Подросток в современном обществе. Круглый стол «Подросток и общество»


24.07.2014 15:26

В Тамбовской области создан информационно-консультационный портал «Подросток и общество», рассчитанный на подростков, родителей и педагогов. Он был запущен в рамках областной комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних «Не оступись!» Здесь подростки могут получить консультацию у специалистов на любую волнующую их тему. Портал доступен по адресу podrostok.68edu.ru .

Свои вопросы несовершеннолетние посетители могут оставить в рубрике «Консультации для подростков». Все вопросы, поступающие от ребят, передаются педагогам, психологам, докторам, сотрудникам правоохранительных органов. Иными словами, специалистам, которые реально могут помочь. На сайте вопросы и ответы публикуются только с разрешения авторов.

Интернет-консультации проходят бесплатно и конфиденциально. В каждом случае применяются профессиональные знания и опыт специалистов для наиболее эффективной защиты прав ребенка и его законных интересов, помощи в решении проблем. Обратившийся может рассчитывать на честный, достоверный и всесторонний анализ обстоятельств его проблемы. Аргументированный ответ направляется на электронный почтовый ящик, указанный в обращении.

Кроме того, для подростков подготовлены тесты и полезные советы. Например, как победить неуверенность в себе, избавиться от одиночества, наладить отношения с родителями, повысить самооценку, научиться избегать опасностей интернета и многое другое.

Раздел «Родительская школа» заинтересует родителей, которые пытаются наладить взаимоотношения со своими детьми. Многим родителям не хватает знаний в вопросах воспитания, они мало знакомы с возрастными особенностями психофизического развития детей, уровень психологической культуры семейных отношений порою оказывается недостаточным для создания благоприятной среды, в которой ребенок смог бы наиболее полно раскрыть природные задатки.

Все это является почвой для искажений в развитии личности уже на самом первом этапе жизни ребенка. Тем самым может быть потеряно время для «закладки» психофизической базы под развитие способностей, упущены возможности, которые больше в жизни ребенка уже никогда не повторятся.

Действенным средством оказания помощи семье, родителям в воспитании детей является организация психолого-педагогического просвещения родителей. С целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и развития личности детей создана программа «Родительская школа». В ней рассматриваются вопросы основ психологии семьи, семейной социализации и семейного воспитания, особенностей воспитания детей в различные возрастные периоды.

В рубрике «Специалистам» размещены методические материалы и рекомендации, которые можно использовать при подготовке к занятиям с родителями и подростками. На площадке портала «Подросток и общество» также предусмотрено и обучение специалистов: проведение различных семинаров и тренингов.

Классный час-практикум по оказанию поддержки учащихся 7-го класса в решении подростковых проблем с участием педиатра, психолога, музыковеда и тренера по волейболу.

Оборудование: весы, ростомер, таблица с данными физического развития уч-ся за 5–6-й класс, цветные карандаши, листочки на столах, особая форма расстановки столов, музыкальное сопровождение, перед каждым учеником его психологический портрет, составленный с помощью школьного психолога /пока закрытый/, психологические тесты по определению темперамента.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие с музыкальным сопровождением.

1 этап

Организационный момент, разминка “снежный ком”, составление синквейна на заданную тему.

Ознакомление учащихся с гостями, тема пока не называется.

Проводится разминка “снежный ком”, т.е. задаются вопросы, ученики не задумываясь, отвечают: Сколько тебе лет? Как тебя зовут? Где ты живешь? Номер твоего дома? Любишь ли ты мороженое? Как зовут твою маму? Какое время года сейчас? Как называется ваш район? Сколько лет вашему району? Как зовут директора школы?

Составление синквейна. Напоминаем правила написания:

1 строка – имя существительное /говорит учитель/,

2 строка – 2 прилагательных,

3 строка – 3 глагола,

4 строка – краткое утвердительное предложение,

5 строка – синоним первой строки. Например:

1 строка. Ученик.

2 строка. Интересный, умный.

3 строка. Читает, пишет, рисует.

4 строка. Получает нужные знания.

5 строка. Школьник. И др.

2 этап

Учитель дает слова, а учащиеся называют антонимы – слова, имеющие противоположное значение. Приложение 1.

