Состояние здоровья подростков современных условиях. Состояние здоровья подростков. Состояние здоровья подростков в России


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Система охраны здоровья, ее функциональный состав. Методики оценки экологического риска. Расчет коэффициентов относительной важности первичных показателей. Стандарт благополучия, оценочные шкалы индекса здоровья. Индекс качества системы жизнеобеспечения.

    презентация , добавлен 14.10.2013

    Психофизиологические особенности и состояние здоровья подростков, проблемы здоровья подростков: статистика. Минздрав предупреждает…Распространение наркомании среди подростков. Признаки в поведении, указывающие на потребление наркотиков.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2004

    Комплексная гигиеническая оценка состояния здоровья подростков. Влияние наркотиков на организм подростков. Преимущества естественного вскармливания. Влияние диеты кормящей матери на состав грудного молока. Противопоказания к грудному вскармливанию.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2014

    Анализ структуры общей заболеваемости по обращаемости в поликлинику детей, подростков и взрослых, оценивание состояния здоровья населения города. Исследование здоровья детей первого года жизни. Изучение структуры населения, демографических показателей.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2008

    Общественное здоровье как один из самых важных индикаторов благополучия общества. Понятие качества жизни населения, его связь с определением здоровья, данным Всемирной Организацией Здравоохранения. Влияние качества жизни на состояние здоровья населения.

    реферат , добавлен 23.03.2016

    Курсовая работа посвящена анализу особенностей подросткового возраста с точки зрения медицины. Психофизиологические особенности и состояние здоровья подростков. Проблемы здоровья подростков: статистика.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2003

    Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Гигиена труда и охрана здоровья работающих, лечебно-профилактических учреждений, детей и подростков. Закаливание детей и подростков.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2016

1

Проведен анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных состоянию здоровья детского населения в разных возрастных группах. Выявлены общие тенденции в заболеваемости детей и ведущие нозологии (болезни костно-мышечной системы, органов дыхания и пищеварения, болезни нервной системы, ЛОР-патология). Во многих исследованиях отмечается сокращение числа здоровых детей до 7,0-10,0% и увеличение функциональных нарушений среди детей уже на ранних этапах развития. Европейское бюро ВОЗ разработало стратегию профилактики, являющуюся, по мнению экспертов, самой эффективной инвестицией в здоровье детей и всего общества в целом. Обзор отечественных исследований показал, что в современных условиях необходим междисциплинарный и интегративный подход с введением новых дисциплин в образовательный процесс по профилактической педиатрии.

здоровье

группа здоровья

заболеваемость

профилактика.

2. Междисциплинарный анализ социально детерминированных рисков здоровья детского населения / Н.Н. Шигаев [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 2.?id=24246 (дата обращения: 17.05.2017).

3. Инвестируя в будущее детей: Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков, 2015–2020 гг. // Европейский региональный комитет ВОЗ, шестьдесят четвертая сессия (Копенгаген, Дания 15–18 сентября 2014). – Копенгаген, 2014. – 25 с.

4. Меренкова В.С. Влияние анамнеза матери на здоровье детей первого и второго года жизни / В.С. Меренкова, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. – Т. 3, № 3. – С. 53-80.

5. Мазур Л.И. Мониторинг показателей физического развития заболеваемости детей первого года жизни / Л.И. Мазур, В.А. Жирнов, М.В. Дмитриева // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 2.?id=24318 (дата обращения: 17.05.2017).

6. Богданова Л.В. Состояние здоровья детей в критический период развития / Л.В. Богданова, В.И. Шилко // Уральский медицинский журнал. – 2011. - № 7. – С. 39-42.

7. Параничева Т.М. Здоровье и физическое развитие. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.М. Панаричева, Е.В. Тюрина // Новые исследования. – 2012. - № 4 (33). – С. 68-78.

8. Лучанинова В.Н. О системе формирования здоровья у детей и подростков / В.Н. Лучанинова, М.М. Цветкова, И.Д. Мостовая // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 4.?id=24969 (дата обращения: 17.05.2017).

9. Связь тяжести течения болезни в перинатальном периоде и состояния здоровья детей в школьном периоде / Е.А. Курзина [и др.] // Трансляционная медицина. – 2013. - № 2 (19). – С. 38-44.

10. Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации / Л.С. Намазова-Баранова [и др.] // Медицинский совет. – 2014. - № 1. – С. 6-10.

11. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.С. Намазова-Баранова и др. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. – 54 с.

