Традиционное русское рукоделие. Виды рукоделия. Особенности вещей, созданных своими руками


Сидельникова Виктория

руководитель: учитель истории Ракитянской СШ № 2

Введение 3

1. Сохранение народных традиций родного края

в Ракитянской СШ № 2 4

2. Полотенца как важная деталь народного быта 5

Заключение 7

Литература 8

Приложения 9

Введение

Тема моей исследовательской работы «Традиции рукоделия Ракитянского края» выбрана неслучайно. Это попытка узнать новые сведения об истории и культуре родного края, сохранить и передать их будущим поколениям.

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что в последние годы в нашей стране очень много внимания уделяется изучению и сохранению народной культуры. Активно этот процесс проходит и в Ракитянском районе: создаются фольклорные ансамбли; проводятся конкурсы русской народной песни и танца. Успешно действует районный краеведческий музей, большую часть которого составляют экспозиции, посвящённые народной культуре нашего края; открыты краеведческие музеи в школах района, где собираются и бережно хранятся предметы старины. Но как мало мы знаем о культуре Ракитянского края, как много упущено времени!

Уходят из жизни люди, простые ракитянцы, уносят с собой частичку истории. Важно успеть собрать ценные материалы и сохранить их для следующего поколения. Большую роль в этом процессе должна играть школа и мы, её ученики, будущее нашей страны.


Поэтому главной целью моей исследовательской работы является изучение традиций рукоделия в Ракитянском крае.

Элементом новизны в моей работе попытка изучить опыт сохранения народных традиций учащимися Ракитянской СШ № 2.

Основными источниками исследования станут экспонаты школьного краеведческого музея и воспоминания о традициях рукоделия в нашем крае, собранные учащимися и учителями нашей школы.

Работая над темой, я столкнулась с проблемой нехватки литературы по вопросам изучения русской народной культуры в Ракитянском крае. Есть исследования отдельных вопросов о рукоделии по Белгородской области , достаточно и материала о народных промыслах, вышивке, ткачестве по России. Недостаточно материала по этим вопросам и в нашем районном краеведческом музее.

Считаю, что данная работа может служить основой для продолжения исследований традиций русской народной культуры в нашем районе и материалом для проведения музейных уроков и экскурсий для школьного краеведческого музея.

1. СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ РОДНОГО КРАЯ В РАКИТЯНСКОЙ СШ № 2

В Ракитянской СШ № 2, с самого момента её открытия, большое внимание уделяется воспитанию детей на основе русской народной культуры. Традиционным стало участие наших ребят в одном из самых любимых школьных мероприятий - конкурсе «Своеобычае», где учащиеся 5-8 классов могут проявить свои таланты в исполнении русских народных песен и танцев. Проявить знание обычаев и традиций предков, народных праздников, характерных для нашего края.

Не менее важную роль в сохранении культуры Ракитянского района играет и краеведческий музей, открывшийся в декабре 2001 г. в Ракитянской СШ № 2. Большую его часть составляют экспозиции, посвящённые русской народной культуре, где собраны предметы старины, воссоздан интерьер русской избы, представлены женские костюмы нашего края.

Занимаясь в краеведческом кружке, я часто рассматривала яркие, красочные и удивительно красивые вещи, созданные руками простых русских женщин, наших бабушек и прабабушек: вышитые домотканые рушники, покрывала, наволочки, подзор на кровати, накутники, украшающие красный угол избы, скатерти, рубахи, расшитые сарафаны. Таких предметов рукоделия в нашем музее очень много. Это часть нашей истории, основа русской культуры. Но если бы у нас в школе и в районе не было бы музеев, то я, наверное, даже не знала бы таких слов как накутник, насундучник, подзор, рушник, набожник. А ведь эти слова очень часто употребляли наши бабушки и прабабушки. Очень мало в нашем посёлке осталось тех людей, кто помнит как ткали полотна на ткацких станках; как и чем красили нити для вышивания; какие узоры украшали ракитянские вышитые изделия. Поэтому мне, прежде всего, хотелось бы показать, как прекрасна культура родного края, и как важно сохранить традиции предков, чтобы уже наши дети не выросли «Иванами, родства не помнящими».

