Как избавиться от одиночества? Переживание одиночества в подростковом возрасте


Краевая научно-практическая конференция Малой академии наук учащихся Кубани «Эврика»

Подростковое одиночество

как социальная проблема

Научно-исследовательский проект

Нестяк Анной Валерьевной

Руководитель

педагог-психолог

средней общеобразовательной школы № 81

Краснодар 2006

Введение. Психологические представления об одиночестве. Подростковое одиночество: причины и последствия. Основные типы депрессий у детей и подростков. Факторы, способствующие развитию одиночества в подростковом возрасте. Психологическая помощь для преодоления одиночества. Литература.

Введение

«Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека».

Как трудно порой бывает человеку справляться с собственными проблемами в одиночку! Как тяжело вступать в борьбу с окружающим миром, наполненным злом и жестокостью (по мнению борющегося), и горько осознавать, что его по-настоящему настигает чувство одиночества, все больше и больше отдаляя от социума…

Одиночество – это один из видов трудных состояний. Находясь в этом состоянии, человек испытывает критический недостаток в общении и понимании со стороны социума, переживает тяжелый психологический кризис. И вряд ли кто-нибудь сможет поспорить с тем, что всеобъемлющее чувство одиночества овладевает нынешним поколением все сильнее: все больше и больше дорог, все больше и больше машин, больше суеты, тревог и переживаний. В результате чего все больше и больше людей, ощущающих чувство одиночества!

«Долгое время писали, что одинокими люди у нас быть не могут. Потом открыли, что бывает одинокая старость. Теперь с удивлением пишут, что одиночество волнует подростков. Чувство это имеет не только социальные, но и психологические причины». (6)

Социальная ситуация сегодняшнего дня создает предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит изменение подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально не защищенных групп, подростки не могут не нести на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности, тревожности. Результатом этого стал выход на первый план, в ряду прочих социально-педагогических и психолого-педагогических проблем, проблемы подросткового одиночества.

Актуальность настоящего исследования очевидна, поскольку «одиночество в юности переживается острее всего потому, что идет формирование самосознания, человек осознает свою непохожесть на других, это его одновременно радует и пугает, влечет к другим и отталкивает от них» (6), толкая порою на неадекватные поступки и действия, порождающие социальные проблемы.

Гипотеза исследования . Подростковое одиночество – это эмоциональное состояние, являющееся основой социально-психологических проблем.

Цель исследования : определить особенности переживания одиночества подростками и его возможные последствия.

Задачи :

1. Изучить научно-теоретические взгляды по проблеме исследования.

2. Изучить причины и последствия одиночества в подростковом возрасте.

3. Провести практическое исследование по данной проблеме.

Объект исследования. Подростковое одиночество.

Предмет исследования. П ереживания одиночества как социально-психологическая проблема подросткового возраста.

Методологические и теоретические основы исследования - научные теории, подходы и концепции отечественных и зарубежных учёных и психологов-практиков в области возрастной и социальной психологии: З. Фрейда, Э. Фромма, Ф. Фромм-Рейхман, , -Славской и др.

Методы исследования:

Теоретический анализ;

Эмпирические методы: тестирование;

Статистические методы обработки данных;

Количественно-качественный анализ.

База исследования. СОШ № 81 г. Краснодара. Группа испытуемых - 39 учащихся 9 – 11 классов (9 класс – 25 человек, 10 класс – 9 человек, 11 класс – 5 человек).

Новизна и практическая значимость исследования заключается в том, что:

    выявлены причины одиночества подростков, объединённых в стенах одного образовательного учреждения; рассмотрены возможные последствия испытания чувства одиночества и определены пути преодоления его негативного влияния на личность подростка в ходе учебно-воспитательного процесса школы; раскрыта положительная роль юношеского одиночества, заключающаяся в том, что одиночество, являясь индикатором неудовлетворенности собой, побуждает молодого человека к соответствию с идеальными представлениями о себе, к развитию своей индивидуальности.

1. Научно-теоретические подходы к пониманию проблемы подросткового одиночества

Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы , ученые и писатели.

Анализ классических теорий, концепций и подходов позволяет говорить, что в большинстве из них одиночество традиционно рассматривается в контексте различных отношений и в связи с их деформацией. Наибольшую известность среди психологических исследований получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов:

1) Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман) расценивает одиночество как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство.

2) Человеко-центрированный подход (К. Роджерс) говорит о том, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Согласно Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - несоответствие представлений человека о собственном «Я».

3) Социально-психологический подход (Боумен, Рисмен) возлагает ответственность за возникновение одиночества на общество, в котором наблюдаются ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности.

5) Когнитивный подход () считает, что одиночество возникает в случае осознания человеком разногласий между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

6) Экзистенциальная психология (И. Ялом, К. Мустакас) разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество. Первое определяется как комплекс защитных механизмов, выражающихся в «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования».

Анализ научных трудов и исследований современных отечественных авторов показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания сущности одиночества, его развития и особенностей проявления (-Славская,).

Психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте рассматривают, и др.

2. Факторы, способствующие возникновению чувства одиночества в подростковом возрасте

Социальная ситуация сегодняшнего дня создает предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит изменение подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально не защищенных групп, подростки не могут не нести на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности, тревожности. Результатом этого стал выход на первый план, в ряду прочих социально-педагогических и психолого-педагогических проблем, проблемы подросткового одиночества.

Психологи выделяют несколько групп факторов , способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.

Первая группа . Это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которая порождает потребность подростка познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе. Играют свою роль в возникновении одиночества в подростковом возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки.

Другую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т. п.

Выделяются и социальные факторы , приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой сверстников (социальное отношение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может быть следствием как личностных особенностей подростка, так и результатом влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства и смены школы.

Как новую группу выделяют факторы, связанные с семьёй подростка, в том числе с типом семейного воспитания. Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения , отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать.

Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания.

Принято выделять три типа одиночества :

Временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворённости общением межличностными отношениями)

Ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций, смерть близкого человека, разрыв отношений и т. д.)

Хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.

Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Подростковое одиночество: причины и последствия

Подростковая субкультура сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающихся подростками как норма. Об этом говорят в своих работах, . Подобная тенденция указывает на изменение общего мировоззрения в среде подростков, изменение системы норм и ценностей и, как следствие, изменение поведенческих реакций. Фактическим результатом этого является динамика индивидуальных ощущений подростка в сторону неустойчивости и негатива. Одним из наиболее острых переживаний становится ощущение одиночества.

В социальной педагогике имеется описание многих состояний, близких одиночеству, это, в частности, уединение (), социальная отчужденность (). Однако эти состояния не рассматриваются во взаимосвязи, а также в динамике. Между тем анализ подросткового одиночества позволяет выстроить четкий ряд развития многих сходных состояний, что является базой прогнозирования их социально-педагогических последствий. Детальный анализ многих психолого-педагогических и социально-педагогических проблем позволяет выявить одиночество в качестве базового состояния, на основе которого формируются конфликты, комплексы, напряжение, нарушения коммуникативной сферы.

Социальное одиночество является результатом состояния недостаточной социальной организованности, адаптации, а также следствием разрыва значимых социальных связей, отношений. Психологи выделяют два вида социального одиночества: дезадаптивный, или конфликтный, и одиночество «потери» (смерть близкого человека, развод родителей и т. п.).

Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я.

