Консультация на тему: Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста. Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению


В статье рассказывается о процессе формирования интереса к чтению у дошкольников. Воспитание и поддержание интереса к чтению у детей во многом зависит от взрослого, который становится посредником между ребенком-слушателем и писателем. При этом отсутствие собственно читательской мотивации у ребёнка не будет помехой: ее заменяет мотивация игровая. Предлагаются различные игровые ситуации, стимулирующие ребенка к чтению.

Как вызвать интерес к чтению у дошкольников

Итак, ваш ребёнок прочитывает слоги, а вслед за ними – короткие слова, и вам хочется дать ему в руки детскую книжку: пусть прочитает надписи под картинками, ведь они очень простые, и написаны крупным шрифтом. И ребёнок читает, но обойтись без маминой помощи ему сложно.

У самого ребёнка слова никак не складываются в предложения, смысл только что прочитанного слова тут же теряется, потому что всё внимание пока поглощено процессом соединения звуков. Не торопитесь усаживать ребёнка за книжки. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. И здесь вам на помощь прейдут игры- с их помощью ребёнок одолеет технические сложности чтения. При этом отсутствие собственно читательской мотивации у ребёнка не будет помехой: ее заменит мотивация игровая .

1.​ «Переставь вывески». Ветер пролетел над городом и сорвал вывески с магазинов. Помоги жителям города разобраться, где какой магазин. (На бумаге нарисованы витрины магазинов и изготовлены вывески: Овощи, Фрукты, Продукты, Мебель и т.д), прежде, чем малыш поймет, куда поставить вывеску, ему нужно её прочитать.

2.​ «Где чей подарок?». Для игрушек заранее приготовьте подарки, завёрнутые в пакеты или бумагу (это могут быть конфеты, фрукты, овощи, рисунки). Детям объясняется, что подарок нужно отдать тому, кому он предназначен. Для этого малыш должен прочитать название на подарке.

3.​ «Накорми зверей». Для этой игры потребуются картинки с изображениями различных животных (можно использовать и игрушки). Дети выбирают себе животное. Теперь его нужно накормить. На столе перед детьми карточки с названиями кормов- кушаний: овёс, молоко, мясо, сено, морковь… Карточки перевёрнуты, дети по-очереди открывают их и читают названия блюд, предлагая их животным.

4.​ «Слово рассыпалось». Подул сильный ветер и перепутал в слове буквы. Давай подумаем, что здесь было за слово? Л А И С (лиса). А еще, какие слова можно составить из этого слова?

Таким образом, игры могут быть самыми разнообразными — всё зависит от вашей фантазии и желания помочь ребёнку.

Так, в игры, направленные на обучение грамоте, органически вплетаются и другие задачи:

  • тренируются память и внимание;
  • развиваются речь и мышление;
  • воспитываются вкус и привычка к интеллектуальным занятиям.

Как слоги слить в слова?

Грамота, письменность уже сделались, интересны и доступны вашему ребёнку. Он уже читает афиши и вывески и даже сам хочет прочесть сказку, но… ещё слишком велик разрыв между его реальными читательскими способностями и усилиями, которых требует самостоятельное чтение книг.

Взят лишь первый барьер на пути от безграмотности к беглому чтению: ребёнок научился соединять буквы в слоги. Слог является на первых порах единицей чтения. Если добуквенный этап звукового анализа не был пройден слишком поспешно, то в слоговом чтении ребёнка вы не услышите так называемого «рубленого слога»: кру!-гом!, нор!-ка! Ребёнок должен читать слова протяжно, медленно, как бы перетекая от одного слога к другому: сссоооссснннааа. «Рубленый слог» опасен: он очень затрудняет переход от слогового чтения к чтению целыми словами. Как же помочь ребёнку преодолеть второй барьер на пути к беглому чтению: начать читать не по слогам, а целыми словами?

Переход к чтению целыми словами ускорит и облегчит работа ребенка с ударением, которое как бы скрепляет, объединяет отдельные слоги в целостное слово.

Незаменимым средством здесь окажутся слогоударные схемы, к работе (игре) с которыми малыш уже подготовлен, если имеет опыт работы со звуковыми схемами и умеет выделять в слове ударный звук, т.е. тот звук, который тянется долго, если позвать это слово: стооол, ракееета, молокооо.

С ребенком обговаривается, что тот звук называют ударным, по которому ударяют молоточком человечки-звуковички, поэтому он звучит звонко и долго. От того, по какому звуку ударят звуковички и зависит то, как звучит слово: если в слове «ракета» ударят по звуку «а» — первому, то получится не ракееета, а рааакета (слог Ра тянется, а остальные произносятся быстро). Поэтому звуковички не могут ошибаться, иначе «испортят слово». Следует отметить, что ударным может быть только гласный звук, и если он в слове один, то естественно, он и будет ударным звуком: дом, стол, мед.

Прежде чем начать с ребенком игры со слогоударными схемами, прорепетируйте сами: от вас эти игры потребуют виртуозности, достичь которой взрослому легко. Попробуйте произнести: «У лукоморья дуб зеленый» неторопливо, но в темпе естественной речи, а при этом рисуйте схему слогов и ударений: У лукоморья дуб зеленый. Получилось? Тогда начинайте игру с ребенком. Не получилось с первого раза? Вам нужно потренироваться минут 10-15.

