Занятие эмоции для старших дошкольников. Практический материал. Игра «Летает — не летает»


Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «Страна Эмоций»

Автор : Болдарева Светлана Александровна, практический психолог, Шахтёрское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №9 "Восход"
Описание : Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «Страна Эмоций». Данная разработка будет интересна педагогам ДОУ, психологам.

Тема : Страна эмоций

Цель :
- Учить детей самостоятельно создавать на песке разные города;
- Познакомить детей со способами избавления от страха;
- Закрепить знания детей об эмоциях, снизить агрессивность, тревожность, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике;
- Развивать эмоциональную сферу, кинестетическую чувствительность, творческое воображение, умение фантазировать, размышлять, самостоятельно делать выводы, развивать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи;
- Воспитывать доброжелательное отношение к другим.

Оборудование и материалы:
оформление музыкального зала - деревья, цветы, озеро, река, туннель, ковер, сухой душ, капельки дождя с изображением эмоций, аквариум с замком из песка, цветки добра, гимнастическая скамейка, стаканчики с водой, семена, лотки с цветным песком, игрушки, тёмные воздушные шарики, музыка: релаксационная, звуки водопада, мультимедийная презентация, клубок ниток, корректурные таблицы, подарки - игрушки «Веселунчики».
Количество участников: 6 человек.

Возраст детей: 5 лет

Методические приемы:
Словесный - беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.
Наглядный : слайды, корректурные таблицы
Стимулирования - создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.
Игровой : игра с препятствиями.
Музыкальное сопровождение: звуки природы.

Ход занятия:

Психолог :
В детском саду - новый день,
Всем мы скажем: «Добрый день».
Добрый день тебе и мне,
Всем мы скажем на Земле.
Психолог :
- Дети, а какое у вас сегодня настроение? Очень хорошо, что настроение у вас радостное - посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте поделимся с ними частичкой хорошего настроения. (Дети дуют на ладошки). А каким еще бывает настроение?
- Давайте вспомним, как меняется выражение лица, покажем:
Когда нам грустно - мы делаем так.
Когда мы удивлены - делаем вот так.
Когда мы напуганы - мы вот такие.
Когда мы злимся - мы уже такие.
А когда радуемся - то вот такие.
- Молодцы, все справились с заданием, а сможете отгадать настроение с помощью глаз?
- А что нам может испортить настроение? (Болезни, плохая погода, страх, обида.)
- А нужно ли бороться с плохим настроением? А как это можно сделать? (Всем вместе, потому что вместе веселее, а одному трудно.)
- Как объединиться? (Взяться за руки, встать рядом.)
- Я хочу вам кое-что предложить. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться.
Тот, кому он в руки попадет
Доброе слово всем пусть назовет.

Упражнение «Волшебный клубочек»
Цель : формирование эмпатии, визуализации невидимого связи между людьми.

(Дети садятся в круг, передают друг другу клубочек, поочередно называя доброе слово и наматывая ниточку на палец.)
- Эта ниточка связала нас в одно целое. Каждый из нас нужен в этом мире. Посмотрите, у нас получилась цепочка добрых, искренних слов. А изменилось от этих слов ваше настроение? Например, у меня на сердце стало приятно и тепло. А у вас?
- Давайте смотаем наш добрый клубочек и будем хранить его в группе. А если кому-то вдруг станет грустно или будут нужны хорошие слова, нужно подержать клубочек в руках – он сразу напомнит все добрые и искренние слова.

Дети, но, несмотря на то, что мы друг другу говорили только хорошие слова, есть в Стране Эмоций - королевство Злости, в котором правит колдунья Злорада. Именно она и ее помощники пытаются сделать наши сердца каменными. Они посылают нам страхи, обиды, плохое настроение, безразличие. Поэтому я приглашаю вас в путешествие в Королевство Злорады. В нашем мире всегда есть люди, которые способны победить Злораду, разрушить ее королевство Злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому королевства непростая. Нам нужно выдержать немало препятствий, но мы будем друг другу помогать. А путешествовать мы будем на ковре, который умеет летать.
Упражнение «Летучий ковер»
Цель : развивать чувство единства группы, уверенности в ситуации физического сближения.


