Способ лечения темповой задержки нервно-психического развития у детей. Задержка речевого развития Задержка темпов развития речи


У логопеда: часто задаваемые вопросы.

Обычно все дети проходят определенные периоды или моменты в общем развитии и в развитии речи. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители. Родители являются главными «консультантами» в расширении знаний малыша об окружающем мире. Но многие дети запаздывают в прохождении таких периодов в развитии речи, долго не могут начать говорить, испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителям в таких ситуациях бывает трудно понять, насколько ребенок нуждается в помощи специалистов. Какие особенности речи ребенка могут волновать родителей?

Мой ребенок не говорит, или говорит меньше по сравнению со сверстниками

Жалобы на то, что «ребенок не говорит», специалисты могут услышать от родителей детей разного возраста. «Отсутствие» первых слов может беспокоить родителей годовалого ребенка, особенно, если это их первый ребенок, и у них нет возможности сравнить его речевое развитие со старшими детьми. Общее мнение о том, что ребенок должен начать говорить в год не вполне правильно. Исследователи детской речи говорят о вариативности границ речевого развития ребенка. Первые слова могут появиться в промежутке от 9 месяцев до 1года 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже по сравнению с девочками. Серьезным поводом для беспокойства можно считать отсутствие хотя бы небольшого набора лепетных или полных форм слов в 2 года и отсутствие фразовой речи в 3 года .

Говоря о задержке речевого развития, нам бы хотелось остановиться на общепринятой терминологии, которую вы можете встретить в литературе.

Темповая задержка речевого развития

Ориентируясь на нормы развития языка у детей с темповой задержкой речевого развития происходит простая временная задержка речи по сравнению со сверстниками. Темповую задержку речевого развития характеризуют :

1. Хорошее понимание обращенной речи. Предложите вашему малышу несколько заданий, которые покажут вам то, как он понимает вашу речь.В 2 года

Иди ко мне на ручки.

Дай мне мячик.

Принеси мне мишку.

Возьми мишку и посади его на стульчик.

Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу. (и т.п.)

Показателем понимания речи является в числе прочего, стойкая реакция на собственное имя. Ребенок поворачивает голову, когда вы его зовете шепотом, из - за спины, закрывая губы листком бумаги.В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

Посади куклу на стул, под стул, около стула, спрячь куклу за стулом.

Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол.

Принеси маме папину рубашку.

Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку.

2. Хорошее слуховое внимание. Ребенок узнает и различает звуки окружающей среды, бытовые шумы (пение птиц, гудение автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), определяет направление источника звучания. Малыш различает голоса людей, звукоподражания животных, показывает на картинке предмет, название которого вы называете.

3. Отсутствие тяжелых вредоносных факторов в сведениях о развитии ребенка. Причинами темповой задержки речевого развития чаще всего бывают соматические заболевания и ослабленность ребенка, частые госпитализации, неправильные методы воспитания в семье.

4. Хорошее познавательное развитие. Ребенок любознателен и проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Поскольку такой ребенок не может получить интересующую его информацию с помощью вопроса, он делает это любыми другими доступными ему способами:

Подводит взрослого к интересующему его предмету;

Показывает на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируя свою заинтересованность;

5. Использование других способов общения. Такой ребенок хочет общаться с окружающими и придумывает доступные для него способы общения и привлечения внимания к себе:

Тянет взрослых за одежду;

Поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету;

Использует доступные ему вокализации, а также жесты, мимику и интонацию.

Дети с задержкой речевого развития могут начать говорить спонтанно, без специального обучения и в дальнейшем речь таких детей развивается нормально. Специалисты знают, что некоторые дети с темповой задержкой речевого развития совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок «языковым взрывом». Этот скачок чаще всего происходит в летний период, когда организм ребенка крепнет. Тем не менее, многим детям необходим «пусковой толчок» для того, чтобы они начали говорить. Таким «толчком» может послужить посещение игровых занятий в группе со сверстниками, которые пользуются словесной речью, занятий по развитию речи у логопеда. Не следует ожидать, что ребенок заговорит самостоятельно. Постарайтесь проконсультироваться со специалистами, которые дадут вам рекомендации, как преодолеть задержку развития речи ребенка.

Алалия

Под алалией понимают отсутствие или недоразвитие речи , связанное с органическим поражением речевых зон коры головного мозга, наступившее во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Без специального обучения такие дети не начинают говорить самостоятельно, и появление речи у них может задержаться до предшкольного, а в редких случаях и до более позднего времени. У детей с алалией задержка речевого развития не связана со снижением слуха или нарушением интеллекта, поскольку первоначально эти функции у ребенка сохранны. Если коррекционное обучение и лечение ребенка с алалией начинается поздно (позже 4 - 5 лет), у таких детей отмечается вторичная задержка психического развития, поскольку их запас знаний об окружающем мире отстает по сравнению с говорящими сверстниками. При алалии нарушается развитие всех сторон речи - фонетической (произносительной), лексической, синтаксической, грамматической, морфологической. Поэтому алалию называют системным расстройством речи, поскольку ребенок не усваивает правила функционирования всех подсистем родного языка. В зависимости от локализации (расположения) очага повреждения, могут повреждаться разные речевые зоны головного мозга. При поражении двигательных (моторных) зон у ребенка отмечаются трудности порождения речи (понимает обращенную речь, но не говорит). По наиболее распространенной медицинской классификации такую форму алалии принято называть «моторной». При поражении сенсорных речевых зон, отвечающих за восприятие и узнавание речи, у ребенка на первый план выступают нарушения понимания обращенной речи, что в свою очередь приводит к нарушению формирования собственной речи ребенка. Такую форму алалии принять называть «сенсорной». Однако на практике, гораздо чаще специалистам приходится сталкиваться со смешанной «сенсомоторной» формой алалии, при которой одновременно нарушается понимание и речи и активная речь ребенка.

Сложность этого речевого нарушения связана с сочетанием речевых симптомов с неречевыми - повреждением нервной системы, нарушением психических процессов и личностных свойств. Чем раньше начнется лечение и коррекционное обучение ребенка с алалией, тем лучше прогноз не только речевого, но и интеллектуального развития ребенка.

