Занятия по окружающему миру в младшей группе. Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Игрушки. Календарно - тематическое планирование


Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Введение

Данное пособие поможет педагогам успешно организовать работу по ознакомлению детей второй младшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающей жизни).
Пособие включает в себя занятия, игры-занятия, дидактические игры для детей 3–4 лет.
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по ознакомлению детей с окружающим миром, мы представляем содержание работы по темам. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогам возможность проявлять при планировании занятий творчество, включать вариативные игровые, проблемные ситуации. Изучение каждой темы желательно завершать итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в пособии О.В. Дыбиной «Я узнаю мир»: Рабочая тетрадь для детей 3–4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении детей с окружающим миром нельзя:
ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, одеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т.д.);
перегружать детей большим количеством вопросов;
использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению детей 3–4 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
В пособии представлен дополнительный материал – варианты игр, занятий, упражнений, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей второй младшей возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 3 занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив ДОУ №179 «Подснежник» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

Распределение материала на учебный год

Сентябрь

Занятие 1

Тема «Транспорт»
Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.)

Занятие 2
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Мебель»
Программное содержание.

Занятие 3

Тема «Папа, мама, я – семья»
Программное содержание.

Октябрь

Занятие 4
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Одежда»
Программное содержание.

Занятие 5
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Чудесный мешочек»
Программное содержание. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой.

Занятие 6
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Кто в домике живет?»
Программное содержание.

Ноябрь

Занятие 7
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Помогите Незнайке»
Программное содержание.

Занятие 8
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Теремок»
Программное содержание.

Занятие 9
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Варвара-краса, длинная коса»
Программное содержание. Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме.

Декабрь

Занятие 10
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Найди предметы рукотворного мира» Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира.

Занятие 11
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Хорошо у нас в детском саду»
Программное содержание. Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.

Занятие 12
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Наш зайчонок заболел»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме.

Январь

Занятие 13
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Деревянный брусочек»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева.

Занятие 14
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Приключение в комнате»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому.

Занятие 15
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Радио»
Программное содержание. Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов.

Февраль

Занятие 16
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Смешной рисунок»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.

Занятие 17
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Мой родной город»
Программное содержание. Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные представления о родном городе (поселке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу (поселку).

Занятие 18
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Вот так мама, золотая прямо!»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.

Март

Занятие 19
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Золотая мама»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности.

Занятие 20
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Как мы с Фунтиком возили песок»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.

Занятие 21
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Что мы делаем в детском саду»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей, учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду.

Апрель

Занятие 22
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Тарелочка из глины»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности.

Занятие 23
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Няня моет посуду»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду.

Занятие 24
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Что лучше: бумага или ткань?»
Программное содержание. Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предмета.

Май

Занятие 25
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Подарки для медвежонка»
Программное содержание. Закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей различать материалы, производить с ними разнообразные действия.

Занятие 26
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Подарок для крокодила Гены»
Программное содержание. Познакомить детей с трудом повара, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.

Занятие 27
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Опиши предмет»
Программное содержание. Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между предметами.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

Занятие 1

Тема «Транспорт»
Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.).
Материал. Картинки с изображением самолета, автомобиля, автобуса; фланелеграф, игрушки – самолет, автомобиль, автобус.

Ход занятия

В гости к ребятам приходит Котик (ребенок подготовительной группы к школе в костюме кота). Котик пришел с подарками: принес загадки, предметные картинки.
Воспитатель . Наш котик любит загадывать загадки. Попробуйте отгадать их.
Котик .


Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука.
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)
Воспитатель предлагает детям найти отгадку среди разложенных перед ними предметных картинок и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением автомобиля.

Что за чудо – синий дом,
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением автобуса.
Котик загадывает следующую загадку:

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это?
(Самолет)
Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением самолета.
Котик и воспитатель предлагают детям рассказать об автомобиле, автобусе, самолете, но сначала Котик просит детей прослушать, как он умеет рассказывать о транспорте: «Это автобус, он синий, у него есть колеса, кабина, окна, двери, управляет автобусом шофер». Затем каждый ребенок рассказывает о понравившихся видах транспорта. Котик и воспитатель хвалят ребят и дарят им картинки с изображением транспорта (детям разрешается взять картинки домой).

