Кризис трех лет – особенности, проявления, советы родителям. Кризис трех лет у ребенка: краткое описание, как проявляется, как пережить


Вы так радовались, что малыш уже не плачет ночами, освоил горшок и вовсю болтает. Думалось, самое сложное позади, вот теперь можно наслаждаться материнством. Но затишье оказалось перерывом. Вдруг дитя как подменили. Беспричинные истерики - вот атмосфера в доме. Карапуз не слушается, дерется, обзывается. Как любимый ребенок превратился во вредного чертенка? Куда бежать - к врачам или к «бабкам»?.. Если вы в теме, то, вероятно, переживаете новый этап взросления малыша. И это не патология, а норма. Как «лечить» кризис 3 лет у ребенка и не сойти с ума - в нашем материале.

Перемены в поведении ребенка поначалу лишь настораживают родителей. Ближе к трем годам детей обычно отдают в сад, поэтому колебания настроений чада списывают на привыкание к новому режиму дня, коллективу. Мол, адаптируется…

Диагноз: «кризис взросления»

Но истерики не проходят ни через день, ни через неделю. Тогда мамы и папы злятся и ищут причины неповиновения в дурном характере карапуза, проводят ревизию методов воспитания.

Настоящая паника начинается, когда о с ребенком уже не срабатывает ни метод кнута, ни метод пряника. К этому моменту родители морально на пределе. Их разрывают смешанные чувства, когда гнев, слезы и раздражение граничат с нарастающей тревогой за здоровье и будущее малыша.

Здесь многие взрослые обращаются за помощью к детским неврологам. И это правильно, поскольку поведенческие отклонения могут быть признаком заболеваний нервной системы и не только. Но более вероятно, что доктор осмотрит дитя и успокоит родителей, поставив «кризисный диагноз».

Врачи говорят, что кризис трех лет у ребенка - это необходимая для его полноценного развития стадия взросления. И беспокоиться нужно скорее, когда малыш в этом возрасте флегматичен, покорен и безынициативен.

Ребенок ищет себя

Психология называет возрастным кризисом особенные этапы развития личности. Этим периодам свойственны резкие психические перемены. Многие специалисты сходятся во мнении, что без таких перепадов невозможно формирование характера, своего «Я».

На протяжение жизни человек проходит ряд таких моментов. Один из самых известных - пубертатный или так называемый «подростковый» период, связанный с половым созреванием. Есть кризис новорожденных, тридцатилетних и даже пенсионный.

Но именно кризис трех лет считается одним из наиболее тяжелых. Это своеобразный экватор между ранним детством и возрастом дошколенка. В этот период малыш знакомится со своим «Я» и учится им управлять. Он отделяется от родителей, строит новые отношения с ними. Этот этап еще условно называют «Я - сам» или этапом строптивости.

Некоторые эксперты сравнивают поведение малыша в период кризиса трехлетия с поведением водителя-новичка. Первое время после получения прав на вождение новоиспеченный шофер осторожничает, соблюдает правила, прислушивается к опыту бывалых. Но очень скоро он осваивается, и чувство страха притупляется: водитель начинает лихачить, стремясь испробовать все возможности своего авто и проявить себя за рулем.

Когда начнется и как долго продлится кризис 3 лет

Кризис трехлетия не обязательно проявляется четко в три года. Многое зависит от индивидуальных особенностей, потенциала дитя. Некоторые мамы замечали кризисные предпосылки уже в два года. Так рано это происходит, если у ребенка быстро пошла речь. Но чаще кризис случается в возрасте от двух с половиной до трех с половиной лет.

Точные даты начала и окончания кризиса не зафиксируешь, поскольку ситуация развивается по нарастающей. И только в середине пути случается резкое обострение кризисной симптоматики.

Сколько длится кризис трехлетия? И здесь не будет конкретного ответа. Наблюдения показывают, что капризуля может исправиться уже через пять-шесть недель, а может «играть» на нервах целый год.

Проблема так актуальна, что в дошкольных учебных заведениях психологи и воспитатели даже проводят тематические консультации для родителей. Есть также специальные сайты психологической помощи, где в режиме виртуального общения можно посоветоваться со специалистами по поводу поведения малыша.

7 поведенческих симптомов детского кризиса

Как распознать симптомы кризиса 3 лет у ребенка? Советский психолог Лев Выготский, исследовавший развитие мыслительных процессов детей, выделил семь основных признаков этого периода. По Выготскому рассматривает данный вопрос и современная психология.

1. Негативизм: «Делаю наоборот»

Что это такое . Реакция отрицания по отношению к другому человеку.

Как проявляется . Малыш намеренно делает все не так, как его об этом просит конкретный человек, противоречит очевидным вещам. Такое отношение избирательно: ребенок слушается папу, но игнорирует маму или наоборот. И часто дитя поступает вопреки своим истинным желаниям, лишь бы сказать: «Нет!». Из этих соображений ребенок отказывается от предлагаемого сладкого и приглашения на игровую площадку.

Пример . Мама говорит, что платье черного цвета. Дочка отвечает: «Нет, платье белое». Мама соглашается с белым цветом, и малышка тут же перечит: «Нет, платье черное!»

Что делать . Реже используйте в речи утвердительную форму, заменяя ее вопросительной. «Садись обедать!» - ошибочная фраза. Лучше сказать так: «Сыночек, мы будем сейчас обедать?». Если вам нужен гарантированно положительный ответ, тогда обратитесь к ребенку так: «Сыночек, что мы будем на обед - суп или запеканку?» В критических ситуациях можно намеренно спровоцировать негативный ответ: «Не будем сегодня обедать!»

2. Упрямство: «Так решил Я»

Что это такое . Поведение, когда малыш ни при каких обстоятельствах и аргументах не отступает от своего первоначального решения, даже если оно больше не выгодно или вредит ему.

Как проявляется . Упрямство отличается от настойчивости. Одно дело, когда ребенок действительно хочет сладостей, и всячески пытается получить у родителей разрешение на дополнительную порцию десерта. Другое же дело, когда ребенку уже нехорошо от количества съеденных конфет и он буквально давиться, но впихивает в себя выстраданную добавку. Почему? Потому что он принял решение, и отступить - значит признать поражение. Так ребенок учится не сдаваться при достижении цели.

Пример . Мама предлагает дочке поиграть на площадке. Малышка отвечает отказом и остается на лавке возле дома. В какой-то момент на площадке появляются другие дети с новыми игрушками. Мама замечает интерес дочки, и снова предлагает перейти в игровую зону. Но девочка опять отказывается, хотя видно ее испорченное настроение.

Что делать . Если ребенок принял абсурдное с вашей точки зрения решение - примите это, не акцентируйте внимание на нелепости ситуации. Пусть дочка идет гулять в кроссовках, надетых под пышное платье. Увидев других детей, малышка, возможно, и сама поймет, что выбор наряда был неудачен. А если нет, то дайте ей немного времени, а затем мягко предложите надеть шорты и майку: «Может так тебе будет удобнее кататься с горки и на велосипеде?» Никогда не акцентируйте: «Так бы и раньше! Я же сразу сказала, что нужно одеться в удобные вещи!»

