В этот день в лес лучше не ходить. Когда змеи впадают в спячку


В сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».

«Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на капустных вечерках , которые сопровождались шутками и байками.

По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.

Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».

Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».

Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.

А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004

Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам".

Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут".

Энциклопедия суеверий

Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался «Сдвижением».

По народным поверьям, на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV). В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею, ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась».

Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»), обычно заканчивающийся песнями и плясками.

Вообще, капустники воспринимались в народе как небольшие хозяйственные празднества. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. В некоторых же губерниях в честь «капустников» даже затевалось своеобразное колядование: девушки в своих лучших нарядах собирались где-нибудь и начинали с песнями ходить из дома в дом, получая повсюду какое-нибудь угощение, которое потом съедалось на посиделках.

К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи, а также гадания о погоде и плодородии. Так, например, на Воздвиженье священник совершал обходы домов и полей с молитвой о будущем урожае; во многих местах вдобавок к этому устраивали еще крестный ход вокруг деревни, полагая, что этим село ограждается от всякого лиха на целый год. Предписываемый в день Воздвиженья пост соблюдался крестьянами ради защиты домашней скотины от медведей и волков. В некоторых местах, например, на Русском Севере, на Воздвиженье совершались и различные очистительные обряды, такие как обряд «прогона мух» и т.п.

Краткая энциклопедия славянской мифологии


Клубок змей на дереве:


27.09.2017 14:13

27 сентября по новому стилю считается днем, к которому прикреплен древний праздник - Воздвиженье. Ранее этот день отмечался 14 сентября (по старому стилю), этот же день отмечается и сейчас католической церковью. А Армянской Апостольской Церковью Воздвиженье (Воздвижение) празднуется в период между 11 и 17 сентября.

Религия

Как становится понятно, Воздвиженье - это христианский праздник. Эта дата почитается церковью как праздник Воздвижения Креста Господня. Крест и Гроб Господний были найдены в 4 веке путем раскопок в Иерусалиме, на оккупированной территории Палестины. Далее он был увезен в Персию, из которой через 14 лет был возвращен обратно.

С чудесами, связанными с Крестом, связывается много легенд. Согласно одной, Крест Господа исцелил больную женщину, другой - воскресил покойного из мертвых.

Сейчас в праздник Воздвижения принято устанавливать крест в церквях, в это время проводятся церковные службы, а верующие приходят молиться.

Воздвижение - порог природы

Однако не только с религией связывают праздник Воздвижения. Согласно славянским традициям, 27 сентября - это праздник природы, граница между летом и осенью. И в это время происходит не только перемена сезонов, но и разные чудеса.

Считается, что в это время солнце играет всеми цветами радуги. А птицы именно в это время собираются покидать родные края, готовясь к перелету. Ранее люди считали, что на зиму птицы улетают в другой мир.

Наши предки-славяне верили, что в период Воздвиженья птицы выбирают себе вожаков. А те, что остаются среди людей, делают это не просто так - это происходит ради забавы людского народа или в качестве наказания.

С давних времен славяне говорили, что во время Воздвиженья земля двигается. Змеи, птицы, животные - все приходит в движение, начинается суета и осенние хлопоты.

Воздвижение и змеи

Наибольшее количество легенд, связанных с праздником Воздвижения 27 сентября, посвящено именно змеям. Наши славянские предки замечали, что именно в это время лес полон змей, которые ползут к месту зимовья. Говорят, что в этом время эти существа появляются отовсюду, сбиваются в кучки, сплетаются в клубки и прячутся в норы, уходят под землю на зимовку.

Соответственно, и по сей день говорят, что 27 сентября в лес ходить категорически запрещено, не стоит также в принципе гулять по лесу в период после праздника Воздвижения и до самой весны. Ранее рассказывали, что после этого времени нельзя и купаться, поскольку змеи иногда уходят в спячку под воду.

Запрет ходить в лес в день Воздвижения отчасти обоснован. Ведь ходить в лес, когда там наблюдается высокая активность змей, действительно небезопасно. Когда змеи сползаются к своим норам, то встретить гадюку в лесу совершенно не трудно. А с учетом того, что змеи «сдвигаются», собираются вместе, можно попасть в ловушку - оказаться на поляне, которая окружена ядовитыми змеями.