  1. Мягкий – твердый.
  2. Грубый – нежный.
  3. Застенчивый – раскованный.
  4. Рассеянный – внимательный.
  5. Активный – пассивный.
  6. Медлительный – быстрый.

Эти слова можно использовать для характеристики определенного типа людей.

Кому они присуще? ПОДРОСТКУ.

Слово учителя: Продолжим наше занятие, /называется тема/. Сегодня мы с вами поговорим о подростке, о его физическом, психологическом и гражданском становлении. Речь пойдет о тех трудностях и задачах, которые приходится ему решать, вступая в общество. Будем говорить о том риске, которому он может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят его поступки. Разговор поведем как партнеры. Свою работу будем оценивать по 5 балльной системе, учитывая активность, желание совместно работать (красный жетон – 5 баллов, синий – 4, желтый – 3 и полоски для остальных баллов). Нам помогут и наши гости.

Сколько возрастов у человека? Где же границы подросткового периода? Как ни странно, но на поставленный вопрос никто точно ответить не может. Этнографы, обобщившие данные, собранные в разных странах и на разных континентах, пришли к такому выводу (Приложение № 2):

Младенчество /2–3 г./ – детство /2–3 до 6–7 лет/ – отрочество /с 6–7 до 13–15 лет / – юность /с 13–15 до 18–25 лет/ и потом взрослая жизнь.

И в современном обществе на эту тему нет единого взгляда. Ученые стараются их свести в систему, создают стройные теории. Согласно одной из них, можно выделить шесть фаз в развитии человеческой личности:

Младенчество – детство – малолетний возраст – подростковый период – юность – зрелость.

Подростки – до 18 лет, молодежь – от 18 до 24 лет, “молодые взрослые” – 25–29 лет.

В Кении у народов нанду – 28 возрастных групп, в Нигерии – у нупе – 3, в США возрастные градации такие: младенчество – детство – подростки – молодые взрослые – средний возраст – старший.

Существует такое деление: младенчество – детство – юность. Даем слово педиатру, психологу, которые (с их точки зрения) характеризуют младенца, дите. Следующий этап – юношеский, т.е. подростковый. Слово психолога: используя тесты, определяет темперамент, характер учеников. Появляется на доске эти данные. Приложении № 4. Раскрываются листочки на столах

Слово учителя:

Юношеский возраст, т.е. переход от детства к взрослости, продолжается, по мнению американского психолога Арнольда Геззелу, от 13 до 21 года, из которых особенно важны первые 5 лет /11–16 лет/. 10 лет, по его словам – это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 13 лет такая проблема частично проходит, отношение к миру становится более позитивным. Растет автономия подростка от семьи и одновременно – влияние сверстников. Ведущее свойство в 13 лет – обращение внутрь. Подросток склонен к уходу в себя. Самокритичный и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией. Критически относится к родителям; становится избирательным в дружбе; настроение постоянно меняется. В 14 лет – общителен, интерес к другим людям и различиям между ними, любит обсуждать и сравнивать.

Ведущей деятельностью 11–15-летних становится общение в системе общественно-полезной деятельности, как спортивная, художественная, трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей. Сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе.

В социальном плане все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус их мало, чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости – новый уровень притязаний. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом, это период завершения детства и начала “вырастания” из него.

Познавательные процессы и способности тоже меняются.

Они развиваются в двух направлениях: качественном и количественном.

  • т.е. “невоспитанность” внимания, неумение сосредоточиться, переключаться и отвлекаться от каких-то раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости в связи с этим психологические и социально-педагогические проблемы;
  • быстрее, эффективнее, важно не то, какие задачи, а то – каким образом. Часто отвлеченные рассуждения, споры. Разбросанность, отсутствие системы, внимания по интересам, т.к. подростку в короткий период приходится осваивать взрослую сферу во всей ее сложности.

Слово педиатра:

В то же время начинается физиологическая перестройка организма. Изменяется активность эндокринной системы, что приводит к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, и др.).

С учащимся проводится практическая работа.

