Семейные ценности: понятие, виды, значение. Ценности семейной жизни в современном обществе


Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)

Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т.е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы. Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная, т.е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи.

В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”. Современныебрачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

Если супруги любят друг друга, чувствуют глубокую симпатию, но не могут найти общий язык, они испытывают большие затруднения. Любовь сближает; но семья - минимум два разных человека со своими отношениями к различным сторонам жизни. В семье неизбежны столкновения мнений, представлений, интересов, потребностей. Полное согласие не всегда возможно даже при желании. Кому-то из супругов при такой ориентации пришлось бы отказываться от своих стремлений, интересов и т.д. Чем лучше отношения между супругами, тем легче им воспитывать детей. Родительское воспитание - прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте.

Семья - продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. Но не смотря на это острой общественной проблемой являются разводы.

Развод - это эмоциональное сильнейшее и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей.

Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.

1.Ценности семьи

Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.

Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

2.Нравственные основы семьи

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

3.Статусные диспозиции в семье.

Предлагаются следующие составляющие элементы данного критерия: авторитет, власть, демократизм отношений, контроль, доверие и т.п. Как видно из приведенного перечня элементов, составляющих этот критерий, анализу подлежит не только ценностная направленность семьи на уровне отношений «родители-дети», но и весь спектр внутрисемейных субординаций. Имеются в виду отношения между поколениями также на уровне старших родителей (дедушек, бабушек). Сюда же включается определение стиля межсупружеских коммуникаций и корпоративности связей между детьми в семье.

Степень и качество проявления статусных диспозиций в семье измеряется с помощью следующих показателей:

1) отношение детей к проявлениям родительской власти;

3) доверительность отношений «родители-дети» – по взаимных оценкам;

4) качество родительского контроля по отношению к детям (требовательность, категоричность, последовательность);

5) сплоченность и иерархия отношений между детьми в семье;

6) распределение домашних обязанностей;

8) интенсивность и качество коммуникационных связей с представителями третьего поколения (старшими родителями): общение и поддержка.

4.Система правил поведения в семье.

С точки зрения влияния на процесс воспитания, этот ценностный критерий выполняет в семье функцию, близкую к родительскому контролю, однако в ряде случаев его действие выходит за рамки отношений «воспитатель-воспитуемый» и распространяется на всех членов семейной группы. Таким образом, правила поведения, принимаемые всеми без исключения представителями семьи, определяют нравственную идеологию данной конкретной семьи с несовершеннолетними детьми. Воспитательная роль этого критерия в наибольшей степени проявляется в процессе формирования в детях нравственных ценностей и правил жизни, поскольку одобряемые семьей поступки и действия ребенка напрямую связаны с усвоением им нравственных норм общества.

Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей по передаче системы правил поведения в семье измеряется посредством следующих показателей:

1) обязательность соблюдения в семье установленного порядка. Эмпирическими индикаторами в этом случае могут выступать: обязательность возвращения членов семьи домой не позже определенного времени, извещение в случае непредвиденной задержки; непреложное выполнение членами семьи своих домашних обязанностей и т.п. Качественный уровень данного показателя замеряется методом оценочной шкалы: «высокая обязательность - скорее высокая - когда как - скорее низкая - очень низкая»;

2) толерантность к проявлениям отклоняющегося поведения как внутри семьи, так и вне ее. Индикатором может служить уровень нетерпимости в семье к проявлениям алкоголизма, наркомании, хулиганства, насилия, национализма, терроризма и т.п. Для измерения уровня толерантности используется аналогичная оценочная шкала;

3) последовательность воспитательных действий со стороны родителей. Эмпирические индикаторы данной воспитательной идеологии семьи следующие: соответствие слова и дела в действиях родителей; отсутствие в семье двойной морали; адекватная реакция родителей на поведение детей и т.п. Оценочная шкала включает следующие позиции: «высокая последовательность – чаще последовательны – когда как – изредка проявляют последовательность – как правило, не соблюдают последовательность»;

4) предъявление требований детям с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Эмпирические индикаторы данного показателя основываются на учете факторов физического и психического здоровья детей, уровня их социальной и правовой подготовленности и т.п. Шкала оценок предусматривает следующие качественные характеристики: «всегда учитывают – чаще учитывают – когда как, по обстоятельствам – чаще не учитывают – обычно не учитывают».

