Спортивное воспитание как основа формирования культуры личности. Современные проблемы науки и образования. Педагогическая требовательность тренера


Спорт... что же такое спорт, каким видом спорта лучше заниматься, кого выбрать себе в учителя и кумиры, в каком возрасте лучше начинать заниматься спортом, наверно большинство людей ставили перед собой такие вопросы. Особенно, это касается людей, в которых подрастают маленькие дети.

Множество людей сейчас хотят чтобы их дети с самого маленького возраста начинали заниматься спортом, различных видов. И, наверное это правильно с их стороны. Ведь, хорошее физическое воспитание детей и молодежи помогает растить закаленных, ловких, смелых, а главное здоровых людей. Физические занятия и упражнения воспитывают выносливость, инициативу, настойчивость, решительность. Ответственность за здоровые и физическое воспитание на себя берут родители и семя.

Они должны организовать здоровый досуг, заботиться о физическом закале, здоровые, режиме и влечение в физкультурно-спортивную работу. Что сейчас только не делают родители чтобы увлечь ребенка к занятиям спорта: это и спортивные школы, и телевидение, например программа "Прыг скок-команда" (спортивная, веселая разминка для малышей и даже родителей). В семьях, где родители поддерживают своих детей в занятие спортом, будь это спортивные игры, физкультура, спорт, строгий режим дня, режим отдыха и роботы, активный просмотр "Прыг скок-команда " или других программ, в таких семьях дети здоровее, крепче, более дисциплинированы. Правильное физическое воспитание вообще, и физическое воспитание детей это прежде всего соблюдение режима дня.

Школы сейчас предлагают распределение работы и отдыха. Такое, строгое выполнение это только плюс, потому что ребенок учится дисциплине, учится точно и аккуратно выполнять учебные задания. Такой строгий режим способствует правильному развитию физических сил и укреплению здоровья. Учеба требует большого напряжения физических и умственных сил тех, кто учится. Отсутствие отдыха приводит к расстройству здоровья, а в последствие к плохому физическому развитию. В этом режиме нужно обязательно учесть нахождение ребенка на свежем воздухе, а также питание, свободное время для ребенка. Все это зависит от родителей, семьи, воспитания. Детям будет полезно бегать на коньках, заниматься на лыжах, ездить на велосипеде, играть в футбол, баскетбол, волейбол, плавать. Не надо забивать, что нужно соблюдать советы врача.

Давайте своему ребенку заниматься спортом и он будет здоровым и активным.

Похожие статьи:

Воспитание у дошкольников любви к природе (9008 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

С каждым годом возрастает сила демографического пресса. Человечество вступило в период научно-технической революции, дошло до постиндустриальной стадии развития, открыло дорогу в космос. Никогда прежде для своего...

Упрямство и неприязнь к родителям у детей в раннем возрасте (6171 Просмотров)

Раннее детство > Психология возраста

Такое поведение не редко наблюдается у детей ещё в возрасте от одного года. В годовалом возрасте ребёнок начинает спорить с матерью, а в два с половиной года зачастую противоречит самому себе. Ему с трудом даётся...

О некоторых ошибках воспитания детей (4634 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

Какой-то единой идеальной методики воспитания, видимо, такая система и не может существовать. Ведь с течением времени частично изменяется совокупность взглядов и принципов, которые родители воспитывают в своих...

Спортивное воспитание, образование, обучение (в узком смысле)

Предметом педагогической деятельности, ориентированной на воспитание спортивной культуры личности и воспитание посредством спорта могут быть различные личностные качества, способности и аспекты жизнедеятельности индивида:

Мотивы, интересы, потребности, установки, ценностные ориентации, эмоции и другие аналогичные образования;

Умения, навыки, проявляемые в реальной деятельности, поведении, образе жизни.

Чтобы четко фиксировать, не смешивать эти направления педагогической деятельности, для их обозначения целесообразно ввести соответствующие термины. Один из вариантов, учитывающий возможность использования терминов «образование», «воспитание» и обучение» в узком значении (см. 6.2), состоит в следующем:

У педагогическая деятельность, имеющая целью приобщение воспитуемого в специально организуемых условиях педагогической среды к миру знаний о спорте, формирование системы такого рода знаний, информационной готовности участвовать в занятиях спортом), обозначается термином «спортивное образование (вузком смысле)»;

У педагогическая деятельность, ориентированная на формирование (совершенствование) у индивида умений, навыков, операциональной готовности участия в занятиях спортом, а вместе с тем соответствующего реального поведения, реальной спортивной активности для достижения тех или иных личностных целей (поведенческой культуры данной активности), обозначается термином «спортивное обучение (вузком смысле)»;

У педагогическая деятельность, имеющая целью приобщение воспитуемого в специально организуемых условиях педагогической среды к миру ценностей (идеалов, символов, образцов поведения и т.п.) спортивной деятельности, формирование у него соответствующих мотивов, интересов, установок, ценностных ориентаций и т.п., т.е. связанной с этой деятельностью мотивационной культуры личности, обозначается термином «спортивное воспитание (в узком смысле)».

Спортивное образование, воспитание и обучение (в таком их понимании) представляют собой взаимосвязанные, но вместе с тем относительно самостоятельные, элементы единой, целостной системы педагогической деятельности, ориентированной на формирование спортивной культуры личности и воспитание посредством спорта. Для обозначения этой педагогической деятельности в целом сохраняется термин «спортивное воспитание», понимаемый в широком смысле (значении).

В последующем тексте, если термины «спортивное воспитаниие», «спортивное образование» и «спортивное обучение» будут использоваться в таком узком значении, это будет специально указываться.

Методы спортивного воспитания

Для решения разнообразных и сложных задач спортивного воспитания необходим комплекс соответствующих методов [см.: Столяров, 1998ж, 2009а, 2013 г.; Столяров, Баринов, 2009а, б, 2011; Столяров, Козырева, 2002 и др.].

Эти методы можно подразделить на две группы.

