Тайны почерка графология. Графология, читаем по почерку. Смотрим на почерк и читаем характер человека


Что такое графология? Это методика анализа почерка, с помощью которой можно определить внутренние черты характера человека, выраженные в написании букв.

Скептики скажут, что письмо - это просто работа мышц. Но это не так. Почерк - это внешнее проявление индивидуальных черт характера и ума. Если бы почерк был лишь результатом работы мышц, он бы не раскрывал человеческих эмоций. Бывали случаи, когда человек повреждал свою правую руку, и ему приходилось обучаться писать левой рукой. И хотя, на первый взгляд, слова, написанные левой рукой, отличаются от тех, что написаны правой, при внимательном сравнении открываются те же основные черты почерка человека. Более того, даже у людей, потерявших обе руки и научившихся писать ногами, появляются те же закономерности характера.

О связи почерка с характером знали еще в древности. Так, в письме римского императора Нерона говорится: "Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура". А в трудах китайского философа Конфуция сказано: "Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром". Но в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, графология сложилась не так уж давно. В 1872 году французский аббат Мишон написал книгу "Система графологии", впервые употребив этот термин. Для того, чтобы окрестить новую науку, аббат использовал два греческих слова "графо" (писать) и "ологи" (наука).

Книга имела огромный успех, и увлечение графологией распространилось по многим странам. Впоследствии, благодаря энтузиастам, она развивалась и совершенствовалась.

Одним из самых новых и важных направлений в исследовании почерка стало использование образцов письма пациента, полученных под гипнозом. Когда взрослым людям внушали, что они - в детском возрасте, их почерк менялся, и они начинали писать, как дети. Благодаря тому, что стало возможным анализировать почерк человека в различном возрасте, можно проследить его эмоциональное и интеллектуальное развитие от детского до взрослого состояния.

Другие интересные эксперименты связаны с обнаружением признаков болезней, которые проявляются в характере почерка. Эти тесты проводятся профессиональными графологами, работающими в больницах вместе с врачами. Когда окончательные результаты исследований будут обнародованы, они, вероятно, окажут существенную помощь врачам.

Способность анализировать почерк не является врожденным даром. Графология основана на определенных правилах, которые должны строго применяться для того, чтобы получить верный результат. И еще. У анализа почерка существуют пределы возможностей, о которых необходимо сообщить. Вы не можете сказать, принадлежит ли почерк мужчине или женщине, если текст не подписан. Автором крупного, размашистого письма, которое на первый взгляд писал мужчина, может оказаться милая бабуся, обладающая сильной и энергичной натурой. Часто мелкие буквы с легким нажимом, которые по видимости писала женщина, на самом деле были начертаны застенчивым мужчиной со склонностью к сентиментальности.

Нельзя узнать по почерку, женат ли мужчина и замужем ли женщина, есть ли у них дети. Даже характер работы писавшего определить практически нельзя, поскольку многие люди занимаются делами, для которых они не подходят, но справляются с ними благодаря своим способностям. В то же время почерк открывает то призвание, к которому человек наиболее подходит.

И, наконец, несколько слов о том, как проводить анализ. Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Лучше не переписывать текст из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным. Постарайтесь получить и подпись человека, потому что подпись отличается от остального текста. Хорошо бы раздобыть образец письма, написанного раньше, когда испытуемый еще не знал, что будет проводиться анализ его почерка. Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страниц, обращайте внимание на последнюю, потому что к концу письма его автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы покрасивее выводить буквы. На последней странице он пишет более естественно.

Ну, а теперь наш первый урок.

Оптимизм или пессимизм. Наклон строки

Почерк, который идет точно по прямой, принадлежит человеку, которого нелегко расстроить мелкими неприятностями или заявлениями других людей. Такой человек тщательно обдумывает свои мысли и поступки и удерживает свое настроение под контролем.

Если линии почерка поднимаются вверх, это - признак оптимизма.

Такой человек не теряет духа, сохраняет веру и надежду и обычно является довольно амбициозным, стремясь продвинуться вперед. Он - доброжелательный товарищ, хорошо приспосабливается к окружающей обстановке.

Иногда строка взбегает вверх под большим углом. Так пишет неисправимый оптимист, суждения которого часто оказываются ошибочными из-за того, что он ходит по земле, высоко задрав голову, и не замечает реальной окружающей обстановки. Тем не менее, такой человек по-своему счастлив.

Противоположным примером является строка, которая постоянно опускается вниз.

Это - пессимист, который склонен проявлять скепсис во всем. Если спуск строки вниз не столь ярко выражен, то, возможно, пессимизм представляет собой лишь смесь осторожности и критичности, а такая черта характера не является плохой. Резкий спуск строки вниз - это признак убежденного пессимиста, которого нелегко вывести из упаднического настроения. Правда, не исключено, что это лишь временное состояние человека. Хорошо было бы просмотреть образцы почерков "пессимиста", сделанные за некоторое время до данного анализа, и обратить внимание на то, как шла строка раньше. Бывает, что самый бодрый человек испытывает временное ухудшение здоровья или на него сваливается какое-нибудь несчастье, что вызывает у него депрессию. Такое состояние автоматически заставляет его почерк спускаться вниз. Однако, как только условия меняются, строка с удивительной быстротой возвращается к своему обычному положению - ровному или бегущему вверх

В следующем примере мы имеем почерк человека с переменчивым настроением, у которого каждое слово может прыгать то вверх, то вниз.

У такого человека настроения меняются постоянно в зависимости от времени, места, окружающих людей. Людям, у которых нет устойчивого направления в написании строки, трудно приспособиться к любой работе, домашнему занятию или хобби, требующим тщательного соблюдения устойчивого порядка. Очень часто бывает, что умный человек не добивается никакого успеха, даже в вещах, для которых он, казалось бы, создан. И он сам, и все окружающие удивляются, почему же он не добился ожидаемого успеха. Чаще всего у таких людей направления строк и наклоны букв не отличаются постоянством, а то и дело меняются. Им надо обратить внимание на это обстоятельство и попытаться взять под контроль свои переменчивые настроения.

