Сущность памяти. Виды. Феноменальная память. Феноменальная память: особенности, как развивать Что такое феноменальная память


Кто-то лучше запоминает, если услышит, а кому-то нужно обязательно увидеть или потрогать. Почему так происходит и существует ли срок хранения данных? Почему мы надолго запоминаем эмоции и вспоминаем по ассоциациям? На эти вопросы отвечает множество классификаций важного процесса. О том, какие виды памяти существуют и чем они характеризуются, читаем дальше.

Основные виды памяти: психология и описание

Память как способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию классифицируют по разным признакам.

По времени хранения информации

В зависимости от того, сколько мы готовы хранить данные различают:

  • Мгновенный тип памяти – информация сохраняется только на время ее воспроизведение (доли секунды).
  • Кратковременный – материал сохраняется дольше, чем на мгновение, но временные рамки все же незначительны (речь о 30 секундах). Объем кратковременной памяти составляет до 10 единиц данных – слов, образов или объектов. Когда к нам поступает новая информация, требующая задействовать именно кратковременный тип, старая автоматически стирается.

Кратковременный тип разделяется на иконическую и логическую память. Первая соответствует послеобразному запоминанию. Например, если закрыть глаза, потом открыть и снова закрыть, не задумываясь над своими действиями, мы на долю секунды запомним образ увиденного. Логическая тоже построена на послеобразном восприятии, но она сохраняет общее представление об объекте на протяжении двух-трех секунд после услышанного или увиденного.

  • Оперативному типу свойственно хранить информацию заранее установленный период. После истечения срока (от пары минут до нескольких дней) материал забывается.
  • Долговременная память направлена на долгосрочное хранение данных. Иногда, чтобы их вспомнить, нужны усилия, а также воля и мышление. Тип считается основным, так как благодаря ему мы помним, как звали первую учительницу и что такое деепричастие.
  • Генетическая память передает информацию по наследству, храня ее в генотипе. Это явление не изучено основательно, существует лишь ряд теорий, как это происходит и что несет в себе генетическая база данных.

В зависимости от того, какой из органов считал и запомнил информацию, различают следующие виды памяти человека:

  • Зрительная память самый развитый способ запоминания, который базируется на зрительном восприятии образов. Родной дом, лица дорогих людей, обложка дневника.
  • Слуховая – то, что мы запоминаем благодаря органам слуха – музыку, речь, остальные звуки. Важна для музыкантов, вокалистов, устных переводчиков. Так мы помним голос бабушки, шум прибоя и так далее.
  • Двигательная – основана на запоминании движений. Для ее развития должно пройти время. Чаще всего раскрыта у спортсменов и тех, кто выполняет повторяющиеся физические действия – массажистов, столяров и так далее.
  • Осязательная – связана с тактильными ощущениями, которые мы запоминаем, ощупывая предметы. Например, холод окна зимой, гладкость шелка, мягкие лапы котенка. Основываясь на зрительных воспоминаниях, осязательные создают целостный и точный образ объекта.
  • Обонятельной называется память, фиксирующая запахи. Обычно она присуща человеку с рождения, но для развития в полном объеме ее следует развивать. Важную роль играет для парфюмеров.
  • Словесно-логическая – базируется на наших мыслях, речи, их взаимосвязи. Если информация была обработана мышлением, она запоминается логически, в противном случае – механически. Этим типом активно пользуются преподаватели. Рассказывая новый урок, они вспоминают знания, усвоенные на предыдущем уроке.
  • Вкусовая память хорошо развита у дегустаторов и поворов высшего ранга. В ее основе – запоминание вкусов (сладкого, горького, соленого).
  • Эмоциональной памятью названо умение хранить ощущения, вызванные эмоциональными переживаниями. От мощности пережитых эмоций зависит прочность фиксирования данных. Хорошая память на эмоции встречается у поэтов, писателей, актеров, творческих личностей.

Все эти виды относятся к образной памяти. Каждый из них имеет разные возможности.

Исследования показали, что, только прослушав информацию, мы можем воспроизвести 10%. Если нам удалось увидеть объект, процент поднимается до 30. Комбинированное взаимодействие (рассказы и наглядности) позволяет цифре вырасти до 50%. Практическая работа, основанная на теоретическо-наглядном обучении, обеспечивает 90 процентный успех.

