Основы рукоделия. Атласная и штриховая гладь, практика, приемы выполнения глади (8-й класс)


Атласная гладь - это, наверное, единственный шов, позволяющий создавать вышивки, способные конкурировать с живописными работами, передавать все нюансы цветовой гаммы изображения. Нить тоньше кисти, и с помощью маленьких стежков можно очень тщательно прорабатывать цветовые переходы, "прорисовывать" мельчайшие детали рисунка. Конечно, изготовление вышитого панно, где не только само изображение, но и фон покрыты стежками атласной глади, занимает достаточно времени, по сравнению, к примеру, с вышивкой крестом, однако не так много, как могло бы показаться. Так, панно "Ламия" (30 х 45 см.), на примере изготовления которого я хочу рассказать о технике атласной глади, было вышито примерно в течение полугода, что, кстати сказать, вызвало мое собственное удивление. Работала я, естественно, не от зари до зари, а только во время отдыха и далеко не каждый день.


На вышитом панно изображена ламия. Эти сверхъестественные существа встречаются в мифологии многих стран, но для меня ламии, прежде всего, персонажи баскского фольклора. В баскских легендах ламии предстают в виде человекообразных существ, имеющих ноги цыпленка, утки или козла. В прибрежных областях они - прекрасные женщины с рыбьим хвостом, очень похожие на хорошо знакомых нам русалок. Ламии могут быть обоего пола, но чаще это все же женские существа. Порой они влюбляются и бывают любимы людьми. Некоторые легенды описывают ламий как маленьких людей, обитающих под землей. Их жилищами, как правило, являются пещеры, но они могут также селиться вблизи луж и речных омутов. Привычное занятие ламий - вертеть веретено и прялку, часто они предстают перед путниками с золотой гребенкой в руках. Героиня, изображенная на нашем панно, спрятала свои перепончатые ступни в опавшей листве, и мы можем только догадываться, как выглядят они на самом деле.

Техника шитья

Стебельчатый шов

Основой атласной глади является стебельчатый шов. Это один из старинных швов, используемый мастерицами с незапамятных времен. Чаще всего его применяли при вышивке стебельков и веточек, поэтому шов и получил свое название. Состоит стебельчатый шов из косых стежков, плотно прижатых друг к другу. Выполнение его несложно. Каждый новый стежок делают, вкалывая иголку под ниткой предыдущего, отступив назад примерно на половину его длины (фото 1). Особенность стебельчатого шва состоит в том, что образующие шов стежки заходят один за другой, а не соприкасаются концами.


Прокалываем иголкой ткань, оставив маленький хвостик нитки на изнаночной стороне, фиксируем его пальцем и закрепляем нить несколькими маленькими стежками. После того, как нитка закреплена, начинаем выполнение элементов вышивки, укладывая стежки по контуру рисунка. Следим за тем, чтобы стежки не стягивали ткань и располагались близко один к другому, без просветов. Когда нитка закончится, закрепляем ее на изнанке вышивки несколькими стежками "за иголку", под проложенными ранее стежками.

Атласная гладь

Основа атласной глади - это стебельчатый шов, ряды которого располагаются без просветов вплотную друг к другу, образуя гладкую блестящую поверхность, напоминающую атлас. Атласная гладь относится к свободной вышивке, где длинна, расположение стежка и его направление произвольно. Короткие стежки обычно прокладывают там, где линия контура закругляется, длинные используются для заполнения больших участков рисунка и фона. Шитье осуществляется во всех направлениях - слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, наискось, под любым углом, а сама линяя шва может быть как прямой, так и изогнутой.

Для выполнения атласной глади используют шелк или мулине. Надо иметь в виду, что чем тоньше нитка, тем лучше и ровнее ложиться рисунок. При одноцветной глади желательно использовать нить, взятую в одно сложение, однако для многоцветных рисунков с плавными цветовыми переходами, мы будем использовать нитки мулине в два сложения.

