Врожденные анатомо физиологические особенности организма человека. Изменения в физиологии ребенка по мере взросления. После изучения темы студент должен


Отдельные органы и системы организма ребенка растут и развиваются неравномерно (принцип неравномерности)

Эту закономерность объясняют необходимостью ускоренного развития тех образований, которые обеспечивают выживаемость организма (принцип биологической надежности)

К концу 3-го года жизни ребенка масса головного мозга увеличивается в 3 раза и достигает 1100 г. В это время идет интенсивное формирование условно-рефлекторной деятельности, через нервную систему осуществляется связь с внешней средой.

Кости ребенка бедны солями кальция и фосфора. В них преобладают органические элементы. Вследствие этого скелет ребенка обладает большой эластичностью и подвержен искривлениям (деформации).

Среди школьников встречаются дети с деформациями позвоночника (сколиозы, кифозы, круглая спина).

Мышечная ткань у детей развивается неравномерно. В первые годы жизни активно развиваются группы мышц туловища и нижних конечностей, и лишь затем - мелкие мышцы кисти, обеспечивающие выполнение более тонких и точных движений.

Сердечно-сосудистая система у детей развивается неравномерно.

Ребенок рождается с большим сердцем, но сила его сокращений невелика. При этом для обеспечения необходимого минутного объема крови необходимо увеличение частоты сердечных сокращений (80-90 ударов/минуту).

Несовершенство развития проводящей системы сердца обуславливает аритмичность работы сердца.

Одной из особенностей роста и развития сердечно-сосудистой системы у детей является отставание роста сердца от роста сосудов. Этим объясняется низкий уровень артериального давления (80-90 мм ртутного столба). В последующие годы, особенно в период полового созревания, наблюдается обратное явление – рост сердца опережает рост сосудов. Это приводит к повышению артериального давления у детей.

Верхние дыхательные пути у детей более узкие, чем у взрослых. Полости носа малы и неразвиты.

Просвет бронхов узкий, поверхность альвеол легких в 3-4 раза меньше. Большая потребность в кислороде обусловливает увеличение числа дыхательных движений. Так, у новорожденных частота дыхания 40-60, а в 2-3 года – 25-30 в минуту.

Грудная клетка у детей приподнята, ребра расположены почти горизонтально. Все сказанное, а также высокое стояние диафрагмы и слабость межреберных мышц обуславливает поверхностное дыхание у детей.

Пищеварительная система.

Молочные зубы у детей покрыты более тонкой эмалью, они легко подвергаются кариесу.

К особенностям пищеварительной системы у детей относят узость пищевода и малый объем желудка.

Слабо выраженная кислотность и низкая ферментативная активность пищеварительных соков часто является причиной расстройства пищеварения.


Мышечный слой и перистальтика кишечника детей развиты слабо, что часто является причиной запоров.

Клетки печени развиты недостаточно, что обуславливает слабо выраженную антитоксическую функцию печени.

Зрительный анализатор – к 6 месяцам ребенок приобретает способность координировать движения глазных яблок, к году – различать цвета. В этом возрасте формируется дальнозоркая рефракция, которая изменяется на соразмерную к 7-10 годам. Детская дальнозоркость при нерационально организованном режиме занятий, при неправильном подборе школьной мебели, в условиях недостаточного, нерационального освещения часто переходит в стойкую близорукость.

Оценивая состояние нервной системы, следует отметить, что кора головного мозга у новорожденных является наименее развитой (относительно других отделов головного мозга). Все жизненные процессы у них регулируются подкорковыми центрами.

К 15-16 годам происходит функциональное созревание коры.

В течение 2-3 года жизни происходит развитие второй сигнальной системы. К 4-м годам словарный запас ребенка составляет 1200-1300 слов.

Оценка состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей является важной задачей как педиатров, так и гигиенистов.

Оценка состояния здоровья и физического развития детей осуществляется в ходе медицинских осмотров.

Частота проведения медицинских осмотров определяется возрастом ребенка.

В течение первого года жизни оценка его состояния здоровья осуществляется ежемесячно.

В возрасте 1-3 лет состояние здоровья детей оценивается каждые 3 месяца.

В дошкольном возрасте медицинские осмотры проводят 2 раза в год, а в школьном возрасте – ежегодно.

Для оценки здоровья детей и подростков предложено использовать как минимум четыре критерия :

1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний.

2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического раз­вития и степень его гармоничности.

3. Уровень функционирования основных систем организма.

4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздей­ствиям.

Выделяют пять групп здоровья детей.

Первая группа - здоровые дети, без отклонений. Это дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нор­мальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие.

Вторая группа - здоровые, с морфологическими отклонения­ми и сниженной сопротивляемостью. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями; име­ющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; ча­сто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие.

Третья группа - больные в состоянии компенсации. Это дети, имеющие хронические заболевания или с врож­денной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело проте­кающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

Четвертая группа - больные в состоянии субкомпенсации. Это дети с хроническими заболеваниями, врож­денными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.

Пятая группа - больные в состоянии декомпенсации. Это дети, больные тяжелыми хроническими заболевания­ми в стадии декомпенсации (обострения), со значительным снижением функциональ­ных возможностей.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при раз­работке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Для детей, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было огра­ничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плано­вые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздорови­тельных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на орга­низм.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называ­емая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Эти дети нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифичес­кими средствами:

1) оптимальная двигательная активность;

2) закаливание естественными факторами природы;

3) рациональный режим дня;

4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д.

Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются для этих детей врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здо­ровья и степени резистентности организма.

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспан­серном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают лечебную и профилактическую помощь, в соответствии с име­ющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физичес­ких нагрузок и др. При необходимости они направляются в специаль­ные детские учреждения, где с учетом особенностей патологии проводится лечение и воспитание.

Кроме этого, в зависимости от группы здоровья детей и подростков распределяют по 3 группам физического развития по отношению к занятиям физкультурой и спортом.

В 1 группу физического развития входят дети 1 и частично 2-ой группы здоровья. Занятия физкультурой детей данной группы осуществляются в соответствии с утвержденными нормативами для данного возраста, без ограничений физических и температурных нагрузок.

Ко 2-ой группе физического развития относят детей частично 2-ой и в основном 3-ей группы здоровья. Занятия физкультурой осуществляются с некоторыми ограничениями физических нагрузок.

В 3-ю группу физического развития входят дети 4-ой группы здоровья. Занятия физкультурой проводятся со значительными ограничениями физических нагрузок.

Лекция № 2

Тема: Период грудного возраста

План лекции

1. Анатомо-физиологические особенности.

2. Рост и развитие ребенка грудного возраста.

3. Закономерности и правила оценки физического развития.

4. Правила оценки нервно-психического и социального развития.

5. Универсальные потребности ребенка в периоде младенчества.

6. Организация безопасной окружающей среды.

7. Соблюдение гигиенических норм и правил.

Период грудного возраста длится от 29 дней жизни до 12 месяцев.

Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества.

Кожа и ее придатки. С 3-х месяцев появляется потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям пушковыеволосы заменяются более жестким. К 1 месяцу полностью эпителизируется пупочная ранка.

Сохраняется относительная неустойчивость терморегуляции, поэтому ребенок легко перегревается и переохлаждается.

Кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью, чем у взрослого. Кожа эластичная, имеет хороший тургор. В коже происходит синтез витамина D 3 , который играет важную роль в фосфорно-кальциевом обмене.

Костная система. Костная ткань имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Кости ребенка мягкие, гибкие, поэтому легко возникают искривления.

Череп ­– швы уплотняются к 3-4 месяцам, большой родничок закрывается к 12-16 месяцам. Окружность груди становится равной окружности головы в 3 месяца, и затем начинает превышать окружность головы к 12 месяцам на 10-12 см.

Формируются изгибы позвоночника:

К 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди в сагиттальной плоскости);

К 6-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в сагиттальной плоскости);

К 12-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке:

Медиальные резцы – 6-9 месяцев;

Латеральные резцы – 9-12 месяцев;

К 1 году жизни у ребенка должно быть 8 зубов.

Количество зубов = возраст в месяцах – 4

Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам

Грудная клетка – цилиндрической формы (до 6 месяцев) или усеченного конуса, ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие. С одного года появляется физиологическое опущение ребер.

Мышечная система . К 3 месяцам исчезает физиологическийгипертонус сгибателей, причем на нижних конечностях исчезает позже, чем на верхних.

Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отмечается преимущественное развитие крупных мышц: груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Развитие статических функций происходит постепенно. Для их своевременного развития следует с первых дней жизни предоставить ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать ими


Дыхательная система. Сохраняется относительная узость дыхательных путей. Слизистая оболочка нежная, богата кровеносными сосудами, железы слабо функционируют. Придаточные полости – решетчатые; гайморова – развиты слабо; Трахея и бронхи – хрящи мягкие, податливые.

Легкие – происходит увеличение их объема и дифференцирование легочной ткани, формируются новые альвеолы.

Высокое стояние диафрагмы в начале периода. Тип дыхания: грудной

Характер дыхания: поверхностное, частое, аритмичное.

Частота дыхательных движений составляет:

к 6 месяцам – 35-40 в 1 минуту;к 12 месяцам – 30-35 в минуту.

Кашлевой рефлекс у детей первых месяцев жизни выражен слабо.

Сердечно-сосудистая система. Сердце расположено горизонтально, относительно велико, растет неравномерно. До 2-х лет масса сердца увеличивается за счет предсердий, затем растут желудочки.

Артерии относительно широкие и развиты лучше, чем вены. Соотношение просвета артерий к просвету вен – 1:1. В течение первого года жизни сосуды растут особенно интенсивно, чем в последующие годы.

Пульс частый, очень подвижный, может меняться под воздействием самых различных факторов – изменение положения тела, физическое напряжение, при крике, плаче и т.д.

Частота сердечных сокращений к 1-му году – 120-110 в 1 минуту.

Артериальное давление – 80-85 / 40-45 ммрт.ст.

Артериальное давление максимальное (АД max) определяется по формуле:

до 1 года:АД max = 70 × n , где n – число месяцев;

после 1 года:АД max = 80 + 2n , где n – число лет;

АД min = от ½ до ⅔АД max .

Кровь – кроветворение происходит во всех костях. В период грудного возраста отмечается:

Анизоцитоз – неодинаковая величина эритроцитов;

Полихроматофилия – неодинаковая окраска эритроцитов – до 2 месяцев;

Нормобласты, ретикулоциты до 5-6% – молодые формы;

Гемоглобин до 110-120 г/л – в течение первых 3 месяцев жизни фетальный гемоглобин заменяется на взрослый;

Цветной показатель меньше 1,0 – до 0,9;

СОЭ – от 3 до 5 мм/час.

Лимфатическая система – состоит из лимфатических узлов, лимфоидных фолликулов, диффузных скоплений, лимфоидной ткани – функционально незрелая и ее барьерозащитная функция выражена недостаточно.

Пищеварительная система.

До 3-4 месяцев слюнные железы недостаточно дифференцированы и отличается сухость слизистой, что способствует ее легкому травмированию, поэтому полость рта не надо протирать. Слизистая на всем протяжении нежная, богатоекровонасыщение.Прием пищи только путем сосания. Акт сосания состоит из 3-х фаз: аспирация, сдавливание соска и проглатывание аспирированного молока.

С 4-5 месяцев, вследствие раздражения тройничного нерва прорезывающимися зубами, значительно усиливается слюноотделение, поэтому в возрасте 5 месяцев ребенку можно вводить первый прикорм.

До 1 года положение желудка горизонтальное. Улучшается иннервация кардиального сфинктера, и во 2-ом полугодии жизни срыгиваний обычно не наблюдается. Вместимость желудка в 3 месяца – 100 мл, в 1 год – 250 мл. Желудочный сок содержит все ферменты, но с пониженной активностью.

Микрофлора кишечника обусловлена характером вскармливания. При грудном вскармливании – основные микробы: бифидобактерии, небольшое количество энтерококков и кишечной палочки. При искусственном вскармливании преобладает кишечная палочка.

Печень –крупная, богата кровеносными сосудами, выступает на 1,5-2 см из-под края реберной дуги.

С возрастом частота стула уменьшается, к 1 году – 1-2 раза в сутки.

В этой статье:

Несмотря на внешнее сходство ребенка со взрослым человеком, анатомо-физиологические особенности детей сильно отличаются в первую очередь по качественным и количественным характеристикам. Дети - это растущие и развивающиеся организмы. И если к 11 годам они все ближе по показателям приближаются ко взрослым, то в более раннем возрасте существенно отличаются.

Детьми считаются люди до наступления полового созревания. У каждого ребенка оно наступает в определенном возрасте. Организмы девочек перестраиваются раньше. Порой уже в 11 лет у них появляются первые признаки полового созревания. Мальчики начинают взрослеть около 13-14 лет.

Но в среднем принято считать, что период детства у детей - до 14 лет. Для каждого периода характерны определенные возрастные анатомо-физиологические особенности, о чем наглядно свидетельствуют постоянно изменяющиеся пропорции тела.

Качественные и количественные изменения в детском организме

Когда малыш только появляется на свет, длина его головы составляет четвертую часть общей длины тела. Со временем это соотношение увеличивается, и когда человек станет взрослым, длина головы будет равна восьмой части длины тела.

Особенно
заметны изменения в первый год после рождения младенца на свет. Длина и масса его тела активно увеличиваются. Примерно с 5 до 7 лет и с 10 до 12 лет у детей наступает период так называемого ускоренного роста, а с 3 до 5 лет и с 8 до 11 лет - период усиленного набора массы тела. Когда наступит время полового созревания, ребенок снова начнет интенсивно расти и набирать массу тела.

Возрастные качественные изменения напрямую связаны с количественными. Родителям необходимо принимать их во внимание, выстраивая процесс воспитания и обеспечивая уход за детьми. Например, набор массы и усиленный рост неизменно сопряжены с активным развитием сразу двух систем организма - костной и мышечной, кроме того, в это время некоторые изменения коснутся и функций организма – например, двигательной.

Особенности кожного покрова детей

В первые годы жизни кожа у детей тонкая, нежная, с обилием кровеносных сосудов и лимфатических капилляров. Роговой слой кожи достаточно часто сменяется, особенно у младенцев. Примерно до школьного возраста кожа детей отличается
низкими показателями эластичности, которые повышаются только к 8 годам.

Если сравнивать кожу детей с кожей взрослых, то у первых она менее устойчива к внешним воздействиям, зато быстрее восстанавливается в случае повреждения.

Функционирование потовых желез начинается с пяти месяцев. На протяжении последующих лет они продолжат развиваться и полностью сформируются лишь в 5-7 лет. Именно с несовершенной работой потовых желез связаны случаи частого перегрева или переохлаждения у детей.

А вот сальные кожные железы начинают работать уже в утробе. Они отвечают за образование защитной смазки. Желтая корочка на голове у младенцев, а впоследствии и угри в период полового созревания связаны с выработкой секрета сальных желез в избыточном количестве. Ногти и волосы у детей появляются до рождения и продолжают активно расти после их появления на свет.

Сложно недооценить роль подкожно-жирового слоя в жизни ребенка. Учитывая мягкость и хрупкость пока еще несовершенного детского скелета, именно этот слой предотвращает
появление травм при ушибах, смягчая удар. Кроме того, подкожный жир для ребенка является источником энергии.

Соблюдение режима кормления в первый год жизни способствует активному накоплению подкожного жира. До 11 месяцев у детей, как правило, толщина складки на животе слегка сбоку по отношению к пупку должна составлять до 2 см. Излишки жира на теле ребенка нежелательны, так как это негативным образом сказывается на иммунитете крохи и может стать причиной раннего атеросклероза. У маленьких детей жировой слой плотный за счет многочисленных входящих в его состав жирных кислот.

Мышечная масса: процесс изменения

В первые месяцы после появления на свет дети не имеют достаточно развитой мышечной массы, которая на тот момент составляет не более одной четвертой части от общей массы тела (для сравнения, у взрослого человека мышечная масса - не менее 40%). Мышечные волокна у детей не такие длинные,
как у взрослого, и заметно тоньше - так проявляются их возрастные особенности в этот период.

Постепенно, по мере взросления, мышечные волокна становятся длиннее. В период с 3 до 7 лет в мышцах налаживается процесс кровообращения, после чего наступает время увеличения массы сначала самых крупных, а затем и мелких мышц.

Наиболее активно растут мышцы в период полового созревания - после 11-13 лет. Что касается двигательной активности и ее зависимости от состояния мышц, то здесь также имеет значение степень зрелости механизмов нервной регуляции мышечной деятельности.

Родители должны понимать, что для того, чтобы мышечная система ребенка развивалась и совершенствовалась, равно как и костная система, а также весь опорно-двигательный аппарат, ему необходимо обеспечить правильные физические нагрузки. Достижения ребенка в раннем возрасте, связанные с развитием нервной и мышечной систем, выглядят следующим образом:


Развитие координации движений во время ходьбы у малышей достигает своего пика лишь к двум годам. Если заниматься с малышом, то уже к 2,5 годам он сможет выполнить подъем по доске с наклоном в 45 градусов.

