Историческая справка о вязании крючком. История развития вязания крючком и спицами в России


Вязание является одним из древнейших видов рукоделия, возраст которого исчисляется сотнями и даже тысячами лет. Не забыто оно и сегодня. На данный момент вязание - одно из самых любимых и интересных занятий представительниц женского пола. Выполненные с помощью спиц или крючков шарфы и носки, пуловеры и кофты, шапки, варежки и свитера, юбки и пальто всегда были, остаются и, скорее всего, продолжат оставаться в моде. Ведь такие предметы гардероба способны с легкостью подчеркнуть индивидуальность человека, его неповторимый собственный стиль, согреть даже в самые лютые морозы, подарить уют, тепло и хорошее настроение.

Первые вязаные вещи

Где и в какие времена возникло это рукоделие, точно неизвестно. Однако исследователи с уверенностью говорят о том, что история вязания спицами и крючком началась еще в незапамятные времена. О древних корнях этого ремесла свидетельствует находка, сделанная археологами в одной из египетских гробниц. Они обнаружили в ней вязаную детскую туфельку, которой, по оценке ученых, более 4 тыс. лет. И уже это является ярким подтверждением того, что история вязания спицами и крючком прошла множество эпох и времен. Носочек был украшен яркими полосками, а большой палец в нем отделен от остальных. Подобная конструкция изделия позволяла носить сандалии.

В Республике Перу (Южная Америка) учеными был обнаружен вязаный пояс, на котором находилось изображение колибри. Это изделие мастеров империи инков датируется 3 в. до н. э.

Следующие находки археологов относятся к периоду начала нашей эры. При этом все они указывают на значительное развитие техники вязального ремесла. Например, при проведении раскопок древнего Каира было найдено шелковое платье. Оно связано древним мастером с помощью металлических инструментов.

Во время раскопок в одной из гробниц Германии ученые обнаружили вязальные спицы. Согласно данным экспертов, находка может быть датирована 9-10 вв. н. э.

Историю вязания спицами можно изучать и по экспозициям современных музеев, которые рассказывают посетителям о жизни наших предков. Например, в некоторых из них есть подобные вещи, созданные еще в 9-10 вв. нашей эры. Эти изделия подтверждают высокое мастерство трудившихся над ними умельцев. Интересно, что первые вещи были созданы при помощи пальцев. И только позже взяла свое начало история возникновения вязания спицами и крючком.

Дальнейшее распространение ремесла

История возникновения вязания спицами в Европе началась с египетских христиан-коптов. Они совершали миссионерские поездки, в которые брали с собой необычные вещи. Это были вязаные изделия необычайной красоты, приковывавшие к себе взгляды окружающих. Таким образом, благодаря коптам и начала развиваться история вязания спицами в европейских странах. Народы многих стран этого континента настолько увлеклись подобным ремеслом, что оно порой даже становилось домашней работой.

Истоки истории вязания спицами во Франции относят к 13 в. В этой стране данное ремесло постепенно заняло большую и прибыльную нишу.

С развитием промышленности начался новый виток истории появления вязания спицами. С помощью специальных станков начали создавать шляпки и перчатки, чулки и многие другие предметы гардероба.

Если рассматривать историю вязания спицами кратко, то становится понятным, что изначально это занятие было чисто мужским. Ремесленники, представители сильной половины человечества, даже боролись за первенство в данном мастерстве с женщинами. В подтверждении этого очень кратко история возникновения вязания спицами излагает один показательный инцидент, произошедший в 1612 г. Именно тогда парижские чулочники отказались принимать на работу женщин. И только через много лет, с распространением этого ремесла по всему миру, им стали заниматься в основном представительницы слабого пола.

Краткая история вязания спицами рассказывает нам и о том, что впервые станок для создания изделий из пряжи появился в 1589 г. Его изобретателем явился помощник священника Уильям Ли, проживавший в Вильбридже. После этого промышленные производства стали вытеснять группы вязальщиков, так как последние перестали быть конкурентоспособными. Однако с увеличением выпуска изделий массового производства вещи, связанные вручную, оценивались все дороже и дороже.

Создание вещей с помощью крючка

Интересно, что предметы гардероба и аксессуары, которые создавались с помощью этого инструмента, пользовались наибольшим успехом. Ведь такие изделия обладали неповторимыми узорами и были поистине уникальными. А вот вязание на спицах, даже ручное, все же напоминало машинное.

В соборе Св. Петра, расположенном в Италии, сохранились связанные крючком кружева. Это изделия, датируемые 16 веком. Именно с данного периода в Европе стали завоевывать популярность одежда, кружево и различные предметы для домашнего обихода, связанные крючком. В 19 в. это искусство достигло своего небывалого успеха. Великолепное кружево вязалось в Ирландии мастерицами-простолюдинками, которые сами разрабатывали замысловатые сложные узоры. Со временем их мастерство достигло такого уровня, что выполненные ими кружева стали относить к шедеврам рукоделия. И сегодня ирландское кружево, связанное крючком, оценивается очень высоко.

