Роковая страсть: как избавиться от влечения. Что такое страсть между мужчиной и женщиной: признаки чувств, отличие от любви


Страсть к другому.Как быть? Что делать?
Помните момент, когда вы только познакомились со своим милым избранником?
Вас так много в нём привлекало, не так ли?

Он был вежлив, хорош собой (и сейчас, возможно, остаётся), привлекал вас физически, с ним всегда было о чём поговорить. Ваш роман развивался, и вот теперь вы вместе!
Однако после нескольких лет счастливого брака вы вдруг замечаете за собой, что вас начинает тянуть к другим мужчинам: к коллегам по работе, к друзьям и знакомым мужского пола.
Что случилось: вас больше не привлекает собственный супруг?
В ком дело, в нем или в вас, и что же делать?

Причин может быть несколько. Во-первых, если это не приобрело угрожающие браку формы, то это вполне нормальный процесс. Ведь вас по долгу службы часто окружают мужчины, знакомые и не очень. Кроме того, у вас и вне работы наверняка много знакомых мужчин, и некоторые из них, возможно, довольно хороши собой. Вольно или невольно вы начинаете сравнивать этих мужчин со своим супругом, и, возможно,
кто-нибудь из них в чём-то выигрывает по сравнению с ним.
Мужчины могут привлекать вас в сексуальном плане, однако это вовсе не означает, что вы тут же готовы броситься к ним в объятия.
В данном случае вами, по всей видимости, движет вполне естественное желание каждой женщины всегда оставаться женщиной, вне зависимости от того, где вы находитесь. Вам приятно внимание мужчин, и вы с удовольствием флиртуете с ними – это поддерживает вас в тонусе и в форме.

Главное – не переходить границы приличия, иначе будет очень много проблем.
Разве ваш супруг достоин измены?

Если же ваши с мужем отношения зашли в тупик, и вы никак не можете найти из него выход, ситуация может быть несколько иной. Хорошенько проанализируйте, что вам нужно: быть с супругом или же переключить внимание на других мужчин? Тянуть к другим мужчинам вас может, если ваш собственный супруг не удовлетворяет вас в сексуальном плане.
В чём причина?
Предположим, вы последнее время по его вине довольно редко занимаетесь сексом, а вам хочется. Вам нужно понять, почему он игнорирует вас. Если вы больше не привлекаете его как женщина, то такой брак обречён, ведь секс - одна из самых главных составляющих любого брака.

Выхода здесь может быть два: или же вы сделаете так, чтобы он вновь взглянул на вас как на желанную женщину, или же вам рано или поздно придётся расстаться. Если вы его любите, возьмите себя в руки. Вам придётся заняться собой так, как вы, возможно, ещё никогда не занимались, это того стоит.
Каждая женщина знает, как привлечь внимание её мужчины.

Если же вас тянет к другим мужчинам, потому что вы охладели к своему супругу, то вам нужно по-другому взглянуть на ваши отношения. Причин может быть множество. Может быть, вы больше его не любите? Или ваш секс слишком редок и однообразен, и он не доставляет вам былого удовольствия? Если вы любите супруга, то у вас есть шансы исправить ситуацию.
Нужно обязательно поговорить с ним по душам – он должен понять, что ему нужно измениться. От вас, как от хранительницы семейного очага, зависит очень много. Главное – не спешить принимать опрометчивые решения, от которых, возможно, вы потом будете оба страдать.

Если вам понравился какой-то конкретный мужчина, и вам хочется близости с ним, не советуем вам идти на поводу у своих эмоций. Эмоции пройдут, а боль и стыд останется. Как вы будете смотреть в глаза супругу, если вы измените ему? Даже если он об этом не узнает, ваши отношения изменятся не в лучшую сторону, и виноваты в этом будете вы.
Не разрушайте свою жизнь и жизнь любимого вами и любящего вас человека.
Текст: Сергей Василенков

Страсть – сильнейшее чувство, возникающее на уровне инстинктов. Это мощное увлечение и желание всецело обладать другим человеком. Физическое влечение возникает на подсознательном уровне и не поддается контролю. Рано или поздно в какой-то период жизни каждый сталкивается с подобным ощущением, но многие путают понятия «страсть» и «любовь» между собой, особенно находясь в подростковом возрасте. Это происходит потому, что человека и в том, и в другом случае непреодолимо влечет к другому.

Чем любовь отличается от страсти

В зрелом возрасте человек обычно уже умеет различать любовь и страсть между собой. Люди понимают, что любовь – это не только конфетно-букетный период и бесконечное счастье, это еще и огромная работа над собой и над взаимоотношениями. Страсть же более безответственна и легкомысленна.

Между этими чувствами существует огромная разница. Любовь – это духовная близость двух людей, страсть же – это желание обладать человеком всецело. Эгоистичное чувство. Однако без него нормальных и гармоничных отношений в паре, скорее всего, не получится. Физическое влечение – это база, на которой начинают строиться отношения и впоследствии зарождается истинная любовь. Если взаимоотношения основываются только на страсти, в такой ситуации люди не прислушиваются к желаниям друг друга, и каждый хочет удовлетворить только свои потребности. Страсть, в отличие от любви, быстротечна. Она способна улетучиться так же быстро, как и возникла. Когда человек добивается объекта страсти, его желание угасает. Но нередки случаи, когда физическое влечение перерождалось в истинную любовь.

Психологи сравнивают страсть с действием наркотиков.

Для любви более характерно желание осчастливить вторую половину, пусть даже в ущерб себе. Испытывая сексуальный интерес на уровне инстинкта, человек сконцентрирован только на удовлетворении собственных потребностей. Во время страсти преобладают сильнейшие эмоции, и все мысли устремляются к предмету обожания. Любовь, напротив, – осмысленное и спокойное чувство, когда счастье другого становится намного важнее собственного. Интерес проявляется к личности, а внешний облик не имеет особого значения.

Чем отличается любовь от влюбленности

Признаки чувств

На основе любви и физического влечения зарождаются длительные отношения, которые заканчиваются созданием семьи. Чтобы не совершить серьезную ошибку в своей жизни, человек должен уметь различать эти чувства между собой. Если заключить брак на , то союз не принесет счастья ни одному из партнеров. Когда сексуальный интерес угаснет, связь между супругами оборвется.

Признаки страсти:

  • безумный интерес к телу другого человека;
  • в основе отношений лежит флирт, а не разговоры по душам;
  • возникает патологическое чувство ревности и страх потери;
  • объект страсти наделяется несуществующими качествами, появляется нежелание смотреть на него трезвым взглядом;
  • требуется повышенное внимание к своей персоне;
  • совместное времяпрепровождение сводится к сексуальным контактам и веселью;
  • союз больше напоминает отношения любовников, нежели друзей.

Чтобы распознать любовь и страсть, необходимо прислушаться к собственным ощущениям и проанализировать чувства.

Любовь выражается в следующих признаках:

  • желании узнать человека поближе;
  • стремлении быть рядом «и в горе, и в радости»;
  • желании окружить партнера лаской, заботой и теплом, не требуя такого же отношения взамен;
  • потребности в общении на любые темы;
  • стремлении к пониманию и уважению партнера;
  • готовности идти на компромисс;
  • стремлении выполнить любую просьбу любимого человека;
  • в постели на первом месте стоит удовлетворение интересов партнера.

Любовь – глубокое и созидательное чувство. Страсть губит и разрушает, при разрыве отношений она всегда причиняет боль одному из партнеров. Тому, кто испытывал более серьезные чувства. Это неизбежно.

Стадии взаимоотношений между партнерами

Стадии отношений на основе любви и сексуального интереса:

  1. 1. Страстные отношения. Период влюбленности – именно тот момент, когда человек видит предмет своего обожания через «розовые очки» и наделяет его несуществующими качествами. Общение на этом уровне происходит не с реальным человеком, а с выдуманным фантомом, которого холят, лелеют и оберегают. Через один-два года «розовые очки» спадают, и бывший влюбленный испытывает чувство огромного разочарования.
  2. 2. Истинная любовь с элементами страсти. В данном случае приоритеты расстанавливаются должным образом. Любовь находится во главе и контролирует чувственность. Это идеальный союз мужчины и женщины.
  3. 3. Любовь. Такие взаимоотношения подойдут далеко не всем парам. Они предназначены для людей с определенным типом характера и складом личности. Этакая тихая гавань с вечным штилем. Союз может наскучить одному из партнеров, и человек отправится искать недостающие эмоции на стороне. Но если пару устраивают эти отношения, и они чувствуют себя счастливыми, их связь будет длиться продолжительный период времени.

Природой заложено так, что женщины более эмоциональны. Однако страсть важнее всего мужчинам. Во время страстной влюбленности у них вырабатываются гормоны, которые в несколько раз увеличивают их эффективность в любой сфере жизни.