12. Баранов А.А. Профилактическая педиатрия – новые вызовы / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, В.Ю. Альбицкий // Вопросы современной педиатрии. – 2012. – Т. 11, № 2. – С. 7-10.

13. Сабанов В.И. Возрастно-половые градации состояния здоровья детей по результатам профилактических осмотров как первый этап диспансеризации детского населения / В.И. Сабанов, О.Ф. Девляшова, Е.В. Пелих // Вестник Росздравнадзора. – 2016. - № 1. – С. 56-62.

14. Кильдиярова Р.Р. Основы формирования здоровья детей – новая дисциплина в обучении студентов медицинских вузов / Р.Р. Кильдиярова, М.Ю. Денисов // Вестник НГУ. Серия: Биология, клиническая медицина. – 2013. – Т. 11, вып. 2. – С. 175-177.

15. Глазкова И.Б. К вопросу об учебной дисциплине «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2012. - № 3. – С. 29-33.

По мнению Европейского сообщества, профилактика на всех этапах жизни является самым эффективным подходом (с экономической и медицинской точек зрения) к инвестиции в здоровье и развитие гармоничного общества . Безусловно, индивидуальные характеристики ребенка во многом определяют степень воздействия на него факторов риска (гендерная и этническая принадлежности; генетическая предрасположенность; эмоциональная устойчивость), на первое место среди которых в дальнейшем выходят социальные, экономические и экологические детерминанты (уровень доходов и образования семьи, условия жизни и труда) .

Именно социальные детерминанты, по мнению экспертов ВОЗ, играют ведущую роль в формировании популяционного здоровья. При снижении адаптационно-компенсаторных возможностей организма на фоне высокой агрессивности факторов окружающей среды и неблагополучного социального портрета матери (алкоголизм, табакокурение, бедность) социальные предикторы способствуют увеличению заболеваемости и инвалидизации детей в критические периоды роста и развития .

В перинатальном периоде закладывается фундамент здоровья взрослого населения, определяя дальнейшее развитие организма. Согласно исследованиям ВОЗ, у юных матерей с неблагополучным социальным статусом чаще рождаются дети с низкой массой тела, которая, в свою очередь, является предиктором многих возрастных патологий и напрямую связана с повышенным риском развития ишемической болезни сердца, инсульта, артериальной гипертензии и инсулинозависимого сахарного диабета. На самых ранних этапах жизни важная роль в формировании физического и психического здоровья ребенка принадлежит семье. Так, по данным Европейского сообщества, у лиц, испытавших в детстве жестокое обращение, в последующей жизни наблюдается более высокий риск табакокурения, абдоминального ожирения и алкоголизма на более поздних стадиях жизни .

Современное состояние здоровья детей в Европейском регионе характеризуется высокой детской смертностью в возрасте до пяти лет, особенно в первый месяц жизни, на долю которого приходится 50,0% случаев. Ведущими причинами при этом являются неонатальные патологические состояния (недоношенность, сепсис, асфиксия при рождении), травмы, пневмония и диарея. В возрасте 5-19 лет на первое место выходит дорожно-транспортный травматизм. В структуре непреднамеренных травм дорожные аварии занимают 39,0%, утопления - 14,0%, отравления - 7,0%, пожары и падения - по 4,0%. Непреднамеренные травмы являются причиной 42 000 смертей в возрасте от 0 до 19 лет. Наряду с этим более 10,0% подростков имеют психические нарушения, нервно-психические расстройства являются доминирующей причиной инвалидности среди данной возрастной группы. По частоте распространения среди детей 0-17 лет на первой позиции находятся тяжелые депрессивные расстройства, затем по нисходящей - тревожные расстройства, поведенческие расстройства и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ .

Проведенное исследование показало, что каждый третий ребенок в возрасте 6-9 лет страдает от избыточной массы тела или от ожирения. В группе 11-13-летних детей аналогичные показатели составляют от 5,0 до 25,0%. Согласно прогнозам, более 60,0% детей, имеющих излишнюю массу тела до наступления пубертатного периода, сохраняют подобную тенденцию и в раннем трудоспособном возрасте, что способствует развитию опосредованных взаимозависимых патологий - сердечно-сосудистых заболеваний и инсулинозависимого сахарного диабета .

