Как менялись в россии традиции встречи нового года и рождества. Рождественские праздники


У каждого народа есть свои обычаи и легенды, связанные с празднованием Нового года и Рождества. Sputnik предлагает познакомиться с традициями и обычаями празднования в разных странах этих главных праздников.

Эстония

Эстония — страна с несколькими религиозными конфессиями, поэтому здесь уважительно относятся к православному, католическому и лютеранскому Рождеству. Многие традиции Эстония заимствовала у Скандинавских стран. Так что неудивительно, что и Рождество у них носит название Йыулунд, по имени шведского божества Зимнего солнцестояния. А эстонского Деда Мороза зовут Йыулувана.

В Эстонии существует интересная новогодняя примета. К счастью считается встретить на улице трубочиста с орудиями ремесла - высоким цилиндром и гирей на веревке с ершиком. Фигурка такого испачканного сажей трубочиста очень популярна в качестве новогоднего подарка в Эстонии.

Начало Адвента особенно важно для маленьких детей, который ждут к себе в гости маленьких гномов, называемых на эстонском языке päkapikud (пякапикуд), которые живут в соседней с Эстонией Лапландии. Считается, что по ночам в течение декабря месяца ходят по домам волшебные гномы, которые дарят детям подарки и угощения.

SPUTNIK / ВАДИМ АНЦУПОВ

Характерная особенность празднования новогодней ночи в Эстонии - это сытный стол. На рождественском столе обязательно есть свинина, традиционный эстонские колбасы, жаркое, тушеная капуста, холодец, а также домашние хлеб и пиво.

В канун Рождества эстонцы обязательно читают рождественскую молитву, в которой просят дать силы не обижать ни людей, ни животных, быть внимательными, уметь прощать, заботиться не только о близких, но и о незнакомых людях - особенно стариках. Приметы: в канун Рождества у эстонцев дело не обходится без похода в баню. Купание в канун Рождества и Нового года, по древним эстонским поверьям, помогает избавиться от всех болезней, а еще - разжечь внутренний огонь, который будет согревать человека изнутри весь последующий год.

Латвия

В Латвии празднование Рождества и Нового года ("Зиемассветки") — это синтез языческих, советских и заимствованных на Западе в постсоветский период традиций. Но традиционно Рождество в Латвии принято праздновать шире, чем Новый год.


Рождественский рынок на Ратушной площади/ SPUTNIK / SERGEY MELKONOV

Главное блюдо латышского Рождества - вареный серый горох с жареным шпеком — свиным салом. Весь сваренный горох в этот день обязательно надо доесть - чтобы слезы этого года не оставались на следующий. Кроме того, на латвийском рождественском столе популярным блюдом является вареная свиная голова с вареным серым горохом и рыба - например, карп со сладким мясом и крупными чешуйками, которые принято складывать в кошельки и карманы, чтобы в новом году всегда быть с деньгами. А также в канун Рождества латыши вспоминают о некогда популярной кровяной колбасе.

Самый популярный вид праздничного печенья - пипаркукас, который аналогично актуален в Эстонии и Финляндии. В тесто перед выпечкой добавляется особый сорт ароматного перца и других пряностей, что создает узнаваемый приятный запах. Кроме того, из теста пипаркукас латышские кондитеры делают настоящие пряничные домики, которые часто становятся подарком к Рождеству.

Главное украшение к Рождеству в Латвии - адвентский венок, который изготавливается из подручных материалов: прутьев, сена, соломы, стеблей растений. Встреча Нового года в Латвии отличается изобилием праздничных блюд на столе. На богатых новогодних столах латышей, кроме коронной свиной головы и рыбы, всегда есть пироги, пирожки со шпеком, домашний глинтвейн, запеченный в печи картофель, тушеная капуста с медом и тмином, жаркое, салат "рассол" и пиво. Традиционный напиток для латышей - шампанское. Приметы: в первый день нового года в Латвии во всех домах принято разбрасывать горох, символизирующий обильный и урожайный год. Встречая Новый Год, необходимо съесть хотя бы одну горошину.

Армения

Новый год в армянской традиции является символом обновления и переосмысления прошлого. Празднование Нового года у армян имеет древнейшую традицию. По дошедшим до современников данным, армяне имели целых три новогодних праздника: Аманор (21 марта), Навасард (11 августа) и Новый год 1 января.


Армянский дед Мороз - Каханд пап/ SPUTNIK / АСАТУР ЕСАЯНЦ

У армян есть одна древняя поговорка: "Без вина придет новый год, а без нгатзахика - запоздает". В древности нгатзахик был самой известной приправой. Этот вызывающий аппетит цветок рос на склонах Арарата. Его собирали и сушили, а потом распространяли по всей Армении. И в каком бы районе ни жил армянин, на Новый Год он всегда в новогодних блюдах применял сушеный нгатзахик. Эта традиция была символом национального единения армян.

Во многих районах Армении была распространена еще одна традиция "Кахука" или "Готекаха". Суть ее состояла в том, что молодежь накануне новогодней ночи опускала через дымоволок взятые с собой корзины, сопровождая это песнями и пожеланиями, поздравляющими домочадцев. А хозяйка этого дома должна была наполнить опущенные корзины фруктами и сладостями.


Новогодняя ярмарка на Северном Проспекте в Ереване/ SPUTNIK / ASATUR YESAYANTS

Часть новогодних традиций связана непосредственно с культами огня, деревьев, воды. В отдельных районах Армении вечером Нового года было принято "кахандовать". Брали бревно, которое надо было сжечь в Новом году, его называли "Бревном начала года". После сожжения, искрящие головешки закапывали в полях, чтобы новый год был урожайный, и в новом году не было потерь.

Прошли века и, конечно, многое изменилось. Но Новый год и сейчас остается у армян самым веселым и любимым праздником. Обычно Новый год в Армении встречают в семейном кругу и за столом, полным еды. Примечательно, что 1 января в список новогодних блюд по древней традиции включаются продукты, названия которых начинаются с буквы Н: Нгатзахик, Нур (гранат), Нуш (миндаль) и др. Традиционно армянскими новогодними блюдами являются также "ануш апур" (суп с сухофруктами) и "хапама" (тыква с начинкой из риса, меда, орехов, сухофруктов). До сих пор в некоторых областях Армении широко распространена выпечка праздничного новогоднего хлеба - "тареац". Ну и естественно, армянское вино и коньяк.

На детских праздниках Новый год в Армении традиционно встречают с Дедом Морозом — Каханд Пап и Снегурочкой — Дзюнанушик, звучат мелодии современных и народных армянских песен. Интересно, что в Армении подарки дарит глава семейства, их также вешают на елку.

На Рождество в Армении готовят сладкий "постный" рисовый плов с сухофруктами, орехами и фисташками, обязательно варят, жарят или запекают рыбу (традиционно форель), пекут куличики. В "счастливый" куличик вкладывают монету: кому достанется такой куличик — для того год и будет счастливым.

Приметы: Чтобы в следующий год не познать горя, следует перед тем, как отведать другие блюда, съесть немного меда. По древнему поверью, иногда приглашенные гости и соседи, придя в дом, разбрасывают по дому орехи.

Узбекистан

Новый Год в Узбекистане отмечают два раза в год: первый раз по европейскому стилю - 1 января, а второй — 21 марта. Оба этих дня являются выходными. Новый год 1 января в Узбекистане это больше светский праздник, отмечаемый с советских времен с присутствием всех традиционных празднику атрибутов. Как и во всем мире в Узбекистане есть свой Дед Мороз - его называют Корбобо и своя Снегурочка - ее именуют Коркиз. Вместо оленей - Ослик. Правда, редко можно увидеть на улицах Узбекистана Корбобо на ослике.


Дед мороз и Снегурочка на площади Независимости в Ташкенте/ SPUTNIK / СТРИНГЕР

На главной площади Ташкента устраивают народные гуляния: розыгрыши, танцы разных народов, продаются маски, елочки и подарки.

К новогоднему столу в Узбекистане принято подавать большое количество фруктов. Помимо традиционных национальных блюд непременно должен быть арбуз. Если он спелый и сладкий, то Новый год будет счастливый.

Этот большой интернациональный праздник приходит в каждую семью и, конечно же, широко и весело отмечается по всей стране. В столице на главной площади появляется сверкающая огнями гирлянд и украшенная шарами любимица всей детворы - живая елка - символ Нового года. Молодежь собирается здесь, чтобы в волшебную полночь услышать бой ташкентских курантов. А в последующие дни площадь становится эпицентром массовых гуляний. Особенно резвится детвора, ведь здесь их ждут Дед Мороз и Снегурочка.


Арбуз - неотъемлемая составляющая узбекского Новогоднего стола/ SPUTNIK / ВИКТОР ЧЕРНОВ

Приметы: пока часы отсчитывают секунды до наступления Нового года, многие в Узбекистане стараются успеть съесть 12 виноградинок. Кто выполняет этот ритуал, верит, что загаданное желание обязательно исполнится. По другой счастливой примете следует разбить все старые, треснувшие керамические тарелки перед Новым годом, тогда ничего плохого из старого года не повторится в наступающем.