Женщинам в силу развитой интуиции свойственно улавливать даже незначительные изменения во взаимоотношениях и чувствовать, когда между партнерами начинается охлаждение. Если она вовремя среагирует на изменения и с помощью различных приемов попытается вернуть в отношения страсть, скорее всего ей удастся сохранить союз. У женщины страсть к мужчине длится более долгое время. Ее легче сохранить, она может жить с помощью любви. Когда она находится на стадии влюбленности, то готова горы свернуть ради своего избранника.

Чтобы страсть мужчины к женщине не угасла, необходимо постоянно работать над взаимоотношениями и вносить разнообразие в интимную жизнь.

Мужчинам нравятся эксперименты в постели, и они по достоинству оценят страстный секс. Ведь это именно то, что скрепляет отношения и не дает погаснуть физическому влечению.

1. Святоотеческое понимание блудной страсти

Говоря о блудной страсти и ее психологических аспектах, мы не можем не коснуться христианского понимания смысла отношений мужчины и женщины – той самой важной задачи, которая поставлена перед нами Богом. Для получения ответа на этот вопрос мы обратимся к святоотеческой антропологии (науке о человеке).

Отцы Церкви рассматривают возникновение страстей, как искажение человеческого естества после совершенного человеком акта грехопадения.
Согласно их учению, существует один главный источник греха – наше себялюбие, то есть неправильная любовь человека к себе. В этом и есть причина и начало всех страстей.
Блудная страсть не является исключением.
Слова блуд, заблудиться, блуждать – все одного корня. Таким образом, впадая в блуд, человек начинает блуждать вдали от Истины. Подчинение блудной страсти неизбежно приводит его к духовному блуду, к отчуждению от Бога.
Господь в Своих притчах открывает нам сокровенные тайны духовной жизни и Царствия Небесного. Все мы помним притчу о блудном сыне.
Эта притча о блуде телесном, о блуде духовном и о покаянии. В прямом и переносном смысле она раскрывает нам суть блуда (блуждание вдали от самого себя, от Бога, от истинной любви).
Человек создан Богом наделенным многими дарами. У него есть слово, у него есть разум, есть высокие чувства. Он имеет колоссальные возможности и могущество.
Но вопрос в том, на что все это он тратит, на что расходует?
Согласно святоотеческой антропологии у нас есть два пути. Один путь – путь усыновления Богу. Другой – потакание себе, своим страстям, прихотям. И это путь к смерти.
В этой хорошо известной притче рассказывается о младшем сыне, который ушел от Бога. Сказано, что он ушел на страну далече и потратил свое имение, живя блудно.
Первая заповедь, данная нам Богом – возлюби Бога твоего – нарушилась. На ее месте развилась страсть. Любовь к Богу подменилась влечением к плотскому удовольствию.
Этот выбор не прошел для нас бесследно.
Потеряно очень многое. Для нас закрывается возможность видеть духовный мир. Так человек, удаляясь от Бога, перестает быть «зрячим». Мы становимся глухими к голосу своей совести, к голосу Бога, плохо различаем добро и зло.
Почему Господь в Своей притче из множества страстей избрал блуд? Почему Он остановился именно на этой страсти?

2. Отношения мужчины и женщины.

Вернемся к вопросу назначения мужчины и женщины.
Вот что пишет Л.Ф. Шеховцова в статье «Сексуальная революция женскими глазами».
«Не будем забывать, что и культура, и цивилизация – в основном продукт мужской деятельности. Вклад женщины в историю человечества – это традиционно семья, домашний очаг».
Далее она пишет: «И.С. Кон очень точно выразил мужскую ментальность сексуального поведения: овладеть женщиной, как предметом, утвердиться через ее обладание, завоевание вне связи с эмоциональной близостью. Женщина для мужчины – объект, который не имеет своих переживаний, мыслей, внутреннего мира, т.е. в «субъектности» женщине, как правило, отказано. Мужчина не принимает во внимание чувства женщины, они для него как бы вынесены за скобку, как нечто несущественное, совсем необязательное. Для женщины же, наоборот, именно чувства являются самым важным в отношениях с мужчиной и в сексуальном контакте». (Понятно, что тут речь не о тех женщинах, которые сделали своей профессией зарабатывание на удовлетворении мужской похоти).
Далее Шеховцова сравнивает отношения культуры и цивилизации, как отношения женщины и мужчины.
«Культура – это сфера человеческого духа, человеческих отношений, где выражены ценности взаимопонимания и уважения. Это сфера познания и понимания науки и искусства. Цивилизация – это техническая сфера обеспечивания взаимодействия человека с миром, сфера технических устройств, облегчающих человеку жизнь, но и требующая за это дорогую плату (ухудшение экологии, стресс, и так далее) Культура – это сфера субъектов, цивилизация – объектная сфера.
Таким образом, женщина в отношениях с мужчиной является субъектом и вступает с мужчиной в субъектные отношения. А мужчина относится к женщине, как к объекту. Таким образом, можно сказать, что отношения женщины и мужчины символизируют отношения культуры и цивилизации: душевность, тонкость, любовь, жертвенность, с одной стороны. И обладание, техника (ловкость, хитрость – перевод техне с греч.), напор – с другой стороны».

Теперь предлагаю вернуться к тому вопросу, который мы обозначили: кем же все-таки является Ева Адаму?

Чтобы разобраться, о чем действительно идет речь, обратимся к тексту Библии. Еврейский оригинал книги Бытия повествует далеко не о помощнике. Употребленное здесь слово «эцер» куда глубже по содержанию, чем это видится на первый взгляд.
Так православный богослов и историк профессор (1878-1972) предлагает переводить семитское ЭЦЕР, как «ВОСПОЛНЯЮЩЕЕ БЫТИЕ». «Ева выступает не просто помощницей, а той, которая будет стоять лицом к лицу с ним, с Адамом».

Такой перевод наполняет значение союза мужчины и женщины совсем иным смыслом. Муж и жена могут стоять лицом к лицу, как бы созерцая друг друга, проникая в глубины один другого, наполняясь новым содержанием. Они могут видеть друг в друге всю красоту образа Божиего .
Перед нами открывается сама вечность, которая через любовь соединяет двух в единое целое. Именно поэтому, как писал французский философ-экзистенциалист Габриель Марсель, сказать человеку: Я тебя люблю – то же что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь». Это же выражение мы встречаем и у .
Иначе говоря, речь идет не столько о помощи в труде, в функции рождения детей, а о восполнении самого бытия.
И тогда получается, что содействие в труде, рождение и воспитание потомства мыслится, скорее, как последствие этого восполнения.
Выше мы рассматривали метафорическое назначение женщины и мужчины как социальное назначение культуры и цивилизации.
Муж обладает тем, чего не достает жене. А жена имеет то, чего не хватает природе мужчины. Она та, через которую он может стать чем-то большим. Он тот, посредством кого она вырастет в свою полную меру. Это различие – не взаимоотталкивающее, а взаимодополняющее и взаимообогощающее.
Они вместе только потому, что различны. Итак, согласно Библии, в совместной жизни Адама и Евы происходит полное изменение жизни человека, расширение его личности, Бог таким образом приводит человека к полноте бытия.

Так было задумано.
Но грехопадение все изменило. Изменились отношения между полами. В современном обществе между культурой и цивилизацией нет диалога и сотрудничества.

3. Каковы источники возникновения и развития блудной страсти?

4. Как же развивается блудная страсть?

5. Блуд как следствие гордости.

Уже говорилось о том, что возникновение страстей – это результат грехопадения. Иными словами, в момент, когда человек решает обойтись без Бога, ставит себя на Его место, переполненный гордостью, тщеславием и самообманом, искажается наша природа.
Таким образом, любая человеческая страсть является следствием гордости – высокомерным намерением человека устроиться в этой жизни самостоятельно, без Бога.
Мы знаем также, что все страсти связаны между собой и влияют одна на другую.
Блуд тоже является следствием гордости. Каким же образом это связано? Святые отцы считают, что если бы Господь дал возможность диаволу полностью нами властвовать, то бесы разодрали бы нас на части. Но, по милости Божией, Господь попускает в нас действие дьявольской силы настолько, насколько мы можем выдержать, противостоя ей. И когда человек пребывает в гордыне (а она ослепляет), не может видеть в себе гордости – тогда Господь, чтобы его смирить, попускает блудному бесу напасть на него. И, видя и терпя эту пагубную, всегда заметную для него и всегда мучающую его страсть, человек может определить, что он горд .
Святые отцы считают, что бесу блуда попущено в нас действовать именно для того, чтобы смирить гордыню , потому что эта страсть настолько омерзительна, что каждый старается ее таить, скрыть, стыдится ее, не выпячивает. Но и тут наше время отличается тем, что блудом в его самых различных проявлениях гордятся и превозносятся.
Таким образом, мы видим, что бес блуда связан с бесом гордыни. Гордому промыслительно попускается особо сильная блудная брань, чтобы меньшим грехом излечить больший, слабейшей болезнью – сильнейшую. Но если человек сам вовремя смирит себя, то ему не понадобится это жестокое врачевание .
Господь же, иногда не спешит давать человеку освободиться от блудной страсти, чтобы не развилась гордость – самая опасная страсть.
Это нам помогает понять, что появление блудной страсти часто оказывается результатом нашей гордости или осуждения другого человека.
Хороший пример приводит . Он рассказывает о том, что в какой-то момент на него напало сильное искушение блудной страсти. Он решил во чтобы то ни стало справиться с этим искушением. Стал подниматься в гору, читая молитвы. Но брань не прекращалась, а только усиливалась. В какой-то момент он вдруг вспомнил, что недавно осудил женщину за блудную страсть. И осудил сурово. В тот момент он не подозревал о возможной силе этой страсти, видимо, в глубине себя превознесся над ней. Как только он вспомнил этот эпизод, покаялся в своем осуждении, страсть оставила его.
Это как раз пример того, что страсть нам посылается для удержания нас от гордыни. Она призывает к смирению и покаянию. Призывает к тому, чтобы не осуждать ближнего своего.

