс

    3.3 Третий этап – заключительный. Подведение итогов социального партнерства

    1. Результаты реализации проекта ………………………………………с.11-12
    2. Литература……………………………………………………………….....с13

    «Семья для ребенка – это источник

    общественного опыта. Здесь он находит

    примеры для подражания и здесь

    происходит его социальное рождение. И

    если мы хотим вырастить нравственно

    здоровое поколение, то должны решать

    эту проблему «всем миром»: детский

    сад, семья, общественность».

    (В. А. Сухомлинский)

    С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

    И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

    В процессе взаимодействия в систему образования включаются представители различных социальных групп, которые имеют свои собственные интересы в этой сфере: государство, учебные и культурные заведения города, органы самоуправления, медицинские учреждения.

    Рассматриваем два уровня социального партнерства ДОУ в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:

    Обеспечение субъект - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ (внутренний уровень) (субъект-субъектные отношения - исследовательская позиция по отношению к себе и партнеру по общению);

    Обеспечение взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами города (внешний уровень).

    В своем проекте мы будем разрабатывать и внедрять в жизнедеятельность ДОУ внутренний уровень социального партнерства. Субъект - субъектное взаимодействие ДОУ и родителей необходимо с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой - для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад - семья».

    Второй вид характеризует включение взрослых в воспитательно -образовательный процесс детского сада, что не является новым. Впервые эта идея была предложена в начале XX века Маргарет Макмилан - основоположником английского дошкольного воспитания. Сущность этих связей - «Семья - детскому саду». Оба вида связей называются компенсаторными. Третий вид связей - координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно.

    1. Практико-значимый проект «Социальное партнерство с родителями как фактор повышения эффективности функционирования ДОУ».

    Актуальность.

    Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
    Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
    Проблема

    В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
    Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
    Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
    В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
    Цель проекта : установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
    Задачи:

    Разработка и внедрение новых форм работы с родителями;

    Установление положительных взаимоотношений с родителями как социальными партнёрами;

    Пропаганда педагогических знаний;

    Привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.

    Объект: процесс социализации детей дошкольного возраста. Предмет: социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста.
    Гипотеза:

    процесс социализации ребенка будет проходить более успешно, если будут:
    - установлены позитивные отношения с родителями;

    Расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми;

    Построены партнерские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения.
    Необходимость работы по воспитанию родителей основывается:

    На потребности родителей в поддержке;

    На праве ребенка на педагогически образованных родителей;

    На стремлении общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем (преступность, алкоголизм, психические отклонения и т.п.).

    2. Этапы реализации проекта социального партнёрства участников образовательного процесса ДОУ.

    Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

    Его цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

    Задачи данного этапа :

    1. Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства.

    2. Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»).

    3. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определений направлений взаимодействия.

    4. Разработка плана - программы сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

    Второй этап – практический .

    Его цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

    Задачи данного этапа:

    1. Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта.

    2. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.

    3. Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада.

    4. Включение в разработку и реализацию проектов, предложенных родителями.

    5. Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов.

    6. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей.

    7. Разработка методических материалов для реализации данных проектов.

    8. Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным социумом.

    Третий этап– заключительный .

    Его цель – подведение итогов социального партнерства.

    Задачи данного этапа:

    1. Проведение анализа проделанной работы;

    2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.

    3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

    Первый этап – подготовительный

    Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса

    Задачи

    Мероприятия

    Сроки

    исполнения

    Участники

    Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства

    Посещение семей

    Анкетирование

    Сбор семейного анамнеза

    Мониторинг социального состава семьи

    Проведение родительского собрания для определения целей и задач программы

    Июнь - сентябрь

    Заведующий,

    зам. зав. по ВМР,

    родители

    Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)

    Педагогический совет

    Школа молодых родителей

    Семейная гостиная

    Сентябрь

    Заведующий,

    зам. зав. по ВМР,

    воспитатели,

    родители

    Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определений направлений взаимодействия; разработка плана - программы сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия

    Беседы

    Индивидуальные

    консультации

    Диагностика

    Встречи

    «Вопросов и ответов»