Анартрия

Под анартрией понимают отсутствие речи, связанное с органическим повреждением центральной и периферической нервной систем, приводящее к параличу речедвигательных мышц. Чаще всего анартрические нарушения встречаются при тяжелых формах детского церебрального паралича. Невозможность «говорения» при анартрии объясняется поражением отделов мозга, управляющих движениями мышц речевого аппарата - языка, губ, щек, неба, нижней челюсти, глотки.

Поражение мозговых структур, управляющих двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать работу других структур. Это приводит к тому, что анартрия может сочетаться с другими речевыми нарушениями, например, с алалией, что осложняет специальную коррекционную помощь и прогноз речевого развития ребенка. У вас могут возникать переживания от осознания того, что ваш ребенок не может говорить так, как другие дети. Специалисты помогут вам найти способы, которые научат ребенка общаться с вами с помощью жестов, пиктограмм (рисунков - схем) или других доступных ему средств общения.

То, что говорит мой ребенок, понимаю только я…

Похожие жалобы можно услышать от родителей, которые обеспокоены тем, что ребенка не понимают окружающие. Они говорят специалистам о том, что ребенок придумал «свой язык», состоящий из набора звукосочетаний, которыми он обозначает предметы, свои потребности и просьбы. Эти «слова» могут быть не похожи на общепринятые слова, например, слово «мяч» ребенок может обозначать звукосочетанием «атати». В других случаях «слова» могут представлять собой искаженную структуру соответствующего слова («сапоги» - «талаки», «машина» - «ина»). Искажаязвукослоговую структуру слова , ребенок пропускает слоги, меняет их местами, заменяет одни звуки - другими, недоговаривает окончания слов. При этом самим родителям приходится прилагать усилия для того, чтобы понять, что хочет сказать ребенок. Внимательные родители учатся понимать просьбы ребенка, которые он выражает одним и тем же звуковым сочетанием, но заходят в тупик, когда ребенок настойчиво повторяет новую просьбу, выраженную незнакомым родителям звукокомплексом. Малыш может начать капризничать или плакать, столкнувшись с тем, что вы не понимаете его. Он может кусать или бить детей, которые не хотят понимать его или играть с ним. Чем больше непонимание окружающих, тем резче возрастают негативизм и капризы ребенка. Такая ситуация не может не вызывать вашего беспокойства. В основе описанных речевых проблем лежит сложное речевое нарушение, которое требует помощи специалистов. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее вы найдете способы улучшить речь ребенка и дать ему возможность полноценно общаться с окружающими.

Мой ребенок не говорит, а показывает на предметы пальцем

Этот способ общения характерен не только для детей с проблемами в речевом развитии, но и для всех малышей, которые только учатся говорить. Приблизительно в год все дети начинают сознательно использовать жесты для общения. Жесты малышей можно разделить на:

1. Указательные жесты. В диалоге между ребенком и взрослым они означают: «посмотри на …», «расскажи мне о …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или что-нибудь рассказывают о нем, малыш остается доволен. Иногда родителям бывает трудно понять, что заинтересовало ребенка, поскольку в том направлении, которое показывает ребенок, может находиться много разных вещей. Внимание и наблюдательность родителей за действиями ребенка помогает им понять, что заинтересовало малыша. Годовалый ребенок уже знает, что указательный жест, означает - ему необходимо посмотреть в указанном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее.

2. Жесты-дотягивания (протягивание открытой ладони, хватательный жест и др.).С их помощью ребенок пытается попросить взрослого: «дай мне …», «дай мне посмотреть на …», «потрогать, поиграть с …». Когда малыш использует такой жест, он ждет немедленного ответа или действия. Для того чтобы быстрее добиться желаемого, ребенок сделает жест повторно или начнет хныкать.

Оба типа жестов являются предшественниками слов, выражающих утверждение и просьбу. Указывание пальцем на интересующий предмет помогает ребенку запомнить новые слова:ребенок показывает предмет, а родители называют его. Некоторым детям требуется большое количество повторений для того, чтобы они начали понимать, а чуть позже употреблять слово в своей активной речи. Когда в речи ребенка начнут появляться слова, он еще какое - то время будет пользоваться жестами. Однако постепенно речь будет становиться основным способом общения ребенка и вытеснит жесты.

Мой ребенок говорит не все «буквы»

С такой жалобой часто приходится сталкиваться специалистам, консультирующим родителей по поводу нарушения произношения звуков у ребенка. Специалисты разделяют понятия «звук» и«буква» . Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и говорим. И тогда правильнее сказать, что родителей настораживает неправильное произношение или отсутствие в речи ребенка тех или иных звуков. В три года дети могут правильно произносить большое количество изолированных (вне слова) гласных и согласных звуков —а, у, и, о, м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х. При этом многие дети ещё недостаточно правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой речи ребенка этого возраста является ее смягченность - ребенок произносит «лёзетька» - вместо «ложечка», «нёська» - вместо «ножка». Кроме того, ребёнок заменяет в словах «трудные» для произнесения звуки более «лёгкими». Такие ошибки и замены произнесения звуков специалисты называют физиологическими, то естьпроходящими, свойственными всем детям раннего возраста, а нарушение произношения у ребенка раннего возраста - физиологическим косноязычием .

Наиболее характерными показателями такого косноязычия являются:

Отсутствие в речи шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ или замены их другими звуками - «лосядка»-вместо «лошадка», «косетька»- вместо «кошечка»;

Отсутствие звука «Р» («каова» - вместо «корова», «от» - вместо «рот»), или замены звука «Р» на звуки «Л», «ЛЬ», «В», «Й» (« лак» - вместо «рак», « лямаска» - вместо «ромашка», «вак» - вместо «рак», «йыба» - вместо « рыба»).

Нарушение произнесения звука «Л » - его смягчение («кальбаса » - вместо «колбаса»), замена звука «Л» на звук «Й » («туй» - вместо « стул»).

Замены звуков «К » и «Г » на звуки «Т » и «Д » («тапля» - вместо «капля», «дусь» - вместо «гусь»).

