Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина). Кто такой Простаков? Характеристика героя из комедии «Недоросль» Д. Фонвизина


Что греха таить, одного помету.

Д. Фонвизин. Недоросль

Д. И. Фонвизин — не только великий драматург, но и передовой человек своего века. Он первым в истории дра-матургии выступил против жестокого угнетения народных масс, резко обличал самодержавие и реакционную полити-ку императрицы Екатерины II. «Сатиры смелый власте-лин», — называл Фонвизина Пушкин, и сегодня мы счита-ем автора бессмертной комедии «Недоросль» одним из наи-более прогрессивных писателей «сатирического направле-ния» русской литературы XVIII века.

В образах семейства Скотининых-Простаковых Фонви-зин очень выразительно изобразил грубость, жестокость, невежественность крепостников, неограниченный произвол помещичьей власти.

Тарас Скотинин гордится своей принадлежностью к «великому и старинному роду». Чем же он так велик? Глу-постью, скупостью, твердолобостью. Страшно, что из «во-семнадцати человек» детей у родителей Скотининых оста-лись только двое, остальные же «по власти господней, при-мерли». И это в то время, когда отец семейства всю жизнь копил деньги, однако же был так скуп, что умер голодной смертью, не тронув своих богатств. Главная отличитель-ная черта рода, по мнению Простаковой (урожденной Скотининой): «Нас ничему не учили... и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Свято выполняют этот завет брат и сестра — Тарас Скотинин и госпожа Проста-кова.

Скотинин «отроду ничего не читывал». Он боится наук и рад, что «бог меня избавил этой скуки». Жестокий, трус-ливый, самовлюбленный и самоуверенный, Скотинин не замечает своих пороков. Ему легко жить на свете, поскольку есть наука, которой он сам может научить кого угодно: он мастер угнетать, собирать оброк с крестьян и без того обо-бранных до нитки. Есть у Скотинина в жизни «смертная охота» — он любит свиней. Привольное житье свиньям у помещика, ведь с ними он обходится «не в пример лучше, нежели с людьми». Даже жениться Скотинин собирается поначалу не по любви к девушке и не из-за сомнительного богатства «сироты», а потому, что в ее деревне водятся круп-ные свиньи. Ограниченность помещика беспредельна, и он сам признается в причине своей странной привязанности: «Люди передо мною умничают, а между свиньями я сам всех умнее».

Сильно ли отличается от своего братца госпожа Про-стакова? Один из героев называет ее «презренной фурией», «госпожой бесчеловечной». Она деспотична и властолю-бива, несладко живется крепостным в ее доме. Она жалуется брату, что «все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем». Однако со своими домашними Простакова обращается ненамного лучше, чем с крепостными. Всем достается: и мужу, и брату, и учителям любимого сыночка Митрофанушки. Простакова невежественна и необразованна, она даже не умеет прочитать письма: «Я, благодаря бога, не так вос-питана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». Зато, не в пример своему достаточно просто-душному братцу, Простакова прекрасно умеет лицемерить, она ни за что не упустит своей выгоды: распоряжается как своим, имением своей свояченицы Софьи, оставшейся сиротой, ищет своему бестолковому сыну невесту побога-че. Видя, что ее планы рушатся, она даже готова приме-нить грубую силу по отношению к слабой девушке, насильно женить ее на сыне. Однако, встретившись с более сильными, чем она, заступниками Софьи, Проста-кова с готовностью бросается на колени и молит о прощении. Лесть, лицемерие, грубость и наглость в поме-щице не только смешны, но и страшны временами. «И преступление, и раскаяние в ней презрения достаточны».

