Конспект занятия по социальному миру в подготовительной к школе группе «Волшебное небо. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия в подготовительной группе "Предметное окружение"


Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с.Какрыбашево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: «Приобщение к социокультурным ценностям»

Тема: «Путешествие в прошлое книги»

Возрастная группа: подготовительная группа

Выполнил:

Воспитатель Маннанова Г.Д.

Стаж: 21 год

Какрыбашево 2015

Программное содержание:

Образовательные задачи:

    познакомить детей с историей создания и изготовления книги;

    показать, как книга преобразовалась под влиянием творчества человека;

    вызвать интерес к творческой деятельности человека;

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Словарная работа: бамбуковые пластины, папирус, береста, пергамент, свиток, летописи, летописцы, печат­ный станок, типография, переплет, издательство;

Материалы: современные книги разного формата, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, набор картинок от прошлого к настоящему книги, портрет первопечатника И.Ф. Федорова, чистые листы, штампики, разные виды бумаги, ноутбук, презентация

Ход ООД:

Воспитатель:

Сегодня день у нас особый,

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя.

Я хочу загадать вам загадку, и только отгадав её, вы поймёте, о каком предмете сегодня пойдёт речь.

Я всё знаю, всех учу

А сама всегда молчу

Чтоб со мною подружиться

О чём идёт речь?

Дети: Книга

Воспитатель: Правильно, ребята, это книга. Сегодня как настоящие учёные, мы будем исследовать книгу. Пожалуйста, внимательно рассмотрите эту книгу. Из чего она состоит? Из каких основных частей?

Дети: корешок, листы, обложка.

Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли книга имела такой вид?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте все вместе совершим небольшое путешествие в прошлое книги. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы.

Сейчас у нас Алмаз будет в роли живого письма – гонца, я через него отправлю письмо Лилии Робертовне. Алмаз, передай, пожалуйста, что 6 ноября в пятницу в 10 часов будет осенний праздник в средней группе, и что старшую группу приглашают на праздник.

А теперь вернемся к тому времени, когда только появились люди. (Подходим с детьми к изображению наскального письма.)

Люди жили в пещерах. Охотились на мамонтов и диких быков. Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость у людей делиться между собою знаниями привела древних людей к тому, что они стали делать рисунки на стенах пещер. Эти рисунки и называют – Каменными книгами. Здесь человек впервые выразил и изобразил свою мысль.

Даже в наши дни мы часто встречаем нарисованные письма, которые дошли до нас через многие века. Как вы думаете, где? (Показывает знаки дорожного движения).

Дети, давайте, оставим привет, как это делали пещерные люди.

(Раздают детям маркеры, для рисования на «наскальных стенах» (на доске).

Воспитатель: Молодцы. Но нам пора! Отправляемся в другое время. Куда это мы попали? К индейцам. Они придумали другой вид книги, который можно было передавать, переносить, сохранять. Такое письмо называлось – КИПУ - узелковое письмо. Для такого письма требовалась толстая веревка или палка и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел передать кому-то свою мысль, привязывал к веревке или палке шнурок особым способом. Чтобы прочесть такое письмо, нужно было помнить множество деталей – цвет шнура, его длина, вид узла. Такое письмо было очень тяжело читать. Но, в основном, знания, все так же передавались устно. Старейшины племен, примерно раз в году уводили юношей в джунгли, и там, передавали свой опыт. А чтобы знания запоминались легче, использовали специальные танцы и песни. Поучимся вместе с ними?

(Дети встают в круг. И повторяют движения за воспитателем.)

Физкультминутка:

Если хочешь научиться, делай так… Хлопать в ладоши влево - вправо.

Если хочешь научиться, делай так… Прыжки на месте с высоким подниманием колена (по очереди).

Если хочешь научиться, делай так… Хлопать по рту, «зов индейца».

Если хочешь научиться, делай так… Танец Индейцев по кругу.

Давайте, ребята, оставим индейцам «Привет». Завяжем свои узелки.

Потом, люди изобрели письмо в картинках. Например, нарисуют озеро и рядом огромную рыбу – это означает память об удачной ловле рыбы. А если много мешков, то это означает, что человек собрал хороший урожай. Такое рисуночное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Нарисовать, например, как ты пошёл гулять с друзьями или родителями, что было во время прогулки, и что было потом. Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по своему, другой иначе.

Давайте, мы тоже попробуем нарисовать такое письмо, возьмите листочки и карандаши и нарисуйте ваше настроение. (Дети рисуют)

Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Человек уже придумал буквы, умел писать. Но так как бумаги в те времена ещё не было , то люди изображали все эти события на каменных плитах. Такие плиты могли храниться очень долго. Позже рисунки немного видоизменились, упростились, и постепенно превратились в знаки, которые стали называться иероглифы, обозначающие отдельные слова и даже целые предложения. Существовали целые библиотеки из таких каменных плиток.

А вот теперь представьте себе, что у вас дома хранятся такие каменные книги. Это удобно?

Дети: Нет, они тяжёлые, занимают много места, их трудно брать в руки.

Воспитатель: Позже книги стали делать из глины. На мягкой глине острой палочкой выдавливали знаки и картинки. Потом глину сушили и обжигали в печах. Получались глиняные таблички, очень прочные. Каждая книга состояла из нескольких десятков и даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц.

Дети: Нет, глина может разрушиться, чтобы хранить нужно много места.

