Во сколько дети начинают держать спинку. Во сколько месяцев ребенок начинает садиться (мальчики и девочки). Правильное положение ребенка


Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

С наступлением пятимесячного возраста детишки уже многое умеют и не хотят подолгу лежать в одной позе. Они поворачивают голову влево и вправо, рассматривают предметы и людей. Они активно играют с игрушками, тянутся за ними и хватают их. Малыши в пять месяцев легко поворачиваются со спинки на животик. Но нетерпеливые мамы очень хотят, чтобы малыш уже начал учиться сидеть. Как только их кроха пытается это сделать, родители не скрывают своего восхищения и ждут, когда же он будет сидеть самостоятельно.

Когда ребенок начинает присаживаться самостоятельно?

По среднестатистическим показателям развития это происходит так:

  • В возрасте 6 месяцев ребенок учиться сидеть при помощи опоры.
  • В возрасте 7 месяцев сидит самостоятельно без дополнительной поддержки.
  • В возрасте 7,5-8 месяцев может легко сесть сам.

Это только средние данные, все дети развиваются индивидуально . Все зависит от многих показателей и различных условий (атмосфера в семье, здоровье при рождении и др.). Кто-то может сесть раньше на месяц, а кто-то на пару месяцев позже. Это не считается отклонением от нормы. И не один профессиональный детский доктор не скажет точное время, когда ребенок должен сидеть. Каждый малыш – неповторим, ему не нужно ни на кого равняться.

Для того, чтобы ребенок мог хотя бы попробовать сидеть, должны хорошо окрепнуть мышцы спины. Если родители сами высаживают ребенка, а у него не получается или это вызывает негативную реакцию, значит его спинка еще не готова к таким нагрузкам. В большинстве случаев позвоночник ребенка до 6 месяцев еще не готов выдержать вертикальное положение.

Навязчивые попытки родителей научить малыша сидеть раньше шести месяцев, могут в будущем отразиться на здоровье его позвоночника. Это не относится к тем деткам, которые пытаются садиться самостоятельно до достижения им полугодовалого возраста. Таким «ранним» малышам можно это позволить, но не больше одного часа в течение всего дня.

Тех деток, которые до 6 месяцев не проявляли попыток присаживаться, с наступлением этого возраста можно начинать присаживать.

Упражнения для укрепления спины малыша

Мамы и папы должны начать укреплять мышцы спинки ребенка уже с трех месяцев. Мышечный корсет укрепляется во время плавания в ванне или в бассейне, если есть такая возможность. Обязательными должны быть ежедневный массаж и простые гимнастические упражнения.

  • Малыш лежит на спинке. Протяните ему свои указательные пальцы, и он обязательно за них ухватится и постарается приподняться. Спинка должна приподниматься над поверхностью приблизительно не более чем под углом сорок пять градусов. Затем осторожно опустите ребенка в исходное положение (на спинку). Можно повторить несколько раз.
  • Ребенка положите на животик. Приподнимите его одной рукой под грудь, а другой – под ножки. Ножками ребенок должен касаться груди взрослого и пытаться от нее отталкиваться. В это время он напрягает мышцы спины и ягодиц, а также шейного отдела, так как приподнимает головку.
  • Для развития и укрепления мышечной системы малыша рекомендуется над детской кроваткой повесить колечки, до которых ребенок сможет дотянуться и ухватиться за них. Таким способом он попытается приподниматься.
  • Когда малыш лежит на животике, попробуйте на небольшом от него расстоянии положить яркий привлекательный предмет. Скорее всего, при помощи рук и ног, упираясь и пыхтя, он постарается добраться до этого предмета.

Молодым мамам на заметку

Если малыш не проявляет желания сидеть и не пытается это делать самостоятельно, то родителям нельзя ни в коем случае:

  • Высаживать ребенка, обкладывая его подушками.
  • Катать в коляске в положении сидя (лучше опустить спинку коляски под углом 45 градусов).
  • Носить ребенка в сидячем положении в переносных рюкзачках, типа «Кенгуру».
  • Садить к себе на колени (с ровной спинкой).