6. Блудная страсть и любовь.

На наших глазах начинают исполняться предсказания Святых отцов. Кажется, в истории человечества не было такого всеобъемлющего напора сексуальности, как в наши дни. Не осталось ни одной сферы социальной жизни, которая была бы не задействована в этом процессе. В ход пущено все: литература, искусство, телевидение, кинофильмы, музыка, реклама, мода, интернет, компьютерные игры. Сексуальное воспитание в школе так, как оно проводится, тоже служит развитию этой страсти. В сознании людей внедряется мысль, что воздержание для человека вредно, а удовлетворение похоти – полезно. Необходимость удерживать плотские вожделения преподносится как «опасное дело, травмирующее психику». Целомудрие, скромность и стыдливость объявляются «комплексом неполноценности». Вокруг сексуальности выросла и богатеет огромная индустрия порнографии, растлевающая сердца молодежи и подростков.
Мы постоянно помимо своей воли подвергаемся потоку сексуальных стимулов.

В то же время нам надо помнить, что Библия нас не отворачивает от плотской любви. Священное предание своей основой всегда базировалось на Священном Писании.
Мы знаем, что в Библии нет ничего случайного. Обратимся к Песне Песней. Эта книга была включена в Священное Писание позже всех других. Среди иудейских богословов шли споры о каноническом достоинстве Песни Песней. Некоторые из них говорили, что книга, в которой даже нет упоминания имени Божьего, не может быть священной. Однако книга вошла в канон и была принята христианской Церковью.
При буквальном толковании мы видим в этой книге изображение земной любви. Главное содержание книги – это чувства влюбленных. Священник Г. Павский пишет, что два любящих лица – юноша и девица – выражают друг другу нежную и сильную любовь свою и превозносят друг друга до небес, сравнивая со всем, что могло представиться им прекраснейшего и великолепнейшего.
Между тем существует еще и мистико-аллегорическое толкование . Это не означает, что второе толкование исключает первое. Богословы считают, что нет оснований полностью отвергать буквальное толкование, поскольку Библия как книга, обращенная ко всем людям, не может обойти такую важную сторону человеческой жизни, как земная любовь. В ней раскрывается воля Божия о человеке. Ведь любовь и брак заповеданы нам свыше: «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (). Любовь в Песне Песней изображена, как мощная сила, которая одолевает все преграды.
И любовь здесь моногамна по своей природе. Поскольку для Жениха Невеста«единственная». Оба они находят в другом человеке свое второе я, без которого не могут жить. В радости соединения двоих осуществляется замысел Бога, конечная цель которого – единство и гармония всех. Мы можем относиться к земной любви как к школе, подготавливающей нас к высшей форме любви – любви к Богу.
Теперь о мистическом смысле.
Глубокий мистический смысл Песни Песней заключается в том, что земная любовь здесь становится символом отношений между Богом и человеком. Слово Божие учит нас о высоком достоинстве чистой человеческой любви. И брак в Церкви – это одно из ее таинств. Православный богослов С. отмечал, что это единственное из семи таинств, основание которому было положено Богом изначала, еще в Ветхом Завете.
Не умеющий любить людей, Бога не сумеет любить. Вот почему любовь, настоящая любовь так опасна для врага. Любящие люди всегда подвергаются нападкам врага, всегда искушаются. Любовь укрепляется испытаниями. А если она разрушается, то что-то было уже не то в сердце человека. Видимо, были там и лукавые мысли, и жажда повелевать, и надмеваться над другим. Возможно, за любовь принималось что-то совсем иное.
Отличить любовь от иного чувства, сохранить ее, пронести через свою жизнь – это путь к Богу. Это подвиг духа.

7. Суть блудной страсти в контексте смысла и назначения любви, исходя из Нового Завета.

В том греховном состоянии, в каком мы существуем на земле, нам не познать Бога полностью. Он нам открывается только отчасти. Но мы можем двигаться в этом направлении, продолжать этот поиск на протяжении всей жизни.
В связи с этим получается, что оставлять свою любовь, предавать ее, уходить в блуд – это оставлять Христа. Наверное, неслучайно, что именно христианство – это полное Откровение Бога Троицы – принесло людям откровение о моногамном браке, в котором можно расти и развиваться духовно. А супружеские венцы приравнялись к венцам мученичества, потому что сохранить любовь, пронести ее через жизнь – это подвиг духа.
Человек именно через любовь может снова вернуться к своей нарушенной целостности, обрести полноту своего бытия в мире. Это возможно через общение в любви с другими людьми, миром и Богом. В такой своей полноте Бог не открывался людям ни в какой другой религии. Именно в христианстве нам явилась великая тайна и откровение Бога Троицы – Бога Любви.

А где мы можем научиться любви, как не в своей семье, как не в христианском браке? Ведь не случайно для христианина семья – это малая .
Именно любовь приближает нас к познанию Бога, обучает чему-то такому, что раньше нам было не доступно. Хотя где-то в глубине души мы всегда знали, что это такое. Ведь каждая человеческая душа, по слову (жившего на рубеже 2 и 3 веков) – христианка. Мы несем эту память, это знание Христа с рождения. Вот только в своем интеллектуальном блуде теряем это знание.
«В Новом Завете (грех любодеяния) получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они сделались членами Тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним… Любодей казнится смертью душевной, [от него] отступает Святой Дух, согрешивший признается впавшим в смертный грех… залог неминуемой гибели… если этот грех не уврачуется благовременно покаянием». Епископ .
Любые отношения человека, любая деятельность, в которой нет присутствия Духа Святого, приводят к тому, что в душе поселяются бесы. А Бог удаляется все дальше.
Апостол Павел гово­рит: ничто не должно обладать мною… тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела… Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа ().
«Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (), – говорит Священное Писание… Усиленно сопротивляйся демону блуда; не соглашайся увлечься помыслом, потому что от искры разгораются угли и от дурной мысли умножаются дурные пожелания. Старайся истреблять и воспоминания о них». Преподобный .
В Библии о любви сказано много. Вот что мы встречаем о ней в посланиях апостола Павла:
«Все у вас да будет с любовью» ()
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ()
«…постоянно любите друг друга от чистого сердца» ()
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил и предал Себя за нее» (; )
А так пишет о любви : «Любовь - удивительное чувство, но оно не только чувство, оно - состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг вижу его сущность. Конечно, когда я говорю «вижу», я не хочу сказать «постигаю умом» или «вижу глазами», но - «постигаю всем своим существом». Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту, например, красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: «Боже мой! До чего прекрасно!» Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась».

8. О целомудрии.

У каждой страсти есть ее противоположность. Блуду противостоит целомудрие.
Однако ошибочно думать, что целомудрие – это понятие, которое касается только телесных отношений.
Целомудрие заключается в том, чтобы с мудростью хранить цельность своей души, а при вступлении в брак, и души другого человека. Целомудрие превращает телесные отношение в браке в благоговейное соединение двоих. Такое соединение двух людей телесными отношениями является как бы завершением того единства, которое живет в их душах.
Воспитанием целомудрия современного ребенка не занимается, к сожалению, сейчас ни школа, ни общество. Это приводит к печальным результатам.
Десакрализация интимной сферы, снятие покрова романтической тайны (недаром – таинство брака!) с любовных отношений влечет за собой нарушения в переживаниях любовного чувства как чего-то личного и касающегося только двоих. В результате эти нарушения ведут к подавлению либидо, к оскудеванию репертуара любовных переживаний. Психотерапевты в последнее время отмечают юношескую импотенцию среди молодых здоровых юношей, так хорошо знающих сексуальную технику по эротическим фильмам. Т.о. происходящие процессы в душевном устроении молодого человека лишают его в будущем полноценных любовных переживаний, в том числе и сексуальных. Возникают препятствия для создания полноценной семьи.
Те, кто занимается воспитанием детей: родители, воспитатели, педагоги должны помнить, что целомудрие – это чувство, которое дается человеку с рождения, и в дальнейшем должно быть сохранено, взлелеяно, и бережно взращено. Трудности этого процесса заключаются в том, что на целомудрие непосредственное влияние оказывает вся среда, в которой развивается и формируется сегодняшний человек.
Как все самое ценное и чистое, целомудрие, прежде всего, формируется и развивается в семье. По крайней мере, семья может заложить тот фундамент чистоты и прочности, который всегда поможет ребенку в трудную минуту противостоять греху. И даже, если человек падает, то именно основы любви, верности, чести, привитые в детстве, дают ему силы подняться, обратиться к покаянию.
Семья начинается с верного выбора. Как хочется сделать верный выбор и не ошибиться. Сделать выбор на всю жизнь!