Рассматриваемый критерий позволяет составить через систему показателей представление о самооценках и самоидентификации ребенка как члена семьи, а также о позиции родителей в вопросе формирования самостоятельности его суждений и действий в мировоззренческой сфере. Известно, что индивид может обособиться, только ощущая себя в обществе других подобных ему индивидов. Представляется чрезвычайно важным наличие у ребенка свободного выбора между возможностью общения с другими людьми и обособления для самоанализа и совершенствования, развития своих личностных качеств. Индекс индивидуализма ребенка дает представление о воспитательной ответственности родителей, сознательно формирующих такие качества личности ребенка, которые позволяют ему достигнуть чувства внутренней свободы и раскрепощенности в процессе взросления и социализации. В работе с данным критерием используется ряд сложных показателей, которые в дальнейшем могут быть представлены в дробном виде на уровне простых индикаторов:

1) соотношение принципов общения и обособления в практике воспитания родителями индивидуальности как качества ребенка;

2) допускаемая родителями степень независимости ребенка в семье:

материальная (собственный заработок ребенка через труд);

физическая (обретение навыков самообслуживания, личная забота о своем здоровье);

психологическая (уважение к личности ребенка, умеренная критика);

интеллектуальная (уважение к мнению ребенка, создание условий для развития познавательных установок).

3) личностная ответственность ребенка, отношение к правам и обязанностям;

4) личностная автономия ребенка:

пространственная (наличие свей комнаты, спального места и т.п.);

эмоциональная (возможность уединения, чувство «социального одиночества»);

материальная (личный заработок как карманные деньги или как часть бюджета семьи);

5) самоидентификация ребенка: ориентация на индивидуальность или социальную систему («я» - как часть семейной группы);

6) самостоятельность ребенка в принятии решений, независимость от референтной группы (в том числе семейной);

7) оценка ребенком своих достижений как личных успехов или как коллективных усилий семьи.

Термин «маскулинность» используется при анализе воспитательных методов семьи в ситуации дифференцированного подхода к детям противоположного пола. Этим же термином определяются действия членов семьи по оказанию взаимной поддержки, защиты и помощи, т.е. определяется уровень корпоративности семейной группы.

В то же время, индекс маскулинности позволяет выявить частоту использования супругами силовых методов решения внутрисемейных проблем. Как известно, эффективность семейного воспитания предполагает прежде всего наглядный пример собственного поведения родителей в тех или иных жизненных обстоятельствах. Практика показывает, что примеры насильственного поведения, заимствованные детьми из родительской семьи, становятся естественным продолжением традиции супружеского и родительского насилия в следующем поколении.

Из сказанного выше следует, что показатели, используемые для определения индекса маскулинности, должны давать возможность оценки супругов-родителей в качестве субъектов как позитивных (поддержка), так и негативных (насилие) действий в семье. Предлагается следующий набор показателей:

гендерный подход к воспитанию детей; дифференцированные воспитательные меры матери и отца к детям разного пола;

– допустимость жестокого обращения с детьми (применение различных форм насильственных действий);

– интенсивность оказываемой детям поддержки со стороны родителей (родитель как защитник, семья как «убежище»);

– проявление эмпатии и ее адресаты в семье и вне ее;

– допустимость межсупружеского насилия.

Другой методологический подход к проблеме классификации ценностной системы семьи был апробирован в рамках мониторинга, проводимого группой исследователей под руководством автора. Предлагаемая ниже классификация основана на характеристиках семьи, отражающих ее жизнедеятельность. Исследователи руководствовались гипотезой о более высокой эффективности воспитательного воздействия в семьях, отличающихся стабильностью внутрисемейных отношений. С другой стороны, стабильность семьи обусловлена наличием в ней устойчивой системы ценностей, создающей ситуацию социального равновесия и успешного сопротивления негативным внешним факторам. Воспитательные ценности семьи по существу являются отражением ее ценностных ориентаций. Известно, что воспитательные меры реализуются родителями не столько путем дидактического воздействия на ребенка, сколько через демонстрацию личного поведения, направленность интересов и потребностей, а также через создание определенного психологического климата в семье. Опираясь на такую основу, определяем воспитательную стратегию семьи через ее ценностную систему. Исходя из этой теоретической посылки, в классификацию семейных ценностей были включены следующие основные элементы:

1) ценности супружества;

2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

3) ценности родительства, воспитания детей;

4) ценности родственных связей;

5) ценности, связанные с саморазвитием;

6) ценности внесемейных коммуникаций;

7) ценности профессиональной занятости.

