Современные проблемы науки и образования. Садовникова Е., Лыда Ж.В. Создание условий для развития инициативы и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности (г. Иркутск) Детская инициатива в изобразительной


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Катюша» г. Волгодонска

Городское методическое объединение воспитателей

МБДОУ г. Волгодонска

МАСТЕР – КЛАСС

«Педагогическая поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности»

Воспитатель высшей

МБДОУ ДС «Катюша» г. Волгодонска

г. Волгодонск, 2017

Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах создания условий для поддержки детской инициативы.

Познакомить педагогов со способами, приёмами и принципами работы, вариантами создания условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности. Создать условия для педагогов в практическую деятельность в процессе мастер-класса.

Материалы и оборудование: презентация, различные изобразительные материалы, силуэты посуды.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой является одной из приоритетных.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие самостоятельности, инициативы и творчества у детей в изобразительной деятельности.

Уважаемые коллеги, как вы думаете, что означает слова «инициатива»? Подберите синонимы к слову «инициативный».

Ответы педагогов

Для того, чтобы воспитать самостоятельную, инициативную, творческую личность в изобразительной деятельности первым делом необходимо дать ребёнку определённый багаж знаний, умений и навыков, обучить его способам действия с различными материалами.

В своей работе я использую парциальную авторскую программу «Цветные ладошки», которая способствует созданию условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, а так же воспитанию художественного вкуса и чувства гармонии, самостоятельности и инициативности.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость.

Самостоятельная инициативная деятельность может носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе создают художественный образ, декорации, изготавливают атрибуты для игры.

Все дети умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!».

Уважаемые коллеги, как вы поступаете в такой ситуации?

Ответы воспитателей

Это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками окружающих людей.

Приобретая эти качества с детства, мы не просто сможем от них освободиться и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем:

    ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава - только зеленая, дом - только такой формы); отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца); исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии. И еще одна причина - боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для изодеятельности.

Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Известный художник отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет».

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако эффективность воспитания самостоятельности в изобразительной деятельности зависит от соблюдения педагогом определенных условий.

Опыт показывает, что одним из наиболее важных условий является разнообразие и работы с детьми.

Предлагаю вам стать на некоторое время детьми. Приглашаю 4 желающих.

Мотивация: на электронную почту пришло письмо от директора фарфорового завода с просьбой придумать узоры для посуды. Как вы думаете, мы сможем помочь? Перед вами тарелки различного размера, цвета и формы. Предлагаю выбрать любую, наиболее вам понравившуюся. Для оформления вы можете использовать разнообразные материалы.

Педагоги выполняют задание. Подведение итогов.

В своей работе с детьми использую разнообразные, художественные материалы: восковые мелки, гуашь, тушь, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, глину, природный, бросовый, нетрадиционный материал. Знакомлю ребят с разными нетрадиционными техниками выполнения картин и поделок, таких как воскография, акварельная живопись, живопись пальцевая, печатание, отпечатывание, коллаж, монотипия, рисование кусочками поролона, куском ткани, мылом, щеткой, свечой, пластилином, нитками и т. д. Изучив разные техники, малыш в будущем может стать художником, дизайнером, архитектором и т. д.

Итак, уважаемые коллеги, вернёмся к условиям. Другое важное условие: опора на личный опыт ребенка. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности.

Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности и инициативности выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога.

В своей деятельности создаю ситуации успеха для каждого ребёнка. Для этого использую такие приёмы как:

«Убеждение»: «Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся». Если педагог будет убеждать ребёнка и на первых порах поддержит его, то успех обязательно придет.

«Эмоциональное поглаживание» - констатация любого даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы.

«Поиск» - педагог обязан найти тот , который ребёнку по силам и он сможет реализовать себя успешно, тем самым обеспечив себе успех.

Немаловажным является организация личностно ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Необходимо использовать разные типы общения. В какие-то моменты требуется руководство детьми, когда-то возможны партнёрские отношения или предоставление детям свободы.

Следующее условие - создание и обогащение предметно-развивающей среды, обеспечивающей право самостоятельного выбора деятельности, проявление своей индивидуальности. В группе организуется зона самостоятельной художественной деятельности. Материалы и оборудование периодически меняются и дополняются. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению самостоятельности.