Таджикистан

Праздновать Новый год в Таджикистане начали только с приходом советской власти. До этого таджики отмечали начало зимы, празднование приходилось на ночь с 21 на 22 декабря — самую длинную в году. Сейчас жители Таджикистана отмечают и древний праздник, и традиционный Новый год — с елками, мишурой и Дедом Морозом. Дед Мороз по-таджикски — Бобои Барфи, что означает Снежный дедушка. Со своей внучкой Барфак — Снежинкой — они желанные гости каждого таджикского ребенка.

Первый снег в Душанбе: мороз и новогоднее настроение

Отмечать приход зимы — это давняя традиция таджиков, пришедшая в Таджикистан из доисламских времен. С 21 на 22 декабря отмечают самую длинную ночь в году. Читают стихи, готовят угощения. Именно в этот день разрезается спелый арбуз или гранат. Эта традиция пришла в страну из зороастризма.

Календарный Новый год таджики отмечают с большим удовольствием. Улицы городов украшают гирлянды, фонарики и прочая мишура. В городских магазинах и на базарах бойко идет торговля новогодней атрибутикой. За окнами домов угадываются силуэты елок, а со дворов доносятся вкусные ароматы. На центральных площадях в городах и районах установлены елки и организованы новогодние представления для детей.

В парках Душанбе проходят праздничные мероприятия. А на столичной площади Дусти, где красуется самая большая елка страны, днем — грандиозная ярмарка, а вечером — праздничный концерт с участием звезд таджикской эстрады, который завершает великолепный фейерверк.



Праздничное застолье

Казахстан

В Казахстане новый год ("Жаңа жыл") отмечается два раза: 1 января — в соответствии с европейской традицией, и 21—23 марта — после наступления весеннего равноденствия ("Наурыз мейрамы"). Оба праздника отмечаются на государственном уровне.

Празднование Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января уходит корнями в советское прошлое Казахстана, поэтому мало чем отличается от встречи Нового года в России. Сейчас это один из самых массовых и любимых праздников в стране.

Улицы городов максимально украшаются новогодней символикой. Однако в отличие от Европы на улицах редко можно встретить Деда мороза (Аяз ата) со Снегурочкой (Акшакар) — они обычно являются гостями корпоративных мероприятий. Новогодний праздник стал отмечаться на территории Казахстана в середине XIX века, когда здесь поселились русские переселенцы. При встрече Нового года близкие друзья и родственники собираются за столом, чтобы встретить Новый год. Сначала все "провожают" Старый год и вспоминают, что хорошего в нем было, а в 00 часов 00 минут, начинают бить куранты, отсчитывая последние секунды Старого года.



Последние минуты старого года в Казахстане провожают, вспоминая хорошие моменты/
SPUTNIK / АЛЕКСЕЙ ДАНИЧЕВ

С наступлением 1 января все поздравляют друг друга и пьют шампанское, которое считается традиционным напитком на Новый год. Казахи очень любят праздники, поэтому застолья у них могут длиться до самого утра.

Молдова

Новый год в Молдавии отмечается 1 января. Дата празднования Нового Года, как и традиции, связанные с ним, претерпели существенные изменения за последние столетия. Кроме того, за последние полвека Новый Год превратился в самый широкомасштабный и популярный праздник в стране: он традиционно отмечается в семейном кругу, хотя народные гулянья происходят как до, так и после его наступления.

У молдаван свои новогодние персонажи, пришедшие из молдавского фольклора — это Мош Крэчун (Дед Мороз) и Фата де Зэпадэ (Снегурочка), ставшие любимыми гостями детских утренников. Как правило, злая Баба Яга (Баба Хырка) пытается помешать наступлению праздника, но ее планы терпят поражение.

Пироги плацынды - новогодние лакомства с предсказаниями. Внутрь каждой плацынды вкладывается листок бумаги с написанным предсказанием-пожеланием на Новый год. Предсказания эти читают все вместе и долго смеются, если старушке выпадает встретить и полюбить красивого парня.

Жители республики Молдова до сих пор продолжают отмечать приход Нового года два раза — первый раз по московскому времени в 22:00, а второй раз по-местному 24:00. Народные гулянья происходят на площадях крупных городов, где устанавливают елки и наряжают улицы. В Кишиневе самым нарядным является проспект Стефана Великого. По старым традициям, на новогоднем молдавском столе должно стоять 12 блюд по числу месяцев в году, чтобы каждый месяц в новом году нес достаток. В центре в самой красивой тарелке ставится кутья и новогодний калач. В сельской местности также сохраняется обычай принимать в новогоднюю ночь поздравления от ряженых, которые ходят от дома к дому. Поход ряженых возглавляет переодетый в костюм козла мужчина, олицетворяющий нечистую силу, о приближении которой извещают звенящие в колокольчики спутники.



Украшение Новогодней елки в центре Кишиневе/
SPUTNIK / MIROSLAV ROTARI

Одна из самых интересных предновогодних традиций в Молдавии - празднование Дня святого Андрея, когда незамужние девушки гадают на суженого. Также в эту ночь молодые люди крадут у девушек ворота. Для этого юноши договариваются, собираются и снимают ворота с петель, а, чтобы потом эти ворота вернуть, девушки должны угостить их свежеиспеченными пампушками с чесноком.

Всем известные колядки тоже относятся к молдавским рождественским обычаям. Как правило, в Молдове колядуют только парни и девушки. Но иногда даже взрослые отправляются поздравлять своих соседей, родных, близких, а иногда даже незнакомых людей с Рождеством. Колядующие поют прекрасные песни и взамен получают сладости, подарки и даже деньги. Приметы: в Молдавии "сеют" счастье — приходя к кому-то в дом, гости разбрасывают по дому зерна пшеницы, кукурузы и прочих зерновых. Считается, что благодаря этому наступающий год будет благополучными и урожайным.

Беларусь

Белорусские новогодние традиции — это смесь старых и новых веяний. Традиционный белорусский Дед Мороз — это Св. Николай (Святы Мікола). В белорусской мифологии есть персонаж, сильно повлиявший на представление белорусов о том, как выглядит Дед Мороз. Это древнее божество Зюзя, которое является олицетворением зимней стужи. С советских времен его неизменной спутницей и помощницей в раздаче подарков является Снегурочка.

Новый год белорусы традиционно отмечают в семейном кругу, молодежь ходит в рестораны, на дискотеки, встречает его на площадях крупных городов. Старшее поколение любит смотреть концерты с участием звезд эстрады.


На Октябрьской площади Минска зажгли новогоднюю иллюминацию/ SPUTNIK / ВИКТОР ТОЛОЧКО

Накануне самого главного религиозного праздника — Рождества Христова — верный традициям белорусский народ садится за праздничный стол — щедрый, но постный. Шестого января — Святая Вечеря, которую готовят после наведения порядка в домах. Очищаются и духовно — исповедуются. Обязательно на столе наличие 12 блюд — в честь 12 Апостолов Христа. Традиционными яствами всегда были рыба, грибы, каша, фасоль (бобы), картофель, голубцы, печенье, кутья. Ни в коем случае нельзя в этот день ругаться, спорить, все члены семьи должны быть дома. Дети должны помогать в приготовлениях.

У предков белорусов существовал интересный новогодний ритуал. За 15 минут до окончания старого года семья ставили на середину стола глиняную посудину, наполовину наполненную водой. По очереди все члены семьи протягивали левую руку и ровно минуту держали ее над этой посудиной. При этом каждый из присутствующих в мыслях отдавал воде болезни, потери, зависть, неурожай - то есть все то, что его в первую очередь не устраивало в прошедшем году. А потом выливали воду со всеми бедами в окно. Как только наступала полночь, та же посуда снова наполнялась водой до самого края и ставилась на стол. А семья вновь по очереди протягивала над ней правую руку и про себя проговаривала пожелания добра, здоровья, успехов, удачи, семейного благополучия. Через минуту ритуальную чашу пускали по кругу и каждый выпивал свою "долю пожеланий".



Новогодние шары на Октябрьской площади/
SPUTNIK / ВИКТОР ТОЛОЧК

По традиции перед новогодними праздниками белорусы стараются вернуть все долги, так как были уверены, что если этого не сделать, то весь год придется расплачиваться.

Приметы : многие белорусы верят, что если на Новый год, как только часы начинают отбивать полночь, на листе бумаги записать самое заветное желание и успеть сжечь бумагу с последним, двенадцатым ударом, то желание обязательно сбудется.

Россия

В России Новый год — главный праздник, который в стране принято встречать за столом в кругу семьи или друзей. Традиционные для русского новогоднего стола блюда — салаты "Оливье" и "Сельдь под шубой". А самый "новогодний" фрукт — мандарины, напиток - шампанское.

Российский Новый год представить без елки невозможно — это один из важнейших символов праздника, под которым под утро дети находят подарки.


Салат "Оливье"/ SPUTNIK / АЛЕКСЕЙ КУДЕНКО

Во многих семьях принято для новогоднего стола печь специальные пирожки с пожеланиями: в пирожок заворачивается кусочек бумаги в фольге, на котором написано приятное пожелание. Вместо пожелания бывает и сюрприз. Например, в один пирожок из большой партии кладут монетку, один пекут сильно соленым, и еще один — очень сладким. Тот, кто вытянет под бой курантов пирожок с монеткой, в этом году станет богатым. Соленый пирожок символизирует трудности и испытания, сладкий — "сладкую" жизнь.