Первая группа - методы воспитания общего позитивного отношения индивида к спорту. Эти методы целесообразно использовать, следовательно, во всех разновидностях спортивного воспитания.

Вторая группа - методы воспитания ценностно-избирательного отношения индивида к спорту. Имеются в виду, следовательно, специфические методы спортивного воспитания, которые необходимы для решения особых задач той или иной разновидности этой педагогической деятельности (например, спортивно-гуманистического воспитания, олимпийского воспитания и т.д.).

Для воспитания общего позитивного отношения индивида к спорту могут быть использованы: активные и регулярные занятия спортом, информирование об истории и современном состоянии спорта, о методике спортивной тренировки, обучение основам спортивной тренировки и другие традиционные, общеизвестные методы. Важное значение для решения этой задачи имеют и охарактеризованные в предыдущей главе методы приобщения физкультурно - двигательной активности, внося в них определенную коррекцию с учетом специфики спорта (прежде всего, его соревновательного характера). Заслуживает внимания такая инновационная форма приобщения учащихся к спортивной деятельности, как «парад видов спорта» [см. Панова, Ключникова, 2012].

Широко распространено мнение о том, что указанные традиционные методы спортивного воспитания (активные и регулярные занятия спортом, информирование об истории и современном состоянии спорта, о методике спортивной тренировки, обучение основам спортивной тренировки) позволяют во с - питать у детей и молодежи не только общее позитивное отношение к спорту, но и те качества, способности, поведение, образ жизни, которые характеризуют гуманистическое отношение к спортивной деятельности, - целостное развитие личности, нравственное поведение в спортивном соперничестве в духе принципов «честной игры» и др.

Такая позиция по обсуждаемой проблеме представлена, например, в работах В.Д. Паначева, посвященных спортивной культуре студенческой молодежи [Паначев, 2006, 2007]. По его мнению, спорт «сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально - культурной жизни человека и перехода в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность»: «сама природа спорта обладает мощн ым воздействием на личность, спорт для молодежи - это «школа характера, мужества, воли». Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать «удары судьбы». Спорт формирует личность, заставляет бороться со своими слабостями, преодолевая себя. Благодаря спорту человек учится владеть своими эмоциями, понимать красоту. В спорте человек впервые начинает постигать азы правовой культуры, усваивает правила «честной игры». Спорт выступает мощн ым фактором социализации, проявления социальной активности. Через спорт человек нарабатывает опыт межличностных отношений» [Паначев, 2007, с. 55, 58].

В соответствии с этим В.Д. Паначев характеризует спортивное воспитание как «новый вид воспитания средствами спорта, соревнования, трениро - вочных нагрузок, спортивной подготовки, в ходе которой формируется личность спортсмена, способного достигать высокого спортивного результата и быть личностью в самом высоком понимании этого слова» [Паначев, 2007, с. 57]. Он полагает, что развитие спортивной культуры личности - это одновременно и ее гармоничное развитие: «развитие спортивной культуры - это уникальное явление гармоничного развития личности студента в процессе физкультурно-спортивной деятельности, включающее в себя духовное, физическое и спортивное совершенствование студенческой молодежи. освоение ценностей спортивной культуры позволит студентам познать мир спорта, приобщиться к физкультурно-спортивной деятельности, сформировать интерес к своему здоровью» [Паначев, 2007, с. 32]. Помимо указания на то, что гармоничное развитие личности осуществляется посредством ее включения в физкультурно - спортивную деятельность, В.Д. Паначев не указывает каких-то других форм и методов, содействующих достижению этой цели.

В.Д. Паначев для обоснования своей позиции неоднократно ссылается на работы Л.И. Лубышевой, посвященные проблемам спортивной культуры. В этих работах предлагается ввести в учебный процесс общеобразовательной и высшей школы предмет «Спортивная культура». Цель данного учебного предмета - спортивное образование, ключевым моментом которого является формирование спортивной культуры личности, а в содержание входят три раздела теоретический, практический и контрольный. «Теоретический раздел должен содержать знания об истории становления и развития спорта, теории спорта, основах спортивной тренировки, методики медицинского контроля и самоконтроля. Практический раздел должен включать основные разделы спортивной подготовки: общую физическую, специальную, тактическую и техническую. Соревновательная деятельность является неотъемлемой частью данного процесса. Контрольно-нормативный раздел предусматривает оценку знаний, двигательных умений и навыков на уровне требований юношеских спортивных разрядов» [Лубышева, 2005, с. 61; 2008, с. 3; 2009б, С. 209].

Что касается средств формирования спортивной культуры личности в процессе спортивного образования, то, как отмечает Л.И. Лубышева, «системная организация содержания спортивного образования осуществляется посредством:

Разработки новых образовательных программ (тренировочных, оздоровительно-тренировочных, кондиционно - тренировочных, разноуровневых, авторских, вариативных);

Создания спортивного климата (духа), богатой разносторонней спортивной среды (спортивный клуб, секции по видам спорта и обязательный учебно - тренировочный процесс за пределами расписания);

Использования новых форм образовательного процесса (учебно - тренировочные занятия, матчевые встречи, спортивные праздники, соревнования, олимпиады)» [Лубышева, 2009б, С. 210].

Предполагается, что формирование спортивной культуры на основе этих форм и методов «позволяет устранить «болевые точки» традиционно сложившейся системы физического воспитания», в том числе «предоставит возможности для приоритетного освоения этических, нравственных, духовных и здоровьеформирующих ценностей спортивной культуры» [Лубышева, 2005, с. 61; 2009б, С. 210, 211].

Формулируя эти положения, Л.И. Лубышева исходит из того, что «спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и средством успешной социализации» [Лубышева, 2003, с. 26; 2005, с. 56; 2009б, С. 203].

В такого рода взглядах на спорт и спортивную культуру личности допускается две основных теоретико - методологических ошибки.

