Если ваш ребенок грозится убежать. Профилактика уходов ребёнка из дома


Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.
Родители, не забывайте о потребностях своих детей , которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом. (Приведенные ниже причины уходов из дома и рекомендации по их профилактике можно использовать для детей разных возрастов, с учётом специфики возрастного периода)

ЛЮБОПЫТСТВО, СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ И ИСПЫТАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ

Одна из задач развития детского возраста - исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
Профилактические меры:
Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

ПЕРЕЖИВАНИЕ «ДРАЙВА»

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».
Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем.
К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
Профилактические меры:
Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.

СКУКА

Скука - это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука это следствие какой-либо из описанных ниже причин:
1. Отсутствие смысла жизни:
-полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;
-тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);
-чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть - у него всегда всего слишком много;
-чрезмерной критичности взрослых.
2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей.
3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.
4. Неразвитость творческих способностей - творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
Профилактические меры:
Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.
Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха.
Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.
Развивайте в ребёнке творческие способности.
Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ («Я КАК МОИ ДРУЗЬЯ»)

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.
Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
Профилактические меры:
Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
Развивайте в ребёнке физическую силу.
Развивайте в ребёнке умение общаться

ПРОТЕСТ ПРОТИВ РОДИТЕЛЕЙ

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.
Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.
Профилактические меры:
Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок.
Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»
Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

СТРЕМЛЕНИЕ УЙТИ ОТ ОСОЗНАНИЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ МИРА, РАЗОЧАРОВАНИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ В ЛЮБВИ), ПЕРЕЖИВАНИЯ ТЯЖЕЛОЙ УТРАТЫ
(СМЕРТИ ЛЮБИМЫХ ЛЮДЕЙ)

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.
Профилактические меры:
1. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений - в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.
2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?

Итак, мы имеем множество причин, по которым подросток может начать практику уходов из дома . Это перечисление немного пугает, поскольку кажется, что избежать деструктивного поведения просто невозможно. На самом деле все не так страшно!
Во-первых, мы описали крайние варианты деструктивных процессов у подростков.
Во-вторых, опасной интенсивности достигают не все проявления сразу, а только некоторые из них.
В-третьих, подростки с удовольствием и готовностью откликаются на искреннее внимание и заинтересованность ими и их проблемами со стороны взрослых людей.
В-четвертых, подростки с удовольствием обучаются всему новому, и польза сочетается с возможностью проявить себя, почувствовать свою успешность, повеселиться и творчески самореализоваться.

Причины самовольного ухода подростков из дома

Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие».
Мы начинаем отвергать новые качества подростка и желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.
Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку.
Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.
Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка.
Другая причина ухода дочери или сына от родителей - несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается.
Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА, СТАРАЙТЕСЬ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:

Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
- Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
- Выбирайте наказание, адекватное проступку.
- Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
- Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

ТРИ ШАГА, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ТАКОВЫ:

1. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам
Откажитесь от желания подтолкнуть, направить его к тому, что мы хотим в данном конкретном случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?»
2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком.
Мы можем это делать, если осознаем, что перед нами живая, пульсирующая частица самой природы, и у нас есть драгоценная, но мимолетная возможность наблюдать, как она развивается. Даже когда мы видим, что ребенок идет в сторону неприятных, болезненных последствий, наилучшее, что можно сделать в подобной ситуации – просто высказать свои опасения, а затем дать возможность этим последствиям произойти.
3. Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка.
Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими убеждениями и нашими действиями существует теснейшая взаимосвязь. Не осознавая этого, мы постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность своих же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребенок изначально наделен положительными качествами, способен принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем поддерживать его в этом.
Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома.

Говорят: «от хороших родителей дети не убегают. Наверное, хорошие родители - это те, кто способен так построить свои отношения с ребенком, чтобы избавить его от различных разочарований»

Профилактика самовольных уходов из дома

Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.
Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьёзного конфликта с родителями).
Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. Задача родителей, в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения. (Ребёнка обижают в лагере, он должен знать что может обратиться к администрации лагеря, позвонить родителям, написать заявление в милицию. Если серьёзный конфликт случился дома, то ребёнку нужно научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей. Ребенок может обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не убегать в "никуда" и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).
Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей с разными характерами по разному:
- у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;
- у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;
- у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;
- у ярких, артистичных, активных мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.
На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - т. е. формируется "привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать.
Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.
Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция и умственная отсталость).
Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом:

легкая:

Не более чем на 7 дней 1 раз в меся;
- ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы в школе;
- частичная критика подростком своего поведения;
- нет противоправных действий;
- нет химических и поведенческих зависимостей;
- встречается при ситуационных личностных реакциях;
- пограничная интеллектуальная недостаточность.