Во многих холодных странах женщины занимались в долгие зимние вечера вязанием. Они создавали для своих семей красивую и теплую одежду. Ну а женщины-южанки спасались от знойного солнца шляпками и зонтиками, шалями и перчатками, связанными из ниток с помощью крючка.

Создание единой системы

Для того чтобы любая рукодельница смогла делать интересные и оригинальные вещи, начали даже издаваться схемы вязания. Впервые они появились в 1824 г. в голландском журнале Penelope. Несколько позже, к концу 19 в., символы и знаки для схем вязания были унифицированы. При этом возникло две системы их обозначения. Одна из них - американская, а вторая - британская.

Догадки и предположения

Понятно, что первое сообщение об истории вязания на спицах приводит нас на Ближний Восток. Однако это старинное рукоделие теряется в глубинах истории. Ведь находки археологов говорят об уже высокоразвитой технике, в которой был использован подбор цвета и составлены узоры. А что же было до этого? По мнению исследователей, люди начали вязать еще задолго до того, как началась наша эра. Уже в те далекие времена они владели техникой вязания. И предполагаемые доказательства этого находятся в самых разных государствах Востока. Например, в Бени-Хасане в гробнице Аменемита археологами был обнаружен древний рисунок на стене, который относится примерно к 19 в. до н.э. На нем изображены семиты, а четыре женские фигурки, находящиеся среди них, одеты, как считается, в вязаные жилеты.

Интересная находка была сделана и в развалинах находящегося в Ниневии дворца Сенахерибе. Здесь был обнаружен рельеф, изображающий воина Илиады, который стоит в носках, по своему внешнему виду схожих с современными.

В 1867 г. был выпущен труд Вильяма Фелкина, который сделал попытки, используя более или менее логические умозаключения, доказать версию о том, что такое ремесло, как вязание, было известно еще в период Троянской войны, а также во времена создания гомеровской «Одиссеи». И только из-за неточности в переводе и при переписке термин «вязанье» был заменен на «тканье».

Известно, что Пенелопа, которая ожидала возвращения Одиссея, давала нетерпеливым женихам обещание выйти замуж только после того, как ею будет создан свадебный убор. В то же время она распускала по ночам то, что было создано ею днем. Сделать такое без видимых следов можно было бы только с вязаным полотном, но вовсе не с сотканным.

Помимо этих доказательств существуют еще и древнегреческие вазы, созданные в период Троянской войны. На них находятся изображения пленной знати, облаченной в узкие облегающие штаны. Эти предметы гардероба напоминают вязаные трико, которые являлись одним из аксессуаров торжественного убора венецианских дожей, живших в эпоху на 2,5 тыс. лет позже.

Но стоит отметить, что сказанное выше является лишь догадками и предположениями, которые нередко опровергаются и ставятся под сомнение. Тем не менее, учитывая тот факт, что найденные археологами вязаные изделия датируются 1-4 вв. до н. э., само ремесло должно было возникнуть гораздо раньше. Хотя когда это случилось, конкретно ответить невозможно. Однако, исходя из того, что любой вид труда в прежние времена развивался довольно медленно, существует вероятность того, что такому рукоделию люди научились за несколько сотен лет до начала нашей эры.

Вязание на Руси

История возникновения этого ремесла на территории нашего отечества тесно связана с развитием данного вида рукоделия в Европе. Сложные техники использования крючков и спиц пришли к нам из Англии, Франции, Испании, Скандинавии и Италии

О том, что история вязания спицами и крючком на Руси начала развиваться именно благодаря европейским странам, говорит последовательность возникновения этого ремесла в нашем государстве. Рассмотрим это на конкретных датах. Так, мы уже знаем о том, что активно вязать крючком европейцы стали в начале 19 в. В России же эта техника получила распространение к концу того же века. Наши мастерицы использовали крючок в основном лишь для кружев. При этом они заимствовали узоры из народного ткачества и вышивки крестом, но ирландские узоры на территории нашего государства своего распространения так и не получили.

А вот история вязания спицами на Руси получила свое начало благодаря скандинавским народам, где этим ремеслом занимались в большинстве своем мужчины. У нас же за дело взялись крестьянские девушки.

В истории вязания спицами шерстяные нитки сыграли свою решающую роль. Именно они использовались для варежек, носков и чулок. Овечья шерсть также была необходима и для создания прекрасных оренбургских платков.