Конечной целью исследования было определение механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей – детям. При этом выявлялась удовлетворенность подростков наличием и характером проявления каждой ценности в его семье. Удовлетворенность конкретной ценностью отождествлялась с готовностью подростка принять ее как элемент идеологической концепции собственной будущей семьи.

В результате анализа полученных эмпирических данных был выстроен следующий динамический ряд, характеризующий готовность детей принять те или иные ценности родительской семьи для их реализации в собственной семье (табл. 1).

Таблица 1

Преемственность семейных ценностей в динамике лет


Ценности семьи

Готовы принять,

подростки (%)


Не готовы принять,

подростки (%)



1995 г.

1997 г.

1999 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.


Супружеские отношения

16

13

22

38

26

35

Демократизация отношений в семье

34

42

35

30

23

33

Родительство, воспитание детей

51

44

44

16

21

24

Родственные связи

67

73

69

7

3

11

Саморазвитие

11

21

18

43

30

46

Внесемейные коммуникации

46

62

46

16

7

20

Профессиональная занятость родителей

72

64

50

15

7

20

Анализируя данные табл. 1, можно утверждать, что в наибольшей мере подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей, прежде всего, в отношениях с собственными старшими родителями (готовы принять в среднем по годам мониторинга 70% подростков, не готовы – 7%). Достаточно высок также рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения – внесемейное общение, и прежде всего – отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают – 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье (в сравнении с 20% не одобряющих методов воспитания своих родителей). Достаточно сопоставимо число подростков, одобряющих стиль отношений в семье (демократический) и отвергающих существующие в семье отношения (соответственно 37% и 29%). Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17% подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки формы проведения родителями своего свободного времени, отсутствие возможностей для саморазвития в этой сфере. Готовы заимствовать родительский пример лишь 16% детей при 40% не желающих.

Подводя итог проведенному анализу значимости семейных ценностей в структуре воспитательных ресурсов родителей, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на молодое поколение в плане его личностного развития.

Во-вторых, в условиях глобальных изменений российского общества и возникшей на этом фоне неопределенности целей в деятельности ряда социальных институтов, наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативных воздействий и гарантией адекватного воспитания молодого поколения. Этот тезис представляется весомым аргументом при разработке государственной политики поддержки семьи как института воспитания детей.

В-третьих, трансформация российского общества привела к нивелированию многих социальных ценностей старого ряда (эпохи социализма), но еще не сформирована отчетливая система ценностей новой эпохи. В этом состоит главная трудность осуществления воспитательного процесса в условиях меняющегося общества: нет устойчивых ориентиров будущего развития, не определена перспективная стратегия социальных приоритетов. Определение социальных ориентиров развития российского общества, представленное населению страны в концептуальной форме, могло бы в значительной степени облегчить проблемы семьи и других социальных институтов при выборе и разработке принципов воспитательного воздействия на детей в новых условиях функционирования.

В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходит при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.

Российские реформы последних двух десятилетий коренным образом изменили идеологию приоритетов ценностей общества. Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Изменились и другие нравственные ориентиры общества: вошли в постоянный обиход с положительным знаком до того мало известные термины из чужой жизни: «предприимчивость», «личная инициатива», «лидерство», «конкурентоспособность» и т.п. Приобрели сугубо негативное значение в прошлом положительные характеристики ценностного ряда: «скромность», «альтруизм», «коллективизм» и т.п. Такие радикальные нравственные оценки, характерные для общества переходного этапа, со временем, несомненно, приобретут менее категоричную форму, уравновешивая друг друга. Однако тенденции сегодняшнего дня свидетельствуют о нивелировке традиционных российских ценностей под давлением привнесенных извне ценностей других сообществ. В свете сказанного, сегодня необходима инициатива официальных органов власти для определения места традиционных ценностей старого ряда в новой ценностной структуре общества с целью сохранения национальной индивидуальности России.

Что такое семейные ценности? Уж точно не материальные блага, которые хранятся дома в платяном шкафу или сейфе.

Не документы на квартиру, не деньги, не винтажная одежда и не бабушкины драгоценности. Хотя – для кого как.

