Дети и деньги: финансовая самостоятельность с пеленок или родительский контроль детских трат? Дети и деньги. Как мы воспитываем вечных кредиторов и скряг


Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом. Вот самые распространенные вопросы родителей:

Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?

Прежде всего, родителям нужно решить, готовы ли они обсуждать с детьми финансовые вопросы. Дети не должны быть свидетелями яростных споров или ссор, в которых родители обвиняют друг друга в неправильном распределении домашнего бюджета, в неумении заработать на самое насущное, в скупости или транжирстве. Как только родители достигли согласия в этом щекотливом вопросе, они посвятят малыша в основы домашней экономики. Двухлетнему ребенку достаточно знать, что папа работает, зарабатывает деньги, на эти деньги он может купить продукты и игрушку для сына. В три года ребенок уже понимает, что «у мамы при себе нет денег на куклу, но она непременно вернется сюда через неделю, чтобы купить ее». В четыре ребенок способен понять, что «на дорогую игрушку сейчас нет денег, нужно подождать до следующего месяца, когда мама и папа отложат в копилку необходимую сумму». Пятилетний ребенок уже немного умеет считать. Составив список необходимых продуктов, привлеките его к планированию. Не забудьте включить в этот список здоровое лакомство для ребенка. Пусть он знает: вы умеете считать деньги, но непременно выделите некоторую сумму на вкусные фрукты или мороженое.
Чем старше ребенок, тем больше он узнает про товарно-денежные отношения и их колоссальную роль во взаимоотношениях людей. Ребенок не должен стать свидетелем того, как вы рассуждаете над вопросом: потянет ли ваша семья материально второго малыша. Сложные темы о переезде на новую квартиру, о покупке машины, продаже дачи или займе на лечение мамы должны обсуждаться вдали от ребенка. Старшие обговаривают с детьми простые финансовые вопросы, но не перекладывают на детские плечи болезненные проблемы!

Нужно ли привлекать детей к составлению семейного бюджета?

Родители тратят много времени и душевных сил на то, чтобы принять верные финансовые решения, и детям совершенно не нужно принимать участие в многотрудных и зачастую мучительных заседаниях. Однако есть вопросы, в которых участие детей просто необходимо! После того как родители обсудили генеральную линию, они приглашают младшего члена семьи. «Мы с мамой рассматриваем два равноценных варианта каникул: неделя на байдарках или неделя в горах. Чего бы тебе больше хотелось?» Или: «Мы с папой собираемся купить вам подарки к Новому году. Что вы хотите: две одинаковые машины или машину и конструктор, тогда вы станете играть с ними по очереди?»

С какого возраста и сколько давать денег на карманные расходы?

Детям следует получать деньги на карманные расходы тогда, когда они начинают сами возвращаться из школы домой. Примерно с девяти лет у детей должно быть достаточно денег, чтобы купить стакан сока и бублик. Или одну порцию мороженого. Давать младшим школьникам сравнительно крупные суммы денег неразумно: старшие школьники эти деньги у них могут отнять, выманить, уговорить купить сигарет или вина… Хорошо, если все расчеты по детским расходам в школе (деньги на завтраки, на проездные билеты и различные мероприятия) ведутся между учителями и родителями. Подросткам следует выдавать карманные деньги так, чтобы они могли купить билет в кино и полакомиться мороженым. При этом очень важно, чтобы подростки не нарушали основных правил, о которых вы с ними договорились: при первом же подозрении, что карманные деньги идут на сигареты, выпивку или порнопродукцию, вам придется серьезно пересмотреть свою финансовую политику. Может быть, выдавать карманные деньги в более скромном объеме и только на один день. Дети любят выуживать из родительских карманов мелкие деньги – за воровство это у них не считается. Для того чтобы исключить подобные проделки, возьмите за правило делиться с ребенком мелочью – пусть складывает в копилку, чтобы купить заветную компьютерную игру, которую вы одобрили. Старайтесь не оставлять деньги раскиданными по всему дому. Это не значит, что вы относитесь с подозрением к ребенку, просто не нужно его искушать.

Должны ли дети до 18 лет зарабатывать?

Дети могут начать зарабатывать уже с 14 лет, выполняя посильную работу не более 6–8 часов в неделю. Не путайте работу с исполнением обязанностей по дому – посильная помощь родителям входит в понятие семейной жизни и, как правило, вознаграждается уважением, благодарностью и похвалой. А вот тщательно покрасить бабушкин забор или присмотреть часок за соседским сыном, помочь дяде вымыть его машину – совсем другое дело. Это уже работа, и она требует отдельной оплаты. Что еще могут делать подростки? Перепечатать небольшую статью, помочь сделать генеральную уборку после ремонта. Подростки могут выводить на прогулку соседского пса, забирать из школы знакомую первоклашку и помогать ей делать уроки. Главное, чтобы эти обязанности не были слишком обременительными, трудоемкими или длительными. Они не должны отвлекать детей от школьных занятий и препятствовать их полноценному отдыху. Распоряжаться заработанными деньгами подросток может по своему усмотрению. Если вы будете навязывать ему, как потратить деньги, он скоро потеряет интерес к самостоятельному зарабатыванию. Но он не должен забывать о запретных покупках!

Как правильно поощрять своего ребенка

Проблема . Ваша восьмилетняя дочь отказывается убирать свою комнату.

Неудачное поощрение. Пообещайте дочери 50 рублей, если через два часа в комнате будет идеальная чистота.

