Краткосрочный проект «Бумага, ее качества и свойства. Исследовательская работа "Что такое бумага, и как её изготавливают?"


Но как из огромного дерева получается красивая тетрадь, книга или пачка белых листов? Разберемся в этом вместе.

Как делают бумагу

Бумага производится на бумажных фабриках. Из леса на фабрику привозят бревна. Чаще всего используют сосну, ель, березу, а также эвкалипт, тополь, каштан.

На специальной площадке из бревен сдирают кору и измельчают на щепки. Затем на конвейере осколки транспортируют на целлюлозный завод, где они варятся в специальном растворе. В результате получается целлюлоза - основное сырье для изготовления бумаги.

Интересно! Из одного дерева получается 2857 тетрадей на 12 страниц. Чтобы вырастить взрослое дерево, нужно 60 лет. Вот почему важно бережно пользоваться учебниками и тетрадями, ведь все это - срубленные деревья.

Самый экономный способ получить древесную целлюлозу - механический . Деревообрабатывающее предприятие измельчает лесоматериалы в крошку и смешивает с водой. Так изготавливают бумагу низкого качества - например, для газет.

А вот для изготовления высококачественной бумаги - для журналов, книг и брошюр - применяют химический способ . С помощью сит осколки сортируют по размеру. Дальше измельченная древесина с добавлением кислоты варится в специальных машинах.

Затем целлюлоза проходит через фильтры и промывается, освобождаясь от примесей. На этом этапе к сырью могут добавить макулатуру, однако предварительно ее непременно очищают от чернил.

Следующий этап - добавление клеев и смол. Первые - отталкивают влагу, вторые - предотвращают растекание чернил, которые часто изготавливаются на водной основе. Именно благодаря этим процессам написанное в Твоей тетради не размазывается и легко читается. Бумага для печати такой проклейки не требует, ведь печатные краски не готовят на водной основе.

Но и это еще не все. Потом к бумажному сырью добавляют пигменты и красители. Например, белый цвет бумаги получается благодаря добавлению каолина.

После этого бумажная масса попадает в бумагоделательную машину на ленточный конвейер. Здесь с помощью крошечных пористых отверстий и отжима различными валиками из бумаги удаляется влага и образуется сплошная рулонная лента.

На этапе «мокрого прессования» бумагу окончательно высушивают, обезвоживают и уплотняют. Результат - ровная белая лента наматывается на огромный рулон. Бумага готова! Можно отправлять на книжные фабрики. Там бумажное полотно разрезают, создавая книги и тетради.

Узнать все тонкости производства бумаги можно из видеоролика.


Как делают книги?

Итак, после того, как автор напишет текст, а редактор издательства его утвердит, начинается процесс корректуры . Произведение проверяется на наличие ошибок. В идеале команда корректоров вычитывает текст несколько раз. После этого книге подбирают иллюстрации.

Затем начинается верстка . С помощью специальной компьютерной программы верстальщик выбирает формат книги, размер полей, виды и размеры шрифтов, определяет расположение иллюстраций и текста.

Следующий этап называется цветоделением . Знаешь ли Ты, что для того, чтобы напечатать обложку модного журнала, нужно всего четыре краски: голубая, розовая, желтая и черная? Поэтому сейчас дизайнер должен разделить все иллюстрации на четыре составляющие.

Самый ответственный этап - печать книги . Краска с помощью валиков на печатной машине раскатывается до тоненького слоя, подается на печатную форму, которая вращается и наносит изображение на сплошной виток бумаги.

Интересно! За одну смену работники типографии могут напечатать несколько тысяч листов.

Любую книгу трудно представить без обложки. Поэтому следующий этап - создание «лица» будущей книги. Если обложка готова, ее накладывают на книжный блок и подрезают. Если изготавливается твердая обложка, книгу обрезают до приклеивания обложки.

Вот и все - книга готова радовать глаза восхищенных покупателей, осталось лишь запаковать. Увидеть воочию, как делают книги, Ты можешь в следующем видео.


Из чего делали книги и бумагу в древности?

Когда-то не было книг в таком виде, в котором Ты видишь их на витринах магазинов или в библиотеках сегодня. А все потому, что люди не умели их изготавливать. Вместо бумаги человечество использовало стены пещер, камни, посуду, кору деревьев

Прошли годы, и люди придумали делать записи на сырой глине . Однако такие книги были слишком тяжелы, неудобны и недолговечны.

Спустя некоторое время тяжелое глиняное полотно сменили книги из телячьей или козьей шкуры - легкие и практичные. Поскольку первую такую книгу создали в древнем городе Пергаме, «бумагу» из кожи животных назвали пергаментом.

Однако такой материал был слишком дорогой, ведь чтобы создать одну книгу, надо было забить много телят. Поэтому люди продолжали искать более дешевые и легкие способы создания книг. И это им удалось.

Вдоль рек Африки растет высокое болотное растение - папирус . О его удивительных свойствах люди догадались не сразу. Сначала растение использовали при строительстве домов. Но однажды один мужик чинил свой дом. Разрезал стебель, вынул волокнистую середину и положил на солнце. Каково же было удивление мужчины, когда он заметил, что волокна превратились в сухие узенькие ленточки. А когда он увидел, что папирус еще и хорошо впитывает краску, то понял: на папирусе можно писать! Так появились книги из папируса.

Но кто и когда изобрел бумагу такой, какой мы видим ее сейчас? Исследователи уверяют: пальма первенства принадлежит китайцам. Они додумались производить бумагу из молодых побегов бамбука.