Хорошей тренировкой в поиске ударений может стать игра «Укротитель». Ребенок укрощает бизона, если успеет быстро (на счет «три») поставить ударение на карточке со словом «бизон». Если удар (ударение) нанесен недостаточно быстро или метко, дрессировщик будет ранен (не опасно, конечно же). Можно взять разные слова, обозначающие название животных. После десяти ран дрессировщика временно снимают с опасной работы и отправляют пасти стадо. (Пастух сзывает заблудившихся коров: «Зорька! Апрелька! Звездочка».) Если пастух правильно поставит ударение на карточке с именем коровы, она возвращается в стадо. При этом полезно скрепить слово «скрепками», т.е. разделить на слоги: Ап-рель-ка, Зорь-ка, ма-ши-на. Сделать это не так уж сложно. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Можно играть в игры, когда само слово не пишется, а рисуется схема и ставится ударение на ударный слог.

При этом ребенку можно предложить игру «Слово убежало». Слово убежало с карточки, и остались лишь «скрепки». Давай подумаем, что за слово здесь было, и напишем его. (На столе стоят 3-4 игрушки или карточки с рисунками). Взять нужно слова, имеющие 1,2,3,4 слога, т.е. разные по слоговому составу: коза, волк, поросенок. Ребенок должен выбрать ту карточку со схемой, которая соответствует каждому животному. Чтобы выполнить это задание, малыш должен прежде произнести название каждого животного и выяснить, сколько слогов в этом слове. Ваша помощь и терпение будут верными помощниками в этом нелегком деле. Игра — незаменимый помощник в обучении и воспитании дошкольников.

Играя с ребёнком в звуки, буквы и слова, можно преодолеть трудности и барьеры на пути к грамоте. Но игра имеет свои ограничения, она не всемогуща, и только игровыми средствами довести ребёнка до беглого самостоятельного чтения едва ли возможно. Дело в том, что игровой интерес лишь частично и временно совпадает с интересом читательским. Причины, мотивы, побуждающие человека играть и читать — разные. И помогая ребёнку в игре преодолевать первые технические сложности чтения, вы должны позаботиться о воспитании не только умения, но и желания читать.

Если ребёнок не хочет читать?

Часто родители удивляются, видя, что для того, чтобы ребёнок начал самостоятельно читать и писать сделано всё возможное, а малыш не проявляет большого желания и интереса к чтению. Как же сделать, чтобы процесс чтения, пока ещё трудный, стал для ребёнка личной необходимостью?

Простейший путь создания у ребёнка потребностей в письменной речи – это жизненно важная переписка. Её содержание прямо зависит от личных особенностей ребёнка, от его жизненного опыта. Переписка должна задеть ребёнка лично.

Это может быть письмо к бабушке, дедушке, сестре, другу, сказочному герою. Очень важно, чтобы ребёнок получил ответ на своё письмо, при этом действительно от того, кому писал. Желательно, чтоб ответ был написан печатными буквами, несколько предложений из небольшого количества слов. Когда ребёнок ждёт этих писем, он с удовольствием будет их читать сам и писать ответы.

Очень интересно любому ребёнку будет читать книгу о самом себе. Эту книгу могут изготовить родители. Взять несколько альбомных листков, свернуть пополам и скрепить скрепкой. Книга про… (имя). На каждом листе книги будут истории про вашего ребёнка 2-3 предложения, написанных вами печатными буквами. А вверху оставляется место для рисунка, который можете нарисовать вместе с малышом после того, как будет прочитана история. Эта книга может стать не только любимой книгой вашего ребёнка, но и дневником, который ребёнок будет вести вместе с вами.

Так, например, в предложении: Нина любит… (ребёнок сам должен записать то, что он любит). Ясно, что первые приключения очень коротки и связаны с реальным опытом и характером вашего ребёнка. Повествование можно оборвать на самом интересном месте так, чтобы ребёнок сам захотел его продолжить, досочинить и дописать.

Если папа и мама очень заняты и не могут позволить себе частое общении с ребёнком, можно устроить с ним переписку: рассказать о своей работе, здоровье и многом другом. А малыш, в свою очередь поведает свои тайны.

Американские психологи предложили дошкольникам, только что овладевшим грамотой, вести своеобразный дневник самонаблюдений, который полезен не только для выработки потребности и привычки в записи, но и для развития самосознания ребенка. Дневник самонаблюдений называется «Книга, которая растет вместе со мной». На первой странице ребенок описывает свою внешность. Взрослый заготавливает примерно такой трафарет словесного портрета, куда ребенок вставляет нужные слова:

Меня зовут ….
Мне … лет
Волосы у меня …
Глаза у меня … и т.д.

По тому же принципу незаконченных предложений строится описание семьи, друзей ребенка, его любимых занятий, привычек, умений, желаний, опасений. Ясно, что, вырастая и меняясь, ребенок не раз вернется к вопросам типа: «Я больше всего хочу…», «Я лучше всего умею…», «Я хочу научиться…», «Я не боюсь…», «Я боюсь…», «Я хочу изменить в себе…», дополнит и изменит свои предыдущие ответы, а главное, перечитывая написанное, лучше познакомится сам с собой.