Удачное поощрение. Покажите дочери, как нужно наводить порядок, и пообещайте, что, когда она закончит уборку, вы купите ей билет в кино.

Проблема . Ваш 4-летний сын в магазине хватает все, до чего может дотянуться.

Неудачное поощрение. Когда ребенок начнет хватать все подряд, дайте ему шоколадку и скажите: «На, ешь! Только ничего не трогай!»

Удачное поощрение. Обещайте малышу, что, если он будет вести себя хорошо и брать с полок только то, что скажет мама, вы купите ему любую конфету или маленькую игрушку, какую он выберет. А вручая заслуженную награду, обязательно похвалите ребенка за то, что он был таким молодцом.

Проблема . Домашняя обязанность вашего 11-летнего сына – каждый день выносить мусор. Но почему-то он все время об этом забывает.

Неудачное поощрение. Подарите новый диск в начале недели и потом возмущайтесь каждый раз, когда ребенок забудет вынести мусор.

Удачное поощрение. Повесьте на стену «мусорный календарь». Если в течение недели сын не пропустил ни одного дня, то в воскресенье он получает деньги на новый CD-диск.

Стоит ли поощрять детей деньгами

Не каждому родителю понравится идея платить ребенку за то, чтобы он хорошо учился или помогал по дому. Но на самом деле материальные вознаграждения могут быть так же полезны для детей, как для взрослых. Самое главное – поощрять своих детей правильно. Кроме того, у денежных поощрений есть и еще один скрытый плюс: под вашим чутким руководством ребенок учится распоряжаться заработанными средствами. Если вы решили вознаградить своего ребенка материально, запомните несколько важных правил.

1. Заранее и четко обговорите, сколько денег и за что вы готовы дать ребенку, чтобы он не чувствовал себя обманутым. К примеру, если вы договорились, что дочь пропылесосит квартиру и получит деньги на новое платье для Барби, платите только тогда, когда уборка будет выполнена, и выполнена хорошо. Не торгуйтесь и не хитрите.

2. Денежное поощрение обязательно должно сопровождаться похвалой родителей. Скажите ребенку, что вы им гордитесь, что даже папа не смог бы быстрее поменять перегоревшую лампочку. Скажите: «Наверняка тебе и самой приятнее спать в чистой комнате!» Таким образом вы подведете детей к мысли о том, что убирать квартиру нужно не только для того, чтобы получить деньги, но и потому что жить в чистоте гораздо комфортнее и приятнее.

3. Не платите ребенку за то, чтобы он чего-то не делал. К примеру, если каждый раз, когда малыш кричит у врача, вы даете ему чупа-чупс, чтобы он замолчал, вы провоцируете новые крики. Ребенок понимает: если он будет кричать, то получит конфету, а если не будет, то не получит ничего. Гораздо разумнее было бы поощрить конфетой хорошее поведение.

4. Если вы даете ребенку деньги, не диктуйте, на что их тратить, но ненавязчиво советуйте, как разумно ими распорядиться. И не расстраивайтесь, если ребенок не всегда к вам прислушивается. В конце концов, он честно заработал свое денежное вознаграждение.

Привет всем! Друзья, подумайте, когда лучше всего чему-либо учиться? Наверное, вы согласитесь, что все нужно делать вовремя. И учиться лучше заранее, чтобы, когда придет время и появится необходимость, проявить на деле свои знания и умение. И это как нельзя лучше относится к деньгам. Учить правильно ими распоряжаться нужно не тогда, когда ребенок вырастает и получает свою первую зарплату, а в детстве, чтобы он точно знал, на что и как тратить кровно заработанные. И как раз об этом мы сегодня поговорим: нужно ли давать детям карманные деньги и сколько.

Научить понимать ценность, как вещей, так и денег, нужно в несколько этапов:

  • Показать, что каждая вещь что-то стоит – первоочередная задача, с которой нелегко справиться и родителям совсем маленьких карапузов, и тем, кто начал воспитывать своих детей-школьников. Что при этом поможет?

Покажу на примере. Проиграйте ситуацию: договоритесь о том, что при покупке новой игрушки малыш должен отдать 2 старые игрушки. В дальнейшем ребенок сможет вернуть старую игрушку, если она ему очень нужна за 2 другие. И говорите, что вы покупаете за те игрушки, что взяли. Пусть кроха поймет, что покупка – это возмещение «потерянного». Если же малыш повзрослее, тогда все просто, обращайте внимание на ценники, расскажите про денежки, и зачем они водятся в кошельке, и что приходится вам трудиться, чтобы их заработать.

  • Когда освоено слово «купить», пора переходить ко второму этапу, а именно, самостоятельно распоряжаться копеечками.

Как это сделать? Начните выдавать малышу копеечки, параллельно рассказывая и показывая, на что их можно потратить. Например, можно купить цветные карандаши или набор воздушных шариков, или сразу 2 вещи: мелки и бантик. Что выберет карапуз? Спросите его, почему именно это? Покажите, как вы мыслите, выбирая бантики или карандаши.

  • Еще один этап – научить ждать, идти на компромисс или договариваться, чтобы получить желаемое.

О чем я? Смотрите, вы предложили товары, на которые кроха может потратить свои карманные деньги. А что, если то, что он хочет купить, дороже, и у него пока нет нужной суммы? Покажите ему, что ситуация не безнадежная и в ней есть, как минимум 3 выхода:

  1. Накопить;
  2. Купить дешевле подобный предмет;
  3. Договориться с вами, чтобы вы выдали ему сейчас деньги за несколько дней, но потом не требовал их.