Замены звонких звуков глухими («сайка» - вместо «зайка» и т.п.)

Особенности произношения детей младшего возраста зависят от структуры слов - один и тот же звук в словах разной «сложности» ребенок произносит неодинаково. Чем сложнее структура слова, тем больше вероятность того, что ребенок исказит произносимый звук (например, «протокваша» - вместо простокваша). В «легких» словах, где этот звук находится в сочетании с гласными, он произнесет его верно («лиса», «Соня»). Объясняется это тем, что детям трудно дается произнесение 2-3 рядом стоящих согласных звуков. Если один из звуков, стоящих в таком сочетании «освоен» ребенком недостаточно, он либо выпускается, либо произносится искаженно. Кроме пропуска «трудных» звуков ребенок может сокращать длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов, - «ампитура» - вместо «температура», «кавотка» - вместо «сковородка», менять местами звуки или слоги, - «пыселос» - вместо «пылесос», «чедоман» - вместо «чемодан». Однако при нормальном развитии речи ребенкак 4-5 годам большинство из перечисленных нарушений либо исчезает полностью, либо их число значительно уменьшается.

Наряду с физиологическими искажениями или заменами звуков, у ребенка раннего возраста может выявляться неправильное, ненормативное произнесение ряда звуков. Например, межзубное произнесение свистящих звуков (с,з), - когда родители могут заметить, что кончик языка ребенка при произнесении звука находится между зубами. Такое произнесение является неправильным в любом возрасте и без помощи логопеда не проходит самостоятельно. Для исправления этого нарушения не нужно ждать, пока ребенку испольнится пять лет. Необходимо начинать занятия по исправлению произношения, как только установлено нарушение.

На каком языке говорить с ребенком: в нашей семье говорят на нескольких языках?

В семье, где родители ребенка разной национальности, этот вопрос становится очень актуальным. Когда речевое развитие ребенка проходит без особенностей, одновременное усвоение нескольких языков не представляет для ребенка сложностей, тем более, что один из языков все равно занимает для ребенка главенствующее положение. Таким языком обычно становится родной язык матери, поскольку именно она проводит с ребенком большую часть времени. То же самое можно сказать и о сознательном стремлении родителей развивать лингвистические способности ребенка, когда родители, свободно владеющие несколькими языками, договариваются о том, что они будут разговаривать с ребенком на разных языках. Однако, если речевое развитие ребенка нарушается, или отстает от темпов нормального развития, подобный подход в воспитании ребенка не желателен, поскольку он начинает тормозить речевое развитие ребенка. Если развитие речи ребенка проходит с отставанием или особенностями, необходимо выбрать один язык, который ребенок будет осваивать. Отступление от этой рекомендации советуют делать некоторые специалисты при заикании у ребенка. Известны случаи, когда речевые симптомы заикания проявляются на одном языке, но не проявляются, когда ребенок говорит на другом.

Мой ребенок начал заикаться

Жалобы на то, что ребенок начал заикаться почти одновременно с началом говорения или в возрасте 2 - 3 лет довольно часто приходится слышать специалистам. Срыв речи чаще всего связан с нагрузкой, возрастающей в этот период на центральную нервную систему ребенка. Именно поэтому эти периоды называют критическими периодами развития речи . Причинами, провоцирующими возникновение заикания могут служить кратковременные или продолжительные психологические травмы, испуг, соматическая ослабленность ребенка, подражание речи заикающегося. Заикание называютпервичным , если с момента первых проявлений прошло не более двух месяцев. При сохранении запинок свыше двух месяцев, возникают вторичные явления - нарушения центральной нервной системы и физического здоровья, нарушения речевой и общей моторики (моторное напряжение, скованность движений, дискоординация). В случае возникновения заикания рекомендуется незамедлительно обратиться к специалистам, поскольку наибольший успех достигается при проведении лечения в первые месяцы после возникновения речевого нарушения. В первую очередь вам следует обратиться к неврологу, психологу или логопеду. Общие рекомендации сводятся к ограничению раздражителей из внешней среды, устранению психотравмирующих переживаний. Врачом - невропатологом назначается медикаментозное лечение с применением противосудорожных, успокаивающих и снотворных препаратов. В этот период сон должен быть более продолжительным. Перед сном рекомендуются теплые травяные ванны. Близким необходимо создать спокойную домашнюю обстановку, исключить возбуждающие раздражители (просмотр телепередач, игру на компьютере). Не следует обращать внимание ребенка на запинки, а тем более ругать или исправлять его. Придумывайте способы, которыми вы сможете общаться друг с другом без помощи речи - жесты, рисование картинок. Старайтесь занять ребенка спокойными играми, конструированием, лепкой. Предложите ребенку говорить шепотом, следите за тем, чтобы темп вашей речи был спокойным, а сама речь - плавной. Следуйте рекомендациям специалистов, которые проводят систематическое консультирование ребенка.

Мне кажется, мой ребенок не говорит, потому что плохо слышит

Снижение слуха действительно является одной из наиболее серьезных причин задержки или отсутствия речи. На первом году жизни предречевые реакции (гуление, лепет) ребенка с нарушениями слуха почти такие же, как у слышащего малыша. У ребенка со сниженным слухом формируется комплекс оживления (улыбается, активно двигает ручками и ножками) в ответ на голос и улыбку взрослого, склонившегося над ним, он может гулить и лепетать. Однако к концу первого года лепет начинает затухать, а затем и вовсе исчезает. Ребенок с большими потерями слуха может начать говорить только после специального обучения у сурдопедагога - специалиста по нарушениям слуха. У детей со средними или небольшими потерями слуха речь появляется в более поздние сроки, по сравнению со сверстниками, но страдает качество речи. Заметим, что ребенок со сниженным слухомне лепечет во время игр и не сопровождает свою игру другими вокализациями (произнесением звуков, звукосочетаний).

Если у вас возникли подозрения,понаблюдайте за тем, как ваш ребенок реагирует на звуки. Отсутствие реакции на звуки иногда означает, что в данный момент малыш просто не обращает на них внимания. Однако это также может говорить об определенных нарушениях слуха.

Внимательно прочитайте таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.