Состояние здоровья детей разных возрастных групп и факторы, его определяющие, являются предметом изучения и отечественных авторов. Так, В.С. Меренковой с соавт. исследовались 50 пар «мать-ребенок первого года жизни» со средним возрастом матери 24,46±5,57 года и 50 пар «мать-ребенок второго года жизни» со средним возрастом матери 25,54±4,9 года. В ходе работы выявлено, что ухудшение здоровья детей напрямую связано с материнскими факторами: на первом году жизни - с фетоплацентарной недостаточностью, угрозой прерывания беременности и наличием гестоза (r = 0,44; 0,38 и 0,35 при p<0,01, соответственно); на первом-втором годе - с преждевременными родами (r = 00,63 при p<0,001), и на 2 году жизни - с анемией, венозными осложнениями и болезнями почек у матери (r = 0,51 при p<0,01; 0,48 при p<0,01, соответственно) .

Изучение здоровья детей первого года жизни в г. Самара за период 2012-2014 гг. показало, что в структуре заболеваемости лидируют болезни органов дыхания, отмечается высокий уровень распространения кишечных инфекций, болезней нервной системы и алиментарно-зависимых патологий (анемия, рахит) .

Экспертная оценка состояния здоровья детей в возрасте 3-7 лет, посещающих дошкольное учебное учреждение г. Екатеринбурга (n = 322), выявила, что ни один из них не принадлежал к I группе здоровья, во II группу было отнесено 58,7±2,7%, и в III группе насчитывалось 41,3±2,7%. В целом заболеваемость данной возрастной группы характеризовалась мультиморбидностью, при этом на первом ранговом месте находились болезни органов дыхания, на втором - опорно-двигательного аппарата и на третьем - болезни органов пищеварения. Достаточно высокий процент составляли дети, имеющие хронические заболевания - 41,3±2,7%, из которых на долю мультисистемных поражений приходилось 52,8±4,3% .

Мониторинг здоровья детей 5-9 лет (n = 738, из которых 418 мальчиков и 320 девочек) обнаружил, что уже на дошкольном этапе здоровых детей не более 10,0%; у 70,0% обследованных регистрируются множественные функциональные нарушения. Среди нозологий превалируют болезни костно-мышечной системы (46,1%); болезни органов пищеварения и системы кровообращения (16,7%); ЛОР-патология (17,8%) .

Аналогичные данные были получены при двухэтапном изучении здоровья детей и здоровья взаимозависимых последовательных групп в Приморском крае и Владивостоке. В исследовании приняли участие 626 детей 4-17 лет; 226 детей 4-6 лет; 224 учащихся 5 класса и 176 старшеклассников. Одновременно анализировались семьи, ожидающие ребенка (n = 54), дети грудного возраста (n = 60), дошкольники (n = 126) и подростки (n = 123). Результаты исследования позволили выработать эффективные профилактические мероприятия на каждом этапе онтогенеза: семья-новорожденный-дошкольник-школьник-подросток-семья. Итогом проводимой работы стало увеличение числа физиологически протекающих беременностей с 38 до 90,0%; реже регистрировались острые респираторные заболевания среди детей первого года жизни - с 50 до 75,0%; отмечалось улучшение состояния здоровья детей во всех возрастных группах .

Как уже отмечалось выше, течение перинатального периода во многом определяет ресурсы здоровья. Катамнез 136 детей в возрасте 4 лет (n = 48; для детей 1994 года рождения) и 11 лет (n = 88; дети 1991 г.р.), находящихся на начальном этапе жизни в отделениях реанимации и интенсивной терапии, выявил тесную связь между тяжестью болезни новорожденного и состоянием здоровья в целом, определяемую по шкале NTISS (Neonatal Therapeutic Intervention Scoring System, Gray J.E. et al., 1992). Также было установлено, что степень функциональной дезинтеграции в период новорожденности и в катамнезе напрямую коррелируют друг с другом. Следовательно, перекрёстное взаимодействие совокупности параметров состояния здоровья и перинатальных факторов на индивидуальную характеристику конституции и реактивности определяют особенности течения патологии в перинатальном и последующих периодах онтогенеза .

Большое исследование на основе профилактических осмотров проводил НИИ ГиОЗДиП «НЦЗД» РАМН в 6 дошкольных учреждениях г. Москвы (n = 383 детей, из которых 200 мальчиков и 183 девочки) и в школах среди учащихся с 1 по 9 класс (n = 426 детей; 216 мальчиков и 210 девочек). Итоговые данные показали, что к I группе здоровья относятся 5,0-7,0% детей, ко II - 40,0-45,0% и к III - 50,0-55,0% дошкольников. В данной возрастной группе регистрируются функциональные нарушения костно-мышечной системы, патология ротоносоглотки и функциональные психические расстройства и расстройства поведения. Среди школьников отмечается прогрессивное ухудшение здоровья: в 1 классе I группа здоровья составляет 4,3%, а в 9 классе только 0,7%. По гендерному распределению более подвержены функциональным расстройствам и заболеваниям мальчики. Хронизация заболеваний происходит уже к 7-9 классу. Лидирующие позиции среди функциональных расстройств занимают сердечно-сосудистые, бронхолегочная патология и нарушения со стороны пищеварительного тракта .