Однако наши предки, которые так любили волшебство, рассказывали о запрете ходить в лес в период Воздвижения не только по причине объективной опасности гадюк. Именно про змей они слагали целые легенды.

Люди верили, что змеи уходят на зимовье не просто в норы, а под землю. Будто бы змеи подползают в лесу к особым местам, где камни волшебным образом расступаются и впускают их внутрь, а после смыкаются обратно. Если же на этом месте окажется любопытный человек, который захочет узнать, куда они ползут, то он рискует оказаться под землей вместе с ними. После того, как попадешь к змеям на Воздвиженье 27 сентября, земля сомкнется, и тогда - будешь обречен зимовать среди змеиного царства. Причем царство - это не просто скопление гадюк. Славяне верили, что под землей среди змеиных клубков лежит большой и старый змей - Змеиный Король.

Впрочем, любопытные всегда находились. Люди рассказывали друг другу легенды, будто бы на Воздвиженье можно раздобыть рога короля змей, а также увидеть, какими именно волшебными силами расступается и смыкается земля перед гадами. А еще можно увидеть подземное змеиное логово, которое усыпано золотом и серебром - богатство! Рассказывали также, что под землей змеи, сплетающиеся в клубки, устраивали свадьбы.

Конечно, людям всегда хотелось хоть одним глазком взглянуть на волшебство и соприкоснуться с этим опасным, но волнующим миром. Но ходить в лес на Воздвижение все-таки не стоит. Наверное, стоит послушать предков, ведь неизвестно, что хуже - оказаться покусанным гадюками или остаться на всю зиму в царстве Змеиного Короля…

Славянские традиции на Воздвиженье

Как и другие праздники, день Воздвижения 27 сентября и дни после него проходили в своих забавах и традиционных занятиях.

Со дня Воздвиженья среди славян было принято начинать заниматься заготовкой капусты, и работа эта поручалась девушкам. А уж если девушки соберутся гурьбой вечерком - так можно представить, какое начинается веселье! Поэтому дни, начинавшиеся в праздник, посвященные капусте, назывались «капустниками», во время которых не только работали, но и устраивали посиделки, болтали и смеялись. Кстати говоря, слово «капустник» существует до сих пор, и иногда организуют мероприятия с таким названием - в школах, детских саадак или на выступления КВН.

И, конечно, в это время устраивались всевозможные гадания, которые были посвящены хозяйству: природе, грядущей погоде, урожаю и плодородию.



Таким образом, праздник под названием Воздвижение, который отмечается 27 сентября, - это день религии, день природы и погодных изменений. И день волшебства - порой жуткого, но всегда - захватывающего.

С праздником Воздвижения, друзья! Празднуйте, гадайте и забавляйтесь! И не ходите в лес - от греха подальше, не подглядывайте за змеями, дабы не повстречаться с реальной опасностью или змеиным колдовством…

Ваша Анастасия Черкасова,

Вы интересовались волшебными славянскими легендами про змей? Тогда вам наверняка понравится статья

В древних летописях этот день имеются как «Ставровый», на который принято было ходить крестным ходом вокруг сел и городов, защищая их таким образом от бед, врагов и болезней. В деревнях также обходимо и поля, чтобы на следующий год получить богатый урожай. В Воздвиженье с полей забирали последний сноп и это служило окончанием сбора урожая, последним, третьим праздником встречи осени и началом подготовки к зиме.

В этот же день, было запрещено ходить в лес: все живое готовилось к зиме, звери уходи в норы, сползались на зимовку в одно место змеи. Даже нечисть, и та готовилась впасть в спячку до весны. Сегодня распространено поверье, что такой запрет обосновывался на том, что змеи в этот день очень злые и если вы помешаете им, вас покусают. А вот в древности, люди просто уважали все живое и старались не нарушать единения животных и природы. При этом, славяне верили, что та змея, которая вас укусит, уже не сможет вернуться обратно в нору и она обречена на смерть из-за того, что преступила законы своего племени.

