Традиции на свадьбе: русские приметы и обычаи для начала счастливой семейной жизни. Свадьба в традициях руси


Что такое древнерусская свадьба в предствлениях современного человека?

Можно сказать, что русская свадьба тех времен - это всеобщие гуляния с выпивкой и танцами, радость, праздник для всех и каждого, однако на самом деле свадьба представляла собой полностью продуманный порядок действий, заранее предписанный обычаями. Сложно даже вообразить все многообразие тех примет, порядков и принципов, на которых основывалась свадьба в старину.
В целом современные представления о древнерусской свадьбе весьма размыты, полных и достоверных сведений практически нет, в основном, все что у нас осталось - летописи, материалы историков и некоторые археологические находки, позволяющие составить лишь общую картину.

Древние летописи же говорят о том, что как таковых общеславянских свадебных традиций не существовало, обычаи были различны у разных племен. Так, к примеру, поляне более уважительно относились к брачным узам, считали их священными, а супругам вменяли в обязанность взаимоуважение, сохранение мира в семье. Другие племена, такие как древляне, северяне просто похищали понравившихся девушек, в том числе из других племен, и без совершения каких-либо обрядов начинали с ними жить. Многоженство также не было редкостью в те времена.

У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку.

После запрещения языческих верований на Руси и введения христианства в бытовой обрядности образовался вакуум: обращаться к волхвам было нельзя, церковь еще не могла учесть все множество потребностей народа в сфере отправления обрядов. Если князья и бояре венчались в церкви, то для остального населения это пока не было доступно, еще не построили нужное число церквей, не полностью была переведена богослужебная литература Преемниками языческой обрядности какое-то время были скоморохи, выполняя обязанности языческих жрецов. Кстати церковь беспощадно боролась со скоморошеством и в итоге победила. В XVII веке скоморошество было запрещено царским указом.

Определить во всей полноте влияние скоморохов на обряд свадьбы и учесть всесторонне степень их участия в самой свадебной игре сейчас невозможно, но сохраненные фольклором реалии показывают, что диапазон их влияния и участия был достаточно велик: от музыкального сопровождения свадебного поезда до участия в народном способе закрепления брака и организации веселья во время свадебного пира в доме невесты и жениха, а также участие в отдельных эпизодах свадебной игры независимо от ее локальных разновидностей: выход «с крюком», «с конем», «за мячом», «садить тещу на яйца», читать опись приданого или «страмные» указы с правилами поведения в будущем молодой жены и пр. Возможно, что многие поколения русских скоморохов были создателями самых поэтических и веселых сторон в обрядовом комплексе свадебной игры. Их обязанности позднее перешли к свадебным дружкам.

Свадебное игрище переросло в обряд и стало развиваться двумя путями. С одной стороны, в великокняжеском, царском, боярском быту складывался торжественный обряд, следовавший церковному чину, насыщенный религиозным содержанием, хотя и хранивший элементы народного быта (из летописных описаний великокняжеских и царских свадеб XVI—XVII веков видно, что в них участвовали свахи, тысяцкие, дружки, поезжане, говорились обрядовые речи, молодых обсыпали хмелем, кормили кашей, водили в мыльню, сторожили с мечом и саблей наголо и пр.). С другой же стороны, в народное свадебное игрище проникали элементы не только церковной обрядности (венчание), но и церемониала из княжеского быта (жених - князь, невеста - княгиня). Вместе с тем в народную свадьбу стали входить комические сцены дружек, приезжавших за невестой и вступавших в полные остроумия, но не всегда скромные «перекоры» с ее родней. Эти перекоры заменили кровавую схватку, имевшую место в старину при умыкании невесты.

Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девичник, обрядовое посещение женихом и невестой бани (перед свадьбой). Второй цикл - это сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место в нём занимал свадебный пир. К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам. Одинаковым для всех был обряд венчания. В остальном свадьбы каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, а дворянскую - на купеческую. Но все ритуалы были направлены на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.

Обычно свадьбу на Руси праздновали после праздника Покрова, когда собран весь урожай, а также на Красную горку. Главным украшением свадебной избы была вызревшая рябина. Гроздьями рябины украшали не только дом. Рябина являлась оберегом невесты. Веточку рябины затыкали за пояс наряда перед тем, как невеста должна была отправиться в церковь. Обязательным атрибутом свадьбы был пшеничный свадебный каравай, хотя не всегда семья могла позволить себе вкусный белый пшеничный хлеб. Хлебом и солью встречали молодых. В настоящее время свадебный торт украшают пластмассовыми фигурками жениха и невесты. Ранее же каравай украшали «семейным древом». Традиционная русская кукла «семейное древо» - это рогатина, на которой с одной стороны расположена фигурка невесты, с другой - жениха: две ветки, два рода сходятся в одну общую семью. А маленькая кукла, которая привязывалась внизу к веточке невесты, - это знак ребенка, который их соединит и сделает настоящей семьей.

В русской традиции была еще одна обрядовая кукла, которая называлась «неразлучниками». Ее с раннего утра в день свадьбы делала и дарила молодым свекровь. Сначала «неразлучников» подвешивали под дугу лошади, которая шла первой в «свадебном поезде», а затем вешали над ложем молодых.

Особенность «неразлучников» состоит в том, что у них одна общая рука взявшись за руки, молодожены идут по жизни вместе. Когда рождается первый ребенок, то между супругами подвешивают еще одну нитяную куколку и т.д. Обрядовые куклы присутствовали буквально во всех сферах жизни наших предков. Известно более двухсот разных кукол, но это - тема для отдельной статьи.

Пением обрядовых песен обычно сопровождался весь свадебный обряд. Существовали специальные «причитания плачи» невесты и её подруг. Величальные и корильные свадебные песни. В свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур, Лель и слова, имеющие старинное происхождение: горючь-камень, скатерти браные, перепечи, гривны и каравай.

Неизменным атрибутом любого бракосочетания являются, как известно, обручальные кольца. Как давно и где именно они возникли? Родина их — Восток, а оттуда они были заимствованы Древней Грецией. В свою очередь, этот обычай переняли римляне, а уж потом и весь мир!

Обручальные кольца являются, как и встарь, символом верности, неким залогом счастья и долгой семейной жизни. Можно рассматривать этот обычай и как отголосок бытовавшего некогда обычая купли женщины. С этого момента кольцо как бы давало знак другим мужчинам, что эта женщина уже принадлежит другому мужчине и «купить её нельзя».

В 800 г. Папа Римский Николай объявил о праве использования колец христианами, и с того дня кольцо стало служить знаком не только материальной сделки, но и означать «верность, постоянство и целостность любви». Оно должно было напоминать людям о святости брака. Есть также мнение что кольцо - это очень древний, архитипичный символ женского начала и плодородия. Надевая кольцо на палец молодожены символически соединяли «мужское» и «женское» в единый союз. Кстати крестьяне обручальных колец не носили, а надевали их только на венчании. Второй раз кольцо одевали только на похоронах. Венчальные свечи тоже хранили до дня погребения и клали в гроб покойного. Как пойдет речь ниже, свадебные и похоронные обряды были во многом схожи.

