Жизнь родителей в детях значение пословицы. «Сделай свой дом небом! Любовь к маленьким детям


Мода на количество детей - как бы странно это ни звучало - существует. В начале 20 века редкостью была семья с одним ребенком. Спустя полвека привычной картиной стала семья с двумя детьми. В лихие 90-е редко какие родители решались завести больше, чем с одного ребенка. А уж трое отпрысков - это героизм! Лихие годы плавно перетекли в стабильные, хоть временами и кризисные. Правда, почему-то смущает: зачем? Как так вышло? Чем руководствовались муж и жена, когда заводили «так много» детей?..

По мнению и опытных родителей, и психологов, и педагогов, самый большой переворот в семейных отношениях производит рождение первенца: разница между нулем и единицей в этом вопросе огромна, можно сказать, принципиальна. Меняется вся жизнь: происходит не только бытовая встряска (недосыпы-памперсы-ползунки-прогулки-детские поликлиники), но и смена приоритетов -старшим членам семьи приходится учитывать интересы «новичка» и порой жертвовать своими.

Со вторым ребенком, безусловно, помогает опыт, и все же появление младшего ребенка в семье вызывает волну новых забот и сложных вопросов. Передел внимания родителей, раздел игрушек и детского имущества, ревность, беспорядок в квартире. Для первенца рождение брата или сестры - тоже испытание: он перестал быть центром вселенной. И все-таки брат или сестра - это на всю жизнь. Он или она будет поддержкой и опорой, когда родителей не станет, лучшим другом, который знает, какой ты человек на самом деле.

Многодетные мамы в один голос заявляют: появление третьего ребенка в семье принципиально ничего в ней не меняет. Жизнь давно уже перестроена под нужды детей, к моменту рождения третьего стиль жизни «чайлдфри» с ночными клубами и бесконечными тусовками, как правило, давно уже в прошлом. Вещей (одежды, обуви, игрушек) хватает; родительского опыта тоже достаточно, чтобы не частить к педиатрам из-за банальных простуд и царапин.

Конечно, появление третьего привносит в жизнь семьи определенную специфику:

  • средний ребенок становится - пришла пора ему ощутить ревность, а мама с папой уже не так сильно озабочены этой проблемой, как при рождении второго;
  • придется подумать о том, уместится ли в вашем семейном автомобиле ;
  • младший грудничок, а старших уже надо водить детей на кружки и секции, приходится разрабатывать нестандартные подходы к тайм-менеджменту.

Конечно, многое зависит от разницы в возрасте между детьми - чем она больше, тем легче родителям справляться чисто физически. Но даже при маленькой разнице (в 2-3 года), рано или поздно родители троих обнаруживают, что двое (а затем и трое) могут решать многие вопросы самостоятельно. В общем, жизнь налаживается. Правда, происходит это не за одну ночь…

Зачем люди рожают третьего?

Мамы троих детей часто отмечают, что окружающие готовы заподозрить их в каком угодно «криминале» из-за появления в семье третьего ребенка. Возникают предположения о незапланированной беременности, медицинских показаниях, желании родить третьего ребенка для нового мужа, попытке «вытрясти» из государства льготы (квартиру, участок земли и т.д.). Люди почему-то не готовы принять простую мысль, что ребенка можно родить не для какой-то цели, а просто чтобы его любить.

О каких, кстати, льготах идет речь?

Согласно российскому законодательству, к многодетным относят семьи, в которых три и более ребенка, в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством) и не достигших возраста 18 лет (в случае прохождения обучения возраст повышается). Государство действительно выражает готовность помогать многодетным семьям - им положены различные права и льготы: скидки для пользование коммунальными услугами, бесплатный проезд детей на городском общественном транспорте и скидка на проезд на междугородном транспорте, бесплатное питание для детей в учебных заведениях, первоочередное поступление в школы и обеспечение путевками в санатории и т.д.

Родителям, решившимся завести троих и более детей, предоставляются садовые или огородные участки, дается право на гибкие формы трудоустройства (например, неполная занятость), первоочередное обучение или переобучение. Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке многодетных семей», родители трех и более детей могут получить разовый льготный кредит или беспроцентный заем на строительство или приобретение жилья (ст.5 п.1 пп.8); получить жилье в первоочередном порядке, бесплатно в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - если докажут, что нуждаются в улучшении жилищных условий и подходят под расплывчатую формулировку «отвечают дополнительным условиям, установленным органами местного самоуправления» (ст.5 п.1 пп. 9).