Признаки возможного нарушения слуха

Конец 1-го месяца

В ответ на неожиданный и громкий звук:

Нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений;

Не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).

Конец 3-го месяца

Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания;

Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не поворачивает голову в сторону источника звука или говорящего человека.

Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8-го месяца

Не прислушивается к разговору взрослых.

Не замирает, услышав новый звук.

Не проявляет интереса к музыке.

Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не реагирует на собственное имя.

Не понимает слово «нет» , запрета.

Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.

Конец 12-го месяца и старше

По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.

Не имитирует простые звуки и односложные слова.

Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.

Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).

Не понимает простые обращения.

Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.

Не пытается говорить.

Необходимо обратиться к врачу-сурдологу, если:

  • вы заметили у вашего малыша признаки снижения слуха, описанные выше;
  • из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
  • ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
  • малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости. Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста - специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть во многих детских поликлиниках. Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, учиться в обычной школе и получить профессиональное образование.

Как правильно построить общение с ребенком со сниженным слухом:

  • Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы. Для него очень важно читать по губам.
  • Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта.
  • Разговаривайте с ребенком, приближая губы на расстояние 10-15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса.
  • Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.
  • Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать.
  • Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения - жесты, мимику, интонацию, слова.

Мой ребенок не хочет разговаривать

Некоторых родителей настораживает не только отсутствие речи у ребенка, но и необычное поведение их малыша. Такие малыши ведут себя так, как будто не хотят общаться даже с самыми близкими людьми. Поведение ребенка может обижать вас: ребенок не отвечает на вашу улыбку, не тянется вам навстречу, когда вы хотите взять его на руки, не поворачивает голову, когда вы обращаетесь к нему. Отсутствие у ребенка желания общаться с близкими (в том числе с мамой), а в более старшем возрасте - со сверстниками и окружающими, связывают с так называемыми коммуникативными нарушениями. Характерно, что эти дети потенциально могут произносить звуки, звукосочетания и слова, но не используют их для общения. Проблемы общения могут проявляться по - разному, в зависимости от возраста ребенка:

Возраст ребенка

Нарушения

Конец 1 месяца

Не прекращает крик, когда мама прикладывает малыша к груди или прижимает к себе.

Конец 2 месяца

Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним.

Конец 3 месяца

Не улыбается, когда к нему приближается взрослый, который заговаривает с ним или улыбается ему.

Конец 4 месяца

Не выражает радость, когда с ним играют.

Конец 5 месяца

Не прекращает плакать, когда с ним заговаривают;

Не различает доброжелательность и недовольство в тоне и мимике взрослого.

Конец 6 месяца

Не просится на «руки» к взрослому (протягивая свои руки к взрослому).

Конец 7 месяца

Не проявляет нежность по отношению к маме и близкому человеку (не прижимается к телу, щеке).

Конец 9 месяца

Не различает близких и чужих людей;

Не пугается и не стесняется чужих людей;

Не сердится, когда у него отбирают игрушку.

Конец 10 месяца

Не повторяет и не имитирует действия, вызывающие смех окружающих.

Конец 11 месяца

Не усваивает навыков самообслуживания - не поддерживает чашку при питье, не может самостоятельно есть сухарь.

Конец 12 месяца

Не может самостоятельно есть ложкой;

Не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале.

Конец 15 месяца

Не может играть с матерью в простые игры, например, с мячом;

Не может самостоятельно удержать стакан и пить из него

Не говорит хотя бы два простых слова (например, слово мама)

Конец 20 месяца

Не играет с машинкой или куклой;

Не пытается общаться с родителями

Не надевает самостоятельно шапку, носки, обувь;

Не подражает действиям взрослого с предметами быта.

Воспитание и обучение такого ребенка потребует от вас больших усилий и терпения. Вашему ребенку может потребоваться намного больше времени, чем другим детям, чтобы научиться общаться с вами. Ребенок может долгое время не понимать вашу речь и не обращать на нее никакого внимания, однако, если вы будете внимательны и терпеливы, ребенок постепенно научится понимать вас. Приемы воспитания и обучения вашего ребенка объяснят вам специалисты - психиатры, психологи, дефектологи, логопеды. Ваши ответы на вопросы, которые приводятся ниже, помогут специалистам лучше разобраться в поведении вашего малыша.

Вопрос

Ваш ответ («+» да, «-» нет)

Ребенок эмоционально холоден - не ищет тактильного контакта с мамой, не реагирует на ласку.

Не смотрит вам в глаза.

Раскачивается, постукивает игрушкой по зубам, встряхивает руками.

Малыш быстро возбудим, гиперактивен

Ребенок не может научиться самостоятельно есть, пить, одеваться.

Не любит рассматривать книжки.

Не играет с игрушками, чаще всего исследует их, облизывая и покусывая, как на первом году жизни.

Проявляет свое недовольство в агрессивной форме - «рычит», кусается.

Не пользуется жестами и мимикой для общения со взрослыми.

выдержка из книги В.П.Балобановой,

О.С.Жуковой «Ребенок учится говорить»

Материал приготовила: Логопед Шишкина О.А.

Вербальная речь в общении человека с себе подобными остается основным способом установления контакта, коммуникации. Поэтому очень важным является развитие данного навыка у ребенка. Постепенный, плавный переход от полубессвязного младенческого лепетания к четко артикулированным, сознательно произносимым словам говорит о нормальном росте потенциала малыша, при отсутствии таковых признаков возможна темповая задержка речевого развития. Разобраться с сутью проблемы, способами ее решения помогут советы специалистов, а также данный материал.

Природа мудро распорядилась, определив постепенный характер развития человека: сначала младенец практически не контактирует с внешним миром, много ест и спит, набираясь сил. Потом он начинает узнавать родителей, реагировать на приближение знакомых лиц, улыбаться, а на определенном этапе раздается первое «агу».

Педиатры четко отслеживают признаки интеллектуального и физического развития ребенка: для этого его обмеряют, взвешивают, расспрашивают родителей, какие звуки он произносит, как ведет себя в кроватке. Отсутствие нормальных проявлений активности, в том числе речевой, может свидетельствовать о вероятном .