О тайнах, которые может выдать почерк человека, журналисту « ПроРеутов» рассказала графолог, кандидат психологических наук, представитель израильского Института графоанализа в Москве Лариса Дрыгваль. Разговор получился интересным, ведь графология - один из методов психодиагностики. Вооружившись вводной информацией о почерке, можно заглядывать в тетрадку к соседу или другу не толь ко для того, чтобы списывать, но и чтобы увидеть какие-то скрытые черты характера или склонности человека. Специалисты легко определяют по почерку, кто перед ними - физик или лирик, жадина или обманщик. Не случайно знания о почерке используются, например, при оценке претендентов на те или иные должности, а также в профориентации школьников. Итак, попробуем с помощью Ларисы Евгеньевны вникнуть хотя бы в азы графологии.

Красивый почерк - красивый человек?

Для начала Лариса Дрыгваль пояснила, что не стоит путать почерковедение и графологию. Первое используется, скорее, в юридической области, когда нужно установить подлинность или подделку рукописного документа или автографа. Графология же разбирающимся в ней людям помогает проявить штрихи к психологическому портрету автора письма. А пишем мы все по-разному.

Вроде бы всех нас учат писать по одной прописи, но все люди в итоге пишут своим неповторимым, индивидуальным почерком, - пояснила Лариса Евгеньевна. - В своё время на это обращали внимание многие философы, потом люди научного плана - нейрофизиологи и психологи, и все приходят к выводу, что почерк во многом отражает характер человека. Еще Конфуций говорил: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает дрожание тростника». Конечно, в этом есть доля истины, но почерк нужно изучать профессионально, а не на интуитивном уровне. Нам, например, может показаться, что у кого-то почерк красивый, с вензелями, аккуратный, но за этим может скрываться лицемерие и масочное поведение. То есть ни в коем случае нельзя говорить, что красивый почерк - это красивый человек. Красивый с психологической точки зрения человек, это тот, кто живёт в согласии с самим собой, ориентируясь на общечеловеческие ценности. Почерк такого человека такой же удовлетворённый, он будет живой, подвижный, с лёгкой вариативностью элементов, когда можно наблюдать, что одна и та же буква написана несколько по-разному. Хорошо, когда почерк «дышит» - есть такой термин в графологии. Это означает, что расстояния между строчками и между словами не тесные, есть белые пространства, куда «заходит воздух». Это говорит о том, что в окружающем мире человек хорошо ориентируется, не задыхается в своём эго и собственном «я». Люди с таким почерком обычно открыты для общения и обмена с окружающей средой. Хочется ещё добавить, что почерк хорошего человека должен быть читабельным. Читабельность в почерке - это функция коммуникаций: чем понятнее и яснее человек пишет, тем больше он настроен на обратную связь от окружающих, тем больше готов слышать и понимать своих собеседников. Но не нужно путать масочную читабельность (как на открытке) с более естественной и лёгкой. Сегодня мы, к сожалению, замечаем, что ста новится всё больше и больше людей, у которых читабельность в почерке хромает. Не потому, что они стали меньше писать, а потому, что стали меньше общаться, многие люди перешли в соцсети, стали печатать вместо того, чтобы говорить, общение стало виртуальным, краткосрочным, нераспространённым - с помощью символов и смайликов, и нередко односторонним. Всё это отражается и в почерке.

Тайна почерка врачей

На самом деле мы сейчас откроем одну тайну для наших читателей. Лариса Евгеньевна объяснила, почему почерк у некоторых врачей нечитабелен. Существует миф, что врачи специально так пишут, чтобы пациенты не разобрали диагноза. В этом, наверное, есть доля правды, но на самом деле сама профессия врача сейчас относится к профессиям эмоционального выгорания, когда нужно общаться с большим количеством людей, сопереживать и сострадать им. На каком-то этапе практики у врачей может начинаться профдеформация, и тогда доктора перестают слушать пациентов, не настроены на обратную связь с ними. Это не только в кабинете происходит, но и вообще в жизни, поясняет графо- лог. Врачи устают от большого потока людей, выгорают, и соответственно почерк отражает эти проявления в небрежности написания, а то и полной нечитабельности. Этому подвержены, кстати, не только врачи, но и все люди, профессии которых связаны с большим количеством взаимодействий. Вывод такой: присмотритесь к почерку своего лечащего врача, если вы в нём ничегошеньки не поняли, может, стоит поискать другого специалиста, чтобы он был настроен к вам более доброжелательно?

Тираны, вожди и иже с ними

По словам Ларисы Евгеньевны, надо держаться подальше от товарищей с аг- рессивным почерком. Можно сладить с людьми, у которых нечитабельный, но мягкий и гибкий почерк, а вот те, кто пишет в угловато-резкой манере (углами и палками, нечитабельно), и в жизни настроены к окружающим негативно. Когда рука совершает гибкие движения, присутствует плавность линий в почерке, то перед вами человек с такой же гибкой психикой. Впрочем, разных элементов в почерке должно быть в меру, а не в избытке. Если, например, мы увидим сплошные плавные линии без уголков, то перед нами будет человек мягкий, безвольный, без стрежня. Поэтому и считается, что в почерке адаптивного человека присутствует равный набор и гибких, и твёрдых движений.

По словам Ларисы Дрыгваль, очень интересно изучать почерк личностей, которые внесли вклад в историю.

Мы с коллегой, руководителем Института графоанализа Инессой Гольдберг исследовали рукописи таких харизматичных лидеров, как Сталин, Гитлер, Ленин, - рассказала руководи- тель Центра изучения почерка. - Как выяснилось, в почерке этих людей есть общие черты. В письме каждого из них наблюдается очень сильный нажим, а он отражает степень энергетики, при написании слов много углов, что говорит о конфликтности, жёстком характере и потребности «идти по головам», не считаясь ни с кем. Как правило, у таких людей бурный темперамент, что проявляется в очень быстром и беглом почерке. Кроме того, их почерк непохож на классические прописи, он совершенно самобытный, - показывает самостоятельное и нестандартное мышление, а расстояния между строчками часто просторные, что говорит о стратегических способностях, дальновидности и широком кругозоре. В их почерках нередки собственные изобретения в виде оригинальных букв и связок, - значит, эти люди были способны на оригинальные и нестандартные подходы. Видимо, благодаря именно этим особенностям они и оказывались на голову выше других. Я не говорю сейчас о том, хорошие это были люди или плохие, не даю им нравственную оценку, а только перечисляю психологические признаки, которые выражались в почерке.