Вот лишь несколько возможных способов включения письменности в детский обиход и развития интереса к чтению. Быт любой семьи предоставляет много возможностей замены устного общения письменным. И письменное общение с родными или с самим собой не может не принести желанных плодов: ребенок приохотится к записи, чтение станет добровольным, а значит, усовершенствуется и его техника. Но это не приведет автоматически к потребности читать книги. Ведь письменное общение с автором книги гораздо труднее, чем письменное общение с мамой, адресующей свое письмо лично и точно.

В настоящее время проблема развития интереса у школьников к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Телевидение, интернет постепенно вытесняют книгу с того пьедестала, который она занимала до недавнего времени. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируется в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Горько, больно, обидно, ведь когда- то мы были самой читающей страной мира. Перед учителем словесности, на мой взгляд, стоит одна из главнейших задач современности - возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению.

Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства. Традиционно знакомство с литературой в среднем звене начинается с изучения фольклора. Характерной особенностью данного курса является первое знакомство школьника с понятием выразительных средств литературного языка. В этом отношении фольклор является богатейшим материалом таких литературных приемов, как аллегория, сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение и другие. С точки зрения развития «умения читать» для меня, как учителя литературы, являются интересными задания следующего типа:

1) рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют;

2) проследить, какие народные человеческие имена традиционны для животных и людей в русских сказках, а какие в зарубежных и как это связано с характером героя;

3) обратить внимание учащегося на схожесть многих народных сказок;

4) проанализировать эпитеты, используемые для описания отрицательных и положительных героев (на примере 2- 3 сказок), какие сравнения используются при этом;

5) предложить учащимся по выписанным эпитетам определить характер и внешность героя;

6) по иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приемы (для данного задания особо результативным является использование на уроке репродукций лубочной и палехской живописи), можно предложить учащимся 5 классов самим нарисовать иллюстрацию к произведению;

7) создать презентацию понравившейся сказки или любимого героя.

По моим наблюдениям подобные задания пробуждают у школьников интерес к тексту, как объекту исследования. А элементы игры и соревнования облегчают учащимся ознакомление с азами литературоведения и развивают навыки анализа литературных произведений.

С целью повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать межпредметные связи, в первую очередь между предметами изобразительного искусства и музыкой. В связи с этим провожу следующие задания:

Предлагаю ребятам составить словесные портреты героев, прослушав музыкальные отрывки;

Предлагаю сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведений и проанализировать выразительные средства;

Организовываю викторину «Угадай, кто идет?» (по музыкальному фрагменту определить героя, найти соответствие в тексте произведения);

Предлагаю подготовить иллюстрации наиболее запомнившихся моментов произведения.

В процессе изучения поэтических произведений необходимо добиться понимания учащимися, что стихотворение - это поэтический образ, а не только рифма и ритм. Наиболее действенным способом развития читательских навыков является широкое использование на уроках выразительного чтения. С точки зрения В.И. Чернышева, «легко слушается и понимается чтение ясное, отчетливое, хотя и не громкое», главное при чтении «выразить чувство читаемого, а не свое собственное», что возможно лишь при условии глубокого проникновения в содержание текста. Умение вдумываться в читаемое и передавать понятое движением голоса, интонацией, благотворно сказывается на формировании коммуникативных навыков.

Формируя у учащихся навыки зрелого чтения, я, как учитель, готовлю их к выполнению различных видов воспроизведения прочитанного, прежде всего к пересказам - краткому и подробному. На основе чтения и анализа текстов ученики овладевают навыками изложения собственных мыслей: идут по пути от наблюдений мыслей к самостоятельному воспроизведению мысли.

В силу большого объема текста литературного произведения, изучаемого в старших классах, возникает проблема нехватки учебного времени для более детального рассмотрения всех интересующих моментов произведения, поэтому большую помощь в повышении интереса школьников к произведению оказывают внеклассные тематические мероприятия. На мой взгляд, наибольший интерес и практический эффект имеют следующие мероприятия:

1) литературные вечера, где предлагается учащимся сценически представить эпизод различных литературных произведений, (причем, как и произведения, так и эпизоды могут быть выбраны самостоятельно школьниками в рамках темы литературного вечера);

2) литературные «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Самый умный», «Умники и умницы», где командам - участникам предлагаются выдержки из произведения, с целью определить автора и название; можно подготовить вопросы по произведению или творчеству любого писателя, определенного темой игры (при этом вопросы могут готовить сами ученики).

Данные мероприятия позволяют провести оценку кругозора, сферы интересов, степень восприимчивости художественного текста учащимися, а так же проследить динамику интеллектуального развития ребенка.

Настоятельно рекомендую старшеклассникам вести читательский дневник, назначение которого - помочь при подготовке к уроку и, что особенно важно, помочь при подготовке к ЕГЭ. В читательском дневнике выделяю следующие разделы:

2. Название произведения

3.Главные герои (их характеристика)

5.Проблемы

6.Комментарий к проблемам (краткий)

7.Примечание (чему учит произведение, что понравилось, общее впечатление, может быть, какие-то афоризмы и т.д.)