Здоровье подростков, обеспечение их нормального роста и развития определяет уровень благосостояния и региональную стабильность страны на десятилетия вперед. Многоаспектное исследование А.А. Баранова с соавт. констатирует, что на протяжении 20-летнего периода сохраняется тенденция к росту заболеваемости по обращаемости среди детской популяции на 2,0-4,0% в год, регистрируется рост хронической патологии, снижается число здоровых детей во всех гендерно-возрастных группах. Как отмечают авторы, согласно государственной статистике, общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 15 лет превышает 2400‰, а общая заболеваемость детей 15-17 лет приближается к 2000‰. Отмечается увеличение первичной заболеваемости среди детей 15-17 лет по всем классам болезней на 66,0-64,6%. При этом наиболее значительный рост показателя выявлен у новообразований (+97,7%), болезней крови (+99,2%), системы кровообращения (+103,1%), органов пищеварения (+80,7%), костно-мышечной системы и соединительной ткани (+96,9%), мочеполовой системы (+77,2%), последствий воздействия внешних причин (+71,8%). Как отмечают авторы, неблагоприятной тенденцией является ухудшение репродуктивного здоровья детей, особенно в старших возрастных группах. Так, более чем у 30,0% юношей и девушек выявляется задержка полового созревания, растет частота расстройств менструальной функции у девочек в возрасте 15-17 лет (+ 96,5% за период 2001-2008 гг.); воспалительных заболеваний половых органов (+46,2%); около 40,0% мальчиков и юношей 15-17 лет страдают заболеваниями, способными нарушить реализацию репродуктивной функции. Еще одним тревожным моментом, по мнению авторов, является то, что одно из ведущих ранговых мест в структуре заболеваемости подростков занимают психические расстройства и расстройства поведения, показатель которых за период 2001-2008 гг. вырос на 43,4% и 25,3% (соответственно, общей и впервые выявленной заболеваемости). В их структуре превалируют поведенческие синдромы, непсихотические и невротические расстройства, связанные со стрессом; соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы. На этом фоне не имеет тенденции к снижению заболеваемость детей психическими расстройствами органического генеза и умственной отсталостью .

Сохранение и укрепление здоровья детей является многоаспектной проблемой. Согласно основным принципам профилактики Европейского регионального бюро ВОЗ, 2006 г., расходы на профилактику болезней в детском возрасте являются инвестицией в здоровье и развитие страны. Для достижения поставленных целей необходимо создание благоприятной среды обитания для здоровья детей с воспитанием потребности к здоровому образу жизни; обеспечить всеобщую доступность услуг здравоохранения и государственную поддержку в реализации профилактических программ. Также следует проводить мониторинг подверженности поведенческим, социальным и экологическим рискам детей с целью использования этих данных для определения социальных детерминант здоровья детей и мер воздействия на них .

По мнению ряда отечественных авторов, прежде всего необходимо укреплять законодательную базу в отношении охраны здоровья детей; осуществлять профилактику и мониторинг младенческой смертности, детской заболеваемости и инвалидности; создать протоколы по профилактической деятельности медицинских организаций на всех уровнях с междисциплинарным и интегративным подходом; решить кадровые вопросы с введением специальности «социальный педиатр»; внедрить новые форм реабилитации; привлечь СМИ для информирования населения по основным элементам здорового образа жизни .

Кроме этого, требуется усовершенствование образования, для чего предусматривается дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей-педиатров и организаторов здравоохранения «Актуальные вопросы профилактической и социальной педиатрии»; введение в учебный процесс раздела «Основы формирования здоровья детей» (где даются базовые знания по профилактической медицине, включая понятие ЗОЖ, и по профилактике аддиктивного поведения; рекомендации по сохранению здоровья дошкольников и школьников; детей, занимающихся спортом; понятия психического здоровья) и дисциплины «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей», осуществляемой в соответствии с Концепцией медицинского образования педагогических работников на основе учебных программ для студентов .

Таким образом, анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что на сегодняшний момент остаются неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей. Решение данной проблемы требует междисциплинарного подхода, направленного на внедрение комплекса профилактических мероприятий на протяжении всего онтогенеза, но специфичных для каждой возрастной группы и с учетом имеющихся функциональных резервов организма ребенка. Немаловажную роль в достижении поставленной цели также играет внедрение новых профессиональных программ обучения педиатров основам охраны здоровья детей с позиций профилактической и социальной педиатрии.