Тот же закон «О государственной поддержке…» предлагает родителям многодетных семей заняться малым предпринимательством или фермерской деятельностью и обещает государственную поддержку. Так, они могут разово получить земельный участок для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, малого и другого предприятия - а заодно с ним и льготы по налогообложению (ст.5 п.1 пп. 11), или получить разовый льготный кредит или беспроцентный заем в первоочередном порядке на приобретение техники, оборудования, автомобильного транспорта и на другие связанные с созданием и развитием крестьянских (фермерских) хозяйств цели (ст.5 п.1 пп.12).

Многодетные родители отмечают, что в повседневной жизни полезны такие льготы, как освобождение от транспортного налога и право на бесплатную парковку в центре Москвы, льготный вход в зоопарк и в некоторые музеи.

Но конечно, не ради сомнительных льгот люди рожают детей! Многие льготы в реальности оказываются «приятным пустячком», и всерьез финансово помочь многодетной семье не могут. Все льготы нужно оформлять, отстаивая всеми «любимые» очереди в государственных учреждениях и доказывая свою «многодетность», а некоторые (как право на бесплатную парковку) приходится потом ежегодно подтверждать и переоформлять… Никакие льготы не стоят того, чтобы пойти ради них на рождение второго, третьего и последующих детей.

Президент и народные представители в Госдуме все чаще высказывают мнение о том, что семьи с тремя детьми стали нормой, а значит, уже не должны считаться многодетными. Из уст в уста и в интернете передаются слухи о том, что «норму многодетности» поднимут до 4 детей с начала следующего, 2016 года (законопроектов таких пока нет). Скорее всего, это голословные утверждения: до «нормы» семьям с тремя детьми пока далеко. Они все еще довольно редко встречаются и, хотя перестали восприниматься окружающими «в штыки», вовсе не стали моделью для подражания. Да и сами народные представители не торопятся «следовать нормам» и заводить больше 1-2 детей.

Так почему же родители «решаются на третьего»?

Если попытаться сформулировать ответы логически и разложить по полочкам, то получатся следующие причины:

  1. Любовь к маленьким детям

Когда старшие дети подрастают и поступают в школы и детские сады, мамы и папы ощущают тоску и потребность быть кому-то жизненно необходимыми, желание «потискать» ароматного, пухленького малыша.

  1. Общение и «клановость»

Родители стремятся создать «клан», чтобы дети были дружными, и их было много. Чего-чего, а недостатка общения дети из многодетных семей не испытывают.

  1. Желание родить ребенка другого пола

Если двое старших детей однополые, то многие семьи решаются «на мальчика/девочку».

  1. «Последний шанс»

Некоторые женщины, достигая возраста за 40, осознают, что вскоре уже не смогут стать мамами и рожают третьего, позднего ребенка, чтобы вновь ощутить себя женщинами, хранительницами очага, дарящими жизнь.

Какими бы ни были рациональные причины, зачастую родители просто хотят родить и любить еще одного ребенка - потому, что могут, что есть на это душевные силы и стремление.

Трое детей - это здорово и совсем не так сложно, как может показаться со стороны. Все трудности и хлопоты с лихвой окупаются тем счастьем, которое дети приносят в семью. Вокруг многодетности ходит много мифов, которые жизнь разбивает в прах. Любая мама (и двух, и трех, и более детей) подтвердит, что трудно только когда у детей маленькая разница в возрасте (меньше 2-х лет), и пока все дети маленькие. Когда дети подрастают, становится легче. Если разница лет 5-6, то трудности взращивания малышей ощущаются не так остро.

Во многих «многодетных» ситуациях можно найти преимущества: например, когда старший сын идет в школу, второй ходит в садик, и в семье появляется грудничок, то мама, присматривая дома за малышом, может больше помогать старшему в учебе; не нужна продленка, как не нужна и няня для детсадовца, пока тот болеет.

Детская же ревность - ею больше пугают. Если грамотно подготовиться и вести себя правильно, ревность можно свести к минимуму и даже вовсе без нее обойтись.

