Возрастные детские страхи. Существует ли профилактика


Лариса Геннадьевна Скоробогатова,
Практический психолог высшей категории, руководитель маминой школы «Кенгуру» для будущих родителей.

Детские страхи - что это такое? Иногда, мы их не замечаем, относимся к ним снисходительно, видя в них милые глупости, иногда, мы взрослые сами боимся детского страха, не зная, что с ЭТИМ делать. А между тем знание детских страхов открывают нам доступ к внутреннему миру детей.

Хочу сразу оговориться, страх - это одна из основных эмоций, сигнализирующих об угрозе благополучию, здоровью, жизни человека, и что страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. С точки зрения эволюции человека, он играет защитную и обучающую роль, способствуя познанию окружающего мира. В развитии ребенка страх - это еще и способ отграничения собственного “я” от всего чужеродного и опасного.

Страх возникает непроизвольно и сопровождается беспокойством, тревогой, волнением. При неврозе или психическом заболевании переживания страха отличаются от нормальных страхов особой яркостью, сюжетностью. Они, как правило, сопровождаются сердцебиением, потливостью, ознобом, чувством жара, нарушениями сна, аппетита. Для них характерны сильное беспокойство и тревога, иногда достигающая степени ужаса, паники. При невротических страхах ребенок становится более пассивным, не стремится к познанию нового, уходит в свои проблемы. В этих случаях страх утрачивает функцию полезной, адаптивной эмоции и указывает на бессилие, утрату веры в себя, несет дезадаптивную функции.

Чего боятся наши дети?

Условно страхи можно разделить на две большие группы "врожденные" и "приобретенные".

Страхи, названные нами "врожденными" сопровождают определенный возрастной период развития.

У детей до года оно выражается в инстинктивном беспокойстве при громких звуках. У ребенка 8-месячного возраста, могут появляться страхи, связанные с отсутствием матери, появлением рядом незнакомых людей. Нередко реакция ребенка зависит от выражения лица матери: мать улыбается - ребенок спокоен, мать напугана - соответствующим образом реагирует и малыш.

Благодаря страхам, после первого года жизни малыш учится: - остерегаться падений, разумно обходить препятствия, предметы, кажущиеся ему опасными, страшными.

В 2-3 года бывает страх наказания и страх боли (при посещении врачей). Типичен для младшего возраста страх одиночества и темноты. Дети требуют, чтобы не выключали свет в комнате или, не всегда четко объясняя причину, стараются заснуть в постели родителей.

Чуть позже (у мальчиков в 3 года, у девочек - в 4) появляются страхи, вызванные бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью. Собственные фантазии соединяются у ребенка с впечатлениями, полученными извне, и могут излишне возбуждать психику, вызывать страхи. Маленькие дети могут бояться всего: темноты, звука сирены, дождя или даже безобидной с виду мягкой игрушки. И даже если вам кажется, что ваш ребенок пережил какую-либо пугающую его ситуацию без какого-то вреда для себя, то спустя, несколько дней, или даже недель, у него могут появиться страхи.

У детей 6-7 лет может появиться страх смерти в чистом виде - своей или своих близких. В этом возрасте ребенок обычно впервые осознает, что человек смертен, и любое стихийное бедствие - гроза, ураган, пожар - ассоциируется у него с угрозой для существования.

Детям школьного возраста свойственны усиление ответственности, социальной активности, рост самосознания. Поэтому у них преобладают страхи порицания и наказания. Особое место у школьников занимают страхи устных ответов, заикания и в целом опасение оказаться несостоятельным в той или иной деятельности. Дети этого возраста хорошо осознают опасности реального мира, но у них нет достаточного жизненного опыта, и поэтому они не могут правильно судить о своих страхах.

Теперь о "приобретенных" страхах. Давайте проясним, какие страхи, и по каким причинам возникают, и что мы можем сделать, чтобы их предупредить.

Первая причина - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Страх может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи собак, отрицательных персонажей и … "нехороших" людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Однако не все дети приобретают страхи в результате травмирующих событий. Многое зависит от особенностей характера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности и восприимчивости, тревожности, что можно выделить как вторую причину.

Третья причина - это запугивание в воспитании.
Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.