Во всем многообразии свадебных обрядов разных эпох и областей нашей родины хотелось бы выделить главное в любом из свадебных обрядов, а именно - инициацию для новобрачных. Празднество и гулянья лишь вторичны, хотя именно на этой части принято концентрировать внимание сегодня. Итак, свадьба была главной в череде инициаций славянской женщины. Мужчина проходил свои (мужские) инициации и к свадьбе был уже принят в общину, как взрослый мужчина. Для женщины же вступление в брак как раз и было этим переходом во взрослые члены общины. Считалось, что знания, необходимые для того, чтобы человек стал взрослым, могут дать только умершие предки. И дабы эти знания добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то есть временно умереть.

Представления о невесте как о существе, находящимся между миром живых и миром мертвых, своими корнями уходят в эпоху доклассовых обществ и встречаются у многих народов.

По традиции после домашней помолвки невеста сразу надевала траур: в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет — цвет снега и смерти у славян), в других — черные (влияние христианского представления о скорби). В Архангельской губернии вообще голову невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили. После этого для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания своей судьбы. Плакать вовсе не означало - лить слезы, как может подумать современный читатель, а особым образом исполнять специальные обрядовые песни. Обрядовые плачи были двух видов свадебные и похоронные. И в том и в другом случае оплакиваемый совершал переход в иной мир. Мы уже привыкли за многие века считать, что так невеста прощалась с родительским домом. Но на самом деле из текста прощальных песен ясно, что речь идет о смерти: «за три леса, три горы и три реки», то есть в обитель нежити. Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине, например, до сих пор поется о саване, который она хочет получить в подарок. Нередко девушка в плачах обращалась к кукушке с просьбой передать весточку родителям. Это тоже не случайно: кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами.

Во многих странах невестам было запрещено говорить, смеяться, выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол. Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого, и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в потустороннем мире разрешено прясть и шить. Само слово «невеста» значит «неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная, как все покойники.

Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то испытывали родители перед своими «умершими» дочерьми. Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане. В XIX веке этот обычай ещё практиковался, конечно чисто символически, в селах Рязанской и Псковской губерний. Для невест также шили специальные рубахи с рукавами ниже кистей, чтобы они не дотрагивались до людей и вещей — прикосновение мертвеца могло быть губительным. Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин. В Рязани невест до сих пор называют «русалками». Сейчас это метафора, а раньше — нет: в русской демонологии русалками были заложные покойники, то есть те, кто умер раньше отмеренного ему срока: убитые не на войне, утонувшие или наложившие на себя руки. Они превращались в живых мертвецов, скитающихся между двумя мирами и приносящих зло живым, пока не выживут свой век и не уберутся к покойникам навсегда. Такими же были и невесты.

В этом контексте становится понятен изначальный смысл обычая устраивать для невесты накануне свадьбы баню. Это не что иное, как омовение перед похоронами. В карельских деревнях новобрачную после этого даже клали, как покойника, в красном углу под образами. За нашу долгую историю этот обычай был многократно переосмыслен. В большинстве случаев его воспринимали как ритуальное бракосочетание с духом воды — чтобы было больше детей. С XV века баню стали использовать ещё и для проведения последней девичьей вечеринки Мальчишников, кстати, тогда еще не было. Они появились гораздо позже, но и тогда практически не содержали обрядовых действий.

На девичник собиралась женская родня и подруги невесты, с которыми она прощалась. Гости дарили девушке предсвадебные подарки. После этого, в одних регионах, подруги невесты расплетали ей косу, расчесывали волосы на пробор и заплетали в две косы, закручивая в бабий убор и закрепляя на голове. Разделяя волосы как бы разделяли женскую силу на две части для себя и будущего ребенка. Такую прическу носили только замужние женщины, и теперь молодой предстояло всегда заплетать две косы. В других регионах косу невесте расплетала сваха перед венчанием, а заплетали волосы заново в доме жениха. Есть также свидетельства, что косу отрезали и отправляли жениху, а он хранил ее как большую ценность.

Невеста прощалась со своей девичьей волей, расставалась с красотой (волюшкой) - передавала подружкам ленту, которой перевязывала волосы. Красотой (волюшкой) мог быть также другой предмет, символизирующий девичью красоту и свободу - кольцо, цветок, платок, коронка, обшитая лентами и мишурой и т.п., но чаще всего в качестве этого предмета выступала лента. Иногда красоту хранили незамужние подруги, иногда подруги передавали ее жениху, иногда невеста передавала ее младшей сестре - в зависимости от местной традиции.

В последнюю в отцовском доме баню невесту также отводили ее подруги. Девушки парили невесту вениками с красными лоскутами, причитали, прощаясь с ней. Дрова для бани и мыло брали со двора жениха.

Как уже говорилось выше, жених к свадьбе был уже инициирован и принят во взрослые члены общины, иначе он не имел права заводить семью. Отголоском этого обычая звучат особые фольклорные имена новобрачного, сохранившиеся в некоторых областях Центральной России. Так, в Смоленской губернии в XIX веке жениха все ещё называли «волком», а во Владимирской — «медведем». Уподобление зверю было забытым свидетельством того, что жених прошел обряд вступления в мужской союз, во время которого юношам необходимо было «превратиться» в своего тотемного предка. А волк и медведь считались мифологическими предками у большинства восточнославянских племен.

Итак, жених принадлежал к миру живых. Соответственно, в его задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной. Само прощание жениха с родителями и родственниками перед отъездом за невестой воспроизводит речь человека, лежащего на смертном одре.

Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не пускают его в дом. В Нижегородской губернии «охранницы» прямо заявляли, что в доме лежит мертвец. Единственный способ попасть туда — заплатить выкуп за ворота, двери, лестницу и т. п. В архаичных представлениях это типичная ситуация для живого, попавшего в потусторонний мир. Изначально надо было правильно назвать имена всех входов и выходов, дабы они открылись. Нечто подобное описывалось ещё в Египетской книге мертвых. Позже ритуал называния трансформировался в требование денежного выкупа.

Подруги, не желающие отпускать невесту, выступают здесь в роли её загробных спутниц. Одинаково одетые, они требовали у жениха, чтобы тот угадал среди них свою суженую, иными словами, снял с нее мертвенную безликость.Угадывать надо было до трех раз. Если все попытки были неудачны, это считалось дурной приметой — брак не будет крепким.

Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были дружка (главный распорядитель из женатых родственников жениха) и тысяцкий (обычно его крестный). Изначально Тысяцкими назывались должностные лица в Киевской, Новгородской и Московской Руси, первоначально военный начальник городского ополчения («тысячи»). Этот титул попал в народные свадебные обряды из обрядов более высоких сословий.

