Классный час в начальной школе на тему "о дружбе". Классный час на тему «Поговорим о дружбе



I. Организационный момент.
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш классный час? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.
(Дети поднимают карточку – «настроение» .)

II. Стадия вызова.
Учитель: А чтобы тему классного часа узнать, нужно нам загадку разгадать:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. /Радуга./
(На доске рисунок радуги, но бесцветной)

Верно! Но наша радуга будет необычной /на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых цветами радуги их можно прочитать/:
Обществу
Дарить
Радость
Улыбку
Желание
Благородство
Единство
- Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.
– О чем будем говорить? /О дружбе./
Слайд № 1 « Дружба» Звучит песня В.Шаинского "О дружбе”. /"Дружба верная…”./
- О дружбе говорили во все времена, о ней писали и излагали свои мысли поэты и писатели, ученые и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

III. Целеполагание.

Какую цель вы себе поставите на сегодняшнем занятии?
- Что бы вы хотели узнать?
- Сегодня мы будем обсуждать несколько серьезных вопросов.
Слайд №2 (1). Что такое дружба?
Кто такой друг?
Что значит дружить?

IV. Беседа о Дружбе.

1.- Какое прекрасное слово «Дружба».
Произнесите это слово. Что вы представляете себе?
Ученики: - вспоминаю друг, с которым интересно играть, читать новую книгу;
- вспоминаю подругу с которой можно посекретничать;
- вспоминаю маму;
- вспоминаю четвероного друга, любимую кошку;

Отрывок из стихотворения Л. Измайлова « Монолог о дружбе».
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.

(Выставка книг о друзьях и дружбе)

Посмотрите на выставку книг. Здесь пред¬ставлены произведения, для кого-то знакомые в большей степени, для кого-то - в меньшей. В сво¬бодное время вы можете прочитать любую из этих книг. А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях»
.
2. Учитель проводит викторину.

Собрались однажды четыре музыканта, по¬дружились. Вместе концерты давали, вместе раз¬бойников прогоняли, вместе жили - не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)

Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)

Какая девочка выручила своего друга из ледо¬вого плена? Вызывает ли у вас уважение ее посту¬пок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)

Этот герой бухнулся на кровать и, схватив¬шись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство - малиновое варенье)

Виктор Драгунский написал много смешных рассказов про друзей - Дениску Кораблева и Миш¬ку Слонова. Однажды эти друзья и их одноклассни¬ки решили «помочь» персонажам фильма победить в бою. Что это была за помощь? Чем закончился рассказ? (Дети стреляли из рогаток, пистолетов по экрану в кинотеатре, а в школе сдали оружие директору)

У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон)

Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)

V. Физкультминутка:
-Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.

3. Беседа о друге.
- Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни. Поговорим об этом.

У кого из вас друзья - взрослые?
- Почему вам нравится иметь взрослого друга?
-Чему он может вас научить?
- Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями?
Вывод: взрос¬лый опытнее, он помощник, советчик.
- Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем. Неда¬ром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
- Для чего дружить ровесникам?
Дети отвечают.
Ангелина читает стихотворение С.Михалкова «Хорошие товарищи»
Мальчик Миша мается -
Миша заикается.

Как другие - чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.

Нелегко ему даются
Все слова на букву "К",
Но ребята не смеются -
Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!

Миша выговорит слово,
А другого не видать...
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать!

Вывод: у сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.
- Есть ли у вас друзья-животные?
- Какие?
- Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками?
- Что самое хорошее в дружбе с животным?
Дети отвечают.
Вывод: преданность, верность животных. Забо¬та о них согревает сердце.
Алеша читает стих-ие Т.Агибаловой « У меня теперь есть друг»
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь
ПОКАЗ МУЛЬТФИЛЬМА.
- Какая главная мысль этого произведения?
- Почему так важно иметь воображаемого друга? Сделайте вывод.
Вывод: такой друг развеет тоску, одиночество, научит фантазировать.
- Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящим. А что значит настоящий друг?

4. Работа в группах.

Задание. У вас на столах лепестки цветка. Как вы думаете, какой цветок можно составить? Составьте ромашку, а на ее лепестках напишите качества, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (5 качеств)
Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый.
В каждой группе оформляется ромашка и вывешивается на доску.
- Какие качества у вас совпали? (Честный, преданный, умеющий хранить секреты, бескорыстный.)
- Назовите из этих качеств, 1 которое есть у вас.
- Зачеркните слова – качества, которыми не должен обладать настоящий друг.
Какое надежное и емкое слово дружба.
А кто такой друг? Вы писали свои высказывания о друге, давайте прочитаем их.
Слайд №3
- поможет в трудные минуты;
- выручит, когда ты окажешься в беде;
- тебя понимает лучше всех;
- поделится последним куском хлеба;
- ничего не пожалеет для тебя;
- которому можно рассказать все свои секреты.