Подскажите, как действовать по каждому пункту. И пусть сам кроха решит, как ему поступить, а вы помогите ему в этом, поддержав любое его решение! Если у малыша появится финансовая цель, он должен знать, как правильно к ней стремиться и какие в его арсенале есть средства.

И еще раз подчеркну, что деньги выдаются по вашему усмотрению, раз в день, раз в месяц или неделю. Но эти средства именно на расходы маленького на ЕГО усмотрение! Тратит на пустяки? Да и ладно! Это – его деньги, на что хочет, на то пусть и расходует их. Не считайте его расходы! Но помогите (без нотаций и нравоучений) ему самому их рассчитать и подумать, доволен ли он своими приобретениями. Это станет основанием для того, чтобы научить кроху планировать свой бюджет.

С детьми школьного возраста

Здесь еще проще. Главная задача родителя — определить день и сумму выдачи денег на карманные расходы. И просто вручать их не привязываясь к результату. Многие родители дают денюжку с оговоркой: это тебе на что-то полезное, можешь тратить на что хочешь, но что-то полезное. Дают и боятся при этом, что он «спустит» их. Но в ваших интересах списать эти деньги сразу в убыток, и надеяться, что ребенок будет покупать не что-то благоразумное, а что-то глупое.

Эти деньги ребенок должен потратить на прихоть, на что-то не нужное, на что-то глупое, на что-то вредное для получения опыта. И не спрашивайте как он потратил деньги, вообще не вмешивайтесь, не нарушайте тонкую-тонкую ниточку — мысль об эффективности траты денег, которая развивается у ребенка в голове. Ребенок начинает думать по-взрослому.

Таким образом, если вы не смогли его подготовить ко всем соблазнам, чтобы глупости не были ценными для него, то на этом этапе ребенку придется самому получать опыт. А вам придется финансировать этот опыт. Чем меньше будете вмешиваться, не будете нарушать его мысли, тем быстрее он научится и, возможно, сам придет к вам поделится мыслями и почерпнуть что-то от вас.

Если же ограничивать, давить на чувство вины, то толку не будет, наоборот, ребенок не сможет проанализировать ошибку, никогда не поймет сам глупость это или нет, а лишь будет думать, что скажет мама.

Тот опыт, который вы не смогли ему дать, то он должен проходить сам. Если вы сказали, что курение плохо, а он не понял, то есть вы не смогли донести до ребенка опасность, то Благоразумное вы можете купить ему и сами.

А если малыш деньги тратит впустую?

Кстати, карманные средства – это не то, чем вы оплачиваете школьные обеды или кружки. Это те финансы, которые карапуз потратит на свое «хочу». Но что, если он не учится, и из года в год тратит на свои пустые хотелки все, что имеет? Сами аккуратно, ненавязчиво, поставьте перед ребенком заманчивую для него цель: новые дорогие краски, приставку, телефон, классные кроссы. Кстати, ненавязчиво, это значит, без нажима и последующего контроля!

Совсем иное дело, если малыш сознательно возьмет из тех денег, что вы выделили на обеды или что другое нужное. Как быть? Пусть осознает, что он взял ваши средства, потратил не свои, а чужие. Предложите ему выход: отдать из своих кровных, или вовсе обойтись (не без обеда, естественно, а без кружка или запланированной вами покупки). И, кстати, если этот вопрос затрагивает еще какое-либо лицо, например, преподавателя, друга маленького и т.д., пусть он сам оправдывается перед ним, краснеет и пыхтит. Зато поймет и раз и навсегда зарубит на собственном носу, к чему приводит такое поведение.

Еще момент, который достоин внимания. Если вы в состоянии давать достаточные суммы своему карапузу, расскажите (без запугивания), что есть опасность, что его могут обокрасть. Что делать ему? Лишний раз не хвастаться, не пылить купюрами без необходимости. Безопасно использовать – это значит, защитить себя и свои деньги от лишних трат и воровства.

Поделитесь, что именно вы делаете, чтобы ваши маленькие были осведомлены в этом вопросе.

Оставайтесь другом сайта, подписывайтесь на новые статьи и приглашайте всех тех, кто хочет научиться стать лучшим родителем! А на сегодня все! До встречи!

«Всё вокруг моё»

ВРЯД ли кого шокирует малыш полутора-двух лет, который, уходя с прогулки, прихватил с собой чужую игрушку. Почему? Потому что каждому взрослому понятно, что в этом возрасте ребёнок не способен разделять вещи на «свои» и «чужие». Проблема отношения к деньгам - это более узкий аспект проблемы отношения к собственности. В каком возрасте у ребёнка появляется о ней осознанное представление? Считается, что на «моё» и «чужое» ребёнок начинает делить вещи после трёх лет, когда у него появляется самосознание.

Родители реагируют по-разному, когда узнают, что их ребёнок взял чужое. Некоторые не акцентируют на этом внимание (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте), другие, наоборот, строго наказывают. Кто прав? Здесь важно помнить, что расценить свой поступок как грех может не всякий ребёнок. Есть дети, которые в 7–8 лет искренне не понимают, что делают плохо, присваивая себе чужую вещь. И наоборот, часто 4–5-летние дети, совершая кражу, прекрасно осознают, что делают неправильно. Но реакцию родителей способен понять даже самый маленький. Поэтому очень важно дать ребёнку понять, как вас это огорчает.

