Особенности течения неонатального периода. До какого возраста дети считаются новорожденными: сроки и общая характеристика психического развития в данный период. Описание младенца в неонатальный период


Многие родители, говоря о , подразумевают время от первого крика малыша и до наступления 12-месячного возраста. Однако в неонатологии под этим понятием рассматривают период от первой минуты и до 28-го дня жизни. Это самое сложное в адаптационном плане время, и важно преодолеть его, сведя возможные риски к минимуму.

Периоды адаптации новорожденных детей

В периоде новорожденности в связи с особенностями ребенка условно выделяют два периода.

1. Ранний неонатальный период. Этот физиологический период новорожденности длится от перевязки пуповины до 7-х суток жизни;

2. Поздний неонатальный период. Этот период длится с 8-го по 28-й день жизни.

В это время происходит адаптация организма новорожденных детей к новым условиям обитания. Этот физиологический процесс при неблагоприятных условиях может принимать неблагополучное течение. Возникают пограничные состояния, не требующие специального лечения. В момент родов у младенца отмечается «синдром только что рожденного ребенка», который характеризуется обезвоживанием, глубоким вдохом, криком, повышенным мышечным тонусом, позой новорожденного ребенка с согнутыми, приведенными к туловищу руками, кистями, сжатыми в кулачки.

Адаптация новорожденных в оба периода к новым условиям жизни – процесс непростой. Ощущения ребенка складываются из внутриутробного опыта и впечатлений от нового, незнакомого мира. Единственным источником привычных эмоций является мать, поэтому малышу необходимо симбиотическое единство с ней, включающее уход и удовлетворение физиологических потребностей младенца. Новорожденный помнит, что в утробе он находился в полной безопасности. После рождения он чувствует себя защищенным только в случае близости матери. Самым важным условием адаптации младенца является физиологический контакт с матерью: тепло, ношение на руках, материнское прикосновение, поглаживание и т. д. Физиологический контакт матери и ребенка необходим для полноценного развития эндокринной, иммунной и других систем.

Оценка состояния новорожденного ребенка

Сразу после рождения проводится оценка физиологического состояния ребенка в период новорожденности по шкале Апгар.

По этой шкале определяются 5 важнейших признаков:

  • частота и ритм сердцебиений;
  • характер дыхания;
  • мышечный бонус;
  • рефлекторная возбудимость;
  • окраска кожных покровов.

Каждый признак для характеристики периода новорожденности оценивается 0, 1, 2 баллами. Баллы складывают; сумма, равная 1-3, свидетельствует о тяжелом состоянии новорожденного. Здоровые дети набирают 8-10 баллов. Через 5 минут оценка состояния младенца по шкале Апгар повторяется. Общую характеристику этого периода новорожденности в цифровом выражении обязательно сообщают матери.

Таблица «Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар»:

Показатель

Оценка в баллах

Частота сердцебиений

Отсутствует

Менее 100 в минуту

Более 100 в минуту

Отсутствует

Нерегулярное - гиповентиляция

Регулярное

Мышечный тонус

Отсутствует

Частое сгибание

Активные движения

Рефлекторная возбудимость

Отсутствует

Выражена слабо

Громкий крик, активные движения

Цвет кожи

Бледный, синюшный

Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей

Розовая окраска всего тела и конечностей

Физиологические особенности новорожденных детей

Говоря о физиологических особенностях периода новорожденности, рассматривают дыхание, кровообращение, температурный режим, физиологическую убыль массы тела, изменение цвета кожных покровов и другие показатели.

Особенности дыхания и кровообращения у младенца после рождения. Легкие у ребенка расправляются в связи с возникающим глубоким вдохом и затрудненным выдохом. При этом в первые 3 дня жизни отмечается такая особенность периода новорожденности, как повышенная вентиляция легких. Она связана с перестройкой органов кровообращения и началом функционирования малого и большого кругов кровообращения, закрытием и прекращением работы пупочных сосудов, овального отверстия в предсердии.

Температурный режим. После рождения ребенок приспосабливается к новому температурному режиму, меняющемуся постоянно. Система терморегуляции в первые дни у младенца несовершенна, и в первые часы после родов температура его тела может снижаться на 1-2 °С, а на 3-5-й день иногда возникает преходящая лихорадка, при которой температура тела повышается и в течение нескольких часов сохраняется в пределах 38-39 °С. Основными причинами этих колебаний являются несовершенство терморегулядии, потеря жидкости после рождения, избыточное поступление белка с молозивом в организм младенца.