Характеризуя одиночество как психологическое состояние, следует сказать о том, что оно связано, прежде всего, с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отдалённости от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отдалённость от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы их понять и, при необходимости, помочь. По ряду разных причин такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению, но, остро нуждаясь в нём, бывают вовлечены в негативные или даже асоциальные группы. Часто они, наоборот, всячески избегают его, что так же может завести в опасный тупик.

Большинство авторов подчёркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.

Стремление быть в группе, быть «как все» в подростковом возрасте очень велико. Когда молодому человеку предлагают курить , его решение основывается на различных факторах. Один из важнейших факторов – страх остаться в одиночестве, так как подавляющее большинство подростковых компаний являются курящими. Сиюминутная выгода имеет значительно больший вес, чем долговременная. На решение также влияет прежний опыт молодого человека, полученный в подобных ситуациях. Хорошо, если молодой человек сам осознает все факторы начала курения (как сиюминутные, так и отдаленные). Тогда он сможет найти альтернативные действия и понять собственные причины принятия решений.

К сожалению, часто решения подростка не принадлежат ему, но он этого не осознает.

Ощущение одиночества в подростковом возрасте очень тягостно; часто оно подталкивает детей к рискованным поступкам, а иногда и к героину . Между прочим, давно замечено, что на иглу легче "подсаживаются" дети из обеспеченных, так называемых благополучных, семей, в которых сын или дочь не испытывают нужды в карманных деньгах, зато обделены душевной заботой взрослых.

«Одиночество подростков растет так же, как и одиночество стариков, - рассказывает психолог экстренной психологической помощи «Один дома» Елена Сухопарова. - Семь раз в неделю к нам обращаются дети, желающие покончить с жизнью: непонимание на всех уровнях, разлад в семье, бытовые трудности, несчастная любовь. Частая тема - насилие в школе, драки после уроков: ребенок не хочет жаловаться, а сам справиться с ситуацией не может.

Собственное "Я" в подростковом возрасте возрастает до огромных размеров и заслоняет весь остальной мир. Вот и получается, что они очень-очень одиноки! Из-за одиночества у подростков возникают мысли о суициде».(7)

П. Ширихев, заведующий лабораторией психологии межгрупповых отношений Института психологии АН СССР, кандидат философских наук, отмечает: «Основная причина суицида - ощущение человеком бессмысленности своего существования. Оно имеет связь с положением, в котором находится данное общество, в частности с экономической нестабильностью, идеологической неразберихой, переоценкой общественных норм морали. Что касается больших городов, к числу которых относится Москва, то здесь существует такое явление, когда человек ощущает страшное одиночество, имея массу знакомых и приятелей »(15).

Изучению проблемы одиночества подростков было посвящено социально-психологическое исследование "Подросток 2001". В нем приняли участие около 4000 юношей и девушек от 13 до 16 лет, учащиеся классов школ г. Москвы. Результаты анализа ответов молодых людей по опроснику "Одиночество" позволяют говорить, что каждый третий из них испытывает состояние одиночества различной интенсивности, причем, 2,3% опрошенных переживают одиночество в критически-сильной степени: остро и постоянно.

В результате исследования более 600 российских подростков, выяснилось, что каждый шестой из них обостренно переживает одиночество. Если в 1997 году лишь 2,3% подростков испытывали это чувство, то в 2003 году – 17%, причём 2,7% опрошенных – в сильной степени. Кстати, представления подростков об одиночестве меняются с возрастом. В 13–14 лет одиночество описывается как состояние физической изоляции, плохого настроения, скуки, грусти, печали, страха; в 15 лет – как ужас, депрессия, обида, огорчение; в 16 лет – как тяжелое переживание, связанное, преимущественно, с отсутствием понимающего близкого человека (12).

Практическая часть

Сама порою, переживая необъяснимое чувство одиночества, страх быть не понятой или даже отверженной, я попыталась понять, свойственно ли это моим сверстникам, ребятам, обучающимся в маленькой сельской школе – СОШ № 81 г. Краснодара, посёлка Пригородный.

Приступая к экспериментальной части работы, решено было выявить уровень субъективного одиночества подростков, определить статус подростков в коллективе класса и установить наличие зависимости этих двух показателей, для чего был установлен следующий порядок исследования:

1) определить методы исследования;

2) отобрать группы испытуемых;

3) получить данные для последующего анализа;

4) провести количественно-качественный анализ полученных данных;

5) сделать общие выводы.

4.1. Методы и база исследования

Методы сбора данных в нашем исследовании:

    Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон) (13) (Приложение 1); Социометрический тест (1) (Приложение 2).

База исследования: СОШ № 81 г. Краснодара.

Группы исследуемых : учащиеся 9 – 11 классов (3 класса - 36 человек: 15 девушек и 21 юноша). Данная группа учащихся рассматривалась как единое целое, поскольку в условиях небольшой сельской школы подростки хорошо знают друг друга независимо от того, в каком классе они обучаются.

4.2. Результаты исследования и анализ, полученных данных

В результате обработки данных социометрического теста выявлено:

Из 36-ми учащихся нет ни одного, то не получил бы выбора. У большинства из подростков имеют место взаимные выборы. (Приложение 3) Распределение рейтинговых мест показано в таблице 1.

Рейтин-говое место

Количество

Код учащегося

Рейтин-говое место

Количество

Код учащегося

14ю, 18ю, 20ю, 28д

29ю, 30ю, 38ю

23ю, 25ю, 27д

17ю, 22ю, 36д

6д, 7д, 8д, 11ю, 16ю, 21ю, 26д, 35д

3д, 4д, 5д, 37ю

Учащихся, получивших от 9 до 15 выборов (1 – 5 ранговые места), условно отнесем к группе высокостатусных подростков; получивших от 4 до 8 выборов (6 – 10 ранговые места) – к среднестатусной группе, от 1 до 3 выборов (11 – 13 ранговые места) – к низкостатусным.

Обобщённые результаты работы с методикой диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон) показаны в таблице 2

Таблица 2

Уровень субъективного ощущения одиночества

Количество учащихся

Код учащегося

1д, 2д, 6д, 8д, 9д, 10ю, 17ю, 18ю, 21ю, 22ю, 26д, 27д, 28д

3д, 4д, 5д, 7д, 11ю, 12ю, 15ю, 16ю, 19ю, 20ю, 23ю, 25ю, 29ю, 30ю, 31ю, 32ю, 33ю, 34д, 35д, 36д, 37ю, 38ю

4.3. Анализ полученных данных и выводы

В таблице 3 показано сопоставление данных, полученных по двум методикам. Подростки с низким уровнем субъективного одиночества далее рассматриваться не будут, поскольку они выпадают из темы исследования.

Таблица 3

Сопоставление данных социометрического теста

и методики определения уровня субъективного ощущения одиночества

Уровень субъективного ощущения одиночества

Статусная группа

Кол учащегося

Средний статус

Средний статус

1д, 2д, 6д, 8д, 9д, 10ю, 17ю, 18ю, 22ю, 27д, 28д

Низкий статус

Сопоставление полученных данных выявляет:

· Из общего числа участников исследования субъективный уровень ощущения одиночества, превышающий норму, выявлен у 38,7%; из них высокий уровень - у 2,7%, что совпадает с данными московского исследования 2003г.; средний уровень - у 36% , что более чем в два раза (на 19%) превышает данные московского исследования 2003 года.