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:

Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться изобразительными материалами. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности ребенка создавать для детей все необходимые условия. Содержать в открытом доступе различные материалы и изобразительные средства. Поощрять различные творческие начинания ребенка.

В заключении хочу рассказать вам притчу.

Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.

Господи! Это действительно ты? - воскликнула женщина с радостью.

Да, это я, - ответил Бог.

А что у тебя можно купить? - решила спросить женщина.

У меня ты можешь купить абсолютно всё, - ответил Бог.

Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.

Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.

Разве это всё! - удивилась разочарованная женщина.

Да это всё, - ответил Бог. - А разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

Мы сеем вечное и доброе и не куда-нибудь, а в души детей и что прорастет, культурные семена или сорняки, зависит только от нас.

Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Поощрение высказывания оригинальных идей. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

1

Проведен теоретический анализ понятий «творческая инициатива младшего школьника» и «художественно-практическая деятельность». Показано, что творческая инициатива в младшем школьном возрасте имеет свою специфику (ребенок может планировать свои действия, ставить перед собой задачи и последовательно выполнять их, самостоятелен, стремится к самореализации, общителен, имеет творческое отношение к деятельности и познавательную активность, но главное – готов к выдвижению нестандартных идей) и формируется в различных культурных практиках, в том числе и художественно-практической деятельности. Художественно-практическая деятельность младшего школьника раскрывается как совокупность или отдельные самостоятельные творческие проявления ребенка, выполняемые на основе знаний, умений и навыков, приобретенных самостоятельно или на занятиях под руководством педагога. Этот вид деятельности выполняется по собственному замыслу, инициативе, т.е. ребенок способен самостоятельно планировать свои действия, имеет цель и направлен на результат. Обосновано, что средствами формирования творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности являются создание педагогических ситуаций, требующих нестандартного решения (они могут быть связаны с изменением структуры урока, сменой или заменой художественных материалов, выбором места проведения занятия и др.); использование педагогических методов, приемов, техник, активизирующих творческое мышление и воображение (творческий подход к формулировке заданий, методы развития креативного мышления – аналогии, синектика, др.; работа нетрадиционными изобразительными материалами); вариативность видов художественно-практической деятельности (по видам искусства, по принципу интеграции искусств, по типам заданий и др.); опора на личный опыт ребенка. Раскрыты педагогические условия, влияющие на процесс формирования творческой инициативы младшего школьника: вариативность организации занятия; опора на личный опыт, впечатления, полученные младшим школьником в реальной действительности и самостоятельной художественно-практической деятельности; индивидуальный подход к ребенку.

младший школьник

художественно-практическая деятельность

художественная деятельность

творческая инициатива

творчество

инициативность

инициатива

1. Большаков В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 112 с.

2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: монография. – М.: Педагогика, 1972. – 288 с.

3. Зебзеева В.А., Русакова Т.Г. Проектирование образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие для факультетов дошкольного и начального образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2014.

4. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Изд. Питер, 2009. – 368 с.

5. Короткова Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А.Короткова, П.Г. Нежнов. – М.: ПИ РАО, 2003. – 152 с.

6. Крылова Н.Б. Личность в социокультурном измерении: история и современность. – М.: «Индрик», 2007.

7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. – М., 2006.

8. Русакова Т.Г. Искусство как фактор формирования и обогащения духовного опыта личности // Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ. - №2(29), февраль 2014. – www.grani.vspu.ru.

С раннего детства ребенок участвует в различных видах художественной деятельности - с интересом рассматривает иллюстрации к сказкам, воплощает свои замыслы в рисунках, фантазирует. Б. Теплов, исследуя основные виды художественной деятельности (восприятие, исполнительство, импровизацию) указывал на односторонний подход в процессе обучения детей художественному творчеству [по: 6, с.7]. Эта ситуация в последнее время изменилась - деятельность младших школьников довольно часто организуется с учетом взаимодействия разных видов искусства - изобразительного, литературного, музыкального. В результате у ребенка накапливается более обширный опыт восприятия искусства и собственного творчества, в том числе и с использованием механизмов синестезии. В изобразительном творчестве опыт восприятия воплощается в процессе изучения творчества художников, рассматривания и обсуждения их творческих произведений. К первоначальным исполнительским действиям относится опыт накопления практических знаний и умений различных технологических приемов графических и живописных материалов. Опыт импровизации воплощается в процессе создания творческой композиции. Развитие этого вида опыта в онтогенезе обусловлено процессом целенаправленного формирования творческой инициативы.