Традиционные семейные ценности – это каркас, на котором выстраивается сплоченная сущность конкретной семьи.

Это вещи (качества, свойства, черты, поступки), которые почитаются и выдвигаются на первый план всеми членами большого или малого семейства. Это то, что делает базу родственных отношений крепкой и нерушимой, как цемент.

Без семейных ценностей, которые в равных пропорциях почитаются и защищаются всей родней, не может быть настоящей семьи с крепким «фундаментом».

Борясь за общие идеалы, стремясь к единой цели, получая радость от одних и тех же вещей и действий, члены родственного мини-сообщества становятся ближе друг другу, ощущают себя цельным и крепким звеном человеческой цепи.

Формирование семейных ценностей начинается еще в крошечном возрасте. Ребенок, воспитанный в родной семье, с молоком матери впитывает ориентиры конкретного круга людей.

Он становится его частью и, в большинстве случаев (подчас даже подсознательно), – продолжает проповедовать идеалы отцов и матерей во взрослой жизни.

Лучший способ преподавать семейные ценности – примеры, демонстрируемые самими родителями, наглядные и искренние, а не школьные лекции на тему.

Семейные ценности: какие бывают?

Нет какой-то конкретной иерархии или перечня популярных ценностей семейной жизни. Каждый узкий круг генетически связанных людей выбирает для себя отдельный, индивидуальный путь.

Кому-то важнее уважение и почитание, кому-то – общность интересов, кому-то – и привычным для них ритуалам.

Одни выводят на первое место любовь, другие – умение прощать, искать компромиссы и подстраиваться, так называемую «гибкость».

Кое-кто более остального выделяет общение, иному незаменимыми кажутся взаимная забота и ответственность друг за друга.

Основные ценности семейных отношений

2. Уважение – и к старшим, и к младшим . При этом страх наказания не культивируется в семье. Уважать – не значит бояться.

3. Следование ритуалам . Семейные ценности и традиции крепко связаны, очень важно не разрывать эту тонкую, но прочную нить.

У каждого родственного круга есть свои привычки: как отмечать Новый год, как провожать Масленицу, когда украшать елку, какие печенья печь по воскресеньям, какой фильм смотреть в Рождество.

Чем больше в вашей семье незыблемых традиций – тем прочнее «фундамент».

4. Ответственность . Ее несет каждый – перед каждым. И за свои поступки, и за деяния своих детей.

5. Прощение . Чтобы ни творилось и ни говорилось в пылу ссор, семья – это то место, где всегда простят. Сюда можно вернуться в любой момент, даже после ругани и красноречивого хлопка дверью. Здесь поймут твои мотивы и забудут плохие слова.

6. Честность . Семья – это место, где тебе не соврут. Порой трезвая критика и неприкрытая правда звучат жестоко, но только здесь их можно получить в полном объеме. Отсутствие лицемерия и лжи – основа семейных ценностей.

7. Значимость для родных. Каждый член семьи осознает, что играет серьезную роль в жизни близких. Это не повод для манипуляций, а, наоборот, – важная миссия.

8. Щедрость . Не только материальная, но и любая другая – духовная, чувственная. Щедрость на слова одобрения, на время, на внимание, подразумевающая искусство делиться и отдавать.

9. Любовь . Мы недаром написали эту ценность последним пунктом, чтобы вы и сами успели догадаться о важности ее включения в перечень. Сегодня многие забывают о необходимости не только чувствовать, но и проявлять любовь в отношении своих родных.

Поступки, говорящие о ваших трепетных чувствах друг к другу, слова нежности, проявления заботы, внимание к проблемам другого и желание помочь – вот то, что сделает ваш брак нерушимым.

Изучение семейных ценностей в школе

Воспитание семейных ценностей – важная задача современного общества.

Не всегда родители могут и хотят давать ребенку ориентиры, показывая собственный пример, и это становится обязанностью педагогов.

В школах вводятся классные часы «Семейные ценности», на которых дети изучают издавна сложившийся уклад родственных отношений.

Ученики осознают превосходство тесных духовных связей над материальными, важность таких качеств, как честность, уважение, щедрость, ответственность и умение прощать.

После урока дети получают задание – написать сочинение «Семейные ценности человека», рассказав о том, как они в будущем планируют строить фундамент родственных отношений.