Мальчики и девочки: предположения и факты

Среди молодых родителей, а также бабушек и дедушек можно услышать разговоры о том, что мальчиков можно начинать учить садиться раньше, чем девочек. Но опытные детские медики утверждают, что от пола ребенка абсолютно не зависит время первого присаживания. Главное, что нужно учитывать, это индивидуальные особенности, а также психическое и физическое здоровье малыша.

Присаживать мальчиков и девочек раньше шести месяцев вредно для развития позвоночника. В будущем это может сказаться на осанке, возможно развитие сколиоза. Медики утверждают, что раннее высаживание детей ведет к искривлению тазовых костей. Для девочек это нарушение может в будущем привести к проблемам во время родов.

Имеет немаловажное значение и вес ребенка. Худенькие детки более подвижные и активные. У них мышцы и брюшной пресс укрепляются раньше, чем у детей с большим весом. Пухленьким и упитанным карапузам гораздо тяжелее удержать свой позвоночник в вертикальном положении. Поэтому часто они позже других начинают сидеть самостоятельно.

Мальчики и девочки, которые сами вдруг начали садиться раньше шестимесячного возраста, скорей всего развиваются чуть быстрее своих сверстников. Возможно, их родители больше с ними занимались, да и генетика вещь сильная. Главное, чтобы сами родители не торопились в этом вопросе. Помните, каждый ребенок – уникальный, неповторимый и единственный.

16455

Во сколько месяцев дети начинают ходить самостоятельно, нормы развития. Всегда ли ранние первые шаги это хорошо. Как помочь ребенку укрепить мышцы и начать ходить.

У новорожденного ребенка все впервые: первая улыбка, первый зуб, первый шаг. Каждое событие ожидается молодыми родителями с волнением и предвкушением. С особым трепетом мамы и папы ждут первого шага крохи, ведь с этого момента жизнь маленького человека выйдет на новый уровень.

Это достаточно серьезный этап в жизни крохи, готовиться к которому малыш начинает уже в первые месяцы своей жизни. Сколько тревог и волнений возникает у молодых мам, когда они слышат от других на прогулке или детской площадке, что ребенок в "таком" возрасте уже должен ходить. Что же это за возраст? Когда стоит "требовать" от малыша топанья ножками.

Когда ребенок пойдет

Прямохождение - достаточно серьезный и сложный навык для малыша. Не нужно слушать тех мамочек и бабушек, которые упорно будут доказывать, что в 10-11 месяцев каждый малыш должен ходить. Ребенок ничего не должен, он еще маленький и познает мир по мере своих возможностей. А эти "возможности" у всех разные.

Врачи-педиатры в этом вопросе опираются на средние статистические данные, которые говорят о том, что ходить самостоятельно дети начинают в промежутке от 9 до 18 месяцев . Сначала это неуверенные попытки прогуляться возле опоры, затем шаги с поддержкой и только потом шаги самостоятельные.

Ходить дети начинают в разное время: кто-то немного раньше средних показателей, а кто-то чуть позже. Это зависит от нескольких факторов:

  • генетика. Дети нередко перенимают от родителей особенности развития. так, если мама или папа ребенка пошли поздно, то их малыш вероятнее всего начнет поздно вставать на ножки и самостоятельно топать;
  • пол ребенка. Считается, что девочки учатся ходить раньше, чем мальчики;
  • телосложение. Пухленькому малышу будет сложнее научиться ходить, чем его менее упитанному "коллеге";
  • темперамент. Шустрые и активные дети, которые стремятся изучить все вокруг, начинают ходить раньше.

Походка маленького ребенка отличается от походки взрослого человека, поскольку дети ставят стопы параллельно друг другу, не умеют "перекатывать" ногу с пятки на носок, поэтому наступают на пол всей поверхностью ступни, не держат центр тяжести, из-за чего часто падают. Важно: мифы о детском плоскостопии и косолапии.

