Приметы и гадания на васильев вечер. Интересные гадания на Васильев вечер: особенности и варианты проведения


Народный праздник Старый Новый год наступает в ночь с 13 на 14 января каждого года. В этот день Православная церковь чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Другие названия праздника: Василий Великий, Васильев день, Свиной праздник, Начало Страшных вечеров.
Старинные названия: Овсень, Таусень, Баусень.

Праздник отмечается в больших компаниях друзей, с богатым застольем, песнями и танцами. Молодежь ходит на вечеринки в клубы и рестораны.

История праздника

Старый Новый год распространен в странах СНГ. Его возникновение связано со сменой летоисчисления. В 1918 году советская власть приняла решение о переходе с юлианского на григорианский календарь. Расхождение между календарями составляло 13 дней. Новый год по старому стилю начал приходиться на ночь с 13 на 14 января, что и послужило причиной возникновения нового праздника.

Василий Великий - святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор пятой молитвы утреннего правила (обязательного для исполнения православными христианами), многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Убеждённый поборник киновии.

Традиции и обряды

Главные традиции 14 января — семейные застолья; обмен подарками; народные гуляния возле городской елки; фейерверки; просмотр фильмов, концертов.

— В канун Старого Нового года хозяйки убирают в домах и готовят угощения к торжественному столу.

— Празднование начинается 13 января, в Васильев вечер. Хозяева дома и приглашенные гости собираются за пышным столом. В праздничном меню присутствуют пироги с грибной или мясной начинкой, блины, вареники, голубцы, домашние свиные колбасы, мясное заливное, котлеты, салаты, гренки. Ставить на стол мясо рыбы или птицы в этот день считается плохой приметой: счастье может улететь или уплыть. На десерт хозяйки подают пряники, печенье, торты и рулеты с кремовыми начинками. Среди алкогольных напитков популярны вина и шампанское. В некоторых регионах в меню присутствует щедрая кутья (сочиво) – каша из цельных зерен пшеницы или риса с медом, маком, измельченными грецкими орехами, изюмом и курагой.

— За праздничным столом хозяйки устраивают для своих гостей шуточные гадания. Они прячут в вареники небольшие предметы, способные предсказать будущее. Монета символизирует богатство, нитка – путешествия, пуговица – обновки, горошина черного перца – приключения, фасоль – прибавление в семье.

— В полночь люди зажигают бенгальские огни, запускают фейерверки и загадывают желание.

— В некоторых регионах после захода солнца и до полуночи принято щедровать (колядовать). Щедровальники обходят дома, поют обрядовые песни с пожеланиями счастья хозяевам. За это их одаривают сладостями и деньгами.

— В селах среди молодых парней распространена традиция воровать ворота или калитки во дворах девушек. Чтобы получить их обратно, хозяева должны заплатить выкуп в виде денег или спиртного.

— В некоторых домах накануне Старого Нового года хозяева устанавливают сноп из колосьев урожая прошлого года – дидух. После праздника сноп сжигают. Они верят, что такой ритуал очищает дом от злых духов и бед.

— Утром 14 января молодые парни ходят по домам посевать. Они приносят в карманах или рукавах зерна ячменя, пшеницы, овса и посыпают ими пол. Процесс сопровождается пением обрядовых песен, которые прославляют хозяина дома, содержат пожелания его семье здоровья, успеха и благополучия. За это их щедро одаривают сладостями и деньгами. Зерно, которое остается после посевания, не заметают, а собирают ладонями и смешивают с семенами для нового посева.

— Во многих домах в этот день пекли печенье, напоминающее коров, свиней, овец и домашнюю птицу. У многих в этот день стоял на столе зажаренный поросёнок или свиная голова. При этом все соседи могли прийти в дом и угоститься этим блюдом, заплатив хозяевам немного денег, которые назавтра сдавались в приходскую церковь. Св. Василий Великий считался покровителем свиней. Пастухи глубоко почитали святого Василия и боялись прогневить его.

— Утром каждый член семьи старался встать первым и принести воды из колодца, родника или реки и умыться. Кому это удавалось, тот весь год будет бодрым, подвижным. Для новогоднего умывания белорусы в воду клали медные или золотые монеты - чтобы весь год быть «чырвоным і крэпкім», как медь и золото; серебряные монеты - чтобы иметь «белае» (чистое) лицо.