- Дети, становится на ковер, возьмитесь за руки или обнимите друг друга, чтобы не упасть во время полета (звучит релаксационная музыка).
- Закрывайте глаза, и представьте, как мы летим высоко в небе, над лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся все выше и выше, летим над облаками. Поддерживайте товарищей. Вот мы и приземлились в королевстве Злости. Открывайте глаза.
- Нам нужно дойти до ее замка. Но прежде чем продолжать наше путешествие нужно проверить не приготовила или она какие-либо неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы Злорада нас не заметила.
- Как вы думаете, в кого нам нужно превратиться, чтобы нас не заметили? (В дерево, животных, цветы.)
- Давайте попробуем замаскироваться. (Дети маскируются, а один ребенок угадывает).
Упражнение «Превращение»
Цель : развитие воображения, внимания, умений превращаться.
- Молодцы, Злорада нас не заметила. Но что это за письмо на нашем пути? Давайте его попробуем прочитать. Як вы думаете, что это может означать? Итак, чтобы продолжить путешествие нужно выполнить задание.
Упражнение «Корректурная таблица»
Цель: развивать психические процессы, самостоятельно делать умозаключения, формировать знания об окружающем мире. Психолог раздаёт детям таблицы и все вместе выполняют задания.


(Звучит музыка водопада)
- А сейчас нам нужно пройти через этот водопад, давайте подойдем к этому цветного водопада.
Упражнение «Сухой душ»
Цель : снять мышечное напряжение, учить детей согласовывать свои действия со сверстниками, формировать эмоциональный позитив, эмпатии.


- Какого цвета струи воды? Выходя из-под водопада, вы будете говорить, какое у вас настроение и что вы чувствовали под струями воды. (Дети рассказывают про свои чувства, впечатления).
- Дети, а что это у водопада? (водяные капельки). Давайте соберем капельки.
Упражнение «Капелька дождя»
Цель : развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображением.
- Что чувствует твоя капелька?
- Ой, дети, кажется водопад этот не простой, а клеевой. И вместо водички из него льется... .. (клей). Мы все склеились. (Дети держат друг друга за руку). Но у нас нет времени ждать, пока клей высохнет, нам надо спешить. Что же нам делать?


(Надо двигаться вместе.)
Дети переходят через препятствия не разрывая рук: проходят озеро, перепрыгивают через ручей, переступают через камни, перелезают через туннель.
- Ну, вот пока мы шли клей уже застыл и мы отклеились друг от друга.
(Звучит «страшная» музыка)
- Дети посмотрите, мы с вами пришли к какой-то пещеры. Давайте посмотрим, что же там находится. Что вы чувствуете? Посмотрите, здесь что-то лежит. (Воздушные шары тёмного цвета) Как вы думаете что это? (Ответы детей)
- Злая колдунья прячет у себя в пещере детские страхи, посмотрите как их много, возможно здесь и ваш страх. Что же нам с ними делать? Возьмите шарик, представьте, чего вы боитесь больше всего и лопните шарик.
Упражнение «Преодолей страх»
Цель : преодолеть страхи, стать увереннее и решительным.


- Дети, мы уничтожили наши страхи. И помогли многим детям и себе. Ведь мы теперь не боимся Злораду. А нам нужно отправляться дальше (Дети идут за психологом, психолог обращает внимание на рассыпанные семена под ногами)
- Друзья посмотрите, Злорада разбросала семена злости. Что из них вырастет, если мы их не соберем? (Цветы печали, деревья злости, обиды.)
- Так эти деревья превратятся в страшный лес и навсегда останутся в нашем мире. Собирать их можно только парами держась за руки.
Упражнение «Собери семена»
Цель : развитие умения действовать вместе. (Дети собирают семена).
- Дети держите эти семена крепко - крепко в кулачке, чтобы не рассыпать. Хотела Злорада вырастить лес злости, но у нее ничего не получилось.
- А вот и замок Злорады.
(Психолог с детьми подходит к «замку - аквариуму», замок построен из песка, в него ведет мостик через ров - гимнастическая скамья; в начале мостика столик на котором стоят стаканчики с разноцветной жидкостью)
- Нам осталось пройти последнее препятствие, перейти по этому мостику через ров. Пусть каждый из вас высыплет семена злости в стаканчик с волшебной жидкостью. Злость превратится в добро и будет направлена против колдуньи. Возьмите стаканчики и пройдите по мостику, чтобы не разлить волшебную жидкость. Вылейте эту жидкость на стены Замка, чтобы уничтожить Злораду.
Упражнение «Не пролей воду»
Цель : формирование уверенности в собственных силах, развитие координации движения.
- Мы разрушили замок Злорады. А на его месте вырос цветок добра, тепла, дружбы, любви. Я предлагаю вам построить волшебный город, где царит любовь и добро. Но сначала предлагаю вам его представить.
Упражнение - релаксация «Волшебный город на земле»