    Заседания

    «Родительской гостиной»

    «Школы молодых родителей»

    Июнь - октябрь

    Заведующий,

    зам. зав. по ВМР,

    воспитатели, педагог-психолог,

    специалисты,

    родители

    Второй этап - практический

    Реализация плана-программы сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса

    Задачи

    Мероприятия

    Сроки

    исполнения

    Участники

    Формирование творческой группы

    Педагогический совет

    Лекторий-«Ознакомительная лекция для педколлектива»

    Тренинг для педагогического состава

    Август –

    сентябрь

    Заведующий,

    зам. зав. по ВМР,

    воспитатели, специалисты ДОУ

    Повышение профессиональной компетентности

    педагогов ДОУ по вопросам

    взаимодействия с семьей

    Мастер-классы,

    тренинги, обмен педагогическим опытом,

    публикации статей на сайте ДОУ и сайтах профильных организаций,

    выпуск электронного журнала на сайте ДОУ

    В течение

    реализации

    проекта

    Заведующий,

    зам. зав. по ВМР,

    воспитатели, специалисты ДОУ

    Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности

    детского сада

    Семинары – практикумы, обучающие тренинги и мастер – классы,

    встреча за круглым столом

    Сентябрь –

    декабрь

    Педагогический коллектив

    ДОУ

    Включение в разработку и реализацию проектов, предложенных родителями

    Заседание

    семейной гостиной

    Информационные

    калейдоскопы

    В течение

    реализации проекта

    Педагогический коллектив ДОУ,

    Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных

    проектов

    Мастер-классы и семинары для родителей

    Индивидуальные

    консультации

    Создание памяток и

    В течение

    реализации проекта

    Педагогический коллектив

    ДОУ

    Повышение педагогических и воспитательных умений родителей

    Мастер-классы, тренинги Обмен педагогическим опытом

    Оформление стендов

    Публикации статей на сайте ДОУ

    Выпуск электронного журнала

    В течение реализации

    Проекта

    Администрация ДОУ

    Разработка методических материалов для реализации данных проектов

    Методические заседания Педагогические

    совещания

    Мозговой штурм

    В течение реализации

    проекта

    Администрация ДОУ,

    представители родительского комитета

    Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным

    социумом

    Административные совещания

    Заседания Управляющего совета

    В течение реализации

    проекта

    Администрация ДОУ

    Третий этап– заключительный

    Подведение итогов социального партнерства

    Задачи

    Мероприятия

    Сроки

    исполнения

    Участники

    Проведение анализа

    проделанной работы

    Мониторинг

    Диагностика

    Заседание гостиной

    Апрель

    Представители родительских сообществ,

    педагоги

    Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования

    Размещение информации на сайте, создание страницы на сайте

    Выступление на методических объединениях

    Февраль – июнь

    Представители родительских сообществ, педагогический коллектив ДОУ

    Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества

    с семейным социумом

    Анализ реализации

    проекта

    Открытое обсуждение с привлечением экспертов

    Март - май

    Представители родительских сообществ

    Педагогический коллектив ДОУ

    Таким образом, практико- ориентированный проект способствует развитию социального партнерства с родителями воспитанников в ходе решения задач:

    • установление позитивных отношений с родителями;
    • расширение педагогических знаний родителей по взаимодействию с детьми;
    • построение партнерских отношений нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
    • гармонизация детско – родительских отношений;
    • привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.

    Развитие социального партнерства с родителями является одним из ведущих факторов успешной социализации воспитанников и повышения эффективности функционирования ДОУ.

    Литература.

    1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
    2. Грибоедова Т.П. Образовательный потенциал современной российской семьи / Т.П. Грибоедова. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006. – 95 с.
    3. Доронова Т.Н. и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/ - М.: Просвещение, 2005.
    4. Горшненина В.В. и др. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. - Волгоград: Панорама, 2006.
    5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2007.
    6. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
    7. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.
    8. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М.: Аркти, 2004.







    

    2024 © rukaraoke.ru.