10 месяцев ребенку развитие. Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание


Малыш в возрасте десяти месяцев становится все активнее, и все свободное время уделяет изучению окружающего мира, постоянно совершенствует свои навыки и приобретает новые умения. Когда перед вами ребенок 10 месяцев развитие его приобретает новый виток, уже начинается проявляться его индивидуальность, зарождается самостоятельность. Ему уже трудно препятствовать, когда он занят своими играми или делами, любая попытка сделать это может вызвать возмущение.

Если говорить о физических параметрах, то к десяти месяцам малыш имеет около 6 зубов (четыре вверху и два внизу). Прибавление роста у ребенка за десятый месяц жизни составляет около 1,5 сантиметров, а веса – до 500 граммов. Массу тела быстрее набирают менее активные малыши, подвижные детки прибавляют не более 300 граммов.

Особенности распорядка дня

Если просмотреть рекомендуемый специалистами распорядок дня для ребенка 10 месяцев, то можно увидеть, что он мало чем отличается от режима девятимесячного малыша. Он включает в себя пятикратный прием пищи, две прогулки, четырехчасовые бодрствования и двукратный дневной сон. И если ранее некоторые малютки спали три раза в день, то к данному времени практически никто уже так долго спать не хочет.

Соблюдать режим питания, отдыха и бодрствования следует потому, что кроха нуждается в достаточном количестве отдыха и рационального питания. Обязательно следует соблюдать стабильность в выполнении режима, но с учетом индивидуальных особенностей малыша. Это поможет не только ему, но и надежно обеспечит маму возможностью высыпаться по ночам и иметь свободное время.

Навыки в десять месяцев

Что должен уметь ребенок 10 месяцев? Как уже было сказано, у него появляется много навыков, и совершенствуются уже приобретенные умения:

  1. Маленький человек уже не только быстро садится и чувствует себя уверенно в таком положении.
  2. Он твердо стоит, держась при этом за опору только одной ручкой.
  3. Если малютка вдруг видит интересную для себя игрушку, то отвлекаясь на нее, может бросить опору, но потом быстро хватается за нее снова или садится.
  4. Если ему дать стул, то он способен передвигаться, держась за него, и толкая впереди. В некоторых случаях он ходит, придерживаясь за стену, а иногда уже двигается на своих ногах совершенно самостоятельно, но поскольку координация в десять месяцев несовершенная, то оставлять его самого не рекомендуется.
  5. Из совершенно новых достижений – это способность ребенка на две или три ступеньки подниматься вверх. Спускаться же для него еще тяжело, и такой навык у него появиться несколько позже.

Если ребенку 10 месяцев, и он не ходит, то не следует сильно переживать по этому поводу. Никогда не нужно забывать, что каждый человек с рождения является индивидуальностью, и имеет свои особенности развития. Отсутствие такого навыка, как ходьба, к этому времени не является отклонением при нормальных прочих показателях.

Социализация

Малютка все изо всех сил старается быть похожим на взрослого. В десятимесячном возрасте его уже можно приучить нормально есть при помощи ложки, и пить из стакана или чашки. Он уже может проситься при необходимости опорожнить мочевой пузырь или кишечник, на горшок.

С удовольствием ребенок выполняет самые простые поручения родителей. Поэтому в качестве игры для ребенка 10 месяцев можно предложить ему принести ту или иную игрушку или предмет. Рекомендуется для воспитания у него самостоятельности позволить сделать выбор в одежде, которая предназначается для прогулки.

Малыш сейчас уже в значительной степени может увлекаться своим делом, и возможно, в этот момент обмочиться. Это не должно вызывать нарекания со стороны родителей и не является поводом для беспокойства. У многих мам может возникнуть вопрос о том, как приучить 10 месячного ребенка к горшку? Самое главное – это постепенно приучать его к аккуратности, чистоте и внимательности, но не методом крика.

Большинство специалистов в педиатрии считают, что малыша следует высаживать на горшок только в том случае, когда он уже в состоянии контролировать свой организм в его естественных отправлениях. При нормальном развитии происходит это только после года, а в некоторых случаях родителям следует начинать высаживание только в три года, так как малыши все развиваются по-разному.