Типы памяти в зависимости от участия воли

Произвольный тип памяти – мы осознаем то, что запоминаем. Требуется концентрация воли, мышления и некоторые усилия.

Непроизвольный – неконтролируемый, свободный процесс усвоения и воспроизведения материала. Мы не прилагаем усилий, чтобы запомнить происходящее, но важные моменты остаются в «архиве» сами. Благодаря этому типу мы непроизвольно обучаемся новому, постоянно взаимодействуя с миром.

По степени осознанности

В зависимости от степени осознанности информации, которую мы запоминаем, различают имплицитную и эксплицитную виды памяти.

Имплицитная – это память на неосознанный материал, то есть процесс усвоения материала происходит скрытно, его нельзя наблюдать или контролировать.

Чтобы этот процесс активизировался, должна возникнуть потребность решить важную задачу. В этом случае мы не сознаем степень владения собственными знаниями. Все происходит как бы само собой.

К эксплицитной мы обращаемся сознательно, используя добытую ранее информацию, припоминая или узнавая ее.

Исходя из научных целей

В зависимости от цели исследования различают несколько видов память человека.

Эпизодическая память – фиксирование информации, полученной во время определённой ситуации в конкретных месте, время, обстоятельствах. Например, человек запомнил товарную точку, зафиксировав лица продавцов и расположение магазинов.

Репродуктивная – запоминание последовательности действий. Так, сборщик мебели без схемы соберет сложную конструкцию.

Ассоциативная – базируется на ассоциациях, то есть в функциональных связях между объектами. Например, человек проходя мимо рыбного магазина, вспоминает, что родственники попросили купить его корм для рыбок.

Автобиографическая – характеризуется четким запоминанием на ситуации из собственной жизни. Схожа с эпизодической, но требует самоидентификации и глубокого самоанализа.

По средствам запоминания

В зависимости от использованных для запоминания средств различают три вида памяти.

Непосредственное – техническое запоминание событий, характеризуется примитивностью процесса.

Опосредственное запоминание представляют собой фиксирование информации на этапе развитие человека, требует усилий. Для воспоминаний нужны определенные раздражители: записи в блокноте, галочки на руках и так далее. Они стимулируют память и организовывают.

Внутренняя непосредственная память представляет собой высший уровень, когда человек логический воспринимает информацию и осваивает ее главную роль для успешного процесса. Играют роль речь и мышление

Еще существует так называемая феноменальная память . Ее уникальность состоит в возможности запомнить много сложной или бессвязной информации: даты, факты, имена, хронологию событий. Ею обладали Ф. Достоевский, В. Моцарт и другие выдающиеся личности.

Все виды памяти так или иначе связаны. Каждый из них определенный период жизни может преобладать, а потом, наоборот, угасать. Идеально, когда для восприятия объектов задействованы несколько типов. Изучите, как работает каждый из них, чтобы лучше понять себя и свои природные возможности. А чтобы не запутаться и все запомнить, сохраните статью.

ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ

(англ. phenomenal memory ) - способность исключительно быстрого запоминания и точного воспроизведения большого по объему материала, лишенного внутренней смысловой связи (отдельные слова, числа, даты и т. п.). П. ф. нередко отмечается у выдающихся людей, выступая при этом как высокоразвитая профессиональная память (музыкальная - у В. Моцарта, А. Глазунова, зрительная - у Ф. М. Достоевского и т. п.). См. . (Т. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ" в других словарях:

    феноменальная - феноменальная глупость феноменальная невозмутимость феноменальная память феноменальная прожорливость феноменальная рассудительность феноменальная сила феноменальная скорость феноменальная способность феноменальная щедрость … Словарь русской идиоматики

    память - блестящая память изумительная память исключительная память колоссальная память невероятная память незаурядная память необыкновенная память поразительная память потрясающая память редкостная память удивительная память … … Словарь русской идиоматики

    память - и, ж. 1) Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, сведения, а также сам запас полученных впечатлений. Зрительная память. Феноменальная память. Память на лица. Обладать хорошей памятью. Напрячь память. Я, бывало,… … Популярный словарь русского языка