Появление вязаных носков в Европе

Это изделие имеет длинную и весьма интересную историю. Придя в Европу с Ближнего Востока, шерстяные носки прочно обосновались в северных странах. Например, в Норвегии вязались плотные и теплые чулки. Для их производства шла грубая овечья шерсть, в которую для надежности вплетали еще и козью. Именно в Норвегии возникли двухцветные узоры из звездочек, снежинок и оленей, которые на сегодняшний день считаются самыми модными. Эти небольшие по своим размерам изображения создавали своими умелыми руками бывалые мастерицы.

В Финляндии первые упоминания о вязании носков спицами датируются 15 веком. Связаны они с сестрами, проживавшими в монастыре праведной Бригитты. Девушки зарабатывали себе на жизнь вязанием чулок и рукавиц. Со временем это ремесло получило широкое распространение по всей стране. При этом для большей части населения оно стало являться основным источником для получения заработка. По количеству и качеству связанных изделий даже оценивали невесту. Порой девушка приносила в семью носки, которых хватило бы лет этак на 20. Иногда в создании новых изделий не было необходимости на протяжении всей семейной жизни.

В свадебных церемониях носки использовали и в Латвии. В этой стране в дом невесты сваты приносили бутылку с крепким алкогольным напитком. Если она возвращалась начатой, то считалось, что предложение о замужестве отклонено. Если же бутылку передавали назад пустой, а на ее горлышке находился вязаный носок или варежка, то свадьба должна была состояться.

Развивалось это ремесло и в Англии. Так, во времена правления королевы Елизаветы шерстяные или шелковые носки были буквально на пике своей популярности. Вязанием в тот период занимались все: и мужчины, и женщины, и дети. Особенно изящными вещи получались у маленьких мастеров. Такие изделия оплачивались очень хорошо. О масштабах ручного производства вязаных носков говорит то факт, что в середине 17 века из Англии в Испанию, Францию и Италию их отправлялось практически 10 тыс. пар каждую неделю.

Появление вязаных носков на Руси

Производя раскопки под городом Пронском, находящимся в Рязанской области, археологи обнаружили носок, на который был надет башмак. Обувь практически не сохранилась. А вот носок дошел до наших дней в намного лучшем состоянии. Позже исследователи установили дату находки. Изделия были созданы в 11-12 веке. На сегодняшний день этот носок с полуистлевшим башмаком хранится в историко-архитектурном музее города Рязани. Для исследователей был интересен не только факт того, что шерстяное изделие отлично сохранилось. Необычным был размер носка. Этот предмет был явно выше обуви и, скорее всего, снимался вместе с ней. Какова техника вязания этих носков, доподлинно не установлено. Может быть, инструментом для их создания явились вовсе и не спицы. Ведь прекрасная имитация лицевой глади получается и при одноигольном вязании.

С развитием ремесла получила свое начало история вязания шерстяных носков 5 спицами. Это позволило создавать изделия по кругу, без швов, что повышало их удобство. Увидеть такой носок можно в археологическом выставочном комплексе «Старый Гостиный двор». Причем находка сносно сохранилась до наших дней, хотя датирована 16-17 в. Вполне возможно, что с этого периода и началась история вязания шерстяных носков 5 спицами.

Эти изделия ручной работы на Руси играли особую роль в различных ритуалах и в свадебных церемониях. Они, вместе с варежками, являлись значимой частью приданого. В Архангельской области считали, что невесту можно назвать умелой, если она смогла одарить вязаными носками всю родню мужа. При этом чем больше узоров было на таких изделиях, тем более даровитой считалась будущая жена. Такие подарки считались очень дорогими. Именно поэтому носки надевали только в праздничные дни. Наибольшей популярностью пользовались узоры геометрические или изображения растений. Специально даже вязали носки из шерсти, выкрашенной в красный цвет, называя их «красивыми» и «значимыми».

Почему варежку назвали именно так?

В настоящее время существует несколько версий, которые объясняют происхождение слово «варежка». Первая из них утверждает, что это не что иное, как словосочетание «варяжская рукавица». Данное разъяснение подчеркивает заимствование этого предмета гардероба от выходцев из скандинавских стран - варяг. Вторым вариантом происхождения данного слова считают глагол «варовати». Он означает «охранять» или «защищать». Скорее всего, от холода.

Существует и третий вариант. Согласно ему, слово «варежки» произошло от «вареги», то есть «варить». Дело в том, что в те далекие времена этот предмет гардероба заваривали кипятком, после чего он становился более теплым и плотным.