Физиологическая убыль массы тела. У новорожденных физиологическая убыль не превышает у доношенных 10% массы при рождении и 10-12% - у недоношенных. Эта особенность течения периода новорожденности возникает вследствие недоедания в первые дни жизни, потери воды через кожу, с мочой, испражнениями, через легкие и кожу. Восстановление массы тела до первоначальной у доношенных детей происходит к 5-7-му дню жизни, у недоношенных этот процесс идет медленнее.

Изменение цвета кожных покровов. Это одна из основных особенностей периода новорожденности: младенцы появляются на свет с покрасневшей кожей, так называемой эритемой. Различают простую и токсическую эритему. Простая эритема отмечается у всех новорожденных, она проявляется в ответ на воздействие внешней среды. У доношенных детей покраснение слабо выражено и исчезает в срок от нескольких часов до 3 дней после рождения. У недоношенных покраснение яркое и сохраняется до недели. Затем на месте эритемы остается шелушение, особенно выраженное у детей с крупным весом. Токсическая эритема, появляющаяся на 2-5-й день жизни, считается аллергической реакцией. Она проявляется в виде единичных или множественных пятен покраснения, иногда пузырей. Высыпания отсутствуют на ладонях, стопах, слизистых оболочках; обычно элементы угасают через 1-3 дня. Токсическая эритема диагностируется у 30% новорожденных. Лечения не требуется, эритема исчезает самопроизвольно в течение нескольких дней.

Физиологическая желтуха новорожденных. Физиологическая желтуха появляется на 2-3-й день жизни, она наблюдается у 60% новорожденных и проявляется желтушным окрашиванием белков глаз и слизистых оболочек рта. Состояние ребенка не нарушается, кал и моча имеют обычную окраску.

Желтуха исчезает к концу первой недели жизни. Если желтуха затягивается, то необходимо обследование для выявления вызвавшей его патологии.

Половой криз (гормональный криз) новорожденных. Половой криз регистрируют у двух третей новорожденных. Он проявляется нагрубанием молочных желез; кровотечениями из влагалища у девочек; отеком наружных половых органов; у мальчиков может отмечаться потемнение кожи мошонки и сосков. Нагрубание молочных желез имеет симметричный характер, обычно не сопровождается изменениями кожи; из молочных желез иногда имеется отделяемое белого или серого цвета.

Обычно симптомы полового криза проявляются на 3-4-й день жизни, они, как правило, исчезают на 2-й неделе без всяких последствий.

Какой кал и моча у новорожденных

Многих мам интересует, какой кал у новорожденных в ранний неонатальный период и какая у младенцев моча. Первородный кал представляет собой содержимое пищеварительного тракта, перемешанное с проглоченными околоплодными водами. Это густая масса темно-зеленого цвета, называемая меконием. В последующий период новорожденности, при развитии ребенка меконий постепенно переходит в обычный стул новорожденного ребенка - желтовато-золотистый кашицеобразны я кал, выделяющийся несколько раз в сутки.

В первую неделю жизни в связи с адаптацией к новым условиям жизни ребенок нуждается в специальном уходе, особых гигиенических условиях, чтобы предупредить заболевания, которые могут возникнуть в этот период.

Одна из характерных анатомо-физиологических особенностей периода новорожденности – 4-5 мочеиспусканий в первые сутки и более частое мочеотделение к концу первой недели жизни. Какая моча у новорожденного в ранний неонатальный период? В первые дни у младенца с мочой выделяется белок. В просвете мочевых канальцев может откладываться мочевая кислота (мочекислый инфаркт); в таких случаях моча окрашена более ярко, имеет желтовато-коричневый цвет, на пеленках остаются коричневые пятна с осадком в виде песка. К концу первой недели эти изменения проходят самопроизвольно.

Анатомо-физиологические особенности и признаки недоношенных новорожденных

Недоношенными являются дети, рожденные до наступления 40-недельного срока беременности (между 28-3 7-й неделями беременности), с массой тела от 1000 до 2500 г и ростом 35-40 см. Исключением могут быть доношенные дети от многоплодной беременности, они в норме имеют массу до 2500 г. Кроме этого, низкую массу имеют доношенные дети от курящих и злоупотребляющих алкоголем матерей, младенцы с пороками развития.

Дети, рожденные с массой ниже 2500 г и ростом менее 45 см, независимо от срока беременности являются незрелыми.

Внешние признаки недоношенности недоношенных новорожденных проявляются следующим образом:

  • подкожно-жировой слой отсутствует или развит очень слабо;
  • все тело младенца покрывает обильный пушок;
  • кости черепа достаточно плотны, но могут заходить друг на друга;
  • малый родничок не закрыт;
  • ушные раковины мягкие, асимметричные;
  • размеры головы превышают размеры грудной клетки;
  • ногти тонкие и обычно доходят до конца ногтевого ложа;
  • пупочное кольцо расположено в нижнем квадранте живота.