Родителям маленького первооткрывателя стоит усилить контроль за ним, поскольку кроха может удариться, но не стоит панически бояться падений. Это неизбежный этап взросления. Кроме того, детские кости настолько эластичны, что риск переломов минимален.

Раннее развитие: хорошо или плохо

Некоторые современные родители настолько увлечены ранним развитием своего ребенка, что готовы поставить его на ножки в самом раннем возрасте, когда его кости и мышцы еще не готовы к таким перегрузкам. Нужно ли форсировать события?

Врачи в этом вопросе единодушно утверждают, что нельзя торопить ребенка. Не стоит спешить, если мышцы и кости малыша еще не готовы к первый шагам. Такими действиями можно лишь навредить крохе. В дальнейшем эта спешка может отразиться на развитии костей конечностей (искривление костей голени, неправильной постановке стоп).

Каждый ребенок сам подсознательно знает, когда нужно начинать ходить, случается, что первые шаги ребенок делает после 1,5 лет, но чаще всего на это есть серьезные причины: неготовность костей и мышц к прямохождению, общая слабость организма после перенесенного заболевания, родовые травмы.

Как помочь ребенку (упражнения)

В стандарты развития, описанные в многочисленной научно-популярной и медицинской литературе, вписывается далеко не каждый малыш. Конечно, дети сами знают, когда им нужно начать ходить, но это не означает, что родители должны все пустить на самотек. Ребенку можно и нужно помогать.

Подготовка к первым шагам должна идти с первых дней жизни малыша (последовательное укрепление мышц спины, шеи). В этом помогут выкладывания на животик в самом раннем возрасте, помощь в освоении переворотов. Как научить ребёнка ходить самостоятельно.

В возрасте 9-10 месяцев начинается активная подготовка к первым шагам. Для укрепления мышц подойдет несколько упражнений:

  1. в 9-10 месяцев, если малыш уже встает в кроватке и уверенно держится, можно предложить ему покатать коляску. Руками ребенок должен держаться за ручки коляски, постепенно коляска будет откатываться, малыш за ней потянется, совершая первые шаги. Малыша необходимо придерживать, чтобы он не получил травму;
  2. с 9 месяцев ребенка можно сажать на корточки (спиной к себе, бедра удерживаются взрослым) и раскачивать вперед-назад, провоцируя встать на ножки. Если кроха не поднимается на ножки, значит, мышцы еще слабые, упражнение нужно повторить позже. Это упражнение помогает научиться самостоятельно стоять;
  3. в 10-11 месяцев, когда ребенок может вставать при помощи опоры,"подключаем" любимую игрушку. Игрушку стоит передвигать по полу и положить на край кресла или дивана. Ребенок пойдет за любимым предметом, постепенно научится вставать по опоре самостоятельно;
  4. упражнение с обручем. Можно практиковать с 9 месяцев. Ребенок помещается внутрь обруча, держится ручками за его край. Взрослый придерживает малыша, передвигает обруч в разные стороны, заставляя ребенка переступать ножками;
  5. учимся переступать через препятствия. Упражнение используется, когда ребенок уверенно ходит по квартире за ручку со взрослым человеком. понадобится шнурок или длинная веревка, которую необходимо натянуть между предметами мебели на уровне коленей малыша. смысл упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился перешагивать препятствия;

Это самые доступные упражнения, которые с легкостью можно использовать в любой квартире. Постоянные тренировки укрепят детские мышцы, помогут малышу зашагать самостоятельно.

Помощь гаджетов

В желании помочь детям и их родителям соревнуются не только бабушки и дедушки. Преуспели в этом и производители современных "устройств", помогающих малышам. Среди таких "приспособлений"ходунки, машинки или коляски с удобными ручками, удерживающее устройство (или вожжи-поводок).

