Золотое сечение платья. Золотое сечение – формула кроя. Ритм в костюме могут создавать такие элементы


Раздел 2. Закономерности композиции одежды

Тема: Отношения и пропорции в одежде

Занятия 9-10


В работе над композицией пропорционирование является главным регулирующим средством, определяющим то гармоничное соотношение, которое должно существовать между целым и его частями, а также между частями по отношению друг к другу.

Пропорция - это связь, соединяющая внутри целого его составные части и обеспечивающая движение от одного размера к другому .

Пропорции выступают в виде различных математических отношений, как простых, так и иррациональных.


Арифметические пропорции это соотношения целых чисел.

Рациональные отношения содержат в себе модуль , который укладывается целое число раз в каждой величине, составляющей форму. Арифметические рациональные пропорции применяются в композиции, когда нужно ясно выразить подчиненность частей целому.


Контрастные пропорции (1: 4, 1: 5) -более активно привлекают внимание окружающих. Целесообразнее использовать их для вечерних костюмов

Подобные пропорции

(1: 1) - вызывают ощущение статичности, покоя; рекомендуются для повседневной и домашней одежды


К геометрическим, или иррациональным , пропорциям относятся такие соотношения, которые основаны на геометрической закономерности их построения.

Примерами таких пропорций являются соотношения стороны квадрата к его диагонали или отношение половины основания равнобедренного треугольника к его высоте и т.д.



Золотое сечение в одежде

В процессе конструирования одежды мы имеем дело с цифрами, расчетами и отношениями. В архитектуре с античных времен используют это соотношение, то почему бы нам не разобраться, и не внедрить в нашу работу.

Напомню азы. Деление целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей.

Схематично это выглядит так:

В процентах выходит так:


Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему

a : b = b : c или с : b = b : а .


Простейшим приближённым к пропорциям золотого сечения является ряд целых чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233 и т.д. (где сумма двух соседних членов равна последующему), называемый рядом Фибоначчи по имени итальянского математика XIII в.

Пользуясь принципом золотого сечения, можно создавать в композиции костюма наиболее совершенные пропорции и устанавливать органичную связь между целым и его частями.

Принцип золотого сечения (3: 5, 5: 8, 8: 13). Соблюдение этого принципа вызывает наиболее гармоничное восприятие; рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки, то есть сначала выбирается наиболее подходящая длина юбки, а затем по правилу золотого сечения рассчитывается длина жакета





Начинается работа над общей композицией костюма с определения его силуэта . В зависимости от творческой идеи и пластических свойств материалов, используемых для изготовления одежды, модельер выбирает мягкую или жесткую форму и расчленяет ее на крупные части - лиф и юбку (или брюки). Соотношения величин этих частей, а также длины изделия к его ширине являются основой пропорционального построения всего костюма.

Затем более мелкие части формы - воротник, рукава, - сопоставляются с общей массой силуэта. Дальнейшее пропорционирование идет по пути организации формы по­средством вертикальных, горизонтальных и диагональных линий, определяющих ее детальное членение.


Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали. Чтобы украшать человека, костюм должен быть ему соразмерен. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, деталей - все это влияет на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности.

Иногда и хорошо сшитая одежда не создает впечатления завершенности, целостности. Костюм будет выглядеть элегантно, если при его создании соблюдены правила пропорций.


Масштабность

Масштабность - соотнесенность размеров, массы предмета и его деталей с размерами человеческого тела.

При проектировании изделия нужно помнить, что детали его должны выражать структуру костюма, выявлять его форму, поэтому они должны находиться в прямой зависимости от конструктивной основы.

Можно варьировать в одежде форму и размер таких важных деталей, как воротник, карманы, манжеты, придавая таким образом всему костюму каждый раз новое образное звучание. Но если преступить некий предел величины, делая детали либо слишком большими, либо слишком маленькими, это отрицательно скажется на общем восприятии композиции костюма и на комфортности изделия.

Верно найденная масштабность формы костюма, ее членений относительно величины фигуры человека делает ее изящной, стройной, легкой. Не угаданная масштабность часто приводит к тому, что одежда, ее форма и детали утяжеляют фигуру, делают ее излишне массивной.


Противопоставления отдельных составляющих композиции могут строиться по трем возможным вариантам:

тождество, контраст и нюанс.

контраст - это резко выраженное различие между двумя однородными свойствами.

Так, например, о контрастном отношении элементов говорится при сопоставлении большого и малого, темного и светлого, гладкого и шероховатого и т. д

Противоположностью контраста является нюанс - слабо выраженное различие между однородными качествами предмета.

Если в композиции имеется полное сходство элементов по размерам, форме, фактуре, цвету и другим свойствам, то речь идет о тождестве.



Симметрия с давних пор считается одним из важных условий красоты формы. Закон симметрии обусловливает расположение частей целого.

Симметричным считается костюм, состоящий из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии.

Симметричная композиция создает впечатление устойчивости, равновесия, величия, значимости, торжественности

Асимметрия в костюме - это отсутствие симметрии или отклонение от нее. Асимметрия говорит об отсутствии равновесия, нарушении покоя. Она акцентирует внимание зрителя на динамичности построения композиции, выявляя ее скрытую способность к движению.

Если симметричная композиция всегда уравновешенна, то в асимметричной композиции равновесие зависит от распределения больших и малых величин, линий, цветовых пятен, использования контрастов




ЛПР: Построение композиции костюма с выделением пропорциональных членений внутри формы

Цель работы: изучение арифметических и геометрических пропорциональных членений; пропорции «золотого сечения».

Задание: выполнить эскизы композиций одежды на различные пропорциональные членения формы в горизонтальном, вертикальном или наклонном направлении.