Воспитатель: Тогда люди стали использовать другие материалы. Писали заострённой палочкой на пальмовых листьях, а на Руси для этого использовали бересту. А вы знаете, что такое береста? (ответы детей). Хотите сами попробовать что-нибудь нацарапать на бересте? (Предложить попробовать нацарапать что-либо на бересте). Но этот материал был не удобен и не практичен в использовании, так как не мог долго храниться.

Позже люди стали делать книги из папируса. Папирус – это растение вдвое выше человека. Его ствол в руку толщиной. Растёт оно в Африке по берегам рек и озёр. Сердцевину такого тростника резали на полосы, их укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы склеивали в длинный-предлинный свиток. Таким образом, появились книги – свитки, похожие на широкую и длинную ленту, в которой нет страниц.

Но папирус рос не везде. И там где его не было, люди научились писать на пергаменте. Что же это такое? Это кожа молодых животных, которую старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась жёлтой или белой. Несколько пергаментных листков составляли книгу.

Шли годы и столетия, и забыли постепенно о папирусе и пергаменте. Потому что появилась бумага. Белая, гладкая, удобная. А придумали её изготовление в древнем Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов. И только через века они узнали, как делать это чудо. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. Их называли летописцы. Затем книгу украшали драгоценными камнями, золотом или серебром. Это конечно было красиво, но позволить себе такую книгу могли только богатые люди. Одну книгу писали очень долго, до нескольких месяцев, а иногда даже и не один год. Это был очень тяжёлый труд. (Показать иллюстрацию с изображением летописца).

Возможность создавать книги быстрее и проще появилась тогда, когда люди изобрели печатный станок. С тех пор уже не нужно было записывать каждую букву. Основал книгопечатание на Руси Иван Фёдоров. Он так и вошёл в историю как первопечатник. Каким же образом он это делал? Изготовил буквы, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст. Это было намного быстрее, чем писать вручную. А давайте мы сейчас это и проверим. (Пригласить детей к столу, раздать чистые листы и штампы)

Со временем способ изготовления книги всё более усовершенствовался и сейчас для изготовления книг применяют даже компьютер. Книг сейчас много, они очень разные и доступны для всех. Теперь мы с вами читаем вот такие красивые книжки, которые вы видите на выставке. Людям помогают машины печататькрасочные обложки.

Мы живем в современном мире, в 21 веке – веке инноваций, новых технологий. Существуют не только книги из бумаги, а даже аудиокниги –эти книги мы не можем держать в руках и читать. Их слушают. Задание: прослушайте отрывки аудиосказок и отгадайте их название. Воспитатель: Еще существуют электронные книги – их можно читать с компьютера, в интернете, перелистывая страницы с помощью кнопки. (Просматривание электронных книг по ноутбуку)

Таким образом, история книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по-разному пришли к письменности, используя для письма разный материал. Какой материал вы запомнили?

Ответы детей сопровождаются показом картинок (камень, дерево, металл, кожа, папирус, пергамент, береста, бумага).

Воспитатель: Для чего существуют книги? Что они нам дают? Для чего мы их читаем?

Воспитатель: Книги хранят историю прошлых лет, повествуют о том, как раньше жили люди, как изменяется мир. Они учат нас жить, рассказывают различные поучительные истории, дают знания, книги хранят мудрость народа.

Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир – рассказывают о земле и о космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия. Читая книги, мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Воспитатель: Существует много пословиц и поговорок о книгах.

Давайте поиграем в игру.

Задание: нужно закончить фразу.

Начало фразы

Кто много читает,
С книгой поведешься,
Ум без книги,
Нет умного соседа –
Написано пером,
Книжку читай,
Будешь книги читать –
Прочел хорошую книгу –
Книга подобна воде,
Книга твой друг,
Хорошая книга

окончания

тот много знает
ума наберешься
как птица без крыл
с книгой побеседуй
не вырубишь топором
разуму набирай
будешь все знать
встретился другом.
дорогу пробьет везде
без нее как без рук
ярче звездочки светит

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично знаете пословицы и поговорки о книгах.

Воспитатель: Чем болеют книги? Чем и как их лечить?

Книга, как и человек – может заболеть и умереть – разрушиться полностью.

Главными причинами этих несчастий являются время и небрежное отношение к книгам.

«Заболеть» книге помогают вода, свет. Это природные враги. От них книгу можно беречь и охранять. А как быть с теми, кто целенаправленно своими руками разрушает книгу – небрежными читателями?

Книгу портит перегибание, резкое открывание, загнутые углы страниц, следы грязных пальцев…

Дорогие дети! На вопрос: «Что такое книга?» вроде бы и отвечать не надо. Об этом знает каждый. Но мы сегодня открыли с вами что-то важное, новое. Одним словом, мы совершили увлекательное путешествие по стране книг. Вы у меня просто молодцы! Я хочу подарить вам новую книгу в ваш книжный уголок, путешествие окончено. Отдыхайте. Всем спасибо!

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:

– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);

– увеличение количества путешествий;

– изменение числа команд и участников в каждой команде;

– включение заданий на рисование предметов и т. д.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей подготовительной к школе группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства „Лада“» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День Космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.


Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы-помощники

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

Материал. Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

Задание 1. Воспитатель раскладывает все предметные картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям на производстве. Дети по очереди берут по одной картинке, называют предмет и рассказывают, для чего он служит человеку. Ребенок, правильно назвавший предмет и рассказавший, как он используется, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Задание 2. Воспитатель раскладывает на столе отобранные ребятами картинки с изображением предметов, облегчающих труд на производстве. Педагог описывает один из предметов по алгоритму. Ребенок, первым отгадавший и назвавший предмет, получает фишку. Ведущим может быть и ребенок.

Задание 3. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметные картинки. По сигналу воспитателя одна команда отбирает картинки с изображением предметов, улучшающих качество и скорость изготовления изделий на производстве, другая команда – картинки с изображением предметов, выполняющих сложные действия и изменяющих изделие. Выигрывает команда, которая быстро и правильно набрала картинки и объяснила свой выбор.

Задание 4. Воспитатель по одной показывает детям картинки с изображением робота, компьютера, калькулятора, пишущей машинки, станка. Дети называют каждый предмет, рассказывают о нем, по необходимости опираясь на алгоритм описания, отмечая, что все эти предметы относятся к рукотворному миру. Вместе с воспитателем уточняют, что эти предметы облегчают труд на производстве, улучшают качество изделий, ускоряют трудовой процесс, слаженно действуют и могут изменить другой предмет.

2. Дружная семья

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал. Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).

Предварительная работа. Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…», «Наши домашние любимцы» и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему «Моя семья». Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.

Ход занятия

Воспитатель произносит пословицу и предлагает детям угадать, о чем в ней говорится: «Вместе тесно, а врозь скучно».

Дети. Эта пословица о семье.

Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? (Ответы детей.) Я пригласила к нам в гости Незнайку. (Показывает куклу.) Он очень хочет посмотреть нашу выставку «Моя семья». Расскажите ему о своих семьях.

Дети (по желанию) подходят к фотографиям членов своей семьи, рассказывают, кто на них изображен, в каком месте фотографировалась семья и т. д.

Незнайка. Ребята, я заметил, что вы все, когда рассказывали о своих семях, улыбались. Почему? (Любим всех в своей семье. Приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались, и т. д.)

Воспитатель. А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы детей – по желанию.) А теперь покажите и расскажите Незнайке о любимых предметах членов своей семьи, которые вы принесли. (Рассказы детей.) В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.) А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.) А теперь разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего.

Дети раскладывают фотографии, воспитатель задает им вопросы:

– Кто самый старший в вашей семье?

– Кто самый младший?

– Кто кому мама?

– Кто кому сын?

– Для мамы ты кто?

– Для бабушки?

– Для брата?

– А кто в семье может быть старше дедушки? (Ответы детей.) Воспитатель. Когда-то дедушка сам был ребенком, и у него тоже были родители, которые так же любили его и заботились о нем, как ваши родители заботятся о вас. Потом мальчик вырос, и у него родились сын и дочка – ваши будущие папа или мама. А потом родились вы, и дедушкины родители для вас стали прадедушкой и прабабушкой. Это тоже ваша семья; возможно, их нет рядом с вами, но свою любовь они передали вам через вашего дедушку, папу или маму. Дедушке и бабушке было бы приятно, если бы вы узнали о том, какими были их родители, чем они занимались, как жили. Расспросите их об этом. А потом расскажите нам.

Незнайка. Как хорошо, что у вас у всех есть семьи. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях все любят друг друга, счастливо живут вместе.

Воспитатель. Семью почитали с древних времен. Народ сложил много пословиц о семье. Давайте вспомним их.

Дети. При солнышке тепло, при матери – добро. Нет милее дружка, чем родная матушка. Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. Вся семья вместе – и душа на месте.

Воспитатель. Что бы вы, ребята, хотели пожелать своей семье? (Ответы детей.)

Незнайка. Мне так понравилось, как вы рассказывали о своих семьях, что очень захотелось побывать у кого-нибудь из вас в гостях.

Воспитатель. Ребята, вы бы хотели пригласить Незнайку в гости в свою семью?

Незнайка. Я с удовольствием приду в гости ко всем ребятам по очереди. А сегодня мне хотелось бы познакомиться с семьей Андрея, ведь он так интересно и подробно рассказал обо всех своих родных.

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам сделать подарки, которые порадуют всех членов вашей семьи. Материал для поделок вы можете выбрать сами на свой вкус.

Дети мастерят подарки.

3. Удивительные предметы

Программное содержание. Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).

Материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (по две картинки на каждого ребенка). Карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина карточки пустая. Картинки «домино»: на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира; посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной им посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

Задание 1. Воспитатель с помощью детей делит все картинки на две группы: картинки с предметами природного и картинки с предметами рукотворного мира. Картинки с предметами природного мира педагог оставляет себе, а картинки с предметами рукотворного мира делит между детьми.

Воспитатель называет предмет природного мира. Ребенок, нашедший у себя парный названному предмет рукотворного мира, поднимает картинку с его изображением, называет предмет и сравнивает его с предметом природного мира (например, ласточка – самолет, жираф – подъемный кран, петух – часы и т. д.). Задание считается выполненным, когда дети найдут все пары предметов.

Задание 2. Картинки «домино» (на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира) раздают детям. Первый ребенок выкладывает свою картинку, следующий подставляет свою картинку с изображением предмета природного или рукотворного мира (по принципу игры «Домино», например, стрекоза – часы – петух – подъемный кран – жираф – кит и т. д.). Задание считается выполненным, когда все карточки разложены в цепочку.

