Занятия с детьми 3 4 лет по развитию речи. Упражнения для постановки шипящих


Возраст 4 года идеален для начала озвучивания конкретных звуков. Читая книгу или просто называя какие-то слова, старайтесь выделять конкретные звуки и просите ребенка повторить эти звуки за вами. Можно показывать картинки и говорить, например: «Это барашек», выделяя звук «б» и еще несколько подобных слов. Затем попросить малыша назвать этот звук. Для продолжения игры попробуйте говорить слова медленно друг за другом и предложите ребенку делать хлопок, на звук «б» и др. Развитие речи детей 4 лет подразумевает постоянные занятия с ребенком.

Такие занятия для развития речи детей 4 лет можно делать два-три раза в день, чтобы не нагружать ребенка. Постепенно, это войдет в привычку и малыш уже сам научится выделять нужные звуки. Если такая игра не по душе вашему ребенку, отложите ее на потом. В четыре года ребенок еще не очень хорошо выражает свои мысли и описывает предметы. Чтобы помочь ему в этом можно называть больше качественных прилагательных, например зеленая трава, серая кошка, красное яблочко, маленькая ложка. Можно просить, чтобы ребенок выбрал определенный цвет карандаша, фломастера. С раскрасками дети лучше понимают, какого цвета должны быть губы, кожа, одежда. Пусть не сразу, но постепенно цвета станут правильными и названия тоже.

Можно предложить малышу игру. Достать одинаковые гладкие предметы из коробки разных цветов, затем только круглые красные, далее острые, шершавые и т.д. Можно каждый раз напоминать, что: «Твоя тарелочка маленькая и глубокая. Чашечка высокая и широкая. Этот суп горячий и вкусный». Такими комментариями, вы поможете лучше воспринимать предметы, и умело характеризовать их.

Просите ребенка помогать вам и комментировать, куда нужно поставить чашку, где лежат вилки и ложки, какого цвета тарелки на столе.

В дальнейшем это поможет ребенку стать более самостоятельным. Но не забывайте следить за его действиями: спички, ножи, острые предметы лучше убрать подальше.

Важно также помнить,что развитие речи детей 4 лет требует труда не только от ребенка, а и от родителей. Ведь в возрасте 4-х лет ребенок полностью копирует своих родителей, но не только повадки, а и голос, интонацию, грамотность речи. Забудьте о плохих словах, на данном этапе вы Левитан для своих детей. В доме должна звучать только грамотная речь, без «шо» и «тута». Конечно, ребенок находится не только в доме, на улице он может слышать все что угодно. Но если неправильные слова проскакивают в его речи, не страшно, просто говорите, что «дядя» или «тетя» просто ошиблись или забыли, как надо говорить и покажите правильный вариант.

Как-то на приеме у логопеда мама 4-х летнего ребенка пожаловалась, что он не очень разговорчив, но знает много и все отлично понимает.Папа, который сидел рядом, не сказал за полчаса ни слова, только иногда кивал, выражая свое согласие или отрицание. "В кого это он у нас такой молчун..." - вздохнула мама.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш хорошо говорил, необходимо заниматься с ним. А для этого нужно много читать ему и играть с ним. Например, можно соорудить коробочку или сундучок и положить туда предметы разной формы и качества. Не показывая ребенку предмет, просто описывать его, а если отгадано, то дарить или просто показывать. И конечно хвалить ваше чадо за правильный ответ. Можно ставить на стол несколько игрушек, а затем их убирать и спрашивать ребенка, какой не достает, затем просить описать ее и возвращать на место. Менять местами и продолжать игру. Задавайте простые вопросы: «Что за окном? У кого в руках книга? Какой свитер у папы?» - это поможет понять ребенку правильность его мыслей.

В четыре года ребенок вполне может рассказать, чем занимаются его родители. Для этого нужно посвятить его в курс дела, рассказать, что конкретно делает папа на работе и как. Игры в профессии также очень хороши в таком возрасте. В магазине продают товары, взвешивают, насыпают, показывают. Поиграйте в игру «магазин», можно применить фантазию и взять некоторые вещи с вашей полки для создания настоящего прилавка. Ребенку понравится. Просите его описывать предмет, который он хочет купить. Актуальна игра «парикмахер-визажист», в ход пойдут ваши помады, лаки, заколки. Дайте ребенку волю, пусть это будет самый прекрасный макияж и прическа в вашей жизни. Таким образом, можно рассказать о многих профессиях. Ребенок пополнит свой словарный запас, и будет радовать вас своими знаниями и дальше.

