Занятия по методике монтессори. Методика раннего развития О.Н. Тепляковой


Профессор Макато Шичида разработал более 40 лет назад уникальный метод раннего развития и обучения детей , который и на данный момент не потерял своей эффективности и актуальности среди родителей и педагогов.

Данный авторский метод направлен на развитие у малышей врожденной гениальности и творческой одаренности . Он был успешно апробирован в Японии, США, Австралии и других странах. Макато Шичида организовал 400 специализированных действующих центров для раннего развития детей и является автором более 100 книг, многие из которых переведены на английский язык. Макато Шичида уверен, что мозг ребенка в возрасте от полугода до трех лет способен накапливать неограниченное количество информации .

Маленькие исследователи в данный период отлично запоминают детали , стремятся познавать новую информацию и способны к креативному мышлению. Ученый уверен, что если родители будут активно стимулировать в процессе развития и обучения все пять сенсорных органов малыша, то смогут обеспечить ему прекрасную основу для дальнейшего органичного развития.

Кратко об авторе методики

Макато Шичида являлся членом Международной академии образования. Также Шичида проводил углубленные исследования работы головного мозга и получил докторскую степень в образования. Профессор Макато Шичида был награжден Почетной премией Всемирного Научного совета и Всемирной премией мира.

Шичида около 40 лет исследовал проблему раннего развития детей , изменяя традиционные взгляды родителей и педагогов. Профессор утверждал, что малыши уже с рождения обладают особыми способностями, которые можно активно развивать с помощью специальной методики. Шичида в своих бесценных научных трудах доказал, что в первые годы жизни у крохи происходит интенсивное развитие правого полушария мозга. После трех лет лидирующим становится левое полушарие мозга . С помощью правого полушария ребенок способен запоминать информацию, а левое полушарие помогает быстро ее анализировать. Макато Шичида сравнивал правое полушарие с архивом, где информация способна сохраняться навсегда, а левое полушарие наоборот отличается тем, что систематически избавляется от ненужной информации. Важной задачей родителей и педагогов является стремление развивать и синхронизировать деятельность двух полушарий . Это позволит крохе в будущем запоминать значительные объемы информации, оперативно вспоминать давно полученную информацию и проявлять высокие интеллектуальные способности.

По методике Макато Шичида работают многие дошкольные учреждения Японии, Канады, Китая и других стран. Педагоги с помощью специальных тренингов и упражнений, разработанных автором методики , развивают физические, интеллектуальные и эстетические способности малышей. Профессор уверен, что нет смысла ускорять процесс развития левого полушария у малышей до трех лет. Необходимо просто создать условия для активного развития малышей, используя возможности его сенсорной системы.

Основными принципами методики Макато Шичида являются следующие утверждения:

  • все новорожденные появляются на свет гениями;
  • для правильного и органичного развития малыша важна взаимосвязь между крохой и родителями;
  • активность правого полушария мозга способствует быстрому интеллектуальному развитию ребенка;
  • в процессе развития малыша необходимо участие его сенсорной системы;
  • системность и последовательность действий является важным фактором для успешного обучения ребенка.

Макато Шичида сделал важный шаг для развития поколения детей XXI века .

С помощью его разработок и методик современные дети смогут запоминать огромные объемы информации, быстро читать, свободно осваивать иностранные языки, достигать прекрасных спортивных результатов и даже обладать телепатическими способностями.

Структура занятия по методике Макато Шичида

Известно, что полушария головного мозга функционально дополняют друг друга. Левое полушарие воспринимает информацию медленно и для его развития необходимы частые повторения. Правое полушарие наоборот способно усваивать информацию активно и оперативно. В связи с данными особенностями деятельности мозга Макато Шичида предложил для детей на занятиях использовать новую информацию постепенно с многократными повторениями . Этот способ обучения малышей поможет активизировать работу левого полушария. Если на занятиях предоставлять информацию в виде активно меняющихся картинок, то можно добиться более интенсивной работы правого полушария. Исследования профессора Шичида подтвердили на практике тот факт, что медленная и быстрая демонстрация картинок на занятиях способствует интеллектуальному развитию малышей. При этом изображения для детей необходимо подбирать новые с познавательной направленностью. Они должны содержать разнообразные фигуры, слова, цифры, буквы и т.д.

Согласно методике Макато Шичида занятия проводятся совместно с детьми и их родителями в группах, состоящих максимально из шести человек. Важно в процессе урока поддерживать тесную взаимосвязь родителей с малышом. Это позволит крохе чувствовать себя более защищенным и уверенным в собственных силах. Также присутствие родителей на занятии будет способствовать активизации мыслительной деятельности малыша и быстрому его развитию.

Продолжительность занятия около 30-40 минут . Структура данного занятия отличается динамичностью и содержательностью. Основное внимание педагога и родителей направлено на развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей ребенка.

Дети в центрах развития Шичида в начале занятия медитируют под специальную музыку с альфа-волнами . Потом выполняют упражнения для дыхания и задания для развития воображения. Далее запланирована работа с флэш-карточками и игры направленные на развитие фотографической памяти.

На занятиях малыши также прослушивают с родителями аудио сказки и рассказы , звучащие в ускоренном темпе. В ходе урока детям предлагают овладеть основами скорочтения. Интересная история звучит сначала в нормальном темпе, а потом постепенно скорость чтения нарастает. Данное упражнение на развитие правого полушария мозга подкрепляется действиями родителей, которые листают перед малышом красочную книгу с крупными буквами. Для изучения основ иностранного языка используются мини-блоки . Сказку необходимо читать сначала на родном языке, а потом на иностранном.

Занятия по методике Макато Шичида могут дополняться выполнением творческих задани й с использованием красок, пластилина, мягкой глины и других подручных средств. Также рекомендуется складывать родителям с малышами пазлы, логические цепочки, танграмы, головоломки.

Таким образом, структура урока по методике Макато Шичида направлена на развитие у малыша его врожденных способностей и умений.

При этом важную роль в процессе обучения выполняют родители ребенка, которые помогают малышу активно познавать мир.

Игры для развития правого полушария и флэш-карточки Макато Шичида

Родители могут легко освоить главные принципы Макато Шичида и применять ее для ежедневных занятий со своим малышом. Предлагаем вам пример одного занятия по данной инновационной методике .

Перед началом урока необходимо обратить внимание на состояние вашего малыша. Если он капризничает или его что-то беспокоит, то рекомендуется провести занятие с крохой чуть позже. Лучше всего заниматься с ребенком в первой половине дня. Перед началом урока выберите спокойную мелодию , которая будет тихо звучать на протяжении всего занятия, а также подготовьте необходимый дидактический материал.

  1. После основного блока рекомендуется проводить различные упражнения на развитие сенсорной системы малыша . Макато Шичида рекомендует организовать занятия на восприятия цвета, развитие музыкального слуха, тактильных ощущений, творческих способностей и игры на узнавание запахов.
  2. Заканчивать занятие рекомендуется выше изложенными упражнениями на внушение. Это повысит самооценку вашего малыша и придаст ему уверенность в себе.

На протяжении урока малыши задействованы в более чем в 15 различных игр. Мама всегда должна помогать ребенку в ходе занятий.

Обучение детей характеризуется следующими особенностями:

  • каждый вид деятельности длится не более пяти минут;
  • карточки должны быстро переворачиваться;
  • урок должен иметь музыкальное сопровождение;
  • в ходе урока ребенок должен выучить много новых слов;
  • на занятиях включаются элементы физической активности.