    память - дырявая (Лесков); свежая (Даль); смутная (Блок) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. память 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании… … Словарь эпитетов

    - (от греч. hyper над, сверх, mnesis воспоминание) необычное, иногда болезненное усиление возможностей воспоминания. В патологических и пограничных случаях характеризуется удержанием в памяти обилия малосущественных деталей (расписания движения… … Большая психологическая энциклопедия

    Дега, Эдгар - Эдгар Дега Edgar Degas … Википедия

    Мнемоника - Содержание 1 Основной метод запоминания в современной мнемонике 2 История … Википедия

    Слюсарчук - Слюсарчук, Андрей Тихонович Андрей Тихонович Слюсарчук Да … Википедия

    Бандера, Степан Андреевич - Степан Андреевич Бандера укр. Степан Андрійович Бандера Дата рождения … Википедия

    верва - ы, ж. verve f. Воодушевление, пыл, остроумие. Ведь этот Муходавлев очень глуп, а как говорит! Quelle verve, quelle éloquence, quel jargon! Удивительно. Губерн. карнавал. // Соврем. 1859 75 1 295. Их неистощимая верва, запугивающее умничанье одних … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Феноменальная память. Методы запоминания информации Купить за 383 руб
  • Феноменальная память Методы запоминания информации , Матвеев С.. Мы регулярно забываем забрать с принтера посланные на печать документы, оставляем дома собранные мамами и женами ланч-боксы, не можем вспомнить пароль для входа в компьютер и ПИН-код от…

Любого человека память может как выручить в критический момент, так и неожиданно сильно подвести. Возможности человеческой памяти до сих пор остаются предметом исследований ученых.

Феномен Соломона Шеришевского

Москва. Июль 1926 года. В лабораторию молодого, тогда еще неизвестного психолога Александра Лурии пришел мужчина лет тридцати. Он представился: «Соломон Шеришевский». И попросил проверить его память. Проведя стандартное обследование, Лурия не мог поверить результатам. Казалось, молодой человек запоминает любой объем информации.

Соломон Шерешевский работал газетным репортером. На утренней летучке редактор обратил внимание, что Шеришевский не записывает его поручения: ни адреса, ни фамилии, ни телефоны. Он решил сделать Шеришевскому выговор и вызвал к себе в кабинет. Репортер слово в слово повторил длинный список поручений. После этого редактор отправил Шеришевского на обследование. Сам репортер не видел ничего необычного в том, что помнил все: он думал, так происходит со всеми.

Доктор Лурия изучал феномен Шеришевского больше тридцати лет. Его память не имела границ не только в объеме, но и во времени. Обычный человек может запомнить за раз не больше десяти несвязанных слов, Шеришевский запоминал тысячи и делал это без всякого усилия. Он мог воспроизводить любой длинный ряд слов, данный ему неделю, месяц, год и даже пятнадцать лет назад.

Синестезическая память

Шеришевский воспринимал услышанное синестезически -- этот термин означает, что он чувствовал запах, цвет, вкус каждого слова. Шеришевский буквально видел всю длинную цепочку слов, но представлял их совсем не так, как мы. И часто образы не совпадали со значением слова.

«У моего дедушки была особая система запоминания цифр. Цифры у него вызывали ассоциации определенного вида человека. Единица -- это что-то высокое, худое, как человек с тростью. Семерка -- это мужчина с усами, восьмерка -- это полная женщина», -- говорит Ирина Барабаш -- внучка Соломона Шеришевского

Слишком много

Но феноменальные способности не были Соломону Шеришевскому в радость, ему было трудно общаться с людьми. Голос, произносивший слова, тоже имел свои образы. Когда Шеришевский ел, он не мог читать. Читать газету за завтраком для него было просто физически невозможно, вкус слов перебивал вкус пищи. Чтение вообще было пыткой для Соломона, он с трудом пробирался через зрительные образы, которые помимо его воли вырастали вокруг каждого слова. Это его очень утомляло, смысл текста постепенно ускользал.

«Он не мог складывать слова в тексте вместе. То есть у него не получалось все сложить и охватить единым взором, для того чтобы понять, о чем шла речь», -- рассказывает Зураб Кекелидзе, врач-психиатр, доктор медицинских наук.