средняя:

Уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца;
- попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках;
- противоправные действия

- агрессивность;
- свое поведение подросток не критикует;
- встречается аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости.

тяжёлая:

Уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев;
- асоциальная жизнь;
- противоправные действия;
- алкоголизация, токсикомания;
- агрессивность;
- невозможность контролировать своё поведение;
- встречается при психических заболеваниях.

Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома.

Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз.

Не пытайтесь решить проблему силовыми методами.
Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому «драконовские» меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
Необходимо проанализировать, почему сыну или дочери было неуютно с вами.
Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоит подумать, как оградить подростка от своих взрослых проблем.
Уход ребёнка из дома, ситуация действительно нестандартная, поэтому вам может потребоваться помощь психолога. Хорошо, если вы найдете «узкого» специалиста, который не первый год работает с детьми и подростками, убегающими из дома или склонных к бродяжничеству. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком.
Не пытайтесь заманить ребенка в кабинет психотерапевта обманом.

ПОМНИТЕ!

Дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых, и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения.

Беспризоный ребенок! Не проходите мимо!

Основной причиной беспризорности является нестабильность жизненного уровня значительных слоев населения.
Социологические исследования говорят о том, что:
- 90% уличных детей имеют родителей;
- 100% безнадзорных детей употребляют алкоголь;
- 80% употребляют психотропные вещества;
- 90% уличных детей нуждаются в квалифицированной помощи психиатров и наркологов.

Среди детей, уходящих из дома, можно выделить 2 категории:
Первая категория – наиболее многочисленная – это дети, чаще всего в возрасте 9-14 лет, из явно неблагополучных семей. Родители с низким уровнем жизни, часто судимы, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, нигде не работают.
Такие дети выносливы физически, неприхотливы в еде и одежде. Они знакомы с ночными улицами, не боятся крыс, умеют приручать бездомных собак.
Равнодушны к чужой боли и терпеливы к своей. Они быстро находят общий язык с подвыпившими дяденьками и тетеньками, их не пугает ночевка в подвале или на чердаке, курят, пробовали спиртные напитки.
Они имеют опыт совершения правонарушения и наказания за свои деяния, многие прошли через комиссию по делам несовершеннолетних, милицию, центр временного содержания несовершеннолетних.
Им хорошо известно, что стеклотара из-под спиртного представляет определенную ценность, знают много способов «зарабатывания» на жизнь.
У таких детей уходы из дома часто перерастают в дромоманию («дромос» - от греческого «дорога», «мания» - одержимость, страстное влечение), а безнадзорность трансформируется в беспризорность.
Дети этой категории имеют низкий образовательный уровень, педагогически запущены, часто имеют отклонения психического здоровья.
Многие из таких детей испытали на себе жестокое обращение и насилие со стороны взрослых.
Причины ухода из дома – отсутствие в семье элементарного ухода, заботы о них, полная бесконтрольность
. Беспризорные дети этой категории выделяются свои внешним видом и поведением.
Они часто одеты не по сезону, не по размеру, неряшливы. Лица и руки грязные, иногда в темных пятнах от клея и красителей (многие страдают токсикоманией). Для них характерны запахи немытого тела, бытовых химических веществ. Нередко болеют чесоткой и педикулезом. Они не знают чувства сытости, постоянно голодные, очень любят хлеб. Способны сочинить любую историю, чтобы вызвать к себе жалость взрослых. В группе способны совершать разбойные нападения на сверстников: могут снять обувь, одежду, отобрать деньги, ценные вещи. Часто сами становятся жертвами преступлений.
Вторая категория уходящих из дома детей – это дети в возрасте 13-16 лет из внешне благополучных семей, часто имеющих достаток выше среднего. В таких семьях родители видят свои функции только в том, чтобы одеть, обуть, накормить, дать на карманные расходы.
Особенности благополучных семей, из которых уходят дети.
- Часто это дети, имеющие одного родителя, который еще молод и занят устройством своей личной жизни.
- Это дети, воспитываемые отчимом или мачехой, отношения с которыми не сложились.
- Дети, имеющие маленьких братьев или сестер от повторного брака родителей.
- Это могут быть дети родителей, успешно делающих карьеру или занимающие высокие посты и не уделяющих своим детям внимание.
- Это дети, столкнувшиеся с непониманием и не справедливостью со стороны взрослых, не выдержавшие чрезмерных требований.
Как правило эти дети общительны, имеют много знакомых, нередко они хорошо учатся либо до определенного времени учились, пока это удавалось им без особых усилий над собой.
В этой категории детей причины ухода из дома имеют, как правило, глубокую психологическую основу: отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями. Часто таким поступком они хотят привлечь к себе внимание.
И если проблемы не замечают дома, они идут с ними в другое место – на улицу, к друзьям, знакомым, а то и просто к случайным и весьма сомнительным людям. Эти люди впоследствии за свою помощь требуют от них непомерно высокую плату, цена которой судьба и даже жизнь.
Уходы таких детей из дома – это реакция на просчеты родителей в воспитании.
Дети из этой категории мало приспособлены к жизни, они изнежены, брезгливы и потому более зависимы от взрослых. Могут первое время ночевать у родственников, знакомых, затем у знакомых знакомых и, наконец, где придется. В результате оказываются на социальном дне – приобщаются к наркотикам и проституции. В поведении проявляется крайний цинизм. Они могут приходить домой, пока нет родителей, чтоб взять деньги или вещи, которые можно реализовать. В собственных родителях видят врагов номер один. Нередки случаи привлечения таких детей к уголовной ответственности за распространение, хранение наркотиков, либо за участие в организованных преступных группах.
При первом уходе такого ребенка из дома важно правильное поведение родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношение в семье!