А это определение слова друг из словаря.
Слайд №4 Друг – это человек, который связан с кем – нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.

5. Беседа о дружбе.

А вот как понимает слово «дружба» ваши ровесники.
Ученики читает стихотворение «Что такое дружба».
- Что такое дружба?-
Спросила я у птицы.
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
-Спросила я у зверя:
-Что такое дружба?
Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное и большое!
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
- Прочитайте определение слова «дружба» из словаря В.И.Даля.
Слайд№5 Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за "красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
- Послушайте стих-ие « Требуется друг», которое прочитает Люда.
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
"Ты дружи со мной одной!”.
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу "Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонка на дыбы
Говорит: "Молчала бы!”
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
"Срочно требуется друг!”
VI. Релаксация под спокойную музыку.
Слайд № 6.
Закройте глаза.
Дыхание ровное.
Представьте место, где вы можете отдохнуть.
Море, солнышко, плещется вода.
Вы лежите на теплом песочке, солнечные лучики ласково касаются вас.
Почувствуйте их тепло. Вам хорошо, спокойно. Рядом с вами ваши друзья,
Вы чувствуете их поддержку.
А теперь медленно возвращаемся в класс. Открываем глаза.

6. Работа в группах.

Задание. Пословица недаром молвится, в ней заключена народная мудрость. У вас на столах части пословиц. Составьте их, соедините начало конец. Как вы понимаете?

Слайд № 7 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней
Слайд № 8. Нет друга ищи, а найдешь береги.
Не мил и свет, когда друга нет.
Слайд № 9. С хорошим другом – горы свернешь, с плохим- горя хлебнешь.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
- Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

7. Работа в группах.

Составьте законы дружбы и запишите их на сердечках. (У каждой группы 2 сердечка.)
- Обратите внимание, какое большое сердце нарисовано. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Прочитайте, какие правила у вас получились и наклейте свои сердечки на большое сердце.
Дети наклеивают свои сердечки.
- Посмотрите, оно как будто забилось.
- Давайте прочитаем правила дружбы, которое составил великий педагог Сухомлинский.
Слайд № 10 «Правила дружбы» Сухомлинского

Выбирай друзей по душевным качествам, не по одёжке.
- Не обманывай друга ни в чём.
- Будь с ним честен.
- Не обзывай и не унижай своего друга.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Умей признать свои ошибки и помириться с другом
- Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
8. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: "Как бы я поступил?”.
Слайд № 11. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
Слайд № 12. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Слайд № 13. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./
- Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
9. Игра. "Давайте говорить друг другу комплименты”.
Все ребята встают в круг. Передают друг другу горящую свечу и говорят комплименты или хвалят за что-либо.
10. Вывод:
- Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплели вас.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек.
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил
Каждый человек.
VII. Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наш классный час о дружбе. Скажите, что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?
- Давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и обижаться.
Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями.
Слайд № 14. Продолжи предложения
Классный час заставил меня задуматься ….
Навел меня на размышления ….
- Покажите карточку, с каким настроением вы уходите с классного часа.

Классный час

«Разговор о дружбе»

Выполнила:

Учитель МАОУ СОШ №1

Терентьева Н.А.

Цели :

Расширение знаний детей о дружбе.

Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Задачи:

1.Раскрыть сущность понятия «дружба», «друг», «бескорыстная дружба».

2.Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни, развивать стремление дружить с окружающими.

3.Развивать речь детей.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами собрались на классный час, тему которого мы сейчас вместе и определим. А помогут нам вот эти картинки на экране (Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья). Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев? (слайд №2)

Ответы детей.

Учитель. Правильно, это друзья.

III. Беседа.

1. На доске слова: друг, приятель, товарищ.(слайд№4)

– Прочитайте слова. Чем они отличаются друг от друга?

2. Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?(слайд№5)

Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Как вы дружите? Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется дружба?

3. Рассказ учителя.

– Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый.

Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

IV. Обсуждение проблемных ситуаций

– А сейчас, ребята, давайте обсудим ситуации: “Как бы я поступил?”.(слайд №6)

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

V.

– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./

Ответы детей.

VI.

О дружбе есть много пословиц. Составь пословицы(разрезные карточки)(слайд №7)

    Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

    Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

    Один за всех …… /и все за одного/.

    Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

    Дерево держится корнями…./ а человек друзьями/

Молодцы с этим заданием справились хорошо.

Физкультминутка .(слайд№8)

« Два Дрозда»

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос

У тебя щеки красные и у меня.