  • Ходунки. Вокруг них споры не утихают, но польза для мышц ребенка сомнительна, поскольку в ходунках малыш сидит и отталкивается ногами от пола. ребенок не учится удерживать свое тело, координировать движения.
  • Машинка с ручкой. Этот "гаджет" куда полезнее предыдущего, поскольку малыш держится за удобную ручку и сам шагает;
  • Вожжи. Выглядят они не очень эстетично. Это ремешки, которые проходят под грудью ребенка, застегиваются на спине и позволяют взрослому человеку поддерживать малыша, помогая ему при ходьбе. Они помогают взрослому координировать движения малыша, поэтому подойдут и детям, которые уже могут ходить самостоятельно, но делают это еще недостаточно уверенно. Несмотря на непривлекательный внешний вид, вожжи могут стать настоящим спасением для бабушек, поскольку за ребенком не нужно будет постоянно нагибаться.

Когда бить тревогу

Сколько бы ни говорили о том, что каждый ребенок уникален и его развитие индивидуально, всем родителям хочется, чтобы их малыш развивался как "написано в книге". Так бывает далеко не всегда, однако существуют некоторые ориентиры, на которые смотрят специалисты. Нормально развивающиеся дети в возрасте 11 месяцев уже уверенно сидят, встают на ножки в кроватке, уверенно ползают.

Родителям стоит обратиться к врачу, если в 9-11 месяцев малыш не проявляет двигательной активности: не встает в кроватке, не ползает, не может удержаться на ногах, если его поставить. Причин такого поведения много: от психологических (малыш начинал двигаться, но сильно испугался) до наследственных. Специалист поможет найти верный путь решения проблемы.

Ближе к пяти месяцам малыш проявляет все больше активности: гулит, крутит ручками, переворачивается на бок или на спину. Молодые родители ожидают следующий этап развития, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ведь в специальной литературе написано, что норма для этого навыка - возраст 5−6 месяцев. Если кроха не торопится, то его начинают присаживать, но не зная, как делать это правильно, могут лишь навредить.

Главный совет всем родителям - нельзя торопить малыша, чтобы оправдать собственные ожидания и стремления соответствовать нормам. У каждого младенца свой ритм развития. Если этот процесс идет без нарушений, то кроха сам даст знать, что ему хочется большего - вертеть головой, тянуться плечиками и подбородком вверх, чтобы увидеть новые вещи в интересном мире. Не нужно подтягивать его вверх за ручки и присаживать, но и оставлять без внимания первые потуги к перемене положения тоже нельзя. Важно помочь ему правильно: тренировать мышцы и развивать координацию специальными упражнениями.

Признаки готовности

Хватательный рефлекс младенца, даже новорожденного, побудит его вцепиться в пальцы взрослого и инстинктивно тянуться вверх из положения лежа. Если взрослый потянет руки на себя, то малыш рефлекторно сядет. Однако это не означает, что ребенку уже можно сидеть, даже если ему нравится находиться в таком положении с помощью подушек, подложенных мамой.

Новое положение удобно и помогает развлечься при рассматривании новых предметов и игрушек, но отвлекает его от самостоятельных попыток сесть. Умение присаживаться не будет сформировано без влияния двигательной активности на кору головного мозга.

Если присаживать грудничка и удерживать его в такой позиции раньше, чем созреет мышечная система, то ожидаемые последствия - сколиоз и неправильное формирование костей таза. Педиатры и ортопеды единодушны - чем позже позвоночник ощутит нагрузку вертикального состояния, тем лучше для скелета в целом. В отличие от поощрения ползания и переворотов на живот, умение сидеть вертикально не требует поддержки взрослого.