Эти двое - помощники жениха в царстве мертвых. В сказках и легендах такими помощниками обычно выступают разные волшебные существа и говорящие звери и птицы. Без них живой в мире мертвых очень уязвим. Отсюда огромное количество свадебных оберегов — более четырехсот. Тысяцкий являлся держателем свадебной казны и выкупал все, что положено по обряду. А дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест, отпугивая бесов. Он же мог помогать жениху искать невесту. Через плечо у него было повязано особое полотенце — вышитый красным рушник. Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного. Теперь дружка превратился в свидетеля, а погребальный рушник в синтетическую ленту на его плече.

После благословения родителей невесты свадебный поезд отправлялся в церковь. Иногда перед венчанием место жениха занимает младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо выкупить место рядом с невестой. Обряд называется «продажа сестриной косы».

Невеста ехала со своей свахой и в некоторых случаях ложилась ей на колени, изображая умершую. В её руках был веник — оберег от нечистой силы, чтобы та не удерживала её от возвращения в мир живых. Теперь вместо веника невеста держит букет. Жених ехал с тысяцким. В Костромской и Ростовской губерниях свадебный поезд по дороге заезжал на кладбище, дабы духи предков не были в обиде, что у них забирают некогда им принадлежавшее.

После все участники свадьбы кропились колодезной водой, а телеги проезжали сквозь разложенный костер: полагалось очиститься после общения с миром мертвых. Тот же самый обряд, кстати, соблюдался на родинах, и на похоронах.

Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена, отвезена в церковь, обвенчана и привезена в дом к жениху и уложена на брачное ложе. Далее следовало застолье. На Руси свадебный пир всегда являлся одной из важнейших составляющих свадебного ритуала. В подготовке свадебного пира принимало участие практически всё село, он являлся важным общественным событием в жизни села, которое по прошествии вспоминали ещё долгое время. Если какие-то семьи не устраивали свадебного пира, то это их решение подвергалось публичному осуждению, поэтому даже самые бедные в селе семьи прилагали усилия, чтобы найти средства и устроить достойный свадебный пир.

Итак все усаживаются за стол и начинают пировать.

Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стоит жареная курица, но съедают они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешается.

«Тетера на стол прилетела - молода спать захотела».

В разгар веселья молодые уходят в клеть, где заранее подготовлено брачное ложе. Под напутствие, молодожёны, захватив закутанный в рушник обрядовый каравай и курицу, закрываются в клети. У дверей (раньше - с обнаженным мечом) ходит дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Кунью шубу топтать!
Друг дружку толкать!
Здоровенько спать!
Весёленько встать!

После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удаляются в дом, но через некоторое время посылают
узнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром здоровье», значит «доброе» свершилось.

Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых. Тысяцкий открывал спальню, нередко это был просто чулан или клеть (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыней или рубахой молодушки.

«Весёленько встав», молодые приступают к еде. Взявши курицу, новобрачный должен отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и каравая, молодые присоединяются к гостям, и веселье продолжается.

Если невеста «честная» - о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать.

В доме мужа новобрачная надевала уже женскую, а не девичью одежду. В каждой области - это свой вариант костюма. Обычно белую рубаху с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку) красного цвета. Наутро перед гостями появлялся заново рожденный человек, причем в древности это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только фамилию (родовое имя), но и личное имя. Эта метаморфоза «официально» закреплялась на следующий день через обряд поиска родственниками жениха невесты в доме её родителей: был человек — и нет. Иногда наоборот родители новобрачной приходили в дом жениха и ритуально не могли узнать свою дочь. Вроде как не она это, а совсем другой человек. С той же целью проводились и поиски покойного. Так ставилась ритуальная точка.

За ХХ столетие содержание и порядок традиционного свадебного обряда забылся окончательно. Из некоего сакрального акта пробуждения женского начала свадьба превратилась в большую вечеринку по случаю получения двумя молодыми людьми штампа в паспорте.

Вернуть древние обряды в современную реальность едва ли возможно, но возможно переосмыслить те, что еще практикуются в наши дни.

Макарова Наталья
Воеводина Ольга

Считается, что в языческой Руси свадеб не было. В те времена между соседними деревнями и селами часто затевались игры, собирались девушки и молодые люди, водили хороводы, пели — и брак заключался очень просто: мужчина сам выбирал себе жену и уводил ее в свой дом, но только при ее согласии. Даже в те далекие времена женщина имела право выбора, чего почти полностью лишилась в XVIII-XIX веках, когда во множестве случаев родители подбирали дочери выгодного жениха, пусть он стар и нехорош собой, зато богатый. И перечить девушка не смела.

Наряду с этим насыщенная богатейшим фактическим материалом «Повесть временных лет» рассказывает очень романтическую историю любви и женитьбы КНЯЗЯ Игоря и Ольги. Новобрачных осыпали хмелем, чтобы жизнь была богатой. Нам, конечно, интересен праздничный наряд невесты. Все украшения, ткани привозились Игорем из Византии, и надо сказать, ткани были не менее драгоценны, чем украшения. Платье понизу украшено вышивкой, так же как и ворот, и рукава.

В те времена орнаменты вышивки имели глубоко магический и оберегающий смысл. Фаты не существовало, на голову набрасывали красивый платок, чтобы волосы не были видны. Полагали, это тоже предохраняет от сглаза. Возможно, в более поздние времена именно фата заменила платок.

К середине XIII века сложилась свадебная тер-минология: «жених», «невеста», «женитьба», «сваты», «венчание», «свадьба» и др. Уже и на Руси появляется брачный договор — ряд, который составляли сваты или родственники. В рядных записях подробно указывался размер приданого, пре-дусматривалась выплата значительной неустойки, как отступного в случае отказа жениха от брака, часто заботливые отцы включали пункт, запрещающий бить жену или плохо с ней обращаться. Ряд имел юридическую силу.

Однако прежде всего было сватовство.

Толковый словарь Даля дает следующее опреде-ление данному обряду: «Сватовство — предложение девице, а более родителям ее, отдать ее замуж за такого-то». Между тем, жених не обязан свататься сам, это можно поручить сделать его родителям, иногда обязанности по сватовству принимали на себя крестные родители или близкие родственники.

На Руси в старину жених присылал в дом невесты подготовленных им людей, чтобы договориться о возможности свадьбы. Чаще всего это была сваха, а иногда и родители жениха или ближайшие родственники-мужчины. Разговор принято было заводить очень издалека, он всегда развивался по определенному сюжету и не принуждал родных не-весты давать определенный ответ сразу же. Если того требовали обстоятельства (например, нерешительность со стороны родственников невесты, продолжительное раздумье ее родителей и т.п.), сва-тов можно было засылать до 3-4 раз. Принимая предложение жениха, родители невесты разрезали принесенный сватами хлеб, перед тем как возвра-тить его. В случае же отказа хлеб возвращался сватам целым.