Психолог Татьяна Шишова:

Формировать понятие о том, что своё, что чужое, нужно с раннего возраста. Родители неслучайно говорят: нельзя, не бери, отдай, это не твоё. Недостаточно твёрдая позиция родителей в отношении «своего-чужого» часто приводит к повторному воровству. Необходимо вывести воровство в разряд максимально отрицательных поступков, донести до ребёнка, что это большой грех.

Одним из основных признаков того, что ребёнок осознаёт неправильность, греховность своего поступка, является попытка скрыть этот факт, спрятать улики. Если это происходит, значит, ребёнку стыдно и он готов к тому, чтобы нести ответственность за свои поступки. Практика показывает, что большинство детей способны на это уже с четырёхлетнего возраста.

Если это произошло в первый раз, то нужно спокойно всё объяснить. Если ребёнок маленький, то можно на первый раз не наказывать. А если повторяется, то наказать очень строго. И не бояться произнести слово «вор», быть честным с ребёнком. В данном случае чем больше сходит с рук в детстве, тем тяжелее бороться с грехом воровства потом. Тем более это касается подростков. Конечно, всегда нужно пробовать разобраться в причинах, по которым ребёнок совершил кражу. Это могут быть неблагополучные отношения в семье, ревность, своеволие, тяга к нарушению норм (особенно в либеральных семьях). В подростковом возрасте больше соблазнов, желаний, которые далеко не всегда могут быть выполнены родителями. В любом случае воровство - проблема, которую нельзя «замолчать», пустить на самотёк.

Карманные деньги - зло или благо?

«Я ЛИЧНО у родителей деньги таскала, когда была подростком, - призналась одна из опрошенных нами мам. - Стыдно, но факт остаётся фактом. Потому что денег у меня не было, а покупать всякие мелочи хотелось. Когда это вскрылось, вопрос решили так - мне начали выдавать немного денег». Это, конечно, случай крайний, но вопрос в том, надо ли давать ребёнку деньги на карманные расходы и с какого возраста, рано или поздно встаёт перед родителями.

Если ребёнок просит денег, по мнению большинства опрошенных нами родителей, стоит разобраться, зачем они ему нужны. И призадуматься, если ребёнок не говорит зачем. С другой стороны, всё время отказывать - тоже не выход, вспомним признание в воровстве.

Как правило, деньги на расходы выдают школьникам. «Мы даём 12-летней дочери 100 рублей в неделю по воскресеньям. Деньги на проезд, еду и образование - не в счёт. Эти деньги тратятся на всякие малосъедобные сладости, ненужную (на мой взгляд, конечно) канцелярию, диски и прочие увеселения. Многие взрослые, которые в детстве карманных денег не получали, жалеют об этом и думают, что надо давать обязательно. Другие возражают: «Зависит от того, могут ли они потратить их разумно. Важно, чтобы дети знали, что деньги достаются большим трудом».

Психолог Татьяна Шишова:

Давать или не давать деньги - зависит от возраста ребёнка. Дошкольнику - точно не стоит. Если ребёнку выдают карманные деньги, надо приучать его откладывать какую-то часть средств на подарки близким. Нужно учить ребёнка разумному обращению с деньгами, дети нередко попадают в зависимость от них, развивается алчность. Повышенная фиксация внимания на деньгах может привести к воровству.

Часто, чтобы иметь карманные деньги, дети стремятся подработать. Это также зависит от возраста. Для старшеклассника первая работа - один из этапов социального взросления. Конечно, она не должна идти в ущерб учёбе. Важно, чтобы часть заработка подросток отдавал родителям, внося вклад в экономическую жизнь семьи.

Мы бедные?

КОНЕЧНО, у каждой семьи свои финансовые возможности. Должен ли ребёнок знать степень материального благополучия родителей? Должен ли он участвовать в обсуждении денежных вопросов? Начиная с определённого возраста детей явно волнует количество денег в семье. Общее мнение родителей: лучше отвечать им прямо и открыто. «На вопросы, почему не покупаем что-то дорогостоящее или много безделушек, отвечаем честно. А чтобы не было обидно, стараемся раз в неделю во время похода в магазин покупать детям то, что они хотят, - сладости, небольшие игрушки, шарики, мыльные пузыри, канцтовары». Многие родители считают важным, чтобы дети знали, сколько стоят продукты, ходили в магазин самостоятельно. И вспоминают, как они ходили в магазины в детстве с мамой, обсуждали вместе, что купить, что важнее в данный момент, и это помогло им во взрослой жизни.

Психолог Татьяна Шишова:

Если ребёнок вступает в обсуждение денежных вопросов с родителями, то поднимается в своих глазах на их уровень. Но это неправда, ребёнок денег не зарабатывает, ответственности за семью не несёт, поэтому иметь равный голос в этих вопросах не может.

Лучше не впадать в крайности в отношении денег. Излишняя фиксация внимания на бедности вредна для детей. Но также вредно ребёнку вести себя как маленький Крез, который похваляется перед сверстниками толщиной своего кошелька. Разумный подход - по мере взросления ребёнка вводить его в курс экономической жизни семьи.

«Вынес мусор - 10 рублей, позвонил бабушке - 15»

«ВСПОМИНАЮ случай из своей школьной практики. В пятом классе был мальчик, который старался как можно больше отвечать, а после урока спрашивал: «Я заслужил оценку?» И если я оценку не ставила, начинал уговаривать: «Ну хотя бы четвёрочку». Оценку обязательно нужно было поставить в дневник. Однажды, когда я отказалась поставить ему оценку, он с неподдельным огорчением сказал: «Но папа ведь даёт мне за хорошие оценки деньги!»