Занятие 2

Тема «Мебель»
Программное содержание. Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам.
Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной мебели (стул, стол, кровать, диван, шкаф); кукольная комната, кукла Катя в кроватке; муляжи овощей (огурец, морковь, репа) и фруктов (яблоко, груша, банан), 2 подноса.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на нарядную куклу Катю, говорит, что у куклы сегодня день рождения. Раздается стук в дверь. Приходит почтальон и приносит для куклы Кати посылку – подарок ко дню рождения от друзей. Кукла Катя и дети рассматривают посылку. В посылочном ящике лежит кукольная мебель и угощение для праздничного стола.
Кукла Катя просит детей помочь ей расставить новую мебель в кукольной комнате и выложить на поднос угощение.
Все предметы дети делят на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это мебель», «это овощи», «это фрукты»). Дети расставляют мебель в кукольной комнате, называя все виды представленной мебели. Затем раскладывают на один поднос овощи, на другой – фрукты.
Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете мебели (например кровати, столе), о его цвете, форме, величине, строении и способе использования. Например: «Это кровать, она белого цвета, у нее есть спинка, ножки, матрац».
Затем дети накрывают на стол, поздравляют куклу Катю с днем рождения. Далее по желанию детей разворачивается сюжетно-ролевая игра «День рождения».

Занятие 3

Тема «Папа, мама, я – семья»
Программное содержание. Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени.
Материал. Кукла Катя, фотоальбом с семейными фотографиями детей группы.
Предварительная работа. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Твоя семья» (С кем ты живешь? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя брат, сестра?)

Ход занятия

Создается игровая ситуация: дети вместе с воспитателем рассматривают фотоальбом «Моя семья» с семейными фотографиями детей группы. В группу «входит» кукла Катя, приветствует ребят.
Воспитатель обращает внимание ребят на куклу Катю, ее расстроенный голос. Дети вместе с воспитателем спрашивают у Кати, чем она расстроена.
Кукла Катя сообщает детям, что она рассержена на своих маму и папу, потому что они не купили ей желанные игрушки.
Воспитатель предлагает детям расспросить куклу Катю о ее маме и папе, попросить назвать имена ее родителей. Кукла Катя сообщает детям имена своих родителей и просит ребят назвать имена их мам и пап.
Дети находят фотографии своих близких в фотоальбоме, показывают кукле Кате и называют их имена («На фотографии моя мама, ее зовут Валентина», «Это мой папа, его зовут Михаил» и т.д.).
Кукла Катя предлагает ребятам вспомнить ситуации, когда родители не смогли купить им желанные игрушки, и рассказать, как они поступили в этой ситуации. Дети с помощью воспитателя рассказывают о ситуациях (обижались, плакали, кричали, топали ногами, если родители не покупали игрушки, и т. д.).
Воспитатель предлагает им подумать, правильно ли поступают дети, требуя игрушки, и подводит к пониманию того, что родители заботятся о них, и когда наступают праздники, мамы и папы радуют своих детей подарками-игрушками.
Кукла Катя рассказывает, что, когда у нее был день рождения, мама и папа купили ей набор детской мебели. Поздравляя ее, они называли Катю «доченька, Катюша, Катенька». Воспитатель предлагает детям вспомнить, что им дарили родители на день рождения и как ласково, с любовью поздравляли (например, «Мне подарили красивую куклу, и называли меня „доченька, Машенька, солнышко“»).
Воспитатель вместе с детьми рассматривает их семейные фотографии. Просит назвать всех членов семьи, их имена. Подводит детей к пониманию того, что мама, папа, дочка, сын – это семья; что есть семьи маленькие и большие. Воспитатель просит каждого ребенка вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам. Например: «У нас большая семья: мама Таня, папа Коля, я – Света, братик Олежек, бабушка Нина и дедушка Сережа», «У нас семья маленькая: мама Ирина, папа Саша и я, Денис».
Затем воспитатель проводит игру «Чьи вещи?», в которой дети должны определить предметы, принадлежащие их близким. Ребята рассматривают предметы, принесенные из дома: бусы, очки, клубки, книги, салфетки и др. По сигналу педагога: «Света, найди вещи своей бабушки» или «Денис, найди вещи своего папы» – дети находят нужные вещи. Выигрывает тот, кто быстро и правильно нашел вещи членов своей семьи.
В конце занятия воспитатель подводит детей к выводу: папа, мама, дети, бабушки, дедушки – это семья, все члены которой любят друг друга, заботятся и помогают друг другу.
Воспитатель. Ребята, у наших кукол тоже есть своя кукольная семья и у них сегодня семейный праздник – день рождения младшей дочки Кати. Они пригласили нас на праздник.

Октябрь

Занятие 4

Тема «Одежда»
Программное содержание. Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам.
Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной одежды (рубашка, платье, шуба, юбка, кофта, брюки), муляжи овощей (морковь, помидор, огурец, репа), поднос, коробочка, предметные картинки (мебель, одежда, транспорт).