- Присядьте на пеньки, закройте глаза и попробуйте расслабиться, снять напряжение. Сядьте так, будто вам хочется немного отдохнуть. Почувствуйте, как вам становится теплее. Тепло опускается в руки. Руки расслабляются, становятся тяжелые и теплые. Дыхание свободное и равномерное. Вам дышится легко и приятно. Почувствуйте, как расслабляется спина, шея, голова, щеки, подбородок, губы. Глаза становятся тяжелые, слипаются. Попробуйте представить себе город, где вам очень хорошо! Город, который вы когда - ни будь видели или город, какой рисует ваше воображение. Рассмотрите его. Какой он? Рассмотрите, где вы находится? Какие ощущения вызывает у вас этот город?
- Запомните его цвет, аромат. Возьмите с собой его тепло. Вы всегда можете вернуться. Сожмите руки в кулаки, сильно потянитесь вперед, вверх. И медленно открывайте глаза. Поверните голову вправо, влево, улыбнитесь.
- Как вы себя чувствуете? (ответы детей по желанию)
- Вы побывали в волшебном городе, там, где вам было приятно, хорошо, уютно. Давайте построим волшебный город, который вы представили.
Упражнение «Поздравления с песком»
- Выберите лоток с песком, который нравится вам по цвету.

Цель : снижение психоэмоционального напряжения, развитие творческого воображения.
Психолог :
Дорогие дети, улыбнитесь,
И на песочек посмотрите.
В песочке мы снова будем играть
И волшебный город изображать.
Поэтому к песочку подойдите,
И в него руки опустите.
Поздороваемся с песком,
Нашим дорогим дружком.
Но печальный наш дружок,
Потому что очень одинок.
Давайте мы его повеселим,
Пощекочем, рассмешим.
Засмеялся наш дружок.
Покатился вновь его клубок,
Как веселый ручеёк.
В сказку нам дорожку он покажет -
Про волшебный город всё расскажет!
(Дети строят из песка «волшебный город», психолог поддерживает, ободряет детей, выражает свою заинтересованность)

Психолог :
Хорошо, друзья, мы поработали,
И волшебный город все построили.
Будем теперь мы дружно жить
И только добро всем людям дарить.
Обсуждение :
- Какое у вас настроение? Кто хочет рассказать о своем волшебный город?

Разделы: Работа с дошкольниками

Работая на протяжении ряда лет педагогом-психологом в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, я пришла к выводу, что необходимо разработать цикл занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что эмоции детей с общим недоразвитием речи поверхностны и неустойчивы, вследствие чего эти дети внушаемы, подражательны и легко могут следовать за другими в своем поведении. Они, как правило, обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими. Так же отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: дети не готовы к “эмоционально теплым” отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Все вышесказанное подтверждается результатами проведенной психодиагностики с детьми старшего дошкольного возраста (17 детей) по методике “Кактус” (модификация М.А.Панфиловой). У 41,2% детей отмечается высокий уровень агрессивности и импульсивности и у 47,1% - неуверенности в себе и тревожности.

Почему я затронула именно эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного возраста? Во-первых, сформированность эмоционально-волевой сферы является одним из основных компонентов психологической готовности к школьному обучению. И насколько у ребенка будет развита эмоциональная устойчивость, умение ограничивать эмоциональные порывы, уверенность в преодолении трудностей, а так же, насколько он будет уметь предчувствовать и переживать отдельные последствия своей деятельности - настолько у него успешнее пройдет адаптация к школьному обучению, и тем успешнее он будет обучаться. Во-вторых, старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе. Дети данного возраста уже в состоянии проявлять самостоятельность в решении социальных задач, учатся договариваться и учитывать интересы других, сдерживать свои эмоциональные порывы.

Предлагаемые мной занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы построены в игровой форме, так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игр.

Цикл игровых занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

I блок занятий

Тема:

Я и другие

Цель: Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.

Задачи:

  • осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей;
  • развитие у детей чувства принадлежности к группе детского сада. Получение опыта позитивного взаимодействия с другими людьми;
  • понимание детьми эмоций и настроения других людей на вербальном и невербальном уровне.

Занятие 1 “Мое Я”

  1. Упражнение “Дружба начинается с улыбки”. Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
  2. Упражнение на развитие позитивного самовосприятия: “Как меня зовут”. Детям предлагается назвать свое имя: краткое, полное, ласковое и т.д.
  3. Игра на осознание детьми своих особенностей и способностей: “Ветер дует на …”. Детям предлагается изобразить “ветерок”: “Ветер дует на того, кто больше всего любит сладкое…, кто любит рисовать…”.
  4. Игра на осознание детьми собственной внешности: “Радио”. Детям предлагается “найти” ребенка по описанию.
  5. Рисование на тему “Автопортрет”.