Некоторые родители, начав денежно поощрять детей, потом жалуются, что ребёнок согласен «работать» - учиться, помогать по дому - только за деньги.

Большинство считает, что не стоит премировать ребёнка за хорошее поведение и послушание: это должно быть не подвигом, а нормой. «Хорошее поведение подразумевается само собой, это вопрос отношений между людьми. Ведь мама с папой ничего не получают за домашние дела, это наше общее гнёздышко, и мы трудимся на себя».

В то же время поощрение деньгами за хорошую учёбу не воспринимается многими родителями однозначно как зло: «В обществе человек получает деньги за труд. Мой ребёнок учится в сильной школе, это даётся ему непросто. Когда результат того стоит, я его поощряю, насколько позволяют финансы».

Психолог Татьяна Шишова:

За учёбу поощрять детей лучше подарками и покупками, но не деньгами. Иначе ребёнок может остаться незрелой личностью, которая учится не для себя, а для других.

А за помощь по хозяйству «расплачиваться», поощрять деньгами ни в коем случае нельзя. Участие в семейных заботах не должно превращаться в наёмный труд, ведь тогда нарушается важный принцип: бескорыстная любовь - основа отношений в семье. К сожалению, я видела много случаев, когда плата детям за помощь по хозяйству приводила к печальным результатам, к вымоганию денег за каждый плевок.

Гораздо лучше, если время от времени награда будет не материальной, например: «мы пойдём с тобой вместе в парк», «я разрешу тебе посмотреть этот фильм».

Кому нужна копилка?

«…ЕЩЁ ребёнком он умел уже отказать себе во всём. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив - в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную… Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой». Узнаёте героя? Это Павлуша Чичиков.

«Моя старшая дочь (7 лет) воспринимает копилку как одну из игрушек. Сколько в ней денег, её не волнует, интересен сам факт опускания денежки в копилку. Ведь до определённого возраста ребёнок не осознаёт истинной ценности денег, для него что 50 копеек, что 50 рублей - просто денежка. Когда дочка слышит, что кто-то из нас говорит по какому-либо поводу «где же взять денег?», она с готовностью предлагает: «Возьмите из моей копилки».

Многие родители отрицательно относятся к копилке, считая, что она может развить у ребёнка страсть сребролюбия: «Старшей дочери в шесть лет подарили на день рождения копилку, и она стала выпрашивать для неё денег. Деньги мы ей регулярно давали, но я стал подговаривать дочь купить на накопленное подарок маме к какому-то празднику. Идея была принята с энтузиазмом, но интерес к копилке упал до нуля (что доказывает эгоистическую природу «копилкомании»)». Другие считают, что вреда от копилки не будет, особенно если ребёнок хочет накопить на что-то хорошее, сделать подарок. Есть мнение, что копилка даже может помочь воспитать уважение к деньгам: «Я собирала по всему дому мелочь и складывала её туда. Родители это всячески поощряли, таким образом воспитывая уважение к деньгам, даже маленьким».

Психолог Татьяна Шишова:

Если ребёнок склонен к жадности, ему не нужны никакие копилки, наоборот, нужно учить его делиться. Если ребёнок склонен к мотовству - тогда можно разрешить ему откладывать деньги. Но для чего и из каких источников? Есть дети, которые утаивают мелочь, чтобы положить её в копилку, это постепенно может привести к воровству.

Контролировать, как ребёнок тратит деньги, нужно обязательно. Следует следить за тем, чтобы он не купил себе что-то вредное для души, например агрессивные компьютерные игры. В последнем случае аргумент «это мои деньги» не стоит принимать во внимание.

С возрастом детям становится уже недостаточно одной лишь любви и заботы… Они начинают требовать более материальных доказательств вашего расположения. Чаще всего речь идет именно о деньгах. Родителям остается решить невероятно сложный вопрос: давать или не давать? Решив этот вопрос, встает еще один: а если давать, то сколько? Далее – еще один: а если давать, то как контролировать расходы ребенка, и стоит ли это делать вообще? Стоит давать эти деньги в виде поощрения за что-то (домашнюю работу, хорошие оценки и пр.) или просто так? Решение этих проблем каждому родителю дается нелегко, но при этом каждый сам должен для себя решить этот вопрос, потому что общепринятых норм не существует. Давайте послушаем, что по этому поводу говорит статистика…

www.uaua.info

Нужно ли детям давать деньги?

Большинство родителей «за».

Около 95% опрошенных считают, что детям необходимы личные средства. При этом оптимальный возраст получения денег на карманные расходы по мнению родителей – старше 10 лет.

Около 26% придерживаются мнения, что распоряжаться собственными деньгами дети могут уже начиная с 7-летнего возраста, однако тоже считают, что 10 лет – это оптимальный возраст для распоряжения своими финансами.

И лишь 7,4 % родителей полагают, что в 10 лет ребенку деньги не нужны вовсе.

www.vseodetyah.com

Практика показывает, что деньги у ребенка начинают водиться гораздо раньше 10-ти лет – стоит ему только пойти в школу, как у него постоянно возникает необходимость что-то купить или за что-то заплатить. Как правило, сперва это целевые деньги – на обеды, на проезд, на булочку и пр.

Зачем ребенку карманные деньги?

Первоочередная задача карманных денег для ребенка – научить его грамотно распоряжаться своими финансами. Только при наличии собственных средств ребенок сможет научиться здоровому отношению к ним, освоить или перенять модель успешного распоряжения деньгами, узнать об истинной ценности личных средств и возможностях их правильного и рационального использования.