Не поддавайтесь панике. Для исключения несчастных случаев наведите справки в «Скорой помощи», полиции.
Внимательно проанализируйте поведение и высказывания ребенка за последнее время. Постарайтесь вспомнить, какие обстоятельства предшествовали его уходу. Выясните, кто видел его и общался с ним.
Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания, по возможности перепроверьте их. Попробуйте выяснить, о чем говорил ваш ребенок, каковы были его намерения, настроение в моменты последних встреч с друзьями, знакомыми.
Если вы обнаружили местонахождение ребенка, не спешите врываться туда и насильно вытаскивать – результат может быть противоположным ожидаемому. Если он находится там не один – побеседуйте со всеми, попробуйте войти с ними в контакт.
Вступите в переговоры с ребенком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, попросите прощения.
Постарайтесь не обсуждать произошедшее и его последствия, обсуждайте лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни.
Впоследствии не упрекайте ребенка и сами не возвращайтесь к обсуждению случившегося. Не рассказывайте о произошедшем вашим друзьям, родственникам, соседям. Ведь если ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, то в их глазах он надолго останется непутевым.
Помогите ребенку в восстановлении прерванных связей – с возвращением на учебу, работу и т.п. Делитесь с ним своими планами и заботами. Ребенок воспримет это как оказание доверия. И всегда помните, что ваш ребенок больше, чем вам, никому не нужен.

Если на улице вы столкнулись с чужим беспризорным ребенком:

Не проходите мимо, не отворачивайтесь, делая вид, что не замечаете его.
Попытайтесь заговорить с ним, обратите внимание на его внешний вид, состояние здоровья, попробуйте выяснить, где он живет, кто его родители, почему он оказался на улице, где и с кем в настоящее время обитает, на что существует.
Постарайтесь помочь этому ребенку. Сообщите о нем в местный орган социальной защиты, специализированные социально-психологические службы.

Близится весна, по статистике, в этот период (вторая волна побегов происходит перед началом учебного года) учащаются случаи ухода детей из дома. В феврале из детских домов-интернатов Липецкой области сбежали трое детей. Однако, далеко не всегда уходят только воспитанники детдомов или дети из неблагополучных семей. По данным полиции, в Липецкой области каждый год самовольно уходят из дома до 200 подростков.

Почему убегают дети?
Возраст, когда ребенок самостоятельно принимает решение убежать и делает это осознанно, наступает в 15 лет. В большинстве таких случаев проблема лежит во взаимоотношениях в семье и недосмотре со стороны родителей. Причины могут быть самые разные — полицейским известны случаи, когда дети не возвращались со школы из-за банальной двойки, боясь наказания родителей. Также поводом для подростка может стать скандал в семье и влияние со стороны сверстников. Свою лепту вносят и социальные сети, где подростки могут спланировать побег. Часто в этом возрасте дети начинают думать, что они уже взрослые, готовы к самостоятельной жизни и могут сами о себе позаботиться.