9. Проблема супружеской неверности.

Внебрачные отношения (прелюбодеяние) – практически мало исследованная область супружеских отношений. Научное изучение их с помощью опросов, хотя бы и анонимных, является сложным делом, поскольку получаемая информация связана с традиционно не одобряемым в обществе явлением, а, значит, может быть неполной или искаженной. При всех изменениях сексуальной морали последних десятилетий в сторону большей терпимости, например, к добрачным связям, отношение к внебрачным связям значительно менее терпимое.
Что же толкает человека к внебрачным отношениям?
Хочется отметить, что зачастую мотивом, приводящим к неверности, является эмоциональная неудовлетворенность в браке одного или обоих супругов. Что же это такое?
Эмоциональная неудовлетворенность, тоска, уныние….
«Узнал я, что бес уныния предшествует бесу блуда и уготовляет ему путь», – пишет (Леств. Сл.27, 49).
Это утверждение согласуется с тем, что привыкание, ощущение потери новиз­ны от отношений – все это порождает, в частности, уны­ние. И избавиться от этого состояния люди пытаются не глубоким анализом этого состояния, не работой по поиску причины внутри себя, а решают эту проблему внешним способом, через внешние объекты или новые отношения.
Однако, как известно, внутреннюю пустоту ничем кроме Бога не заполнить. И поэтому многие супружеские пары изначально обречены проходить через кризисы. Мужчина и женщина могут состоять в брачном союзе, но испытывать и тоску, одиночество и бессмысленность бытия.
Современный человек все больше приучается бежать от внутренней боли. Ситуация в семье часто может приводить к состояниям, когда нам больно. Ведь больно бывает от самых близких людей. Внутренняя психологическая боль многими светскими психологами трактуется, как что-то инородное, что надо быстрее убрать, сделать так, чтобы стало комфортно и легко. Это противоречит православному подходу.
В новых отношениях человек пытается справиться с той внутренней пустотой, которая в нем существует, путем страстных переживаний новизны чувств и отношений. И часто не понимает, что глубинная причина этой пустоты в его оторванности от Бога. Искать Бога в себе задача не легкая. Она требует духовного мужества, терпения. Тем более, если дается такое искушение, как страсть.
Страсть привлекает, возбуждает, манит. В ней есть опьяняющая радость и ожидание, что вот теперь-то я и буду счастлив.

Однако, если мы желаем духовно возрастать, то к своим кризисам внутренним и внешним, к своей боли мы должны развернуться с уважением. И посмотреть на происходящее с нами с безусловным доверием Богу. И именно у Него черпать силы для того, чтобы справляться с ситуацией. Выдерживая ситуацию и все труднопереносимые чувства, связанные с ней, мы духовно развиваемся. Одновременно наши отношения имеют шанс на развитие. Если же мы, просто избегаем боли, заглушаем ее блудными отношениями (или любой другой формой зависимости), то тем самым мы утрачиваем возможность глубинной личностной трансформации в Боге .

10. Обычные заблуждения, характерные для нарушения супружеской верности.

Возвращаясь к пороку прелюбодеяния, можно сказать, что он, помимо самого страстного влечения, а иногда просто похотливого желания, основывается еще и на нескольких вполне на­ивных повторяющихся заблуждениях.
Позволяющий себе неверность в браке супруг убеждает себя, что «никто не узнает» его похождений. Но ведь сердце чувствует, что мистически это не только не сокрыто ни от кого, но об этом знают вообще все: и небо, и земля, и дети, и жена или муж. И это сначала на не­осознаваемом уровне, а затем откроется воочию. Из святоотеческой литературы мы знаем, что сопутствующими страстями, которые поддерживают блуд и взаимно усиливают друг друга, являются уныние, тщеславие, объедение и пьянство.
Еще одна иллюзия состоит в том, что в отношениях телесных будто бы нет духовной порочности. Это действительно иллюзия. Человек как существо целостное не может не участвовать в каждом процессе целиком. Моногамный брак подразумевает от человека (мужчины или женщины) полного,целостного участия в супружеских отношениях. Участия духа, души и тела. И именно нежелание участвовать целиком (а это происходит при супружеских изменах) приводит к усилению внутренней расщепленности, а тем самым к удалению от Бога.

11. Духовный аспект нарушения супружеской верности.

Мы помним из Евангельского сюжета, что целостная структура человека (дух-душа-тело) была нарушена грехопадением. Человек мучительно страдает из-за нарушения своей целостной структуры. Прийти же к целостности возможно только освободившись от страстей. Блудная страсть (как впрочем, и любая другая страсть), усиливает эту расщепленность.
Она разрушает структуру личности. Ведь человеку приходится скрываться, обманывать, заботиться о том, чтобы не узнали об этом муж или жена. И даже если эта страсть совершается довольно открыто, она, тем не менее, внутренне опустошает человека, духовно его обессиливает. А это приводит к тому, что происходит отчуждение души от тела. В результате частой смены партнеров человеку все труднее чувствовать любовь или даже симпатию. В какой-то момент, он с удивлением отмечает, что просто перестает испытывать какие-то чувства. А зачем? Ведь они только мешают, приводят к привязанности. Это неудобно, больно, некомфортно.
Чувства начинают отделяться от разума, от тела. Если вдруг и возникло какое-то чувство, то его надо подавить. Это лишнее, это мешает, создаст ненужные проблемы. Таким образом, человек приучается просто сексуально использовать другого человека. А к своему телу относиться как к машине. Начинается просто погоня за получением сексуального удовольствия, которое удивительным образом притупляется. Ведь все приедается. И блуднику требуется все больше новых отношений, новых связей. Но, к сожалению, все они перестают удовлетворять.
И действительно – это всегда некое душевное омертвление, пугающая пустота одиночества. Блудник – это образ духовного странничества. Недаром блудные дела называются похождениями. Блуд, блуждания, заблудший, потерянный, богооставленный – все это один смысловой синонимический ряд.

12. Психологический подход к проблеме нарушения супружеской верности.

Мы касаемся сейчас важных вопросов. Они настолько сложны, что давая какие-то схемы и жесткие правила, мы рискуем совершить непоправимую ошибку. Понятно одно, что сексуальные отношения только в браке в полной мере достойны, чисты и прекрасны. Однако, и там, если желание сексуального наслаждения ставится выше, чем добрые отношения и преданность супругов друг другу, то интимные отношения могут превращаться во зло. В этом случае утрачивается истинная духовная сущность брака как возможность совместного возрастания в полную свою меру во Христе.

При психологическом консультировании семьи сразу можно заметить, что понятия измена и верность носят субъективный характер. Каждый партнер супружеской пары и супружеская пара в целом имеют свое собственное представление о верности и измене. Понятно, что в православных семьях такое представление существует более определенно. И этот момент является положительным фактором, когда приходится консультировать православную семью.

По-разному рассматривают семейные кризисы светские и православные психологи. Соответственно, и выходы из них предлагаются тоже разные.
Тема отношений мужчины и женщины неисчерпаема. Здесь легко скатиться как в один полюс (ханжество и морализаторство), так и в другой – последовать девизу, что миром правит любовь, а, следовательно, позволено и оправдано все то, что мы именуем любовью.
И все же хочется отметить, что мы не призываем к тому, что надо сохранять любые отношения, во что бы то ни стало. Все мы совершаем ошибки. Есть браки, которые изначально деструктивны. Возможно, решение о вступлении в брак принималось без должной степени ответственности и без молитвенного предстояния перед Богом. Тогда развитие отношений в браке может идти не в сторону взаимного возрастания в Боге, а создает угрозу для физического или психологического состояния одного из супругов или детей. При таком варианте возможным положительным выходом для разрешения этой ситуации будет являться развод.
Довольно часты случаи в практике консультирования, когда люди обращаются и с тем, что они утратили способность любить и не способны на длительные отношения. У них всегда есть партнеры, но в душе одиночество и боль. Это касается и мужчин, и женщин.
К сожалению, происходящие в обществе процессы по «легализации секса» не могут не коснуться всех сфер, в том числе и принципов психологического консультирования. В этом контексте, как следствие ду­ховной и профессиональной деградации выглядят советы теперь уже многих секулярных психологов, призывающих к тому, что если, мол, у вас половая несовмести­мость с мужем (женой), или депрессия, или еще какие-то трудности, то – заведите себе любовницу (любовника). Это не выход из ситуации. А всего лишь способ загнать проблему вглубь.