Появление варежек на Руси

Считается, что это изделие пришло в наше государство из Скандинавии. После этого и началась для нашего народа история вязания варежек спицами. В Скандинавии этим ремеслом занимались, как правило, мужчины. На Руси данное искусство быстро освоили женщины. Интересно, что история вязания спицами в России рассказывает нам о том, что обучаться такому мастерству начинали с самого раннего детства. Уже к свадьбе девушке необходимо было подготовить себе приданое, в котором, помимо свадебного платья, вышитых скатертей и полотенец должны были непременно быть варежки для всей будущей родни. Причем эти вязаные изделия делились на женские и мужские. Первые из них были не только меньшими по размеру, но и отличались многоцветием и нарядными узорами. Мужские же были проще. Их вязали без резинки, для удобства в работе. Такие варежки проще было скинуть с руки, чтобы перекурить или вытереть со лба пот.

До 13 века на Руси пользовались этими изделиями только крестьяне. Бояре и дворяне носили одежды с длинными рукавами, в которых и прятали свои руки от холода. Но с течением времени мода изменилась. И представители высшего сословия также стали пользоваться варежками. Ведь рукава их одежды стали короче, а руки необходимо было защищать от холода.

Вязание сегодня

В конце 80-х годов прошлого века производители предложили своим покупателям большое количество одежды, которая была связана машинным способом. Это значительно снизило объемы вещей, созданных вручную. Популярность таких изделий падала и из-за их дороговизны.

Однако пришедший 21 век возродил древние традиции. В розничной торговле стал предлагаться огромный ассортимент шерстяной пряжи, мохера, ангоры, альпака и мериноса. Кроме этого, свою лепту в популяризацию вязания внесли многие знаменитости. Среди них - Джулия Робертс, Рассел Кроу, Камерон Диаз и многие другие. Как в далекие времена, за спицы вновь взялись мужчины.

В отличие от классического вязания, истоки которого восходят к первым цивилизациям, вязание крючком, несмотря на то, что давно догнало, а в некоторых странах и обогнало его по темпам развития, вовсе не является столь же древним видом рукоделия. История его сравнительно коротка, но достаточна яркая: появившись лишь несколько веков назад, базировавшееся на простой технике, но открывающее неограниченные возможности создания вещей самых разных размеров и функций, рукоделие быстро вошло в списки традиционных и обязательных для каждой леди хобби.

Вязаный текстиль и одежда были неизменной частью домашнего быта с древнейших времен, но вот вязаное полотно, которое было бы получено при помощи вязания крючком, не встречалось ни в одном из археологических или этнографических исследований до начала 19 века, что позволяет говорить о том, что ранее 19 века вязание крючком как таковое вообще не существовало. Старинные ткани с похожей фактурой, которые по мнению некоторых этнографистов были созданы при помощи крючка, как показали дальнейшие исследования, были выполнены с помощью иглы.

Начало 19 века — возникновение вязания крючком

Общепризнанной является теория, что рождение этого вида женского рукоделия после 1800 года связано с модификацией вышивки тамбуром, для увеличения продуктивности которой постепенно начали использовать не иглы, а крючки. Но далеко не все исследователи поддерживают эту теорию: крючки для тамбурной вышивки не подходят для создания воздушных петель, ведь у них есть специальный винт, который очень усложняет работу.

Например, легендарная Дона Кулер считает, что вязание крючком возникло как результат изменений рынка: хлопковая нить, массово производящаяся на стремительно развивающихся заводах в Европе и Америке, была недорогой и широко доступной, но не слишком подходила для классических видов рукоделия. А вязание крючком, пусть и использовало гораздо большее количество ниток, позволяло получить эстетически равноценное изделие из этого доступного материала.

Первые письменные свидетельства зарождения нового вида рукоделия принадлежат к периодике. В голландском модном журнале «Пенелопа» в 1824 годы были опубликованы первые узоры и схемы для вязания крючком. Этот вид рукоделия считался новинкой не только в Европе, но и в Новом Свете, и каждая публикация с отдельными схемами для вязания обычно сопровождалась детальными инструкциями о том, как выполнять тот или иной вид петли и столбиков.

Такая подробность в публикациях была уникальной: ни один другой вид рукоделия, считавшийся традиционным, никогда не разъяснялся с технической точки зрения. Подобные инструкции позже можно было встретить в легендарных «Книгах для леди» и таких популярных журналах, как «Зимний подарок». Унифицированные приемы, единые стандарты выполнения технических основ вязания были приняты только в 1848 году и сразу же появились в энциклопедиях домашнего быта и книгах для домохозяек.

Ирландия — родина техники ирландского кружева

Наиболее активно вязание крючком распространялось в англоязычном мире, а мировым лидером по производству кружев и других «тонких» предметов, связанных крючком, считалась Ирландия. Изобретение уникальной техники ирландского кружева связывают с именем мадемуазель де ла Бланшардье, которая в 1846 году впервые выпустила книгу кружевных моделей. Ручные вязаные кружева считались наиболее ценными и модными, и именно эта страна, где вязание крючком было альтернативой тяжелому, рабскому труду рабочих, была лидером их производства.