Особенности развития костной системы у детей

В первые месяцы после появления на свет костная ткань ребенка отличается порозным грубоволокнистым сетчатым строением. Она изобилует водой, тогда как плотных веществ в ней мало. Именно с этим фактором связана излишняя мягкость и эластичность детских костей, которые просто поддаются деформации. Вместе с тем, если сравнивать кости ребенка с
костями взрослого, то у первого они не такие ломкие.

В детские кости активно поступает кровь, поэтому они достаточно быстро увеличиваются в размерах. В процессе происходят некоторые изменения волокнистой сетчатой структуры, вместо которой появляется пластинчатая. На замену хрящевой основе приходит костная ткань.

Между тем на протяжении долгого времени между концами и серединой длинной трубчатой кости сохраняются хрящевые пластинки, необходимые для роста костей. Клетки их активно размножаются, за счет этого скелет ребенка растет. Преждевременное закрытие зон роста приведет к нарушениям роста костей в длину, и рост ребенка остановится. За утолщение костей отвечает костное вещество, расположенное в зоне надкостницы. По структуре кости ребенка начинают напоминать взрослые только к 11-12 годам.

Черепные плоские кости у младенцев после рождения отличаются повышенной мягкостью, а между ними примерно до трех месяцев сохраняются швы - роднички, которые со временем закрываются. Самый большой родничок (в зоне лобных и
теменных костей) закрывается не раньше 11 месяцев.

О том, насколько правильно протекает процесс окостенения скелета ребенка, достаточно просто можно судить по срокам, в которые у него начинают прорезываться зубы. В редких случаях первые два зуба могут прорезаться еще в утробе матери, и малыш появляется с ними на свет. Это не очень хорошо, потому что в столь раннем возрасте зубы будут мешать нормальному процессу грудного вскармливания.

К 24 месяцам у ребенка уже должно быть 20 зубов. Сменяться молочные зубы начинают не раньше 5-6 лет, и процесс этот будет продолжаться до 11-13 лет.

Развитие органов дыхания

Активный процесс развития органов дыхания в период роста ребенка способствует полноценному насыщению организма ребенка кислородом. При этом до определенного момента органы дыхания у детей отличаются незрелостью. У малышей слишком короткие носы, узкие носовые проходы, а нижний носовой ход находится в активной стадии развития.

Попадая в носовую полость, воздух плохо фильтруется и почти не нагревается. В случае переохлаждения слизистая носа из-за избытка капилляров
сильно набухает, что приводит к затруднениям с дыханием и, соответственно, с сосанием.

Развитие придаточных пазух носа приходится только на второй-третий год жизни ребенка. А такие органы дыхания, как бронхи, глотка и гортань, у малышей характеризуются малыми размерами, которые при набухании слизистой дополнительно сокращаются.

Форма детской грудной клетки напоминает цилиндр, по большей части из-за расположения ребер под прямым углом по отношению к позвоночнику, что в свою очередь накладывает некоторые ограничения на показатели глубины дыхания.

Чтобы кровь получала достаточно кислорода, ребенок вынужден часто дышать, поэтому так важно, чтобы в раннем возрасте он проводил как можно больше времени на улице и получал правильный уход, не допускающий воспаления слизистых оболочек дыхательных путей.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы

Для обеспечения достаточного кровоснабжения организма сердечно-сосудистая система у детей вынуждена работать в интенсивном режиме. Именно с этим связана увеличенная масса детского сердца.

У грудничков в первые месяцы после рождения предсердия особенно большие, тогда как желудочки не до конца сформированы. По мере взросления малыша мышечная стенка левого желудочка становится толще, несмотря на то, что сразу
после рождения толщина стенок обоих желудочков была одинаковой. Примерно в 5-6 лет мышечная стенка левого желудочка по толщине превышает стенку правого желудочка в два раза.

С каждым годом мышечные волокна детского сердца становятся более развитыми. Минимальный риск заболеваний стенокардией или инфарктом в раннем возрасте связан с обильным кровоснабжением мышцы сердца.

Главная особенность сердечно-сосудистой системы ребенка - это широкие крупные сосуды, а также достаточное количество капилляров и мелких сосудов. Сердечной мышце сложнее работать в таких условиях, особенно если организм поражен инфекцией или вирусом.

Тренировать мышцу сердца можно умеренными, соответствующими возрасту физическими упражнениями и закаливанием.

Пищеварительная система детского организма

К основным органам пищеварения относятся:

  • ротовая полость;
  • поджелудочная железа;
  • пищевод;
  • печень.

Полость рта пополняется зубами, как уже было отмечено, постепенно. К двум годам у детей должно быть 20 зубов. Слизистая полости рта в детском возрасте отличается особой нежностью, а в первые месяцы после рождения характеризуется
излишней сухостью из-за недостатка слюны. Со временем, когда начинают прорезываться первые зубы, слюноотделение начинает налаживаться, причем становится настолько обильным, что ребенок не всегда успевает глотать.

До года у ребенка достаточно большой язык с отлично развитыми на нем сосочками, поэтому дети хорошо различают вкусы. Здоровые, появившиеся в срок дети имеют развитый сосательный рефлекс.

У маленьких детей желудок имеет относительно небольшие размеры – этим объясняется частое срыгивание после еды и даже рвота. Слизистая оболочка отличается аналогичными взрослому организму пищеварительными железами, которые находятся в стадии развития. По мере роста и взросления ребенка его желудок принимает вертикальное положение.

Еда в детском желудке не остается более чем на 3,5 часа. Особенно быстро выводится из него грудное молоко, а альтернативные ему смеси и пища с высоким содержанием жира остаются дольше.

Кишечник у детей намного длиннее, чем у взрослых, и с высокоразвитой сетью капилляров. Активная работа пристеночного пищеварения способствует перерабатыванию достаточно большого количества пищи, покрывая потребности организма в необходимых для роста питательных веществах. Важно кормить малыша соответствующими его возрасту продуктами,
чтобы избежать проблем с пищеварением, которые могут угрожать не только здоровью, но и жизни ребенка.

Печень у детей также заметно больше печени взрослого человека. Она составляет практически половину всей брюшной полости младенца. Развитие печени длится в среднем до 4-5 лет. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше в печени будет плотных веществ.

Система мочеиспускания: особенности

Почки у детей находятся ниже, чем у взрослых, и в два раза больше их по массе. На протяжении долгих лет этот орган остается незрелым и окончательно созревает лишь к 12 годам.

Строение мочеточников отличается повышенной извилистостью. Они намного шире, чем у взрослых, что время от времени приводит к застою мочи. Сразу после рождения мочевой пузырь у детей расположен у передней брюшной стенки и только к 24 месяцам опускается в зону малого таза. Емкость его
с возрастом увеличивается и к 11 годам достигает 800-900 мл.

Возрастные особенности мочеиспускательного канала имеют некоторые отличия в зависимости от пола. Так, если у мальчиков длина его после рождения составляет около 6 см, то у девочек - до 1 см.

В первые дни после появления на свет ребенок мочится не чаще 6 раз в сутки. Уже в середине месяца число увеличивается до 20, а к году близится к 15 разам в сутки. В 3 года ребенок испытывает потребность опорожнить мочевой пузырь не чаще 10 раз в день, в 6-7 лет - 7 раз. Суточное количество выделяемой мочи увеличивается по мере роста ребенка и к 11-13 годам достигает 1500 мл, тогда как в первые полгода составляет не более 600 мл.

Кровь и изменения, связанные с ней

Качество крови у ребенка внутри утроба матери заметно отличается от качества крови ребенка после года и взрослого человека по большей мере за счет изменяющегося количества кровяных телец.
В детской крови красных телец и гемоглобина больше в полтора раза. При этом гемоглобин ребенка в утробе в несколько раз активнее гемоглобина взрослого человека за счет получения кислорода, поступающего через эритроциты матери, приближающиеся к плаценте.

На 36-37 внутриутробной неделе, а затем и в первые недели после рождения происходит активная смена эритроцитов с содержанием гемоглобина плода на эритроциты с содержанием А-гемоглобина. Число эритроцитов при этом снижается.

В этот период - до 5 месяцев – очень важно обеспечить младенца всем необходимым для нормального протекания процесса кроветворения для предотвращения развития анемии в связи с недостатком меди, железа, кобальта и целого ряда других витаминов и минеральных веществ. Именно поэтому в первый месяц жизни младенцу дают витамины и соки с содержанием необходимым компонентов. В раннем возрасте анемия может развиться у детей на почве хронической интоксикации или частых заболеваний.

