Льготы сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это кто? Права и защита детей, оставшихся без попечения родителей


Дети, оставшиеся без попечения родителей – это несовершеннолетние лица, чьи законные представители не имеют возможности заниматься их жизнью, воспитанием и обеспечением. Причины тому могут быть следующие:

  • Ограничение или полное лишение родительских прав и обязанностей;
  • Официальное признание недееспособности;
  • Наличие заболеваний, которые становятся преградой в содержании и воспитании;
  • Лишение свободы;
  • Безвестно пропавшие;
  • Умышлено уклоняющиеся от обеспечения и воспитания.

Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии социальной помощи получают новорожденные, оставленные в родильном доме сразу после появления на свет. Иногда родители отказываются от них по истечении некоторого времени, когда понимают, что малыш будет для них обузой.

Так часто поступают семьи, в которых отсутствует экономическое и социальное благополучие или наоборот, они слишком обеспечены и всегда очень заняты. На ребенка просто не остается времени, да и желания, по всей видимости. В таких случаях оформляется официальный отказ. Но некоторые личности не собираются даже оформлять подобные документы, а просто продолжают решать свои проблемы, забыв о ребенке, находящемся в образовательном или медицинском центре.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также обязаны забрать несовершеннолетних из той семьи, в которой родители имеют пристрастие к наркотикам и алкоголю, доставив их в детский дом. Несмотря на то, что родители все равно привязаны к своему чаду и периодически проявляют заботу, пребывание в такой обстановке может нанести психологическую травму малышу.

Где регулируются права таких детей?

Сегодня количество несовершеннолетних, оказавшихся в подобном сложном положении, превышает сотни тысяч. Но государство не может закрыть на это глаза и пустить на самотек жизнь брошенных малышей. Поэтому всячески старается оказать им необходимую помощь и поддержку, а также дополнительные меры социальной защиты прав несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения.

Все это регулируется:

  • Семейным Кодексом РФ;
  • Статьей № 44 Федерального Закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16. 04. 01;
  • Статьей № 159 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях сиротам, оставшимся без попечения родителей» от 21. 12. 96.

После того, как родители отказались от несовершеннолетнего или были лишены соответствующих прав, жизнью малыша занимаются его законные представители, опекуны и попечители или органы опеки.

Сначала ребенок попадает в руки сотрудников попечительского совета, которые незамедлительно должны заняться его устройством. Малыша могут передать в социальные учреждения или поднадзорные семьи. Органы опеки должны постоянно контролировать, в каких условиях проживает и воспитывается несовершеннолетний.

Оформление и присвоение статуса социальной сироты

Как уже известно, лишение родительских обязанностей – это далеко не единственное основание признать детей утратившими попечение. Но каким бы оно не было, у органов опеки есть всего один месяц для того, что бы устроить дальнейшую жизнь несовершеннолетних. Отсчет времени начинается с того момента, когда органами было обнаружено, что ребенок остался один.

Статус социального сиротства должен быть присвоен официально. Это нужно в первую очередь для того, чтобы ребенок мог получать льготы и социальную поддержку до того момента, пока ему не исполнится 18 лет. Если должным образом не оформить этот статус, то сирота, по достижению совершеннолетия, вряд ли сможет получить социальное жилье. И это довольно серьезно, так как подобные случаи в жизни уже были.

Кроме того, несостоявшиеся родители несовершеннолетнего часто вспоминают о том, что он у них есть именно тогда, когда ребенок вырастает и добивается колоссальных успехов в жизни. Были и такие ситуации, когда родители, бросившие своих детей в молодости, в старости подают в суд на получение материальной помощи от уже совершеннолетних и обеспеченных родственников. Именно официально оформленный статус может стать преградой в подобном шаге со стороны родителей.

Присвоение статуса: необходимые документы и нюансы

Отметим, что оформить подобный статус намного сложнее, чем присвоить сиротство. Для этого государство предусмотрело своеобразный алгоритм действий. Судебными органами должно быть доказано, что ребенок больше не зависит от родителей или не имеет с ними связи. Подобные дела рассматриваются в суде и требуют определенного перечня документов.

  1. Документ, подтверждающий тот факт, что отец и/или мать были лишены свободы и заключены под стражу. Кроме того, понадобится подтверждение о том, что родитель отбывает уголовное наказание в местах лишения свободы из УИН.
  2. Документ, подтверждающий изначальное отсутствие родителей. Это может быть свидетельство о рождении, где в соответствующих графах стоят прочерки, официальный отказ от малыша, справки о принятии его в социальные учреждения как подкидыша или найденыша.
  3. Документ, подтверждающий лишение родительских обязанностей.
  4. Бумаги, указывающие на наличие тяжелых заболеваний матери и/или отца, препятствующих воспитанию малыша. Признание недееспособными.