Библиографическая ссылка

Соколовская Т.А. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕГО СОХРАНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://сайт/ru/article/view?id=26572 (дата обращения: 15.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Пользовательский поиск


Ухудшение здоровья детей - проблема современного общества

Добавлено: 2014-10-15

Ухудшение здоровья детей - проблема современного общества

Cостояние здоровья Россиян в настоящий момент далеко от благополучного, растет заболеваемость, остаются стабильно низкими демографические показатели.

Но особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков.

Из-за низкой рождаемости их численность в общей массе населения уменьшилась на 4,2 млн и составляет к сегодняшнему дню 35 млн. Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших - всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юношей-подростков.

Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии.

Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью и дефицитом витаминов, минералов, нутриентов.

Около 50% юношей и девушек выходят из школы уже имея 2-3 диагноза болезней, а в целом лишь 5% выпускников можно считать практически здоровыми.

За последние 3 года число граждан, освобожденных от призыва в ряды Российской Армии в связи с психическими расстройствами, возросло в 1,5 раза, а в связи с алкоголизмом и наркоманией - в 2 раза.

В последние годы резко возросло заболевание детей гастритом. Если раньше эта болезнь диагностировалась в основном у людей пожилого и среднего возраста, то в настоящее время она нередко диагностируется у школьников.

Проблемы с желудком, гастриты – результат торопливой еды, больших перерывов между приемами пищи. Лимонады и жевательные резинки, консервы и полуфабрикаты, ничтожно малое количество свежих овощей и фруктов, витаминов и белковой пищи - все это на фоне непреходящего стресса и больших психических нагрузок приводит к появлению «бреши» в желудке.

Дети постоянно растут, а значит, нуждаются в полноценном, горячем питании. В первую очередь в блюдах должны содержаться белки (мясо, рыба, яйца), сложные углеводы (черный хлеб, злаки), жиры. Поэтому если в течение дня вы позволяете ребенку питаться самостоятельно, придумайте традицию каждый вечер собираться всей семьей за столом. На ужин ребенок обязательно должен получать горячее, питательное блюдо из мяса, рыбы или птицы.

Кроме того, желательно использовать специальные средства, способные защитить желудочно-кишечный тракт ребенка от агрессивных воздействий и обогатить рацион необходимыми нутриентами.

Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание... Но на долю так называемого «школьного фактора» приходится 25 процентов всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка! Медики всерьез считают, что образование стало деятельностью, потенциально опасной для здоровья детей и подростков.

Нагрузка на школьников многократно увеличилась, а их возможности воспринимать знания изменяются далеко не так быстро.

Отсюда – перегрузки, которые колеблются от трехкратного превышения возможностей ребенка (иностранный язык) до 20-кратного (математика)!

Нормы, предусмотренные для учебных нагрузок, в школах практически не соблюдаются.

От первого класса к десятому в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха. В 8 раз возрастают эндокринные заболевания, ожирение.

Среди заболеваний у первоклассников на первом месте кариес, на втором и третьем местах - болезни уха-горла-носа и нарушения опорно-двигательного аппарата. У десятиклассников на первом месте - заболевания опорно-двигательного аппарата, а далее идут нарушение зрения и та же лор-патология. Отмечен высокий уровень аллергических заболеваний.

Вызывает опасение психическое здоровье школьников: исследования показали, что у 20% первоклассников в начале учебного года налицо напряжение адаптации. Высокий уровень психической напряженности обнаружен у пятой части десятиклассников.

Негативно влияют на здоровье детей нарушение основных требований режима дня. Школьники мало спят: у первоклассников, например, в 48-64% случаев дефицит ночного сна составляет полтора часа и более.

Самое главное, о чем нужно помнить родителям: среди детей, которые отстают от своих сверстников по успеваемости, 85-90% делают это не из-за того, что они «недоразвиты» и даже не от лени - а из-за плохого состояния здоровья.

В настоящее время назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья детей и школьников. Здоровые дети сегодня-это наше здоровое будущее.

Будем Здоровы!

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни.

Просмотр содержимого документа
««Подросток, здоровье, будущее» Проблемы формирования здоровья современных подростков»

Подросток, здоровье, будущее»

Проблемы формирования здоровья современных подростков


«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым »

Ж. Ж. Руссо


Здоровье - это наша жизнь!

  • Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
  • Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
  • Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
  • Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

В 1946 году

Всемирной организацией здравоохранения

принято единое определение термина здоровье :

"Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов"


Здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

  • 50–55 % зависит от образа жизни:малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
  • 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).
  • 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
  • И только 5 % зависит от медицины.
  • Вывод: наше здоровье в большей степени зависит от образа жизни.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:

  • малоподвижный образ учащихся;
  • перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
  • стрессовые воздействия во время обучения;
  • несбалансированное питание;
  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение гигиенических требований.


Состояние нервной системы подростка

Проблемы здорового питания

Гиподинамия подростков

Подростковые стрессы


ПОРТРЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

  • -жизнерадостен;
  • -активен;
  • - доброжелательно относится к окружающим его людям-взрослым и детям;
  • - положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий;
  • - развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично;
  • - достаточно быстр, ловок и силен;
  • - суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности;
  • - неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована.
  • - он не нуждается в каких либо лекарствах;
  • - не имеет лишней массы тела.


Участие в спортивном празднике

«Здоровым быть здорово!»


Кросс «Золотая осень»

Чукавино






Библиотечный урок «Нет наркотикам!»



Правила безопасности

  • Личная безопасность

По противопожарной безопасности

Человек может погибнуть в результате переохлаждения через 15-20 минут после попадания в воду.

В случае треска льда, появления воды на поверхности льда, немедленно вернитесь на берег

Не ходите по льду толпой или с тяжелым грузом. Лучше всего не выходить на лед!!!

Если Вы провалились под лед, старайтесь передвигаться к тому краю полыньи, откуда идет течение. Это гарантия, что Вас не затянет под лед. Добравшись до края полыньи, старайтесь как можно больше высунуться из воды, чтобы налечь грудью на закраину и забросить ногу на край льда. Если лед выдержал, осторожно перевернитесь на спину и медленно ползите к берегу. Выбравшись на сушу, поспешите как-нибудь согреться. Охлаждение может вызвать серьезные осложнения.

Если на Ваших глазах кто-то провалился под лед, вооружитесь любой палкой,шестом или доской и осторожно, ползком двигайтесь к полынье. Доползти следует до такого места, с которого легко можно кинуть ремень, сумку на ремне или протянуть лыжную палку. Когда находящийся в воде человек ухватится запротянутый предмет, аккуратно вытаскивайте его из воды. Выбравшись из полыньи, отползите подальше от ее края.

Оказание помощи провалившемуся под лед с помощью лыжных палок

В случае, когда по близости нет теплого помещения необходимо:

Раздеться и хорошо выжать одежду так, как переход в мокрой одежде более опасен;

Развести костер (если есть возможность) или согреться движением;

Растереться руками, сухой тканью, но не снегом.


По данным официальной статистики за последние десятилетия в Рос­сийской Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей всех возрастных групп , сформировались устойчивые негативные тенденции - рост распространенности факторов риска формирования нарушенного здоро­вья детей , увеличение заболеваемости и инвалидности , что в ближайшие годы может привести к увеличению числа взрослых больных хронической легочной патологией .

Большинство специалистов считают, что в основе ухудшения здоровья детей лежит комплекс причин: патология, перенесенная как в перинатальном периоде , так и в первые годы жизни , снижение резистентности организма , экологоги­гиеническая обстановка , не отвечающая требованиям растущего организма, низкая эффективность значительной части оздоровительных про­грамм .

Несмотря на бурное развитие современной медицины, одной из акту­альных проблем в педиатрии до настоящего времени остается патология ор­ганов дыхания , которая неуклонно влияет на стратегию здравоохранения как на глобальном , так и региональном уровне . Справиться с ростом распространенности болезней органов дыхания, особенно у детей - достаточно трудно, поскольку повышение общей рези­стентности организма напрямую связано не только с применением фармако­логических агентов , но и с образом жизни больных , а также техногенными и социальными факторами на фоне физиологических особенностей детского возраста. В силу своих морфофизиологических особенностей дети наиболее чувствительны к эколо­гическому неблагополучию . Углубленные научные исследования свиде­тельствуют о том, что в ряде регионов России практически исчерпана воз­
можность адаптации человеческого организма ко все ухудшающимся усло­виям жизни .

По данным Всероссийской диспансеризации в Уральском федеральном округе зарегистрирован высокий уровень детей с хронической патологией (19,8% по сравнению с аналогичным показателем в целом по России, равным 16,2%), при этом доля здоровых детей ниже среднероссийских данных (28,3%).