Интересно! …А до того времени китайцы писали на шелке или бамбуковых дощечках. Таинство изготовления шелка китайцы ревностно берегли. Однако шелк был очень дорогим, а значит - недоступным большинству населения, а бамбук - слишком тяжелым. На одной доске помещались всего 30 иероглифов. Сохранились сведения: для того, чтобы перевезти некоторые произведения, китайцам необходима была целая телега.

Китайские летописи сообщают, что бумагу изобрел в 105 г. н. е. Цай Лунь .

«Всякий высоко ценит деятельность Цай Луна: он изобрел бумагу, и слава его живет до сих пор...» - говорит летопись.

ІV век сталпереломным в истории изготовления бумаги. После совершенствования технологии ее производства бумага навсегда вытеснила бамбуковые дощечки. Новые эксперименты доказали: бумагу можно производить из дешевого растительного сырья: коры деревьев, тростника, бамбука. Последнему китайцы были особенно рады: бамбука в их стране - пруд пруди.

Как ни старались китайцы сохранить тайну производства бумаги, им это не удалось. В 751 году во время борьбы с арабами несколько китайских мастеров попали в плен. От них арабы узнали секрет создания загадочного товара и в течение пяти веков выгодно сбывали его в Европу.

Как ни странно, но европейцы последними из цивилизованных народов научились изготавливать бумагу - где-то в XI-XII ст. Первыми позаимствовали технологию производства бумаги испанцы, потом - итальянцы, немцы, англичане...Интересно, что долгое время бумагу изготавливали не только с размоченных волокон деревьев, но и с тряпок и другого лохмотья.

Первую производственную машину по выпуску бумаги промышленным способом изобрели во Франции в 1798 году.

На территори и украинских земель производство бумаги началось в XIII веке в Галиче. Однако документально подтвержденные сведения об украинских бумажных «фабриках» сбереглись начиная с ХVІ века. Исследователи истории украинской бумажной промышленности нашли материалы о 200 «фабриках», действовавших на территории Украины с XVI до начала ХХ века, что свидетельствует о высоком культурном уровне тогдашнего населения.

Замок Радомысль в Радомышле, Житомир щина - первая в Центральной Украине бумажная фабрика, построенная в 1612 году.

Сейчас бумага окружает нас повсюду, ежегодно завоевывая все новые и новые сферы применения. Именно поэтому так важно помнить, что изготавливается она из деревьев - лесных ресурсов, которые с каждым годом на планете катастрофически уменьшаются.

Бережно относиться к книгам, экономно использовать бумагу, сдавать макулатуру, сажать деревья - самое малое, что может сделать каждый для сохранения лесов. А один изобретательный мальчик, чтобы сохранить лесные насаждения, даже отказался писать сочинение. =)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская Средняя общеобразовательная школа № 1»

Естественно-математический блок , направление-прикладная химия

Производство бумаги

Выполнила:

ученица 10 класса Цайхнер Елена Павловна

МБОУ ОСОШ №1

Руководитель:

Учитель химии Мустафина Римма Сириневна

Октябрьский 2016

Содержание

Введение

Актуальность темы

История возникновения бумаги

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение.

Бумага – это материал для письма, печатания, рисования, упаковки, гигиенических нужд и т.п. Обычно бумагу делают в виде листов или рулонов. Сырьём служит целлюлоза, которую в свою очередь получают из растительного материала или вторсырья (тряпьё, макулатура).

Вообще-то, само слово «бумага», как считается, произошло от итальянского слова «bambagia», что в переводе означает «хлопок». Странно, конечно. Ведь первые писчие листы делали совсем даже не из хлопка, а из папируса. Papyros – это гигантское многолетнее травянистое растение высотой до 5 м, и стебли у него до 7 см в диаметре. Папирус растет в тропической Африке вдоль берегов рек и озер. Именно его и облюбовали древние египтяне для производства писчего материала. Сердцевину свежих стеблей разрезали вдоль на узкие полоски и складывали в два слоя: один слой вдоль, второй поперек. Затем их сильно сдавливали, слои между собой склеивались и получались тонкие эластичные листы. Их высушивали на солнце, полировали раковинами и склеивали в свитки шириной 20-30 см и длиной до 10, а иногда и больше, метров.

Сложное производство, ничего не скажешь. Зато папирусы, а писчий материал так и называют по имени растения, сохранились через тысячелетия.

Актуальность темы.

Эта тема заинтересовала меня, потому что современному человеку трудно представить жизнь без бумаги. Согласитесь, нет ничего более обыденного и привычного в нашей жизни, чем бумага. Не проходит ни одного дня, чтобы мы ее не подержали в руках. Газеты, книги, упаковки, факсы, письма, открытки…

Цель: Попробовать сделать бумагу лабораторным способом.

Задачи:

    Изучить литературу о происхождении бумаги

    Найти способы получения бумаги в лаборатории

    Сделать модель бумаги лабораторным способом

История возникновения бумаги

Самые древние из известных папирусов-рукописей датируются III тысячелетием до нашей эры. Но к XII веку производство папируса как писчего материала полностью прекратилось, а его место прочно заняла бумага.