В 4-5 лет число и качество лейкоцитов у ребенка отличается от взрослого. Нейтрофилов до 5 лет у детей меньше почти в два раза, а
лимфоцитов больше. К 5-6 годам это соотношение становится примерно таким же, как и у взрослых.

Роль белых кровяных телец сложно переоценить для развития детского организма, ведь они стоят на страже, не допуская вредных вторжений. Входящие в состав сыворотки крови антитела позволяют обезвреживать поступающие в организм токсины и микробы.

В первые месяцы жизни детей защитные организмы остаются незрелыми, поэтому для дополнительной их защиты используется вакцинация.

Как развиваются эндокринная и нервная системы

Развитие эндокринной и нервной систем у детей заканчивается только к 18-20 годам. Наиболее ранними в отношении развития являются гипофиз, эндокринные железы, а также вилочковая и щитовидная железы, часть поджелудочной железы. Их развитие заканчивается еще в дошкольном возрасте.

А вот надпочечники у детей требуют больше времени для созревания и формирования функциональности. Процесс этот продолжается до 10-11 лет. На рост детей в период полового созревания и обмен веществ в организме огромное влияние оказывают половые железы. В этот период функции желез внутренней секреции периодически снижаются и усиливаются.

Развитие нервной системы ребенка приходится на весь период его детства, то есть до 14 лет. После появления на свет у ребенка остается то же число нервных клеток, что и в утробе, при этом головной и спинной мозг продолжают развиваться и увеличиваться в массе. Если у младенца сразу после рождения головной мозг весит около 350-380 г, то к 11-12 месяцам его масса увеличивается в два раза, а к трем годам - в три раза. В 10-11 лет головной мозг ребенка весит 1350 г, тогда как во взрослом возрасте у мужчины его масса составляет 1400 г, а у женщины - 1270 г.

По мере роста и взросления детей отростки нервных клеток становятся длиннее, изменяются извилины мозга. Наиболее активно развивается и совершенствуется мозг в период до 8 лет. Именно от графика созревания структур нервной системы будут зависеть такие навыки ребенка, как бег, сидение, ходьба, речь и прочие.

Сразу после рождения у ребенка уже работает вегетативная нервная система. Она отвечает за функционирование сосудистого тонуса и целого ряда внутренних органов, за реакции и комплекс процессов, играющих важную роль в жизнедеятельности
детского организма. При ухудшение условий окружающей среды функции вегетативной нервной системы перестают работать так, как нужно.

Центральная нервная система развивается снизу вверх. Первые изменения касаются спинного мозга, далее следуют нижние отделы головного мозга, после чего изменяются подкорка и кора. Такое развитие отвечает потребностям детского организма. Процесс способствует обеспечению жизненно важных функций у детей:

  • дыхания;
  • сосания;
  • глотания;
  • работы сердечно-сосудистой систем и т.д.

У появившегося на свет в срок здорового малыша отлично выражены сосательный, оборонительный и глотательный рефлексы. Именно они лягут в основу развития условных рефлексов, связанных со звуками, образами, положениями тела. Условно-рефлекторная деятельность позволяет ребенку пробовать свои силы в выполнении целенаправленных действий, таких как, например, общение.

Говорить о нормальном развитии нервной системы и деятельности ребенка можно, только обеспечивая ему нормальный уход, воспитание и обучение в школе в соответствии с необходимым для его возраста режимом дня, где нагрузки будут сменятся отдыхом. Не менее важным фактором для нормального развития ребенка станет соблюдение правил гигиены и активный здоровый образ жизни.

Развитие детей

Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физическо го, умственного и функционального развития.

Здоровье — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и со циального благополучия, это отражено в материалах Всемир ной организации здравоохранения. Основной отличительной особенностью ребенка является то, что он растет и развивает ся по определенным законам и не является копией взрослого человека.

Различают биологический и паспортный возраст человека.

Весь генетический материал закладывается в однойедин ственной клетке, возникающей в момент оплодотворения. В ней хранится информация о его половой принадлежности, росто весовых показателях, особенностях внутренних органов, пси хического и интеллектуального развития.

Ростовесовые показатели отражают биологический возраст ребенка.

Условно развитие ребенка разделяют на несколько периодов:

1)этап внутриутробного развития эмбриона — первые 12 недель беременности;

2) этап развития плода;

3)неонатальный период — от 0 до 28 дней;

4)грудной возраст — с 3—4й недели жизни до 12 месяцев;

5)преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет;

6)дошкольный возраст — с 3 до 7 лет;

7)период младшего школьного возраста — с 7 до 12 лет;

8)период старшего школьного возраста — с 12 до 16 лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особен ности.

Характеристика внут риутробного периода

Первый (эмбриональный) период характеризуется быстрым формированием органов и систем. В этом периоде зародыш пре вращается в плод с органами и системами. На 1й неделе эмбрио нального развития происходит деление клеток, на 2й неделе ткани дифференцируются, образуя два слоя, на 3—4й неделе образуются сегменты тела, а с 5—8й недели они приобретают присущие человеку формы строения тела. К 8й неделе масса плода составляет 1 г, а длина — 2,5 см.

Во втором периоде, когда появляется питание плода через пла центу, образуется система кровообращения. На 18й неделе появ ляется подобие дыхательных движений, это способствует развитию древовидной структуры бронхов, а в дальнейшем — и легочной ткани.

По мере роста и развития плода формируется пищеваритель ная система. Глотательные движения появляются на 14й не деле, на 17—20й неделе плод выпячивает губы, с 28—29й не дели он способен к активным сосательным движениям.

Мышечные движения появляются к 8й неделе, на 13—14й неделе мать начинает ощущать движения плода.

В первом триместре беременности воздействие неблагоприят ных факторов способно вызвать выкидыши, внутриутробную смерть плода или рождение ребенка с грубыми пороками разви тия, часто несовместимыми с жизнью.

В периоде с 12й по 18ю неделю жизни в связи с плацен тарным кровообращением воздействие неблагоприятных фак торов не приводит к формированию пороков у плода, но могут возникнуть задержка роста и массы плода и нарушение диф ференцировки тканей.

После 22й недели могут быть преждевременные роды и рождение недоношенного ребенка или ребенка с дефицитом массы и роста.

В последующие недели внутриутробного периода созревают все органы и системы, происходит подготовка к внутриутроб ной жизни, особенно это касается органов дыхания.

Причинами, вызывающими отклонения в отдельных систе мах и органах плода, являются: патология плаценты, приводя щая к кислородному голоданию плода; инфекции у матерей (токсоплазмоз, сифилис и др.); влияние вредных воздействий в виде радиации, токсических и травматических факторов; несба лансированное питание женщины во время беременности.

Здоровье ребенка зависит и от организации проведения ро дов. Если происходит нарушение родового акта, могут возник нуть асфиксия при нарушении пупочного кровообращения, а также травматические повреждения плода.

Средой обитания будущего ребенка является материнский организм, и от его состояния зависит физическое и психиче ское здоровье ребенка.

Неблагоприятные факторы воздействия на плод делятся на три группы: экзогенные (внешние), генетические и сочетанные.

К экзогенным факторам относят различные лекарственные вещества, средства, применяемые в промышленности, сельском хозяйстве, бытовой химии, вирусные инфекции. Воздействие на эмбрион и плод могут оказывать токи ультравысокой частоты, вибрация.

Алкоголь является наиболее частой причиной развития по роков плода, особенно при хронической интоксикации. Чаще всего возникают поражения центральной нервной системы, сер дечнососудистой, а также мочеполовой системы. Кроме этого, у новорожденного ребенка могут диагностироваться симптомы алкогольный интоксикации, печеночная недостаточность.

У курящих матерей рождаются дети с нарушениями во внутриутробном развитии, с поражением центральной нерв ной системы.

Причиной генетических изменений являются мутантные гены, вследствие этого появляются дети с такими отклонениями, как расщелина верхней губы, поли и синдактилия (наличие лишних пальцев или сращение пальцев на кисти и стопе), болезнь Дау на и др.

Наиболее опасными сроками формирования пороков разви тия являются:

1)для мозга — от 30го до 150го дня беременности;

2)для сердца — 30й, для конечностей — 45—70й дни;

3)для мужских половых путей — 110—160й дни;

4)для женских половых путей — 130—170й дни внутриутробного развития.

Неонатальный период, или период грудного возраста

Этот этап продолжается со времени появления ребенка на свет и продолжается до 28го дня жизни, подразделяясь на два периода: ранний и поздний.

Ранний период начинается с момента перевязки пуповины и продолжается до 8го дня жизни.

Второй период — с 8-го по 28-й день.