Шеришевскому с трудом давались обобщения. Однажды в большой аудитории ему прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этой задачей он справился безукоризненно. Затем его спросили, было ли в этом ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. При этом зрители с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили -- «тиф». Шеришевскому же потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание, -- в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заданные слова.

Трудно забыть

У Шеришевского была еще одна серьезная проблема. Как объясняла Наталья Бехтерева, нейрофизиолог, доктор медицинских наук: «Очень плохое . Очень плохое вытеснение их из памяти. Получается так, что человек может запомнить все, но радости это ведь ему не приносило».

Шеришевский пытался придумать специальные приемы забывания. Обычные люди записывают то, что хотят запомнить, а он делал наоборот: записывал то, что хотел забыть. Это не помогло. Тогда он начал сжигать листочки с записями, но и эти действия лишь оставляли дополнительные следы в памяти.

Демонстрируя феноменальную память, Шеришевский выступал с концертами. Однажды после третьего подряд выступления произошло чудо. Шеришевский очень устал, но ему нужно было четвертый раз выходить на сцену, и он боялся, что перед глазами всплывет информация предыдущих выступлений, а он этого очень сильно не хотел. И... старые картинки ушли из памяти. Тогда Шеришевский понял: чтобы что-то забыть, ему нужно очень сильно этого захотеть и сконцентрироваться.

Как в детстве

В детстве мы все запоминали, как Шеришевский. Синестезическая память -- это память детская. Детям она необходима, чтобы быстрее адаптироваться в незнакомом мире. В детстве человек получает огромный поток информации, которым потом бессознательно будет пользоваться всю жизнь. На помощь приходит все: запахи, звуки, цвета, ощущения. Новая информация словно записывается на матрицу, на подкорку, запоминается абсолютно все. Даже то, как человек должен себя чувствовать в нормальных условиях.

«Здоровый человек может не думать о здоровье. В нервной системе и прежде всего в мозгу существует матрица поддержания вот этого устойчивого состояния здоровья», -- рассказывала Наталья Бехтерева.

Так идет запоминание до трех-пяти лет. Затем память начинает преобразовываться, становится логической, избирательной -- памятью интеллекта. Ребенок начинает связывать слова в рассказы, понимать смысл, вычленять суть. У Шеришевского не произошло этого преобразования. Его память осталась детской, и именно поэтому он не мог ничего забыть.

Память гениев

Феноменальной памятью обладали Юлий Цезарь и Александр Македонский. Они помнили имена всех своих воинов, около тридцати тысяч солдат. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Духовенство 17-го века в строжайшей тайне хранило партитуру «Мизерере», аллегро в девяти частях -- считалось, что это божественное произведение не должно стать достоянием простых смертных. Моцарт услышал мелодию один раз и по памяти записал всю партитуру. Позднее за этот проступок композитор будет долго подвергаться гонениям церкви, но записанные им ноты на века сохранили «Божественную музыку». Память родного брата Пушкина, Льва Сергеевича, сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы «Евгения Онегина». Александр Сергеевич потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, там он собирался отдать пятую главу в печать. Как назло все черновики были уничтожены. Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся -- в ответ он получил полный текст потерянной главы с точностью до запятой. Лев Сергеевич один раз слышал ее и один раз читал.

Вы хотите с легкость запоминать разную информацию и изучать иностранные языки? Если ваш ответ – да, то вам нужно прочитать эту статью. В ней вы найдете отличные советы, которые помогут запомнить любую информацию и развивать свою память. Каждый человек может сделать свою память лучше. Просто нужно знать упражнения для ее развития и способы запоминать информацию эффективно.

Воображение способно на многое

Человек способен запоминать информацию намного качественнее если использует для этого свое воображение. Ведь человеческий мозг и мышление настроено на восприятие разнообразных образов. Поэтому, чтобы ваша память работала намного лучше необходимо развивать свое воображение. Существует несколько простых способов развивать воображение. К примеру, вы можете создавать разные образы в своей голове и перемещать их по своему ментальному пространству. Развитое воображение гарантирует человеку хорошую память.

Делайте пересказ разной информации

Один из эффективных способов тренировать свою память является пересказ. Вам нужно прочитать какой-то текст, а потом попытаться его пересказать по памяти. Для этого вы можете использовать простую тетрадь. Этот способ отлично потренирует вашу память и поможет запомнить важную информацию.