  • на две равные части. Арифметическая пропорция, жакет костюма относится к юбке в соотношении 1:2;

2. по принципу «золотого сечения»;

3. на две неравные части с явным преобладанием одной формы (жакет костюма) над другой (юбка костюма). Геометрическая пропорция.

Материалы и инструменты: карандаши различной твердости, бумага формата А4, резинка, кисти, гуашь, тушь, перо.

Объем работы: три эскиза в черно-белом графическом решении.

В человеке все должно быть гармонично: и тело, и костюм. Эту гармонию наш глаз способен определять интуитивно, и, кажется, что такая гармония иррациональна и ничем не может быть объяснима, кроме обычного человеческого чувства прекрасного. Но на самом деле всем правит ее величество Математика. И в основе гармоничных пропорций заложена точная математическая формула золотого сечения, согласно которой гармоничным считается деление чего-либо в соотношении 62% и 38%. И эта пропорция может быть применима как к отдельным предметам гардероба и их длинам, так и к деталям, членениям и даже отделке.

В этой статье:

Скачайте Формулу стиля: 10 лайфхаков от Ксении Штиль..

Золотая пропорция в одежде

Давайте рассмотрим практическое применение золотой пропорции в одежде. Для удобства расчетов мы будем использовать формулу не в процентом соотношении, а в виде дробей: 3/8 (что примерно соответствует 38%) и 5/8 (что примерно соответствует 62%).

Предположим, Вы захотели обновить гардероб и купить новый костюм для работы, состоящий из жакета и юбки. Но Вы не знаете, какой длины должен быть Ваш жакет, и какова идеальная длина юбки именно для Вас? Как их рассчитать? Давайте сделаем это вместе. Пля правильных расчетов нам необходимо лишь знать предполагаемую длину костюма и положение талии: является ли она у Вас завышенной, заниженной или пропорциональной.

Определить положение талии очень просто. Вам небходимо измерить расстояние от пола до талии. Талия - это самое узкое место на Вашем туловище. Как правило, она расположена на несколько сантиметров выше пупка.

Встаньте возле стены, отметьте линию талии карандашом на стене и измерьте получившееся расстояние до пола с помощью рулетки.

Линия талии считается пропорциональной, если она делит фигуру человека в пропорции золотого сечения, т.е. 3/8 от верха (или 5/8 от пола). К примеру, при росте 170 см талия пропорциональна, если находится на расстоянии 106 см от пола (170/8*5). Допускается погрешность в 2см.

Если получившееся у Вас число меньше (более чем на 2 см), то есть талия расположена чуть ниже, чем в идеальной фигуре, то такая талия считается заниженной. Если получившееся число больше (более чем на 2 см), то есть талия расположена выше, чем в идеальной фигуре, то такая талия считается завышенной.

Формула расчета идеальной длины в одежде

Итак, когда Вы точно определили положение талии (пропорциональная, завышенная или заниженная), давайте приступим к непосредственным вычислениям Ваших идеальных длин для костюма, состоящего из жакета и юбки. Но сначала надо определиться с предполагаемой длиной костюма. С помощью сантиметровой ленты измерьте расстояние от предполагаемого воротника до области колен. Это и будет длина Вашего костюма.

Теперь необходимо решить, какая часть будет бОльшей в Вашем костюме - жакет или юбка, т.е. что из них будет 3/8, а что 5/8. И вопрос этот не праздный, зависит не от Ваших предпочтений в одежде, а как раз от линии талии. При пропорциональной талии Вы можете выбрать любой вариант.

Формула расчета длины для завышенной линии талии будет выглядеть так:

  • » Для жакета: Длина костюма /8 *5
  • » Для видимой части юбки: Длина костюма /8 *3

При заниженной талии фасоны жакетов должны способствовать "подъему" талии на место, т.е. быть несколько укороченными. Таким женщинам можно порекомендовать взять для жакета меньшую часть, т.е. 3/8, а для юбки -5/8.

Формула расчета длины для заниженной линии талии будет выглядеть так:

  • » Для жакета: Длина костюма /8 *3
  • » Для видимой части юбки: Длина костюма /8 *5

С помощью теории золотого сечения и золотой пропорции можно определять не только длину отдельных предметов гардероба, но и лучшее расположение конструктивных линий, элементов декора и т.д. К примеру, длину рукава по отношению к длине жакета, глубину V-образного выреза по отношению к общей длине изделия, ширину баски на юбке по отношению к общей длине юбки и т.д. Здесь все зависит только от Вашего воображения!

  • » Какой длины должна быть юбка?
  • » Какой длины должны быть брюки?
  • » Как выбрать длину рукава?

Практикум со стилистом
Ваша идеальная пропорция в одежде

При составлении любого ансамбля одежды первое, с чего необходимо начинать, - это правильный выбор пропорций.

Пропорции - это соотношение отдельных предметов гардероба между собой. Выбор самой гармоничной пропорции для каждого конкретного человека зависит от его типа фигуры, роста и положения талии.

А какой у Вас тип фигуры?

https://www..html

А какой у Вас тип фигуры?

https://www..jpg

https://www..html

Тест на определение типа фигуры

А какой у Вас тип фигуры?

https://www..jpg

https://www..html

Тест на определение типа фигуры

А какой у Вас тип фигуры?

https://www..jpg

https://www..html

Тест на определение типа фигуры

Золотое сечение нам знакомо еще со школьной скамьи. Проходили мы его вскользь, хотя в жизни сталкиваемся с ним повсеместно. В частности, правильные пропорции в одежде обеспечивает именно золотое сечение.

