Воспитание у детей любви к матери, родине, природе и труду. Воспитание бережного отношения и любви к природе у дошкольников


Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Несмотря на серьёзные меры, принимаемые в деле охраны природопользования в нашей стране, существующая экологическая обстановка очень напряжённая.
Охрана природы – одна из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народохозяйственных планов, благосостояние нынешнего и будущего поколения. Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность - важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.
Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно происходит развитие наглядно-образного мышления и воображения, начинают формироваться морально-нравственные критерии. Всё это создаёт благоприятные условия для того, чтобы максимально расширить предпосылки к воспитанию любви к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чумаченко Евгения Андреевна

КШ

Курсы профессиональной переподготовки

по направлению «Дошкольное образование»

Тема:

Воспитание у дошкольников любви к природе.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

«Сущность экологического воспитания»

ГЛАВА ВТОРАЯ

«Воспитание любви к природе у дошкольников»

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

«О воспитании любви к природе через понимание родины»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В дошкольном возрасте наиболее интенсивно происходит развитие наглядно-образного мышления и воображения, начинают формироваться морально-нравственные критерии. Всё это создаёт благоприятные условия для того, чтобы максимально расширить предпосылки к воспитанию любви к природе.

Воспитание любви к природе у дошкольников, основанное на принципах единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение – основа гармоничного и целостного развития личности ребёнка, достигается путём экологического воспитания - формирования сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. Любое педагогическое воздействие, должно вызывать положительный эмоциональный отклик, формировать осознанность, расширять представления об устройстве и явлениях мира.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя, человека.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач :

Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

ГЛАВА ПЕРВАЯ «Сущность экологического воспитания»

Общение с природой и художественный трудподходящие инструменты, для решения этой задачи. Развивать способность видеть красоту, формировать бережное отношение к природе нужно с детства, при этом важно учитывать принцип последовательности, уровень развития и индивидуальные особенности ребёнка. Нравственный опыт и мастерство педагога, сочетающее доброту и требовательность, позволяет прививать детям уважительное отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание - составная часть эстетического и нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, этичного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у дошкольников в первую очередь на материале художественной литературы. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности экологического воспитания, формирование которого необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение. Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют особенности этого процесса:

  1. СТУПЕНЧАТЫЙ ХАРАКТЕР:
  • формирование экологических представлений;
  • б)развитие экологического сознания и чувств;
  • формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
  • выработка навыков и привычек поведения в природе;
  • преодоление в характере дошкольников потребительского отношения к природе;

2) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ;

3) СЛОЖНОСТЬ;

4) СКАЧКООБРАЗНОСТЬ;

5) АКТИВНОСТЬ.

Также огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя: развитие экологического сознания, формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности, выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек, воспитание устойчивой воли, формирование значимых целей экологической деятельности.

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

ГЛАВА ВТОРАЯ «Воспитание любви к природе у дошкольников»

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.

Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю» .

Необходимо вместе с детьми присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

Например, дошкольников можно познакомить с термометром и принципом его работы (изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру). Надо показать детям сначала нулевую отметку на шкале, познакомить с движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим можно научить малышей отсчитывать градусы на шкале: каждое деление - один градус. Самый обычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток заданий. Их цель - научить определять температуру воздуха. Например, в комнате 22° выше нуля. Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18°. Спустя некоторое время - снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате опять повышается.

Много радости и удивительных открытий дарят малышам зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели. Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!). Надо объяснить детям, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете. Как говорится, для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за природе .

ГЛАВА ТРЕТЬЯ «О воспитании любви к природе через понимание родины»

Программа воспитания в детском саду включает в себя воспитание любви к Родине. Так с чего же начинается Родина? С кудрявой березки, шумящей на ветру, с переливчатой трелью соловья, с улицы, проросшей травой – со всего того, что окружает человека с первых дней жизни. Воспитывая в детях любовь к природе, мы тем самым воспитывает у них любовь к Родине, и делать это нужно с самого раннего возраста. Научить детей видеть красоту окружающей родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней, одна из главных задач педагога.

Дошкольники, особенно старшие, очень любознательны. Они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны. Большие возможности для наблюдений дает уголок природы. В воспитании у детей интереса к растениям большую роль играют занятия, направленные на знакомство с комнатными растениями.