Наклон оппозиционеров

Почерк с левым уклоном тоже может дать психологу определённую характеристику его обладателя. Левонаклонность появляется, как правило, в подростковом возрасте. Это считается нормой для подростков, потому что левый наклон - «наклон оппозиционеров», подмечает графолог.

Как раз подростковый возраст - это то время, когда хочется делать всё по-своему, когда у человека нет никаких авторитетов и он «сам знает, как лучше», - поясняет Лариса Евгеньевна. - Иногда подростки даже копируют друг у друга такой левый наклон, потому что это соответствует их духу противоречия. Но к 20 годам многие могут просто «переболеть» этим, после чего наклон становится либо более нейтральным и прямым, либо правым - более «социальным». Иными словами, некоторые элементы почерка меняются вместе с человеком. Чтобы было понятно, я поясню, что в почерке выделяются три слоя. Глубинное измерение почерка не меняется никогда. К нему относятся нажим, особенности его распределения, штрихи и линии. Именно по глубинному измерению почерка проводят почерковедческую экспертизу, когда устанавливают подлинность или подделку автографа или рукописи. А вот остальные параметры, такие, как наклон, размер букв, разные петли, расстояния между словами и строчками, - это всё меняется, точно так же, как меняемся и мы сами.

Мамам, папам и учителям на заметку

По словам Ларисы Евгеньевны, особенности почерка могут дать подсказку о склонностях человека и при его определении с будущей профессией. Это стоит взять на заметку родителям и учителям.

С весны прошлого года в нашем центре был запущен проект «Профориентация старшеклассников по почерку». Мы побывали за это время в одиннадцати школах, были на многих выставках по профориентации и в общей сложности провели профориентацию по почерку более чем 500 школьникам. Этот уже пройденный нами небольшой путь, который сейчас активно продолжается, позволяет говорить о том, что есть огромная потребность в такой методике, что в ней очень заинтересованы родители. Мы ведь не только профессиональные предпочтения определяем, но и смотрим степень психологического благополучия. То есть такая консультация начинается с профориентации, а заканчивается нередко полноценной психологической консультацией родителей о том, как чувствует себя их ребёнок, что его тревожит, какие у него сильные, а какие слабые стороны. К сожалению, родители не всегда видят, что с их ребёнком происходит неладное, особенно в подростковом возрасте, когда дети замыкаются и уходят в себя. Почерк в этом вопросе помогает выполнять и диагностику, и профилактику каких-то эмоциональных или психических расстройств. Так что параллельно мы решаем сразу две задачи, - говорит графолог. - С радостью приедем на такие консультации и в Реутов, если поступит такое приглашение.

Гуманитарий, аналитик или?..

А теперь к самому интересному, о чём сообщила Лариса Евгеньевна, рассказывая о нюансах профориентации школьников по почерку. Как определить, кто ваш ребенок - гуманитарий, практик, творческий человек или аналитик?

Мы не будем сильно углубляться в типологию, - предложила моя собеседница, - давайте поговорим о четырёх основных типах. Это «гуманитарий», «аналитик», «художественно ода- рённый», то есть творческий человек, и «практик», который многое способен делать своими руками. Как пишет гуманитарий? Он пишет округло, гибко, дугами, крупно… Почерк, как правило, склоняется в правую сторону. А буквы у него ближе к стандартной прописи и читабельные. Такой человек направлен на общение. Можно сказать, что данный почерк не- много женский - крупный, округлый, правонаклонный. А вот практик, человек с хорошими руками, пишет больше через углы и прямые линии. И даже если этот почерк больше походит на пропись, мы всё равно увидим больше прямолинейных движений. Наклон в данном слу- чае может быть любым. А ещё в таком почерке всегда сильный нажим, линии жирные, основательные и конкретные. Если мы говорим про аналитика, человека, склонного к точным наукам и умеющего многое привести к общему знаменателю, то его почерк будет мелким. Эту мелкость можно заметить даже у совсем маленьких детей, которые учатся во втором или третьем классе. У них всегда буковка выглядит просто, они её схематизируют, и иногда кажется, что это не буква, а скорее цифра. А ещё, если присмотреться, то у аналитиков верхние петли к таким буквам, как «б» и «в», будут гораздо крупнее и длиннее, чем серединки. Дело в том, что верхний регистр почерка отражает нашу интеллектуальную сферу.

Аналитики и люди, склонные к точным наукам, даже не замечая того, пишут очень крупными петлями вверх. Серединки букв, по словам графолога, больше отвечают за эмоции и чувства. У аналитиков они меньше обычного, потому что энергия больше уходит не на чувства, а на интеллект.

А теперь поговорим о художественном типе. Такие люди пишут красиво, словно оформляют свой почерк. Вот у них могут быть вензеля, какая-то декоративность в почерке. Ещё одно интересное наблюдение - у творческих личностей в почерке присутствуют легкие движения - плавные и практически без нажима. Такие движения по поверхности листа графологи называют «ниточками», специалист их увидит сразу, а вот самоучка вряд ли. Профессиональный графолог также сразу заметит, что у практика почерк более тяжёлый, а у лирика - более вдохновлённый и воздушный, практически не нарушающий структуру бумаги.

При приёме на работу

А еще графология как высокоточный метод в руках специалиста нередко используется кадровыми службами. Но здесь важен именно научный, основанный на опыте и практике, а не интуитивный подход, предупреждает Лариса Дрыгваль. Сегодня потребность в таком графоанализе очень высокая, к тому же анализ почерка позволяет заменить целые батареи тестов и собеседований. Его используют, например, когда соискатель должности находится в другой стране или городе и физически не может явиться на собеседование.