Направление стежков в атласной глади должно подчеркивать форму вышиваемого фрагмента изображения. К примеру, вышивая листик растения или лепесток цветка, надо направлять стежки по его жилкам (фото 2). Не забываем, что вышивая закругленные фрагменты, число стежков следует увеличивать, делая их более частыми и мелкими. Работая над изображением человеческого тела или лица, мы будем "вылепливать" нитью его форму, заполняя контур изображения либо параллельными рядами стебельчатого шва, идущими вдоль изгибов тела, либо располагая шов по сужающейся спирали, что позволяет визуально придать данной части рисунка большую выпуклость. Для выполнения гладкого фона, например неба в пейзажах, подойдут длинные ряды шва с относительно большими стежками, идущие от одного конца панно к другому и параллельные его краю. Чтобы не ошибиться, ткань можно расчертить по линейке, заполнив участок фона параллельными линиями, расположенными на расстоянии одного сантиметра друг от друга, Эти линии превратятся в своеобразные направляющие, помогающие прокладывать ровные ряды стебельчатого шва.


Итак, после того, как мы разобрались с техникой выполнения стебельчатого шва и атласной глади, поговорим о том, как создавать плавные, почти неразличимые на глаз цветовые переходы, на мой взгляд, являющиеся главным достоинством этого вида художественного шитья. С их помощью удается достичь высокой степени реалистичности изображения, и в частности создавать эффект скульптурного рельефа. В процессе вышивки используется прием, хорошо известный вышивальщицам "крестиком", когда в иголку вдеваются две нитки разных, но близких друг к другу оттенков. В качестве примера, подберем нитки в одной цветовой гамме, например: черную, темно-серую, серую и белую. Приступим к работе. Несколько рядов, примыкающих к контуру рисунка, вышиваем черной ниткой, взятой в два сложения, после чего вдеваем в иголку черную и темно-серую нитки, продолжаем шить этой парой, затем за ними последует пара темно-серых нитей, темно-серая и серая, две серых, серая и белая, и наконец, две белых. Подобные цветовые переходы показаны на фото 3, но для наглядности в работе была использована нить, взятая в четыре сложения. На самом деле, в качественной вышивке, выполненной в технике атласной глади стежки почти неразличимы, а заметны только плавные изменения оттенков от темного к светлому и наоборот.

Материалы и инструменты

Основой вышивки служит плотная, но тонкая белая хлопчатобумажная ткань с частым переплетением нитей. Подбирая ткань, надо проследить за тем, чтобы игла проходила сквозь нее без усилий. Атласная гладь достаточно сильно стягивает материал, поэтому полотнище обязательно надо натянуть на прочные прямоугольные пяльцы и время от времени подтягивать ткань, чтобы в течение всего процесса вышивки сохранялось хорошее натяжение.

Иголка нам потребуется максимально тонкая и достаточно длинная, с такими удобнее работать. Выбирая иглу, остановимся на самой тонкой из тех, в которые можно продеть две нитки мулине.

Что касается ниток, то никаких конкретных цветовых схем я не предлагаю. Выбираем цвета на глаз в соответствии с оригинальным изображением, стараясь использовать как можно больше оттенков каждого цвета. Произвольный выбор цветовой гаммы, с одной стороны может показаться сложным для тех, кто привык вышивать строго по схемам, но, как мне кажется, делает процесс вышивки более увлекательным, превращая ремесло в творчество, и позволяет создавать неповторимые, уникальные работы.

Перевод рисунка на ткань

Перевод рисунка на ткань всегда вызывает много вопросов, и похоже, до сих пор не изобретен оптимальный способ, выполнения этой, казалось бы, несложной операции. Вариантов придумано немало, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, однако мы пойдем по самому простому пути, используя в работе копирку и шариковую ручку. Поскольку полотно полностью покрывается гладью, можно не опасаться того, что будут заметны линии рисунка, а фон немного запачкается копиркой.

Выбираем подходящий рисунок, распечатываем его в двух экземплярах. Один, цветной - поможет нам подобрать цветовую гамму вышивки, другой - черно-белый, в натуральную величину мы используем для перевода рисунка на ткань. Приметываем рисунок с подложенной под него копиркой к ткани и обводим контуры, кроме этого выделяем зоны с различной степенью затемнения (у нас получится изображение, напоминающее изолинии на карте). Снимаем рисунок, обводим линии на ткани черной шариковой ручкой, дорисовываем и уточняем детали. Так, к примеру, фигуру ламии я перевела с готового рисунка, формата А4, а пейзаж дорисовала от руки, заполнив оставшееся пространство фона контурами цветов и листьев.