Занятие 2 “Каждый привлекателен по-своему”

  1. Упражнение “Комплименты”. Детям предлагается встать в круг и взяться за руки, глядя в глаза соседу сказать что-нибудь приятное.
  2. Игра на осознание детьми особенностей и способностей других детей: “Скажи хорошее о друге”. Выбирается ребенок и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке.
  3. Игра на осознание детьми физических особенностей других детей: “Найди друга”. Ребенку завязывают глаза и предлагают подойти к любому ребенку и узнать его. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки.
  4. Рисование на тему “Портрет друга”.

Занятие 3 “Мы все разные, но живем в одной группе”

  1. Упражнение “Круг друзей”. Детям предлагается встать в круг и взяться за руки. Затем по кругу пожать руки.
  2. Игра на развитие у детей чувства принадлежности к группе: “Сочиним историю”. Детям предлагается продолжить историю: “Жили-были дети подготовительной к школе группы детского сада №67…”, следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Педагог корректирует сюжет истории.
  3. Игра на развитие у детей чувства групповой сплоченности: “Доброе животное”. Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: “Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!” Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. “Вдох – все делаем шаг вперед, выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.”.
  4. Коллективная работа для отсутствующих детей в детском саду “Что не сможет один, сделаем вместе”.

Занятие 4 “Волшебные средства понимания”

  1. Упражнение “Глаза в глаза” Детям предлагается поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга.
  2. Игра на умение детей быть внимательным к действиям других детей: “Зеркало”. Педагог становится перед детьми и говорит, что все дети “зеркала”, и просит как можно точнее повторять его движения. После этого дети выполняют движения в парах.
  3. Игра на развитие у детей умения понимать других детей на вербальном уровне: “Испорченный телефон”. Дети садятся в шеренгу. Педагог шепотом на ухо первому ребенку говорит слово (фразу), тот передает его шепотом второму и т.д. до последнего. Последний ребенок произносит услышанное слово (фразу) вслух. Если слово (фраза) не искажено, то телефон исправлен, если же искажено, то выясняется, кто испортил телефон, спрашивая по очереди, кто что слышал.
  4. Игра на умение детей понимать мимику и пантомимику других детей: “Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем”. Ребенок-“зритель” уходит за ширму, оставшиеся дети решают, что и как они будут показывать. Затем “зритель” внимательно наблюдает за товарищами и отгадывает, что они делают и где они находятся.
  5. Игра на умение детей договариваться друг с другом. “Мозаика в парах”. Каждая пара детей получает мозаику. Задача заключается в том, чтобы дружно и быстро сложить общую картину.

II блок занятий

Тема:

Радуга настроений

Цель: Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний.

Задачи:

  • умение детей описывать вербально, графически свое настроение. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Знакомство с мимикой и пантомимикой;
  • ознакомление детей с различными эмоциями;
  • ознакомление детей со способами снятия психомышечного напряжения.

Занятие 5 “На что похоже настроение?”

  1. Упражнение “Общий круг”. Детям предлагается “поздороваться” глазами со всеми детьми.
  2. Упражнение на развитие у детей умения вербально описывать свое настроение: “На что похоже настроение?”. Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение.
  3. Этюд “Тренируем эмоции”. Детям предлагается: нахмуриться, как осенняя туча; улыбнуться, как кот на солнце; позлиться, как ребенок, у которого отняли игрушку; испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; устать, как мама после работы; обидеться, как ребенок, которого не взяли в игру; удивиться, как ребенок, который увидел большого слона на улице; погрустить, потому что на улице дождь; похвастаться новыми туфлями и т.д.
  4. Этюд “Как чувствую, так и говорю”. Предложить детям произнести фразу “Пойдем играть” грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно, скромно, устало, удивленно, виновато.
  5. Рисование на тему “Мое настроение”.

Занятие 6 “Разделенная радость – двойная радость”

  1. Этюд “Солнечный зайчик”. Детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться и представить, что к ним в глаза заглянул солнечный зайчик. Предложить закрыть глаза и нежно погладить ладонями зайчика, скользящего по лбу, по носу, по ротику, по щечкам, по подбородку. А затем глубоко вздохнуть, и улыбнутся друг другу.
  2. Игра на умение использовать детьми мимику и пантомиму: “День рождение”. Выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый “подарок-образ” имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.
  3. Этюд “На лесной полянке”
  4. На полянке собрались
    Лисы, белки, звери.
    Песни, пляски завели
    У зеленой ели.