Пик развития кружевной индустрии в Ирландии пришелся на конец 50-х годов 19 века, когда во время голода одной из форм помощи утвердили заказы на изготовление кружев, которые затем переросли в целую индустрию ручного производства.

В начала 20 века способы соединения и узоры стали еще более разнообразными, а вариации изготавливаемых изделий — чрезвычайно вариативными. Ирландские кружева находились на пике популярности вплоть до начала Первой мировой войны.

Развитие и рост популярности

С приходом нового мирового порядка и активным развитием экономики ценность ручной работы и ее роль в современном мире кардинально изменилась, а вязание крючком перекочевало в разряд персональных хобби и увлечений. Благодаря простоте освоения базовых приемов, а также неограниченным возможностям создания изделий оно стало одним из наиболее распространенных видов вязания с широкой сферой использования.

Инструкции к новой технике рукоделия и схемы по созданию отдельных предметов одежды и быта с каждым годом становились все более искусными, как и инструменты для вязания. Ведь первые крючки специальным инструментом трудно было назвать: это были очень примитивные по своей конструкции гнутые иглы, закрепленные для безопасности в пробковой ручке.

Конечно, крючки для вязания у «простолюдинок» и представительниц высшего света отличались кардинально. Бедные ирландки, к примеру, пользовались простыми железными и очень грубыми иглами, а «настоящие леди» — изготовленными из слоновой кости, серебра или вычурно украшенной стали, которые скорее были не инструментом, а украшением.

Только с середины 20 века производство специальных крючков для вязания позволило создать узкоспециализированный рынок инструментов для этого вида творчества.

Отечественная история

Отечественная история вязания крючком во многом похожа на общие тенденции в мире: впервые этот вид рукоделия завоевал сердца дам в 19 веке, когда уникальная и редкая техника постепенно набирала популярность, становясь конкуренткой классического ткачества и вышивки.

До 20 века главным направлением вязания крючком оставалось изготовление кружев, узоры для которых часто брались с мотивов вышивки крестом. Только с 20 века начало активно развиваться изготовление вязаной одежды, а постепенно — и разнообразных поделок, в том числе и вязаных игрушек, сувениров.

Еще один интересный образец носка, сохранившийся до наших дней, относится к более позднему периоду: 16-17 в.

Фото 2. Носок. 16-17 в. Связан на пяти спицах. Археологический выставочный комплекс «Старый Гостинный двор».

Предполагается, что он связан на пяти спицах по кругу. Хранится в Археологическом выставочном комплексе «Старый Гостинный двор»

На Руси вязаные носки ручной работы играли важную роль в свадебных церемониях и различных ритуалах. Вязаные носки и варежки составляли значимую часть приданого. В основном, носки были исключительно однотонные. Однако, в таких губерниях как, например, Рязанской, Тульской и Пензенской праздничные изделия вязали с использование красочных орнаментов.

В Архангельской области считалось, что невеста одаренная и умелая, если она собственноручно одаривала родню мужа связанными носками, и чем разнообразнее узоры и больше носок, тем более мастеровитая будет будущая супруга. Такие дорогие подарки надевали лишь по праздничным дням. Самыми знаменитыми были узоры из растений и геометрических фигур. Специальные носки ручной работы вязались из шерсти красного цвета, который означал «красивый», «значимый».

Несмотря на высокий уровень развития машинного трикотажа, носки, связанные вручную спицами с орнаментом или однотонные, пользуются спросом и в наши дни!

Фото 3. Носки с орнаментом.

В конце XIX – в начале XX века в России становится популярным вязание сапожек, которые были украшены красивыми цветочными орнаментами. Однако идея вязаных сапожек, как и многие другие идеи в вязании, возродилась в наши дни и прекрасно воплотилась в новых оригинальных дизайнерских моделях. (фото 4-5)

Фото 4. Вязаные сапожки с цветочным орнаментом «Павлопасадские».

Фото 5. Вязаные белые сапожки на каблучке.

Истории вязаных варежек на Руси.

Существует несколько версий происхождения русского слова «варежка».

Согласно первой из них, «варежка» происходит от словосочетания «варяжская руковица» , что является подтверждением заимствования этого вида одежды от Варяг, выходцев скандинавских стран.

Второй версией происхождения этого слова является глагол «варовати», что значит «защищать» , «охранять» . Очевидно от холода.

Третий вариант: от слова «вареги» , т. е. «варить» . В те времена шерстяные рукавички заваривали кипятком, чтобы они стали более плотными и теплыми.