Напоследок я выяснила у Ларисы Дрыгваль ответ на ещё один вопрос: выдаёт ли почерк обманщика?

Тест на благонадёжность

Оказывается, почерк позволяет определить и степень благонадёжности человека, но это большая и отдельная тема.

Точно так же, как мы судим по почерку о чертах характера, можно увидеть и степень благонадёжности, точнее - неблагонадёжности человека, - пояснила Лариса Дрыгваль. - Можно понять, например, насколько человек добросовестен, склонен ли он к манипуляциям или даже к серьёзным патологическим обманам. Вот если мы говорим про жадность, то в почерке у обладателей этой черты, во-первых, доминируют эгомотивы - «я», «моё» и т. д. Это проявляется в медленности почерка, то есть в отсутствии штрихов, которые ведут буквы и слова вперёд. Сам почерк при этом узкий, но крупный в средней зоне, когда серединка буквы является как бы центром вселенной.

У жадных людей в почерке бывает и такая особенность, когда нижние петельки в буквах «у» или «д» раздуты как пузыри. Это указывает, что человек любит накапливать и не любит делиться. Но все эти признаки должны быть вкупе, только тогда жадность автора такого письма очевидна. Если один из этих признаков отсутствует, выводы о жадности делать рано. А у обманщиков, как мы знаем из психологии, есть склонность выдавать одно за другое. В почерке то же самое: обманщик даже не замечает, как у него одна буква получается похожей на другую. Эти подмены и словам нередко придают совсем другой смысл, а получается это у такого человека совершенно бессознательно. Чем больше таких проявлений в почерке, тем сильнее степень склонности к обману.

Всё, что рассказала Лариса Евгеньевна, конечно же, только вершина айсберга знаний о почерке - графологии. Если кто-то захочет всерьёз стать специалистом в этой области, то есть сайт Центра изучения почерка Ларисы Дрыгваль , московское представительство Института графоанализа Инессы Гольдберг - www.grafologia-msk.ru, где размещена более подробная информация и об услугах, и про обучение графологии. Кстати, длится обучение полтора года. Лариса Евгеньевна предупредила: первое, что вас попросят сделать при поступлении, - это прислать свой почерк для анализа.

ТАЙНЫ ПОЧЕРКА

Большинство из нас представляет себе графологию как магический способ получения информации, типа предсказания будущего по внутренностям животных или гадания на кофейной гуще. Трудно поверить, что графология современная наука, которой с успехом пользуются психологи, криминалисты, врачи, педагоги и даже опытные менеджеры по персоналу. Что же можно сказать о человеке по егопочерку и как потом использовать это знание? На вопросы «Лечебных писем» отвечает руководитель центра «Секреты успеха», специалист в области нетрадиционных диагностических методик Н.В. КУЗИНА.

– Нина Владимировна, как может почерк содержать какую-то информацию о человеке, если с возрастом характер письма у всех меняется, к тому же на него влияют любые жизненные ситуации?
– Эти изменения как раз и позволяют графологам судить о переменах в психическом состоянии человека и о его новой жизненной ситуации, то есть обладают не меньшей диагностической ценностью, чем устойчивые элементы почерка. Всем этим занимается графология – наука о почерке человека. Мы выражаем свои мысли в словах, а слова – в почерке, одновременно перенося на бумагу и свое душевное состояние. Графологуостается только понять особенности письма, чтобы рассказать о человеке, его характере, привычках, об отношении к другим людям, о его болезнях и т. д. Кое-где за границей уже используютграфологическую экспертизу для приема на работу, постановки диагноза и т.д. К сожалению, в нашей стране графология пока остается делом спецслужб, почерковедов и горячих энтузиастов.

– Наверное, анализ почерка требует от человека каких-то феноменальных способностей?

– Вовсе нет. Графологическими навыками владеет очень много людей. Курсграфологии сегодня изучают в вузах будущие юристы, преподается эта дисциплина и в некоторых других государственных учебных заведениях. В частности, у нас в Санкт-Петербурге работает известный психолог-графолог, член-корр. Международной академии наук высшей школы, доктор философских наук, профессор В. И. Кравченко, автор книги «Секреты почерка». Графология основана на доказанном факте, что почерк отражает характер человека и свойства его психики. Более того, почерк вообще никогда не лжет, просто люди иногда неправильно его истолковывают.

– Что же конкретно можно сказать о человеке по его почерку?

– Возможности графологии очень велики. Например, с ее помощью выявляются скрытые таланты молодого человека, помогающие правильно выбрать тот или иной род деятельности. Можно сделать выводы о совместимости людей – скажем, предупредить жениха и невесту о возможных сложностях при вступлении в брак, чтобы они были готовы к их преодолению. По образцу подписей обоих супругов на консультации выявляются особенности их взаимоотношений и предлагаются способы выхода из семейного кризиса. Причем достаточно, чтобы пришел лишь один из супругов с образцом подписи другого.

– Однако никакие элементы почерка, наверное, не могут передать всей сложности человеческой психики?

– Разумеется, нет. Но никто и не возводит элементы почерка в абсолют. В его чтении очень большую роль играет интуиция графолога. А конкретные признакипочерка служат графологу скорее опорными точками, опознавательными знаками его собственного внутреннего восприятия. Задача графолога – через рукописный текст «вчувствоваться» в человека, который его писал. Многим это удается. Способность к графологическойинтерпретации почерка – такое же общечеловеческое свойство, как музыкальный слух. Графологвидит почеркчеловека как образ, несущий в себе определенные эмоции, ценностные характеристики и т.д. Поэтому графологический язык неизбежно оказывается образным, эмоциональным, а не «научным». Попытки установить жесткую связь между элементами почерка и выводами графолога могут исказить восприятие.

– Какие же все-таки элементы почерка принимаются во внимание графологами?

