Татарский мужской костюм. Проектная работа. Татарский народный костюм


Национальный костюм — это своего рода визитная карточка каждой национальности. Тенденции моды постоянно меняются, а национальный костюм продолжает оставаться отличительным признаком и гордостью каждого народа. Традиции по его изготовлению бережно хранятся и передаются из поколения в поколение в описаниях и фото.

Особенности и разновидности татарского национального костюма

Главной составной частью как мужского, так и женского наряда является удлинённая просторная рубашка. Ее обязательными составляющими должны быть клинья сбоку и глубокий вырез на спереди. Рубаху носили без пояса и украшали различными декоративными элементами. Силуэт одежды является трапециевидным. Важнейшей составляющей является пояс, изготовленный из яркого бархата, и украшенный ценнейшим мехом или позолоченной тесемкой. Его украшали крупными золотыми и серебряными пряжками. Шаровары шили из плотных льняных тканей.

Выражение национального колорита наиболее ярко выражено в женском костюме. Он выглядит намного богаче мужского поскольку татарки с детских лет обучались шитью,вышиванию и различным ручным работам. Для него характерен приталенный силуэт, придающий женщинам изысканную грациозность.

Поверх длинной рубахи с большими рукавами женщины надевали безрукавку или камзол. Камзол шился из цветного или однотонного бархата, а по длине обязательно должен был перекрывать колени. Он мог быть как с рукавами, так и без низ. Его декорировали монетами, перьями и другими красивыми изделиями. Также носили чулки, сшитые из суконных материалов или связанные из шерстяных ниток.

Как женская, так и мужская одежда украшалась дорогостоящими и ценными шкурами меха. Высоко ценились мех бобра, соболя, куницы, черно-бурой лисицы. Зимой к традиционному наряду добавляли шубы. Украшает народный костюм обилие элементов из вышивки.

Важно! Одежда для детей шилась по образу и подобию взрослой одежды. Отличительной особенностью является обилие всевозможных ярких деталей и яркая броская расцветка.

Мальчики также носили просторные длинные рубашки. На рукава для удобства пришивали манжеты. Также молодые люди носили нарядные камзолы и брюки контрастных расцветок. Наряды девочек отличаются еще большей изысканностью.

Долгими вечерами их матери и бабушки создавали эксклюзивные наряды для своих красавиц. Платья шили многоярусными. Они полностью перекрывали все части тела и были очень длинными. Голову украшал традиционный убор, с которого вниз свисала почти прозрачная ткань,закрывающая спину.

Праздничные костюмы и в современном стиле у татар

В настоящее время людей в традиционных костюмах вряд ли можно встретить, прогуливающимися по улицам городов. Однако их очень любят использовать костюмеры в качестве создания образов для танцев или представлений. В целом костюмы должны сохранять основные черны национальной одежды, но могут отличаться разнообразными дизайнерскими решениями. Например, уже нет строгой привязки к длине костюма.

Женская одежда стала со временем намного короче. А вот в декоре стараются сохранять традиционные растительные орнаменты. Обязательным атрибутом остался и калфак. Можно увидеть такую шапочку самых замысловатых форм. Чаще ее шьют под цвет платья ее обладательницы.

Справка! Особенно традиционные костюмы востребованы на праздничные мероприятия, например, на свадьбы.

Платье невесты может быть как белоснежного цвета, так и выполнено в ярких броских цветах. Обязательно оно должно быть длинным и закрывать все части тела. Хорошим дополнением к нему служат традиционные камзол и калфак. Непременно приветствуется огромное количество различных украшений: браслеты, массивные сережки и кольца.

Обилие дорогостоящих украшений свидетельствует о высоком социальном положении ее обладательницы. Женихи предпочитают обычные классические костюмы, украшенные разноцветными ленточкам. Если свадьба проходит при более строгом соблюдении обычаев, то мужчина должен быть одет с традиционную рубашку и камзол, сшитый из бархата.

В изготовлении современной одежды:

  • Пользуются популярностью легкие и воздушные материалы, такие как шелк или атласа;
  • Любят экспериментировать с комбинированием материалов по цвету и текстуре, создавая необычайно сложные комбинации;
  • В процессе разработки одежды в первую очередь прислушиваются к пожеланиям людей и их вкусовым предпочтениям.

