Если ребенок замкнут. Причины замкнутости. Замкнутый ребенок


Как быть, когда дети плохо идут на контакт?

Почему ребенок ведет себя закрыто в своей собственной семье?

Эти вопросы очень часто задают взрослые люди, обращаясь за профессиональной психологической помощью.

В данном материале рассмотрены пути, которые позволят родителям сформировать доверительные отношения с детьми и заложить основу для уверенной жизненной позиции и адекватной самооценки ребенка.

Первая часть статьи посвящена ранним истокам замкнутости, во второй части перечислены причины, связанные с жизненными ситуациями, возникающими в семьях, в заключении - полезная информация, связанная с профилактикой.

В каком возрасте родители могут обнаружить то, что их малыш замкнут?

Обычно это происходит, когда, увидев его в социуме, они приходят к выводу, что ребенок отличается от уверенных и смелых детей. Более четко это заметно в возрасте от двух лет и старше.

Мамам и папам становится обидно и неприятно. К этому может быть добавлено и мнение воспитателя (преподавателя) дошкольного заведения, в котором он достаточно категорично может заявить: «Ваш ребенок ни с кем не хочет играть!», «Ему ничего неинтересно!» и многое другое…

Каковы причины такого поведения?

Многие опытные мамы, имеющие не одного ребенка, могут отметить, что кто-то из детей с первых минут требовал постоянного внимания к себе, а другой ребенок был очень спокойным и позволял маме заниматься делами. Можно констатировать здесь особенности природы темперамента каждого из детей.

Возникает вопрос: поведение какого ребенка более комфортно для родителей - спокойного или активного? Ответ будет практически единогласным: «Пока он грудничок, лучше бы было, чтобы побольше спал, давал маме отдохнуть и работать по дому».

Но нужно учитывать один серьезный нюанс: побуждать ребенка к совместным действиям, окружать его теплом и положительными эмоциями - это одна из главных профилактик замкнутости детей. И она должна работать уже в том самом грудном возрасте.

Работая со взрослыми людьми, которые приходили с проблемами закрытости, замкнутости и неуверенности, можно часто услышать их воспоминания о своем детстве: «Я не создавал родителям никаких проблем. Где меня посадят, там и сидел. Сам придумывал во что играть. Я был удобным ребенком… Я не замечал, что мне одиноко. Такая модель была для меня нормой. Взрослея, я стал понимать, что мои родители не давали мне тепла, мало обращали внимания на то, что я чувствую. Сейчас они хотят, чтобы я открыто рассказывал им о своих делах. Но я не могу… и не хочу… мои дела их стали интересовать слишком поздно…».

Активный ребенок, требуя постоянного внимания к себе, свою позицию укрепляет. И замечательно, если взрослые направляют его энергию в конструктивное русло и вносят разнообразие в его виды игровой деятельности. Вырастает вполне гармоничный человек.

Но если эту активность грубо пресекать, не обращая внимания на потребности малыша, и не давать возможности ему проявлять себя, то внутренняя неудовлетворенность и обиды на родителей будут переходить в агрессию, которая в пассивном состоянии может проявлять себя как замкнутость, а в активном режиме приводит к серьезным сложностям в отношениях. Особенно ярко это бывает в подростковый период.

Отсюда вывод:
замкнутым может стать как спокойный по своей природе ребенок, так и активный.

Не во всех случаях истоки закрытой позиции берут свое начало в раннем детстве. Рассмотрим другие причины:

  • Влияние взаимоотношений родителей. Предположим, взрослые столкнулись с серьезной проблемой, которая может привести к бракоразводному процессу. Мало каким семьям удается защитить от этой опасной информации детей. Они становятся свидетелями, а то и участниками, семейных конфликтов.
    Психика ребенка очень тонкая и уязвимая. Чаще всего в результате подобных сцен дети остаются наедине с собой и со своими переживаниями по той причине, что мама плачется подругам, получая от них поддержку, а папа расслабляется как минимум пивом в окружении друзей. Таким образом, взрослые разрядились, а ребенок остался в том же напряжении…
    Когда апогей конфликта доходит до развода, меньше всего в это время учитывается психологическое состояние ребенка. Родители, окунувшись в свое горе, по инерции могут выполнять обязанности и обязательства, но не учитывают важный нюанс: ребенку в это время особенно нужны внимание, поддержка, эмоциональное тепло и выражение чувств обоих родителей.
  • Второй брак. Дети тяжело переносят появление в их доме нового человека. Если родителей они не ревновали друг к другу, то с появлением отчима (мачехи) может появиться целый букет негативных переживаний и чувств (обида, ревность, гнев, агрессия и многое другое). Это важно понять и помочь ребенку.
    Первое, что необходимо - это выслушать без критики и оценочности.
    Второе - набраться терпения и ответить по-доброму и позитивно на все сомнения и вопросы.
    Ну, и третье - не забыть, что детям важно всегда ощущать свою значимость в семье.
  • Занятые родители. Нередко обращаются семьи, в которых между родителями полное согласие и понимание. Они дружны между собой, с энтузиазмом занимаются обеспечением своей семьи самыми лучшими благами. У детей все налажено: учеба в престижном заведении, кружки, репетиторы, няни, водители и т. д. Но их ребенок-подросток стал грубить, не желает идти на контакт.
    Выясняется, что корни проблемы ведут еще в начало школьной жизни, в то время, когда разговоры родителей с ребенком были ограничены просмотром дневника и выяснением причин полученной оценки (например, четверки или тройки), а то, что происходило вне урока, на переменах и после школы у ребенка не спрашивали.
    Начал расти барьер. Именно он и не позволил ребенку рассказать о том, что у него есть проблемы со сверстниками и довольно давно. Примеры высказываний подростков: «У меня не спрашивали о том, что я переживаю! Этого не замечали. А когда я сам начинал говорить, могли посмеяться и сказать, что проблемы никакой нет, или даже недослушать!», «Меня критиковали, если в какой-то ситуации я показался слабым! Мне не подсказали, как исправить, говоря, что должен сам уладить!».

Нить доверия между родителями и детьми формируется просто:

  1. Игры и положительные эмоции - это фундамент, который закладывается с рождения.
  2. Совместное познание мира посредством сказок, изучения интересной информации, просмотра полезных мультфильмов, детских фильмов и передач предполагает еще и яркое обсуждение, в ходе которого взрослые помогают понять что-то глубже и тем самым учат детей анализировать и высказывать свое мнение.
  3. Разговоры должны иметь широкий спектр тем : от того, как проходил день вне дома, до обсуждений событий и идей, которые интересны всей семье.
  4. Чем взрослее ребенок, тем больше ему хочется признания. Грамоты, дипломы и все другие атрибуты - это прекрасно! Но не менее важным является то, чтобы у детей было право высказывать свое мнение, а взрослые принимали его во внимание.
  5. Свою значимость ребенок очень хорошо ощущает, если с ним советуются и отмечают ценность его мыслей.

Некоторые родители путают замкнутость и неуверенное поведение ребенка в социуме, хотя грань очень четкая. С закрытыми детьми даже близким бывает сложно выстраивать общение, а неуверенные, стеснительные дети дома ведут себя свободно, достаточно открыто, а в новой обстановке теряются и не могут первыми идти на контакт.

В этих случаях детям важно предоставлять возможность как можно больше быть в социуме. Курсы ораторского, актерского мастерства и любое другое групповое обучение будет способствовать раскрепощению ребенка.

Психика детей - это чистый сосуд. К сожалению, он бывает наполнен колючками и гвоздями. Но у нас, взрослых, есть прекрасная возможность заполнить его кристально чистой водой, а может, и драгоценными камушками, которые будут сиять и переливаться. Именно так сверкают глаза детей, у которых собраны самые лучшие впечатления об их еще пока маленькой детской жизни!

Замкнутые дети – это люди в футляре. То есть, они впускают в свой тихи и спокойный мир только определенных людей, которым они доверились и которым разрешили войти. Многие родители говорят, что ребенок рано повзрослел, и эта ребятня – не ровня их чаду, но они горделиво ошибаются.

Недоношенность. Еще одной причиной резкой замкнутости является то, что ребенок рождается недоношенным и из-за недоношенности помещается в специальный бокс. Так вот, пребывание в этом боксе также делает детей замкнутыми. По крайней мере, к такому выводу пришли квалифицированные врачи.