Изобретение бумаги приписывают китайцам. В 1957 году в северной провинции Китая Шэньси, в пещере Баоцяо, обнаружили гробницу, в которой были найдены обрывки бумаги. Установлено, что эта бумага изготовлена во II веке до нашей эры. Вначале сырьем для бумаги служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда. Но этого материала было слишком мало, и для изготовления бумаги стали использовать особый вид крапивы – крапива коноплевая. Но китайская бумага, изготовленная из крапивы, была не слишком качественной. Листы были шершавые, неровные, разной толщины. И китайцы не остановились на этом. Появилась бумага, так называемая сюаньчжи, известная своими высокими функциональными свойствами. Она была впервые изготовлена в Сюаньчэне, провинция Аньхуэй.

Согласно сведениям исторических анналов, честь данного открытия принадлежит человеку по имени Цай Лунь, который жил во времена династии Восточная Хань (25 - 225 гг. н.э.). В качестве сырья он брал луб тутового дерева и довел технологию выработки бумаги до совершенства. Долгое время китайцы держали секрет изготовления бумаги в тайне. Но все тайное когда-нибудь становится явным. Секрет изготовления стал известен миру. История рассказывает, что произошло это не совсем красивым способом. Несколько китайцев, мастеров бумажного дела, попали в 751 году в плен к арабам и под пытками выдали свой секрет. Дело происходило в Туркестане, в котором не росло китайской крапивы. Для изготовления бумаги стали использовать тряпье, которое перетирали в ступах,

размешивали с водой и выливали в формы. Для склеивания стали использовать крахмал или желатин.

( ) Так или иначе, постепенно, а точнее – очень постепенно, спустя несколько веков, бумага приходит в другие страны Азии, а позже и к арабам. Только в средние века она заменяет животный пергамент в Европе!

В 1806 году было запатентовано изобретение копировальной бумаги, в 1856 изобретён гофрированный картон, а всего через год, в 1857 появилась технология изготовления бумаги из древесины.

В 20-м веке производство бумаги стало крупнейшей высокомеханизированной и высокотехнологичной отраслью промышленности многих стран. Она отличается собственным производством сырья, мощными теплоэлектростанциями и с непрерывно-поточной технологией производства.

Технология промышленного производства бумаги

Бумага формируется на сетке бумагоделательной машины из бумажной массы сильно «разбавленной» водой суспензии волокнистых и неволокнистых компонентов бумаги.

Бумага - это пористо-капиллярное тело, доступное для проникновения воздуха, влаги и полиграфических красок, иначе своеобразный каркас, образованный из целлюлозных волокон, прочно соединенных между собой химическими водородными связями. Длина волокон, из которых образована бумага, 1-2 мм при диаметре около 25 мкм. Пространства между целлюлозными волокнами - поры могут быть частично заполнены наполнителями (например, каолином), проклеивающими веществами (например, канифолью) и некоторым количеством влаги.

При намачивании в воде обычные виды бумаги совершенно теряют первоначальную механическую прочность, при пропитке керосином или маслами прочность бумаги почти не меняется. Это убеждает вас в том, что целлюлозные волокна в бумаге соединены между собой главным образом химическими водородными связями и в меньшей мере - силами Ван-дер-Ваальса и трения. Известно, что водородные связи нечувствительны к действию углеводородов и масел.

Технологический процесс изготовления бумаги состоит из следующих стадий:

    Получение исходных волокнистых полуфабрикатов - целлюлозы, древесной массы, тряпичной полумассы макулатурной массы;

    Изготовление бумажной массы - размол наполнение, проклейка и подкраска (или окраска);

    Отлив бумаги на бумагоделательной машине;

    Отделка бумаги - каландрирование, разрезка, сортировка и упаковка.

Все эти стадии технологического процесса бумагоделательного производства выполняются на высокопроизводительных машинах.

В зависимости от волокнистого состава (иначе композиции) бумаги, природы растительных волокон, характера их обработки, содержания наполнителя, проклеивающих, веществ, а также технологии отлива и отделки получают бумагу с разными свойствами, разных видов.

По способу изготовления бумага может быть немелованной и мелованной. Немелованная бумага, иначе бумага с открытой поверхностью, получается непосредственно на бумагоделательной машине.

Мелованная бумага получается дополнительным нанесением на поверхность бумаги-основы с одной или обеих сторон водной суспензии, состоящей из белых пигментов и пленкообразующих веществ, делающих поверхность бумаги (после высушивания и каландрирования) более белой, гладкой и капиллярной.

Лабораторные способы получения бумаги

Описание работы:

Все сырье мы тщательно измельчаем и замачиваем в воде. Готовим столько, чтобы успеть переработать всю массу. Природный материал может быть как в свежем, так и в засушенном виде. Свежий материал провариваем в течение часа на медленном огне, сухой – в течение двух часов. Старую бумагу, газеты, картон для яиц, оберточную бумагу без клеевой основы измельчаем и замачиваем на несколько часов или сразу провариваем. Газету можно отбелить с помощью стирального порошка, затем, тщательно прополоскав под проточной водой проварить.

Готовую массу измельчаем небольшими порциями на миксере, смешивая между собой по тону. Также измельчаем растительное сырье, каждый вид отдельно. Если сырья получилось очень много, его можно после варки и измельчения заморозить. В большой емкости смешиваем одну часть растительной массы с пятью частями бумажной массы и разбавляем все это девятью частями воды до получения однородной массы.

Специальными рамками осторожно выдавливаем бумажно-растительную массу, распределяя ее ровным слоем по поверхности рамки. Даем стечь воде. На подготовленную заранее впитывающую влагу ткань (шерсть или хлопок) откидываем слой бумаги и закрываем сверху другим слоем ткани. Так слой за слоем. У нас поучится большой слоеный пирог. Из 1 литра бумаги получается 2 литра массы – это 25-30 листов новой бумаги формата А5, 15 листов формата А4.