– Практически все. Размеры, форма, взаимное расположение букв, пропуски, степень отклонения от каллиграфического письма, наклон, нажим, штрихи, росчерки, расположение на строке и т.д.

– Приведите, пожалуйста, пример.

– Возьмем написание заглавной буквы «Я». Если «Я» крупная и с раздутой петлей, человеку хочется, чтобы на него обратили внимание. Обычно такой человек общителен, обожает общественную деятельность и часто вступает в различные клубы или благотворительные организации. Любит быть лидером. Напротив, маленькое, простое «Я» показывает, что человек не стремится привлечь к себе внимание. Он осторожно двигается по жизни, не спешит заводить друзей, зато остается преданным тем, кого выбрал. Но если буква «Я» слишком мала по сравнению с остальными буквами и к тому же наклонена в обратную сторону от них – это признак самоуничижения. Такому человеку графолог может посоветовать проявлять больше уверенности и не оставаться в тени без необходимости, но и не взваливать на себя большую ответственность. Высокая буква «Я» без украшений, с узкой петлей показывает, что человек гордится своим домом и своей семьей. Похвалите кого-нибудь из его родственников или предков – и он станет вашим другом. А вот печатное «Я» показывает, что человек ищет внимания к себе, но прежде всего ждет одобрения за хорошо выполненную работу. У него творческий характер и развита изобретательность.

– А что вы скажете о человеке, который букву «Я» всегда пишет по-разному?

– Разнообразие вариантов при написании заглавной буквы «Я» показывает, что у человека нет устойчивых взглядов, и к себе он относится с чувством юмора. К тому же он любит разнообразие. Но бывает, что в почерке вообще нет заглавных букв. Это признак предельного самоуничижения и даже неспособности человека выполнять нужную работу.

– Можно ли по почерку сделать какие-то выводы о физическом и психическом здоровье?

– Это целый раздел графологии. Есть интересное высказывание, что медицина часто служит для графологииувеличительным стеклом, тогда как графология для медицины может иногда являться хорошим термометром. Почерк – это зеркало психических отклонений. Сейчас считается твердо установленным фактом, что при всяком расстройстве нервной системы – а это первый симптом любой болезни – непременно изменяетсяпочерк. Даже незначительные отклонения в системе кровообращения, в питании мозга неизбежно отражаются в почерке. И если мы этого не замечаем, то только потому, что вообще не привыкли следить за своим почерком. При первых признаках усталости почерк становится крупнее. При сильном утомлении появляется дрожание в волосяных штрихах букв. И точно так же влияют на почерк состояния опьянения или наркотического возбуждения.

– А как проявляются в почерке нервные и мозговые заболевания?

– По типу нарушений почерка можно делать очень важные выводы. Изменения впочерке возникают задолго до явных признаков нервной болезни. Например, при общем прогрессивном параличе они проявляются чрезвычайно рано, гораздо раньше других симптомов, и служат средством для установления диагноза. Почеркстановится более крупным, чем обычно. Буквы стоят неодинаково, сильно закруглены, с неправильными начертаниями. Больные пропускают буквы, знаки и целые слова, прибавляют лишние буквы, забывают, что надо писать, и все их письмо часто представляет собой бессмысленный набор слов. Дрожащийпочерк, встречается, как правило, у алкоголиков и иногда при неврастении или истерии. Линии букв становятся волнистыми или зигзагообразными, плохо разборчивыми. Буквы пляшут в словах, отдельные элементы их преувеличены. Это результат нарушения моторики при воспалении мозга.

– Истерия встречается довольно часто. Что ее характеризует, кроме дрожащего почерка?

– Наряду с дрожанием, есть и другие особенности почерка при истерии. Он часто имеет наклон влево. Отдельные буквы выписаны очень витиевато, у многих отсутствуют конечные штрихи, буквы все разной величины, тесно прилегают друг к другу, а интервал между словами большой. Вообще, существует очень много значимых для врача нарушений письма. Раньше самым распространенным из них была так называемая писчая судорога. Обычно это результат утомления тех мышц, которые участвуют в держании пера: пальцев, всей кисти руки и даже предплечья. Пишущий не может выводить буквы, рука перестает слушаться и перо останавливается на начатом штрихе или против воли человека заезжает в сторону.

– Можно ли по почерку отличить человека, страдающего той или иной болезнью?

– Очень часто это удается. Например, люди с частыми сердечными приступами злоупотребляют точками в соединениях букв или ставят точки между словами там, где они не требуются. Точки перед началом фразы, перед датами или после них, в середине фразы или слова наблюдаются также у больных с бредом преследования. Эти точки – своего рода остановки мысли. Когда мысль, диктующая письмо, по какой-то причине задерживается, человек делает рефлекторное движение и ставит точку. Почерк эпилептиков изобилует искривлениями всего текста, абсолютно ненужными точками, искажением заглавных букв. Ровные прямолинейные или наклонные буквы с украшениями и резкими связями между ними чередуются с клинообразными, дрожащими, как бы парализованными. Кстати, путем сравнения резко выраженных ненормальностей в письме душевнобольных и ненормальностей в письме здоровых людей было найдено многографологических признаков. Например, злоупотребление точками, особенно до или после подписи, наблюдается у очень мнительных, осторожных и скрытных людей.

– Как происходит сеанс графологии?

– Графолог не задает ни единого вопроса. Он просит клиента написать под диктовку очень быстро текст, состоящий из пяти-шести слов, например, «На улице прекрасная погода, весна пришла – Ура! Ура! Ура!», сделать несколько разных рисунков, написать очень медленно свое имя и отчество, поставить свою обыкновенную подпись, а потом расписаться в квадрате, и еще несколько заданий. Потом графолог анализирует каждую позицию этого теста и дает общую характеристику человека по его почерку. Например, из сравнения быстрого и медленного почерков он делает выводы об устойчивости натуры, характере психики, доминировании мужского или женского начала в воспитании, закомплексованности, героизме, творческой активности и т.д. Далее анализируются остальные пункты теста. Больше всего информации можно получить из анализа подписи испытуемого.Подпись – это сгусток натуры человека в данный момент как результат его прошлой жизни.