У тебя губки аленькие и у меня.

Мы два друга мы любим друг друга.

Викторина «Кто с кем дружит»? (слайд №9)

1.Чип (и Дел)

2.Доверчивый Буратино (и Мальвина)

3.зеленый крокодил Гена (и Чебурашка)

4.Смешной мишка вини-пух (и Пяточек)

5.Мальчик по имени Малыш (и Карлсон)

6.Кай и (Герда)

7.Дед мороз и(Снегурочка)

8.Белоснежка и (7 гномов)

9.Маша и(Медведь)

Молодцы! Сказки знаете хорошо.

VII.

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Давайте попробуем составить правила дружбы.(слайд №10)

1.Не обзывай и не унижай своего друга.

2.Помогай другу в беде.

3.Не обманывайте друг друга.

4.Умейте признавать свои ошибки и помиритесь со своим другом.

5.Умейте уступать друг другу.

Если вы будите пользоваться этими правилами то на всегда сохраните теплые отношения.

У каждого из вас есть тоже свои достоинства, и хорошие качества. Перед вами лежат листочки. Обведите свою руку и на пальчиках напишите свои достоинства и хорошие качества. Возьмите свои ладошки и подарите тому с кем хотите дружить.(упражнение выполняется под песню « Дружба крепкая»(слайд № 11)

Заключительная часть:

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Вот и подошёл к концу наш классный час. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Удачи всем в поисках настоящего друга!

по теме «Дружба» (правовое воспитание)

ЦЕЛЬ:
    На примере прочитанных рассказов, стихов дать понятие о настоящей бескорыстной дружбе; воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу. Показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья. Помочь осознать необходимую добрую взаимосвязь с другими людьми как самую большую человеческую ценность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
    Пословицы о дружбе (на карточках). Слова, определяющие качества которыми должен обладать человек (на карточках). Стихи А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова, В.Лифшица. Рассказы В.Сухомлинского, Н.Чабаевского. Песни В.Шаинского, Б.Савельева. Круги и фломастеры. Рисунки героев мультфильмов.
ПЛАН.
    Проверка домашнего задания. Дать понятия “друг, дружба”. Близость людей по духу. Черты характера человека. Законы дружбы.
I . Проверка домашнего задания.
    Расскажите, чем вы всегда можете радовать своих родных. Почему человек не может жить один? Есть ли у вас близкие люди, с которыми вы делитесь своими секретами? Кто они? С кем интереснее всего вам проводить свободное от уроков время? Как вы называете этих ребят, с которыми вы постоянно проводите время?
Под тихую музыку “Песня о дружбе” говорит учитель. II. Дать понятия “друг, дружба”. Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь. Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весёлых герое мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Русская пословица гласит: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”. Ученик: Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Учитель. Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен? (Перед детьми рисунки с героями из мультфильмов, надо их правильно подобрать). Забавный бурундук Чип и … (Дейл) Добрая Белоснежка и … (семь гномов) Забавный Винни-Пух и … (Тигра) Добрый Малыш и … (Карлсон) Доверчивый Буратино и … (папа Карло) Печальный Пьеро и … (Мальвина) Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка) Учитель. С чего же всё началось? Как возникло само слово “друг”? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется “Слово “друг”: Когда еще никто не знал ни слова –
Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”, -

Показывать кулак или язык.
И корчить рожи (что одно и то же),
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово “друг”,

Ему спасибо за друзей моих.


Я никогда ничем не оскорблю,
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал “Дурак!”
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).
И злое слово я приберегу,
Пускай оно достанется врагу!
ВОПРОСЫ:
    Зачем человеку понадобился друг? Можно ли другу корчить рожи, показывать кулаки, даже если вы это делаете безобидно?
К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашей школе. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость. Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”. (Дети разыгрывают по ролям). Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки. Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме: Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно: Да ты стала хуже… Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я! Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже! ВОПРОСЫ:
    За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? Как ей надо было поступить?
Ученик. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
(Звучит песня “Как положено друзьям”).
А что вы скажете о герое следующего произведения? Ученик читает стихотворение “Друг напомнил мне вчера”. Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш дал мне однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете чуть не в каждой
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет,
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечёт!
ВОПРОС:
    Можно ли такого человека назвать настоящим другом? Если нет, то почему?
Учитель. А как бы вы поступили в таком случае. Послушайте рассказ В.Сухомлинского “Как на свете жить?” У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенес три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровы и бодрый. Встретила девочка во дворе своих одноклассников Петю и Гришу и поделилась радостью: Наш папа выздоровел! Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в классики: Наш папа выздоровел! – сказала она. Одна девочка с удивлением спросила: Ну и что же? Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала. ВОПРОС: Почему заплакала Катя? Учитель. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро. Ученики. Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Так давайте, давайте дружить
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся,
Если дружбой – всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Исполняется песня “Когда мои друзья со мной” (сл. М.Танича муз. В.Шаинского). Учитель. Попробуйте вспомнить слова с корнем - друж – (дружить, подружишь, дружелюбие, дружественный, дружок и др.). III. Работа у доски. Вызываются три человека.