Изучайте иностранные языки

Изучать иностранный язык полезно не только для развития личности, но и для улучшения памяти. Поэтому начинайте учить иностранный язык. В процесс изучения английского языка приходится запоминать много новых слов и прочей информации. Когда вы регулярно изучайте иностранный язык, то вы тренируете свой мозг и память.

Займитесь спортом

Спорт – это отличный способ держать себя в хорошем физическом состоянии. Но, еще спорт полезен для вашей памяти. Ведь, когда организм получает дополнительную нагрузку, он начинает работать активнее. В свою очередь и память становиться намного сильнее. Поэтому важно заниматься спортом на регулярной основе.

Узнавайте что-то новое

Новая информация способна развивать память. Если человек не получает новой информации, то он начинает деградировать. Для мозга и памяти человека важно активно работать. Для этого они должны обрабатывать разные интеллектуальные задачи и запоминать разную информацию. Без новых знаний вы начинаете медленно, но уверенно терять способности памяти. Поэтому, важно стремится к развитию и получению новых знаний.

Заключение

Память можно развить только если вы запоминаете новую информацию. Если вы просто наблюдатель, то ваша память будет ухудшаться. Поэтому запоминайте различную информацию для тренировки памяти. Отнеситесь к процессу развития памяти ответственно.

Нет интереснее материала для изучения, чем память. Это сложный психологический процесс необходимый для хранения, воспроизведения поступающей информации. Способность запоминать необходима человеку на протяжении всей жизни и участвует во всех сферах жизнедеятельности. Она развивает умственные способности, нужна для совершенствования и развития. Способность запоминать дана природой не просто так, навыки и возможности человека напрямую зависят от ее развития.

Способность присутствует у каждого живого существа, но наибольшего развития достигла только у людей. Главной ее функцией является привязка прошлого опыта к настоящему. Благодаря памяти люди понимают себя и окружающих, это психическая форма сознания, накапливающая, сохраняющая и закрепляющая необходимый материал.

Тип памяти зависит от индивидуальных особенностей человека, и может быть:

  • Кратковременной. Информация сохраняется в маленьком объеме и на короткий промежуток времени. Кратковременную память нельзя не дооценивать. Благодаря ей происходит разгрузка мозга и отсеивание лишней информации. Кратковременную память легко увеличить с помощью многократного повторения материала.
  • Долговременной. Информация хранится долго, возможно, всю жизнь. Для такого эффекта не подходит заучивание информации, используется только методика концентрации и установки связи текста с жизненным опытом.
  • Сенсорной. Сенсорная память удерживает данные об окружающем мире с помощью органов чувств. Она длится 1–2 минуты, затем быстро исчезая. Сенсорная память делится на слуховую и зрительную.

Все люди индивидуальны, как и протекающие психологические процессы. Обладать точной памятью посчастливилось не всем. Есть люди, с рождения наделенные даром запоминания сложной информации, цифр, стоит только захотеть. А есть и те, кто, каждый раз идя на работу, вспоминает закрыл ли входную дверь.

В любом случае проблемы с запоминанием можно быстро решить, для этого разработаны специальные приемы, программы, существует курс развития способности и методики. Память как мышца, ее можно развивать и укрепить, с помощью ежедневной тренировки.

Память человека состоит из трех элементов:

  • Запоминания информации. Это усвоение нового материала, передача в специальный отсек мозга и ассоциативной связи. Главная задача этого процесса заключается в привязки смысловой связи к информации. В этом сознанию помогает мышление и интеллект, которые перерабатывают и распределяют материал.
  • Хранение. Это накопление и удержание информации. Без него не возможно мышление и остальные психологические способности человека.
  • Вспоминание. Воспроизведения накопленной информации делится на произвольное и непроизвольное. С его помощью мы вспоминаем нужный материал, легко «достаем» его из глубин памяти.
  • Забывание. Забывание представляет собой проблемы развития памяти. Воспроизвести информацию тяжело из-за полного или частичного отсутствия такой способности.