Профессор Макато Шичида считает важным условием для успешного применения авторской - доверительные отношения и тесная взаимосвязь между родителями и малышом.

Любовь - это основный элемент для гармоничного развития и воспитания детей

Макато Шичида уверен , что только любовь родителей поможет малышу развить его огромный потенциал , который заложенный природой .

Профессор предлагает родителям освоить три способа общения с малышом, которые помогут донести их любовь к сердцу малыша.

Первый способ называется «Крепкие 8-секундные объятия». Попросите малыша вам помочь по дому. После того, как ребенок выполнит ваше задание, вы должны крепко обнять ребенка и произнести следующие слова: «Саша, спасибо за помощь. Ты действительно отлично мне помог! Я тебя очень люблю! Ты такой добрый, жизнерадостный и хороший». Важно, что вы должны не только обнять ребенка, но и держать его в ваших объятиях в течение восьми секунд. После такого мероприятия, ваш малыш действительно почувствует, что вы его сильно любите и проблема с плохим поведением и непослушанием исчезнет.

Второй способ доказать свое уважение и любовь к малышу заключается в способности внимательно слушать то, что вам говорит ваш ребенок. Чаще всего мамы общаются с ребенком в одностороннем направлении, и не всегда заботятся о том, чтобы выслушать малыша. Профессор Макато Шичида уверен, что достучаться к сердцу ребенка можно только благодаря общению с ним. Если родители постоянно ругают малыша и не внимательно его слушают, то ребенок вырастет замкнутым и недоброжелательным.

Третий способ называется «5 минут». Данный метод является эффективным для настроя ребенка на позитивное отношение к окружающим и избавления от вредных привычек. После того, как малыш заснул на протяжении пяти минут можно повлиять на его подсознание. Для этого на ушко малыша необходимо произнести свои желания. Например, одна мама жаловалась, что ее малыш долго засыпает вечером, при этом устраивая громкие истерики. Профессор Макато Шичида посоветовал ей произнести следующий текст ребенку: «Майкл, ты заснул. Ты видишь, что спать это здорово. Ты можешь крепко спать. Мама тебя любит, ты очень послушный и жизнерадостный ребенок. Ты будешь всегда быстро засыпать вечером, а утром проснешься веселым и счастливым». После недели использования метода «5 минут» Майкл начал спокойно засыпать вечером.

Автор методики рекомендует сделать аудиозапись вашего послания и оставлять у подушки ребенка, после того как он заснул. Можно с помощью способа «5 минут» избавиться от проблемы непослушания, сосания пальца, нежелания ходить в детский сад и т.д.

После того, как родители освоят выше изложенные способы демонстрации любви к малышу, можно смело утверждать, что ваш ребенок вырастит гармонично развитой личностью с высокой самооценкой.

Важные правила для родителей от профессора Макато Шичида

Всемирно известный профессор Макато Шичида рекомендует всем родителям по-настоящему поверить в исключительные способности малыша , которыми его наделила природа после рождения. Также ученый убежден, что если систематически заниматься с ребенком, то можно достигнуть невероятно высоких результатов. Также родители должны помнить, что их ребенок индивидуален и его способности, а также уровень развития не стоит сравнивать с другими детьми.

В процессе развития крохи его родителям нужно не только большое внимание уделять интеллектуальным способностям малыша, но и прививать ему социальные навыки , знакомить с правилами дисциплины.

Макато Шичида выделяет шесть правил для родителей , выполнение которых важно для правильного и органичного развития маленького человечка:

  1. В процессе развития не обращайте внимания на недостатки и слабые стороны ребенка.
  2. Не стремитесь к идеалу.
  3. Не думайте, что сегодняшнее поведение малыша является для него постоянным и неизменным.
  4. Не пытайтесь постоянно сравнивать детей.
  5. Принимайте своего ребенка таким, каким он есть.
  6. Не добивайтесь успешности малыша только в обучающем направлении.

Следует помнить, что язык любви и общение является основным ключом для открытия сердца вашего малыша.

Все родители стремятся к тому, чтобы ребёнок развивался: выполнял определённые задания, познавал новую информацию, овладевал нужными навыками. На сегодняшний день для этого разработано множество авторских методик. Во многих садах и школах популярностью пользуется система Марии Монтессори - итальянского педагога, которая добилась огромных успехов в работе с детьми. В чём заключается принцип её программы и можно ли её воспроизвести в домашних условиях?

Основные принципы методики Монтессори

Ребёнок развивается с самого рождения: каждый день он изучает новую информацию, знакомится с окружающим миром и познаёт себя. В 1907 году итальянский педагог и врач Мария Монтессори придумала свою авторскую методику, которая помогала малышам саморазвиваться. Сначала она опробовала свои разработки с умственно отсталыми детьми. Через некоторое время её подопечные выиграли на школьной олимпиаде, в которой принимали участие наравне со сверстниками с обычным уровнем развития. Это была настоящая сенсация, после которой методика начала совершенствоваться и адаптироваться под нужды здоровых деток.

Система Монтессори основана на нескольких принципах, базовыми из которых являются построение процесса обучения в игровой форме и самостоятельное принятие решения ребёнком. Малыш должен стремиться выполнить задания сам, причём какие это будут занятия, сколько они будут длиться по времени, в какой форме проходить, он тоже выберет по своему усмотрению. Взрослые не вмешиваются в процесс развития, а только помогают, создавая необходимое пространство, где кроха занимается.

Главный девиз методики - «Помоги мне это сделать самому!».

Заниматься по своей методике педагог рекомендовала с трёх лет, но сегодня программа адаптирована для детей с первых месяцев жизни. Например, бизиборды, придуманные Марией Монтессори. Их сделали в виде мягких ковриков или книжек, и малыши с удовольствием рассматривают и изучают такие развивающие материалы.

Однако только на четвёртом году жизни ребёнок начинает принимать самостоятельные решения и пытается выполнить определённые задания сам без помощи взрослых. До этого возраста малыш занимается с родителями, которые помогают ему освоить навыки.

Заниматься по методу Монтессори можно до двенадцати лет.