Подобная школа семейных ценностей очень важна в прогрессивном и быстро меняющемся мире, где молодежь со всех сторон получает информацию о «необязательности брака» и «идеале свободной, ничем не обремененной жизни», перестает ценить своих родителей и задумываться о потомстве.

Различные науки рассматривают понятие ценности в различных аспектах, например, философия рассматривает понятие «ценность» в качестве базовой составляющей при развитии социальных процессов. В общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Выделяются субъективные и объективные ценности: первые выражаются в форме нормативных представлений (установки и оценки, императивы и запреты и т.п.), а вторые представляют собой отношение истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и неправедного, красоты и безобразия и т.п. При изучении различной литературы, на мой взгляд, наиболее точное определение ценности будет следующее: ценность - наиболее важные и значимые установки и принципы, которыми человек руководствуется в принятие тех или иных решений в его повседневной жизни.

Семейные ценности -- культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Статья «Семейные ценности» // Глоссарий терминов / Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов, 2006. Семейная система ценностей характеризуется огромным потенциалом воспитательного влияния на последующие поколения в его личностном развитии. Тем не менее, очень сложно сформулировать полное конкретизированное определение семейным ценностям, потому что это понятие обусловлено субъективным восприятием действительности каждого отдельного индивида.

В условиях глобальных изменений российского общества и возникшей на этом фоне неопределенности целей в деятельности ряда социальных институтов, наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативных воздействий и гарантией адекватного воспитания молодого поколения. Этот тезис представляется весомым аргументом при разработке государственной политики поддержки семьи как института воспитания детей. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К 0 », 2008. - 232 с.

Семейные ценности характеризуют положительную, либо отрицательную значимость объектов, относящихся к основной совместной деятельности группы людей, связанных узами супружества, родительства, родства, в различных сферах человеческой деятельности, их интересами, социальными отношениями, потребностями.

Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

Второй вариант классификации семейных ценностей - по выполняемым семьей социальным функциям:

Репродуктивная функция - основная семейная функция, обеспечивающая воспроизводство населения - связана с ценностью детей.

К функции социализации относятся ценность социализации детей именно в семье, а не в других социальных институтах, ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей.

К экзистенциальной функции относятся ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи и детей после их рождения. К данным ценностям относятся ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению собственного Я каждого; ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи.

Из экономической функцией семьи и определения экономики как отношений по поводу производства, распределения и потребления экономических благ следуют следующие ценности: ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность семейного потребления или семьи как единого потребителя. Абдурагимова Х.А., Структура и классификация ценностей

Выводы по 1 главе

Брак как регулируемая обществом форма отношения между мужчиной и женщиной, определяет права и обязанности супругов к друг другу, а также к собственному потомству. Тем не менее, брак является сложным социальным комплексным явлением, на которое действуют не только правовые, но и морально-этические нормы, принятые в данном обществе. Большое влияние на брак оказывают также экономические условия, которые нельзя оставлять без внимания.

Семья и брак, сложные социальные понятия, зависящие от моральных и правовых норм, экономических условий, а также от общественного климата в целом.

Ценность - значимый образ части действительности, который влияет на наше существование, деятельность, жизненные позиции, отношения. Ценностные ориентации оказывают большое влияние на жизнедеятельность каждого человека. Они отражают наш внутренний эмоциональный мир. Структура базовых ценностей формируется до 18-20 лет, но в течение жизни они могут меняться. Одни ценности является для нас более значимыми чем другие, то есть имеют иерархическую структуру.

Сущность семейных ценностей, их структура неоднозначно понимается в современной науке. Основой семейных ценностей является триединство супружества, родительства и родства. К супружеству относятся ценности связанные с браком, отношениями между супругами, различными половыми ролями в семье. Родительство характеризуется ценностью детей, многодетностью или малодетностью, воспитанием и социализацией детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников, ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

Направленность ценностных ориентаций студенческой молодежи характеризуются выделением родительства из структуры супружества, родства и родительства.

семья молодежь родительство

Это в первую очередь дом, в том его понимании, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек и такова жизнь.

Если присмотреться, то можно заметить что семьи бывают разные. Бывают веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так? Ведь это должен быть крепкий оплот, в основе которого лежит любовь мужчины и женщины. Разные семьи имеют разные характеры, прямо как люди. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, сильно взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

Роль семейных ценностей в нашей жизни

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой. Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое, и все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться и расти их дети.