· В группу с повышенным уровнем субъективного ощущения одиночества входят подростки, имеющие средний (12 человек) и низкий (2 человека) статус согласно результатам социометрического теста.

· Из 14 учащихся, составляющих группу с повышенным уровнем субъективного ощущения одиночества, 11 человек обучаются в 9-м классе и 3 человека – в 10-м, т. е. большинство из членов этой группы могут испытывать одиночество как состояние физической изоляции, плохого настроения, скуки, грусти, печали, страха; некоторые из членов группы – как ужас, депрессию, обиду, огорчение.

Сопоставив и проанализировав данные исследования, можно сделать выводы:

· Социальный статус подростка влияет на уровень субъективного ощущения одиночества: чем выше статус, тем ниже уровень субъективного ощущения одиночества.

· Значительное количество подростков СОШ № 81 имеют повышенный уровень субъективного ощущения одиночества, что может являться благоприятной почвой для формирования социальных проблем, а, следовательно, требует серьёзной коррекционной и профилактической работы.

Заключение

Изучение теоретического материала и проведение практического исследования по теме настоящей работы выявило опасность подросткового одиночества как одну из базовых социальных проблем, способную порождать другие проблемы. Поэтому в вопросах профилактики социальных проблем крайне важно не оставлять подростков один на один с их одиночеством.

Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании подросткам помощи нужно придерживаться принципа «золотой середины», т. е. уделять подростку достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность помочь в трудной ситуации, но в то же время поощрять его самостоятельность, активность по поиску решения стоящих перед ним задач, в том числе и преодоления негативного переживания одиночества. Таким видом помощи может стать:

1. Психологическая поддержка подростков , переживающих одиночество, есть разделение их переживания (ибо, как справедливо отметил в своей книге «Когда Ницше плакал» И. Ялом, «одиночество существует только в одиночестве. Разделённое одиночество умирает.») и содействие, совместная деятельность в трансформации одиночества из ощущения собственной отстранённости и никчёмности в позитивное переживание своей уникальности.(Приложение 4)

При этом следует обеспечить подростка необходимыми знаниями, умениями и навыками для самостоятельного преодоления одиночества. К ним можно отнести навыки самопознания, самоанализа, самоконтроля и само регуляции, коммуникативные навыки и умения, а также элементарные знания психологии. Также нужно помочь подростку в развитии эмоциональной восприимчивости, отзывчивости, эмпатии и ответственности. Это важно, потому что эти качества очень ценятся подростками в другом человеке, но недостаточно развиты у большинства из них.

2. Изменение некоторых внешних условий для преобразования одиночества в позитивное

переживание. Нужно помочь подростку наладить отношения с семьёй, сверстниками и внутри школьного коллектива, причём для эффективной психолого–педагогической поддержки нужно содружество и родителей, и педагогов, и психологов.

Литература:

1. Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. М.: пруды, 2005. С. 4 – 5 32с.

Левко социального педагога и социального работника. - Мн.,2003. Киселева социального одиночества подростков // Социальная педагогика: Материалы конференции, посвященной 5-летию факультета социальной педагогики (29 марта 2000 года) - М., 2000. Киселева -педагогическая поддержка подростков, переживающих одиночество // Материалы 5-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики 28 марта 2002 года. - М.,2002. Киселева -педагогическая профилактика проблемы одиночества в подростковом возрасте // Материалы 4-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики МГСУ (28 марта 2001) / Под ред. . - М., 2001. Кон табу. /Литературная газета, 1986 № 36 Корнилова М. Маленькие самоубийцы./Вечерний Новосибирск. 21.03.2003г. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл.) М., 1989 Перлман Д., Пепло подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл.) М., 1989 По материалам журнала «Семейный доктор», 01.09.2004г. http://news. ***** , От одиночества - к аномии // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл.) М., 1989 «Семейный доктор» ж. 01.09.2004 г. http://news. ***** Тестирование детей/ Сост. В. Богомолов. Ростов н/Д: «Феникс»,2004. С.290-с. Хараш одиночества // Педология/новый век. № 4, 2000 г. Ширихев П. Наиболее распространённые причины самоубийств. http://www. xa-oc. ***** Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М., 2000

Приложение 1

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества

(Д. Рассел и М. Фергюсон)

Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырёх вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Утверждения

1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

2. Мне не с кем поговорить.

3. Для меня невыносимо быть таким одиноким

4. Мне не хватает общения.

5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня.

6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

8. Я сейчас больше ни с кем не близок.

9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

10. Я чувствую себя покинутым.

11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает

12. Я чувствую себя совершенно одиноким.

13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.

14. Я умираю от тоски по компании.

15. В действительности никто как следует не знает меня.

16. Я чувствую себя изолированным от других.

17. Я несчастен, будучи таким отверженным.

18. Мне трудно заводить друзей.

19. Я чувствую себя исключённым и изолированным другими.

20. Люди вокруг меня, но не со мной.

Обработка результатов и интерпретация . Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три., «иногда» - на два, «редко» - на один, «никогда» - на ноль. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

Приложение 2

Социометрический тест

Ответь, пожалуйста, на приведённые ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Фамилии указывай в любом порядке. При ответе не забудь тех, кто отсутствует сегодня.

Кого из ребят ты пригласил бы на свой день рождения?

Тебе поручают ответственное дело в школе, с кем вместе ты бы хотел его выполнять?

Школа собирается организовать туристический поход для старшеклассников, если ты пойдёшь, кого бы ты обязательно хотел бы видеть рядом с собой в походе?

Приложение 3

Советы подростку, испытывающему чувство одиночества

    Если ты одинок - подумай, что можно сделать, чтобы это исправить. Помечтай, поразмысли, как ты реализуешь свои мечты. Найди среди своих знакомых, друзей, близких и приятелей хороших друзей. Подумай об их жизни, о твоих отношениях с ними. Не пугайся, когда останешься один на один с собой - это необходимо, чтобы повзрослеть. Подумай, есть ли такие люди в твоем окружении, с которыми ты не общаешься. Почему? Оставаясь наедине с собой, не придумывай себе занятие, а поразмышляй, почитай. Каждый человек иногда испытывает чудовищное одиночество. Тебе кажется, что ты один такой на целом свете, но это не так. Рядом обязательно кто-то есть, только его надо заметить. Помни, что человек, который испытывает чувство одиночества, забывает о том, что его окружают люди. Сделай что-либо приятное для родителей, друзей, сестры или брата. Это поможет сблизиться с ними, наладить контакт. Помогай, и помогут тебе! И, наконец, ты действительно одинок или тебе это только кажется?

Одиночество – это один из видов трудных состояний. Находясь в этом состоянии, человек испытывает недостаток в общении и понимании со стороны других людей, переживает тяжелый психологический кризис.

Долгое время считалось, что одинокой бывает старость, но затем появились публикации в журналах и газетах про то, что проблема одиночества волнует и подростков. Подростки испытывают чувство одиночества по целому ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, как реагировать на различные ситуации. Кто-то имеет искаженное представление о собственной персоне и очень болезненно реагирует на критику в свой адрес. В результате, подросткам, трудно установить с кем-либо близкие отношения, они привыкают никому не доверять и не ждут от окружающих ничего хорошего и как следствие, избегают эмоциональных контактов.