Первая из них состоит в том, что гуманистический потенциал спорта, активных занятий спортом ошибочно отождествляется с их реальной значимостью, и на основе этого предполагается, что спортивная активность во всех случаях непременно оказывает позитивное влияние на занимающихся спортом, всегда является «мощным социальным феноменом и средством успешной социализации». Реальная практика опровергает такое мнение.

В спортивной деятельности действительно заключены огромные возможности для позитивного влияния на личность и социальные отношения. Некоторые аспекты этого потенциала спорта реализуются и на практике. Спортивная тренировка, как правило, позволяет обеспечить физическое совершенствование детей и молодежи. Многие виды спорта (фигурное катание, спортивные танцы, художественная гимнастика, синхронное плавание, фристайл и др.) позитивно влияют на эстетическую культуру лиц, занимающихся этими видами спорта. Но все же огромный гуманистический потенциал спортивной деятельности нередко реализуется недостаточно полно и эффективно. Весьма незначительной обычно является ее роль в формировании и развитии нравственной культуры, творческих способностей, коммуникативной, экологической культуры, культуры мира детей и молодежи.

Более того, факты свидетельствуют о том, что активные занятия спортом во многих случаях оказывают негативное влияние на занимающихся им. Победа в современном спорте приобретает все более важное значение. Она приносит престиж самому спортсмену, тренеру, клубу и спортивной организации, воспитавшей чемпиона. Чаще всего успех сопровождается не одними дипломами - значительными материальными поощрениями тоже.

Неудивительно поэтому, что среди спортсменов все чаще наблюдается стремление любой ценой - даже за счет здоровья, одностороннего развития и нарушения нравственных норм - добиться победы. Все большее число детей и молодежи спорт привлекает отнюдь не как сфера проявления нравственности, эстетики, культуры, человеческого (неформального) общения, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, не как средство гармоничного развития личности. Они включаются в спорт и спортивные соревнования прежде всего потому, что здесь можно заработать деньги, приобрести иные материальные блага, славу, поднять свой престиж [см.: Детский спорт. 1998; Столяров, 1998б, е, ж, 2011 г.; Хрестоматия по социологии. 2005].

Значит, многочисленные факты свидетельствуют о том, что «спорт, создающий ценности спортивной культуры», не всегда приводит к позитивным (с гуманистической точки зрения) результатам и потому оши бочно полагать, будто он является и «всегда являлся мощн ым социальным феноменом и средством успешной социализации». Гуманистический потенциал спортивной деятельности не реализуется автоматически. Целый ряд факторов определяют степень и характер влияния спорта на личность и социальные отношения [Столяров, 1998б, е, ж, 2004в, 2009а, 2011 г.]. Методологическая ошибка отмеченных выше взглядов на спорт и спортивную культуру состоит в том, что эти факторы не учитываются, не выделяются и не анализируются.

Когда высказывается мнение о том, что включение воспитуемых в активные и регулярные занятия спортом позволяет сформировать у них не только общее, но и гуманистическое отношение к этим занятиям, гуманистически ориентированную спортивную культуру личности, допускается и вторая ошибка. Не учитывается, что привлекательность, значимость, ценность спорта для детей и молодежи, как отмечено выше, может состоять вовсе не в том, что он позволяет укреплять и сохранять их здоровье, содействовать их разностороннему и гармоничному развитию, а, например, в том, что дает возможность проявить склонность к агрессии, насилию, рассматривается как средство достижения материальных благ, славы, демонстрации своего превосходства над другими, решения других задач - экономических, политических, националистических и т.п.

Значит, не принимается во внимание то обстоятельство, что занятия спортом могут приводить к формированию такой спортивной культуры личности, которая имеет не гуманистическую , а иную направленность.

Изложенное выше служит позволяет сделать вывод о том, что для воспитания гуманистически ориентированного ценностно - избирательного отношения к спорту и гуманистического воспитания посредством спорта недостаточно включения воспитуемых в активные и регулярные занятия спортом. Решение этой сложной задачи требует комплекса других методов.

К их числу можно отнести (вновь с некоторым уточнением) охарактеризованные в предыдущей главе методы решения аналогичной задачи применительно к физкультурно-двигательной активности, разумеется, внося в них коррекцию с учетом специфики спортивной деятельности (прежде всего, ее соревновательного характера).

Следует отметить также важное значение физкультурно-спортивных клубов для решения задач физкультурно-двигательного и спортивного воспитания. Анализу различных аспектов деятельности этих клубов посвящены многие научные публикации и диссертации [Антикова, 1990; Арвисто, Труу, 1990; Ах - темзянова, 2010; Ахтемзянова, Пешкова, Кан, Григорьева, 2009; Баландин В.П.,

Никифорова Е.В., 2009; Гостев Р.Г., 2001; Зданович О.С., 2012; Карамышева, 2009; Краюшкин, 1987; Кудрявцева Н.В., 1996; Леонов, Руцкой, 1990; Логинов

В.Ф., 1994; Мацкевич, 1987; Мицкевич, 1985; Низяева, Подливаева, 1998; Никулин А.В., 2008; Семагин, 1992; Скрипник Г.М., Скрипник Я.Ю., 2012; Столяров, Кудрявцева Н.В., 1998; Типовое положение, 1995; Толкачев, 1998; Халтурина, 2004; Хрусталев, 2000; Чедова, 2012; Шукаева, 2006]. Спортклуб является прекрасной школой для детей и молодежи научиться общению друг с другом, жизни в обществе, соблюдая принци пы демократии, коллективной и личной ответственности. Клубная форма объединения позволяет дифференцированно учитывать интересы и потребности занимающихся спортом, вести консультационную работу среди них, осуществлять не только организационную, педагогическую, но и финансовую деятельность.