Далеко не всегда сразу давали согласие на брак, часто договаривались встретиться через неделю-две. За это время родители невесты старались узнать, насколько в роду жениха работящие мужчины, нет ли пьяниц или больных. Возможно, и это обстоятельство объясняет, почему прежние поколения были значительнее здоровее нас. Кто сейчас будет наводить справки о здоровье родни жениха или невесты? Кстати, во многих зарубежных странах и сейчас перед свадьбой необходимо представить справку о состоянии здоровья.

Чтобы обеспечить успешное сватовство, нужно было соблюсти множество традиций и примет. Так, во избежание сглаза, отправлялись сватать после захода солнца. По дороге в дом невесты сваты старались ни с кем не встречаться и не разговаривать. По уходу сватов кто-либо из домашних жениха (обычно одна из женщин) связывал все ухваты и кочерги вместе — чтобы делу сопутствовала удача. Дни недели играли важную роль — среда и пятница, например, считались неподходящими днями для любых свадебных затей. Такие числа месяца, как 3—, 5-, 7- и 9-е, в любых предсвадебных и свадебных процедурах играли своеобразную обрядовую роль, считаясь счастливыми. А вот 13-е число считалось худшим днем для сватовства и женитьбы и его старались избегать.

Если на сватовство отправлялся сам жених, ему следовало иметь с собой два букета, первый для невесты, второй для ее матери. По древнеславянскому обычаю, предлагая руку и сердце, обращаются к родителям избранницы. Жених говорит им о силе и глубине своих чувств к их дочери. А после успешного сватовства будущие молодые договариваются об объявлении помолвки и определяют подходящую для нее дату.

Помолвка на старой Руси именовалась сговором и являлась наиболее важным предсвадебным обрядом. Родители обеих сторон садились напротив друг друга и какое-то время молчали, так было принято. После этого они составляли уговор и писали так называемую «рядную записку», где указывалось, в какое время состоится свадьба.

В доме невесты дворянского происхождения устраивали бал с угощениями, где ее отец представлял собравшимся будущих молодых и торжественно объявлял об их помолвке. Затем следовали официальные поздравления всех присутствующих. Когда церемония поздравления завершалась, жених и невеста открывали бал вальсом.

В городских семьях, что победнее, помолвка не была столь пышной. Скромно проходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего священнослужитель совершал обряд благословения. Духовное лицо обязательно присутствовало и при отдаче денежной части приданого, отец невесты передавал всю оговоренную заранее сумму отцу жениха.

В небольших деревнях на помолвке всегда присутствовали близкие родственники с обеих сторон. Жениха с невестой родители благословляли иконой, а затем по традиции происходил обмен хлебом-солью. Далее отцы жениха и невесты поочередно отвешивали друг другу по семь поклонов, ударяли по рукам и во всеуслышание обещали завершить начатое дело в согласии. Получив родительское благословение, невеста сразу же выходила на крыльцо и, поклонившись те же семь раз по всем сторонам, объявляла собравшимся у ее дома подругам и соседям, что она окончательно засватана.

Помолвку вполне можно назвать предварительным договором о заключении брака. Веками это со-бытие было важнейшим в жизни людей, порою даже важней самой свадьбы. Сбылись девичьи мечты, довольны родители и впереди радостные хлопоты. Любопытно, что еще в петровские времена помолвка сопровождалось обменом кольцами (отсюда слово «обручение»). Лишь в 1775 году при Екатерине II обмен кольцами был по велению святейшего Синода объединен с венчанием. Даже белый цвет платья вошел в моду при этой царице.

Сама свадьба была необыкновенно красочной и веселой. Излюбленным цветом был красный — обе-рег. В одежде присутствующих сочетались тоже яркие, сочные цвета: алый, синий, зеленый с желтым.

На Руси издревле символом девичьей красы считалась коса. Позднее появились прически девичьи и женские. После замужества волосы заплетали в две косы и обязательно прикрывали голову платком. Не было большего оскорбления для замужней женщины, чем сорвать с ее головы платок.

Старинная русская свадьба считается сложным, но мудрым и красивым спектаклем с великим множеством примет и поверий. Их свято соблюдали, поскольку свадебный ритуал накладывал отпечаток на всю последующую совместную жизнь молодых. Однако свадьба — не только акт торжества, но и все то, что ему предшествует и что за ним последует.

Накануне свадьбы для невесты обязательно топили баню. Она знаменовала прощание с родным домом и девичеством. В баню невесту вели под руки подруги. Они несли украшенный тряпичками веник, а после бани расчесывали невесте волосы и последний раз плели девичью косу. А потом в доме невесты начинался веселый девичник.

Существовало убеждение, что если при совершившемся христианском церковном обряде не было сватовства, «закрывания» невесты и обязательного «пира на весь мир», общество не признавало этот брак и не считало свадьбу действительной. И еще очень долго на Руси свадебный обряд был для общественного мнения важнее церковного венчания.

В утро перед свадьбой невеста прощалась с родителями и подругами, ее наряжали и причесывали. За невестой всегда приезжали, даже если она жила совсем рядом. А в доме жениха в это время готовились к выкупу невесты. Прежде чем добраться до невесты, жениху приходилось преодолевать немало препятствий. И в этом тоже есть свой глубокий смысл — ведь за счастье надо сперва побороться. «Свадебный поезд» всегда мог натолкнуться на какую-нибудь засаду, и тогда лишь от щедрости жениха зависело, как скоро он увидит свою избранницу: много крупных и мелких монет предстояло ему раздать на своем пути к дому невесты. По традиции переговоры с представителями невесты вел дружка. Он также выкупал и косу невесты, и место рядом с ней, а для этого дружке необходимо было отгадать загадки и одарить всех подружек невесты деньгами, лентами и сладостями. Ну, а после того, как все испытания оставались позади, жених занимал за праздничным столом место рядом со своей избранницей, обычно на возвышении, вокруг же рассаживались в соответствии со своими чина-ми гости и родственники. Пышный свадебный пир длился целых 3 дня, и каждый день имел собственное, строго установленное расписание.

Скажем несколько слов о свадебном сарафане. Впервые «сарафан» как женская одежда упоминается в XVII веке. Это было одеяние в виде платья с рукавами, и многие исследователи полагают, что до того такой одежды не существовало. В XVII веке Елена Глинская венчается с Василием III. Согласуясь с канонами церковного облачения, для этого события создается новая конструкция, упоминаемая в русских летописных книгах как «сарафан». Золотой парчовый сарафан был одеждой царицы, его носили только члены царской семьи.

В 1762 году Екатерина разрешила носить сарафаны всем слоям населения, правда, шились они из других тканей, нежели царские. А в конце XVIII века, когда дворяне и богатое купечество перешли на ношение гардероба европейского, сарафан превратился в одежду для небогатых людей. Постепенно он стал только крестьянской одеждой.