Хотя техника вязания варежек пришла к нам из Скандинавии, где вязали в основном мужчины, на Руси это искусство освоили женщины. Причем учились они этому с раннего детства. Девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое, которое состояло не только из свадебного платья, вышитых полотенец и скатертей, но и из вязаных носков и варежек для всех родственников жениха.

Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли «исподочки» ), а затем меховые - мехом наружу ( «мохнатки») . Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили «исподочки» с орнаментом, в будни - однотонные.

Фото 6. Варежки с орнаментом.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили «накулачники» ( «митенки») - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

Однако этот дамский аксессуар возродился и стал актуален в наши дни. Изящные, женственные и стильные митенки прекрасно дополнят любой дамский костюм.

Фото 7. Белые ажурные митенки.

Оренбургские пуховые платки.

Говоря об истории развития вязания спицами на Руси, невозможно не обратиться к такому виду рукоделия, как вязание Оренбургских пуховых платков.

Фото 8. Оренбургский пуховый платок.

Зародившаяся около 250 лет назад в России пуховязальная промышленность, подарила всему миру уникальное произведение искусства, каковым является Оренбургский пуховый платок, ставший несомненно одним из символов России!

Еще уральские казаки, обосновавшиеся на реке Яик (ныне Урал), заметили, что местные скотоводы (калмыки и казахи) даже в самые сильные морозы скакали на лошадях в легких одеждах и не замерзали. Оказалось, что под легкими одеяниями у них были теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.

Первоначально пух и изделия из него уральские казаки выменивали на чай и табак. Затем сами стали чесать коз, прясть нить и вязать платки. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была сплошной. Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, использовали в вязке растительный орнамент. Первоначально это были просто вязаные платки с кисточками.

Так зародилось и стало развиваться, передаваясь по наследству из поколения в поколение это удивительное искусство изготовления Оренбургских пуховых шалей, пока впервые в 1851 году они не попали на Всемирную универсальную выставку в Лондоне, откуда о них узнал весь мир.

« С утра до вечера в «Хрустальном дворце» толпилась публика у экспонатов с Российскими ювелирными украшениями и драгоценностями. Как далекую и любопытную экзотику рассматривали европейцы… «невесомые» и красивые оренбургские шали, связанные из козьего пуха».

1 мая (19 апреля по ст.ст.) 1862 г., в период расцвета английской промышленности, в Лондоне открылась очередная, четвертая по счету Всемирная универсальная выставка, на которой были представлены 6 пуховых тончайших платков из козьего пуха, связанные уральской казачкой М.Н. Усковой. До закрытия выставки все платки были раскуплены, а Мария Ускова получила медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром.

С тех пор оренбургские платки стали появляться на выставках в Чикаго, Париже, Брюсселе и восхищать публику по всему миру. Продолжают восхищать и сегодня.

Секрет такой феноменальной популярности Оренбургских пуховых платков кроется в пухе коз, выращенных только в двух степных местах России с ярко выраженным континентальным климатом: Оренбергской области и Волгоградского Прихоперья.

Летом козы долгое время находятся в степи под палящим солнцем. Температура воздуха в Волгоградских и Оренбургских степях летом доходит до 42-45 градусов по Цельсию, а земля прогревается до 60 град. В это время у козы активно растет пух, считается, что пух аккумулирует солнечную энергию. Именно сочетание непомерно жаркого для этих широт лета с холодными зимами придает козьему пуху в этих условиях уникальное сочетание удивительной легкости, нежности и способности сохранять тепло.

Фото 9. Коза. Оренбургская порода. Выведена народной селекцией.

Иностранные компании пытались наладить производство пуховых платков в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия из оренбургского козьего пуха были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку «имитация под Оренбург».

Платки принято было носить поверх кокошников, а замужние женщины обязательно покрывали платком голову. На Руси платок был самым желанным подарком, преподносившимся женихами или мужами в знак внимания. Ухаживая за девушкой, парень обязательно дарил ей красивый платок, а муж, возвращавшийся с дальних земель, привозил супруге теплую шаль. Каждый старинный платок уникален, ведь в его оформление вкладывался особый смысл и соответствующая народная символика.

Различают в основном два вида пуховых платков: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные платки из белого пуха, которые проходят в кольцо или, что является еще одним шиком, помещаются в гусиное яйцо! Тонкий оренбургский платок размером 2х2 метра будет весить не больше 70 г.! (фото 10-11)

Фото 10. Оренбургский пуховый платок. Серый, плотный, пушистый.

Фото 11. Оренбургский пуховый платок. Тонкий, ажурный из белого пуха.