  5. Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке, и поводить хоровод.
  6. Игра на снятие психонапряжения у детей: “Две страны”. Педагог рассказывает сказку о том, что когда-то давным-давно было две соседних страны. Одну населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другую – грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселой страны было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Затем детям предлагается разделиться на две “страны”. Дети из веселой страны пытаются заразить своим смехом и радостью детей из грустной страны. Дети, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают передавать своей радостью тем, кто еще грустит.
  7. Рисование на тему “Дерево радости”. Педагог раздает детям контурные изображения дерева и цветные карандаши. Задача детей – передать “радостное настроение” дерева.

Занятие 7 “У страха глаза велики”

  1. Игра на умение детьми вербально описывать свой страх: “Расскажи свой страх”. Педагог рассказывает о своих детских страхах, а затем просит детей, по желанию, рассказать о ситуациях, когда им было страшно.
  2. Игра на снятие психомышечного напряжение: “Рыбаки и рыбка”. Выбирается ребенок – “рыбка”, остальные встают в две колоны и берутся за руки по двое, образуя “сеть”. “Рыбка” хочет выбраться из сети, а “сеть” колышется, задевает ее спину, голову. Когда рыбка выползает из “сети”, она становиться “сетью”.
  3. Этюд “Ты – лев!”. Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что каждый из детей лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный и мудрый. Он красив и выдержан, горд и свободен. И его зовут так же, как каждого из детей, у него их глаза, руки, ноги и тело. Лев, которого каждый из детей представил – это они.
  4. Рисование на тему: “Рисуем страх”. Детям предлагается нарисовать то, чего он больше всего боится.

Занятие 8 “Делая зло, на добро не надейся”

  1. Упражнение “Злюка”. Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:
  2. Жил(а)-был(а) маленький(ая) мальчик(девочка).
  3. Маленький(ая) мальчик(девочка) сердит(а) был(а).
  4. Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.
  5. Игра на снятие психонапряжения детей “Волшебные мешочки”. Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.
  6. Этюд “Возьми себя в руки”. Педагог говорит, что как только кто-нибудь из детей почувствует, что забеспокоился, захотел кого-нибудь стукнуть, что-то крикнуть, есть очень хороший способ доказать себе свою выдержку: обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди. Эту позу называют – позой выдержанного человека.
  7. Рисование на тему “Мой гнев”. Педагог предлагает детям цветовыми пятнами изобразить свой гнев.

Занятие 9 “Печаль беде не помощник”

  1. Игра на активацию положительных эмоций для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти. Педагог обращает внимание на ребенка, который утром пришел в детский садик грустный, предлагает ему присесть на стульчик. А остальные детям дается задание придумать как можно больше хороших слов, адресованных их товарищу.
  2. Игра на умение детей распознавать свои эмоции и чувства: “Закончи предложение”. Детям по очереди предлагается закончить предложения: “Я обижаюсь, когда…”; “Я сержусь, когда…”; “Я грущу, когда…” и т.п.
  3. Этюд “Кто как радуется”. Детям предлагается встать в круг и показать без слов, как они радуются при встрече с другом, подарку и т. д.
  4. Рисование на тему “Смешной рисунок”. Педагог предлагает детям по очереди с закрытыми глазами нарисовать зайца, слона и т.д.

III блок занятий

Тема:

“Каков характер – таковы и поступки”

Цель: Формирование у детей нравственного поведения, положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.

Задачи:

  • формирование способности управлять негативными эмоциями
  • регулировать собственную позицию через социальные эмоции, моральную самооценку, произвольное поведение, соподчинение мотивов.

Занятие 10 “Добрые волшебники”