Большую опасность в лесу в этот день, представляли не животные, а нечисть: лешие, водяные, оборотни злились, что им приходится ложиться в спячку и они не смогут больше вредить людям. В Воздвиженье у нечисти был последний сход, во время которого они прощались друг с другом и отправлялись спать. Тем людям, которые нарушали их покой, они могли и навредить, закрутить в лесу, наслать проклятие и порчу.

Важным этот день был и для домашней нечисти. В отличие от лесной, эти духи были полезными для семьи и домашнего очага, являлись их защитниками и хранителями. Поэтому в Воздвиженье отмечали именины Овинника – хранителя овина, места, где хранилась и мололась пшеница. Помещение не топилось, в нем не велась никакая работа, на полу расстилали вышитые рушники и на них оставляли угощение для духа. Считался этот праздник и днем капусты и каждая хозяйка должна была приготовить как можно больше блюд из этого вкусного и полезного продукты, напечь пироги с капустой, сварить вареники. Некоторую часть угощений несли к церкви, где и раздавали нищим.

Заговоры и привороты на Воздвижение

Со дня Воздвиженья начинался период девичьих посиделок – капустенские вечера, которые длились две недели. Согласно традициям, все девушки, собирающиеся на эти вечеринки, одевали свои самые лучшие наряды, приносили с собой праздничные блюда, накрывали столы в горнице и пировали с парнями, которые в это время, и выбирали себе невест.

Чтобы точно заполучить себе жениха на таких посиделках, девушки проводили особые обряды и заговоры. Перед тем как идти на вечеринку, девушка умывалась чистой, недавно набранной родниковой водой и приговаривала: «Как водица чиста и прозрачна, так и любовь (имя) будет ко мне сильна и постоянна. Да будет так, крепко мое слово».

Приготовление к посиделкам начиналось задолго до их начала. Девушки вышивали пояса для себя и своих женихов. Если такой пояс преподносился парубку и он его принимал, это считалось заключением помолвки. С Воздвижения и до самой Покровы, девушкам было разрешено творить ворожбу и привороты, чтобы быстрее выйти замуж.

К примеру, был распространен такой обряд. Девушка готовила небольшие пирожки с капустой, наливала в стакан молоко и оставляла все это на ночь на столе со словами: «Друг мой домовой, стань мне сватом и засватай (имя) мне (имя). Аминь».

Еще один любовный заговор девушки произносили накануне праздника. На заходе солнца перед праздником выходили на улицу, смотрели на закатное солнце и произносили такие слова: «Заря-зарница, красная девица, ходишь ты высоко надо мной, летаешь – далеко. Посмотри, где раб Божий (имя) гуляет, что делает, где отдыхает, в каком дому живет, в каком терему. Подойди заря-зарница к нему близко-близко, любовью ко мне дойми, Присуши, припеки, к моему дому приведи, на законный венец нас благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Достаточно сильный приворот делали в праздник Воздвижения на дым. 27 сентября после захода солнца, но до полуночи, необходимо развести костер и когда он разгорится, выкрикивать слова любовного заговора: «В сухом бору стоит сухой лес. В том лесу вся листва сухая, сушь ту листву погоняет, на раба Божьего (имя) тоску, сухоту нагоняет по мне, Божьей рабе (имя). Сохни ему без меня вода, не лезь в его рот без меня еда, сон раба Божьего (имя) обойди, тоска-сухота на него найди по мне, Божьей рабе (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Никаких важных дел на Воздвиженье не начинали, так как верили, что этим оскорбляют отдыхающую природу, подарившую им блага и богатый урожай. По другим поверьям, все, что вы начинали делать в этот день, было просто бесполезным и без результативным.