Социализация проявляется и в том, что маленький человек проявляет искреннее желание общаться и играть с другими детьми. Но при отсутствии такого навыка не всем и не всегда это дается легко, и необходимо оказывать помощь.

Нередко бывает так, что ребенок уже не хочет ходить с соской. Если же он до сих пор зависим от нее, то в этом случае нужно постепенно отучать, поскольку будет формироваться неправильный прикус.


Эмоциональная сфера

Не стоит на месте и эмоциональная сфера, и ребенок уже заявляет о себе не только в виде крика или плача:

  • он хорошо понимает запреты и отказы;
  • пытается играть в непослушание;
  • может смеяться над некоторыми шутками и сам над собой;
  • расстраивается в том случае, когда его заставляют делать «скучные» вещи – спать, есть или одеваться на прогулку, и в данном случае задачей родителей становится превратить неприятную процедуру в игру, или отвлечь малыша.

Игры

Игры для малышей 10 месяцев становятся более осмысленными, теперь для них нужен какой-то сюжет. Ребенок начинает воспринимать куклу и укачивать ее. Довольно успешно проходит собрание кубиков или пирамидки (не без участия и помощи взрослого). Также малютке интересно становится катать машинку и мячик. Он умеет поднимать небольшие предметы и вкладывать их в емкости в виде тазика или детского ведерка.

Игра в прятки становится интересней, и теперь малыш самостоятельно умеет спрятаться за креслом или углом комнаты, и выражает восторг, когда его «не могут найти», а потом, спустя время, находят и удивляются. Большую роль в дальнейшем развитии чувства такта и моторики игры в ладошки.

Мелкую моторику можно улучшить путем рисования, лепки или перебирания мелких предметов. Поскольку ребенок в этом возрасте продолжает пробовать все предметы «на вкус», то при обращении его с мелкими игрушками и вещами обязательно присутствие взрослого человека.

Речевые навыки

Умения ребенка в 10 месяцев заключаются и в повышении навыков разговорной речи. В данном возрасте заметно возрастает арсенал слов. Он постоянно повторяет слоги, обозначающие самых близких ему людей: «ма», «па», но при этом очень прислушивается к взрослым и пытается говорить более сложные слова. Поэтому, когда ему что-то нужно маленький человек может требовать, произнося слово «дай» или «на». В последнем случае он просто повторяет за взрослым, когда тот подает малютке игрушку или интересный ему предмет.

Для общения многие карапузы в этом возрасте изобретают новый язык, который позволяет ему общаться. Несмотря на то, что понять его трудно, не следует перебивать ребенка, нужно дать ему сказать все, что он хочет. Отвечать ему нужно в такой же интонации, как если бы это был совершенно взрослый человек. Это поможет вам в дальнейшем не потерять контакта со своим сыном или дочкой в подростковом возрасте.

Массаж и упражнения

Очень важно заниматься с малышом гимнастикой и выполнять определенный вид движений, сначала лежа, а потом сидя и стоя, сочетая их с расслабляющим массажем.