Чтобы лучше разобраться в незнакомых, но таких важных словах, которые часто употреблялись нашими предками, я обратилась к иллюстрированной энциклопедии «Русская изба». Для меня настоящим открытием стало обилие новых понятий, характеризующих убранство русской избы. Я искала описание только тех предметов старины, которые находятся в нашем музее. Что же мне удалось узнать?

В каждой избе непременно бал так называемый «красный» или «святой угол». Он обычно находился в глубине избы и включал в себя божницу с иконами и лампадкой. Украшением красного угла являлся накутник – прямоугольное полотнище ткани, сшитое из двух кусков белого тонкого холста или ситца (70 см – длина и 150 см ширины). Белые накутники украшались снизу вышивкой, ткаными узорами, лентой, кружевом. Накутник прикреплялся в угол над и под образами. В нашей местности он часто назывался набожник или обвеска.


Особое место в каждом доме занимала кровать. Она появляется в народном быту только в 30-е гг. XX в., но сразу же становится предметом гордости её владельца . Украшению кровати придавалось особое значение. Она покрывалась поверх нескольких матрасов простынями, главным украшением которых служили подзоры. Это полоска ткани с вышивкой и кружевом, пришивавшаяся к одному из длинных краёв простыни, так, что при застелённой постели подзор оставался открытым и свисал над полом, радуя глаз яркими цветами и разнообразными сюжетами вышивки. Мотивы вышивок на подзорах были очень разными. Для нашей местности были характерны геометрический орнамент или изображение птицы (в основном петуха). Цвета были разными, а сам подзор заканчивался прекрасным кружевом.

Покрывала на кровати изготавливались из лёгкой, но плотной ткани. Большой популярностью у нас пользовались лоскутные одеяла и покрывала.

В дневное время, когда постель была убрана, главным украшением кровати были подушки. Горы разного размера подушек в расшитых яркими цветами наволочках укладывались друг на друга в изголовье и изножье кровати. На спинки кровати и на подушки набрасывались нарядные накидки. Над деревянными кроватями обычно навешивали полог, предохранявший от мух и комаров. Он так же был украшен вышивкой.

Огромное место в жизни любой семьи занимали сундуки, где хранилась одежда, предметы домашнего обихода, приданое невесты. Они были показателем благополучия семьи. Сундуки изготавливались из разных пород дерева и имели замок, для сохранности содержимого. Из одного или двух полотнищ изготавливались насундучники – покрывала из шерстяных, полушерстяных, холщовых тканей по размеру сундука. Очень часто насундучник украшался узорами геометрического орнамента в виде полос различного цвета.

Очень много внимания женщины уделяли и украшению пола избы. До сих пор в некоторых наших домах есть сплетенные руками наших бабушек коврики и дорожки. В народе их называли «рядном» или «половиками». Половик круглой формы, плетённый крючком из тряпичных полосок, назывался круг или кружок. Круги клали на пол по несколько штук туда, где было свободное от длинных половиков пространство или поверх половиков.

Всё, что находилось в доме, было сделано руками самих людей. Особенно много работы выполняли русские женщины. Изучая воспоминания жительниц Ракитянского района, я поняла, что они любили украшать вышивкой всё, что было только возможно. Яркие, красочные, насыщенные цвета, разнообразие узоров по-настоящему преображали простую жизнь людей, не богатую событиями. Наверное, заходя в избу и любуясь этой красотой, уставшие за день от тяжёлой работы люди просто радовались жизни, отдыхали душой и находили в себе силы для следующего дня.

2. ПОЛОТЕНЦА КАК ВАЖНАЯ ДЕТАЛЬ НАРОДНОГО БЫТА

Но, наверное, одним из самых любимых занятий ракитянских рукодельниц было изготовление и украшение полотенец, которые у нас называются рушники. Обычно ширина полотенец составляла 39-42 см, а длина могла достигать и 5 метров. Стандартными для нашей местности были полотенца длиной 2,5 – 3 метра.

Рушники ракитянского края расшивались крестиком геометрическим орнаментом с использованием двух цветов – красного и черного. Ещё одним из типичных для нас узоров вышивки были цветы с закругленными лепестками. Вышивались они, как говорят, «петля в петлю». При этом могли использоваться и другие цвета. Очень часто в нашей местности встречаются и рушники, главным узором которых является изображение петуха.