— Васильев день в быту русского народа считался сроком в хозяйственном времяисчислении, а потому и говорили: «а то было о Васильеве дне», «он нанялся от Васильева дня до Евдокии» и т. п. В некоторых регионах Белоруссии в этот день считали необходимым начать «для прыкладу» какую-либо работу, чтобы потом она была успешной весь год.

Приметы и поговорки

  • Если на Старый Новый год идет снег или стоит туман, то год будет урожайным.
  • В канун Старого Нового года необходимо попросить прощения за обиды у всех близких и знакомых и простить собственные.
  • Если утром на Старый Новый год в дом первым войдет мужчина, то это считается хорошей приметой, а если женщина, то быть несчастью.
  • Если на праздник в доме будут крупные денежные купюры, то наступивший год пройдет в богатстве.
  • Васильева ночь звездиста - лето ягодисто!
  • От ясного звездного неба ожидают хорошего урожая гороха, но замечают, если звезды к утру померкнут, то горох дозреть не успеет.
  • Ежели луна идет на убыль - весной воды большой не будет, если на прибыль, то весной будет много воды.
  • Выпавший на Новый год снег, сильный мороз или туман предвещают хороший урожай.
  • Полная прорубь воды и туман на Новый год предвещают большой разлив.
  • Если в этот день дует ветер, это сулит хороший урожай орехов.

В канун Старого Нового года необходимо надеть новую чистую одежду, чтобы год сопровождали удача и благополучие.
Старый Новый год – праздник, который позволяет еще раз прочувствовать дух Нового года. Он сохранил в себе древние традиции щедрования, посевания, гаданий, приготовления сочива. После этого праздника люди убирают в домах елки, новогодние декорации и возвращаются к рабочим будням.

Именины 14 января

Трофим, Платон, Николай, Иван, Вячеслав, Богдан, Александр, Федот, Михаил, Василий.

Васильев вечер (канун Нового года в славянской традиции) - народный праздник славян, отмечавшийся 31 декабря (13 января). Название праздника происходит от церковного дня памяти святого Василия Великого, приходившегося на следующий день. У белорусов и украинцев более известен как Щедрый вечер или Щедрец; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично - Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как Овсень, у болгар -Сурва. У славян-католиков канун Нового года называется День Святого Сильвестра.

Другие названия

рус. Маланья, Маланка, День святой Мелании, Васильева коляда, Щедрый вечер, Василь-вечер, Васильевская ночь, Васильева кутья, Богатый вечер, Богатая кутья, Щедрец, Овсень, Авсень, Порезуха; укр. День Маланки, День Василя, Обрізання; белор. Жирная кутья, Щедруха, Меланьи-желудочницы, Маланья толстая, Каза, Конiкi, Сільвестр, Шчодрая куцця, Багатая куцця, Васільеўская Каляда, Щедрец, Багаты вечар, Шчодрык, Язэп, Давыд, Якуб, Малання; полес. Шчодры вечар Куготы, Гаготы, Агатуха; болг. Сурваки, Васил вечер; ю.-серб. и макед. Сурва, серб. Сировари; польск. Szczodry wieczór, Tłusta wilija, Sylivester; сил. Starý Rok, Wigilja Nowego Rok; словацк. Sylvester.

Обряды

Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году. В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку и т. д. И. П. Калинский пишет:

Это подтверждается материалами А. А. Макаренко из Сибири:

Неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает прибыток в хозяйстве на весь год. Стремление к обильной еде под новый год объясняется так называемой «магией первого дня».

В некоторых местах в этот день колядавали с особыми песнями:

Овсень

В Поволжье, средних и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично - Воронежская, Белгородская и Курская) был известен русский новогодний обходной обряд овсеньканье.

Одна из особенностей исполнения песен-овсеней - форсированный звук, громкий крик. По некоторым свидетельствам, усень - не песня, усень кричат (Розов, рукоп.). При обращении к хозяевам дома участники обхода обычно спрашивали разрешения: «Авсень кликать?», «Можно ли овсень кликать?», а те отвечали: «Кличьтя!» Это же выражение зафиксировано в церковных источниках XVII в., осуждавших московский обычай «в навечери Рождества Христова кликать коледы и усени».