Сравнение методик раннего развития детей: Зайцева, Домана и Монтессори - таблица

Автор методики Основной принцип Материалы Умения и навыки, которые развивает в детях Недостатки
Мария Монтессори Дети развиваются самостоятельно, взрослые только помогают, создавая нужную среду. Почти ничего не нужно специально придумывать, ребёнок познаёт окружающий мир и вещи, которые он видит рядом с собой каждый день. Необходимо только создать безопасные условия и разрешить малышу самому выбирать вид занятия и время выполнения.
  • подручные материалы;
  • предметы быта;
  • развивающие доски и игрушки;
  • деревянные вкладыши.
Ребёнок приобретает определённые навыки самостоятельно, учится принимать решения и выполнять задания сам. Развивается мелкая моторика, координация, терпение, память и внимание. Дети занимаются в группах, поэтому социально развиты и хорошо контактируют со сверстниками. Ребёнку многое разрешается, отсутствуют запреты. Например, если малыш не хочет убирать свои игрушки, родители или педагог не ругают и не заставляют его. Задача взрослого состоит в том, чтобы объяснить, что беспорядок - это плохо. Но кроха должен сам понять почему и принять решение навести порядок. Но часто бывают случаи, когда дети, воспитанные по системе Монтессори, становятся полностью неуправляемыми. Они не признают само понятие «дисциплина», а в школьном возрасте не могут усвоить правил поведения в школе.
Глен Доман Мозг ребёнка с самого рождения может воспринимать огромное количество информации на подсознательном уровне. Чем её больше, тем больше он запомнит и сможет сделать в будущем самостоятельные выводы. Яркие карточки, на которых изображены:
  • предметы,
  • животные;
  • буквы;
  • цифры и т. д.
Одна картинка может рассказать малышу гораздо больше, чем просто слово. Визуально воспринимая информацию, он запоминает больший объём и учится делать выводы из увиденного. Например: яблоко - фрукт, оно съедобное и т. д. Принцип методики основан на постоянном визуальном восприятии информации при помощи карточек. Ребёнок не познаёт мир с помощью тактильных ощущений. Используются только картинки и слова, которые говорит педагог, не развивается мышление и сенсорика. Занятия по этому методу не подразумевают творческое развитие детей, только строгий набор данных, который даётся при помощи обучающего материала.
Николай Зайцев Занятия проходят в игровой форме с кубиками, по которым ребёнок знакомится со слогами и затем составляет их в слова. Он запоминает информацию визуально: на игровых материалах написаны не отдельные буквы, а целые слоги. Так дети учат сразу гласные и согласные вместе. Расставляя их, они развивают мелкую моторику. Кубики, на сторонах которых изображены слоги. Научить ребёнка читать, визуально запоминая целые слоги, а ни отдельные буквы. Занятия проходят в игровой форме с кубиками, поэтому дети усваивают информацию быстрее. Дети, которые играют кубиками Зайцева, часто сталкиваются с проблемами при учёбе. Они привыкают читать только по слогам, т. е. запоминают по две буквы сразу. В школе же чтению обучают по другому принципу: сначала буквы, потом их складывают в слоги, и только потом слоги в слова.

Видео: кому не подходит методика Монтессори

Главные составляющие элементы системы

Изучая поведение детей, Мария Монтессори выделила три основных составляющих, благодаря которым происходит гармоничное развитие ребёнка. Самый главный элемент - специальная окружающая среда, которая разделена на отдельные зоны.

  1. Практическая. Малыши учатся повседневным навыкам, которые пригодятся им в жизни. Например: игры со шнуровкой, липучками и молниями, пуговицами. Более старшие дети, играя с куклами, раздевают и одевают их, застёгивая одежду. Если им интересно подмести пол, расставить предметы на столе в определённом порядке или полить цветы - это только приветствуется и разрешается.
  2. Сенсорная. С помощью специальных материалов, например, развивающих досок, деревянных игрушек, мягких подушечек с разным наполнителем внутри, ребёнок развивает мелкую моторику через тактильные ощущения. Развивающие игрушки отличаются по цвету, форме, весу - это позволяет малышу изучать разную информацию, тренировать память и мышление. Благодаря деревянным пазлам, пирамидам и вкладышам улучшается координация движений и появляется терпение.
  3. Языковая. В этой зоне представлены пособия для изучения чтения и письма. Это могут быть карточки с буквами, бизиборды, на которых можно составить слова. С помощью этих материалов в игровой форме дети быстрее запоминают алфавит, учатся складывать слоги и читать.
  4. Математическая. Здесь ребёнок знакомится с цифрами и геометрическими фигурами, развивает мышление, терпение и логику.
  5. Природная. Эта зона расскажет все об окружающем мире. Малыши начинают изучать животных, растения и природные явления. Дети старшего дошкольного возраста и школьники узнают информацию о других странах, обычаях и культуре людей на планете.
  6. Творческая. Здесь дети рисуют, занимаются аппликацией, развивают свои творческие способности.

Вторая составляющая - это организация процесса развития ребёнка. Несмотря на то что он самостоятельно выбирает вид деятельности, сам процесс построен на порядке и правилах.

  1. Дети разного возраста занимаются вместе, поэтому их учат проявлять уважение друг к другу. Если кто-то взял игру или другой материал раньше, нельзя его забирать, а нужно подождать своей очереди. Старшие показывают младшим, показывают как выполнять то или иное задание.
  2. Игровая форма занятия - это всё равно занятие, поэтому вести себя нужно соответственно. Нельзя кричать, шуметь. Зато ходить по комнате, бегать разрешается, если эти действия не мешают обучающему процессу других детей.
  3. Каждая зона должна быть в порядке: все материалы и игры, с которыми занимался малыш, он сам должен отнести на место.
  4. Всю работу ребёнок выполняет сам. Его никогда не критикуют, но и не хвалят. Если всё сделано правильно, педагог только констатирует факт, что задание выполнено.

Третья составляющая - педагог. До трёх лет с малышом занимается мама. Она знакомит его с новыми игрушками, вещами и навыками. Важно помнить, что роль учителя в методике Монтессори заключается в наблюдении. Если вы купили ребёнку новую игрушку, пусть он сам разберётся, что с ней делать, не нужно ему подсказывать или говорить, как надо. То же самое касается и занятий в группе для детей после трёх лет. Взрослый только наблюдает и смотрит за порядком, но не заставляет выполнить то или иное задание и не помогает.

Развитие детей по методу Марии Монтессори - видео

Компоненты занятий по методике

В методике Монтессори разработано множество игровых материалов для детей разного возраста. В основном это игрушки для развития мелкой моторики. Они гармонично расположены по зонам и доступны для малышей.

Занятия всегда начинаются с музыкального приветствия: в первую очередь дети здороваются с педагогом, а потом приветствуют друг друга. Слова в таких песенках всегда легко облечь в действия, развивая координацию, внимание и сея дружескую атмосферу.

Пример музыкального занятия по Монтессори - видео

Материалы для обучения

Музыка заканчивается, и дети самостоятельно выбирают зону, в которой они будут заниматься. Дальше воспитатель уже не вмешивается в обучающий процесс, а только наблюдает: не помогает, не хвалит и не ругает. Если малыш мешает остальным, задача педагога объяснить, как его поведение влияет на окружающих. Но ребёнок сам должен понять, что это плохо и прекратить вести себя подобным образом.

В Монтессори-классе всегда есть:

  • бизиборды - развивающие доски разного размера с расположенными на них различными элементами, которые помогают детям совершенствовать мелкую моторику, логику, мышление и терпение;
  • деревянные доски-вкладыши, созданные для изучения животных, фруктов и другие предметов, которые могут быть изображены на них, развития логического мышления путём определения того, какую фигуру в какое углубление нужно поставить;
  • карточки, специально подготовленные для детей разного возраста для разбирания их по цвету, складывания слов из букв, распределения предметов по форме, виду, принадлежности.

Обучающие материалы в игротеке Монтессори - фотогалерея

Геометрические мозаики дают представление о форме и понятии большой-маленький Деревянный вкладыш оттачивает мелкую моторику и координацию движений Деревянный вкладыш помогает не только в изучении животных, но развивает логическое мышление Большой бизиборд всегда есть в классе Монтессори Карточки, разработанные для обучения по методике Монтессори, сосредотачивают внимание ребёнка на самом главном Изучение цветов по карточкам Монтессори легко даётся всем деткам Развивает мелкую моторику и даёт практические навыки, необходимые в повседневной жизни

Занятие в группе по Монтессори - видео

Занятия по методике Монтессори в домашних условиях

Родители могут заниматься с ребёнком по системе Монтессори не только в развивающих центрах, но и дома . Методика предлагает множество вариантов занятий для детей разного возраста. Всё что нужно - это зонировать комнату и подготовить материалы. Главное помнить основные правила: не мешать ребёнку, не подсказывать и не помогать. Просто наблюдать и делать выводы.