Этапы выполнения панно

Итак, после нанесения рисунка, настало время приступить к "священнодействию" и, вооружившись иглой и цветными нитками, приступить к вышивке. Вышивать надо начинать от центра изображения, так ткань меньше стягивается. В случае "Ламии" вышивку начнем с лица. "Вылепливаем" черты лица при помощи мелких стежков, используя нити розоватых и зелено-коричневых оттенков. Переходим к выполнению фигуры. Вышивку всегда начинаем с темных зон, постепенно переходя к светлым. Направление шва должно следовать изгибам тела ламии. Закончив с телом, займемся волосами таинственной обитательницы леса, используя нитки коричневых и золотистых оттенков.

Когда фигура ламии будет готова, перейдем к окружающему ее пейзажу. Начнем вышивать с крупных листьев и цветов, расположенных над головой ламии. Здесь нам потребуются зеленое мулине темных и светлых оттенков, немного белых, желтых и голубоватых ниток. Вышиваем листики и цветы, прокладывая стебельчатый шов вдоль прожилок, тычинки выполняем в технике узелковой глади.

Мелкие сухие листики у ног ламии вышиваются нитками розовато-коричневых и зеленых цветов. Каждый маленький листик прорисовывается стежками, проложенными по контуру, а фон между ними - прямыми рядами стебельчатого шва, параллельными нижнему краю панно.

Когда все элементы рисунка будут закончены, перейдем к вышиванию фона. Он заполняется параллельными рядами стебельчатого шва, выполненного нитками черного, темно-зеленого и темно-фиолетового цветов. Едва различимые листья в глубине пещеры вышиваются не по направлению жилок, а прямыми линиями, так же, как и весь фон. Это сделано для того, чтобы листья почти сливались с общим фоном и словно таяли в темноте.

Готовую вышивку не нужно отпаривать. Прежде чем снять ее с пяльцев, подклеим с изнанки флизелин, чтобы избежать деформации. Итак, панно "Ламия" готово. Остается только поместить его в рамку и искать новые сюжеты для новых работ, выполненных в технике атласной глади.

Заполняющие швы образуют сплошную вышитую поверхность. Их выполняют как одним цветом, так и несколькими, создавая цветовые переходы.
Эта техника вышивки довольно проста, но для достижения идеального результата сначала нужно освоить новый шов.
Для того чтобы стежки получались равномерными, используйте пяльцы.

Кирпичная гладь позволяет создать необычную плетеную текстуру.

В основном ею заполняют большие фрагменты одного цвета, но она подойдет и для цветовых переходов.

Поверхностная гладь похожа на базовую плоскую гладь, но при этом нить расходуется очень экономно, поэтому поверхностная гладь подходит для крупных фрагментов вышивки.

Атласная гладь позволяет создавать естественные цветовые переходы.

Выполняется чередованием длинных и коротких стежков, которые придают вышивке четкие контуры. Каждый последующий ряд стежков образует неровную линию, благодаря чему можно добавлять нити других оттенков и создавать мягкие цветовые переходы.

Для более естественного эффекта направление стежков можно менять.

Поверхностная гладь

1. Выведите иглу с нитью на лицевую сторону и проложите прямой стежок точно поперек фрагмента. Теперь выведите иглу на лицевую поверхность как можно ближе к концу первого стежка.

2. Вколите иглу в ткань точно поперек фрагмента в направлении, противоположном первому стежку.

Это второй стежок глади. Повторяйте эти два шага, заполняя фрагмент.

Кирпичная гладь

1. Первый ряд стежков проложите слева направо по верхнему краю вышиваемого фрагмента, чередуя длинные и короткие стежки. Короткий стежок должен быть вполовину короче длинного.

2. Второй ряд стежков проложите справа налево, заполняя промежутки вертикальными прямыми стежками, которые должны быть равны длинным стежкам предыдущего ряда.

Можно проложить стежки с небольшими промежутками, а потом заполнить эти промежутки стежками второй серии.

3. Продолжайте прокладывать стежки то слева направо, то справа налево, следя, чтобы их длина была одинаковой: расположение стежков напоминает кирпичную кладку. В последнем ряду заполните промежутки короткими стежками.