Никто точно не помнит, чем красились нити для вышивания, которые и сейчас, после стольких лет не выгорают, не линяют, не вывариваются и сохраняют свои цвета. По воспоминаниям бабушек можно предположить, что краска для них создавалась из «природного материала» - свёклы, моркови, зелени. Кто - то вспоминает, что для естественных красок варились коренья каких-то растений. Но, к сожалению, уже никто не помнит, что это были за растения.

Полотенца имели разную длину и различный объём вышивки, что было связано с их назначением. Они служили украшением избы: вывешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам.

Каждая девушка могла сама выткать белый тонкий холст и украсить его так, как было принято в её местности. Полотенца являлись частью приданого, их было принято демонстрировать родственникам жениха. Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки – всё это позволяло оценить трудолюбие и аккуратность женщины. Полотенца было принято дарить родственникам на свадьбах и на большие праздники. Оно было важным атрибутом свадебного, родильного, погребально - поминального обрядов. В нашей местности, например, до сих пор сохранился обычай раздавать полотенца и платочки тем людям, кто помогал в похоронах родственников. И сейчас полотенце подстилают под ноги жениху и невесте, связывают им руки для того, чтобы они жили долго, счастливо и дружно.

То есть полотенце или рушник рассматривалось ранее и сейчас как оберег, защита от зла и символ счастливой жизни. Такая символика полотенца исключала возможность использования его для умывания. Для этого существовали рукотёрники, утирки, утиральники, т. е. рушники.

Таким образом, полотенца являлись важнейшей частью быта наших предков. По ним можно было судить о хозяйке дома, о её умениях и талантах. Это очень долгий и кропотливый труд. А ведь женщинам надо было ещё готовить еду, заботиться о своей семье, кормить большое хозяйство, убирать избу! При этом занятия рукоделием было нашим бабушкам не в тягость, а в удовольствие. Оно развивало такие качества как терпеливость, усидчивость, воображение. Может и нам стоило бы поучиться у наших бабушек? Тогда бы мы меньше жаловались на жизнь, а больше радовались ей, а люди стали добрее и душевнее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как много сейчас мы говорим о возвращении к истокам и традициям русского народа. Создаются масштабные проекты возрождения нашей культуры. Но мне кажется, что надо меньше говорить об этом, а больше делать: собирать материалы, создавать музеи, приобщать к традициям своего народа молодёжь. Ещё есть в сёлах люди, которые помнят, знают и любят культуру своего родного края. И очень важно успеть сохранить эти знания, чтобы всё это не забылось, не стёрлось из людской памяти.

Большую роль в этом процессе призваны играть музеи и люди их создающие. Музеи должны, прежде всего, сохранять народные традиции. С их помощью обогащается внутренний мир человека. Это то место, где далёкое прошлое становится ближе и понятнее, роднее.

В этом плане деятельность Ракитянской СШ № 2 и её краеведческого музея очень важна. Ведь все, что исследовалось в данной работе – это результат труда многих людей: учащихся школы, их родителей, учителей. Это они собирали воспоминания, искали и приносили в музей предметы старины. Ведь только совместными усилиями можно сохранить то, что осталось и приумножить то, что создаётся в нашей культуре. Благодаря собранным материалам и полученным знаниям, ещё много поколений учащихся нашей школы смогут приобщиться к истокам и традициям культуры родного края.

сказал замечательные слова: «Уважение к минувшему – вот та черта, которая отличает образованность от дикости». Так будем же образованными и сохраним ту культуру, которая создавалась нашим народом веками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бардина народных промыслов и сувениры – М., 1990

2. Жиров художественная культура Белгородчины – Белгород, 2000

3. Уткин русская вышивка – Белгород, 1999

4. Изобразительное искусство и художественный труд: кн. Для учителя: сост. – М., 1995

5. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия – Спб., 2001

6. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. , – М., 1983

  • Дать понятие о вышивке как традиционном виде рукоделия.
  • Воспитать уважение к народным традициям Руси, интерес к традиционным видам рукоделия.