Задание 3. Каждому ребенку предлагаются две картинки. Например, на одной картинке изображен самолет, на другой – птица. Предлагается сравнить изображения, найти сходство (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета – крылья, нос и клюв, хвост самолета и птицы; различия: птица – живая, самолет – неодушевленный предмет) и рассказать о них.

Задание 4. Детям раздают карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина пустая. Ребенок должен вспомнить и нарисовать в пустой половине карточки тот объект природы, по подобию которого человек создал предмет, изображенный на другой половине (например, поезд – сороконожка, автомобиль – крокодил).

Дети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что его задания очень интересные и ребята их выполнили. Благодарят Незнайку и приглашают в гости.

4. Как хорошо у нас в саду

Программное содержание. Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.

Материал. Карточки с изображением разных эмоций, фотографии помещений детского сада, план детского сада и знаки-символы его помещений, карточки с изображением предметов или орудий труда людей разных профессий, фишки, призы.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Совсем недавно вы, ребята, рассказывали о своих семьях, где вам хорошо и где все вас любят. А вы знаете, что у всех у вас есть еще одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми? Что же это за вторая семья? Кто догадался? (Это детский сад.) А вы любите свой детский сад? Любите приходить сюда? Расскажите, зачем вы приходите в детский сад? Что вам нравится, и, возможно, не нравится в детском саду?» (Ответы детей.)

Педагог показывает детям карточки с изображениями разных эмоций и предлагает выполнить задание: «В детском саду, как и дома, у вас бывает разное настроение: вы то веселитесь, то грустите, то удивляетесь чему-то, то сердитесь и снова радуетесь. Возьмите любую карточку, внимательно посмотрите на изображение эмоций и вспомните какой-либо случай, когда у вас было такое настроение в детском саду». (Рассказы детей.)

Вос питател ь. Мы уже выяснили, что всем вам нужен детский сад. А кому еще кроме детей нужен детский сад? (Родителям, людям, работающим в нем, нужен всему городу.) Объясните, почему детский сад нужен родителям? Сотрудникам детского сада? Всем горожанам? (Ответы детей.) Много ли в нашем городе детских садов? (Да.) Все детские сады одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? Чем они отличаются? (Внешним видом здания, игровыми площадками…) Если человек в первый раз идет в детский сад и не знает, где он находится, что он должен знать, чтобы отыскать детский сад? (Название, номер детского сада и его адрес.) А вы все это знаете? Назовите. (Ответы детей.) Хорошо ли вы знаете свой детский сад? Знаете ли вы назначение различных помещений детского сада? Людей, работающих в нем? Сейчас мы это проверим. Я предлагаю поиграть в игру-соревнование «Кто лучше знает свой детский сад».

Дети делятся на две команды, воспитатель задает вопросы по очереди каждой команде; за каждый ответ присуждаются очки, в конце подсчитывается их количество и награждаются победители.

Задание 1. Воспитатель демонстрирует фотографии помещений детского сада. Дети должны узнать помещение, назвать его и перечислить тех, кто там работает.

Задание 2. Расставить знаки-символы помещений детского сада на плане детского сада (кто быстрее).

Задание 3. Назвать деревья, растущие на территории детского сада (кто больше назовет).

Задание 4. Игра «Что лишнее?»: на картинке с изображением представителей разных профессий зачеркнуть профессию, которой нет в детском саду.

Задание 5. Дидактическая игра «Угадай профессию». Воспитатель показывает карточки с изображением предметов, дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется (половник – повар; посуда – помощник воспитателя; мячи – педагог по физкультуре; пианино – музыкальный руководитель; стиральная машина – прачка; градусник – медсестра; молоток – плотник и т. д.).

Задание 6. Назвать права (на игру, на занятия, на прогулку, на заботу и т. д.) и обязанности (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, поддерживать порядок, не обижать других, оказывать элементарную помощь взрослым и детям) детей в детском саду.

Задание 7. Перечислить, чем старшие ребята могут помочь малышам, что для них могут сделать.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете свой детский сад, любите его и, надеюсь, запомните его на всю жизнь, ведь здесь проходят самые замечательные годы – годы детства. А хотелось бы вам, чтобы детский сад наш стал еще лучше? Представьте, что у вас есть все возможности, что вам захочется – все сбудется. Закройте глаза, расслабьтесь, помечтайте и расскажите о том, что бы вы сделали, чтобы наш детский сад стал еще лучше.

Звучит тихая музыка. Дети рассказывают о своих мечтах.

5. Путешествие в прошлое книги

Программное содержание. Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.

Материал. Красочно оформленные книги, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, береста, старинные книги; набор картинок на тему от прошлого к настоящему книги; набор сюжетных картинок, отражающих правильное, бережное отношение к книгам.

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадки:


Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней!

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)

Затем предлагает ребятам осмотреть подготовленную им заранее выставку книг, обращает внимание на их красочность.

Воспитатель. Что это? Для нужны книги? (С помощью книг передают знания, информацию.) Кто делает книги? Человек делает книги вручную? (Книги создаются с помощью машин в типографии.)

Педагог показывает иллюстрации с изображением печатных станоков разных времен, рассматривает их вместе с детьми.