3. Строптивость: «Все плохо, все не так»

Что это такое . Реакция отрицания общих правил в семье, распорядка дня, условий воспитания. Она касается не конкретного человека, а в целом системы отношений.

Как проявляется . Малыш демонстрирует свое недовольство всем тем, чем он раньше с удовольствием занимался. Любимые игры не радуют, купание раздражает, совместные семейные вечера не увлекают. Ребенок фактически противопоставляет себя близкому окружению.

Пример . Папа привычно зовет с собой сына в гараж, чтобы вместе поставить машину на ночь. Раньше ребенок сам буквально тянул отца в заветный бокс для автомобиля, и капризничал, не желая уходить. Но теперь малыш даже в машину садится с истериками, а дорогу к гаражу и вовсе обходит стороной.

Что делать . Там, где это возможно уступайте настроениям малыша. Не хочет садиться за стол вместе с другими членами семьи? Не заставляйте и не заостряйте на этом внимание. Пусть побудет один, если так настроен. Но скорее всего, слыша живое и позитивное общение на кухне, очень скоро он решит присоединиться к вам.

4. Своеволие: «Я могу сам»

Что это такое . Поведение, при котором ребенок стремиться делать все самостоятельно. Причем часто эта инициатива действовать не соответствует реальным возможностям малыша, что становится причиной ссор.

Как проявляется . Малышу хочется «потрогать» мир, как и что работает. Ему не нужны рамки и помощь. Он должен САМ все понять, хотя и подражает действиям взрослых. В том числе, испытать собственные силы и функциональность тела. Это этап самоутверждения и зарождения самолюбия.

Пример . Дочка вырывает из рук мамы таз с выстиранным бельем, чтобы развесить его для сушки. Малышке тяжело поднимать тяжелые мокрые вещи, она толком даже не дотягивается до сушилки. Но ее буквально разбирает желание сделать эту «взрослую» работу.

Что делать . Там, где ситуации не несут угрозы жизни и здоровью малыша, дайте свободу. Разрешать водить автомобиль, как папа, безусловно и категорически нельзя. Но развесить белье позволить можно. Пусть у ребенка не получится это действие или оно выйдет корявым. Помогите, но ненавязчиво. Вот это будет опыт, интересный и личный. Ну, а ту работу, которую малыш реально может делать сам, перестаньте выполнять за него - пусть будет занят.

5. Протест-бунт: «Примите меня как равного»

Что это такое . Поведение, при котором ребенок намеренно провоцирует конфликты со взрослыми в ответ на запреты и ограничения.

Как проявляется . Ребенок хочет быть на равных со взрослыми, поэтому чувствуя ущемление, начинает эмоциональную войну. Специально накаляя страсти, он показывает собственную важность, взрослость. Малыш требует соответствующего уважения, признания своего Я: «Почему папе все можно, а мне - нет?»

Пример . Днем девочка провинилась. Мама наказала дочку, лишив сладкого и сказки перед сном. Новость о наказании вызвала настоящий протест: малышка мешала взрослым ужинать, сорвалась на крик и даже толкнула маму.

Что делать . Не допускайте кулаков и ругани в ответ - вам то уже не три года. Но объяснить ребенку, что его поведение обижает маму с папой нужно. Подчеркивайте, что малыш - полноценный член семьи. Но, конечно, в пределах разумного. Давать ему право распоряжаться бюджетом не нужно. Но спросить разрешение, когда берете его вещи, стоит. Благодарите ребенка. Интересуйтесь мнением, учитывайте предпочтения ребенка. Запреты, без которых в воспитании не обойтись, давят на малыша. И ему нужно «сливать» нарастающий гнев. Агрессия уходит во время физического контакта: подеритесь «не взаправду», устройте дуэль на подушках и позвольте ребенку «победить» вас.

6. Обесценивание: «Не люблю вас»

Что это такое . Поведение, при котором ребенок отворачивается от любимых и дорогих прежде занятий, предметов, людей.

Как проявляется . Ребенок понимает, как много неизведанного вокруг. Ему хочется узнать все и сразу, но не получается. Такой диссонанс вызывает агрессию по отношению к доступным вещам и людям, которые постоянно рядом. Малыш всячески показывает, что прежний опыт ему не интересен, требует новых эмоций. Ребенок может разбивать любимые игрушки, изменять предпочтения в еде, обижать взрослых. В его речи даже появляются ругательства.

Пример . Мама попросила сына отсесть подальше от телевизора, поскольку «глазки будут болеть». Просьба была проигнорирована, и матери пришлось более авторитарно настоять на своем. В ответ ребенок выбежал из комнаты со словами: «Ты - дура»…

Что делать . Знакомьте дитя с новыми местами, ситуациями и людьми, предложите самому выбрать в магазине игрушку или костюм. Создавайте атмосферу, в которой малышу будет легче «обжиться» личными дорогими вещами и моментами. Хаос также можно попробовать остановить, но не наказаниями. Если ребенок разрезал картонный пазл, удивитесь, как ловко он обновил старую игрушку: сделал больше деталей, которые теперь можно вместе собрать. У куклы оторвана рука или разрисовано платье? А это ли не повод поиграть в «больничку» или организовать «ателье мод».

Если в свой адрес вы услышали нелестные слова, пригласите дитя на «семейное совещание» и расскажите, как вам было больно. Можно вместе придумать новое домашнее правило: «Каждый день трижды говорить друг другу приятные слова». Или дайте ребенку право выбрать «кодовое» слово, которым он будет пользоваться, когда недоволен или зол. Например, «крокодил».

7. Деспотизм: «Я в доме хозяин»

Что это такое . Властное поведение, когда ребенок пытается подчинить себе окружающих.

Как проявляется . Ребенок добивается от домочадцев удовлетворения своих прихотей. Если попросил мультик вместо положенного сна, значит, ночью семья будет слушать «концерт», пока малыш не получит свое. Он искренне радуется, когда ему удается подчинить себе взрослых.

Пример . Мама собирается на работу, а за сыном должна присмотреть бабушка. Но ребенок хочет, чтобы мама осталась с ним поиграть. Понимая, что мать таки намеревается выйти из дома, ребенок запирает ее в ванной, подловив удобный момент.

Что делать . В мелочах - уступайте. Это позволит ребенку ощутить вкус лидерства. Но при этом дайте малышу право распоряжаться его свободным временем. И объясните, что такое же право есть у взрослых: вы же теперь на равных. И если ребенок намеренно и без объективных причин посягает на родительскую «территорию», нужно говорить твердое «Нет». К примеру, когда малыш болен и хочет, чтобы именно мама была рядом, то здесь, конечно, следует отложить все дела. А если «маленькому террористу» просто стало скучно, то смело отправляйтесь на маникюр.