Этимологически слово «одиночество» происходит от греческого «monos», что означает: «остаться одному», «быть без других», т. к. эти другие ушли или умерли, потому что «они нас покинули», «оставили нас одних». Либо, наоборот, «мы их покинули», «убежали от них», «ушли в пустыню, чтобы там жить вдали от всех», вести монашескую жизнь.

В русском языке «одиночество» было заимствованным словом и понималось как житие одному, без друзей, без товарищей. Слово «одинокий» имело значение «уединенный, отдельный, где мало жизни, сам по себе». «Одиночиться» означало «дичиться или прятаться от людей, искать одиночества».

В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении» .

Феномен одиночества больше изучен зарубежными исследователями. Практически все исследователи сходятся в том, что одиночество связано, прежде всего, с «переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания».

В зарубежной психологии разработан ряд теоретических моделей одиночества:

Неофрейдиская модель (психодинамическая). Представители: Зилбург, Ф. Фромм, Рейхман, Салливан. Согласно этой модели состояние одиночества определяют внешние условия. В своём анализе проблемы они исходят из клинической практики и склонны рассматривать одиночество как патологию. Общая оценка одиночества – отрицательная

Гуманистическая. Представитель: К. Роджерс. Одиночество - конфликт между «истинным» и «социально желательным» Я, проявление слабой приспособляемости личности. Причины одиночества уже не в детских переживаниях, а в текущих влияниях на человека в настоящем. Общая оценка одиночества – отрицательная

Экзистенциальный подход. Представитель: Каол Мустакас. Истоки одиночества - в самой природе человека, люди изначально одиноки. Мустакас призывает преодолеть страх одиночества и научиться позитивно его использовать. Оценка – положительная.

Социологический подход. Представители: Боумен, Рисмен, Слейтер. Одиночество расценивается не как нормальное или ненормальное состояние, а как нормативное - общий статистический показатель, характеризующий общество. Причина одиночества - вне индивида. Оценка – отрицательная.

Интеракционистская точка зрение. Представитель: Роберт С. Вейс. Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида. Природа одиночества имеет не патологический характер и существует в двух типах. «Я убеждён, что существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как «одиночество». Я называю эти состояния соответственно эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией. Первое вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе - отсутствием доступного круга социального общения». Интересно, что в качестве причин формирования одиночества Вейс допускает возможность участия в этом даже инстинкта. Оценка - отрицательная.

Когнитивный подход. Представители: Литиция Энн Пепла, Марсия Мицели, Брюс Морош. Они предполагают, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознаёт) несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. «Одиночество - это сложное ощущение, овладевающее личностью в целом - её чувствами, мыслями, поступками. Мы считаем, что сознание играет важную роль в данном ощущении. Мы не думаем, что одиночество существует «только в вашей голове» и что это состояние можно, как по волшебству, преодолеть силой «позитивного мышления». Но мы утверждаем, что всесторонний анализ одиночества невозможен без изучения того влияния, которое на него оказывают, наряду с прочими, и когнитивные процессы». Одиночество рассматривается как нормальное состояние человека, оценка - отрицательная.

Модель одиночества У. Садлера стоит особняком по отношению к вышеперечисленным теориям. Садлер определяет одиночество как «переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определённую форму самосознания и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности». Садлер рассматривает одиночество через внутренний мир личности как динамический процесс. Он считает, что этот процесс обусловлен переживаниями человека в различных жизненных ситуациях, социальных связях. Утрата этих связей, значимых для индивида, ведёт к переживанию чувства одиночества.

Данная концепция близка отечественному отношению к одиночеству в психологических работах. В отечественной психологии, по сравнению с зарубежной, проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась редко. Отдельные работы появились лишь в последние десятилетия. Возможно, причиной тому было повсеместно внедряемое убеждение, что в силу гуманистического характера социалистического общества у нас одиночества быть не может и беда эта сугубо западного мира. Однако с годами это убеждение всё чаще стало расходиться с действительностью.

Проблема одиночества рассматривалась сначала исключительно как проблема общения, межличностного взаимодействия. Затем стало очевидным, что одиночество связано не столько с особенностями общения, сколько со свойствами личности. Т. е. человек чувствует себя одиноким независимо от наличия рядом других людей.

Можно выделить две точки зрения на проблему одиночества в современной психологической литературе.

Первая из них восходит к «советскому» пониманию одиночества как состоянию, «противоречащему самой сути человека как существа общественного». Эта точка зрения определяет одиночество следующим образом. «Одиночество, в отличие от объективной изолированности, отражает внутренний разлад человека с самим собой, воспринимаемый им как неполноценность своих отношений с миром, как «кризис ожидания», потерю всякой надежды и разочарование в любой возможной перспективе. В одиночестве высвечивается опустошенность внутреннего мира человека». Однако уже здесь говорится о необходимости различения одиночества и уединения. «Уединение в отличие от одиночества не пресекает общение, а лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающих его духовных формах общения. Между уединением и одиночеством больше различия, чем сходства. Если первое есть необходимое условие очищения и углубления общения, то второе - антагонист этому общению, его враг номер один» .

Вторая точка зрения провозглашает амбивалентное отношение к одиночеству. С одной стороны признаётся трагичность одиночества, с другой подчёркиваются возможности, которые открывает для становления человека уединение, разговор с собой. «Только в тишине собственной души человек осознаёт глубокий смысл своего личного бытия. Однако кроме спокойного умиротворённого уединения существует мучительное и напряжённое одиночество - тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувства неудовлетворённой потребности в общении, человеческой близости» Но главное, в этих работах нет интонации тотального трагизма, присущего западным работам по этой теме. Они имеют общий позитивный настрой на решение проблемы, либо изменения отношения к ней. Один из путей преодоления трагизма одиночества - наличие богатого внутреннего мира, возможности для развития которого, кстати, в свою очередь открывает одиночество. Обладая богатым внутренним миром, человек не чувствует себя одиноким, «он не страшиться часов одиночества, а порой даже ищет их - чтобы разобраться в себе, в своих мыслях и переживаниях, чтобы растить свою душу» .

2. Проблема одиночества в подростковом возрасте

Подростковый возраст, признанный всеми исследователями периодом становления самосознания непременно сталкивается и с феноменом одиночества.

Возникновение самосознания - результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания.

С переживанием одиночества часто связаны подростковое отчуждение от мира взрослых, открытие новых возможностей своего Я, осознание себя как личности и индивидуальности.

Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.

Первая группа. Это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которая порождает потребность подростка познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе. Играют свою роль в возникновении одиночества в подростковом возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки.

Вторую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т. п.

Выделяются и социальные факторы, приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой сверстников (социальное отношение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может быть следствием как личностных особенностей подростка, так и результатом влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства и смены школы.

Как новую группу выделяют факторы, связанные с семьёй подростка, в том числе с типом семейного воспитания. Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать.

Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания.

Принято выделять три типа одиночества. :

Временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворённости общением межличностными отношениями)

Ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций, смерть близкого человека, разрыв отношений и т. д.)

Хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.

Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Психологи выделяют также социальное и психологическое одиночество.

Социальное одиночество является результатом состояния недостаточной социальной организованности, адаптации, а также следствием разрыва значимых социальных связей, отношений. Выделяют два вида социального одиночества: дезадаптивный, или конфликтный, и одиночество «потери» (смерть близкого человека, развод родителей и т. п.).

Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я.