В российских семьях, чтобы атмосфера на Новый год в доме стала еще более праздничной, вырезают снежинки из бумаги и клеят на окна. Главный персонаж Нового Года — Дед Мороз, добрый волшебный старик с белой бородой в красной, белой или голубой шубе и валенках. Ездит Дед Мороз на тройке лошадей, а помогает ему внучка Снегурочка.


Дед Мороз из Великого Устюга/ SPUTNIK / ГРИГОРИЙ СЫСОЕВ

И, разумеется, перед каждым Новым годом в России по телевизору показывают "новогодние фильмы" — "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Иван Васильевич меняет профессию", "Карнавальная ночь", "Джентльмены удачи" и "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Еще одна особенность, присущая только России и странам СНГ — это не менее масштабное празднование Старого Нового года в ночь с 13 на 14 января и Рождества.

Рождество православные христиане отмечают 7-го января. В Рождественскую ночь у русских девушек принято гадать: языческая традиция сохранилась и до наших дней. Считается, что в эту особую ночь можно точно узнать свою судьбу и узнать, когда и за кого выйдешь замуж.

Приметы: в Новогоднюю ночь в России принято одеваться в новую и лучшую одежду, так как если войти в Новый год с обновкой, то целый год будешь ходить в обновках. Также считается, что нельзя отдавать деньги в канун Нового года, иначе весь год придется их отдавать. Перед Новым годом также рекомендуется выбросить из дома всю битую посуду, перемыть окна и зеркала. Спать в новогоднюю ночь тоже нельзя, иначе весь год пройдет вяло и неинтересно.

Грузия

На Новый год (на грузинском "Ахали цели") в Грузии принято, чтобы стол в прямом смысле ломился от яств. Жаренный поросенок, сыр, аппетитные рулетики из баклажанов с начинкой, блюда из мяса, птицы и рыбы, горы зелени и пряных овощных маринадов, нежнейшие хачапури и лобиани, тающие во рту, а также любимая детьми и взрослыми сладкая чурчхела.


Праздничный фейерверк над проспектом Агмашенебели/ SPUTNIK / ALEXANDER IMEDASHVILI

Самым любимым блюдом и неотъемлемым атрибутом новогоднего грузинского стола является сациви. Пикантное, неповторимое и многогранное вкусовое качество этого грузинского блюда нельзя описать словами. Традиционное новогоднее лакомство грузин - это гозинаки (обжаренные грецкие орехи в меду). С советских времен осталась традиция готовить "Оливье".

На праздничном столе, разумеется, наряду с бутылкой шампанского, присутствует грузинское чача и вино. Вино выпивается из разнообразных рогов и глиняных сосудов. Так жители Грузии пьют "гансхвавебули" — это обычай пить "особые тосты" из нестандартных по размеру бокалов.


Сациви

Когда наступает Новый год, везде в стране слышится "Мравалжамиэр" — это традиционная грузинская застольная песня, которую исполняют национальным грузинским многоголосьем. Среди главных новогодних легенд Грузии значится и таинственный Меквле. Меквле — это человек, которому суждено первому переступить порог вашего дома в новогоднюю ночь. Именно его нога, по древней легенде, приносит счастье или несчастье.

Грузинский Дед Мороз или "Товлис бабуа" — седой старик с длинной бородой, в черной, или белой чохе с белой буркой. Иногда дед носит кинжал. Примечательно, что внучки у грузинского Деда Мороза нет. Зато есть персонаж "Пипкия" — снежинка или снежная фея, которая сопровождает Товлис Бабуа. У грузин есть и своя новогодняя елка — чичилаки. Это небольшое белоснежное деревце, изготавливаемое вручную из веток орешника, украшают конфетами и ягодами.

На Рождество в Грузии есть одна красивая традиция "Алило" — от слова "Аллилуйя", то есть восхваление Бога. Это древняя традиция и красивейшее шествие в честь рождения младенца Иисуса. Праздничную процессию возглавляют символизирующие ангелов и с венками на головах "Махаробели" ("вестники радости" — груз.). За ними следует молодежь с пастушьими посохами в руках, в сванских пушистых шапках и в одежде из овечьей шерсти.

Они олицетворяют пастухов, пришедших к родившемуся Спасителю. Другие участники "Алило" - в белых плащаницах с красными крестами — несут иконы, хоругвь — религиозное знамя с образом Христа и светильники. Все участвующие в крестном ходе поют особое песнопение - "Алило", которое исполняют исключительно в этот праздник. А впереди шествия следует арба на волах, и в ней большие корзины, в которые собирают пожертвования для нуждающихся. Кругом толпа людей в нарядах и колядных костюмах - все поют, приплясывают, играют на музыкальных инструментах.



Шествие "Алило"

В Рождественскую ночь, по традиции которую ввел Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй, в каждом грузинском доме на окне зажигается свеча, принесенная из храма - в память о далеких библейских событиях, когда Иосиф и Мария, скитаясь, искали приют для рождения своего сына.

Приметы: 2 января в Грузии издавна празднуют День судьбы или Бедоба. Есть поверье, что, как этот день встретишь и проведешь, так и проведешь год. Поэтому жители Грузии стараются провести этот день благополучно и беззаботно, а главное — вместе с любимыми и близкими людьми.

На дворе декабрь. Вокруг кипит подготовка к Новому году: витрины украшены наряженными елками, предусмотрительные люди уже озаботились покупкой подарков, хозяйки продумывают праздничное меню и маскарадные костюмы, уже раскуплены билеты на утренники в Домах культуры и вечеринки в ночных клубах.

…На дворе декабрь. Идет Рождественский пост – время, когда человеку предписано с особым вниманием относиться к себе – следить за чистотой своих мыслей, поступков, слов, настроений, чтобы в подобающем состоянии души приобщиться к великой радости Рождества Христова. Как говорил Н.В.Гоголь, очень важно, чтобы в великую минуту у человека в душе были великие чувства.

Так уж случилось в истории нашей страны, что празднование Нового года приходится на последнюю неделю Рождественского поста. Фейерверки, шампанское, обильный стол, танцы, песни, развлечения – и предрождественская собранность души, тихая молитва и умеренность в потреблении хлеба и зрелищ. Как разрешить это противоречие? Еще двадцать лет назад для подавляющего большинства наших соотечественников этой проблемы не было, а сейчас, когда идет процесс воцерковления общества, подобный вопрос нередко встает перед людьми и требует ответа.

О празднике Рождества Христова, о Новом годе мы беседуем с протоиереем Артемием Владимировым, настоятелем храма Всех Святых, что в Красном Селе (г. Москва).

– О.Артемий, когда на Руси праздновался Новый год?

Святая Русь восприняла от Византии традицию праздновать Новый год 1-го марта, по церковному календарю. Это так называемый день Сотворения мира, когда мы воспоминаем сотворение из небытия неба и земли, и особенно — сотворение Адама, произведенного на свет Божий в шестой день.

При Иване III Новый год стал праздноваться 1-го сентября, по старому стилю. Он также имеет Библейское происхождение. В Ветхом Завете Сам Господь Бог, «положивый времена и лета во своей власти» (Деян, 1, 7), повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу (Левит., 23, 24-31). В Православной Церкви 1-е сентября именуется праздником начала нового Индикта — церковного годового круга богослужения.

– Как связаны Рождество и Новый год?

Говоря о Рождестве Христовом, обращу внимание читателей не столько на обрядовую сторону празднества, сколько на самую атмосферу этой ни с чем не сравнимой ночи и последующих за ней Святок. Воздух напоён тихой, таинственной радостью о Новорождённом Богомладенце. Сердца человеческие вкушают мир и отраду, лица светятся от улыбок… Благодать…

По церковному календарю, восьмой день после Христова Рождества — это день Обрезания по плоти Господа Иисуса Христа, день наречения Ему имени Иисус, о котором святому праведному Иосифу было возвещено Ангелом. Нетрудно увидеть духовные корни этого праздника, ибо сначала Церковь славит Новорожденного Спасителя, а затем чествует и Новый год. Это вполне логично, так как само летоисчисление наше ведется от Рождества Христова.

Старый Новый год можно было бы назвать именинами Господа Иисуса Христа, Которым единым надлежит нам спастись под небесами, по слову святого апостола Петра (ср: Деян, 4, 12)… В этот день должно с особенным благоговением и вниманием призывать Господа в Иисусовой молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»…

1-е января, по новому стилю, дорого нам памятью преподобного Илии Муромца, почему иногда этот день называют «днём русского богатырства»… У нас, в Красном Селе, уже который год устраивается праздник на свежем воздухе для детей и взрослых, с проведением спортивных состязаний, горячим чаем с баранками для детей и глинтвейном для взрослых!..

– Что Вы можете сказать о несовпадении гражданского и церковного календарей, ведь именно из-за этого гражданский Новый год предшествует церковному Рождеству?

Введение в нашей стране нового календарного стиля явилось мерой по разрушению не только политических, экономических основ царской России, но и ее духовных устоев. Кажется, какое дело красным комиссарам до календарных проблем? Однако, одна из их первых реформ – переход на новый стиль, который, как известно, для богослужебного Устава и годового круга богослужений является «прокрустовым ложем», ибо вносит в богослужение многие несоответствия, нарушения, ломая стройную систему переходящих праздников. И если у католиков наблюдается хоть какая-то логика в праздновании сначала католического Рождества (25-го декабря), а потом Нового года, то достаточно непоследовательным представляется обычай прежде подымать бокал шампанского и поздравлять с Новым годом, а затем встречать Рождество Того, от Которого, собственно, и ведется нами летоисчисление.