Что такое ценности семейной жизни?

Так что же все-таки такое семейные ценности и почему они таковыми являются? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть основные из них более обстоятельно. Примеры таких ценностей помогут показать их важность по отдельности и мощную силу в их совокупности.

Он, она и их дети – разве смогут они счастливо жить, если в основе их отношений не будет лежать любовь? Любовь – настолько глубокое и всеобъемлющее чувство, которое просто не возможно точно описать словами. Мы можем только понимать, что это сильнейшая привязанность к другому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним. Э. Фромм обозначил любовь как особый вид единения между людьми, который имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах истории Запада и Востока. Любовь – это самая могучая сила в отношениях, которую только можно себе представить.

Люди становятся близкими друг для друга, когда они ощущают чувство поддержки и заботы от своего партнера. Существуя в обществе, человек вынужден постоянно сталкиваться с трудностями и проблемами разного рода, тяжелейшими стрессами, наступающими из-за краха каких-либо надежд и мечтаний в жизни. Одному выстоять в этой буре чрезвычайно трудно, практически невозможно. Дом с родными людьми становится тихой гаванью, где можно получить помощь, поддержку, заботу, отдохнуть и набраться сил для того чтобы жить дальше и радоваться жизни.

Никакой союз невозможен без уважения и взаимопонимания его партнеров. Так, взаимоотношения между супругами и между родителями и детьми достигают высокого уровня развития только при условии, когда каждая сторона понимает чувства, стремления и интересы другой. При этом недопустимо насильное вмешательство и вторжение в личное пространство партнера с целью сломать, подчинить другую личность и «переделать» ее под себя.

Честность и искренность являются залогом чистоты и прозрачности отношений между партнерами. Это касается обеих систем: муж – жена и родители – дети. Эти качества при своей максимальной выраженности порождают другой неотъемлемый атрибут счастливого дома – доверие. Доверие невозможно купить, ни за какие деньги, его можно с трудом заслужить и очень легко потерять.

Подобные примеры ценностей можно продолжать еще долго, Самое главное в них их смысловой груз и сила, которая сможет дать долгую и счастливую жизнь любому союзу.

В обществе семейные ценности принято подразделять на два вида – традиционные и современные. Как это ни странно, они зачастую могут входить в конфликт друг с другом.

Традиционные семейные ценности

Когда мы говорим о семейных ценностях в общепринятом понимании, то можем легко оперировать этим понятием и понимать в общих чертах, что оно означает. Когда же темой разговора становятся традиционные семейные ценности, то возникают и дискуссии, и определенные недопонимания друг друга. Существует множество определений этого термина, но все они, как правило, носят громоздкую и неудобоваримую форму. Самым простым определением было бы охарактеризовать данную форму ценностей как результат взаимодействия на продолжительном этапе времени общества с его взглядами с религиозными нормами, признанными в этом обществе, направленный на сохранение института семьи.

Традиционные семейные ценности постоянно культивируются и внедряются в жизнь супругов. Именно их пытаются привить молодым их бабушки, о них можно услышать с экрана телевизора, о них говорят в церкви и т. д. Вера, верность, любовь, брак, уважение, святость материнства, продолжение рода – это далеко не полный, но основной список семейных ценностей. Основной смысловой нагрузкой, которую они несут, является брак, как единственно правильная форма совместной жизни мужчины и женщины, целью которой является при сохранении веры и любви друг к другу – продолжение рода и воспитание детей.

Проблемой в восприятии традиционных семейных ценностей в наше время является практически полное отсутствие какой-либо свободы выбора и изменения личной жизни. Так, например, развод противоречит традиционным канонам, а в наше время как-то трудно с этим согласиться, ведь ситуации бывают разные и люди.

Современные семейные ценности

При изменении и развитии общества и его взглядов появляются современные семейные ценности. Их можно условно разделить на ценности родителей и детей. Эти две группы имеют много общего между собой, но та, которая относится к нашим детям, обладает более жестким и прогрессивным характером. Это происходит естественным образом потому, что каждое последующее поколение старается брать только самое необходимое от предыдущего и привносит свои собственные, актуальные на данный момент семейные ценности.