Говорят, что понятие золотого сечения отрезков представил науке Пифагор,

который, как предполагают, почерпнул эти знания у древних мастеров Египта и Вавилона. Пропорции античных пирамид, дворцов и гробниц этих древних цивилизаций говорят о том, что эта тема была им знакома.

Золотое сечение в нашей жизни

Сложно назвать сферу, в которой визуальная гармония достигается без золотого сечения. Причем, совершенно разные жизненные сферы базируются именно на этом чудесном явлении.

Золотое сечение. Деление отрезков

Так что же такое Золотое деление отрезков?

Это разрез, полученный в результате разделения любого отрезка на два участка так, что отношение большего участка к величине всего отрезка равно отношению меньшего участка к большему.

Назвал его так Леонардо да Винчи, который проповедовал законы красоты, отталкиваясь от Высшей гармонии мира.

В любой сфере, где человек чувствует гармонию – в музыке, в искусстве, в архитектуре, – везде имеется это божественное соотношение. Даже когда Вы садитесь на свободную скамейку, Вы не усаживаетесь с краю, или строго по середине, а интуитивно выбираете место, которое примерно делит скамью в пропорции 0,38: 0,62. Такая гармония присутствует как в рукотворных продуктах человеческого гения (в античных памятниках древних цивилизаций), так и в природе.

Золотое сечение. Ряд Фибоначчи

В XVII веке математик Леонардо Фибоначчи сумел вывести чудесный числовой ряд, названный его именем.

Особенность этой последовательности в том, что каждое ее число, начиная с третьего, равно сумме 2-х предшествующих (к примеру: 55 = 34 + 21; 89 = 55 + 34; 144 = 89 + 55). При этом соотношение любой пары смежных чисел приближается к этой дивной пропорции деления: 55: 89 = 0,62; 89: 144 = 0,62.

Ряд Фибоначчи мог бы быть только математическим курьезом, если бы все, кто исследовал тему пропорционального деления в природе и разных сферах человеческой деятельности, не приходили неизменно к этому ряду чисел как к арифметическому проявлению закона золотого деления.

Еще художники эпохи Возрождения определили, что любая картина содержит некоторые точки, притягивающие наше внимание. Их всего четыре, и они делят расстояние между сторонами прямоугольника примерно на 3 и 5 частей соответственно (заметьте, эти величины, а также их сумма, равная 8 – это часть ряда Фибоначчи).

Проявление этого закона Вы можете увидеть в разных сферах: в живописи и архитектуре, в скульптуре, в быту и в природе.

И человек в этом списке – не исключение: количественное членение человеческого тела соответствует ряду Фибоначчи.

Мы воспринимаем гармонию вещей, считая их красивыми, когда в них наблюдаются пропорции этого божественного порядка.

Золотое сечение в методике кроя

Так вот. Рассказывая Вам о различных , я отмечала, что большинство из них базируется на эмпирических (полученных опытным путём) соотношениях в результате замеров типовых фигур. При этом, перед построением выкроек, я каждый раз делала предварительные расчеты, также пользуясь формулами.

Так в чем же разница?

Все дело в том, что каждая методика опирается на свои собственные эмпирические расчеты, но у всех объектом исследования были типовые фигуры, которыми в реальности обладает очень небольшой процент людей (до 5%).

Основанием для расчетов, приведенных мною, послужил закон гармонии мироздания, золотое сечение, присутствующее во всех сферах нашей жизни, и являющееся каноном красоты независимо от времени и места. Это формула Природы, а с ней не поспоришь!

Вот почему пропорция красоты, которую нам дарит сама Природа, является канонической формулой для наших расчетов.

До встречи!

При попытке создать стильный образ , необходимо помнить, что даже самые качественные и красивые вещи вам в этом не помогут, если они будут на вас плохо сидеть. Так что умение подбирать одежду, подходящую вам по размеру и по типу фигуры , является одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на ваш стиль. По этой ссылке вы найдете множество статей, посвященных подбору одежды для различных типов телосложения .

Но это еще не все! Если в самом комплекте будут нарушены пропорции, то это напрочь убьет все ваши старания по подбору идеально сидящих вещей. Умение правильно обращаться с пропорциями позволит вам избежать этой ошибки.

Как работает объем в образе

Воспринимайте образ, который вы хотите создать, как одну визуальную картинку, где все объекты связаны между собой, а не как набор просто красивых, нравящихся вам вещей. Именно то, как все эти вещи смотрятся вместе и на вас, влияет на образ целиком, на то, насколько гармоничным он может показаться.

Облегающая одежда

Слишком облегающая одежда может создать иллюзию как излишней худобы, так и бОльшего объема.

Если облегание будет в зоне, где располагаются мягкие части тела (верхние части рук, ноги выше колена, ягодицы, живот и т.п.), и при этом эти части тела не будут очень стройными, то они в этом случае еще зрительно увеличатся . Создастся такое впечатление, что эта часть тела слишком объемная для такого тесного предмета одежды.
На этом примере пухленькая девушка решила прикрыть руки с помощью обтягивающего кардигана — но руки в данной ситуации стали выглядеть еще объемнее. А вот топ со свободными рукавами на девушке с формами выглядит значительно гармоничнее.

Живот и ноги Амбер Роуз кажутся намного больше, чем на самом деле, так как девушка решила их обтянуть трикотажной майкой и леггинсами, да еще и с принтом.
В чуть более свободной одежде она выглядит абсолютно стройной.


Амбер Роуз / Amber Rose

Если же эта «мягкая» часть тела является предметом вашей гордости (и свидетельством многочасовых тренировок в спортзале), то тогда и не грех ее облечь во что-нибудь облегающее: так вы только подчеркнете рельеф ваших мышц. Например, обтягивающие рукава трикотажного топа на рельефных руках привлекут к ним внимание, подчеркнув их стройность.