На доске появляется таблица, показывающая их физиологическое развитие в 5–6-х классах. В пустующую графу учащиеся будут записывать данные за 7-й класс. Для этого по ходу работы используются весы и ростомер. Ученики сравнивают данные, находят изменения. Педиатр продолжает свое выступление.

Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. Часто ускоренность физического и раннего полового развития не совпадают, что создает большие психологические и межличностные трудности.

Подростки и взрослые люди живут в разном временном измерении, а отсюда проистекают различия в оценках одних и тех же событий, явлений (одежда, прическа, мода…).

Подростки сами не могут уяснить смысл изменений, происходящих с ними.

Объективная основа сложностей:

  • нарушение эмоциональной сферы;
  • неразвитая воля;
  • поверхностные чувства и быстрое угасание;
  • бедная эмоциональная жизнь.

В подростковом периоде происходит разрыв некоторых социальных связей, формирование новых способов самоутверждения.

Как исправить этот дефект? Слово педиатра, психолога, музыковеда, тренера по баскетболу.

Интенсивно общаться с окружающими; ходить в кружки, секции; участвовать в школьных вечерах, конкурсах…

Именно в подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. Различие между мальчиками и девочками быстро и резко усиливается, и иногда достигает разницы в 1,5 или 2 года. В связи с этим изменяется и характер требований к подростку. Внешние физические особенности начинают играть все более широкую роль, обращение становиться на “вы”.

Станет ли человек личностью, это зависит только от него самого. К 12–14-ти годам вы уже должны знать: кем, и каким хотите стать ! Т.е. заняться самовоспитанием. Мы живем в эпоху всевозрастающих нагрузок.

Срывы чаще всего случаются, потому что человек не умел и не умеет пользоваться громадными запасами своих сил, способностью своего тела быстро восстанавливать энергию. На помощь придут наша природа, резервы и защитные силы нашего организма,… если, конечно, мы научимся ему помогать.

Предлагается система самовоспитания. Приложение № 5.

  1. Целеустремленность.
  2. Воспитывайте волю – умение делать то, что надо.
  3. Укрепляйте тело – тренировать, как мышцы, (тренер показывает как).
  4. Берегите и укрепляйте свой мозг – тренировать его можно, как мышцы. Для освежения с 3 до 20 циклов (тренер и педиатр показывают).
  5. Учитесь есть – завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин дай врагу.
  6. Будьте чисты в своих помыслах и поступках.

Психолог с комментариями предлагает учащимся буклет с описанием жизненных задач, предложенную американским психологом Робертом Хэвигхерстом, желает удачи.

Несмотря на то что нам кажется, что подростковый возраст – это такая данность, которая была в жизни человека всегда, тем не менее как отдельный период жизни он был выделен только во второй половине XIX века. Одним из первых, кто обратил внимание на то, что подростковый возраст является особенным периодом, был Федор Михайлович Достоевский.

В то же время на Западе исследованиями подросткового возраста занимался психолог Грэнвилл Стэнли Холл. Он предложил определение подросткового возраста, ставшее очень популярным, как "возраст бури и натиска". Позже эти исследования были продолжены уже в периоде с 1900-х годов Эдуардом Шпрангером, а в России этими исследованиями занимался известный психолог Лев Семенович Выготский, и позднее большое количество психологов и специалистов уделяло свое внимание подростковому возрасту.

Подростковый возраст рассматривался с разных позиций психологических теорий. С позиции изучения развития мышления у Жана Пиаже подростковый возраст рассматривался как период, в котором человек формировал когнитивные способности, связанные с мышлением, с интеллектуальной деятельностью. Жан Пиаже описывал это через прохождение стадий абстрактного мышления и формальных операций.

Считалось, что к окончанию подросткового периода развития у ребенка должна быть сформирована способность к рефлексии, к самоосознанию. Это то, о чем писал Лев Семенович Выготский. Это тоже то новообразование, которое должно быть сформировано за период подросткового возраста. Про длительность и Блонский, и Лев Семенович Выготский, и западные исследователи говорили о том, что длительность подросткового возраста с самого начала могла быть разной в зависимости от степени благополучия общества, в котором происходило развитие ребенка и человека. Чем более благополучно общество, тем более длителен подростковый период, период взросления.