Анатомо-физиологические особенности недоношенных новорожденных и функциональные признаки недоношенности:

  • недоразвитость центральной нервной системы и других органов и их функциональная незрелость;
  • несовершенство терморегуляции. Эта особенность недоношенных новорожденных заключаются в невозможности удерживать температуру тела на постоянном уровне;
  • несовершенство акта дыхания, колебания в его ритме вплоть до остановки и внезапной смерти;
  • слабая выраженность сосательного и глотательного рефлексов;
  • недоразвитие сосудистой системы, проявляющееся в хрупкости и тонкости кровеносных сосудов, что способствует возникновению нарушений мозгового кровообращения и кровоизлияний в мозг.

Как ухаживать за новорожденным ребенком: алгоритм утреннего туалета

Утренний туалет новорожденного ребенка и последующий ежедневный уход за младенцем – необходимое условие для быстрой адаптации малыша в новых условиях.

Алгоритм туалета новорожденного следующий:

  • умывание лица;
  • промывание глаз раствором фурацилина;
  • обработка пуповинного остатка 70%-ным спиртом с последующим его прижиганием 5%-ным раствором марганцовокислого калия. После отпадения пуповины пупочная ранка обрабатывается 3%-ным раствором перекиси водорода, а затем 70%-ным спиртом и 5% -ным раствором марганцовокислого калия;
  • по показаниям обработка носовых ходов и слуховых проходов (жгутиками, смоченными стерильным вазелином);
  • при наличии молочницы туалет новорожденного ребенка обязательно включает обработку слизистой оболочки рта 20% -ным раствором буры в глицерине.

А как ухаживать за новорожденным после того, как подживет пупочная ранка? В это время малыша разрешается купать. Вода для купания берется теплая - ее температура должна составлять 36,5-37,5 °С, в ванне ребенок, не достигший 1 года, может находиться не более 5-10 минут.

Новорожденного малыша, быстро распеленав, погружают в воду, поддерживая под голову и спинку одной рукой, нижнюю часть туловища - другой. Моют ребенка, положив его голову себе на руку, несколько согнутую в локтевом суставе, ладонью поддерживая его за подмышечную впадину. Сначала намыливают голову, затем шею, грудь, спину и в последнюю очередь - ноги и руки. В процессе того как ухаживать за новорожденным ребенком, помните, что мыть лицо младенца водой из ванны нельзя.

Детей, когда они могут уверенно сидеть и стоять самостоятельно, моют сидя.

Как делать воздушные и солнечные ванны новорожденному

Ни один человек, а грудные дети в особенности, не может обойтись без свежего воздуха и солнечного света. Гулять с младенцем начинают на следующий день после выписки из роддома, если температура воздуха не ниже -5 °С, начиная с 15-20 минут 2 раза в день. К месячному возрасту длительность прогулки доводят до 45-60 минут или гуляют с малышом 2 раза в день по 30 минут. Дети 3-6 месяцев нуждаются в более длительном пребывании на свежем воздухе - до 4-6 часов, разделенных на 2 прогулки, причем малыш в состоянии спокойно переносить температуру окружающего воздуха до -12 °С. К году ребенок должен гулять 6-10 часов в день.

Нужды новорожденным и воздушные ванны: в холодное время года их проводят в хорошо проветренном помещении, имеющем температуру воздуха +18…+20 ᵒС, в теплой время - при открытых окнах или на свежем воздухе. Малыша разворачивают и оставляют полежать раздетым 1-3 минуты, постепенно увеличивая время ванны до 15-20 минут. В этот момент малышу можно сделать массаж или заняться с ним гимнастикой. А как делать воздушные ванны новорожденным второго полугодия жизни? Таким малышам требуется проводить воздушные ванны 2 раза в день по 15 минут.

В первые дни после появления на свет солнечные ванны новорожденным не рекомендуются, лишь начиная с 3-4-месячного возраста ребенка (если нет противопоказаний) можно выносить «позагорать» в тенечке на 2-10 минут при условии, что температура окружающего воздуха не ниже 23 °С. К годовалому возрасту продолжительность солнечных ванн может быть постепенно увеличена до 20 минут. Кстати, прекрасный способ закаливания - обливание ребенка после солнечной ванны водой: в 3-6 месяцев с температурой 35-36 ᵒС, 6-12 месяцев- 19-20 °С. Но проводить подобные процедуры нужно с большой осторожностью: недопустимо появление «гусиной кожи» и тем более - дрожи.

Статья прочитана 15 340 раз(a).