Иногда, родители не замечают того, как они своими высказываниями способствуют зарождению страхов у ребенка. "Будешь капризничать - я тебя отдам чужой тете!". Здесь два варианта исхода: ребенок понимает, что родители запугивают его для того, чтобы получить желаемое поведение, и будет в дальнейшем использовать подобные способы управления людьми, или, действительно верит вашему запугиванию, и у него не только появляется ощущение незащищенности в большом мире, но и вы выступаете для него источником этого страха.

"Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п." - рекомендуют психологи. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным. Родители и другие взрослые люди могут внушить ребенку страх нереализуемыми угрозами вроде: "Если будешь плакать, то я вообще тебя здесь оставлю одного, явится Баба Яга и заберет тебя!"

Дело в том, что иногда, сами того не осознавая, взрослые прививают ребенку страхи: "Пойдешь к врачу - и он будет тебе делать уколы." Да, уколы неприятны, и ребенок помнит об этом. Но в следующий раз, когда нужно будет сделать прививку, ребенка сложно будет привести к врачу. Высказывания такого типа провоцируют страх врачей. Давайте вспомним, сколько взрослых людей испытывают страх перед врачами. Может, Вы входите в их число, или ваши знакомые.

Причина четвертая - тревожные родители. Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он - единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: "Не гладь собаку - укусит", "Не ходи по лужам - заболеешь", "Не ходи один во двор - там хулиганы". Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как некоторому фону. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.

Причиной возникновения страха может быть как неподходящая для их возраста информация, услышанная по телевизору, так и какие-либо события, произошедшие неподалеку от вашего дома (например, драка или ограбление). Большое влияние оказывает и домашняя обстановка ребенка. В своем доме ребенок должен чувствовать себя защищенным от всех опасностей. К тому же, дети часто обсуждают, услышанное или увиденное между собой в школе. Они верят, что подобные опасности могут случиться и с ними, и эти опасения неосознанно преобразуются в детские страхи. Это, в общем-то, тоже нормальная реакция, позволяющая ребенку познавать реальности окружающего его мира.

Дополнительные источники страхов СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях. .

То, что ребенок видит по телевизору - родителям нужно обязательно знать. Если ребенку внезапно стали сниться кошмары, участником которых является герой телепрограммы или мультфильма, то исключите из просмотра для вашего ребенка эти картины, замените на менее травмирующие.

Рядом с телевидением стоит литература Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение. Действительно, иногда у взрослого человека проходит некоторый мороз по коже при представлении картины описываемых событий в детской литературе. Именно поэтому, читая ребенку незнакомую сказку, забегайте глазами по тексту вперед, когда вы почувствуете нежелательные слова, которые, возможно нарушат спокойное существование вашего ребенка, пересказывайте смысл происходящего своими словами.

Довольно часто у нормально развивающихся детей бывают ночные страхи. Ребенок во время сна (чаще в первой половине ночи) внезапно с выражением ужаса на лице начинает кричать, пытается куда-то бежать или защищаться от мнимых преследователей. По его отрывочным высказываниям удается понять, что он видит что-то страшное. Проснувшись, он в первую минуту не узнает родителей, не понимает, где находится, контакт с ним невозможен, однако его удается быстро успокоить, и обычно он засыпает вновь. Наутро ребенок полностью или частично забывает о ночных переживаниях, иногда у него сохраняются лишь отрывочные воспоминания. Ночные страхи возникают с разной частотой: каждую ночь, 1-2 раза в неделю или реже. Иногда в бессвязных, неразборчивых высказываниях можно уловить связь с психотравмирующей ситуацией.

Причиной ночных страхов могут стать разные житейские коллизии - пожар, драки, скандалы, укус собаки, яркие устрашающие впечатления, особенно если ребенок испытывал страх, засыпая. Именно поэтому не стоит рассказывать детям страшные истории перед сном. И уж совсем недопустимо, чтобы ребенка будили семейные скандалы.

К счастью, большинство детских страхов, обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время.

Как вести себя, если у ребенка страхи?

Любые страхи детей требуют от родителей внимательного и тактичного отношения. Если ваш ребенок боится засыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случае нельзя подвергать его “закаливанию” и запирать одного в темной комнате, “чтобы привыкал”. В этом случае он не избавится от своего страха, а лишь приобретет новые опасения или иные расстройства.