Если же малыш сам стремится к этому и пытается удержать себя, необходимо проверить, соответствуют ли позиции частей тела следующим параметрам:

  • подбородок слегка наклонен вниз, шея прямая;
  • верхний отдел позвоночник прямой, плечи слегка развернуты назад;
  • поясница округленная, руки впереди как основная опора;
  • тазовая область согнута в наклоне вперед;
  • ножки согнуты в коленях, широко расставлены;
  • чаще всего присутствует заваливание на правый бок.

«Отклонения от этих показателей говорят о том, что тело ребенка не готово к переходу на новый этап, а физиологический изгиб позвоночника еще не сформирован.»

Общепринятые нормы

Ни один врач не сможет с точностью назвать возраст, во сколько ребенок начинает садиться, даже при регулярных осмотрах и наблюдениях за его развитием. Это может произойти в одну секунду, или, наоборот, попытки присесть могут продолжаться пару месяцев.

Иногда ползать начинают раньше, чем сидеть. Многие ортопеды склоняются к мнению, что так даже лучше для развития спины, ведь мышцы рук, ног и живота тренируются естественным образом во время этого процесса, и позвоночник получает минимальную нагрузку в вертикальной позиции.

Бывает, что оба навыка развиваются параллельно. Обычно первые попытки случаются в возрасте от 5 до 6 месяцев. Активные и развитые физические дети могут показать ранние результаты, но не нужно расстраиваться и записывать малыша в «отстающие», если он идет по индивидуальному графику. По определенным признакам можно понять, что грудничок готовится к освоению нового навыка:

  • не меньше нескольких минут удерживает голову и плечи поднятыми из позиции лежа на животе;
  • легко переворачивается в разные стороны;
  • лежа на спине старается оторвать голову и плечи от подушки.

Если малыш с трудом переворачивается на один бок и не делает ни одного из указанных движений, то принудительное вертикальное положение во время езды в коляске или на руках взрослого будет опасным для формирования его позвоночника, а также может задержать общее физическое развитие.

Умение управлять собственной моторикой приходит к малышу вместе с освоением чувства равновесия, что проходит в несколько этапов:

Вне зависимости от того, в каком возрасте ребенок садится самостоятельно, необходимо учитывать, что до 10 месяцев малышу не стоит сидеть дольше часа. Родителям надо взять на заметку, что самый мягкий и безопасный способ для крохи перейти в сидячее положение - из позы на четвереньках, в которой груднички так любят раскачиваться вперед — назад. Это очень полезное упражнение для вестибулярного аппарата и развития равновесия.

Как правильно учить сидеть

Примерно с 4 месяцев, после одобрения врача, можно укреплять мышцы малыша легким массажем после купания. Плавание очень полезно для общего здоровья и развития моторики. Сейчас почти везде имеются бассейны для грудничкового плавания, что способствует гибкости и умению управлять своим телом.

6 полезных упражнений с мамой и на фитболе

Случается, что полугодовалый кроха уверенно держит спинку прямо, но сесть без посторонней помощи не может. В этом случае можно помогать ему, давая пальцы для опоры, и подтягивать до нужной позиции. Поднимать лучше из положения полулежа, когда под спинкой есть твердая подушка. Ни в коем случае не надо делать за него всю работу - сажать, не давая понять, как именно происходит этот процесс.

Есть ряд упражнений, которые можно делать дома с пользой для здоровья. Многие мамы отмечали, что после регулярных занятий малыш неожиданно садился без их поддержки:

Ошибка многих родителей - стремление обезопасить ребенка от заваливаний на бок и на спину. Конечно, пространство вокруг должно быть комфортным, покрытым мягкими материалами, чтобы при падении он не мог пораниться, но если мама все время подхватывает кроху, то он не научится вставать и садиться из разных положений.

Научиться этому помогут упражнения на фитболе:

Причины для волнений

Многие родители не знают, когда по-настоящему следует начинать беспокоиться и искать специалиста, если ребенок не выказывает желания сидеть. Педиатры считают, что если к 11 месяцам малыш не сел и не показал никаких новых физических навыков, необходимо тщательное обследование у детского врача, невролога и ортопеда. Исключением здесь являются младенцы:

  • появившиеся на свет раньше времени или испытавшие гипоксию при родах;
  • перенесшие инфекционное заболевание или имеющие хронические болезни.