Закладываем готовую бумагу под пресс на 15-30 минут. После этого раскладываем каждый слой отдельно или развешиваем на солнце для просушки. Не досушив, отделяем бумагу от ткани, перекладываем картоном
и снова закладываем под пресс, оставив на несколько часов до полного высыхания. Если нужно быстро, можно просто прогладить утюгом недосушенные листы бумаги через ткань.

Оборудование и инструменты:

Нам потребуется помещение, где есть подвод воды, эмалированные емкости для работы различных объемов (от 3 до 10-15 литров), рамки на деревянной основе, лучше из лиственницы или осины, обтянутые мелкой сеткой формата А4 или А5, сито для промывания сырья, пресс или доски с зажимами, миксер ручной или электрический, скалка для измельчения материала, старая ткань, ножницы и ножы, резиновые перчатки, фартук.

1. Бумага из соломы:

Один мешок соломы разрезаем кусочками по 2-5 см, замачиваем в большой емкости на ночь. На следующий день промываем через сито, снова замачиваем водой и ставим на огонь на 1,5-2 часа, добавляя при этом 20 гр. Кальцинированной соды. Варим, помешивая, следим, чтобы солома всегда лежала в воде. Работаем в резиновых перчатках, избегая попадания соды на

кожу или в глаза!

Если солома разделяется между пальцами, она готова для следующего шага. Фильтруем поваренную солому и прополаскиваем в чистой воде, чтобы промыть соду. Маленькими порциями измельчаем солому миксером или скалкой. Разбавляем полученную массу большим количеством воды и делаем бумагу. Если в конце массы осталось мало, можно добавить целлюлозы и сделать еще бумаги. Из 5 литров соломенной бумаги получается 25-30 листов бумаги красивого золотистого цвета.

2. Бумага из травы:

Сухую или свежую траву измельчаем ножницами, провариваем на медленном огне в течение часа, затем измельчаем маленькими порциями миксером. Смешиваем с бумажной массой в порции 1:3 или 1:5, разбавляем большим количеством воды и делаем бумагу по инструкции .

3. Бумага из крапивы:

У этого растения мы используем стебель, можно свежий или зимой сушеный. Нарезаем сырье кусочками по 2-5 см., замачиваем в воде и ставим на огонь на 30-45 минут, постоянно помешивая. При этом добавляем 100 гр. кальцинированной соды. Если вареные кусочки размягчаются между пальцами, то можно снимать с огня. Промываем массу через сито, чтобы прополоскать соду. Работаем в резиновых перчатках! Массу измельчаем миксером или разминаем скалкой. Далее делаем по инструкции.
Очень нежную бумагу можно получить из волокон взрослого растения. Для этого нужно поварить, не разрезая, стебель без листьев с кальцинированной содой, затем разделить его по волокнам и очень хорошо промыть. После этого можно нарезать волокна кусочками и делать бумагу.

4. Бумага из осенних листьев:

Листья особенно интересны, когда меняют свой окрас осенью. Сухие листья измельчаем руками и отделяем от черенков, после чего замачиваем на некоторое время в воде. Массу листьев перекладываем в свежую воду, заливая так, чтобы скрыть, и варим 30 минут. Остывшую проваренную массу измельчаем миксером и смешиваем с измельченной бумажной массой в пропорции 1:5. Далее делаем по инструкции.

5. Бумага из водорослей:

Подсушите комочек тины размером с кулак в течение 5 минут, расстелив

тонким слоем. Затем нарежьте ее мелкими кусочками (5 мм), сложите в ступку, измельчите пестиком в течение 15 минут и смочите водой. Полученную однородную массу выложите в посуду и залейте 10%-ным раствором хлорной извести для обесцвечивания, тина должна быть полностью покрыта жидкостью. Поставьте нагреваться, как только смесь закипит, прилейте 3-5 мл 2%-ного раствора серной кислоты, прокипятите еще 5-7 мин. Охладите смесь, перенесите ее в сито и промойте водой (в воду необходимо добавить несколько капель раствора аммиака для нейтрализации кислоты, содержащейся в растительной массе). Затем сито с массой накройте листом бумаги. Слегка надавливая, отожмите обесцвеченную тину, аккуратно переверните сито и выньте тину вместе с листом бумаги. Закройте тину сверху вторым листом бумаги и прогладьте горячим утюгом. Бумага готова, лучше, если она пролежит под прессом сутки. На полученной бумаге можно писать карандашом.

Технология изготовления бумаги в лабораторных условиях

Этапы работы

Фотоотчет

Возьмем сушеные листья и измельчим пестиком.

Измельченные листья смочим водой. Получившуюся однородную массу зальем 10%-ным раствором хлорной извести для обесцвечивания.

Смесь поставим нагреваться.

Как только смесь закипит, добавим
3-5 мл 2%-ного раствора серной кислоты. Прокипятим еще 5-7 минут.

Охладим смесь, перенесем ее в сито и промоем водой. Слегка надавливая, отожмем обесцвеченные листья, аккуратно перевернем сито и вынем листья вместе с листом бумаги .

Закроем смесь вторым листом бумаги и прогладим горячим утюгом.

Бумага готова, лучше, если она пролежит под прессом сутки. На полученной бумаге можно писать карандашом.

Выводы.

Во время проведения практической работы я получила большой опыт и знания, связанные с моим профильным предметом – химией.