Но ребенок может уйти и без видимой причины, это называется «немотивированный уход». Психологи считают, что немотивированные уходы - это патология, которая говорит о психическом расстройстве. Немотивированные уходы и побеги психологически непонятны окружающим и могут быть совсем не связаны с ситуацией, в которой находился подросток перед уходом или побегом.

Как предотвратить уход ребенка из дома?
Ребенок должен осознавать, что его ждет на улице и понимать, что уход из дома в таком возрасте - это далеко не прекрасная дорога во взрослую жизнь, увлекательное путешествие и невероятные приключения, как думают многие подростки. В первую очередь родители должны объяснять ребенку, что мир полон опасностей, а у незнакомых людей не всегда добрые намерения. По данным полиции, жертвами мошенников и грабителей, чаще всего становятся именно несовершеннолетние.

За ребенком нужно следить и делать это, желательно так, чтобы чадо ничего не подозревало. Родители всегда должны знать круг общения своего ребенка, незаметно следить за тем, где он проводит свободное время, с кем и как, какие книги читает. Также нужно отслеживать и виртуальную жизнь ребенка - какие сайты посещает, каких друзей добавляет, с кем переписывается и так далее. Также необходимо разговаривать с ребенком - отношения должны быть доверительные. Стоит чаще общаться о том, что происходит в школе, ходить на родительские собрания, созваниваться с учителями, интересоваться, как обстоят отношения с одноклассниками. Родители обязательно должны знать контактные телефоны друзей ребенка.

Подросток вовремя не вернулся домой - что делать?
Если ребенок вовремя не пришел домой и не отвечает на телефон:

1. Нужно успокоиться и не поддаваться панике.

2. Необходимо обзвонить родственников и его друзей, позвонить классному руководителю, тренеру, учителю музыки и т.д. - в зависимости от последнего места посещения ребенка.

3. Если никто из вышеперечисленных не знает, где находится ваш ребенок - нужно немедленно звонить в полицию.

Полицейским нужно будет детально рассказать, во что был одет ребенок, предоставить его недавнее фото в обычной одежде, составить список имен и фамилий друзей и их знакомых. Также выписать всех родственников включая дальних, их адреса и телефоны. Для сотрудников полиции может быть важна любая деталь, даже на первый взгляд незначительная, поэтому родители должны быть максимально сосредоточены. Истерика, слезы и слова «я ничего и не знаю и не помню» - вашему ребенку не помогут, а наоборот.

Как ищут подростков?
Поиск начинается со звонка на телефон полиции. Ориентировка рассылается по всем отделениям полиции и постам ГИБДД города. К родителям выезжает экипаж, для заполнения документов разрешающих все необходимые мероприятия. Также полицейские созваниваются с волонтерами общественной организации «Поиск пропавших детей». С согласия родителей, фото ребенка с описанием размещают на официальном сайте УМВД, на страницах официального сообщества волонтеров в социальных сетях и рассылают в СМИ.

Волонтеры и полицейские встречаются в точке сбора - как правило это последнее место, где видели ребенка. Далее волонтеры, вместе со следователем, ведущим дело, начинают сбирать информацию и прочесывать местности. Параллельно ведется работа в интернете. В среднем собирается 4-6 экипажей волонтеров по 4-5 человек. Определяется каждому своя зона поиска и ответственности.

Сотрудники полиции в первую очередь посещают последнее место нахождения ребенка и проверяют, не совершалось ли в отношении него преступление. Помимо всего прочего, подростка отслеживают по городским камерам наблюдения.

Куда бегут дети?
Полицейские знают определенные места, куда чаще всего отправляются сбежавшие подростки - как правило, это развлекательные центры и другие места массового отдыха молодежи. Поэтому у полицейских налажен контакт с охранниками ТРЦ, магазинов, дискоклубов и так далее. Бывают случаи, когда дети с кем-то знакомятся в социальных сетях или даже влюбляются и убегают к своим виртуальным знакомым в другой город. Нередко дети отправляются к друзьям по прежнему месту жительства, если семья недавно переехала из другого города. Почти всегда сбежавшие подростки ищут знакомых. Ребенок может уйти из дома и под влиянием более старших подростков, к примеру, убежать за компанию. Но бывает, что и просто отправляется в никуда - колесить по стране.