Если важно, чтобы изделие было теплым, то выбирают прежде всего плотные пушистые платки из серого пуха. Тонкие ажурные платки, которые еще называют «паутинкой», также достаточно теплые, но их ценят, прежде всего за красоту и неповторимость. Именно тонкие ажурные Оренбургские платки должны проходить через кольцо.

Фото 12. Ажурный тонкий Оренбургский платок проходит через кольцо.

Кстати, помимо прохождения в кольцо, «шиком» у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.

Фото 13. Ажурный тонкий Оренбургский платок помещается в гусиное яйцо.

Вяжут паутинки на двух тонких спицах, набирая при этом по нескольку сотен петель. Все они прекрасно помещаются на спице, благодаря свойствам пуха, который при вязке не только хорошо сжимается, но и прекрасно тянется.

Сначала вывязывается центральная часть платка – его основа, а затем к ней подвязывают решетку, кайму, зубцы. Все из разных узоров: звездочек, кругов, ромбов, точек. Однако платок еще не готов. Его стирают и отбеливают. Затем мокрым его натягивают на деревянную раму или пяльцы, и оставляют высыхать для выравнивания.

Фото 14. Сушка Оренбургского платка на деревянной рамке.

После высыхания у Вас в руках окажется ажурное облако. Это и есть знаменитый ажурный Оренбургский пуховый платок, который проходит через кольцо или помещается в гусиное яйцо!

Фото 15. Просто красивый Оренбургский пуховый платок.

До 1985 года оренбургские пуховые платки ручной работы были недоступны большинству российских женщин. Все пуховницы состояли на учете и не могли продавать свои изделия с рук. Вся продукция шла на экспорт. Но сегодня купить такую вещь может любая женщина.

Фото 16. Современные оригинальные ажурные пуховые платки.

В заключение можно сделать следующий вывод:

история вязания крючком и спицами в России впитала в себя часть Европейской культуры вязания, преломила ее через себя, внесла свою самобытность и породила такое удивительное и феноменальное явление, каковым является вязание Оренбургских пуховых платков из пуха коз, выросших в уникальных условиях резко континетального климата Волгоградских и Оренбургских степей России.

Фото на миниатюре:

Москва, Красная площадь, предположительно конец 18 начало19 в.

Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753-55, Петербург - 11 (23) ноября 1824, там же) - русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.

Вязание крючком - процесс ручного изготовления полотна, одежды или кружева из ниток с помощью. Вязание известное и старинное ремесло, которым сначала занимались только мужчины, но постепенно вязание перешло в руки женщин.

История
Вязание крючком появилось в Англии и во Франции, оно было разработано в XVI в. Но есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что индейские племена тоже обладали всеми секретами этого искусства, образцы их древних работ были обнаружены учеными в начале XX в. Точных данных о том, где и как именно появилось вязание крючком, нет. Но существует мнение, что берет это занятие свои корни из древней формы китайской вышивки.

В конце XIX в. вязание крючком распространилось и на территории России. Рукоделием занимались женщины, собиравшиеся вечерами для совместных посиделок. В основном девушки создавали красивые кружева, состоящие из узоров народной тематики.

Вязание крючком позволяет создавать и, очень тонкие, похожие на кружево, и плотные рельефные изображения. При помощи крючка вяжут и теплые вещи, и тонкие стильные купальные костюмы. Вязание крючком способно воссоздать целые произведения искусства. Этот способ вязания применяется и для вывязывания отдельных элементов, украшений, например, пуговиц, воротников, и для создания целой одежды, к примеру, платьев, свитеров, и для получения элементов интерьера, например, скатертей, подвесок для горшков с цветами и так далее.

Для вязания крючком потребуются нитки и крючки. Нитки подойдут: шерстяные, и шелковые, и хлопчатобумажные. Крючки тоже бывают разными. Они могут быть изготовлены из пластмассы, металла, кости, дерева. Толщина у них разная, самый маленький размер - 1 мм, самый большой - 8 мм. Чем тоньше крючок, тем мельче и изящнее узор. Следует учитывать, что толщина пряжи тоже имеет значение. Крючки, диаметр которых, от 3 до 6 мм подходят для вязания вещей из толстой синтетической или шерстяной пряжи. А тонкие крючки, диаметр которых от 1,5 до 2,5 мм подойдут для мулине, гаруса, . Толщина крючка выбирается такой, чтобы была в два раза больше, чем толщина выбранной нити.

Основные элементы вязания крючком:

Это воздушная петля;

Столбик без накида;

Столбик с накидом;

Другие элементы - их производные. Узоры вязания состоят из разных сочетаний воздушных петель и столбиков.

Полустолбик

Применяется при вязании края изделия, чтобы он был ровным и плотным, и при соединении фигур. Вяжут его так: вводят крючок в петлю предыдущего ряда или во 2-ю петлю после цепочки, захватывают крючком рабочую нитку и протягивают ее непосредственно через петлю ряда (цепочки) и петлю, лежащую на крючке.