Таким образом, цель работы, поставленная в самом начале, была достигнута:

Мной был освоен один из предложенных вариантов изготовления бумаги в лабораторных условиях. В результате моих действий, получилась настоящая бумага ручной работы. Это занятие оказалось увлекательным. Оно, безусловно, полезное.

Знания о том, как изготавливается бумага, оказываются полезными при покупке бумаги и бумажных расходных материалов. Понимание многих факторов, оказывающих воздействие на процесс изготовления бумаги, позволяет принять грамотное решение и выбрать бумагу, которая поможет повысить производительность вашей печатающей техники.

Заключение.

Все многообразие видов бумаги подразделяют на классы, из которых основными являются бумага для печати, декоративная, для черчения и рисования, электротехническая, упаковочная, оберточная, свето-чувствительная и др. К числу основных показателей, характеризующих свойства различных видов бумаги, относятся толщина или объемная масса, зольность, степень проклейки, гладкость, белизна, прозрачность, сопротивление разрыву, излому, вдавливанию, деформация при намокании, впитывающая способность и др.

Сегодня мы живем во времена огромного информационного прогресса. Но это не значит, что бумажная эра подходит к концу. Бумага по-прежнему является важным элементом в процессе печатания, для многих людей чтение книг остается большим удовольствием, а книга в красивом издании может стать чудесным подарком на любой праздник. А значит, с уверенностью можно сказать, что бумага еще долго будет занимать важное место в нашей жизни.

Приложение.

Ерофеев Дмитрий

исследовательский проект "как изготовить бумагу в домашних условиях ручным способом"

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА c. БЕЛОЕ ОЗЕРО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РБ»

Как изготовить бумагу в домашних условиях ручным способом?

Исследовательский проект

Исполнитель:

Ерофеев Дмитрий

9 лет

Руководитель:

Акбашева

Ольга Анатольевна

2013 год

  1. Теоретическая часть. стр.

1.1. Введение……………………………………………………………3

1.2. История возникновения бумаги…………………………………..3

1.3. Способы изготовления бумаги …………………….……5

  1. Практическая часть.

Изготовление бумаги в домашних условиях…………………............ 5

Заключение…………………………………………………………….. 9

Используемые источники……………………………………………….10

Введение

Здравствуйте! Меня зовут Дима.

Я учусь в школе в 3 классе и меня повсюду окружают предметы, сделанные из бумаги: книги, учебники, тетради, блокноты, альбомы, цветная бумага, картон и другие предметы. А недавно я посмотрел телепередачу, в которой рассказывалось о бумаге и о том, как ее производят. Мне захотелось узнать об этом поподробнее.

Гипотеза: если изучить историю и способы создания бумаги, то бумагу можно будет изготавливать и использовать дома в бытовых условиях.

Проблема : можно ли в домашних условиях изготовить бумагу для дальнейшего её использования.

Цель: изучить способы создания и использования бумаги в современных условиях.

Объект изучения : бумага.

Предмет изучения: способы создания и использования бумаги.

Задачи:

Изучить литературу о бумаге, историю создания бумаги, методы изготовления бумаги, изготовить бумагу в домашних условиях

История возникновения бумаги.

Бумага существовала не всегда. Когда-то, очень давно, люди не знали письменности, не умели писать. Первобытные люди делали свои рисунки на стенах пещер, высекали их на скалах.

Потом люди стали писать на дощечках из влажной глины заостренными палочками, а затем на бересте, позже на папирусе, пергаменте, только потом (почти 2000 лет назад) появилась бумага.

Сырьем для изготовления бумаги служили тутовое дерево, бамбук. Слово «бумага» произошло от слова «бамбиго» - так называли бумагу, изготовленную из бамбука.

Многие столетия бумагу делали вручную. После изобретения французом Робертом (1761-1828) первой бумагоделательной машины производство бумаги и картона сделало резкий скачок вперед.

Бумагу стали применять не только для письма и печатания книг, для упаковки товаров, но и в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, электротехнике.

Современные способы изготовления бумаги

Современные способы изготовления бумаги мало отличаются от тех, что применялись 2000 лет назад.

Изготовление бумаги в домашних условиях

А знаете ли вы, что можете сами сделать бумагу?

1. Разорвать бумагу на мелкие кусочки и залить водой на 24 часа

2. Отжать излишки воды, переложить в таз. Добавить немного воды, чайную ложку клея ПВА (для скрепления бумаги) и столовую ложку крахмала (для того, чтобы лист был эластичным и мог гнуться), взбить миксером. В результате должна получиться смесь наподобие каши.

3. Полученную смесь выложить на сетку и дать стечь лишней воде

  1. Теперь настало время для окончательной сушки. Выложить всё на полотенце, сверху положить марлю или газету и оставить под прессом на 24 часа. А если мы хотим получить тонкий лист бумаги, надо выложить массу тонким и ровным слоем.
  1. В результате этого увлекательного занятия получается очень красивая бумага ручной работы.

6. Для украшения в бумажную массу можно добавлять сухие травки, приправы, разноцветные нитки, листья, лепестки цветов, ракушки и бусинки.

7. Изготовленные ручным способ листы могут быть использованы для дизайнерских работ: книг, открыток, панно, для живописи.

8. Сушить бумажную массу можно не на экране, а на чашке или на стаканчике, и тогда получится декоративная вазочка или мисочка, карандашница, шляпка для куклы.

Вывод:

1. Бумагу можно приготовить в домашних условиях.

2. Домашнюю бумагу выгодно использовать, т.к. она изготавливается из макулатуры и не требует денежных затрат.