Наиболее эффективной показала себя модель такого детско - юношеского спортклуба, в котором реализуются следующие принципы организации: членом клуба может стать каждый человек, независимо от способностей, пола, возраста и т.д.; руководство клубом осуществляет Совет, избираемый демократическим путем; члены клуба разрабатывают и реализуют программы деятельности, создают инфраструктуру клуба, готовят спортивную экипировку, атрибутику и т.д.; помимо занятий спортом организуются разнообразные формы социальнокультурной деятельности; имеется штат квалифицированных кадров; родители и школа информируются по всем вопросам своей деятельности. Практика деятельности спортклубов показала нецелесообразность такого подхода, при котором функции руководства клубом берут на себя учителя, методисты, инструктора, а органы детского клубного самоуправления осуществляют только исполнительные функции. Но неправильно предоставление детям и полной самостоятельности. Наиболее рациональным является такой подход, при котором общие направления деятельности клуба определяются инструкторами, а более конкретные вопросы выносятся на обсуждение Совета клуба и его членов.

Важное социально - педагогическое значение физкультурно-спортивных клубов осознается во многих странах. Информация по данной теме содержится в ряде научных публикаций [см.: Башкирова, Гуськов 1994; Виноградов П.А., Дивина, Жолдак, 1997; Земильский, 1981; Клубная жизнь, 1996; Клубы разные. 1996; Кноп, 1993; Спортивные клубы., 1996; Heinila, 1986; Raikkala, 1993; Schlagenhauf, Timm, 1976 и др.].

Во многих стрнанах физкультурно-спортивные клубы приобрели большую популярность. Так, в Финляндии 450 тыс. человек (34% населения), включая детей и молодежь, являются членами различных спортивных клубов рекреационной направленности . Модель массового спорта в Бельгии также реализуется через спортклубы [Движение. 1989]. В спортивной деятельности подростков в Швеции в период двух последних десятилетий отмечается увеличение процента активных членов в спортклубах и снижение активности подростков, не являющихся членами спортклубов [Энгстрем, 1993].

В последнее время наряду с традиционными предлагаются и инновационные формы организации их деятельности. Заслуживает внимания, например, организация «клуба спортсменов-интеллектуалов» как новая форма организации спортивной работы в учебных заведениях [Панова, Разумова, Костюнина, 2012]. Деятельность детско-юношеских спортклубов обычно связана с осуществлением внешкольных программ. Так, «Клуб тысячи миль», созданный в Великобритании в университете Лоуборо в процессе реализации «Проекта по санитарному просвещению и физическому воспитанию», стал формой осуществления внешкольной спортивной программы и объединил школьников - любителей бега [Формирование здорового образа жизни. 1993]. Неординарной формой работы с «трудными» подростками стали возникшие в 1986 г. в некоторых штатах США клубы «Лиги полуночного баскетбола» . Баскетбольные матчи этих клубов, проводимые для подростков ночью, снизили преступность, так как привлекали их к баскетболу, хотя бы в качестве зрителей.

Деятельность многих спортклубов для детей и молодежи связана с новыми видами спорта. Так, в США возник новый вид спорта - прыжки через две веревки с выполнением сложных движений. По данному виду спорта проводятся не только внутришкольные, но также городские и даже международные соревнования. Любители этого вида спорта объединяются в клубы «Дабл-дач», каждый из которых имеет свой устав, эмблему, форму. Члены клуба активно участвуют в показательных выступлениях на стадионах, площадях, в парках. Клубы организуют тренировочные занятия, подготовку к соревнованиям. В Финляндии среди популярны клубы «Хи-хоп» - одно из направлений развития движения «спорт для всех» в виде двухдневных соревнований по аэробике, которые проводятся раз в год Финской Ассоциацией женского физического воспитания [см.: Sports for all. 1993].

Некоторые детско-юношеские спортклубы не ограничивают свою деятельность спортом. Характерны в этом плане созданные в Финляндии клубы, объединенные движением «Новые течения». Цель создания этих клубов - не только вовлечение детей и подростков в занятия спортом, но также предоставление им более широких возможностей в реализации своих способностей. Клубы организуют: различные спортивные соревнования; оздоровительные и развлекательные мероприятия; выставки, отражающие деятельность клубов; спортивные лагеря; группы здоровья в школах. Важное направление их деятельности - курс под названием «Будущее», который предусматривает разъяснение содержания проводимых в Финляндии новых кампаний и программ детско - юношеского спорта. Курс рассчитан на подготовку инструкторов по проведению кампаний на местах и состоит из 4 частей: организация кампании, маркетинг мероприятий, презентация, цели программы. Деятельность клубов координирует Академия «Юность Финляндии», целью которой является создание системы, позволяющей молодым людям раскрыть свои способности не только в спорте, но и в других видах деятельности [см.: Saarikko, 1993].

На социальную деятельность ориентированы и создаваемые в США школьные инициативные клубы, которые служат источником финансирования школьных спортивных программ. Эти клубы организуют соревнования и продажу билетов на них, различные спортивные аукционы, а также занимаются другой деятельностью, направленной на сбор средств, необходимых для финансирования школьных спортивных программ.

В США насчитывается примерно 25 тысяч таких клубов. Клубу одной из школ в штате Айова удалось собрать 70 тыс. долларов. Этот клуб организует на школьных площадках до 150 различных соревнований и турниров в год, приглашая для участия в них команды из всех штатов. В некоторых школах США проводятся Игры бывших учеников школы как платное мероприятие для участников. Такая деятельность клубов позволяет решать сразу несколько задач: привлекает детей и подростков к участию как в спортивной, так и в социальной активности, способствует приобретению опыта коллективной работы, взаимовыручки, дисциплины и других важных качеств [см.: Swift, 1991].

Основными направлениями совершенствования работы спортивных клубов для школьников зарубежные специалисты считают увеличение разнообразия форм спортивной активности, ориентацию на свободное самовыражение занимающихся, культурно - просветительную работу, усиление внимания к процессам социализации детей и подростков .