Получается, что вопрос о рождении третьего ребенка для некоторых из нас (просто в силу внутренних предпосылок и личностных особенностей) по существу не отличается от вопроса о рождении первого. Если для женщины роль жены и мамы - на первом месте, то с рождением детей она перестает терзаться вопросами о смысле жизни и своем предназначении и точно знает, зачем и для кого живет. Вопрос «зачем рожать - первого, второго, третьего» просто не возникает.

  • Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в мае 2014 года, 53% россиян считают, что в семье должно быть два ребенка, но только 38% имеют столько детей. О желательности в семье троих детей заявили 28% респондентов, но лишь 8% воплотили свои идеи на практике. 10% россиян уверены, что и одного ребенка достаточно (среди жителей столиц статистически больше семей с одним ребенком). В целом, россияне придерживаются патриархальных взглядов - только 1% ответивших предположили, что семья вполне может гармонично существовать совсем без детей.
  • Зачем, по мнению россиян, люди заводят детей? Среди ответов - забота о продолжении рода (36%), забота о детях как смысл жизни (19%), дети как главная цель брака (14%), надежда на опору в старости (9%), просто счастье (6%).
  • Почему же тогда люди не заводят детей? 31% россиян просто не представляют, почему. Еще 18% предположили, что на детей не хватает денег, 14% - что в избытке эгоизм. Среди ответов также слабое здоровье (10%), невозможность иметь детей (9%), личный выбор, убеждения (7%), боязнь ответственности (6%).
  • В 2015 году 18 000 матерей в Москве родили третьего и более по счету ребенка.
  • В 2009 году в России был учрежден орден «Родительская слава» (для родителей и усыновителей, воспитавших 7 и более детей). За период с момента появления этим знаком отличия была награждена 281 семья. В 2014 году орден получили 20 семей. За 2015 год уже наградили 25 семей, из них двое родителей-одиночек.
  • По данным Объединения многодетных семей Москвы, в столице зарегистрировано 104 088 семей со статусом многодетные, из них - 125 воспитывают 10 и более детей.

В данной статье мы предлагаем ознакомиться детям и их родителям с интересными и поучительными поговорками о семье.

Семья является самым большим богатством, которое только можно найти на Земле. Такому отношению к семье и родственникам нас учат с самого детства. Способы, с помощью которых можно объяснять малышам ценность понятия «семья», существуют самые разные. Одним из них можно назвать пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки о семье для дошкольного возраста, детского сада: сборник с объяснением смысла

С самого детства ребенок окружен любовью, вниманием и заботой своих родителей и других родных людей. Он понимает, что это люди, которые его не обидят, всегда помогут и защитят. Однако понятие семьи формируется у малышей не сразу. Этому предшествуют определенные процессы, которые происходят в кругу семьи, с его участием.

В это же время можно начинать рассказывать крохе пословицы о семье, родных людях, дабы объяснить ему их ценность в нашей жизни.