Если русские колядки обычно имеют вид обобщённых величаний, адресованных всей семье в целом, то овсеневые песни часто исполнялись индивидуально, каждому члену семьи в отдельности. Наиболее значимые (призванные обеспечить благополучие дому и семье) овсени исполнялись хозяину и его старшим сыновьям. В цикле овсеневых песен, кроме величаний, фигурировали и особые кумулятивные тексты вопросно-ответной структуры, содержание которых не связано с поздравительной темой. Заключительная часть овсеней (как и всех других обходных песен) - просьба одарить исполнителей.

Щедрый вечер

Начало Щедрой недели, или Богатой Коляды. В Западном Полесье этот вечер назывался Куготы, Гаготы или Агатуха. Происхождение такого названия связано с обрядом: бросали в колодец кашу - тогда же гадали и кричали в колодец: «Ку-гу-гу!». По другим данным «Агатуха» происходит от глагола «гагатать» (веселиться, смеяться). С щедрым вечером связано много запретов, поверий и гаданий о будущем замужестве.

Обрядовый предновогодний ужин отличался богатством блюд и их скоромностью. В Белоруссии хозяин приглашал за стол: «Мороз, иди кутью есть. А летом не бывай, хвостом не виляй, а то буду пугой сечь». Праздничное застолье также называли «кутьёй святого козлика».

Щедровали под окнами и в домах, где славили хозяев. Водили «козу» («кобылку», «вола», «тура», «медведя», «журавля») и пели песни, главной из которых являлась «Го-го-го, коза». Щедровные песни отличались от рождественских в основном рефреном. В некоторых районах белорусы ходили по домам со «Щедрой» - нарядной девушкой, а украинцы - с «Василём» и «Маланкой».

Сербские традиции

На юго-востоке Сербии существовал обычай «Сыровары» (серб. Сировари), названный по двусловью - «Сирово-борово». Название обряда вероятно схоже с названием новогоднего обхода, который проводился в македонских и болгарских регионах (сурвакане). Накануне Старого Нового года ряженые посещают сельские дворы. В отличие от рождественских колядарей, они не надевают маски.

Как правило, парни-сыровары рядились «невестой» (бабой), «женихом» и другими лицами свадебной процессии (дед, свекровь, сваты). Как и в других обрядах, имитирующих свадьбу, «невеста» носила «ребёнка», сделанного из тряпок или дерева, и искала в каждом доме его отца. Сама игра была насыщена эротическими элементами (например, парня, переодетого в «невесту», пытаются ущипнуть). Участники процессии стучат палками, звенят и создают большой шум, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»), которая была особенно активна в «некрещёные дни» (до Крещения) и считали, что она могла навредить людям, скоту.

Болгарские традиции

В Болгарии после полуночи и до рассвета начинался обряд сурвакане - новогоднего колядования. Символом обряда была украшенная ветка кизила - сурвачка. Ветка для изготовления сурвачки должна была быть свежесрезанной, пока она ещё «сырая», то есть пока ещё не высохла и хранит в себе жизненные силы природы. Сурвакары били этими ветками по спине каждого в доме, начиная с самого старшего, и домашних животных, приговаривая добрые величания и пожелания.

В юго-западной Болгарии новогодние дружины парней и молодых женатых мужчин устраивали новогодние пляски в своеобразных обрядовых костюмах и причудливых масках из дерева, перьев и меха. Наиболее старинными считаются маски, изображающие барана, козла или быка. В ночь под Новый годили в первое январское утро мужчины надевали свои страшные маски и костюмы и выходили на ритуальный обход по домам, неся с собой благословение и пожелания о здоровье, удаче, плодородии и благоденствии каждой семье. Обряд имел свойства маскарадной процессии, с эротическими элементами, анекдотами и забавами. Встречаются имитации «свадьбы», с играми, сценами «убийства» и «воскрешения». Под конец собирались на площади в центре села и там продолжали свои буйные танцы и игры до самого вечера.

У западных славян

У западных славян новый год совпадает с днём святого Сильвестра (у лужичан Новый год - Nowe leto). Сочельник Нового года у поляков называется «щчодры вечур» (польск. szczodry wieczor - щедрый вечер), в противоположность чехам и словакам, у которых «штедрым» зовётся Рождественский сочельник.