В связи с этим одной их важнейших задач педагога является оптимальный выбоp педагогических средств, методов, условий формирования творческой инициативы ребенка в сензитивном для изобразительного искусства возрасте - младшем школьном - творческой инициативы в доступной и актуальной художественно-творческой деятельности.

Цель исследования . Целью исследования является теоретическое обоснование проблемы формирования у детей младшего школьного возраста творческой инициативы в процессе художественно-практической деятельности.

Задачи исследования . Задачи исследования заключаются в выделении эффективных педагогических средств и условий формирования творческой инициативы младших школьников в процессе художественно-практической деятельности.

Материал и методы исследования. В исследовании использовались общенаучные методы познания - формально логический, анализ, синтез, сравнение, обобщение; конкретнонаучные методы - наблюдение, анализ документов и объектов образовательного процесса.

Применительно к процессу обучения творчество представляется как форма деятельности. Ребенок, познавая мир, осваивает множество разных видов деятельности, количество и разнообразие которых можно соотнести только с его потребностями и видами его практики. Практика - область социальной деятельности человека, отличная от теоретической деятельности. Практика включает виды деятельности, направленные на решение конкретных жизненных практических задач при помощи реальных действий с материальными предметами [по: 2, с.307]. Н.Б. Крылова особое внимание уделяет культурным практикам ребенка, которые обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность до школы, в- и вне школы . Под «культурными практиками» автор понимает виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта ребенка, складывающегося с первых дней его жизни, и относит всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий.

Одним из видов практической деятельности человека, активно осваиваемых в детском возрасте, является художественная. Художественной называется деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. В исследованиях речь идет о разных аспектах художественной деятельности:

  • это деятельность, которая интегрирует познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую деятельности на основе эстетического компонента и обусловлена потребностью обособить эстетическоеотношение от других человеческих отношений и видов деятельности;
  • самостоятельноеэстетическое творчество в области различных видов искусства;
  • это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, на-правленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённо-сти ребёнка посредством искусства ;
  • особый вид человеческой активности, главным содержанием, смыслом которой является создание, хранение, функционирование и передача духовных ценностей, она направлена на «обработку», оформление, облагораживание, одухотворение мира, окружающего человека, и на самого человека .

Художественную деятельность условно можно разделить на теоретическую и практическую. К художественно-теоретической мы относим такие специфические виды деятельности как художественное восприятие и художественное общение. Результатами такого вида деятельности является приращение индивидом личностных смыслов, заложенных в произведении искусства .

Художественно-практическая деятельность - это самостоятельные творческие проявления ребенка, выполняемые на основе знаний, умений и навыков, приобретенных самостоятельно или на занятиях под руководством педагога. Художественно-практическая деятельность выполняется по собственному замыслу, инициативе, т.е. ребенок способен самостоятельно планировать свои действия, имеет цель и, возможно, план действий, и направлена на создание некоего художественного продукта. Художественно-теоретическая деятельность может инициироваться как взрослым, так и самим ребенком. В силу сензитивности ребенка младшего школьного возраста к изобразительному искусству, инициатором художественно-практической деятельности чаще всего выступает сам ребенок.

Инициатива (от франц. initiative, от лат. - initium - начало) - почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, это важнейший показатель развития ребенка. Стремление к новым формам деятельности формирует у ребенка инициативность. Такой ребенок любознателен, он сам организует игры, соответствующие собственному желанию, умеет общаться.

Среди ученых нет единого мнения о том, что следует понимать под словом «инициативность». Е.П. Ильин рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности ; для других психологов инициативность - это прежде всего характеристика личности человека, его поведения и деятельности, обеспечивающая способность действовать по внутреннему побуждению; педагоги под инициативностью понимают качество личности обучающегося, способствующее тому, чтобы усилия были направлены на удовлетворение познавательных интересов и потребностей.

Первые проявления инициативности присутствуют уже в поведении ребенка дошкольного возраста. Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов предложили карту развития, основанную на интегральном представлении об уровне развития дошкольника как активной самоопределяющейся личности . Нормативная часть карты отражает становление инициативности ребенка в разных видах деятельности, психологический фон развития, который отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка-дошкольника, авторы идеи предлагают фиксировать во второй части карты. Для нас интерес в данной карте развития представили четыре сферы инициативы: творческая; целеполагания и волевого усилия; коммуникативная; познавательная. Каждую из этих сфер авторы предлагают оценивать, предлагая ребенку конкретный вид культурной практики - познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность или сюжетную игру. Наблюдение за поведением ребенка позволит оценить его инициативность: инициативный ребенок будет реализовывать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность .

Инициативный младший школьник - это ребенок, который может планировать свои действия, ставить перед собой задачи и последовательно выполнять их, самостоятелен, стремится к самореализации, общителен, проявляет творческое отношение к деятельности.

Творческая инициатива отличается от инициативности направленностью получение нового продукта деятельности. От уровня развития творческой инициативы, включающей произвольность деятельности и поведения, широту ориентировки ребенка в окружающем мире и его общую осведомленность зависит развитие творчества. Для развития творческой инициативы ребенка младшего школьного возраста необходимо создать условия, где одной из ведущих будет художественно-творческая деятельность. Такая деятельность развивает самостоятельность, активность, позволяет закреплять приобретенные на занятиях художественные знания, умения, навыки. Художественно-практическая деятельность вызывает яркие впечатления, повлиявшие на воображение, эмоции ребенка, снимает напряжение, укрепляет веру в свои возможности. По результатам художественно-практической деятельности видно не только что и как ребенок нарисовал, но и как он относится к своей работе, к занятию, готов ли он к самостоятельной творческой деятельности, способен ли критически оценивать свою работу. Обеспечение эмоционального отношения детей к своей художественно-практической деятельности в обучении технике рисунка является одной из трудных, но важных задач. Другая задача заключается в приближении ребенка к реалистическому характеру отражения своих переживаний в рисунках. В процессе художественно-практической деятельности дети работаю красками, экспериментируют с инструментами и материалами, получая новые техники и приемы изображения.

Важным средством развития творческой инициативы младшего школьника являются творческие задания, которые побуждают детей самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новое произведение при использовании прошлого опыта, обнаруживают способности, позволяющие выполнить задание в незнакомой ситуации. Мы предлагаем такие задания, как «Образ из заданных линий» (педагогом на листах бумаги рисуются самые разнообразные варианты линий - от «загогулины», выполненной непрерывной линией, до набора штрихов, которые обучающимся предлагается объединить в законченный образ, используя минимум средств), «Образ из отпечатков ладоней» (дорисовать монохромный или цветной отпечаток, используя средства выразительности графики), «Фантастическое животное» (из пятна, линии, отпечатка, на основе заданного образа или описания его образа жизни, методом агглютинации), «Стилизация цветка, дерева, животного, птицы» (их превращение в дом, транспорт, город, мотив для орнамента, фрагмент декоративной композиции) и т.д. Содержание заданий усложняется в зависимости от возрастных особенностей детей, что поможет им действовать по собственной инициативе.

Эффективным приемом формирования творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности является освоение навыков работы в нетрадиционных техниках. Эти техники предоставляют возможность, достаточно простыми способами, получить красивый, необычный результат. Необычные технические приемы дают больше возможностей для самовыражения. Использование знакомых материалов в новой технике изображения дает возможность ребенку применять их в самостоятельной художественно-практической деятельности. Например: рисование нитками, применение в работе штампов, работа мастихином, мастерком, губкой, типографскими красками; работа с тканью, пластилином, бумагой и др. В данном случае творческую инициативу ребенок может проявить в выборе набора инструментов и материалов и способов деятельности, темы и сюжета композиции, формата листа.

Опыт показывает, что для успешного проявления инициативы и самостоятельности в художественно-практической деятельности необходимо соблюдение ряда педагогических условий, первым из которых является вариативность организации самого занятия: необычное начало занятия использование новых материалов, возможность самостоятельного выбора изобразительных средств, работа в необычных условиях (например, не в классе, а на пришкольном участке, в рекреации школы, в кабинете физики). Второе условие - опора на личный опыт, впечатления, полученные младшим школьником в реальной действительности и самостоятельной (не организованной педагогом) художественно-практической деятельности. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности и инициативы. Индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога, который знает особенности каждого ребенка, учитывает уровень развития изобразительных умений и навыков, это следующее условие для эффективного проявления детьми творческой инициативы и самостоятельности.

Формирование творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности целостно раскрывает личность ребенка и его отношения к окружающему миру.