Интранатальный период начинается с регулярных родовых схваток до перевязки пуповины (от 2-4 до 15-18 ч). Период новорожденности начинается с момента рождения ребенка и продолжается до 4 нед. Его продолжительность зависит от степени зрелости новорожденного. Это первый период внеутробной жизни, когда происходит процесс приспособления ребенка к новым условиям внешней среды. В организме новорожденного происходит интенсивная перестройка различных систем и органов, которые характеризуются морфологической незаконченность строения и функциональной незрелостью. Все системы организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения условий жизни новорожденного могут вызвать значительные изменения состояния его здоровья. С момента рождения начинает функционировать малый круг кровообращения и происходит переход на легочное дыхание. переходит на энтеральный тип питания. В коре головного мозга преобладают процессы торможения над процессами возбуждения, проявляющегося значительной продолжительностью сна (20-22 ч в течение суток).

Неонатальный период объединяет два под периоды.

1. Ранний неонатальный период (от рождения до 7-и суток — 168 ч). В это время наблюдаются пограничные состояния: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз, а также выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь при антигенной несовместимости крови матери и плода, клинические проявления родовой травмы, асфиксии, последствия внутриутробного инфицирования или инфицирования во время родов, проявления аспирационного синдрома; гнойно-септические заболевания, вирусные поражения кишечника и дыхательных путей, синдром дыхательных расстройств вследствие незрелости легочной ткани и гипертензии малого круга кровообращения.

2. Поздний неонатальный (от 7-и до 28-го дня жизни — 21 день). Период восстановления после перенесенных дезадаптационных синдромов.

Перинатальный период длится с 28-й недели беременности до 7-х суток жизни. Включает поздний фетальный, интранатальной и ранний неонатальный периоды.

Для оценки физического развития новорожденного используют средние статистические показатели основных параметров в зависимости от гестационного возраста или оценочные таблицы по типу перцентили. Гестационный возраст определяют по времени последней менструации матери, дате первого шевеления плода, по данным объективного обследования вагитноив женской консультации, включая ультразвуковое исследование, а также на основе клинической оценки степени зрелости новорожденного.

Согласно статистическим данным показатели в пределах М ± 2σ или Р 10-90 считаются нормальные для данного гестационного возраста, а отклонения в среднем М на 2σ и более или более Р 90 и ниже Р 10 является резким отклонением от нормы. Важное значение для оценки физического развития имеет характеристика пропорциональности телосложения и состояния питания новорожденного ребенка.


Наука о ребёнке.

Педиатрия (от греческих paid – ребёнок, iatrea – врачевание) - раздел медицинской науки, которая изучает развитие, формирование человеческого организма и болезни детского возраста.

Начало учению о ребёнке положено в 4 век до н.э. Гиппократом в книге «О природе ребёнка». Гиппократ впервые начал рассматривать организм ребёнка не как взрослого в миниатюре, а как постоянно меняющийся организм. Однако как самостоятельная дисциплина, педиатрия получила развитие только в 19 веке с организацией детских больниц. Основоположником педиатрии в России стал Нил Фёдорович Филатов (1847-1902).
Главная особенность детского организма заключается в том, что он растёт и развивается.
Рост – это изменение размеров тела и его частей.
Развитие – постепенная диффиренцировка органов и тканей органов и тканей и функциональные изменения, происходящие в организме под воздействием многих факторов.
Весь период роста и развития организма или детский период жизнедеятельности человека от зачатия до половой зрелости, т.е. до 17-18лет, разделён на 2 этапа и 6 подпериодов.


Периоды детского возраста.
А. Внутриутробный этап развития (антенатальный):
фаза эмбрионального развития (2-3 месяца);
фаза плацентарного развития (от 3 мес. до рождения);
(Интранатальный - период от появления схваток до перевязки пуповины).

В. Внеутробный этап развития:
1. Период новорожденности или неонатальный:
ранний неонатальный (от рождения до 7 дней);
поздний неонатальный (от рождения до 28 дней).
2. Период грудного возраста (1-12мес).
3. Предшкольный период (1-3 года).
4. Дошкольный период (3-6 лет).
5. Младший школьный период (6-12 лет).
6. Старший школьный период (12-18 лет).

Характеристика периодов.


Антенатальный период - подразделяется на фазы эмбрионального и фетального развития.
Фетальная фаза – ранняя (2-7мес.) и поздняя (от 7мес до рождения).
Весь антенатальный период занимает 280 дней или 10 лунных месяцев.