Задание: Назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы:

I

Ребята выбирают нужную карточку и прикрепляют на доску в нужный столбик. (Слова: добрый, богатый, счастливый, веселый, умный, скупой, дружелюбный, честный, жадный, красивый, жизнерадостный, грустный, обидчивый, справедливый, правдивый). Доказать, почему выбрали именно эту карточку. Учитель. Очень много написано и придумано пословиц о дружбе. Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждого из вас карточка, на которой написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
    Дерево живет корнями, (а человек друзьями). Друга ищи, (а найдёшь береги). Друг за друга стой, (выиграешь бой). Доброе братство, (лучше богатства). Друг лучше старый, (а платье новое). Старый друг – (лучше новых двух). Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).
У детей на партах листочки, им предлагается написать законы дружбы. Своё понимание, что значит дружить, что можно, а чего нельзя в дружбе. Учитель собирает листочки, передает экспертной комиссии из числа ребят. Они подводят итог и вырабатывают единые законы, которые вывешиваются в классе. ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
    Не обзывай и не унижай своего друга. Помогай другу в беде. Не обманывай друга, будь с ним честен. Не предавай своего друга. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Учитель. Какое надёжное и ёмкое слово “дружба!”. Дружить можно и в классе, и в семье, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добрые, отзывчивые. На партах у ребят круги и фломастеры. Надо нарисовать своё отношение к уроку, к друзьям, к школе, к классу, что они испытывают придя в школу и т.д. Что они испытывают удивление, радость, грусть, печаль и т.д. Все эти круги прикрепляются к доске. Учитель. Вот и подошел к концу наш классный час о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг к другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда “Ребята, давайте жить дружно!”. Поёт группа девочек. Исполняется песня “Настоящий друг” (сл.М.Пляцковского муз.Б.Савельева). Дома: Написать мини сочинение о друге.

Классный час "Дружба."

(через знакомство с литературными произведениями о дружбе)

Тема: «Дружба»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», пок
азать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе» II. Сообщение темы и цели занятия Мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем еще дружнее!

III. Знакомство с понятием "дружба”.

Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними нам нужно будет поработать в группах.

У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.
    1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей” 2-я группа "Без друга на душе вьюга”. 3-я группа "Старый друг лучше новых двух”
Каждый ряд после составления читает пословицу. На доске появляются слайды с пословицами. - Молодцы! - Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите: - Какая общая тема пословиц?(дружба) - А как вы понимаете слово "дружба”?(ответы детей) Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

- Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга. -Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!

IV . Чтение и обсуждение стихотворений .

1. Учитель. С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг ».

Когда ещё никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки
И человек придумал слово «друг»
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спокойно за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и тоже)
А злое слово я приберегу,
Пускай оно достанется врагу!

2. Учитель - К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

(Ученик читает стихотворение «Два козла»)

Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то, чтобы со зла
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них легонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немножко посильней
Один разгорячился, лягнул что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой

Учитель - Да, такие отношения дружескими не назовёшь

3. Учитель. В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.

(Инсценировка «Ни за то и ни за это»)

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову
Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал
Ученик: Вова присел на корточки
Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.
Учитель. Что же такое бескорыстная дружба?
(Ответы учащихся)
4. Учитель – Можно ли дружить с героями этих стихов?
(Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)
«Сонечка» Тронь её нечаянно – сразу:
-Караул
Ольга Николаевна, он меня толкнул!
Ой, я укололась, - слышен Сонин голос
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы: - Голова болит…
Я бы полежала бы – мама не велит,
Сговорились мальчики: - Мы откроем счет
Сосчитаем жалобы– сколько будет в год
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

Учитель - Так каким же должен быть настоящий друг?

5. Может быть таким, как в песне, которая так и называется «Настоящий друг »

Учитель - Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять.

6. А сейчас послушайте еще одно стихотворение, в котором друзьям хорошо вместе. Это настоящие друзья! (Арсалан и Тимур)

(Учащийся читает стихотворение «Мы с приятелем» Михалков С.В.)