В периоде новорожденности происходит перестройка всех органов и систем ребенка применительно к условиям существо вания вне материнского организма. В это время меняется тип питания, дыхания и кровообращения. У новорожденного начи нают функционировать малый круг кровообращения, пище варительный тракт, ребенок начинает питаться молоком мате ри. Температурная реакция у новорожденного несовершенная, поэтому для него должен быть обеспечен соответствующий тем пературный режим.

В раннем неонатальном периоде возникает целый ряд при способительных явлений и реакций на окружающую среду. Они носят название кризов. Гормональный криз проявляется гипе ремией кожи, желтухой, потерей массы тела в первые дни жизни и другими проявлениями. Обычно на 3—4й день отпадает оста ток пуповины.

В позднем неонатальном периоде продолжаются адаптацион ные процессы в организме ребенка.

Грудной возраст

В этом возрасте у ребенка происходит интенсивное разви тие всех органов и систем, возрастает потребность в энергии и питательных веществах, поэтому, кроме грудного молока, с 6 ме сяцев вводится прикорм. Он знаменует собой переход от грудно го вскармливания к обычному питанию. В этом периоде происхо дит совершенствование центральной нервной и других органов и систем. После 4 месяцев совершенствуется жевательный аппа рат, начинается прорезывание зубов.

В грудном периоде отмечается высокий темп физического и психического развития. Масса тела к концу первого года утраи вается, рост увеличивается в среднем на 25 см, окружность го ловы — на 12 см, окружность груди — на 13—15 см.

Изменяются и пропорции тела, конечности удлиняются, раз виваются статические функции: ребенок начинает держать го лову, к 7 месяцам самостоятельно садится, а к году — ходит.

В грудном возрасте стремительно происходит психическое развитие. К концу года ребенок начинает понимать слова, го ворит первые осмысленные слова.

Особенности преддошкольного (ясельного) возраста (с 1 года до 3 лет)

В этом возрасте совершенствуются двигательные навыки, речь и психика; продолжается активный рост. В этом периоде уменьшаются темпы физиологического развития, но увеличи вается мышечная масса, формируется лимфоидная ткань, расши ряются двигательные возможности, усложняются психологиче ские навыки ребенка, совершенствуется моторная деятельность, ребенок начинает рисовать, различать цвета. Рацион питания становится более разнообразным.

Особенности дошкольного периода (с 3 до 7 лет)

В этом возрасте происходит дальнейшее снижение темпов на растания массы тела, изменяются его пропорции, начинается смена молочных зубов на постоянные и увеличивается их коли чество до 28—30.

Интеллектуальная деятельность усложняется, продолжается формирование навыков речи. После 3 лет ребенок начинает осознавать себя личностью, на этом этапе продолжает совер шенствоваться координация движений, проводится подготов ка к школьному обучению.

Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет)

В этом периоде происходит полная смена молочных зубов на постоянные. Все анатомофизиологические особенности органов становятся как у взрослого человека. Ребенок начинает осваивать школьную программу, формируются сложная координация мел ких мышц. Еще больше развиваются интеллект, трудовые на выки. Следует отметить, что в этом возрасте формируется мы шечная система.

Старший школьный возраст (12—16 лет)

Этот возраст характеризуется усиленным ростом, перестрой кой эндокринной системы. Происходит быстрое половое со зревание, причем раньше оно начинается у девочек, затем — у мальчиков. В этом периоде часто отмечаются функциональные расстройства, обусловленные быстрым ростом всего тела, отдель ных органов, а также неустойчивостью вегетативной, нервной и эн докринной системы.

В этом возрасте полностью формируется характер. Этот пе риод считается трудным периодом психологического развития.

Каждому ребенку свойственен свой путь развития, завися щий от индивидуальных особенностей организма, воздействия внешней среды и других факторов.

Основными отличительными особенностями ребенка яв ляются его рост и развитие.

Физическое развитие детей — это комплекс морфофункцио нальных характеристик организма. Для контроля за физическим развитием необходима оценка изменений размеров тела, тело сложения, мышечной силы и других показателей.

В соответствии с периодами детства отмечается неравно мерность нарастания тех или иных показателей. После рожде ния происходит постоянное снижение темпов нарастания от дельных показателей.

В одном возрасте доминируют процессы роста, а в другом — процессы развития различных органов.

Масса тела

Доношенный ребенок при рождении весит от 2500 г до 4000 г. После рождения у детей отмечается физиологическая убыль в ве се, которая не должна быть выше 8% от массы тела ребенка. Наибольшая потеря массы тела происходит на 4—5й день, но к 10му дню жизни ребенок имеет те же показатели, что и при рождении. Причинами снижения массы тела после рождения ребенка являются:

1)потери воды с дыханием, через кожу и слизистые оболочки;

2)потери жидкости с первородным калом и мочой;

3)снижение поступления жидкости в организм.

Раннее прикладывание к груди стимулирует лактацию, про исходит компенсация потери жидкости ребенком.

После физиологической потери массы начинается ее интен сивная прибавка, она составляет по 25—30 г в сутки. Нараста ние массы тела к концу года достигает 10—15 г в сутки.

Вес ребенка в первые 6 месяцев жизни можно определить, сложив массу тела при рождении + 800 x n, где n — число ме сяцев первого полугодия жизни.

С 6 месяцев до года масса тела ребенка равна:

вес при рождении + (800 x 6) + 400(n - 6), где n — возраст ребенка в месяцах.

Масса тела с 2 до 11 лет равна:

10,5 + 2n, где n — возраст ребенка до 11 лет.

n x 5 - 20, где n — возраст ребенка.

Существуют и другие формулы определения массы тела в раз личном возрасте:

c 2 до 5 лет — 19 - 2(5 - n);

с 6 до 11 лет — 19 + 3(n - 5);

с 12 до 16 лет — 5n - 20.

Более точная оценка массы тела производится по таблицам. Особенно ценными являются центильные таблицы. Практи чески использовать эти таблицы просто и удобно. Интервалы, которые располагаются около средних показателей, оцени ваются как более высокие или низкие, чем средние. Если пока затель попадает в зону 3—10 или 90—97%, следует обратить на это внимание, проконсультировать и обследовать ребенка.

Методика измерения массы тела ребенка. Массу тела изме ряют на механических или электронных весах. Сначала взве шивают пеленку ребенка, а затем — самого ребенка. Массу тела ребенка старше двухлетнего возраста измеряют утром натощак на специальных медицинских весах.

Вес является очень неустойчивым показателем физическо го развития детей.

Рост ребенка

Рост ребенка — величина стабильная и изменяется только в сторону увеличения. Считается, что рост ребенка можно из мерить только тогда, когда ребенок способен стоять. До этого все измерения проводят лежа, и эта величина носит название длины тела.

Рост ребенка является отражением его физического разви тия. На процесс роста влияет множество факторов. Он зависит от питания ребенка, от обеспечения организма необходимым для развития полным комплексом питательных веществнут риентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витами нов и др. На рост влияют и наследственные факторы. Кроме этого, рост ребенка регулируется гормонами, определяющими рост костнохрящевой ткани. К ним относятся: гормон щито видной железы, соматотропный гормон гипофиза, инсулин, по ловые гормоны.

Больше всего ребенок растет во время утреннего сна. Подвиж ные спортивные игры стимулируют рост. Рост ребенка также зависит от его пола.

С возрастом интенсивность роста снижается. В детстве темп роста ребенка различен. Внутриутробно отмечается самый быст рый рост. На первом году жизни ребенок прибавляет в росте около 25 см. С 1 года до 5 лет темпы роста снижаются, с 8— 10 лет наступает период некоторого замедления роста. В этом периоде девочки обгоняют в росте мальчиков, а через 2—3 года рост мальчиков превышает рост девочек. Далее следует период выраженного ускоренного роста, связанный с выработкой по ловых гормонов. Ребенок перестает расти, как только устанав ливается должный уровень половых гормонов.

Отдельные части скелета увеличиваются в размерах неравно мерно. Рост человека происходит в основном за счет удлине ния ног. После рождения высота головы увеличивается вдвое, длина тела — в 3 раза, длина рук — в 4 раза, ног — в 5 раз.

На рост влияет и время года, наиболее интенсивно рост уве личивается в весеннелетний период.

Определение роста. Длина маленького ребенка определяет ся с помощью сантиметровой ленты или горизонтального рос томера. Для точного определения длины тела голова ребенка должна касаться стенки, где находится нулевая отметка. Рука ми надавливают на колени ребенка, и к ступням приклады вают шкалу ростомера.