  1. Малютка лежит на спине, а мама берет его ручки и разводит в стороны, а потом скрещивает на груди.
  2. Упражнение «бокс» заключается в том, чтобы дать ребенку в каждую ручку по колечку, а потом тянуть их по очереди на себя. После этого нужно немного помассировать ему ручки.
  3. Для ножек выполняется упражнение «велосипед». После него нужно проделать поглаживающие движения ног по направлению снизу вверх.
  4. Повороты. С помощью мамы нужно повернуть малютку со спины на животик через левый, а потом и правый бок.
  5. Когда 10 месяцев ребенку массаж проводится не только на конечностях, но и с захватом ягодиц и спинки. Сначала нужно провести поглаживающие движения вверх и вниз, затем при помощи подушечек пальцев немного растереть кожу в этой области, а потом сделать то же самое, но с использованием тыльной части пальцев. По ягодичкам полезно пройтись легкими пощипывающими движениями.
  6. Поднимаем ноги. Они должны быть выпрямленными в коленках. Для этого нужно взять палочку, и держа ее на определенном уровне, попросить малыша достать ее ножками. Это позволит укрепить мышцы животика.
  7. Следующее движение – приседание. Делается оно с опорой на взрослого обеими руками. И в дальнейшем усложняем движение, подавая только одну руку, но делать это рекомендуется только после того, как ребенок начинает вставать уверенно.
  8. Полезно несколько раз сделать наклоны. Малыш становится спиной к взрослому и фиксируется при помощи его коленей. После этого наклоняется по просьбе матери или отца за предметом, лежащим на полу.
  9. Ползание выполнять также полезно. Даже если малыш уже уверенно стоит, заинтересовать его выполнить такое движение необходимо, так как это позволит ему хорошо укрепить его мышцы. Можно сделать ползание вдвоем с взрослым наперегонки.
  10. Ходьба с удержанием малютки двумя руками. Ее следует постепенно усложнять, выполняя приседания, наклоны, а также повороты. После того, как ребенок начинает выполнять все движения уверенно, можно делать эти же движения, но только держась за одну мамину руку. Это позволит не только увеличивать силу мышц, но и сохранять тело в равновесии.
  11. К 10 месяцам можно начинать делать «мостик». Н только при условии легкости его выполнения и при активной поддержке взрослого.
  12. Полезно проложить малютку на животик и попросить его перебирать ручками (походить на руках), а в это время держать его за ножки. Для повышения интереса к выполнению задания можно положить игрушку на пол и попросить его добраться до нее. Такое упражнение помогает укрепить опорно-двигательный аппарат и развивает всю мышечную систему.

Все упражнения могут выполняться лежа, сидя или стоя с опорой. По ходу занятия следует постоянно давать команды для ребенка, произнося их мягким тоном и разборчиво. Мышцы при этом следует укреплять не только с целью подготовки к будущей уверенной ходьбе, но и для того, чтобы малютка мог свободно сидеть в течение длительного времени.

Целенаправленные упражнения в совокупности с речевой командой позволяют развивать условно-рефлекторные движения, улучшать координацию и более четкое понимание обращений и просьб.

Не следует заниматься с малышом, если он неважно себя чувствует или проявляет раздражение. Начинать необходимо с минимального количества повторов (не более 2-4 раз).

Важно также продолжать уход за ребенком 10 месяцев в виде ежедневных гигиенических процедур (купания, обрезание ногтей, чистка ушей, причесывание и прочее).

Ваш ребенок в 10 месяцев уже потихоньку пытается быть самостоятельным, осваивая новые движения, пищу и изучая окружающий мир. Кроха в этом возрасте очень непоседливый, может пытаться делать свои первые шаги, держась за опору. О том, как воспитывать, чем кормить и как развивать 10 месячного ребенка мы сегодня расскажем мамочкам.

За последний месяц ваш малыш успел прибавить в весе 500-550 грамм, хотя девочки растут менее интенсивно, чем мальчики. Зато девочки опережают мальчиков в развитии, раньше становясь на ножки. В целом малыш к этому возрасту уже умеет:

  • Стоять на ногах, держась за опору.
  • Бегать в ходунках.
  • Садиться без поддержки.
  • Сам сползает с дивана: поворачивается к краю попой, а потом спускает ножки на пол.
  • Быстро-быстро ползать.
  • Вставлять предметы в отверстия, соответствующие их форме.
  • У него есть целых 4 зуба, которыми он легко пережевывает пищу средней плотности.
  • Смеется над простыми шутками взрослых.
  • Может петь песенки, которые пока состоят из наборов звуков.
  • Если кроха хочет что-то достать, то ему хватит смекалки притянуть к себе нужный предмет с помощью длинной игрушки.
  • Малыш может на протяжении 10-15 минут серьезно заняться игрой, катая мяч, детскую каталку или машинку.
  • Интересуется мультфильмами, но не стоит увлекать ребенка просмотром ТВ.
  • Играет с мелкими предметами, проявляет интерес к взрослой работе, пытается помогать маме в уборке, но делает это неловко.
  • Может играть с другими детьми под присмотром родителей.