Воспитатель. Вы знаете, как создавали книги, когда не было печатных станков? Люди с древности сочиняли сказки, песни, пословицы, загадки. А чтобы не забыть, их нужно было записать. Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках? Конечно, нет! Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках (показывает рисунок), нанизанных на крепкую веревку. Но и это было неудобно. Китайцы начали писать книги кисточкой и тушью на шелке. А в Египте писали книги на каменных плитах (показывает рисунок), а потом на папирусе – похожем на бумагу очень тонком и длинном листе, сделанном из тростника. Папирусы хранили свернутым в свиток (показывает картинку). Наконец люди изобрели бумагу и стали создавать книги на бумаге: сначала рукописные, а затем и печатные. Обложки у рукописных книг были деревянные, обтянутые кожей или тканью. Требовалось очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Когда возникла потребность создавать много книг, человек придумал печатный станок. Первую книгу на Руси напечатал Иван Федоров. Печатный станок упростил изготовление книг. Постепенно человек усовершенствовал печатный станок, придумав машины, которые изготовляют сразу много книг. Существуют машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготовляют переплет, чтобы книга дольше сохранилась. Всеми машинами управляют люди. Но, прежде чем начать печатать книгу, необходимо подготовить ее содержание. Как вы думаете, кто готовит все материалы для книг? (Поэты, писатели, художники.) И в результате мы с вами читаем вот такие красивые книжки (показывает), в которых есть замечательные картинки.

Затем проводится игра «Что было, что будет». Детям предлагается из картинок составить цепочку: от прошлого к настоящему книги. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.

Проводится игра «Как я берегу книгу».

Педагог просит детей выбрать из предложенных сюжетных картинок картинки, на которых изображено правильное, бережное отношение к книгам и назвать правила обращения с книгами (не рвать, не рисовать на книгах, не загибать страницы). Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.

Воспитатель предлагает детям пройти в уголок книги и проверить, хорошо ли живется книгам в группе.

Елена Чирко
Конспект занятия в подготовительной группе. Ознакомление с предметным и социальным окружением «Дом для поросят»

Программные задачи :

Образовательные : систематизировать и дополнить знания детей о строительных профессиях, о различных домах, материалах, из которых строят жилище, учить применять знания для разрешения проблемы персонажа.

Развивающие : развивать связную речь, формировать навыки словообразования, составлять рассказ по рисунку.

Воспитательные : воспитывать готовность помочь, находчивость, доброту.

Оборудование : персонажи : три поросёнка , письмо поросят , картинки разных домов, инструментов, материалов.

Предворительная работа : встреча с представителем строительной профессии, просмотр мультфильма "Песенка мышонка", чтение В. Бианки "У кого дом лучше всех", иллюстрации разных домов, рисунки детей разных домов.

Ход занятия:

Мотивация. Утром дети получают письмо и рисунок от поросят .

на рисунке замёрзшие и промокшие поросята . Они просят помочь им построить дом.

Проблема. Поросятам нужен дом , но они не знают, какой именно дом построить и кто им может в этом помочь.

Цель. Помочь поросятам .

Воспитатель договаривается с детьми, что надо всё обсудить и хорошо бы пригласить поросят в гости .

В гости приходит поросёнок Наф-Наф (Роль исполняет взрослый)

Беседа " Как помочь поросятам ?"

Предложить рассказать Наф-Нафу , какие бывают дома, вместе выбрать дом, который больше подойдёт.

Воспитатель - Какие строительные профессии подойдут для работы?

Дети - Плотник, каменщик, штукатур, маляр.

Воспитатель -А какие строительные материалы понадобятся для стройки?

Дети - Камни, кирпичи, дерево, щебень.

Воспитатель предлагает рассмотреть изображения разных жилищ : деревянной избы, небоскрёба, замка, терема, юрты.

Давайте обсудим из чего построены эти дома.

Давайте подумаем, где и почему строят такие дома.

Ответы детей :

Дидактическая игра "Хорошо-плохо".

Обсудить с детьми преимущества и недостатки каждого из домов.

Например, юрта - лёгкая, её можно быстро построить, но она не защитит от волка. Вместе с Наф-Нафом определить , какой дом лучше для поросят .

Подвижно-дидактическая игра "Каменщики-плотники"

(Загадки - пантомимы)

Дети делятся на команды, каждый по очереди показывает загадку-пантомиму. Как только загадка разгадана, все участники игры превращаются в представителей загаданной профессии, повторяют движения за водящим. По просьбе поросёнка кто-то из детей поясняет, что делает этот специалист, в чём заключается его роль в строительстве дома. Наф-Наф предлагает ребятам проверить , всё ли он правильно заполнил. Поросёнок называет профессию и выполняет движения. Если он всё делает верно, дети повторяют за ним. Если ошибается, детям надо сообщить ему об этом, сказать правильно.

Дети предлагают Наф-Нафу посмотреть рисунки и рассказывают, какой дом хотели бы предложить поросятам . Наф-Наф предлагает создать проект дома , который объединил бы интересные идеи детей.

Коллективная творческая работа.

Аппликация "Чудо-дом"

Воспитатель, Наф-Наф и дети выбирают необходимые детали и составляют из них проект дома, для поросят .

Рефлексия.

Наф-Наф благодарит за помощь, перечисляет то, что узнал сегодня и спрашивает у ребят, откуда они всё знают (Ответы детей) .

Наф-Наф отмечает отдельные достижения детей и выделяет их лучшие качества : желание помочь и не оставить друга в беде, находчивость, фантазию, умение применить знания в жизни.

Публикации по теме:

Ознакомление детей второй группы раннего возраста с природным окружением Тема: Ознакомления детей второй группы раннего возраста с природным окружением с использованием произведений В. Ф. Бокова (из опыта работы).