Конечно, такие понятия как любовь, доверие, уважение, взаимопомощь, доброта и понимание являются основополагающими современных семейных ценностей. Но, к сожалению, они испытывают серьезное давление со стороны различных факторов, обусловленных проблемами общества. Так, по результатам социологических опросов семейные ценности для молодежи стоят далеко не на первом месте. Их обогнали: карьера, образование, отношения с друзьями и родителями.

Для того чтобы сохранить семью как радость нашей жизни, необходимо в первую очередь на своем примере показать нашим детям, что она таковой и является на самом деле. Даже если кто-то из нас и не вырос именно в таких условиях, не смог впитать вместе с воспитанием настоящие ценности в отношениях, надо стараться друг для друга и делать этот мир лучше.

Воспитание семейных ценностей

У каждого из нас свое понимание того, что должно определять и сохранять брак и взаимоотношения. Нас этому научили родители, что-то мы поняли сами. Мы идем по жизни с этим запасом, не задумываясь о том, что у близкого человека могут быть об этом несколько иные понятия и в другом объеме. Заключая брак, супруги, как правило, начинают ожидать друг от друга самого лучшего – именно ожидать. Это является большой ошибкой, ждать, когда первый шаг сделает кто-то другой. Необходимо самому начать культивировать и оберегать все то, что может сделать союз двух людей удачным, а детей счастливыми. Мало того, нужно заниматься самовоспитанием, что довольно сложно, но крайне необходимо. Приобрести способность сдерживать гнев, когда, казалось бы, это невозможно, научиться решать возникающие проблемы мирным и разумным путем – это только начало пути к обоюдному счастью. Но, результат, поверьте, не заставит себя ждать, и вы в скором времени ощутите, что жизнь налаживается и впереди вас ожидает только хорошее.

Нельзя забывать о детях, их необходимо не только учить тому, как важна семья и мир в ней, необходимо на своем примере постоянно доказывать это утверждение. И потом, когда они станут взрослыми, вы будете рады тому, что ваши труды не были напрасными, ведь для родителей счастье их детей – смысл всей жизни. Таким образом, воспитание семейных ценностей является обязательным требованием для всех нас.

Семейные ценности в школе

Привитие ребенку любви к семье и ее основополагающим элементам является непосредственным делом родителей. Ранее в школах этой теме уделялось очень мало времени. Но, в последнее время, учитывая, что постоянно возрастает негативный фон в обществе, который оказывает непосредственное влияние на не сформированное детское сознание, в образовательных учреждениях начали вводиться уроки семьи и ее ценностей. Это большой шаг вперед по правильному развитию самосознания ребенка и в понимании им своего места в этом мире. Как говорилось ранее, из-за информационного дефицита и из-за навязываемых обществом новых ценностей денег и статуса, дети отодвинули самые дорогие и необходимые составляющие своей нормальной жизни на второй план. А это грозит настоящей катастрофой полноценному человеческому обществу.

Благодаря тому, что семейные ценности в школе стали освещаться уже профессиональными педагогами, что это направление поддерживается правительством нашей страны, озабоченным судьбой нового поколения, остается надеяться, что все усилия - и родителей, и школы принесут свои драгоценные плоды.

Ценности семейной жизни – это то, что мы всегда должны беречь

Когда рядом любимый человек и слышен звонкий смех играющих детей - сердце наполняется нежностью, мир играет всеми цветами радуги и хочется жить вечно. Хочется остановить этот момент, есть только одно желание, чтобы все это длилось как можно дольше. Разве это невозможно? Нет ничего невозможного - просто необходимо научиться беречь эти и другие прекрасные моменты. Берегите любовь и взаимопонимание. Цените доверие со стороны близких людей, ведь это самая главная награда, которую они могут вам дать за ваше к ним отношение. Не делайте больно чувствам родных, ведь именно от вас они этого никогда не ждут, а значит, окажутся перед ударом абсолютно беззащитными. Ценности семейной жизни – это на самом деле все, что у нас есть.

Каждый день счастливой семьи – это добровольная жертва, которую совершают ее члены друг для друга. Не нужно пугаться этого слова, ведь только тогда, когда один будет хоть в чем-то сознательно уступать другому или жертвовать своими интересами для того, чтобы помочь или доставить приятные минуты, наступит долгожданное взаимопонимание и спокойствие в каждой семье.









2024 © rukaraoke.ru.