  • Моя семья – мое богатство! Данное высказывание на слуху практически у каждого человека, поскольку используется оно очень часто. Эта пословица говорит нам о том, что иметь семью равносильно тому, что иметь огромное богатство. Также изречение объясняет нам то, что если у человека нет семьи и родных, то его поистине можно считать бедным.
  • В поле ни отца, ни матери – заступиться некому. Тут «поле» символизирует человеческую жизнь. Все мы с раннего детства знаем, что наши родители – это наша самая главная защита и опора, они никогда не оставят нас в беде, независимо от того, сколько нам будет лет. В высказывании говорится о том, что если у человека нет родителей, то он лишен настоящей защиты и поддержки в жизни.
  • В родной семье и каша гуще. Смысл поговорки в том, что у себя дома человеку всегда гораздо лучше, чем где-то. Проводится сравнение с кашей, которая в домашних условиях кажется вкуснее и наваристее.
  • Вдовец детям не отец: сам сирота. Семейные отношения, это не только отношения родителей и детей, это еще и отношения мужчины и женщины, которые создали эту семью. Высказывание подчеркивает важность женщины, жены, мамы в семье.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте. Суть пословицы в том, что родные люди всегда переживают друг за друга, стараются максимально быть в курсе всех событий из жизни родных людей. «…так и душа на месте», это значит, что когда все родные люди живы и здоровы, то всем спокойно на душе.
  • Дитя хоть и хило, да отцу с матерью мило. Смысл поговорки в том, что родители любят своих детей несмотря ни на что. Им все равно, как выглядит их ребенок, как он учится – он все равно для них будет самым любимым и самым лучшим. «Дитя хило» значит, что ребенок слабенький, болезненный, нездоровый.
  • Добрая семья прибавит разума-ума. Так говорят потому, что дружная семья всегда живет в мире и согласии и в нужный момент родные помогают друг другу советом или делом.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери. Смысл высказывания в том, что своих родителей мы не выбираем, они даются нам один раз и на всю жизнь, поэтому их нужно ценить, любить и уважать. Также суть изречения в том, что родители всегда должны быть у нас на первом месте потому, что именно благодаря им мы сегодня живем.
  • Брат брата не выдаст. Данная пословица говорит нам о том, что между родными людьми существует настоящая дружба и преданность. Поговорка означает то, что родные люди всегда будут стоять друг за друга горой и никогда не оставят в беде.
  • Брат с братом на медведя ходят. Издавна медведь олицетворяет силу, могущество и власть. Это животное обладает нечеловеческой силой и хваткой, поэтому для высказывания был выбран именно этот образ. В давние времена люди охотились на животных, в том числе и на медведя, дабы прокормить свою семью и себя. Однако такая охота была чрезвычайно опасной и трудной. Пословица объясняет нам, что любовь и единство родных людей, в этом случае братьев, настолько крепки, что они вместе могут победить даже столь свирепого зверя.
  • В гостях хорошо, а дома лучше. Это изречение также достаточно известное, поскольку и по сегодняшний день активно используется нами даже в повседневной речи. Значит оно то, что, несмотря на хороший прием в гостях, лакомства и удобства, которые принято предоставлять гостям, дома у себя всегда гораздо лучше, поскольку там родная семья.
  • В дружной семье и в холод тепло. Так говорят потому, что в доме, где царит понимание и любовь между родными, появляется своя особая атмосфера, при которой все ненастья и беды, которые в пословице представлены холодом, совершенно не страшны.
  • В недружной семье добра не бывает. Смысл высказывания в том, что в семье, где между родными нет понимания, любви и уважения, не может быть ничего хорошего. В такой семье происходят только скандалы и склоки.
  • В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто. Поговорка учит нас тому, что в доме, где живет дружная и работящая семья всегда есть достаток, то есть, в доме «густо». А вот там, где каждый думает только о себе, где нет порядка и труда, там всегда «пусто», то есть, ничего нет.
  • В своем доме и стены помогают. Еще один вариант данной пословицы: «В своем доме и стены лечат». Говорят так потому, что дома всегда хорошо, уютно и тепло. Дома есть родные люди, которые поддерживают и помогают, поэтому дома легче перенести какие-либо испытания судьбы и невзгоды.
  • В семье разлад, так и дому не рад. Смысл изречения в том, что когда в семье не ладится, когда родные люди не находят общего языка, а только ссорятся и скандалят, тогда и идти в такой дом нет никакого желания – «…дому не рад».
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно. Пословица объясняет нам то, что мир и согласие в семье – это залог успеха во всех делах. Если родные люди любят и уважают друг друга, если они всегда готовы в трудную минуту прийти на помощь – можно не бояться никаких трудностей. При такой жизни все дела будут идти хорошо, и заканчиваться успехом.

Лучшие пословицы и поговорки о семье для младшего и среднего школьного возраста: сборник с объяснением смысла

В возрасте 7-15 лет дети очень хорошо понимают, что такое семья и, как правило, сполна ощущают любовь и поддержку своих родных. Однако далеко не каждый ребенок понимает ценность того, что он имеет. Происходит так по причине незнания другой жизни и, конечно же, из-за возраста, поскольку даже за 15 лет жизни ни у каждого человека случаются ситуации, которые бы однозначно дали понять, насколько важно иметь семью и родных.

В этом возрасте очень полезно рассказывать детям пословицы и поговорки, однако, делать это лучше в процессе общения, то есть, в повседневной жизни, а не во время каких-то обучающих часов.