К юбилею великой Победы в нашем детском саду проходили различные мероприятия: выставки, конкурсы, праздник для воспитанников средней, старшей,.

Конспект по ознакомлению с предметным и социальным окружением во второй младшей группе «Наша дружная семья» Программное содержание. Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес собственному имени. Материал.

Тема: "Смотрит солнышко в окошко".Цели: формировать представление о растительном мире: деревья, цветы, трава; цветовой гамме: зеленый, красный,.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Воздушный шарик» (средняя группа) Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом.

НООД по ознакомлению дошкольников с предметным и социальным миром на тему "Мы- Россияне" Цель: Воспитывать любовь к Родине, формировать.

Программное содержание : выявить знания и умения детей, полученные на занятиях по социальному миру:

— правильно вести себя на улице, в общественном транспорте;

— представлять возможные травматические ситуации, опасные для здоровья;

— правильно ориентироваться, действовать в сложившейся ситуации;

— о семье, родственных отношениях, выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким;

— элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

— понимать, как образуется взрослое имя и отчество;

— проявлять интерес к городу, в котором живут; знать некоторые сведения о его достопримечательностях, главных улицах; выражать свое отношение к городу, свои чувства;

— классифицировать транспорт по видовым признакам.

Приветствие:

Здравствуй солнце золотое (соед. раскр.лад.)

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок (качают руками)

Здравствуй, маленький дубок (имитируют дерево)

Здравствуй утро, здравствуй день (разводят поочередно руки в стороны)

Нам здороваться не лень (показывают на себя и делают поклон).

В: Дети, улыбнитесь друг другу. В нашей группе стало светлее от ваших улыбок. Пусть это радостное настроение останется на весь с нами. Скоро вы пойдете в подготовительную группу, но для этого надо получить пропускной билет от «Королевы страны Знаний». А чтобы его получить, необходимо выполнить задания, которые она нам приготовила. И сегодня я предлагаю отправиться в страну Знаний. Как вы думаете, на чем мы поедем? (ответы детей). Послушайте загадку: «Что за чудо – синий дом? Окна синие кругом. Носит обувь из резины и питается бензином? (Автобус)». Да мы поедем на автобусе, но сначала скажите мне, какие виды транспорта вы знаете? (воздушный, водный, наземный).

Д/И: «Разложи правильно»

Молодцы, справились с заданием. Пора ехать, но вот беда, я не знаю, откуда нам отправлять. Давайте вспомним, кто на какой улице живет.

Вы живете на разных улицах, поэтому я предлагаю отправиться в страну «Знаний» от нашего д/сада, как он называется? Пойдемте на остановку. Как же надо вести себя на остановке, ожидая автобус (ответы детей). а вот и наш автобус. Предлагаю считалкой выбрать шофера:

Стоп, машин, стоп, мотор, тормози скорей шофер.

Красный глаз глядит в упор – это строгий светофор!

Заходите в автобус, садитесь. (правила поведения в автобусе)

Теперь мы хорошие пассажиры. Пока мы будем ехать, я буду экскурсоводом. Итак, мы отъезжаем от нашего детсада, который находится на самой главной улице города. Как называется главная улица?(Ленина). По правую сторону от Калинки располагается известное вам здание, как оно называется?(муз. Школа им. Шостаковича). Едем мимо нее, по левую сторону- 5-я гимназия, станция юного техника. Подъезжаем к улице 30 лет Победы, по правую сторону- площадь, на ней расположен памятник Молодову — герою Афганской войны. Пересекаем улицу 30 л. Победы и продолжаем ехать по главной улице. По левую сторону расположены поликлиника, аптека,сеть магазинов, назовите, каких, Сбербанк. Продолжаем движение и вот мы уже проезжаем Почтамт — одно из первых зданий города. Выезжаем на главную площадь, а как она называется, вы мне сейчас скажете, глядя на этот памятник-Стелла- погибшим солдатам в ВОВ(Площадь Победы).

Напротив памятника Стеллы находится кинотеатр, назовите какой(Октябрь). Кто из вас ходил в этот кинотеатр? Еще здесь есть парк, как он называется?(Парк Победы). В этом парке находится аллея Славы. Она тоже посвящена героям ВОВ. Кто знает, как называется вот этот памятник (памятник Воинской Славы на Бульваре Великой Победы). Мы продолжаем нашу экскурсию и теперь мы едем в город Цимлянск. Переезжаем через мост. Какая река протекает под мостом?(Дон) Какие еще реки вы знаете?(ответы). Вот мы и приехали, Остановка «Страна Знаний». В какую дверь будем выходить? Выходите. Нам надо перейти дорогу. С какой стороны будем обходить автобус? Почему?(ответы). В пешеходном деле самое главное и трудное- переходить дорогу. У пешеходов есть свои помощники при переходе улицы. ЗАГАДКИ: Чтоб тебе помочь путь пройти опасный- гори, ты день и ночь — зеленый, желтый, красный(светофор). Посмотри, силач, какой- на ходу одной рукой останавливать привык пятитонный грузовик(регулировщик). Здесь нет ни светофора, ни регулировщика. Как же нам перейти дорогу?(посмотреть налево,и, убедившись, что поблизости нет машин, начинать движение). А вот и страна «ЗНАНИЙ». Королева страны «Знаний» хочет выяснить, знаем ли мы, как надо действовать, когда горит красный, желтый, зеленый свет светофора. Д/И «Красный, Желтый, Зеленый». Молодцы, справились на отлично! Посмотрите, ребята, какое необычное дерево. Я догадалась: ствол-это наша группа, ветви — это ваши семьи, а листья, которых нет — это вы. Королева хочет с вами познакомиться. Мы каждый день приходим в детский сад, мы друг друга любим и уважаем. Этим мы похожи на дружную семью. Прикрепите листик к ветке дерева и расскажите о себе и о своей семье.(рассказы детей). В семье вас любят. Ваши поступки могут радовать и огорчать близких.