Мы ошибаемся, если думаем, что Церковь запрещает прелюбодеяние про­сто из принципов христианской морали. Не в этом дело. В браке муж и жена образуют особое единство, а блуд создает трещину, раскол, черную дыру. Если в единстве брачного союза в семье ощущалось присутствие Духа Святого, и это была какая-то невыразимая словами теплая обстановка любви и доверия, совместной деятельности и радости, то после совершения прелюбодеяния постепенно эта внутренняя атмосфера семьи разрушается.
Часто дети начинают сразу реагировать на то, что происходит между родителями. Как самое слабое звено они первыми «берут на себя» ответственность за грехи родителей. Вирус греха передается им. Не всегда, но довольно часто дети начинают плохо учиться, появляются проблемы в поведении, возникают разного рода зависимости. В опыте консультирования сталкиваешься постоянно с тем, что детские проблемы – это последствия глупости и гордыни родителей.
Существуют семьи, в которых родители довольно цивилизованно расстаются, делая все возможное, чтобы развод как можно меньше отразился на детях. Такое, к счастью, тоже встречается.

Как было сказано выше, только психологически мы не в состоянии справиться ни с одной страстью. Человек своими силами не может сделать ничего. И только обратившись за помощью к Духу Святому, мы способны меняться и продвигаться на пути своего исцеления.
Но что же все-таки делать, если у людей действительно существует несовместимость? В этом случае надо разбираться в каждой конкретной ситуации , но твердо знать, что нравственное падение не дает ни ду­шевного, ни физического комфорта. Напротив, такие советы порождают еще целый ряд проблем и пережи­ваний.

13. Гомосексуализм.

На природу гомосексуальности ни в медицине, ни в психотерапии нет однозначного ответа. Видимо, как и во всех отклонениях (перверсиях) – они происходят вследствие того, что нарушена целостность человека; и в иерархии дух-душа-тело телесное удовольствие занимает первое место.
Можно посмотреть на проблему гомосексуальности и таким образом: это две личности, два человеческих существа, изначально «согласившихся» на то, чтобы остановиться на душевно-плотских отношениях. Мужчину и женщину Бог создал для того, чтобы именно в своем союзе, в своем соприкосновении на всех уровнях бытия была проделана ими в браке духовная работа, приносящая плоды.
Проживая совместно в нормальном браке свое различие, преодолевая свою ограниченность вместе, на уровнях тела, души и духа, два человека – мужчина и женщина совершают подвиг в своем духовном развитии. Однополые гомосексуальные отношения не могут иметь положительного духовного смысла, они основываются на отрицательной, демонической духовности и сурово осуждаются святыми отцами.
Как в браке есть своя тайна, тайна благочестия, Истины и Правды, так и в блуде и в гомосексуальных отношениях тоже есть тайна, но тайна беззакония и греха. Тайна благочестия не навязывает себя, а смиренно и кротко возвышается над нами. Тайна же блуда – манит, заигрывает, прельщает, обманывает, липнет.
Чтобы противостоять блуду психологически, необходимо противостоять в себе развитию «блудного сознания».
В лечении зависимостей довольно много внимания уделяется психологическому душевному аспекту. Чтобы найти правильные ориентиры, необходимо видеть, в какие ловушки ложных психологических установок мы попадаем, если невнимательны к тому, что нам преподносят в виде неких аксиом.
Религиозно-нравственное нормирование половых отношений предполагало умения человека владеть собой, своими влечениями, желаниями (владение нервно-психическими процессами, моторно-двигательным аппаратом). Это было владение духа над плотью . Владение собой начинается с овладения словом, своим сознанием. Когда человек «сползает» с духовного уровня на душевный или плотский, тогда на­чинается процесс потери власти над собой. Че­ловек, не владеющий своими собственными эмоционально-волевыми процессами, теряет себя.

14. Невротическая сексуальная зависимость как страх перед смертью.

Одержимость сексом помогает современному человеку скрывать свой страх перед смертью. Мы, люди ХХI-го века, практически не защищены от этого страха, поскольку утратили веру в бессмертие своей души, которой были вооружены поколения, опиравшиеся на христианские догматы. И в связи с утратой веры утеряна общезначимая цель в жизни. Смерть у человека неверующего вызывает страх, и соответственно, мысли о ней практически всегда подавляются.
Получается, чтобы доказать свое бытие, свою потенцию, человек стремится постоянно доказывать себе, что он жив. Психотерапевты экзистенциального направления считают, что половая активность – это самый удобный способ заглушить внутренний ужас перед смертью, поскольку смерть есть символ абсолютной импотенции, полного бессилия и конечности.
Свою внутреннюю опустошенность, состояния одиночества, связанные с отсутствием духовной жизни, человек, еще не вступивший в брак, пытается заполнить плотскими душевными переживаниями. Он даже не понимает, что проблема его состояния лежит в другой плоскости. И в этом случае блуд становится чем-то сродни наркотику. Действительно, сексуальные отношения без любви способны давать на какое-то время успокоение, а потом все возвращается с еще большей силой.
Таким образом, возникает зависимость от ощущений, связанных с блудом. Она формируется и развивается, как и прочие формы зависимостей.
И, как любая форма зависимостей, в своем глубинном варианте – это наше неосознаваемое, непереносимое переживание чувства богооставленности.
В практике семейного консультирования существует форма работы, когда к консультанту обращаются пары перед вступлением в брак. И вместе с ним будущие супруги проясняют мотивы своего решения, наличие общих ценностей и смыслов, то есть того основания, на чем будет строиться семья.
Эти консультации проводятся с целью помочь молодым людям сделать верный выбор при создании семьи, прояснить несоответствие в ценностях, в вопросах воспитания будущих детей – определить тем самым зону потенциального конфликта.
Очень часто бывает, что основой, основным мотивом при создании семьи служит сексуальное влечение. Если это является основной причиной, то несомненно, что при утихании этого влечения люди начинают испытывать неудовлетворенность в браке.

15. Психологические аспекты избавления от блудной страсти на основе аскетического учения борьбы с помыслами.

Человек, захваченный страстью, постепенно разрушает свою личность.
Первый шаг к освобождению от страсти-зависимости – это осознание, что зависимость сформировалась, и что она уже владеет тобой. До тех пор, пока человек думает, что он в любой момент сможет справиться самостоятельно, он находится в «очаровании» , т.е. не способен реально оценить действительность и погружается в зависимость все больше. Сознание при этом всегда находит оправдание любому поступку .
Если есть осознание ситуации, осознание своего бессилия и желание избавиться от страсти, то, значит, и дадутся силы и возможности с этим справиться. «Сила Моя в немощи совершается» ().
Господь начинает помогать человеку тогда, когда он, осознавая свое бессилие, тщетность всех своих усилий, взывает к Нему о помощи.
Современному человеку, ориентированному на внешнюю жизнь и деятельность, необходимо учиться проявлять внимание к «своему внутреннему человеку», то есть обучаться внимательному наблюдению за своими мыслями и чувствами. А также без лукавства осознавать, каким образом формируются наши страстные желания, как мы им потакаем, интеллектуально оправдываем. Одним словом, используя святоотеческую терминологию, нам следует обучаться трезвению и «духовной брани».
Необходимо помнить, что самому человеку без Божией помощи с искушениями не справиться. Но если просишь, даются благодатные силы противостоять им.
Работа с помыслами – это целое искусство. Начинаем с наблюдения себя.

16. Как вести работу по самонаблюдению.

Работая с клиентами, я часто рекомендую на некоторое время отложить «пленение». Сказать себе – это от меня никуда не денется. И посвятить пять-десять минут тому, чтобы описать процесс «захвата помыслом». В сознании эти стадии иногда очень трудно отследить. Когда мы записываем, то постепенно начинаем улавливать, что за чем следует. Тренируется наше внимание к внутренней жизни, «внутреннему человеку». И вот после таких тренировок человеку все лучше удается улавливать начало – прилог. Все это начинает удаваться только тогда, когда получается наблюдать за процессом внутренней брани немного со стороны.
Важно помнить и такой момент, что психика наша очень консервативна, инертна. Чтобы переучить себя мыслить и чувствовать иначе, требуется довольно много времени. Обязательно будут «падения». Однако не стоит опускать руки. Надо вновь и вновь продолжать борьбу. Любой опыт «падений» должен максимально осознаваться.
Падения должны нами проживаться с сокрушением и покаянием, но не приводить к отчаянию. Для развития процесса наблюдения за помыслами полезно вести дневник. Прописывайте в своем дневнике все моменты падений и побед. Описывать следует как бы со стороны, стараясь быть бесстрастным. И тогда навык работы с помыслами будет развиваться, что позволит вырваться из плена греха.
Опираясь на святоотеческое учение борьбы со страстями, мы рекомендуем «алгоритм» освобождения от страсти, предлагаемый святителем .
Однако надо помнить, что это всего лишь схема. Конкретный живой пример работы всегда и сложнее, и многограннее.
В данном случае приводится пример работы с блудной страстью – зависимость от просмотра порносайтов.

17. Для достижения успеха необходимо сформировать крепкое намерение.