Также ребенок уже может выполнять знакомые действия по просьбе родителей: «Попей!», «Дай игрушку (название)!», «Потанцуй!» и другие.

Режим дня

Если еще несколько месяцев назад кроха «радовал» мамочку бессонными ночами, то к 10 месяцам он практически не просыпается в темное время суток. Ночной сон занимает в жизни ребенка около 10-11 часов, поэтому не упустите время и позаботьтесь о режиме дня:

  • 4-5 приемов пищи с интервалом 3-4 часа.
  • 2 дневных сна.
  • Прогулка занимает 1,5-2 часа до и после обеденного сна.
  • Обеденный сон составляет около 1,5-2 часов.
  • После второй прогулки не забудьте уделить время развивающим занятиям.

Как наладить сон?

Дети, привыкшие просыпаться в любое удобное время для кормления сложно приучаются к режиму. Чтобы наладить хороший сон придерживайтесь следующих советов:

  • Поставьте детскую кроватку недалеко от родительской, чтобы иметь возможность быстро укачать проснувшегося малыша.
  • Если ребенок уже не употребляет грудное молоко ночью, то давайте ему из бутылочки сок или подслащенный чай.
  • Включайте небольшой ночник, чтобы малыш не пугался темноты.
  • Если у вас есть ночное кормление, то его лучше проводить в промежутке с 3 до 6 часов ночи, чтобы кроха имел возможность доспать еще 2-3 часа.

Четко выработанный режим поможет мамочке наладить сон крохи.

Особенности питания

Ребенок такого возраста уже умело пережевывает первыми зубами твердую пищу, хотя жилистое мясо и рыбу еще необходимо тщательно измельчать. К этому возрасту малыш знаком с разными видами новых блюд, но из рациона крохи пока нельзя исключать грудное или искусственное молочко. Суточный объем любого вида молока составляет 500-600 мл.

Остальные приемы пищи заменяются взрослой едой, рассмотрим примерное меню на день:

  • Завтрак (6-7 утра) – молоко.
  • Второй завтрак в 10 часов. В это время ребенку предлагают любую кашу (овсяная, рис, гречка), сваренную на воде или молоке.
  • В 13-00 малышу предлагают овощной суп, перетертое мясо, сухое печенье и сок.
  • Полдник в 17-00. Во время этого приема пищи крохе лучше дать тарелку творога, фруктовое пюре и любой напиток (компот, кефир).
  • В 19-00 ужин, во время которого малыш может съесть блюдо из мяса или рыбы, кашу или овощное пюре.
  • В 21-00 малышу предлагают молоко (грудное или смесь).

Заметим, что ребенок в 10 месяцев уже редко просыпается на ночное кормление, поэтому мамочку ожидает долгий и сладкий сон. Этот возраст станет прекрасным временем для введения в меню таких продуктов как рыба, некоторые сладости.

Чем нельзя кормить малыша в этом возрасте?

  • Мед, который может стать причиной ботулизма.
  • Орехи, шоколад и другие продукты-аллергены.
  • Сырые яйца и мясо.
  • Стоит избегать и морепродуктов, от которых у малыша может развиться аллергия.
  • С осторожностью в рацион включают яркие соки (вишневый, клубничный, черешневый и другие).
  • Жирные и острые соусы.
  • Жирную рыбу.

Всем вышеперечисленным продуктам мама может найти адекватную замену – это нежирная рыба, фрукты вместо сладостей, сметана и т. д.

Как ухаживать за ребенком 10 месяцев?

Некоторые мамочки начинают приучать десятимесячных малышей к горшку, что похвально. Но малыши, носящие памперс и справляющие нужду с помощью горшка должны в обязательном порядке купаться 1-2 раза в день. Уход за малышом состоит из таких этапов:

  1. Утреннее умывание. Кроху можно уже приучать чистить зубки.
  2. После каждого приема пищи малыша стоит умывать, чтобы предупредить сыпь на коже.
  3. Вечернее купание, во время которого кроха может плавать с кругом.
  4. После купания не забудьте использовать крем под подгузник или присыпку.