Девичий свадебный сарафан надевали с кисейными «рукавами», дополняли лентой, шелковым платком. Вообще же, сарафаны украшали оборками, кантами из тесьмы, кисейными лентами, полосками контрастных тканей и обязательно охватывали красивыми поясами. Поверх сарафана надевали коротену (в нашем понимании, короткий, до талии, жакет с длинными рукавами, впереди доходящий до середины груди, чтобы был виден перед платья), завершался наряд головным убором цилиндрической формы из парчи, украшенным на затылке широкими шелковыми лентами, каскадом спускавшимися по спине. Шалью с яркой каймой окутывали фигуру, драпировали ее на груди, переплетали на талии.

Вернемся, однако, к свадьбе. По сценарию, для всех ее участников были распределены роли. Жених — это князь, невеста, соответственно, княгиня. Почетные гости и близкая родня — большие бояре, а дальняя родня и все остальные гости — бояре меньшие. Высокие звания, присваиваемые на время свадьбы, позволяли людям чувствовать себя почти великими. Во всех свадьбах участвовал дружка — то есть женатый мужчина, хорошо знающий ритуал, задачей дружки было занимать и веселить гостей, а также подбадривать жениха (в наше время эти обязанности чаще всего выполняет тамада); вместе с дружкой несли свои обрядовые обязанности сват и сваха.

Что касается «умыкания» невест, это было достаточно часто, и объяснялось той простой причиной, что у жениха с невестой не было денег. Этот факт был нежелателен, но, по крайней мере, всем понятен.

Свадебный пир длился не у всех одинаково долго. Все зависело от социального положения новобрачных. Что касается фамилий аристократических, то основная масса приглашенных гостей утром присылала в дом подарки, потом новобрачные в сопровождении близких шли в церковь на венчание, вечером молодые отдыхали или сразу отправлялись в путешествие.

Купечество праздновало свадьбу несколько дней, насколько денег хватит, но гостей тоже выбирали.

А вот в деревне гуляли все, и, конечно, ни о каком свадебном путешествии речи не шло.

Хотя разводы не практиковались и семьи считались крепкими, но о любви не говорили. Все решали родители, в любых социальных слоях, по поговорке «стерпится — слюбится». Иначе не было бы Катерины из «Грозы» Островского или Анны Карениной. Может быть, свекровь Катерины и относилась к ней так плохо, что сердцем чуяла, не любит та ее сына. Да и самая современная мать не сможет относиться к невестке иначе в подобных обстоятельствах.

У меня соседка выходила замуж как раз по принципу «стерпится — слюбится». Когда она через год приехала домой уже рожать, первой ее фразой была: «Никогда не стерпится, никогда не слюбится». Так-то!

История культуры каждого народа включает в себя самые разнообразные обряды и верования. И, наверно, самыми красочными и разнообразными были .

Повлияли на формирование вышеупомянутых в первую очередь старинные народные поверья.

История формирования свадебных обрядов на Руси

Свадебные обряды на Руси уходят своими корнями в языческие времена, до принятия христианства, люди просили у различных божеств расположения к новообразовавшейся семье, проводя для этого всевозможные ритуалы. После крещения Руси произошло слияние верований, что и породило уникальную, свойственную только ей систему свадебных обрядов. Немалое влияние на традиционный русский свадебный обряд оказали и иностранные традиции. Так, например, обмен обручальными кольцами и венчальные свечи пришли на территорию Руси с древней Греции, осыпание новобрачных льном – от римлян. Все это придало необычайный колорит русским свадебным обрядам.

Предварительные свадебные обряды

Выбором невесты на Руси согласно древней традиции занимались только родители жениха, и чаще всего его мнение при этом не учитывалось. В то время очень популярными были весенне-летние гулянья, на которых и происходила своеобразная презентация невест.

Девушки в лучших своих нарядах с песнями ходили по деревням, давая возможность хорошенько себя рассмотреть. Оценивалась не только красота девушки, но и её умение вести домашнее хозяйство, мастерство рукоделия, и самое главное её приданое. После того, как выбор был сделан, в семью будущей невесты засылали сватов.

Сватовство

Старинные предания гласят, что для удачного брака необходимо было найти отличных сватов. Выбирали их из замужних людей, обладающих талантом ораторства и убеждения. Самыми удачными днями для сватовства считались четверг, вторник, суббота и воскресенье.

Дабы избежать сглаза имена сватов и сам день сватовства держали втайне, и в путь они должны были отправляться только после заката солнца. Ни в коем случае нельзя было разговаривать с кем-либо по дороге. На некоторых территориях древней Руси, сватов перед дорогой забрасывали головными уборами или же хлестали. Придя в дом потенциальной невесты, сваты начинали бойко расхваливать жениха, не забывая при этом рассматривать все вокруг. Если родители девушки соглашались, наступал очередной этап свадебных обрядов – смотрины.

Смотрины

Примерно через неделю после обряда сватовства происходили смотрины – такая своеобразная презентация невесты родителям жениха. Помимо будущих молодоженов, на смотринах всегда присутствовали родственники с обеих сторон, а также близкие подруги девушки, которые сопровождали весь обряд песнями.

Для будущей невесты это было нелегкое испытание.Разговаривать во время обряда она могла лишь в самых крайних случаях, нередко её просили продемонстрировать своё мастерство рукоделия или приготовить ужин для собравшихся под суровыми взглядами будущих родственников. Если презентация проходила успешно, отец жениха целовал невесту в обе щеки в знак того, что девушка ему понравилась. На смотринах девушка могла и отказаться выходить замуж. Однако встречалось подобное довольно редко, так как в те, далекие времена, мало какая девушка осмеливалась перечить своим родителям.

Сговор

После смотрин происходил обряд сговора, на котором и решались все главные вопросы, относительно предстоящей свадьбы. Когда стороны договаривались, в избу приглашалась молодая, которую с этих пор называли невестой. Будущие молодожены целовали иконы и друг друга.

Отказ от свадьбы с этого момента был невозможен и считался страшным грехом.

День накануне свадьбы

Накануне свадьбы для невесты обязательно растапливали баню – своеобразный символ прощания с девичеством и отчим домом. Туда её сопровождали подружки, неся с собою красиво украшенный веничек. Все это сопровождалось песнями и специальными ритуалами, которые должны были уберечь невесту от сглаза, порчи и укрепить её связь с будущим мужем. Девушке в последний раз заплетали девичью косу, а потом начинался своеобразный девичник, на котором пелись песни. Но в некоторых местах древней Руси, вместо распевания веселых песен, девушке полагалась горько плакать за своим девичеством.

Жених в это время тоже не скучал. С друзьями и родственниками мужского пола они весело праздновали завершение его холостой жизни, распивая мед и пиво и вспоминая различные истории.