– Как относится Церковь к празднованию Нового года?

Думаю, что вопрос празднования Нового года не самый серьезный и глубокий в наше трагическое время. Мы знаем, что из соображений икономии, то есть снисхождения к обществу, в целях его воцерковления, Священноначалие благословляет совершать новогодние молебствия в храмах (да и какой здравомыслящий священник сегодня будет идти на баррикады и ломать копья в этом отношении?).

Но когда нас спрашивают, мы отвечаем: по существу, светский (а лучше сказать, советский) Новый год вторгается в течение Рождественского поста, нарушая его мерность и мирность. Смотря правде в глаза, нужно назвать псевдоновогоднюю ночь «всешутейшей и всепьянейшей». Разгул страстей, неумеренные возлияния, ничем не обузданный разврат. Кто сейчас возьмется подсчитать число выбитых глаз, оторванных ушей, рук, ног (имею в виду петарды и прочие шумные игрища для детей и взрослых)? Врачи говорят, что новогодняя ночь по числу травм может поспорить лишь праздником 8-го марта.

О всяком деле мы приучены судить по его плодам. Из опыта исповеди как священник я знаю, что именно в эту ночь многие, теряя и совесть, и честь, и чувство долга, впадают в смертные грехи, о которых затем много и долго плачут. Считаю своим долгом предостеречь об этом студенчество, особенно романтически настроенных, но совсем не рассудительных девушек, которые, по своему легкомыслию и дурному на них влиянию, часто попадают в самые незавидные истории…

– Какое празднование Нового года Вы рассматриваете как приемлемое?

Если бы меня спросили как пастыря: можно ли нарушать пост ради новогодней вечеринки, я ответил бы, что я не Римский Папа, чтобы дать положительный ответ. Для знатоков и ревнителей Устава отмечу, что в этом году первое января падает на субботу, когда по Уставу дозволено вкушение рыбы, постного масла и виноградного вина. Со второго января начинаются дни предпразднования Рождества Христова — вкушение рыбы исключается. 31 декабря падает на пятницу, когда рыбу не вкушают, но если служба носит праздничный характер, дозволено вкушение елея и вина.

Сегодня люди разучились праздновать семейные праздники. Все отдано на откуп телевидению, которое настолько опошлило нравы и огрубило вкусы, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, как проведут эту ночь большинство из тех, кто не читает, к сожалению, ваш прекрасный журнал. Сидение за столом до 3-х – 4-х — 5-ти часов (кому сколько здоровье позволит), тяжелая голова, покрасневшие глаза, пресыщенное чрево – и все это на фоне современных пошловатых, брызжущих из телевизора шлягеров и попурри…

– О.Артемий, что бы Вы пожелали нашим читателям в преддверии Нового года и Рождества?

Хотелось бы закончить наш разговор мудрой сентенцией Святых Отцов: «Что не в меру, то от лукавого». То, что служит к умножению любви, единомыслия, радости, да будет принято. То, что оборачивается душевным голодом, опустошением, телесным отягощением, явным вредом для здоровья, да будет отринуто.

Все мы читали в школе «Горе от ума» и, кажется, несколько несправедливо подвергали остракизму известное молчалинское изречение: «Умеренность и аккуратность». Между тем, эти слова сами по себе прекрасны. И, прощаясь с полюбившимися мне читателями, я хотел бы в качестве предрождественского поздравления напомнить слова замечательного подвижника XVIII столетия cвятителя Митрофана Воронежского, которого уважал и даже побаивался Петр Великий, введший празднование Нового года 1-го января, по церковному календарю:
«Мало яждь, воздержно пий — здрав будеши;
твори благо, бегай злаго – спасен будеши».

Примите это в качестве благопожелания в грядущие праздничные дни Христова Рождества и Нового года!

Интервью с протоиереем Артемием Владимировым.

Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый год, и можно ли праздновать его верующим людям?

Празднование Нового года в России имеет весьма непростую историю. Изначально это был церковно-государственный праздник, который приходился на начало сентября. С XV века главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля, где с высокого помоста митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Служился молебен, митрополит кропил князя и стоявших вокруг горожан, все поздравляли друг друга, в каждом доме устраивалась праздничная трапеза. Богатые люди в этот день раздавали нищим обильную милостыню, посылали еду — пироги, калачи, пряники.

Однако в ходе Петровских реформ празднование Нового года было перенесено на 1 января, как это было принято в Европе. А поскольку Рождество Христово отмечалось тогда за неделю до Нового года — 25 декабря, то Новолетие по сути дела оказалось совмещено с Рождественскими празднованиями — святками.

Но в 1918 году и этот порядок был нарушен очередной календарной реформой. Теперь Новый год в России стали отмечать уже на неделю раньше Рождества, в самый напряженный период Рождественского поста. Так родилась проблема, которую каждый православный христианин в России вынужден решать для себя и по сей день: праздновать или не праздновать Новый год?
Однозначного ответа здесь, наверное, не может быть в принципе. Церковные правила не запрещают верующим людям в постные дни собираться за праздничным столом. Более того, только в пост и празднуются такие великие церковные праздники, как Преображение Господне и Вход Господень в Иерусалим.

Конечно, Новый год — не церковный праздник, однако его тоже можно наполнить духовным смыслом и отметить пристойно и благочестиво. Например, во многих храмах нашей Церкви сейчас уже сложилась традиция: в новогоднюю ночь служить молебен, после которого прихожане собираются за общей, вполне постной, трапезой.

Откуда взялась новогодняя елка?

Традиция украшать ель к празднику родилась в Германии. По преданию, первые рождественские елки стали украшать на этой земле еще в VIII веке. Рассказывают, что однажды, в те далекие времена, святой Бонифаций проповедовал язычникам, которые жили в лесах и поклонялись деревьям, считая их божествами. Чтобы убедить их в ошибочности этого верования, Бонифаций срубил один из дубов, считавшихся священными. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все остальные деревья и не тронул лишь маленькую ёлочку. Святой удивился этому чуду и воскликнул: «Пусть будет это дерево деревом Христа!» Конечно, это всего лишь легенда, однако и серьезные исследователи единодушно сходятся в том, что праздничная ель впервые появилась именно в Германии, причем в конкретной ее области — Эльзасе.

Письменные свидетельства о том, что под Рождество в Эльзасе ставили маленькие елочки, украшенные яблоками и облатками, но еще без свечей, датируются XVI в.
И если в иных германских землях издавна был известен обычай подвешивать елочки или другие деревца к потолку (иногда макушкой вверх, а иногда — вниз), то в Эльзасе искони это была только ель, и ее не подвешивали, а именно ставили на пол.

О том, что к 1770-м годам рождественская елка существовала уже в современном нам виде, свидетельствует Иоганн Вольфганг Гёте. В вышедшем в 1774 г. романе «Страдания молодого Вертера» он пишет: «Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг».

В Россию обычай украшать новогоднюю елку пришел в несколько приемов. Новый год у нас стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. В царском указе говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

Но настоящая рождественская ель вошла в русские дома лишь спустя столетие, при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали все ее детство. За сто лет елка в России стала неизменным спутником зимних праздников.

Но в 1916 году рождественские елки на русской земле вдруг оказались в опале. Шла кровопролитная война с Германией, и Святейший синод призвал русских патриотов не ставить в домах колючие деревца, поскольку они пришли к нам из немецкой традиции.

А в 1918 году на елку ополчилась и советская власть — уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее многие продолжали тайно праздновать Рождество и теперь украшение недавно запрещенной Синодом «немецкой» елки стало для русских людей исповеданием их веры во Христа.

Запрещенной елка оставалась до тех пор, пока у властей не появилась идея: праздновать с елочкой не Рождество, а Новый год. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на верхушке елки стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна встретила новый, 1935 год от Рождества Христова. Так прекратились гонения на елочку в нашей стране, и с тех пор мы празднуем Новый год и Рождество в ее компании, даже не подозревая о том, каким долгим был ее исторический путь в наши дома.

Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается?

С любым праздником мы обычно поздравляем тех, с кем нас связывают искренние чувства. Поэтому тот, кто любит нас (или хотя бы относится к нам с уважением), скорее всего не оскорбится нашим поздравлением, даже если смысл праздника ему пока не понятен. И кто знает — быть может, сказанное в ответ «спасибо» станет для такого человека первым шагом к обретению веры.
Поздравлять же с Рождеством Христовым всех своих знакомых подряд, без разбора, наверное, нет смысла.

Из истории празднования Нового года и Рождества.

Как встречали Новый год в России в старину.


19 декабря 7208 года от сотворения мира (Агафья Лыкова и сейчас ведет счет лет по этому Древнерусскому календарю) Петр 1 подписал Указ, которым повелевал "впредь лета счислять и во всяких делах писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 год"

Таким образом, Новый год, как зимний праздник, существует уже около 3-х сот столетий и 1 января 2013 года ему исполнится ровно 315 лет. А если вести счет от сотворения мира, как это делалось на Руси в стародавние времена, то наступающий год будет не 2013, а 7525-м.

По русскому земледельческому календарю крестьянской России считалось, каков первый день года, таким будет и весь год. По первому дню года старались узнать о судьбе близких, об урожае.