Также большое значение для воспитания у дошкольников интереса к природе, имеют наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире. Весна - время увлекательных наблюдений. Всё приходит в движение, оживает после долгого зимнего сна. Необходимо обращать внимание детей на изменения в природе, отмечать, что весеннее солнце ярче зимнего, что цвет неба меняется в зависимости от погоды. На прогулках можно прислушиваться к пению скворцов, обращать внимание на их внешний вид: длинный и тонкий клюв, которым удобно отыскивать и выбирать насекомых.

В ненастную погоду, полученные на прогулках знания важно закрепить с помощью дидактических игр, например, «Назови и опиши птиц» и «Кто улетает, кто остаётся», загадывать загадки о птицах, петь песни, рассказывать стихи и прослушивать аудиозаписи с голосами птиц.

В работе с дошкольниками полезно использовать различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат интересный познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например, если дождь идет при солнечной погоде, значит скоро прекратится или появится радуга.

Стихи с описанием русской природы можно найти у А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Фета, И. Сурикова, И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Блока. Красоту родной природы раскрывают рассказы М. Пришвина. Их произведения способствуют пробуждению у детей любви к родной природе, сознательному отношению к красоте, ко всему живому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания . Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления могут развиваться у дошкольников на материале художественной литературы.

Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений интерес у дошкольников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание дошкольников.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком тексте художественной литературы и как именно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий в конкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  2. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.
  3. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.
  4. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. - № 1. – 1988
  5. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. - № 8. – 1986.
  6. Электронный словарь «Академик».

Воспитание у школьников любви к природе.

Природа нравится, влечет к себе

и воодушевляет только потому,

что она естественна.

Вильгельм Гумбольдт

Проблема охраны природы в настоящее время является очень актуальной и в оспитание бережного отношения, любви к природе стало одной из важнейших задач нравственного воспитания современного человека. Оно подразумевает формирование экологического сознания, формирование новых отношений с единственно возможной для человека средой обитания. Условием такого воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся.
Содержание школьного экологического образования соответствует возможностям школы. Одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая научно-исследовательская работа по актуальным вопросам экологического образования.
Бережное отношение, уважение к природе необходимо воспитывать через изучение истории своего государства, традиций русского народа, через изучение местных экологических проблем. В школе экологическое воспитание осуществляется с учетом региональных особенностей территории. Основными направлениями работ экологической деятельности в школе являются:

Несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся средних классов, использование возможностей кружковой работы являются недостаточно разработанной. Поэтому мы поставили своей целью разработку программы работы экологического кружка для школьников.

Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования экологической культуры школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».

Одним из основных направлений в воспитании детей я считаю экологическое воспитание.

Работа мною ведется по трем направлениям:

Получение теоретических знаний о природе, о ее ценностях;

Пропаганда идей охраны природы;

Практическая работа, связанная с охраной природы. Центральное место здесь занимает исследовательская деятельность.

Цель исследовательской деятельности : формирование творческой, разносторонне развитой личности с экологически ориентированным мышлением, стремлением инициативно и эффективно участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды.

Задачи: приобщение подрастающего поколения к пониманию экологических проблем современности и участию в их решении на местном уровне;

Развитие творческих способностей у учащихся;

Пробуждение интереса к исследовательской работе.

Экологическое воспитание осуществляется с первых уроков биологии.

Экологические знания, полученные учащимися на уроках, закрепляются и развиваются в ходе внеурочной и внешкольной деятельности.

В начале года мы с ребятами планируем работу, походы, экскурсии. Экскурсии в природу имеют важное значение для экологического, эстетического воспитания учащихся, формирования гуманного отношения ко всем живым существам. Они также помогают обобщить знания по предмету. А где воспитывать у ребят любовь к родной природе, показать все ее разнообразие, красоту, если не на экскурсии?

Это с одной стороны знакомство с разнообразными объектами и явлениями живой природы, с другой - просто отдых. Особого внимания заслуживают зимние экскурсии. Основная их цель показать ребятам, что в суровый зимний период борьба за жизнь становится чрезвычайно острой и, чтобы успешно выдержать ее, животным необходимо обладать самыми разнообразными приспособлениями. Многие из этих адаптаций можно увидеть на экскурсии. Важная задача учителя - помочь учащимся выяснить в процессе наблюдений экологическую роль снежного покрова. Ученики зарисовывают следы жизнедеятельности зверей. Ребята приобщаются к самостоятельной, увлекательной, но сложной деятельности. Они часто вынуждены принимать экологически правильные решения.