New Look

А вот если обтянуть таким образом очень худые руки или ноги, то они будут казаться еще тоньше . На фото одна и та же модель в очень облегающих джинсах скинни и в джинсах более свободного покроя. В скинни ее худоба выглядит утрированно.


Frame Jeans


Если облегание происходит в зоне, где располагаются кости , то оно визуально немного утрирует форму этой части тела. Поэтому, если вы не хотите подчеркнуть ширину ваших бедер, то лучше слишком обтягивающие юбки не носить, оставьте расстояние между своим телом и одеждой.
Если у вас слишком широкие плечи, и вы не хотели бы это выставлять на показ, то старайтесь выбирать не трикотажные обтягивающие топы, а рубашки со спущенной линией плеча либо довольно свободные блузки.

На примере девушка подчеркнула ширину бедер слишком тесной юбкой. А вот плиссированная юбка, напротив, создает летящий легкий силуэт.


Кстати, небольшое отступление: обратите внимание, как на первом фото ботинки уродливо режут ногу. Если вы намереваетесь надеть подобные ботинки, то лучше всего их сочетать с такими же по цвету колготками ). Тогда они не будут укорачивать ноги. А еще лучше для обладательниц пышных форм с юбкой карандаш выбирать туфли хоть на каком-нибудь каблуке. Вообще, любые туфли предпочтительнее, если вы желаете удлинить ноги, а также казаться стройнее, так как у них есть «декольте». Другая обувь, которая заканчивается горизонтальной чертой у щиколотки или выше, может резать ногу, будьте осторожны. Так создается дополнительная горизонталь, которая укорачивает ноги, и, как следствие, делает нас полнее. Нивелировать этот неприятный эффект поможет прием с колготками, описанный выше. Либо носите подобные ботинки или ботильоны с брюками.

С другой стороны, такое облегание сможет вам помочь выделить то, чем вы особенно гордитесь. Например, очень узкая юбка поможет выделить стройные бедра, а обтягивающий топ — красивые плечи и ключицы.


Ошибку в выборе слишком тесной одежды совершают многие женщины, которые хотели бы казаться стройнее: они покупают такую одежду, часто на размер меньше, таким образом думая, что раз они влезли в этот размер, то они ему и соответствуют. Не важно, какой размер вы носите! Важно то, как ваша одежда на вас сидит. И такая ошибка может превратить довольно стройных дам в очень пухленьких.
Отсюда вывод: если вы не хотели бы зрительно еще увеличивать какую-то часть тела, то не стоит ее обтягивать . Так вы только придадите ей дополнительный объем.

Запомните: все обтягивающие вещи полное делают еще полнее, а стройное — стройнее.

Одна из самых устрашающих ошибок: это вообще облачение в слишком тесную одежду с головы до ног при очень выдающихся формах. Возможно, кому-то такая дама и покажется пикантной, но это выглядит достаточно гротескно, так как формы в этом случае тесная одежда утрирует.
Посмотрите на Ким Кардашьян в излишне облегающем платье. Без комментариев, как говорится...
И как красиво и элегантно она может выглядеть (не поверите — с трудом нашла такое фото) в платье, между которым и Ким есть небольшое расстояние. При этом она подчеркнула свою потрясающую талию широким поясом, выделив свой главный козырь. Никто не говорит, что нужно носить только широкую одежду, если вы не хотите подчеркивать объем какой-то части тела — просто НЕ НАДЕВАЙТЕ СЛИШКОМ ОБЛЕГАЮЩУЮ. А излишне просторная одежда может быть не менее коварна, и сейчас мы и о ней поговорим.

Слишком просторная одежда

Что касается очень широких вещей, то здесь кроется еще одна глобальная ошибка. Вторая категория заблуждающихся женщин уверена, что скроет объем какой-то части тела, которую они хотели бы спрятать, надев на себя балахон.

Слишком просторная одежда также может создать как иллюзию хрупкости, так и увеличить вас в объеме.

Очень широкий, просторный покрой одежды дает ей повод демонстрировать гораздо бОльший объем, чем тот, который содержится у нее внутри, заставляя вас казаться значительно полнее , чем вы есть на самом деле.

Если бы мы не знали по сериалу Теория Большого Взрыва , как стройна спортивная красавица Кейли Куоко, ни за что бы не поверили, глядя на ее фото в этом бесформенном одеянии.
А вот такая она на самом деле - на обложке журнала рекламирует фитнес!

Поэтому слишком объемная одежда не скроет ваши параметры, а, напротив, их визуально увеличит. Таким подходом грешила как Алла Пугачева, известная своими балахонами, так и певица Адель.
В огромном красном платье Адель выглядит, как бесформенная гора, при всем уважении. И это при том, что длинное платье, выдержанное в одном цвете, создает вертикаль и должно визуально вытягивать фигуру, по идее!
Зато в более прилегающей (прилегающей, а не крайне ОБЛЕГАЮЩЕЙ - см.выше) одежде девушка очень хороша.



На заметку всем корпулентным женщинам.
Еще раз хочу подчеркнуть, что надевая на себя слишком объемные просторные вещи, вы таким образом не скроете полноту, а, напротив, добавите еще лишний объем.

На фото изображена одна и та же девушка с фигурой в форме буквы О , в народе яблоко (), в балахонистом платье и в платье с довольно узким лифом с завышенной талией.
Как видите, слишком широкое платье визуально делает ее еще полнее. А на второй фотографии силуэт кажется собранным, подтянутым.