Старших детей измеряют вертикальным ростомером. Следу ет обращать внимание на то, чтобы тело было выпрямлено, руки опущены вдоль туловища, колени разогнуты, стопы сдвинуты. Во время измерения ребенок должен касаться планки затылком.

Расчет длины тела ребенка до 1 года производят ежекварталь но. В каждом месяце первого квартала ребенок прибавляет по 3 см, всего — 9 см за квартал; во втором квартале — по 2,5 см за каждый месяц, итого — 7,5 см за квартал, в третьем квартале — по 1,5—2 см в месяц — 3,5—6 см за квартал, в четвертом кварта ле — по 1,5 см в месяц — 4,5 см за квартал (см. табл. 1).

В возрасте менее 4 лет рост ребенка можно рассчитать по формуле:

100 см - 8(4 - n),

где n — число лет.

При расчете роста в возрасте старше 4 лет используют сле дующую формулу: 100 + 6(n - 4),

где n — число лет.

Рост ребенка от 2 до 5 лет равен:

130 - 7n (для детей моложе 8 лет);

130 + 5n (для детей старше 8 лет),

где n — число лет.

Более точно отклонения в росте определяются по центиль ным таблицам.

Окружность головы ребенка

Окружность головы имеет большое значение. Отклонения в размерах черепа могут говорить о микроцефалии, макроце фалии и гидроцефалии, которые свидетельствуют о патологии центральной нервной системы. При рождении окружность го ловы равна 34—36 см. К году этот размер увеличивается на 10 см. В 6 месяцев окружность головы равна 43 см. На каждый не достающий месяц от 43 см отнимают 1,5 см, на каждый после дующий месяц прибавляют 0,5 см.

За второй год окружность увеличивается всего на 2 см, на третьем году — на 1 см. В дальнейшем окружность головы уве личивается еще медленнее, а после 6 лет увеличивается на 5— 6 см в год (см. табл. 2).

Измерение окружности головы. Окружность головы изме ряется наложением сантиметровой ленты по межбровной точ ке, сзади — по затылочной точке.

Окружность груди у ребенка


Окружность груди дает представление о поперечных разме рах тела ребенка. Она показывает степень развития грудной клетки. При рождении окружность груди составляет 32—34 см. В 4 месяца окружности груди и головы равны, затем рост окруж ности груди опережает рост окружности головы.

Ориентировочно окружность грудной клетки можно рассчи тать по формуле:

1) до 1 года: до 6 месяцев на каждый недостающий месяц нужно из 45 см вычесть 2 см; после 6 месяцев к 45 см нужно прибавить по 0,5 см на каждый последующий месяц;

2) с 2 до 15 лет: до 10 лет окружность груди равна — 63 — 1,5 (10 - n), где n — число лет до 10; для детей старше 10 лет — 63 + 3(n - 10), где n — возраст детей старше 10 лет, а 3 см — среднее увеличение окружности груди у детей старше 10 лет.

Измерение окружности грудной клетки производится наложением ленты спереди по среднегрудным точкам, а сзади — под углами лопаток, причем обследуемый сначала поднимает руки в стороны на уровень плеч, затем руки опускаются, и лен та соскальзывает и ложится на углы лопаток. Необходимо, что бы лента плотно прилегала к телу, но не препятствовала глубо кому вдоху.

Сначала измеряют окружность груди в паузе, при этом реко мендуется громко посчитать до 5. Затем определяют окружность груди на максимальном вдохе, а затем — в момент максимального выдоха. Все три измерения проводят при одномоментном нало жении сантиметровой ленты. Экскурсией грудной клетки назы вается разница между максимальным и минимальным замерами.

Окружность грудной клетки характеризует объем тела, раз витие дыхательных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.

Пропорции тела ребенка

У новорожденного соотношение длины головы и туловища составляет 1: 4, у взрослого — 1: 7 или 1: 8.

Имеются индексы, которые применяются при контроле про порциональности физического развития ребенка. Это, к приме ру, индекс Чулицкой, который определяется следующим обра зом:

3 окружности плеча + окружность бедра + окружность го лени (норма — 20—25 для грудного ребенка). Снижение индек са свидетельствует о недостаточности питания ребенка.

В практике применяется определение соотношения между верхним и нижним сегментами тела. В периоде новорожденно сти это соотношение составляет 1,7: 1, в периоде полового со зревания — 1.

Поверхность тела ребенка

Чем меньше ребенок, тем больше его относительная поверх ность тела. У новорожденного на 1 кг массы приходится 0,06 м2 поверхности тела, у взрослого — только 0,02 м2.

Для детей с массой от 1,5 кг и более:

S =(4 m x 7): (m + 90)

где m — масса тела.

Для детей до 9 лет: площадь поверхности тела годовалого ребенка равна 0,47 м2, на каждый недостающий месяц от этой величины отнимают 0,02 м2, на каждый последующий год прибавляют 0,06 м2.

С возрастом у детей старше 1 года имеет место определен ное соотношение отдельных частей тела:

1) голова и шея — 9%;

2) верхние конечности, каждая — 9%, обе — 18%;

3) нижние конечности, каждая — 18%, обе — 36%;

4)туловище: передняя поверхность — 18%;

5)задняя поверхность — 18%;

6)общая поверхность — 6%.

Физическое развитие ребенка является одной из составных частей здоровья. Оно обозначает уровень и гармоничность раз вития, которые получаются путем антропометрических изме рений, а также их оценкой в соответствии с возрастом и полом ребенка. Для этого используются таблицы с сигнальными от клонениями (или центильными рядами).

Считается, что ребенок, отстающий в росте и массе тела, характеризуется как ребенок с медленным темпом роста. Счи тается, если масса тела и окружность грудной клетки соот ветствуют росту, физическое развитие является гармоничным. Если масса тела или объем грудной клетки не соответствуют данному росту и полу, необходимо в каждом конкретном слу чае найти причину дисгармоничного развития и устранить ее.

Особенности психомоторного развития ребенка

Основными функциями нервной системы являются регуля ция всех физиологических процессов в организме и непрерыв ная адаптация его к функциям внешней среды.

Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему. Нервная система заклады вается уже на первых этапах развития эмбриона (2—3я неде ля), в течение внутриутробного периода происходит ее интен сивный рост и развитие.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее раз витие и дифференцировка происходят под воздействием внеш ней среды до 20—25летнего возраста.

Оценка нервнопсихического развития происходит в соот ветствии с разработанными стандартами развития. На первом го ду жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие.

Психомоторное развитие — это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожден ных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому про исходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

1)соматовегетативный, или первые два года жизни;

2)психомоторный, или 3—6й годы жизни;

3)этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7—10й годы жизни;

4)аффективноидеаторный этап — 11—12 лет.

В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возраст ных кризисов в 2—4 года, 7—8 лет, в период полового созре вания (см. табл. 3—8).


Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувстви тельность, которая имеется у плода к концу 9й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела пло да проявляет себя уже на 14й неделе жизни, к четвертому ме сяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

В периоде новорожденности ребенок большую часть време ни спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

1)пищевых — сосательного, хоботкового и др.;

2)опоры — при поддержке подмышек стоит на всей стопе;

3) опоры автоматической ходьбы — переступает;

4)рефлекса ползания — отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;

5)хватательного — сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготов ку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у груд ных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ре бенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хвата тельного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слу ховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интел лектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать об ращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14—16 ч. Садится сам, пол зает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, форми руется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает разви ваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем — и дву сложные слова.

На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.

На 3—6м году жизни совершенствуются двигательные уме ния. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

По КернуИрасеку производится оценка школьной зре лости.

Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке — пять пальцев. Он должен уметь срисовать группы точек — семь то чек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисо вать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца — 1 см, заглавной — 1,5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл — наилучшая, 5 баллов — наи худшая.

В возрасте 4—6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обоб щения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечи вает уход за собой. Воспринимая окружающее, создает много численные фантазии.

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7—10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоцио нальные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

В возрасте 11—12 лет начинается половое созревание, ко торое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независи мым. У него формируется собственное «я».

Формирование познавательной функции ребенка оцени вается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды:

1) в 2 месяца ребенок начинает улыбаться;

2) в 4 месяца узнает маму;

3) в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету;

4) в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками;

5) в 3 года знает свое полное имя;

7) в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

Существует масса таблиц для определения соответствия воз расту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыка ми возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Ес ли отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три — о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития (см. табл. 9).




Оценка психомоторного развития проводится в установлен ные сроки: на первом году жизни ребенка — ежемесячно, на вто ром — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие (см. табл. 10).

Примечания: диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку (фиксированные возрастные интервалы), свидетельствует о дисгармоничном развитии; составляющий 2 и более эпикризных срока — о резко дисгармоничном разви тии. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опереже ние или отставание.