– Для чего же все это нужно, если мы и так себя знаем?

– На сеансе графологии выясняется, что очень многого мы о себе не знаем, а из того, что знаем, не делаем никаких выводов. Графолог не только «раскрывает» человеку глаза на многие его проблемы, но и помогает найти пути их решения. Одним из наиболее необычных путей является метод «графологического оздоровления». Он основан на существовании обратной связи между психикой и почерком. Поскольку наш почерк, наша подпись являются отражением нашего психического состояния в данный момент, то, сознательно меняя свой почерк, вырабатывая другую подпись, человек меняет себя, достигает успеха, обретает новую судьбу.




Подписывая деловые бумаги, послания, мы бессознательно даем окружающему миру еще одно представление о себе. Особенно ценно расшифровывать подпись, когда она выполнена на чистом листе неразлинованной бумаги. В этом случае каждый из нас будет писать буквы той высоты и ширины, которая типична для него, использовать штрихи и завитушки.

Тем не менее некоторые выводы можно сделать и по отдельным элементам подписи.

Подпись без росчерка - свидетельство культуры и вкуса человека. Подобная простота подписи характерна для многих писателей и ученых (рис. 1).

Прямой росчерк, дополняю­щий подпись, указывает на энер­гичность человека, его решитель­ность и смелость (рис. 2).

Волнистый росчерк указывает на дипломатичность и умение об­ходить сложные ситуации (рис. 3).

Подчеркивание подписи - свидетельство развитого чувства собственного достоинства. Под­нимающаяся, или, как ее иногда еще называют, центробежная, подпись указывает на честолюбие человека.

Иногда подпись кончается точкой. Она обозначает склон­ность к самоанализу, умение до­водить дело до конца и способ­ность принимать окончательные решения. Точка, сопровождаю­щаяся тире, уже обозначает неу­веренность, осторожность и даже мнительность. Завершив дело, че­ловек все еще сомневается и раз за разом возвращается к нему. Надо двигаться вперед, а он все огляды­вается.

Мы уже говорили о необхо­димости анализировать подпись одновременно и совместно с по­черком человека. Прежде всего, надо посмотреть на различия между почерком и подписью че­ловека. Если явных различий нет, то автор отличается естествен­ностью поведения, в нем нет ни ложной гордости, ни фальшивой скромности.

Дальше стоит сравнить наклон букв. Если разница есть, то мож­но говорить о несоответствии внутреннего мира внешним про­явлениям. Наклоненный вперед почерк говорит о дружелюбии и эмоциональной натуре. Если же подпись имеет существенно мень­ший наклон или опрокинута на­зад, то она не раскрывает истин­ной сути человека. Он старается за холодным и чрезмерно гордым поведением спрятать свою уязви­мую натуру.

Возможна ситуация, ког­да подпись наклонена вперед, а пишет человек с наклоном на­зад. В этом случае опять же речь идет о двойственности натуры. В нем есть конфликт между дву­мя началами. Одна часть - рас­судочная, гордая, независимая, дру­гая - демонстрирует дружелюбие и теплоту. Судя по почерку, пер­вая чаще берет верх над теплотой и дружелюбием.

Обязательно надо сопоставить размер букв в почерке и подписи. Иногда, обладая мелким почер­ком, человек использует в подпи­си крупные буквы. Опять прояв­ляется двойственность натуры. Мелкий почерк свидетельствует о сдержанности, скрытности, от­сутствии ложной гордости. Раз­машистый почерк - попытка выглядеть мужественным, гор­дым, человеком широкой натуры. Опять же в человеке идет борь­ба двух начал, но пока побеждает первое.

Если подпись выполнена пре­увеличенно крупными буквами, то человек пытается создать в гла­зах окружающих обманчивое впе­чатление, но это уже бросается в глаза.

Еще необходимо сказать не­сколько слов о манере использо­вать линии, проводимые под под­писью. Если линия короткая и прямая, то можно говорить о са­моутверждении человека. В случае длинного росчерка под подписью и легкого нажима для человека ха­рактерна напористость. При силь­ном нажиме речь уже идет о же­лании материально обогатиться и получить признание. Очень силь­ный нажим, как и в других случа­ях, позволяет говорить о наличии большой агрессивности.

Бывает и так, что некоторые люди подчеркивают свою подпись необычным образом. Обычно та­кая манера свойственна людям уникальным, степень необычно­сти росчерка, как и всего почерка, тесно связана с оригинальностью характера, в этих случаях речь идет уже о выдающихся призна­ках почерка.

В то же время графологи уже давно обратили внимание на уди­вительную простоту подписи лю­дей, занимающихся наукой и до­стигших немалых успехов в своей области. Такой простотой отлича­лись подписи известных русских ученых: геолога А. П. Карпин­ского, математика В. А. Стеклова, психиатра В. М. Бехтерева и дру­гих. Удивительной простотой от­личается и подпись Л. Н. Толсто­го (рис. 4).Если присмотреться к подписи Льва Толстого, то обра­щает на себя внимание четкость написания букв и их связность, что указывает на предприимчи­вость и умение критически подой­ти к решению вопроса. Подпись отличает общая гармоничность, свойственная людям одаренным, с высоким уровнем развития ум­ственных способностей.

Предлагаю проанализировать подпись экс-президента России, а также кандидатов на этот пост от ведущих политических партий страны.

Владимир Путин


Перед нами целеустремленный, честолюбивый че­ловек, который ставит перед собой большие задачи. Об этом красноречиво говорит поднимающаяся под­пись. Буквы имеют заостренные очертания, посте­пенно уменьшаются в размерах. Так пишет человек, приучивший себя к сдержанности, но накопивший в себе много агрессии.

Владимир Путин - очень прагматичный человек, рисовки в его действиях нет. Отсюда и стиль подпи­си. Буквы легко читаются, нет излишнего украша­тельства.