Ухудшение возникает независимо от возраста и пола человека. Иногда наступает внезапно, поэтому нуждается в специальном лечении. Причины бывают разные и зависят от индивидуальных особенностей каждого человека. Ухудшение памяти и снижение внимания - серьезные проблемы современного общества, требующие незамедлительного решения.

Причины забывчивости:

  • Вредные привычки. Ведение неправильного образа жизни, постоянное употребление алкоголя и курение табака вызывает нарушение работы мозга, ухудшение внимания и памяти.
  • Перегрузка организма. Перегрузка мозга, избыток информационного потока пагубно влияет на здоровье, вызывает проблемы с наблюдательностью, желание концентрировать внимание на одном предмете. Недостаточная концентрация вызывает снижение усидчивости и ухудшение памяти.
  • Кислородный голод. Достаточное количество свежего воздуха увеличивает работоспособность организма и мозга. Частые прогулки и проветривание помещение решит проблемы забывчивости.
  • Стресс. Нарушение памяти происходит из-за плохого самочувствия, беспокойства, нервного состояния и стресса. Эти негативные факторы вызывают снижение восприятия, ослабевают память. Чем чаще человек нервничает и беспокоится, тем больше появляются проблемы с запоминанием.
  • Недосып. Не высыпание, нарушение режима вызывает неполноценную работу мозга на химическом уровне. Полноценный сон и правильный режим повысит работу мозга, устранит причины забывчивости.
  • Развитие тяжелых заболеваний. Когда происходит резкое нарушение памяти это говорит о развитии серьезного заболевания, нуждающегося в лечение. Снижение уровня способности является симптомом болезни Паркинсона, Альцгеймера, склероза. Не стоит откладывать визит к врачу, вовремя поставленный диагноз облегчает лечение и способствует быстрому выздоровлению. Перед началом лечения следует разобраться, какая именно болезнь вызвала нарушение в работе мозга. Лечение недуга осуществляется с помощью физиотерапии или назначается психологическое педагогическое лечение. Во втором случае больного учат заново запоминать. В этом процессе участвуют только здоровые области мозга. Это трудоемкий процесс, состоящий из работы над созданием и выработки автоматизации в действиях.
  • Нет интереса. Если вы легко запоминаете информацию на интересную тему, можете легко вспомнить факты и числа, но как только дело касается рутины внимательность куда-то исчезает - на нарушение памяти можно не жаловаться, проблема возникает из-за недостаточного интереса. Это распространенная проблема. На запоминание скучного текста уходит много времени и сил, решить проблему можно только усилием силы воли. Также можно разработать свою технику запоминания, основанную на личном опыте.

Нарушение внимания носит индивидуальный характер и развивается по-разному. Улучшить ее получится только после устранения негативных факторов, вызвавших нарушение. Важно вовремя найти проблему, тем самым восстановив функции памяти.

Как развить память и внимание

Быстро запоминать и без труда вспоминать нужную информацию желают все. Развить память может каждый человек. Только решив проблемы запоминания и концентрации внимания, получится повысить умственные возможности. Имея хорошую память, человек улучшит повседневную жизнь, добьется успехов в работе.

  • Заучивание. Учите наизусть стихи, отрывки из любимых произведений, песни. Постоянное заучивание даст хороший результат. Для тех, кто не любит читать или нет времени, поможет аудиокнига. Слушайте в свободное время стихи или прозу, затем повторяйте наизусть.
  • Пальцевая гимнастика. Пальцевая гимнастика помогает устранить снижение памяти, улучшить концентрацию, внимание, работу мозга. Все упражнения простые, подойдут для детей. Гимнастика выполняется 1–2 минуты ежедневно.
  • Запоминание слов. Записываем на листочке 10–15 слов, внимательно перечитываем. Затем переворачиваем и пишем по памяти. Только написав все слова можно перевернуть листочек и сверить.