Если давать, то сколько?

bambinostory.cdn.kinsta.com

В среднем родители готовы предоставлять своим детям в возрасте 10-ти лет ежемесячную сумму, эквивалентную 30 долларам США.

Около 18 % взрослых не рискует предоставлять столь большую сумму и предпочитает сумму, вдвое меньше вышеуказанной.

Специалисты утверждают, что размер ежемесячных карманных денег напрямую будет зависеть от месячного дохода родителей, непосредственно от возраста ребенка, а также от того, насколько ребенок созрел в принятии решений, в какой стране проживает семья (некоторые страны на законодательном уровне определяют размер карманных денег), взаимоотношений ребенка с родителями и размера суммы, выделяемой сверстникам ребенка.

При этом, даже если у семьи нет возможности выдавать ребенку 15 или 30 долларов, важно предоставлять ему в личное пользование хотя бы столько, сколько вы можете себе позволить. Обладание собственными деньгами позволит ребенку стать более самостоятельным и посмотреть на жизнь под другим углом.

За что давать деньги?

www.vseodetyah.com

Около 26% опрошенных родителей уверены, что давать деньги нужно только тогда, когда дети помогают по дому. А 72% взрослых придерживаются мнения, что ребенок не должен нести обязательств по уборке дома для того, чтобы получить карманные деньги.

Психологи согласны с большинством и считают, что главной компенсацией за выполненный по дому труд должна стать радость родителей, а не деньги. Ребенок должен осознавать, что он внес собственную лепту в содержание своей семьи и заботу о ней.

Иногда приветствуется инициатива родителей выступать первыми работодателями ребенка, но при этом должны быть четкие договоренности. Также необходимо сразу оговорить тот момент, что деньги должны поступать к ребенку только за творческое применение его способностей или за разовую работу, которая не является его ежедневной обязанностью.

Поступая таким образом, вы сможете сформировать у ребенка правильное отношение к деньгам. Важно, чтобы ребенок относился к ним не как к цели, а как к средству.

Уважаемые читатели! У вас уже есть ценный опыт по решению этой проблемы? Как вы относитесь к карманным деньгам для детей? Сколько и за что вы платите своему ребенку?

Многие родители задумываются о том, как научить детей обращаться с деньгами. Карманные деньги в 7 лет — не рано? Проверять ли, на что ребенок их потратил? С какого возраста можно пользоваться банковской карточкой? Об азах финансовой грамотности рассказывает Роман Потемкин, основатель и директор UPUP — Деньги детям.

Дети и деньги: когда начинать?

Познакомьте своего ребёнка с деньгами, когда ему исполнится три-четыре года — в игровой форме: вместе с малышом собирайте, меняйте, пересчитывайте купюры и монеты. Обратите его внимание на то, как и где их хранить (в кошельке или бумажнике). Простыми словами объясните, что мама и папа получают зарплату не просто так, а за определённую работу.

С четырёх-пяти лет ребёнок уже понимает, что игрушки и сладости не безграничны. В этом возрасте важно научить его чётко формулировать свои «хотелки». Дайте ему понять, что количество денег ограничено, и пусть запомнит: если хочется купить какую-то вещь, нужно на неё накопить. Заведите копилку и вместе откладывайте на приобретение желаемой игрушки.

Обязательно привлекайте дошкольника к походам в магазин. Вместе составляйте список продуктов, в магазине обращайте его внимание на ценники. Пусть ребёнок самостоятельно расплатится за покупку и получит от продавца сдачу.

С семи-восьми лет дети способны самостоятельно распоряжаться небольшой суммой. С этого возраста в жизни ребенка появляется школа и первые деньги на карманные расходы. Важно, чтобы к этому времени ребёнок умел считать и знал, как выглядят и какими бывают деньги (наличные и безналичные, купюры и монеты различного достоинства, банковские карточки).

Карманные деньги: 6 правил для родителей

С началом школы у многих родителей возникает вопрос: нужно ли давать карманные деньги? Однозначный ответ — нужно. Но прежде всего надо запомнить несколько простых правил:

  1. Перед тем, как давать карманные деньги, объясните, что это такое и зачем вы их даёте. Расскажите про необходимые расходы, на которые уйдёт основная часть суммы (проезд, питание) и про расходы дополнительные (игрушки, сладости, развлечения), на которые можно потратить оставшуюся часть.
  2. Сумма карманных денег не должна быть слишком большой, чтобы не привлекать внимание других детей. Соотносите её с потребностями ребёнка и возможностями вашей семьи. Например, в возрасте шести-восьми лет на неделю дети могут получить 100-300 рублей.
  3. Очень важно выдавать деньги согласно договорённостям: условленную сумму — в определённое время.
  4. Размер карманных денег не должен зависеть от настроения родителей, школьных оценок, поведения, помощи ребенка в домашних делах. Не нужно наказывать деньгами (точнее, их отсутствием).
  5. Постепенно расширяйте самостоятельность ребенка. Поначалу выдавайте ему деньги каждый день, потом — каждые два дня и так далее (до недели). По мере взросления ребенок сам научится распределять общую сумму.
  6. Показывайте личный пример финансового планирования. Пусть ребёнок послушает, как вы распределяете зарплату по разным статьям семейного бюджета (коммунальные услуги, продукты, одежда, отдых).

Соблюдая эти правила, не забывайте, что у ребёнка должно быть право на ошибку. Лучше он сейчас «спустит» свои 200 рублей на жвачку и поймёт, что так не накопит на игрушку, чем будет в тридцать лет тратить всю зарплату на чепуху, не понимая, куда уходят деньги.