Кроме благополучия/неблагополучия общества также будут влиять культурные особенности. Есть такие общества, в которых подростковый возраст протекает с очень маленьким количеством конфликтов между родителями и детьми. И наоборот, в других обществах сепарация (отделение) подростков от родительской семьи, происходит через конфликтное, протестное поведение. Это тоже было показано исследователями. В этой связи становится интересным то, как подростковый возраст выглядит сейчас, что сейчас происходит с подростками.

Наши коллеги, отечественные и зарубежные, выделили интересные особенности и интересные результаты исследований подросткового возраста. Первое наблюдение: увеличивается период подросткового возраста. Раньше считалось, что подростковый возраст длится от 12 до 16–18 лет, хотя всегда была тенденция рассматривать верхнюю границу как готовую к увеличению в зависимости от степени благополучия той среды, в которой ребенок развивается.

Сейчас по данным, например, комиссии по народонаселению ООН, которая заседала в 2014 году, было принято представление о том, что подростковый и юношеский возраст может длиться до 24 лет и начиная с 10–11. То есть мы сейчас видим, что из длительности в 2–4 года, из периода перехода это становится важным периодом жизни длительностью уже 12–14 лет. Здесь уже появляется вопрос: насколько мы можем говорить в этой ситуации о подростковом возрасте как о периоде перехода? Вполне возможно, что это скорее является периодом жизни человека, в котором человек функционирует как взрослая особь.

Мы знаем примеры, когда подростки сами зарабатывают тем же видеоблогингом уже в возрасте 13–14 лет. И если смотреть на подростков с точки зрения экономической состоятельности, то мы знаем примеры их экономической состоятельности.

Мы можем посмотреть и на другие особенности проявления подросткового возраста. И получается, что, говоря о подростковом возрасте в современном обществе, важно обозначить и то, какое общество сейчас стало. И безусловно, первой особенностью современного общества является его гибкость, изменчивость, транзитивность. Об этом пишет и Марцинковская, об этом пишет и Поливанова Катерина Николаевна, а также ряд других наших коллег. Маргарита Спаньоло Лобб тоже обращает на это внимание.


Дальше встает вопрос: в этом изменчивом и транзитивном обществе, в котором нет устойчивой структуры, в котором трудно проектировать собственное будущее, в котором твоя профессия может измениться за несколько лет, что происходит в современном обществе с подростком? Первый момент, на который обращает внимание тоже ряд исследователей, – это то, что у подростков перестала формироваться или может перестать формироваться потребность в жесткой идентичности как такого устойчивого и неизменчивого образа "я". Эта идея довольно спорная и требует тщательных исследований.

Например, Катерина Николаевна Поливанова говорит о том, что в современном обществе у подростков могут формироваться алгоритмы, фреймы, подросток скорее осваивает разные способы поведения и разные роли с целью обогащения и обретения такого большого репертуара ролей, которым он потом может пользоваться в своей жизни.

Раньше, когда человек развивался и проживал свой подростковый возраст, результатом этого обычно становилось обретение профессии. Даже в 1980-е подросток выбирал себе вуз, либо колледж, либо ПТУ, техническое училище, дальше он мог выбрать профессию, и по этой профессии человек бы работал. Считалось ценностью, что человек, выбрав одну профессию, работает в этой профессии от момента окончания вуза – университета или училища – и до пенсионного возраста (по крайней мере, так считалось в российском обществе). И тех людей, которые часто меняли работу, называли летунами.

Сейчас требование современного общества состоит в том, что необходимо быстро приспосабливаться и быть готовым поменять свою профессию, если в ней пропадает необходимость. Многие из людей моего поколения поступали на юристов и экономистов и планировали, что это та профессия, с которой будет связано достижение успеха, самореализация. Но в какой-то момент в обществе произошел переизбыток людей этой специальности, они были вынуждены менять профессию.

В этой связи сейчас нормально для подростка (и это требование общества!) сформировать способность осуществлять быстро выбор, сформировать навык ориентации в большом объеме информации – того объема информации, который сейчас доступен подростку с учетом интернета, социальных сетей, большого количества контактов. Он был недоступен для человека конца прошлого столетия – начала 2000-х годов, в эпоху до интернета.