Для определения групп развития необходимо:

1)знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;

2)если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не опре делится необходимый показатель;

3)при задержке развития отыскивать показатель с низким уров нем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения опреде ляется темп развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Дыхательная система

3. Нервная система

4. Пищеварительная система

5. Мочевая система

7. Эндокринная система

Список литературы

1. Дыхательная система

Ребенок готовится к самостоятельному дыханию заранее - как только начинается родовая деятельность. Первый вдох возникает под влиянием совокупности многих факторов: раздражения кожных покровов во время прохождения по родовым путям и сразу после рождения, изменяя положение его тела, перевязки пуповины. Мощным стимулятором дыхательного центра является холодовое раздражение - перепад температур во время рождения в 12-16 градусов. Легкие плода заполнены жидкостью, которую вырабатывают клетки дыхательного эпителия. Когда ребенок передвигается по родовому каналу, его грудная клетка сдавливается, и фетальная жидкость вытесняется из дыхательных путей. В грудной клетке создается отрицательное давление, и атмосферный воздух засасывается в нее. Первые порции воздуха заполняют только те дыхательные пути, которые в процессе родов освободились от фетальной жидкости. Но затем воздух буквально врывается в легкие и расправляет их взрывоподобно.

Обычно, если все в порядке, первый вдох новорожденный делает спустя 30-90 секунд после рождения. Следующие за криком дыхательные движения еще не равномерны, но затем смена вдоха и выдоха становится регулярной.

Частота дыхания доношенных новорожденных в первую неделю жизни колеблется от 30 до 50 в минуту.

Недоношенные дети дышат более часто и неравномерно. Между вдохом и выдохом у них нередко возникают паузы различной продолжительности. Частота дыхания колеблется от 36 до 82 в минуту. Чем меньше масса тела ребенка, тем чаще он дышит. Иногда у малыша возникают судорожные дыхательные движения - ему бывает трудно вздохнуть. Если у доношенного малыша после рефлекторных движений частота дыхания возрастает, то у его недоношенного сверстника оно через 5-6 секунд может на время остановиться или резко замедлиться. Он будет нормально реагировать на мышечную нагрузку (учащением дыхания) только через 1,5 месяца после рождения. Из болезней легких в период новорожденности выделяют пневмопатии, пневмонии и пороки развития. Каждая из этих болезней может привести к развитию тяжелейшего патологического состояния новорожденного - синдрома дыхательных расстройств. Он может возникать сразу после рождения или несколько часов спустя.

2. Сердечно - сосудистая система

С самого начала формирования плаценты кровообращение матери и плода разобщено. Легочные сосуды (малый круг кровообращения) находятся в спавшемся состоянии, и через них протекает лишь незначительное количество крови. Давление в этих сосудах высокое - значительно выше, чем в большом круге кровообращения, благодаря чему кровь может двигаться через овальное окно из правого в левое предсердие и артериальный (боталлов) проток, практически минуя малый круг кровообращения. Однако, как только ребенок родился, характер кровообращения меняется. После первых же вдохов резко повышается содержание кислорода в крови ребенка. Это приводит к рефлекторному устранению спазма легочных сосудов. Давление в них падает. В то же время из-за пережатия пуповины давление в большом круге кровообращения, наоборот, увеличивается, и кровь устремляется в легочные сосуды. Легкие расправляются, и тут же начинают раскрываться легочные капилляры. Кровь из легочных сосудов направляется в левое предсердие. Давление в нем становится значительно выше, чем в правом. И тогда захлопывается заслонка овального окна. С этого момента правое и левое предсердия не сообщаются между собой. Это происходит спустя несколько часов после рождения. Полное закрытие овального окна у большинства детей наступает к 5-6 дню жизни.

грудной анатомический физиологический

Артериальный проток у новорожденного продолжает функционировать еще от 24 до 48 часов, а то и несколько дней после рождения. Постепенно его просвет сужается, и он закрывается.

Сердце новорожденного весит всего 23 г. Бьется оно значительно чаще, чем у взрослого человека. Самые высокие показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления наблюдаются в первые 15 минут жизни. Затем в течение первых суток они снижаются и снова возрастают к 7-10 дню.

Частота сердечных сокращений на первой неделе жизни у доношенного ребенка может колебаться в пределах от 100 до 175 ударов в минуту. При крике, пеленании, сосании она возрастает до 180-200, а во время дефекации, зевания, сна, напротив, снижается до 100 ударов в минуту.

Недоношенный малыш реагирует учащением пульса и повышением артериального давления на любой раздражитель. Обычно его сердце бьется с частотой 140-160 ударов в минуту, но во время крика частота сокращений "подскакивает" до 200 ударов в минуту.

Нередко при большой степени недоношенности у ребенка, когда он лежит на боку, верхняя половина туловища становится белой, а нижняя - розовой. Это явление возникает из-за незрелости у таких детей отделов мозга, которые "следят" за тонусом капилляров кожи. Позже, с развитием центральной нервной системы, этот симптом исчезает.

3. Нервная система

Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами. Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, «гулит». При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти - этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства - любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит. В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется. 5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает топ голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки. 6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др. 7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др. 8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной. 9-месячный выполняет довольно сложные движения - перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: «дай ручку» и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения. 10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова. 11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

4. Пищеварительная система

По своим составным частям пищеварительная система ребенка не отличается от таковой у взрослого человека. Она включает в себя непосредственно желудочно-кишечный тракт и входящие в него ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, и пищеварительные, которые образуют и выделяют активные вещества, которые переваривают попадающие в организм питательные компоненты.

Стенка органов желудочно-кишечного тракта образована тремя составными частями: внутренняя -- слизистая оболочка, средняя -- мышечный слой и наружная -- серозная оболочка. Несмотря на кажущуюся общность строения, пищеварительная система ребенка очень сильно отличается от пищеварительной системы взрослого человека.

Питается ребенок после рождения только материнским молоком или смесью в процессе акта сосания благодаря особенностям строения ротовой полости. Полость рта у ребенка по сравнению с таковой у взрослого очень маленькая, и большую ее часть занимает язык. Язык относительно больших размеров, короткий, широкий и толстый.

Мышцы щек и губ развиты очень хорошо, к тому же наличие в щеках плотных жировых комочков придает им вид пухлых или даже толстых. На деснах, так же как и на щеках, располагаются плотные участки, напоминающие вид валиков. Именно благодаря такому строению ротовой полости грудного ребенка процесс сосания становится возможным.

Внутренняя поверхность ротовой полости покрыта слизистой оболочкой, которая тоже имеет свои особенности: она очень нежная, легкоранимая и богато снабжена кровеносными сосудами. До 3--4-месячного возраста ребенка еще недостаточно развиты, что обусловливает некоторую сухость слизистой, однако после этого возраста выделение слюны значительно увеличивается, да так, что ребенок ее просто не успевает проглатывать, и она вытекает наружу.

Особенности строения пищевода у детей заключаются в следующем: он короткий, узкий и высоко расположен.

Пищевод у новорожденного начинается на уровне III--IV шейных позвонков, длина и ширина у грудного ребенка она составляет 10--12 см, а ширина -- 5 см. Пищевод очень хорошо кровоснабжается, однако его мышечный слой развит плохо. Желудок ребенка также имеет свои особенности. Прежде всего, с возрастом изменяется само расположение желудка. Если у новорожденных детей он находится горизонтально, то к возрасту 1--1,5 лет, когда ребенок начинает ходить, он располагается более вертикально. Конечно, с возрастом увеличивается и объем желудка: от 30--35 мл при рождении до 1000 мл к 8 годам. Мамы прекрасно знают, что грудные дети очень часто заглатывают воздух и срыгивают, однако мало кто знает, что эти процессы также обусловлены особенностями строения желудка, а точнее местом перехода пищевода в желудок: вход в желудок закрывает мышечный валик, избыточное развитие которого не позволяет пище быстро поступать в желудок и делает возможным срыгивание.

Внутренний слизистый слой желудка хорошо кровоснабжается, так как содержит огромное количество кровеносных сосудов. Развитие мышечного слоя заторможено, он долгое время остается недоразвитым. Железы желудка недоразвиты, и их количество значительно уступает количеству желез у взрослого человека, что приводит к низкому содержанию желудочного пищеварительного сока у детей первого месяца жизни и снижению его кислотности. Однако, несмотря на небольшую пищеварительную активность, в желудочном соке содержится достаточное количество вещества, которое хорошо расщепляет компоненты грудного женского молока.