Читательский дневник - один из способов, позволяющий поддерживать чтение в школах, прививать культуру чтения, контролировать деятельность ученика как читателя.

Одним из эффективных способов повышения читательского интереса старшеклассников я считаю проведение уроков внеклассного чтения. Это не стандартные занятия, а уроки, основанные на материале современной молодёжной литературы, которые проводятся совместно с детской библиотекой №8.

Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными современным юношам и девушкам? Совместно с детской библиотекой мы проводим уроки внеклассного чтения по произведениям современной литературы. Ребята предлагают произведение современной литературы, с которым идём в библиотеку на обсуждение. Ответственная группа готовит аннотацию, дополнительные вопросы и видеоматериал. Учитель и библиотекарь продумывают форму занятия, разрабатывают вопросы для диспута.

Cовместная работа с детской библиотекой создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе, что вызывает у подростков живой интерес, желание читать произведения отечественной литературы.

Без личного примера учителя, я считаю, невозможно вызвать интерес к чтению, поэтому с удовольствием хожу с детьми в библиотеку, наблюдаю за проявлением их читательского интереса, вместе выбираем книги, пытаемся найти ответы на интересующие нас вопросы. Научить ребенка мыслить, рассуждать, разбудить в нем чувства и желание творить - это, нам мой взгляд, самое заветное желание любого учителя.

Мы живем в сложное время и только способность к диалогу позволит нам всем сохранить человеческое достоинство и помнить всегда «как слово наше отзовется» в сердцах и умах наших учеников…

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА

Работа учительницы

Начальных классов

Гимназии имени М.Вахитова

Г.Буинска РТ

Кадыровой Ф.С.

Буинск 2008

Введение

В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии - попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.

А теперь обо всём этом поразмышляем подробнее.

^ Роль семьи в развитии интереса к чтению

В. Сухомлинский говорил:

«То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным.»

Значение понятия "интерес" в педагогической психологии достаточно широкое: этот термин употребляется для обозначения таких понятий как "внимание", "любопытство", "осведомленность", "желание" и "мотивация". Мы остановимся на понимании интереса как эмоционального переживании познавательной потребности, Интересно то, что эмоционально значимо.

Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

Начало этой системы - в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, -родители пример ему".

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Приведем ниже несколько советов родителям:

1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь
прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к
удовольствию.

2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с
книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в
качестве подарка.

5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных
идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.

8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.

9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).

10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

11. В доме должна быть детская библиотечка.

12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги
о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)

13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой
поставлен фильм.

14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

(Из книги В. Уильяме "Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению".)

Как видно из перечисленных советов, родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения.

Любой школьный предмет, кроме литературы, даёт ученику готовые знания, которые он должен усвоить, запомнить и в нужный момент применить. В литературе ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только через сопереживание ребёнок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.

^ Формирование, развитие и поддержание интереса к чтению у младших школьников.

На уроке чтения, как правило, нет места личным впечатлениям школьника, его переживаниям, его субъективным образам. Изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребёнка, его внутреннему "Я". А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри ("хочу"), она всецело подчинена мотивации, идущей извне ("велели").

Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё,., пока не обожжётся этим открытием - до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

Ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,
-когда он откроет личный смысл в читаемом,
- когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного
творческого потенциала.

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.

Как это сделать? Как привить ученику умение работать с книгой, пробудить любовь к художественному слову?

Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников обнаруживается недостаточность разработки методики, обеспечивающей высокий эмоционально-эстетический уровень процесса чтения.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю?

В младшем школьном возрасте (7-9 лет) идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего, герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

1. Первая особенность - маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально.

2. Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

3. Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

4. Следующая особенность - так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

5. Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не вычитывают в тексте автора, не находят оставленные им "вехи", не вступают с ним в диалог. Строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы - ничего этого ребёнок сам не замечает, а значит, пропускает мимо авторские "вехи", без осмысления которых не может быть понимания.

Эта качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

И очень трудно порой выделить главный результат урока: что важнее, - понимание авторской позиции или личные переживания ребёнка по прочитанному? Скорей всего, эти 2 стороны восприятия художественного произведения равноценны. Только одна сторона (литературное восприятие) подчиняется законам литературы, а другая сторона (личное восприятие) - законам индивидуального развития ребёнка.

Задача учителя - оставить за ребёнком право на уникальность его восприятия, не подавлять её, а исходить из неё и опираться на неё» Ведь по наличию этих качеств мы и можем судить, какова личность ребёнка, каков его творческий заряд. Поэтому очень важно, чтобы дети знали, что на уроках литературы они не только будут анализировать произведение, делать общий вывод о нём и его основной идее, но и то, что все их переживания, образы, мысли и воспоминания, рождающиеся у них в процессе чтения, не останутся на уроке без внимания (даже если они и не совсем созвучны позиции автора).

Итак, сам литературный материал, предназначенный для чтения детей в начальной школе, удивителен по своей природе, т. к. это уникальное словесное искусство, рассчитанное на ответное творчество читателей, способное захватывать личность ребенка в целом, заставить играть все струны его души. Воображаемая действительность, созданная великими писателями, открывает ребёнку дверь в реальную, окружающую его действительность, подвигает его к жизни, к людям, к самому себе.