Какие материалы используются для национальных костюмов татар

Для изготовления одежды применяли разнообразные материалы. В основном это были тканевые составы и куры животных. Меховыми вставками декорировали края одежды. Также очень любили применять изысканный бархат контрастного цвета. Со временем одежда стала выполнять другие функции и становиться намного легче. Соответственно и ткани стали использовать менее плотные.

Популярностью пользовались шерсть, хлопок и шелк. Камзолы отшивали из узорчатой парчи отшивают из парчи. Для повседневной носки применяли более дешевые и износостойкие материалы. Для праздничных нарядов ткани часто создавали собственноручно с авторскими рисунками и декором не скупясь при этом на дорогие камни, меха и прочую отделку.

Внимание! Особое внимание в древние времена отводилось цветовым характеристикам изделий. Цвета для татар служили определенным отражением жизненных реалий. Каждый цвет отражает религиозные предпочтения человека и его положение в социальной иерархии.

Например, в 19 столетии красный цвет символизировал принадлежность к определенному роду и сословию, а позднее о финансовой независимости человека. Через какое-то время этот цвет стали повсеместно использовать в праздничных одеяниях на различных торжествах. А вот белая одежда у большинства ассоциируется со старостью и траурными мероприятиями.

В настоящее время наблюдается тенденция использования разнообразных броских и даже дерзких оттенков. Все чаще используется изумрудные, сиреневые и синие цвета сочетают с контрастными тонами и яркими узорами. Более изысканно выглядит вышитый золотом наряд.

Аксессуары для дополнения национального костюма

Основной частью костюма служит головной убор, по которому знающий человек легко сможет определить общественный статус, возрастные характеристики, а также семейное положение его обладателя. Основные виды головных уборов :

  • Тюбетейка. Представляет собой мужской головной убор. Она может быть как домашней небольшой шапочкой, так и на выход. При их изготовлении применяли большое количество интересных материалов, орнаментов и украшений. Именно поэтому в музейных коллекциях сейчас храниться огромное количество различных вариантов этой одежды;
  • Калфак. Его носили женщины, и по его внешнему виду можно было сказать многое. Так, если девушка не замужем ей полагалось носить калфак белого цвета. У замужних женщин они сортировались определенным образом в зависимости от клана. Форма изделий тоже могла отличаться. Большинство из них по внешнему виду напоминали мужскую тюбетейку. Интересно смотрелись колпаки с заостренным матерчатым концом, украшенным бахромой из золотистых нитей;
  • Шапки на меху пользовались особенной популярностью в холодное время года. По форме они напоминали цилиндр и имели плоский верх. Шили их из ценного меха. В основном использовали каракуля и добавляли вставки из меха соболя, куницы, бобра и других животных. С такой шапкой носили специальную тюбетейку, называемую каляпуш. Ее шили из бархата и также эффектно украшали, несмотря на то, что она была лишь дополнением к основной вещи;
  • Покрывало. Особым пунктом следует выделить покрывало. Его ношение было обязательным условием. Это связано особенностями древних языческих верований. Издревле считалось, что волосы обладают особыми магическими свойствами. У каждой религии свои особенные предписания к одежде. Например, приверженки ислама должны закрывать лицо и голову, а также скрывать под массивными тканями формы и очертания своей фигуры;
  • Накосник представляет собой особый вид украшения женской головы. Они очень разнообразны по конструкции, украшениям и цветовому решению.

Одежда татар выделяется среди нарядов других народов обилием всевозможных украшений высокого качества и яркостью цветов. Украшения носили все независимо от возраста и пола. Мужская часть населения носила объемные перстни с камнями. Женщины также отдавали предпочтение большим и массивным украшениям, часто очень тяжелым. Их одевали на шею, руки и уши. Одним из древнейших и излюбленных видов аксессуаров были серьги. Их начинали носить с раннего детства и до пожилого возраста.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному.

Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.

Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. Общим признаком донациональных форм татарской одежды является монументальность. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы. Нижним головным убором мусульманина являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка. При выходе из дома в холодное время года мужчины поверх тюбетеек, а женщины поверх покрывал надевали полусферическую меховую или стеганую с меховым околышем шапку. Повсеместно бытовали мужские матерчатые кушаки и традиционная кожаная обувь: ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета.

В середине XIX в. у татар еще преобладала традиционная одежда. Об этом говорят музейные коллекции, литературные и архивные сведения, материалы этнографических экспедиций. Продолжали бытовать многочисленные этнотерриториальные, этноконфессиональные, а внутри них возрастные, социальные и др. комплексы костюма.

Большую роль в формировании этнотерриториальных комплексов народной одежды, наряду с особенностями этнической истории и неравномерностью социально-экономического развития групп этноса, природных условий обитания, этнического окружения и конфессиональной принадлежности, играла территориальная разбросанность татар, обусловленная сложной историей народа в целом. Так, территориальная удаленность мишарей Окско-Сурского междуречья, касимовских, астраханских, сибирских и других групп татар от татар казанских способствовала формированию у них, одновременно с общеэтническими, и местных особенностей костюма. Это преимущественно касалось одежды женщин, что объясняется их более замкнутым образом жизни и большей приверженностью к традиционным морально-этическим нормам.

Основу мужского и женского традиционного костюма составляют рубаха (к?лм?к) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Вплоть до середины XIX в. древняя туникообразная рубаха (из прямого, перегнутого поперек полотнища, без шва на плечах, с ластовицами, с широкими вставными боковыми клиньями, с центральным грудным разрезом) была общераспространенной.

У татар, особенно казанских, преобладала рубаха с воротником-стойкой. Отложной воротник чаще встречался на обрядовых свадебных рубахах мужчин (кия? к?лм?ге). Среди кряшен некоторое распространение получила рубаха с боковым грудным разрезом. В отличие от русской косоворотки разрез делался на правой стороне груди. От туникообразных рубах соседних народов - русских, мари, удмуртов - татарская рубаха отличалась длиной и шириной. Она шилась очень свободной, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась («Без креста и пояса, как татарин»). Белые домотканые рубахи украшались вышивкой, позуме?тной или многоцветной домотканой тесьмой. Женская туникообразная рубаха идентична мужской, что вообще характерно для древних форм одежды. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. В середине XIX в. у татарок из состоятельных слоев общества рубахи шились из дорогих покупных «китайчатых» тканей (легкого шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой парчи). Декоративное украшение таких рубах сводилось главным образом к использованию воланов, разноцветных шелковых и атласных лент и кружев, позументных кистей и тесьмы. Для казанских татарок и кряшенок была характерна рубаха с верхним воланом.

Для мишарок - с нижним. Красочной аппликацией - наличием ярких разноцветных матерчатых нашивок на груди, плечах, подоле - отличалась рубаха сергачских мишарей. Неотъемлемой принадлежностью старинной женской рубахи являлся нижний нагрудник (к?кр?кч?, т?шелдрек). Его надевали вниз под рубаху с традиционно глубоким (без приполка) грудным разрезом с тем, чтобы скрыть распахивающуюся при движении щель на груди.

Во второй половине XIX в. в обиход как мужчин, так и женщин входят рубахи современного покроя - из фабричной материи со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником. В декоративном оформлении большую популярность приобретают мелкие оборки (бала ит?к). Нередко вся поверхность подола женской рубахи украшалась горизонтальными рядами оборок. В начале XX в. рубахи такого покроя преобладали на всей территории проживания татар.

Штаны (ыштан) по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Мужские штаны шили обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины предпочитали однотонные. Праздничные и свадебные штаны для жениха (кия? ыштаны) шились из домотканины с мелкими и яркими браными узорами.

Весьма примечательной принадлежностью одежды в конце XIX - начале XX вв. являлись передники (алъяпкыч, алч?прак). Узорчатые домотканые или расшитые полихромным, нередко ковровым, тамбуром передники мусульманки носили поверх рубахи, а молодые кряшенки надевали их и с верхней одеждой. У мужчин неорнаментированные передники чаще бытовали в комплекте рабочей одежды. У пермских татар богато украшенные тамбуром передники составляли часть приданого невесты и использовались в качестве праздничного элемента в одежде жениха.