Первое, что необходимо – это прояснить и укрепить мотивацию. А для этого надо ответить (желательно письменно) на ряд вопросов:

  1. подумать о том, как будет хорошо, когда я преодолею страсть блуда меня наладятся отношения с девушками, в дальнейшем я смогу создать хорошую семью; уйдет тревога, напряжение; я стану радостнее, внутренне свободнее…)
  2. почему мне не хочется бороться со страстью (я не верю, что у меня это получится; мне придется уделять этому время, у меня его мало, мне надо обращать внимание на свою внутреннюю жизнь, а я это не умею….)
  3. описать последствия страсти (страх, что это повлечет за собой одиночество, не будет устойчивых отношений, не будет семьи, я все больше замыкаюсь от людей, привыкаю снимать напряжение и тревогу таким способом и не знаю, как это можно делать иначе…)
  4. твердо ли я решаюсь на борьбу (см. п.1 да надо решаться, но справлюсь ли?)
  5. мобилизовать свою волю и попросить Бога о помощи (сам не справлюсь, но с Божией помощью справлюсь…)

Утвердиться в своем намерении (мотивации) – важно, поскольку именно тут мы будем черпать силы при неудачах и ошибках. Силы нам нужны для того, чтобы ни в коем случае не сдаваться, а продолжать работать над собой дальше. Успех обязательно придет, если набраться терпения и всегда помнить, что без помощи Бога в этой борьбе не устоять.
Вспомним, что страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога (приражения). По-славянски приразиться – значит столкнуться с чем-то.

18. Стадии формирования страсти.

Процесс формирования страсти условно разделяют на четыре стадии.
Первая стадия – увидеть в себе возникновение прилога.
Прилог возникает в сознании человека от впечатлений от увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом – диаволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия.Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его.
Вторая стадия – прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это также сочетанием или собеседованием с помыслом.
Третья стадия – это склонение к помыслу, или сосложение, когда воля человек уже подчинилась влиянию греховной мысли и человек уже готов перейти к действиям. Мы помним слова Господа в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы…( ). Грех начинается «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» ().
Четвертая стадия пленения помыслом. Греховный помысел переходит в действие (поступок, слова).

Для человека неискушенного в духовной брани заражение страстными помыслами происходит намного быстрее. Начальные этапы развития помыслов (прилог-сочетание-сосложение) часто проходят вообще не замеченными, и только на уровне пленения, если начинается борьба с развивающимися страстями, выходят наружу.
Мы говорили уже, что мысли наши далеко не всегда наши, а приходят от «врага». Зная это, Святые отцы предлагают не пугаться их, и не впадать в уныние от собственной греховности. Это и есть один из моментов духовной брани. Помыслов не нужно бояться , но и не нужно беседовать с ними . А также следует себя ограждать от искушений. Ведь каждый человек сам хорошо знает, что для него является ситуацией искушения.
Вот очень важный момент, на который обычные психологи не обращают внимания и даже не рассматривают. Нам же следует пристальнее вглядеться в него. То, о чем сказано ниже, открывается нам только святоотеческим опытом.
Необходимо воспринимать помыслы как что-то внешнее, не имеющее к нам отношения. Необходимо помнить, что самому без Божией помощи с искушением не справиться. А внутренне спокойно, трезво наблюдать за развитием помысла может человек, уже имеющий некоторый духовной опыт и очищенное покаянием сознание. В этом случае ему даются благодатные силы противостоять им.
Итак, желающему освободиться от страстей, надо обучаться тому, чтобы умерщвлять дурные помыслы в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: ). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) – прилог.
Начинать борьбу с помыслами необходимо с молитв ко Господу, святым и ангелу-хранителю. Это важно для того чтобы мы удерживались приписывать успехи духовной брани нашим собственным стараниям, а только помощи Божией.

19. Пример работы по самонаблюдению с помыслом блуда.

Пример тот же. Человек испытывает сильное искушение войти в порносайт….

Прилог
Я сегодня очень устал, пойду включу компьютер и расслаблюсь…
Что необходимо сделать, чтобы страсть не развивалась дальше: я же знаю, что обязательно зайду в порносайт. Господи, помоги мне удержаться!

Сочетание
Да ничего особенного, я просто включу и посмотрю почту, это ведь ничего не значит…
Чтобы помысел не развивался дальше надо переложить мысли на благое.
Да, но ведь я себя знаю, лучше, если я попробую расслабиться иначе. Пойду – покатаюсь на велосипеде… Я знаю, что для меня лучше избегать пока искушений.

Сосложение
Да ничего страшного, все сидят в этих сайтах. Никто от этого не умер. Да и вообще, почему именно сегодня. Ведь я сейчас устал и какой… вообще мне нужен велосипед?
Тут необходимо до наступления пленения суметь посмотреть на себя со стороны. Увидеть свою духовную слабость и как, по сути во внутреннем диалоге происходит общение и разговор с бесом. И тогда реально задать себе вопрос: что я выбираю Христа или дьявола? (Господи, помоги мне не предавать Тебя!)

Пленение
Да и вообще, причем здесь Христос? Я думать об этом не хочу…

Приведенный пример не может служить идеальной схемой во всех случаях. Внутреннюю жизнь человека конечно нельзя ограничивать схемами и алгоритмами. Но для лучшего понимания сути процесса нам приходится к этому прибегнуть. По-настоящему работа с помыслами – это и есть суть православной аскетики – науки из наук.
В монастырях монашествующие исповедовали свои помыслы старцу. Нам, мирянам, многим, лишенным духовного руководства, необходимо не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – и все это осваивать личным опытом духовной брани .
В идеале эта работа является частью аскетической практики , выработанной Восточным христианством. Она приводит к чистому сознанию, внутреннему безмолвию, к постоянному молитвенному предстоянию перед Богом – тому, что именуется в православной аскетике . Но это уже совсем другая тема для разговора. И нам следует здесь остановиться….

20. Заключение.
В заключении хочется еще несколько слов сказать о том, что страсть (любая, не только страсть блуда) ведет нас к несвободе, к внутреннему рабству. В Новом Завете апостол Павел сговорит: «К свободе призваны вы, братья!» ().
Мы же не умеем ею распорядиться достойно, плохо понимая, что это за чувство (оно способно вызвать тревогу) и подменяем свободу своеволием, тем самым попадая в рабство греха. Христианство – это дарованная нам возможность обрести свободу во Христе.
«И познаете истину, и истина сделает вас свободными» ()
Если мы хотим получить устойчивый результат в борьбе со страстью, то необходимо работать в направлении развития своего христианского мировоззрения.
Без личной укорененности в христианском сознании человеку с этой проблемой не справиться в силу того, что общество в целом, как оно сейчас относится к греху, является мощным фактором, порождающим искушения.
Процесс выстраивания христианского мировоззрения не быстрый, а временами трудный и болезненный, каким является процесс любого рождения. А здесь происходит рождение новой личности во Христе. Православная Церковь дает нам возможность принести покаяние. И это единственная возможность пересмотреть свои поступки, мысли и чувства, чтобы уйти от соблазнов повторения, и одновременно не впасть в состояние тоски и уныния от осознанности своей греховности и нищеты духовной.
У нас всегда есть выбор – умирать от голода в чужой стране, пася свиней, как это делал блудный сын, или вернуться в дом Отца.

  • святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Лепта Книга, 2007.
  • Шеховцова Л.Ф. Сексуальная революция женскими глазами// Педагогика. 2005, №7.
  • Страсть – одно из мощнейших человеческих чувств. Начальная стадия любви. В большей степени неосознанная, инстинктивная энергия. Ее невозможно вызвать искусственно путем эксперимента. Это чувство, которое каждый взрослый человек испытывал в своей жизни хотя бы раз. Это состояние, которое хочется проживать снова и снова. Поэтому человек, познавший это, бросается на поиски объекта страсти вновь.

    В результате эволюции природа создала не просто два различных тела, но и два различных типа мозга, два образа мышления. Поэтому мужская и женская страсть изначально разные по своей природе. Для того, чтобы страсть переросла в любовь необходимо понять и принять эти различия. В противном случае непринятие собственных проявлений в порыве страсти и неадекватные требования, выстроенные на основе некоего идеального образа к партнеру, зачастую приводят к разрушению отношений, которые даже не успевают укрепиться.

    Лучшее понимание психических и физиологических процессов у мужчин, переживающих страстные чувства, поможет женщинам во многом изменить свои представления о «загадочном» поведении мужчин. И в дальнейшем избежать ошибок в процессе создания более длительных любовных отношений.

    Наблюдая в современном обществе множество примеров зародившейся, но, увы, не состоявшейся любви между мужчиной и женщиной я прихожу к выводу, что именно не понимание и непринятие поведения партнера на переходном этапе от страсти к любви мешает продолжению отношений.

    Какой он мужчина в страсти? Почему он так себя ведет? Что собственно происходит? Этими вопросами задается каждая женщина. Постараемся на них ответить.

    Страсть это...