В восточной Мазовии канун Нового года называют также «жирным сочельником» - (польск. tlusta wilija), потому что в этот день едят много жирной пищи и обязательным блюдом на столе является лемеха (польск. lemiecha) - похлебка из пшеничной муки, сваренной на воде. Лемеху подавали густо политой жиром, чтобы «телята были толстыми». Девушки мазали головы друг другу на благополучную жизнь. В некоторых сёлах девочки ходили с лемехой по соседям и ею мазали им руки, с пожеланиями: «Дай бог, чтобы дождались счастливого следующего года». Парни мазали окна лемехой с сажей и пеплом, причём в первую очередь в тех домах, где есть девушки на выданье.

В польском Поморье совершалось «выщелкивание» (польск. wytraskiwanie) старого года: по деревне ходили конюхи и щёлкали кнутом перед усадьбой помещика, перед домом управляющего и приходского священника. За это они получали деньги, на которые устраивали пирушку.

В Польше вечером тем хозяевам, которые не заперли инвентарь, парни закидывали на крыши домов бороны, плуги, части телег. Сельские дворы обходили ряженые: «еврей», «дед», «цыган», «аист», «медведь» и другие персонажи. «Дед», придя к девушкам на подрядухи, старался засунуть кость в их пряжу. Считалось, что такая девушка может остаться старой девой. Приход ряженых заканчивался угощением в складчину и танцами.

Гадания под Новый год были особенно популярны и разнообразны. Так, в восточной Мазовии девушка, чтобы увидеть будущего жениха, должна была залезть на чердак и обежать три раза печную трубу. Многие боялись этого гаданья, так как думали, что может показаться и дьявол, наряженный мужчиной. Для того чтобы избежать встречи с ним, девушка раздевалась на чердаке, мылась и тогда уже трижды обегала дымоход против солнца.

У словаков в Сильвестров день сельские дома обходила «куриная баба» (словацк. kuriná baba) - мужчина, одетый в женское платье, на голове у него была соломенная корона с колокольчиком, вплетенным в середину. Его спутник был одет в платье из соломы и кожух, перевязанный перевяслом. Солому от этих нарядов в каждом доме понемногу отрывали и клали в гнездо курам для того, чтобы они хорошо неслись в предстоящем году.

. Название праздника происходит от церковного дня памяти Василия Великого , приходившегося на этот день (13 января по новому стилю ).

Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году.

В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью , кашу, пили пиво, вино, водку и т. д.

И. П. Калинский пишет:

В северо-западной Руси Васильев вечер носит название Жирной кутьи или Щедрухи, также от щедрого угощения мясом и жирными блюдами. Васильевым вечером русский народ повсеместно проводит старый год и старается как можно веселее встретить наступление нового в том убеждении, что он пройдёт счастливо.

Это подтверждается материалами А. А. Макаренко из Сибири:

Неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает обилие на весь год. Это поверье распространилось не только на еду, но и на остальные блага жизни. Стремление к обильной еде под новый год объясняется так называемой «магией первого дня».

***

Васильев Вечер

Васильев вечер (Коляда) - канун Нового года, приходился на 31 декабря по ст. ст. Свое название вечер получил по имени св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской, память которого христианская церковь чтит 1 января (Васильев день). Другое, более архаичное, название праздничного вечера - "Коляда" - связано с воплощением новогоднего цикла и одноименным мифологическим существом, которые имеют место в мифопоэтических текстах и представлениях славянских народов. У некоторых славян еще в ХIХ веке образ Коляды находил материальное воплощение: у поляков, белорусов, западных украинцев Коляду изображал сноп, принесенный в дом на Рождество. Аналогичный обычай ставить на Рождество в красный угол сноп ржи существовал у русских (см. Рождество Христово). У хорватов было принято изготавливать куклу "колед", которую колядующие носили с собой из дома в дом. У русского народа упоминания о Коляде сохранились в новогодних величальных песнях-колядках (см. Колядование).

Помимо того, что Васильев вечер являлся конкретной точкой отсчета дней нового года, в рамках святочного цикла он делил весь переходный период к новому годовому кругу на две части: на "святые вечера", освященные событием Рождества Христова, и "страшные вечера", отмеченные особым разгулом нечистой силы и активизацией пагубной деятельности колдунов ("еретиков" и "еретиц", "волхиток" и под.). В Тульской губ., например, верили, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц. В этой связи ряд действий и обрядов Васильева вечера носил охранительный характер. Так, домашний скот старались пораньше запереть в хлев и "заговорить" с помощью молитвы: "Господи, благослови, Христос". С этой же целью на дверях домов и хлевов писали смолой кресты. В Пермской губ. хозяйки в Васильев вечер трижды "ездили" на "ожоге"-палке вместо кочерги, то есть, по всей видимости, "объезжали" дом, обращаясь при этом к св.Василию с просьбой, чтобы новый год был счастлив и благополучен. По форме и по сути этот обряд аналогичен очистительно-охранительным акциям, совершаемым в Чистый четверг.