Развитие речи детей 4 лет проходит таким образом, чтоименно в этом возрасте ребенок, узнавая новые слова, старается придумать свои, получается забавно. Путает буквы, специально называя не «ножик», а «режик». Это не беда, просто необходимо разъяснить ребенку разницу. Покажите картинки и спросите где «медаль», а где «педаль». К одной картинке приведите несколько слов, например, изображен рак, приведите еще слова лак - рак - как. Ребенок выберет правильный ответ и скажет вам. Главное, чтобы эти слова были знакомы малышу.

Песни тоже очень полезны, они развивают голос, тембр детей. Это хорошая проверка слуха. Развитие речи детей 4 лет начинайте с простых детских песенок, пойте немного, чтобы не переусердствовать. Видите, что ребенок хрипит, остановитесь, сделайте паузу. Игры с музыкальным сопровождением тоже очень хороши. Найдите баночку, положите туда крупу, вот вам и новый инструмент. Можно купить в магазине мелофон, бубен или другие музыкальные инструменты, устройте семейный концерт, это вызовет море положительных эмоций.

Так как малыш любит вам подражать, попробуйте различные варианты произношения, например, от лица какого-то персонажа: кот Матроскин, Винни-Пух, Баба-Яга. Выбирайте яркие интонации, это поможет ребенку различать и угадывать их. При чтении старайтесь говорить интересно, не монотонно, замедляя или ускоряя темп, громче или наоборот тише.

Если ваш малыш привык громко голосить, то попробуйте поиграть и поговорить с ним шепотом, такие упражнения помогут успокаивать ребенка, регулировать свое состояние и свой голос. Выбирайте выразительные яркие сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Цветик-семицветик». В таких сказках есть повторения, специально, чтобы малыш учился проговаривать и запоминать. Дайте волю фантазии, и у вас все обязательно получится.

В книге представлены конспекты логопедических занятий по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов. Содержание занятий соответствует основным требованиям к развитию речи детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи и является логическим продолжением методического пособия "Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет" О. Е. Громовой, Г. Н. Соломатиной. Книга предназначена для педагогов, методистов, логопедов дошкольных и медицинских учреждений.

Состав семьи.
Задачи: обогащение и активизация словаря; формирование простого предложения, распространенного однородными подлежащими.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, изображающие членов семьи.

I. Оргмомент
Детям предлагается назвать имена мам и пап.
II. Беседа по теме занятия
Педагог. Сегодня мы с вами будем говорить о семье. Семья - это ребенок, его родители - мама и папа, дедушка и бабушка, братья и сестры.

Каждому ребенку задаются вопросы.
- Как зовут маму (папу, бабушку, дедушку, брата, сестру)?
- Сколько человек в твоей семье?
- Кто ты маме (папе, бабушке, дедушке, брату, сестре)?
- Кто в твоей семье самый старший (младший)?
Два-три ребенка рассказывают о своей семье по вопросам логопеда.

III. Рассматривание сюжетных картинок
На наборное полотно выставляются сюжетные картинки с изображением двух-трех членов семьи. Детям последовательно показывают картинки.
Педагог. Посмотрите на картинку. Кто здесь нарисован?
Дети. Мама и дочка.
Педагог. Что делают мама и дочка?
Дети. Мама и дочка читают.