Если это необходимо, суд может разрешить представить дополнительные доказательства того, что несовершеннолетний остался без попечения, например, видео или аудио материалы, а также показания свидетелей.

Кто может выступать инициатором в суде?

Чтобы присвоить несовершеннолетнему статус социального сиротства, требуется инициатор оформления, который будет выступать в суде. На это имеют полное право:

  • В первую очередь органы опеки и попечительства;
  • Родственники малыша;
  • Сотрудники социальных, медицинских и образовательных служб;
  • Сам несовершеннолетний.

Последний вариант подразумевает достижения ребенком возраста 14 лет. В этом возрасте несовершеннолетний имеет право просить опеку в письменном виде изъять его из семьи или лишить его родителей прав на дальнейшее воспитание. Но в этом случае только государственные органы могут принять решение о судебном рассмотрении дела.

Важно! Если служба опеки получила сообщение о том, что условия жизни детей не соответствуют положенному, социальные органы обязаны проверить жилье несовершеннолетних в течение трех суток.

Каковы формы устройства детей без попечения?

После оформления и присвоения соответствующего статуса, государственные органы и опека обязаны устроить несовершеннолетнего для дальнейшего проживания в детский дом или приемную семью. Опека устанавливает, куда пристроить ребенка. Существует несколько форм устройства детей, предусмотренных Семейным Кодексов РФ:

  1. Удочерение либо усыновление;
  2. Опекунство и попечительство;
  3. Приемная семья;
  4. Патронатное воспитание;
  5. Гостевая семья;
  6. Детский дом семейного типа.

Государственные органы, устраивавшие несовершеннолетнего, обязаны учитывать многие факторы. Например, принадлежность к культурам и религиям, этническое происхождение, родной язык.

Удочерение либо усыновление

Эта форма остается в приоритете на протяжении уже долгих лет. Ребенка принимают в семью на правах кровного, дают ему свою фамилию и он получает все права, а родители обязанности, аналогичные настоящей семье. Таким образом, несовершеннолетний имеет право на получение алиментов, в случае развода родителей, так же как и родители, будучи в пожилом возрасте имеют право на получение алиментов с уже взрослого ребенка. Кроме того, чадо имеет право претендовать на имущество родителей на правах наследника, а имущество, которое уже было в собственности до усыновления/удочерения, продолжает оставаться у него.

Опекунство и попечительство

Такая форма очень распространена и действует на безвозмездной основе. Несовершеннолетнего принимают в семью на правах воспитанника, но фамилия остается прежней. В обязанности опекуна и попечителя входит воспитание, образование, содержание, защита интересов и прав ребенка.

В большинстве случаев опеку оформляют близкие и дальние родственники малыша. И зачастую такой вариант является временным, до усыновления или удочерения. Установить опеку можно над детьми до 14 лет, если старше – устанавливается попечительство . Согласие несовершеннолетнего на установление опекунства требуется только в том случае, если ему уже исполнилось 10 лет.

Приемная семья

В случае с приемной семьей – заключается договор о сроке содержания несовершеннолетних в семье. Ребенка берут на правах воспитанника, его фамилия остается прежней и он не имеет право претендовать ни на какое имущество приемных родителей. Такая форма называется: опека и попечительство на возмездной основе. Приемная семья получает деньги от государства за выполнение обязанностей, прописанных в договоре.

Какие виды помощи предлагает государство для социальной поддержки?

Государство дает гарантии оказании социальной помощи и правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей:

  1. Помощь в решении вопросов жилья;
  2. Содействие в получении образования;
  3. Медицинское обслуживание;
  4. Трудовые гарантии.

Кроме того, семьи, взявшие опеку над детьми, оставшимися без попечения родителей, получают от правительства ежемесячные и единовременные выплаты, пособия и льготы. Что касается пенсии по потере кормильца, то она полагается только тем детям, чьи родители погибли или были признаны умершими судом, а на самом деле – пропали без вести.

Образование несовершеннолетних

Государство выделяет финансовую помощь на получение образования таким ученикам. Они получают ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Питание для таких учеников в школах должно быть бесплатным.

Кроме этого, несовершеннолетние получают бесплатные путевки на отдых в детских лагерях, за исключением проезда.

Социальные пособия они продолжают получать даже при поступлении в высшие учебные заведения. Государство оплачивает все дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования и высшего. Стипендия на 50% повышается.