Приметы на Воздвижение

  • На Воздвижение кто в лес пойдет, тот может не вернутся.
  • В этот день змеи в норы прячутся.
  • В Сдвиженье Леший гуляет - кто в лес пойдет, тот дорогу назад не найдет.
  • На Воздвижение медведь в берлогу, змея в нору, а птицы на юг.
  • У доброй хозяйки в Воздвижение и пирог с капустой.
  • Кто на Воздвижение постится, тому семь грехов простится.
  • В Воздвижение с поля последняя копна движется.
  • С Воздвижения осень к зиме сдвигается.
  • Если в этот день дует холодный северный ветер, то следующее лето будет жарким.
  • В Воздвижение птицы лето за моря уносят.
  • Кто на Воздвижение пост не держит - на того семь грехов воздвигнутся.

Можно сказать что с фауной нам повезло, и в Краснодарском крае почти не встречаются ядовитые и опасные для человека представители животного мира. Однако, каждый из нас неоднократно встречал в лесу, в горах или на речке змею . Они не любят попадаться людям на глаза, но если такое случилось, предпочитают уползти или спрятаться. Но бывают и исключения. Во время "змеиных свадеб" у этих "невест" и "женихов" сильно возрастает агрессия и при встречи нападения не избежать.

Этот день приходится на 12 июля . Пожилые люди говорили: - "Не ходи в лес, не тревожь чащи, не пытай судьбы". Считалось так же, что ни в коем случае нельзя убивать змею - иначе сородичи будут мстить. А если в этот день укусит змея - не поможет ни один лекарь, ни одно лекарство.

Второй опасный день наступает 27 сентября. Это начало змеиной спячки. Все - от ужа до гадюки ползают в поисках лучшего укрытия на зиму, чтобы затаиться до раската первого грома, разрешающего им вновь покинуть свои норы. В это время деревенские мужики закрывают крепко-накрепко калитки, сараи и погреба - чтобы змея случайно не залезла куда не следует в поисках лучшего убежища. Поверье не утратило силу и в наши дни, говорят так: - "Гад сдвигается... Будешь идтить, а оны прямо хапками, хапками. И оны прямо вот дорогой идут". Так что есть два дня в году, когда нельзя ходить в лес .

А теперь знакомьтесь! Наши красавицы - ГАДЮКА ОБЫКНОВЕННАЯ

и высокогорная ГАДЮКА КАЗНАКОВА

Встречаются и почти чёрные гадюки, иногда их путают с безобидными и даже полезными ужами, из-за чего последние вынужденно страдают. Отличить их друг от друга на самом деле труда не составит. Уж обычно длиннее гадюки и имеет голову овальной формы. Гадюка же никогда не вырастает более 70 см, и голова у неё слегка заострена. Если к тому же заглянуть ей в глаза - то увидите смотрящий на вас узкий, злой зрачок. В то время как у ужа он просто круглый.

Если вы поздно заметили змею и она оказалась на опасном расстоянии - постарайтесь не двигаться и сохранять спокойствие пока она не уползёт. Змея реагирует на движение, и если "прикинуться деревом" - для неё вас нет.

ЕСЛИ УКУСИЛА ЯДОВИТАЯ ЗМЕЯ:

Пострадавшего необходимо как можно скорей доставить в больницу, обеспечив неподвижность укушенной части тела. В качестве первой помощи к месту укуса можно приложить половинку свежего лука. Когда луковица, вытянув какое-то количество яда посинеет - наложить повязку, не слабую но и не тугую. Оптимальной считается та, под которую можно без особых усилий просунуть палец. И пить как можно больше воды чтобы разбавить яд.

  • Высасывать яд, так как при малейшей ранки во рту - пострадавших будет уже двое.
  • Разрезать место укуса и выдавливать яд - есть риск повредить сухожилия или занести инфекцию.
  • Бесполезно прижигать раскалёнными предметами, т.к. длинна змеиных клыков достигает сантиметра и яд проникает слишком глубоко.
  • Запрещено накладывать жгут выше укушенного места - это ухудшит состояние пострадавшего, а на распространение яда не действует.
  • И конечно никакого спиртного - это приводит к усилению действия яда, и затрудняет его вывод из организма.

Хочется пожелать, чтобы вам на пути попадались только ужики и медянки, а лесная прогулка доставляла сплошное удовольствие)

P.S. Если человека укусила змея - значит он кого-то обидел (Индейская мудрость)

Еще с давних времен существует поверье, что на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 27 сентября, лучше в лес не ходить. В этот день змеи собираются со всех сторон, выпускают яд и уходят на зиму под землю, поэтому не стоит их тревожить и мешать им.