В нашей стране в новых социально - кономических условиях сложившиеся ранее формы клубной спортивной работы с детьми и молодежью (например, клубы ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Плетеный мяч», «Нептун» и др., объединявшие детские команды различных возрастных групп и организуемые в школах, по месту жительства и т.д.) отчасти утратили свое значение. Проводимые ныне соревнования на призы этих клубов требуют от команд платы за участие, что препятствует их массовости. Идут поиски новых форм спортивных клубов для детей и молодежи [см.: Баландин В.П., Никифорова Е.В., 2009; Гостев Р.Г., 2001; Семагин, 1992; Халтурина, 2004].

Одной из таких форм является клуб Добрыни Никитича . Организационные принци пы этого клуба просты, демократичны, предполагают варианты работы в зависимости от местных условий. Участие в клубе - дело абсолютно добровольное. Клуб создается инициативной группой - в школе, ПТУ, колледже, техникуме и т.д. В группу могут входить не только ребята, но также учителя и представители администрации учебного заведения. Очень важно участие в этой группе учителя физкультуры. Инициативная группа разрабатывает Устав клуба. Мальчики и юноши, желающие стать членами клуба, должны быть честными, справедливыми, преданными Отечеству, а также выдержать испытания, подтверждающие, что они хорошо физически подготовлены. Разработаны зачетные требования клуба Добрыни Никитича, которые включают в себя определенные нормативы по рукопашному бою, в упражнениях на силу, в беге на скорость, в беге на выносливость и в прыжковых упражнениях. Предлагаются и другие варианты нормативов. Зачет имеет два варианта - по обязательным нормативам и по очковой системе. Те, кто выполнил установленные нормативы, становятся членами клуба и получают звание кавалера знака Добрыни Никитича. Устанавливаются три уровня требований для этого знака - III степени,

II степени и I степени [Должиков, Сергеев В., Шустиков, 1993; Евгеньев, 1994; Мезенев, 1994].

Важное место в программе спортизации физического воспитания, которая реализуется в последнее время, занимает инновационный проект «Школьный спортивный клуб» - идея создания в каждой школе своего спортивного клуба [см.: Алексеев С.В., Гостев Р.Г., Курамшин, Лотоненко Лубышева, Филимонова, 2013, с. 479-482; Бальсевич, 2006; Лубышева, 2006]. Большую популярность среди молодежи получили спортивно-равзлекательные клубы, в основном боулинг-клубы [см.: Беленов, Родионов, Уваров, 2006]. В ряде регионов страны созданы и функционируют спартианские клубы [см.: Столяров, 1997в, г, 1998е, и, 2005в, 2006б, 2008].

Наиболее важное значение для воспитания гуманистически ориентированного ценностно-избирательного отношения к спорту и гуманистического воспитания посредством спорта имеют олимпийские и спартианские методы. Их анализу будут посвящены две другие монографии автора. Но существенную информацию об этих методах читатель может получить в ранее опубликованных работах автора [см., например: Столяров, 1990 г., 1993, 1997в, г, 1998а, в, е,

2003, 2005в, 2006б, 2007в, 2008; Столяров, Баринов, Орешкин, 2013; Столяров, Сухинин, Логунов, 2011].

Завершая характеристику спортивного воспитания, следует отметить, что для эффективности этой педагогической деятельности (равно как и других компонентов комплексного физического воспитания - телесного и физкультурнодвигательного воспитанияи) применительно к определенным группам воспитуемых необходим личностно-ориентированный подход , учитывающий их индивидуальные особенности . Это касается не только спортсменов, но и зрителей, болельщиков. В этом плане, в частности, следует учитывать их типологию [см.: Викторов В.А., Пономарчук, Платонов, 1991; Зуев, 2007; Козлова, 2000, 2003а, б, 2005а, б; Столяров, Сараф, 1982].

Важное значение имеют также результаты предварительной диагностики у них спортивной культуры личности и общегуманистической культуры личности. Это - сложная педагогическая процедура как по характеру тех задач, которые при этом должны быть решены, так и по тем средствам, методам, которые должны быть использованы для решения этих задач. Но она необходима, так как позволяет определить уровень сформированности у воспитуемых желаемой формы спортивной культуры личности, а также общегуманистической культуры личности, различных их компонентов и форм, те недостатки («пробелы») в этом плане, которые требуют педагогической коррекции, и на основе этого выбрать соответствующие формы и методы.

Данная педагогическая процедура должна проводиться с учетом основных компонентов и показателей структуры спортивной культуры личности, ее моделей (форм, разновидностей), а также гуманистической культуры личности. Целостный анализ алгоритма этой педагогической процедуры содержится в работах С.Ю. Баринова [Баринов, 2009б, 2010].

РЕФЕРАТ

Тема:

«Воспитательная работа с юными спортсменами»

Исполнитель: Н.Н.Савинкова

Воспитательная работа с юными спортсменами.

« Воспитание - это целенаправленное

управление процессом развития личности».

Л.И.Новиков а

Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важным условием успешной работы является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности юного спортсмена - итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательной школы, коллектива педагогов.

В Программе Правительства РФ, посвященной патриотическому воспитанию, отмечается, что происшедшие в стране социально-экономические процессы оказали негативное воздействие на общественное сознание. Снизилось воспитательное влияние российской культуры и искусства, мотивация на здоровый образ жизни, упал престиж образования, государственной и военной службы, значительно подорван авторитет педагога.

Но педагоги, несмотря на все трудности и противоречия, ищут выход из сложившейся ситуации.

Какую позицию по отношению к воспитанию в школе мы сегодня занимаем и что мы можем противопоставить негативному влиянию действительности, как сможем способствовать предупреждению и решению возникающих проблем в воспитании юных спортсменов?

Долгий и трудоемкий воспитательный процесс требует соблюдения ряда условий: наличие точных и понятных правил; безусловный авторитет педагога; высокое качество занятий, на которых обучаемые не остаются без дела в руках и мыслей в голове; хороший моральный климат в группе.

Главной задачей на занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.

Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях. В школе и дома - на все это должен постоянно обращать внимание тренер. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие - способность преодолевать специфические трудности, что достигается прежде всего систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах можно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок. В процессе занятий с юными спортсменами важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение воспитанниками специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.