Фаза эмбрионального развития – от образования зиготы до конца второго месяца, когда эмбрион приобретает человекоподобный вид. В это время происходит формирование внутренних органов и внешних частей тела, в связи с чем особенно опасно воздействие на организм матери тератогенных (воздействующих на плод) факторов. К ним относятся: биологические (ОРВИ, краснуха и др.), химические (медикаменты, летучие вещества, производственные вредности), физические (радиация, температура), механические (вибрация, чрезмерные нагрузки, травмы), психические.
В результате этих воздействий нарушается закладка внутренних органов и систем, что приводит к различным уродствам, часто не совместимым с жизнью.
С развитием плаценты, к концу второго месяца, наступает фетальная фаза антенатального периода. Основным отличием этой фазы является обособление кровообращения плода от кровообращения матери, дыхание и питание плода происходит через плаценту.

Ранняя фетальная фаза – продолжается быстрый рост плода. Масса плода увеличивается в сотни миллионов раз, длинна в 5000 раз. На 4 месяце плод активно двигается, отчётливо проявляются признаки пола. В 5 месяцев появляется пушок, начинают функционировать сальные железы. К 6 месяцам вес плода достигает 600-700 грамм, начинают функционировать слуховой, вестибулярный, тактильный анализаторы. Действие вредных факторов в этот период приводит к патологическому изменению и недоразвитию органов.

Поздняя фетальная фаза – продолжается нарастание массы плода, создаётся запас питательных веществ, организм плода и матери подготавливается к родам. Срочные роды наступают в 38-42 недели, преждевременные в 28-37 недель, роды после срока – 42 недели и больше.

Роль средних медработников в антенатальном периоде.

Течение беременности, воздействие внешних факторов на организм матери, её питание оказывают решающее воздействие на развитие плода и здоровье будущего ребёнка. Задача медицинских работников на этом этапе развития человека заключается в наблюдении за беременной, организации правильного образа жизни будущей матери путем рекомендаций.
Беременная женщина, принявшая решение стать матерью, должна быть взята на учёт на ранних сроках беременности женской консультацией. Сообщение о взятой на учёт беременной передаётся участковому педиатру по месту жительства женщины.
Во время первого дородового патронажа собираются сведения о условиях жизни беременной, производственных вредностях, материальной обеспеченности будущей матери. Выясняются наследственные и социальные заболевания родителей и ближайших родственников, вредные привычки беременной и отца будущего ребёнка. Необходимо собрать сведения о течении настоящей беременности и о течении и исходах предшествующих беременностей.
После сбора информации, женщине дают рекомендации: исключение профессиональных вредностей, отказ от вредных привычек, о режиме питания и отдыха, антенатальной профилактике рахита и анемии.
Медсестрой, проводившей патронаж, делаются выводы о течении беременности и условиях жизни женщины, заполняется бланк дородового патронажа, который в дальнейшем вклеивается в амбулаторную карту ребёнка.
Второй дородовый патронаж проводится в период декретного отпуска.
Собираются сведения о перенесенных в течении беременности болезнях женщины, применяемых лекарствах, общем соматическом и психическом самочувствии женщины. Решается вопрос о необходимости профилактики рахита и анемии. Необходимо выяснить, готова ли женщина к рождению ребёнка в материальном плане (так называемое приданое для ребёнка).
После сбора информации женщине дают необходимые советы.

Период новорожденности (неонатальный) – подразделяется на ранний и поздний неонатальный периоды. Начинается с рождения ребёнка и продолжается 4 недели.
Ранний неонатальный период – с момента рождения по 7-е сутки жизни.
Происходит основная адаптация организма к жизни в новых условиях. Скорость адаптивных процессов в организме в этот период самая высокая и никогда больше в жизни не бывает такой. Начинает функционировать дыхательная система, перестраивается система кровообращения, включается пищеварение.
Все органы и системы находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому ребёнок нуждается в особенно тщательном уходе.
В этом периоде у ребёнка могут быть обнаружены дефекты развития, гемолитическая болезнь, синдром дыхательных расстройств и другая патология. Кроме патологи у новорожденного проявляются различные физиологические состояния, отражающие процессы адаптации. К ним относятся: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, половой криз. В связи с преобладанием процессов торможения в ЦНС новорожденный почти непрерывно спит. К концу этого периода все системы организма приходят в достаточно устойчивое равновесие, газообмен устанавливается на уровне взрослого человека, начинается прибавление массы тела. К концу первой недели жизни налаживается тесный контакт новорожденного с матерью, особенно если ребёнок находится на естественном вскармливании. Большую часть этого периода ребёнок находится в роддоме.
Поздний неонатальный период – с 8-го дня по 28 день жизни. Характеризуется дальнейшей адаптацией к окружающей среде. В это время полностью заживает пупочная ранка, интенсивно увеличивается масса тела и длинна тела, развиваются анализаторы, начинают формироваться условные рефлексы и координация движений.