Простаков — идеальный муж для такой деспотичной жены, как его супруга. Этот человек робкий и неуверен-ный, ни на что не имеет собственного мнения, «женин муж», как говорит он сам о себе. Жизнь его не прошла даром, ведь он научился беспрекословно слушаться Простакову и даже говорить то, что она думает. «Мать моя», — называет он жену. «Урод» и «рохля» — называет Простакова мужа. Такая вот семейная идиллия. Материал с сайта

А вот и Простаков-Скотинин-младшенький: Митрофа-нушка, недоросль. Вот уж достойный сын своих родителей! Бесконечно ленивый враль, трус, лицемер, грубиян, неуч — отличительные качества шестнадцатилетнего оболтуса. «Матушкин сынок», в умении наплевательски относиться к окружающим он пошел еще дальше родителей. Митро-фанушка — духовно опустошенный человек. Все его жиз-ненные интересы состоят в том, чтобы хорошо поесть и поспать. Он не умеет думать самостоятельно, несмотря на то, что он единственный в семье «ученый» человек. Однако «блеск» приобретенных им знаний настолько тускл, что становится смешно.

Очень много проблем затрагивает Фонвизин в своей комедии, задает много вопросов, которые и сейчас не утра-тили своей актуальности. Как мы относимся к другим людям? Как ведем себя в семье? Что важнее для человека: родословная, хорошее образование или доброе сердце? Как вести себя, встретившись с простаковыми, митрофанушками, скотиниными? Очень много вопросов, и очень важно, чтобы человек самостоятельно научился отвечать на них, дабы не походить на невежественных героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение по теме недоросль простакова
  • грамотна ли простакова и скотинин с примерами
  • идеалы семьи простаковых-скотининых
  • портрет героев по недросль
  • сообщение взаимоотношение в семье простаковых

Мне понравилась комедия Фонвизина «Недоросль». Главной темой этого произведения является «злонравие крепостников». С первой сценой комедии я увидел мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главной фигурой этого мира является Простакова. Простакова была не воспитана и необразованна. Она, как и все невежды, грубо относилась ко всем, в ком не встречала отпора. Фонвизин называет Простакову «презлой фурией». Она простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на мужа, Софью, Скотинина.

Однажды, когда Простакова позвала своего мужа, и он не подошёл. То она сказала Митрофану: «Так поди же вытащи его, коли добром не дозовёшься».

В этой реплике я увидел грубое и пренебрежительное отношение Прстаковой к своему мужу. Но несмотря на такое отношение к Простакову, она никогда не ругала своего сына. Митрофан был избалован, потому что мать всё ему позволяла, защищала его даже тогда, когда он был не прав. Простакова горячо любила своего сына и не позволяла учителям утруждать Митрофана. Этим поступком она лишила своего сына возможности получить образование. Простакова не задумывалась о воспитании сына, при Митроване ругала крепостных, и в результате любимый сын её покинул.

В финале комедии Простаковых ждёт заслуженное наказание – приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Заключительная сцена, в которой Простакову покидает даже Митрован, свидетельствует о том, что порочный человек сам своими поступками готовит себе заслуженное наказание. Простакова представлена как властная Необразованная русская баба. Она очень жадная и для того, чтобы хапнуть побольше чужого часто, льстит и «надевает» маску благородства, но из-под маски то и дело выглядывает звериный оскал, что выглядит смешно и нелепо. Речь Простаковой: грубая в обращении к слугам («мошенник», «скот», «воровская харя»- портной Тришка; «бестия», «каналья»- нянька Ермеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой («век живи, век учись, друг мой сердешный», «душенька»). Но при этом она нисколько не беспокоится о воспитании сыночка («Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит…

Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги - ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка.

Не учись этой дурацкой науке! »). Неудивительно, что Митрофанушка вырос таким избалованным и неотесанным В пьесе присутствует еще один отрицательный герой- брат Простаковой - Скотин. Он, как и сестра жестокий и самовлюбленный.

Самоуверенность слышна в каждой реплике Скотина, лишенного каких бы то ни было достоинств. (« Суженого конем не объедешь, душенька! Тебе на свое счастье грех пенять. Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч своего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то и сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям».) Невежество, скотоподобие Скотина и Простаковой делают их пороки откровенными.