Раннее диагностирование гарантирует успешную коррекцию и адаптацию малыша к детскому саду, но бывает и так, что родители игнорируют затянувшееся молчание ребенка, списывая все на его индивидуальность.

Если в 3 года маленький человечек не говорит, не издает звуки во время ролевой игры, это явное проявление , а не его темперамента флегматика. Чаще всего на рекомендации наблюдающего врача не обращают никакого внимания, пока признаки болезни не становятся очевидными.

Важно. Диагноз задержки развития речи может поставить только врач, взрослые должны отслеживать вероятные проявления отставания, чтобы вовремя принять меры для его коррекции.

Основными признаками задержки темпов речевого развития можно считать следующие: ребенок абсолютно здоров, артикулярный аппарат и связки сформированы и функционируют, но отсутствует минимально необходимый для данного возраста словарный запас, желание разговаривать.

Окончательный диагноз устанавливается коллегиальным решением комиссии в составе логопеда, психолога и невролога. Такой подбор специалистов обусловлен разноплановостью проявлений темповой задержки речи, а также необходимостью объективной оценки ситуации: от этого зависит эффективность назначенного лечения, результат терапии в целом.

Виды задержки речевого развития

Специалисты выделяют несколько характерных разновидностей проблем с речевым развитием (в зависимости от тяжести):

  1. Биологическая (органическая) – поражены нервные центры мозга из-за инфекционных заболеваний, заражения в период внутриутробного развития, травмы головы.
  2. (слуховая) – ребенок плохо слышит и не может воспроизвести звуки, которые не воспринимают его органы слуха.
  3. Темповая (социально-педагогическая) – наиболее поддающийся коррекции случай, обусловлен внешними причинами.

По симптоматике отставание в развитии речи близко к , но в ней причинами патологии является поражение цента речи в головном мозге, не позволяющее артикулярному аппарату нормально функционировать, создавая членораздельные звуковые колебания. При такой форме ребенок отлично слышит и воспринимает человеческую речь, но не может адекватно отвечать, связно выражать свои мысли.

Причины появления

Истинных причин темповой задержки речевого развития в год или более позднем возрасте может быть несколько, и все их необходимо четко локализовать, чтобы максимально точно поставить диагноз, применить эффективную терапию. Самым банальным поводом к «нежеланию говорить» может быть отсутствие у ребенка собеседников: родители уделяют ему недостаточно внимания, не реагируют на его попытки лепетать и общаться на доступном ему языке.

Диаметрально противоположный случай – стремление взрослых оградить свое чадо от любых неурядиц, быстрое реагирование на любой его каприз ( не требуется, все и так хорошо).

Третий пример из современной жизни – замена живого общения суррогатными формами. Все чаще родители, под любыми благовидными предлогами, дистанцинируются от ребенка, подсовывая ему то мобильный, то планшет с игрой, то мультики в телевизоре. Такое гипертрофированное общество прививает малышу исключительно урезанный словарный запас, почерпнутый у героев виртуальной реальности.

Излишняя требовательность, настойчивость там, где требуется мягкость, также могут привести к негативным последствиям: бесконечное повторение «скажи агу» приводит к противоположному эффекту – нежеланию говорить. Иногда на задержку речи влияет и такой «несущественный» факт, как употребление родителями нескольких языков одновременно (ребенку тяжело сориентироваться, на каком именно наречии начать общаться).

Важно. Основные условия, которые необходимо обеспечить малышу для нормального развития – забота, комфортная психологическая обстановка в семье и живое общение. В большинстве случаев этого бывает достаточно для гармоничного формирования личности.

Симптомы и признаки

Современные медики-нонатологи, детально изучающие человека в младенческий период развития, утверждают, что по характеру издаваемых звуков, их продолжительности можно судить о наличии тех или иных патологий. Например, крик новорожденного образуется в результате слаженного взаимодействия дыхательного, артикуляционного и речевого аппаратов. Существует определенное время, когда этот крик должен прозвучать (примерно через 60 секунд). Его продолжительность, сила и тембр могут многое рассказать специалисту о возможных врожденных патологиях ().

Практически весь первый год развития ребенок растет, набирает вес и активно развивается, подготавливаясь к освоению членораздельной речи. Различают несколько периодов с определенными признаками формирования навыков вербального общения:

  1. гуление (1,5-2 месяца);
  2. лепет (4-5 месяц);
  3. первые лепетные слова (7-8 месяц);
  4. короткие осмысленные слова (9-12 месяц), девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики.


Диагностика

Учитывая, что вероятные патологии речи могут быть выявлены уже на ранних стадиях развития ребенка, педиатры определяют специфичные признаки, позволяющие судить о задержках и отставаниях. Так, в доречевой (от 2 до 8 месяцев) период это ненормальное гуление, частое повторение фразы «па-па», беззвучное кривляние или короткие, состоящие из одного звука возгласы.

В более позднем (4 месяца) возрасте малыш не проявляет типичные эмоциональные реакции: радость при виде новых (любимых) игрушек, плач при расставании с мамой и тому подобные. А полугодовалые младенцы уже учатся воспринимать интонации человеческой речи и делают попытки воспроизвести отдельные фразы.

Задержка речи в 1 год выражается в игнорировании внешних звуковых раздражителей (зова по имени), в 1,5 года ребенок не может произносить простые слова, иногда пытается имитировать, повторяя услышанную чужую речь. 2 летние дети, при нормальных условиях, в состоянии составлять короткие, несложные предложения, имея в запасе до 100 различных слов.

Ребенок говорит настолько неразборчиво, что его трудно понять близким и часто общающимся с ним людям, незнакомые не воспринимают его речь вообще. При этом все указанные симптомы не могут служить 100 % основанием для постановки диагноза задержки темпов речевого развития у детей: для этого необходимо комплексное обследование.

Лечение

Существует достаточно много методик коррекций заболевания, чтобы можно было рекомендовать какой-то один. В большинстве ситуаций специалист применяет сочетание нескольких способов лечения, усиливающих эффект друг друга. Допустимо применение (поливитаминов и стимуляторов мозгового кровообращения), а также физиотерапевтических средств – магнитотерапии, электрорефлексотерапии.