Существовали приметы:

Если на Новый год небо звездное - к урожаю.

На Новый год звезд густо - ягоды будут.

В Новый год сильный мороз и малый снежок - к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега, то к неурожаю.

Магия первого дня послужила основой целого ряда правил поведения, запретов и примет, относящихся к Новому году:

Если под новый год что-либо случилось с человеком, то будет случаться с ним целый год.
Коль первый день в году веселый, счастливый, то и год будет таков (и наоборот).
Если на новый год кто чихает, то к своему благополучию, будет весь год счастливым.
Если в новый год - гости, то весь год гости.
Если в новый год постучать по дереву яблони или груши, то на этом дереве будет обильный урожай.

Повсеместно не разрешалось в первый день года выполнять тяжелую и грязную работу - иначе весь год пройдет в сплошном тяжелом труде без отдыха.
Запрещалось в новогодний праздник грустить и плакать - иначе весь год ожидает одна тоска.
Нельзя также ссориться и браниться - весь год свары мучить будут.
Не следует в новый год платить долгов - весь год будешь расплачиваться.

Особый смысл придавали обычаю одеваться в первый день нового года во все новое или, хотя бы, не часто одеваемое, и в продолжение дня несколько раз переодеваться, чтобы у всех всегда были обновы.
Обильный праздничный стол - по древней традиции - залог богатства семьи.
На новогодний стол ставили 12 блюд - по одному на каждый месяц, чтобы ни одного не обидеть и не остаться голодным на целых 30 дней.

Главным блюдом новогоднего стола был поросенок, непременно зажаренный целиком. Считалось, что жаркое из поросенка обеспечивает благополучие.
Мясо зайца ели, чтобы быть, как он проворным, а петуха - чтобы быть легким, как птица.

Чтобы обеспечить благополучие наступающего года, по традиции, ему следовало устроить радостную, приветливую встречу: "Зима - за морозы, а мужик - за праздник".
Новый год встречали песнями и плясками, шутками ряженых и веселыми играми. Этот обряд назывался "Коляда" - от латинского "календа", что означает первый день месяца.

В некоторых русских селениях перед полночью собирались в избе и стар, и млад. Один из парней наряжался стариком, надевал старую, оборванную одежду, другой - подросток или мальчик - надевал красную рубашку, белую шапку с кисточками и обшитую галунами. "Старик" - уходящий год - садился на стул посредине избы. Ровно в полночь в избу радостно вбегал мальчишка - новый год и сталкивал со стула своего предшественника, садился на его место. Старый год при общих криках и насмешках, подгоняемый веником, выталкивался вон из избы.


Все хором поздравляли друг друга с новым годом и желали каждому здоровья и добра:

С Новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!

Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом "сеятелей", бросали горсть зерна в красный угол и пели-выкрикивали:

Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох и чечевичка!
На поле - копнами,
На столе - пирогами!
С новым годом, с новым счастьем,
Хозяин, хозяюшка!

После поздравлений и благопожеланий засевальщики требовали угощения, как предписывал обычай:

Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок,
Хоть блин,
Хоть сала клин!

Каждый хозяин, заботясь об урожае и здоровье, считал своим долгом хорошенько угостить засевальщиков.

А сейчас мы отправимся в предновогоднюю Швецию . Там декабрь очень богат на праздники. Как и во многих католических странах, в декабре начинается Адвент - праздник ожидания Рождества.
Ежегодно 10 декабря в Стокгольме торжественно вручаются самые престижные в мире премии - Нобелевские. Сюда съезжается научная и художественная элита со всего мира, и этот день считается почти официальным государственным праздником в Королевстве.
Затем отмечают Сочельник и Рождество, а следом, конечно, и Новый год!
Но есть в Швеции еще один самый загадочный и удивительный праздник, отмечаемый 13 декабря - День Святой Люсии. Существует обычай наряжать в этот день девушек в белоснежные одежды и водружать им на голову короны из горящих свечей. Согласно традиции, девушки в таких нарядах, со свечами в руках поют знаменитую неаполитанскую песню "Санта Лючия".
Шествие возглавляет сама Люсия с короной из свечей на голове. На ней длинное белое платье, перехваченное в талии красной лентой, а на голове венок из брусники. В него вставляются восковые свечи. Венок похож на нимб, как у святой. Люсию сопровождают подружки и мальчики, они играют роли звездочек и гномиков. Считается, что праздник святой Люсии открывает двери Рождеству и возвещает о скором наступлении весны, хотя и празднуется в самый разгар зимы.
Почему шведы чествуют сицилийскую Святую Люсию? Существует немало легенд о происхождении этого праздника. Никто не может точно сказать, откуда появился этот красивый обычай.
Одна из легенд гласит: девушка по имени Люсия жила в городе Сиракузы в конце 3 века в богатой семье. Вопреки ее желанию, по воле родителей, она была помолвлена с женихом, который польстился на ее богатство. Люсия решила не выходить замуж за нелюбимого и алчного жениха. Как раз в это же время тяжело заболела ее мать Люсия все время ходила в церковь, чтобы вымолить ей выздоровление. Случилось чудо, мать поправилась, т Люсия, в знак благодарности раздала все свое приданное бедным. Оскорбленный жених пожаловался императору. И так как христианство указом этого императора было запрещено, то Люсию решили сжечь на костре, но хворост сгорел, не причинив ей вреда.

В конце концов девушку казнили - палач отрубил ей голову. Случилось это 13 декабря 304 года. Ее имя было канонизировано, останки хранили в Сиракузах, потом перевезли в Константинополь, но во время четвертого крестового похода они были похищены. Считается, что сейчас они покоятся в одной из церквей Венеции.
Согласно средневековому обычаю шведы в этот день рано утром стараются поплотнее позавтракать, так как с этого дня с восходом солнца начинается рождественский пост. И юные девушки в белых одеждах и с венками на головах пока не рассвело обносили всех едой и питьем.
Первые упоминания в рукописях об этом празднике в Швеции датированы 1764 годом. А к концу 19 века Люсия приобрела известность не только по всей Швеции, но и по всему Скандинавскому полуострову!
В настоящее время в Швеции каждая школа, каждый детский садик и университет, район и город выбирают свою Люсию. Обычно устраивается конкурс. И длинноволосые высокие блондинки имеют больше шансов победить. Люсия и ее свита исполняют рождественские гимны и песни на разных языках. Песнями они будят домашних и угощают их традиционными булочками с шафраном, а отцов семейств - горячим вином, настоенном на гвоздике. Праздник стал настолько популярным, что его переняли и в Финляндии, и в Норвегии. Постепенно праздник утратил религиозную окраску и стал общественным, превратился в своего рода конкурс красоты.

История новогодней "Елочки"
"В лесу родилась елочка…" - скольким поколениям с детских лет знакома эта песенка. Но мало кто знает, что у этой песенки есть авторы - и поэт, и композитор. А впервые ставшая таким популярным шлягером песенка появилась более 100 лет назад в 1903 году - в журнале "Малютка".
Автор "Елочки" Раиса Кудашева родилась в 1878 году. После окончания женской гимназии она работала гувернанткой и учительницей, а впоследствии - библиотекарем. Она с юности мечтала о литературной карьере, писала детские стихи, которые публиковала в журналах 18 лет. "Елочку" написала, когда ей было 25 лет, и опубликовала под инициалами "А.Е." А потом стихотворение было переиздано в сборнике стихов для детских рождественских утренников.
Слава обошла стороной автора "Елочки". Раису Кудашеву в литературных кругах не знали и писателем не считали, всю жизнь она проработала скромным библиотекарем. Лишь в 1957 году, когда ей уже было 79 лет, вышел первый и последний сборник ее стихов.
Но к тому времени "Елочка " успела превратиться в народную песню, а за народные произведения авторские гонорары не выплачивались.
Самая популярная новогодняя песенка не принесла славы и автору музыки. Сама Раиса Кудашева даже не была знакома с человеком, написавшим музыку к ее стихам.
Через 2 года после публикации в 1905 году, стишок про елочку увидел ученый, биолог и агроном Леонид Бекман. Он души не чаял в своей маленькой дочурке - Верочке - и перед сном пел ей песенки. Однажды он напел мелодию на стихи "Елочки". Ноты для песенки записала в тетрадку мама Верочки - известная пианистка, профессор Московской консерватории Елена Бекман-Щербина. Супруги Бекманы издали сборник с текстами и нотами любимых песенок своей дочери, так как устали переписывать их от руки для своих друзей и знакомых. Сборник так и назвали "Верочкины песенки". Сборник переиздавали 4 раза, но самой популярной "песенкой на все времена" оказалась "Елочка". А Леонид Бекман до конца жизни проработал биологом.

Рождество - праздник света.
Праздник Рождество подарила нам Северная Европа, оттуда пришла к нам и украшенная рождественская елка, и Дед Мороз, и Снегурочка. Праздник этот связан с зимним солнцестоянием, это как бы воспоминание о Боге - Солнце, которое преодолело самый темный день в году, чтобы обозначить путь к свету. В эти магические моменты года человек как бы снова наполняется миром и гармонией.
В каждой религии есть подобный праздник, праздник света, то есть возрождения из темноты. Ритуалы и обычаи, связанные с прославлением Света, восходят еще ко временам римских императоров, к празднику бога Солнца.