В целях эффективности воспитания тренеру необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. И на этапе предварительной подготовки должна быть обеспечена преимущественная направленность, успешное обучение и совершенствование основных двигательных умений и навыков, изучение основ спортивной тренировки. Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обучения.

Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего должны быть тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена - выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.

Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявление слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсмена, как естественны колебания его работоспособности. В этих случаях большое мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически.

Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.

Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне - в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными соперниками.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно-полезной деятельности.

Воспитание волевых качеств - одна из важнейших задач в деятельности педагога-тренера. волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на моральный облик, на воспитанность самих тренеров. Многие тренеры, одержимые духом соперничества, видимо забыли слова, которые написал еще К.Д.Ушинский: «Ни от чего так не развиваются дурные стороны души человеческой - зависть, злорадство, и наконец, положительная злоба, как от неосторожного возбуждения чувств соревнования».

Необходимым условием успешного осуществления воспитательной работы с юными спортсменами является единство воспитательных воздействий.

В данной работе представлен опыт воспитательной деятельности педагогического коллектива ДЮСШ-2 г.Троицка.

Значимыми средствами и методами в данной работе является следующее:

v Организация вечера посвящения учащихся в спортсмены;

v Организация конкурса «Лучший спортсмен года»;

v Проведение спортивных праздников, турниров и фестивалей, посвященных памяти Ветеранов спорта;

v Оформление фотостенда « Лучшие спортсмены сезона 2004-2005»;

v Привлечение воспитанников к инструкторско-тренерской и судейской деятельности;

v Посещение тренировок ведущих клубов страны с целью преемственности поколений;

v Проведение викторин с целью изучения истории российских и зарубежных достижений;

v Проведение открытых занятий с последующим разбором и обменом опытом по воспитательной работе;

v Оформление экрана результатов ОФП СП по группам;

v Составление и изучение психолого - педагогических карт ученика (см. приложение).

Основой успеха обучающей и воспитывающей деятельности педагога является Его умения, свойства и качества.

v Знание детской психологии;

v Душевное, ровное, заботливое отношение к детям;

v Индивидуальный подход и всегда уважительное отношение к ребенку;

v Толерантность как важнейшее профессиональное качество, когда тренер, как бы ни устал, как бы ему ни было плохо, никогда не накричит, не обидит ребенка;

v Желание, способность и умение видеть, ощущать и чувствовать проблемы, особенности и переживания детей и уметь тонко, ненавязчиво, мягко помочь им;

v Умение создавать бодрую, светлую созидательную обстановку в детском коллективе;

v Добровольный отказ тренера от позиции превосходства, желания упрекать, поучать, вторгаться в душу ребенка и принуждать его к откровенности, умение выслушать ребенка и терпеливо ждать, когда ребенок настолько уважительно будет относиться к вам, что сам раскроется и захочет поведать вам тайны своих переживаний и проблем;

v Умение признавать свои ошибки;

v Умение общаться и сотрудничать с детьми;

v Умение видеть и радоваться каждому детскому успеху;

v Умение создавать условия для успешного проявления в ребенке его наилучших качеств и способностей;

v Умение создавать положительную эмоциональную среду и обстановку радости;

v Умение и готовность понять детские интересы, взгляды, настроение, моду, кумиров, и способность исподволь, не оскорбляя, расширить диапазон детских интересов и представлений;

v Умение поддерживать созидательные контакты с родителями;

v Владение разными гранями юмора;

v Тренер, не рассматривающий свое общение и совместную деятельность с детьми, как божье наказание.

Учет эффективности воспитательной работы в спортивной школе осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, специально разработанных карт личности и изучение записей данных учета. Полученные данные обобщаются и сопоставляются с запланированными показателями воспитательной работы. Эти выводы используются при дальнейшем планировании воспитательного процесса, проведении конкретных воспитательных мероприятий. Эффективность учета заключается в его систематичности на всех этапах тренировки.

Психолого - педагогическая карта ученика

Воспитанность

Показатели/

Гуманность

Честность

Отношение к своим обязанностям

Дисциплинированность

Принципиальность

Ответственность

Любознательность

Эстетическое развитие

Стремление к физическому совершенствованию

Особенности характера и поведения

Особенности /

Трудолюбие

Настойчивость

Организованность

Самостоятельность

Отношения к старшим

Отношения к сверстникам

Самооценка

Общительность

Особые черты характера

Особенности поведения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. 1. Обсуждаем проблемы воспитания - /под редакцией Е.Н.Степановой, М.А.Александровой/
  2. 2. Физическая культура в школе /№4, 2003г., №№5,8,2004г./
  3. 3. Научно-практический журнал /№8, 2004г./
  4. 4. Система подготовки спортивного резерва /Москва, 1994г./

_________________________________________________________________________________________

Объективная сторона влияния занятий спортом на интеллект состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем мире и в организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках движений, то есть к представлениям о времени, пространстве, продолжительности выполнения движений, темпе, скорости, ритме, а также о возможностях собственного тела. Занятия спортом оказывают вли­яние на развитие следующих сторон интеллекта старших подростков: внимания (овладение сложнокоординационными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру, результат и т.д.) .

Занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению умственной работоспособности в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения физических нагрузок, которые, даже непродолжительные, ока­зывают позитивное влияние на протекание психических процессов. Ограничение двигательной активности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности.

В процессе учебно–тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера – нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно–тренировочного процесс возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств спортсмена .

Волевые качества на учебно–тренировочных занятиях, как и во всех других случаях жизни, выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, уверенности и сомнения, выдержки и торопливости и т.п. Учитывая индивидуальные особенности старших подростков, необходимо создавать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. При этом необходимо принимать во внимание другие, тесно связанные с волевыми, качества личности: увлеченность и стремление к поставленной цели: непосредственной, близкой, далекой.