В подписи много острых петель. Они свидетель­ствуют о постоянном обращении к своему прошло­му опыту. Между буквами в подписи есть разрывы, характерные для людей с развитой интуицией. Но в повседневной жизни Владимир Путин больше опи­рается на логику, постоянно стремясь рационализи­ровать свои поступки и стремления. К сожалению, так нарабатывается отрицательный опыт, а ум теря­ет остроту.

Судя по узкой петле буквы «у», Владимир Влади­мирович обладает высокой эмоциональной чувстви­тельностью. Соединение букв в подписи имеет ар- кадический вид, то есть соединительные отростки напоминают дуги, обращенные своей выпуклостью к верхнему краю страницы. Этот признак указывает на излишнее внимание к внешним проявлениям жизни, что иногда идет в ущерб внутреннему содержанию.

Последние две буквы написаны в несколько ином стиле, появляется большой нажим, меньше петель, больше остроты в верхних окончаниях буквы. После каких-то событий, связанных, видимо, с вступлени­ем на пост президента страны, в действиях Владими­ра Путина больше обозначились воля, сила, целеу­стремленность и уверенность в себе.

Геннадий Зюганов

Поднимающаяся подпись выдает в человеке опти­мизм, он верит в успех начатых дел. Все буквы на­писаны ясно, писавшему было не лень выводить очертания всех букв. В этом отчетливо проявляется трудолюбие и упорство Геннадия Зюганова.

Заглавные буквы не велики по своим размерам и по виду напоминают строчные. Писавшему не хватает амбициозности и широты размаха в планируемых де­лах. Да и в лидерских качествах можно сомневаться.

Буквы имеют округлые очертания, так чаще всего пишет человек компанейский, охотно проводящий время в кругу друзей и близких. В округлости букв проявляется способность Зюганова чувствовать дру­гих людей, отзываться на их проблемы.

Начало буквы «Г» опущено вниз, затем штрих постепенно поднимается. Аналогично Зюганов вос­принимает и новые идеи. Лишь по прошествии неко­торого времени он соглашается с новыми предложе­ниями, идущими от окружающих его людей.

О существовании внутренних конфликтов можно судить по перечеркнутости буквы «о». В конце под­писи есть крючок, переходящий в горизонтальный росчерк. Во многих ситуациях лидер КПРФ, даже приняв новые идеи или предложения, в последний момент может поменять свое решение. Последнее не сильно удивляет. Ведь росчерк, идущий от буквы «в», характерен для людей, проповедующих и отстаиваю­щих не свои идеи, а программы других людей. В этом плане Зюганов внешне управляемый человек, чем охотно пользуется его политическое окружение.

Стиль подписи в целом выдает в Геннадии Андреевиче «ученика», пытливо поглощающе­го идеи и концепции других людей, придержива­ющегося вполне определенных взглядов, строго соблюдающего законы.

Владимир Жириновский


В подписи Владимира Жириновского обращает на себя внимание острота начертания букв, длинный росчерк в конце и необычный вид буквы «р». Острота начертания букв говорит о внутренней силе, желании не придерживаться рутины, умении настаи­вать на своем. Сильно развит дух соперничества.

Последние буквы в подписи переходят в гори­зонтальную линию. Это явный признак утонченно­сти ума, хитрости и скрытности в общении. Для до­стижения своих целей такой человек готов играть в дипломатию.

Особого внимания заслуживает и буква «р». Ее острые очертания свидетельствуют о мгновенной реакции Владимира Жириновского на изменение си­туации, о способности первым нанести неожидан­ный удар.

В подписи Владимира Жириновского буквы не только имеют острые очертания, но и изогнуты в сторону направления движения руки при письме. Это указывает на устремленность в будущее. Для до­стижения цели о соблюдении норм и правил гово­рить не приходится. Все средства хороши.

Если соединить нижние концы букв в подписи, то получится ломаная линия, напоминающая зигзаги. В таких случаях говорят о танцующих буквах, вы­дающих в писавшем нервозность. Буквы в большин­стве своем вытянуты по вертикали, что указывает на игнорирование традиций и норм.

Характер человека раскрывается в его почер­ке. Внутренний мир человека проявляется в рисунке его подписи очень неоднозначно. Поэтому если есть такая возможность, то лучше проводить анализ подписи одновременно с анализом почерка, чтобы более достоверно определить внутреннюю природу человека.

Дмитрий Медведев

В целом подпись имеет вид гирлянды. Соединяю­щие буквы отростки своей выпуклостью направлены вниз. Гирляндический стиль письма отличает людей, придающих большое значение внутреннему содер­жанию, гораздо меньше их интересует внешняя сто­рона дела. Стремление глубоко вникнуть в суть дела иногда не позволяет Дмитрию Медведеву охватить стоящие перед ним проблемы в целом.

Между буквами нет разрывов, что характерно для людей последовательных, вдумчивых, сосредото­ченных, внимательных к различным деталям.

Конечный росчерк в подписи идет от последней буквы. Его надо рассматривать как крючок, указыва­ющий не только на упорство человека, но и на же­лание цепляться за то, что предлагает ему судьба. Разорванность буквы «в» чаще всего указывает на некоторую разбросанность в делах, что может поме­шать сосредоточиться на главном.

Буквы в подписи написаны очень широко. Это свидетельствует о стремлении к общительности, такому типу людей подходит работа в коллективе. В широких буквах видно желание многое увидеть, да и себя показать.

Особняком в подписи выглядит буква «Д». В ней много петель, соединение которых своим острием уходит вниз. Стиль написания первой буквы имени в подписи раскрывает характер человека в молодости. Петли свидетельствуют о том, что в процессе приня­тия решений в молодости у Дмитрия Медведева ино­гда преобладали эмоции.

Острие, направленное вниз, подчеркивает вну­тренние конфликты, борьбу эмоций и ума. Внешне он выглядит открытым и покладистым, но за этим стоят прагматизм, целеустремленность, умение на­стоять на своем и упорство.

Почерк как индивидуальная манера письма всегда привлекал внимание не только красотой каллиграфии, но и возможностью изучения «слепка личности». Со времён императора Нерона, оценивавшего почерк судимых им людей, до наших дней в графике почерка продолжают искать черты характера, симптомы заболеваний, признаки эмоциональных состояний, искренность ответов, кризисы личности. А может анализ почерка - псевдонаука?