Мы с приятелем вдвоём Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья - Куда он, Туда и я!
Мы имеем по карманам: Две резинки, Два крючка,
Две больших стеклянных пробки,
Двух жуков в одной коробке,
Два тяжёлых пятачка.
Мы живём в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить - четыре,
А ему - двенадцать раз.
И живут в квартире с нами Два ужа И два ежа,
Целый день поют над нами
Два приятеля-чижа.
И про наших двух ужей, Двух ежей И двух чижей
Знают в нашем новом доме Все двенадцать этажей.
V. Рассуждение.

Учитель – А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в этом рассказе.

(Дети инсценируют рассказ)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

Учитель – За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?

VI . Физминутка (дети выполняют в парах)

Викторина «Кто с кем дружит?» 1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон
VII. Продолжение беседы А с кем вы дружите?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
Дружите ли вы со своими родителями?
– Должны ли родители быть друзьями детства?

Давайте послушаем стихотворение «Моя родня»

(Дети читают стихотворение «Моя родня»)

Мама с папой – моя родня. Нет роднее родни у меня. И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю, Скоро всем подарки куплю. Папе будет моторная лодка, Маме в кухне – волшебная щётка, Молоток настоящий братишке, Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке. А ещё друг есть у меня, Друг Серёжка мне тоже родня. Я к нему прибегаю с утра, Без него мне игра не игра. Все секреты ему говорю, Всё на свете ему подарю!

VIII. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.

Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг??

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.

У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе. 1. честность
    враньё
2. доброта 3. верность
    грубость
4. взаимовыручка

Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравится?

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

IX. Определение "Законов дружбы”

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
-Вы согласны с этими законами?(ответы детей) - Принимаем? (Да.) Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями. X. Чтение стихотворения «Что такое дружба?»И в заключение, ребята, у вас на столах лежит текст стихотворения «Что такое дружба?». Прочитайте про себя. А сейчас давайте все вместе хором прочитаем его! Что такое дружба? – Спросила я у птицы.
– Это когда коршун
Летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: Что такое дружба?
– Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно. А после спросила у девочки: Дружба – что такое?
– Это что-то огромное,
Радостное, большое.

XI. Песня Если с другом вышел в путь.

Итог. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!

Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!

Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Идея занятия: интегрировать знания, полученные при изучении тем на уроках окружающего мира, обществознания, литературного чтения и внеклассной воспитательной работы по направлениям:

1.“Развитие эмоционально-чувственной компетенции учащихся младшего школьного возраста”;

2. “Приобщение учащихся к социальному миру взаимоотношений”.

Развивать умения работать в команде, обобщая свои знания, делать выводы, пользуясь различными источниками информации, анализировать их. Работа по данным темам представляет собой определенную систему занятий, но не может и не должна быть ограничена только ими. Она требует от педагога индивидуального подхода к каждому ребенку, основанного на принципах педагогики сотрудничества и доверительного взаимодействия.

Проблемы начальной школы:

*средствами начального образования снижается здоровое детское любопытство, творческий потенциал школьников, нивелируется индивидуальность детей;

*неудовлетворительный уровень психо-физического здоровья и эмоционального благополучия детей. В этом и заключена воспитательная ценность выбранной темы.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Тип занятия: интегрированное с использованием ИКТ.

Форма проведения : внеклассное мероприятие.

Цель классного часа: способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”,осознании своих обязанностей перед друзьями. Задачи : способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений и обсуждение прочитанного (рассказы, сказки, притчи, легенды, стихи, в которых раскрывается тема дружбы).
Подбор пословиц и поговорок о дружбе.
Выставка книг разных писателей, поэтов о дружбе.
Творческие работы учащихся: сочинения, сказки из рубрики “Мы писатели”; рисунки, коллективные работы, плакаты, презентации. Разучивание новых песен о дружбе и доброте.
Проведение анкетирования среди учащихся класса. Занятия с психологами, направленных на сплочение детского коллектива.

Участники: школьники 3-го класса.

Оборудование:

Презентация (Приложение 1); песенки о дружбе; видеоролики.На партах папки с заданиями: тесты, раздаточный материал (ромашки, листики, колоски, магниты, кнопки). Лист ватмана для оформления “Тумбы для объявлений”, куда будут крепиться листочки-объявления “Ищу друга”.Карточки со словами – понятиями: Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Раздать листы с тестами на каждого человека.Блокноты “Карманное пособие для Друга” . Кодекс дружбы. Материалы для оформления книги “Дружба”.

Ход занятия

1. Организационный момент. (1,5 мин.) Диалог между учениками.

– Поговорим?
– О чем?
– О разном и о прочем.
– О том, что хорошо.
– И хорошо не очень.
– Поговорим?
– Поговорим. Вдруг будет интересно.

Психогимнастика. (Слайд 4)

Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается упражнение “Улыбка” и просмотр клипа “ Дружба = Я + ты”.