В любой стране, где исповедают буддизм, между апрелем и маем на 8 день лунного месяца приходится День Рождения Будды. В буддийском мире его называют праздник Весак.
8 декабря в азиатских странах празднуют День Пробуждения Будды - Бодхи. "Будда" в переводе и означает "Пробужденный". Оба эти Праздника Света напоминают людям, что светлые силы души человека всегда одержат победу над темнотой его физической природы.
В эти дни храмы украшают фонарями, а ночью по улице движется процессия людей со свечами или бумажными разноцветными фонариками в форме цветка лотоса. Все поднимают свечи и фонарики, даря друг другу мир и свет.

В Индии тоже есть праздник света, или Дивали (Динавали), в переводе "Праздник масляных фонарей". Там его отмечают между октябрем и ноябрем. Этот праздник прославляет свет знания, побеждающий мрак невежества. Фонари размещают на крышах, на окнах домов, они напоминают о конце темноты. Фонарики пускали и по рекам, при этом загадывали: удача ожидает того, чей огонек-свеча, пересекая течение реки, доплывет до противоположного берега горящей.
Двери домов украшались свечами и гирляндами цветов. Дети зажигали петарды.
Еврейский праздник света - Ханукка отмечают между ноябрем и декабрем в течение 8 дней!
Праздник приурочен к победе евреев над угнетателями в 165 году. Им нужно было вновь освятить храм, а масла для поддержания огня в лампадах должно было хватить только на 1 день. Но произошло чудо: лампады горели целых 8 дней, то есть до полного освящения храма.
В память о чуде существует обычай зажигать 8 свечей в специальном подсвечнике, который ставят на видном месте - перед окном. В первый вечер зажигают 1 свечу, во второй 2, и так все 8 дней. Масло, как символ света, входит в состав праздничного блюда -тортеллей - нечто вроде пельменей с картофелем под соусом с медом. Детям дарили подарки, гадали, играя в игру, похожую на волчок, против какой буквы остановится, то и определит судьбу.

В Китае Праздник Света называется Праздник Фонариков, празднуют его на 14 день после китайского нового года в феврале-марте. Фонарики самых разных форм и ярких цветов в форме людей, животных, машин, знаков зодиака. Внутри фонарика - фитиль с керосином, фонарики летят, как маленькие аэростаты. Чем выше в небо поднимется фонарик, тем больший успех и удача ожидают его обладателя.

В исламском мире через 71 день после нового года отмечается "Праздник меда" (Мавлид ан-наби) в честь рождения пророка Магомета. Все мечети в этот день празднично освещены, детям дарят подарки, готовятся сладости из меда. Праздник этот родился в Марокко и это был целый месяц веселья и радости: по улицам бродили певцы и жонглеры, а в Багдаде проходили длительные шествия с факелами.
Восхваление Света как бесценного дара есть и в основной книге ислама Коране, в 24 Суре под названием "Свет".

В любой религии Свет - это свет возрождающейся души, рождения духа, то есть Рождества.

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.


К первому перелому в естественно установившемся порядке жизни древнерусских племен, можно отнести введение в X веке в его мировоззрение христианской идеологии, или проще, Крещение Руси. Вместе с христианством был принят Юлианский календарь, применявшийся в Византии. Новое летоисчисление, начали вести от сотворения мира, и новый год его начинался первого марта.

Позднее, по одним сведениям в конце XV века, а по другим в середине XIV в православная церковь, в соответствии с определениями Никейского собора, осуществила перевод начала года на 1 сентября. Расхождение во мнениях, когда именно это произошло, связано с тем, что в XIV веке еще не было единого государственного образования как такового, и проследить повсеместный переход к празднованию нового года с 1 сентября не представляется возможным.

К концу же XV века завершилось создание централизованного государства, и перевод на осеннее время отсчета года стал прослеживаться более отчетливо в письменных источниках. Такое летоисчисление продолжало оставаться до реформы Петра I, который своим указом от 15 и 19 XII 1699 года ввел летоисчисление от Рождества Христова, а начало года с 1 января. И лишь после Великой Октябрьской Социалистической революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 в России был введен Григорианский календарь, общепринятый в европейских государствах, с поправкой на 13 суток.

Важно отметить, что несмотря на реформы Петра I и советские преобразования, православная церковь по сей день сохранила дату 1 сентября как начало нового года. Таким образом, и сейчас сохраняется двойная система отсчета года: церковная и официальная гражданская.

Дохристианский новый год

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Все языческие народы, ознаменовывали его разными богослужебными обрядами, торжественными приношениями и забавами. Египтяне праздновали воскрешение Озириса или новый год. Греки и римляне ознаменовывали радостными и всенародными играми. Не было народа, который не встречал бы новый год, особенным праздником. Пляска и пиршества, следовали за таинственными обрядами. Не только народ, но и жрецы надевали на себя маски с изображениями различных богов, ходили по городу, пели и танцевали под музыку.

Греки, любившие веселость и удовольствия, переряжались и бегали толпами по домам, где их угощали, и все веселились. Женщины, более изобретательные в удовольствиях, наряжались в мужские платья, или, собравшись на вечера званые, занимались гаданием и пением песен. Римляне встречали новый год с торжественною важностью: консулы и патриции, приходили в пышных одеждах в храм для принесения жертв. Первосвященник молил богов о ниспослании на народ новых милостей, и об отвращении от него всяких бедствий. По принесении жертв, все придавались забавам: пировали, танцевали и бегали переряженные в масках по улицам, за полночь.

В эти дни считалось бесстыдным вести между собою раздоры; все должны были примириться и прекратить все тяжбы. В этот день ходили поздравлять друг друга, как обетный день для мира, и дарили взаимно подарки. Патриции и богатые отпускали на волю своих рабов, а дети освобождались из под отцовской власти. Обычай поздравлять в новый год перешел отсюда в Европу, и ныне он в числе праздничных дней.

Как праздновался новый год в языческой древней Руси один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

Само значение года не определено на славянском языке. У русских, болгарских и вендских славян он называется одинаково годом. У вендов год значит собственно праздник, у поляков рок значит год и время неизбежное, судьбу или участь. У них глагол rokowac до сих пор означает догадываться, гадать по выводам или заключениям, потому что на новый год производились гадания. Есть еще польское слово gody и означает оно пир. Некоторые исследователи считают, что gody был народный увеселительный праздник, как святки.

Но ни по каким народным событиям не видно, чтобы qody когда-нибудь праздновался или образовался какой-нибудь праздник, и даже урочное веселье, как святки, которые у всех славян доселе составляют празднество. Другие стали производить год от godzic - примирять, договариваться в цене. Но и это не установлено достоверно. Впоследствии, слово год было принято русскими, но не в смысле праздника, а в значении всего годичного времени, лето же как часть его.

Год ныне делится на 4 части времени: зиму, весну, лето и осень, но прежде наши предки разделяли его на зиму и лето, или зимнее и летнее время. У древних германцев год разделялся на зиму, весну и лето; первая часть времени у них почиталась священною, потому что тогда отправляли важнейшие праздники в честь кумиров. Со временем это разделение изменилось.

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Это зафиксировано в целом ряде летописных источников: в 1368 году «тоя же осени месяца декабря 21», - в 1388 г « тое же осени месяца декабря в 8», - в 1471 году « тоя же осени декабря в 15 », в 1472 году « тоя же осени декабря в 15», и в 1490 году «тоя же осени декабря», а затем январь и февраль во всех известиях именуются зимними.

Известно что, праздник как явление способен сохранять на протяжении длительного времени самые глубинные основы народного духа. Именно поэтому, внимательное исследование праздников, зафиксированных письменными источниками и этнографическими свидетельствами может пролить свет на ранний пласт народных верований. В нашем представлении праздник - это остановка будничного течения дел, отдых и развлечения. Поскольку на Руси уже тысячу лет существует христианство, - это еще и вереницы нарядных, смиренных прихожан, торжественно украшенные церкви, крестные ходы и далеко льющийся, мелодичный колокольный звон.

Весь год русского человека заполнен церковными праздниками, но почти все христианские праздники возникли на месте старых языческих. По одной из существующих версий, день рождения солнца, по старому стилю 24 декабря стал кануном Рождества Христова, древний Купала, праздновавшийся ровно через полгода, 24 июня, - днем Рождества Иоанна Предтечи, день весеннего равноденствия («зачатие» его), 25 марта, стало днем Благовещения, зачатия Иисуса Христа, Третий спас, день смерти лета, стал в христианском календаре Успением Богородицы (15 августа, Спас 16-го), еще одна граница зимы и лета, 29 августа, ознаменовалась на Усекновение головы Иоанна Предтечи, три же этапа «обретения головы», в первую половину года, осмысливались как праздники возрастания солнечного света и воцарения лета на земле.

Образовалась своеобразная амальгама двух вер, официальной христианской и народной языческой, и народная, не смотря на тщательные попытки ее искоренения, продолжала жить и живет по сей день. Можно думать, что именно отзвук двойной системы нового года - народный и официальной - мог сказаться в ряде памятников древней литературы, упоминающих периоды годовой жизни русских. Некоторые из них начинают первый период года с зимы, указывая как на начало ее святочное время. По рукописи XVI в значится: «..зима от рождества Христова по благовещеньев день, а в ней 90 и четверть дни».