  1. Упражнение “Эстафета дружбы”. Детям предлагается взяться за руки и передать, как эстафету - рукопожатие.
  2. Беседа о добрых и злых людях.
    - Кого называют добрым? Кого называют злым?
    - Как ведут себя добрые люди? А как ведут себя злые люди?
    - Какие слова говорят добрые люди?
    - Какие слова говорят злые люди?
    - Кого из детей нашей группы можно назвать добрыми? Почему?
    - Приведите примеры злых героев из фильмов, мультфильмов. Почему они злые?
    Составление правил доброты.
    - Как вы думаете, что такое правила?
    - Давайте вспомним все, что мы говорили о доброте, о добрых людях и составим правила доброты.
    Правила доброты:
    - помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
    - прощать ошибки других;
    - не жадничать;
    - не завидовать;
    - жалеть других.
  3. Игра на решение проблемных ситуаций “Заколдованные картинки”. Педагог показывает “заколдованную” картинку, на которой нарисовано неправильное поведение детей (например, мальчик обижает маленькую девочку; драка двух мальчиков; хулиган дергает кошку за хвост и т.д.). Дети объясняют, почему эта картинка заколдованная. После этого педагог просит детей расколдовать картинку, придумав правильное поведение детей.
  4. Этюд “Спаси птенца”. Педагог предлагает детям представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец. Вытянуть руки ладонями вверх. Согреть его, спрятать в ладонях птенца, подышать на него и т.д. А затем предложить раскрыть ладони и представить, что птенец радостно взлетел; улыбнуться ему.

Занятие 11 “Вежливость необходима каждому”

  1. Игра “Вежливый клубочек”. Дети сидят в круг. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом произносит “волшебное” вежливое слово. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.
  2. Беседа о вежливых людях.
    - Кого называют вежливым? Кого называют грубияном?
    - Как ведут себя вежливые люди? А как ведут себя грубияны?
    - Какие слова говорят вежливые люди?
    - Кого из детей нашей группы можно назвать вежливым? Почему?
  3. Составление правил вежливости.
    - Давайте вспомним все, что мы говорили о вежливости, о вежливых людях и составим правила вежливости.
    Правила вежливости:
    - вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;
    - будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся;
    - не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь;
    - не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
  4. Игра на решение проблемных ситуаций “Заколдованные картинки”. Педагог показывает “заколдованную” картинку, на которой нарисовано неправильное поведение детей (например, мама несет тяжелые сумки, а сын ей не помогает, мальчик не уступает место бабушке в автобусе и т.д.). Дети объясняют, почему эта картинка заколдованная. После этого педагог просит детей расколдовать картинку, придумав правильное поведение детей.
  5. Игра “Праздник вежливости”. Педагог объявляется детям, что сегодня в группе праздник вежливости и что вежливые люди никогда не забывают благодарить окружающих, поэтому каждый из детей может проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за добрые поступки.

Занятие 12 “Честность всего дороже”

  1. Упражнение “Честные глаза в сторону не глядят”. Детям предлагается сесть в круг и посмотреть в глаза друг другу.
  2. Беседа о честных людях.
    - Кого называют честным человеком? Кого называют вруном?
    - Как вы думаете, трудно быть честным человеком? Почему?
  3. Составление правил честности.
    Правила честности:
    - сказал – сделай;
    - не уверен – не обещай;
    - ошибся – признайся;
    - забыл – попроси прощения;
    - говори то, что думаешь;
    - не можешь сказать правду – объясни почему;
    - не выдавай чужую тайну.
  4. Упражнение на составление рассказа: “Честный поступок друга”. Детям предлагается вспомнить честный поступок друга и составить рассказ.
  5. Игра “Горячий стул”. Участники рассаживаются в круг. В центре круга ставится пустое кресло (“горячий” стул). Дети по очереди садятся на него. Остальные участники по кругу рассказывают сидящему в центре, что они ценят в нем и какие его качества, по их мнению, являются негативными, над чем необходимо поработать. Условие - честно высказывать свое мнение.

Используемая литература

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006
  2. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2005
  3. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. - Ярославль: Академия развития, 2000
  4. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006
Разработала: педагог дополнительного образования, педагог-психолог Кобзева Татьяна Михайловна

Возраст: 4-5 лет

Продолжительность занятия: 30 минут

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

    Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.

    Развивать саморегуляцию дошкольников.

    Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.

    Знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть.

Инструментарий: карточки – «колобки» с изображением базовых эмоций – радости, грусти, удивлении, злости; магнитола для аудио-сопровождения,.

1. Организационный момент

Упражнение «Лучики солнышка»

Цель: создание положительного настроя в группе.

Дети вместе с педагогом встают в круг и одну руку протягивают в центр, укладывая ладошки друг на друга, как лучики солнышка.

Мы лучики одного большого доброго солнышка. Своим светом мы радуем других, а своим светом согреваем все вокруг. А теперь давайте улыбнемся друг другу, чтобы наше тепло наполнило наш кабинет.

2. Основная часть

Вспомните, ребята, о каких чувствах мы с вами говорили на предыдущих занятиях? Что помогает нам, глядя на человека сказать радуется он, грустит, удивляется или злится?

Дети отвечают: Мы смотрим на выражение его лица, на глаза, губы и можем определить.