Печень, как и многие другие органы новорожденных детей, функционально незрелая, даже несмотря на то, что она имеет относительно большие размеры и выходит из-под края правой реберной дуги на 1--2 см. Так, например, у новорожденных детей печень составляет 4% от массы тела, в то время как у взрослых -- только 2%. Так же как и поджелудочная железа, печень приобретает дольчатое строение только к 1--2 годам.

Еще одним компонентом пищеварительной системы является кишечник. Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки.

Основными функциями тонкой кишки является переваривание белков, углеводов и жиров, а также всасывание полученных из них необходимых для организма веществ, однако у детей она достаточно долго остается незрелой, а следовательно, плохо работает. К тому же тонкий кишечник у детей занимает непостоянное

положение, которое определяется степенью его наполнения и относительно большей длиной, чем у взрослого человека.

Толстый кишечник к рождению также остается незрелым, В течение первых 12--24 ч после рождения кишечник ребенка остается стерильным, однако уже через 4--5 дней через рот, верхние дыхательные пути и прямую кишку в кишечник попадают различны, такие как бифидум-бактерии, лактобактерии и небольшое количество кишечной палочки. Заселение кишечника бактериями приводит к улучшению переваривания пищи и образованию витаминов.

Общими особенностями кишечника у детей грудного и раннего возраста являются его повышенная проницаемость, недоразвитие мышечного слоя и иннервации, богатое кровоснабжение и повышенная ранимость. В связи с тем, что мышечные клетки в детском организме плохо тренированы, пища по желудочно-кишечному тракту продвигается медленно.

Частота актов дефекации у новорожденного ребенка равняется частоте кормлений и составляет 6--7 раз в сутки, у грудного -- 4--5, у ребенка второго полугодия жизни -- 2--3 раза в сутки. К двухлетнему возрасту частота испражнений становится такой же, как и взрослого человека: 1--2 раза в сутки.

5. Мочевая система

Относительно большие размеры почек и короткая длина поясничного отдела позвоночника предопределяют низкое топографическое размещение почек у детей первых лет жизни. Верхний полюс почек расположен на уровне XI-XII грудного позвонка, а нижний - на уровне IV поясничного, т.е. ниже гребня подвздошной кости. У детей раннего возраста почки более подвижны, что обусловлено слабым развитием навколонирковои жировой клетчатки. В первые годы жизни почки имеют лобулярное строение. Миски почек относительно широкие, мочеточники отходящих под прямым углом. Мочеточники более извилистые, кое гипотонические и имеют относительно большой диаметр. Мочевой пузырь у детей грудного возраста расположен над симфизом, позже он опускается в малый таз. Мочеиспускательный канал у девочек во все возрастные периоды короче и шире, чем у мальчиков.

Указанные морфологические особенности мочевой системы у детей является предпосылками к возможному развитию микробно-воспалительных заболеваний мочевой системы, а также предопределяют интерпретацию ряда инструментальных исследований и методики проведения диагностических исследований.

Секреция мочи с выделением его в алантоисну и амниотическую жидкости происходит уже в антенатальный период. На этом этапе моча гипотоническая относительно плазмы крови, содержит мало мочевой кислоты, мочевины, хлоридов. После рождения почка становится основным органом, который обеспечивает жизненно необходимое постоянство внутренней среды организма. У детей раннего возраста концентрационная функция почек снижена. Низкая плотность мочи связана с малым диаметром клубочков, уменьшенной продукцией антидиуретического гормона, недоразвитостью осморегуляторов, функциональной неполноценностью эпителия дистальных канальцев и др.

Общий диурез у новорожденных в 2-8 раза выше, чем у детей старшего возраста. Он составляет 80-90 мл на 1 кг массы тела в первые месяцы жизни и около 50 мл на 1 кг массы тела у детей 8-10-летнего возраста.

6. Опорно-двигательный аппарат

У новорожденного позвоночный столб прямой, за исключением небольшой крестцовой кривизны. Первый изгиб позвоночника, шейный лордоз, появляется у ребенка в грудном возрасте, когда он начинает держать головку. Грудной кифоз возникает в возрасте 6 месяцев, поясничный лордоз и крестцовый кифоз появляются с первыми пробами стояния и ходьбы, т.е. к концу первого года. На первых порах изгибы позвоночника не прочны: грудной и шейный окончательно формируются, как правило, к 6-7 годам, поясничный - к 12 годам.

Мышцы у новорожденного и ребенка грудного возраста развиты слабо; они составляют около 25 % массы его тела, тогда как у взрослого -- не менее 40--43 % .У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц, так называемая физиологическая гипертензия, которая связана с особенностями функционирования центральной нервной системы. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей; этим объясняется тот факт, что дети грудного возраста, если их распеленать, обычно лежат с согнутыми руками и ногами. Постепенно эта гипертензия исчезает.

Сила и тонус мышц у ребенка слабые. Двигательная способность появляется сначала у мышц шеи и туловища, а потом уже у мышц конечностей.

7. Эндокринная система

Надпочечники во время родов несут наибольшую из всех желез нагрузку и часть их клеток погибает, что определяет течение некоторых пограничных состояний. Вилочковая железа, играющая защитную роль, при рождении относительно велика, впоследствии уменьшается в размерах. Щитовидная и околощитовидные железы, гипофиз продолжают развиваться после рождения. Поджелудочная, участвующая в пищеварении и принимающая участие в обмене углеводов (вырабатывает гормон инсулин) к моменту рождения функционирует хорошо.

Список литературы

Анатомия и физиология. Диагностический справочник: -- Москва, АСТ, Астрель, 2010 г.- 272 с.

Анатомия и физиология. Справочник: Тина Парсонс -- Москва, АСТ, Астрель, 2003 г.- 282 с.

Биология. Часть 2. Анатомия и физиология человека. Общая биология. Карманный справочник школьника и абитуриента: -- Санкт-Петербург, НТЦ "Университетский", 2002 г.- 64 с.

Занимательная физиология: Александр Никольский -- Санкт-Петербург, Книжный Клуб Книговек, Северо-Запад, 2010 г.- 256 с.

Нормальная физиология. В 3 томах. Том 1. Общая физиология: -- Санкт-Петербург, Академия, 2006 г.- 240 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ряд анатомических особенностей сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы в детском возрасте. Характерные показатели возрастной динамики ребенка. Особенности костной ткани у детей. Развитие пищеварительной и эндокринной системы ребенка.

    реферат , добавлен 13.06.2011

    Физическое и нервно-психическое развитие детей грудного возраста. Особенности вскармливания детей грудного возраста. Главные задачи дородового патронажа. Требования к одежде, обуви беременной. Рекомендации по режиму дня для детей грудного возраста.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2010

    Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП). Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма у здоровых детей и детей с ДЦП. Физическое развитие у мальчиков и девочек 14 лет ОГОУ школы-интерната VI вида № 1 "Улыбка" г. Ульяновск.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2012

    Новорожденный ребенок. Особенности строения и функций нервной системы у детей. Анатомо-физиологические особенности костной ткани. Особенности мышечной системы. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания, сердечно-сосудистой системы.

    реферат , добавлен 23.09.2007

    Морфофункциональная характеристика детского организма по периодам развития, особенности формирования органов и систем. Методика исследования физического развития и функционального состояния организма детей школьного возраста, адаптация к нагрузкам.

    учебное пособие , добавлен 20.01.2012

    Биологическая и социальная возрастная периодизация развития детей. Акселерация и гипотезы объясняющие ее. Анатомо-физиологические особенности детей в различные возрастные периоды. Проявления действия вредных факторов. Профилактические мероприятия.

    презентация , добавлен 14.04.2014

    Развитие сердечно-сосудистой системы – одной из интегрирующих систем, играющей важную роль в поддержании гомеостаза растущего организма ребёнка. Особенности кровеносных сосудов на разных этапах развития. Возрастные изменения в сердечной системе.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2014

    Возрастные особенности органов пищеварения у новорожденного ребенка, у детей грудного возраста. Гистологическое строение поджелудочной железы. Базальная часть ацинарной клетки. Внутридольковые желчные и синусоидные капилляры. Строение и функции печени.

    презентация , добавлен 07.05.2014

    Особенности психики и познавательной деятельности, личностного формирования детей и школьников в различные возрастные периоды. Строение и деятельность органов и систем новорожденного. Анатомо-физиологические особенности развития органов и систем.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2012

    Нервная система ребенка. Периоды развития вилочковой железы. Морфологические и физиологические особенности кожи новорожденного и грудного ребенка. Перестройка деятельности организма ребенка при его рождении. Показатели умственного развития ребенка.









2024 © rukaraoke.ru.