Гестационный возраст.
Гестационный возраст или истинный возраст новорожденного считается неделями гистации от первого дня последней менструации. В зависимости от срока гистации новорожденные подразделяются на:
доношенных (38-42 нед.)
недоношенных (менее 38 нед.)
переношенных (более 42 нед.).

Доношенные дети.
Признаки доношености:
цикл внутриутробного развития 38-42 недели;
масса тела не менее 2500 г;
длина тела не менее 45 см;
имеют все признаки зрелости: удерживает постоянную температуру тела, имеет выраженные глотательный и сосательный рефлексы, устойчивый и правильный ритм дыхания и сердцебиения, активно реагирует на внешние раздражители.

Оценка состояния новорожденного.
Состояние новорожденного оценивается в первую минуту жизни. Оценка производится по шкале Апгар дважды – в конце первой и пятой минуты жизни. Если это требуется, то оценку следует повторять каждые 5 минут до 20 минуты жизни.
Если у ребёнка имеется хотя бы один признак живорожденности, помощь не должна откладываться до окончания первой минуты жизни.
Состояние ребёнка считается удовлетворительным, если по шкале Апгар он набирает 8-10 баллов.

Уход за новорожденным.
После рождения ребёнка, оценки его состояния производятся следующие действия:
-первый туалет новорожденного,
-антропометрия,
-заполнение и оформление документации,
-пеленание.

Первый туалет новорожденного.
1.Укладывают на подогретый столик с источником лучистого тепла, обтираю первородную смазку, меняют влажную пелёнку для предотвращения потерь тепла.
2.Положение ребёнка со слегка запрокинутой головой и валиком под плечами.
3.Резиновой грушей или электроотсосом из ротовой полости и носа отсасывают содержимое для предотвращения аспирации.
4.При необходимости, до установления адекватного дыхания, производится тактильная стимуляция (похлопывание по стопам).
5.Производят обработку и дополнительную перевязку пуповины.
6.Профилактика бленореи – закапывание в глаза и половую щель девочкам по 2 капли 30% сульфацила натрия, повторяют через 2 часа.

Первое прикладывание к груди производится в род. зале после туалета новорожденного, является основным моментом для установления уз между матерью и ребёнком. Через 15-20 минут большинство детей начинает искать сосок. Для детей периода новорожденности единственно физиологически верным является вскармливание грудью. При первом прикладывании к груди ребёнок получает молозиво, содержащее повышенное количество иммуноглобулинов, что резко повышает защитные свойства новорожденного организма. Кроме этого раннее прикладывание к груди способствует более раннему появлению молока у матери.

Правила вскармливания новорожденного.
В настоящее время практикуется режим свободного вскармливания, при котором ребёнок устанавливает свой собственный режим с числом кормлений от 7 до 10 раз в сутки, в том числе и ночью.
Подготовка матери. Мать должна тщательно вымыть руки. Приготовить пелёнку для ребёнка и посуду для сцеживания грудного молока.
Подготовка новорожденного. Ребёнка необходимо перед рождением перепеленать и прочистить ему носовые ходы.

Правила кормления грудью.
1.Сцедить несколько капель молока, которые могут быть не стерильными.
2. Ребёнок должен захватывать не только сосок, но и околососковый кружок.
3. Носовые ходы ребенка должны быть свободны.
4. Ребёнок находится у груди не более 20 минут.
5. При каждом кормлении прикладывать только к одной груди.
6.Если ребёнок засыпает, нужно будить его.
7.Чтобы отнять ребёнка от груди, нужно зажать ему нос.
8.После кормления:
подержать ребёнка вертикально для удаления воздуха из желудка;
сцедить остаток молока в стерильную посуду.

Суточная потребность доношенного ребёнка в грудном молоке в первые 10 дней жизни рассчитывается по формуле Финкельштейна:

V = P * 70 (80), где P – число дней жизни,
70- коэффициент при массе менее 3200 г
80- при массе более 3200 г.

Разовый объём молока = V: N, где N-число кормлений.

Контрольное кормление . Определение фактического потребления молока ребёнком производится контрольное кормление. Ребёнка взвешивают до и после кормления. Разница в весе – количество фактически полученного ребёнком молока.

Профилактика туберкулёза.
В России профилактика туберкулёза путём вакцинации новорожденных применяется с 1925 года. В первые годы вакцина вводилась с молоком матери через рот. С 1962 года введён внутрикожный, более эффективный метод иммунизации.
Вакцину вводят внутрикожно в верхнюю треть левого плеча с помощью туберкулинового шприца на 3-7 день жизни. Место вакцинации запрещается обрабатывать дезинфицирующими растворами, повязка не накладывается. Через 4-6 недель на месте введения появляется папула, везикула или пустула размером 5-10 мм, которая рубцуется через 2 месяца.
К вакцинации допускается только специально обученный персонал. Перед проведением прививки врач осматривает ребёнка и делает запись в истории развития ребёнка. После введения вакцины сестра записывает дату введения и серию вакцины.