Атласная гладь

1. Вышейте ряд-основу, поочередно прокладывая длинные и короткие стежки слева направо в строгом соответствии с контурами заполняемого фрагмента.

2. Проложите второй ряд справа налево, заполняя промежутки между стежками первого ряда. Стежки должны быть одинаковой длины.

3. Следующие ряды прокладывайте поочередно слева направо и справа налево, следя, чтобы все стежки были одинаковой длины, как в шаге 2. В ходе работы смените оттенок нити, если нужно создать цветовой переход. Прокладывайте стежки как можно ближе друг к другу, чтобы ткани не было видно.

Атласная гладь - смена направления стежков

От направления, в котором прокладываются длинные и короткие стежки, зависит цветовой эффект вышивки.

1. Вышивая цветок, прокладывайте стежки от серединки к кончикам лепестков, чтобы добиться естественного цветового перехода.

Первый ряд стежков можно прокладывать веерообразно, повторяя форму расширяющейся части лепестка.

2. Для того чтобы лист выглядел как настоящий, прокладывайте стежки под углом в противоположные стороны центральной жилки. Используйте два-три зеленых оттенка.

Совет : контрастные оттенки при смене нити сделают цветовой переход резким. Чтобы он получился более мягким, используйте близкие оттенки.

Вводя в работу новый оттенок нити, прокладывайте стежки в промежутках между стежками первого ряда, как бы растушевывая цвета.


1.Актуализация опорных знаний и умений.

Что подарить подруге, близким на день рождения, праздник? Эту проблему можно решить, если вы умеете и любите заниматься рукоделием. Авторские изделия всегда очень ценятся. Они штучные, поэтому их нигде не купишь. К тому же авторская вещь хранит тепло рук, а значит, частицу души её создателя.

Вышивка - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства в России. Она применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно. Узор на тканях, коже и других материалах выполняется льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми, металлическими нитями, бисером, жемчугом или блёстками. Вышивку выполняют вручную или с помощью вышивальной машины. До XVIII в. все виды вышивки назывались

Вышивание по свободному контуру

Кроме вышивки по канве существует ещё вышивка по свободному контуру . Нарисует мастерица на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, тамбурным и стебельчатым швами - на ткань ложатся изображения листьев, цветов, веток растений, птиц, зверей. Всё выглядит как живое, только вместо красок вышивальщица использует иглу и разноцветные нитки. Вышивку по свободному контуру выполняют разными техниками вышивания. Преобладающей среди них является гладь.

Атласная и штриховая гладь

Атласной гладью называется техника вышивания плотно прилегающими друг к другу петлеобразными стежками. В результате получается гладкая блестящая поверхность. Этой гладью вышивают крупные или выпуклые объекты: толстые стебли, плоды (рис. 106), гладкошёрстных животных.Основа атласной глади - стебельчатый шов, строчки которого выполняют рядами в прямом и обратном направлении, располагая их так близко друг к другу, чтобы не было видно просветов ткани (рис. 107). С помощью укороченных рядов можно добиться выпуклой формы узора. Для этого нарисованную фигуру с помощью вспомогательных линий делят на участки (рис. 108) и при вышивании иглу вкалывают строго по этим линиям. Чтобы избежать стягивания ткани вышивкой, не рекомендуется туго затягивать стежки атласной глади.

Вышивают атласную гладь ниткой мулине в одно сложение. Весь мотив выполняют ниткой одного цвета. Выделить какие-либо места можно другим цветом или тоном, укладывая стежки поверх глади.

Атласная гладь. Узор, разделённый дополнительными линиями

Штриховая гладь

Штриховая гладь получила своё название потому, что она похожа на рисование штрихами с помощью иглы и нитки. Выполняют вышивку прямыми стежками различной длины и направления. Длина стежков не должна превышать 7 мм (рис. 109).

Штриховую гладь чаще всего сочетают с другими видами вышивки. Её выполняют ниткой в несколько сложений, чтобы достичь выразительности узора.

Штриховая гладь

Выполнение образцов вышивки гладью

Вам потребуются:

гладкокрашеная ткань, цветные нитки мулине, игла, напёрсток, пяльцы.