Слово учителя . Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом. Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: “Я желаю тебе…” (Ребята говорят пожелания друг другу.)

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. (1 мин.)

Слайд-тема 1–2. “Поговорим о дружбе… Настоящий ли ты друг?”Слайд 3. Актуальные вопросы для обсуждения: Можно ли научиться общению?Как стать хорошим товарищем?Кто становится другом? Как его найти?Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей? Почему дружбу называют школой самовоспитанием? Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии?Открывается тема урока: “ Поговорим о дружбе… Настоящий ли ты друг?”

3. Обсуждение основных вопросов занятия. (7–8 мин.)

Слайд 5. Написано предложение “Дружба – это…” Открывается слайд со словами “друг”, “товарищ”, “приятель”. Слайд 6. Открывается слайд со словами “друг”, “товарищ”, “приятель”.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе, о настоящем друге, о том как распознать настоящую дружбу от лживой, как распознать человека, который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.
Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Чтение и обсуждение притчи о дружбе.

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Беседа: – О чем эта притча, чему она учит нас?

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: “ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”.
– Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.

4. Физкульминутка (психогимнастика) (1 мин.) Песня “Песенка о дружбе” – караоке (Слайд 7).

5.Выполнение теста и анализ его результатов. (5–7 мин.) Тест “Хороший ли ты друг” (Слайд 8–9).

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь? А) Пойдешь в кино одна (один). Б) Одолжишь подруге (другу) денег. B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь? А) Проведешь вечер одна (один). Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье. В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь? А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться. Б) Бросишься на помощь подруге (другу). В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь? А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку. Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом. В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?

Учитель : Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. С детства мы усваиваем набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? Прежде всего необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.

6. Игра “ Знакомство – представление”. (7 мин.)

Слайд 10. Игра “ Знакомство – представление”, “Ищу друга!” (Раздаются цветные листочки.) Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как “ пазлы”. Например:

“Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга”.
“Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу”.
“Ищу друга, с которым можно ходить в походы!”.

Вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах – о том, что любите, цените, применяете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Не умоляйте своих достоинств, но сообщите и о своих недостатков. Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений. (В классе доска с надписью “ Доска объявлений”.)

(Листочки – объявления вывешиваются на импровизированную тумбу для объявлений.) Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять, внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.

7. Работа в группах. Игра “Слова”(5 мин.)

Слайд 11. Слова. Заполним таблицу. Левая и правая сторона класса. Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте вместе с вами “разобьем” на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать”. Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У каждого человека по этому вопросу свое мнение. А какое оно у вас?

Надпись на доске: “Лже – Друг” “Настоящий Друг”: к какой колонке вы поставите данные надписи? Дайте теперь определение Друг – это …

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг? А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе. (Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну.)

8. Игра “Ромашка” (3 мин.)

Слайд 12. “Ромашка”. Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в “Ромашку”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждому выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”.

9. Клип о дружбе”Барбарики– дружба” с обсуждением (3-4 мин.) +

+ Слайд 13. Расположите в порядке значимости следующие высказывания + (задание у детей)
– Быть хорошим товарищем – это значит быть мягким и добродушным.
– Быть хорошим товарищем – это значит быть серьезным и требовательным в отношениях.
– Быть хорошим человеком – это значит уметь помолчать, когда этого требует ситуация.
– Быть хорошим товарищем – это значит уметь сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.
– Быть хорошим товарищем – это значить хорошо знать недостатки друга и тем не менее любить его. (Что для вас важнее? Что будет на 1, 2, 3, 4, 5-м месте? Спросить несколько ребят.)

10. Игра “Доскажи словечко”… (Слайд 14).

Если есть друзья на све…. те
Все прекрасно, все цве….. тет
Даже самый сильный ве…., тер
Даже буря не сло….. . мает
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело ша… . гать
При любой погоде дру…. – жим
Дружбы этой не пор….. . вать
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для………… Для хороших славных дел.

11. Повторный анализ теста. “Кодекс дружбы” (3-4 мин.)

Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык “А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть”. Иногда очень полезно осознать, “какой я”, и провести какое-то психологическое конструирование. Помните: “Дружба– это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро”. Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. “Будьте для всех солнышкам… Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себе на служение ближним”. Таким образом, между вами и друзьями создается некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.

Кодекс дружбы . – Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Этот вопрос поставили перед собой английские психологи. Они составили опросник и опросили англичан, итальянцев, жителей Гонконга и японцев в возрасте от 18 до 60 на тему: “Что вы считаете самым важным для дружбы?”. Всего получилось 43 общих правила. Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный неформальный кодекс дружбы (авторы исследования утверждают, что эти законы универсальны для любой культуры).

– Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.

Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы .

Если хочешь быть хорошим и верным другом:
Делись своими успехами, неудачами и новостями.
Умей слушать.
Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
Доверяй другу и будь уверенным в нем.
Сохраняй тайны своего друга.
Не критикуй друга публично.
Не будь назойливым и не поучай.
Не обсуждай друга в его отсутствие.
Не ревнуй друга к другим его друзьям.
Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
Возвращай долги.
Радуйся успехам своего друга.

“Карманное пособие для друга”. (Слайд 15.) – блокнотик с высказываниями. (Выдается в подарок ребятам).

“Если хочешь иметь друга – будь им!”
“У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдает свое”.
“Юмор – кратчайшее расстояние между пробелом и сознанием”.
“Не хочу ничего, не прошу ничего, Не нужны мне ни деньги, ни слава, Только б знать, что всегда у плеча моего Два товарища – слева и справа”. “Выполняя долг дружбы – оставайся свободным!”
Что бы вы еще предложили внести в наше придуманное пособие? (Блокнотик вы заберете и подарите своему другу.)

12. Литературная страничка (Слайд 16).

13. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайды 17–18.) (3-4 мин.)

– А напоследок я расскажу вам еще одну притчу:

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: “Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо”. В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: “Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения”. Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!” Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.

Учитель: Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо. “Дружба”, все смотрим клип “ Дружба “Я + ты”.(Сюрприз– клип “наш дружный класс”.)

Итог: – Подведем итог.

Верно ли утверждение “Другом быть трудно, стать другом – большая работа”?

“Листики” или “Человечки.”

На столе у вас лежат листочки (человечки). Я попрошу вас написать на них, что такое дружба. – Написали? А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву (человечки вокруг планеты), символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. Коллективное панно “Полянка Дружбы”. (Работа у доски).

Вывод: Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

(Слайд 19.) Песенки о дружбе. Под музыку песенок прикрепляют листики (человечки)

Литература.

  1. Лунина Е.И., Щепурева Н.С. Классное руководство.– Ростов на Дону:Феникс,2002.
  2. Смид З. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999.
  3. Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000.
  4. Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. Кривцовой. – М.:Генезис,1997.
  5. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. И.Ю. Хрящевой. – СПб.: Ювента, 1999.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 1998.
  7. Лабиринты психологии/ Под ред. С.В. Трушковой – М.: Изд. отдел УНЦ, ДОМГУ, 1996.
  8. Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.

На тему «О себе, о дружбе, о друзьях...»

Цели и задачи

— формировать понятие дружбы;

— учить детей вживаться в чужой опыт и понимать особенности переживаний другого;

— развивать внимание, мышление, речь.

Оборудование

Журнальный столик, маленький поднос, карточки с вопросами, красивый камень размером с кулак.

Ход классного часа

Введение в тему

Учитель . Сегодня я предлагаю вам поговорить о дружбе — одном из самых важных чувств, испытываемых человеком.

Друзья, если они настоящие, — верные спутники нашей жизни. Они иногда бывают ближе, чем родственники. Им можно довериться, поплакаться в жилетку, они никогда не оставят в беде. Когда случается неприятность, не желая расстраивать родителей, особенно если они пожилые и очень за нас волнуются, мы спешим к друзьям, чтобы рассказать о своей проблеме, облегчить душу.

Так поступают взрослые. Но вы — дети и еще только учитесь дружить, выбирать себе друзей, которые, возможно, останутся ими на всю жизнь. Дружба проверяется годами. Кто-то останется с вами рядом и будет рад всегда подставить вам свое надежное плечо, кто-то разочарует вас, оставит при возникновении малейших проблем. Как сложатся ваши отношения, будет зависеть и от вас, и от вашего друга, потому что дружба — это обязательно взаимодействие людей. И если оба чувствуют духовную связь, необходимость в общении, тянутся друг к другу, стоят друг за друга горой — это и есть настоящая дружба.

Развивающее задание «Собери пословицу» (Работа в парах)

Учитель. Неслучайно в народе существует огромное количество пословиц на тему дружбы.

Дети получают набор полосок. На каждой полоске записано одно слово пословицы. Задача: каждой паре составить из полосок пословицу.

Пословицы

Дружба дороже денег.

Друга узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Крепкая дружба дороже богатства.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Старый друг лучше новых двух.

На деньги друга не купишь.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Игра «Истории из жизни»

Учитель. Детство — очень важное время для осознания понятия «дружба», когда, наверное, каждый ребенок спрашивает себя: кто такой друг? Для чего он нужен? Умею ли я быть другом?

Предлагаю вам поиграть в игру «Истории из жизни».