С представлениями о разгуле нечистой силы в Святки в традиционной культуре соотносятся бесчинства молодежи как одна из ритуализированных форм поведения (см. Святочные бесчинства); одним из пиков совершения бесчинств, наряду с крещенской ночью, являлся и Васильев вечер.

Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Васильевым вечером и с Васильевым днем были связаны представления о так называемой магии первого дня. Эти представления реализовались в самых разнообразных сферах жизни человека, если не сказать во всех, так как неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения, связанных с магией первого дня, если это только зависело от человека, обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всем. Так, например, чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо. В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок - игровых эквивалентов денег. Утром в день Нового года примечали: если первой в дом войдет женщина, это, по традиционным представлениям, принесет несчастье; а если первым гостем будет мужчина, то - к добру. Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Васильев вечер.

Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку (см. Хмельные напитки). Обязательными для новогоднего стола были кутья (как в сочельники), кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины. Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т.д., относящихся ко времени встречи Нового года, на весь год, сохраняют свою актуальность и в наши дни.

В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году. В случае неудачного изготовления "васильеву кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу. Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции (о символике проруби как границе между "этим" и "иным" мирами см. Подблюдные гадания).

Восприятие в традиционном сознании Васильева вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности. Так, например, в Енисейской губ. замечали: "На Новой гот сильной мороз и маленький снежок - к урожаю хлеба и здоровью людей и скота; а если тепло и без снега - к неурожаю и болезням людей и скота" (Макаренко А.А. 1993. С. 42). Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека.

Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "васильевский огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года (отсюда название - "васильевский") особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу. А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг "супротив солнца" - "не по-божьи", а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу", "по-божьи". Отсутствие при гадании васильевского огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым.

Для смельчаков, не боящихся нечистой силы, Васильев вечер мог стать, по народным представлениям, моментом получения самого богатого клада во всем мире - "нераздельного", т.е. неразменного рубля. По поверьям, этим рублем владеет сатана и выпускает его из рук лишь один раз в год - в ночь под Новый год. Особенность неразменного рубля состоит в следующем: что бы на него ни покупали, он, едва владелец выйдет из лавки, будет опять у него в кармане; только каждый раз при покупке у продавца надо брать сдачу, хоть бы и одну копейку. Если владелец рубля забудет это сделать, то рубль вновь вернется к сатане. Чтобы добыть неразменный рубль, по поверьям, нужно в ночь на Новый год посадить в мешок черного кота и крепко завязать мешок на семь узлов, но не веревкой, а концами самого мешка и выйти в полночь на перекресток. К искателю удачи должен подойти посланник сатаны и просить у него продать кота, предлагая баснословные суммы, на что продавцу соглашаться не стоит. Нужно просить только неразменный рубль, и когда дьявол даст монету, продавцу дoлжно бежать домой как можно быстрее и не оглядываться. В это время дьявол старается развязать узлы мешка, и если это ему удастся прежде, чем продавец дотронется до двери своего дома, хотя бы пальцем, то разорвет человека на куски. В противном случае продавец кота становится обладателем неразменного рубля.

Первый день нового года знаменовался обходным обрядом посевания ранним утром; днем устраивали конские бега, а на улицах царило оживление. Заходя в гости, крестьяне поздравляли соседей. Войдя в избу, гость молился на иконы и обращался сначала к хозяину, а затем к хозяйке и другим домочадцам: "С Новым годом вас, с новым счастьем!" Хозяин поздравлял гостей в ответ теми же словами. Вечером устраивались святочные игрища, гадания, ряженье. Однако в Васильев день вечерки с игрищами старались завершить пораньше - до полуночи, "до первых петухов", опасаясь посещения нечистой силы, начинающей во второй половине Святок свой разгул.

Васильев вечер - канун Нового года, отмечается 31 декабря по старому стилю. Этот праздник особо почитался русскими девицами: он приходился на 8 день Святок, когда был самый разгул святочных гаданий. Наши прабабушки верили, что приметы и гадания на Васильев вечер обязательно сбываются.