Организовать пространство нужно так, чтобы малышу были доступны любые предметы и интуитивно понятно их расположение. Что касается обучающего материала, то его легко можно купить или изготовить самостоятельно без больших финансовых затрат.

Перед началом занятий разложите все материалы по зонам. Многие думают, что для этого нужно много места. Такое утверждение не совсем верно. Достаточно распределить игрушки по группам. Например, на парте поместите всё для творчества: краски, кисти, альбомы, карандаши и другие предметы. В игровом уголке расставьте кубики, пирамидки, бизиборд (мягкий или твёрдый) - всё для логического развития. Пособия по изучению цифр уберите на невысокую полочку, но так, чтобы ребёнок их видел и смог достать. По такому же принципу разместите остальные обучающие материалы.

Время для обучающих игр родители выбирают индивидуально в зависимости от режима дня своего ребёнка и желания заниматься в определённый момент времени. Если он не хочет играть, его не нужно заставлять. Многие мамы и папы интересуются: как часто нужно повторять занятия? Ответ прост - карапуз сам решает, когда, сколько и какое задание ему выполнять сегодня или завтра. Взрослые не говорят, чем, когда, как и сколько заниматься малышу, они просто наблюдают за его действиями со стороны, а он развивается самостоятельно.

Ещё один важный нюанс: не помогайте ребёнку во время занятий и не навязывайте ему свою точку зрения. Многие мамы видя, что их чадо рисует, складывает пирамиду или расстёгивает пуговицы не так, как надо, пытаются указать ему на ошибки. Это неверный подход к воспитанию по методике Монтессори. Малыш должен сам понять и принять решение по поводу того, как ему рисовать, собирать и выполнять другие действия.

Игры для самых маленьких

С пяти-шести месяцев с ребёнком можно заниматься по системе Монтессори. Большой популярностью сегодня пользуются бизиборды. Классическая развивающая доска, которую придумала Мария Монтессори, была деревянной. Но для детей до года её адаптировали и сделали мягкой в виде коврика или книжки. Можно изготовить тактильные подушечки, которые наполняются крупами, мелкими камешками или шариками. Кроха познаёт мир через прикосновение, поэтому ему будет интересно потрогать предметы из разного материала.

Во время занятий с такими маленькими детьми родители должны контролировать, чтобы мелкие детали не попали им в ротик.

Развивающие материалы для детей до года - видео

Программа Монтессори для детей от года до трёх

С возраста в 1 год, когда ребёнок уверенно сидит, начинает ходить и у него развивается координация, можно предложить ему различные игры и занятия. Все происходит в игровой форме и только по желанию малыша.

  1. Игры с водой. Наберите в ёмкость воду и положите туда мелкие игрушки, камушки и другие предметы. Ребёнок с удовольствием будет вылавливать их из воды руками или с помощью сачка. В три года предложите малышу полить цветы с помощью маленькой детской лейки. Поверьте, ему это будет очень интересно.
  2. Нанизывание на опору. Такие упражнения хорошо развивают мелкую моторику. Ребёнок может собирать пирамидку, если ему неинтересны колечки, предложите свои резинки для волос или другие мелочи.
  3. Игры с ложкой. Вылавливание предметов с помощью ложки хорошо развивает координацию и мелкую моторику, малыш учится пользоваться столовыми приборами. В ёмкость поместите шарики, мелкие игрушки и предложите ему достать их с помощью ложки.
  4. Игры с прищепками. Дети часто все повторяют за взрослыми. Натяните небольшую верёвку, приготовьте кусочки ткани разной текстуры и предложите ребёнку развесить их, закрепив прищепками. Малыш будет чувствовать разную текстуру ткани и познавать взрослые навыки.
  5. Застёжки. Приготовьте шнуровки, пуговицы, молнию, нашейте их на небольшие кусочки материала и закрепите на доске. Так ребёнок быстрее научится застёгивать и расстёгивать одежду.
  6. Сортировка. В большой ёмкости смешайте разные по размеру, форме и цвету предметы (крупы, пуговицы, мелкие игрушки и прочие материалы) и предложите ребёнку их отсортировать.
  7. Рисование на песке. Это занятие подходит для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования можно совместно создавать простые картинки, используя подручные материалы: кисточки, трубочки, палочки и другие предметы.
  8. Покорми котёнка. Возьмите небольшую коробочку и приклейте на неё изображение котёнка. Прорежьте отверстие, в которое легко поместится то, чем малыш будет кормить голодного зверька.

Родителям следует помнить, что играть с мелкими деталями дети могут только в присутствии взрослых.

Занятия для детей от 1 года до 3 лет - фотогалерея

Нанизывание предметов способствует развитию координации движений Игра с прищепками помогает ребёнку почувствовать себя взрослым Умение застегивать пуговицы подготовит ребёнка к реальной жизни Завязывание и развязывание застёжек тренирует пальчики малыша Игры с ложкой тренируют координацию движений и умение обращаться со столовыми приборами Рисование на песке отлично развивает тактильные ощущения и воображение Игра «Покорми котёнка» научит ребёнка подбирать предметы по размеру

Игры с водой - видео

Упражнения для развития детей от трёх до шести лет

Для детей от трёх до шести лет задания следует усложнить. В этом возрасте они проявляют самостоятельность, стремятся узнать как можно больше нового и пробуют сделать без посторонней помощи некоторые действия. Можно предложить такие занятия.

  1. Игры с водой: переливать воду из стакана в стакан, не разливая её. Если ребёнок проявляет интерес к домашним обязанностям, разрешите ему помыть пол или постирать.
  2. Помощь в приготовлении пищи: когда мама готовит на кухне, малыш может принимать активное участие в процессе. Дайте ему перебрать крупу, разложить фрукты по цвету, замесить тесто.
  3. Сортировка крышек по размеру: приготовьте несколько бутылок или баночек разного размера и крышечки к ним. Ребёнок должен подобрать крышку к ёмкости и закрутить её.
  4. Изучение букв и цифр: в этом занятии вам помогут карточки Монтессори. Дети могут запоминать буквы, стараться складывать слова или слоги.
  5. Отличие одного предмета от другого с закрытыми глазами: попросите ребёнка закрыть глаза и давайте ему определённые предметы, а он должен по тактильным ощущениям догадаться, что у него в руках.
  6. Рисование: отлично развивает творчество. Рисовать можно крупами, песком, цветной солью или сахаром. Здесь играет роль только желание малыша и его видение мира.

Все упражнения с мелкими деталями и продуктами требуют контроля родителей. Работу с карточками, деревянными вкладышами дети могут выполнять самостоятельно.

Занятия, игры и игрушки в дошкольном возрасте - фотогалерея

Развитие тактильных ощущений и моторики с помощью ткани и застёжек на пуговицах Работа с карточками - хороший способ выучить цифры Выкладывание букв с помощью различных материалов поможет их запомнить и научиться составлять слоги Деревянные вкладыши подходят для разных целей и детей всех возрастов

Учим буквы по Монтессори - видео

Методика Марии Монтессори основана на самостоятельном решении детей: они сами выполняют задания без помощи взрослых, сами выбирают стиль занятий и их продолжительность по времени. Развитие построено на изучении окружающего мира. Педагог выполняют роль не учителя и наставника, а наблюдателя, который только следит и анализирует деятельность детей. Во время обучения развивается мышление, терпение, координация, память и внимание. Самое важное, родители могут заниматься по этой методике дома, главное - соблюдать основные принципы.