Ход занятия

В группу приходит почтальон, приносит детям посылку и письмо от Незнайки. В письме Незнайка просит ребят помочь ему разложить предметы на две группы: «Овощи» и «Одежда». Воспитатель открывает посылку, предлагает детям рассмотреть предметы и достать их.
Дети делят все предметы на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это одежда», «это овощи»). Дети раскладывают одежду, называя все виды представленной одежды; раскладывают овощи, называя их.
Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете одежды (например кофте, платье, рубашке), о его цвете, форме, величине, строении и способе использования. Например: «Это рубашка, она белого цвета, у нее есть ворот, рукава, пуговицы, она сшита из ткани, ее надевают на тело и т. д.»
Воспитатель проводит игру: «Кто быстрее?», в которой дети упражняются в умении объединять предметы в группы по способу их использования. Педагог раздает всем игрокам предметные картинки с изображением предметов мебели, одежды, транспорта и т. д. Предлагает рассмотреть изображения на картинках. Знакомит с правилами игры – по сигналу: «Раз, два, три» дети должны выполнить названные действия:
«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы мебели, ко мне бегите!»,
«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы одежды, ко мне бегите!»,
«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы транспорта, ко мне бегите!»

Занятие 5

Тема «Чудесный мешочек»
Программное содержание. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.
Материал. Мешок с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковородка, поварешка, нож, ложка, вилка) и муляжами овощей (морковь, огурец, редис, помидор); два подноса с символами «рукотворный мир» и «природный мир».

Ход занятия

Воспитатель показывает детям завязанный мешок и говорит: «Посмотрите, какой мешок нам прислал зайчик. Зайчик попросил нас помочь ему. Вот какая с ним приключилась история. Ехал дедушка с базара через лес. Вез он в мешке покупки для своей старухи, да не заметил, как обронил мешок. Лежит мешок под кустиком, а мимо зайчик скачет. Любопытно зайчику: что же в мешке? Заглянул в него и решил: то, что выросло на грядке, возьму себе, а то, что куплено в посудной лавке, пусть в мешке остается. Будет дедушка потерю искать, найдет и бабушке отвезет. Ей на кухне без этих предметов никак не обойтись. Как вы думаете, что же было в мешке? (Овощи, посуда.) Почему вы так думаете? Откуда взялись овощи на базаре? (Они выросли на грядке, их привезли на продажу.) Почему зайчик решил взять себе то, что растет на грядке? (Это съедобно.) Для чего нужны овощи? (Ответы детей.) Ребята, предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать „предметы, созданные природой“. Их можно отнести к природному миру.
Почему зайчику не понадобилась посуда? (Он зверь, живет в лесу, пищу не варит, ест сырые овощи.) Для чего нужна посуда? Откуда она взялась в магазине? (Ее сделали мастера из металла и привезли продавать.) Ребята, предметы, которые человек делает своими руками, можно назвать „предметы, созданные руками человека“. Их можно отнести к рукотворному миру
Вот какой мешок зайчик нашел в лесу. Давайте поможем ему узнать, что лежит в мешке, и поделим предметы так: предметы природного мира – овощи – положим на один поднос, то есть оставим зайчику, а предметы рукотворного мира – посуду – сложим на другой поднос, а потом положим обратно в мешок для бабушки».
Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет, перечисляя при этом выявленные признаки, называют предмет, определяют, к какому миру он относится: рукотворному или природному.
Воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета, его форму: «Какой предмет: твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру относится этот предмет?»
Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.
После того как все предметы названы и разложены по подносам, воспитатель подводит итог: «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Почему вы так думаете? Какой поднос мы оставим зайчику? Какой поднос отдадим для бабушки?» (Ответы детей.)

Занятие 6

Тема «Кто в домике живет?»
Программное содержание. Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения.
Материал. Домик, кукла Катя.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на домик, который стоит в групповой комнате. Спрашивает, хотят ли дети узнать, кто живет в этом домике. Ребята проявляют интерес к домику, пытаются заглянуть в него.
Педагог предлагает, не заглядывая внутрь домика, по описанию внешности назвать имя того, кто в нем находится. Например: «В домике находится кукла, у нее светлые волосы, красное платье, она часто приходит к нам на занятия. Назовите имя куклы». (Катя.)
Далее педагог предлагает детям по одному по очереди прятаться в домике. По сигналу «выходи» ребенок выходит из домика, остальные дети называют его по имени (можно предложить назвать ребенка ласковым именем).
Воспитатель предлагает подгруппе детей спрятаться в домике. Затем просит остальных детей вызывать из домика по очереди каждого ребенка подгруппы, называя черты его характера, особенности поведения. Например: «Не живет ли в домике Игорек? Он знает несколько стихотворений и, если вы его попросите, непременно прочтет их», «Не живет ли в домике Танечка, которая умеет одеваться на прогулку быстрее всех?» И так далее.
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что у каждого из них есть имя, надо помнить имена детей группы, называть каждого по имени, можно называть ласково (Игорек, Олежек, Наташенька и т.д.).

