Выявление детей группы риска в детском саду. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми «группы риска». Аналитическая деятельность социального педагога заключается в подготовке психолого-педагогической и соци


состоящими на учете (ВШК, ПДН)

В современном обществе вследствие недостаточного влияния на детей всех социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации), прогрессирует отчужденность, цинизм, жестокость и агрессивность детей. Сформировавшиеся в детстве эгоизм, лживость, грубость, лень, скрытность, лицемерие могут привести к различным психическим аномалиям, которые напрямую связаны с различными видами девиантного поведения. Наибольший рост отклонений в поведении наблюдается в подростковом возрасте при переходе из детства во взрослое состояние, выходе на новую социальную позицию, формировании сознательного отношения к себе как члену общества.

Начало многих проблем взрослых идет из их детства от несовершенных воспитательных воздействий родителей. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения.

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому, часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей - психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.

Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте.

Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными.

Также причиной “отверженности” может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.

Работа с детьми «группы риска» - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает всестороннее психолого-педагогическое изучение личности подростка (диагностику личности), выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды (диагностику среды), коррекцию среды (в том числе, неадекватных методов воспитания), психокоррекцию дисгармоничных черт личности подростка, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

Известно, что любые изменения в одной из подсистем личности (как системы отношений) вызывают изменения и в других подсистемах.



Эффективность коррекционной работы зависит от различных факторов. Особое место принадлежит взаимодействию взрослого и подростков, так как известно, что успешность любого вида деятельности зависит от установления взаимодействия между участниками. В процессе взаимодействия взрослый может воздействовать на мотивы, цели, принятие решений, выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности ребенка, включая стабилизацию и коррекцию поведения.

Процесс взаимодействия складывается из совместных действий, духовного вербального контакта и невербального информационного контакта.

Говоря об особенностях взаимодействия подростка и взрослого в процессе коррекционной работы, необходимо отметить, что отношения между ними асимметричны: взрослый относится к ребенку иначе, чем ребенок к взрослому. Неравенство в отношениях определяется тем, что подросток чаще всего не самостоятельно обратился за помощью, обычно педагог сам первым идет на контакт (беседу).

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.



  1. Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

2. Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон.

3. Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить с трудным ребенком, не морализировать, не унижать его.

4. Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков подростка.

5. Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.



6. Влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям детям; беречь ребячьи тайны, не предавать их, требовать от себя больше, чем от окружающих.

Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважения, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике, должны соблюдаться определенные границы.

Организация педагогической помощи

1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома неудачника".

3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

4. Формирование положительной Я-концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи

1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т. д.

3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного раз. вития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т. д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени "трудных" школьников

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно-полезную деятельность.

3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально-педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с "трудными" детьми.

7. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.

Функциональные обязанности администрации образовательного учреждения,

педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя,

учителей-предметников в работе с детьми «группы риска»

Директор школы

Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением "трудных" детей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

Заместитель директора по учебной работе

Заботится о получении школьниками базового образования. Организует работу ГПД, дополнительные занятия по предметам, материальную помощь, медицинскую помощь, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание на уроке, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определение подходов в работе с ним, создаст атмосферу доброжелательности в школе, детской среде.

Заместитель директора по воспитательной работе

Организует работу с "трудными" подростками и их наставниками (классными руководителями). Координирует взаимодействие специалистов ОУ в работе с "трудными". Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Заботится о микроклимате в школе и классах.

Социальный педагог

Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации. Он изучает личность "трудного" ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентаций подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива, делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности реализует воспитание "трудного" на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет личное дело, следит за посещаемостью занятий обучающихся, состоящих на учете (ВШК, ПДН), контролирует внеурочную занятость.

Классный руководитель

Хорошо осведомлен о жизни подростка, чутко и внимательно относится к его проблемам. Он принимает активное участие в судьбе ребенка. Решает задачи устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями, педагогами, работающими с данным ребенком, коллективом сверстников, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Педагог-психолог

Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т. д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.

Психолог предполагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Учителя - предметники

Создают "ситуацию успеха", формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.

Родители

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

Совет по профилактике правонарушений

Осуществляет контроль за реализацией школьной программы работы с "трудными" детьми, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков.

Литература:


  1. Н.К.Тихомирова, Г.К. Селевко, И.Н. Закатова «Работа с трудными детьми» Методические рекомендации для учителя М.1996г.

Государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, «Детский дом(смешанный) № 24»

ст. Григорополисская

Методы работы

с детьми «группы риска»

Воспитатель 1 группы: Бригадирова В.Г.

2015 г

«Дети - это наше будущее, наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Сухомлинский:

Оптимизация методов работы с трудными детьми

В настоящее время одним из самых важных и наиболее сложных направлений работы школы, является социально-педагогическая деятельность. Работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют их при этом по-разному:

Проблемные,

Дезадоптированные,

Беспризорные,

Дети с девиантным поведением

Дети «группы риска».

Дети, относящиеся к «группе риска »- это дети с отклонениями психофизического и социального развития. В силу генетических, биологических, социальных причин, дети «группы риска» имеют малозаметные отклонения в деятельности организма, прежде всего, нервной системы, что мешает им адекватно адаптироваться к школьной деятельности и социальным условиям жизни. Как узнать относится ли ваш ребёнок к «группе риска»? Это можно сделать по следующим признакам:

Непосещение или систематический пропуск занятий по неуважительной причине;

Самовольно уходящие из семьи и школы;

Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

Неуспевающие (трудно обучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуемые),

Имеющие вредные привычки,

Уклоняющиеся от обучения,

Состоящие на учёте в детской комнате милиции

Перед воспитателем стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку, установить взаимодействие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. Он должен знать обо всех появлениях психических отклонений у подростков: вспыльчивость, драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперактивность и т.д.

Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с мнением как детей, так и взрослых, то есть была объективной. Объективная оценка взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной самооценки, у него развиваются уверенность в себе, самоуважение.

Большую роль играет вовлечение воспитанников в трудовую деятельность . Стимулом в работе может являться оплата труда. Важную воспитательную роль в детском доме играет библиотека . Работа с книгой -метод приобщения их к знаниям . При формировании у детей стремления к знаниям используется индивидуальный подход , который предполагает:

· соотнесение уровня развития детей д/д с уровнем развития детей данного возраста;

· положительную оценку успехов;

· учет склонностей и возможностей ребенка;

· занимательность и наглядность материала в процессе воспитания;

· помощь в налаживании отношений со сверстниками и воспитателями;

· обучение владению словом.

Воспитателями 1 группы ведется педагогическое сопровождение воспитанников, где отражаются поведение ребенка, учеба, настроение и его развитие. При работе с трудными детьми д\д воспитателями 1 группы используются следующие методы воспитания:

Метод предупреждения нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения у учащихся, на формирование социально-ценных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться следующими приемами:

    создание положительного общественного мнения;

    Воздействие на ребенка с помощью слова и деятельности;

    Создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта;

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребен­ка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода педагог может добить­ся, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложив­шейся ситуации.

Метод переучивания нацелен на преодоление отрицательных привычек уч-ся, нездоровых потребностей, неправильных действий; изменение жизненного опыта. Используя метод переучивания, необходимо руководствоваться следующими приемами:

    включение ребенка в активную социально-ценную деятельность;

    оценка и поддержка положительных проявлений со стороны уч-ся;

    контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребенку требований;

    предъявление четких запретов на негативные проявления уч-ся.

Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения . Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на пассивных.

Чаще всего педагог прибегает к методу беседы . Важно, чтобы к беседе педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.

Все выше перечисленные методы должны применяться в сочетании методов поощрения и наказания.

Целью этих методов является стимулирование положительного поведения воспитанников, сдерживание отрицательного поведения.

Приемами положительного воспитательного воздействия на детей могут быть:

  • благодарственные письма

    неожиданные сюрпризы положительного свойства

    различные поощрения в виде поездок, путевок, участия в праздничных мероприятиях.

Каждый метод воспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с другими методами, а главным условием действенности данных методов явл-ся системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания. Каждый воспитатель должен набраться терпения, быть последовательным в своих требованиях, чтобы все его усилия привели к положительному результату.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов.

Педагогу в работе с подростками следует стимулировать у них процесс самопознания, поощрять ведение дневников , обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира, автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающих. Педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии.

Можно составить план будущей жизни подростка , учитывая его профессиональные намерения, жизненную позицию. В плане определяются ближние и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. План может решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка, обрести ему уверенность в своем будущем.

В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком , педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:

Не навреди.