Характеризуя одиночество как психологическое состояние, следует сказать о том, что оно связано, прежде всего, с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отдалённости от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отдалённость от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы их понять и, при необходимости, помочь. По ряду разных причин такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению, но, остро нуждаясь в нём, бывают вовлечены в негативные или даже асоциальные группы. Часто они, наоборот, всячески избегают его, что так же может завести в опасный тупик.

Большинство авторов подчёркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.

3. Результаты исследования

Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.

1. При проведении исследования применялся анкетный опрос, включающий в себя заполнение анкеты, составленной нами для изучения особенностей восприятия и переживания одиночества подростками.

2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюсон). Предназначена для измерения одиночества.

3. Личностный опросник «НЭП» (Г. Айзенка). Предназначен для диагностики основных параметров личности.

4. Методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Цель данной методики - определить уровень развития коммуникативных и организаторских умений и склонностей.

4. Метод социометрии. Это - один из социально-психологических методов изучения межличностных отношений в группе на основе выбора (предпочтения).

Описание экспериментальной выборки: в исследовании приняли участие 23 школьника МОУ ЦЛПДО 14-16 лет.

Первый этап исследования.

Анкета изучения особенностей восприятия и переживания одиночества подростками.

С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 35% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и из-за родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.

26 % подростков видят причину одиночества в поведении и манере общения человека – второе место.

На третьем месте по частоте упоминаний в ответах оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т. п.). Как причина одиночества они были названы у 22 % подростков.

Остальные же причины (застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться) встречаются только в 9 % анкет.

Отсутствие круга общения и близких друзей как причину одиночества рассматривают также 9 % подростков.

На усталость от общения указано в 4 % анкет (1 человек).

Хотя большинство опрошенных (61%) сами не любят бывать в одиночестве, но они не считают подобное времяпрепровождение ненормальным. Многие из участников анкетирования (65 %) иногда чувствовали себя одинокими и покинутыми, но данные подростки не испытывали страха, находясь в таком состоянии.

Большинство подростков (61 %) считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей.

Для большинства опрошенных не характерно негативное отношение к себе и страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками (56%).

Таким образом, для подростков пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой. Кроме того, подростки считают, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, которое не хочет его принимать, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манере общения, и в том числе в его неумении общаться.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества

Положительный результат (то есть наличие состояния одиночества) был выявлен у 6 испытуемых из 23. Эта группа подростков составила экспериментальную группу (4 девочки, 2 мальчика). У данных подростков диагностируется высокий (67%) и средний уровень одиночества (33%). Методом случайной выборки была сформирована контрольная группа. В неё вошли подростки, показавшие низкий уровень по данной методике в количестве 6 человек (3 девочек, 3 мальчиков).

Анализируя полученные данные по этой шкале можно сказать, что высокий балл, говорящий об экстравертированности личности, получили лишь 1 испытуемый. В пределах нормы показатель находится у 8 подростков, то есть у подавляющего большинства. И низкий балл получили 3 школьников. То есть можно считать, что, в основном, испытуемые имеют средние результаты по данной шкале и характеризуются как внешней, так и внутренней направленностью личности в зависимости от настроения и ситуации. Сопоставляя средние значения экспериментальной и контрольной группы, можно заметить, что у подростки контрольной группы более коммуникабельны, общительны, оптимистичны и импульсивны, чем подростки экспериментальной группы.

По шкале нейротизма

По данной шкале испытуемые показали в основном средний уровень нейротизма: 6 чел. (50 %), низкий уровень у 2 подростков (17 %), высокий у 4 (33 %) испытуемых (все они относятся к экспериментальной группе). То есть большинство испытуемых восприимчивы, эмоциональны, устойчивы к воздействию средних по силе стимулов, но могут нервничать и паниковать в тяжёлых ситуациях, им необходим достаточный срок для адаптации, но, адаптировавшись они ведут себя спокойно и уверенно.

Мы сравнили средние баллы нейротизма в экспериментальной и контрольной группах - у подростков контрольной группы балл по этой шкале ниже, чем у экспериментальной. Подростки экспериментальной группы имеют повышенный нейротизм по сравнению с подростками контрольной группы.

Итак, в результате мы выяснили, что подростки с высоким уровнем одиночества показывают сниженные баллы по экстраверсии, то есть обладают меньшей направленностью на внешний мир, чем подростки контрольной группы. Кроме того, подростки, считающие себя одинокими, показывают более высокий балл по нейротизму, то есть более остро реагируют на внешние воздействия.

Методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

Анализ данных «КОС» показал следующее. Из экспериментальной группы только у 2 испытуемых (33 %) средний уровень развития коммуникативных качеств, что говорит об их стремлении к общению с людьми, но им недостает коммуникативных навыков и умений.

Низкий уровень развития коммуникативных качеств зафиксирован у 3 подростков (50 %). Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно и неуверенно в компании, им трудно установить контакт с людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой. У 1 подростка (17%) диагностирован очень низкий уровень общения.

В контрольной группе у 100% испытуемых (6 человек) средний уровень развития коммуникативных навыков и умений.

Согласно данным социометрического теста 67% испытуемых экспериментальной группы имеют статус «включенный» и 33% статус «отвергаемых». Результаты испытуемых контрольной группы значительно отличаются. «Отвергаемых» здесь нет, 50% имеют статус «включенных» и 50% статус «предпочитаемых». Таким образом, можно говорить о зависимости между подростковым одиночеством и отрицательным отношением одноклассников, поскольку 50% испытуемых являются «отвергаемыми» в своём классе.

В результате исследования подтвердилась наша гипотеза, о том, что ощущение одиночество у подростков, связано с его личностными особенностями и развитием коммуникативных умений. Иными словами, основная причина того, что подросток чувствует себя одиноким, в том, что его коммуникативные умения недостаточно развиты, в том, что он не умеет или даже не хочет общаться с теми, кто его окружает по тем или иным причинам.

Заключение

Полученные данные позволили подтвердить факт существования подросткового одиночества. 26 % подростков, принявших участие в исследовании, показали положительный результат по шкале одиночества.

Изучение личностных особенностей и особенностей общения подростков, испытывающих одиночество, выявило, что они:

Обладают меньшей направленностью на внешний мир, чем подростки контрольной группы;

Показывают более высокий балл по нейротизму, то есть более остро реагируют на внешние воздействия;

Испытывают трудности в общении, так как у них снижены коммуникативные качества;

Обладают более низким социальным статусом и испытывают отрицательное отношение одноклассников.

Полученные данные были использованы для оказания психологической поддержки подросткам, переживающим одиночество.

Совместно с психологом проведены занятия в 8-9 классах МОУ ЦЛПДО на которых рассматривалась проблема одиночества в подростковом возрасте. Составлен буклет, для подростков, испытывающих состояние одиночества.

Подростковый возраст - самый сложный жизненный этап, поскольку именно в это время ребенок превращается во взрослого человека и сталкивается с незнакомыми ему чувствами. Подростки сильнее всего подвержены одиночеству. По каким причинам взрослеющий ребенок может испытывать одиночество? Как помочь подростку, у которого нет друзей? Что делать, если ребенок потерял старых приятелей из-за переезда в другой район или город? Как помочь подростку, который поссорился с лучшим другом или пережил несчастливую первую любовь? Полезные советы для родителей.