К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка. Насмешка, грубый окрик, неоправданно строгое наказание могут серьезно ранить ее и привести к неврозу. Вообще, чего бы ни боялся ваш ребенок, каким бы пустяком ни казался вам его страх, нужно показать ему, что вы его понимаете, что в его страхе нет ничего необычного, что и вы, и многие другие люди в его возрасте испытывали что-то подобное.

Нельзя относиться к страхам детей, как к капризам, тем более наказывать детей за “трусость”. Ведь страх, как уже говорилось, - одна из основных эмоций человека. В этих переживаниях нет ничего противоестественного. Ни один ребенок не рождается трусом.

Но независимо от того, боится ли ребенок чего-то воображаемого или реального, родители должны помочь ему справляться с его страхами.

Как же нужно вести себя, если у вашего ребенка страхи?

· Признавайте существование этого страха. Важно дать понять вашему ребенку, что вы его хорошо понимаете, и что, когда вы сами были ребенком, вы тоже боялись некоторых вещей. Это позволит ребенку не зацикливаться на своем страхе. Помните, что дошкольники с трудом отличают реальный мир от воображаемого. Поэтому бесполезно говорить дошкольнику "Монстров не существует!", для него они также реальны, как и все остальное. Помогите ребенку облечь его страхи в слова. Чем лучше он поймет свой собственный страх, тем менее угрожающим он будет казаться ребенку.

· Не принижайте значение этого страха для ребенка. Не отмахивайтесь от него в надежде, что с возрастом все пройдет. Говоря "Но это же глупо!" или "Такой большой мальчик боится такой ерунды!", вы заставляете ребенка чувствовать себя виноватым. А появившийся стыд может помешать ребенку, в дальнейшем говорить об этих страхах, что только усугубит ситуацию, поскольку страх только загоняется глубже.

· Уверьте ребенка в его безопасности. Он должен верить, что вы знаете, что делать, и не позволите случиться с ним чему-либо плохому. Ничто так не способствует усилению страхов, как чувство, что взрослый растерян и не знает, что делать.

· Обсудите с ребенком его страхи. Родители должны помочь ребенку осознать, что же действительно его беспокоит, и предложить решения, как можно с этим справиться. Но помните, что, в конце концов, ребенок должен научиться справляться со своими страхами сам.

· Во время приступов паники постарайтесь отвлечь внимание ребенка с помощью знакомых ему и любимых вещей. Можно почитать ему любимую книжку или поиграть в любимые игрушки.

· Не идите у страхов на поводу. Вы должны обеспечить ребенку поддержку и уверенность, но не стоит специально менять весь свой жизненный уклад или окружающую обстановку. Такие радикальные перемены могут временно облегчить его беспокойство, но в долгосрочном плане они на подсознательном уровне внушают ребенку, что его страхи оправданы и реальны, и в дальнейшем его страхи могут возобновиться с двойной силой, или возникнут новые.

· Посетите детского психолога или психотерапевта, если фобия усугубляется и сопровождается такими симптомами, как: ночное или дневное недержание мочи, бессонница, потеря аппетита, слезливость.

Например, если ребенок боится темноты, но затрудняется описать, что же конкретно его пугает, можно задать ему следующие наводящие вопросы: Ты боишься монстров? Или ты боишься бандитов? Ты боишься, что может начаться пожар? Или ты просто боишься в темноте пойти в туалет?

Когда ребенок проговорил все свои страхи, следует попытаться найти решение проблемы: "Давай посмотрим, что мы с тобой можем сделать". Временным решением может быть: оставить гореть ночник; спать в одной комнате с кем-либо из членов семьи (обычно страхи ребенка уменьшаются, даже если он спит в одной комнате с более младшим ребенком); поставить в комнате телефон, чтобы ребенок знал, что всегда сможет позвонить, если начнется пожар или придут бандиты; положить рядом с кроватью свисток, чтобы ребенок знал, что может предупредить вас в опасной ситуации. Ваша задача – внушить ребенку уверенность в его собственных силах.

Что такое страх и чем он отличается от тревоги, а также о том, чем могут быть полезны страхи я уже писала и не раз. Кому интересно, смогут найти все это в открытом доступе. Ниже я хочу затронуть только детские страхи и способы их диагностики.