Жилье и ЖКХ

Дети, брошенные родителями, по достижении совершеннолетия могут претендовать на получение собственного жилья от государства. Квадратные метры предоставляются только в том случае, если:

  • Отсутствует социальное жилье и собственная недвижимость;
  • Размеры жилья родственников не позволяет прописать социального сироту;
  • Имеющаяся недвижимость, в которой он проживает, не отвечает должным нормам.

Проживая в доме опекуна, на ЖКХ распространяются льготы, но только на долю квадратных метров несовершеннолетнего. При собственном жилье коммунальные платежи вообще платить не требуется.

Медицинские услуги

Бесплатная помощь гарантирована в государственных учреждениях. Несовершеннолетние могут рассчитывать на путевки в санатории и обеспечение лекарственными средствами при наличии на то показаний. Для инвалидов, в зависимости от группы, список бесплатных услуг расширяется.

Стоит учитывать тот факт, что нажиться на содержании детей, оставшихся без попечения родителей, опекунам не удастся. Органы социальной защиты постоянно контролируют проживание каждого брошенного ребенка.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Понятие сиротства, причины его появления, проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство на сегодняшний день в современной России является значимой проблемой, влияющей на политику нашей страны, но и на общество в целом. Это выражается в основном в том, что современная социальная и экономическая ситуация в нашей стране нуждаются в ее совершенствовании.

С.И. Ожегов в толковом словаре русского языка дает понятие «сиротство» как «одиночество, состояние сироты».

Словарь-справочник социального работника определяет понятие «сиротство» - социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот, то есть сирота – ребенок, который находится постоянно или временно вне семейного окружения, или ребенок, который имеет право на помощь и защиту со стороны государства, также в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении.

Согласно педагогического терминологического словаря, сиротство-это социальное явление, которое характеризуют образ жизни детей, которые остались без попечения родителей.

Наиболее четкое определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано в федеральном законодательстве. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ дает определения категории таких детей:

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли единственный родитель или оба родителя;

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей или единственного родителя в связи с ограничением их в родительских правах, лишением их родительских прав, признанием родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими, отбыванием родителями наказания в учреждениях в виде лишения свободы, объявлением их умершими;

Лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет. Когда они находились в возрасте до 18 лет, у них умерли единственный родитель или оба родителя либо которые остались без попечения обоих родителей или единственного родителя. Такая категория лиц имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

По мнениям Д.В. Волкова и Г.М. Погореловой социальное сиротство в России имеет свои особенности:

Обострение в семьях проблемы жестокого обращения с детьми;

Увеличение числа социально неблагополучных семей;

Постоянный рост численности детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот;

Неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов воспитания, дальнейшей судьбы и временного жизнеустройства детей;

Низкий уровень предупреждения социального сиротства;

Сокращение или отмена социальных льгот;

Ухудшение криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних;

Резкое увеличение количества безнадзорных детей.

Тюгашев Е.А. в своих исследованиях выделяет следующие виды сиротства:

Собственно сироты. Такие дети, чьи родители рано умерли;

Домашние сироты. У таких детей есть родители, но им нет дела до их ребёнка, который живет с ними. В худшем случае дети с такими родителями находятся в антагонистических отношениях, а в лучшем случае они чужие друг другу;

Интернатские сироты. Такие дети, у которых родители практически не участвуют в их воспитании, так что они воспитываются в интернате далеко от родителей;

- «отказники». Такие дети у родителей, которые отказались от родительских прав;

- «лишенцы». Такие дети у родителей, которые лишены родительских прав.

По мнению Тюгашева Е.А., особенно выделяет социальное сиротство. К такому сиротству относят таких детей, которые имеют биологических родителей. Но родители таких детей по каким-то личным причинам не заботятся и не занимаются воспитанием своих детей. Такие родители юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

На основе социального сиротства автор выделяет «скрытое» социальное сиротство. Оно вызвано изменением со стороны родителей отношения к своим детям, вплоть до полного вытеснения детей из семьи. Такое отношения приводит к росту беспризорности огромного количества подростков и детей. В итоге, автор классифицирует сиротство как социальное понятие и как социальное явление.

Для того чтобы глубже понять и решить проблемы сиротства, необходимо исследовать источники сиротства и причины его появления в современной России. Источники сиротства в России берут начало свое из далекого прошлого, когда во времена войн, голодовок, эпидемий, стихийных бедствий, ряда других стихийных бедствий родители погибали, поэтому их дети становились сиротами. В современной Росси ситуация отличается причинами, которые приводят к сиротству, а не процентным соотношением детей сирот. Многие исследователи отмечают, что больницы, специальные заведения, родильные дома заполнены брошенными младенцами.