Подростковый возраст – самый сложный в психологическом плане период жизни ребенка. Он постепенно превращается во взрослого человека, и порой сталкивается с такими трудностями, которые ему очень трудно решить самостоятельно. Одна из наиболее частных проблем, с которой сталкиваются подростки – одиночество.

Причины одиночества у подростков .

Причинами, по которым подросток начинает чувствовать себя одиноким, обычно являются:

  • трудности в общении со сверстниками
  • потеря старых друзей из-за смены места жительства или перехода в другую школу
  • ссора с лучшим другом или друзьями
  • неудавшаяся первая любовь
Все названные выше причины являются очень серьезными, и требуют особого внимания со стороны родителей, поскольку отсутствие поддержки и помощи в столько трудный для ребенка момент может привести к психологическим расстройствам и тяжелой депрессии. Всегда помните о том, что подростки намного острее, чем взрослые воспринимают одиночество в силу своего возраста, а значит родители должны сделать все возможное для того, чтобы помочь ребенку справиться с тем, что его беспокоит.

Признаки подросткового одиночества .

Распознать одиночество среди сверстников, которое испытывают школьники постарше и подростки, обычно трудно, поскольку лишь немногие из них привыкли делиться с родителями своими внутренними переживаниями и подробно рассказывать, как прошел их день. Изменения в поведении, на которые стоит обратить внимание в этом случае – это нежелание ребенка выходить из дома, участвовать в школьных мероприятиях, его замкнутость. Если к подростку никогда не приходят в гости друзья, никто не звонит ему по телефону, и вместо того, чтобы гулять на каникулах, он предпочитает сидеть дома, уткнувшись в книгу или компьютер – все это может свидетельствовать о проблемах, имеющихся у ребенка.

Если у подростка нет друзей .

В подростковом возрасте трудности в общении со сверстниками чаще всего возникают из-за несоответствия интересов. Период взросления характеризуется сменой вкусов и увлечений, и порой ребенку просто не удается найти общий язык со своими ровесниками из-за того, что ему не нравится то, что предпочитает большинство его знакомых. Речь может идти обо всем, чем угодно: о музыкальных пристрастиях, вкусе в одежде, любимых фильмах, способах времяпрепровождения и т.д.

Если у вашего ребенка проблемы в общении именно из-за несоответствия интересов, для начала следует поговорить с ним, чтобы понять, действительно ли он страдает из-за невозможности найти друзей, понимающих его. Некоторые дети подросткового возраста используют период своего одиночества как возможность для саморазвития: они посвящают много времени своему хобби, охотно осваивают новые умения, активно занимаются спортом или рисованием. Если ваш ребенок одинок, но не страдает от этого, а его настроение и поведение не вызывают у вас беспокойства, скорее всего со временем у него сам собой поменяется круг общения, и он найдет новых друзей по интересам.

Если же подросток выглядит подавленным из-за невозможности завести друзей, стоит попытаться помочь ему найти в периоде одиночества возможность для саморазвития. Поговорите с ним о том, чем ему нравится заниматься. Быть может, ваш ребенок уже давно мечтает научиться играть на гитаре, танцевать или выучить иностранный язык, просто никогда не упоминал вам об этом. Самое время записать его на соответствующие курсы или в кружок, ведь тогда ему не только будет чем заняться в свободное время, но у него появится и возможность познакомиться с новыми людьми, среди которых, вероятно, найдутся ровесники, разделяющие его интересы.

Если подросток не заинтересован в получении новых знаний, попробуйте помочь ему спланировать досуг: съездите с ним в поход, покатайтесь на лошадях, устройте развлекательную поездку в другой город или сходите вместе на интересную выставку или концерт. Если у вас есть возможность, устройте с подростком шоппинг, купите ему новую одежду, планшетный ПК или фотоаппарат. Отдых и развлечения подарят новые впечатления и хотя бы на время отвлекут ребенка от состояния подавленности.

Смена места жительства и потеря старых друзей.

Смена места жительства или школы, из-за которой подросток теряет старых друзей, также может стать настоящей трагедией для него, поскольку в переходном возрасте детям намного труднее заводить новые знакомства, чем в раннем детстве.

Если вам пришлось переехать, поговорите со своим ребенком, объясните ему, что поддерживать дружбу можно и на расстоянии, благодаря тому, что сейчас есть интернет. Почаще кладите денег на мобильный телефон ребенка, чтобы он мог звонить старым друзьям и не ругайтесь на него, если он много времени проводит в социальных сетях, общаясь с ребятами, с которыми его теперь разделяет расстояние. Если вы всего лишь сменили район проживания, разрешите подростку в выходные съездить на встречу со старыми приятелями.

Если ребенок поймет, что старая дружба не исчезнет из-за вашего переезда, и встречи все равно будут возможны, пусть и не так часто, как раньше, переживать период одиночества ему будет намного легче.

Ссора с другом и несчастливая первая любовь .

Все вышеперечисленные способы помогут подростку справиться с одиночеством и в том случае, если он поссорился с лучшим другом или друзьями, или пережил несчастливую первую любовь, но нужно помнить, что в таких ситуациях ему будет необходима более сильная моральная поддержка.

Нужно откровенно поговорить со своим ребенком, выяснить причины его переживаний. Если это ссора с другом или безответная любовь, ни в коем случае нельзя говорить о том, что все пройдет и со всеми это случается. Проанализируйте сложившуюся ситуацию вместе с подростком, помогите ему понять причины, по которым лучший друг вдруг перестал быть таковым, а понравившаяся девушка или парень не ответили взаимным чувством. Приведите ему примеры из своей собственной жизни, расскажите о том, почему у людей иногда перестают совпадать интересы и меняются приоритеты. Помогите ребенку понять и осознать свои ошибки, если таковые были, и подскажите ему, как вести себя дальше, чтобы подобные ситуации больше не повторялись.

Всё о психологии отношений и семье на КрасоткеИнфо!

Одиночество губит, одиночество лечит,
Одиночество давит на хрупкие плечи,
Заставляет задуматься честно и прямо
И себе самому отвечать без обмана.

Причины возникновения чувства одиночества у подростков

ОДИНОЧЕСТВО – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Одиночество как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.

Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

В период юности ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах.

Открытие внутреннего мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях - о чем не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность.

Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам”. Но дневник - это запретная вещь. Подростки болезненно и остро реагируют, когда кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия. И эта трагедия способна разорвать связь между близкими людьми. Тот, кто прикоснулся к дневнику, считается преступником, и к нему исчезает доверие, т.к. к дневнику прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное, тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со временем все меняется, мысли и суждения тоже. Некоторые вообще считают, что мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки.

Если подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей – изоляция ребенка. Изолированный ребенок – одинокий ребенок.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

На распространенности одиночества среди людей говорят следующие: не более 1-2 % респондентов говорят, что никогда в жизни испытал чувство одиночества, в то время как примерно 10-30 % говорят, что они испытали чувство крайней мере один раз в жизни.

Человек становится одиноким, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимых для него, когда он испытывает острую нехватку удовлетворения потребностей в общении.

Одиночество - это серьезное психическое состояние, как правило, сопровождается плохим настроением и болезненных переживаний. Глубокие одинокие люди, как правило, очень несчастны, они имеют несколько социальных контактов, их личные отношения с другими людьми, или ограничено, или даже нарушается.