В последнее время набирают популярность альтернативные методы, в частности, направленные на развитие мелкой моторики и пространственного, цветового восприятия мира (вышивка, лепка, рисование). Некоторые врачи пропагандируют, в качестве стабилизирующего фактора, катание на специально дрессированных лошадях (ипотерапия).

Профилактика

В качестве профилактических мер, специалисты советуют внимательное отношение к ребенку, живое общение с ним, адекватную реакцию на проявление первых признаков задержки речевого развития.

Раннее выявление патологии дает больше шансов на успешное лечение, что позволяет в дошкольном возрасте полностью устранить причины заболевания, нормально адаптировать малыша к походу в школу и жизни в обществе.

Своевременное речевое развитие – это гарантия того, что интеллект ребенка будет развиваться в соответствии с возрастом. Гораздо сложнее, если речь появилась очень поздно или к 3-5 годам не появилась совсем. В этом случае мы говорим о задержке развития речи (ЗРР) у ребенка – сложной патологии, требующей длительной коррекционной работы специалистов нескольких направлений.

В этой статье вы узнаете, как и почему проявляется ЗРР, какие разновидности диагностируют у детей, как лечат задержку речевого развития различными методами и приемами, и какие специалисты занимаются диагностикой и лечением патологии.

Что такое «задержка развития речи» (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) это , возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков.

Различают три степени задержки речевого развития:

  1. Первая степень — это самая легкая степень задержки речи у ребенка, так как у таких детей отсутствует поражение нервной системы. При внимательном наблюдении можно заметить небольшие эмоциональные и волевые нарушения. Хотя отставание развития речи здесь проявляется в легкой степени, такие дети без помощи специалистов не могут самостоятельно догнать своих сверстников.
  2. Ко второй степени ЗРР относят отставание речевого развития, сочетающееся с нарушениями психики и патологиями нервной системы. У ребенка могут быть эмоциональная неустойчивость, нарушения памяти и внимания, мелкой моторики. Органы артикуляции (особенно язык) тоже страдают из-за легких параличей, тремора (дрожания) и насильственных движений. Такие дети медлительны, или, наоборот, расторможены. Они нуждаются в специальном обучении.
  3. При третьей степени задержка речевого развития вызвана поражением речевой зоны головного мозга. Нарушения речи обширны: ребенок затрудняется в произношении многих слов, не формируется фраза, нарушена грамматика речи, у него отсутствует чувство языка. Кроме явно выраженных речевых нарушений у таких детей страдает память, внимание, мышление, волевые и эмоциональные качества.

Задержка речи у ребенка, относящаяся к третьей степени, наиболее сложна для коррекции. Такие дети нуждаются в длительном лечении и сопровождении специалистов. Но даже тщательно проведенная коррекционная работа не гарантирует, что ребенок избавится от речевой патологии.

Как идет нормальное развитие детей, каковы его условия

В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:

  1. Доречевой , от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
  2. Этап первичного освоения языка , длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
  3. Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.

Чтобы детей соответствовали возрасту, нужно, чтобы ребенок не имел нарушений нервной системы и неблагоприятной наследственности. Малышу нужно уделять достаточно внимания, целенаправленно заниматься развитием речи. Родители должны много разговаривать с ребенком, обращая его внимание на предметы и явления. Вокруг детей должна звучать чистая правильная речь.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка. Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо хуже сверстников. Его речь малопонятна, поздно появляется. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят. Как понять, что у ребенка задержка развития речи?

Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:

  • Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
  • Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
  • Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
  • Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
  • Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
  • Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.

Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.

Какие бывают причины задержки развития речи

Почему у ребенка возникла задержка речевого развития? Причиной этого могут быть нарушения внутриутробного развития и процесса родов, неблагоприятные воздействия, возникшие в первые несколько лет жизни ребенка.

Первичные причины – влияние хода беременности и родов. Как проявляются?

Наиболее тяжелые нарушения формируются во время 3-4 месяца внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуры головного мозга.

Причины задержки развития речи у детей, связанные с течением беременности и родов:

  • нейроинфекция, перенесенная беременной женщиной;
  • интоксикация химическими веществами, алкоголем, никотином, лекарствами;
  • ранний и поздний токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и ребенка по группе крови и резус-фактору;
  • глубокая недоношенность;
  • асфиксия в родах;
  • родовая травма.

На отставание в речевом развитии может повлиять генетический фактор, неблагоприятная наследственность.

Вторичные причины – влияние внешних факторов. Как проявляются?

Не всегда причины общего недоразвития связаны с патологией беременности и родов. Иногда нарушения обусловлены факторами, влияющими извне на здоровье и воспитание ребенка. Это причины биологического и социального порядка.

Провоцирующие факторы ухудшения речевого развития

Приблизительно треть причин, приводящих к ЗРР, остаются невыясненными. Речь – это наиболее уязвимая структура человеческой психики, так как она появляется позже других психических функций.

Критические периоды повышенной ранимости центральной нервной системы:

  • 1-2 года, когда интенсивно развиваются речевые зоны;
  • 3 года, когда интенсивно развивается связная речь;
  • 6-7 лет, когда высока вероятность появления заикания или детской афазии (распада сформировавшейся речи).

Как проявляются внешние факторы речевого развития:

  • Биологический фактор. К биологическим факторам относят осложнения после вакцинации, генетически заложенный медленный темп созревания нервной системы, а также длительно текущие заболевания, ослабляющие в раннем возрасте иммунитет ребенка.
  • Тугоухость. Очень опасно, когда у ребенка снижен слух или он совершенно ничего не слышит. При потере большей части слуха речь не сможет полноценно развиваться. Даже минимальное отклонение от нормы может стать причиной задержки речевого развития. Очень важно, в каком возрасте малыш потерял слух. Если это произошло в 5-6 лет, ребенок может сохранить речевые навыки. При рождении глухого ребенка или при потере слуха в 2-3 года шансы заговорить у такого малыша равны нулю.
  • Социальные факторы. К ним относится низкая культура речевого общения в семье, когда на ребенка практически не обращают никакого внимания, частые и сильные стрессы, билингвизм, когда в семье говорят на двух языках.