Как контролировать расходы ребенка?

Если вы не знаете, на что были потрачены карманные деньги ребенка, и вас это беспокоит, воспользуйтесь банковскими картами или специальными мобильными приложениями. Банковскую карточку в дополнение к вашей можно оформить для ребенка от 6 до 14 лет. Также будут полезны специальные мобильные приложения, созданные для быстрого перевода денег от родителей и детям.

Существуют и другие способы обучить ребёнка финансовой грамотности. Пожалуй, самый увлекательный из них — настольные игры, такие как «Монополия», «Денежный поток» или «Игра в жизнь».

Особое внимание стоит обратить на появившиеся в последние годы , где дети участвуют в тренировочной симуляции — получают стартовый бюджет и затем распределяют его на образование, развлечения и благотворительность. В таких «городах» ребёнок не только тратит, но и преумножает свой капитал.

Тех, кто подходит к обучению основательно, заинтересуют специальные книги, например:

  • И. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика»
  • Б. Шеффер «Пес по имени Money»
  • Е. Тончу «Большой бизнес для маленьких детей»
  • О. Гозман, В. Правоторов, Е. Шахова «Что такое бизнес?»

В книге «Дети и первые деньги» (Р.Потемкин, Е.Казакевич) перечислены 3 основных принципа обучения детей финансовой грамотности:

  • Безопасность. Начинайте с суммы, которой вы согласны рискнуть. Первые траты ребенка должны соответствовать традициям и правилам вашей семьи. Если вы обсуждаете денежные вопросы открыто, то начало будет простым и понятным для вашего ребенка.
  • Порядок. Формируйте у детей полезные привычки с помощью карманных денег (привычная сумма, в привычный день, привычный отчет). Это создаст надежную основу для гармоничного развития будущей уверенности и предприимчивости.
  • Доверие. Позволяйте детям самостоятельно принимать решения, связанные с карманными деньгами. Не бойтесь ошибок. Просто будьте внимательны ко всем движениям денег вашего ребенка и его отчетам. Помогайте делать выводы

Важно не только обучить ребёнка азам финансовой грамотности, но и выбирать правильные инструменты. Ребёнку, почувствовавшему ответственность за собственные расходы и покупки, будет проще адаптироваться в обществе.

Комментировать статью "Сколько денег давать ребенку? Карманные деньги: 6 правил"

Я карманные деньги стала давать с 5.5 лет, как только ребенок научился считать и еще по причине, что меня давила жаба на покупку всякой ерунды ребенку, ерунды с моей точки зрения, а с его видимо это нужная была дешевая фигня, типа прыгунков и др. Давала где-то 150 руб в...

Обсуждение

одного психолога смотрела, сказал давать с 6ти лет просто так деньги карманные. не знаю насколько правильно)

За помощь и учебу считаю совершенно неправильным платить. Хочешь зарабатывать - работай. Хочешь - машины мой, хочешь - объявления расклеивай. Варюха на массовках подрабатывает на карманные. Четырехлетке - зачем? Он куда-то ходит один без мамы?

Раздел: Серьезный вопрос (Карманные деньги подросткам). А вот скажите мне, матери подрощенных детей. Когда вы утверждаете мол да пусть слегка подрощенные детки сексом занимаются, лишь бы предохранялись, то откуда дети должны средства предохранения брать...

Обсуждение

Я бы мозги сыну всунула) Так и сказала бы: ребёнок-работа-ответственность, ни бабушки-дедушки, а всё сам. Хотя, исходя из слов про "сунул вынул", Вы труса воспитываете, которому всё можно, кроме как нести за свои поступки ответственность.

21.05.2018 03:54:37, прохожий

Мама тут недавно (она учитель) рассказала про веселые истории в школе. 7-классница забеременела от 10-классника. Все по обоюдному согласию и большой любви. Но девочке еще 14 нет, а мальчику уже есть 16, значит мальчика, скорее всего, посадят.
Так что уж лучше объяснять мальчикам, для чего нужны презервативы и давать на них деньги, чем потом вот такой исход.

карманные деньги. Досуг, хобби. Ребенок от 10 до 13. Мамы здравствуйте! Подскажите пожалуйста, сколько вы даете детям карманных денег? Сыну 13 лет. Мы даем "по запросу" (когда идет в кино, гулять) и иногда просто так 100-200 рублей.

Обсуждение

Сыну 12 лет, 5 класс.
Завтракает чаще всего дома, в школу даю фрукты, обед оплачен. В школу возим.
Утром даю 100р. Если остались деньги, кладёт в копилку. На что копит - не знаю.
Еще у него с собой банк. карта. Если я задерживаюсь, ждёт в кафе, а там все дороже 100р.

Странный вопрос, для статьи, что ли? Сколько можете и хотите, столько и давайте. ну, тысяч по 5 каждую неделю, например.

А вот Вы дали деньги. Ребенку карманные, родителям в качестве помощи. Вы какой позиции придерживаетесь? Что все, теперь это его Например, вы рассчитываете, что на карманные деньги ваш ребенок будет ходить иногда в кафешки с друзьями (где каждый платит за себя)...

Обсуждение

я посылала отцу деньги на хорошее питание и хорошую медицину. потом узнала, что он при этом помогает своим сестрам (и видимо, отчасти и из моих денег, притом, что у его сестер тоже есть взрослые дети). больше отцу деньги не шлю...