Д/И « Радость или огорчение». У меня два кружка-красный и черный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость(кр.) ,а какой огорчение(черн.) Раздаю кружки, называю поступки, дети с помощью кружка показывают, порадует или огорчит этот поступок близких:- Вы съели на завтрак всю кашу. Подрались с другом. Разбросали по комнате игрушки. Помогли маме мыть посуду. Нагрубили бабушке. Нарисовали и подарили папе красивый рисунок. Перед сном пожелали всем спокойной ночи. Порвали новую книжку. Хорошо вели себя в детском саду. Я надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки?!

Д/И: «Игровизор» Найди лишнюю картинку.

Ребята, королева страны Знаний приготовила для нас картинки (УМК). Рассмотрите их внимательно. Что на них изображено?(различные опасные ситуации) Разложите эти картинки к тем номерам телефонов, по которым необходимо звонить в том или ином случае: 01;02;03. Проверьте друг друга. Вдруг в группе раздается телефонный звонок. Воспитатель берет трубку и слушает. Затем говорит детям, что какой-то незнакомый человек приглашает всех детей покататься на машине, а потом поведет всех в кафе и угостит вкусным мороженным. Ребята обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что нельзя общаться с незнакомыми людьми. Проводится игра « Вызови скорую помощь, полицию, пожарных.» Молодцы, ребята, теперь я за вас спокойна- вы знаете, как поступать в экстренных случаях. И я предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение.»: Где с огнем беспечны люди, там взовьется в небе шар, там всегда грозить нам будет злой(пожар). Красный отблеск побежал, кто со спичками (играл). Стол и шкаф сгорели разом, кто столько праздников такое сушил белье над(газом). Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил(утюг). Дым увидел, не зевай, и пожарных …(вызывай). Помни, каждый гражданин- это номер…(01).Какие вы у меня умницы и умники, все знаете! И нам предстоит выполнить последнее задание- разложить картинки соответственно праздиикам.(Новый год- елочку, елочные игрушки, подарки…). Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Все правильно. Наступил самый торжественный момент- вручение пропускных билетов в подготовительную группу от самой Королевы Знаний. (Вручение билетов). Я, мои, дорогие. Очень горжусь вами — такими умными, воспитанными и верю, что и в подготовительной группе вы будете так же стремиться к новым знаниям, которые обязательно пригодятся вам в жизни.

Игра «Что на что похоже»

Цель . Подводить детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы, а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам.

Материал. Картинки с изображением предметов рукотворного и природного мира (светильник в форме колокольчика, музыкальный колокольчик, цветок колокольчик; матрешка, электролампа, груша и др.) (на каждого ребенка).

Ход игры

Каждому ребенку предлагается набор картинок с изображением предметов рукотворного мира и одна картинка с изображением объекта природы. По команде воспитателя дети должны отобрать изображения предметов рукотворного мира, подобных изображенному на картинке объекту природы.

Выигрывает тот, кто подберет соответствующие картинки первым и докажет свою правоту.

Игра «Прошлое и настоящее»

Цель. Развивать умение детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.

Материал. Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Ведущий называет предмет из прошлого и бросает мяч одному из игроков. Тот, кто поймал мяч, называет предмет настоящего времени, например: веник – пылесос; абак – калькулятор; пишущая машинка – компьютер; солнечные часы – механические часы.

Игра «Будь внимателен!»

Цель. Побуждать детей сравнивать предметы по способу использования.

Материал. Предметные картинки, карандаши, лист бумаги.

Ход игры

Каждый игрок получает карточку, на которой изображен предмет рукотворного мира. Он определяет способ действия данного предмета и рисует предмет с противоположным способом использования.

Например: холодильник – электроплита, стул – автобус, пароход – воздушный шарик, шуба – вентилятор, кровать – будильник, шуба – вентилятор, ножницы – иголка или клей.

Игра «Расскажи о материале»

Цель. Закреплять представления детей о материалах (виды ткани, бумаги; искусственные и натуральные материалы), из которых сделаны предметы.

Материал. Кубик, на гранях которого изображены различные материалы.

Ход игры

Дети по очереди подбрасывают кубик.

Кубик опускается какой-либо гранью на поверхность стола, ребенок называет материал, который ему выпал, и описывает его. Другие игроки контролируют правильность описания свойств и качеств материала.

Игра «Волшебные слова»

Цель . Формировать представления о многозначности названий предметов рукотворного мира.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебными словами. Рассказывает, что есть такие волшебные слова, которые схожи по звучанию, но различны по смыслу, и просит назвать такие слова. Если дети затрудняются начать игру, воспитатель помогает им.