Принимай человека таким, каков он есть.

Соблюдай конфиденциальность.

Соблюдай меру взаимного откровения с ребенком, но сохраняй некоторую дистанцию.

Не отнимай у ребенка право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.

Минимум специальных терминов.

Соблюдай принцип добровольности.

Я думаю, что весь наш коллектив хочет видеть у своих воспитанников только сияющие глаза, и чтобы в их сердцах пылала искра жизни к светлому будущему.

(приложение1)

Работа с «трудными» в функционалах руководителей и воспитателей

Директор

Совместно с администрацией, педагогами продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого детского коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением «трудных» детей.. Создает атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

Заместитель директора по учебной работе

Заботится о получении школьниками базового образования. Организует дополнительные занятия, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определением подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в детском доме, детской среде.

Заместитель директора по воспитательной работе

Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с «трудными» подростками и их наставниками. Заботится о микроклимате в детском доме и группах.

Воспитатель

Знает детские проблемы, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи детям. Он изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентации подростка и воспитательных ситуаций и нравственной переориентации личности, реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений.

Решает задачи разрешения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными», педагогами, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в группе.

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в детском доме, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

Психолог

Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.

Психолог предлагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Наставники

Назначаются педагогическим советом из наиболее опытных преподавателей, изучающих вопросы трудновоспитуемости. Положительно влияют на «трудных» детей, помогая преодолевать эгоизм и лень, что способствует исправлению других отрицательных свойств и самоперевоспитанию.

У наставника и подшефного формируются общие духовные интересы, совместные переживания, подростком по-новому воспринимаются воспитательные влияния окружающей среды. Наставник хорошо осведомлен о жизни подростка, чутко и внимательно относится к его проблемам. Он принимает активное участие в судьбе ребенка.

Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетними

С каждым «трудным» школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:

Лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиции закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует учебу;

Информирует администрацию о принятых мерах к «трудным» подросткам, стоящим на учете в милиции;

Выявляет факты антиобщественного поведения лиц, которые вредно влияют на подростка, готовит материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних;

Совместно с воспитателями, администрацией определяют меры индивидуального воздействия на «трудных»;

Ведет картотеку лиц, взятых на учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, предупреждает воспитателей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка о последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится;

Входит в состав комиссии по профилактике правонарушений.

Приложение № 2

Индивидуальная работа с «трудными» детьми.

ЦЕЛЬ : - предупредить отклонения в поведении подростков; помочь преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.

ЗАДАЧИ : - помочь познать самого себя;

Приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества;

Достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками;

Сформировать творческие увлечения.

I этап:

Изучение подростка и окружающей его среды;

III этап:

Обеспечении психологической готовности подростка к перевоспитанию

а) беседы;

б) вхождение в доверие к подростку;

в) пробуждение интереса к деятельности.

III этап:

Копилка подростка

а) положительные качества;

б) поступки;

в) поощрение ребенка;

г) важно чтобы воспитанник сам мог оценивать свои поступки;

д) ориентация на идеал с помощью педагога.

1V этап :

Самовоспитание:

а) ученик должен самостоятельно выйти из кризиса;

Метод реконструкции характера.

Спортивные секции;

Технические кружки;

Производительный труд;

Творческая деятельность;

Вовлечение в правоохранительную деятельность;

Составить психологическую карту;

Воспитание сдержанности, терпеливости, терпимости;

Установление контакта с подростком

· Нахождение точек соприкосновения во взглядах;

· Обнаружение увлечений подростка и особенности поведения;

· Определение отрицательных качеств его личности и реакции на постороннее влияние;

· Выработка общих норм поведения и взаимодействия.

Работа с детьми,

склонными к правонарушениям.

1. Поддерживать тесную связь с КДН.

2. Привлекать работников КДН для проведения бесед на правовую тему с учащимися и родителями.

3. Взаимодействовать со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.

4. Взаимодействовать с классными руководителями.

5. Ежедневно контролировать учебу, поведение и посещаемость учебных занятий учащихся, склонных к правонарушениям.

6. Собирать материал о поведении подростков, склонных к правонарушениям в школе и вне школы.

7. Охватить всех подростков, склонных к правонарушениям, занятиями по интересам в секциях и кружках.

8. Задействовать подростков, склонных к правонарушениям, в подготовке и проведении школьных мероприятий.