Перечисленные симптомы не проявляются все и сразу. Бывает, что они сменяют друг друга. А иногда дело обходится «малой кровью», и дитя демонстрирует лишь часть из возможных кризисных моделей поведения. Насколько остро ситуация сложится в конкретном случае, во многом зависит от родителей. Обычно тяжелее других справляются с кризисом семьи, где малыша держат в ежовых рукавицах или, наоборот, где ребенок находится под гиперопекой.

3 правила от доктора Комаровского

Кризис малыша трудно переносят все члены семьи. И если вы не пересмотрите свои взаимоотношения с ребенком, пора истерик затянется на долгие месяцы. Что же делать родителям?

Знаменитый педиатр Евгений Комаровский говорит, что корень проблемного поведения ребенка лежит в его стремлении к самостоятельности. И советует придерживаться трех педагогических правил, позволяющих справляться с непослушанием малыша в целом и смягчить проявления кризиса в частности.

  1. «Нельзя» должно быть мало . В лексиконе родителей слово «Нельзя» должно звучать крайне редко, но от ребенка нужно требовать его беспрекословного выполнения. Тогда это будет стоп-словом и сигналом к опасности. В этом случае «Нельзя трогать плиту», «Нельзя выбегать на дорогу», «Нельзя ходить зимой без шапки» не затеряются среди бесконечного количества других несущественных запретов. Ребенок будет осознавать важность соблюдения «Нельзя».
  2. Единая позиция воспитания . Мама сказала: «Нет!». Значит, папа должен ее поддержать и тоже сказать: «Нет!». Разногласия в принципах воспитания нивелируют родительский авторитет в глазах ребенка.
  3. Нет - означает НЕТ . Слово «Нет» также нельзя использовать часто. Но если вы его произнесли, значит, завтра оно не должно трансформироваться в «Да». Неправильно сегодня запрещать ребенку трогать папин компьютер, а завтра разрешить «лишь бы не ныл».

Отдельной темой доктор Комаровский выделяет детские истерики. Это способ манипуляции родителями. В такие моменты врач рекомендует взрослым демонстрировать безразличие: улыбнувшись, выйдите из комнаты или продолжите свои дела.

Не поддавайтесь на провокации, какими бы сильными и душераздирающими не были возгласы дитя. Дадите слабину, и ребенок будет постоянно практиковать истерики, как способ управления вами. Даже если малыш дает «концерт» в людных местах и вас уже трижды осудили прохожие, сохраняйте спокойствие, демонстрируйте равнодушие, а затем - сделайте вид, что ничего не случилось. «Стая не идет за птенцом», - говорит Евгений Комаровский.

Конечно, нелегко быть хорошими родителями и правильно поддерживать малыша на кризисном этапе. Да, вам придется запастись успокоительными чаями, терпением и… хитрить! Вот десять советов, которые подскажут, как договориться с ребенком.

  1. Играйте словами . Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите: «Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь: «Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»
  2. Проявляйте креатив . В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник: что успеет вымыть до сигнала - ее, а дальше - ваше.
  3. Не заставляйте - предлагайте и просите . Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».
  4. Позвольте ошибаться . Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет. Пусть набьет пару-тройку шишек - это ЕГО ошибки! Но важно: всякая свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью.
  5. Не «залюбливайте» и не подавляйте . Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания - такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие. Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку», исполняя любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна: малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.
  6. Дайте разумную свободу и поощряйте . Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового. Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте.
  7. Не сравнивайте с другими . Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.
  8. Будьте мудрее . Не срывайтесь на скандал или «ремень». Спокойствие и терпение - ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.
  9. Любите . Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом: «И в сложные моменты я тоже люблю тебя».
  10. 25639 Красивые и необычные имена для мальчиков: советы по выбору и рейтинг модных мужских имен 6749 Красивые и необычные имена для девочек: правила выбора и ТОП-30 женских имен

Каждому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок всегда оставался послушным и прилежным. Ведь так удобно, когда ребенок все делает так, как говорят ему родители. Однако конфликт маленьких детей и родителей заключается в том, что уже с 3 лет ребенок начинает отделяться от взрослых, желать быть самостоятельным в своих решениях и действиях. Причинами кризиса 3-летнего возраста являются естественные процессы развития, симптомы чего явно родители ощущают. И здесь важно знать, как с этим справиться.

Кризис ребенка в 3 года отмечается капризностью, своенравием, отсутствием послушания и деланием все наоборот. Что родители не попросят, ребенок сделает по-своему. Здесь уже можно говорить о том, что он делает все назло, поскольку ребенок делает ровно то, что противоположно указаниям родителей.

Ребенок словно не желает делать то, что раньше для него было привычным и правильным. Вместо того чтобы одеваться тепло, он одевается холодно. Вместо того чтобы играться своими любимыми игрушками, он их игнорирует и желает играться с тем, что раньше ему не нравилось. Если с ним прогуливаться по обычной дороге, то он может заныть и сказать, что хотел пойти по другой тропе.

Такое поведение по праву называется неадекватным для взрослых. Нередко это вводит их в ступор, а непонимание, что происходит с ребенком, заставляет взрослых вскоре его наказывать за подобные выходки.

К этому всему следует добавить тот факт, что ребенок активно приспосабливается к социальной жизни. Если раньше он всего боялся и держался за мамину юбку, то теперь он идет навстречу окружающему миру, который желает познавать. И здесь может возникнуть одна из проблем, актуальная на сегодняшний день – недовольство своим телом. Первые признаки того, что ребенок осознает свое тело и самого себя, начинаются как раз-таки в трехлетнем возрасте. И здесь ребенок может капризничать из-за того, что недоволен собственным телом..

Что делать, если трехлетний ребенок недоволен своим телом?

Специалисты обратили внимание на то, что современные дети уже в раннем возрасте становятся недовольными своей внешностью. Треть дошкольников считают себя толстыми. Еще 10% негативно относятся к своему внешнему виду. 4-летние детки уже знают, какими способами можно похудеть. А школьники в возрасте 6-10 лет стараются как можно меньше употреблять еды, чтобы не поправиться.

Детский организм еще не успел сформироваться, нуждается в постоянном поступлении полезных веществ и витаминов, чтобы быть крепким и здоровым, а детки уже «запрограммированы» на похудение. В чем причина?

Психологи отмечают здесь несколько причин данной патологии:

  • СМИ, которые диктуют каноны красоты и моды. Дети желают как можно быстрее повзрослеть и стать самостоятельными, что начинается уже с 3 лет. Понимая, что нужно быть худыми, дети стараются придерживаться данного «взрослого» принципа.
  • Родители, которые оскорбляют своих детей словами: «Ты кушаешь, как свинья!», «Не ешь так много, а то растолстеешь!» и т. д. Дети воспринимают такие фразы на веру и стараются меньше кушать. Здесь формируется неприязнь к собственному телу по аналогии: «Раз родителям я не нравлюсь, то и мне не нравится».
  • Родители, которые сами недовольны собой. Взрослые люди тоже не лишены абсурдных идей и комплексов. Если мамы и папы недовольны своими телами, то и дети будут копировать их поведение, считая, что так должен делать любой взрослый человек.