  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. Смысл данной пословицы в том, что в семье, где люди умеют почитать друг друга и любить, всегда живет счастье. Родные люди счастливы тогда, когда живут без ссор и скандалов.
  • В хорошей семье хорошие дети растут. Практика знает много примеров, когда и в нехороших семьях вырастают очень хорошие и воспитанные детки, однако, если говорить не об исключениях, а о правилах, то именно там, где хорошая и дружная семья, вырастают хорошие и порядочные дети. Пословица говорит нам о том, что мудрые родители, воспитывая своих детей, передают им свою мудрость, тем самым выращивая из них порядочных людей.
  • Где мир да лад, там и Божья благодать. Так говорят потому, что принято считать, что семья, которая живет в согласии и мире, всегда получает Божье благословение. То есть, получает от Бога его помощь, которая выражается в счастье, здоровье и достатке всех членов семьи.
  • Дерево держится корнями, а человек семьей. Дерево живет и растет до тех пор, пока живы его корни, ведь именно ими растение держится и питается. Вот так и человек – он живет лишь тогда, когда у него есть семья и родные. Без этих людей человек попросту существует.
  • Доброе братство лучше богатства. В данном изречении подчеркивается важность и ценность хорошего окружения. Принято считать, что самым большим богатством, которое только можно себе представить, является дружная семья и верные друзья.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие . Так говорят потому, что любовь и согласие – это две ценности, на которых строится крепкая и дружная семья. А, как известно, в доме, где между людьми царит такая атмосфера, всегда тепло и уютно, несмотря на погоду за окном.
  • Дружная семья не знает печали . Смысл высказывания в том, что родные люди, которые между собой дружны, никогда не столкнуться с невзгодами и трудностями, потому, что в нужный момент они всегда помогут друг другу и спасут от печали.


  • Жизнь родителей в детях. Так говорят потому, что для родителей нет ничего важнее и ценнее их детей. Родители готовы отдать жизнь за своих крох, настолько сильна их любовь к своим кровинкам. Поэтому и говорят, что родители буквально живут своими малышами.
  • За общим столом еда вкуснее. Общий стол подразумевает, что за ним будут сидеть все родные и близкие люди, то есть, вся семья. Смысл высказывания в том, что даже кушать вкуснее тогда, когда ты делаешь это не в одиночестве, а со своими родственниками, тогда, когда ты можешь разделить пищу с кем-то из своих.
  • Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет . В возрасте 8-15 лет детки уже хорошо знают, что такое вода, и какое значение она имеет для нашей планеты, и нас в частности. Именно поэтому, услышав такое изречение, они смогут провести аналогию с человеком, который не имеет родных. Пословица объясняет нам то, что, так как наша Земля погибнет без воды, так и человек без семьи не живет, а просто существует, в переносном смысле слова «умирает».
  • Куда мать, туда и дитя. Никому не нужно объяснять то, насколько малыш привязан к своей маме. Эта связь образовывается у них с момента внутриутробного развития крохи и сохраняется на всю жизнь. С самого детства ребенок ходит за мамой по пятам, не отходя от нее ни на шаг. Поэтому и говорят, что куда мама, туда и ребенок. Есть еще одно значение этого высказывания. Смысл его заключается в том, что ребенок повторяет все за своей матерью, поэтому какая мама, такой и малыш.
  • Любовь братская крепче каменных стен. О том, насколько крепким материалом является камень, детям в этом возрасте рассказывать нет необходимости. Любовь родных сравнивается по крепости с каменными стенами, поскольку камень считается очень крепкой породой. Вот так как каменные стены сломать очень сложно, так и братскую любовь разрушить невозможно.


  • Любовь да совет – там горя нет. Пословица учит нас тому, что семья, которая живет в мире и согласии, не подвергается никаким испытаниям.
  • Материнская молитва со дна моря достает. Любовь матери является невероятно могущественной и сильной. Пословица объясняет нам то, что молитва матери настолько всесильна, что способна буквально спасти ребенка.
  • Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает. Изречение говорит нам о том, что даже несмотря на то, что мамы зачастую бывают строгими и наказывают своих малышей, они все равно любят их больше своей жизни. Весенний снег – явление быстро проходящее, именно поэтому мамин гнев сравнивается с таким снегом.

Популярные русские народные пословицы и поговорки о семье: сборник с объяснением смысла

Существует огромное количество русских народных пословиц и поговорок. Все они описывают совершенно разные понятия и ценности, однако, изречения о семье всегда пользуются наибольшей популярностью.