9. Проводить беседы с родителями подростков, склонных к правонарушениям.

10. Посещать подростков на дому.

11. Наладить совместную работу со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.

12. Постоянно проводить индивидуальные беседы с подростками.

13. Еженедельно проводить заседания Совета помощи.

14. Изучать психологический климат в семьях подростков.

15. По необходимости установить контакт с руководством предприятий, на которых работают родители подростков из неблагополучных семей.

16. Контролировать проведение бесед на правовые темы на классных часах.

17. Постоянно проводить профилактическую антиалкогольную, гигиеническую работу.

18.Вести необходимую документацию (анкеты, психолого- педагогический паспорт учащегося, журнал).

19.Выступать перед педагогическим советом школы с информацией о работе по данной категории учащихся.

Профилактические мероприятия

Классные часы : «Семья в моей жизни», «О вреде курения и алкоголизма», «Здоровье человека - главная ценность», «Культура общения в семье»

Конкурс стенных газет:

«НЕТ! – вредным привычкам»

Курение и токсикомания

Я – за здоровье!

Наркомания.

Лекторий «Профилактика раннего курения».

Цикл бесед инспектора ОВД по теме : «Курение, пивной алкоголизм, правонарушения и ответственность за них».

Лекторий по гигиене:

    Культура питания;

Основы личной гигиены.

Тренинги зависимого поведения.

Профилактика вредных привычек –беседы:

Детско-подростковый алкоголизм (лекции просмотр фильма)

«Любовь и дружба» (интерактивный тренинг)

Диспут: «Будущее в твоих руках»

(Профилактика наркомании).

Гигиена девушек

Профилактические беседы : «Мы за здоровый образ жизни».

Беседа в рамках акции «Без прав не бывает обязанностей, без обязанностей не бывает прав!»

Круглый стол : «Вступая во взрослую жизнь»

Цикл лекций по предупреждению правонарушений.

Участие в конкурсе плакатов :«Антинаркотическая пропаганда»

Занятия «Преступление против здоровья и общественной нравственности»

Заседания дисциплинарной комиссии

Статистика воспитанников, состоящих на учете КДН,

количество детей снятых с учета.

По итогам 2010-2013гг, в группе нет воспитанников, состоящих на учете в КДН, также отсутствуют самовольные уходы воспитанников из детского дома.

Уровень сформированности и мотивации на здоровый образ жизни воспитанников 1 группы (воспитатель – Бригадирова В.Г.) – на конец 2012 уч.г. 70%, просматривается повышение в сравнении с началом 2011-12у.г. на 2%. За 1-е полугодие 2012-2013уч.года высокий уровень сформированности представлений и мотивации на здоровый образ жизни – 81%, в сравнении с концом 2011-12уч.года просматривается повышение на 11%. Все воспитанники проявляют большое внимание о своем здоровье, занимаются спортом, девочки танцами, выполняют утреннюю зарядку, физические упражнения отрицательно относятся к вредным привычкам, и этим дают положительный пример самым младшим воспитанникам, также вовлеченным в оздоровительные мероприятия. В группе проводятся занятия направленные на борьбу с вредными привычками и укрепление здоровья воспитанников. Каждый год воспитанники принимают участие в месячниках по сохранению и укреплению здоровья, повышению мотивации к ЗОЖ.

Май 2015г

Зам. директора по ВР Н.В. Панина

Группы критерий Критерии, определяющие «группу риска» Ф.И. ученика
Медицинские Имеют хронические заболевания внутренних органов
Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи
Часто и длительно болеют
Состоит на учете у психоневропотолога
Перенесли сложные медицинские операции
Перенесли стрессы
Леворукие дети (левша)
Другое
Социальные Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку
Живут в малообеспеченной семье
В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)
Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса
Самовольный уход из дома
Другое
Учебно-педагогические Имеют стойкую неуспеваемость
Пропуски занятий без уважительных причин
Пропускают отдельные предметы без уважительных причин
Поведенческие Нарушение поведения
Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями
Повышенная тревожность
Употребление наркотических веществ
Табакокурение
Токсикомания
Гиперактивность
Другое

Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 – 15 лет. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. В этом возрасте организм подростка более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт. Одним из факторов, которой переводит учащегося в учащегося «группы риска» – это дисгармоничная семья. Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, подает успеваемость и качество обучения. В этот момент классный руководитель должен мобилизировать свои силы и помочь ребенку, для этого нужно привлечь дополнительных специалистов – социального педагога, психолога, инспектора. Вторым фактором можно назвать продолжительные заболевания и тяжелые травмы. Для помощи такому ребенку можно подключить одноклассников, которые помогли бы усвоить пропущенный материал. Третий фактор риска - неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками. Сегодня рыночные отношения приоритетным образованием рассматривает личностно-ориентированное образование, тогда и педагоги в своей работе должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Личностно-ориентированное воспитание, сущность которого состоит в преодолении противоречий между воспитанием «для всех» и воспитанием «для каждого» на основе поворота к личности, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, индивидуальному творческому потенциала. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития (устранение главных причин, сопутствующих причин, помощь и поддержка одноклассников). Гиперактивных дети или дети с синдромом дефицита внимания невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гиперактивность можно рассматривать как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. Гиперактивность влияет не только на успеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения. В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Рекомендации психолога и тесное взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и невротические состояния). В последние годы школа отказалась от практики переучивания детей и они пишут удобной для них рукой. Вопрос о переучивание ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка. Одной из наиболее важных особенностей таких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: зрительно – моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно – образного мышления, способности к целостной переработке информации, моторики. При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога. В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания. Рассмотрим наиболее распространенные типы неправильного воспитания:

1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта.

2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неверной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость.

3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок.

4. Эгоцентрический тип восприятия – ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как идеальному ребенку. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих.

Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей «группы риска», решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка. Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся: помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка, помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления, привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий, изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий, индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций, пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей, организация летних трудовых смен для детей «группы риска».

Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу. Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются: природные особенности (тип темперамента), социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение учителя, отношения окружающих. Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку. Родителям таких детей нужно рекомендовать соблюдение режима дня. Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Классный руководитель в работе с детьми «группы риска» не должен пользоваться догадками, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством профилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей и успешной социализации.

Неполная семья- это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери – одиночки, а также женщины, которая решилась взять на воспитание ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими психологическими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже одинокий отец). Психологи отмечают: для ребёнка раннего и дошкольного возраста отец – это объект любви, восхищения, идентификации; человек, который является защитником и утешителем.

Исследования врачей показали, что из четырёх компонентов здоровья (соматическое, психологическое, физическое, психическое) в неполных семьях первоначально нарушается соматическое и психологическое здоровье, в последующем – физическое и психическое. Отмечено, что у детей из неполных семей частота нарушения компонентов здоровья выше, чем у их сверстников, проживающих в полных семьях. Для них характерны пассивность, эмоциональная нестабильность, не стремление к положительной оценке своих действий, склонность к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Такие же трудности подстерегают родителей и ребёнка в семьях, переживших развод. И, поскольку быстродействующих лекарств для решения этих проблем не существует, взрослые сами ищут пути выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации. Один из таких путей они видят в заключении повторного брака. Чтобы избежать различных проблем, взрослые, вновь вступающие в брак, должны воспитывать своих детей и детей своего супруга никем из них не пренебрегая и никого не обманывая. Если оба разведённых родителя и оба приёмных родителя окажутся зрелыми, мудрыми и терпимыми людьми, они могут вместе продумать всё таким образом, чтобы дети выиграли, а не проиграли. Самооценка, общение, правила в семье и семейная система – главные средства достижения семейного счастья.

Психокоррекция детско-родительских отношений должна быть направлена на повышение у взрослых чуткости и внимания к проявлению у детей тревожности, депрессивного состояния. В коррекционной работе применяются различные методики. Одна из них — диагностика эмоциональных связей (Игра «Почта»). (Суть игры – в выражении своего отношения к родным и близким с помощью «писем», которые он «разносит» по разным адресатам). Проводится индивидуально. Выбираются фигурки, замещающие членов семьи и фигура «Незнакомец»). В игре используются 20 писем. Первые 10 – передают отношения ребёнка к членам семьи:

1. Этого человека я люблю.

2. Этого человека я не люблю.

3. Об этом человеке я скучаю (не скучаю).

4. С этим человеком я люблю играть, читать.

5. Иногда я боюсь этого человека.

6. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.

7. На этого человека я часто сержусь.

8. Мне нравится помогать этому человеку дома.

9. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью.

Следующие 10 писем передают отношение членов семьи к ребёнку (на основе детских представлений).