Даже в сказках и мультфильмах герои являются образцами для подражания, где нет ни единой складочки, все высокие и стройные. Желая походить на любимых героев, ребенок перестает ценить свое тело. Здесь родители должны вспомнить о том, что от природы человеку дается только самое лучшее и полезное. Необходимо ценить свое тело не за формы или вес, а за то, что оно здоровое. Это уберет невротичные симптомы у маленьких деток, которые будут радоваться жизни и не забивать голову диетами.

Что такое кризис 3 лет?

Кризисом 3 лет называется короткий период перехода ребенка из детского возраста в дошкольный. Кризис знаменуется тем, что ребенок начинает вести себя не так, как прежде. И специалисты говорят о том, что это нормальный, даже очень важный период, с которого начинается постепенное отделение ребенка от мамы.

Кризис 3 лет знаменуется вздорным, капризным, противоборствующим родительским указаниям характером. Причиной тому становится то, что ребенок начинает понимать, что он отделен от матери. Если раньше он не мог быть без нее, что было связано с тем, что он первые месяцы своего существования развивался у нее в животике, то теперь он начинает осознавать, что он – это отдельное тело, отдельные и даже ритмы жизненных циклов.

Специалисты советуют с радостью отнестись к трехлетнему кризису, поскольку данный период – первый переходный возраст, когда ребенок перестает быть ребенком маленьким и становится ребенком самостоятельным. Конечно, до этого времени он уже обрел элементарные навыки самообслуживания. Однако теперь, начиная с 3 лет, ребенок будет еще говорить о своих желаниях, настаивать на своем мнении, требовать уважения к себе, чего точно раньше не было.

Кризис 3 лет – это возраст, когда ребенок осознает свое «хочу» и теперь начинает требовать, чтобы с его желаниями считались, уважали и исполняли. Конечно, ребенок требует исполнения своих желаний, поэтому он впадает в капризы, непослушание и прочие негативные проявления. Однако это говорит лишь о том, что ребенок еще не понимает, что его желания не будут сразу реализовываться по первому его «хочу». А некоторые желания вообще никогда не реализуются. Пока ребенок понимает то, что он «хочет», а как этого достичь, что этого нужно подождать, а порой придется отказаться из-за отсутствия возможностей реализации, пока еще не известно ему.

Почему возникает кризис 3 лет у ребенка?

Кризис 3 лет у ребенка – вполне нормальное и естественное становление личности. Все через это проходили. Абсолютно все дети через это будут проходить. Важно, чтобы родители понимали все особенности происходящего и нормально на все реагировали. Почему возникает данный кризисный период?

В 3 года ребенок отделяется от матери, он начинает осознавать свое «Я» во всех его проявлениях. Причиной тому становится то, что ребенок замечает, что его тело, мысли, желания и прочие особенности не всегда согласуются с материнскими. Это вполне нормально, что ребенок постепенно начинает желать все делать самому и принимать решения, действовать самостоятельно, без указки и наставлений. Первые попытки достичь самостоятельности начинаются в 3-летнем возрасте, чему родители должны порадоваться.

Причиной того, что трехлетний возраст становится кризисным, является поведение родителей. Ребенок постепенно взрослеет, что начинает осознавать. При этом родители продолжают его опекать и сюсюкаться так, будто он все еще маленький. Все это естественным образом вызывает раздражение и .

Ребенок начинает иметь свое «хочу», которое он, естественно, желает реализовывать. Но и здесь он сталкивается с преградами:

  1. Родители его не слушают и даже игнорируют его желания.
  2. Родители продолжают настаивать на своих желаниях.
  3. Родители не помогают ребенку тот час же реализовать все его «хочу».
  4. Ребенку никто не объясняет, что ему делать, чтобы достичь желаемого.
  5. Ребенку никто не объясняет, что такое терпение и почему некоторые его желания так и не реализовываются.
  6. Ребенку никто не объясняет, почему его привычные модели поведения не дают ему желаемого результата, и не обучает новым моделям поведения и действий, которые помогут в достижении целей.

Естественным образом неправильное поведение родителей, которые не замечают, что их ребенок уже взрослеет, становится самостоятельным и независимым от них, вызывает гнев и раздражение. И ребенок начинает вести себя привычным образом, который ему доступен, что и вызывает недоумение.

Распознать трехлетний кризисный период можно по многим признакам. Одним из них является то, что ребенок начинает разглядывать себя в зеркале, интересуется своим телом. Вот почему была рассмотрена выше тема о недовольстве ребенком своим телом.

Симптомы кризиса 3 лет у ребенка

Первые симптомы кризиса 3 лет могут возникнуть не точно в день его третьего дня рождения, а за полгода или по истечении 6 месяцев. Однако симптомы всегда проявляются явно у ребенка:

  • Упрямство, нежелание слушать родителей и делать то, что они говорят.
  • Отрицание всего, что говорят родители.
  • Возникновение истерик по любому поводу.
  • Требование сделать так, как он хочет, бросаясь на пол или вдаваясь в плач.
  • Отсутствие реакции на слово «нельзя».
  • Убегание от родителей.
  • Типичность ответов «не хочу», «не буду», «нет».
  • Отсутствие желания идти на уступки и принимать какие-либо предложения.
  • Стремление все сделать самостоятельно.
  • Деспотичное поведение.
  • Бунт-протест.
  • Обесценивание взрослых.

Всем родителям следует понимать, что все поведение трехлетнего ребенка является обоснованным и адекватным.

  1. Во-первых, он взрослеет, то есть совершаются первые попытки быть самостоятельным. Ребенок желает сам решать, когда ему ложиться спать, как решать ту или иную проблему, как одеваться на улицу и пр.

В некоторой степени родителям нужно поддержать эту самостоятельность. Лучше ребенок ошибется в вашем присутствии, после чего он поймет, как нужно действовать, нежели он столкнется с проблемами в более взрослом возрасте и растеряется. Пусть ребенок будет немного самостоятельным. В некоторых вопросах позволяйте ему принимать решения и действовать по-своему.

  1. Во-вторых, ребенок начинает многого желать, просто пока еще не знает, как это реализовать, и не знаком с таким понятием, как терпение. Он хочет – и его желание должно тут же исполниться.

Здесь родителям нужно общаться с ребенком, обучать его терпению, говорить о временных рамках, предлагать способы достижения желаемого, а также говорить о том, какие желания не могут быть исполнены и почему. Не нужно переубеждать малыша, поскольку это не поможет. Не нужно игнорировать желания ребенка, потому что он начнет капризничать.