Вводят крючок в петлю предыдущего ряда или цепочки (тогда во 2-ю петлю, не считая петли на крючке), захватывают нитку и вытягивают петлю. На крючке образовались 2 петли. Снова захватывают нитку и протягивают ее через 2 петли, лежащие на крючке.

Делают накид на крючок, вводят крючок в петлю предыдущего ряда или цепочки (тогда в 3-ю петлю от крючка, не считая петли на крючке), захватывают нитку и вытягивают петлю до уровня петли, лежащей на крючке. На крючке образовались 3 петли (петля, накид, петля). Затем захватывают нитку и протягивают ее через 2 первые петли на крючке (петля и накид), снова захватывают нитку и протягивают ее через 2 последние петли на крючке.

Введение

Я занимаюсь вязанием крючком с 3 класса. На уроке технологии мы вязали крючком и мне понравилось. Освоить технику вязания крючком очень просто, было бы желание. С этим может справиться и ребёнок. Помню, в детстве, я связала крючком свою первую шапку. Мне было лет девять. Она была смешная, большая, бесформенная. Конечно, я её не носила, но с тех пор прикипела к этому делу. Вязаные вещи выглядят очень эффектно, не обычно и сейчас всё реже встречаются и поэтому дорого ценятся. Вязание крючком - процесс увлекательный.

Ни что так не украшает дом, как вещи, сделанные своими руками. Красивые вязаные салфетки, скатерти, дорожки придают ему уют. Результаты всегда красивы, изделия, связанные крючком, могут стать отличным подарком. Вещи, связанные крючком отличаются удивительной воздушной красотой и ажурностью. Вязать крючком очень просто, достаточно немного терпения для того, чтобы научиться основным приёмам вязания. Вязание крючком - процедура более простая, чем вязание спицами. А изделия получаются очень красивые, нарядные и привлекательные. В наше время рукоделие обретает вторую жизнь. Ручная работа очень ценится. Вязание крючком стало модным и полезным занятием. Сейчас оно находится на пике популярности. Вязание крючком позволяет создавать и ажурные узоры, очень тонкие, похожие на кружево, и плотные рельефные изображения. При помощи крючка вяжут и теплые вещи, и тонкие стильные купальные костюмы. Вязание крючком способно воссоздать целые произведения искусства.

Для вязания крючком потребуются лишь нитки и крючки. Нитки подойдут самые разные: и шерстяные, и шелковые, и хлопчатобумажные. Крючки тоже бывают разными. Они могут быть изготовлены из пластмассы, металла, кости, дерева. Толщина у них разная, самый маленький размер - 1 мм, самый большой - 8 мм. Чем тоньше крючок, тем мельче и изящнее узор. Но надо учитывать, что толщина пряжи тоже имеет значение. Крючки, диаметр которых от 3 до 6 мм подходят для вязания вещей из толстой синтетической или шерстяной пряжи. А тонкие крючки, диаметр которых от 1,5 до 2,5 мм подойдут для мулине, гаруса, ириса. Толщина крючка выбирается такой, чтобы была в два раза больше, чем толщина выбранной нити.

История вязания крючком

Вязание - самый популярный вид рукоделия, известный с древнейших времён. Найденные археологами вязаные вещи относят к III-V векам нашей эры. Но, видимо, вязание, как и любое ремесло, постепенно развивалось задолго до этого. Сперва этим занимались лишь мужчины, но постепенно вязание перешло в руки женщин. Теперь уже редкий мужчина возьмет в руки спицы или крючок. Вязание крючком появилось в Англии и во Франции, оно было разработано в 16 веке. Но есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что индейские племена тоже обладали всеми секретами этого искусства, образцы их древних работ были обнаружены учеными в начале 20 века. Точных данных о том, где и как именно появилось вязание крючком, нет. Но существует мнение, что берет это занятие свои корни из древней формы китайской вышивки. В конце 19 века вязание крючком распространилось и на территории России. Рукоделием занимались женщины, собиравшиеся вечерами для совместных посиделок. В основном девушки создавали красивые кружева, состоящие из узоров народной тематики.

Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции.

В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную. В V в. вязание процветает на Востоке и примерно в IX в. попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита. В Испании только в XVI в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки. Чулки были необходимым предметом одежды, в XVII и XVIII вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. В 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, так как чулки, связанные на этой машине, показались ей толще сшитых из шелка, и посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую. В конце XVIII в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вязавшую полотно в виде трубы. Чулки, вязанные на машине, быстро вытеснили ручные изделия, так как были гораздо дешевле.









2024 © rukaraoke.ru.