В педиатрической практике наибольшую актуальность приобретает проблема частых острых респираторных заболеваний , т.к. данная пато­логия приводит к нарушению физического и нервно-психического развития, способствует снижению функциональной активности иммунитета и сры­ву компенсаторно-адаптационных механизмов, а также нарушению социаль­ной адаптации детей. Проблема носит не только медицинский, но и медико­социальный характер, так как частые инфекции верхних дыхательных путей ухудшают качество жизни детей и их родителей и наносят ощутимый эконо­мический ущерб. Часто болеющие дети (ЧБД) по данным разных авторов составляют от 20% до 65% детской популяции. Проблема ЧБД требует разработки более эффективных методов оздоровления , т.к. частые респираторные инфекции приводят к снижению качества жизни болеющих : пропуски работы или занятий в детских учебных и до­школьных учреждениях, снижение работоспособности и успеваемости при всё увеличивающемся количестве экономических затрат на лечение . Вне- больничные пневмонии также оказывают негативное влияние на социальную активность семьи больного ребенка, поскольку являются причиной об­ращения за медицинской помощью, расходов на обследование и лечение, не­трудоспособности родителей .

На X конгрессе педиатров России была признана неэффективность про­водимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление соматического, психического и репродуктивного здоровья детей и подростков. Существующие реабилитационные программы
, в том числе для часто болеющих детей и больных бронхиальной аст­мой , пневмонией позволяют значительно улучшить результаты лечения, обеспечить контроль над заболеванием, уменьшить тяжесть течения и частоту рецидивов, но не отражают количественно динамику изменения всех сфер жизнедеятельности ребенка. Количественно выразить физические, социаль­ные, психические проблемы позволяет исследование качества жизни. По­этому назрела необходимость проведения мониторинга за показателями ка­чества жизни (а не только за общим состоянием здоровья детей) в рамках реализации на территории Челябинской области Концепции развития пуль­монологической помощи населению, утвержденной решением Коллегии Минздрава России 16.09.2003.

Мониторинг состояния здоровья детей, повышение его уровня и качест­ва жизни являются главными задачами Национального проекта «Здоро­вье», ведомственной программы «О мерах по улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации на 2004-2010 гг.», подпрограммы «Здоровый ребенок» в рамках Федеральной целевой программы «Дети России» и целе­вой программы «Дети Южного Урала».

С каждым годом увеличивается количество попыток дать исчерпы­вающее определение понятию здоровья с различных позиций . Все многообразие (более 100) сущностных признаков здоровья может быть отражено в 4 концептуальных моделях (медицинской, биомедицинской, биосоциальной, целостно-социальной). Последней модели в наибольшей сте­пени соответствует определение понятия здоровья, сформулированное Все­мирной организацией здравоохранения: «здоровье - это полное физическое, социальное и психологическое благополучие человека, а не просто отсутствие заболевания».

Институтом гигиены детей и подростков России здоровье определяется как отсутствие болезни и повреждения, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспо­собность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная спо­
собность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды» . Таким образом, здоровье человека следует оценивать через его способ­ность осуществлять естественные жизненные функции . По мнению А.В. Мазурина , все вышеизложенное справедливо для всего периода жизни человека, включая и детский возраст.

Состояние здоровья детей - надежный индикатор качества здоровья общества в целом. В основу методики комплексной оценки состояния здоровья у детей положено понимание здоровья, как «физического совер­шенства», включающего своевременное и гармоническое телесное и психи­ческое развитие, нормальное функционирование всех органов и систем, вы­сокую работоспособность при различных видах деятельности, отсутствие за­болеваний, способность адаптироваться к непривычным условиям среды, ре­зистентность к неблагоприятным воздействиям .

Оценка физического развития является первой составляющей здоровья детского населения, т.к. во многом определяется состоянием социально- экономических отношений в обществе и отражает уровень жизни населения в целом , а на уровне организма - служит показателем функциональной зре­лости. Установлено, что нарушение сроков возрастного развития и дисгармо­ничность морфологического статуса, как правило, сочетаются с отклонениями в состоянии здоровья . Общебиологический смысл роста состоит в дос­тижении такого уровня физического развития, который обеспечивает жизне­способность и выполнение социальных функций, т.е. репродукцию человека. На рост и развитие ребёнка оказывают своё влияние как эндогенные факторы - здоровье родителей, так и факторы внешней среды - питание, заболевания, уход, воспитание и т.д. . Ряд авторов показали, что частые рес­пираторные заболевания ухудшают физическое развитие детей. Поскольку на физическое развитие влияют многие факторы, действующие в течение дли­тельного времени в разных экономико-географических районах страны, то физическое развитие может быть различным, поэтому возникает необхо­
димость разрабатывать местные стандарты , т.е. условные нормы, полу­ченные на основании обследования больших однородных групп детей.