Физиологические состояния новорожденных.
У новорожденных возможны пограничные состояния, которые не являются проявлением патологии и расцениваются как физиологические. Наиболее часто встречаются:
- физиологическая эритема характеризуется появлением яркой гиперемии кожи новорожденного в связи с раздражением кожи новыми условиями окружающей среды. Продолжается от нескольких часов до 2-3 суток. После исчезновения эритемы остаётся мелкое или крупное шелушение.
- Физиологическая убыль массы тела связанна с потерей жидкости через кожу и с дыханием. Физиологической считается потеря массы до 10% . К 7-10 дню ребёнок набирает свою первоначальную массу.
- Транзиторная лихорадка связанна с потерей воды ребёнком и проявляется внезапным, чаще ночью, повышением температуры до 39-40 градусов. Наблюдается на 3-4 день при максимальной убыли массы.
- Физиологическая желтуха новорожденного появляется на 2-3 день вслед за эритемой и проявляется в желтушном окрашивании кожи и слизистых. Физиологическая желтуха связана с функциональной незрелость печени новорожденного, которая не справляется с переработкой билирубина, образующегося от распада эритроцитов. Исчезает на 7-10 день, лечения не требует.
- Половые кризы выражаются в нагрубании молочных желез у детей обоего пола, кровянистых выделениях из половых органов у девочек, и отёке мошонки у мальчиков. Причиной является поступление гормонов матери в организм ребёнка. Нагрубание желез исчезает через 2-3 недели, кровянистые выделения через 1-2 дня.
- Мочекислый инфаркт - проявляется в появлении на пелёнках пятен кирпично-красного цвета. Это явление связанно с перестройкой обменных процессов, выделении небольшого количества концентрированной мочи с большим содержанием мочекислых солей.

Выписка из роддома.
Выписка ребёнка и матери из роддома производится при отсутствии противопоказаний со стороны ребёнка и матери на 3-4 день. В соответствии с приказом МЗ РФ №345, медсестра в день выписки ребёнка передаёт сообщение в детскую поликлинику по месту жительства ребёнка. Медсестра и врач детской поликлиники должны посетить новорожденного на дому в первые три дня с послеродовым патронажем. Цель патронажа:
1.Познакомить мать с режимом и диетой кормящей женщины;
2.Обучить основным моментам ухода за ребёнком;
3.Ознакомить мать с режимом для новорожденного ребёнка, решить вопрос с первым купанием;
4.Разъяснить матери преимущества грудного вскармливания.

Период новорожденности – это 1-ый этап жизни ребенка после рождения (внеутробный), в течении которого происходит приспособление его организма к условиям внешней среды (температуре, влажности, атмосферному давлению, свету, шуму и т.д.). Длительность периода новорожденности индивидуальна и колеблется от 3-х до 4-х недель. Период новорожденности начинается с первого вдоха и перевязки пупочного канатика, когда прекращается непосредственная связь ребенка с организмом матери. Этот период считается критическим, т.к.
большинство органов и систем незрелы (особенно ЦНС), у новорожденного имеется ряд функциональных сдвигов, стоящих на грани с патологией (физиологические, переходные, пограничные — состояния).
У доношенных этот период короче, чем у недоношенных, т.к. у них быстрее происходит урегулирование легочного газообмена, изменение желудочно-кишечного пищеварения, а также приспособление других органов и систем. Доношенным новорожденным считается ребенок прошедший 9-ти месячный цикл внутриутробного развития (около 280 дней) родившийся в срок (30-41 неделя) и функционально зрелый.

Антропометрическая характеристика здорового новорожденного
*Средняя масса тела мальчиков 3 400-3 500 г; девочек — 3 200-3 400 г; нижняя граница массы
доношенного ребенка 2500 г, масса тела более 4000 г — расценивается как крупный плод;
* Длина тела в среднем составляет 50 см, колеблясь от 47 до 56 см;
* Окружность головы 32-34 см, у новорожденного она больше окружности грудной клетки на 1-2см
В норме весо-ростовой показатель равен 60 (m/l).