1 Организационная часть.
2.Вступительное слово учителя. Просмотр выставки творческих работ детей.
3. Путешествие в историю русского костюма.
4. Изучение старинных символов в русской вышивке.
5. Реферат: “ История привычных вещей “Полотенце””.
6. Подготовка к практической работе: Украшение полотенца вышивкой с использованием таблицы старинных символов и схем для вышивки. Проведение инструктажа по технике безопасности.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

На Руси умение вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать ребёнка этому ремеслу начинали с 4-5 лет.

Крестьянская девочка к своему совершеннолетию, к 15-16 годам - сама себе приготовить приданое. В её сундуке к приходу сватов накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды, десятки метров холста, сотканного её руками.

На свадьбе из девичьего приданого устраивали своеобразную выставку. Гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты, её трудолюбие, усердие и терпение, и всем было ясно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая хозяйка.

Во время беседы просматривается выставка работ учащихся.

3. Путешествие в историю русского костюма.

Сейчас мы проведём увлекательную экскурсию в прошлые века и поговорим о традициях русской одежды.

Во все времена одежда была одним из самых ярких проявлений отличия одного народа от другого, одной части населения от другой. Как же выглядели предметы одежды, имелось ли в них своеобразие?

Повсеместно в южной части Подмосковья, а также и в сёлах нашей губернии Ижмора, Ушинка носили широкую юбку в сборку из домотканой клетчатой шерстяной или суконной материи, так называемую понёву .

Как вид одежды в форме юбки понёва известна ещё с домонгольского периода. Понёву носили достигшие совершеннолетия девушки и замужние женщины. С понёвой были связаны обряды и верования, восходящие к дохристианской эпохе. В период формирования древнерусской народности на территории теперешней Московской области понева была основным, ведущим видом одежды, который принят в 10-13 вв. До 14 в. Дожил обычай, в соответствии с которым каждый населённый пункт или несколько деревень и сёл имели свои отличия в украшении ткани, из которой шилась понёва, в размерах клеток ткани и т. д. Если девушка выходила замуж в другую деревню, она должна была подчиниться традициям того села, откуда муж был родом: приходилось носить понёву того типа, который принято носить в деревне мужа.

Понёву не носили женщины из привилегированных слоёв общества. Это был вид одежды крестьянок. Дольше всего понёва держалась в южных губерниях.

В северной части Подмосковья описанный вид юбки заменяла другая форма одежды- ---- холщёвое платье с затяжным лифом и широкой сборчатой юбкой, так называемый наборец . Вместе с наборцем в тех же северных районах Московской области носили насовец-- холщёвый длинный до полу сарафан с широким подолом и зауженной талией, имевший спереди сверху донизу нашитые пуговицы. И, наконец, третьим видом одежды была кумашница.

Она шилась почти также как наборец, однако внизу была сильно расклешена и сочетала в себе материалы двух цветов: красный кумачёвый в верхней части, и белый холст от талии к низу

Слово кумашница образовано от кумач, что значит красная хлопчатобумажная ткань. На Руси украшали кумачёвой материей одежду. Из кумача шили мужские кафтаны и даже штаны. Так в архивных бумагах о Петре Великом имеется указание на то, что отпускали “ царевичу в хоромы карликам на штаны кумач красный”

В деревнях Московской области имел широкое распространение ещё один вид сарафана Саян .

Саян был чаще всего синего цвета. Его особенно любили пожилые и старые женщины, хотя и молодые, очевидно, носили что отражено в следующей прибаутке

У моей у миленькой
Есть саянчик синенький
Она ходит семенит
И саянчиком блестит

Саян носили жительницы Курской, Смоленской, Тверской областей

Одной из непременных деталей женского туалета являлась рубашка с белыми полотняными рукавами. Их называли подставами, подставками, станухами, станушками. Они были частью комплекта женской одежды. Были также в туалете женщин кофты браные, то есть сшитые из ярких, цветастых тканей с рукавами в грибаточку - с пышными в сборочку рукавами.

Итак, одежды были разных фасонов и разного качества. Нарядную одежду называли срядой, нарядой, кобедишной.

Все народные костюмы и предметы обихода украшались вышивкой

4. Изучение старинных символов в русской вышивке.

6..Подготовка к практической работе:

Ваша задача украсить вышивкой полотенце, используя таблицу старинных символов вышивки и схемы вышивок, карточки с которыми лежат перед вами.