^ Роль учителя на уроках чтения

Роль учителя на уроках чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель сам влюбляет в неё и своих учеников.

Но может быть и обратное влияние. Пример такого влияния мы можем найти в рассказе В. Драгунского "Тиха украинская ночь..." Учительница сочла Денискино понимание этого стихотворения неправильным и дала своё "правильное": первая строчка означает, что Украина находится в центре перемещения континентальных масс воздуха, а "прозрачно небо" - не что иное, как незначительное количество осадков в этом районе. Такое обезличенное, рациональное, а потому обеднённое и обесцвеченное понимание поэзии быстро усвоилось Дениской и стало переноситься на другие произведения.

Каждое художественное произведение, входящее в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Учителю необходимо создавать такие условия, где ученик должен постоянно думать и чувствовать! И делать выводы! Всем известно, что лучший способ понять – это додуматься самому! Поэтому идеи, заложенные в художественном произведении, должны быть добыты усилиями собственного ума. Если на уроке создана проблемная ситуация, возникают споры, в ходе которых ученики не только усваивают знания, но и учатся отстаивать свою точку зрения. Собственная мысль, рожденная в процессе чтения, радует, окрыляет детей.

^ Совершенствование навыка чтения.

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя - найти привлекательный момент в них, приподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т. е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работ над текстом на уроке чтения:

1. Чтение всего текста.
2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно
опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
5. Чтение цепочкой по предложению.
6. Чтение цепочкой по абзацу.
7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9. Чтение самого красивого места в тексте.
10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже
предложение можно заменять логически законченным отрывком).
11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов.
13. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев.
15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
16. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи.
19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило.
20.Нахождение в тексте самого длинного слова.
21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
23. Чтение с пометками непонятных слов.
24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на
доске).

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно

^ ВОЗВРАЩАЮЩЕЕСЯ ЧТЕНИЕ - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.
Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

^ СВОБОДНОЕ ЧТЕНИЕ -это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:
Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др
Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов.

Таким образом если мы хотим, чтобы шедевры литературы читались не по приказу учителя и не расценивались ребёнком как наказание, а несли бы радость прикосновения к чуду - нужна особая стратегия чтения художественной литературы, которая соответствовала бы виртуальной природе словесных образов и их восприятия. Эта стратегия предполагает:

Готовить ребёнка с самого начала к чтению художественной литературы как к таинству претворения мертвых строк текста в духовную энергию его собственной личности учить "раскодировать" текст (художественное произведение - это необычное письмо автора читателю);
- пробуждать в ребёнке эмоциональный резонанс на прочитанное, помогать ему в художественном образе искать и находить созвучие собственной душе; обогащать его жизненный опыт; содействовать читательской самооценке и откровению и создавать условия для их реализации;
- стимулировать творчество детей как ответную реакцию на прочитанное; накапливать образцы творческого чтения, делать их достоянием учащихся; учить на этих образцах восприятию художественных образов;
- помогать ребёнку удивляться; движущую силу духовного развития детей средствами литературы искать не в общих рассуждениях о писателе и его творчестве, не в открытых кем-то смыслах произведений, а в самой образной ткани произведения в его конкретности, которая и является возбудителем сотворчества читателя.
- учить языку словесных образов, их многозначности, способности трансформироваться в разные значения;
- помогать ученику обезличенное учебное чтение превращать в субъективно значимое, сообща искать точки соприкосновения "Я " писателя с "Я " читателя; учить видеть мир глазами другого;
«Читать - значит думать ещё одной головой, кроме своей собственной», Артур Шопенгауэр (немецкий философ);
- поддерживать в читающем ребенке самобытность его суждений о прочитанном;
исключать стереотип мнений и оценок - показатель отчуждённости от словесных образов.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей ИНТЕРЕС к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и ПОЧЕМУ автор говорит об ЭТОМ. ПОЧЕМУ говорит именно ОН, ПОЧЕМУ говорит ТАК, а не иначе и ПОЧЕМУ автору УДАЁТСЯ выжать у читателей ТАКИЕ мысли и чувства.

"Школьный материал не может волновать каждым разделом... Значит, учебное - обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудности, маленькая победа мысли, маленькая победа над собой. Вот где исток интереса, который может быть постоянным".

В. Сухомлинский.

Литература:

Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.

Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., 1991.

Лутова Т.Н. «Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников», Н.Новгород, 2006

Джежелей О.В., Светловская Н.Н. «Учимся любить книгу», М,1982

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно
с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом
В.А.Сухомлинский

В последние годы в обществе упал престиж чтения, образования и знаний. Современный человек отдает предпочтение некнижным формам культуры. Чтение в основном направлено на удовлетворение информационно-прагматических, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных потребностей. Психологи отмечают, что молодежь постепенно переходит на клиповое восприятие информации.

А ведь, только читающее общество является обществом мыслящим. Человек в таком обществе умеет охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение; обладает большим объемом памяти, владеет нормированной речью, точнее формулирует свои мысли, свободнее письменно излагает рассуждения. Эти умения, читающего общества, включены ФГОС НОО и ООО, которые необходимо формировать и развивать на всех этапах образовательной деятельности ребенка в школе.