Замечательно, что вы это хорошо знаете. А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Настроений, где мы встретимся с жителями этой страны.

Давайте встанем друг за друга в паровозик и поедем в путешествие по этой чудесной стране. (Двигаются по классу под детскую песню «Паровоз-Букашка»)

И наша первая станция «Дружилкино». Здесь нам предстоит найти новых друзей. Прошу присаживаться.

Ребята, давайте сейчас встретим жителей этого города.

Итак, первый житель (показывается картинка первого колобка)

Ребята, вы узнали кто это?

Дети отвечают: Смайлик, человек, колобок.

Конечно же это Колобок! Как вы думаете, что он чувствует? (радость, грусть, злость или удивление)?

Дети отвечают: Радость

Правильно! Радость. А как вы догадались?

Дети отвечают: Он улыбается

Конечно, он улыбается!!! Давайте улыбнемся вместе с ним. (Дети выполняют)

Но этот колобок пришел к нам не один, а со своим братом. Давайте встретим и его.

А вот и второй гость (показывается картинка второго колобка)

А что чувствует этот колобочек (радость, грусть, удивление или злость)?

Дети отвечают: Грусть

Конечно, он грустит! А как вы узнали?

Дети отвечают: По глазам, по губам

Разумеется, ребята, у него уголки губ опущены вниз и брови «домиком». Давайте погрустим вместе с ним (Выполняют)

А теперь к нам пожаловал третий брат. Посмотрите на него внимательно. Что он испытывает?

Дети отвечают: Удивляется

Молодцы! Это удивление! По каким признакам мы можем это узнать?

Дети отвечают: большие глаза, открыт рот

Да, ребята! У нашего колобка широко распахнуты глаза и открыт рот.

Давайте удивимся вместе с ним (Выполняют)

Ну и наш четвертый гость. Встречаем его. Что мы можем сказать о нем?

Дети отвечают: Он злой

Он злится и видим мы это потому что брови его нахмурены, рот растянут и

даже видны зубки. Давайте и мы так же позлимся (Выполняют)

Вот ребята мы и узнали жителей города «Дружилкино» и сумели с ними

подружиться.

Но нам пора. Становимся в паровозик и едем дальше. А наши новые друзья

едут с нами. (Двигаются по классу под музыку)

Мы прибыли на станцию «Игралкино». Присаживаемся на стульчики.

А теперь, вместе с жителями этой страны, поиграем в игру.

Игра «Покажи эмоцию»

Цель: научить детей определять и выражать эмоции.

Детям показывается один из колобков, а они показывают ту же эмоцию, что и у него.

Молодцы! Все в точности показали эмоции колобков.

Мы прибыли на станцию «Спортивкино» здесь все занимаются спортом,

делают зарядку. Присоединимся.

3. Физкультминутка

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

Молодцы!!! Но нам снова пора в путь. (Двигаются по классу)

Мы прибыли на станцию «Театралкино», здесь ребята, нам предстоит стать актерами и сыграть самые настоящие роли.

Игра «Выражение эмоций»

Цель: Развивать умение выразить мимикой удивление, радость, грусть и

злость. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей

положительные эмоции.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу… »

Дети выражают злость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают печаль.

Отрывок из сказки «Царевна-змея»:

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:

«Тянут – потянут, вытащили репку».

Дети выражают радость.

А теперь давайте похлопаем себе, как настоящим артистам!

Вот ребята, мы с вами и побыли героями наших любимых сказок. Какие чувства испытывали герои?

Дети отвечают: злость, грусть, удивление, радость.

4. Завершение

Упражнение «Мы тоже»

Цель: сплочение детей, выработка положительного настроя и эмоций.

Педагог рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «Мы тоже!».

«Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

Дети: «мы тоже!»

«Я дарю вам улыбку»

Дети: «мы тоже»

«Я радуюсь»

Дети : «мы тоже!»

«Я прыгаю от счастья!»

Дети: «Мы тоже!»

«Я вас люблю!»

Дети: «Мы тоже!»

«Я вас обнимаю!»

Дети: «Мы тоже» . (Все обнимаются в едином кругу)

Ваше настроение отличное?

Дети отвечают: Да!

Наша встреча закончена.

До свидания!

Цель - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Форма проведения - групповое занятие, 6-8 человек.

Материалы : магнитофон; аудиозаписи В. Шаинского - Ю. Энтин «Чунга-чанга», звуки природы, музыка для релаксации; коробочка, картинки с изображением эмоций; карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, тактильные дорожки.

Ход занятия.

I . Вступление.