Вместе с христианством на Руси появилось как новое летоисчисление от сотворения мира, с новым годом начинавшимся 1 марта, так и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев.

В районах средиземноморской культуры у земледельческих народов празднование нового года, вполне естественно, связывается с предстоящим началом полевых работ. Самое наименование месяцев календаря греко-римского средиземноморья указывает на счет времени земледельца, примечающего посев и уход за ним. Год начинался мартом, от которого шло времяисчисление.

Решая вопрос об исконности мартовского нового года у восточных славян средней и северной Европы, необходимо принять во внимание особенности климатических условий, с которыми связываются сроки начала и конца полевых земледельческих работ. В средней и северной России март не был и не является датой начала полевых работ. А в южнорусских областях март имел значение почти тождественное с соседним средиземноморьем.

Тем не менее, в средневековой Руси до 1348 года (или конца XV века) новый год справлялся именно 1 марта, а параллельно этой дате праздновались январские дни, сопровождавшиеся многочисленными народными обрядами, вызвавшими такую долгую, упорную, но безуспешно борьбу светских и духовных властей. По крайней мере, для средней и северной Руси - для территории, на которой складывалась русская народность, было характерно одновременное проведение новогодних обрядов, приуроченных к зимнему солнцевороту, и наличие официальной даты нового года, считаемой до 1348 года 1 марта.

Указание на рождество Христово как на начальную дату, при обязательном в русском средневековье общем счете времени от сотворения мира, может быть понято единственно как отзвук дохристианских празднеств дней непобедимого солнца, сохранившихся в народном быту. Значение солнцеворота, как даты начала нового периода, подчеркивается летописными свидетельствами.

Связанность названий месяцев с местными природно-климатическими условиями и с трудовыми процессами отражает столь важные для полевых работ колебания в похолодании и в потеплении на севере и юге Европы. Если период зимнего возрождения солнца остается незыблемым у разных народов, то период весеннего пробуждения природы, ее первоначального расцвета, времени начала полевых работ имеет разные даты. Мартовская дата как исходный пункт европейского календаря была естественна в южной Европе.

Календарь средиземноморья, вместе с распространившимся христианством, был перенесен в центральную и северную Европу, отслоившись в официально принятых и утвердившихся греко-римских названиях месяцев. Параллельно с официальным календарем продолжал жить народный, основывающийся на сроках работ и наблюдениях за состоянием природы, содержащие свой особый счет времени. Славяне средней и северной Европы сочетали захожее времяисчисление со своим, сохранив традиционный счет времени и в названиях месяцев и в обрядовых действиях, начиная их с дохристианского зимнего празднества, отмечающего время возрождения света.

Несоответствие мартовского нового года трудовым процессам в областях формирования русской народности заставляет видеть в нем заносное явление. Чуждость марта как новолетия быту и трудовой деятельности русских подчеркивается почти полным отсутствием обрядов, приурочиваемых к этой дате. Возможно, март в значении новогоднего времени был перенесен на север и, в первое время существования северо-восточной Руси, праздновался в ней, несмотря на явное несоответствие местным условиям жизни и народным традициям.

Как уже выше упоминалось, по одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь.

При этом не учитывалось, что акцентирование библией сентября, естественное и нормальное в климатических условиях местностей формирования «священного писания», не соответствовало условиям жизни в среднерусской полосе. Для русской деревни сроки окончания полевых работ приходились не на конец августа, а на конец сентября. Соответственно этому начало нового (зимнего) периода в годовой жизни крестьянина приходилось на октябрь и отличалось датой христианского праздника - покрова.

Реформа системы календаря проводилась в XIV веке на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллельно гражданскому новому году.

В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот. «Рече Господ к Моисею, рцы сыном Израилевым месяца седьмого (сентября по европейскому исчислению), в первый день месяца, да будет вам покой, всякого дела работая не сотворите во всех селениях ваших, и принесите всесожжение Господу. - « Шесть дней делай, в день же седьмый, суббота Господу Богу Твоему, да не сотвориши всякого дела в осьмой. Тако и месяц седьмый благослови и освяти его, и повелел людям своим почити в нем от дел своих». «Месяца седьмого сего, егда окончается жита земли, да празднует Господу.

Сентябрь был достопамятным по важным событиям для всего мира, сделался предметом набожного воспоминания. В этом месяце остановился Ноев ковчег на араратской горе; пророк Моисей вторично сходил с горы Синайской, неся новые скрижали, с начертанными на них законами; воздвигнута скиния Господня и Архиерей великий приносил во Святая Святых, однажды в год бескровную жертву; каялись люди в грехах, изнуряя себя постом и смиренным всесожжением перед Богом; освящен чудесным великолепием и роскошью храм сионский, построенный царем Саломоном, и внесен сюда кивот Завета; собрались в Иерусалиме все колена Израилевы, и праздновали по повелению Господа: « субботы суббот да будет вам седьмый месяц, и смирите души ваши перед Господом».

Когда израилетяне отправились в обетованную землю, тогда по повелению Божиему, они обязаны были праздновать в этом месяце каждый пятидесятый год, и не убивать никаких животных; ни орать, не засевать полей; ни собирать винограду, ни плодов от садов, чтобы все оставшееся было в пищу убогим людям, птицам и зверям. «Возвестите трубным гласом во всей земле вашей, и освятите лето, пятидесятое лето, и разгласите оставление на земле, всего живущим на ней: ни сеяти, ниже жати будете, еже само произникнет на ней, и да не объемлиши освященных ся, но да ясти будут убозие языка твоего; останки же да снедят звери дикие, тако да сотвориши винограду твоему и масличию твоему».

В это пятидесятое лето отпускали рабов на волю, прощали долги и совершали очищение от грехов. Пятьдесят лет разделяли на семь седьмиц, седьмой год именовали суббота и покой, и всегда он приходил в сентябре месяце.

Новый год стали вести с первого сентября, начальный день его стал праздником Симеона первого столпника, совершаемый доныне нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

В. К. Иоанн III велел всем имеющим жалобу являться на судный срок в Москву, в день Симеона летопроводца. Если воеводы, окольничьи, старосты не могли решать судебных дел или осудить уличенных в преступлении, то решались в Верховной Думе, часто самим Царем, почему и говорили раньше Бог да Государь. Уличенному в преступлении объявлялся приговор, обыкновенным выражением: пойман ты есть Богом и Государем Великим, от чего вошло в пословицу: ведает Бог да Государь.

Не явившиеся к ответу в срок, признавались виновными, и давалось знать о том воеводам, наместникам и прочим правительственным лицам, о приведении в исполнение наказания, что называлось: чинить правже. Оправданному в преступлении давалась правая грамота. Для явления на суд, определялось три срока в году: Рождество Христово, Троицын день и Семенов день. К Семенову дню вносились оброки крестьянские, пошлины и срочные платежи. Царь Иоанн IV тоже определил срочный оброк, в день Семена летопроводца.

Интересно, что создание самих календарных систем связывается с необходимостью урегулирования сбора налогов на государственном уровне. Так, например, в восточной и западной Римской империи система индиктиона, в 3 веке представляла ежегодную подать, размер которой определялся цензом, вычислявшимся один раз в пять лет, и переписью населения, производившейся один раз в 15 лет. С 312-313 года периодичность индиктиона в 15 лет легла в основу летоисчисления.

В канун нового года благовестили (т.е. были в колокола) повсюду в Москве, и отправляли вечерню по уставу. Патриарх облачался и служил молебен; все стояли с зажженными свечами. В заутреню раздавался снова благовест, а после нее благовестили в главный колокол. До полудня народ стекался на Ивановскую площадь, между Архангельским и Баговещенским соборами. Там ставили два налоя с поволоками; на одном из них лежал образ Симеона Столпника. По правую сторону от Благовещенского собора, устраивали для царя место с поволоками, а другое для Первосвятителя, с коврами. Патриарх Филорет, отец венценосного Михаила Федоровича, совершал торжественное моление.

По отслужении утренней обедни в Успенском соборе, выносили Святые образа и хоругви, через западные двери: Патриарх шествовал в великолепной одежде, со всем духовенством, останавливался перед церковными воротами на восток и начинал молитвословие: « о еже благословите Господу венец лета, благостию своею». После молитвословия Царь целовал Святое Евангелие, а потом Патриарх благословляя его осенением Животворящего Креста, и спрашивал о его здоровье. Затем оба отправлялись на Красную площадь, в сопровождении священного пения и бесчисленной толпы народа. Тут начиналось молебствие с водоосвящением по окончании его.

Патриарх приветствовал монарха: «Государь, Богом венчанный? Царь и Великий Князь, обладатель многих Государств и Самодержец всея России? В настоящий день нового лета мы молились Собором о вселенском устроении и благосостоянии Святых Божиих церквей, а вашем многолетии, Государь, бояр, Христолюбивом воинстве и о всем Православном Христианстве, и чтобы Господь Бог даровал Вам, Великому Государю, и Христолюбивому нашему воинству: крепость, храбрость, победу и одоление видимых и невидимых врагов: возвысил бы Вас Господ Бог над всеми иноплеменными народами, покорил бы к стопам Вашим всякого супостата, и царство устроил бы во благоденствии. Дай, Господи, чтобы Вы, Государь, наслаждались здоровьем с Государынею Царицею и со всем Вашим домом, со всем освященным Собором, боярами, Христолюбивым воинством и со всеми Православными Христианами. Здравствуй Государь, в нынешний год и на многие лета!»