Рецензенты:

Попова В.И. д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики высшей школы, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

Библиографическая ссылка

Русакова Т.Г., Русакова Т.Г., Солдатенкова О.П., Шустова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18721 (дата обращения: 19.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Ушаков Д.Н.

Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество и эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольному образованию.

Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ культурно целесообразного поведения, здорового образа жизни. Поэтому разработка стратегии развития дошкольных образовательных услуг в ДОУ – является актуальной и важной задачей на данный момент времени.

В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетной.

Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (Александр Владимирович Запорожец, Александр Григорьевич Ковалев, Алексей Николаевич Леонтьев, Анна Александровна Люблинская). По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности.

Основными видами изобразительной деятельности дошкольников являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и ручной труд. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Использование различных видов изобразительной деятельности дает ребенку широкую возможность в проявлении своих творческих задатков, в формировании личности инициативной, самостоятельной, индивидуальной.

Так в рисовании, работая по тематическому блоку «Пейзаж», рассматривание пейзажей с детьми начинаем уже с младшего дошкольного возраста. У детей возникает желание рисовать и они воплощают свои эмоции от увиденного и пережитого в свои первые пейзажи, так появляются пейзажные этюды: « Почки и листочки», «Дождик, дождик:кап-кап-кап!», «Ветер», «Вьюга-завируха», «Ненастье» и др. Дети уже в младшем дошкольном возрасте проявляют самостоятельность в выборе разного материала и проявляют инициативу в изображении элементов пейзажной живописи. Потребность в самостоятельности возникает у малыша очень рано, важно не пропустить этот момент, помочь ребёнку проявить свою индивидуальность, предоставить ему выбор и помочь раскрыть то, что заложено в каждом малыше природой. У детей старшего дошкольного возраста индивидуальность в изображении пейзажа проявляется более ярко. Каждый ребенок по своему видит изменения в природе, ощущает красоту и неповторимость природы в разное время года и отражает это в своей работе. Так дети старшего дошкольного возраста изображают природу в переходных сезонных состояниях: начало осени, золотая осень, поздняя осень. Проявляется индивидуальность и в выразительных средствах живописи-колорите, композиции, рисунке. Один ребенок изображает зиму белоснежную, а у другого зима в фиолетовых оттенках. Индивидуальность проявляется и в построении композиции.Для поддержки детской инициативы и самостоятельности используем прием незавершенных композиций, экспериментирование с цветом, где дети самостоятельно смешивают краски и находят нужный оттенок, выбирают фон и материал для передачи образа. Детская самостоятельность и инициатива поддерживается через коллективные композиции, где дети выбирают партнера, работают в паре, подгруппе.

В детских работах можно увидеть, какой дует ветер, как летят и кружатся осенние листья, несет их легкий прохладный ветерок или пронзительный злой северный ветер. Своим работам дети самостоятельно придумывают названия «Ласковое утро», «Грозный вихрь», «Северное сияние» и др. Результатом проведенной работы по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью стала выставка детских работ «Красивые уголки нашего города». В своих работах дети проявили индивидуальный почерк, самостоятельность при выборе сюжета, материалов и средств, способность к интерпретации художественных образов. Не случаен и выбор сюжета, каждый ребенок изображает свой любимый уголок города, а значит, у него зарождаются любовь и чувство патриотизма к своему родному краю.Каждый вид изобразительной деятельности наряду с общим эстетическим воздействием оказывает специфическое влияние на ребенка. Как показывает опыт работы педагогов нашего детского сада применение в аппликации нетрадиционных техник способствует не только развитию художественного воображения и эстетического вкуса, творческого мышления, пространственного восприятия, но и развитию детской инициативы и самостоятельности. Мы используем разные виды аппликации, которые различаются по форме (объемные, плоские), цвету (одноцветные, двуцветные) и тематике (предметная, декоративная, сюжетная). Для их создания мы используем цветную бумагу, пластилин, ткань, солому. Дети с удовольствием используют в сочетании с аппликацией технику оригами. В качестве необычных материалов для аппликации используем клейкие модули: клейкие листочки и клейкие ленты, бумажную мозайку. Дети с помощью цветочков, стрелочек, звездочек оформляют как объемные, так и плоские аппликации, тематические открытки, настенные панно. Работа с необычным материалом позволяет дошкольникам проявлять фантазию, креативность, творческий подход, учит мыслить нестандартно.