Эти люди видны как на ладони, им свою животность прикрыть нечем, да они и не считают нужным это делать. Их мир хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными. Комедия Фонвизина "Недоросль" - первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества.

Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Центральный персонаж пьесы - госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана.

"То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится". Никто не смеет противиться ее власти: "Разве я не властна в своих людях". Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой.

Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет "воры", "канальи", "бестия", "собачья дочь". К Митрофану обращается: "друг мой сердешный", "дуйленька". Гостей встречает уважительно: "рекомендую вам дорогого гостя», "милости просим". Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая "презрелая фурия" очень любит и искренне заботится о своем сыне.

В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

  • - Один ты остался у меня.
  • - Да отвяжись...
  • - Нет у меня сына...

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан - невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: "старая хрычовка". Воспитание и обучение Митрофана соответствует "моде" тогавре-мени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам - отставной сержант Цыфиркин, который "малую то лику арихметике маракует", грамматике - семинарист Кутейкин, уволенный от "всякого учения". "Познания" Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться - смешны. Но его отношение к Еремеевне. готовность "за людей приниматься", предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом. Замечательны фамилии действующих лиц. "Говорящие" фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться. Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина - дядюшки Мигрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок, Например. "Я и своих поросят завести хочу". "коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку". И гордится этим: "Ну, будь я свиной сын. если..." Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее "дурак бессчетный" и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство - "скот". Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: "С тех пор, как все. что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем", "Так разве необходимо подобно-быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?" И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: "Экое скотское рассужение"". Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как "дурака бессчетного", безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств, "старая хрычовка", "гарнизонная крыса". Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны - это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя. Цыфиркин - отставной сержант, Кутейкин - дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один - к военным, другой - к церковным служителям. Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды "честного" человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе, от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя. Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи. Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди. Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым "любочестивый человек" должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом вывод

Наиболее емкая характеристика Простакова, героя фонвизинского «Недоросля», дана другим героем произведения, чиновником Правдиным: «Дурак бессчетный». Денис Иванович Фонвизин изобразил в своей комедии этот образ весьма технически. Он просто участвует в сюжете, не развивая его. Тем не менее он является распространенным типажом глупого и ленивого человека. Именно поэтому Фонвизин посчитал целесообразным внедрить именно такого бесталанного и бездуховного человека в свою блестящую комедию.

Дворянское происхождение

В сущности, его, не приобретшего ни опыта, ни профессиональных качеств, несмотря на возраст, можно назвать «недоросль». Характеристика Простакова начинается с дворянского происхождения. Он относится к категории людей, владеющих крепостными, такие люди уверены, что проживут жизнь, не прикладывая ни к чему своих усилий, не утруждая себя ни работой, ни службой, ни домашними делами. Глубинная причина формирования такой аморфной личности - лень. Она помешала помещику Простакову получить достойное образование и сделать карьеру. По словам супруги, его воспитали «как красную девицу». Он даже читать не умеет.

Необразованность и трусость

Характеристика Простакова со стороны его же супруги также емкая: «Смирен, как теленок». Миссию ежедневной организации и контроля над работами в поместье у него уже давно отобрала энергичная и жесткая жена. Даже то, что она склонна к жестокости, способна «запороть» до смерти бесправных и бессловесных крепостных, нисколько не смущает его. Рукоприкладство и ругань супруги стали обычными в этом доме. Госпожа Простакова полностью подавила его личность, сделав "подкаблучником". В высшей степени уничижительна фонвизинская характеристика Простакова. Недоросль Митрофанушка, родная кровинушка, и тот презирает отца. Таким образом, помещик Простаков постоянно пребывает в положении «без вины виноватого», как он сам говорит. Если бы даже он умел думать и выражать свое мнение, то этого бы ему не позволили. В присутствии жены он не может даже слова сказать. Его тут же прервут и выставят как идиота. Поэтому и разговаривает он робко, постоянно «запинаясь».