Свадебный наряд невесты

Первым делом утром невеста умывалась холодной водой, а после шла к родителям за благословением. После этого начинался обряд одевания невесты. Прежде всего, голое тело девушки обматывали лыком, для того чтобы защитить её от чар злых колдунов. Под пазуху клали немного шерсти, льна и мыла, для того, чтобы одежда её всегда была качественной и чистой. На шею вешали пряники и крендельки – символы сытой жизни.

Традиционный свадебный наряд невесты на древней Руси сильно отличался от современного варианта. Но все же белый цвет был обязательной его составляющей. Наряд состоял из рубахи и широкой юбки или же сарафана. Рубаха искусно украшалась вышивкой, каждый элемент которой имел свое символическое значение. Юбка и низ сарафана были пестрых расцветок и подшиты снизу бисером, дабы уберечься от злых сил, живущих под землей. Кроме традиционной косы, голову невесты могли украшать ленточки и живые цветы.

Свадебный наряд жениха

Главным элементом свадебного наряда жениха на Руси был платок, подаренный ему невестой. Повязывали его ему на шею, или же он выглядывал из кармана брюк. Костюм состоял из светлых штанов и яркой, желательно льняной или шелковой рубахи. Непосредственно перед венчанием жениха подпоясывали роскошным вышитым рушником.

Выкуп

Ни одна свадьба на Руси не проходила без выкупа. Пока невесту наряжали к свадьбе, в семье жениха готовились к выкупу молодой. По одной из традиций все подарки для выкупа молодой должен был изготовить своими руками. Первые испытания поджидали жениха еще на пути к дому девушки. Как говорится, дорога к счастью легкой не бывает. Родственники и друзья невесты делали все возможное, что б жених прочувствовал это на себе.

Жениху приходилось перепиливать широкие бревна, чтобы доказать насколько он силен. Пройдя дорожные испытания, он оказывался у дома невесты, где его поджидали родители с новой порцией сюрпризов. Жениху предстояло отгадать несколько каверзных загадок, и за неправильный ответ его штрафовали. Войдя в комнату невесты, ему предстояло угадать свою суженую среди сидящих к нему спиной, одинаково одетых девушек. В итоге, угадав наконец-то свою будущую супругу, жених занимал место возле нее, и родители невесты благословляли их, после молодые отправлялись в церковь. Дорогу перед ними тщательно подметали, что б никто из недоброжелателей не смог подкинуть им заговоренную вещицу.

Венчание

До принятия христианства молодые отправлялись на луг, где им надевали специальные венки, проводились хороводы вокруг украшенной березы, пелись обрядовые песни. При этом от молодых всячески отгоняли злых духов водой, дымом и огнем. С приходом христианства старинные обычаи венчания древней Руси заменил церковный . При выходе из церкви молодых осыпали льняными семечками.

После венчания все отправлялись в дом жениха, где начинался свадебный пир. Самое интересное, что молодые за столом ничего не ели, а только принимали поздравления. И при третьей смене блюд их провожали в супружескую постель, а пир разгорался еще сильнее. Утром молодоженов будили, сваха демонстрировала всем любопытным рубашку невесты со следами невинности, и после молодых провожали в натопленную баню.

Свадебные традиции на Руси отличались неимоверным колоритом, проходили весело и с задором и заслуживают того, что б их помнили.

Сегодняшнее бракосочетание и свадьба на Руси, игравшаяся несколько веков назад, заметно отличаются друг от друга. Но все же ряд традиций, приняв более современные черты и потеряв свой исконный смысл, смог дойти до нас из глубины веков. Например, такие обряды, как благословение родителей, сватовство и смотрины стали для молодоженов формальностью, а ведь еще столетие-два тому назад без этих этапов о свадьбе не стоило и мечтать!

Свадебные обряды на Руси отличались между собой в зависимости от региона, социального статуса брачующихся, исторического периода. Однако между традициями русского Севера и центральной части России все же отмечается очень много общих черт. Давайте рассмотрим их, чтобы иметь представление, как проходило у славян одно из величайших таинств в истории человечества - свадьба.

Таинство свадебного обряда на Руси

Основой древнерусских свадебных традиций является идея перехода девушки в категорию «женщина», с учетом сакрального смысла, связанного с этой трансформацией. Наши предки искренне верили, что в отцовском доме девица умирала, чтобы возродиться в семье своего мужа. Считая ее в этот период «мертвой», невесту с головы до ног накрывали плотной тканью, чтобы никто не смог увидеть ее лица и даже линий силуэта. В таком одеянии девушку вели на венчание, и только после скрепления брака священником покровы снимались, и новоиспеченная жена самостоятельно шла в свой новый дом.

Несмотря на принятие христианства, славяне в глубине души были очень суеверными, поэтому во многих обрядах можно проследить языческую магическую основу. Так, например, период после венчания и до первой брачной ночи считался крайне опасным для молодоженов, поскольку на них охотились злые силы. Молодая семья должна была принять участие в ряде обрядов, призванных уберечь ее от порчи, дурного глаза, колдовства. К примеру, на свадьбе был человек, подметавший дорогу перед молодыми, чтобы им под ноги не положили подклад на ссоры или смерть. Он также следил, чтобы супругам никто не перешел дорогу.

За столом молодые ели и пили очень мало, чисто символически отпивая из общей чаши после каждого тоста, чтобы не обидеть гостей. Спать молодожены должны были в сеннике, украшенном иконами и стрелами с куницами, расположенными в углах помещения. Постель была сформирована из снопов жита или пшеницы. Утром гости заходили толпой к молодым, чтобы поднять одеяло и проверить, была ли невеста чистой девушкой или нет. Иногда простыни могла к столу вынести мать молодой, доказав, что вырастила честную дочь.

Даже в бедных крестьянских семьях торжества длились несколько дней. В первый день подружки готовили невесту к встрече с женихом, который затем забирал приданое и перевозил его в свой дом. После родительского благословения близкие родственники будущих молодоженов сбивали столы, расставляли посуду и еду. А на второй день происходило венчание и длительное застолье, которое оканчивалось брачной ночью. Кстати, жених в эти дни должен был молчать, чтобы копить силы зачатия ребенка. Поэтому на дружку возлагалась обязанность следить за тем, чтобы свадьба прошла согласно обычаям и правилам.

Сватовство и подготовка к свадьбе

Свадебные обряды на Руси открывала традиция сватовства — церемонии, во время которой жених с друзьями и родственниками приходили в дом невесты. Там свита, нахваливая парня перед родными девушки, просила ее руки. Для того чтобы следом не увязались черти, сваты должны были приехать в дом разными окольными дорогами, а родителям девушки следовало отказать, даже если молодые были помолвлены с детства.

Когда сватовство оканчивалось положительно, назначалась дата смотрин, обряда, во время которого рассматривалось материально-финансовое состояние жениха и оговаривались его доходы.