Ноябрь

Занятие 7

Тема «Помогите Незнайке»
Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.
Материал. Картинки с изображением цветов (одуванчик, ромашка, роза, колокольчик, ландыш), предметов одежды (пальто, платье, рубашка, юбка, шуба), один большой конверт; два маленьких конверта с условными символами: «рукотворный мир» – человек и «природный мир» – дерево).

Ход занятия

Раздается стук в дверь, входит Незнайка, здоровается с детьми.
Незнайка . Я пришел к вам в гости с подарком: принес то, что выросло у меня в саду на клумбе. Они очень красивые, душистые. Что это? (Цветы.) Правильно, это цветы. Вот посмотрите.
Незнайка показывает детям картинки, доставая их из большого конверта. Поочередно устанавливает на подставке три картинки с изображением цветов. По каждой картинке Незнайка задает детям вопросы: «Что это? Где растет? Это предмет рукотворного мира?»
Затем Незнайка достает картинку с изображением предмета одежды и, не глядя на картинку, выставляет ее на подставку.
Незнайка . Вот какой еще красивый цветочек на клумбе у меня вырос… Ой, что это такое? Что-то я его на клумбе не замечал…
Воспитатель . Ребята, давайте подскажем Незнайке: это цветок? (Это не цветок.)
Незнайка . А что это? Для чего это нужно? Откуда этот предмет появился? Это предмет природного мира? Как же мне положить предметы, чтобы опять не перепутать?
Воспитатель . Незнайка, давай будем раскладывать с одной стороны предметы природного мира, а с другой – предметы рукотворного мира.
Аналогичным образом рассматриваются остальные картинки. Все картинки дети раскладывают на две группы: рукотворный мир – одежда, природный мир – цветы.
Незнайка . Вот спасибо, ребята, как хорошо разделили: природный мир и рукотворный. Только как мне теперь с собой картинки унести и не перепутать их снова?
Воспитатель . Давайте разложим картинки в разные конверты.
Дети раскладывают все картинки в два маленьких конверта с символами: рукотворный мир – человек, природный мир – дерево. Незнайка еще раз благодарит ребят, прощается с ними и уходит.

Занятие 8

Тема «Теремок»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности. Материал. Деревянные брусочки.

Ход занятия

Дети встают парами лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку, имитируя движения, совершаемые при распиливании бревен пилой (двигают сомкнутыми руками вперед и назад), произносят стихотворение:


Мы сейчас бревно распилим.
Пилим-пилим, пилим-пилим,
Раз-два, раз-два!
Будут на зиму дрова.
Е. Благинина
Воспитатель обращает внимание детей на столы, на которых лежат деревянные брусочки (на каждого ребенка), предлагает потрогать брусочки, постучать ими о стол. Задает вопросы: «Какое дерево? (Жесткое, твердое, стучит, не бьется.) Что делают из дерева?»
Затем педагог предлагает всем детям построить из брусочков общий домик-теремок.
В заключение воспитатель задает детям вопросы: «С каким материалом вы познакомились? Какой он? Что мы построили?» (Деревянный домик.)

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

« Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты- мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрите- ка малютки

В гости к нам пришел Мишутка.

Восп-ль берет Мишутку и от его имени говорит: -Здравствуйте, ребята! Как много вас в д\с. Я хочу с вами познакомиться, поэтому предлагаю вам сыграть со мной в игру.

Игра « Давайте познакомимся»

Восп-ль: Ну, вот и познакомились, только Мишутка, почему ты такой невеселый? Чем огорчен?

Мишутка: - Я на полке лишь сижу, на игры детские гляжу.

Хочу чтоб был как у ребят, детский сад для нас- зверят.

Восп-ль: -Оказывается, ребята, Мишутка грустный, потому что у зверят нет детского сада, а они так хотят быть вместе, как и вы. Они даже не знают, что такое д\с.

Мишутка, не грусти, наши ребята сейчас расскажут тебе про то, что же такое на самом деле д\с.

Восп-ль обращает внимание детей и Мишутки на изображение дома (ватман с изображением дома размещается на мольберте).

Восп-ль: - Посмотрите, что это? (дом). – а дом большой или маленький? (большой). Значит в этом доме живет много людей. Что же это за дом? Послушайте загадку.

« В этом доме все для нас-Сказки, песни и рассказ,

Шумный пляс, тихий час, В этом доме все для нас!