Занятия спортом способствуют формированию положительных эмоций. Причины этого явления объясняются тем фактом, что мышечное напряжение (в определенных пределах интенсивности) связано с возникновением приятных ощущений. Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним, – главный фактор, дающий человеку удовлетворение свой деятельностью. В ходе учебно–тренировочного процесса этот эффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники спортивных упражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы на соревнованиях и др. Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Учебно–тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания.

Результаты, которые достигаются в формировании личности на учебно–тренировочных занятиях, зависят и от соблюдения ряда условий. Одно из них – сочетание занятий спортом с другими видами деятельности, имеющими воспитательную направленность и осуществляемыми в семье, школе средствами искусства, печати, телевидения и т.д.

Другое важное условие – постоянный контроль за определенными морально–этическими основами поведения. Согласно мнению многих авторов здесь могут быть выделены три близкие, но несходные стороны:

1) морально–этические положения, характерные для людей, живущих в определенных социально–экономических условиях;

2) мотивы, которыми руководствуется молодой человек в занятиях спортом;

3) этические основы поведения спортсмена .

Кроме названных условий достижения положительных результатов в формировании личности следует указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий. Морально–этические положения, которыми руководствуются занимающиеся, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, в которой юный спортсмен живет, трудится, учится, и интеллектуальной атмосферой в ней.

Воспитательная работа как важнейшая функция педагога приобретает особое значение на учебно–тренировочных занятиях. В первую очередь это обусловлено тем, что популярные спортсмены часто являются образцом для подражания. Поэтому личностные качества тренера, его идейная убежденность, честность и дисциплинированность будут играть немаловажную роль в формировании личности. Весь стиль поведения педагога должен способствовать утверждению атмосферы оптимизма, жизнерадостности, бодрости и неистощимой энергии.

Глубокое влияние на процесс формирования личности оказывает коллектив, в котором молодой человек тренируется. Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность – все это способствует воспитанию членов коллектива.

Совместная коллективная практическая деятельность создает благоприятные возможности и для интеллектуального взаимообогащения. Перенимая знания внутри спортивного коллектива, лучше познается специфика и назначение физического воспитания как в личной, так и в общественной жизни.

Таким образом, важнейшая задача занятий физической культурой и спортом – формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и путем самовоспитания занимающегося. Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности в ходе учебно–тренировочного процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного воспитания. Одним из основных условий успеха в учебно–тренировочных занятиях и, особенно в спортивных соревнованиях, является развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер занимающихся .

Следовательно, решая задачи физического воспитания, преподавателю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. При этом необходимо обучать способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

Непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

Создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

Общественное мнение референтной группы, например, коллектива, личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

Совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

Процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения и др .

Выделяют три группы методов (Г.И. Щукина):

1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

3) использующие поощрения и наказания .

П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

– педагог способствует восприятию мира;

– педагог помогает ребенку осмысливать этот мир;

– педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка .

Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классификации методы воспитания объединяются в четыре группы и составляют такую систему:

а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

Индивидуальные – беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

Групповые – несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

Массовые – несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия .

Выделены также формы работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно–оздоровительной, ценностно–ориентационной.

В свое время Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия: словесные, практические, наглядные .

К специфическим методам физкультуры и спорта относят: методы строго регламентированного упражнения, использование упражнений в игровой форме, соревновательный метод.

В педагогике спорта, в основном, применяют как индивидуальную, так и групповую, массовую формы, и методы стимулирования поведения. При этом вовсе не отвергаются иные методы воспитания личности в спорте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: Особенности воспитательной работы с юными спортсменами

Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важным условием успешной работы является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности юного спортсмена – итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательной школы, коллектива педагогов.

В Программе Правительства РФ, посвященной патриотическому воспитанию, отмечается, что происшедшие в стране социально-экономические процессы оказали негативное воздействие на общественное сознание. Снизилось воспитательное влияние российской культуры и искусства, мотивация на здоровый образ жизни, упал престиж образования, государственной и военной службы, значительно подорван авторитет педагога.

Но педагоги, несмотря на все трудности и противоречия, ищут выход из сложившейся ситуации.

Какую позицию по отношению к воспитанию в школе мы сегодня занимаем и что мы можем противопоставить негативному влиянию действительности, как сможем способствовать предупреждению и решению возникающих проблем в воспитании юных спортсменов?

Долгий и трудоемкий воспитательный процесс требует соблюдения ряда условий: наличие точных и понятных правил; безусловный авторитет педагога; высокое качество занятий, на которых обучаемые не остаются без дела в руках и мыслей в голове; хороший моральный климат в группе.

Главной задачей на занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

Патриотическое воспитание

Целью национально-патриотического воспитания является содействие воспитанию у молодого поколения чувства патриотизма, формированию личности на принципах духовности, нравственности, толерантности, обеспечения создания условий для интеллектуального, культурного и физического развития, реализации научно-технического и творческого потенциала молодых граждан, а также содействия эффективной деятельности центров патриотического воспитания молодежи.

Основная идея заключается в мотивации общественной активности молодого поколения. Это станет залогом неравнодушия как сегодняшнего, так и будущих поколений граждан. Лучшей мотивацией к общественному труду является чувство гордости за свою страну, сопереживание за прошлое, сопричастность к созиданию ее настоящее и будущее. Именно поэтому патриотическое воспитание молодежи является главным приоритетом молодежной политики, сформировать целостную систему, направленную на обеспечение процесса национально-патриотического воспитания. Процесс национально-патриотического воспитания является важной составляющей национальной безопасности. Реализация единой комплексной программы патриотического воспитания молодых граждан обеспечивает основательную мотивацию молодежи к труду на пользу родины.

Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства любви к родине, готовности к выполнению гражданских и конституционных обязанностей.

Патриотическое воспитание включает в себя социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социальную, экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, право.

Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств человека: любви к Родине, чувства коллективизма, честности, дисциплинированности и трудолюбия.

Поэтому большое внимание в работе я уделяю патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Не воспитав личности, не добьешься высоких спортивных результатов,

Каждое соревнование открывается подъёмом флага России и исполнением гимна, ребята должны знать государственную символику РФ.