Если сваты со стороны невесты оставались недовольны имуществом жениха, они имели полное право взять свои слова назад, поскольку их главная задача заключалась в том, чтобы обеспечить будущее своей дочери. Если же смотрины были удачными, назначалась дата официального оглашения дня свадьбы, после которого изменить данное решение было невозможно, конечно, если не случалось какой-либо форс-мажорной ситуации. Обручение обязательно отмечалось пышным застольем.

Девичник организовывался за два дня до свадьбы. Девушки проводили эту ночь в разговорах и песнопениях. Вначале они шли в баню, чтобы как следует вымыться и провести обряды, призванные укрепить любовные отношения между парой, а затем отправлялись гулять, либо заходили в гости к невесте. На девичнике обязательно проводились специальные обряды для защиты будущей молодой семьи, во время которых подруги рассказывали, что новобрачную ожидает ужасная, несчастливая жизнь, а также гадали и хороводили. Говоря вслух о плохом будущем, славянки верили, что отпугивают от дома нечистые силы.

Свадьбы на Руси невозможно представить и без традиционного обряда с косой, проводимого накануне венчания. Так, невеста с подружками расплетали ее косу, приговаривая заговоры, и заплетали ей две косички. Это символизировало факт прощания с девичеством и готовность стать женой, женщиной, матерью.

По славянским традициям жених мальчишник не устраивал. Он должен был провести этот вечер в одиночестве и молчании, хотя, как и невесте, ему следовало посетить баню.

Старинная церемония благословения

Обряд благословения на Руси считался не менее важным, чем само венчание. Во время него молодые люди перед поездкой в церковь приезжали во двор, где проживала невеста, а там их встречали родители, преподнося хлеб и соль, а затем окрестив семейной иконой, обернутой рушником. Если родители не давали благословения, молодые пары могли даже расстаться.

Свадебный пир

Новобрачные за свадебным столом практически не ели, тем более, не пили, а только принимали поздравления и подарки от гостей. Подача последнего горячего блюда, жаркого, сопровождалась уходом пары в сенник, где по традиции проходила их первая ночь. Но остаться одним им не всегда удавалось, так как приглашенные имели право вызывать молодоженов к столу, где продолжалось празднование.

Утром, когда подавали сладкое, молодые вставали и шли в баню, а мать невесты демонстрировала оставшимся захмелевшим гостям простыни и рубашки, доказывавшие невинность молодой супруги.

На этом торжество не оканчивалось. На третий день супруга обязана была проявить себя и показать свои умения. Она топила печь, мыла полы, готовила обед, причем гости в это время шутили над ней, пытаясь вывести из равновесия.

Традиционные свадебные песни

Интересно, что даже во время крестьянской свадьбы молодоженов называли князем и княгиней, приравнивая, таким образом, таинство брака к возведению царя на престол. А еще, ни одна исконно русская свадьба не обходилась без песнопений, сопровождавших все праздничные дни.

Конечно, большинство традиций и ритуалов уже утратили свое сакральное значение. Кроме того, современные люди уже не относятся к браку так серьезно, ограничиваясь поездкой в ЗАГС или организовывая типично европейскую либо тематическую свадьбу. Но все же, есть молодожены, предпочитающие оформлять свой брак в соответствии со старинными традициями, отдавая дань своему прошлому и сохраняя для потомков память о вековых традициях нашего народа.

Большинство нынешних праздничных традиций нашей страны имеют корни, уходящие глубоко в прошлое. Так и со свадьбой. Все самое захватывающее и впечатляющее: предложение, предсвадебные гуляния и сам процесс бракосочетания - все эти свадебные обычаи достались нам от предков. И именно это скрашивает процесс. То, что придумано в наши дни, к сожалению, не может похвастаться яркостью и незабываемостью проведения. И еще печальнее тот факт, что не все традиции предков дожили до наших дней.

Как это происходит в наши дни?

По сути, что такое современные русские свадебные обряды?

Обрисуем вкратце. Молодой человек делает предложение своей избраннице, в большинстве случаев отводя такие мероприятия, как "попросить у родителей невесты ее руки" и "получить родительское благословение" на задний план. А бывает, что и вовсе не прибегает к таким действиям.

После принятия невестой предложения жениха начинаются активные подсчеты, во сколько обойдется сие торжество. Подается заявление в ЗАГС, что позволяет определить точную дату свадьбы. Невеста, прибегая к помощи подружек, выбирает себе свадебное платье, украшения и туфли. За сам же сценарий свадьбы отвечает ответственное лицо - тамада. Обычно она не имеет родства ни со стороной жениха, ни со стороной невесты.

Непосредственно перед свадьбой проходят такие мероприятия, как мальчишник и девичник.

Ну и в завершение наступает этот день - свадьба. С визитом в церковь или без него, молодые на своем кортеже приезжают к дверям ЗАГСа, где и происходит основная церемония бракосочетания. И лишь после подписи обеих сторон брак считается действительным.

Как это было раньше?

Изначально не было единого русского народа, а только лишь различные племена язычников. Каждому из них были свойственны свои культурные обычаи. Естественно, что и свадебные обряды этих племен различались между собой. У полян наблюдалось особое почитание к брачным узам. Они приветствовали гармонию в доме и трепетно относились к созданию новой семьи в своей общине. Чего нельзя сказать, например, о древлянах. У них преобладало варварское отношение к данному вопросу. Свадебные обряды и обычаи казались им чуждыми. И для мужчины такого племени не считалось постыдным украсть понравившуюся ему девушку. Причем она могла быть как из чужого племени, так и из своего.

Со временем племена сближались и сплачивались. Таким образом, объединяя свои культуры в одну единую.

Языческий древний свадебный обряд представлял собой пляски возле идолов. Так наши предки почитали своих богов, тем самым, закрепляя брак. Танцы при этом сопровождались массовым обливанием водой, прыжками через костер и пением ритуальных песен.

Значительные перемены принесло с собой крещение Руси. Таким образом, язычество и христианство тесно переплелись между собой. Как бы церковь не пыталась искоренить проявления язычества, так ничего и не вышло. По сей день в наших традициях присутствуют его элементы.

Тем не менее, с приходом христианства стало обязательным в день свадьбы посещать церковь. Таким образом, брак считался освященным. В остальном же все было как прежде - пир, затягивающийся до семи дней, танцы и катание на санях.

Какое время считалось подходящим для проведения свадьбы?

Как и в наши дни, старинные свадебные обряды старались проводить в определенное время года. Чаще всего это делалось осенью и зимой, так как в данный период не было надобности заниматься сельскохозяйственными работами. В случае особенной надобности (например, незапланированной беременности невесты) свадьбу играли весной или летом. Но это было крайне редко.