Проблемы. Речь идет не о постоянных, а о временных проблемах, при которых замкнутость также появляется ненадолго и уходит. Это может быть усталость, какая-то неразрешенная проблема или угрюмость.

Издевательства. Это одна из самых популярных причин замкнутости ребенка-школьника. Вне всяких сомнений, всем знакомы ситуации, при которых ребенка из-за внешних отличных могут называть очкариком, толстым, рыжим или еще какими-то обидными словами. Уверенный ребенок может дать отпор, но такие случаи скорее исключение, чем правило. Поэтому дети, которые постоянно терпят смешки и издевательства в сой адрес, просто строят стену и замыкаются в себе.

Родительские ссоры. Еще одна популярная причина кроется в семейных отношениях. Невероятно, но, когда папа с мамой ссорятся, ребенок винит себя. По мнению и чистой вере ребенка, родители должны любить, а не ссориться и не ругаться. Поэтому, раз он считает себя виноватым, он просто становится незаметным, чтобы больше не становится причиной новых ссор.

Общение с одноклассниками. Нехватка общения со своими сверстниками – также причина замкнутости. Причин для нехватки общения может быть много, но самыми популярными из них являются:

    частые болезни и, как результат, частые прогулы;

    уверенность родителей в том, что ребенка рано отдавать в детский садик, предпочитая ему бабушку или няньку;

    частые переезды.

В итоге ребенок просто не может или не успевает правильно адаптироваться к окружающему его обществу. Вокруг него бегают только здоровые и шустрые малыши, которые могут отнять у него игрушку. Понятно, ребенок от этого будет в замешательстве и сделает вывод, что лучше уж он будет тихим и незаметным.

Как можно решить проблемы?

Окажите помощь. Конечно, проблемы и причины замкнутости в обязательном порядке должны выясняться психологами, но ведь родители также могут помочь, общаясь с ребенком. Не нужно смотреть на возраст своего ребенка, нужно уделять ему максимум внимания. Любой ребенок очень сильно нуждается в правильной поддержке со стороны родителей.

Похвала. Никто не стесняйтесь лишний раз похвалить ребенка. Дети очень тяжело понимают успехи, так что, чтобы ребенок знал, что он сделал что-то хорошее и правильное, его следует похвалить, чтобы повысить его самооценку.

Как можно чаще приглашайте гостей. Для того, чтобы чадо привыкло к разным людям и обществу, следует приглашать гостей. А еще лучше, если гости придут со своими детьми. Так дети еще быстрее становятся раскрепощенными в стенах родного дома.

Разнообразие. Постарайтесь разнообразить жизнь ребенка походами, экскурсиями или посещениями интересных для него мест.

Нет приказам. Есть желание узнать причину детского плохого настроения? Спрашивайте у ребенка об этом максимально спокойным и тихим голосом.

Как мы называем замкнутого ребенка? Неразговорчивым, угрюмым или даже застенчивым. Что-что, а вот застенчивость здесь уж никак не к месту, ведь застенчивый ребенок хочет общаться, но не совсем умеет это делать или стесняется и боится. А главным препятствием для замкнутого ребенка становится именно его собственное нежелание. Такой малыш если кого и допустит в свой мир, то только самых родных и близких – родителей. Для остальных людей он будет полностью закрытым. Такой ребенок – в некотором роде – «человечек в футляре». И хотя его родители достаточно часто объясняют нежелание ребенка общаться со сверстниками как слишком высокая одаренность, тогда как все остальные дети в его возрасте ему не ровня и не компания и самому ребенку не слишком интересно с ними. В реальности же мы имеем дело с очень глубоким заблуждением. Маленький «футлярчик» может вырасти очень несчастным человеком, которому будет очень нелегко угнаться за такими динамичными и интенсивными течениями жизни.

Если опираться на результаты множества исследований, врачами были сделаны выводы, что продолжительность беременности является первой и одной из главных причин, которые оказывают влияние на проявление замкнутости в ребенка. Чаще всего интровертом становится недоношенный ребенок, который родился до 33 недель. Объясняется это тем, что после рождения такой ребенок на протяжении слишком долгого времени находится без матери. Тем не менее, недоношенность не считается единственной причиной, в результате которой ребенок может стать замкнутым.