Приложение 3

Прежде, чем вы начнёте работу, вспомним, какое оборудование вам понадобится и правила техники безопасности при выполнении данного вида работ.

Название

Назначение

Основа для вышивки

  • Мулине
  • Шерсть
  • Люрекс

Ими выполняется вышивка, качество зависит от качества и вида ткани

Специальные для вышивки. Толщина зависит от толщины ткани и ниток

  • с прямыми концами
  • с закруглёнными концами

Для разрезания ткани

Для обрезания ниток, чтобы не повредить ткань

Для натягивания ткани. Могут быть овальной, круглой, прямоугольной формы.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

8. Домашнее задание(творческая работа):

Используя таблицу старинных символов в русской вышивке придумать и изобразить схематично узор для украшения русской рубахи.

В Древней Руси обязательным элементом воспитания девочек являлось рукоделие. Навыки вышивания, вязания, шитья одежды и ее украшения приобретались еще в раннем возрасте. Каждая представительница женского пола независимо от ее социального статуса (что крестьянка, что царица) должна была искусно владеть ниткой и иголкой.

Кроме практической необходимости в такие умения означали, что за работой женщина не пребывает в праздности, которая считается началом греха. Для детей рукоделие способствует развитию цветовосприятия, мелкой моторики и художественного вкуса.

История рукоделия на Руси

Свою историю рукоделие берет со времен раннего Средневековья. Уже в то время крестьянки учились плести хотя бы простейшее кружево, чтобы обеспечивать одеждой всю семью. Состоятельные жительницы городов обзаводились наборами для вышивания крестиком. Деревенские рукодельницы обходились спицами или рамами.


Русские кружева славились и в Европе. Первое упоминание о них приводится в Ипатьевской летописи конца 1420 г., где их называют «золотыми». Действительно, некоторые московские мастерицы в плетении использовали серебряные или золотые нити, которые комбинировали с парчовой тканью и драгоценными камнями. В итоге получались по истине уникальные изделия, которые можно было считать произведениями искусства. Такие кружева имели в гардеробе императрицы и цари. Тогда большую ценность составлял сам материал, нежели труд мастерицы. Были кружева, которые продавали на вес.

Особенности вещей, созданных своими руками

Домашний текстиль (покрывала, шторы, скатерти, полотенца и пр.) заговаривались особым образом. Наши предки верили, что вышивка способна уберечь всю деревню от бед — войны, пожара, засухи, потопа или мора.
Считалось, что изделия, выполненные незамужними рукодельницами, обладают особенно мощными магическими свойствами. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, каждая женщина обязана была сплести как минимум одно большое и красивое полотно.


С помощью наборов для вышивания мастерицы могли создать такой шедевр, который покупали за границей. Для того, чтобы работа спорилась, было принято перед ее началом обратиться к богине Макошь. Она считалась покровительницей рукоделия, торговли и урожая.
Даже после крещения Руси устоявшиеся в народе традиции сохранились. Макошь по-прежнему помогала женщинам создавать настоящие произведения искусства, часть которых иногда достигала царских апартаментов.
В XV-XVI веках древнюю богиню Макошь постепенно позабыли, однако ее место заняла великомученица Параскева-Пятница. В день этой святой (14 октября по старому стилю или 28 по новому) запрещалось выполнять работы по дому, иначе могла постичь неудача.

Мастерицы в Петровские времена

Во времена правления Петра I мастерицы получили более высокий статус. На ярмарках и базарах стали продавать прялки и прочие приспособления европейского и китайского производств, которые упрощали труд рукодельниц. В комплект входили нити, иглы и канву.


Император велел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», благодаря чему продавать пряжу стало проще.
К тому же в школах начали проводить занятия для девушек, где их обучали работе с прялками, рамами, спицами и другими приспособлениями для творчества. Будущих мастериц учили вязать на спицах и крючком, шить одежду, штопать белье.
Рукоделие поделили на 4 отдельных направления: школьные, церковные, ремесленные поделки и работы на продажу. К последним относились кустарные крестьянские изделия. Как правило, они обеспечивали семьи мастериц предметами быта, одеждой и другими вещами.