Пословицы и поговорки нашего народа все мы слышим достаточно часто, а вот высказывания других народов мира, мы практически не знаем. Вместе с тем они заслуживают нашего внимания, поэтому мы представляем вам самые популярные пословицы разных народов мира.

  • Богатство людей – отец и мать. (Таджикская пословица). Суть пословицы в том, что самым большим богатством в жизни каждого человека являются люди, которые подарили ему эту жизнь, то есть родители.
  • Кто прислушивается к советам отца, тот редко ошибается. (Ингушская пословица). Поговорка говорит нам о том, что отец является воплощением мудрости, поэтому его советы это ценнейшее богатство. Тот, кто внимательно прислушивается к словам прожившего жизнь, опытного отца, всегда знает, как правильно поступить в сложившейся ситуации.
  • Старый человек в семье – сокровище. (Китайская пословица). Старый человек, это человек, который прожил жизнь, видел много разного и набрался к своим годам определенного опыта. Старость всегда символизирует мудрость, поэтому принято считать, что пожилой человек – это сокровище.
  • В дружной семье всегда благополучие. (Абхазская). Благополучие зависит от множества факторов, одним из которых является дружная и понимающая семья. Когда родные люди понимают друг друга, любят и ценят, они всегда живут в достатке и благополучии.
  • В своей семье урода не бывает. (Абхазская). Для начала объясните, что слово «урод» тут употребляется ни как оскорбление или ругательство, а лишь для обозначения человека, который ведет себя не правильно, игнорируя советы родных. Пословица объясняет нам то, что в семье все люди равны между собой и каждого близкого человека все родственники любят одинаково, поэтому в стороне не остаются даже те, кто поступает нехорошо.
  • В семье, где не ценится совесть, родится бессовестный. (Абхазская). Совесть является одной из важнейших ценностей, которой может обладать человек. Поступать по совести значит, поступать правильно, справедливо. Поговорка учит нас тому, что в доме, где это понятие отсутствует, дети будут расти, не зная его ценности.


  • Глупый родственник унижает тебя. (Абхазская). Родственные связи предполагают дружбу, любовь и уважение. Тот глупец, кто не понимая этого, причиняет боль своему родному. Смысл пословицы в том, что человек, который не уважает своих близких, не может называться родным и считаться умным.
  • Глупый родственник хуже врага. (Агульская). От врага мы всегда знаем что ожидать – боль, огорчения и подлость. А вот от родственников такого мы не ожидаем никогда. Суть изречения в том, что человек, который не чтит свои корни и не уважает своих родных, еще хуже, чем самый опасный враг.
  • Гол тот, у кого сзади нет своего брата. (Хинди). Братская любовь всегда была предметом гордости и примером того, какая в принципе должна быть любовь между родными людьми. Поговорка учит нас тому, что человек, у которого нет родных, является одиноким, «голым».
  • Горчичное зернышко родства дороже, чем воз знакомства. (Китайская). Родные люди и семья являются самыми дорогими для каждого человека. Даже один дальний родственник дороже 1000 обычных знакомых. Потому, что родные люди всегда рядом с нами, а знакомые в нужную минуту часто исчезают, не желая думать о чужом горе.
  • Гусю мил его гусенок, человеку мил его ребенок. (Греческая). Данная пословица возвышает материнскую любовь. Каждое существо любит свое дитя и готово на все ради его благополучия и счастья.
  • Два брата ссорились, а два дурака радовались. (Адыгская). Суть изречения в том, что ссоры между братьями (родственниками) не длительны – тут ссорятся, тут мирятся, поскольку, уважение и любовь к своей семье важнее ругани.

Небольшие, короткие пословицы и поговорки для детей о семье: сборник с объяснением смысла

Если мы говорим о маленьких детках детсадовского возраста или о детях младшей школы, то им гораздо проще воспринимать короткие высказывания, нежели сложные и длинные.

Именно поэтому, работая и обучая таких крох, отдавайте предпочтение небольшим изречениям.

Говорить о том, что показано на картинке гораздо интереснее, именно поэтому все книги для маленьких детей содержат не очень много текста, а очень много рисунков.

Рассказывая детворе о пословицах и поговорках так же очень хорошо демонстрировать их с помощью иллюстраций. Таким образом, крохи будут лучше воспринимать и запоминать информацию.