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов
Организация занятий по развитию речи детей 4-5 лет
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Семья
Занятие 1. Состав семьи
Занятие 2. Моя дружная семья
Занятие 3. Занятия членов семьи
Части тела
Занятие 1. Человек, его части тела
Занятие 2. Части тела - мои помощники
Занятие 3. Признаки частей тела
Туалетные принадлежности
Занятие 1. Утро
Занятие 2. Вечер
Занятие 3. Купание куклы
Осень
Занятие 1. Листопад
Занятие 2. Признаки осени
Занятие 3. Лес осенью
Дом
Занятие 1. Дом и его части
Занятие 2. Строим дом
Занятие 3. Описание сюжетной картинки «Строительство дома»
Мебель
Занятие 1. Мебель и ее части
Занятие 2. Предметы мебели
Занятие 3. Три медведя
Игрушки
Занятие 1. Наши игрушки
Занятие 2. Куклы
Занятие 3. Мы играем
Продукты питания
Занятие 1. Завтрак
Занятие 2. Обед
Занятие 3. У Мишутки День рождения
Посуда
Занятие 1. Чайная посуда
Занятие 2. Столовая посуда
Занятие 3. Кухонная посуда
Домашние животные
Занятие 1. Друзья человека
Занятие 2. Помощники человека
Занятие 3. На ферме
Дикие животные
Занятие 1. Внешние признаки диких животных
Занятие 2. Пиша диких животных
Занятие 3. Жилища диких животных
Деревья
Занятие 1. Внешние признаки деревьев
Занятие 2. Отличительные признаки деревьев
Занятие 3. Как растут деревья
Зима
Занятие 1. Признаки зимы
Занятие 2. Снег. Свойства снега
Занятие 3. Зимний лес
Новогодний праздник
Занятие 1. Украшение елки
Занятие 2. Скоро праздник
Занятие 3. Новогодний праздник в лесу
Зимние забавы
Занятие 1. На горке
Занятие 2. На катке
Занятие 3. Игры зимой
Зимняя одежда
Занятие 1. Предметы зимней одежды
Занятие 2. Как мы одеваемся
Зимующие птицы
Занятие 1. Внешние признаки зимующих птиц
Занятие 2. Действия птиц
Занятие 3. Птицы зимой
Комнатные цветы
Занятие 1. Виды комнатных цветов
Занятие 2. Уход за комнатными цветами
Занятие 3. Как растут комнатные цветы
Профессии
Занятие 1. Воспитательница детского сада
Занятие 2. Врач
Занятие 3. Повар
Родная страна
Занятие 1. Моя страна
Занятие 2. Мой город
Занятие 3. Защитники Родины
Женский день
Занятие 1. Женщины
Занятие 2. Моя мама
Занятие 3. Скоро праздник
Весна
Занятие 1. Признаки весны
Занятие 2. Лес весной
Занятие 3. Сказка «Снегурочка»
Перелетные птицы
Занятие 1. Внешние признаки перелетных птиц
Занятие 2. Жилища перелетных птиц
Занятие 3. Скворцы прилетели
Транспорт
Занятие 1. Игрушечный транспорт
Занятие 2. Пассажирский транспорт
Занятие 3. Грузовой транспорт
Демисезонная одежда
Занятие 1. Предметы демисезонной одежды
Занятие 2. Ателье
Занятие 3. Описание сюжетной картинки «На прогулку»
Обувь
Занятие 1. Наша обувь
Занятие 2. Детская и взрослая обувь
Занятие 3. Магазин обуви
Домашние птицы
Занятие 1. Внешние признаки домашних птиц
Занятие 2. Птичий двор
Занятие 3. Рассказ «Курица и утята»
Овощи
Занятие 1. Признаки овощей
Занятие 2. Овощной магазин
Занятие 3. В огороде
Фрукты
Занятие 1. Признаки фруктов
Занятие 2. Магазин «Фрукты»
Занятие 3. В саду
Цветы "
Занятие 1. Виды садовых цветов
Занятие 2. Уход за садовыми цветами
Занятие 3. Рассказ «Подарок маме»
Насекомые
Занятие 1. Внешние признаки насекомых
Занятие 2. Действия насекомых
Занятие 3. На полянке
Скоро лето
Занятие 1. Признаки лета
Занятие 2. Летом в лесу
Занятие 3. Летние забавы
Список использованной и рекомендуемой литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет, Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Тип непосредственно образовательной деятельности: Речевое развитие

Тема: «Весенние чудеса».

Цель: Выявить уровень сформированности представлений у детей по образовательной области «Речевое развитие».

Интеграция образовательной области: «Речевое развития» (приобщение к художественной литературе, развитие речи), «Познавательное развития»(ознакомления с миром природы), развитие игровой деятельности, «Социально-коммуникативное» (формирование основ безопасности)

Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная.

Программное содержание:

Образовательная:

ü Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе (весна)

Развивающие:

ü Развивать умение составлять небольшой рассказ с опорой на схемы. (рассказ о весне)

Воспитательные:

ü Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное и заботливое отношение к животным.