  1. Нарисуйте на ткани карандашом узор, изображённый на рисунке 108. Вышейте его атласной гладью ниткой в одно сложение.
  2. Переведите на ткань изображение ветки мимозы с рисунка 110.
    Вышейте ветки мимозы (кроме цветков) штриховой гладью ниткой
    зелёного цвета в два-три сложения.

Ветка мимозы.

П родолжая разговор о свободных швах, я расскажу вам о видах глади, которые можно отнести и к белой и к цветной глади, в зависимости от цвета ниток которыми они вышиваются. К таким «двойным» по цвету техникам можно отнести русскую, атласную глади и владимирские швы (рис.1).

Рис.1

Мстерская гладь и владимирские швы получили свое название по месту своего возникновения в с. Мстера Владимирской области.

Мстерская гладь
Мстерская гладь представляет собой изысканный вид белой глади, который сочетает различные рельефные элементы белой глади с настилом и простой без настила, редкую гладь штрихами, петельки и полупетельки, стебельчатый шов (см. статьи ). Узор дополняется ажурными решетками, сетками и стягами (о них мы поговорим позже). Сочетание этих разнообразных приемов вышивки сделало мстерскую гладь уникальной.
Мстерская гладь выполняется на тонких прозрачных тканях (маркизет, батист, шифон) мулине или шелком, а также на крепдешине крученым шелком. Мстерской гладью вышивают мелкий растительный орнамент, состоящий преимущественно из цветков и листочков (рис. 2а,б).


Рис.2а


Рис.2б

Среди причудливых веток часто изображают птиц с пышными хвостами или маленьких птичек. Иногда выполняют жанровые сцены или сказочные мотивы.
Мстерской гладью вышивают накидки, платки, скатерти, панно, покрывала, белье, блузки, платья и т.д.

Владимирские швы
Узоры, состоящие из более крупных мотивов, выполняются владимирскими швами толстыми цветными нитками мулине (в 8-12 сложений), ирисом или шерстью. Основной цвет этих вышивок - красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого цветов (рис.1), но часто встречается и одноцветные вышивки (рис.3).


Рис.3

К владимирским швам относятся гладь «верхошов» (односторонний шов), накладные сетки, шов «козлик» и др.

Гладь «верхошов».
Эта гладь заполняет мотив на лицевой стороне (рис. 4а), образуя на изнанке ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора (рис. 4б).

Таким швом вышиваются крупные мотивы узора, а также стебли, веточки, усики и т.д. (рис.5).
Стежки глади нужно располагать по форме мотива: в цветках - от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине. Стежки могут быть разной длины (рис.6). Контур мотивов при этом становится зубчатым, переход от узора к фону мягче, спокойнее.

Накладные сетки.
Сердцевины крупных цветков и детали мотивов можно заполнить накладными сетками или различными гладьевыми разделками в виде квадратиков, треугольничков, полосок, выполненных гладью, козликом и др.
Сетка и прикрепки вышиваются нитками одного цвета. Длинные стежки, которые протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном), образуют сетку.
Сетка прикрепляется к ткани разными способами: крестиком, стежком, лапкой (три стежка). При этом соблюдается определенная последовательность: сначала выполняются все стежки в одном направлении, например, вертикальном (рис.7), затем в другом - горизонтальном, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах пересечения его с вертикальными стежками. На рисунке первый горизонтальный стежок сделан справа налево, а обратным движением иглы с рабочей ниткой выполнены прикрепки в виде крестиков.
Верхние стежки прикрепок-крестиков должны быть в одном направлении.

Помимо шва «козлик» можно и использовать шов «восьмерка».

Шов «восьмерка» (рис.9)
Представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом.
На изнаночной стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей - больше (рис. 9 в,г).

Узоры, выполненные владимирскими швами, дополняют цветной тесьмой узкими орнаментальными полосками, вышитыми «козликом», гладью, кисточками.

Русская гладь
Русская гладь выполняется прямыми стежками, расположенными вертикально или горизонтально оси рисунка и параллельно долевой нити ткани или ее утку. Стежки укладываются плотными рядами сначала в направлении слева направо, затем в обратном - справа налево (рис.10).