Представить вашу фигуру в выгодном свете помогут не балахонистые, а более аккуратные формы. Чтобы скрыть животик, обратите внимание на силуэт, чуть расширяющийся к низу от завышенной талии. В добавок, он еще и удлинит ноги, а также сбалансирует ваши пропорции, что приведет еще к более стройнящему эффекту.
На вас также хорошо смотрятся прямые силуэты, но они должны быть полуприлегающие, то есть не обтягивать ни в коем случае, но и не быть слишком широкими (последнее фото).
Длина миди или чуть ниже колена (особенно, если вы невысокого роста) будет прекрасно на вас смотреться.

Но есть и другой тип полноты. На фото ниже вы видите, что делает балахон с девушкой с фигурой в форме 8 . Он скрыл все ее формы, создавая впечатление огромного тела внутри этой хламиды.
Как только вы подчеркнете какое-то самое узкое место на вашем торсе (у фигуры 8 это — талия, у фигуры О — место под грудью, как вы уже увидели выше), весь ваш силуэт будет смотреться гармонично и красиво. Если же вы скроете фигуру под очень просторной одеждой, то создаваемый ей (одеждой) объем будет выглядеть, как ваш собственный.
В платье с подчеркнутой талией эта девушка преобразилась.


Таким образом, если вы — красавица с формами с типом фигуры 8, то для вас наиболее выигрышные силуэты — это те, которые подчеркивают талию. Например, отрезные по талии платья (особенно стройнят длинные модели), приталенные или подчеркнутые поясом.

У слишком просторной одежды есть и другая сторона: на контрасте с чем-то более прилегающим она, напротив, подчеркнет вашу хрупкость . Секрет здесь кроется в том, что прилегающий объект одежды должен находиться на какой-то довольно стройной части тела, ведь именно ее хрупкость и будет выделяться за счет свободной одежды-соседа. В этом случае излишний объем действительно сыграет в вашу пользу.

Давайте посмотрим на примерах моделей плюс сайз.
Первая девушка имеет фигуру типа О (мы ее уже видели выше в бордовом и черном платьях). То есть у нее присутствует животик, но зато довольно стройные ноги и бедра. В ее случае вариант с обтягивающим низом и очень свободным свитером oversize сработает, так как на контрасте с ее достаточно стройными ногами такой свитер сделает ее более хрупкой. Все, что мы видим — это стройные ноги, поэтому воображение дорисовывает и все остальное такое же стройное, якобы скрывающееся под свитером.
Вторая девушка обладает фигурой типа 8, у нее довольно полные ноги и бедра, зато хорошо выражена талия. В ее случае данный комплект не сработал. Она скрыла свою талию объемным свитером, а узкими джинсами только подчеркнула полноту своих бедер. Эффект не тот, которого она бы желала, скорее всего.

Из истории

"… Если с точки зрения исполнения или функции элемента какая-либо форма имеет пропорциональность и приятна, привлекательна для взора, то в таком случае мы можем тотчас же искать в ней какую-либо из функций Золотого Числа … Золотое Число вовсе не математический вымысел. Это на самом деле продукт закона природы, основанный на правилах пропорциональности."

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

Давайте выясним, что общего между древнеегипетскими пирамидами, картиной Леонардо да Винчи "Мона Лиза", подсолнухом, улиткой, сосновой шишкой и пальцами человека?

Ответ на этот вопрос сокрыт в удивительных числах, которые были открыты итальянским математиком средневековья Леонардо Пизанским, более известным по именем Фибоначчи (род. ок. 1170 - умер после 1228.После его открытия числа эти так и стали называться именем известного математика. Удивительная суть последовательности чисел Фибоначчи состоит в том, что каждое число в этой последовательности получается из суммы двух предыдущих чисел. 2

Числа, образующие последовательность 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, ... называются "числами Фибоначчи", а сама последовательность - последовательностью Фибоначчи. Это сделано в честь итальянского математика 13 века Фибоначчи.

В числах Фибоначчи существует одна очень интересная особенность. При делении любого числа из последовательности на число, стоящее перед ним в ряду, результатом всегда будет величина, колеблющаяся около иррационального значения 1.61803398875... и через раз то пpевосходящая, то не достигающая его.
(Прим. иррациональное число, т.е. число, десятичное представление которого бесконечно и не периодично)

Более того, после 13-ого числа в последовательности этот результат деления становится постоянным до бесконечности ряда. Именно это постоянное число деления в средние века было названо Божественной пропорцией, а ныне в наши дни именуется как золотое сечение, золотое сpеднее или золотая пропорция.

Не случайно величину золотой пропорции принято обозначать греческой буквой Ф(фи) - это сделано в честь Фидия.

Итак, Золотая пропорция = 1: 1,618

233 / 144 = 1,618
377 / 233 = 1,618
610 / 377 = 1,618
987 / 610 = 1,618
1597 / 987 = 1,618
2584 / 1597 = 1,618

Золотое сечение - соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. (Если обозначить целое как С, большую часть А, меньшую В, то правило золотого сечения выступает как соотношение С:А=А:В.) Автор золотого правила - Пифагор - считал совершенным такое тело, в котором расстояние от темени до пояса относилось к обшей длине тела как 1:3. Отклонения величины веса и объема тела от идеальных норм зависят прежде всего от строения скелета. Важно, чтобы тело было пропорционально.
В создании своих творений греческие мастера (Фидий, Мирон, Пракситель и др.) использовали этот принцип золотой пропорции. Центр золотой пропорции строения человеческого тела располагался точно в месте пупка.