Вот какой хороший дом! В нем растем мы с каждым днем,

А когда подрастем, вместе в школу мы пойдем. (д\с).

Восп-ль: -Молодцы, догадались, конечно- это наш родной д\с.

Восп-ль: - А вот чем мы занимаемся в д\с, мы сейчас с вами покажем Мишутке.

Игра « Как живете?»

Восп-ль:- вот какие молодцы, не скучаете в д\с. Так что же вы здесь делаете?

Но ведь д\с – это не только дом, но и взрослые, которые заботятся о малышах, о вас, что бы вам здесь было хорошо, весело.

Посмотрите, вот фотографии- помощники.

Я буду загадывать загадки, а вы смотреть и отгадывать, про кого я буду говорить, только слушайте внимательно.

1загадка: Кто научит рисовать, лепить, строить и играть

Усадив ребят в кружок, прочитает им стишок?

Кто сейчас же разберется, почему Максим дерется?

Очень любит всех ребят, кто же это?... (воспитатели)

Молодцы, а как наших воспитателей зовут? Что же делает восп-ль в д\с?

2 загадка: Кто же нам на стол накроет, подметет, пропылесосит?

Вымоет окно, стены, пол? Протрет от пыли стол?

Проследит, чтоб тут и там все стояло по местам. (помощник воспитателя)

Правильно, это наш помощник воспитателя. А как ее зовут? Что же делает помощник восп-ля?

Какие ребята вы молодцы!

Посмотрите, Мишутка что-то с собой принес.

Мишутка - Я принес вам от своих лесных друзей вот этот конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит.

Открывают конверт вместе с ребенком, вешают картинку с изображением повара на мольберт

Мишутка: - Так как мы не ходим в д\с, я никак не могу разобраться, кто же нарисован на этой картинке? Вы поможете мне, ребята? (ответ детей)

Восп-ль: - Ребята, посмотрите внимательно, кто нарисован на этой картинке? (повар)

Как вы догадались? (Ответы детей: он готовит, режет овощи, у него белый колпак).

Восп-ль: Правильно, молодцы! « Ходит повар в колпаке с поварешкою в руке.

Он готовит нам обед, кашу, щи и винегрет».

А как же зовут наших поваров, которые в нашем детском саду готовят для нас вкусную еду. (Ответы детей).

Восп-ль: - Ой, ребятки, посмотрите, Мишутка принес еще вот эту красивую коробочку, что же в ней лежит?

Мишутка:- Это коробочка необычная, в ней лежат предметы, которые так нужны для повара, воспитателей и помощника воспитателя.

Я их нес в ваш д\с, что бы отдать вам, но так спешил к вам в гости, что уронил коробку, все предметы рассыпались и перепутались.

Теперь мне нужна ваша помощь, что бы разобраться, кому же какой предмет необходим для работы. Вы поможете мне ребята?

Восп-ль: - Давайте мы бедем отбирать необходимые предметы и класть их по назначению.

Дидак.игра « Волшебная коробочка».

Мишутка: - Молодцы, вы все сделали правильно и я дарю вам эти игрушки.

Восп-ль:- Спасибо, Мишутка, а еще мы хотим сказать, что для того, чтобы всем было хорошо и весело, нужно жить дружно. Правильно ребята?

Давайте покажем, как мы играем.

Восп-ль: Вот какие мы дружные. Главное, чтоб в нашем д\с всегда был мир, дружба и улыбки.

Восп-ль: - Бывает, что мы ссоримся, и тогда настроение портится, становится грустно, а когда помиримся, то сразу всем становится весело, и мы улыбаемся.

Показывает пиктограммы.

Восп-ль:- Это какое личико? Как догадались? А это какое? Почему так решили? Покажите, какое бывает выражение лица, когда мы сердимся? А теперь покажите веселое выражение лица.

Давайте сыграем в игру « Сердитый, веселый»

Ребята, давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки и поместим их в д\с. Пусть в нашем доме будет всегда доброта и веселые улыбки.

Восп-ль: - Молодцы, вот какой дружный у нас д\с и наши детки.

Любите детский сад – ваш второй дом!

«Детки в садике живут, здесь играют и поют, здесь друзей себе находят, на прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, незаметно подрастают. Детский сад – второй ваш дом, как, тепло, уютно в нем! Вы его любите, дети, самый добрый дом на свете!»

Мишутка: -Спасибо, ребята, я сегодня очень много узнал от вас, что же такое на самом деле д\с, что там делают, как там весело и красиво. Пойду скорее в лес к маме, расскажу ей об этом. Пусть они тоже устроят для нас, зверят, лесной д\с. И мы пригласим ребяток к нам в гости. До свидания, ребята, спасибо за интересный рассказ.