  • Семейное согласие всего дороже.
  • Когда нет семьи, так и дома нет.
  • Согласную семью горе не берет.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • Семьей и горох молотят.
  • В родной семье и каша гуще.
  • Земля без воды – мертва, человек без семьи – пустоцвет.
  • Семья является наибольшей ценностью и богатством, которое может получить человек. Именно поэтому теме семьи и родных людей посвящено так много литературных произведений, пословиц и поговорок.

    Объясняя своим деткам с маленького возраста, что такое семья и как нужно вести себя с родными людьми, мы обрекаем себя на счастливую жизнь. Ведь наши дети будут вести себя с нами так, как мы сами научим их этому.

    Видео: Пословицы и поговорки о семье

    «Детский сад и семья» - Семья - один из древнейших институтов, переживших целые эпохи. Исторический экскурс. Основные принципы реализации программы «СЕМЬ-Я». Алгоритм открытия СДС. Образовательный процесс в СДС. Три модели семейного детского сада. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Многодетные семьи? наиболее стабильные и прочные семейные образования.

    «День семьи» - Феврония оказалась отличной женой, и Петр не пожалел, что совершил мезальянс. Семейные традиции. Петр был младшим братом муромского князя. Тогда Петр с Февронией уехали из Мурома. Так...трава! Так надо!». В итоге бояре сами попросили Петра и Февронию вернуться. Из истории Петра и Февронии. Символом праздника определена РОМАШКА.

    «Моя семья» - Оформление газет «Моя семья». «Окрестности Гжатска отличались множеством заливных лугов и лесов. Зачем клад, коли в семье лад? В родной семье и каша гуще. Подбор фотографий и информации о семье. Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт. Вся семья вместе, так и душа на месте. Столбовский Николай.

    «Взаимодействие семьи и школы» - Этапы реализации проекта. Школа – партнер семьи в воспитании личности. Модель распространения положительного опыта взаимодействия семьи и школы. Семья – приоритетная сфера педагогической работы. Разработать программу взаимодействия семьи и школы. Семья не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования личности.

    «Семья и детский сад» - Играют взрослые и дети! Работа с тканью. Работа с солёным тестом. Сказки в исполнении родителей и детей. Мастер – класс от родителей! Весёлые старты! «Папа, мама, я - спортивная семья». Радуют своим присутствием не только родители, но и бабушки. Мастер - класс для родителей. Познавательная игра с родителями, «Какие мы – дети и взрослые».

    «Бюджет семьи» - Коммунальные - расходы за месяц на оплату квартиры. Таблица «Доходы» содержит перечень статей доходов. У каждой ячейке есть свой адрес, например А4, Е1,С5. В последней строке таблиц подсчитываем общие суммы по столбцам. Мы узнали что такое доходы и расходы. 2.1.Доходы. Расчет доходной части семьи. Для ввода информации выделяем ячейку, после чего появляется курсор.

    Тема

    Этапы

    Где в семье лад, там и ребят хорошо растят

    Цель

    1. Создать условия для рефлексии опыта семьи на нравственных основаниях.
    2. Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников.
    3. Сделать совместные выводы о значении взаимопонимания в семье, как одном из слагаемых будущего счастья.

    Информация учителя

    Есть дом, в котором я живу,

    И для меня он лучший самый,

    В нем и во сне, и наяву

    А вечерами папа мне,

    Когда смолкают птицы в гнездах,

    Расскажет о луне,

    Ракетах, спутниках и звездах.

    Пускай мой дом пребудет вечно,

    Пускай в нем будут хлеб и смех.

    Туда я буду возвращаться бесконечно,

    И только с ним возможен мой успех.

    Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка - все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

    Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь. Называется тема:

    «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят»

    «Я - позиция» Причина «Я - позиции».

    (родители отвечают на вопросы по кругу)

    1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

    Спасибо за ваши ответы, а я хотел бы обратиться к словам И.Д.Вильде «Сколько человеческого счастья разбилось в дребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»

    1. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу? Если сможете, то объясните почему?

    А сейчас я хочу предложить Вам ответы на вопросы анкеты детей:

    1) семья – это… самые близкие люди, которые всегда готовы помочь, … сплоченный, дружный коллектив, а также люди, близкие друг другу в духовном плане, …это защита и опора

    2) в дали от родного дома я буду вспоминать… о маминых вкусных блюдах, об уюте дома и о моих родных, … о том, как мы со всей семьей вместе гуляли в парке, как мы весело играли в разные игры, смеялись, и дружно проводили время! И я буду скучать, … о моих родных и близких, о традициях нашей семьи и о своей любимой собаке.