Что делать, чтобы больше не сбегал?
Когда убежавших подростков находят и возвращают домой, родителям рекомендуют обратиться к психологу. В случае если ребенок уходит во второй раз - это уже «синдром бродяжничества» и тут работа психолога необходима. Причем специалисты работают, как с детьми, так и с родителями.

Что бывает после побега?
Если подростка благополучно нашли, ничего с ним не случилось и он не успел ничего натворить, правоохранители ограничиваются разъяснительной беседой с детьми и родителями. При неоднократных уходах из дома, подростка ставят на учет в отдел по делам несовершеннолетних. Если подросток «в бегах» занимался бродяжничеством, попрошайничал или где-то нахулиганил, то его также поставят на учет, а родителям придется ответить за деяния ребенка по административному кодексу.

В большинстве случаев, полицейские находят подростков в течение трех суток, в редких исключениях поиск длится чуть более 10 дней. В Липецкой области не удалось найти только одного пропавшего ребенка - Данилу Белых, который пропал 2 мая 2012 года, на момент исчезновения мальчику было 10 лет, его поиски до сих пор продолжаются.

Никогда не высмеивайте, не отрицайте и всегда воспринимайте всерьез любую угрозу ребенка относительно побега из дома. Немедленно сообщите ребенку спокойно и твердо, что не хотите этого побега, это будет большим несчастьем для вас и вы сделаете все возможное, чтобы этого не случилось или чтобы вернуть ребенка домой, если побег все же произойдет.

2.Предложите ребенку другие пути решения проблемы.
Если вы почувствовали, что ребенок замышляет побег или ощущает себя чужим дома, постарайтесь сделать так, чтобы жизнь в семье его больше удовлетворяла.

Когда ребенок откровенно высказывает угрозу, связанную с побегом, спросите, нет ли другого способа решить проблему. Если он не находит возможных альтернатив,предложите ему побыть некоторое время отдельно от семьи (посетить родственников или своего друга, родителям которого вы доверяете).

3.Без колебаний ищите ребенка, как только обнаружите, что побег произошел.
Каждую минуту, когда ребенок-беглец думает, что никто не беспокоится о нем, его переполняют отрицательные эмоции. И хотя большинство убежавших детей в этом возрасте добровольно возвращаются домой в полном здравии не позже чем через сутки, все же беглецы подвергают себя огромной опасности. Поэтому никогда не следует ждать, нужно сразу же начинать поиски вашего ребенка-беглеца, чтобы вернуть его обратно домой.

4.Когда ребенок вернется домой, выразите свою любовь к нему и радость, что он вернулся.
Ваша главная задача в этой ситуации - убедить ребенка, что возвращение домой хорошо для него, и предотвратить возможное повторение побега. Помните, что убегающим ребенком движет ощущение, что его отвергают. Убедите вашего ребенка, что он нужен вам независимо от того, какие проблемы возникли в ваших отношениях.

5.При любой возможности старайтесь избегать наказания ребенка за побег из дома.
Наиболее вероятно, что ребенок будет чувствовать смущение от того, что ему не удалось остаться самостоятельным, и сожаление от того, что вам пришлось переживать из-за него. Это уже само по себе достаточное наказание. Расценивайте происшествие как сигнал, что с вашей стороны необходимо большее внимание к ребенку.

При подготовке материала использовались комментарии заместителя начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Светланы Ушаковой, руководителя ЛООО «Поиск пропавших детей» Вячеслава Телина, заместителя директора по психолого-педагогической и ювенальной работе Центра психолого-медико-социального сопровождения Маргариты Дунской.

Вадик стоял в углу и бубнил себе под нос: «Вот убегу от них, будут знать!»

Потом он потер разбитую коленку. И надо же было ему сегодня в новых штанах пойти гулять. В старых было гораздо лучше. А тут мало того, что коленка разбита и никто даже не пожалел, так еще мама отругала его за порванные новые штаны и в сердцах шлепнула полотенцем.

Вадик тихо всхлипывал в углу и размазывал слезы по щекам: «Ну ничего, теперь им некого будет шлепать полотенцем и в угол ставить, все, решено — уйду из дома!»