Лепка вызывает интерес практически у детей всех возрастов. Педагоги нашего ДОУ используют различный материал: пластилин, тесто, гипс, глину и различные техники работы с данными материалами.Нетрадиционная техника работы с пластилином «Пластилинография» активно используется в практике работы нашего ДОУ. («Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Темы близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства. Дети с удовольствием самостоятельно придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, проявлять инициативу, индивидуальность, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес. В своей работе используем такие виды пластилинографии как обратная пластилинография, пластилиновая мозайка, модульная пластилинография. Детям предоставляется большой выбор разнообразного пластилина. В пластилинографии используем те же приемы, что и в лепке: придавливание, примазывание, сглаживание, сплющивание. Цвета легко смешиваются между собой и получаются дополнительные оттенки, что помогает ребенку развить цветоощущение. Родители, посетив выставку объемных картин в детском саду активно откликнулись и посетили мастер-классы, где вместе с детьми создавали пластилиновые шедевры. Многие из родителей создали свои уголки творчества в домашних условиях, что привело к проявлению самостоятельности в творчестве детей. Системность и поэтапность в работе с пластилином при создании объемных картин позволяет детям проявить оригинальность, самостоятельно довести дело до завершенного конца.

Предлагаем вашему вниманию мастер-класс на тему «Пластилинография»

Данный мастер – класс может быть полезен родителям, воспитателям и учителям в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: развитие самостоятельности, инициативы, индивидуальности посредством пластилинографии.
Материал для работы: пластилин; цветной картон; маркеры; стержни от шариковой ручки; стека; фоторамки.

Выберите себе незавершенные композиции, по желанию вы можете нанести свой рисунок: предмет, цветок, гриб, бабочку и пластилин. В данном случае мы предоставляем большой выбор пластилина. Сейчас я расскажу о нескольких видах пластилинографии, а вы сами выберите себе тот вид, который вам больше всего понравился.

1. Обратная пластилинографии – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.

Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Т.к. на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.

При обратной пластилинографии поверхность для работы нужно предварительно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла. Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера или витражного контура, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.

2. Модульная пластилинографии – изображение лепной картины с использованием различных элементов -валиков, шариков, косичек, дисков.

Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.

3. Мозаичная пластилинографии – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур. Вы можете приступить к работе и выбрать любую технику пластилинографии.

Пока наши коллеги работают, я расскажу о других видах пластилинографии.

Существует еще несколько видов пластилинографии.

3. Прямая пластилинографии – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

4. Контурная пластилинографии –изображение предмета при помощи жгутиков.

Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.

5. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев . Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.

6. Фактурная пластилинография-изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф)


Подписи к слайдам:

Пластилинография Воспитатель: Скиба О.А.

Что такое « Пластилинография »? Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Что такое пластилин? Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός - лепной) - материал для лепки. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и красителей. Служит для выполнения различных фигур и изображений.

Материалы, используемые в пластилинографии Пластилин (разных цветов). Пластиковые дощечки для выполнения работ. Стеки. Картон (однотонный и цветной),желательно плотный. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т.д.

Шариковый пластилин Плавающий пластилин Масса для лепки

совершенствовать зрительное восприятие. способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию: развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала; развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук; развивать фантазию, воображение, пространственное мышление; формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями. способствовать социализации детей: развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости - вносить коррективы в первоначальный замысел. Задачи:

Прямая пластилинография-изображение картины на горизонтальной поверхности Обратная -изображение с другой стороны(витражная)

Контурная пластилинография-изображение картины по контуру, с помощью жгутиков Многослойная- нанесение пластилина несколькими слоями

Модульная пластилинография-нанесение множества готовых элементов Мозаичная –нанесение одинаковых элементов(шариков)

Фактурная –более выпуклое изображение (рельеф, барельеф)

* Можно закрашивать шаблон пластилином; * процарапывать зубочисткой рисунок на слое пластилина; * лепить объёмную картину – барельеф; * делать пластилиновую картину. Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы – баночки, бутылочки, пластмассовые яйца, коробочки. Они служат прочной и удобной основой. А также позволяют избежать лишней работы. Лепка по форме Рисование пластилином