Функциональная характеристика
Здоровому новорожденному присуще большое количество спонтанных движений, громкий крик,
физиологическое повышение мышечного тонуса в сгибателях, что обеспечивает свойственную этому возрасту «позу эмбриона» с приведенными к туловищу согнутыми в суставах руками и ногами. Кисти сжаты в кулачки, голова расположена по средней линии и может быть слегка запрокинута назад из-за повышенного тонуса в сгибателях шеи. При осмотре хорошо удерживает тепло, хорошо сосет (активный акт сосания), обладает группой безусловных рефлексов (сосательный, глотательный, чихательный, кашлевой и др.).
У доношенного новорожденного голова составляет ¼ часть длины тела. Мозговой череп преобладает над лицевым. Большой родничок открыт, его размеры 2,5*2,5 см. Лицо здорового новорожденного симметрично с одинаковыми глазными щелями и носогубными складками. С момента рождения ребенок реагирует на свет и звуки. В первые часы после рождения лицо новорожденного очень отечное, глаза закрыты или полуоткрыты. Веки припухшие. Часто отсутствуют, содружественные движения глазных яблок. На кончике и крыльях носа
отмечают желтовато-белые точки (millia). Это результат избыточного выделения секрета сальных желез. Они исчезают.
У здорового новорожденного хорошо развит подкожно-жировой слой. Из-за хорошей васкуляризации кожа ребенка ярко красная или розовая, покрыта первородной сыровидной смазкой состоящей из слущившихся в последние месяцы внутриутробной жизни эпителиальных клеток, холестерина и гликогена. Цвет ее при нормальных условиях серовато-белый. Если она окрашена в желтый, желто-зеленый цвет, это говорит чаще всего о внутриутробных патологических процессах (гипоксия, гемолитические процессы). На ощупь кожа бархатистая с хорошим тургором (упругость), покрыта пушковыми волосами (лануго), преимущественно в области плечевого пояса. Волосы на голове чаще всего хорошо выражены. Брови и ресницы выражены слабо. Слизистая оболочка губ и полости рта нежная, розовая, богато васкуляризирована, легко ранима. Хорошо развит околососковый кружок молочной железы, хрящ ушной раковины упругий, ногти покрывают все ногтевое ложе. Грудная клетка имеет бочкообразную форму, короткая, малоподвижная, положение ребер приближается к
горизонтальному. Тип дыхания у новорожденного брюшной, частота дыханий 40-60 в минуту. Сердце относительно большое расположено горизонтально. Пульс 120-140 в минуту. Пупочное кольцо находится посередине между лоном и мочевидным отростком. Пуповинный остаток отделяют на 5-6 сутки (хирургическим путем на 2-ые сутки). Заживление пупочной ранки происходит к концу 2-ой недели жизни. Дольше у недоношенных детей и детей с большой массой тела при рождении. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые. Конечности короткие, длина верхних и нижних конечностей почти одинакова. Движения их беспорядочные (хаотичные). Мускулатура развита слабо, особенно мышцы
конечностей. Но мышечная сила достаточная (рефлекс ползания, сосания доказывает это).

Время от момента рождения ребенка по 28 день его жизни (включительно) называется неонатальным периодом. Этот период, в свою очередь, подразделяется на два: ранний (с момента перевязки пуповины до 7 дня жизни) и поздний (с 8 по 28 день).

Ранний неонатальный период

В раннем неонатальном периоде происходит основная адаптация к жизни ребенка в новых для него условиях. Плацентарное кислородное снабжение сменяется легочным и ребенок делает первый вдох. Начинает действовать малый круг кровообращения, настраивается выделительная система, происходят изменения в обмене веществ. В раннем неонатальном периоде кожа у ребенка гиперемирована - это, так называемый, физиологический катар. Часто бывает физиологическая желтуха, вызванная незрелостью печени новорожденного ребенка. В раннем неонатальном периоде происходит физиологическая потеря веса и-за выделения первородного кала - мекония. Все системы организма еще очень неустойчивы и поэтому уход за новорожденным ребенком должен быть внимательным и тщательным. В этом периоде могут обнаружиться такие врожденные заболевания, как гемолитическая болезнь, дыхательные расстройства, анемия и другие.

Поздний неонатальный период

В позднем неонатальном периоде идет дальнейшая физиологическая адаптация ребенка к новым условиям. Полностью заживает пупочная рана. При достаточном количестве молока у матери ребенок хорошо прибавляет в весе и росте. Формируются условные рефлексы, развиваются зрительные анализаторы, координация движений. Продолжает настраиваться пищеварительная система, стул меняется с черно-зеленого на желто-коричневый. Кожа у ребенка становится розовой и чистой. Если первые сутки после рождения ребенок почти все время спит, то в поздний неонатальный период новорожденный все больше времени проводит, бодрствуя. В это время он начинает отвечать улыбкой на обращение к нему.

Все эти принципы уменьшают влияние родового стресса, способствуют физиологической адаптации новорожденного в неонатальном периоде, его правильному психоэмоциональному развитию в дальнейшем.









2024 © rukaraoke.ru.