В Концепции преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях РФ (от 9 апреля 2016 г). Определены основные проблемы изучения литературы:

  • заметно снижена мотивация обучающихся к чтению;
  • труднее воспринимаются и прочитываются детьми книжные тексты большого объема, т.к. увеличивается в учебниках количества текстов, уменьшение их объема; расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, отрывков, использование готовых сочинений и рефератов и др.).
  • невелика в обществе потребность в литературном образовании (фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации).

Исходя из выше изложенного, одной из первоначальных целей школы и учителя - это формирование интереса у современного учащегося к чтению, отсюда поиск внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработка аргументации и методик для повышения интереса к знакомству, как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.
Чтение бывает вынужденное – по потребности и осознанное переживающее - чувственное.

Вынужденное чтение. Как правило, при этом достигается только локальный обучающий или развивающий эффект, т.к. вынужденный характер чтения (читательский спрос детей является потребность: написать реферат или сочинение, подготовить доклад или найти ту или иную информацию). В данном случае свое общение с книгой ученик воспринимает как продолжение уроков за рамками школы и чаще всего для этих целей источником информации являются телевидение, видеофильмы, Интернет. Эти источники информации оттеснили книгу на второй план, т.к. ребенку важно всего лишь получить определенный быстрый результат.

Такое чтение не гарантирует возникновение у ребенка читательского интереса как устойчивого, неодолимого желания обращаться с книгой.
Чтение осознанное переживающее – чувственное – это то, чем должен овладеть ребенок в школе.

Существует множество факторов, влияющих на формирование интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий): учебник, семья, учреждения культуры.

В содержании учебного предмета "Литературное чтение" Н.А. Чураковой (УМК «ПНШ») основное внимание уделяется развитию способности понимать художественный текст, видеть красоту художественного текста, знакомству с автором произведения через справочную статью в хрестоматии и освоению понятийного аппарата литературоведения, рассматриванию поэтического восприятия мира на примере литературных и живописных, музыкальных произведений.

«Заразить» ребенка чтением помогает так называемая идентификация, узнавание себя в литературном герое. Самоузнавание и определяет «зазывную» силу литературного произведения и желание вновь и вновь открывать себя в другом, а другого – в себе. Тексты автором учебника подобраны таким образом, что в рассказах идет речь о сверстниках. Вопросы в учебнике помогают узнавать ребенку себя в героях книг (Лев Толстой «Прыжок», Александр Куприн «Слон» (Надя, Томми), Леонид Пантелеев «Честное слово» (мальчик), А. Гайдар «Чук и Гек»).
Сравнивать себя с героем, находить у себя или в себе, то чего нет у главного героя, например: «Найди и зачитай те Денискины слова, которые ты можешь сказать и о себе! А что ты любишь такого, о чём Дениска не упомянул?» (2 класс, 1 ч., стр. 126. П. Виктор Драгунский «Что я люблю»)

Сопереживание - самый сильный стимул, подвигающий ребенка к книге: испытанное им эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания героям книги. Оно пробуждает к жизни богатство внутреннего мира: чувства, ассоциации, мышление, воображение, память – полностью захватывая и увлекая человека. Следовательно, происходит формирование сострадания, переживания, нравственных качеств ребенка. Для этого авторами учебника продуманы вопросы и задания: «А тебе жалко Мишку?» (2 класс, 1 часть стр. 132), «Тебе было страшно?» (2 класс стр.164 Л. Толстой «Прыжок»), «Ты когда-нибудь испытывал острое чувство одиночества, когда кажется, что никто-никто тебя не любит?» (3 класс, часть 1 стр.60 Юрий Коваль « Вода с закрытыми глазами»), «Филя способен нанести медузам вред?» (3 класс Маша Вайсман «Лучший друг медуз»), «Объясни поведение Тёмы?» (Николай Гарин – Михайловский «Детство Тёмы» стр. 110) , «Вызывает ли Петька у тебя сочувствие? Почему же тебе его жалко?» (4 класс Леонид Андреев «Петька на даче»).

Проведение параллели между содержанием произведения и личным опытом ребенка: «Ты пила когда-нибудь воду из колодца? Веришь, что это вкусная вода?» (3 класс,1 часть «Вода в колодце» Эмма Мошковская)

Для стимулирования ребенка к самостоятельному чтению, автор учебника Чуракова Н.А. активно использует такой прием как сокращенный текст. Будь-то рассказ или стихотворение, после которого через группу вопросов, автор учебника подводит к тому, что необходимо взять и прочитать эту книгу целиком или выучить наизусть («Предположи каково полное название стихотворения? Это БУКЕТ – кого или чего? Если тебе удалось догадаться, значит, понимаешь, сколько строчек во второй части, и с какой буквы начинается каждая строка! Если тебе не терпится узнать продолжение этого стихотворения, спроси у учителя…» (стр. 77, 2 класс, 2 часть), «Если тебе понравились отрывки из «Дневника фокса Микки», непременно возьми её в библиотеке и прочти целиком» (3 класс, 1 часть стр. 113), (4 класс, 1 часть Николай Заболоцкий «Оттепель» стр. 106) в учебники представлены 4 строфы, а в нём 5 и дети сами, найдя его в оригинале, выучили.) .