Почему ребенок грозится убежать из дома

Иногда дети хотят уйти из дома в поисках новых ярких впечатлений. Ребенку может наскучить каждодневное однообразие будней, и он решит отправиться в далекие страны, знакомые ему по ярким описаниям в приключенческой литературе (например, в Африку или на Северный полюс).

Подстегивают ребенка к уходу из дома и романтические примеры из детских книг или фильмов, где его сверстники, уйдя из дома, открывают для себя новый мир, полный неожиданных приключений и интересных встреч.

Но в большинстве случаев, угроза «уйти из дома» — это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни (несправедливое или слишком суровое наказание, чрезмерные требования родителей, скандалы в семье, появление братика или сестренки, развод родителей, появление в доме отчима или мачехи).

Чаще всего угроза «уйти» следует после какой-то ссоры. «Я покажу вам, — говорит обиженный ребенок. — Вот уйду, и вы тогда поплачете без меня». Малыш надеется, что после того, как он уйдет, родители поймут, как сильно им его не хватает.

Ребенок, грозящийся уйти из дома, выражает не столько гнев или желание независимости, сколько то, как сильно он нуждается во внимании родителей, в их защите. Он лишний раз желает убедиться в том, что его любят. Ребенок в такой момент находится во власти своих и не может контролировать себя, поэтому ему важно знать наверняка, что рядом есть любящие его родители, которые держат все под своим контролем. Любой ребенок хочет быть уверенным в том, что как бы он не был рассержен, обижен или несчастен, его родители ни за что не отпустят его.

Что делать если ребенок угрожает сбежать из дома?

Наверняка многие из нас могут вспомнить, как сами, будучи детьми, злились на родителей и были переполнены жалостью к себе. В эти минуты мы всерьез подумывали о том, чтобы «уйти в бега». Поэтому теперь, став родителями, вы должны понимать, как важно в этот момент ребенку ваше внимание. Угроза сбежать из дома — это серьезный сигнал, который не должен быть проигнорирован.

В подобной ситуации родителям, прежде всего, необходимо понять причины гнева ребенка. Необходимо разобраться, что это: протест против чего-либо, желание вырваться из-под гиперопеки или задеты какие-то чувства ребенка, нанесена серьезная обида, а может, это попытка ребенка манипулировать родителями.

— С ребенком нужно побеседовать и объяснить ему, что его чувства (гнев, обида, злость) естественны, но с ними можно успешно справиться, не уходя из дома. Важно дать понять ребенку, что он услышан и его проблема для вас также важна, вы готовы ему помочь.

— Важно заверить ребенка в том, что ни при каких обстоятельствах родители не позволят ему уйти из дома.

— Помните, ребенку в этот момент хочется быть любимым и защищенным, поэтому единственное, что он хочет от вас слышать в эти минуты, как он вам дорог и любим.

— Если ваш малыш собрался уйти из дома для того, чтобы добраться до Северного полюса, то, скорее всего, его заявление не заключает в своей основе какие-либо глубинные проблемы, и вы можете отнестись к этому факту спокойно. Важно согласиться с ребенком, что ему действительно необходима перемена обстановки и придумать какой-нибудь интересный поход или совместную увлекательную поездку.

Как не допустить уход ребенка из дома

— Если вы услышали от своего ребенка «уйду от вас», то это значит, что настало время задуматься не столько над его поведением, сколько над своим поведением и словами.
Подобную ситуацию родители часто провоцируют сами, постоянно говоря ребенку: «Все, надоел, уходи от нас!» или: «Отдадим тебя тому-то…» После таких слов ребенок оборачивает оружие родителей против них же самих.

— Никогда не угрожайте ребенку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. Вообще, дети воспринимают любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, ребенок уходит сам.

— Помните о том, что для любого ребенка важны друзья. Постарайтесь, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться со своими сверстниками дома. Пусть дом для детей станет самым притягательным местом.

— Старайтесь вместе с ребенком решать, как проводить досуг. Если свободное время ребенка заполнить интересными и полезными занятиями, то многие проблемы отпадут сами собой.

Многие родители сталкиваются с такой проблемой, как шантаж со стороны ребенка. Это может быть угроза покинуть дом или еще хуже самоубийство. Что делать, если ребенок шантажирует уходом из дома или суицидом? Что делать родителям в такие моменты?

Ребенок грозит уйти из дому

Больше всего к таким угрозам склонны дети в подростковом возрасте. Дети до 6 лет крайне редко используют такой прием.