Словарная работа: Активизировать словарный запас детей словами Лесовик, весна, долгожданная. Закрепить в речи детей названия жилищ животных: нора, куст, дупло, берлога.

Предварительная работа:

ü Беседа с детьми на тему: «Весна»

ü Рассматривание иллюстраций с изображением «Дикие животные»

ü Чтение стихотворений о весне

ü Рассматривание картины « транспорт»

ü Рассматривание иллюстраций с изображением времена года «весна»

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

Оборудование:

ü Аудиозапись

Материалы: картина весны, карточки приметы весны, иллюстрации животных (медведь, еж, лиса, белка), карточки весенней погоды.

Методы и приемы:

ü Игровой

ü Словесный- беседа

ü Наглядный –картины «Весны»

ü Практический- поход в лес

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель : - Я хочу вам пожелать, пусть день сегодня будет ярким, солнечным, а настроение у вас будет радостным, веселым, как ваши улыбки. А нашим гостям мы хотим пожелать хорошего дня и хорошего настроения.

2. Воспитаетель: -Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, про какое время года мы будет сегодня говорить.

«Приходит с добром, Веет теплом,

Светом солнечным красна, А зовут ее … (весна)»

Воспитатель:-Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное, …).

3. Сюрпризный момент: (находит письмо)

Воспитатель: – Дорогие ребята! Случилась беда. Наступила весна. А лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить зверей, птиц. Старичок – Лесовичок».

Поможем, лесовичку?

Воспитатель:- Тогда нам нужно отправиться в лес.На чем поедим?

Дети: - на автобусе, машине.

Подвижная игра : «Автобус»

А вы знаете, как нужно себя вести в лесу? (Ответы детей.)

Конечно, в лесу нельзя шуметь, ломать ветки деревьев, разорять птичьи гнёзда, трогать животных, разжигать огонь…

Воспитатель: Вот мы и приехали в весенний лес отстегиваем ремни, пожалуйста выходим.

Физминутка: (дети проговаривают и выполняют движения)

« Мы тихонько в лес зайдём (ходьба на месте)

Что же мы увидим в нём? (повороты головы влево и вправо)

Там деревья подрастают (плавно через стороны поднимают руки вверх)

К солнцу ветки направляют (покачивают руки поднятые вверх)

И деревья все качает

Тише, тише не шуми,

Лесных зверей хотим найти.»

4. Воспитатель: -Чтобы разбудить лесных жителей мы должны доказать, что наступила весна.

Скажите, ребята как мы узнали, что наступила весна?

Дидактическая игра «Приметы весны»

(солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, одели легкую одежду, дует теплый ветер) (схемы)

Воспитатель:- Давайте составим рассказ о весне. (2 ребенка)

5. Воспитатель: - Ребята! Чтобы нам помочь разбудить зверей, надо взять бумажные комочки и разгладить их. (бумажные комочки с изображениями животных)

Кого мы разбудили после зимней спячки?

Дети: Медведя, ежа.

Воспитатель: - Ребята, а какие еще животные живут в лесу?

Дети: Лиса, заяц, волк, белка

Воспитатель: -Как их можно назвать одним словом?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: - Почему их называют дикими животными?

Дети: Сами добывают пищу.

Воспитатель: -Молодцы! На столе у меня картинки животных, давайте найдем каждому домик.

Дидактическая игра: «Кто где живет?»

Воспитатель: -Где живет заяц?
Дети: Заяц живет под кустом.

Воспитатель: -Где спит медведь?
Дети: Медведь спит в берлоге.

Воспитатель: -Где живет белка?
Дети: Белка живет в дупле.

Воспитатель: -Лиса живет где?
Дети: Лиса живет в норе.

Воспитатель: -Каких животных мы расселили в домики?

Дети: -Диких.

Воспитатель: -Ну, не будем мешать лесным зверям, пусть каждый занимается своим делом!

Погуляли мы в лесу,

Повидали всю красу

А теперь пора прощаться,

В детский садик возвращаться.

Дети прощаются с лесом. До свидание добрый лес.

Воспитатель с ребятами возвращается в автобус.

Подвижная игра «Автобус»

Воспитатель: - Какое время года на улице?