Ольга Александровна Нестерова
Конспект тренировочного занятия по методике А. И. Савенкова «Как устроен паровоз?»

Цель :

Задачи :

Образовательные задачи :

Познакомить детей с этапами исследования;

Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы, классифицировать полученную информацию.

Развивающие задачи :

Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала, развивать творческие способности, развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи :

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

Закреплять умение работать в команде.

Предварительная работа : занятие по ознакомлению с окружающим миром «История развития железнодорожного транспорта» , рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Что сначала, что потом?» .

Оборудование : карточки с темами будущих исследований, карточки с методами исследований , папки исследователя, листочки бумаги, карандаши и фломастеры, книги о транспорте, детские энциклопедии, материалы для эксперимента.

Ход занятия

Педагог и дети сидят на ковре.

Педагог : Ребята, кто такие ученые?

Дети : Ученые это люди, которые проводят исследования, наблюдения эксперименты и открывают что – то новое.

Педагог : Сегодня мы с вами будем учиться проводить самостоятельные исследования, как это делают ученые. Сначала нам нужно выбрать тему нашего исследования.

Педагог на ковре располагает картинки с темами исследования : «паровая машина » , «паровая повозка » , «паровоз » . После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети выбирают тему исследования «Паровоз . Как он работает?» .

Педагог : Ребята, давайте выберем того, кто будет выполнять самостоятельную исследовательскую работу. А мы будем помогать.

Дети вместе с педагогом выбирают двух активных исследователей.

Педагог : Уважаемые ученые, вам необходимо собрать как можно больше новых сведений и подготовить доклад. Где и как мы можем это сделать?

Дети : Посмотреть в книге, в интернете, спросить у взрослых.

Педагог раскладывает карточки с обозначением методов исследования по мере поступления предложений от детей. Педагог подсказывает детям, что можно провести эксперимент.

Педагог : Ребята, давайте подумаем, с чего начать наше исследование?

Педагог подсказывает детям, что сначала надо подумать самостоятельно. Сделать это необходимо так, чтобы у детей сохранилось ощущение, что они все делают сами. Педагог кладет на первое место карточку с символом «подумать самостоятельно» .

Педагог : Что мы можем сделать после этого?

Отвечая на аналогичные вопросы, дети постепенно выстраивают линию из карточек : «подумай самостоятельно» , «спросить у другого человека» , «посмотреть в книгах» , «посмотреть в интернете» , «провести эксперимент» .

Педагог : Мы составили план исследования. Теперь наши исследователи и их помощники готовы к поиску.

Дети вместе с педагогом повторяют названные методы .

Сбор материала.

Педагог : Ребята, полученные сведения мы будем зарисовывать с помощью символов, значков на маленьких листочках. Листочки со значками мы разместим в кармашки папки исследователя. Итак, первый наш метод «подумай самостоятельно» . Вспомните, что вы знаете о паровозе .

Дети : Паровоз – это наземный транспорт, движется по рельсам из трубы идет пар.

Зарисовка.

Педагог : Какой следующий метод ?

Дети : «Спросить у другого человека» .

Педагог : Правильно. Ребята, кому вы можете задать вопросы? Что вы хотите узнать?

Дети попросили учителя- логопеда группы рассказать о паровозе .

Педагог : Ребята, следующий метод «посмотреть в книге» . Поищите интересную информацию в энциклопедии.

Фиксируются новые данные.

Педагог : Прежде, чем приступить к следующему этапу, предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места!

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

Педагог : Следующий этап «провести опыт или эксперимент» . Приглашаю вас в лабораторию.

На столе оборудование для проведения эксперимента.

Педагог : Ребята, мы выяснили, для того, чтобы паровоз двигался , ему необходим пар. Этот пар толкает ряд механизмов, которые заставляют двигаться колеса. Чтобы узнать, как это происходит, мы можем провести эксперимент.

Педагог предлагает детям собрать макет парового двигателя : налить воду в «котел» , положить топливо (поставить свечу) в «топку» . После того, как дети все приготовили для эксперимента, они отходят от стола, педагог зажигает свечу и прикрывает «топку» заслонкой. Дети наблюдают и делают выводы.

Когда вода закипела, из трубки стал выходить пар и приводить в движение лопасти вертушки, расположенной на «котле» .

Педагог : Ребята, мы собрали много интересной информации о паровозе . Теперь наши исследователи сделают доклад.

Два ребенка, одеты в мантии и головные уборы, делают доклад. После доклада необходимо устроить обсуждение , дать возможность детям задать вопросы.

Публикации по теме:

«Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» (с использованием методик Савенкова.

Валеология - наука о здоровье. Каждый человек в своей жизни хочет прожить её спокойно, безболезненно, с пользой. Всего этого, конечно, можно.

Конспект физкультурного развлечения для детей 4–5 лет «Паровоз привёз нас в лес» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Физкультурное занятие по методике «Детской мягкой школы» Эллы Глушковой. «Путешествие в Африку» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию («Познание», ранний возраст. Тема: «Длинный паровоз». Цель:.

0 && !headerFixedBtnHidden" ng-class="{"fixed-cart__visible": fixedCartIsVisible, "fixed-cart__buy": isDelivery(), "js-hover": fixedCartHover}" ng-mouseenter="fixedCartHover = true" ng-mouseleave="fixedCartHover = false">

Оформить
заказ

0 && cart.total.sale = headerCity.freeDeliverySum && cart.total.sale >= cartMinSum">

Доставка в город
сегодня 0 && (headerCity.estimatesMin == headerCity.estimatesMax || !headerCity.estimatesMax)" ng-cloak=""> от = headerCity.freeDeliverySum && cart.total.sale >= cartMinSum">бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }} = headerCity.freeDeliverySum && cart.total.sale >= cartMinSum">бесплатно

В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем

cartMinSum && cart.total.sale

Заказы от доставляем бесплатно.

Как проводить занятия по методике индивидуального развития KUMON

Как выбрать первую тетрадь

Первые два параметра, на которые стоит обратить внимание при выборе тетради, — это возраст малыша и его навыки.

Основные направления тетрадей KUMON:

— тренировка мелкой моторики;

— подготовка к письму;

— развитие мышления;

— математика.

На начальном этапе лучше всего воспользоваться картой KUMON . Вот несколько рекомендаций по работе с ней:

1. выберите возраст ребёнка;

2. выберите навык, с которого вы хотите начать (двигайтесь по «дорожке возраста» сверху вниз и по навыку слева направо);

3. начните с самой первой тетради для вашего возраста, которая помогает отработать нужный навык;

4. тетради, которые посвящены разным навыкам, можно проходить одновременно, но не более трех тетрадей параллельно.

Важно! Если вы ранее не занимались по методике KUMON и не уверены в развитии навыка, то можете использовать сначала тетради для более младшего возраста для формирования базового уровня.

Пример

Ребёнок четырёх лет, навык вырезания развит (владеет ножницами, вырезает по прямым и изогнутым линиям), уверенно держит карандаш. Цель: выбрать 3 тетради для начала занятий.

Возраст 4 года попадает в две возрастные категории: 2-4 и 4-6.