КАНОНЫ
Канон - система идеальных пропорций человеческого тела - была разработана древнегреческим скульптором Поликлетом и в V веке до нашей эры. Ваятель задался целью точно определить пропорции человеческого тела, согласно с его представлениями об идеале. Вот результаты его вычислений: голова - 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступня -1/6. Однако уже современникам фигуры Поликлета казались слишком массивными, “квадратными”. Тем не менее каноны стали нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников ренессанса и классицизма. Практически канон Поликлета был воплощен им в статуе Дорифор (”Копьеносец”). Статуя юноши полна уверенности; уравновешенность частей тела олицетворяет могущество физической силы. Широкие плечи почти равны высоте туловища, половина высоты тела приходится на лонное сращение, высота головы восемь раз укладывается по высоте тела, а центр “золотой пропорции” приходится на уровень пупка.

Уже тысячелетия люди пытаются найти математические закономерности в пропорциях тела человека. Долгое время отдельные части тела человека служили основой всех измерений, являлись естественными единицами длины. Так, у древних египтян было три единицы длины: локоть (466 мм), равнявшийся семи ладоням (66,5 мм), ладонь, в свою очередь, равнялась четырем пальцам. Мерой длины в Греции и Риме была ступня.
Основными мерами длины в России были сажень и локоть. Кроме этого, применялся дюйм - длина сустава большого пальца, пядь - расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами (их копнами), ладонь - ширина кисти руки.

Тело человека и золотое сечение

Художники, ученые, модельеры, дизайнеры делают свои расчеты, чертежи или наброски, исходя из соотношения золотого сечения. Они используют мерки с тела человека, сотворенного также по принципу золотой сечения. Леонардо Да Винчи и Ле Корбюзье перед тем как создавать свои шедевры брали параметры человеческого тела, созданного по закону Золотой пропорции.

Самая главная книга всех современных архитекторов справочник Э.Нойферта "Строительное проектирование" содержит основные расчеты параметров туловища человека, заключающие в себе золотую пропорцию.

Пропорции различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотому сечению. Если эти пропорции совпадают с формулой золотого сечения, то внешность или тело человека считается идеально сложенными. Принцип расчета золотой меры на теле человека можно изобразить в виде схемы.

Характерно, что размеры частей тела мужчин и женщин существенно различаются, но отношения этих частей соответствуют в большинстве случаев отношениям тех же целых чисел.

Первый пример золотого сечения в строении тела человека:
Если принять центром человеческого тела точку пупа, а расстояние между ступней человека и точкой пупа за единицу измерения, то рост человека эквивалентен числу 1.618.

Кроме этого есть и еще несколько основных золотых пропорции нашего тела:
расстояние от кончиков пальцев до запястья и от запястья до локтя равно 1:1.618
расстояние от уровня плеча до макушки головы и размера головы равно 1:1.618
расстояние от точки пупа до макушки головы и от уровня плеча до макушки головы равно 1:1.618
расстояние точки пупа до коленей и от коленей до ступней равно 1:1.618
расстояние от кончика подбородка до кончика верхней губы и от кончика верхней губы до ноздрей равно 1:1.618
расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.618

Золотое сечение в чертах лица человека как критерий совершенной красоты.

В строении черт лица человека также есть множество примеров, приближающихся по значению к формуле золотого сечения. Однако не бросайтесь тотчас же за линейкой, чтобы обмерять лица всех людей. Потому что точные соответствия золотому сечению, по мнению ученых и людей искусства, художников и скульпторов, существуют только у людей с совершенной красотой. Собственно точное наличие золотой пропорции в лице человека и есть идеал красоты для человеческого взора.

К примеру, если мы суммируем ширину двух передних верхних зубов и разделим эту сумму на высоту зубов, то, получив при этом число золотого сечения, можно утверждать, что строение этих зубов идеально.

На человеческом лице существуют и иные воплощения правила золотого сечения. Приведем несколько таких соотношений:
Высота лица / ширина лица,
Центральная точка соединения губ до основания носа / длина носа.
Высота лица / расстояние от кончика подбородка до центральной точки соединения губ
Ширина рта / ширина носа,
Ширина носа / расстояние между ноздрями,
Расстояние между зрачками / расстояние между бровями.

Рука человека

Достаточно лишь приблизить сейчас вашу ладонь к себе и внимательно посмотреть на указательный палец, и вы сразу же найдете в нем формулу золотого сечения. Каждый палец нашей руки состоит из трех фаланг.

Сумма двух первых фаланг пальца в соотношении со всей длиной пальца и дает число золотого сечения (за исключением большого пальца).

Кроме того, соотношение между средним пальцем и мизинцем также равно числу золотого сечения.

У человека 2 руки, пальцы на каждой руке состоят из 3 фаланг (за исключением большого пальца). На каждой руке имеется по 5 пальцев, то есть всего 10, но за исключением двух двухфаланговых больших пальцев только 8 пальцев создано по принципу золотого сечения. Тогда как все эти цифры 2, 3, 5 и 8 есть числа последовательности Фибоначчи.

Пропорции в одежде.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции (для художников и архитекторов они имеют первостепенное значение). В основе гармоничных пропорций лежат определённые математические соотношения. Это единственное средство, с помощью которого удаётся «измерить» красоту. Золотое сечение самый известный пример гармоничной пропорции. Пользуясь принципом золотого сечения, можно создавать в композиции костюма наиболее совершенные пропорции и устанавливать органичную связь между целым и его частями.

Однако пропорции одежды теряют всякий смысл, если они не увязаны с человеком. Поэтому соотношение деталей костюма определяется особенностями фигуры, её собственными пропорциями. В теле человека тоже существуют математические соотношения между отдельными его частями. Если принять за модуль, т. е. условную единицу, высоту головы, то (согласно Витрувию, римскому архитектору и инженеру 1 в. до н. э., автору трактата «Десять книг об архитектуре») в пропорциональной фигуре взрослого человека уместится восемь модулей: от макушки до подбородка; от подбородка до уровня груди; от груди до талии; от талии до линии паха; от линии паха до середины бедра; от середины бедра до колена; от колена до середины голени; от голени до пола. Упрощённая пропорция говорит о равенстве четырех частей фигуры: от макушки головы до линии груди (по подмышкам); от груди до бёдер; от бёдер до середины колена; от колена до пола.