Дети: -Весна

Воспитатель: - Погода весной (какая?):

Дети: -Солнечная, теплая.

Воспитатель: -Солнце весной (какое?)

Дети: -Яркое, теплое, светлое, весеннее

Воспитатель: -Снег (что делает?):

Дети: -Тает, рыхлым становится

Воспитатель: -Весной птицы (что делают?):

Дети: - Прилетают.

Воспитатель: - На крышах появляются (что?)

Дети: -Сосульки

Воспитатель:-Молодцы, мы помогли сегодня старичку-лесовичку, разбудили лесных жителей, и они радуются весне.

Рефлексия:

Ребята кому понравилось путешествие в лес?

Почему? Что нового вы узнали? Кто хозяин леса?

Вы все молодцы, тихо вели себя в лесу, никого ни напугали.

Лесная жительница белочка вам всем приготовила гостинец – грибочки.

Скажем белочке спасибо. Угощайтесь.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 16.05.2019

В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению – дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку или назначению в одну группу. Совершенствуются речевые навыки – речь усложняется, становится более понятной.

Особенности речевого развития детей 3-4-х лет

На 4-м году жизни у детей еще недостаточно хорошо развита способность регулирования речевого дыхания – они часто пропускают паузы между словами и фразами, иногда неправильно ставят ударение и не проговаривают окончания слов. В таком возрасте детям непросто овладеть сразу и умением связно выражать свои мысли, и грамматически правильным построением предложений, и четким произношением звуков.

Что касается активной речи, то большинство детей в возрасте 3-4-х лет владеют следующими навыками:

  • используют примерно 1500 слов (в 3 года) и около 2000 слов в 4 года;
  • начинают говорить сложными предложениями;
  • используют предложения, состоящие из 4-5 слов;
  • задают большое количество вопросов;
  • употребляют некоторые предлоги и союзы;
  • стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;
  • пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;
  • внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;
  • правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.

Понимание речи:

  1. слушают длинные сказки и рассказы;
  2. понимают сложноподчиненные предложения;
  3. способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.

У детей 3-х лет чаще всего наблюдаются трудности в произношении шипящих ([Ш],[Щ], [Ч]) и сонорных звуков ([Л], [Р]). Шипящие звуки часто заменяются на свистящие, а сонорные и вовсе пропускаются. Такие проблемы для малышей данного возраста являются нормой.

К 4-му году жизни словарный запас ребенка составляет порядка 2000 слов. В речи, помимо глаголов и существительных, появляются числительные, местоимения и наречия. Если раньше в речи малыша присутствовали только качественные прилагательные – легкий, мягкий, вкусный, то теперь появляются и притяжательные – тетина шляпа, дядины ботинки и т.д. Речь становится грамматически правильной и более понятной. Совершенствуется произношение отдельных звуков. На вопрос взрослого малыш может ответить развернутым предложением из 3-х и более слов.

Нормы развития речи

Темпы развития связной речи у детей в 3-4 года весьма индивидуальны, однако существуют общепринятые нормы, на которые могут ориентироваться родители, чтобы понимать, насколько правильно идет речевое развитие у их ребенка.

Желательно, чтобы в 4 года ребенок мог:

  1. проговаривать свое имя, фамилию и отчество;
  2. назвать имена близких родственников и друзей;
  3. пересказать сказку или мультфильм;
  4. точно повторить услышанное;
  5. называть действия – птица летит, собачка бежит, машина едет;
  6. в процессе речи понижать и повышать тон.

В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, а также нечеткое произношение ряда звуков.

Повышенного внимания требуют следующие случаи:

  • речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;
  • скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;
  • скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;
  • плохо развито звукопроизношение;
  • выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.

На развитие речи ребенка оказывают влияние как физиологические факторы, так и социальные. Недостаток внимания или же его переизбыток могут препятствовать полноценному развитию коммуникативных навыков.

Методики развития речи

Специалистами разработаны различные методики, способствующие развитию речи в 3-4 года. Как правило, занятия для малышей такого возраста проводятся в игровой форме. Кроме того, вы можете развивать речь своего малыша на прогулке, дома, в поездках и т.д.