Исследовательская работа направлена на изучение водоохранной деятельности, влияние бытовых отходов на окружающую среду.

Ребята собирают сказки, легенды, народные приметы, связанные с природой своей малой родины. Затем связывают это со своими наблюдениями.

Природоохранная практическая работа ведется по разным направлениям:

Защита природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц);

Улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного участка);

Сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление гербариев, коллекций, панно, поделок).

Исследование природной среды. Проведенные исследования используются на уроках биологии, внеклассных мероприятиях. С результатами своих исследований ребята постоянно выступают на районных научно-практических конференциях.

Темы исследования следующие:

Флора заказника «Шольский лес»

Лекарственные растения нашего края.

Флористический состав реки Шола.

Состав и качество воды в р.Шола.

Легенды и сказания о лекарственных растениях с. Зубово.

Мхи и лишайники заказника Шольский лес.

Редкие и исчезеющие растения Шольского края.

Орнитологические исследования заказника «Шольский лес»

и др.

С целью проведения оценки эффективности экологического воспитания мною было проведено несколько диагностических исследований (анкетирование). Выяснилось, что дети очень любят свою малую родину, с интересом изучают ее, стараются беречь этот небольшой, красивейший уголок.

Важнейшим аспектом своей работы я считаю формирование у школьников экологической культуры как системы знаний, убеждений, задачу свою вижу в том, чтобы мои ученики, независимо от того, кем они станут после окончания школы, сохранили и пронесли через всю свою жизнь бережное отношение к природе. Это сделать нельзя, не вооружив ребят специальными знаниями, умениями, навыками, не показав им природу как единую целостную систему, среду жизни человека, источник его существования. И где бы они не работали, я надеюсь, что их экологическая культура, их гражданская позиция будут зримо проявляться во всех делах и поступках.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В дошкольном возрасте наиболее интенсивно происходит развитие наглядно-образного мышления и воображения, начинают формироваться морально-нравственные критерии. Всё это создаёт благоприятные условия для того, чтобы максимально расширить предпосылки к воспитанию любви к природе.

Воспитание любви к природе у дошкольников, основанное на принципах единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение – основа гармоничного и целостного развития личности ребёнка, достигается путём экологического воспитания - формирования сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. Любое педагогическое воздействие, должно вызывать положительный эмоциональный отклик, формировать осознанность, расширять представления об устройстве и явлениях мира.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя, человека.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач :

Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Также огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя: развитие экологического сознания, формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности, выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек, воспитание устойчивой воли, формирование значимых целей экологической деятельности.

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

ГЛАВА ВТОРАЯ «Воспитание любви к природе у дошкольников»

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.

Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю» .

Необходимо вместе с детьми присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

Например, дошкольников можно познакомить с термометром и принципом его работы (изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру). Надо показать детям сначала нулевую отметку на шкале, познакомить с движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим можно научить малышей отсчитывать градусы на шкале: каждое деление - один градус. Самый обычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток заданий. Их цель - научить определять температуру воздуха. Например, в комнате 22° выше нуля. Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18°. Спустя некоторое время - снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате опять повышается.

Много радости и удивительных открытий дарят малышам зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели. Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!). Надо объяснить детям, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете. Как говорится, для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за природе .

ГЛАВА ТРЕТЬЯ «О воспитании любви к природе через понимание родины»

Программа воспитания в детском саду включает в себя воспитание любви к Родине. Так с чего же начинается Родина? С кудрявой березки, шумящей на ветру, с переливчатой трелью соловья, с улицы, проросшей травой – со всего того, что окружает человека с первых дней жизни. Воспитывая в детях любовь к природе, мы тем самым воспитывает у них любовь к Родине, и делать это нужно с самого раннего возраста. Научить детей видеть красоту окружающей родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней, одна из главных задач педагога.