В учебнике 2-ого класса представлены смешные рассказы, стихи, обсуждаются сюжетно-композиционные приемы создающие комический эффект - всё это тоже вызывает интерес у ребенка взять книгу того или иного автора и почитать и ещё раз посмеяться (стр. 130, 2 класс, часть 2 Михаил Есеновский «У мальчика Юры», Хочешь прочить другие забавные истории про мальчика Юру? Тогда тебе нужно взять в библиотеке книжку Михаила Есеновского под названием «Ур-Юр-выр»).

Ещё одним из ведущих стимулов чтения – это творчество, которое сопровождается радостным подъемом чувств. Это не только создание творческого продукта на основе чтения (рисунки, поделки, отзывы, стихи и прочее), но и способность ребенка реагировать по-своему на слово писателя, создавать в ответ свои словесные образы:

  • оживить неодушевленные предметы (2 класс, 1 часть, стр. 99) после прочтения сказки: «Ёжик в тумане» С. Козлова», ребенок получает задание «Вообрази, о чём могут ночью разговаривать между собой дерево и гараж? А дома? А луна и зажженные окна домов»;
  • сочинить свою историю: «А ты можешь сочинить свою историю? Это должна быть история про какие-то незаметные предметы, которые помогают людям жить» (3класс, 1 часть стр. 42);
  • сочинить басню: «Сочини басню, в которой будет такая мораль «Любишь кататься – люби и саночки возить» (3 класс, стр. 37);
    рассказать прочитанное в другом жанре: «А ты сможешь рассказать сказку про репку так, будто это небылица?» (2 класс, стр. 64);
  • придумать концовку стихотворения: «Это стихотворение может иметь продолжение? Какое?» (2 класс, 2 часть стр. 171 Петр Синявский «Ириски и редиски»).

Для стимулирования чтения учителя организуют:

  • выставки иллюстраций по прочитанному (стр. 75, 2 класс, 2 часть «А ты когда-нибудь рассматривал узоры на обоях или на коврике? Ты дорисовывал их в своем воображении? Если ещё нет - обязательно попробуй!», 3 класс А. Пушкин «Опрятней модного паркета»);
  • викторины, конкурсы, игры. Дети охотно принимают участие в этих мероприятиях, которые удовлетворяют их потребность в состязании, развлечении. В содержание игр включаются задания, которые вызывают необходимость у ребят прочесть книги, изучить творчество определенного писателя, получить литературоведческие знания. Дети читают - цель достигнута. Такой успех может быть кратковременным: как только дети заканчивают играть, у них пропадает потребность к чтению, но не у всех.

С целью формирования читательской компетентности в урочной и внеурочной деятельности, можно порекомендовать использовать методику «Читательская лотерея» с использованием списка рекомендованной литературы к прочтению дома. В основе методики - «поощрение», что позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон лотереи за прочитанную книгу). Элемент соревнования (больше жетонов - больше прочитанных книг – больше шансов на подарок) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. Прочитав книгу, ребенок оформляет страничку в читательском дневнике и выполняет одно задание по содержанию. В обозначенный день происходит розыгрыш беспроигрышной лотереи (сколько жетонов - столько подарков).

Раз в неделю на уроках можно проводит Живую рекламу книги . Ребята в костюмах героев книг разыгрывают эпизоды или рассказывают о прочитанном ими произведении, делятся впечатлениями, рекомендуют познакомиться с книгой в библиотеке. Такая реклама может быть представлена и с помощью мультимедийных средств, например, видеоролика или озвученных иллюстраций, составленных по рисункам ребят.
Результаты такой деятельности: очередь в библиотеке и успешное участие в литературной викторине по прочитанному.

Для формирования у ребят интереса к чтению необходимо использовать возможности школы и учреждений культуры города: музеи, библиотеки, театры - обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой. Школьная библиотека и библиотеки города главные помощники учителя в стимулировании самостоятельной активности юного читателя и их мотивированию к чтению, так как полноценным читателям надо успеть стать в детстве, а то потом не будет времени. Библиотекари становятся инициаторами интересных начинаний, организуют коллективные мероприятия, уроки литературного чтения.

Огромное влияние на формирование мотивации к чтению у ребенка играют взрослые (родители). Как говорил С.Я.Маршак «Основная задача взрослых - открыть в ребенке талант читателя», а этому нужно учить родителей на родительских собраниях, на которых учитель может дать рекомендация и советы по темам: «Как привлечь ребенка к чтению книг», «Как привить любовь к чтению и нужно ли это современному ребенку?».

Вечернее чтение, зачитывание интересных эпизодов, совместная покупка книги, создание семейной библиотеки, совместное посещение библиотек города с одноклассниками ребенка – всё это вызывает интерес к чтению, помогает ребенку испытать наслаждение чтением. Читая книги вслух, родители детям несут позитив, добро и любовь. Это большая и сложная работа для них. Главное при чтении книги – сопереживание, общность чувств. Читать можно по очереди. Ведь чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Главное в руки ребенка должна попасть хорошая книга, а дать ее – задача родителя. Давая книгу ребенку, он выражает к книге и свои добрые слова о ней.