Как родителям справиться с кризисом 3 лет у ребенка?

Также взрослым нужно понимать, что ребенок на протяжении всей своей жизни будет испытывать терпение своих мамы и папы. Он будет прощупывать почву «дозволенного». Что он может делать и оставаться безнаказанным, а чего делать нельзя, поскольку родители негативно реагируют? Все это ребенок пробует в течение первых лет своей жизни, в том числе и на третьем году своего кризисного периода. Он капризничает и истерит, чтобы посмотреть, сможет ли он подобными действиями достичь своего. Если родители поддадутся, тогда ребенок поймет, что нужно и дальше истерить и капризничать, поскольку это дает ему желаемое.

Как родителям справиться с кризисом трехлетнего возраста?

  1. Нужно предоставить ребенку небольшую самостоятельность, позволить совершать ошибки, набивать шишки, причинять себе боль и пр. До этого возраста родители все время опекали и оберегали малыша, везде подстилая солому, чтобы было мягко падать. Теперь ребенок должен столкнуться с реальным миром, где никто его не будет жалеть, щадить, если он не включит мозги и не научится действовать правильно.
  2. Уважать желания и мысли ребенка, обсуждать с ним, что нужно сделать, чтобы реализовать желаемое, сколько времени это займет, или почему желаемое не будет достигнуто.
  3. Предоставляйте возможность ребенку выбирать. Чтобы вам было легче, предлагайте ему такие варианты выбора, где в любом случае вы останетесь в выигрыше. Например, «Ты будешь кушать сейчас или через 10 минут?».
  4. Не переделывайте ребенка и не подстраивайте под себя. Несомненно, хорошо, когда ребенок живет по вашим правилам. Однако понимайте, что он в итоге станет слушаться не только вас, но и других людей, подстраиваясь под их правила.
  5. Учите ребенка реальной жизни, понимать себя, свои чувства и желания. Лучше позвольте ребенку сталкиваться с реальным миром и терпеть неудачи, боль и разочарование, нежели он будет жить в родительской скорлупе до своего совершеннолетия, а потом все недостатки воспитания переживать во взрослом возрасте.

Итог

Кризис трехлетнего возраста – первый этап взросления ребенка, когда он меняется на интеллектуальном, психическом и эмоциональном уровнях. Родителям следует тоже начать менять модель своего поведения и воспитания ребенка, понимая, что их ребенок уже не маленький, а немного повзрослевший. А это значит, у него уже должна возникать самостоятельность, обязанности и ответственность, посильные его возрасту.

Раньше ваш малыш был послушным и милым ребенком. Однако вы все чаще стали замечать за ним, что, желая чего-либо, ребенок стоит на своем и требует желаемого, капризничая или устраивая истерики? Поздравляем, у вашего ребенка кризис трех лет! Что это такое и как с этим справиться, расскажет портал «Я родитель».

Что такое кризис трех лет

Только недавно маме казалось, что позади осталось самое беспокойное время - бессонные ночи, испачканные подгузники, проблемы кормления. Однако к третьему году жизни ребенок начинает проявлять характер, и из доброго мальчика или ласковой девочки он превратился в настоящего «вождя краснокожих!»

Все дело в кризисе, который переживает малыш в возрасте трех лет. В это время он впервые начинает осознавать себя как самостоятельную личность, а не как часть матери. У крохи появляются собственные желания, которые порой идут вразрез с мнением родителей, и он пока еще не понимает, как вести себя, чтобы все было хорошо. Отсюда и желание делать хоть что-то, лишь бы не молчать: ребенок начинает спорить со взрослыми, доказывать свою точку зрения, самоутверждаться путем истерик или капризничать.

Признаки кризиса трех лет

Одно из проявлений кризиса трех лет – это отрицание. Малыш на все просьбы родителей начинает отвечать категорично «нет», «не хочу», «не буду», «не пойду». Ребенок может даже отказываться выполнять действия, которые ему всегда нравились, и именно этим отличается отрицание от простого непослушания.

Еще одно типичное проявление этого непростого периода – упрямство. Кроха стоит на своем до последнего, вынуждая взрослых идти ему на уступки. При этом важно отличать от упрямства такое положительное качество как настойчивость. Настойчивый малыш вынуждает считаться с его мнением лишь по тем вопросам, которые для него действительно важны, а упрямец стоит на своем назло родителям, чтобы доказать, что его мнение должно быть решающим.

Кризис, который переживает малыш, можно также определить по появившемуся у него своеволию: кроха стремится к полной самостоятельности, не дает родителям ему ни в чем помогать и что-либо решать за него.

Часто дети, переживающие трехлетний кризис, которая выражается в грубости и драчливости. Ребенок может выкрикивать обидные слова по отношению ко взрослым, устраивать драку с ними или со сверстниками, рвать книги.

Дети, которые имеют братьев или сестер, во время такого кризиса начинают проявлять деспотичность, стремясь взять власть над всеми, кто их окружает: заставляют младшего брата подчиняться или ревнуют старшего, требуют, чтобы родители считались с его мнением по всем вопросам, диктуют всем членам семьи, что нужно делать.

Кризис трех лет для детей – это крайнее проявление протеста против всего, что их окружает. Ребенок зачастую сам не понимает, что именно его не устраивает, и страдает от собственного поведения, но ничего не может с собой поделать.

Как пережить кризис трех лет

Кризис трех лет обычно длится несколько месяцев, затем успешно проходит сам собой, однако психологи советуют родителям придерживаться определенных правил, чтобы уберечь себя и малыша в это время от лишней нервотрепки.

Правило первое – поощряйте самостоятельность ребенка. Если малыш что-то хочет сделать сам, не нужно предлагать ему помощь и пытаться контролировать его действия. От этого он будет еще больше раздражаться. Лучше просто обеспечить его безопасность во время выполнения задачи и похвалить, когда у него все-таки получится задуманное. Чтобы избежать постоянных капризов со стороны малыша, можно перед тем, как в чем-то ему помочь, спрашивать: «Ты это сделаешь сам или тебе нужна помощь?»

Правило второе – если ругаете малыша, то только за проступок! Нельзя обзывать ребенка такими словами, как жадина, дурак, глупый, бестолковый, вредина, поскольку он действительно может стать таким. Ругать можно только за неправильный поступок, но ни в коем случае не критиковать личность ребенка. Лучше сказать «Ты поступил нехорошо», а не «Ты такой вредина!».

Правило третье – сохраняйте спокойствие! Чем спокойнее вы реагируете на выходки малыша, тем меньше у него будет желания досадить вам. Крик и ругань провоцируют ребенка еще больше раздражаться и отстаивать свое мнение, поэтому необходимо взять себя в руки и отвечать спокойно, даже если малыш ведет себя отвратительно.