Если все же произошла такая ситуация, родителя должны вести себя очень аккуратно:

  • Нельзя говорить: «Иди, пожалуйста, что хочешь, что и делай». Равнодушие очень ранит. Такая реакция может спровоцировать более тяжелые ситуации, вплоть до суицида. Ребенку очень важно видеть, что родители переживаю, не хотят его ухода.
  • Нужно дать понять ребенку, что он уже взрослы, и, если он уйдет, все сопутствующие проблемы ему придется решать самостоятельно. Это заставит его задуматься.
  • Родители должны объяснить ребенку, что, если он все же уйдет, двери родного дома всегда будут для него открыты, тут его ждут и любят. А также, что любую проблему всегда можно уладить мирно и для этого необязательно уходить.
  • Если ребенок ушел, но потом вернулся, не стоит его упрекать. Лучше выбрать доброжелательную позицию.

Ссоры бываю практически в каждой семье, но не стоит забывать, что дети, в первую очередь, берут пример с поступков родителей. Поэтому, когда возникнет желание «хлопнуть дверью», нужно задуматься о последствиях.

Ребенок угрожает суицидом

По мнению психологов, мысли о самоубийстве формируются приблизительно к 11 годам. Но встречаются разные случаи, и возраст более ранний.

Если все-таки довелось услышать такую угрозу, нужно бросить все свои дела и уделить время ребенку. Ни в коем случае нельзя ругаться и кричать, следует максимально внимательно выслушать свое чадо.

Какая бы ни была проблема, пусть даже на мнение родителей она мелкая, к ней нужно отнестись серьезно. Для ребенка это очень важно, быть услышанным. Возможно, проблема кроется в претензиях именно к родителям.

Следует провести откровенный разговор, с него уже будет понятно, как вести себя дальше. Возможно ребенку нужен хороший совет, или участие в важном для него событии.

Суицид – это серьезна проблема, даже если он используется в целях шантажа. Игнорирование в таком случае неуместно, нужно идти на контакт с ребенком.

Возможно вам также понравится:


Кризис 7-8 лет у ребенка — что делать родителям
Как приучить ребенка быть аккуратным и воспитанным человеком
Если ребенок просит очень дорогой подарок на Новый год – что делать?
Ребенок боится шума бытовых приборов и громких звуков — что делать? Как доказать ребенку, что он не прав, когда он прав Как отучить ребенка от воровства денег и игрушек?

Екатерина Морозова


Время на чтение: 6 минут

А А

Такое явление, как бегство ребенка из дома, к сожалению, становится весьма частым в наше время. Испуганные родители обзванивают друзей ребенка и больницы с моргами, поднимают на уши родственников и полицию, прочесывают излюбленные места прогулок своего чада. Наутро, когда отчаявшиеся и почти поседевшие папа с мамой апатично пьют валерьянку, дитятко заявляется домой – «у подружки засиделась». Почему дети убегают из дома? Как вести себя родителям? И как защитить семью от таких потрясений?

Причины, почему дети убегают из дома – в чем может быть вина родителей?

Детские побеги бывают двух видов:

  • Мотивированные . Этот вид побегов имеет чисто психологические причины, являющиеся следствием конфликта или иной определенной и понятной ситуации. Побег, в данном случае – метод ухода от проблемы (раз не нашлось других).
  • Немотивированные . Такая форма реагирования, при которой уже любая неприятная ситуация вызывает протест и желание сбежать. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Стоит отметить, что в основе детских побегов всегда лежит внутренний конфликт в семье, даже если по сути он таким уж конфликтным не является. Отсутствие возможности поговорить, рассказать о проблемах, спросить совета – это тоже внутренний конфликт в семье.

Основные причины детских побегов:

  • Психические заболевания (шизофрения, умственная отсталость, психоз и др.).
  • Конфликт с родителями, отсутствие взаимопонимания в семье, отсутствие внимания.
  • Конфликты в школе.
  • Желание свободы (бунт против родителей).
  • Стресс после пережитой трагедии или жестокого обращения.
  • Скука.
  • Избалованность.
  • Страх наказания.
  • Этап взросления и простое любопытство, желание познать что-то новое.
  • Внутренние проблемы на основе начала строительства отношений с противоположным полом.
  • Размолвки между родителями, развод родителей – бегство как способ выражения протеста.
  • Ребенок хочет сам зарабатывать себе на жизнь.
  • Навязывание ребенку родительской точки зрения в плане выбора профессии, друзей и пр. Отрицание собственного выбора ребенка.
  • Неблагополучная семья. То есть, алкоголизм родителей, регулярное появление посторонних неадекватных людей в доме, рукоприкладство и пр.
  • Детская наркомания или «вербовка» в одну из сект, которых сегодня становится все больше.