Когда образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).Этим способом начинают лепить уже в 2-3 года(пирамидка. бусы. Заборчик, колодец) Объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Называют пластическим или лепка из целого куска, когда ребёнок моделирует форму – основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, сминает, прищипывает там, где нужно: сверху, по бокам, снизу. Конструктивный способ Скульптурный способ Комбинированный способ Техника лепки – разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Раскатывание Скатывание Оттягивание Сплющивание Вдавливание Загибание Оформление работы

«Азбука лепки» - приём скатывания формы шара: играем с пластилином в «Волшебный колобок» Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс- воздушный шарик, дыня. Оттянуть с одной стороны- груша, матрёшка. Сплющить между ладонями в диск-колесо, лепёшка. Раскатать в конус - мороженое, пирамида. Сплющить с одной стороны в полусферу- пряники, жуки. Сделать углубление пальцами или карандашом - шляпка гриба, чашка, ваза.

«Азбука лепки» - приём раскатывания формы цилиндра: играем с «колбаской» Совместно с детьми, выполняем движения ладонями рук вперед - назад (до получения детали нужной формы и размера) с одновременным проговариванием следующего текста: «Едет, едет паровоз – две трубы и 100 колес: « Чух, чух, чух, чух, чух! » (особенно актуально на начальном этапе освоения основных формообразующих движений).

1 этап Зрительно-тактильное обследование предмета- определение особенностей его строения: частей и деталей, из которых он состоит.

Зарисовка изображения, определение количества пластилина 2 этап

3 этап Непосредственное создание пластилинографи-ческого изображения, используя приёмы «Азбуки лепки» и производные от них приемы техники пластилинографии.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Чтобы была завершённость занятия, обязательно подводится краткий итог Самостоятельная оценка работы с помощью: карточек – символов; схемы; смайликов и др. Создание сюжетной композиции, выставка и общая оценка работ педагогом Оценка работы соседом; героем из сюрпризного момента

Спасибо за внимание!

Список источников « Пластилиновая страна Лепилка » Селивон В.А. Минск: «Поппури», 2010. «Программа 4 вида» под ред. Плаксиной Л.И. http: //www.Lenagold.ru http: //strandetstva.ru «Пластилинография: анималистическая живопись» Давыдова Г.Н., изд-во: Скрипторий 2003.Год выпуска 2008. http: //detskiysad.ru


Презентация: Развитие познавательной инициативы детей раннего возраста в изобразительной деятельности 

Развитие детской инициативы одна из актуальных тем на сегодняшний день, а поскольку у детей очень развит интерес познать что-то новое мы решили посмотреть как можно развивать инициативу у детей в раннего возраста в изобразительной деятельности.

Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности - оснащение групп нужным оборудованием и пособиями, удобное их расположение

В уголке творчества мы собрали различные средства художественной деятельности и материалы, в том числе и нетрадиционные:

*широко представлены изобразительные и пластические материалы знакомые детям;

*бумага разного цвета, формата, фактуры;

*аппликативный материал (клей, ножницы, линейки и т. д.);

*трафареты, силуэты;

* дидактический материал, образцы, схемы и т. д.

Первоначальные ростки творчества появляются у детей на занятиях, если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем раннем возрасте выполняет охотно.

С помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности, поэтому целесообразно организовывать работу с детьми с применением нетрадиционных способов.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционная техника играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка.

Для того чтобы завлечь ребенка обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, желание помочь. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изобразительной деятельности и, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Малыши воспринимают занятия изодеятельностью как новый, необычный и интересный опыт.

Маленького ребёнка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее, даже такой карапуз уже способен по-своему оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства.

Так для детей раннего возраста подходит пальцевая живопись.

Терапевтический эффект пальцевой живописи наблюдается не только в момент создания, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование, пальчиком возможно на песке, манке, пальчиковыми красками одни из первых наших работ были «Цветы на окне», «Листопад».

Рисование ладошкой вызываем не менее яркие эмоции у детей, так с помощью волшебных ладоней были созданы следующие работы «Аквариум», «Золотой петушок», «До свидания лето»

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу изобразительной деятельности и его результатам. Одна из таких работ «Природные явления»

Рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.

Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать

Рисование штампами способствует развитию у детей:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Ватными палочками «Любимая игрушка»

Яблоками «Компот»

Фигурными штампами «Бусы для мамы»

Поролоновыми штампами «Цветок желаний»

Аппликация из песка из цветного песка Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. развивать чувство цвета, творчество, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, «Елочка красавица», «Фрукты»

Накладная аппликация способствует развитию творчества, созданию образа из готовых деталей, развивает эстетическое восприятие, творческие способности, аккуратность «Платье для матрешки», «Божьи коровки» аппликация с элементами конструирования

Мозаика успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы «Весна», «на лужайке»

Обрывная аппликация Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной,»«Утята на прогулке», «Кораблик для Зайчика»

Формируя у детей умение, самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.

Развитие детской инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности.

Воспитатель:

Ильина Елена Евгеньевна



Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся

в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Самостоятельность – это способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром; свобода ребенка в поступках и ответственность за них.


Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни.

Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Инициативность – это внутреннее побуждение

к новой деятельности;

способность к самостоятельным активным действиям.


Особого внимания заслуживает такое понятие как «творчество».

Детское творчество - одна из форм самостоятельной

деятельности ребёнка , в процессе

которой он отступает от привычных

и знакомых ему способов

проявления окружающего мира,

экспериментирует и создает нечто новое

для себя и других.


Факторы, влияющие на развитие детской самостоятельности и инициативности.

предметно-развивающая среда

Игровая деятельность.

Труд.

Взаимодействие с социальным окружением

Взаимодействие со сверстниками

Воспитательно-образовательный процесс

Воспитание в семье


Социально-коммуникативное развитие

развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Познавательное

развитие

формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения, творческой активности;

Речевое развитие

владение речью как средством общения и культуры развитие речевого творчества;

Художественно-эстетическое развитие

реализация самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);

Физическое развитие

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере


Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных возрастных группах.

Ранний возраст

Дошкольный возраст 3-4 года

Дошкольный возраст

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность

Познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст

Расширение сфер компетентности в различных областях практической деятельности, информационная познавательная деятельность.

Внеситуативно - личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива


Построение взаимодействия педагога с детьми

Педагог не является:

Педагог является:

  • Проводником;
  • «Архитектором»;
  • Создателем пространства для свободного творчества детей
  • Диктатором;
  • Всезнающим «источником информации»;
  • Руководителем


Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется во всех видах детской деятельности.

  • игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
  • игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
  • игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
  • игровая;
  • коммуникативная,
  • познавательно-исследовательская,
  • продуктивная,
  • музыкальная,
  • двигательная,
  • элементарная трудовая;
  • непосредственно-организованная;
  • режимные моменты

Эффективные формы работы и виды деятельности, способствующие развитию детской инициативы и самостоятельности.

  • проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
  • проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
  • проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
  • проектная деятельность;
  • познавательно-исследовательская деятельность,
  • игровая деятельность,
  • продуктивная деятельность,
  • кружковая работа

Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.

Игра, способствует развитию активности, инициативы и самостоятельности.


Сюжетно-ролевая игра

«Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, навязывать им те или иные игры…»

А.С. Макаренко

Дидактическая игра

В процессе дидактических игр у детей формируется самостоятельность принятия решений.


ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).

Ребенок учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.


Познавательно-исследовательская деятельность.

Педагог постоянно создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребёнка в познавательной деятельности; ставит перед детьми все более сложные задачи, нацеливает на поиск новых творческих решений, тем самым развивая самостоятельность и творческую активность.


Проектная деятельность

Проектная деятельность позволяет не только

поддерживать

детскую инициативу и самостоятельность,

но и оформить её в виде культурно-значимого продукта.


Кружковая работа

Свободный выбор ребенком вида деятельности раскрывает социально значимые качества личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность.


Приемы:

  • ситуация успеха
  • установки
  • предвосхищающая положительная оценка
  • проблемное обучение (проблемная ситуация)
  • эксперимент (исследование)
  • моделирование
  • игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели
  • «Мастер- классы» формируют у детей способности самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми.

Этапы развития самостоятельности

и инициативности

1 этап: формирование умений

2 этап: применение умений

3 этап: творческое применение умений в новой ситуации



«При воспитании самостоятельности часто забывают об ответственности, а ведь это чувство необходимо формировать с самого раннего возраста! Необходимо с самых ранних лет объяснять малышу, что, если он взялся за какое-то дело, обязательно должен довести его до конца! Этот принцип должен лечь в основу воспитания».

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».

Ш.А. Амонашвили










2024 © rukaraoke.ru.