Очень давно я прочла в каком-то журнале странную историю, связанную именно с этим днем. Стояла очень теплая осень, конец сентября, а еще косили траву. Люди возвращались с сенокоса, по дороге им встретилась змея. Один из мужчин отсёк косой голову у этой змеи и повесил ее на свою косу, продолжая путь домой. В это время змеиная голова сползла с лезвия косы и укусила обидчика в шею. Не дойдя несколько шагов до своего дома, мужчина упал и мгновенно скончался.

А эту историю нам рассказал Дмитрий Михайлович Соколов, о котором упоминал мой супруг Валерий Афанасьевич в своем рассказе про Шарика. Дмитрий Михайлович когда-то был заядлым охотником. И вот в очередной раз он засобирался на охоту, как раз 27 сентября. Бабушка не пускала его, говорила, что опасно идти в этот день в лес. Но он не верил в такие приметы и предсказания. Взял ружье и отправился.

Уже при входе в лес ему встретилось несколько змей, и дальше, куда бы он ни заходил, везде были змеи. Охота не заладилась, и он решил возвратиться домой, тем более, что тревога уже поселилась в его душе.

И вдруг на одной из полян Дмитрий Михайлович увидел дикое зрелище: там было бесчисленное множество змей, наверное, сотня или больше. От увиденного он просто окаменел, но быстро сориентировался и выстрелил в это змейство. И тут началось светопредставление! Змеи пронзительно зашипели и поползли на него. Дмитрий Михайлович быстрым шагом начал уходить от этого места, но змеи скрутились в колеса и с невероятной скоростью начали его преследовать. Эти змеиные колеса уже почти стали его настигать, и тогда он начал сбрасывать с себя одежду: сначала куртку, потом свитер, рубашку. Змеи сразу же набрасывались на одежду, дав Дмитрию возможность убежать дальше. Он даже бросил им свои сапоги. Наконец добежал до лесной дороги. И здесь почему-то гадюки перестали его преследовать.

С тех пор Дима охоту забросил, а на праздник Воздвижения даже на рыбалку не ходит - не хочет нарушать законов природы.

Другой случай произошел с моим супругом в прошлом году. Он себя называет лесным человеком, потому что когда наступает ягодно-грибной сезон, он целыми днями пропадает в лесу. Уезжает на велосипеде, оставляет его в укромном месте и идет в свои заветные места вглубь леса. Поздним вечером возвращается с полными корзинами грибов и ягод. В этот раз он тоже быстро набрал корзину белых грибов, а брусники было только полведра. Поставил корзину с грибами на старый трухлявый пень с большим дуплом и начал собирать бруснику. Ягод было много. Он довольно быстро набрал ведро брусники и вернулся за корзиной с грибами.

Когда уже подходил к пню, то чуть не упал от неожиданности. Пень обвивала огромная толстая змея и спокойно грелась на солнце. Тогда Валерий Афанасьевич взял веточку и погладил ею змею. Он - человек творческий, а такие люди даже в подобных ситуациях видят прекрасное. Змея от прикосновения веточкой зашипела, раскрутилась и сползла с пня. Человек и змея какое-то время смотрели друг на друга. Потом змея взвилась перед Валерием Афанасьевичем, снова опустилась на землю и снова взвилась. Так продолжалось минут пять. Змея словно вошла в раж, все танцевала, и танцевала. Это было и страшно, и жутко, и красиво. Супруг знал, что в таких случаях говорят: «Иди своей дорогой, а я пойду своей». После этих слов змея медленно заползла в дупло, а Валерий Афанасьевич взял корзину с грибами, ведро с брусникой и отправился домой.

Потрясенный увиденным, он несколько дней в лес не ходил. Потом тревога притупилась, и он опять до самых заморозков пропадал в лесу. Вот такие тайны и загадки хранит наша природа и ее обитатели.









2024 © rukaraoke.ru.