1.Приветствие «Радостная песенка».

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа и спою песенку про то, как я рада его видеть - «Я очень рада, что (имя) в группе есть», а теперь все вместе «Мы рады, что (имя) в группе есть»

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче.

2.Игра «Разноцветное настроение».

Цель - отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите - у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик - цветок настроений. Каждый лепесток - разное настроение:

  • красный - бодрое, активное настроение - хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
  • желтый - веселое настроение - хочется радоваться всему;
  • зеленый - общительное настроение - хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
  • синий - спокойное настроение - хочется спокойно поиграть, посмотреть в окно;
  • малиновый - мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
  • серый - скучное настроение - не знаю чем заняться;
  • коричневый - сердитое настроение - я злюсь, я обижен;
  • черный - грустное настроение - мне грустно, я расстроен.

Мы отправим клубочек по кругу, и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

II. Основная часть.

3.Этюд «Танец радости».

Звучит аудиозапись музыки В. Шаинского - Ю. Энтин «Чунга-чанга»

Все становимся в круг, беремся за руки, теперь скачем, как радостные воробушки в солнечную погоду (дети танцуют 1-2мин) Теперь подставляем бока солнышку, как радостные котята (дети танцуют 1-2мин) У вас хорошо получается! А теперь прыгаем как радостные ребята на солнечной прогулке (дети танцуют 1-2мин) Хорошо! Настроение поднимается, ребята? Дети отвечают.

4.Игра «Коробочка эмоций»

Цель - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции радости, правильно их выражать, полноценно переживать.

Ребята, посмотрите, вот «Коробочка эмоций» предлагаю с ней поиграть. Внутри набор карточек, на которых изображены различные эмоции. Каждый берет себе одну карточку, не показывая ее остальным. После этого все по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Остальные зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.

Обсуждение: Какие эмоции легче показывать? А какие сложнее? Почему?

Ответы детей.

5.Упражнение «Музыка и эмоции»

Цель - способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством музыки, и развитию образного мышления.

Сейчас мы будем слушать музыкальные отрывки, а затем описывать настроение музыки.

Обсуждение: Какое настроение у каждой музыки было? Какие чувства вызывает? (веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная)

Дети прослушивают музыку и отвечают.

6. Упражнение «Волшебные дорожки»

Цель - способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством ощущений, прикосновений (мягкий, колючий, жесткий и т.д.)

Сейчас мы пойдем по волшебным дорожкам. Как думаете, почему дорожки волшебные?

Ответы детей

(Дорожки волшебные, потому что они разные - есть мягкие, приятные, а есть колючие, жесткие, шуршащие)

Какие чувства, ощущения вызывает у вас каждая дорожка? Какие прикосновения бывают у нас в жизни? Ответы детей.

III. Заключение.

7.Упражнение на релаксацию.

Цель - обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте по удобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, подумайте о приятном.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
  • Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
  • Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
  • Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
  • формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
  • формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
  • упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Состав группы:

Возраст участников: 5 – 6 лет.
Кол-во детей в группе: 6-8 человек
Продолжительность занятия: 30 минут.

Материал для занятия:

  • «Волшебный клубочек»;
  • Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.
  • Магнитная доска; Человечки-эмоции;
  • Бумага для рисования, карандаши;
  • Детские стулья по числу детей;
  • Зеркало;
  • Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;

Использованные технологии занятия:

  • Сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»;
  • Элементы здоровьесберегающей технологии
  • Игры с песком.
  • Психогимнастика.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение психологических игр и упражнений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
– Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.
Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)

– Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
– Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)
– Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)
– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:

Наш волшебный поезд
Всех друзей вперед увозит…

(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)

1 остановка. «Поляна Радости » (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
-А какое у него настроение?
-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

Например:

«Радость - это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - когда у всех».
«Радость - это когда у всех праздник».
«Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек».
«Радость - это когда нет войны».
«Радость - это когда все здоровы».
«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

– А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.
(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги - проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).

Психогимнастика « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.

-Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

Дети мысленно передают друг другу радость.

2 остановка. « Остров Грусти»

Что такое грусть?
-Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)
Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица… Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)
А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)
На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

3 остановка. « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)
Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
-Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

– А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

4 остановка. «Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
-Как вы догадались?
-Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.
-Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.
-Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.
– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.
Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.
Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
Мамы злятся, когда кушают мороженое.
Мамы злятся, когда на них кричат.
Мамы злятся, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».
Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.
Мамы злятся, когда их любят.
-Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).
-Я злюсь, когда… и т.д.
– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)
Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.
На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.









2024 © rukaraoke.ru.