Правило четвертое – давайте малышу право выбора. Кризисный период у детей проходит намного спокойнее, когда родители считаются с их мнением. Пусть кроха сам решит, будет ли он завтракать, какой мультфильм будет смотреть, и на какую детскую площадку вы отправитесь с ним во время прогулки.

Правило шестое – просто любите ребенка! Несмотря на все некрасивые поступки, вы все равно будете любить своего малыша, поэтому не забывайте напоминать ему об этом. Даже если кроха обзывает вас, кричит о том, что он вас не любит, не сердитесь, а отвечайте ему, что он все равно для вас самый любимый и родной.

Задача родителя во время кризиса трех лет – помочь малышу пережить сложный период, поэтому ищите во всем положительные стороны, ведь все эти возрастные проявления помогут ребенку научиться таким важным качествам, как настойчивость, терпение, самостоятельность и целеустремленность.

Виктория Грицук

Время чтения: 10 минут

Яркий кризис детства наступает по достижении ребенка трех лет. Родителей застает врасплох тот факт, что еще вчера малыш был нежным и послушным, но так быстро превратился в маленького капризулю, с которым просто невозможно договориться. Маленький тиран начинает упрямиться и совершенно не воспринимает те вещи, которые еще вчера не были проблемными. «Кризис трех лет» – так называют психологи подобное поведение малютки. Чтобы понять, что происходит с малышом в возрасте трех лет, нужно сначала осмыслить симптомы.

Симптомы кризиса трехлетнего возраста

Кризис трехлетнего возраста может длиться несколько месяцев и больше, протекать у разных детей с разной интенсивностью. В этот период у крохи меняются взаимоотношения с окружающими, и появляются новые социальные навыки. В три года начинает формироваться психика человека, поэтому при общении с отпрыском обязательно нужно учитывать его возрастные особенности.

Психологи обращают внимание родителей на семь симптомов кризиса:

  • Негативизм.
  • Упрямство.
  • Деспотизм.
  • Обесценивание.
  • Строптивость.
  • Бунт.
  • Самостоятельность.

Разберем симптомы кризиса отдельно, стараясь систематизировать их проявления и дать точную картину происходящего.

  • Если говорить о детском негативизме, то нужно сначала научиться отличать негативные реакции от простого непослушания.

Если малыш просто не делает того, чего не хочет делать, то это нельзя назвать негативизмом. Проявляется негативизм в нежелании делать что-то только потому, что это предложили взрослые. Это реакция на само предложение, а не на действие. Негативизм проявляется по отношению к одному человеку, а к остальным взрослым малютка трех лет будет относиться с послушанием.

  • Второй симптом трехлетнего кризиса – упрямство, которое тоже следует научиться отличать от настойчивости.

Если дитя настойчиво добивается исполнения своего желания, то упрямством это назвать нельзя. Мотивом для настоящего упрямства крохи может быть настойчивость, а объектом – что угодно, начиная от еды и заканчивая действием. Ребенок готов выполнять дейтвие не потому, что сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, зовут мальчика к столу, а маленький член семьи отказывается, хотя на самом деле хочет есть. Взрослые приводят доводы и убеждают, но упрямец все равно не подходит, так как ранее уже отказался.

  • Деспотизм – это желание малютки подчинить своей воле взрослых людей.

Этот симптом проявляется в семье, где у родителей единственный маленький ребенок, а все взрослые балуют его, все позволяют. Например, маленькая дочь требует, чтобы мать не выходила из комнаты и сидела рядом. Или трехлетний сын будет кушать только то, что хочет, а полезные продукты есть отказывается. Этим дети стараются вернуть состояние младенчества, когда родители им предоставляли все по первому требованию. В семье с несколькими детьми деспотизм выражается как ревность.

  • Обесценивание событий и действий, важности вещей проявляется в кривлянии, обзывании, поломке игрушек: то есть, малыш показывает, что уже не нуждается в том, что раньше ему было дорого.

Трехлетняя малютка находится в постоянном конфликте с окружающими: такое поведение похоже на протест. Лексикон крошки с каждым днем расширяется, пополняясь нехорошими словами и терминами, означающими отрицание. Как правило, относятся они к вещам, которые совершенно не приносят неприятностей.

Строптивость безлична. Если негативизм направлен конкретно против того или иного взрослого, то строптивость направлена на все действия, которые предлагаются малютке.

  • Бунт проявляется в желании привлечь больше внимания.

Трехлетний кроха старается показать родителям, что его желания имеют такой же вес, как и их собственные, поэтому идет на конфликт по любому поводу. Родители иногда думают, что малыш просто издевается над ними, постоянно командуя и требуя выполнения своих, даже самых нелепых, указаний.

  • Кризис трех лет ярко выражает стремление маленького отпрыска к самостоятельности.

Дитя проявляет любознательность, учится новому, старается понять непонятные вещи, что впоследствии благоприятно сказывается на формировании его личности. Однако негативные моменты симптома в том, что малютка хочет браться за взрослые дела, которые в три года совсем не получаются, а итог всему истерика.

Как проявляется и сколько длится кризис 3 лет

Почему возникает кризис в трехлетнем возрасте? Развитие маленького человека продолжается непрерывно, и из младенческого возраста кроха плавно переходит в подростковый период. Многие вещи он уже умеет выполнять самостоятельно, но еще не в состоянии полностью обходиться без родителей. Привыкнуть к этому нелегко, поэтому в три года кризис неизбежен. Малыш просто не знает, как иначе преодолеть те новые ощущения, которые преподносит жизнь. А вот как безболезненно выйти на новый уровень развития, отпрыску должны показать родители.

Период кризиса трех лет знаменуется активной внутренней работой, когда намечаются значительные сдвиги в психическом развитии малыша. Главным новообразованием в этот ранний период считается чувство ощущения собственного «Я». Маленький трехлетний человечек формирует отношение к себе, и если младенец еще год назад, видя собственное отражение, говорил: «Это Саша», то по достижении трех лет, подходя к зеркалу, он обязательно скажет: «Это я».

Кроха трех лет только начинает осознавать, что вырос уже из младенчества и начинает влиять на обстоятельства своей жизни и на людей, которые его окружают. Младший член семьи уже чувствует себя наравне с родителями, поэтому требует такого же отношения, как ко взрослому человеку. Истерики случались и до достижения младенцем трехлетнего кризиса, только были признаками физиологических проблем:

  • переутомления;
  • болезней;
  • недоедания или недосыпания.

Во время кризиса трех лет истерика – это манипуляция. Малыш на подсознательном уровне старается добиться от родителей желаемого, особенно дети любят зрителей. Недаром взрослыми замечено, что на улице, в супермаркете или на детской площадке ребенок впадает в истерику гораздо чаще, чем дома. Насколько мудро поведут себя родители, настолько легче у маленького отпрыска впоследствии пройдет подростковый кризис.