Негативному влиянию подвергается не только физическое, но и пси­хологическое , эмоциональное и социальное благополучие детей , особенно при неконтролируемом течении бронхиальной астмы . Рецидивирование респираторных заболеваний отрицательно влияет на исполнение детьми их социальных функций : в дошкольном возрасте многократные заболевания являются одним из препятствий нормального нервно-психического развития, в школьном - успешной учебы. Различные ви­ды органических нарушений влекут за собой изменения в психике, личност­ном статусе человека и его социальном поведении . Повторяющиеся ост­рые заболевания, преходящие симптомы или жалобы могут быть указанием на наличие хронического заболевания или устойчивого пограничного состояния и рассматриваться при ранжировании здоровья как недифференцированные синдромы или симптомокомплексы, вероятно, значимые в прогнозе ограни­чений качества жизни ребенка . В современных условиях особую акту­альность приобретают исследования адаптации детского организма к услови­ям внешней среды и изучение факторов риска, определяющих прогноз разви­тия заболевания и уровень социальной интеграции .

В последнее время в различных областях медицины для оценки вы­раженности реакций адаптации и иммунорезистентности, проявлений эндо­генной интоксикации, а также в целях уточнения прогноза течения патоло­гического процесса, эффективности проводимого лечения в литературе все чаще встречаются работы, посвященные исследованию интегральных пока­зателей периферической крови , в том числе у часто болеющих де­тей .

Лейкоцитарный индекс интоксикации (интегральный показатель ЛИИ) давно используется в практическом здравоохранении как для оценки прогноза течения заболевания, например, при остром течении пневмонии , так и для определения степени интоксикации при осложненном течении
пневмонии и контроля эффективности лечебных мероприятий , в том чис­ле у детей с острыми и хроническими болезнями органов дыхания .

Индекс иммунореактивности (интегральный показатель ИИР), учитыва­ет клетки- продуценты цитокинов . Дефицит одного из видов клеток от­ражает сдвиги в спектре цитокинов и факторов детоксикации (эозинофилы). Повышение индексов ЛИ и ИИР при благоприятной динамике клинического статуса является хорошим прогностическим критерием.

Так, например, клеточно-фагоцитарная защита (интегральный показа­тель КФЗ) обеспечивается кооперирующим взаимодействием клеток крови, обладающих фагоцитарной функцией (нейтрофилов, моноцитов). Специфи­ческий иммунный лимфоцитарно-моноцитарный потенциал (интегральный показатель СИЛМП) - это способность организма отвечать на раздражение чужеродного антигена выработкой антител последовательной реакцией мо­ноцитов, распознающих и перерабатывающих антигенную информацию, и лимфоцитов - главных исполнителей антителогенеза.

В литературе было показано, что лейкоцитарная формула и прежде всего процентное содержание лимфоцитов, определяющих тип адаптацион­ной реакции, позволяет следить за влиянием на организм лечебных проце­дур и прогнозировать динамику функционального состояния и уровня здоро­вья каждого ребенка. В работе Л.И. Дубенской был разработан индиви­дуализированный корреляционный анализ лейкоцитарной формулы перифе­рической крови и было доказано, что состоянию адаптивной нормы соответ­ствует единственная обратная корреляция между сегментоядерными нейтро­филами и лимфоцитами. У часто болеющих детей в периоде здоровья наблю­даются главным образом напряженные реакции тренировки и спокойной ак­тивации. «Идеальному здоровью» (редко болеющие или почти не болеющие деги) соответствует реакция повышенной активации без элементов напряже­ния в лейкоцитарной формуле. Эта же реакция наблюдается и на этапе выздо­ровления .

Наличие большого количества экзогенных и эндогенных факторов риска частых заболеваний респираторного тракта способствуют развитию эндогенной интоксикации. Для количественной оценки степени тяжести вы­раженности интоксикационного синдрома у часто болеющих детей была предложена бальная шкала оценки.

Проблема оценки текущего уровня индивидуального здоровья и кон­троля за его изменениями приобретает все более важное значение для насе­ления в целом , но особенно у детей. В существующей научной литературе широкое распространение получили попытки интегральной ко­личественной оценки уровня индивидуального здоровья, в том числе с ис­пользованием оценки качества жизни.









2024 © rukaraoke.ru.