    На протяжении многих веков мы наблюдаем проявления мужской страсти в литературных произведениях, изобразительном искусстве, музыке, архитектуре, науке, подвигах. Все прекрасное, созданное мужчинами, все научные открытия, сделанные ими, личностные подвиги – все это во имя женщины и в порыве глубочайшей страсти. К слову сказать, все прекрасное, созданное женщинами (а они тоже умеют творить) создано в состоянии любви. Т.е. на следующем уровне проявления чувств и переживаний. Так что же такое страсть?

    Страсть - врожденный эмоциональный процесс, сильное, стойкое, доминирующее над другими побуждениями чувство человека. Безотчетное необузданное влечение, характеризующееся энтузиазмом и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи. Чаще всего слово «страсть» используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к этому партнёру. Страсть может приниматься, санкционироваться личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое.

    Основной признак страсти - ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов.

    Владимир Иванович Даль в своем определении страсти писал: «В животном страсти слиты в одно с рассудком, образуя побудку, в страстях животного всегда есть мера. Страсти человека, напротив, отделены от разумного начала, подчинены ему, но вечно с ним враждуют и никакой меры не знают». Это определение наиболее четко характеризует проявление страсти по мужскому типу. Поскольку процессом переживания страсти у мужчины охвачены глубинные структуры мозга. Об этом чуть позже.

    То, что объектом страсти может быть идея или предмет, тоже в большей степени относится к страсти по мужскому типу. Поскольку в женском варианте проявление страстного вожделения предметом или идеей не наблюдается. Это так же обусловлено в первую очередь физиологическими особенностями женского организма и ответными реакциями.

    Страсть выражаемая человеком ведет к самоутверждению, создает состояние радости, способствует проявлению целостности и придает смысл жизни.

    Как всё начинается. Биохимия процесса

    Мужчина – существо полигамное. Одновременно ему нравятся множество женщин. Он может проявлять знаки внимания к женщине даже на основе сиюминутного хорошего настроения. Зачастую за этим не нужно усматривать ничего большего.

    Первое, что происходит на этапе создания влечения – это запаховое опознавание. Индивидуальное сочетание бактерий на поверхности коже создает индивидуальное сочетание выделяемых ими газов, что в свою очередь образует неповторимый запах каждого человека.

    Этот запах содержит феромоны – продукт внешней секреции, выделяемый организмом, для привлечения особи противоположного пола. Феромоны сигнализируют о том, что партнер готов к спариванию. У людей действия этих химических веществ на мозг более слабые, но не менее важные. Так, в состав мужского пота входит химическое вещество андростенол, который привлекает женщин. А в состав женской вагинальной секреции входят вещества, именуемые копулинами. Как показали исследования, они повышают сексуальную привлекательность женщины в глазах мужчины. Кроме того, выяснилось, что мужчины более позитивно реагируют на запах, женщины в то время, когда у нее происходит овуляция. В этот момент решается, привлечет партнера запах или нет. Если нет, то какой бы классной не оказалась девушка, он ее не выберет. Потому что молекулы запаха, проникая в носовые пазухи, попадают не в мозг, а сразу в лимбическую систему. Это не осознаваемый процесс. Если запах подходит, в органе полового обоняния в носовой пазухе часть молекул запаха купируются и сохраняются, надолго подогревая периодически мозг небольшим выбросом. Это запаховое опознавание длится 10-15 секунд и необходимо для распознавания совместимости иммунных систем. Если иммунные системы не совместимы, это отразится на потомстве.Следующая стадия распознавание эндокринных систем – гормональных статусов. Длится следующую минуту на уровне нейронных определителей.

    Дальше стадия телесной симпатии. Здесь срабатывают бессознательные идеалы красоты: формы тела и их размер, цвет волос, тембр голоса и т.д. Внешняя привлекательность женщины играет для мужчины большое значение. Исходя из своеобразного типа мышления, ему необходимо разглядывать, создавать зрительный образ и дополнять его собственными фантазиями. Обычно мужчина обращает внимание на 1-2 особо привлекательные черты женщины.

    Возникнет ли страсть, зависит от этих совпадений. Проходят эти стадии у каждого индивидуально: от 15-20 минут, до суток. И если все это совпадает, начинается первая стадия любви – страсть.

    Когда опознавание произошло, инстинкты определяют это как стрессовую ситуацию, давая сигнал в гипоталамус. В гипоталамусе находится центр удовольствия и неудовольствия. На этом уровне происходит оценка: она мне нравится.

    Гипоталамус участвует в регуляции внешних проявлений эмоционального поведения путем управления соматическими (мышц лица и конечностей) и вегетативными (железы и мышцы внутренних органов) реакциями. Далее гипоталамус избирательно раздражает разные зоны мозга. В частности гиппокамп с его способностью реагировать на сигналы маловероятных событий и включать в качестве компенсаторной функции при недостатке информации эмоции. Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, механизмам оценки внешних сигналов и реагирования на них в соответствии с принципом доминанты.Так же гипоталамус запускает симпатический отдел вегетативной нервной системы, выполняет активирующую функцию. Он включается в момент напряжения для мобилизации специальных ресурсов организма, обеспечивая готовность к дополнительным активным действиям. Гипоталамус в свою очередь выделяет кортикотропин в кровь. Кортикотропин, достигнув надпочечников, побуждает производство адреналина и норадреналина в надпочечниках. Включается адреналиновая фаза. Адреналин вызывает учащение сердцебиения, сужение сосудов брюшной полости, мускулатуры, слизистых, способствует расслаблению мускулатуры кишечника, расширению зрачков, ускоряет белковый обмен, снижает мышечную массу, повышает температуру тела, увеличивает потоотделение. Норадреналин сужает сосуды и повышает уровень артериального давления. Они позволяют мобилизовать ресурсы тела.

    Сигналы от моторной коры поступают к ядрам лицевых нервов и в стволе мозга, откуда по аксонам мотонейронов достигают лицевых мышц. Происходит взрывной эффект. Эта реакция проявляется в том, что в крови мужчин повышается уровень содержания тестостерона – мужского гормона. Который заставляет мужчину начать охоту и отражать нападение. Уменьшается уровень серотонина. Весь этот химический и психический компот и порождает состояние страсти. Для мужчины это чувство как долгожданный, свежий глоток, дающий невероятное количество сил, бурю эмоций, невероятного подъема мотивации.

    Психология мужской страсти

    Увеличение тестостерона включает бессознательный инстинкт звериной охоты, но на осознанном уровне мужчина не видит перед собой объект истинной охоты. Такой диссонанс часто приводит к замешательству. Поэтому в порыве страсти в отношении женщины мужчина зачастую ведет себя не решительно. Женщине проще обеспечить мужчине безопасную территорию и создать все условия для того, чтобы мужчина сделал свой первый шаг.

    В отношениях, основанных на страсти, удовлетворение своих желаний у мужчины стоит на первом месте. В таком состоянии мужчина хочет испытывать яркие любовные эмоции, быть с женщиной, но не готов привязываться.

    Во время страстной влюбленности у мужчины тестостерон впрыскивается в кровь пятью или семью волнами в сутки, причем наивысшая волна идет при восходе солнца – приблизительно вдвое более высокая, чем любая другая.

    У мужчины на уровне мозолистого тела количество нейронных связей, обеспечивающих взаимообмен информацией между левым и правым полушарием, на 30% меньше чем у женщины. Логика и эмоции мужчины существуют практически отдельно друг от друга. Поэтому мужчина в той или иной ситуации либо эмоционален, либо аналитичен. В период страстной влюбленности жизнь мужчины не ограничивается только объектом страсти, существуют другие жизненные, профессиональные задачи. И поскольку для получения результата (а мужчина по своей специфике нацелен на конечный результат, в отличие от женщины, для которой важен процесс) ему необходимо сосредоточится на выполняемом в данный момент деле, а биохимические процессы в организме не угасают, состояние страсти распространяется на все действия. В этот период колоссально возрастает эффективность во всех его сферах деятельности. Невозможность быть постоянно рядом с женщиной (семь раз в сутки) делает объектом страсти любой процесс, раскрывая в мужчине творческий потенциал.

    Первый секс и привязанность

    Физиология мужчины заставляет его думать в первую очередь о теле женщины, о разных способах как этого добиться, а не о романтических отношениях. Главный эрогенный орган мужчины – его мозг! Его воображение! Создавая образ своей избранницы в любых ситуациях, позах, во всякой одежде и без нее мужчина вынуждает работать свою лимбическую систему практически на износ. Высокий уровень гормонов и нейромедиаторов требует срочной разрядки – нужен секс, и именно с ней.

    Телесный контакт возбуждает эрогенные зоны. Импульсы от них поступают в мозг. Тот в свою очередь дает команду выпустить допамин (гормон удовольствия). Допамин, повышает сексуальную возбудимость и потребность в занятии сексом. Копулин вырабатываемый во влагалище женщины, действует на мужчину как наркотик. Он помогает расслабиться и избавиться от стресса. Попадая в организм мужчины, копулин в 1.5 раза повышает уровень тестостерона.