Вышивать можно и без предварительной наметки рисунка. Нитка закрепляется небольшим стежком с лицевой стороны и закрывается стежками глади. Стежки следует делать длиной 3-6 мм, оставляя между ними одну-две нити ткани. Длина стежков может быть разной, но стежки обязательно должны перекрывать оставленные между стежками нити ткани предыдущего ряда стежков. Длину стежков следует чередовать, тогда гладь получится ровной. Внешний контур рисунка можно обшить тамбурным швом (см. статью ).
Для работы используются мягкие нитки, обычно мулине в два сложения. На толстой ткани можно вышивать в три нитки мулине или толстой пряжей.
Русской гладью выполняют растительный орнамент. Иногда в середине крупных цветков он дополняется ажурной сеткой. Ажурную сетку можно сделать без каких-либо разделок и обвивать, как обычную сетку в белой строчке. Для сетки выдергивают одну и оставляют две нити ткани. Край сетки предварительно следует обшить тамбурным швом.

Атласная гладь
Атласная гладь выполняется тонкими нитками: шелком или мулине в одну нитку. Особенностью этой глади является расположение стежков, создающее гладкую блестящую (атласную) поверхность вышивки.
Стежки делаются разной длины и плотно укладыватся друг к другу. Они не должны соприкасаться концами и располагаются так, чтобы один стежок заходил за другой. Каждый последующий стежок нужно шить, вкалывая иглу около середины предыдущего стежка, немного отступая назад, под нитку только что выполненного стежка. Направление стежков должно соответствовать направлению прожилок листиков или лепестков (рис.11).

Начинать вышивку листика или лепестка надо с вершинки или с центра. Если на листике или лепестке имеется закругленная часть или выступ, то по линии изгиба увеличьте количество стежков, для того чтобы не получалось длинных линий от края до середины лепестка или листика. Эти добавочные стежки делаются по выпуклому краю, возвращаясь назад по направлению от середины к внешнему краю. При этом основное направление стежков не должно меняться.
Закончив вышивку одной половины листика или лепестка, переходите к тому месту, откуда начинали вышивку, и выполняйте вторую половину, укладывая стежки в противоположном направлении. Это дает возможность точно выдержать нужное направление стежков. Вышивка должна получиться ровная, с блестящей поверхностью рисунка. На изнаночной стороне вышивки образуются короткие, беспорядочно разбросанные стежки.
Атласная гладь выполняется как белыми, так и цветными нитками. Атласной гладью вышивают преимущественно растительный орнамент.

Этот вид глади позволяет создавать естественные цветовые переходы и ровный градиент. Выполняется чередованием длинных и коротких стежков, которые придают вышивке четкие контуры. Каждый следующий ряд стежков образует неровную линию, благодаря чему можно добавлять нити других оттенков и создавать мягкие цветовые переходы. Для более естественного эффекта направление стежков можно менять. Прокладывайте стежки как можно ближе друг к другу, чтобы ткани не было видно.

Контрастные оттенки при смене нити сделают цветовой переход резким. Чтобы он получился более мягким, используйте близкие оттенки. Вводя в работу новый оттенок, прокладывайте стежки в промежутках между стежками первого ряда, как бы растушевывая цвета.

От направления, в котором прокладываются длинные и короткие стежки, зависит цветовой эффект. Так, вышивая цветок, прокладывайте стежки от середины цветка к кончикам лепестков. А вышивая лист, прокладывайте стежки под углом к центру, в противоположные стороны от центральной жилки (стебелька).



Вышейте ряд-основу, поочередно прокладывая длинные и короткие стежки слева направо в строгом соответствии с контурами заполняемого фрагмента.



Проложите второй ряд справа налево, заполняя промежутки между стежками первого ряда. Стежки должны быть одинаковой длины.



Следующие ряды прокладывайте поочередно слева направо и справа налево, следя, чтобы все стежки были одинаковой длины, как в предыдущем шаге. В ходе работы смените оттенок нити, если нужно создать цветовой переход.



Вышивая цветок, прокладывайте стежки от середины цветка к кончикам лепестков, чтобы добиться естественного цветового перехода. Первый ряд стежков можно прокладывать веерообразно, повторяя форму расширяющейся части лепестка.



А вышивая лист, прокладывайте стежки под углом к центру, в противоположные стороны от центральной жилки. Используйте два- три зеленых оттенка.









2024 © rukaraoke.ru.