Готовое платье шьется на идеальную, стандартно сложенную фигуру, которой в реальной жизни похвастается далеко не каждый. Однако человек может подобрать одежду таким образом, чтобы выглядеть гармонично.

Огромную роль в одежде играют пропорции.
Пропорции в одежде - это соотношения частей костюма по величине между собой и в сравнении с фигурой человека. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, головного убора, деталей влияют на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности. Самыми красивыми, совершенными, "правильными" выглядят такие соотношения, которые близки естественным пропорциям человеческой фигуры. Известно, что высота головы "укладывается" в росте около 8 раз, а линия талии делит фигуру в отношении примерно 3:5.

Наиболее пропорциональной фигурой человека считается та, в которой эти пропорции также повторяются (соотношение отдельных частей). То" же самое касается и костюма.
В костюме можно применять как естественные пропорции, так и сознательно нарушенные. Здесь невозможно подробно разобрать разные варианты, так как для этого нужно серьезно изучить законы композиции. Надо помнить, что естественные пропорции, как правило, "выгодны" для любой фигуры; в то же время недостатки сложения можно "исправить", слегка передвинув, "поискав" во время примерки ту или иную линию (например, можно немного завысить или занизить талию, заузить или расширить плечи, изменить длину платья, рукава, величину воротника, карманов, пояса).

Создание одежды во многом как бы перекликается с зодчеством - оба эти искусства предназначены для непосредственного соприкосновения с человеком, исходят из его природных пропорций; наконец, костюм вместе с человеком почти постоянно находится в окружении зданий, внутренних помещений. И здания, в свою очередь, находятся в естественной природе, в городской архитектурной среде. Поэтому в различные эпохи архитектура и костюм отражают художественный стиль своего времени; а народный костюм как бы вбирает и хранит в веках все лучшее, совершенное, "вечное".
Масса костюма, его кажущаяся "тяжесть" или "легкость" зависит от разных причин. Чем больше "нагромождено" линий, деталей, украшений, тем массивнее фигура; зато когда нет "ничего лишнего", даже монументальная от природы фигура будет свободнее, как бы легче. При физически равных объемах материалы плотные, темные, рельефные, шероховатые кажутся массивнее, чем легкие, светлые, прозрачные, гладкие, блестящие. При этом светлые тона "увеличивают" объем, "уменьшая" тяжесть, темные - наоборот. Отсюда - практический вывод: полным людям не следует бояться светлых материалов, но лучше располагать их в верхней части фигуры, около лица (блузка, головной убор, даже пальто или плащ строгих вертикальных линий).

Теоретические основы сочетания цветов

При подборе цветовой гаммы коллекции дизайнеру важно учитывать правила сочетаемости используемых цветов. И хотя, как говорят, правила существуют для того, чтобы их нарушать, теоретические основы взаимодействия цветов должен знать каждый уважающий себя дизайнер.

Итак,Существуют хроматические и ахроматические цвета.

Ахроматические – белый, серый и черный. Белый является наиболее ярким ахроматическим цветом, чёрный - наиболее тёмным.

Хроматический круг – это диаграмма цветов, в основе которой лежит взаимодействие трех основных цветов: красного, желтого и синего. Они определяются как основные, потому что не могут быть разделены на другие цвета. Если смешать основные цвета между собой, получим остальные цвета, которые мы определяем как вторичные.

Все промежуточные цвета в цветовом круге, включая главный, их образующий, цвет, относятся к родственным (причем главные цвета, расположенные рядом, родственными не являются). В цветовом круге имеются четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-зеленые, сине-красные. Гармонии родственных цветов основываются на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов. Родственные хроматические сочетания представляют собой сдержанную, спокойную колористическую гамму, а введение примесей черного и белого цветов усиливает их эмоциональную выразительность.

Цвета, которые в цветовом круге расположены в смежных четвертях, называются родственно-контрастными. Сочетания родственно-контрастных цветов - это наиболее распространенный и богатый в отношении колористических возможностей вид цветовых гармоний. Далеко не все сочетания такого рода в одинаковой степени гармоничны. Художественная практика показывает, что родственно-контрастные цвета гармонируют друг с другом, если количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в них одинаковы. Простейшее гармоничное сочетание родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним ахроматических или цветов из их теневого ряда.

Интервал цветов через один цветовой сектор называется средним. Сочетание цветов в средних интервалах часто производит неприятное впечатление, например, зеленый с синим, красный с фиолетовым.

Контрастные (дополнительные цвета) располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Глаз сразу замечает такое сочетание, поэтому оно применяется там, где необходимо привлечь внимание.

К двум гармоничным родственно-контрастным цветам может быть прибавлен третий - главный цвет, их роднящий, ослабленной насыщенности. Цвета окажутся попарно родственно-контрастными и попарно дополнительными. Такие сочетания высокогармоничны и колористически богаты.

К двум гармоничным родственным цветам может быть добавлен один контрастный. Так, гармония образуется, если родственные зеленовато-желтый и лиственно-зеленый цвета дополнить красно-синим цветом, т.е. дополнительным промежуточному двух первых.

Удачные сочетания цветов

По мнению французских дизайнеров всегда уместно сочетание следующих цветов: светло-коричневый с черным, серый с красным, серый с розовым, серый с белым, серый с голубым, горчичный с черным, красный с нежно-голубым.