Несмотря на это, дней для проведения торжества было не так много. Свадебные обычаи запрещали проводить венчание:

Во время поста;

Во время Святок;

В Пасхальную Седмицу;

На Масленицу;

В православные праздники.

Также было не принято заключать брак в мае.

Религиозно-магические действия во время свадьбы

Свадебные обряды на Руси славились своей суеверностью, в чем опять же немалая заслуга язычества. И считалось, что время свадьбы - это подходящий момент для нечистой силы. Чтобы уберечь молодых от ее воздействия, проводилось множество ритуалов. Таким образом, молодоженов защищали от дурного влияния духов, а также от порчи и сглаза.

Свидетели, коими являлись друзья молодых, были нужны для того, чтобы запутать нечистую силу. Так, по верованиям предков, нечисть не могла найти настоящих будущих супругов, что не давало ей исполнить свои грязные замыслы. Помимо того, что в отводе злых сил участвовали друзья и родственники молодых, для этого использовались и различные предметы-обереги. Например, фата невесты служила некой защитой от темных духов. Когда передвигались на санях, то специально заметали дорогу после себя, что тоже должно было сбить со следа злые силы.

Выполняя все вышеупомянутые меры, родственники и друзья обеспечивали супругам счастливый брак, достаток и здоровье. В случае если свадьба происходила у овдовевших ранее людей, то подобным традициям отводилось мало внимания.

Когда и как проводилась подготовка к свадьбе?

Со стороны невесты приготовления к будущей свадьбе начинались практически с самого ее детства. Ее учили готовить, шить и прочим домашним делам.

Кроме того, существовала традиция, заключающаяся в том, что к свадьбе невеста обязана была сшить по полотенцу каждому родственнику со стороны жениха. Самому же будущему супругу предназначалась рубашка, сотканная руками невесты. Отрез материала для сарафана и платок для головы предназначались матери жениха.

Кто делал выбор?

Как правило, выбор целиком ложился на плечи родителей молодых. Сватовство, смотрины и сговор также происходили под их контролем.

Если дети сами выбирали себе пару, то это считалось неуважением к родителям, и такие браки считались несчастливыми. Однако были случаи, когда родители одобряли выбор своего ребенка.

Молодые люди могли познакомиться на площадях, где часто проходили массовые гуляния. Девушки пели и танцевали. Парни играли на музыкальных инструментах (гуслях и балалайках), а также устраивали катания на лошадях, где демонстрировали перед прекрасным полом свою ловкость и смелость.

Приданое

Приданым называли имущество, которое прилагалось вместе с невестой после свадьбы. В основном, это были мебель, женская одежда и украшения, деньги (исключительно серебро и золото), а также скот и недвижимость. Приветствовалось, чтобы девушка была из обеспеченной семьи. В случае если семья не имела приданого, то его им обеспечивала сторона жениха.

Сватовство

Свадебные обряды на Руси отличались тем, что данное действие происходило без участия молодых. Это мероприятие, обычно, планировали на воскресенье или какой-либо другой праздничный день. Родители жениха брали с собой поверенного человека - сваху. Именно ей предстояло представлять интересы молодого человека перед стороной невесты. Она всячески расхваливала жениха и обсуждала приданое с родителями невесты. В завершение сваха брала за руки обе стороны и трижды проводила их вокруг стола, после чего они крестились перед иконами. Уходя, отец жениха назначал дату смотрин. Как правило, они проходили спустя неделю после сватовства.

Смотрины

Неделю до смотрин сторона жениха тщательно готовилась к данному мероприятию. Украшались сани, шились одежды и готовились подарки.

В доме невесты все проходило еще более трепетно. Будущая супруга должна была собственноручно провести уборку в той комнате, где соберутся гости. Доставались лучшие одеяния и готовились угощения.

Свадебные обряды на Руси не позволяли жениху участвовать в смотринах. Невесту осматривали его родители. Главной ее задачей являлось произвести впечатление скромной девушки.

После тог, как смотрины подходили к завершению, сторона жениха выходила во двор для совещания. Это было уже формальностью, так как окончательное решение было принято еще после сватовства.

Сговор

Этот важный пункт включал в себя каждый свадебный обряд в древней Руси. Сговор сопровождался более пышным застольем, нежели сватовство и смотрины. И во время его обеими сторонами подписывался договор. Таким образом, у наших предков происходила помолвка. В договоре прописывалась точная дата проведения свадьбы. И после того как подписи были поставлены, единственной причиной, что смогла бы нарушить обряд бракосочетания, была смерть кого-либо из молодых.

После того как договор был подписан, в комнату входила сестра (или подруга) невесты и вручала подарки каждому родственнику со стороны жениха.

Венчание

До принятия христианства языческие свадьбы заключались в уходе молодых из населенного пункта. В окружении своих сверстников (старших не должно было быть) они уходили на опушку леса. Там плели венки, пели обрядные песни и водили хороводы. Считалось, что, таким образом, молодых благословляет сама природа.

Когда языческие свадебные обряды вытеснила православная церковь, то стало обязательно заключать союз в храме.

Перед днем свадьбы невеста и ее подружки устраивали девичник. Они мылись в бане, пели песни и гадали о том, какая судьба ждет девушку в замужней жизни.

В день свадьбы сначала все собирались в доме жениха и пировали. Проводились различные обряды, контролируемые свахой. В целом, весь сценарий свадьбы принадлежал именно ей. После того как было подано третье блюдо, молодые и гости отправлялись в храм.

В храме батюшка благословлял брак, и отец передавал дочь ее, теперь уже, мужу. При этом ударял по дочери плетью, что означало родительский наказ слушаться и почитать своего мужа. Плеть передавалась ее супругу. Иногда этим и ограничивалось, но есть сведения, что некоторые свадебные обряды на Руси проводились путем хлестанья будущей супруги ее мужем. Ударяя ее плетью три раза, по поверью, муж делал жену покорной.

После длительного обряда в церкви, все возвращались обратно в дом жениха. Там и проводились остальное время гуляния. Русские свадебные обряды, как правило, проходили в три дня.

Ночью молодых провожали в их ложе и больше не беспокоили. Начиная же со второго дня гуляния, их могли спокойно разбудить среди ночи, одеть и вернуть к столу.

Ночную рубашку невесты проверяли на наличие лишения девственности. Если таковых пятен не имелось, то свадьбу могли разорвать, а девушку осмеять. Пятна на рубашке показывали гостям за столом, что служило хорошим показателем для невесты.

Где можно встретить подобные традиции в наше время?

Мало мест, где еще сохранились подобные традиции венчания. Однако в нашей стране еще есть земли, где люди, хоть и не полностью, сохранили старые обычаи. Так, например, свадебный обряд на Кубани вполне напоминает свадьбу, которую проводили когда-то на Руси. Казаки всегда славились тем, что почитали историю и традиции своего народа, тем самым сохранив его наследие для своих потомков.









2024 © rukaraoke.ru.