Совет! Если ребенок десяти месяцев страдает от сыпи или плохо спит, то обязательно практикуйте ванные с чередой или ромашкой. Они благотворно влияют на нервную систему малыша, успокаивая раздражения на коже.

Какие занятия интересны малышу?

В этом возрасте ребенка интересуют больше предметы быта, чем игрушки. Он хочет брать мамин телефон, хватает косметику и пульт дистанционного управления от телевизора. Чтобы малыш имел возможность расходовать свою энергию, мамочка обязательно должна с ним заниматься:

  • Предложите крохе поиграть на музыкальных инструментах, купив нужный набор в магазине.
  • Если крохе интересен пуль ДУ или ваш телефон, купите ему аналогичные детские игрушки со звуковыми эффектами.
  • Для развития мелкой моторики используйте крупы или муку. Самое популярное упражнение заключается в том, что мама делает из крупы дорожку, по которой ребенок должен аккуратно пройтись пальчиками.
  • Превратите уборку игрушек в увлекательное занятие: в центре комнаты ставится корзина для игрушек, в которую малыш забрасывает свои вещи (только не хрупкие).

Занятиям нужно уделять до 1 часа в день, но заниматься не целых 60 минут подряд, а по 10-15 минут каждый час. Такие дробные занятия не утомят кроху.

Какие игрушки выбрать для ребенка такого возраста?

Для крохи стоит выбирать игрушки, который помогут ребенку быстрее развиваться и разговаривать:

  1. Мягкие книжки, которые ребенок сможет рассматривать самостоятельно.
  2. Музыкальные инструменты.
  3. Интерактивные игрушки, которые будут говорить различные фразы, читать сказки, петь песенки.
  4. Мягкие карандаши и книги-раскраски, в которых кроха сможет без ограничений рисовать.
  5. Пластилин, который кроха будет отрывать, а потом клеить на специальную доску.
  6. Мелки и доску для рисования.

Обязательно не только рассматривайте, но и читайте книжки, чтобы ребенок запоминал как слова и интонации, так и сам текст. Если у ребенка много игрушек, то давайте ему не более 3-4, меняя набор каждую неделю. Малыш не потеряет интерес, а вы не будете спотыкаться о всевозможные кубики-книжки, лежащие на полу.

Упражнения для развития

По 20 минут в день дома или на улице занимайтесь с крохой гимнастикой:

  • 5-10 минут ходьбы за руку.
  • 5-10 минут самостоятельной ходьбы с опорой или по стенке.
  • 10 минут ползания по полу.
  • 5 минут приседаний с поддержкой за ручки.

Выбирайте разные упражнения, чередуйте их, после занятий легко разомните ручки и ножки малыша, улучшая кровообращение.

  1. Не ограничивайте ребенка, давая ему в разумных рамках свободу передвижения. Пускай кроха ходит, придерживаясь ручками за предметы, пускай залезает на диван. Для безопасности ребенка закройте все кабеля и розетки, уберите острые предметы, лекарства и т. д.
  2. Приучайте кроху кушать самостоятельно, давая ему безопасную пластиковую ложечку.
  3. Если малыш что-то хочет попробовать с взрослого стола, то дайте ему небольшое количество самого безопасного блюда.
  4. Чаще говорите с крохой, вкладывая в голос эмоции. Уже совсем скоро он начнет болтать, повторяя за вами простые слова.
  5. Обязательно проговаривайте названия предметов, просите кроху что-то дать вам, учите его не хватать все подряд. Именно в 10 месяцев ребенок начинает познавать окружающий мир, поэтому нужно постараться привить ему минимальные правила поведения и безопасности.

В среднем от 71 до 76 см.

Физическое развитие на десятом месяце

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать, хорошо садится из положения «лежа». Может подолгу сидеть с прямой спинкой, не наклоняясь в стороны. Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже стоит с поддержкой, он уже преодолевает препятствия, делая упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул, подтягиваясь на ручках и, отталкиваясь ножками от пола; он может с легкостью залезать на него, однако необходимо его научить правильно слазить (попой вперед, в противном случае малыш может просто упасть и сильно ударить носик). Ваша задача заключается в том, чтобы подстраховать малыша, и не допустить, чтобы ребенок забирался на значительную высоту, с которой он может упасть и удариться головой , так что будьте предельно внимательны!