«К таким детям нельзя применять усредненные параметры, приемлемые для здорового организма. Недоношенные младенцы, при условии восстановленного здоровья, будут развиваться медленнее сверстников довольно долго, до 2−3 лет.»

Сядут они тоже на 1−2 месяца позже, чем ровесники. Болеющим малышам необходимо прежде всего выздороветь, чтобы общая психомоторика организма восстановила ритм поэтапного развития.

Если подобных причин нет, а младенец тихо лежит на спине и не проявляет особой активности, нужно присмотреться, нет ли настораживающих признаков:

Это серьезные симптомы физических и психических отклонений, скорректировать которые поможет только врач.

Мальчики и девочки: правдивы ли мифы

Специалисты не считают, что у одного из полов есть физические преимущества для раннего присаживания. Однако на родительских форумах не утихают споры и публикации фактов самолично выявленной статистики на тему, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть.

Мальчики, по их наблюдениям, отстают от девочек в проявлении физических навыков примерно на месяц, поскольку их нервная система развивается медленнее. По общим наблюдениям младенцы мужского пола садятся в возрасте 6−7 месяцев, тогда как девочки могут делать это и в 5.

На самом деле не проводилось научных исследований на эту тему, поскольку любой малыш с развитым опорно-двигательным аппаратом может опередить своих сверстников, сев или встав раньше них.

Также многие обыватели высказывают мнение, что мальчиков можно присаживать раньше без вреда для их здоровья. Это неправда, раннее присаживание вредно для любого пола, хотя для девочек последствия более очевидны:

  • смещение тазовых костей чревато множеством проблем при беременности и родах;
  • загибы матки и искривление позвоночника.

Для мальчика это не принесет проблем в области половой системы, но деформация в тазобедренных суставах впоследствии отразится необъяснимыми болями и неправильным развитием костей в области поясницы и позвоночника вплоть до их видимых искривлений, что, безусловно, ограничит его возможности.

В большинстве случаев 8─9 месяцев - это тот возраст, когда ребенок садится или делает первые попытки присаживаться. Об этом уверенно говорят все ведущие педиатры и специалисты по развитию детей. Однако все мамы беспокоятся по поводу того, что их малыш еще не сидит в 5, 6, 7 месяцев. Страх этот частично исходит от некоторого давления, которое на них оказывают бабушки, тетушки и другие родственники. «Как, твой в полгода еще не сидит? Да ты просто не занимаешься ребенком! Ты уже давно должна его садить!», и все в таком духе, да еще и с примерами соседских детишек, которые в этом же возрасте не только сидят, но уже чуть ли не ходят.

Стоп, дорогие мамочки! Давайте разберемся в этом вопросе более тщательно.

Спокойствие, только спокойствие!

На самом деле не только родственники или соседки смущают умы молодых и неопытных родителей. Во многих книжках, раскрывающих секреты развития и воспитания детей и рассказывающих, с какого возраста малыши должны сидеть, утверждается, что малыш начинает усаживаться к полугоду. Это вредное утверждение! С этим согласны многие врачи, среди которых такие уважаемые и авторитетные специалисты, как Е. О. Комаровский (врач-педиатр высшей категории) и Лариса Свиридова (врач-педиатр, клинический психолог, руководитель нескольких школ для подготовки молодых родителей).

Многие мамы и папы часто пытаются узнать, со скольки должен начать усаживаться их карапуз. А почерпнув информацию из таких книжек, начинают беспокоиться и паниковать, когда их ребятишки не садятся. В итоге самые «усердные» предпринимают попытки ускорить развитие и усадить младенца. Не стоит этого делать! Ниже мы рассмотрим причины.