По нашему мнению, в нашей стране распространение явления сиротства обусловлено комплексом процессов и особых условий в обществе, которые характеризуют развитие страны на протяжении XX века: Революция 1917 года, террор 20-х-30-х годов, три разрушительных войны (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная война), последствия перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.

Большевиками в первые десятилетия после революции был нанесен мощный удар по вековой русской культуре. Известным русским культурологом и философом Ю.М. Лотманом введено понятие «вековое здание культуры». Автор считал, что «культура всегда подразумевает сохранение опыта, что такое выражение не случайно. Одно из главных определений культуры –это ее «негенетическая» память, всегда подразумевает непрерывность интеллектуальной, духовной, нравственной жизни общества и человека, и человечества, всегда связана с историей. Когда мы говорим о культуре современной, то сами того не подозревая, мы говорим о том огромном пути, который наша культура прошла. Этот путь перешагивает границы национальных культур, исторических эпох, насчитывает тысячелетия, погружает нас в одну культуру всего человечества».

Известно, что в наши дни Россия страдает от социальных и экономических неурядиц из-за происшедших значительных перемен в последние годы. Правительству России приходится уделять первостепенное внимание национальной безопасности и экономическому развитию, сохранению основ государственности, так как наша страна вступила в строительство посттоталитарного общества. Первые шаги в этом направлении сопровождаются сокращением или отменой социальных льгот, что вступает в противоречие с основной функцией любого государства - социальной защитой нуждающегося населения. Рост зарплат и пособий не поспевает за ростом цен, поэтому ухудшаются возможности родителей в воспитании детей, снижается уровень жизни семей с детьми. В свою очередь, такое состояние изменяет во многом общественное сознание. Интересы индивидуального выживания становятся главенствующими, а духовные и социальные потребности, куда входит забота о детях, отодвигаются на второй план. К сожалению, представители наименее защищенных социальных слоев нашего общества особенно чувствительны к таким деструктивным процессам .

Сейчас вызывают большую тревогу более увеличивающееся число детей, которые лишились родительского попечения при живых родителях, то есть социальные сироты. Социальное сиротство – это одна из проблем, которые остро стоят перед современным государством и обществом России. При этом понятие «социальное сиротство» указывает на особую роль процессов в обществе и социальных условий при формировании данного явления, широко распространено в нашей стране.

Предполагается, что социальное сиротство порождается одним из важнейших факторов современности- процессом урбанизации. Город ускоряет эмансипацию женщин, изменяет мораль, способствует распаду патриархальных семейных связей, создает для человека особый покров социальной анонимности, приводит к распространению среди женщин мужских пороков - наркомании, преступности, алкоголизма, то есть к психическому и физическому отторжению от ребенка.

Причины социального сиротства, как многоаспектного явления, по мнению Г.Н. Соломатина, заключаются в:

Добровольном отказе матерей от своих несовершеннолетних детей (отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные);

Принудительном изъятии ребёнка из семьи, когда родители лишают родительских прав в целях защиты интересов ребёнка (асоциальный обзор жизни, недееспособных родителей);

Природных или социальных катаклизмах, вынуждающие население страны к хаотической миграции (потеря ребёнка, отказ от ребёнка).

А.Ю. Васильев феномен социального сиротства связывает, прежде всего, с двумя факторами: кризисом семьи и социально-экономической нестабильностью в обществе. Эти факторы образуются круг причин проявления социальных сирот:

Социальная дезориентация семей;

Материальные и жилищные трудности родителей;

Слабость нравственных устоев;

Негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребёнка).

На основе анализа ранее выделенных причин сиротства и согласно отечественной практике, можно сказать, что основными причинами сиротства в современной России являются:

Отказ родителей от ребёнка в роддоме;

Тяжёлое материальное положение семьи;

Нежелательная беременность (в большинстве случаев такая беременность возникает у несовершеннолетних детей, которые рано вступили в половую жизнь);

Социальная дезадаптация родителей ребёнка, связанная чаще всего с потреблением наркотиков, алкоголя;

Рождение ребёнка с патологией (сюда относят детей-инвалидов, детей с неизлечимыми заболеваниями и т.д.);

Смерть или неизличимая болезнь одного или двух родителей, при отсутствии близких родственников;

Родители ребёнка в местах лишения свободы отбывают наказание;

Родители признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);

Родители уклоняются от обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей, то есть лишены родительских прав;

Жестокое обращение с детьми в семье;

И другие причины.