Большинство детей уверенно стоят, переступают вдоль опоры и пытаются делать свои первые шаги. Могут сделать пару шагов (хотя еще не очень уверенно) по направлению к маме или любимой игрушке, поэтому настало время подобрать малышу правильную обувь .

Совершенствуется развитие мелких движений кисти: малыш может удержать сразу два предмета в одной руке, научился разжимать пальцы, и норовит при первой же возможности применить это умение. Теперь многие недели из кроватки ребенка будут лететь игрушки на пол, со стола – кусочки еды.

Психическое развитие на десятом месяце

Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Знает порядка 10-20 предметов (показывает пальцем или находит взглядом). Выполняет простые требования, просьбы (например, покажи, как ты вырос – тянет ручки вверх, как мишка топает ногой), дает знакомый предмет по просьбе взрослого. Знает название частей тела, показывает части лица другого человека. Имитирует услышанные звуки, мимику лица, смех кого-то из взрослых. Очень любит животных и любит играть с другими детьми. Детки в этом возрасте машут ручкой «пока-пока» или «привет», шлют воздушные поцелуи, любят целовать маму или папу, напевают песенки «ля-ля-ля» и укачивают кукол «ааа-ааа-а», танцуют под музыку. Боится незнакомых мест или незнакомых людей.

В этом возрасте одна ручка начинает доминировать. Вы сможете определить кто ваш малыш - «правша» или «левша». Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими ручками, а не только правой, поскольку в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга (за которое «отвечает» левая рука). А действие двумя руками одновременно ведет к формированию и развитию межполушарных связей, которые в дальнейшем влияют на успешность овладения чтением и письмом.

Игры и игрушки на десятом месяце

Совершенствуются осознанные мелкие движения кисти руки – «мелкая моторика», действует принцип обратных связей «моторика-психика». Это значит, что при активном развитии мелкой моторики лучше формируются развитие речи и интеллект, так как центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут такие игрушки, как: набор складных матрешек, пирамидки с крупными кольцами или мягкие на липучках, игрушки в которых можно вкладывать один предмет в другой, игрушечный музыкальный телефон с большими и маленькими кнопочками. Игра малыша становиться более осмысленной, поэтому можно приобрести игрушки (карточки) изображающие птиц, зверей, овощи, фрукты или пластмассовые кубики с рисунками животных.

Многим малышам вместо дорогих игрушек интересны «предметы взрослого мира»: кастрюльки с крышечками, коробки с обувью и т.д. Не лишайте малыша удовольствия доползти, вытащить, открыть-закрыть коробку, разбросать, постучать, ведь все, что окружает ребенка, уже может и должно его развивать, и к тому же простые предметы дают ему гораздо больше простора для новых ассоциаций и творческого мышления.

Так же развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика (поглаживание ладошек в разных направлениях, массирование каждого пальчика) и простые игры, такие как «ладушки», «сорока» и др.

Речь

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Очень любит, когда с ним разговаривают, особенно когда что-то мама повторяет изо дня в день - про глазки-носик-ушки, зверей на картинках и пр. Очень многое понимает в речи, обращенной к нему, и пытается подражать разным слогам взрослого. Начинает произносить простые слова (бух, бах), называет отдельными слогами окружающие предметы и животных (например, кись - киса, ава – собачка, кря-кря -уточка).

Все его «разговоры» будут вестись им только в хорошем настроении, в состоянии покоя и удовлетворенности. Если же ребенок чем-то раздражен или недоволен, он не будет «разговаривать и лепетать», малыш начнет плакать.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Создайте вокруг него атмосферу комфорта и душевного спокойствия. Говорите с малышом о тех предметах, которые находятся непосредственно вокруг него, для того, чтобы он мог увидеть то, о чем идет речь и связать предмет с обозначающим его повторяющимся словом.