Ложная готовность ребенка сидеть

Еще один фактор способен ввести в заблуждение и дать ложную уверенность в том, что малыш «хочет» и готов сидеть: он цепляется за ручки мамы и тянет их на себя, как будто пытаясь сесть. Делать это он начинает уже в 4 месяца. Но такое «присаживание» имеет другое объяснение: дело в том, что в этом возрасте ручки малыша достаточно сильные, и он рефлективно тянет к себе интересный ему объект. Так он тянет к себе игрушки, погремушки, чтобы попробовать их на вкус. Подобным образом он изучает новые предметы.


Малыш цепляется за ручки взрослого и пытается приподняться, что расценивается как готовность крохи присесть. Но это не так. На самом деле это он пытается притянуть к себе маму или папу

Кажется, что он уцепился за ваши пальцы и пытается подтянуться к вам, приподняться. Но это обманчивое впечатление. На самом деле малыш старается притянуть вас к себе. Но из-за того, что вес ребенка гораздо меньше вашего, выходит наоборот - это он притягивается к вам. А вы в радостном убеждении, что малыш желает сесть. И многие не задумываясь сажают их.

В большинстве случаев малыши 6─7 месяцев, если их усадить на попку, начнут заваливаться на один или другой бок или округлят спинку. Это говорит о том, что ребенок не готов к сидению.

Почему не стоит усаживать ребенка раньше времени

Нагрузка на позвоночник

Некоторые родители обкладывают младенцев подушками, подкладывая под спинку валики, одеяльца. Тогда, конечно, им становится легче сидеть. Несомненно, малютка будет в восторге: новый ракурс дает возможность видеть вещи по-новому, теперь ему все интересно, и с игрушками он теперь играет намного дольше. Мама может в этот момент переделать кучу дел.

И все же делать это не рекомендуется. Раннее присаживание для маленького ребенка вредно! Запомните эту простую истину. Чем позже вы нагрузите позвоночник ребенка, тем ровнее спинка и крепче ножки будут у маленького человечка. Поэтому в отношении сидения и стояния главной задачей мамы и папы является категорически не помогать (не вмешиваться в его естественное развитие).


Раннее прямохождение детей (с 4─6 месяцев) вызовет ненужные нагрузки на позвоночник. В более позднем возрасте это может привести к сколиозу и подобным проблемам

Чувство равновесия

Невозможно сидеть, ходить, даже ползать без чувства равновесия. А оно начинает появляться у детишек только вместе с развитием крупной моторики. Пока она не развита, нормально выполнять «большие движения» малыш не сможет. Нельзя начать сидеть, скажем, в 4 месяца или в полгода и ощущать равновесие, так как мозг того же 6-месячного ребенка, как и центральная нервная система, пока находятся на стадии становления. Поэтому кроха, даже если его усадить и окружить подушками, будет чувствовать себя неустойчиво, его будет клонить в сторону, что является сигналом к тому, что самостоятельное сиденье для него неприемлемо.

Чувство равновесия не поспевает за желанием ребенка быстрей ходить или сидеть. Он просто физиологически не готов к этому. Равновесие появляется у детей, когда поэтапно пройдены необходимые стадии развития: в четыре месяца (некоторые в 5─6) малыш встал на четвереньки, пополз; в шесть─семь начал медленно присаживаться на один бочок, потом на другой. Подождите еще два месяца, и вот тогда, в 8─9 месяцев, к нему «придет» равновесие, а до этого не стоит торопить события и сажать кроху.

Готовим малыша к сидению

Еще раз хочется сделать акцент на том, что специально высаживать новорожденных (придавать им вертикальное положение) категорически нельзя до тех пор, пока малыш не будет готов сделать это самостоятельно. Но простимулировать его на это действие можно и нужно. Для начала помогите крохе научиться ползать. Как только он начнет ползать, то очень скоро наступит время для сидения.