Нравственное воспитание

Развитие демократического общества, возможно, лишь на принципах гуманистической морали, признании человека высшей ценностью. Это требует внимания к моральному и физическому здоровью молодежи, привлечение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, спорту и воспитание соответствующих нравственных качеств. Однако на современном этапе развития нашего государства наблюдается подмена приоритетов: нивелирование моральных ценностей на пользу материальному обогащению и стремлению добиться успеха и признания в обществе любой ценой. Также усилились проявления пессимизма, крайнего эгоцентризма, снижение уровня нравственной культуры в молодежной среде.

Такая ситуация обусловливает необходимость совершенствования содержания, форм и методов воспитания моральных качеств в юношеском возрасте, актуализирует необходимость перехода от авторитарных к гуманистическим принципам воспитания.

Актуальность этой проблемы обусловливается и тем, что в современном физическом воспитании и спорте преобладает авторитарный подход к развитию личности. При таком подходе педагог формирует у ученика надлежащее поведение, которое регулируется страхом наказания или, наоборот, с ожиданием поощрения. На смену авторитарному подходу должно прийти гуманистическое, основанное на ценностном отношении к ребенку как к главной цели педагогического процесса, уважении ее достоинства как условия личностного становления и способности свободно делать нравственный выбор в пользу добра, ответственности, справедливости и других общечеловеческих добродетелей.

Ведущую идею современной гуманистической морали заключается в отношении к человеку как высшей ценности, как к цели, а не средства, сформулировал немецкий философ И. Кант. В центре его философии - человек, его достоинство и судьба. Он уверял, что все нужно делать для человека, во имя ее. Основой взаимоотношений между людьми, на его взгляд, должен быть фундаментальный моральный принцип – «категорический императив».

Эффективность воспитания нравственных качеств учащихся в спортивно- тренировочной деятельности обусловлена не только стилем и качеством воспитательной деятельности тренера. На наш взгляд, необходимо предоставить внимание потому, что сам тренер является носителем определенных моральных ценностей. Через них он передает ученикам не только профессиональные знания и умения, но и свой жизненный опыт, свои убеждения, взгляды на жизнь, моральные установки и принципы. Воспитание должно происходить на основе личностно ориентированного взаимодействия с учащимися.

Тренеру необходимо действовать в соответствии с принципом сотрудничества, раскрывать, всесторонне изучать и учитывать положительные нравственные потребности и стремления учащихся.

Да, у каждого из парней есть такие стремления и устремления:

В самореализации и самоактуализации;

Получать удовольствие от занятий любимым делом, которым является спорт;

Ощущать психологический комфорт, находясь в спортивном коллективе;

Осознавать перспективу дальнейшего личностного и профессионального роста.

На фоне поддержки позитивных устремлений и устремлений, тренеру в позитивной и доброжелательной форме необходимо формировать положительные нравственные представления учащихся о необходимости быть ответственным за результаты собственных поступков, уважение к окружающим и себе, построение дружеских и доброжелательных отношений с окружающими, стремление быть справедливым в оценке собственных действий и важных событий, мужественно придерживаться моральных принципов на спортивной площадке и за его пределами.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание направлено на формирование спортивного трудолюбия , стремление достигать высоких результатов, творческой активности и самостоятельности. Основной задачей трудового воспитания детей спортивной секции, как составляющей нравственного становления, является формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов и способностей к виду спорта, предпочтений, способностей к другим видам деятельности человека, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых задач, объединении детей в рабочие подгруппы) и моральная мотивация детского труда. Следует отказаться от авторитарности, жесткой регламентации трудовой деятельности, чаще организовывать работу с небольшими группами детей в атмосфере открытости, доброжелательности, взаимопомощи, творческого поиска.

Трудовое воспитание направлено на формирование творческой трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина, сознательного отношения к труду как высшей ценности человека и общества, готовности к жизнедеятельности и труду в условиях рыночных отношений, формирование в учащихся понимания общих основ современного производства, умение включаться в производственные отношения, воспитание дисциплинированности, организованности, бережного отношения к общественной и частной собственности, природных богатств.

Самовоспитание и перевоспитание

Самовоспитание – это работа, направленная на самосовершенствование личности.

Тренер на первых тренировках старается увлечь воспитанников идеей самовоспитания: выдвинуть перед ним перспективы, которые заставили бы их искать пути самосовершенствования. Главное в жизни и спорте – победа над самим собой.

Футбол любит упорных ребят. Бывает, что не все выходит у новичка: и силенкой он обижен, и, может быть ростом, Но после упорных тренировок расправляются его плечи и сила проявляется, а самое главное – появляется уверенность в себе.

Одна из важнейших задач тренера – воспитание качеств спортивного характера у юного спортсмена, волевых качеств (целеустремлённость, дисциплинированность, активность, активность, инициативность, стойкость, решительность, настойчивость, и упорство в достижении цели).

Увлечение молодёжи курением, алкоголем, наркоманией, токсикоманией ещё более усиливает ответственность специалистов по спорту за сохранение здоровья подрастающего поколения.

Направленное перевоспитание личности спортсмена – итог комплексного влияния многих факторов, в том числе семи, школы, спортивного коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции.

Тренеру, приступая к преодолению негативных явлений в поведении педагогически запущенных подростков, следует выявить причины, породившие эти явления (недостаточное воспитание в семье, недостаточное проведение воспитательной работы в школе).

При перевоспитании нужно сделать упор на воспитание таких качеств: самокритичность, чуткость, справедливость, коллективизм, ответственность, скромность, дисциплинированность.

Список литературы

  1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М., Просвещение, 1980
  2. Ильинич В.И. Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2000.- 120 с.
  3. Петров В.К.: Новые формы физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 2004
  4. Система подготовки спортивного резерва. Под ред. Никитушкина В.Г., М., 1993









2024 © rukaraoke.ru.