Сядьте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы все будем рассказывать друг другу истории из своей жизни. Нам на помощь придет вот этот маленький поднос на столике, на подносе лежат карточки с вопросами и заданиями — это темы для разговора. Если вы станете честно и откровенно отвечать на вопросы, то мы сможем многое узнать друг о друге, о чем раньше и не догадывались, и по-новому посмотреть друг на друга. Быть может, кого-то это сблизит, и у нас в классе станет больше друзей.

Сейчас одному из вас я дам в руки камень. (Учитель демонстрирует камень.) Он называется «Камень повествования». Говорить может только тот, у кого в руках этот камень. Остальные должны очень внимательно и терпеливо слушать. В конце игры каждый поделится своими впечатлениями.

Итак, я вручаю камень повествования... (Алеше).

Ребенок получает камень и, не выбирая, берет карточку, читает задание или вопрос и отвечает.

Карточки

♦ Расскажи, где ты родился и каковы твои самые яркие детские воспоминания.

♦ Помнишь ли ты, как пришел первый раз в первый класс? Каковы были твои впечатления?

♦ Расскажи о своей семье. Что ты особенно в ней любишь?

♦ Какой ты представляешь свою взрослую жизнь?

♦ Случается ли, что ровесники тебя обижают? Как ты к этому относишься?

♦ Какие обязанности по дому у тебя существуют и как ты к ним относишься?

♦ Расскажи интересную историю о ком-либо из своих друзей. Что вас притягивает друг к другу?

♦ Расскажи о своем достижении, которым ты особенно гордишься.

♦ Какие праздники существуют в вашей семье? Как вы их отмечаете?

♦ Есть ли у тебя дома животные? Как вообще ты относишься к животным?

♦ Что ты думаешь о своих одноклассниках?

Вопросы для обсуждения:

— Было ли у вас ощущение, что вас внимательно слушают?

— Какие эмоции вы испытывали во время рассказа?

— Что нового вы узнали?

— Стали ли понимать кого-либо из детей лучше? (Отклик детей.)

Слово учителя. «Быть другом нелегко»

Учитель . Вы, наверно, заметили, что есть люди веселые, общительные — у таких, как правило, много друзей. Есть скромные, незаметные, ничем особенно не выделяющиеся — у них обычно друзей мало или нет вообще. Но яркая внешность и легкий характер еще не гарантируют прочности дружбы. Выбирая себе друга, нужно повнимательней всматриваться в человека: чем он интересуется, как относится к окружающим, каковы его взгляды на разные вещи; умеет ли он отстаивать свое мнение или идет на поводу у другой, более яркой личности; имеет ли вредные привычки или сторонник здорового образа жизни...Словом, чтобы друга узнать, надо с ним пуд соли съесть.

Быть другом нелегко. Умение думать прежде всего о друге, а потом о себе или о друге и себе нераздельно — это главный признак дружбы. У эгоистов друзей не бывает, могут быть только приятели — а это разные понятия.

Игра «Комментарий»

Учитель. Интересно узнать, насколько хорошо вы разбираетесь в теме «Дружба». Предлагаю вам поиграть в игру «Комментарий».

Описание игры . На доске записаны фразы на данную тему. Учитель читает первую. Желающий Ученик комментирует ее, то есть говорит все, что он думает по данному вопросу. Возможны дополнения других учеников. Затем ученик, комментировавший первую фразу, читает на доске вторую. Желающий комментирует ее, и т. д.

Фразы для комментария

Не со всяким человеком хочется дружить.

Нужно уметь отличать друзей от приятелей или товарищей.

Я думаю, настоящий друг — это тот, кто...

Мальчишки не умеют дружить с девчонками!

Интересно, чья дружба крепче — женская или мужская?

Говорят, друг познается не в беде, а в радости.

Друг мой — третье мое плечо.

Учитель . Как можно доказать свою дружбу и надо ли? Продолжите фразу: «Если у меня выйдет размолвка с другом...»

Подведение итогов

Учитель. Конечно, вы еще только учитесь выбирать друзей и быть друзьями. И на этом долгом пути бывает всякое: обиды, ссоры, драки, недомолвки... Нужно уметь прощать, быть терпимым и никогда не рубить сплеча:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился —

Ты ему греха не поминай.

Р. Гамзатов

Закончить классный час я хочу на веселой ноте. Послушайте притчу «О рыцаре».

Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон.

Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил. На третьи сутки упал дракон без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил:

— Рыцарь, ты чего хотел-то?

Рыцарь отвечает:

— Воды попить.

— Ну, так и пил бы...

Учитель . Учитесь слушать друг друга, отношения выясняйте не кулаками, а словами.









2024 © rukaraoke.ru.