Перед тем как начать сидеть

Перед тем как новорожденный начнет сидеть:

  • у него должен получаться упор на локтях;
  • он способен манипулировать ручкой в поднятом состоянии (дотягиваться до предмета, брать его);
  • в позиции «лежа на животике» малыш умеет опираться на весь локоток;
  • ножки не напряжены и умеют сгибаться (под тельце). Если они не будут сгибаться, то малютка не сможет встать на четвереньки, ведь невозможно это сделать с прямыми несогнутыми ногами.


Прежде чем начать сидеть, малыш должен научиться становиться на четвереньки, при этом свободно действовать одной из ручек, его ножки должны уметь сгибаться. Лучше, если он пройдет этап ползания

Как укрепить плечевой пояс

Для уверенного сидения новорожденные должны «развить» мышцы плечиков и спинки, то есть плечевой пояс. Помочь его укрепить могут простые упражнения.

  1. Сядьте на пол, малыша разместите у себя на коленях перпендикулярно им. Положите руку на крестец ребенка. Ножки - у вас на коленях, а ручки выходят за их пределы и опираются на пол. Перед крохой ─ игрушка. Идея в том, чтобы он тянулся за ней. Вначале, пока плечевые мышцы и мышцы спины малыша еще слабенькие, это упражнение будет даваться ему с трудом, но когда плечи окрепнут, малютка сможет опираться на ладони и держать упор. Чтобы ребенок не заваливался вперед, для удержания баланса прижмите руку к ножкам крохи.
  2. Мускулы для сидения хорошо укрепляются, если использовать большой мяч. Положите малыша на фитбол, перекатывайте его то на один бочок, то на другой. Очень хорошо, когда младенец при этом сможет свободно тянуться за предметом, поднимая ручку. Из этого следует, что в этом положении он чувствует себя более уверенным, а значит сильным. Положите перед мячом интересный для малыша предмет. Он будет тянуться за ним, при этом перенося вес вперед. При этом движении ему придется держать головку, что стимулирует укрепление его плечевого пояса.
  3. Попробуйте упражнение с так называемой «полосой препятствия», роль которой будет играть обычная диванная подушка. Целью для ползающего малыша пусть станет яркая, привлекающая внимание игрушка. Кладем ребенка на подушку (ножки - на подушке, ладошки - на полу), опираем его на ладошки, а перед ним ставим игрушку. Задача крохи - дотянуться и взять предмет. Это сложно, но если грудной ребенок достаточно силен, то он справится с этой задачей.


Неправильно, когда малыш сидит между широко расставленными ножками. Родителям следует их немного сдвинуть под тельце ребенка

3 шага к сидению

3 шага (перехода от одной позы к другой) помогут маленькому человечку научиться сидеть.
Перед тем как присаживать малыша, проследите за тем, чтобы он умел:

  • сам вставать на четвереньки и раскачиваться в этой позе. Если он не хочет раскачиваться, то его нужно раскачать, придерживая за бедрышки;
  • из позы «четвереньки» поворачиваться на бочок и опираться на одну ручку;
  • смело отрывать вторую руку от пола без опоры. С этого момента он сидит.

Важно: следите, чтобы ребенок не сидел в неправильной позе. Неправильно, если малыш сидит между широко расставленными согнутыми ножками (как бы на коленках). Задача родителей - сдвигать ножки немного под тельце малыша.

В конце хочется сказать, что не все дети следуют эталону ─ «пополз-сел-пошел». Многие «пропускают» этап ползания, или эти этапы перемешиваются: сначала ребенок учится сидеть и даже ходить, а только потом ползает. Далеко не всегда это является отклонением от нормы. Во сколько все произойдет - это индивидуальные вещи. Важно ориентироваться на общие показатели здоровья. Если врачи не обнаружили у новорожденного никаких серьезных заболеваний ─ неврологических или опорно-двигательного аппарата, ─ то малыш обязательно сядет, поползет и пойдет. Все это произойдет само по себе в нужное время.









2024 © rukaraoke.ru.