Самоустранение от воспитания сына

Безграмотный и обленившийся Простаков практически не влияет на воспитание своего ребенка. Тот фактически воспитан Еремеевной, впитав в себя ее "рабский дух". Самое страшное, что отец даже не осознает, что его сын необразован, невоспитан и груб с людьми. Он умиляется «шалостям» отпрыска, которые с точки зрения здравого смысла заслуживают возмущения и поучения, а возможно, и наказания.

Вывод

Отрицательное отношение автора к образу помещика-"подкаблучника" очевидно. Характеристика Простакова рисует перед нами деградировавшую, трусливую и ленивую личность. Таков этот человек, сам давший себе наиболее унизительную характеристику из всех, коими был награжден по ходу комедии,- «женин муж». Пассивность хозяина поместья становится одной из причин грядущих бед для его семейства: его супруга превратилась в жестокое чудовище, сын вырос балбесом, а само поместье вскоре будет реквизировано государством из-за преступно жестокого обращения с крепостными.

Проблема воспитания детей, наследия уготовленного стране, играло важную роль в обществе в старину и остаётся актуальна по сей день.
Члены семьи Простаковых чужие друг другу люди. Они совсем не похожи на крепкую, любящую семью. Госпожа Простакова груба, властолюбива, лицемерна. Она потомственная дворянка. Следуя образцу предков, барыня пользуется своей бесконтрольной властью над крепостными крестьянами, неоправданно жестоко к ним относится, подавая дурной пример сыну, она унижается пред власть имущими и знатными людьми, что выражает её рабскую сущность. Господин Простаков, полностью подверженный влиянию жены и подчинённый её слову, недалёк, апатичен, мягкотел. В отношениях родителей Митрофана царит неуважение, порождённое тотальным матриархатом, пренебрежением закона о подчинении жены, хранительница очага, мужу - главе семейства.
Митрофан ленивый, беспечный юноша 16-ти лет, ни к чему не стремящийся и не задумывающийся о собственном будущем. Он предстаёт занеженным маменькиным сынком. Зная, кто в доме хозяин, пользуется безграничной, слепой любовью матери для удовлетворения своих прихотей. Простакова же, ни в чём не ограничивает сына, видя его счастье в богатстве и праздности. Зная о сложностях государственной службы, она «позволяет» Митрофану насладиться последними беспечными годами жизни. Время проходит, дети растут, а родители, готовя их к тяжёлой взрослой жизни в соответствие со своими идеалами, нередко воспитывают по своему образу и подобию. Дети наследуют от родителей привычки, образ мысли и жизни.
«Злонравие» Митрофана есть прямое следствие дурных качеств его родителей. Всё окружение главного героя антидобродетельно, так откуда взяться у него чести, состраданию?

    Комедия «Недоросль» Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением...

  1. Новое!

    Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение. Классицизм...

  2. Новое!

    После знакомства с комедией руководитель внешней политики Русского государства, сторонник ограничения самодержавия, человек высокого ума, тонкий дипломат, Н. И. Панин заинтересовался ее автором, выясняя его «знания» и «моральные правила». Фонвизин выдержал...

  3. Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. М. Ю. Лермонтов Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию...

    Пьеса была задумана Д.И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения - как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» - первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана...

Простакова - жена Терентия Простакова, мать Мйтрофана и сестра Тараса Скотинина. Фамилия указывает как на простоту, неученость, необразованность героини, так и на то, что она попадает впросак.