По мнению Н.В. Скаткова, лишение родительских прав – основная причина, по которой дети в России лишаются попечения родителей. Согласно статистике ежегодно в домах ребёнка 80% воспитанников составляют дети, от которых родители отказались сразу после их рождения, по причине болезни ребёнка – 60%, в связи с тяжёлым материальным положением семьи – 20%. В 2015 году было выявлено 40 000 россиян, которые лишены родительских прав. Из них 29 000 были лишены прав за уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, 12%- в связи с алкоголизмом и наркоманией, 5%- за злоупотребление родительскими правами.

В настоящее время доля детей-сирот, детей, оставшихся без обеспечения родителей в России, составляет более 600 тыс. человек. Это довольно большая цифра, но за последние годы видна тенденция сокращения числа сирот в России. Так, например, в 2012 году это количество составило 654 355 детей, в 2013 году эта цифра немного увеличилась и составляла более 660 тыс. детей, а в 2014 году снова сократилось до 634 000 детей. Как показывает практика, количество сирот в России каждый год меняется, но, к сожалению неизменным остаётся причины социального сиротства. Статистические данные в настоящее время о распространении сиротства в России периодически публикуются во многих средствах массовой информации, поэтому нетрудно представить реальную картину такого явления.

Можно сделать вывод, что актуальной особенно проблема социального сиротства становится для крупных индустриальных городов России. Среди воспитанников интернатных учреждений 95% детей были переданы на полное государственное обеспечение, от них родители по различным причинам отказались, либо лишены родительских прав, а только 5% детей не имеют родителей.

К сожалению, среди сирот встречаются и дети-инвалиды с различными отклонениями в психическом и физическом развитии. Такие дети представляют собой особую категорию, до конца своей жизни нуждаются в поддержке со стороны взрослых, также им необходимо постоянное медицинское обследование, на которое тратиться большое количество средств и времени.

Считается, что каждый ребёнок с момента своего рождения нуждается в заботе, любви и ласки со стороны своих родителей. Постоянное внимание к ребёнку закладывает в нём основные качества личности, которые в свою очередь обеспечивают психологическую устойчивость, нравственные ориентиры, любовь к жизни и целеустремлённость. Но, к сожалению, в нашем обществе есть и такие дети, которые лишены родительского внимания. И на протяжении всей жизни им приходится испытывать ряд проблем влияющих на их развитие.

Многие учёные пришли к выводу, что проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, носят:

Медицинский характер. Среди проблем медицинского характера можно выделить следующие: отклонения в психическом и физическом развитии сирот (сюда можно отнести синдром Дауна, заболевание Детским церебральным параличом (ДЦП), а также атрофию подвижных конечностей и др.); болезни желудочно-кишечного тракта; болезни органов дыхания (пневмония, различные респираторные вирусные заболевания); врожденный порок сердца; инфекция мочевых путей; недоношенность, анемия, гипотрофия и рахит (все эти состояния усугубляют течение вирусных и бактериальных инфекций, тормозят развитие детей); заболевания гепатитом «С» или «В», а также сифилисом (основным источником таких заболеваний являются родители алкоголики, наркоманы, а также матери перенёсшие во время беременности сифилис или гепатит). То есть присутствует повышенный риск заболеваемости детей-сирот: частые хронические патологии, отставания в уровне физического, психического, интеллектуального развития, поражение головного мозга вследствие внутриутробной интоксикации, неврозы, которые обусловлены психическими травмами;

Социальный характер. К проблемам социального характера, во-первых следует отнести социальный статус ребёнка-сироты, воспитывающегося в детском доме или интернате. Он- будто «ничей» ребёнок. Такой ребёнок испытывает недостаток внимания со стороны взрослых. Это вызвано тем, что внимание педагогов и воспитателей в детских дома сосредоточено не на конкретного ребёнка, а на группу детей. Во-вторых: дети, воспитывающиеся в детских домах, испытывают пренебрежительное отношение к себе со стороны детей и родителей из обычных семей. В-третьих, дети-сироты, дети, оставшиеся без обеспечения родителей до наступления своего совершеннолетия, состоят на полном обеспечении государства. Дети привыкают к постоянному их покровительству взрослыми. Таких детей называют иждивенцами, для них характерен низкий индекс самостоятельности. При выходе из интерната такие дети самостоятельно не могут решать многие жизненные проблемы;

Педагогический характер;