Сколько будет длиться кризис у малютки угадать невозможно. У одних детей кризисный возраст остается незамеченным, а другие задерживаются в нем на несколько лет. Взрослеющий человечек не раз будет сталкиваться с возрастными порогами, но кризис трех лет считается важной вехой на пути личностного роста. Мудрые родители просто пережидают кризис, ведь в первую очередь, тяжесть ложится на психику их чада.

Что делать и как его пережить

Взрослым следует подготовить к кризису трех лет своего отпрыска еще до того времени, как малыш отметит третий день рождения.

  • Реакция на капризы младшего члена семьи должна быть спокойной и взвешенной.

Нужно понимать, что ребенок во время кризиса проверяет нервы своих родителей на прочность. Кроха постоянно будет давить на слабые места, пока не найдет слабину.

  • Мамам и папам нужно помнить, что кризис трех лет – это не проявление негативной наследственности или вредности характера, это норма..

Становление личности будущего взрослого человека не стоит забивать запретами. Впадать в другую крайность тоже нежелательно, ведь вседозволенность выработает у маленького тирана черты характера, с которыми с годами легко влиться в социум не получится.

  • Не стоит делать за малыша те вещи, которые он стремится делать сам.

Все, что не опасно для жизни, пусть ребенок пробует своими руками, а если в процессе познания мира разобьется пара тарелок – не беда. Родительская мудрость заключается еще и в том, чтобы уже в три года предлагать маленькому человеку выбор. К примеру, предлагать крохе выходить на улицу в черной или синей куртке, зная, что ребенок может захотеть гулять вообще без неё.

  • Взрослым нужно перестать заставлять трехлетних отпрысков делать что-либо: желательно просто попросить – и кроха это сразу оценит.

У малыша трех лет еще медленный ритм жизни и тип психики, поэтому ему нужно давать больше времени на реакцию, и на то, чтобы любой процесс привести в действие. Мудрые уловки родителей помогут предотвратить истерики и сохранят нервы всем членам семьи: и маленьким, и большим. Лучше обратиться за консультацией и рекомендацией к детскому психологу в три года, чем допустить массу ошибок в воспитательном процессе. Родителям нужно признать: их малыш становится взрослым, поэтому следует уважать его самостоятельность.

Как справиться с капризами

Психологи считают: нет большей силы, чем внимание родителей. С помощью внимания решаются все проблемы, возникающие у крохи трех лет во время кризиса. Поведение детей направлено на тех людей, которые постоянно находятся рядом, поэтому капризы объясняются только привлечением к себе внимания. Не то, чтобы трехлетние дети осмысленно хотят свести с ума своих воспитателей, просто, по их мнению, если не привлекать внимание плохим поведением, то родственники могут и вовсе позабыть о существовании маленького человека.

Прежде чем бурно реагировать на непокорность, следует выяснить настоящую причину плохого поведения маленького ребенка. У детей трех лет уже заложена подсознательная потребность избегать унижения, которое чувствуется во время родительских приказов и нравоучений. Возможно, это и есть причина кризиса? Наказывать после каждой истерики – это выработать у ребенка трусость и бесхарактерность. У вас есть желание воспитать такого человека? Гораздо мудрее молча переждать бурю, а потом попытаться достучаться к отпрыску с помощью нехитрой логики.

Трехлетние дети уже зависят от того, как преподносится им любая информация и насколько логично выглядят доводы. Для профилактики истерик во время кризиса важно уметь договариваться еще на начальной стадии какого-нибудь действия. Например, еще до похода в магазин стоит договориться с крохой о невозможности покупки игрушки. Не требовать и критиковать, а обсудить и объяснить, почему этого действия не будет. Также нужно обязательно поинтересоваться, чем заменить желаемую игрушку и предложить взамен свои варианты развлечений.

Итак, чтобы легче справиться с капризами нужно:

  • сохранять спокойствие;
  • помнить, что истерика может быть причиной невнимания;
  • предложить ребенку выбрать стратегию решения проблемы;
  • сдерживать и не показывать раздражение;
  • выяснить причину капризов;
  • не взывать к разуму малыша в разгаре скандала.

Как реагировать родителям

Особенно тревожат родителей аффективные вспышки, которые случаются у трехлетних детей с большой интенсивностью. Во время кризиса не стоит уделять им слишком много внимания: верное решение – вообще проигнорировать истерику, и тогда, видя, что методы не действуют, маленький манипулятор будет искать более действенную тактику для вовлечения взрослых в свою игру. Но иногда не срабатывает и игнорирование.

Есть маленькие личности, которые способны находится в состоянии аффекта длительный период времени, а материнское сердце долго вытерпеть этого не в состоянии. Эффектным способом вывода своего чада из истерики будет жалость: обнять посадить на колени, погладить по голове — это действует всегда безотказно. Но маме следует знать, что этим способом её победитель будет воздействовать и в дальнейшем, требуя дополнительные порции внимания.

Кризисный возраст три года – это становление у маленького человека адекватной самооценки. Она закладывается методом проб и ошибок, а взрослые должны дать возможность эти ошибки совершить, чтобы в будущем избежать множества проблем. Совет родителям один: дайте максимально возможную свободу отпрыску. Начиная с трех лет самостоятельный маленький человек должен идти собственным путем. Воспитатели, ограничивающие независимость детей, нарушают их развитие, формируя обостренное чувство неуверенности.

Но это не значит, что нужно во время кризиса попустительствовать малышу во всем. Золотая середина в воспитании – это определение границ, на которые наложено вето. К примеру:

  • нельзя никогда играть на автомобильной дороге,
  • нельзя гулять в холодную погоду без шапки,
  • нельзя пропускать днем сонный час и т.д.

Родители просто обязаны давать своему карапузу трех лет право выбора как минимум в двух вариантах. Много ценных советов описано в авторской методике всемирно известных психологов Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Психология ребенка

Психология у детей трех лет в корне отличается от младенческой. Взрослые не знают, как реагировать на все изменения, которые происходят в поведении чада. Такая неподготовленность приводит к плачевным результатам: конфликтам в семье, в детском саду, а впоследствии и во взрослой жизни подрастающего человека.

Помимо развития самостоятельности, дети трех лет начинают бояться разных вещей, на которые еще вчера не обращали никакого внимания:

  • высоты;
  • большого пространства;
  • темноты;
  • новой обстановки;
  • новых людей.

Необъяснимый страх выражается в отказе спать одному, криком во сне или обильными слезами среди ночи. Мамам и папам важно не игнорировать этот период и убедить отпрыска, что тот находится под надежной защитой. Такой подход поможет построить мостик доверия маленькому человечку, что положительно скажется на последующих попытках взрослых в кризисной ситуации договориться с ним.

Ребенок трех лет остро реагирует на психологическую обстановку в семье – скандалы, ругань, повышенные тона. Реакция на подобную атмосферу может быть непредсказуема, поэтому для родителей очень важно соблюдать гармонию в отношениях между собой, когда маленький член семьи входит в кризисный возраст. Если дети трех лет будут видеть ссоры в семье, то это приведет к выраженному чувству собственной неполноценности, а впоследствии к применению такого же стиля поведения с противоположным полом уже во взрослой жизни.