Ваш ребенок или подросток ушел из дома – правила поведения для родителей

Самое главное, что стоит помнить родителям о детях-подростках (а именно они чаще всего убегают из дома) – это их внутренние возрастные противоречия и жажда свободы. Любые жесткие меры в этом ранимом и бунтарском возрасте неизменно приведут к протесту ребенка либо к его постепенному превращению в апатичное комнатное дитя, неспособное ни постоять за себя, ни решить свои проблемы. Исходите из этого, когда в очередной раз вам захочется наорать на чадо за очередную «двойку» или запретить гулять после 6-ти вечера, «потому что я так сказала».

Что делать, если ребенок убежал из дома – инструкция для родителей.

Ребенок нашелся? Это главное! Обнимите своего ребенка и скажите ему, как вы его любите. И запоминайте, чего делать категорически нельзя после счастливого воссоединения семьи:

  • Нападать на чадо с расспросами.
  • Орать и применять физическую силу.
  • Наказывать любым способом – лишать «сладкого», сажать под замок, отправлять к бабушке в «Большие Кобеляки» подальше «от плохих компаний» и пр.
  • Демонстративно молчать и игнорировать ребенка.

Если ребенок способен сейчас разговаривать по душам – выслушайте его. Спокойно, без претензий. Слушайте и пытайтесь услышать. Не прерывайте и не обвиняйте, даже если монолог ребенка будет сплошным потоком обвинений в ваш адрес. Ваша задача:

  • Успокоить ребенка.
  • Расположить его к себе.
  • Установить контакт.
  • Убедить чадо, что вы его примете любым, что попытаетесь понять.
  • Найти компромисс.
  • Признать свои ошибки перед ребенком.

И помните: если вдруг на улице вы натолкнулись на чужого ребенка, который показался вам потерянным, зареванным, «беспризорным» — не проходите мимо! Попытайтесь поговорить с ребенком, выяснить – что с ним случилось. Возможно, его тоже сейчас ищут родители.

Как себя вести родителям, чтобы избежать побегов детей из дома – советы психолога

Если в вашей семье все хорошо, а ребенок – отличник, это еще не говорит о том, что у ребенка нет проблем. Проблемы могут скрываться там, где вы никогда не стали бы искать. В учителе, который публично унизил вашего ребенка. В девочке, которая ушла от него к его другу, потому что ваш сын «не дорос еще до серьезных отношений». В том симпатичном и интеллигентном новом друге вашего ребенка, который на деле оказался… (вариантов много). И не всегда ваш ребенок расскажет – что у него в душе. Потому что родителям или некогда, или в семье просто не принято делиться друг с другом «радостями и горестями». Как же себя вести, чтобы дети не убегали?

  • Будьте другом своему ребенку. Главный совет на все времена. Тогда с вами всегда будут делиться переживаниями и проблемами. Тогда вы всегда будете знать – где и с кем ваш ребенок. Тогда даже к самым темным уголкам души вашего ребенка у вас будет ключик.
  • Не будьте тираном и диктатором. Ваш ребенок – личность, повзрослевший человек. Чем больше запретов, тем сильнее ребенок будет стремиться к свободе от вашей «опеки».
  • Вспомните себя в молодости. Как ругались мама с папой за ваши джинсы-клеш, непонятную музыку, странные компании, косметику и пр. Как злились вы, что вам не дают самовыражаться так, как вы того желаете. Опять же, исходите из того, что вы – друг, а не тиран. Ребенок захотел татуировку? Не доставайте сразу ремень (если захотел – все равно сделает) – сядьте рядом с ребенком, просмотрите вместе картинки, изучите их смысл (чтобы не «наколоть» то, за что потом придется расплачиваться), выберите салон, где точно не занесут никакой заразы. Если уж вы совсем против, попросите ребенка подождать – годик-два. А там, глядишь, он и сам перехочет.

Конечно, при отсутствии доверия между вами, начать с нуля будет крайне сложно. Но это вполне осуществимо при вашем терпении и желании.









2024 © rukaraoke.ru.