П. -. одно из главных действующих лиц комедии, определяющих сюжет: именно ее решение женить Митрофана на Софье (вопреки первоначальному намерению выдать ее за Скотинина) завязывает узел любовной интриги и именно умысел П., исчерпавшей все законные способы тайно обвенчать сына с Софьей, развязывает этот узел. В начале комедии П. на вершине власти, в конце комедии она теряет все: власть над крепостными, имение, сына («Погибла я совсем! Отнять у меня власть!» - д. 5, явл. последнее). С образом П. связаны все уровни сюжета - любовный, комедийно-сатирический и - косвенно - идеально-утопический, потому что «случай П.» позволяет положительным персонажам оповестить читателей и зрителей о своих взглядах и о своей программе патриотического воспитания юношества. Кроме того, о П. положительные персонажи постоянно упоминают и в своих рассуждениях отталкиваются от ее речей и поступков, приводя в пример чудовищного злонравия и бесчеловечия. Образ П., по давнему и верному заключению критики, - самая большая художественная удача Фонвизина. Он разработан детально и притом в психологическом ключе, что было достаточно ново для русской драматургии XVIII в.

Все чувства и сословные понятия (о дворянской вольности и др.) предельно извращены, искажены в сознании и характере П.

П. движет чувство материнской любви, чувство природное, положительное и высокое. Но, не подпадая ни под контроль разума, ни под контроль души, оно вырождается в «животный» инстинкт, становится безумным (Правдин говорит Митрофану: «К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья» - д. 5, явл. последнее). Недаром П. уподобляет себя суке, не выдающей своих щенят. Все, что выгодно для устройства Митрофанушкиной судьбы, - хорошо, а все, что не выгодно, - плохо. Бедная Софья не нужна в жены Митрофану, но Софья - богатая наследница - желаемая добыча. При этом способ, с помощью которого достигается выгода, не имеет значения; зло в глазах П. с легкостью превращается в добро; «звериная» природа в П. подчас замещает человеческую. Целью жизни становится захват добычи. (Так, устраивая настоящую «охоту» за Софьей, П. стремится устранить соперника - Скотинина, вцепляясь в его шею.) Порядок в ее доме - о чем она прямо говорит Правдину (д. 2, явл. V) - держится на грубой силе. По ходу действия она постоянно огрызается на домашних, включая мужа, слуг, учителей. Только два персонажа из окружения П. избавлены от оскорблений и побоев: Митрофан и Вральман. Первый по понятной причине, второй - из-за расточаемых им похвал Митрофану и всяческого потакания его капризам. Зато Митрофана П. буквально «натаскивает»; когда Цыфиркин обижается на оскорбление Митрофана («Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите» - д. 3, явл. VII), П. тут же одобряет «лай» Митрофана: «Ах, Господи Боже мой! Уж ребенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!» Наследник П. должен иметь право не считаться ни с кем, в том числе и с собственной матерью, ибо в противном случае в нем увянут «звериные» качества, а это не входит в кодекс воспитания и не соответствует дальнейшим видам П. Напротив, бездушие нуждается в поощрении, в примере. Но П. учит Митрофана не только бесчеловечности, но и хитрости, изворотливости, притворству, обману, лести, т. е. всему, что пригодится для того, чтобы урвать лакомый кусок, когда Митрофан станет хозяином. В сцене встречи Стародума (д. 3, явл. V) в присутствии Правдина, которому она только что рассказывала о методах своего управления, П. не смущаясь и вдохновенно врет: «Отроду, батюшка, ни с кем ни бранивалась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу. Пусть же, себе на уме, Бог тому заплатит, кто меня, бедную, обижает». Митрофан оказался способным учеником: он ловит руку Стародума, чтобы ее поцеловать, называет его «вторым отцом».«...Все сцены, в которых является Проста-кова, - писал П. А. Вяземский, - исполнены жизни и верности, потому что характер ее выдержан до конца с неослабевающим искусством, с неизменяющейся истиною. Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего, как из мутного источника, истекают все сии свойства, согласованы в характере ее живописцем сметливым и наблюдательным».