Дошкольники, особенно старшие, очень любознательны. Они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны. Большие возможности для наблюдений дает уголок природы. В воспитании у детей интереса к растениям большую роль играют занятия, направленные на знакомство с комнатными растениями.

Также большое значение для воспитания у дошкольников интереса к природе, имеют наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире. Весна - время увлекательных наблюдений. Всё приходит в движение, оживает после долгого зимнего сна. Необходимо обращать внимание детей на изменения в природе, отмечать, что весеннее солнце ярче зимнего, что цвет неба меняется в зависимости от погоды. На прогулках можно прислушиваться к пению скворцов, обращать внимание на их внешний вид: длинный и тонкий клюв, которым удобно отыскивать и выбирать насекомых.

В ненастную погоду, полученные на прогулках знания важно закрепить с помощью дидактических игр, например, «Назови и опиши птиц» и «Кто улетает, кто остаётся», загадывать загадки о птицах, петь песни, рассказывать стихи и прослушивать аудиозаписи с голосами птиц.

В работе с дошкольниками полезно использовать различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат интересный познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например, если дождь идет при солнечной погоде, значит скоро прекратится или появится радуга.

Стихи с описанием русской природы можно найти у А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Фета, И. Сурикова, И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Блока. Красоту родной природы раскрывают рассказы М. Пришвина. Их произведения способствуют пробуждению у детей любви к родной природе, сознательному отношению к красоте, ко всему живому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания . Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления могут развиваться у дошкольников на материале художественной литературы.

Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений интерес у дошкольников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание дошкольников.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком тексте художественной литературы и как именно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий в конкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

    Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.

    Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.

    Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. - № 1. – 1988

    Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. - № 8. – 1986.

    Электронный словарь «Академик».

Тема. Воспитание любви к природе.

  • Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка.
  • Продемонстрировать родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания во внеклассной и учебной деятельности.
  • Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

Оборудование: фотообои с летней природой; выставка детских книг о природе; плакаты; таблица-схема «Что даёт природа человеку»; фонограмма «Звуки природы».

Подготовка.

1. Приглашение родителей на собрание.
2. Организация конкурса детских рисунков и поделок из природных материалов.
3. Фотогазета «Друзья природы». (Фотографии с экологических праздников, подготовленных на занятиях кружка).
4. Подготовка с детьми экологической сказки «Колобок».
5. Подготовка памяток для родителей «Правила поведения в лесу».
6. Подготовка выставки книг и журналов на тему « Любить, ценить и охранять».
7. Оформить плакаты:

  • «Человек, который понимает природу, - благороднее, чище». Л. М. Леонов.
  • «Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать её музыку и проникаться её тишиной». И.И. Левитан.

Ход собрания.

I. Круглый стол по теме собрания.

Звучит фонограмма «Звуки природы». Присутствующие рассматривают выставки, принимают участие в определении лучшего детского рисунка и поделки из природного материала. Родители занимают места за круглым столом.

1. Вступительное слово учителя.

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в школе и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живём.

2. Коллективное обсуждение вопросов.

Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:

Любит ли ваш ребёнок природу? В чём это проявляется?

Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?

Часто ли вы бываете с ребёнком на природе? Как проходят такие прогулки?

Приходилось ли вам вместе с ребёнком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?

Был ли у вашего ребёнка хороший поступок по отношению к природе? Какой?

Приходилось ли вам вместе с ребёнком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?

Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

II. Беседа «Воспитание любви к природе». (Приложение 2.)

III. Игра – путешествие « Мы идём в поход».

  • Воспитание любви к природе.
  • Привлечь внимание детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды.
  • Формировать опыт взаимодействия ребёнка с природой и экологическую культуру.
  • Научить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.

Оборудование: фонограммы песен, рисунки – схема экологической тропы, листики с буквами, рисунки лесных цветов, гербарий растений, рисунки лекарственных растений, рисунки для конкурса «Лесной компас», карточки с экологическими задачами, медали учащимся «Бывалому туристу», «Начинающему туристу», памятки «Правила поведения в лесу».

(Звучит фонограмма песни «Добро и зло».)

Учитель . Лето – это время увлекательных походов.

А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю?

Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Перед вами план нашей экологической тропы. Путешествуя по ней, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живём. Кроме этого, мы должны серьёзно подумать, что угрожает нашей планете, с чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы наша Земля была чистой и красивой.