Разновидности задержки речевого развития

Среди специалистов, занимающихся изучением и коррекцией речевых нарушений, иногда возникают разногласия по поводу диагностирования задержки развития речи. Часть детей преодолевают свой дефект и могут обучаться в общеобразовательной школе.

Отдельные дети с речевыми расстройствами даже после систематических занятий не в состоянии преодолеть патологию. Именно поэтому важно своевременно определить, к какой разновидности относится ЗРР, чтобы точнее планировать коррекционную работу.

Темповая задержка речевого развития

Дети с темповой задержкой развития речи осваивают родной язык точно так же, как дети, не имеющие проблем, но в более поздние сроки. Это может быть связано с легким недоразвитием структур головного мозга, ответственных за речь. Со временем они «дозревают», и такие дети догоняют своих сверстников.

Еще одна причина – передаваемый по наследству от одного из родителей замедленный темп развития речи. То есть, папа или мама из-за особенностей мозговой деятельности в свое время так же запаздывали по темпам развития речи и передали эту характерную черту своему ребенку.

Симптомы темповой задержки речевого развития:

  • ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь;
  • дети с темповой задержкой развития хорошо различают слова, имеющие сходное звучание;
  • они могут изменять слова в соответствии с нормами грамматики.

Все этапы речевого развития при этой патологии соответствуют норме, но при этом ребенок овладевает ими гораздо позднее сверстников.

Алалия

Эта патология выражается в полном или частичном отсутствии речи у нормально слышащих детей в возрасте 3-5 лет.

Различают следующие формы алалии:

  • Моторная алалия – ребенок понимает устную речь, но он сам ею не владеет.
  • Сенсорная алалия – ребенок не понимает устную речь, вследствие чего не способен научиться говорить.

Признаки моторной алалии:

  • Дети не могут повторить артикуляционные движения губ, языка, потому что не понимают, как это сделать.
  • Они не запоминают порядок действий, не могут воспроизвести их последовательность.
  • Невозможно переключить одно движение губ или языка на другое без помощи рук, например, сменить улыбку на «трубочку».
  • Активный словарь пополняется очень медленно.
  • Дети строят фразы неправильно, с большим трудом («Девочка санка катается горка).
  • Звуки и слоги в словах переставляются, пропускаются, заменяются.
  • Нарушена одновременно лексика, фонетика, синтаксис, морфология, фонетика.

Признаки сенсорной алалии:

  • Позднее развитие речи, она искажена.
  • Дети не изменяют слова по родам, падежам, числам.
  • Слова в предложениях не связаны между собой.

У детей с сенсорной алалией нарушена , они неуклюжи и медлительны, не могут выполнить точные движения пальцев рук.

Задержка из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

Специалисты различают полную глухоту и тугоухость. Эти дефекты слуха возникают во внутриутробном периоде, во время или после рождения. Степень речевой задержки зависит от того, в каком возрасте произошло снижение слуха. Возможные причины этого:

  • Инфекции, перенесенные женщиной во время первого триместра беременности (грипп, краснуха, герпес, корь).
  • Алкоголизм матери.
  • Несовместимость матери и плода по группе крови и резус-фактору.
  • Хромосомные и наследственные заболевания.
  • Родственники или родители с нарушениями слуха.
  • Осложнения после лечения антибиотиками в первые месяцы жизни.
  • Частые заболевания среднего уха в раннем возрасте.

При незначительном снижении слуха страдает произношение отдельных слов. Даже минимальное снижение слуха на 15-20 децибел приводит к тому, что ребенок нечетко слышит речь окружающих и неполноценно ее воспроизводит.

Признаки того, что у маленьких детей первого года жизни снижен или отсутствует слух :

  • 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
  • 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
  • 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
  • 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
  • 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
  • 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
  • 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
  • 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
  • 9 месяцев – не откликается на свое имя:
  • 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
  • 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.

Без полноценной коррекции дети, родившиеся глухими или потерявшие слух на первом году жизни, никогда не смогут преодолеть недоразвитие речи.

Задержка психоречевого развития

Примерно 5-10% старших дошкольников страдают от задержки психоречевого развития.

Основные признаки:

  • низкий уровень знаний об окружающей действительности;
  • нет стремления к получению новой информации;
  • ребенок не способен в полном объеме перерабатывать информацию;
  • нарушено внимание, память, имеется эмоционально-волевая недостаточность.

У детей с этой патологией фраза появляется очень поздно, словарный запас беден, в речи часты грамматические ошибки, нарушено звукопроизношение. Ребенок не способен делать звуковой анализ слова, так как не способен к аналитической деятельности. Ему сложно программировать собственные высказывания, то есть ребенок не может мысленно построить фразу, создать план сообщения.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Если родители заметили отставание речи ребенка от речи его сверстников, нужно не ждать самостоятельного улучшения, а обращаться за специализированной помощью.

Решением этой проблемы занимаются неврологи, логопеды, дефектологи, педагоги-корректологи. При необходимости может понадобиться помощь врачей смежных специальностей: сурдолога, лицевого хирурга, ортодонта.

Осмотр у специалистов – что должны проверить

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят следующие исследования:

  • Проверка слуха. Используют аудиометр или звучащие за спиной у ребенка игрушки. Начало тестирования проводят с расстояния 6 метров, его постепенно сокращают.
  • Обследование понимания речи. Ребенку предлагают показать части тела куклы, игрушки, предметы быта, выполнить элементарную просьбу, узнать предметы на картинках, послушать короткую сказку или рассказ.
  • Обследование мелкой и крупной моторики. Детям предлагают постоять на одной ноге, выполнить тесты на переключаемость (завести правую руку к плечу, а левую за спину), застегнуть пуговицы, выполнить упражнения с мячом.
  • Обследование органов артикуляции. Осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий. Детям предлагают надуть щеки, пощелкать языком, положить язык на губу и убрать его, открыть и закрыть рот.
  • Исследование словарного запаса. Используя картинки, детям предлагают найти нужные предметы и действия, объединить предметы в группу обобщающим словом, выполнить названные действия, объяснить значение слов.
  • Обследование грамматического строя речи. Детям предлагают образовать множественное число (стул – стулья), согласовать существительное с числительным (1, 2, 3, 4, 5 помидоров, игрушек), с прилагательным (белый кот, черная кошка), образовать уменьшительно-ласкательные формы (стол – столик).
  • Обследование фразовой речи. Ребенок должен закончить начатое взрослым предложение (мальчик рисует…) с использованием сюжетных картинок.
  • Обследование слоговой структуры слова. Детям предлагается назвать по картинкам предметы, название которых состоит из 1-2-3-4 открытых и закрытых слогов, отстучать ритм слова.