Усталость вместе с угрюмостью, вялостью также могут проявиться при болезни ребенка или же если его мысли не будут покидать какие-то неразрешенные проблемы. Тем не менее, в таком случае замкнутость проходит весьма быстро. Бывает также и масса более веских, серьезных и даже опасных причин, которые вынуждают ребенка запереться в своем мире. К примеру, издевательства в школе. Основная зацепка в школьном возрасте заключается в очках, заикании или полноте – именно такие дети зачастую и становятся объектами издевательств. В таком случае ребенку удается найти самостоятельный выходит – построить вокруг себя непробиваемую стену, ведь постоянно отвечать и отмахиваться от надоедливого сверстника как от мошкары надоедает.

Еще одним аспектом, который может толкнуть ребенка чтобы замкнуться в себе – сора между родителями. В такой ситуации ребенок думает, что любая семейная ссора происходит из-за него и видит решение данной проблемы в собственной незаметности. Может также проявляться нехватка общения со сверстниками – к примеру, ребенок часто болеет или же если родители решили, что их чаду не стоит идти в садик. Получается, что ребенок не успевает адаптироваться и в те редкие дни когда он оказывается на улице, он не дает отпора более шустрому и пронырливому другу, который может игрушку и отобрать, и поломать. Вот и приходят дети к выводу, что лучше быть самому по себе.

Крайне важно чтобы вы разобрались, когда ваш ребенок и правда нуждается в помощи. Если, к примеру, ваше чадо не слишком сильно любит ходить в гости и просто нравится играть в одиночестве, но при этом у него есть масса друзей – это не будет поводом для беспокойства. Ведь каждый человек имеет свой характер, темперамент и если родители являются «тусовщиками» и очень общительными людьми, то не нужно требовать, чтобы ребенок был таким же, ведь лучше если каждый человек будет развиваться по-своему. То же самое, если ваш ребенок решил посетить детский сад или школу, но при этом он дружит далеко не со всеми – это прекрасное качество – ребенок уже в самом детском возрасте учится определять, что именно ему нужно. А вот если ребенок и правда уходит в себя и становится нелюдимым, то эта проблема должна решаться как можно скорее, чтобы в будущем он имел возможность построить дружеские отношения, влюбиться и построить карьеру.

Как помочь «маленькому футлярчику»? Конечно, такие вопросы должны решаться вместе с психологами в первую очередь, но кое что родители могут сделать самостоятельно. В первую очередь уделять своему ребенку больше внимания независимо от его возраста и насколько самостоятельным он является. Дети в любом возрасте очень сильно требуют заботы и внимания со стороны родителей. При помощи объятий и поцелуев избаловать ребенка нереально, главное чтобы вы не потакали любому его желанию и не велись у него на поводу.

Не стоит скупиться на похвалу – достаточно часто ребенку очень нелегко оценивать собственные успели, соответственно, кто как не родители поднимут уровень самооценки ребенка и зададут ему стимул к новым достижениям.

Стоит приглашать в гости друзей и таким образом ваше чадо будет привыкать к обществу разных людей. Конечно же, огромный плюс будет состоять в том, если ваши друзья приведут и своих детей. Деткам будет легче адаптироваться к новой обстановке, если они находятся в родном доме – таким образом, ребенок очень быстро раскрепостится и найдет общий язык со сверстниками.

Организуйте совместный праздник. Убедите ребенка, чтобы он выступил публично и хвалите его за любое достижение. Ведь есть настолько большое количество способов проявлять себя – загадать загадку, станцевать, спеть караоке, придумать ребусы, рассказывать стишки, устроить домашний спектакль, принять участие в соревновании – вкус победы очень сильно поможет вашему чаду.

Замкнутый ребенок чаще всего привыкает к определенным режимам еды, сна, игр и живут строго в соответствии с расписанием. Кардинальное изменение порядка дня вводить не стоит, но несколько новых идей и событий для вашего ребенка будут очень полезны. Не стоит также наседать на малыша, говорить с ним в приказном виде, никогда не сдавайтесь. Если ребенок будет раздражаться в ответ на ваши попытки растормошить его, значит, определенные сдвиги есть – уж лучше пусть он начинает проявлять хоть какие-то эмоции, чем подавлять их в себе. Опускать руки и бросать начатое не нужно – ведь кто тогда поможет вашему малышу?