Мишутка уходит.

Вы ребята, молодцы, помогли узнать Мишутке, что такое д\сад. Когда в лесу появится детский сад, кто же в нем будет работать?

ирина чернова
Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Игрушки»

Тема : «Игрушки »

Цель : Способствовать сенсорному восприятию предметов.

Задачи : Побуждать детей называть величину и цвет игрушки , соотносить предметы по величине. Развивать самостоятельность. Воспитывать чувства сопереживания к персонажу.

Способы : сюрпризный момент, вопросы, игра, художественное слово.

Средства : мячики разной величины и цвета, игрушка-мишка , игрушка –зайка , большая и маленькая корзины.

Ход занятия . Воспитатель обращает внимание детей, что кто-то стучится в дверь. (Приносит игрушечного мишку с корзиной ) . Ребята, кто это к нам пришел? (мишка) . Какой он? (Он большой, пушистый) . Давайте посмотрим, что нам мишка принес. (Достает мяч) . Что это? (мяч) . Какой он? (Он круглый, красный.) Как можно с ним играть? Мяч можно катать. Он умеет прыгать. Возьми, Владик, мяч. Какого цвета Мяч? Какой формы? Как можно с мячом играть?». Воспитатель достает мячи для каждого ребенка, и спрашивает у кого какой мяч. Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто-то еще прячется в корзине. «Кто там спрятался? (Это зайка) . Какой он? (маленький, серый) . Ребята, посмотрите, что случилось с мишкой? (у мишки лапа забинтована) . Давайте сядем на стульчики, и я вам расскажу стихотворение про Мишку».

Уронили мишку на пол.

Оторвали мишки лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

«Что случилось с мишкой? Какой Мишка? Мы его не бросим. Что мы сделаем. Мы мишку вылечим и будем с ним играть». Дети дают хоровые и индивидуальные ответы. Воспитатель предлагает детям погладить, покачать, пожалеть мишку.

Ребята, что-то мишка и зайчик у нас загрустили. Они хотят с вами поиграть. Вы хотите с ними поиграть? Посмотрите, у мишки большая корзинка и ему нужно собрать большие мячи, а у зайчика – маленькая. Он будет собирать маленькие мячи. Давайте поможем собрать мячи мишке и зайчику. (Дети под музыку кладут свои мячи в корзинки) . Тем, кто затрудняется, в какую корзинку нужно положить мяч, воспитатель помогает.

Молодцы, ребята! Помогли собрать мишке и зайчику все мячи. Посмотрите, теперь они улыбаются. И говорят вам спасибо и до свидания!

Публикации по теме:

Обитатели водоемов,озер,рек,морей. Цель: -Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде. - Формировать.

Конспект НОД по окружающему миру в младшей группе «Льётся чистая водица» Конспект НОД по окружающему миру в младшей группе. Тема: «Льётся чистая водица». Воспитатель: Тулеуова Г. К. I квалификационной категории.

Конспект НОД по окружающему миру во второй младшей группе Тема: «Первоцветы» Цель: дать представление о ранних цветах – первоцветах. Задачи:.

Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в младшей группе «Витамины» Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в младшей группе №7: «Витамины». Цель: формировать у детей младшего.

6 февраля было проведено тематическое занятие с детьми в первой младшей группе. Воспитатель Мокроусовой Т. И. на занятии познакомила малышей.

Задачи: -обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе; -установление причинно-следственных связей;.

Конспект занятия во второй младшей группе по окружающему миру. Елена Владимирова. Тема: «Домашние птицы» Цель: Формировать представления.

Екатерина Шабельникова
Занятия по окружающему миру во второй младшей группе «Дикие животные»

«Дикие животные » . Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе .

Цель : Познакомить детей с обитателями леса с дикими животными . Отметить характерные признаки диких животных . Уточнить, что каждому животному необходимо жилище , пища, тепло. Воспитывать у детей доброе отношения к животным и интерес к живой природе , эмоциональную отзывчивость.

Материал : Картинки с изображением диких животных (Лиса, волк, медведь, заяц, белка) . Картинки леса.

Ход занятий:

Дети рассаживаются на стульчики полукругом.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми лесными жителями. Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать. Если правильно отгадаете загадка, я покажу картинку с отгадкой.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

Как ее зовут? (лиса)

Страшный, серый, зубастый

Он навел переполох.

Все зверушки разбежались

Испугал зверюшек (волк)

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А еще он любит мед!

Кто сластену назовет? (медведь)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

В дупле живет

Да орешки все грызет. (белка)

Молодцы, какие ребята, все загадки отгадали и животных узнали .