Фонвизина занимает не только сущность характера П., но и причины ее злонравия. Первая причина - невежество. «По природе» П. вовсе не глупа и не бездушна, но отсутствие надлежащего воспитания привело к тому, что природное начало не было облагоображено, «обработано» просвещением. Невозделанная природа постепенно дичает, личность как бы расчеловечива-ется. В этом смысле Фонвизин выступает противником французских просветителей, в особенности Руссо, который утверждал, что природное начало искажается под воздействием несправедливого социального устройства. Образ г-жи П. демонстрирует противоположную мысль: невежество, непросвещенность, неразвитость ума, невоспитанность и грубость чувств - вот истинный источник погибели человеческой. Поэтому комедиограф вкладывает в уста П. тирады, полные ненависти к просвещению; ее рассказ о родительском воспитании противоположен рассказу Стародума.

В комедии сталкиваются два типа воспитания: «старинное» и новое, послепетровское. В беседе со Стародумом П. простодушно восхищается патриархальной традицией: «Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. К статью ли, покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет» (д. 3, явл. V). Ее идеал - духовный застой («У нас, бывало, всякий того и смотрит, что на покой»), не мешающий взятками наживать богатство. В задаче, предложенной Митрофану Цыфирки-ным, говорится о дележе денег. П. глубокомысленно замечает: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке» (д. 3, явл. VII). Цыфир-кин предлагает другую задачу, в которой речь идет о прибавке жалованья. П. вмешивается снова: «Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота». Дикость П. смешна, но не безобидна. Мечта о 10 000 дохода с имения Софьи рождает план насильного ее брака с Митрофаном.

Другая причина «злонравия» П. - моральное следствие екатерининского закона «О вольности дворян», опубликованного 18 февраля 1762 г. Некогда Петр I узаконил обязательную службу дворян, и это стало нравственно-юридическим оправданием для помещиков, имеющих крепостных. Дворянин служил государству и отечеству, крестьянин - дворянину; жестокие помещики должны были подвергаться опекунству. Екатерининский указ формально освободил дворянина от обязанности служить государству; и, хотя государева служба по-прежнему считалась почетным долгом дворянства, делом чести, тем не менее моральное право дворянина на владение крестьянами (при сохранении юридического и фактического прав) становилось сомнительным. В отличие от дворян типа Стародума, Правдина и Милона и в противоречии с формальным смыслом указа, большинство дворянства поняло его в духе П. - как полную, безотчетную власть над крепостными без каких-либо нравственных, социальных, общественных и иных ограничений. Перефразируя П., дворянин волен, «когда захочет», сделать с крепостным все, что «захочет». «Мастерица толковать указы!» (Стародум), П. «хотела сказать, что закон оправдывает ее беззаконие. Она сказала бессмыслицу, и в этой бессмыслице весь смысл «Недоросля» (Ключевский).

Таким образом, вторая причина «злонравия» П. - превратное представление о «вольности» дворянской, не подчиненной моральным нормам.
В развязке комедии П. повержена. Попытавшись спастись мнимым раскаянием и уже почти добившись успеха, она срывается, решив, что опасность миновала («...я теперь же всех с головы на голову...» - д. 5, явл. IV). Но после объявления Прав-дина об опеке, наконец, понимает, что лишилась всего. Это закономерно печальная и жалкая участь « старинных людей», пошедших наперекор истории, закосневших в «злонравии», аморальности, бесчеловечии, диких инстинктах и вошедших в непримиримый конфликт с эпохой Петра I и веком Просвещения. Крах П. - поражение всей прежней «системы» воспитания и залог победы новых идей, провозглашенных положительными персонажами. Последние слова П. и вообще последнее явление комедии «стоят», как сказал П. А. Вяземский, «на меже комедии и трагедии». Но с личной трагедией П. Фонвизин связывал грядущее торжество новой нравственности, исключающей «злонравие» из обихода и основанной на пользе отечеству. Пушкину П. казалась «архетипом» русской провинциальной дворянки; мать Татьяны Лариной, выйдя замуж и переехав в деревню, забывает о романтических мечтах и выучивается «супругом, как Простакова, управлять».









2024 © rukaraoke.ru.