Верхняя одежда была исключительно распашной с рукавами или с проймами для продевания рук. В зависимости от назначения ее изготовляли из фабричной (хлопчатобумажной, шерстяной) ткани, из холста, сукна, полусукна домашней выработки, из меха (овчины, лисы и т.д.). Татары независимо от возраста и пола преимущественно носили двубортную с правосторонним (тюркским) запахом одежду, с цельной приталенной спинкой (чабулы кием), с клиньями на боках ниже талии. Ее обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками.

К такой одежде относятся: камзол - вид домашней одежды, к?з?ки - распространенный вид демисезонной одежды, бишм?т - утепленная ватой или овечьей шерстью зимняя одежда, чабулы чикм?н - рабочая одежда из сукна домашней выработки, чабулы тун - меховая, нередко крытая тканью, шуба. Одним из наиболее архаичных видов подобной одежды является чоба - легкая домотканая из чисто белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна у мужчин и многоцветная - у женщин. Еще в начале XX в. она входила в число приданого невесты у татар Предкамья, Пермского и Уфимского Приуралья. Верхняя одежда с прямой спинкой (туры кием) широкая и длинная, туникообразного покроя, как правило, не имела застежек.

Ее носили свободной или подпоясанной кушаком: ?ил?н, чапан - мужская одежда для посещения мечети; туры чикм?н - демисезонная рабочая и дорожная одежда; толып, туры тун - зимняя дорожная одежда. У кряшен значительное распространение, как и у русских, имела верхняя одежда с отрезной по линии талии и присборенной спинкой (борчатка).

Обязательным атрибутом традицион¬ной верхней одежды татарина является пояс (билбау, ?з?р). Использовались в основном матерчатые пояса: самотканые, сшитые из фабричной ткани, реже вязаные шерстяные. Среди музейных коллекций имеются широкие позументные, ковровые, бархатные, а также из серебряных пластинок, соединенных между собой шарнирами, пояса (к?м?р) с массивными, богато украшенными серебряными пряжками. У казанских татар они рано вышли из употребления. Однако в костюме татар астраханских и сибирских, как, впрочем, и крымских, пояса с пряжками и металлическими накладками были широко распространены как в мужском, так и женском костюме.

Верхняя одежда женщин отличалась от мужской лишь некоторыми деталями декоративного плана: дополнительной отделкой мехом, позументом, вышивкой, художественной строчкой и т.д. Наиболее характерным для татарок видом легкой домашней и выходной одежды были камзолы, которые надевались поверх рубахи. Для придания спинке камзола большей приталенности ее часто кроили из двух половинок (с вертикальным осевым швом), расширяющихся от талии к бедрам с помощью боковых клиньев. Центральный и два боковых клина образовывали фалды в трехшовном камзоле (?ч билле). Молодые женщины шили камзолы пятишовными (биш билле). Использование для пошива камзолов разнообразных покупных тканей, фурнитуры, аксессуаров способствовало восприимчивости к инновациям, образованию чрезвычайного множества вариаций. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с короткими до локтей рукавами или без рукавов, с высокими бортами или с глубоким грудным вырезом, с запахом впереди или без запаха («встык»). Края бортов, подола, проймы рукавов украшались полосками позумента, галуна, пушистыми птичьими перьями или мехом. В восточных районах региона со временем становится традиционным украшать камзолы и монетками, но не так обильно, как у башкир. Монетки пришивались на отделку камзолов - тесьму (ука).

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».

В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.

Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX - начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. Именно так называет его Н. И. Воробьев.

Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трикотажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть.

Калфак, вязаный из белых ниток и достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением.


Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. Например, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками. Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга.

В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.

Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой аппликации. Особым образом сложенные крошечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», - ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золоченых и жемчужных стеблях.

В каждом ярусе массивного калфака расположена оригинальная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака - скрученной в пружину металлической нити. Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.

В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину.

Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью).

Миниатюрные калфаки-наколки - особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно.

Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных калфаков в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».