Ребята, а подскажите, а как можно назвать этих одним словом?

Дети : животные .

Воспитатель : Посмотрите ребята, у всех животных четыре лапы , хвост, морда, тело покрыто шерстью.

А где живут эти животные ?

Дети : В лесу.

Воспитатель : Молодцы, правильно в лесу, далеко от человека. И поэтому их называют дикие животные .

Воспитатель и дети : Хоровое повторение .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, а животные чем то похожи друг на друга?

Дети : Да. У них есть лапы, уши, хвост, шерсть, морда, глаза и они все живые.

Воспитатель : ребята, посмотрите, подумайте и расскажите, как вы думаете, где заяц и как вы догадались?

Дети : У зайца уши длинные…

Воспитатель : А как вы догадались, что это лиса?

Дети : Хвост пушистый

Воспитатель : А как вы догадались, что это медведь?

Дети : Он большой и неуклюжий

Воспитатель : Правильно, животные похожи друг на друга, но у каждого есть свои отличия : У лося – рога, у ежика – колючки, у белки – кисточки.

Физминутка.

Шли по лесу два ежа

Шли тихонько не спеша

На спине иголке

Длинные и колкие

Чуть шуршали листьями

Травкой зубки чистили.

Ребята, давайте расставим животных по размеру , Сначала – самые большие потом поменьше и самые маленькие. (Дети с помощью воспитателя расставляют зверей по порядку : медведь- волк- лиса-заяц, белка) .

Ребята, а у вас есть дом, где вы живете с мамой и папой?

Дети : Да, есть.

Воспитатель : А как вы думаете, а у животных есть дома , где они живут?

Дети : Да.

Воспитатель : У каждого животного есть сой дом , только они разные :

Медведь живет в берлоге

Лиса в норе

Ежик в норе

Белка в дупле

А теперь представьте, что вы не детки, а разные животные . Придумайте, кто каким животным хочет быть . А я буду отгадывать, какого животного вы изображаете .

Дети изображают животных , а воспитатель отгадывает.

Воспитатель хвалит детей за копирование животных .

Воспитатель : А теперь представьте, что вы опять дети, зашли в лес и стали собирать ягоды.

Игра «у медведя во бору» .

Воспитатель : Какие ребятки молодцы, все от медведя убежали.

Вот и закончилось наше занятие , давайте повторим , что мы сегодня с вами узнали. Правильно мы узнали про животных , которые живут в лесу и называются дикими .

Публикации по теме:

Интегрированное занятие во второй младшей группе по окружающему миру и конструированию «Поездка к бабушке на дачу» Цели и задачи: 1. Закреплять знания детей о диких и домашних животных, их повадках и среде обитания, о насекомых, знание овощей и фруктов.

Интеграция образовательных областей:«Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно.

Конспект итогового занятия по речевому общению и окружающему миру и природе во второй младшей группе «В мире много сказок!» Конспект итогового занятия по речевому общению и окружающему миру и природе во второй младшей группе «Аленький цветочек» «В мире много сказок!».

Конспект НОД по окружающему миру во второй младшей группе «Посуда» Задачи: 1. Образовательные: Формировать знания детей о посуде, о её назначении. Учить детей называть части посуды. Учить называть обобщающее.

Конспект занятия по окружающему миру в 1–ой младшей группе Тема: «Комнатные растения» Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; 2. Учить внимательно рассматривать одно.

Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Зима» Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе. Тема «Зима» Цель: дать элементарные представления о зимних изменениях в природе;.

Название: Конспект НОД по ознакомлению окружающим миром во 2 младшей группе на тему «Свойства дерева»
Никитина Галина Георгиевна

Описание работы: предлагаю вам конспект образовательной деятельности детей 3-5 лет по теме «Свойства дерева». Данная работа будет полезна воспитателям, желающим ребенка .

Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева»

Интеграции образовательных областей социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: знакомство со свойствами дерева .

Задачи:

Развивающие. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы. Формировать навыки соблюдения правил безопасности.

Образовательные. Учить узнавать вещи, изготовленные из дерева, на основе опытов определять качества и свойства дерева.

Речевые. Обогащать активный словарь детей словами: качество, свойство.

Воспитательные. Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение.

Демонстрационный материал:

Кукла домовой Кузя, деревянные брусочки и дощечки (по количеству детей) , емкости с водой, спиртовка, спички, сапожный нож, деревянные предметы, большой лист бумаги, маркер, мяч.

Раздаточный материал: деревянные брусочки и дощечки (по количеству детей)

Предварительная работа: игры с деревянными игрушками, рассматривание веток и спилов деревьев, дидактическая игра «Какой, какая», словарная работа «сундук».