Слух

Чередуйте гласные с лепетными слогами (а-ага, у-угу, э-ля-ля). Пропевайте гласные звуки (о, а, и, у, э) моделируя голос от низких звуков к высоким и наоборот. Это разовьёт фонематический слух малыша (то есть способность различения звуков речи для понимания смысла сказанного). При несформированности речевого звукоразличения ребенок запоминает (повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Учите малыша самого играть на музыкальных инструментах. Он уже вполне может освоить колокольчик, барабан, ксилофон и сравнить их звучание.

Другие навыки и умения на десятом месяце

Закрепляются умения, приобретенные в девять месяцев . Ребенок умеет хорошо сидеть без поддержки, поэтому можно продолжать приучать его к горшку. Если малышу это не нравится, ни в коем случаи не заставляйте его садиться на горшок силой. Можно посадить на горшок куклу, для того чтобы показать ребенку, как это нужно делать, дайте малышу привыкнуть к новому предмету гигиены.

Если вы еще не давали малышу способность проявить себя как художник, самое время попробовать. Первые уроки рисования можно начинать, как только ребенок научится сидеть без напряжения (чтобы обе ручки оставались свободными). Дайте ребенку карандаши, пальчиковые краски. Рисование пальчиками дает наиболее сильное восприятие цвета и новые тактильные ощущения. Вы можете показать малышу (обмакнув палец в краске) какие следы можно оставить на бумаге.

Первые зубки

На десятом месяце жизни у ребенка уже есть 4 зуба , а может и все 6 зубов (2 снизу и 2 или 4 сверху). Если у вашего малыша еще нет в этом возрасте 4 зубов, не переживайте, подождите еще пару неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит .

Осмотр малыша в поликлинике

Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 1 года.

Поводы для беспокойства на десятом месяце

Если к концу десятого месяца ребёнок:

  • не сбрасывает игрушки со стола;
  • не может махать головой в знак отрицания или согласия;
  • не машет ручкой «пока-пока» в знак прощания;
  • не повторяет (не имитирует) движения, которые показывают ему взрослые.

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»

Вот и настала очередная круглая дата карапуза – ему исполнилось десять месяцев. Наступило нелегкое время для родителей, ведь за маленькими непоседами в этом возрасте нужно повышенное внимание. За десятый месяц жизни малыш подрастает в среднем на 2 см и набирает 450 грамм веса.

Уровень развития десятимесячного ребенка

Развитие ребенка в десять месяцев характеризуется тем, что каждый день малыш будет радовать своих родителей чем-то новым. Особенно это касается психоэмоционального развития, которое теперь будет идти вперед просто семимильными шагами.

Малыши в возрасте десяти месяцев чрезвычайно любознательны. Им хочется познавать все новое и основная задача родителей – им не мешать. И забудьте о непогоде, о том, что на улице мокро или грязно. Крохе непременно захочется изучить лужи или поваляться в песке. Не стоит препятствовать этому, иначе прервется важная часть познания мира у малыша. А грязь отмоется, главное – не промочить ножки.

Как правило, у десятимесячных детей меняется режим сна. Многие малютки переходят на один дневной сон. При этом вечером укладывать ребенка стоит пораньше, иначе он переутомится. Если же кроха до сих пор спит днем дважды, желательно, чтобы перерывы между вторым и ночным сном был не менее четырех часов. Ведь малыш уже подрос и за меньший промежуток времени он не устанет, а соответственно вечером будет плохо засыпать.

Десятимесячные детки начинают проявлять характер. Порой это знаменуется капризами и истериками. Таким образом малыш пытается показать всем, кто в семье главный. Здесь важен правильный подход родителей. Вы сами должны обозначить ребенку, кого ему следует слушаться.

Детские психологи считают, что именно от того, как реагируют родители на детские капризы в этом возрасте, напрямую зависит дальнейшее поведение ребенка. И если сейчас позволять малышу делать все, что ему вздумается и поощрять капризы, потом момент воспитания может быть упущен, и с этим ничего не сможете сделать.