И один из аспектов, которые раньше являлись критерием успеха человека, подростка, – это формирование устойчивой идентичности, образа "я". В нынешнем обществе, когда можно изменить все, можно изменить пол, можно изменить возраст через внешнее впечатление, становится важнее не столько сформировать жесткую, устойчивую идентичность как образ себя, который неизменчив на протяжении длительного периода жизни, сколько сформировать многообразие ролей, из которых бы подросток мог выбирать. Освоить некоторые алгоритмы и рамки, которые бы человек мог выбирать и использовать в зависимости от того периода, от той ситуации, от контекста, в котором он находится. То есть идентичность становится, на мой взгляд, контекстуальной.

И это то, что подросток сейчас может осваивать через компьютерные игры, через социальные сети, когда подросток экспериментирует со своей сетевой идентичностью, меняя аватарки, фотографии или играя за эльфов, эльфиек – в зависимости от того, что ему больше нравится, а не от своего пола. Выбор персонажа в компьютерной игре не привязан к полу ролевой идентичности, что и показывают современные исследования.

Изначально в обществе ряд проявлений подросткового возраста воспринимались как негативные и требующие регуляции. Конфликтное поведение, протестное поведение подростка в отношениях с родителями воспринималось как негативное. В то же время Питер Хилл показал в своих исследованиях, что именно конфликтное поведение с родителями помогает подростку сформировать навык принятия решения, навык организации своей жизни в ситуации множественного выбора.

Взрослый человек в современной жизни, в большей степени, может быть, урбанистической, находится в ситуации, когда ему необходимо выбирать. Необходимо выбирать между дополнительным временем на работе или временем в семье, между возможностью встретиться с друзьями либо провести время с родителями или с детьми. Этот навык организации своей жизни в сложной индивидуальной социальной ситуации формируется в том числе в подростковом периоде, когда подросток вынужден выбирать между друзьями и родителями, пойдет ли он гулять с друзьями или останется делать уроки. А это часто один из основных поводов конфликтов между родителями и подростками, связанный с послушанием, с дисциплиной дома.

Что еще поменялось в жизни современного подростка? Явно поменялась семейная среда, в которой живет подросток. Если раньше семья зачастую была достаточно устойчивой ячейкой, в которой существовали семейные традиции и в которой было постоянное количество членов, то в современном обществе сама семья сильно поменялась. Есть много нормальных вариантов семейной жизни: это и семьи, в которых один родитель воспитывает подростка, и семьи, в которых подросток воспитывается общиной, и сложносочиненная семья родителей, у которых подросток, воспитывающийся в нескольких семьях – в семье своей мамы с отчимом, с отцом и мачехой, и он может получать разный опыт родительских фигур. Такое многообразие, безусловно, тоже влияет на развитие подростка.

Безусловно, важной частью подросткового возраста являлись подростковые группы, подростковые компании. Общение в группе, общение в компании для подростка является одним из тех важных видов деятельности, которым подросток посвящает свое время. Можно говорить о том, что подростковый возраст – это возраст "мы", это возраст идентичности с группой сверстников. И роль сверстников для подростков очень важна.

Тем не менее мы сейчас наблюдаем, что эта среда также поменялась. Если раньше были уличные компании, в которых собирались подростки, и это были устойчивые уличные компании, то сейчас мы обнаруживаем, что в городской среде устойчивые компании практически ушли. С распространением мобильного интернета появилось большое количество быстро собирающихся и быстро распадающихся групп подростков. Доступность и возможность организовать себя в такую группу сверстников, которая тебе удобна, с одной стороны, позволяют подростку развиваться в более комфортной среде общения со сверстниками.

С другой стороны, в тот момент, когда подростку трудно установить какие-то отношения со сверстниками, ему проще избежать трудностей, проще их не преодолевать. Можно просто заблокировать чат, группу своих друзей, можно сменить одну школу на другую. Возможность смены социального контекста стала очень доступной и простой. И это, безусловно, влияет на те навыки, которые формируются у современного подростка. И как мне кажется важным, что общество моделирует само себя, общество работает как самонастраивающаяся система. В зависимости от того, какие навыки нужны подрастающему поколению, какие навыки нужны тем людям, которые послезавтра будут взрослыми и будут составлять основу человеческого общества, эти навыки сейчас и формируются у подростков.