Для навыка вырезания основная цель — закрепление. Выбираем тетрадь из возраста 4-6, которая расположена в строке навыка «Вырезаем и клеим». «Готовимся к школе. Учимся вырезать» — это первая тетрадь, которая будет входить в первоначальный комплект занятий для данного ребёнка.

Подготовка руки к письму: так как ребёнок освоил проведение линий, то можно перейти ко второй тетради в возрастной категории 2-4, чтобы закрепить и развить навык. Выбираем «Волшебные линии» — это вторая тетрадь.

Время, место и материалы

Самое важное в занятиях по методике KUMON — это регулярность. Именно от того, насколько регулярно вы будете заниматься по методике, зависит и скорость освоения навыков, и выработка усидчивости.

Время занятий

Сколько раз в неделю?

Выполнять задания нужно 5 раз в неделю, также важно, чтобы у малыша были 1-2 свободных дня. Чтобы соблюсти этот режим, внесите занятия в распорядок будней, а в выходные отдайте предпочтение совместному отдыху и творчеству.

Если мы ходим в садик или школу?

Сочетать занятия по методике KUMON и посещение садика или школы вполне возможно. Но каждый раз внимательно смотрите на уровень усталости малыша, прежде чем давать ему задания. Не нужно заставлять ребёнка заниматься через силу, ведь из-за рассеянного внимания будет получаться хуже, малыш начнет расстраиваться и может вообще отказаться от занятий. Пусть занятия будут не 5 раз в неделю, а 2-3, но приносят удовольствие и помогают укрепить веру в себя!

Обратите внимание, что в тетрадях KUMON написание цифр «1» и «7» отличается от принятого в нашей системе образования. Объясните малышу, что ему следует писать так, как его просят в садике/школе, а в KUMON важно научиться правильно решать примеры. Когда ребёнок вырастет, то написание цифр в европейском или российском варианте будет не настолько принципиальным, но для данного этапа приоритетнее соответствовать официальной программе.

Первая или вторая половина дня?

Зависит от каждого конкретного ребёнка, поэтому на начальном этапе проведите одну неделю занятий в первой половине дня, а другую, например, после полдника. Сравните, как проходили занятия, в какой половине дня ребёнок лучше выполнял задания, был более внимательным.

Заведите «градусник настроения», на котором малыш каждый день сможет отмечать, каким для него было сегодняшнее занятие: легким и интересным или сложным и скучным. Так вы легко отследите, в какой половине дня лучше заниматься с ребёнком.

Формируем привычку

После того, как вы определились, в какое время занятия наиболее комфортны малышу, важно ввести их в привычку, как чистку зубов или обед. Для этого надо заниматься:

— ежедневно (кроме выходных) в одно и то же время;

— не дольше 20-30 минут.

KUMON и другие методики

Параллельно с методикой KUMON вы можете использовать и другие учебные пособия, однако мы не рекомендуем совмещать их на одном занятии. Это важно, так как задания требуют концентрации в течение 20-30 минут, а дополнительная нагрузка будет чрезмерной. Лучше разделить занятия по времени или дням недели.

Место для занятий

Важно создать особое пространство для учебы, чтобы ребёнок привык к занятиям и отделял их от игры. Вам понадобятся небольшой стол и стульчик, а также шкафчик/полка/коробочка, где малыш будет хранить все тетради и необходимые канцелярские принадлежности.

Можно поиграть с малышом в школу, чтобы он сам решил, что ему сегодня понадобится для занятия, а что нет, самостоятельно всё достал и аккуратно сложил на свой стол. Не указывайте ребёнку, если он что-то забыл или сделал не так: лучше подождать, когда малыш сам увидит, чего ему не хватает, или дать небольшую подсказку.

Базовые принципы

— На столе должно быть только то, что нужно для занятия. Так малышу куда легче сосредоточить внимание.

— Освещение: звучит банально, но даже днём лучше зажечь настольную лампу, если за окном пасмурно. Следить за этим нужно взрослому, ведь малыш может увлечься занятием и не заметить, что стало темно и плохо видно.

— Прямая осанка. Будьте внимательны: очень важно, чтобы с первых занятий ребёнок сидел правильно, так как это сформирует привычку на всю дальнейшую жизнь. Проверьте, что высота стола и стула удобны для малыша, все нужные предметы находятся под рукой и при этом ничего не мешает.

Материалы

— Самым маленьким понадобятся восковые карандаши, безопасные ножницы, клей ПВА (к занятиям с клеем также рекомендуем стелить на стол и колени ребёнка клеенку, чтобы ребёнок был сосредоточен на заданиях, а не испытывал страх испачкать окружающие предметы).

— Детям постарше потребуются ручки и цветные карандаши. Отдавайте предпочтение более мягким изделиям, которые не требуют сильного нажима и не создают перенапряжение кисти. Старайтесь первое время избегать фломастеров — по уровню нажима они отличаются от карандашей и ручек, что потом может отразиться на почерке.

— «Золотая папка» для сертификатов. Во всех тетрадях KUMON есть сертификаты, которыми вы можете наградить малыша за успешную учёбу. Заведите красиво оформленную папку, куда ребёнок будет их складывать. Это позволит ему испытать чувство гордости за свои достижения. Будет здорово, если вы украсите обложку вместе с малышом.

— «Градусник настроения» — об этом инструменте мы уже говорили. Градусник настроения лучше вести регулярно, чтобы отслеживать динамику. Если малыш заскучал, значит, пора ввести новые упражнения и немного усложнить занятия. Если же ребенку стало слишком тяжело, можно сделать маленький шаг назад.

— Карта со всеми тетрадями — это скорее инструмент для родителей, чем для малышей. По ней вы сможете отследить, какие тетради уже пройдены, а что ещё предстоит освоить. Отмечать успехи можно прямо на карте.

Начинаем занятие

Сколько упражнений выполнять за одно занятие?

Вы можете начать с тренировки одного навыка или заниматься по трём различным тетрадям, но не больше!

Чтобы начать занятие, вырежьте из каждой тетради по 2-6 листочков (в зависимости от того, с какой скоростью ребёнок выполняет задания и по какому количеству тетрадей вы занимаетесь). При правильно подобранном уровне сложности на занятие в 20-30 минут должно уходить по 6-8 листов.

Сколько времени уходит на 1 лист?

На задания в начале тетради будет уходить чуть меньше времени (примерно 1-2 минуты), дальше малышу понадобится до 3-4 минут на лист. Если ребёнку требуется больше 10 минут, то необходимо шагнуть на ступеньку ниже по уровню сложности.

Выполняйте задания по порядку

Часто дети так влюбляются в KUMON, что с воодушевлением листают тетради и рвутся взять задание посложнее. Как с этим быть?

Берите для занятий не целую тетрадь, а отдельные листы, так малыш не будет «перепрыгивать» ступеньки и сможет постепенно развивать навык. Конечно, не нужно отбирать тетрадь, если ребёнок хочет её рассмотреть. При этом объясните ему: «Мы обязательно дойдём до задания, которое тебе понравилось, но надо немного потренироваться, чтобы хорошо его выполнить».

Подсказывать ли ребёнку?

Одна из важнейших целей KUMON — развить в ребёнке самостоятельность, но это не значит, что ваше участие в занятиях исключается.

Роль родителя

Вы должны стать наставником для вашего ребёнка, но не учителем. Ваша главная задача — указывать направление, поддерживать и хвалить малыша, чтобы он работал и развивался в полную силу.

Обращайте внимание на раздел «Родителям», если он присутствует на странице. В нем даётся информация о вашей роли на данном этапе занятий.