Развитие слуховой памяти

Слуховая память - это звуки, которые мы слышим и запоминаем. Существует три методики, способные повысить слуховую память:

  • Перед тем как лечь спать, ложимся в кровать, закрываем глаза и внимательно прислушиваемся к звукам вокруг. Их найдется достаточное количество, обращайте на каждый отдельное внимание (тиканье часов, шум за окном, скрип пола). Такого рода упражнения помогают выделять каждый звук из звукового фона, улучшая слуховую память. Делать его нужно каждый день.
  • В тихой спокойной обстановке сконцентрируйтесь, вспомните услышанные за день звуки, воспроизводя их мысленно. Затем постепенно меняем их продолжительность и тональность. Выполняйте задание каждый день, по 5 минут и результат не заставит себя ждать.
  • Хорошо помогает музыкальная слуховая методика. Выбираем песню, слушаем ее. Затем опять включаем и останавливаем на любом месте, после чего продолжаем воспроизводить мысленно. Такая методика считается полностью выполненной, когда получиться мысленно, включать и выключать музыку и без труда продолжать воспроизводить независимо от места паузы.

Развитие зрительной памяти

Эйдетическая память (она же зрительная и фотографическая) представляет собой способность к запоминанию и максимально точному воспроизведению живых образов или предметов. Эйдетическая память задействует образное мышление, помогая вспомнить детали предмета путем мысленного представления. Это увлекательный процесс, которым пользуются дети и подростки.

Многие задаются вопросом, как развить фотографическую способность запоминать проще всего, и для чего она нужна. Прекрасная зрительная память пригодится в любой ситуации, поможет сориентироваться в местности, четко запоминать лица знакомых и незнакомых людей. Эту способность легко развивать и тренировать. Существуют разные приемы и упражнения как улучшить зрительную память. Вот некоторые способы:

  • Все знают головоломку «Найди 10 отличий», которую печатают в детских журналах. В ней необходимо найти разницу в двух, на первый взгляд, одинаковых картинках. Такие упражнения повышают работу мозга, усиливая внимательность к деталям. Головоломка как тренажер задействует зрительную память, улучшая ее, главное делать упражнение как можно чаще.
  • Перед сном вспоминайте места, которые посетили за день. Образы вспоминаем досконально, вплоть до цвета стен и предметов на столе.
  • Выберите интересный предмет, положите перед собой и внимательно изучите. Закройте глаза, представьте его мысленно, подробно расписывая детали, изгибы, цвета. Откройте глаза, сравните предмет с мысленным описанием, отметьте себе, какую деталь вы упустили или ошиблись в описании. Упражнение сложнее, чем кажется. Делать нужно 2–3 раза в неделю.
  • Можно не останавливаться на мысленном описании, а перенести его на бумагу, по памяти нарисовав предмет. Выполнять упражнение лучше всего после предыдущего.
  • Ежедневно, во время прогулки или идя на работу, внимательно изучайте лица прохожих. Вырисовывайте мысленно их портрет, припоминая как можно больше: одежда, прическа, черты лица. С каждым днем зрительная память будет улучшаться, образы станут четче и быстрее вспоминаться.

Приложения для развития внимания и памяти

Среди самых популярных способов улучшения памяти считается книга Рюта Кавашима «Японская система развития интеллекта и памяти». Она содержит арифметические задачи разной сложности. Многочисленные тесты в этой области показали, что задачи на деление, умножение и сложение повышают работу мозга, развивают мышление и концентрацию внимания.

  • «Японская система развития интеллекта и памяти» содержит наиболее продуктивные упражнения и психологические приемы для любого возраста, рассчитана на 60 дней. Упражнения достаточно выполнять по 5 минут в день.
  • Альтернатива книги - аудиокнига «Тренинг развития памяти». Эта аудиокнига понравится тем, кто не любит читать и включает в себя специальные упражнения, программы и приемы, развивающие творческое мышление, точность мысли и образную память. Аудиокнига представляет собой методическое пособие, расширяющая границы сознания и работу мозга.
  • Также разработаны специальные тесты – программы и приложения для мобильных телефонов, которые решат вопрос о том, как развить зрительную память, выполнят диагностику видов и свойств. Многочисленные тесты – программы помогут улучшить способность без усилий, для этого надо решить специально подобранные задания.

Тест на определение способности запоминать исследует следующие критерии:

  • тип (кратковременную, долговременную, оперативную);
  • объем (механический, смысловой, оперативный, образный);
  • свойства (скорость, прочность);

Программы для развития ума помогают выявить нарушение работы мозга, усилить усвоение текстового, цифрового и образного материала, повысить концентрацию внимания.









2024 © rukaraoke.ru.