Оригинальные субъективные состояния одиночества обычно сопровождается симптомами психических расстройств, которые в виде аффектов четко отрицательную эмоциональную окраску, с разными людьми аффективных реакций на различные одиночества. Некоторые одинокие люди жалуются, например, чувства печали и депрессии, другие говорят, что страх и беспокойство, в третьем докладе горечи и гнева.

Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одиночные чувствовать психологически изолированы от остальных людей, не умеющими нормальной межличностной коммуникации с другими, чтобы создать интимную межличностные отношения, такие как дружба или любовь. Одинокая личность - депрессивная, или депрессии, личность, среди прочего, испытывающих нехватку навыков и умений связи.

Одинокий человек чувствует себя, как и все остальные, и чувствует себя непривлекательной личности. Он говорит, что никто не любит и уважает. Особенности такого отношения к своей одинокой человека часто сопровождается определенной негативное воздействие, в том числе чувства гнева, печати, глубокой беде. Одинокий человек избегает социальных контактов, он изолирует себя от других. Он больше, чем другие, присущие в так называемых параноидальными чувствами, которые включает в себя увеличилось подозрение, импульсивность, раздражительность, чрезмерное страх, тревога, чувство слабости и разочарования.

Одинокие люди более пессимистичны, чем не один, у них есть преувеличенное чувство жалости, только ожидать неприятности другим людям, и будущее - только хуже. Они также считают, что их жизнь и жизнь других бессмысленно (например, Е. Эриксон описывает аномальное развитие отдельных линий). Одинокие люди молчаливые, тихие, стараясь быть незаметным, часто выглядят печально. Они часто выглядят усталыми и отмечены наблюдаемую гиперсомнией.

При обнаружении разрыва между реальными и действительных отношений, характеристика состояния одиночества, разные люди реагируют на него по-разному. Беспомощный в качестве одного из возможных реакций на этой ситуации сопровождается повышенной тревожности. Если люди виноваты их одиночество не сам, а другие, могут испытывать чувства гнева и горечи, что стимулирует появление отношения враждебности. Если люди считают, что они сами виноваты в своём одиночестве, и не считают, что они могут изменить себя, они, вероятно, будут опечалены и осудят себя. Со временем это состояние может развиться в хроническую депрессию. Наконец, если один убежден, что одиночество ему вызов, он будет активно бороться против него, прилагать усилия к тому, чтобы навсегда.

Внушительный список типичных эмоциональных состояний, время от времени включать хронически одинокого человека. Это - отчаяние, печаль, нетерпение, ощущение непривлекательности, беспомощность, паника, депрессия, скука, скука, охота к перемене мест, ощущение собственной недоразвитости, утрата надежд, изоляции, жалости, жесткость, раздражительность, неуверенность, отказ, меланхолия, отчужденность (список получен факторного анализа ответов множества одиноких людей в специальной анкете).

Одинокие люди, как правило, не нравится другим, особенно общительных и счастливых. Это - их защитная реакция, которая, в свою очередь, предотвращает их от установки себя в хороших отношениях с людьми. Считается, что это было одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем или наркотиками, даже если они не признают себя как одиноко.

Одинокий человек характеризуется исключительной концентрации на себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Он характеризуется повышенной тревожности и страха катастрофических последствий негативных обстоятельств в будущем.

Общаясь с другими, одиноко говорить больше о себе и чаще, чем другие, чтобы сменить тему. Они также медленнее реагировать на заявления коммуникационного партнера.

Таким образом, люди, как правило, конкретных межличностных проблем. Они легко раздражаться в присутствии других людей, повышенная агрессивность, склонных к избытку, это не всегда оправдано критика других, часто имеют психологическое давление на других. Одинокие люди проявляют мало доверия у людей скрыть свои взгляды, часто лицемерная, отсутствие контроля в их собственных действий.

Одинокие люди не могут на самом деле весело провести время в компании, испытывают трудности, когда им нужно кого-то позвонить, чтобы договориться о чем-то, чтобы решить какую-либо личную или деловую дело. Такие люди повышенная внушаемость или слишком упрям, чтобы решить межличностные конфликты.

При недостаточной самооценке, некоторые из функций, которые будут рассмотрены ниже, одинокие люди или пренебрегают, как они воспринимаются и ценятся те, вокруг, или, конечно, попытаться угодить им. Одинокие люди, особенно касается проблем, связанных с личной общительностью, включая знакомства, идеи для других, участие в различных мероприятиях, раскованность, и открытость в общении.

Одинокие люди чаще видят себя менее компетентным, чем не в одиночку, и, как правило, чтобы объяснить свою неудачу, чтобы установить межличностных контактов отсутствие способности. Многие проблемы, связанные с созданием интимных отношений, в результате чего им повышенную тревожность, снижение межличностного деятельности. Одинокие люди менее изобретательны в поисках способов решения проблем в межличностных ситуациях.

Одинокие люди часто чувствуют себя бесполезными, некомпетентным, нелюбимым, и укрепление самоуничижительной смысле способствует их повышенной самокритичности.

Связи между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двумя способами. Во-первых, ссылка на которую формирует внутренний низкая самооценка отчуждение человека; Во-вторых, в предположении, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, что само по себе значительно затруднить межличностного общения.

Есть ряд психологических факторов, которые вносят вклад в одиночестве. Например, это может быть низкая самооценка, что приводит к избегая контакта с другими из-за страха подвергнуться критике, которая, в свою очередь, создает порочный круг - в результате отсутствия самоуважения даже больше контактов падает. Слабые навыки общения также способствуют одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализации из-за страха неудачи в отношениях или попасть в психологической зависимости и часто стремятся быть в одиночестве, особенно если у них уже есть неудачный опыт с другими людьми.

Установлено, что изоляция зависит от того, как человек относится к себе, то есть от его самооценки. Для многих людей, чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Это порождает чувство одиночества нередко приводит к ощущению собственной никчемности и дезадаптации.

Чувство одиночества может увеличить или уменьшить, в зависимости от динамических изменений в интенсивности отдельных принятыми нормами обычного межличностного общения, или широты контактов с людьми, которые должны идти к людям. Стандарты такого рода, как правило, субъективно, точно не определены, но в целом хорошая идея выражается в суждениях, таких как, "я хотел бы иметь больше друзей", "Никто на самом деле не понимает меня," и т.д. Однако, такие стандарты относительны, они всегда устанавливаются по отношению к прошлому опыту общения. Небольшое уменьшение количества друзей или личных контактов с человеком, который ранее их большое количество, может восприниматься как увеличение одиночества, в то время как аналогичные изменения в характере межличностных отношений в человеке, которые ранее почти никто не говорил и имел ограниченный круг друзей (т.е. их прихода к том же уровне, от первого лица), скорее всего, будет восприниматься как уменьшение одиночества, т.е. противоположным образом.

Одинокие люди часто видят в себе причину его одиночества, приписывая его характер недостатки, отсутствие способности, ничего непривлекательность в большей степени, чем факторы подчинены сознательному волевому контролю: недостаток собственных усилий, предпринимаемых для улучшения связи, неэффективность для этого оборудования и так далее. причинная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля и сопровождается ссылкой на такие собственные отрицательные личные качества, как застенчивость, страх отвержения в попытке установить кто-то интимные отношения, отсутствие знаний о том, как вести себя в таких ситуации, укрепить межличностные связи.