  • Расширяйте круг общения малыша – как можно больше общайтесь с людьми разного возраста.
  • Обогащайте его словарный запас – каждое новое слово закрепляйте путем повторения в течение нескольких дней.
  • Следите за тем, как ребенок произносит шипящие (Щ, Ч, Ш) и свистящие звуки (З, С, Ц), твердые и мягкие. Если он это делает неправильно, исправляйте.
  • Используйте разную речь – тихую и громкую, быструю и медленную.
  • Сказки и рассказы старайтесь читать выразительно, следите за тембром и интонацией.
  • Во время прогулок больше рассказывайте обо всем, что видите вокруг.
  • Расспрашивайте ребенка о просмотренном мультфильме, услышанной истории и т.д.
  • Учите отвечать развернуто и давать ответы на заданные вопросы.
  • Как можно чаще читайте сказки, стихи и скороговорки.
  • Играйте в различные словесные игры, например, «Съедобное – несъедобное», «Что где лежит».


Программа развития речи ребенка должна быть комплексной и включать различные занятия, направленные, в том числе на развитие мелкой моторики, так как речь тесно связана с ней.

Игры для развития речи

Обучение и развитие детей в возрасте 3-4-х лет происходит, как правило, в игровой форме.

Сказка про язычок”
Целью игры является знакомство ребенка с органами, задействованными в создании речи – небом, губами, гортанью, языком. Для занятий вам понадобится зеркало. Расскажите малышу рассказ про язычок. Он живет во рту и очень любознателен, любит высовываться наружу и смотреть в разные стороны (при этом следует двигать языком вверх, затем вниз, по кругу, влево – вправо).

Еще язычок любит прятаться и дразниться – высовываться, а затем убегать за зубки, нижние и верхние, делаться узким или широким. Вместе с малышом поиграйте перед зеркалом – постройте разные рожицы и покривляйтесь. Развитие двигательных мышц лица позволит ребенку быстро научиться правильно воспроизводить звуки.

“Лошадка”
Такие занятия можно проводить каждый день. Попросите ребенка цокать языком, как лошадка. Данное упражнение поможет ребенку в дальнейшем избежать трудностей в произношении звуков Ж, Ш, Л, Р.

“Повторяй”
Игра учит ребенка правильно произносить слова. Для занятий вам понадобятся разные картинки. Показывайте картинки и называйте слова с каким-то определенным звуком, например “Ш” или “Ж”:
  • шарф, шуба, вишня, шкаф, мишка, шапка
  • желудь, жаба, ножницы, жук, лужа

Важно, чтобы ребенок четко произносил эти звуки, скорость при этом не имеет значения. Дальше подберите слова с парными по твердости-мягкости согласными:

  • мел, мед, мишка, меч, мяч
  • молоко, масло, мыло, море

“Объединяй”
Игра, способствующая развитию наглядно-образного мышления. Для занятия вам понадобятся карточки с изображением различной посуды, одежды, фруктов или овощей. Выложите на столе несколько карточек, например, с рисунками предметов одежды, попросите ребенка назвать их по отдельности, а затем одним словом. Можно играть и наоборот – попросите малыша назвать, какие он знает овощи, фрукты и т.д.

“Предлоги”
Игра учит ребенка правильно употреблять предлоги и слова. Для занятий подойдет любой предмет – игрушка, книга и т.д. Перемещайте предмет под стол, на стол, над столом и просите ребенка сказать, где находится игрушка. Подсказывайте, если малыш не справляется.

“Воздушная вата”
Эта игра направлена на развитие речевого дыхания и учит ребенка контролировать его силу. Для занятий вам понадобятся косметические ватные шарики. Разложите их на столике и вместе с крохой подуйте на них. Чей шарик окажется дальше, тот выиграл. Позже, ближе к 5 годам, сильное речевое дыхание поможет ребенку .

Программа занятий для развития речи у детей 3-4-х лет обязательно должна включать творческие виды деятельности – лепку, рисование и рукоделие, так как они способствуют развитию мелкой моторики, усидчивости и концентрации внимания. Очень полезны и подвижные игры – дети легче запоминают названия предметов и учатся считать.

Больше разговаривайте со своим детёнышем, придумывайте разные истории, сказки – это позволит не только развить речь, но и сформировать богатую фантазию и логику. Все это поможет развитию ребенка и подготовит к школе.

Читайте далее:







2024 © rukaraoke.ru.