Только с 1875 года, с момента появления книги «Система графологии» французского аббата Жана-Ипполита Мишона, почерк становится предметом серьёзных научных изысканий.

С тех пор в истории изучения почерка были разные периоды - от паранаучных графологических трактатов и политических репрессий специалистов-графологов до полноценного становления к концу 80-х годов прошлого века анализа почерка как проективной методики в психологии и судебного почерковедения в криминалистике.

Показательна в этом судьба Дмитрия Митрофановича Зуева-Инсарова, председателя Русского научного графологического общества, автора книг «Почерк и личность», «Строение почерка и характер», «Чтение характера по почерку» о построении портрета личности по почерку. После мирового признания его как графолога и публициста, потока отзывов с благодарностью о его трудах со стороны известных в России учёных, писателей, артистов, государственных деятелей, он был арестован НКВД после 1935 года и бесследно исчез в ГУЛаге.

Почерк как проективная психологическая методика

В HR-технологиях анализу почерка не придаётся статуса могущества, как это часто можно видеть в различных, в том числе современных, книгах по графологии. Наряду с другими проективными методиками исследования личности, например рисуночными «Несуществующее животное», «Дом - Дерево - Человек», «Автопортрет», почерк относится к проективным методам изучения экспрессии, что сразу определяет его применимость и степень объективности получаемых выводов.

Как и оценка речи в телефонном интервью, так и анализ почерка, никогда не выявит насколько сотрудник добрый или злой, щедрый или жадный, трудолюбивый или ленивый, смелый или трусливый, серьёзный или легкомысленный. В то же время почерк составит HR-специалисту неоценимую услугу в определении ведущих свойств нервной системы, типа темперамента сотрудника, выявит личностный психотип (радикал), даст оценку поведению сотрудника в коллективе.

Для этого необходимо выбрать написанный сотрудником документ, содержащий не менее десяти строк (200 - 400 рукописных символов) и обязательно предназначенный им для чтения другими людьми, - в этом случае заметно снижается фактор небрежности в графике почерка и такой почерк является наиболее соответствующим личности его автора. Проективная методика анализа почерка готова решать не только задачи понимания черт характера сотрудника, но и поможет оценить личностную совместимость, склонность к кадровым рискам, уровень управленческого потенциала, оперативность в принятии решений и многие другие личностные особенности.

Алгоритм анализа почерка

Обычно выделяют три этапа изучения почерка. На первом делаются выводы по особенностям нервной системы и типу темперамента и оцениваются сила, подвижность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость нервной системы, а также принадлежность к холерическому, сангвиническому, флегматическому, меланхолическому типам темперамента. Каким образом?

Чем больше геометрический размер символов и заметнее нажим при письме, тем более сильная нервная система изучаемого. Слабую нервную систему отличает «скромный» размер букв и нетвёрдый нажим при письме.

Подвижную нервную систему от инертной отличает выраженная длина межсимвольных связок и растянутость букв по направлению письма.

Уравновешенность - неуравновешенность нервной системы определяется по тому, насколько отклоняются строки в тексте от воображаемой средней линии, - чем более отклоняются от такой воображаемой средней линии для строки отдельные буквы, тем более неуравновешенна нервная система изучаемого.

Эмоциональная возбудимость выявляется по отклонению букв от воображаемой вертикальной линии от нижнего края листа, - чем более наклон букв вправо/влево, тем более характерна для изучаемого эмоциональная возбудимость.

В итоге, сильная, подвижная, мало уравновешенная, эмоционально возбудимая нервная система представляет холерический тип темперамента; сильная, подвижная и хорошо уравновешенная - сангвинический; сильная, мало подвижная и хорошо уравновешенная - флегматический тип: слабая, мало подвижная, но мало уравновешенная и эмоционально возбудимая нервная система представляет меланхолический тип темперамента. Описания типов темперамента легко найти в литературе.

На втором этапе анализа почерка делаются выводы по выраженности таких личностных черт, как экстраверсия - интроверсия, экстернальность - интернальность, коммуникативность - индивидуализм, конфликтность - компромисность и других:

Чем больше в символах присутствуют не несущие информации элементы (каллиграфические, стилизованные, украшающие), чем длиннее межсимвольныесвязки, тем болеевыражено свойство экстравертированности личности и наоборот;

Чем более поднимаются вверх строки письма по мере завершения, чем более выражен разрыв межсимвольных связок, тем более выражено качество экстернальности личности (при наличии признаков сильной, уравновешенной/неуравновешенной нервной системы);

Чем более округлены буквенные очертания, тем более характерно качество коммуникативности для изучаемой личности (при наличии признаков сильной, уравновешенной нервной системы);

Чем более выражена заострённость, угловатость букв, чем более характерна разорванность, несвязность отдельных символьных штрихов, тем более проявляется качество конфликтности личности (при наличии признаков сильной, подвижной нервной системы).

На третьем этапе анализа почерка даётся оценка проявлению в элементах рукописи признаков тех или иных психотипов (радикалов): демонстративного (истероидного), эпилептоидного, шизоидного, тревожного и других.

Например:

истероидность личности определяется присутствием в элементах букв украшающих штрихов, не несущих информационной нагрузки (при наличии признаков сильной, подвижной нервной системы);

эпилептоидность личности исходит изприближениябукв к машинописным, их идентичности друг другу, из ровного, последовательного стилянаписания по всему документу;

шизоидность (уникальность) личности выявляется по нетипичностинаписания рукописных символов, по высокой изменчивости в документе одинаковых алфавитных букв (при наличии свойства инертности нервной системы);

тревожность личности характеризуется наличием в тексте поправок, исправлений, появлением символьных «обводок», «зачернений» (при наличии признака эмоциональной возбудимости). Зная особенности того или иного психотипа, HR-специалист легко составит по почерку портрет изучаемого сотрудника.









2024 © rukaraoke.ru.