Слова: мышка (животное и элемент компьютера), ключ (от замка и родник), гусеница (насекомое и часть трактора), молния (явление природы и застежка), лук (овощ и оружие), ручка (дверная и часть тела человека), летучая мышь (животное и модель рукава); зебра (животное и пешеходный переход); ерш (рыба и кухонная принадлежность); игла (сосновая и швейная); акула (рыба и модель вертолета); клещи (насекомые и инструмент); бананы (экзотический фрукт и модель брюк), губка (морское растение и предмет личной гигиены) и др.

Игра «Собери предмет»

Цель. Побуждать детей к поиску недостающих деталей; формировать понимание того, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использование предмета.

Материал. Картинки с изображением предметов рукотворного мира с недостающими деталями и картинки с изображением этих деталей.

Ход игры

Каждый ребенок получает картинку с изображением предмета с недостающей деталью. Картинки с изображением деталей раскладывают на столе.

По сигналу воспитателя каждый ребенок находит недостающую деталь и дополняет ею предмет. Побеждает тот, кто первым нашел все недостающие детали.

Цель. Помочь детям осознать, что человек создал многообразные формы предметов, облегчающих их использование; побуждать находить предметы разной формы с одним способом использования.

Материал. Картинки с изображением предметов рукотворного мира разной формы с одним способом использования.

Ход игры

Дети делятся на 2–3 команды. По сигналу воспитателя участники каждой команды отбирают картинки, на которых изображены предметы одного назначения, например, для приготовления еды, уборки квартиры, работы в огороде и т. д. Игра считается законченной, когда команды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Что на что похоже»

Конспект занятия в подготовительной группе "Предметное окружение"

Игра «Что на что похоже»

Цель . Подводить детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы, а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам.

Материал. Картинки с изображением предметов рукотворного и природного мира (светильник в форме колокольчика, музыкальный колокольчик, цветок колокольчик; матрешка, электролампа, груша и др.) (на каждого ребенка).

Ход игры

Каждому ребенку предлагается набор картинок с изображением предметов рукотворного мира и одна картинка с изображением объекта природы. По команде воспитателя дети должны отобрать изображения предметов рукотворного мира, подобных изображенному на картинке объекту природы.

Выигрывает тот, кто подберет соответствующие картинки первым и докажет свою правоту.

Игра «Прошлое и настоящее»

Цель. Развивать умение детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.

Материал. Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Ведущий называет предмет из прошлого и бросает мяч одному из игроков. Тот, кто поймал мяч, называет предмет настоящего времени, например: веник – пылесос; абак – калькулятор; пишущая машинка – компьютер; солнечные часы – механические часы.

Игра «Будь внимателен!»

Цель. Побуждать детей сравнивать предметы по способу использования.

Материал. Предметные картинки, карандаши, лист бумаги.

Ход игры

Каждый игрок получает карточку, на которой изображен предмет рукотворного мира. Он определяет способ действия данного предмета и рисует предмет с противоположным способом использования.

Например: холодильник – электроплита, стул – автобус, пароход – воздушный шарик, шуба – вентилятор, кровать – будильник, шуба – вентилятор, ножницы – иголка или клей.

Игра «Расскажи о материале»

Цель. Закреплять представления детей о материалах (виды ткани, бумаги; искусственные и натуральные материалы), из которых сделаны предметы.

Материал. Кубик, на гранях которого изображены различные материалы.

Ход игры

Дети по очереди подбрасывают кубик.

Кубик опускается какой-либо гранью на поверхность стола, ребенок называет материал, который ему выпал, и описывает его. Другие игроки контролируют правильность описания свойств и качеств материала.

Игра «Волшебные слова»

Цель . Формировать представления о многозначности названий предметов рукотворного мира.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебными словами. Рассказывает, что есть такие волшебные слова, которые схожи по звучанию, но различны по смыслу, и просит назвать такие слова. Если дети затрудняются начать игру, воспитатель помогает им.

Слова: мышка (животное и элемент компьютера), ключ (от замка и родник), гусеница (насекомое и часть трактора), молния (явление природы и застежка), лук (овощ и оружие), ручка (дверная и часть тела человека), летучая мышь (животное и модель рукава); зебра (животное и пешеходный переход); ерш (рыба и кухонная принадлежность); игла (сосновая и швейная); акула (рыба и модель вертолета); клещи (насекомые и инструмент); бананы (экзотический фрукт и модель брюк), губка (морское растение и предмет личной гигиены) и др.

Игра «Собери предмет»

Цель. Побуждать детей к поиску недостающих деталей; формировать понимание того, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использование предмета.

Материал. Картинки с изображением предметов рукотворного мира с недостающими деталями и картинки с изображением этих деталей.

Ход игры

Каждый ребенок получает картинку с изображением предмета с недостающей деталью. Картинки с изображением деталей раскладывают на столе.

По сигналу воспитателя каждый ребенок находит недостающую деталь и дополняет ею предмет. Побеждает тот, кто первым нашел все недостающие детали.

Игра «Чудесные вещи рукотворного мира»

Цель. Помочь детям осознать, что человек создал многообразные формы предметов, облегчающих их использование; побуждать находить предметы разной формы с одним способом использования.

Материал. Картинки с изображением предметов рукотворного мира разной формы с одним способом использования.

Ход игры

Дети делятся на 2–3 команды. По сигналу воспитателя участники каждой команды отбирают картинки, на которых изображены предметы одного назначения, например, для приготовления еды, уборки квартиры, работы в огороде и т. д. Игра считается законченной, когда команды










2024 © rukaraoke.ru.