    Во время секса у мужчины активируются только особенно глубинные древние участки мозга. Центр секса расположен в гипоталамусе, который у мужчины в несколько раз больше чем у женщины. Приняв во внимание то, что гипоталамус стимулируется тестостероном, которого у мужчины в 20 раз больше чем у женщины, мужчина готов заниматься сексом в любое время и в любом месте.На этой стадии стимулирующее воздействие на мозг оказывают фенилэтиламин, а также, возможно, допамин и норэпинефрин.

    Фенилэтиламин усиливает процессы метаболизма в организме человека и снижает аппетит. Кстати, он присутствует в некоторых природных веществах, таких как какао и розовая вода (вот почему конфеты - такой популярный подарок). Перечисленные вещества стоят в одном ряду с так называемыми амфетаминами - возбуждающими средствами, под воздействием которых возникает состояние эйфории.

    При половом акте в гипофизе мужчины выделяется вазопрессин – гормон вызывающий привязанность. Появление в крови этого гормона вызывает у мужчины теплые, нежные чувства к женщине. И только теперь происходит личностное восприятие женщины. На такие изменения восприятия влияет и женский гормон – окситоцин, который мужчина получает от женщины во время секса. Он вызывает благожелательное расположение, позволяет верить словам конкретного человека, Этот гормон в женском организме участвует сразу же после родов в формировании отношения мать-ребенок. Такие же психоэмоциональные переживания испытывает мужчина сразу после секса, как после рождения.

    После первого секса наступает дофамина - эндорфиновая стадия страстности. Дофамин предает партнеру определенный эмоциональный контраст уникальности и единственности. Инстинкт властно говорит, что тебе необходимо быть именно с этим партнером. Возникает состояние аналогичное кокаиновому опьянению. Эта стадия может длиться около 3-х лет, или до рождения ребенка.

    Важной причиной вступления в брак для многих мужчин является всего лишь желание иметь регулярный секс, к тому же без угрозы заразиться, которой чреваты случайные связи.

    Больше всего на свете мужчина боится оказаться эректильно дисфункциональным в глазах своей жены или другой любимой женщины. Прежде всего в половом, а так же в финансовом смыслах. Для мужчины очень многое в жизни связано с работой, со средствами, которые она дает, с ее социальным статусом. Вместе с потерей места или собственного дела мужчина теряет уважение к себе самому. А как известно, человек с униженным чувством собственного достоинства и муж плохой, и любовник неважный, и отец никакой.

    Поэтому рождение ребенка вызывает состояние достигнутого результата с новым повышением тестостерона и новым витком страсти. И в то же время женский окситоцин укрепляет привязанность мужчины к любимой.

    Для тех, кто ищет страсть, сообщаю: она – повсюду, ее – много.

    Страсть к еде ….

    Сколько людей, живущих на нашей планете, обожают покушать. Странно, но есть такие, которые просто живут ради того, чтобы ощущать вкус продуктов и блюд. Основной контингент таких людей – мужчины. Об этом догадаться не трудно. Они ни за что не пропустят ресторанчик, который расположен по дороге домой. Холодильник – их лучший друг. Но как же они раздражаются, если их любимая женщина «совершает налет» на еду. И не потому, что им жалко съеденное количество пищи: они боятся, что их пассия поправиться (в плане весовой категории).

    Страсть к фотографии

    Фотоаппарат в руки – мир «полетел». Человеку, который любит фотографировать, ничего, в общем-то, кроме снимков, и не нужно. Красивые пейзажи, необычные ракурсы, природные красоты…. Все то, что «вмещается» в фотоаппарат – неземное, бесценное сокровище для человека, увлеченного искусством фотографии. Кстати, знаю одного «фотомана». Он даже, в свои двадцать восемь, жениться не собирается, так как считает, что женщина будет сильно мешать его хобби. Недавно он открыл мастерскую и купил очень дорогой фотоаппарат. Вот так и появляются самые счастливые люди на земле.

    Страсть между мужчиной и женщиной

    Но есть страсть интереснее, приятнее и таинственнее: страсть мужчины и женщины…. Как, сразу же, после написания этих лов, со строк, повеяло романтикой и нежностью…. Ее столько, что даже глаза, читающие это, начинают мечтать о страсти. Подарим глазам немного страсти и романтического настроения. Только сильно не увлекайтесь: читать о страсти и испытывать ее – две разницы большие, которые не подлежат никакому сравнению.

    Страсть, очень часто, путают с любовью

    Но этого делать нельзя: любовь и страсть ходят рядом, а не являются синонимами. Постараюсь объяснить разницу. Любовь – это чувство, которое любит брать и отдавать. Она – бескорыстна, чиста, непорочна и легка. Когда любишь – идешь на все, ради любимого человека. Когда любишь – взаимность не является обязательным составляющим чувства. Людей, которые любят, «вырастают крылья». Эти крылья – невидимы, но они уносят влюбленного человека высоко, за облака.

    Страсть – прекрасное, но эгоистичное чувство

    Оно «берет», у человека, все: время, пространство, мысли, ощущения, сознание, внутренний мир….. И ее не бывает без взаимности. Именно взаимность и порождает страсть. Она похожа на огонь, на бесконечное, невероятно сильно пламя, которые сжигает все на своем пути. Очень сложно в ней не сгореть. Если вам это знакомо – вы поймете значение каждого слова и прочувствуете его.

    Страсть напоминает свечу, которая быстро загорается, но так же быстро может и погаснуть от дуновения ветерка. Никогда не угадаешь тот момент, когда страсть «попрощается» и исчезнет.

    Страсть женщины к мужчине

    Женскую страсть легче сохранить на более долгое время. Она может жить, с помощью любви. Когда женщина влюбляется, она делает все, чтобы чувства прекрасно гармонировали между собой, и не «убили» друг друга. Когда женщина чувствует, что страсть остывает, она «наколдовывает» следующее:

    1. Уделяет больше своего внимания и времени своему избраннику. Она и так старается всегда быть рядом, но тут – особый случай, который нужно не упускать.
    2. Реже видеться с подругами и знакомыми. Кто-то понимает ее такое поведение, кто-то осуждает ее, считая, что променять подруг на мужчину нельзя. Но у нее просто нет другого выбора и выхода.
    3. Старается не задерживаться на работе, по случаю корпоративной вечеринки. Нельзя сказать, что она – любительница тихой жизни. Многие женщины просто жить не могут без праздников
    4. Пишет любимому красивые сообщения, в которых затрагивает тему любви и ее отношения к нему. Женщины, как правило, умеют писать красиво. И не только сообщения на мобильный телефон. Вспомните, как многие из вас, записывали все происходящее с вами, в ваш личный дневник, и прятали его, чтобы никто не «украл» из него секретную информацию.
    5. Часто вспоминает о первой встрече, о первом поцелуе, о романтических моментах. Вообще, печально признавать, что, о таких моментах, чаще всего, вспоминает именно женщина. Мужчина предпочитает жить исключительно настоящим и будущим.
    6. Проводит интимные эксперименты в постели. Пожалуй, этот момент - более чем приятен мужчине. Кстати, статистика утверждает, что многие представители мужского пола обожают разные товары из интим – магазина. Но тут огромный минус в том, что такое «обожание» понимают и принимают не все «прелестные создания.

    Страсть мужчины к женщине

    У мужчины – другая страсть. Он испытывает ее, находясь рядом с каждой женщиной, которая ему симпатична. Чего нельзя сказать о женщинах: они, влюбляясь, хранят эту страсть, пронося ее, даже, сквозь долгие годы. Не все, конечно, такие. Я говорю о тех женщинах и девушках, которые умеют любить по – настоящему.

    Мужчине, в интимной жизни, не очень важна страсть. Для него главный фактор – симпатия к женщине, с которой он состоит в отношениях. Волнует ли его вопрос о взаимности? Да, но он не является доминирующим. Так уж устроены мужчины: секс, страсть, любовь – своего рода, «родственницы» инстинктов, которые частенько переплетаются между собой, составляя нечто единое целое.

    И мужчина, и женщина знают, что страсть – не вечное чувство. И когда наступает момент, когда ее уже невозможно вернуть какими-либо «уловками», они компенсируют чувство страсти любовью, которая все еще, пылает (или пытается пылать) в их сердцах.

    Страсть нельзя купить или искусственно создать. Она – либо есть, либо ее нет. Без любви, конечно, сложнее жить, чем без наличия страсти. Однако есть много мужчин и женщин, для которых, страсть – необычный и необходимый наркотик. Для них важна страсть в глазах, в чертах лица, в мимике и жестах. Когда ее нет, им начинает казаться, что чувства прошли, и отношения продолжать не имеет смысла.

    У каждого – свои приоритеты . С ними не поспоришь, их не переделаешь. И это, собственно говоря, ни к чему: страсть – не конструктор, и не пластилин, из которого можно слепить все, что угодно и когда угодно.







    

    2024 © rukaraoke.ru.