В подростковом возрасте не просто увеличивается объем знаний, но и расширяется умственный кругозор. Появляется потребность в осознании жизни не как разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определённый смысл и направление. Поэтому в данном возрасте необходимы правовые знания, определяющие границы дозволенного во взаимоотношениях человека и общества.








Убийство (ст. 105). Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью (ст. 112, 111). Похищение человека (ст. 126). Кражу (158). Разбой (ст. 162). Неправомерное завладение транспортным средством без умысла хищения (ст. 166). Вымогательство (ст. 163). В частности, меры пресечения предусмотрены за:


Умышленное повреждение либо уничтожение чужого имущества с отягчающими обстоятельствами (ст. 167, ч. 2). Террористический акт (ст. 205). Хулиганство с отягчающими обстоятельствами (ст. 213, ч. 2). Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ (ст. 226). Приведение в негодность (порчу) путей сообщения или транспортных средств (ст. 267). Вымогательство или хищение психотропных средств или наркотических веществ (ст. 229). В частности, меры пресечения предусмотрены за:




Несовершеннолетних толкают на нарушение закона разные обстоятельства. Это может быть негативное влияние окружения, сложная ситуация в семье. Тем не менее следует знать, что модель поведения в конечном итоге подросток выбирает самостоятельно в большинстве случаев. Предпосылки к нарушению закона


Освобождение от ответственности несовершеннолетних предусмотрено в случае недоказанности его вины. Так, подросток может нарушить закон по принуждению, под давлением, угрозой причинения ущерба его здоровью или его близким людям. Предпосылки к нарушению закона


Каким образом подростки встают на преступный путь? Зачастую тяга к нарушению закона формируется на основании обычной лени, недисциплинированности, отсутствия желания исполнять простые просьбы и рекомендации взрослых. Следствием плохой успеваемости становится обеднение знаний, навыков, умений. Ученик начинает заметно отставать от одноклассников. Вследствие этого портятся отношения с ними. Чтобы как-то компенсировать дефицит общения, подросток ищет таких же, как он, «отстающих».


В результате начинают формироваться группы недисциплинированных учеников, которые во взрослой среде принято называть «трудными». Дети начинают прогуливать школу, заниматься вымогательством, кражами.. Каким образом подростки встают на преступный путь? Вырастая, некоторые из них решают прекратить все эти занятия, стараются стать полезными для общества. Другие же, наоборот, продолжают вращаться в преступном мире, расширяя диапазон и опасность своих деяний


Воспитательные меры Несовершеннолетние, совершившие противоправные действия, могут быть переданы под надзор их родителей либо лиц, заменяющих их. За подростком может быть также установлено наблюдение общественного объединения либо трудового коллектива с их согласия.


Злостные нарушители общественного порядка или граждане, совершающие особо опасные проступки, могут быть помещены в специальные учреждения. Несовершеннолетние лет направляются в спецшколы, ти лет – в профессионально- технические спецучилища. Воспитательные меры


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема детской преступности всегда находится под пристальным вниманием государства. Люди, являющиеся родителями или лицами, заменяющими их, несут ответственность за поведение ребенка. Они первые люди, которые закладывают основы нравственности и духовности. Немаловажную роль в становлении и развитии личности ребенка играет школа. Здесь не только крепнут и совершенствуются те принципы, которые были заложены в семье, но и приобретаются знания, навыки, расширяется кругозор. Для нормального развития ребенок должен соблюдать установленные правила, нормы. Особое значение имеет дисциплина. В подростка нужно вложить уважение к нормам и способность нести ответственность за свое поведение, недопустимость совершать противоправные действия, в какой бы ситуации он ни находился.


Источники* Учебник ОБЖ 7 класс (А.Т. Смирнов; Б.О. Хренников) nesovershennoletnix-osobennosti.html nesovershennoletnix-osobennosti.html %20 несовершеннолетних %20 несовершеннолетних









2024 © rukaraoke.ru.