Опыт личностного чтения взрослого, переданный детям, – фактор более мощный, чем какой-либо другой, так как способен открыть ребенку путь к книге, обусловить радостную мотивацию чтения.

Родители, которые мало читают и редко обращаются к книге, не могут научить ребенка чувствовать красоту языка, сопереживать герою, формировать читательский вкус. А значит, не гарантирует возникновения у ребенка читательского интереса как устойчивого, неодолимого желания обращаться к книге.

Формировать интерес к чтению, мотивировать ребенка к чтению, продвигать идею чтения в сознании детей, поддерживать его статус, убеждать каждого ребенка в личной значимости чтения, удивлять уникальностью этого процесса, «заражать» интересом, воспитывать увлеченного читателя – трудно, но увлекательно. Важно так организовать чтение, чтобы оно способствовало развитию личности ребенка, и он испытывал потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. В этом главные помощники: учебник, родители, учреждения культуры.

Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения.


Статья рассчитана на учителей начальных классов, а также может быть полезна воспитателям детских садов.
В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направленность общего развития ребёнка обусловлена, прежде всего, характером обучения. Обучение должно вести за собой развитие.
Важное значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.

Я не случайно выбрала именно эту тему «Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения». Дети сейчас очень мало читают, тем самым лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, сказок, рассказов. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей. Именно поэтому я хочу подчеркнуть актуальность моей темы.
Интерес к чтению: как его пробудить?
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя.
Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Говоря об интересах, необходимо развести понятия «читательский интерес» и «интерес к книге» .
Интерес к книге развивается уже в дошкольном возрасте. Это желание рассматривать иллюстрации книги, листать её.

А вот «читательский интерес» - это следующая ступень читательской зрелости, которая предполагает наличие у читателя устойчивого интереса к книгам. Это обязательно интересы избирательные, направленные на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг, испытывает в них личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники. Я остановлюсь на уроках литературного чтения.
Уроки чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. В конце 1 класса и до 2 класса эти уроки можно превратить в уроки-утренники . Почему уроки-утренники, а не просто уроки или не просто утренники? Да потому, что характер их подготовки и проведения – именно с целью выявления и развития у детей личностного отношения к читательской деятельности. Его основой являются те материалы уроков, которые не учителю, а детям непроизвольно
запомнились, полюбились, вошли в их жизнь. Содержанием таких уроков-утренников могут быть игры-загадки, инсценировки, живые картинки (разыгрывается один эпизод из произведения) .
Например, в 1 классе в учебнике О.В.Кубасовой есть раздел, который называется «Там чудеса…» Он включает в себя сказки разных народов мира. По прочитанным произведениям провожу урок-утренник, поскольку этот раздел очень полюбился моим ученикам.
Каждый урок-утренник формирует и демонстрирует активность детей как будущих читателей.
У нас в школе проводятся ежегодно театральные марафоны, где дети не только проявляют свои артистические способности, но и инсценируют полюбившееся прочитанное произведение.
В конце второго, начале третьего классах для учащихся-читателей можно вводить более сложную форму проявления инициативы и самодеятельности – уроки-отчеты . Выбирается тема, которая детей интересует. В учебниках О.В.Кубасовой в этом плане работа облегчается учителю, так как тексты уже распределены по темам. Например, в 3 классе есть тема «Много хватать – свое потерять» Составляется план проведения такого урока, который неукоснительно выполняется. Возможен такой план:

2. Оформить иллюстрированную картотеку произведений о жадности (три-пять названий)
3. Одно из произведений пересказать, разыграть.
4. Подготовить по два-три занимательных вопроса.
К уроку-утреннику «По дорогам сказок» может быть такой план
1. Составить выставку прочитанных произведений.
2. Оформить иллюстрированную картотеку сказок (три-пять названий)
3. Интересно рассказать о сказочнике.
4. Одно из произведений пересказать, разыграть.
5. Подготовить по два-три занимательных вопроса.
При проведении такой формы работы крепнет и возрастает читательская самостоятельность.
Расширить свой кругозор, сформировать интерес к чтению, развить творческие и интеллектуальные способности помогают литературные викторины. Игорь Григорьевич Сухин разработал целые сборники, которые могут быть использованы педагогами.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты. При детских библиотеках организуется работа целого ряда кружков, посильных и полезных для младших школьников: знаменитая «Книжкина больница», «Клуб почемучек», «Клуб знатоков», «Клуб путешественников». По просьбе учителя в библиотеке может быть создан методический уголок для родителей, с пособиями, помогающими в отборе книг и в руководстве детским чтением.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.

Заключение.
Организация работы с детской книгой в начальной школе - это творческий процесс, он должен быть систематическим, продуманным и деятельным.
Общепризнана огромная роль литературы в формировании личности школьников. Однако до сих пор задача формирование читательского интереса на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Художественная литература - это особый вид познания действительности. И мы педагоги обязаны задуматься о проблеме литературного развития школьников.







2024 © rukaraoke.ru.