Поздравив царя с новым годом, Патриарх окроплял Святою водою, и возвращался в Успенский собор для совершения обедни. Государь же поздравлял всех окружающих его и народ, который отвечал громогласно: «здравствуй на многие лета, надежа Государь!». После сыпали в толпу народа мелкие деньги: богатые люди рассылали по приютам милостыню: другие посылали от себя кушанья, всякого рода хлеба: калачи, коржи, пироги, пряники и прочее;: снабжали с изобилием жизненными припасами, наделяли бедных одеждою и приютом, и новый год ознаменовывался благочестивыми делами. Колокольный звон Ивана Великого возвещал о наступлении нового года, в продолжении целого дня.

Встреча нового года таким же обрядом совершалась и во времена Петра I, который в последний раз торжествовал в 1699 году по древнему обычаю, на большой Ивановской площади. Он сидел на престоле, в царском одеянии, и принимал поздравления от Патриарха Адриана, придворных, гражданских, военных чинов и всего народа. Один немецкий путешественник, бывший в Москве в царствование двух Государей: Иоанна и Петра, так описывает встречу нового года: «на Кремлевской площади сидели оба Царя, на своих престолах, в драгоценных одеждах; их окружали бояре и народ.

Патриарх взошел на возвышенное место, окропил их и все собрание святой водою, дал Государям целовать крест и пожелал им долголетия и счастливого царствования. Потом обратился к народу, поздравил его с новым годом и просил Божьего благословения во всех добрых делах. Народ отвечал: «аминь! Аминь! (воистину, воистину)». Бояре, сановники и присутствовавшие иностранцы спешили поздравить Царей с новым годом. По принятии поздравлений, Цари возвратились в Кремлевский дворец.

С истечением XVII столетия прекратилось празднование Царями нового года среди своего народа; но Церковь доныне празднует новолетие в первое сентября, которое в народе превратилось в бабье лето, сопровождаемое особыми забавами и увеселениями.

Обычай поздравления друг друга с новым годом появился у нас не ранее XVII века. До этого времени он составлял церковный и торжественный обряд для Царей, коих наши Святители поздравляли всенародно на Красной площади. Князь Курбский, любимец Иоанна IV и бежавший потом от его гнева в Польшу в середине XVI века осуждает обычай поздравления с новым годом, считая его противным христианину, и думает, что это поругание, а не оказывание чести: «Неистов тот, кто поздравляет человека, наилучшее создание Божье, с бездушным новым годом... Годы и времена, назначенные на служение человеку, суть бездушные. Как можно желать здоровья человеку, бесчувственными предметами? - Перекрестись, образумься, прокляни дьявола и впредь не поздравляй».

«С 1700 года введен у нас новый год. Петр I желая согласить с прочими европейскими народами начало года, отменил счисление от сотворения мира, и постановил указами 1699 года от 15-19 декабря ввести летоисчисление от Рождества Христова, год с 1-го января и писать гражданскими числами. Повелевалось новый год начать повсюду торжественным молебном, с колокольным звоном, пушечною и ружейною пальбою, и чтобы все, с наступлением праздника, поздравляли друг друга; в Москве же готовились встретить его с особыми обрядами.

Накануне нового года улицы посыпали ельником, а дома украшали зелеными ветвями. В полночь начались во всех церквях всенощная, а поутру обедни, после которых отправлялось молебное пение, при колокольном звоне с испрашиванием благословения Божьего на новоначавшийся год. В то время, бывшее в Москве войско, выступало строем из разных частей города и шло с распущенными знаменами, барабанным боем и воинскою музыкой в Кремль.

Государь, расставив войско на Ивановской площади, отправился со всем двором и вельможами, одетыми в великолепные одежды, в Успенский собор, для слушания Божественной литургии, которую отправлял рязанский Метрополит Стефан, со всем духовенством; по окончании службы он говорил проповедь, доказывая ею необходимость такой перемены. После проповеди, святитель Стефан со всеми архиереями и многочисленным духовенством, совершал благодарственный молебен с коленопреклонением.

При возглашении Монарху и всему Царскому дому многолетия, начался колокольный звон во всей Москве, пушечная пальба и троекратный беглый огонь от расставленных полков. Государь поздравлял всех с новым годом, и сам от народа принимал поздравления. Потом он угостил пышным столом первенствующее духовенство и всех знатных русских и иностранных особ. Последние находились за столом со своими женами и дочерьми; во время обеда играла музыка, сопровождаемая хором придворных и патриарших певчих.

Для народа были выставлены перед дворцом и триумфальными воротами разные кушанья и чаны с пивом и вином. Ввечеру улицы и дома были освещены разными огнями, а немного позже, перед дворцом и в разных частях города сожжены фейерверки и потешные огни, в сопровождении многочисленных пушечных выстрелов. Потом во дворце был великолепный бал и ужин, и сим заключалось торжественное введение нового года. Народ сначала смотрел с удовольствием на потешные забавы, но после он и многие знатные стали роптать, не понимая: как Государь мог переменить течение солнца! В предположении, что Бог сотворил весь мир в сентябре месяце, недовольные нововведением долго оставались при своем мнении, считая новый год по древнему обычаю.

В эпоху преобразования России Петром I личность народная сильно изменилась от влияния европейского образования, многие старые обычаи в городах вытеснялись новыми, иноземными, или запрещались Царскими указами.

К этому времени можно отнести начало повсеместного празднования в российских городах Елки. В России в сельской среде не засвидетельствован обычай рождественской елки. Этот обычай занесен к нам из Германии и лишен у нас обрядового значения. Темная, буроватая ель или сосна в русском фольклоре не пользовались особым почетом. Любимое дерево русских песен и русских обрядов - березка. Поэтому обычай этот всегда был распространен только в городском быту. Современная новогодняя елка не соответствует никаким религиозным или обрядовым традициям.

Возжигание ее на рождество не связывалось с церковными обрядами. Может быть поэтому новогодняя елка сохранилась и в советское время. Но в Западной Европе внесение в дом елки как дерева, хранящего летнюю зеленую окраску даже зимой, и следовательно, обладающей какой-то особой способностью не поддаваться зимней смерти, имело обрядовое значение и было воспринято в церкви. В лютеранских церквях во время рождественского богослужения возжигалась елка.

В Европе существовал с давних времен связанный с елкой обычай, одаривать детей какими-нибудь подарками перед Рождеством Христовым и на Новый год.

Какие же черты приобрело в России празднование Елки? Для празднования избирали преимущественно дерево елку, от коей детское празднество получило наименование. Елку обвешивают детскими игрушками, которые раздают им после забав. Богатые празднуют с изысканной прихотью. Один из петербургских богачей заказал искусственную елку вышиною в 3 1/2 аршина, которая была обвита дорогой материю и лентами; верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ею были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви цветами и конфетами и разнообразными фруктами.

В десять часов вечера стали съезжаться дети, их привозили маменьки и взрослые сестрицы. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей, заиграла музыка. Танцы начались детьми, а кончились сестричками. По окончании вечера, пустили детей срывать с елки, все то, что висело на ней.

Детям позволяется влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая, и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы; они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи. Елка эта стоила около 50000 рублей.

Нет семейного дома в Петербурге, где бы ни праздновали елки. Есть еще обычай, что дети в этот день и новый год, читают поздравительные стихи своим родителям, в коих выражают непритворную любовь к ним, желают им наслаждаться здоровьем, долго жить и заключают тем, чтобы их одаривали. Елка доставляет детям веселое препровождение времени. Она первоначально появляется в Москве в середине XVII века, а оттуда перешла в Петербург в царствование Петра I.

Канун Нового года известен во всей России под именем Васильева вечера, в который провожают старый год с возможным весельем, чтобы новый год был счастливым.

Новый год или новое лето стали принадлежать к числу гражданских праздников. У многих вошло в обыкновение провожать старый год пирушками. Накануне нового и в самый новый год, одаривают детей незначительными подарками, слуг и бедных людей. Чиновники осыпаются монаршими милостями, повсюду радость и надежда на новое лучшее.

Несмотря на 40 лет борьбы старины с новизною не везде и не совсем истребились прежние суеверия язычества. Сам преобразователь иногда невольно обращался от чужеземных забав к русским потехам, давая простор русскому уму, в Святые вечера он с любимцами своими святочничал переряженый, славил Христа по домам и совершал другие старинные обряды.

Многие старинные новогодние обряды доживают до начала XX века. Когда Октябрьская Социалистическая революция, вместе с социальными преобразованиями, коренным образом меняет народное мировоззрение, меняется и отношение ко многим праздникам. Новый год сохранился как праздник, сохранился и обычай детского празднования Елки. Возможно, именно с этого времени в России Новый год считается самым веселым, долгожданным и радостным праздником.

С исторической же точки зрения, праздник Нового года дошел до нас в обезжизненном «элементарном» виде. Некогда он был единым великим действом, в котором торжественные шествия, ношения священных символов, трапезы, песни, игры, хороводы, гадания, магические действия были сплавлены в одну мистерию, в которой человек вместе с миром переживал его стихийный катаклизм, заканчивал один и начинал другой цикл жизни в природе.»









2024 © rukaraoke.ru.