    3) мне бы не хотелось, чтобы в моей будущей семье… были ссоры и конфликты, …были обман и непонимание, … были разногласия между мной и моим мужем

    Разбивка на группы

    На спинке ваших стульев приклеены карточки разного цвета, пожалуйста, возьмите эти карточки и сядьте в группы в соответствии с цветами.

    «Я – позиция» и общественно значимая норма. (работа в группах)

    Задание 1.

    Ситуация №1. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.

    Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине.

    • Реальная ситуация?
    • В чем сложность данной ситуации?

    Попробуйте сами ее разрешить

    Подведение итога. В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, и его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то более важное для него.

    Все это вполне реально обсудить со своим ребенком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обсуждения, чтобы ребенок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести.

    И еще: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость - вот что требуется нашим детям постоянно!

    Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности.

    Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только приехала и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.

    Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.

    Огорченная девочка уходит в свою комнату.

    Давайте обсудим данную ситуацию

    Вывод:

    Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.

    Задание 2. Я Вам прочитаю текст записки, а Вы попробуйте определить, про кого она может быть написана.

    Текст записки: «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».

    (ответы родителей)

    Спасибо за ответы. А теперь давайте узнаем, про кого на самом деле она написана.

    Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века,

    В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале.

    В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

    Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

    Подведение итога. Задумайтесь, а воспитываете ли вы своих детей так, чтобы они в будущем не поступили по отношению к Вам подобным образом.

    Задание 3. Какие качества необходимы человеку для того, чтобы развить способности к взаимопониманию?

    Человек, который способен критически мыслить, способен к самоанализу, - это человек, который не будет винить кого-то в том, что его не понимают. Он не ждет изменения в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.

    Дискуссия (разворот в круг)

    10 минут.

    1) Группы выступают (1-2 минуты) по заданию 1.

    (О различных путях выхода из конфликта)

    2) Выступления групп по заданию 2.

    3) Выступление групп по заданию 3.

    Рефлексия

    (в круге).

    3-5 минут

    Мне понравилось…

    Я узнал…

    Я смогу применить…

    Я желаю…

    Свободный выбор.

    Нашу встречу хочется закончить притчей.

    Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.

    А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

    Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все. что у нас было, а тебе и дела нет!»

    Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

    Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»: раздражение - ну, что им надо, чего им не спится: боязнь - как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?

    Уходя с собрания, очень хочется, чтобы вы задумались, а какие чувства свет в вашем окне вызывает у ваших детей, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами и сами будут зажигать свет в своих окнах.

    Памятки родителям

    Принципы отношений родителей с детьми

    1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.
    2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
    3. Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
    4. Я часто забываю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
    5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому Я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
    6. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
    7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

    Семья – это… самые близкие люди, которые всегда готовы помочь, сплоченный, дружный коллектив, люди, близкие друг другу в духовном плане, защита и опора.

    Вдали от родного дома я буду вспоминать… о маминых вкусных блюдах, об уюте дома и о моих родных, о том, как мы со всей семьей вместе гуляли в парке, как мы весело играли в разные игры, смеялись, и дружно проводили время! И я буду скучать, о моих родных и близких, о традициях нашей семьи, о своей любимой собаке.

    Мне бы не хотелось, чтобы в моей будущей семье… были ссоры и конфликты, были обман и непонимание, были разногласия между мной и моим мужем.

    Задание №1 Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине. В чем сложность данной ситуации? Попробуйте сами ее разрешить

    Записка «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна» Как вы думаете, про кого написана эта записка?

    Какие качества необходимы человеку для того, чтобы развить способности к взаимопониманию? Задание №2

    Рефлексия Мне понравилось… Я узнал… Я смогу применить… Я желаю…

    «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят»

    Принципы отношений родителей с детьми Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт лю­бящим детским сердцам. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на са­мом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ре­бенку и ценить его. Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. По­этому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка. Я часто забываю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому Я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, ла­ской и нежностью.

    Благодарю за понимание и сотрудничество!








    

    2024 © rukaraoke.ru.