Стоит отметь, что детские страхи бывают врожденные и приобретенные.

Врожденные страхи- это страхи, которые свойственны определенному возрасту, они появляются и проходят с возрастом. Так например:

от рождения до 6 месяцев малышей пугает громкий шум, резкое движение со стороны взрослых.

После 6и месяцев и до года малыш может боятся незнакомых людей, высоты, смены обстановки.

От 1года до 3х лет детям свойственны страхи: разлуки с родителями, отвержения с их стороны, также может иметь место страх незнакомцев и новой обстановки.

В возрасте с 3х до 6и лет дети начинают боятся темноты, одиночества, замкнутого пространства, сказочных персонажей. Еще раз повторюсь, возрастные страхи сопровождают определенные возрастные изменения, т.е. они занимают важную позицию в формировании личности ребенка. Если же страх не проходит и проявляется все чаще, то стоит обратить на это особое внимание.

Давайте теперь обратимся к приобретенным страхам. Приобрести страхи «помогают», как окружающий мир, так и сами родители. Вспомните, наверняка вы слышали (а может и сами так делали) фразу: «Я сейчас отдам тебя вот тому дяде/тёте…», понятно, что не все дети верят в это, но есть все же и те, которые верят и таким образом приобретают устойчивый страх незнакомцев. Так же родители стремясь уберечь ребенка от опасных ситуаций могут «перегибать палку» и напугать ребенка. Здесь и страх животных (всех встречных собак, любых насекомых и т.д.), и природных явлений, и множество других страхов.

Сюда же я бы отнесла детей мнительных родителей, если у одного из родителей множество интенсивных страхов, он будет транслировать их ребенку, тем самым вырабатывая такие же страхи и у ребенка.

И конечно же не «всё из семьи», ребенок выходит на улицу, а это значит, что с ним может произойти разное. Дети застрявшие в лифте в последствии испытывают страх замкнутого пространства, детей которых кусали собаки будут боятся собак и другие травмирующие события способны сформировать страх.

Когда стоит «бить тревогу» и что могут сделать родители для своего ребенка?

Большинство детских страхов, как уже писалось выше имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени страхи бесследно исчезают. Но есть и такие страхи (невротические), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни, страхи которые не проходят на протяжении долго времени – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Прежде, чем назначить лечение любой врач проводит диагностику. По сути психолог делает тоже самое, перед тем как «лечить» страх, стоит понимать какой это страх и есть ли он вообще.

Существует огромное количество методик определения детских страхов. Это и игровые методы и рисуночные тесты и другие.

Может ли родитель не владея специальным образование заметить, что у ребенка интенсивные страхи, с которыми надо работать? Определенно- может. Если это внимательный родитель, то он начнет замечать страхи в поведении ребенка, в его играх, возможно в рисунках. Также, есть достаточно простой метод выявить страхи ребенка, попросить нарисовать его свой страх. Затем можно задать уточняющие вопросы: какой он, что он делает, чем питается, почему пугает и т.д.

Однако не все дети готовы рисовать то, чего боятся. Тогда можно предложить составить сказку вместе с ребенком. Например: жила была принцесса/принц. Отправил ее/его царь в путь дальний за цветочком аленьким (яблочками молодильными и т.д.) (или сама пошла, тут уж на ваше усмотрение). Путь оказался не простым, надо было:

взобраться на самую высокую гору;

забрать у паука ключ от дверей;

а дверь та находится в морском мире, глубоко- глубоко под водой;

открыв дверь путешественник попадает в темную- темную комнату и в ней находит искомое. В дороге он может попросить волшебника, не проходить одно из испытаний. Какое он выбирает? Почему? Что было пройти для героя тяжелее всего? Почему? Что было легче всего? Почему?

Подобными сказками можно выявить наличие страхов, так например в приведенной, мы диагностируем страх: насекомых, воды, высоты, темноты. Родитель может включить фантазию и добавив задания для героя сказок расширить диагностируемые страхи.