Варенье каши в Васильев день

Обряд совершается до света. В 2 часа утра старшая в доме женщина должна приготовить крупу, старший мужчина - колодезную воду. Затопить печь, поставить воду и крупу на стол. Важно: дотрагиваться до них нельзя - это плохой знак, пророчащий беду. Когда печь истопится, сесть всей семьей за стол. Старшей женщине начать затирать кашу, причитая: "Сеяли, растили гречу, уродилась греча крупна и румяна, звали нашу гречу в Царьграде побывать, на княжем пире пировать. Поехала греча побывать в Царьграде с боярами, князьями, с золотым ячменем, с честным овсом. Ждали дожидались гречу у каменных ворот, встречали гречу бояре и князья, сажали гречу пировать. Приехала греча к нам гостевать". После этого хозяйке поставить кашу в печь с поклонами. Вынимая горшок сказать: "Милости просим со свои добром к нам во двор".

Осмотреть горшок - если каша из него вылезла, всему дому грозят неприятности. Треснутый горшок пророчит несчастья и невзгоды. Снять острым ножом пенку: полная красная каша предсказывает талантливую дочь, богатый урожай и счастье. Белая мелкая каша предвещает проблемы и болезни. При плохих предзнаменованиях кашу необходимо выбросить в реку.

Гадание по вареникам на будущее

В Васильев вечер приготовить вареники с различными начинками: с соленым огурцом (деньги), вареньем (любовь), зеленью (удача). Кому какая попадется, то его и ждет в наступающем году. Пустой вареник пророчит скучный "пустой" год.

Альтернативный вариант: в носочки/мешочки спрятать разную "начинку": золу (черная жизнь), кольцо (замужество), сахар (сладкая жизнь), монету (богатство), рюмку (пьянство), луковицу (слезы, печаль). Вытащенный вслепую предмет и пророчит судьбу.

Гадание по нитям на замужество

Ворожить лучше в компании подруг. Приготовить нити одинаковой длины, одновременно поджечь. У кого нить сгорит быстрее, той скоро под венец. У кого потухнет сразу - сидеть в девках.

Приметы на Васильев вечер:

  • если солнце взойдет высоко, год будет счастливым, щедрым на садовый урожай;
  • в первый день Старого Нового года первым в дом должен зайти мужчина, именно поэтому посевать ходят парни, а не девушки;
  • ясная и тихая ночь после Нового года обещает счастливый год для людей и скота;
  • если на Мелании оттепель, то лето будет теплым;
  • падает мягкий снежок - урожай зерновых будет щедрым;
  • 14 января мелочь считать нельзя, иначе весь наступающий год можно провести в слезах;
  • в Васильев вечер нельзя давать в долг, а то долги весь год не отпустят;
  • если вынести мусор 14 января, можно и счастье вынести из дома.

Гадания на Васильев вечер следует завершить до "первых петухов" (до 12 ночи), чтобы не "приманить" нечистую силу, которая, согласно старым поверьям, активизируется во второй половине Святок.

См.: МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история

См. Гаданья …

- (шут. бранн.) Ср. В Васильев вечер свиную голову на стол. Васильев вечер канун Василья свинятника (1 е янв.) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

В Васильев вечер лить олово, свинец, воск. См. ДЕВИЧЬИ ГАДАНЬЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

На Васильев вечер барашка в лоб. См. ЖИВОТНОЕ ТВАРЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

На Васильев вечер свиную голову на стол. См. ЖИВОТНОЕ ТВАРЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

- (на час). См. МЕСЯЦЕСЛОВ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

- (южн.). См. МЕСЯЦЕСЛОВ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Помни Васильевъ вечеръ (шут. бранн.). Ср. Въ Васильевъ вечеръ свиную голову на столъ. Васильевъ вечеръ канунъ Василья свинятника (1 е Янв.) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Васильев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Васильев, Владимир. Владимир Васильев … Википедия

Книги

  • Не стреляйте белых лебедей , Борис Васильев. Новый литературный проект издательства "Вече" представляет творчество замечательного русского писателя Бориса Львовича Васильева. В данную книгу включены произведения - "Не стреляйте белых…
  • И был вечер, и было утро , Борис Васильев. Писательское имя Бориса Васильева не нуждается в представлении, оно широко известно самому разнообразному кругу читателей, как отечественных, так и зарубежных. Этот сборник Б. Васильева это…








2024 © rukaraoke.ru.