Наши предки строили села и города, не один век защищали их от врагов, а затем на пожарищах восстанавливались и вновь сеяли и выращивали хлеб, растили детей и внуков, прославляя землю свою изяществом и неповторимостью своих рукотворных изделий.

С раннего возраста за работой взрослых наблюдали дети, приучались к способам и приемам обработки различных природных материалов, овладевали секретами мастерства, создавали своими руками несложные бытовые вещи, развивали и совершенствовали старинные ремесла.

По необходимости и любви возникали виды рукоделия. Не всегда развлечением, а скорее, женской работой были ткачество, шитье, вязание, плетение кружев, ковроткачество, вышивка и изготовление украшений для праздничной одежды.

Занятие любым рукоделием усиливает женскую энергетику, что, в свою очередь, оберегает всех членов семьи от всяких неблагоприятных влияний. Издавна женщины помнили и активно применяли это в жизни.

Неспроста они не только совершенствовали виды рукоделия, а, зачастую, собирались вместе и за работой с нитками, они пели и говорили о своих мечтах, о любимых, о детях, читали молитву, создавая благоприятную ауру в помещении. Все это делалось для того, чтобы через рисунок, через нить, в которую вложены творческий полет души, радость и забота, передать изделию свою любовь, наполнить его защитной силой.

Еще в глубокой древности люди научились создавать несложные рисунки из условных знаков-символов, где каждая линия или фигура имела свое определенное значение. Так, прямая горизонтальная линия обозначала землю, горизонтальная волнистая - воду, а вертикальная волнистая - дождь, треугольники - горы, две скрещенные линии - молнию. Огонь изображали в виде крючковатого креста, а солнце - в виде ромба, круга или квадрата. Женская фигура символизировала богиню жизни, деревья с раскидистыми ветвями - плодородие земли, птицы - наступление весны, урожай и богатство, конь и олень - благополучие. Ромб с удлиненными сторонами означал здание, а квадрат, разделенный на четыре части с точками в каждой, символизировал засеянное поле или усадьбу. Отдельные знаки-символы не только украшали жилище, одежду и предметы быта, но и должны были охранять, защищать, оберегать от злых духов, приносить счастье. Поэтому называли их оберегами.

Постепенно эти изображения менялись, теряли первоначальный смысл и превращались в декоративные элементы и узоры. Узор - это рисунок, состоящий из сочетания отдельных элементов - мотивов, цветов и их оттенков, расположенных в определенном порядке. Последовательное повторение отдельных мотивов или целой группы, создает орнаменты. Кстати, слово «орнамент» в переводе с латинского языка означает «украшение».

Каждому народу, каждой местности присущи свои цветовые сочетания. Колорит узора, то есть богатство и характер цветовых оттенков, объединенных в один основной тон, может быть визитной карточкой целого региона или отдельного села.

Многими поколениями неизвестных мастеров создавалось такие виды рукоделия и художественного оформления изделий, как плетение и вышивка (нитками и бисером). Украшали вышивкой женские и мужские рубашки, полотенца, верхнюю одежду, головные уборы, платки. Вышивая, девушки и женщины словно рисовали нитками на холсте, вкладывая в свои узоры мечты о радости и счастье. Переплетая нити с нанизанными цветными бусинками, изготавливали ажурные, словно кружево, украшения.

Из поколения в поколение передавались виды рукоделия, в которых мастерицы выражали свое умение и уважение к труду, свои секреты и понимание прекрасного. От матери к дочери, от бабушки к внучке в наследство переходил покрой одежды, орнаментальные мотивы, их композиционные решения и расположения на изделиях, цветовые сочетания, характерные для различных областей, районов и даже отдельных сел и хуторов. Так рождались народные традиции, которые шлифовались и оттачивались на протяжении веков. Каждое поколение людей отбирало все лучшее, созданное до него, и дополняло его новыми образцами и техниками изготовления.

Все виды рукоделия, в процессе создания различных предметов или украшений, наполняют нас женской силой. Творческий полет мысли создает хорошее настроение и внутреннюю гармонию, передающейся не только той вещи, над которой работает женщина, но и всем окружающим. Таким образом, занимаясь рукоделием, женщина создает благотворные вибрации и делает Мир прекраснее, как благодаря самому изделию, так и влиянию своих позитивных эмоций на других людей.









2024 © rukaraoke.ru.