Замкнутость ребенка имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребенка достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка. Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, эти дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие. Замкнутость можно и нужно корректировать.

  • расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
  • подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
  • стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
  • если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.

Для занятий с замкнутыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть дома (мозаика, домино, лото, шашки и т.д.). Однако есть особенность проведения этих игр - в них обязательно должно играть несколько детей. В настольных играх отрабатываются навыки совместной игры с правилами. Также можно предложить ребенку подвижные игры, разыгрывание ситуаций, рисование и лепка в сотрудничестве с другими детьми.

Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость вашего ребенка не пройдет за один день по взмаху "волшебной палочки". Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком. Желаем успеха на этом нелегком пути!

Если ребенок тяжело переносит перемены или не хочет выходить из дома.
Существует 3 возможные причины: характер ребенка, его возраст (дети от года до двух очень сложные в этом отношение), испуг или другая психологическая травма.


Как ему помочь?

1. Создайте ощущение стабильности . В одно и то же время еда, сон, купание и так далее. Затем постепенно приучайте его к небольшим отклонениям от привычного графика.

2. Сообщайте ребенку о том, какие события ждут его в течение дня. Если ребенку всего лишь 2 года, то он, скорее всего, не запомнит сразу все, что вы ему говорили, так как чувство времени у двухлеток еще не до конца развито. Но если на протяжении дня вы будете напоминать ему, рассказывать, что вы будете делать дальше, то ребенок запомнит, особенно если это ежедневно повторяющиеся действия. Вы можете экспериментировать с тем, когда сообщать ему это новое. Можете говорить перед сном, что завтра к вам приедет бабушка, или до обеда, что вечером с ним посидит папа и т.д.

3. Как приучить ребенка к новой еде. Нужно чтобы ребенок тоже принимал участие в процессе покупки и приготовления. Он может просто класть в сумку, взятые вами с полки яблоки или вместе с вами наливать в свой стакан сок. Тогда он уже немного привыкнет к новой еде. И то, что появиться у него на тарелке не будет большим и неприятным сюрпризом.

Далее вы не должны заставлять его что-то есть. Просто кладите небольшое количество новой пищи ему на тарелку, пока он не заинтересуется и не попробует. Еще хорошо, чтобы он видел ваш личный пример, что вы едите это новое и вам это нравиться.

Еще один важный момент. Исследования показывают, что детям трудно лишь первый раз попробовать на вкус новую пищу, дальше они к ней вполне привыкают. Дети бояться, что это новое у них во рту будет не вкусным. Поэтому вы можете предложить ребенку попробовать что-то в первый раз, а если не понравиться выплюнуть.

4. Как научить ребенка не бояться выходить на улицу. Сделать "улицу" ему знакомой. Перед выходом вы можете оставлять что-то интересное на пороге, чтобы ребенок с интересом открывал дверь, а не с испугом. Конечно, это проще сделать, если вы живете в своем доме, а не в многоэтажке. Далее вы можете оставлять знакомые ему игрушки во дворе или предлагать взять их с собой. Старайтесь придерживаться знакомого ребенку маршрута, ходить в один и тот же парк, по одной и той же улице, пока ребенок сам не проявит желания к переменам.

5. Внедрение перемен в жизнь ребенка требует от вас терпения. Ребенку, возможно, потребуется много времени для простого наблюдения за новой вещью. Он может несколько дней смотреть на новую игрушку, перед тем как взять ее в руки. Или если вы придете на занятие в первый раз, он, возможно, будет сидеть у вас на коленях в течение нескольких первых занятий. Если нужно, чтобы ребенок познакомился и привык к незнакомому ему еще человеку, то это лучше всего сделать, если этот человек придет знакомиться к вам домой.

Наблюдайте за ребенком, и вы поймете, когда он спокойнее всего относиться к переменам и когда он сам инициатор перемен. Вместе с вами, помогать себе в сложных ситуациях, учиться и ваш ребенок.









2024 © rukaraoke.ru.