3. Лучше всего использовать такую бумагу для оформления.

4. К тому же бумага, приготовленная в домашних условиях, более экологичная.

Используемые источники:

1. “Новая Газета” № 49 (492), 2005 год
2. Хорёва Г. А. “Твоя альтернатива АЭС” Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2–е, перераб. и дополненное. – Мурманск, 2002. – 32 с.
3. Бумага своими руками _ Страна Мастеров.mht

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательский проект Изготовление бумаги в домашних условиях ручным способом

Руководитель: Акбашева Ольга Анатольевна Исполнитель: Ерофеев Дмитрий, 9 лет, учащийся 3 класса МОБУ СОШ с. Белое Озеро

Бумага в моей жизни Я учусь в школе в 3 классе и меня повсюду окружают предметы, сделанные из бумаги: книги, учебники, тетради, блокноты, альбомы, цветная бумага, картон и другие предметы. А недавно я посмотрел телепередачу, в которой рассказывалось о бумаге и о том, как ее производят. Мне захотелось узнать об этом поподробнее.

Гипотеза исследования: если изучить историю и способы создания бумаги, то бумагу можно будет изготавливать и использовать дома в бытовых условиях.

можно ли в домашних условиях изготовить бумагу для дальнейшего её использования? Проблема исследования:

и зучить способы создания и использования бумаги в современных условиях. Цель исследования:

бумага Объект изучения:

способы создания и использования бумаги. Предмет изучения:

Проанализировать доступную литературу о бумаге, найти и изучить историю создания бумаги Собрать необходимый материал для проведения практической методики Изучить методы изготовления бумаги в домашних условиях Изготовить бумагу в домашних условиях Задачи:

Необходимое оборудование: Таз или ведро Листы использованной бумаги Блендер Вода Кусочек сетки с мелкими отверстиями Промокаемая бумага или газета Поддон с мелкими отверстиями Куски ткани Высушенная мята Глицерин Гуашь Сухие цветы Крахмал Изготовление бумаги в домашних условиях.

Разорвать бумагу на мелкие кусочки и залить водой на 24 часа Изготовление бумаги в домашних условиях

Отжать излишки воды, переложить в таз, добавить немного воды, клея ПВА, крахмал или другие наполнители, взбить Изготовление бумаги в домашних условиях

Полученную смесь выложить на сетку и дать стечь лишней воде Изготовление бумаги в домашних условиях

Выложить всё на полотенце, сверху положить полотенце или газету и оставить под прессом на 24 часа Изготовление бумаги в домашних условиях

Получилась целлюлоза Изготовление бумаги в домашних условиях

Для украшения в бумажную массу можно добавлять сухие травки, приправы, можно добавлять разноцветные нитки, "скелеты" листьев, лепестки цветов, ракушки и бусинки. Изготовление бумаги в домашних условиях

Сушить бумажную массу можно не на экране, а на чашке или на стаканчике, и тогда получится декоративная вазочка или мисочка, карандашница, шляпка для куклы.

1. Бумагу можно приготовить в домашних условиях. Создание бумаги ручной работы - очень интересный и творческий процесс. И совсем несложный. А какой потрясающий результат: эксклюзивная бумага вашего собственного дизайна! 2. Домашнюю бумагу выгодно использовать, т.к. она изготавливается из макулатуры и не требует денежных затрат. 3. Лучше всего использовать такую бумагу для оформления. 4. К тому же бумага, приготовленная в домашних условиях, более экологичная. Вывод:

1 . “Новая Газета” № 49 (492), 2005 год 2. Хорёва Г. А. “Твоя альтернатива АЭС” Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2–е, перераб. и дополненное. – Мурманск, 2002. – 32 с. 3. Бумага своими руками _ Страна Мастеров.mht Используемые источники

Руководитель проекта:

Наговицына Н., Ушакова Л. А.

Учреждение:

МБДОУ Детский сад № 30 «Одуванчик» г. Старый Оскол

Предложенный исследовательский краткосрочный проект в средней группе ДОУ «Бумага, ее качества и свойства» направлен на изучение воспитанниками детского сада физических свойств бумаги и бумажных изделий.

Автор краткосрочного проекта в средней группе детского сада «Бумага, ее качества и свойства» провела с воспитанниками ряд манипуляций по выявлению физических качеств бумаги в ходе эксперимента. Данная исследовательская часть была представлена в игровой форме.


Данный проект для средней группы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) «Бумага, ее качества и свойства» создан в рамках экологической тематики проектных работ, где воспитанники детских садов не только изучают свойства материалов и прочих объектов, но и учатся экологической грамотности для сохранения чистоты окружающей среды.

Паспорт

творческо-исследовательского проекта «Бумага, ее качества и свойства»
средней группы детского сада

Цель проекта:
Формировать и расширять представления детей о бумаге, разных ее
видах, качествах и свойствах.

Длительность проекта: 1 месяц.

Участники проекта: дети, воспитатели.

Задачи проекта:

  1. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги.
  2. Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно–следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду), заинтересовать работой с бумагой.
  3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Реализация проекта


I – Неделя

1. Беседа о возникновении бумаги.

Дети узнали, что очень давно 2000 лет назад китайский народ изобрел бумагу, а другие народы покупали у них как самую большую драгоценность.

Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников и попытались у пленников узнать, как они изготавливают бумагу.

Так люди во всем мире научились делать бумагу по китайскому способу, а делали ее китайцы вручную. В наше современное время бумагу делают машины. Но прежде всего дети узнали – в лесу рубят дрова, бревна везут на фабрику. Здесь их очищают, а затем дробят в машине-дробилке на мелкие кусочки.

Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу, Она и идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому мы обращали внимание детей на то, что с бумагой надо обращаться бережно, экономно ее расходовать.

2. Рассматривание иллюстрации об изготовлении бумаги.

3. Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

4. Опыт: «Свойство бумаги (рвется, мнется)

Дети пытаются помять полоски бумаги, а затем ее разгладить ладошкой. А затем делают вывод, что бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней.

Игра «Сминание» - (дети порванные кусочки скатывают в «снежки», затем бросают в цель, складывают в корзину, склеивают-получают снеговик, цветы и т д.).

Также дети попробовали оторвать кусочек бумаги от полоски, получилось это легко. И дети сделали вывод, что бумага непрочная – она легко рвется.

5. Игра «Разрывание» (дети подбрасывают разорванную бумагу, представляя себе, что это кружат осенние листья в воздухе, пушинки, снежинки) можно наклеить обрывки бумаги на белый лист бумаги и порадоваться тому, что из этого получилось.

Цель этих игр – развивать моторную функцию рук, творческий потенциал, закреплять свойства бумаги. Формировать привычку к труду.


II – Неделя.

1. Наблюдение за деревьями.

Цель : формировать бережное отношение к деревьям, замечать их
красоту. И чем экономнее мы будем использовать бумагу, тем больше берез
и елей останется в лесу.

2. Загадывание загадок о бумаге. «Я белая, как снег, дружу с карандашом, где он пройдет, там заметку кладет».

Цель - упражнять в подборе слов-антонимов, определений, отгадывании загадок.

3. Разучить и исполнить песенку «Бумажные кораблики».

4. «Опыт» «свойство бумаги, как впитывающая способность и что бумага хорошо горит» Что бумага хорошо впитывает воду, дети убедились, когда опустили в стакан с водой полоски бумаги. Дети сделали вывод, что бумага намокает в воде и расползается.

Также дети наблюдали, как бумага хорошо горела. Дети сделали вывод: бумага хорошо горит, но это свойство очень опасно, его может проверить только взрослый.

5. Игра с бумажным корабликом и лодочкой (дети пускают их в тазике с водой) цель -закреплять свойства бумаги.

6. Конструирование «Лодочка»
Цель - закреплять свойства бумаги, учить складывать бумагу в разных направлениях, делать лодочку.

III- Неделя


1. Подбор литературы по изготовлению по изготовлению поделок.

Цель - формировать у родителей позицию активного участника
педагогического процесса.

Цель : показать детям, что бумага обладает такими свойствами, как(гладкая –шершавая, толстая – тонкая, белая – цветная и что на бумаге можно рисовать).

Дети брали карандаши и проводили по полоске линию и видели, что на бумаге остается след от карандаша. Значит, дети сделали вывод, что на бумаге можно рисовать.

3. Аппликация на тему «Составь красивый узор»

Цель : развивать творческие способности детей, закреплять свойства бумаги.

Республиканский Фестиваль исследовательских проектов и

творческих проектов «Мои первые открытия»

Исследовательская работа

Что такое бумага,

и как её изготавливают?

Работу выполнили учащиеся 3 б класса

Руководитель: Рибинская Вера Васильевна,

учитель начальных классов

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Эссойльская средняя общеобразовательная школа»

2013 год

1. Введение

Наш исследовательский проект называется «Что такое бумага и как её изготавливают?»

Все ребята нашего класса любят рисовать, раскрашивать, делать различные аппликации. Нам нравится читать интересные книги. В школе мы пишем в тетрадях, в дневник записываем домашнее задание. В классный журнал учитель ставит оценки. Бумага есть везде: дома, в школе, в магазине.

Без нее сейчас невозможно представить себе жизнь. Бумага – это самый распространенный материал в мире.

На одном из уроков окружающего мира мы говорили о проблемах экологии, об охране леса, узнали о том, что бумагу делают не только из древесины, но и из макулатуры. Нас заинтересовал сам процесс изготовления бумаги. Как бумагу изготавливают на заводе и можно ли изготовить её дома?

Перед работой над проектом мы провели анкету среди учеников начальной школы. Мы опросили 75 человек. Им были заданы следующие вопросы:

    На чём писали люди в древнем мире? Получили такие ответы:

Не знаю - ответили –16 человек, а дереве – 27 человек, на камнях, стенах пещер – 18, на бересте 11, на папирусе – 1, на глине – 1, на шкуре животных -1

    Из чего делают бумагу в наше время?

Не знаю ответили –25 человек, из дерева – 41 человек, из коры – 3, из деревянной каши – 6

Оказалось, что и мы сами, и другие ребята не очень много знают о бумаге. Мы решили изучить этот вопрос и донести свои знания до учеников нашей школы.

Так возникла тема нашей исследовательской работы: «Что такое бумага и как её изготавливают?»

Целью нашей работы стало: и сследование бумаги: истории её происхождения, свойств и технологии изготовления.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

1. . Изучить историю появления бумаги.

2. Провести ряд опытов с бумагой, изучить её свойства.

3. Изготовить бумагу в домашних условиях.

4. Познакомить с проектом учащихся начальной школы.

Мы выдвинули гипотезу: «Если мы узнаем, как делают бумагу, сами сможем изготовить её в домашних условиях».

В нашей работе мы использовали такие методы исследования, как:

    Анкетирование

    Экскурсия на ЦБК «ОАО Кондопога».