Вы выявили страх, ваши дальнейшие действия? Можно пробовать справится с ним самостоятельно, проигрывая страх, рисуя его и далее делая его безопасным и т.д. , можно обратится к психологу. Но как бы вы не поступили, в обоих случаях, хочется пожелать внимательности к ребенку и к его потребностям.

Детство – это чудесная пора, когда сказки и чудеса кажутся детям такими реальными. Но богатое воображение имеет и свои недостатки: очень реальными кажутся и придуманные, несуществующие монстры. И так важно, чтобы родители не упустили момент и помогли своему ребенку справиться со страхами.

Книга «Монстры под кроватью» написана практикующим психологом и подсказывает родителям самые эффективные способы борьбы с детскими страхами. А книжка-картинка «Я не боюсь темноты» с выдвижными механизмами помогает ребенку взглянуть на пугающие вещи со смехом и избавиться от страха темноты.

Монсе Доменек «Монстры под кроватью»

Эта книга от издательства «Альпина Паблишер» адресована и родителям, и психологам, и всем взрослым, которые хотят разобраться в природе детского страха.


Ведь, как известно, все страхи – из детства. И если не победить их вовремя, они вырастут вместе с ребенком и перейдут в его взрослую жизнь, будут мешать ему на пути к успеху и счастью. Именно поэтому так важно родителям быть настороже. И обнаружив, что ребенок чего-то боится, не отзываться о его страхах пренебрежительно, не высмеивать ребенка, не ругать его, а помочь и прогнать всех монстров прочь.


Странные звуки и непонятные тени, сомнамбулизм, кошмарные сны, страх темноты, – так много пугающих вещей появляется, когда исчезает дневной свет. Даже взрослые иногда вздрагивают, увидев на фоне ночного окна какой-то непонятный силуэт! Кто это, грабитель или привидение?


Видя очертания предметов, так легко домыслить что-то страшное. Детская фантазия неистощима на подобного рода выдумки. А какие «монстры» там скрываются на самом деле? Ой, да это же одежда, которую повесили в необычном месте. И брошенный на пол рюкзак. И куча старых коробок на шкафу.


В книге «Монстры под кроватью» автор приводит много способов борьбы с подобными фобиями. Например, «игры против страхов». Так, страх темноты хорошо лечится с помощью фонарика и игр в темноте. Можно спрятать что-то светящееся – и отправиться на поиски.


Для вечерней релаксации в книге приведены «Восемь упражнений против страха». Спокойная музыка, медитация, расслабление мышц, приятные фантазии помогут ребенку успокоиться перед сном.


В книге уделено внимание не только боязни темноты, но и другим детским фобиям. Страх смерти, грабителей, животных и монстров, воды и высоты, врачей, грома, молний и фейерверков, – так много разных детских страхов. Доменек Монсе приводит способы и методики борьбы с каждым из них.


Например, страх перед врачами обычно возникает после какой-то перенесенной неприятной процедуры. И важно заместить этот опыт – позитивным, для этого к врачу можно сходить просто так, взвеситься, измерить рост, сходить на профосмотр.


В конце книги можно найти «Семь сказок для боязливых детей». Все они построены по одному принципу: главный герой сказки очень боится ночи, темноты, кошмарных снов или монстров под кроватью. Потом к герою приходят на помощь волшебные существа, и в результате страх исчезает, темнота становится дружелюбной.


Например, маленькая Лаура из сказки “Тени” очень боялась монстров и теней, что появлялись в ее комнате ночью. На помощь девочке пришел плюшевый щенок. А в сказке «Ночные животные» к мальчику Габриэлю, который боялся темноты и грабителей, прилетели ночные животные – сова, филин и летучая мышь. Они сообщили малышу, что у каждого ребенка есть свой патруль, который охраняет его по ночам. “Не бойся, ты в безопасности!” – таков общий посыл всех этих историй.


А на самых последних страницах – “тетрадь-практикум”. Это своего рода конспект и краткое содержание книги, где перечислены все детские страхи и даны советы – как их предотвратить или победить.

Это не конец статьи, про книгу «Я не боюсь темноты» читайте, нажав на цифру “2”.

«Мне страшно, я боюсь…» фраза знакомая каждой маме. Как же быть с детскими страхами? Как родители могут помочь своему ребенку?