Законы композиции костюма

Создавая одежду, важно наделить ее не только функциональным, но и эстетическим содержанием - красотой, гармонией, соразмерностью частей целого. Красивый костюм обладает характерной для него композицией, т. е. правильно сгармонированным соотношением всех его элементов, частей и деталей.

Что такое “костюм”? Этот странный, с точки зрения ряда людей, вопрос, на самом деле имеет далеко не однозначный ответ. В бытовом смысле это одежда. С точки зрения имиджмейкера, костюм - это средство формирования имиджа. Художник может дать другое определение: костюм - это пластическое искусство, имеющее свою композицию.

* Прямые линии. Вызывают ощущение покоя, неподвижности. * Мягкие, плавные, волнистые линии производят впечатление движения. * Вертикальные линии. Создают видимость удлинения фигуры, усиливают динамику форм. * Горизонтальные линии. Зрительно расширяют фигуру, уменьшают рост, придают фигуре большую устойчивость, стабильность. * Диагональные линии. Усиливают динамику формы одежды, зрительно расширяют фигуру или могут сужать ее от меньшего к большему.

Нередко бывает, что вроде и сшит костюм, то есть одежда сидит хорошо и цвет подходит к лицу человека, а все-таки что-то не то. Можно предположить, что в этом случае при создании костюма были нарушены его композиция.

Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.
В первую очередь человеком в костюме воспринимается:

  • общая форма одежды,
  • цвет и составные элементы формы,
  • детали и подробности.

Придание композиции определенных свойств зависит от применения определенных средств композиции, к которым относятся:

  • пропорции;
  • ритм;
  • симметрия-асимметрия;
  • нюанс и контраст;
  • ритм;
  • цветовое решение.

Применение перечисленных средств позволяет создателю костюма выразить свой замысел, наполнить костюм художественным содержанием и, таким образом, воздействовать на мысли и чувства зрителей.

Рассмотрим средства композиции более подробно.

Первый закон композиции.Целостность или наличие целого.

Основное свойство композиции - это цельность.
Композиция - это такой состав и расположение частей целого, когда:

  • ничего нельзя изъять без ущерба для целого;
  • ничего нельзя поменять местами;
  • ничего нельзя присоединить.

Важным принципом придания костюму целостности является согласованность всех элементов костюма по трем принципам - контраста, нюанса или подобия.

Контраст - это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала.

Нюанс - своего рода переходная величина от контраста к подобию. Нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме.

Подобие - повторение в костюме элемента, который встречается в различных вариациях

Второй закон композиции.Закон пропорций.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг другу и к целому.
Пропорции выступают в виде различных математических отношений - простых и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается «золотое сечение», когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону голова человека составляет 1/8 длины тела, а линия талии делит его как 5/8.

Костюм будет выглядеть элегантно, если при его пошиве соблюдены следующие правила пропорций:

  • Принцип «золотого сечения» (3:5, 5:8, 8:13) - вызывает наиболее гармоничное восприятие, рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки. Выбирается наиболее подходящая длина юбки и по правилу «золотого сечения» рассчитывается длина пиджака (Рисункок 1).
  • Контрастные пропорции (1:4, 1:5) - более активно привлекают внимание окружающих. Целесообразнее использовать их для вечерних костюмов (Рисунок 2).
  • Подобные пропорции (1:1) - вызывают ощущение статичности, покоя, рекомендуются для повседневной и домашней одежды (Рисунок 3).


Рисунок 1 - Принцип Рисунок 2 - Контрастные Рисунок 3 - Подобные

«золотого сечения» пропорции пропорции

Закон симметрии.

Третий закон композиции. Закон симметрии

Симметрия с давних пор считалась одним из важных условий красоты формы.

Симметричным считается костюм, состоящий из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии. Симметричная композиция создает впечатление устойчивости, равновесия, величия, значимости, торжественности.

Асимметрия в костюме - это отсутствие симметрии или отклонение от нее. Асимметрия говорит об отсутствии равновесия, нарушении покоя. Она больше акцентирует внимание зрителя на динамичность построения композиции, выявляя ее скрытую способность к движению. Если симметричная композиция всегда уравновешена, то в асимметричной композиции равновесие зависит от распределения больших и малых величин, линий, цветовых пятен, использования контрастов.


Рис 1 - Симметрия в костюме Рис 2 - Уравновешенная ассиметрия

Рис 3 - Неуравновешенная асимметрия

Четвертый закон композиции.Закон ритма

Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого. Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм может быть: активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным. Ритм в костюме могут создавать элементы костюма: членения - линии конструктивные или декоративные, цвет - полоски, клетка, фурнитура - пуговицы и т. п.
По способу организации ритм в костюме может быть:

  • горизонтальным - горизонтальные полоски;
  • вертикальным;
  • спиральным;
  • диагональным;
  • радиально-лучевым.

Последние виды придают форме стремительное движение (на рисунке).

Пятый закон композиции. Закон главного в целом

В дереве главное -это ствол, у животных -позвоночник. В композиции - это композиционный центр. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого. Композиционным центром называется тот предмет, часть предмета или группа предметов, которые расположены в картине так, что первыми бросаются в глаза.

Композиционный центр необязательно должен быть самым большим по величине, он просто должен привлекать внимание зрителя, приглушить отвлекающие контрасты и второстепенные детали - все должно быть подчинено главному .

Примеры применения золотого сечения в женской одежде.

Трудно оторвать глаза от красоты, она так притягательна, может причина в нем – золотом и божественном. Надо заметить, человек способен интуитивно чувствовать пропорции сечения. Работая над картиной, вышивкой или костюмом, сам того не зная, закладывает Его в свои творения. Ничего удивительного, ведь золотая пропорция у нас всегда перед глазами, в виде самих себя.









2024 © rukaraoke.ru.