    Изучения справочной литературы и ресурсов Интернета;

    Опыты с бумагой

    Практическая работа по изготовлению бумаги

2. Практическая часть

Для работы над проектом мы с ребятами решили на время стать учёными и разделились на три группы: Историки, Химики и Технологи. Первыми принялись за работу Историки. Они изучили вопрос «Откуда пришла бумага?»

    1. Откуда пришла бумага?

Бумага была не всегда. Что люди использовали до того, как появилась бумага? В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Сначала использовали камень, глину, кору деревьев. На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые воском. Наши девочки тоже попробовали сделать такие восковые дощечки. Их сменил папирус, которого иногда называют «дедушкой бумаги». (Папирус – это растение с жёстким полым стеблем, который разрезали и распрямляли – получались тонкие листы, на которых можно было писать).

В странах с жарким климатом часто использовали высушенные пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – слой коры березы. Затем появился пергамент . Его производили из кожи молодых животных (баранов, коров, свиней, козлов). Пергамент являлся очень дорогим материалом. На создание одной книги уходили шкуры 200-250 животных. Пергамент использовали до появления бумаги.

Первыми бумагу начали делать китайцы. Считается, что бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из внутренней части коры тутового дерева. Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпки в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы. Когда вода стекала, листы сушили. Позднее китайцы стали добавлять в нее крахмал. Сначала бумагу делали из тряпок, потом решили попробовать древесину.

Сейчас бумагу делают примерно так же, только всё это выполняют машины. О том, как делают бумагу у нас в Карелии, мы узнали, посетив Целлюлозно- бумажный комбинат в городе Кондопога.

2.2. C войства бумаги.

На комбинате мы узнали, что может входить в состав бумаги.

    Древесная масса или целлюлоза 2)Макулатура 3)Тряпичная ветошь

Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях.

Мы попробовали исследовать свойства бумаги и для этого провели следующие опыты:

    Опыт №1 Гладкость . Я взяла разные листы бумаги писчей, газетной, оберточной и заметила, что она в основном гладкая. От гладкости зависит внешний вид бумаги. Вывод: Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных бумаг, а также при склейке бумаги.

    Опыт №2. Сопротивление излому . Бумага состоит из волокон, скреплённых между собой. Если разорвать лист бумаги, то линия получится неровной. Если лист прогладить по линии сгиба (то есть сломать волокна), то лист порвётся по ровной линии. Вывод: Бумага состоит из волокон, которые делают бумагу прочной.

    Опыт №3 Просвет. Я взяла два листа бумаги: плотный и тонкий, по очереди наложила их на картинку на просвет и увидела, что тонкая бумага просвечивает картинку, а плотная нет. Вывод: Бумага бывает разной структуры: плотная и тонкая. Просвечивание бумаги зависит от спрессованности волокон.

    Опыт №4 Пористость. На лист бумаги я капнула краски, она впиталась. Между волокнами есть поры. Вывод: Бумага впитывает печатную краску благодаря её пористости.

    Опыт №5 - Прочность. Положим тяжёлый предмет на лист бумаги. Лист прогнулся. Затем сложим лист «гармошкой» и поставим тот же предмет. Лист- не прогибается. Вывод: Бумага, сложенная «гармошкой становится более прочной. Принцип «гармошки» используется при изготовлении коробок.

    Опыт №6 Растяжимость . Беру лист мягкой бумаги (салфетки) и пробую растянуть её, бумага медленно чуть тянется. Вывод: Бумага растягивается. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги.

    Опыт №7 Мягкость. Листок бумаги пробую смять в комочек, бумага легко поддается. Вывод: Бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.

    Опыт №8 Влагопрочность. Теперь бумагу опускаю в воду и слегка придавливаю, бумага намокает, но форму не теряет. Бумага прочна во влажном состоянии. Вывод: Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения.

    Опыт № 9 Горение. Пробую поджечь бумагу, она легко сгорает. От сгораемой бумаги остается пепел, зола. Вывод: Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит.

Подведу итог нашим исследованиям: Я перечислила главные свойства бумаги. Их надо знать тем людям, кто изготавливает бумагу. На бумажных комбинатах делают бумагу разных видов. От её свойств - зависит качество.

2.3. Технология изготовления бумаги.

Изучив свойства, мы решили изготовить бумагу сами. И вот, что у нас получилось. Посмотрите фильм «Как мы делали бумагу». Мы в домашних условиях сделали бумагу из макулатуры и с читаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы. Надо помнить, что лес - это сокровище, которое подарила нам мать- природа и что лес нужно беречь, охранять и всеми силами пытаться спасти.

    Заключение

Практические результаты:

    Ребята нашего класса из различных источников узнали об истории создания бумаги; 2. Изучили свойства бумаги. 3. Сделали бумагу из макулатуры.

Выводы:

Наша гипотеза о том, что «если мы узнаем, как делают бумагу, то сможем сделать её сами в домашних условиях», полностью подтвердилась. Мы узнали, из чего делают бумагу, и сами научились её делать.

    Приложение.

Использованная литература и цифровые ресурсы:

Богданов В.В, С.Н. Попова. Истории обыкновенных вещей. Изд. «Педагогика-Пресс», М., 1992, с. 70-76

2. Большая Российская энциклопедия

3. Слово о бумаге. Н.Ю. Яковлев. М. 1988 г.

4. Технология бумаги, М., 1992 г.

5. Что такое. Кто такой. Т.1. – М.: Педагогика,1990.

петроглифы









2024 © rukaraoke.ru.