В коллекции Музея изобразительных искусств РТ (Казань) хранятся два редких образца - шитые золочеными нитями бархатные калфачки-наколки с марками торговой фирмы «Исхак Карташев в Казани» (надписи сделаны как кириллицей, так и старинным татарским письмом на основе арабской графики). Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золоченой нити - 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебряной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.


В узорных композициях околышей и верха закрепились, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, фор-мируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц. Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала вер-хнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон - красный, синий, фиолетовый, зеленый.

Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.

В высоких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.

Если интересно, в метке * * можно полистать и найти еще ранние интересные посты про народные костюмы России, там есть фотки музейных экспонатов - красивые богатые костюмы, в том числе и татарские.

А это сайты по теме может кому-то пригодится:

Про национальный татарский народный костюм и как сшить калфак, тюбетейку и т.п.

Традиционные татарские женские головные уборы

А теперь невероятно красивые богатые старинные и стилизованные под старину татарские национальные костюмы, женские калфаки и мужские тюбетейки. Всё так ярко, бархатно, шелково, расшито и вышито. Полюбуемся =))



















Основа любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха и штаны, сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани. По особенностям покроя в середине 19-го и начале 20-го вв. имели место два типа мужских рубах: туникообразный — без шва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковыми клиньями; рубаха со скошенными сшивными плечиками и круглыми проймами для рукавов. Штаны также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собой вариант поясной одежды тюркоязычных народов, получивший в этнографической литературе название «штаны широким шагом». Общим и устойчивым признаком, по которому можно систематизировать всю верхнюю одежду татар, является покрой стана, его спинки. По этому признаку все многообразие верхней одежды сводится к следующим двум типам: 1) одежда с приталенной спинкой; 2) одежда с прямой спинкой. В конце 19-го — начале 20-го вв. преобладающим являлся первый тип одежды. К этому типу верхней одежды относятся: камзол, казакин, бишмет, чоба, билле чикмен, билле тун.

Камзол носили поверх рубахи. Он воспринимался народом как вид домашнего платья.

Казакин — легкая длиннополая или короткая, с длинными рукавами, одежда. Его шили исключительно из фабричной ткани темных тонов.

Бишмет — по покрою идентичен длинному казакину. Его также шили из фабричной материи со сплошной приталенной (пятишовной) спинкой, длиной до икр; он утеплялся ватой или овечьей шерстью.

Чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чоба является древней верхней одеждой. Об этом говорит и тот факт, что она вместе с рубахой и штанами входила в приданое невесты.

Чикмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда, сшитая из домашнего сукна. Застегивали чикмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую полу.

Шуба приталенная — наиболее древняя меховая одежда. Шили из нагольных, реже дубленых овчин, мехом внутрь. Среди зажиточных татар бытовали шубы из лисьего меха. Одежда с прямой спинкой имеет следующие разновидности: джилян, чикмень прямоспинная, тулуп.

Джилян — просторный и длинный весенне-летний халат с небольшим шалевым воротником; шили его из фабричной однотонной или с еле заметными полосками материи. Джилян представлял собой верхнюю одежду мужчин почтенного возраста. Ходили в нем в мечеть или в другие присутственные места; носили чаще всего с длинным камзолом или с коротким казакином.

Чикмень прямоспинная — длинная и широкая, с глубоко запахивающимися полами, верхняя демисезонная одежда; имеет неширокий, спереди сходящий на нет шалевый воротник и длинные, слегка зауженные к кистям рукава.

Тулуп — длинная верхняя дорожная меховая одежда. Тулупы шили из овчин, реже из лисьего меха. Покрывался он темной фабричной материей, чаще сукном. Встречались также тулупы из дубленых овчин.

Обязательным атрибутом традиционной одежды татарина являлся пояс. Им подпоясывали верхнюю одежду. У богатых пояс служил своеобразным предметом щегольства. Он делался из дорогого цветного шелка, концы украшались золотой или серебряной бахромой.

Головные уборы

Головные уборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка. Тюбетейка представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой — шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками.

Основным головным убором у женщин был калфак. Среди мусульманского духовенства у татар также было распространено ношение чалмы.









2024 © rukaraoke.ru.