Причина детских страхов одна из популярных при обращении к психологу на консультацию, поэтому я решила поговорить на эту тему более подробно.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира. Но! Обратите внимание! Если Ваш ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, проверьте, нет ли у него задержки психического развития. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.

· Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.

· В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.

· В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение,болезненные процедуры, т.д.).

· 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.

· В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).

· От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.

· В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.

· Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.

· В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.

· В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.

Как избежать возникновения и закрепления страхов

· Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.

· Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).

· Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)

· Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.

· Повышайте самооценку малыша.

· «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).

· Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.

Как помочь ребенку, испытывающему страхи

· Выясните причину страха.

· Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.

· Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.

· Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).

· Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача – поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).

· Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.

· Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.

· Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.

· Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).

· Не злоупотребляйте просмотром телевизора, фильмов.

Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).

Итак, если у вашего ребенка большое число страхов или ему не свойственны возрастные страхи, если самостоятельное использование выше перечисленные рекомендаций не принесло результатов, я рекомендую вам обратиться на консультацию к специалисту-психологу, работающего с детскими страхами.

С вами Марина Романовская и проект “Психология для Жизни”.


Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Существуют типичные страхи, свойственные детям в том или ином возрасте. В 2-3 года ребенок боится врачей, темноты, громких звуков. В 3-4 года появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, страх сказочных персонажей. У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких.

Каковы причины появления страхов?

Чем страхи отличаются от фобий? Разновидность фобий?

Как справиться со страхами?

Скачать:


Предварительный просмотр:

«О детских страхах и фобиях»

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал бы чувство страха. Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Существуют типичные страхи, свойственные детям в том или ином возрасте. В 2-3 года ребенок боится врачей, темноты, громких звуков. В 3-4 года появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, страх сказочных персонажей. У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких.

Страх – основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями в высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления.

Страх – эмоционально заостренное (аффективное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия.

Виды страхов:

Реальные (возникают в опасной, необычной ситуации),

Воображаемые (личностная особенность - тревожная мнительность).

Причины страхов:

Биологическая предрасположенность – особенности свойств нервной системы ребенка, повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость;

Внутрисемейные причины – высокая тревожность родителей, запугивание, многочисленные запреты со стороны родителей;

Взаимоотношения со сверстниками – детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, ребенок боится быть униженным;

Развитое воображение, детская фантазия – ребенок сам придумывает себе предмет страха,

Конкретный случай, который напугал ребенка (например, укусила собака или долго находился в закрытом лифте).

Ребенок постепенно, взрослея, наращивает в себе способность и умение справляться с самыми разными ситуациями, представляющими для него угрозу. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Страх легко можно победить в начале его возникновения, но он может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем переходя в фобию. Фобия и страх – принципиально разные вещи. Если естественный страх помогает организму приспособиться к экстремальной ситуации, то фобия, напротив, обезоруживает, делает человека подвластным внезапным приступам страха и даже паники, приводящие к психическому заболеванию. В этом случает нужно обращаться к психологу или психотерапевту за помощью.

Классификация фобий:

Клаустрофобия - боязнь замкнутого помещения (например, часто возникает, когда человека надолго оказывается запертым в кабине застрявшего лифта, после аварии на подводной лодке);

Агорафобия – боязнь открытых пространств (человек будет сидеть дома и предпочитает голодать, нежели идти в магазин);

Акрофобия - страх высоты;

Социофобии , связанные с общественной жизнью;

Эрейтофобия – страх публичных выступлений, страх покраснеть в присутствии людей и т.п.;

Нозофобии – страх заболеть каким-либо заболеванием (обостряется в период массовых эпидемий);

Танатофобия – страх смерти.

Для устранения страхов необходимо знать причины его вызвавшие и особенности личности ребенка. В большинстве случаев страхи с возрастом уходят сами, происходит интеллектуальная переработка волнующих тем и впечатлений, они теряют эмоциональную окраску и забываются. Для выхода чувств и переживаний страха можно использовать следующие способы: прорисовать страх или страшную ситуацию смоделировать с помощью игры. Эти способы позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагировать на нее, приобрести навыки и умения для повышения уверенности в себе, улучшить эмоциональное и физическое состояние.

Подготовил материал

педагог-психолог Лисюткина И.С.










2024 © rukaraoke.ru.