В возрасте десяти месяцев у ребенка начинает проявляться круг интересов: одни могут часами складывать пирамидки из кубиков, другие катать машинки, третьи разглядывать книжки и «калякать» карандашиком по бумаге. Будьте внимательны к своему ребенку, прислушивайтесь к его желаниям, развивайте его предрасположенности к различным способностям . При этом старайтесь не настаивать на занятиях, которые малышу не по душе. Ведь ребенка, обладающего гуманитарным складом ума, и которому нравится думать творчески, вряд ли можно заставить собирать развивающий сортер. Лучше сосредоточиться на талантах, данных малышу от природы.

Десятимесячному карапузу безумно нравится проводить время со взрослыми: играть повторять за ними звуки, учиться чему-то новому. Теперь малыши уже отчетливо могут различать интонации речи – кроха точно знает, когда с ним шутят, а когда разговор имеет более серьезный характер, понимает, когда его хвалят, а когда ругают. При этом детки оживленно реагируют на веселые слова, звуки и интонации, награждая близких заливистым смехом и лучезарной улыбкой.

А что особенно радует родителей десятимесячных карапузов – это первые лепетные слова, произносимые малышом. И пускай эти «мама», «папа», «баба», «ляля» произносятся просто так, не неся в себе никакой информации от малыша родителям, это важная ступень на пути к началу осознанной речи . В таком возрасте малыши любят внимательно слушать речь, охотно повторяют за взрослыми различные звуки и жесты. Крохам десяти месяцев от роду очень нравится играть в «ку-ку», ладушки, различные стишки с действиями. Также малыши отдают предпочтение играм на воде и танцам.

Физическое развитие десятимесячного ребенка

Активность – вот основной критерий физического развития десятимесячного ребенка. Малыш продолжает развивать навыки ползанья, теперь он носится по дому на четвереньках как метеор. Причем некоторые малыши начинают пробовать ползать одновременно с первыми шагами. Это является не отклонением от нормы, а индивидуальной особенностью развития.

В десятимесячном возрасте малыши уверенно ходят вдоль опоры, готовясь к первым самостоятельным шагам. У одних детей самостоятельная ходьба начинается чуть позже, у других как раз сейчас.

Одним из наиболее любимых занятий десятимесячных карапузов является покорение различных высот – малыш с удовольствием залезает на диван и слезает с него, может за ручку преодолеть несколько ступенек, и с задором перелезает через разложенные на полу или диване подушки или ящик с игрушками. Особо смышленые малыши, научившиеся уверенно стоять без опоры, а тем более делать несколько шажков, додумываются подставить маленькую табуретку или игрушечный барабан для того, чтобы доставать предметы, находящиеся на высоте большей их роста.

Все движения малыша стали осознанными и слаженными. Малыш не только может похвастаться умением сжимать, но также и разжимать предметы в кулачках, а, следовательно, многие предметы, попавшие в ручки крохе, вскоре летят на пол. И это не каприз, а осваивание новых навыков. Малышу теперь нравится перекладывать предметы с места на место, складывать их в кучки.

Основные навыки десятимесячных детей

Рассмотрев особенности развития десятимесячного ребенка можно сделать выводы, что к такому возрасту большинство малышей умеют:

  • самостоятельно садиться из положения лежа;
  • ходить вдоль опоры;
  • уверенно и быстро ползать;
  • осмысленно двигать обеими руками;
  • повторять звуки и жесты;
  • катать машинку, толкать мяч, играть на игрушечных музыкальных инструментах;
  • реагировать с восторгом на шутки, направленные к нему;
  • перестает бояться посторонних;
  • с удовольствием идет на контакт с другими детьми;

Отметим, что основную роль в развитии десятимесячного ребенка играют родители. В таком возрасте умственное развитие деток – это отражение того, насколько хорошо его воспитанием занимаются родители. Проводите со своим малышом больше времени, прислушивайтесь к нему, играйте с ним в развивающие игры, побольше читайте стихов и сказок, пойте добрые детские песенки и тогда малыш будет блистать интеллектом среди сверстников, давая повод лишний раз ощутить гордость за свое любимое чадо.









2024 © rukaraoke.ru.