Что делать, если ребёнок ошибается?

Малыш учится и тренируется, а значит, ошибки неизбежны. Но не стоит сразу одёргивать ребёнка, подождите, пока он доделает эту страничку, укажите, на что ему нужно обратить внимание при работе со следующим листом, после этого обязательно проговорите, что у ребёнка получилось лучше, чем в прошлый раз.

Указывать ли ребёнку на ошибки?

Да, безусловно, вы должны проговорить, что он совершил ошибку, например, не так решил пример, срезал угол ножницами, приклеил рот вверх тормашками. Скажите, что задание сделано неправильно и спросите малыша, видит ли он, где спряталась ошибка (важно, чтобы ребёнок научился анализировать результаты своей работы).

Когда вы вместе определите, куда закралась ошибка, задайте вопрос: «Что нужно сделать, чтобы в следующий раз всё получилось правильно?»

Помните о «правиле зелёной ручки»: делайте акцент на том, что у ребёнка получилось лучше, чем в прошлый раз. Похвала поможет закрепить навык.

Что делать, если ребёнок не справляется?

Обычно задания в тетрадях интуитивно понятны. Всегда смотрите маленькие подсказки для родителей и следуйте им, но если вы столкнулись с тем, что ребёнок совсем не понимает, как делать задание, то попробуйте начать с более простых упражнений.

Помните, что каждый малыш индивидуален и нужно подобрать тот уровень, на котором ребёнок сможет справляться с заданиями сам. При этом упражнения не должны быть для него слишком лёгкими.

Работа с группой детей

Главное правило: индивидуальность.

1 ребёнок = 1 папка с его подписанными тетрадями.

Старшие и младшие

Если в семье старшие и младшие дети занимаются вместе, то основная задача родителя проследить за тем, чтобы старшие в своём желании помочь не делали задания за младших.

Когда старший ребёнок увидит знакомую с детства «вырезалку», то, конечно, он захочет подсказать младшему. Объясните, что младший брат или сестра обязательно справятся с заданием самостоятельно, ведь это очень важно, чтобы они научились делать так же хорошо и правильно, как старшие дети.

Также обращайте внимание, чтобы дети не менялись листочками с заданиями: у них совсем разные уровни и каждому нужно преодолевать свои шаги.

Сколько тетрадей понадобится

Можно ли брать одну тетрадь и использовать её для нескольких малышей, раздавая им разные листочки? Так делать не рекомендуется, ведь тогда кто-то начнёт с самого сложного, а кто-то получит только простые задания. Дети должны осваивать навыки постепенно, шаг за шагом. Правильный вариант занятий: один ребёнок = одна подписанная и закреплённая за ним тетрадь.

Как организовать занятие группой

Сначала определите уровень сложности для каждого малыша и подберите тетради для первых занятий. Это можно сделать так же, как при индивидуальной работе. Отталкивайтесь от возраста и навыков, которые необходимо развить ребёнку.

Не знаете, насколько хорошо ребёнок владеет тем или иным навыком? Попросите его показать, как он умеет, например, рисовать, проводить линию, писать цифры, складывать или решать задачки. Если сомневаетесь, возьмите более простой уровень, пусть малышу будет чуть легче справиться.

Каждый занимается в своём темпе

Не пытайтесь сделать так, чтобы все в группе выполняли задания с одной скоростью — это противоречит смыслу методики. Каждый малыш должен двигаться в своём темпе. Как это организовать:

Шаг 1. Организуйте для каждого малыша отдельное место, где будут храниться его индивидуальные тетради с заданиями, а также заведите папку любого формата, куда ребёнок будет складывать страницы, с которыми уже работал. Он должен знать, где лежат именно его тетради, а также куда складывать выполненные задания. Из стопочки с его тетрадями вы каждый раз будете отрезать по 6-8 листов для нового занятия.

Шаг 2. Объявите о начале занятия. Занятия должны всегда начинаться и заканчиваться в одно и то же время, чтобы у детей сформировалась привычка. Так им будет легче настроиться на работу.

Шаг 3. Будьте рядом с детьми, но не вмешивайтесь в процесс, пусть каждый ребёнок пробует справиться с задачами сам. Если уровень подобран правильно, то существенной помощи взрослых не потребуется.

Шаг 4. Выполнив задания на одном листочке, малыш может поднять руку. Подойдите к нему, похвалите и подскажите, что уже получилось хорошо, а над чем следует поработать на следующем листе.

Внимательно следите, чтобы дети не обсуждали задания друг с другом, так как от этого теряется концентрация. Приучите малышей к самостоятельной работе.

Шаг 5. Похвалите детей за занятие, аккуратно соберите листы в папки ребят, проверьте оставшиеся задания.

Продолжаем занятия

Как вручить сертификат

Ребёнок справился с целой рабочей тетрадью и выполнил все задания — самое время вручить сертификат! Обязательно подпишите его, можете написать на нём ещё несколько тёплых слов, ребёнок их точно заслужил.

Вы можете выбрать какой-то особенный день, например выходные, когда вся семья в сборе. Вспомните, как вручают всевозможные награды: включите торжественную музыку! Пусть малыш сам вложит свой новый сертификат в «золотую папку».

Скажите, что очень гордитесь тем, как ребёнок старался и какого результата добился. При этом старайтесь хвалить не малыша («молодец и умница»), а то, что он делал («ты прилагал много усилий, был внимательным, аккуратным, и у тебя всё получилось»). Не забудьте сказать ребёнку о своих эмоциях: «Меня это так радует! Я счастлива». Именно по вашей реакции малыш оценивает правильность своих поступков.

Подарки

Нужно ли вручать малышу подарок за прохождение тетради? Лучше этого не делать. Ребёнок должен понимать, что ценен результат его труда сам по себе, а не конфета/игрушка, которую он получит.

Наградите ребёнка вниманием, совместной игрой, возможностью вместе отдохнуть в выходные. Например, подарите ему сертификат на несколько часов своего времени. Пусть он сам выберет, как вы его проведёте — это позволит вам поддержать эмоциональный контакт с малышом и будет ценнее любой игрушки, которая надоест через несколько дней.

Во-первых, отметьте пройденную тетрадь на карте KUMON, чтобы видеть, насколько вы уже продвинулись.

Например, те, кто освоил тетрадь «Давай вырезать!», могут приступить к тетради «Давай вырезать! Веселые истории», чтобы закрепить и развить навык работы с ножницами.

Если вы прошли все тетради для своего возраста, развивающие данный навык, не торопитесь двигаться вперед по «дорожке возраста». Лучше освоить остальные навыки и сформировать «полный набор» умений.

Как трудно бывает занять малыша развивающими играми . Озадаченные родители в очередной раз идут в магазин игрушек для покупки новой развивашки , чтобы их чадо ни в коем случае не отставало от своих сверстников. А покупка игрушек сегодня отнюдь не дешевое удовольствие. Ведь качественная, а самое главное полезная, многофункциональная развивающая игрушка стоит минимум тысячу рублей, а то и больше. Поэтому большинство мамочек интересует как занять ребенка дома без дорогих игрушек и не в ущерб развитию. Поверьте, «все гениальное – просто».