1.Этот человек меня любит (не любит).

2.Этот человек всегда весёлый.

3. Этот человек на меня всегда злится и сердится.

4. Этот человек меня всегда жалеет.

5. Этот человек часто наказывает меня и ругает.

6. Этот человек часто со мной играет (никогда не играет).

7. Этот человек самый добрый, хороший.

8. Этот человек мне всегда всё запрещает.

«Я люблю (не люблю)» — избирательность эмоциональных отношений ребёнка. Если одному тому же лицу адресуются несколько сообщений с положительной эмоциональной оценкой из обеих групп вопросов – взаимная симпатия, близость с этим человеком, письма с отрицательными посланиями – членам семьи, а не фигуре Незнакомца — наличие эмоциональных проблем в семье. Сообщение «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью» может выражать безучастное отношение к данному лицу или указывает на бедность контактов с ним. Адресованность одному лицу писем с положительным и отрицательным содержанием можно рассматривать как противоречивость чувств ребёнка по отношению к этому человеку. Если послания «Я люблю (меня любит)» дети адресуют фигуре Незнакомца, это говорит об отсутствии объекта любви и привязанности среди близких людей.

Одна из методик – технология активного слушания ребёнка взрослым.

Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге «Как общаться с ребёнком?» уточняет некоторые правила поведения взрослого при использовании технологии активного слушания.

1. Беседуя, надо повернуться лицом к ребёнку, внимательно глядеть ему в глаза(чтобы глаза были на дном уровне);

2. Видя негативные переживания малыша, не задавайте ему вопросы, такая форма беседы не отражает сочувствие. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме;

3. Держите паузу между репликами – это позволит ребёнку разобраться в своих чувствах. «Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, продолжайте молчать – в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа».

4. Отвечая на переживания ребёнка, старайтесь точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает.

Использование данной технологии помогает добиться следующих результатов:

Исчезают или значительно ослабевают отрицательные переживания ребёнка;

Убедившись, что взрослый готов его слушать, ребёнок больше начинает рассказывать о себе; иногда в одной беседе «разматывается целый клубок проблем и огорчений»;

Высказывая наболевшее, ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.

И другие методические приёмы.

2.Формирование умения осознавать причины и последствия своих действий.

Игры – этюды на идентификацию себя с различными героями (положительными и отрицательными),

Придумывание продолжения сказки и её обыгрывание;

Упражнения с элементами арттерапии: рисунки «Моё настроение», « Мой хороший поступок», «Я и мои шалости».

3. Формирование умения находить выход из трудных ситуаций.

Разыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций;

Решение проблемных ситуаций, изображённых на картинках;

Завершить незаконченную историю и обыграть её.

4. Формирование умения понимать и принимать чувства другого человека.

Игры – этюды, изображающие различные чувства и настроения;

Игра «Маски» (с помощью мимики выразить разные чувства);

Этические беседы.

Игра «Семья» (сначала беседа, что такое семья, из кого она состоит, кто в семье чем занимается, затем обыгрывание различных ситуаций).

Хочется рассказать об одном эксперименте. Специалистами Психолого – медико – педагогической службы г. Люберцы Московской области проводилась работа с детьми из неблагополучных семей. Целью работы являлось создание механизма оказания психолого – педагогической помощи детям из неблагополучных семей «группы риска». Разработанные программы «Давайте познакомимся поближе» и «Ты — мой друг, и я — твой друг» представляют собой 2-х годовой цикл работы с целью развития эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Занятия по первой программе «Давайте познакомимся поближе» проводятся с детьми 5-6 лет в январе — марте. Опыт работы в приютах, кризисных центрах, группах социальной защиты показывает, что для оказания квалифицированной помощи детям данной категории необходима комплексная диагностика развития ребенка с привлечением разных специалистов (врачей, психологов, дефектологов, социальных работников, игротерапевтов, психотерапевтов). На основе анализа истории развития ребенка с учетом результатов психологического и педагогического обследования составляется краткая характеристика на каждого с указанием предполагаемых направлений работы по преодолению выявленных нарушений.

Вторая программа «Ты — мой друг, и я — твой друг» для детей 6 -7 лет является логическим продолжением первой.

Дети из неблагополучных семей «группы риска» имеют ряд специфических особенностей. Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Жизнь детей в социально-педагогических учреждениях не может заменить им опыт семьи и родительскую любовь. Дети тяжело переживают отрыв от семьи и по-прежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье. Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе.