(Группа ребят читает стихи.)

  1. Наша планета Земля очень щедра и богата,
    Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!
  2. И, конечно, тревожно, что, порой, мы безбожно
    Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.
  3. Ни за что не в ответе, будто самую малость
    Нам на этой планете жить и править осталось.
  4. Мы – не гости на планете, и Земля – наш дом,
    Будет в нём светло и чисто, если мы спасём:
  5. И прозрачные озёра, и еловый лес,
    И цветных полей узоры, и речной простор.
  6. Давайте будем беречь планету,
    Другой такой на свете нету.
  7. Развеем над нею и тучи, и дым.
    В обиду её никому не дадим.
  8. Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
    От этого станем мы только добрей!
  9. Украсим всю Землю цветами, садами…
    Все. Такая планета нужна нам с вами!

Учитель.

По-своему чудесен каждый край,
И если хочешь ты увидеть чудо,
По белу свету странствовать ступай.

В игре будут участвовать две туристические группы, в которые войдут и родители, и дети.

(Звучит фонограмма «Песенка про весёлого туриста».)

I этап. « Разминка»

1. Узнаем названия команд. (В испытании участвуют дети, по 6 человек от каждой команд.)

Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке. (На пути расставлены «кочки» - круги из картона.) А на той стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Когда соберёте все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочках. Это слово – название вашей команды. Итак, начали! (Команды выполняют задание.)

Ребята, давайте узнаем названия ваших команд. («Рюкзак», «Компас»)

В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим числом «км». В конце игры подведём итог: кто пройдёт больше «км», та группа и будет победительницей.

2. Нужные вещи в походе.(Для детей и родителей.)

Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.

(Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточку «1 км».)

  1. Он в походе всем нам нужен, он с кострами очень дружен,
    Можно в нём уху сварить, чай душистый вскипятить. (Котелок.)
  2. В деревянном домике проживают гномики.
    Уж такие добряки – раздают всем огоньки. (Спички.)
  3. Я маленький, да удаленький,
    Стоит на меня взглянуть,
    И тотчас узнаешь путь. (Компас.)
  4. Два ремня висят на мне, есть карманы на спине.
    Коль в поход идёшь со мной, я повисну за спиной. (Рюкзак.)
  5. Я горячее храню, я холодное храню,
    Я и печь, и холодильник вам в походе заменю. (Термос.)
  6. Этот глаз – особый глаз, быстро взглянет он на вас,
    И появится на свет самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

3. Какая будет погода? (Для родителей.)

В походе погоду можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать?

Задания для команды «Рюкзак».

  • Обильная роса утром, днём будет……….погода. (Хорошая.)
  • Ворон каркает к ……….. (дождю).
  • Если мошкара вьётся кругами – к ………. (хорошей) погоде, лезет в лицо – к ……….(дождю).

Задания для команды «Компас». Ласточки летают низко над землёй к ………. (дождю).

  • Идёт дождь, и на лужах пузырьки. (Дождь будет идти долго.)
  • Воробьи купаются в пыли или в луже. (Будет дождь.)>
  • Молодцы! Думаю, что плохая погода вас не застанет в пути.

    Когда ты входишь в лес,
    Где чистым воздухом приятно так дышать,
    Есть в травах и цветах целительная сила
    Для всех умеющих их тайну разгадать.

    1. Лесная опушка. (Испытание для детей.)

    Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растёт много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится. (Команды по очереди отгадывают загадки.)

    1. Девчонки – невелички, а сердце золотое,
      Пушистые реснички сияют белизною,
      На ветру качаются, всем улыбаются. (Ромашка.)
    2. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
      Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк. (Одуванчик.)
    3. То фиолетовый, то голубой, он на опушке встретится с тобой.
      Звонким названием он наделён, но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик.)
    4. Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –
      Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.
      У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,
      Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка.)
    5. Как называется небольшой жёлтый цветочек, с виду безобидный, но на самом деле опасный и ядовитый. (Лютик.)
    6. Какой цветок получил название «дикая рябинка»? (Пижма.)

    Мир цветов красив и чудесен. Скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу, в лесу?

    2. Лечебница Доктора Айболита. (Для родителей.)

    Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства
    В каждой травке, в каждой ветке – и микстура, и таблетки.
    Нужно только не лениться, нужно только научиться
    Находить в лесу растения, что пригодны для лечения!

    Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях. (2 км)

    1). Ты растение не тронь – жжётся больно, как огонь. (Крапива. Отваром моют голову, она останавливает кровь.)

    Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки.
    На земле лежат листки – маленькие лопушки.

    (Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях.)

    3). Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка. Используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы.)

    4). Назовите травянистые растения или кустарнички, которыми можно вылечиться от простуды.

    (Брусника – при высокой температуре; клюква – при высокой температуре, ангине; чёрная смородина – при заболевании горла; морошка – средство от кашля; ромашка – при заболевании горла…)

    Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть их оставляйте в природе.

    3. У медведя на бору. (Для детей.)

    Чтобы понять, как живёт лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса. Угадайте по описанию зверей нашего края.

    Подсказка. Этих зверей называют санитарами леса. (Волк.)

    2). У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

    Подсказка. Его считают большим трусишкой. (Заяц.)

    3). Этот зверёк умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.

    Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса.)

    4). Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.

    Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь.)

    Ритмическая игра «Мы идём во лесок».

    (Под музыку « А я по лугу»)

    Мы идём во лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
    Впереди ручеёк, перейти – вот мосток. (На носочках.)
    Пробирайся осторожно – замочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
    Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки.)
    Как услышим в небе гром, спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
    Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег.)
    Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба.)

    4. Лесная кухня. (Для родителей и детей.)

    Вопросы команде « Рюкзак».

    1. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай?

    (Иван-чай; листья брусники – оказывают благотворное действие при головных болях, бессоннице.)

    2. Какой способ обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печёную картошку с румяной, хрустящей корочкой?

    1). Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу.
    2). В большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, зарывают в него картошку и обкладывают его горячими углями. Примерно через час картошка будет готова.

    Вопросы команде « Компас».

    1. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. (Щавель.)

    2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (Насадить рыбу на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра.)

    5. Лесной компас. (Для родителей.)

    Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудиться и всегда знают, как найти дорогу домой. (Каждая команда получает по 2 рисунка.) Вам нужно объяснить, как можно в лесу определить, где «С», а где «Ю», с помощью подсказки на картинках.

    1). «Хвойные деревья». (На северной стороне деревьев веток меньше, чем на южной.)

    2). « Лесные ягоды». (Дольше всего зеленоватой недозрелой бывает та сторона ягоды, которая повёрнута к северу.)

    3). « Пни». (На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг, а узкой - на север.)

    4). « Камни». (На камнях с северной стороны вырастает мох.)

    6. Как вести себя в природе? (Для детей и родителей.)

    В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей.

    Сейчас вы, ребята, будете оценивать ситуации, что в них сделано не так. А родители дополнят и исправят ваши ответы, если в этом возникнет необходимость.

    Экологические задачи для команды « Рюкзак».

    1.– Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костёр, - предложил Алик.

    Зачем здесь? Идём вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала.

    2. Кто-то из девочек заметил: Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче.

    Экологические задачи для команды « Рюкзак».

    1. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха.

    Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сотен лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

    2. Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:

    Жаль, что Томы нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли.

    Ничего, мы для неё нарвём кустики с ягодами и покажем, - предложила другая.

    Подведение итогов игры.

    Земля – наш большой дом, в котором мы все живём. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько «км» преодолела ваша команда.

    Ребятам команды – победительницы вручаются медали «Бывалому туристу», а второй команде, тоже успешно прошедшей путь, вручаются медали «Начинающему туристу». Родители получают памятки.

    Памятка «Правила поведения в лесу».

    Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребёнка:

    1. Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.
    2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
    3. Не ломай зря деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
    4. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.
    5. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

    Надеемся, что с вашей помощью ребёнок усвоит эти правила!

    IV. Родители приглашаются на просмотр экологической сказки «Колобок». (Приложение 3)

    V. Подведение итогов.

    Решение собрания.

    • Считать воспитание у детей любви к природе важнейшим направлением совместной деятельности учителя класса и родителей.
    • Провести совместно с детьми операцию «Чистый двор».
    • Родителям вместе с детьми сделать кормушки или домики для птиц.






    

    2024 © rukaraoke.ru.