Изучите книги и идею . Ребенок сам показывает, чего он хочет, и что ему интересно. Вспомните, как ваш малыш крутится под ногами, когда вы заняты готовкой или уборкой. Ребенок думает, что вы увлечены игрой, именно поэтому ему становятся интересны ваши взрослые игрушки : половники, кастрюльки и ложки, тряпки и щетки. Именно отсюда такая огромная любовь к чашкам, кастрюлькам и прочей домашней утвари. Потому что малыш хочет быть как вы. Хочет, чтобы вы дали ему попробовать поиграть в ваши игрушки ! И очень расстраивается, когда вы не хотите с ним делиться.

Игры по методике Монтессори

ВАЖНО! Мелкие предметы – помощники в развитии детей!

Бусы, крупа, камешки занимают особое место в развивающих играх по методике Монтессори . Взаимодействие с ними безумно полезны для развития малышей и доставляют им уйму удовольствия. Ниже приведены несколько развивающих игр, которые без особых затрат можно организовать даже у себя дома . Для общественных мест (садов с комнатами раннего развития, есть официальный обучающий материал и пособия).

Разгрузка

Веселое и очень увлекательное занятие для малышей и их родителей. Главное, грамотно его организовать.

Вам понадобятся:

  • 2 емкости, одна из которых будет нашим грузовиком, требующим разгрузки, а вторая складом.
  • Груз. Грузом может быть любая крупа, но лучше все-таки исключить манку и крупы мелкого помола, так как будет много пыли, которой ребенку дышать не стоит.
  • Лопата. В роли лопаты выступит ложка, большая или маленькая решать вам и вашему ребенку.

Суть игры заключается в том, чтобы малыш ложкой из одной банки пересыпал всю или часть крупы в другую емкость. Для начала покажите ребенку, как играть. Вот увидите, с первых секунд его завлечет эта игра. С помощью этого занятия ребенок научится пользоваться ложкой или отточит имеющиеся навыки. Хорошо будет усложнить со временем занятие заменив банки с широким горлышком, на более узкие. Задача будет усложнена тем, что в них нужно будет лучше целиться, чтобы не просыпать мимо.

Прячем предметы в емкости с узким горлышком

Опять же игра на ловкость и совершенствование мелкой моторики. А чем лучше мы тренируем пальчики, тем проще и быстрее будет развиваться речевой аппарат крохи .

Вам понадобятся множество мелких предметов:

  • Счетные палочки;
  • Фасоль;
  • Декоративные камешки;
  • Пуговки и бусинки;
  • Две или три емкости с горлышками разных диаметров.

После того как подготовка закончена, покажите и объясните крохе, что его задача спрятать предметы в домики. Начните с емкости, диаметр горлышка которой больше. Не забывайте, для малыша это трудная задача, его пальчики еще не такие ловкие, поэтому наполнить банку для него будет сложнее, чем взрослому. Деткам нравится процесс заполнения бутылки, они с удовольствием наблюдают, как предметы со звоном падают на дно. В конце игры их можно высыпать обратно или попробовать рассортировать по банкам.

Поиски клада

Игра в пиратов, которые находятся в поиске сокровищ всегда восхищала малышей и детей более старшего возраста, чтобы зародить интерес к этому роду деятельности можно начать учится с этой простой, но занимательной развивающей игры по методике Монтессори своими руками.

Для поисков необходимы:

  • Мелкие предметы диаметром от 1-2 см, можно использовать фасоль, но лучше, если это будут бусины или декоративные камни, мы же все-таки ищем клад;
  • Рис, гречка, перловка – любые зерновые;
  • Ёмкость для смешивания крупы с сокровищами;
  • Бутылка с узким горлышком, чтобы спрятать найденный клад.

Покажите малышу, что в чашке спрятаны настоящие сокровища, ему нужно их найти и спрятать в бутылку. За счет контакта с крупой, эта игра является легким пальчиков и ручек малыша, такой массаж способствует развитию мелкой моторики . Постоянные поиски сокровищ, как и постоянный массаж, будут благоприятно взаимодействовать на развитие вашего карапуза .

Рисование манкой

Многие слышали о существующих кружках по рисованию песком , а почему бы не устроить дома рисование манкой. Представьте, сколько эмоций вызовет у малыша это занятие. Для вас главное запастись терпением, лишними килограммами манки и мешками для пылесоса.

Вам понадобится:

  • Поднос или коробка с небольшими бортиками. Вы можете рисовать , если у него есть съемный столик и высокие борта;
  • Манная крупа;
  • Кисточки, формочки для песочниц, можно взять формочки для печенья.

Насыпьте тонким слоем крупу в коробку, и покажите, что с помощью пальчиков можно рисовать. После того как рисование ручками малыш освоит, покажите, как различные вещи оставляют на крупе свой след. Порисуйте пальчиком малыша, пусть он свой оставит след. Или положите руку малыша и обсыпьте, для формирования контура, манкой. Уберите руку, и пусть кроха посмотрит, что в итоге получилось. Можно обсыпать различные предметы (формочки или тарелочки) – сама идея в том, что форма будет преграждать путь и выдавать интересные результаты. Все это поможет отложиться правильной логической цепочкой в голове у крохи.

Замочки, крючочки

Мама открывает и закрывает все вокруг: квартиру, машину, окно, дверцу. Малыш поражается, что требуется сделать что-то и вот у вас уже открыта любая дверь. – Как так! – хочется кричать малышу от удивления. И вот тогда, вы придумываете сами или покупаете готовый вариант развивающей панели с разными замками.

Для создания подобного развивающего блока потребуется:

  • Разные замки, в том числе и накидная щеколда будет пользоваться популярностью;
  • Фанера или любая другая основа.

Вы можете показать пару раз малышу как открывать или закрывать замок. Хорошо, если это будут окошки, и за ними кроха будет обнаруживать что-то интересное. Но если нет, то и такие необычные сборные развивающие игрушки своими руками у родителей пользуются особой популярностью. Если поймете, что игра карапузу надоела – уберите ее на пару недель, заменив какой-либо другой развивашкой.

Плюсы развивающих занятий по методике Монтессори

Методика Марии Монтессори действительно очень интересна она имеет множество неоспоримых плюсов:

  • Игру можно придумать из ничего, на помощь придут самые обычные предметы обихода. Просто можете открыть полку с продуктами на кухне и... Вуаля!;
  • За счет работы с мелкими предметами у ребенка активно развивается мелкая моторика, которая очень важна при формировании речи. Его речевой аппарат будет развиваться гармонично и постоянно;
  • В процессе игры вы постоянно контактируете с ребенком, это благотворно скажется на ваших отношениях. Он станет вашим другом, будет меньше и станет более !

Положительные стороны этой методики можно перечислять бесконечно. Самое главное, если вы решите посещать развивающие занятия с малышом – это их систематический подход!

ВАЖНО! Во избежание проглатывания или вдыхания ребенком мелких предметов, при игре с ними будьте крайне внимательны!

Полезное видео

А вот некоторые видео уроки по методике Монтессори:

Итоги

Маленькие детки лучше всего обучаются через свои действия. Развивающие занятия по системе Марии Монтессори можно проводить дома и в садах. В последних, кстати просто создавая специально оборудованные комнаты для детей. В некоторых садах часто совмещают совместное пребывание адаптационных групп с группой раннего развития по методике Монтессори . Если вы не уверены, что делаете правильно, попробуйте пройти несколько занятий у профессиональных педагогов и получить их советы, прежде, чем вы будете создавать такую среду дома. В любом случае начать вы всегда можете с развивающих игр по этой системе.

Фото и видео: свободные источники Интернет









2024 © rukaraoke.ru.