Тревожность таких детей, их неуверенность приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Нарушается нормальное развитие чувств детей. Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье — таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Тумский детский сад «Огонёк», Клепиковского района,

Рязанской области, Россия.

В нашем обществе наблюдается небывалый динамизм всей социальной жизни людей. Усилились такие негативные тенденции как: резкое снижение духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезадаптации, безработица, криминализация общества, нарастание процесса деформации семьи. Все это болезненно сказалось на жизни детей и подростков. Возникает множество неблагоприятных факторов приводящих к риску. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Дети группы риска – это дети и подростки в жизни, которых присутствует один или несколько факторов способствующих появлению отклонений от общественных норм и социализации.

Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п. Дети данной категории особенно нуждаются в педагогической поддержке.

Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Каждый социальный институт должен найти своё место в общей деятельности по работе с детьми «группы риска». Важную роль в этом должны играть учреждения дополнительного образования, которые по-прежнему в детской и молодёжной среде остаются достаточно востребованными, поскольку их деятельность всегда строилась на интересах ребёнка и его развитии. Таким образом, основной составляющей деятельности учреждений дополнительного образования должно стать вовлечение в творческую среду подростков и молодёжи, имеющих проблемы в поведении.

Социально-педагогический аспект совершенствования работы учреждения дополнительного образования с детьми «группы риска» может быть реализовано в следующих направлениях :

Организация работы по профилактике девиантного поведения с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с младшего школьного возраста;

Смещение акцентов в профилактической и коррекционной работе на позицию индивидуализации этой работы;

Учёт позиции ребёнка как активного субъекта организации работы по профилактике и коррекции поведения;

Целесообразность применения в профилактической работе методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности детей и подростков и стимулирующих развитие положительных;

Организация работы с семьёй на содержательном уровне через реализацию программ учреждений, направленных на мобилизацию нейтрализующего потенциала семейной среды;

Организация досуга детей через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования.

Психологический аспект совершенствования работы с детьми «группы риска» может быть осуществлён по нескольким направлениям в зависимости от объекта воздействия: работа с детьми, родителями, педагогами и другими участниками воспитательного проекта. Различные формы работы с детьми «группы риска» обусловлены наличием у них психологических трудностей.

К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:

Взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

Взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

Самоотношение, самопонимание;

Формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»;

Внутреннее одиночество, невыраженность и непонятость другими;

Поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного;

Поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

Отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

Обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;

Переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

Неорганизованность;

Зависимость от других, низкая сила своего «я»;

Трудности в обучении;

Отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

Трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и.т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

Чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.

Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.

В учреждении дополнительного образования детей работа с детьми группы риска начинается с просветительской деятельности. На педагогическом совете руководитель знакомит педагогов с классификацией обучающихся, находящихся в зоне или группе риска, теоретическими аспектами по работе с детьми группы риска.

Система работы учреждения дополнительного образования детей с воспитанниками группы риска основывается на нормативных документах федерального, регионального, муниципального уровней.

Работу педагога можно разделить на следующие этапы:

1. Изучение первичной информации о воспитанниках конкретной группы.

Взяв новый коллектив, педагог выясняет:

кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине;

кто состоит на внутришкольном учете, когда и почему был поставлен на него;

какие формы работы использовались с данными детьми, какие из них явились более эффективными;

в каких семьях и условиях проживают данные воспитанники.

Педагогу необходимо узнать особенности нового коллектива, какую роль играют в нем стоящие на учете ребята из «группы риска» и заполнить на каждого из них карту.

2. Выявление учащихся группы риска

Педагог:

Составляет карту группы по выявлению детей группы риска;

Выявляет детей группы риска в соответствии с классификацией;

Составляет банк данных детей группы риска.

3. Планирование работы с детьми группы риска

Педагог планирует воспитательную деятельность с учетом форм и методов работы с воспитанниками, находящимися в зоне или группе риска.

4. Реализация плана воспитательных мероприятий.

Педагог сопровождает и координирует выполнение намеченных мероприятий плана с детьми группы риска, подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация учреждения дополнительного образования).

При организации работы с детьми группы риска можно выделить несколько общих правил , которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ребёнка. Любая догадка должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом необходимо давать родителям и другим педагогам ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой детей и с педагогами.

Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Необходимо помнить: всякое вмешательство в конкретную семью и судьбу отдельного ребенка требует неукоснительного соблюдения этических норм, высокого профессионального такта, уважительного отношения и к конкретной семье и к отдельному ребенку.

Теоретические аспекты работы с детьми группы риска

В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.

1. Одаренные дети.

1. Одаренные дети.

Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.

Исходя из этого, можно условно выделить четыре вида детской одаренности:

1) Интеллектуальная или академическая;

2) Художественно-эстетическая;

3) Спортивно-физическая;

4) Социально-лидерская.

В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.

Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети:

Негативное отношение к учёбе и воспитанию;

Нарушение отношений с родителями;

Подверженность частым перепадам настроения;

Дух противоречия;

Депрессия;

Низкая самооценка;

Высокая тревожность;

Чувство непохожести на других;

- «гонимость»;

Тенденция к самооправданию;

Перекладывание вины на других;

Недостаток настойчивости;

Неприятие руководства;

Скука;

Неприятие состязаний;

Чувствительность к критике при любви покритиковать других;

Некоторая надменность;

Склонность ставить нереалистические цели и др.

Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

Дети с проблемами в обучении и развитии – это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам. Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными особенностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи, с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.

В отечественной психологии и педагогике имеется достаточно исследований о сущности школьной неуспеваемости и причинах ее появления. Считается, что в дидактике само понятие неуспеваемости неразрывно связано с содержанием и процессом обучения.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, а систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу, их уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Дети вынужденно пропускают много учебных занятий, а поэтому отстают в освоении учебного материала, в развитии познавательной сферы.

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, морально-экономических трудностей своей семьи.

Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые

семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-инвалиды, семьи беженцев, семьи участников военных действий, в данный момент актуально добавить в эту классификацию семьи мигрантов. Семья, находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, испытывает потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом, семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть благополучной для полноценного воспитания ребенка, поскольку сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.

Семья, находящаяся в пограничной зоне, т.е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до статуса неблагополучной. Позитивные изменения условий жизни ребенка в семье гарантируют улучшение семейных отношений и стиля воспитания.

К группе риска можно отнести семью, перешедшую границу зоны риска и ставшую неблагополучной. Нарушение функций семейного воспитания является главным показателем неблагополучной семьи.

К основным нарушениям относятся:

1. уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг;

2. деструктивное поведение родителей;

3. грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами.

5. Педагогически запущенные дети.

Центральное место в классификации занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким признакам. Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.

Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми. Часто такие дети не «приживаются» в одном образовательном учреждении, безрезультатно меняют места учебы, кружки, секции, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками.

Термин «запущенный» в однокорневом контексте близок прилагательному «упущенный», что является синонимом слов «попустительский», «брошенный».

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация в стране резко обострили проблему «брошенности» детей. И речь идет не только о не имеющих дома, ушедших из дома, детях «улиц», но и о тех, которые не имеют опоры в семье, оказались ненужными своим родителям. В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных (скрытых) формах беспризорности. Побеги из дома совершают дети даже из обеспеченных семей, а в психолого-педагогической коррекции, связанной с отклоняющимся, аномальным поведением, нуждаются подростки из кажущихся вполне благополучными семей.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы:

· Родители, школа и учреждение дополнительного образования обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствии адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.

· Адекватное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.

· Специалисты системы сопровождения должны в комплексе подходить к решению проблем ребенка, качественно организовывать профилактическую работу в образовательном учреждении.

· Необходимо системное эффективное взаимодействие специалистов различных служб и ведомств (управления образования, ОДН, КДН, управления по делам семьи, материнства и детства, управления культуры и молодёжной политики, управления здравоохранения), которое организуется на основе открытости и комплексности в подходах при решении проблем конкретного ребенка, семьи.

Когда семья, находясь в зоне социально-экономического или педагогического риска, не в состоянии помочь ребенку пережить последствия психологической травмы, облегчить моральные страдания и потери; когда школа винит в неуспеваемости самого ребенка, а не профессиональную некомпетентность педагога; когда «нестандартный» ребенок не находит в кружке, секции и дома возможностей для развития, он вынужден уйти на улицу, у которой есть свои требования ко всему живому. И тогда по законам естественной природы, в борьбе за место под солнцем первыми всегда погибают самые слабые и беспомощные – дети.









2024 © rukaraoke.ru.