Лица, низкая оценка для себя, ожидают, что другие также применить к ним. Такие люди остро многие другие предложения и ответить на неудачи в установлении личных контактов с другими людьми. Тем не менее, люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы на призывы и просьбы реагирует враждебно повышенно для тех, кто лично их отвергает. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают его как подтверждение их собственной неполноценности. Они были найдены в трудно принять комплимент в свой адрес более неопределенными в связи ведут себя и увеличение осторожностью.

В целом, низкая самооценка производит взаимосвязанный набор психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных отношениях с другими: самоуничижительной сознания и поведения, в смысле их собственной некомпетентности и многое другое. Следует иметь в виду, и то, что многолетний опыт одиночества, со своей стороны, может иметь негативное влияние на самооценку, делая его более уязвимым. Неудачи в общении могут повысить чувство одиночества, и, как следствие, снижает самооценку. Низкая самооценка положил потенциально больший риск одиночества, чем обычно, так как низкая самооценка в конечном счете подрывает самооценку человека.

Одним из факторов, которые вносят вклад в одиночестве, является нежелание людей были в ситуации межличностного общения, в котором он подвергается риску быть отказано в праве на создание отношений, стесняться и разочарование. Враждебность и пассивность, как возможные причины и последствия одиночества, в то же время, часто сопровождают его. Из-за страха негативных результатов взять на себя инициативу в установлении межличностного контакта человека становится все труднее преодолеть одиночество и страх, порожденный предыдущей плохой опыт, помогает создать среду, которая еще больше повышает чувство одиночества.

Часто одиночество возникает по причинам, не зависящим человека. Вдовство, развод или разрыв личных отношений - наиболее распространенные социальные причины, которые приводят к одиночеству. В таких случаях, она возникает в результате внезапного полного или частичного эмоционального и психологического изоляции человека от людей, составляющих его обычный круг друзей.

Потеря одного из родителей в результате развода или отсутствие эмоционально близких, доверительных отношений, родительская поддержка в детстве может сделать людей более восприимчивыми к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, становится характерологическое ничего уязвимость взрослых и длится в течение длительного времени, иногда на всю жизнь, делая такие люди более остро, чем другие реагируют на разделение и социальной изоляции.

Нынешняя ситуация в обществе характеризуется значительными структурными и динамическими изменениями в социальной, экономической и политической жизни. Кроме того, расслоение общества, переход к рыночной экономике привел к увеличению напряженности в общественных отношениях и способствовать социальной фрагментации людей. В этих обстоятельствах, конструктивный поиск путей решения проблемы одиночества приобретает особую актуальность. К наибольшим изменениям степени в обществе влияет на пожилых людей и подростков, как наименее социально защищенных групп. Одиночество в подростковом возрасте - один из самых значительных переживаний человека. Исследователи подростковый возраст (И.В Дубровина, В.С Мухина, Е. Эриксон и др.) Отметил, что особенно трудно для молодых людей в условиях перехода от детства к взрослой жизни, в ситуации становления и развития.

С опытом одиночества часто связаны с отчуждением подростка от взрослого мира, открывая новые возможности для "я", осознание себя как личности и индивидуальности.

На разных этапах развития и становления подростка одиночество может восприниматься по-разному и вызывают много проблем. Итоги опыт может быть альтернативой, опытный одиночество становится мотив раскрыть черты его шаг, чтобы найти себя, или - фактором, ограничивающим развитие человека, а иногда и даже запас самоубийства.

В течение этого периода подростки часто испытывают острый одиночество, как его пренебрежение, отказ, отказ и непонятого. Это свидетельствует лечения подростков на телефон для экстренной психологической помощи, психологических служб для молодежи и подростков, в газетах и журналах.

Опыт одиночества у подростков может развиваться в стабильной отрицательной психическое состояние влияет на все другие чувства и эмоции, и даже стать препятствием для развития личности. Чрезвычайно важным является овладение подростков средствами сознательного саморегулирования и рефлексивного управления их деятельности.

Многие исследователи считают, одиночество в качестве универсального человеческого опыта, вытекающие из факта человеческого существования. Они определяют типичный для нашего времени факторов, вызывающих значительные характеристики сегодняшнего одиночества: Изменение структуры современной семьи; потребность в высокой пространственной мобильности; ослабление религиозных традиций; появление недоверия государственных и экономических структур; технологизации и компьютеризации современного общества.

Общий компонент в опыте одиночества, по их мнению, является недооценка себя и, в этой связи, возникает ощущение незначительности своей собственной. Это объясняет тот факт, что одиночество в наше время воспринимается исключительно как отрицательное.

Д. Гев определяет одиночество как чувство печали и тоски в результате невозможности построения желаемого отношения с некоторыми аспектами мира. Конструктивная напротив одиночества, по его мнению, является способность быть в одиночестве.

Экзистенциальное одиночество (как начальная обречены быть непонятым другими) является частью человеческого существования. Она включает в себя осознание своей отделенности от другой, в поисках идентичности и смысла жизни. Источник экзистенциальной одиночества является факт уникальности и уникальности опыта каждого человека, факт человеческого существования. Опытный больно одиночество (патологического Д. Гев) часто включает в себя хронический разобщенность с собой и другими, является следствием невозможности построения и поддержания желаемых отношения с другими значительными, или привести к разочарованию нужд социальной интеграции.

Д. Гев характеризует одиночество по 4 компонентам:

  • 1. Нет контакта с самим собой.
  • 2. Неспособность преодолеть эмоциональные барьеры для других.
  • 3. Инвалидности и неспособность найти свое место в социальной общности.
  • 4. Потеря чувства смысла в собственной жизни.

Подростки остро ощущают ситуацию экзистенциального перелома: они одновременно хотят удовлетворять свои потребности в самостоятельности и независимости, но также и в близости, и социальной включенности и, поэтому остро переживают критические ситуации межличностных отношений (разрыв дружеских связей, непонимание взрослыми и ровесниками).

Переживание одиночества у подростков связано не только с ситуацией межличностных отношений, но и с потерей смысла собственного существования и появлением ощущения экзистенциальной разобщенности людей.

Одиночество в этот период часто неприятно для подростков, они жалуются на него, но в то же время часто его сами ищут. Подросток хочет быть собой и, одновременно, боится этого. "Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны - они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом" .

Подростки (почти все) еще не задумываются о смысле жизни. Они чаще раздумывают над тем (чувствуют, прежде всего) любимы они или нет, ценят их или нет и т.д.

Подростков потрясает осознание одиночества, осознание того, что они никому не нужны и нигде не могут найти поддержки. Они чувствуют себя беспомощными и в то же время теряют доверие к окружающим. Им не к кому пойти, не к кому обратиться, и никто в тот момент, включая их самих, как им кажется, не может помочь им удовлетворить их потребности.

Одиночество, таким образом, часто переживается тягостно и воспринимается как момент остановки собственной активности, что часто приводит к нарушению привычной жизнедеятельности. Подростки, на наш взгляд, еще недостаточно овладели средствами рефлексивного контроля за своими состояниями и поведением.

По мнению Г. Салливана, именно подростки испытывают одиночество, в своей наиболее завершенной и страшной форме.

Все переживания подростка находят отражение в картине его поведения, в импульсивности поступков и слов. Правда, многое еще зависит от природной организации человека (темперамента).

В целостной же картине поведения подростка переживания, связанные с одиночеством, попытки любыми средствами преодолеть одиночество часто становятся причиной отклоняющегося поведения, порождают трудности личностного развития.









2024 © rukaraoke.ru.