Психологический характер. Особое значение для детей-сирот имеют проблемы психологического характера. Обычно они определяются недостатком любви и родительской ласки. Младенцы могут умереть, если будут оставлены без тепла эмоционального, несмотря и на нормальный уход за ними, у детей постарше наблюдается нарушение процесса развития. Глубокая привязанность к родителям способствует развитию уверенности в себе с одной стороны, и доверия детей к другим людям с другой стороны одновременно. Отсутствие к конкретному взрослому некой привязанности дезориентирует ребёнка, заставляет чувствовать свою уязвимость и малоценность. Дети, отвергаемые, неблагополучны эмоционально. Такое гасит их познавательную и интеллектуальную активность. Вся внутренняя энергия уходит на приспособление в условиях его жёсткого дефицита к поискам эмоционального тепла и борьбу с тревогой». Внимание работников домов-интернатов и детских домов не может компенсировать ребёнку общения с его родной семьёй. Такие дети учреждений имеют ограниченный круг общения. Дети становятся агрессивными, эмоционально холодны, замкнуты, повышено уязвимы. Тот ребёнок не имеет устойчивый положительный «Я- образ», дружеские и тёплые отношения с другими людьми, больше шансов на самоуважение, который не был лишён родительской любви, что доказывается множеством исследований. Дети, у которых родители лишены родительских прав, больше всего переживают жизненную травму. С одной стороны это связано с плохим обращением с ребёнком внутри семьи (физическое и сексуальное насилие, недостаток должного внимания детям), а с другой тяжело переживает разлуку с семьёй. Вынужденную разлуку ребёнок воспринимает в качестве смерти своих родителей. Дети стараются не думать о том, что с ними случилось, так как эмоциональные глубокие связи со значимыми для нас людьми являются источником и основой жизненных сил для каждого.

Испытывая постоянное насилие в семье, дети убегают из неё, что является развитием в нашей стране бродяжничества и беспризорности. Согласно статистике ежегодно в России 26 000 детей становятся жертвами преступных посягательств со стороны родителей, 10 000 детей и подростков убегают из дома, 2 000 детей и подростков спасаясь от домашнего насилия, покончат жизнь самоубийством.

Помимо домашнего насилия ребёнок может снова встретиться с ним в стенах детского дома, что негативно влияет на его психическое развитие, вызывает чувство страха и недоверие к людям. Такое насилие можно рассматривать со стороны разных аспектов. Во-первых, насилие со стороны персонала – удары головой о стену, связывание, избиение детей, оставление или запирание детей без смены одежды в течение нескольких дней, их избиение. Также оно может быть выражено в сексуальном насилии со стороны персонала. Иногда дети не получают необходимого ухода- это второй признак, то есть отсутствие заботы. Наиболее опасно для детей отсутствие заботы у детей-инвалидов. Для детей-инвалидов во многих учреждениях с воспитанниками не проводят и не играют в развивающие занятия, не дают должного образования. Порой в течение продолжительного времени их оставляют лежать в постели без контакта с другими людьми. Обращение такого вида может привести к проблемам в эмоциональном состоянии, возникновению долговременных проблем со здоровьем. Насилие со стороны других подростков и детей в детских дома также присутствуют: сюда можно отнести унижения, оскорбления, физическое насилие.

В итоге, сиротство в современной России имеет свои признаки и особенности: появление новых характеристик социального сиротства, которые определяются падением нравственных устоев семьи, постоянным ухудшением жизни семьи россиян, следовательно, значительное увеличение размеров социального сиротства. Все это приводит к безнадзорности огромного количества подростков и детей практически во всех регионах страны, изменению отношения взрослых к детям вплоть до полного вытеснения их из понятия «семья», обескультуриванию русского народа.

Необходимо изучать причины возникновения сиротства, чтобы вовремя предупреждать ее. Несомненно, что основной причиной детской безнадзорности является аморальный образ жизни и пьянство родителей, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей. Отчуждение ребенка от семьи также часто вызвано внутрисемейным конфликтом, который основан на упорном нежелании взрослых помочь преодолеть кризисную ситуацию и простить ребенка, войти в положение их ребенка.

  • Айртон Сенна: Переходя грань: аварии и их причины - Глава 7

  • Характеристика основных прав детей, оставшихся без обеспечения родителей

    Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства. Права детей и их защита регламентированы массой нормативно-правовых актов не только национального, но и мирового значения.