Видео: кризис трех лет – доктор Комаровский

Детский врач Комаровский точно знает, как правильно вывести ребенка трех лет из кризисного возраста без особых эмоциональных потерь, а его советы смотрите в этом видео:

Период раннего детства заканчивается кризисом трех лет. В этот период происходит смена ребенка – родитель исключается из цепочки манипуляции с предметами. Взрослый становится примером, с которым ребенок сравнивает себя. Кризис трех лет сложнее и важнее предшествующего ему , это сложный кризис.

В возрасте трех лет происходят серьезные скачки в развитии ребенка, притом в большей степени в психическом развитии – начинает развиваться , Я-концепция и . Значительно быстрее происходит усвоение языка (90 % речи формируется в этот момент).

Существенно меняется самовосприятие. Уже в 1,5 года ребенок узнает себя в зеркале и начинает идентифицировать свое отражение со своим телом. 3 года – новый этап самоидентификации. Ребенок активно изучает свое Я и все, что с ним связано: тень, пол и имя. Все чаще ребенок употребляет «я» (будучи малышом, он говорил о себе в третьем лице). В связи с изучением себя настоящего возникает особый интерес к людям с таким же именем или другими сходными элементами.

Особенности раннего детства

Дети в возрасте трех лет имеют характерные особенности: нерешительность, действия импульсивны, принятие решений неустойчиво, желания сдерживаются с трудом, моральные мотивы уступают всем остальным. Отсутствует соподчинение , дети хотят все и сразу. К концу периода при умении обобщать, развитой речи и эмоционально-положительном отношении к действительности отмечается начальное структурирование мотивов.

В период от года до трех лет у ребенка стремительно накапливаются . Это связано с расширением рамок жизненного опыта, развитием восприятия и интеллекта, большим объемом поступающей информации. Самый первый и популярный страх – страх исчезнуть (дети наблюдают, как исчезают предметы из поля зрения) и оказаться унесенным в туалете (вода журчит по водопроводу). Однако испугать ребенка может что угодно – маски, парики, кукла без руки. Нередко дети боятся спать в одиночестве, испытывают страх перед движущимся транспортом или животными. По мере развития мышления и освоения более тонких его способов, детские страхи пропадают сами собой.

Страхи могут укореняться и усугубляться, если родители проявляют гнев в отношении ребенка, раздражительность, нетерпимость. Вдобавок к этому у ребенка возникает чувство отверженности. Не лучшей тактикой является и , стремление уберечь ребенка от всех страхов. Оптимальный вариант – постепенное приобщение ребенка к пугающим предметам и наглядный пример.

Через взаимодействие с родителями и наблюдение за их примером ребенок:

  • усваивает свой пол и особенности ;
  • стремится получить признание и уважение взрослых, получить похвалу (в зависимости от того, какое поведение будут поощрять родители, формируются );
  • активно ищет новые способы взаимодействия с предметами.

Главная особенность этого этапа взросления – . Ребенок понимает, что он отличается от других людей и всего мира, но вместе с тем считает, что весь мир вращается вокруг него.

Заподозрить начало кризиса трех лет можно по следующим признакам:

  • острый интерес ребенка к собственному отражению в зеркале;
  • озабоченность ребенка своей внешностью, заинтересованность тем, как он выглядит в глазах других людей.

Признаки кризиса

Кризис трех лет, или кризис «я сам» – один из самых острых. Ребенок становится поистине неуправляемым, впадает в ярость. Принято выделять 7 основных проявлений кризиса:

  • Негативизм. Ребенок отрицает все, что исходит от взрослого, даже если это актуальное в настоящий момент желание самого ребенка.
  • Упрямство. Ребенок до последнего настаивает на своем требовании. И дело не в том, что ему что-то очень нужно. Суть в том, чтобы просьбы ребенка обязательно выполняли.
  • Строптивость, направленная на прежний образ жизни, нормы общества и воспитания.
  • Своеволие. Главное проявление кризиса – «я сам».
  • Протест. Ребенок постоянно находится в конфронтации с миром взрослых, бунтует, воюет.
  • Обесценивание взрослых. Ребенок обзывает родителей, дразнит, ругается, кусается, дерется.
  • Деспотизм. Ребенок заставляет родителей потакать всем его прихотям, младших братьев и сестер ревнует.

Риски

Если главная потребность младенчества (потребность в безопасности) была удовлетворена, то в раннем возрасте формируется в любви. Притом особенно остро проявляется потребность в любви родителя противоположного пола. Именно в этот момент при неудовлетворенной потребности закладывается основа Эдипова комплекса и комплекса Электры.

Если на предыдущем этапе развития ребенок испытывал потребность в речевом контакте, то в раннем детстве актуальна потребность в тактильных ощущениях. Если она не удовлетворена, то ребенок на всю жизнь остается тактильно бесчувственным.

Если родители ограничивают самостоятельность и высмеивают попытки ее проявить, то на смену волевой регуляции ребенка приходит и стыда, . Это опасно жизненной пассивностью в дальнейшем, отрицанием собственного участия в ходе жизни, нерешительностью и неспособностью менять и строить жизнь, согласно собственным потребностям и желаниям.

Родителям предстоит набраться терпения на период кризиса трех лет. Разумеется, нельзя забывать о безопасности ребенка, но нужно максимально предоставлять ему свободу и ждать, пока тот сам завяжет шнурки или наденет шапку (происходит это, как правило, очень долго). Запреты на опасные ситуации должны быть четкими и однозначными.

Недопустимо употребление в адрес ребенка слова «маленький» и подобных ему. Ведь в собственном восприятии ребенок уже совсем не маленький, а самостоятельный и большой, он хочет действовать как взрослые. Кроме негативных реакций и попыток хоть как-то возвыситься («Ты дура») вы ничего не получите, если будете относиться к ребенку так же, как на более раннем этапе развития (его самоощущение поменялось).

Конечно, несмотря на всю самость, ребенок видит, что у него пока не все получается так, как у взрослых. Не унижайте его в этот момент, помогите, ненавязчиво научите («А можно я попробую»).

Послесловие

Таким образом, кризис трех лет характеризуется освоением ребенком «должен» и «хочу», их сопоставлением и разграничением. Возникает потребность самостоятельного выбора, развивается .

Ребенок анализирует «хочу», «должен» и «нельзя» и в итоге формулирует «могу». При вседозволенности со стороны родителей или наоборот строгих ограничениях кризис затягивается. Оптимальный вариант воспитания на этом этапе – направить ребенка в ту деятельность, где он сможет полноценно проявлять свою самостоятельность. Как правило, речь идет о ролевой игре. Она позволяет проигрывать сценарии, применять на себя роли и обязанности, развивать свою самостоятельность, учиться принимать решения.









2024 © rukaraoke.ru.