По итогам обследования определяется форма и степень задержки речевого развития, планируется коррекционная работа.

Как лечат задержку речевого развития

Комбинированный подход, включающий в себя разные методы воздействия на центральную нервную систему и органы артикуляции, считается наиболее эффективным.

Лекарственная терапия

Цель лекарственной терапии при ЗРР – улучшение обмена веществ и кровообращения в мозговых структурах, а так же улучшение питания клеток головного мозга. С этой целью ребенку назначаются ноотропы следующих групп:

  • Производные амино-масляной кислоты (Аминалон, Пантогам, Пикамилон) для стимуляции кислородного обмена и торможения нервных импульсов;
  • Производные пиритинола (Церебол, Энербол, Энцефабол) для улучшения утилизации глюкозы;
  • Психостимуляторы (Цераксон) для повышения энергетического обмена, устранения застойных явлений, улучшения памяти и внимания;
  • Поливитамины (Мильгамма, Мультивит) для питания и стимуляции нервной системы:
  • Экстракты нервных клеток животных (Кортексин, Церебролизин) для регенерации поврежденной нервной ткани.

Одновременно с медикаментозной терапией проводится коррекционная работа с логопедом и дефектологом.

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти методы физиотерапии стимулируют речевые зоны головного мозга и центры, отвечающие за интеллект. Подбор методов следует проводить очень осторожно, в индивидуальном порядке, так как они могут вызвать эпилептический припадок, расстройство психики, судороги

Общение детей с дельфинами, катание на лошадях помогает снять гипертонус, спазмы мелкой мускулатуры, стимулирует речевые центры мозга.

Работа с педагогом-корректологом

Очень сложно добиться нужного результата только при помощи медикаментов, не подключая усилия корректолога. С ним можно заниматься, начиная с 4-4,5 лет. Педагог, стремясь к цели, старается повысить, помимо речевых возможностей, и интеллект, и эмоции, и социальное развитие малыша. Он применяет разнообразные методы, проводит профилактику осложнений, предупреждает возможные трудности в коррекции речи.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи:

  • Предметно-сенсорная терапия. Для получения , питающего клетки мозга информацией, используют игры с красками, водой, мыльными пузырями, льдинками, мукой, крупой, песком, тканью, бумагой, бытовыми предметами типа пластиковых стаканчиков.
  • Разработка крупной и мелкой моторики рук. Поскольку речевые зоны головного мозга и зоны, отвечающие за точные движения пальцев, находятся рядом, развитие моторики поможет преодолеть отставание. Для этого применяются , использование шнуровок, пазлов, застегивание пуговиц, вышивание, нанизывание бусин на веревочку, лепка из пластилина.
  • Массаж. Логопедический массаж проводится для снятия повышенного тонуса мышц органов артикуляции, улучшения кровообращения и координации движений нервной системы, стимуляции речевых зон головного мозга. Это может быть точечный, аппаратный, сегментарный или зондовый массаж.
  • Музыкальная и арттерапия. Эти методы – синтез физкультурных упражнений, психоэмоциональных этюдов, занятий рисованием, лепкой, ритмикой и играми различного содержания. Метод позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, снять чрезмерное напряжение нервной системы.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

При неосложненных формах патологии и при полноценно проведенной коррекционной работе к началу обучения в школе отставание в развитии речи ребенка будет преодолено. Для этого важно, чтобы родители поддерживали все требования и рекомендации специалистов.

Меры профилактики задержки развития речи:

  • создание условий для благоприятного течения беременности и родов, первых лет жизни ребенка;
  • формирование насыщенной развивающими игрушками и разнообразными предметами речевой среды;
  • обеспечение нормальных социальных условий для жизни и развития ребенка;
  • оценка речевого развития у логопеда не позднее 2-2,5 лет.

Основные выводы

Чтобы максимально быстро компенсировать задержку развития речи, нужно своевременно обращать внимание на возникающие у ребенка проблемы с коммуникацией. Существует несколько степеней и разновидностей ЗРР, продиагностировать которые сможет только специалист. Он же выяснит возможную причину развития дефекта речи, затрагивающего центральную нервную систему, головной мозг.

Важно дополнять работу педагога-корректолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. Сочетание разнообразных методов и своевременная диагностика поможет ребенку, страдающему от задержки речевого развития, в полной мере использовать собственные возможности.

Обычно все дети проходят определенные периоды или моменты в общем развитии и в развитии речи. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители. Родители являются главными «консультантами» в расширении знаний малыша об окружающем мире.

Но многие дети запаздывают в прохождении таких периодов в развитии речи, долго не могут начать говорить, испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителям в таких ситуациях бывает трудно понять, насколько ребенок нуждается в помощи специалистов. Какие особенности речи ребенка могут волновать родителей?

Мой ребенок не говорит, или говорит меньше по сравнению со сверстниками

Жалобы на то, что «ребенок не говорит», специалисты могут услышать от родителей детей разного возраста. «Отсутствие» первых слов может беспокоить родителей годовалого ребенка, особенно, если это их первый ребенок, и у них нет возможности сравнить его речевое развитие со старшими детьми. Общее мнение о том, что ребенок должен начать говорить в год не вполне правильно. Исследователи детской речи говорят о вариативности границ речевого развития ребенка.

Первые слова могут появиться в промежутке от 9 месяцев до 1 года и 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже по сравнению с девочками. Серьезным поводом для беспокойства можно считать отсутствие хотя бы небольшого набора лепетных или полных форм слов в 2 года и отсутствие фразовой речи в 3 года.









2024 © rukaraoke.ru.