    Нормативное регулирование

    В основе законодательного регулирования данного аспекта лежит Конвенция прав ребенка, принятая на международном уровне, служащая базой для иных актов правотворчества, основное предназначение которых - охрана и защита прав и свобод граждан, не достигших совершеннолетия.
    Что касается нормативного регулирования прав и интересов детей, которые остались без попечения родителей, выполняется оно в соответствии с предписаниями таких законодательных актов:
    1. СК РФ, в частности ст. 155.3;
    2. Постановление правительства РФ №676, в 30 пункте которого прописаны права воспитанников образовательных учреждений, в которых проживают несовершеннолетние граждане, оставшиеся без обеспечения матери и отца;
    3. Федеральные законы и подзаконные акты, гарантирующие социальную поддержку детям - сиротам, а также несовершеннолетним лицам, лишенным родительского обеспечения.
    В статье представлены сведения об основополагающих правах и свободах рассматриваемой категории детей, содержащихся в вышеперечисленных источниках, а также об условиях их реализации и охране.
    Основания для предоставления статуса, дающего право своему обладателю на социальное обеспечение
    В соответствии с законодательством к категории лиц, имеющих статус детей, оставшихся без обеспечения родителей, дающий право на социальное обеспечение и предоставление других материальный и нематериальных благ, относят:
    . Несовершеннолетних лиц, которые остались сиротами в результате смерти матери или отца, или же обоих родителей;
    . Граждан до 18 лет, родители которых по решению суда лишены родительских прав;
    . Детей, в том случае, если их родители ограничены в осуществлении своих родительских прав в соответствии с постановлением суда;
    . Несовершеннолетних лиц, родители которых признаны недееспособными;
    . Лиц до 18 лет, если их родители считаются безвестно пропавшими;
    . Детей, чьи родители осуждены и отбывают назначенное наказание в виде лишения свободы на определенный срок, а также в случае назначения последним такой меры пресечения, как заключение под стражу;
    . Несовершеннолетних граждан, если их родители пребывают в специализированных медицинских заведениях;
    . Несовершеннолетних лиц, если их родители злостно уклоняются от их материального обеспечения и воспитания;
    . Несовершеннолетних лиц, если родители отказались их забирать из лечебных, образовательных, а также других социальных заведений;
    . Граждан в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения родителей, в установленных законодательством случаях.
    Права детей, оставшихся без попечения родителей
    Материальные и нематериальные
    Меры социальной поддержки рассматриваемой категории детей направлены на реализацию их материальных и нематериальных прав и свобод. К материальным благам относится обеспечение жильем, питанием, одеждой, бесплатным проездом в общественном транспорте, предметами быта и обучения.
    Перечень нематериальных прав содержит:
    . Право бесплатно учиться;
    . Право работать;
    . Жилищные права;
    . Право бесплатно пользоваться медицинскими услугами;
    . Право на отдых;
    . Право на развитие способностей и интересов.
    Личные и имущественные
    Отдельно можно выделить личные и имущественные права, которые имеет ребенок, оставшийся без родительского обеспечения.
    Имущественные права:
    1. Право на социальное обеспечение;
    2. Право на имущество, которое перешло в собственность лица на основании договора дарения или по наследству;
    3. Жилищное право, которое предусматривает сохранение права собственности на закрепленное за несовершеннолетним лицом жилое помещение, несмотря на то, что ребенок проживает в государственном социальном учреждении;
    4. Право на получения жилья вне очереди, при условии отсутствия недвижимого имущества, пребывающего в собственности лица.
    Личные права, которые имеет ребенок, оставшийся без родительского обеспечения, включают право:
    . Беспрепятственно общаться с матерью и отцом, при их наличии, а также с близкими родственниками;
    . Выражать собственное мнение, когда решается вопросы относительно осуществления их интересов, а также защищать свои права законными способами, в том числе и в ходе судебного разбирательства;
    . Жить совместно с опекуном и членами его семьи до достижения 16 лет, после допускается раздельное проживание, требующее предварительного согласования с органами опеки и попечительства;
    . Требовать уважения чести и собственного достоинства от других лиц.
    Остановимся на основных правах детей, оставшихся без попечения родителей более детально.
    Право несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на бесплатное общее образование и материальное обеспечение во время обучения
    Понятие получение общего образования за счет средств из федерального бюджета предусматривает:
    . Бесплатное прохождение подготовительных курсов абитуриентами перед поступлением в средние учебные заведения и вузы на бюджетной основе. При этом наличие документа, подтверждающего получение основного или среднего образования обязательно (аттестат, диплом);
    . Бесплатное получение второго профильного образования;
    . Сохранение полного социального обеспечения, в частности выплаты стипендии, в случае академического отпуска, если избежать отрыва от учебного процесса невозможно по медицинским показаниям;
    . Бесплатный проезд студентов в некоторых видах общественного транспорта;
    . Компенсацию расходов на проезд к месту обучения и обратно, если учебное заведение находится в другом населенном пункте. Возмещение производится один раз в год;
    . Выплату одноразового денежного пособия выпускникам, а также обеспечение последних одеждой и необходимым оборудованием по окончании учебного заведения. Компенсация производится за счет образовательного учреждения, в котором выпускник обучался.
    Во время обучения содержание детей, оставшихся без родительского обеспечения, а именно питание, проживание в студенческом общежитии, а также обеспечение других материальных благ, связанных с получением образования, осуществляется за счет государства.
    Право на развитие способностей и интересов
    Развитие способностей и интересов предусматривает создание необходимых условий как для несовершеннолетних лиц с отставанием в развитии, так и для тех, которые проявили выдающиеся таланты. Реализация данного права осуществляется в соответствии со специальными программами, разработанными для отдельных категорий детей с учетом их умений и навыков.
    Если ребенок нуждается в коррекции проблем в развитии, ему предоставляется помощь квалифицированного специалиста, а дальнейшее обучение проводится по программе, направленной на продвижение его способностей и способствующей прогрессу.
    Право детей на получение пособия, а также на другие социальные льготы
    Ребенок, лишенный родительского обеспечения, имеет право на следующие выплаты и льготы:
    1. Алименты. При этом средства, взысканные с родителей детей, лишенных родительского попечения, перечисляются на счет того заведения, в котором ребенок проживает. Одна половина денег идет на содержание получателя алиментов, а вторая - ложиться на его счет, открытый в Сбербанке РФ;
    2. Пенсия;
    3. Социальные выплаты и пособия;
    4. Льготный или бесплатный проезд в некоторых видах общественного транспорта.
    Право на отдых,
    Под правом на отдых подразумевается предоставление ребенку свободного времени для проведения досуга в соответствии с его интересами и предпочтениями. Также понятие полноценного отдыха включает организацию свободного времени детей в период каникул и выходных дней.
    Право на защиту законных интересов и прав
    Законом гарантировано право несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на судебную защиту своих нарушенных интересов и предоставление бесплатной юридической помощи (консультация юриста, составление иска и других процессуальных документов, представление в суде).
    Наравне с подопечным лицом, интересы которого нарушены, обратиться в суд за восстановлением справедливости вправе его законный представитель, прокурор, а также представитель органа опеки и попечительства, в обязанности которого входит охрана прав и свобод детей-сирот и несовершеннолетних лиц, оставшихся без обеспечения родителей.
    Охрана прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения
    Охрана и защита осуществляется следующими способами:
    1. Защита интересов законным представителем (опекун, попечитель, воспитатель);
    2. Самозащита;
    3. Представителями органов опеки и попечительства;
    4. Защита прокурором.

    Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

    Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:

    свидетельство об их смерти.

    решение суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.

    приговор суда об осуждении родителей.

    медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.

    документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.

    материалы о розыске родителей и другие.

    Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.

    В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей.

    Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха - эпоха гласности, демократии - создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего - в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

    Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей - алкоголиков.

    Сейчас в России более 700 000 детей - сирот (из них 95% социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо - это матери - подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

    Такие реалии современной российской жизни как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшим и младшим поколениями моральных и семейных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

    За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем, только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального

    насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 - 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев, и даже лет.

    Выталкивает детей на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8- летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профучилища (отчего ежегодно до 1 млн. подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14-18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут или не хотят, и т.п. В результате среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают более 2 млн. несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет.

    За последние 5 лет продолжает сокращаться число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году их было 115,6 тыс., что на 8,7 тыс. меньше, чем в 2008 году, и на 11,4 тыс. меньше, чем в 2007 году. Свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав.

    В 2009 г. у родителей, лишенных родительских прав, было в целом отобрано 56,4 тыс.детей, что на 6,2% больше, чем в 2008г. и на 21,1% больше, чем в 2007 г. В то же время, численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, в 2009 г. сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4 тыс. человек, что даже меньше (на 2,4%), чем было в 2007 г.

    В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, представляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровне, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

    Большинство детей, оставшихся без попечения родителей в течение 2009 г., были переданы под опеку или усыновление. Их численность в 2009г. составила 77,8%, или 60,8% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения.

    • 28,2% детей, оставшихся в 2009 г. без попечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2009 г. она составила 29,4%, в 2008 г.-30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2009 г.36,1 тыс. против 36,2 в 2008 г.
    • 1,7% детей, оставшихся в 2009 г. без попечения родителей, приняты в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования и другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

    В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001 г. № 374. Указанным документом увеличено ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.







    

    2024 © rukaraoke.ru.