Методические приемы: сюрпризный момент, дидактическая игра «Деревянные предметы», беседа, обследование предметов, простейшие опыты, рассказ воспитателя, зарисовка результата опытов, рефлексия, подведение итогов.

Ход НОД

Стук в дверь.

Приходит домой Кузя. У него в корзине лежат деревянные брусочки.

Здравствуйте, дети! Я нашел в своем сундуке вот эти предметы, что это такое, из чего они сделаны, и что с ними делать не знаю. Может, вы мне поможете?

Воспитатель:

Дети, поможем Кузе? Давайте рассмотрим эти предметы. (Раздает детям бруски). Что же это такое? (Это деревянные брусочки.)

Что значит деревянные? (Деревянные- значит сделанные из дерева)

А кто их сделал? (Человек).

Я нарисую на листе бумаги простое изображение дерева и человека, чтобы вы запомнили, что бруски эти сделаны из дерева и их сделал человек.

Исследовательская деятельность.

Воспитатель:

Теперь определим свойства деревянных предметов. А ты, Кузя, внимательно следи за тем, что мы будем делать. Давайте определим, какие они деревянные предметы на ощупь? (Гладкие)

Я зарисую это свойство.

Дети, как вы думаете, сможем мы переломить брусочки? (Дети предполагают: что смогут, не смогут. Воспитатель обращается к домовому, просит предложить свою гипотезу)

Давайте попробуем переломить бруски. Переломились? (нет). Значит они какие? (Прочные). Зарисую это свойство.

Дети, что случится, если уронить, брусочки на пол? (Дети предполагают: разобьется, не разобьется. Воспитатель обращается к домовому, просит предложить свою гипотезу)

Проверим наши предположения: уроним на пол брусок. Бьется брусок? (Не бьется). Зарисую это качество.

Что произойдет, если опустить деревянные бруски в воду? (Дети предполагают: утонет, не утонет. Воспитатель обращается к домовому, просит предложить свою гипотезу)

Теперь опустим деревянные бруски в воду. (Дети подходят к ванночкам с водой). Что происходит с брусками? (Плавают в воде. Не тонут.) Зарисую это свойство

Дети оставляют свои бруски на подносе. Возвращаются на стулья.

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, смогу ли я разрезать деревянный брусок ножом?

Дети предполагают: сможете, не сможете. Воспитатель обращается к Кузе, просит предложить свою гипотезу.

Скажите, ребята, а почему я вам не раздала ножи? (Ножи острые. Мы маленькие можем пораниться. Маленьким детям нельзя брать в руки ножи).

А теперь, дети и ты Кузя, посмотрите внимательно, что я делаю.

Воспитатель срезает ножом тонкую лучину от деревянного бруска. Подтверждается гипотеза, что деревянный брусок можно разрезать, но надо приложить усилие. Воспитатель зарисовывает схематически свойство.

Название статьи:

Воспитатель:

Для следующего опыта нам нужен огонь. Дети, вам можно зажигать огонь? Почему? Как вы думаете, что случится, если я подержу лучину над огнем?

Дети выдвигают гипотезу: ничего не случится, нагреется, будет гореть. У Кузи своя версия, если из перечисленных предположений дети что-то не назовут, то это будет его версия.

Воспитатель говорит, что с огнем люди обращаются осторожно. Зажигает спиртовку. Подводит лучину к огню. Делают вывод: дерево горит. Воспитатель схематически зарисовывает свойство горения.

Воспитатель:

Давайте теперь вспомним, что мы узнали о деревянном бруске? Для этого воспользуемся рисунками.

Несколько дети составляют рассказ:

Это - деревянный брусок. Его сделал человек. Он гладкий; прочный; не бьется; в воде не тонет; режется, но с трудом; горит.

Воспитатель:

Такими свойствами обладают и другие предметы, сделанные из дерева. Давайте теперь посмотрим внимательно вокруг и найдем деревянные предметы. Кому я кину мяч, тот называет деревянный предмет.

Проводится дидактическая игра «Деревянные предметы»

Рефлексия.

Воспитатель:

Что нового вы сегодня узнали?

Что было вам знакомо?

Что было сложно делать?

Что больше запомнилось?

Итоги.

Воспитатель:

Домовой Кузя благодарит нас за помощь. Он много нового узнал о деревянных предметах. Теперь он сам хочет смастерить из дерева посуду, мебель, игрушки.

Домовой прощается с детьми и уходит. Воспитатель хвалит детей за работу.

Номинация: Детский сад, вторая младшая группа, 3-4 года, опытно-экспериментальная деятельность, исследовательская деятельность, ознакомление с окружающим миром 3-4 года









2024 © rukaraoke.ru.