Детям даётся фиксированная сумма и чётко оговаривается заранее, на что карманные деньни НЕ тратятся. И при каком раскладе их можно тратить оптом и потом ждать компенсации. Остальные варианты обсуждаются ДО траты - по телефону.

Старшему поколению мы помогаем лекарствами и оплаченными услугами. А живых денег хватает и так.

И посоветовала бы карманные деньги сознательно направлять только на карманные расходы - именно чипсы и прочую ерунду, а если он А на чем еще учить как не на карманных деньгах? "На жизнь" у ребенка еще долго не будет, но его карманные деньги взяты из общего бюджета...

Обсуждение

Детям старше 12 лет даём 200 в неделю, младше, но школьникам - 100. Трое старших прошли период "хватаем всякую дрянь побыстрее" и теперь с деньгами обходятся по моему мнению очень разумно. Четвертый, как только начал получать деньги и понял что это такое, начал воровать со страшной силой, потому что ему всегда мало. Пока с проблемой не справились.

Процесс долгий. Обучаться будет постепенно. Я бы выдавала деньги на ежедневной основе, не велась бы на еженедельные выплаты (конечно, он, хитрец, хочет таким образом увеличить номинал получаемой суммы), т.к. это только вредит. При ежедневной выдаче денег он приучается тратить или захотеть отложить - ежедневно, т.е. практика более частая. Не надо сразу выдавать недельную сумму - пока он к этому не готов.

И посоветовала бы карманные деньги сознательно направлять только на карманные расходы - именно чипсы и прочую ерунду, а если он хочет купить что-то более солидное - журнал с наклейками, DVD и т.д., пусть НЕ копит карманные, а лучше это будет из семейного фонда, давайте ему дополнительно. НЕ контролируйте расходы карманных денег, это чисто деньги на его полное усмотрение, "выброшенные деньги", их цель и задача быть истраченными "на ерунду", поэтому заранее уже расслабьтесь и не думайте о них.

Карманные расходы - это специальный фонд, который должен быть направлен именно как целевые средства на удовлетворение его ИМПУЛЬСИВНЫХ желаний (сначала это будет только еда), обучение управлению именно импульсивными желаниями. А для других его потребностей пускай пока будут семейные средства. Ему пока еще рано - копить из карманных расходов, надо при помощи карманных средств учиться управлять желаниями, а для этого нельзя эти средства ограничивать, т.е. если существует ресурс в 150-500 рублей в неделю - этот ресурс должен быть постоянным и не "откладываться" на более существенные желания. Иначе ребенок будет постоянно находиться в режиме "дефицита", "нехватки" средств на свои импульсивные желания и не научится ими управлять, т.к. они не потеряют свою остроту. Импульсивные желания теряют свою остроту, когда их удовлетворяют (это первое) и (второе) только потом уже вследствие ослабления их остроты наступает возможность управления этими желаниями.

Или карманные деньги для наших детей - зло? В смысле, что не заработаны и развращают? У нас в семье Фаруху выдаётся 50 р. в неделю по пятницам + премиальные за пятёрки в триместре или в году. + папа премировал до недавнего времени за пятёрки по математике (20 р...

Обсуждение

Мы не даем денег. Мы даем шанс заработать.
Но они одни и не ходят никуда и без нашего ведома ничего никогда не покупают. Даже если деньги есть, всегда советуются с родителями.

Я уже и не помню точно,но вроде своим мальчишкам давали деньги только на мороженое.Давно все было и раньше как-то не принято было детям давать на карманные расходы.Но у них было все!Когда одному было 16,а второму 13 стали сами себе зарабатывать.Родственник предложил им собирать плитняк для реставрации в городе.Мои и еще двое сыновей подруги потихоньку эти камешки собирали.За 3 дня работы по паре часов заработали очень приличную сумму.Младший пошел и купил себе круглый аквариум и золотых рыбок.Потом они забор красили и еще чего-то.Вот даже и не знаю,как будет,когда наша девонька подрастет.Наверно давать будем,но за что-то,а не просто так,пусть заслужит делом.,хорошей учебой и т.д.Поживем увидим.

С 7 лет дает 700р в месяц, были срывы пару раз, жестко пресеклись.
Получает Ёж 50р в неделю по пятницам (сейчас бывает по субботам, когда мы приезжаем на дачу) и может их тратить (или копить) как угодно. Это было весь прошлый год. Он за "свои" покупал игрушки, Лего и т.д. Когда мы приходим в магазин, капризов "купи" практически не бывает. Пусть расчитывает на свои накопленные или ищет более дешевый аналог.

Так как Ёж пойдет в первый класс, мне важно, чтоб он читал летом. Если не читает -2р в день. Опять же порядок. К вечеру разбросаны его вещи -2р.

Помогать в уборке по даче за вознаграждение у нас не пошло. Бабушка восстала, что это "попытка купить любовь" и "помощь должна идти от чистого сердца". Ну и ладно. Зато самообслуживание к любви не относится. Стирает все свое +2р.

И память. Учит стихи (Гумилев, Киплинг...) объемные и сложные. Я предложила +5 за стихотворение, но Ёж сказал, что это много, и он готов учить за трешку. Ж:) Но я решила объяснить, что если работодатель готов платить за работу больше, отказываться не стоит.

Отсутствие денег не сделает курение недоступным, а вот доверие к родителям подорвет...
Мне кажется, захочет - все равно втихую стрелять у подруг будет, поэтому главное, сохранить доверительные отношения с дочкой. Может станет постарше, прислушается и к мнению мамы...

29.03.2001 16:47:07, Аня







2024 © rukaraoke.ru.